Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Культура и цивилизация

Культурология

Культура и цивилизация

Все, что я говорил о массовой культуре, относится к культуре внешней. Но есть еще и внутренняя культура" та культура, которая стала второй природой для человека, от нее нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.

Существуют внутренние, глубинные основы культуры, их нельзя перевести в стереотипы и штампы, на их основе нельзя создать какие-то техники или технологии, используя которые можно было бы автоматически стать культурным человеком. Помните, что я говорил о Моцарте - нет таких техник и технологий, которые позволили бы стать Моцартом. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Пушкиным, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьезным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил.

Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все ее материальные и духовные проявления: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры, ее стиль.

Такой человек как бы попадает на силовые линии культуры и движется по ним, они ведут его от открытия к открытию. Моцарт не выдумывал, не вымучивал музыку, она сама "прорастала", сама жила в нем во всем богатстве ее звуков, гармоний, мелодий. Пушкин купался в стихии языка, чувствуя тончайшие нюансы слов, рифм и размеров, прекрасный и могучий русский язык - целостная культура говорила через поэта.

Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Культурная форма в данную эпоху одна, она только проявляется в каждой сфере по-разному. Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своем собственном деле. Помните, как Эйнштейн советовал математикам заниматься музыкой?

Русский поэт Осип Мандельштам писал, что появившиеся в XIX веке железные дороги изменили ритм и строй русской прозы. Казалось бы, какое отношение имеют железные дороги к литературе? На самом же деле железные дороги изменили ритм жизни в целом, сблизили разные концы страны, сделали наглядным наступление новой технической эры, и это не могло не отразиться на литературе, на мироощущении писателей.

А открытие микромира послужило еще более мощным толчком для создания новой культурной формы: она проявилась и у художника В. Кандинского, первого абстракциониста, со взрывающейся на его картинах материей, и у писателя А. Ремизова в его ритмической прозе, и у поэта Андрея Белого с его фантастическим описанием (в двадцатых годах) взрыва атомной бомбы и т.п.

Интересно, что в развитой культуре даже маленькому художнику или ученому, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удается добиться серьезных результатов. В Китае в средние века была очень высокая поэтическая культура: стихи писали все - от императора до портного, и было большое количество, к сожалению, нам не известных, крупных поэтов. Люди с детства росли в атмосфере поэзии.

Высочайшая культура живописи в XVI - XVII веках в Голландии дала миру не только великих мастеров, но и большое количество интересных художников.

В России стать признанным поэтом труднее, чем где-либо, поскольку уровень российской поэзии настолько высок, поэзия в России, как и средневековом Китае, настолько массовое явление (по крайней мере была таковым до последнего времени), что для того, чтобы подняться выше общего уровня, нужно обладать совершенно необыкновенными способностями.

Внешняя культура называется цивилизацией. Цивилизация характеризует уровень господства общества над природой и над самим собой - это совокупность машин, механизмов, каналов, плотин, домов, материалов, законов, упорядочивающих человеческие отношения и т.д. Так, например, была древнеегипетская культура: мифы

сказания, религия, литература; древнеегипетская цивилизация: техника обтесывания камней для пирамид, машины и механизмы, позволяющие строить пирамиды, рыть каналы, делать оружие; законы, регулирующие жизнь общества (охраняющие власть фараона и касту жрецов, разносящие всех граждан на разные классы и сословия и т.д.) Между культурой и цивилизацией нет прямой зависимости. Достижения цивилизации помогают развитию культуры: изобретение книгопечатания позволило сохранить и размножать достижения культуры. Но очень часто страны, в которых цивилизация была развита незначительно, вносили огромный вклад в обще человеческую культуру. Россия в XIX веке была малоцивилизованной страной, но русская литература этого века - великое культурное достижение.

Избранные тексты

Культура и цивилизация

"У каждой души есть религия. Это лишь иное наименование ее бытия. Все живые формы, в которых она выражается, все искусства, доктрины, обычаи, все метафизические и математические миры форм, каждый орнамент, каждая колонна, каждый стих, каждая идея в глубине глубин религиозны и должны быть таковыми. Отныне они не могут уже быть таковыми. Сущность всякой культуры - религия; следовательно, сущность всякой цивилизации - иррелигиозность. ...Кто не нащупывает этого в творчестве Мане по сравнению с Веласкесом, Вагнера - с Гайдном, Лиссипа - с Фидием, Феокрита - с Пиндаром, тот ровным счетом ничего не смыслит в искусстве...

Это угасание живой внутренней религиозности, постепенно формирующее и наполняющее даже самую не значительную черту существования, и есть то, что в исторической картине мира предстает поворотом культуры к цивилизации, ...стыком двух времен, когда душевная плодовитость известного рода людей оказывается навсегда исчерпанной, а созидание уступает место конструкции. Если понимать слово "не плодотворность" в его первоначальном смысле, то оно обозначает стопроцентную судьбу мозговых людей мировых городов, и к числу совершенно уникальных моментов исторической символики относится то, что поворот этот обнаруживается не только в угасании большого искусства, общественных форм, великих систем мысли, большого стиля вообще, но и совершенно телесно в бездетности и расовой смерти цивилизованных, отторгнутых от почвы слоев - феномен, неоднократно замеченный и оплаканный в римскую и китайскую императорскую эпоху, но неотвратимо доведенный до завершения.

Перед лицом этих новых, чисто умственных образований не должно быть никаких сомнений относительно их живого носителя, "нового человека", на которого с надеждой смотрят все упадочные эпохи. Это бесформенно наводняющая большие города чернь вместо народа, оторванная от корней городская масса, охлос (толпа - В.Г.), как говорили в Афинах, вместо сросшегося с природой и даже на городской почве все еще сохраняющего крестьянские повадки человека культурного ландшафта. Этот завсегдатай александрийской и римской агоры и его "современник", новейший читатель газет; это "образова-нец", все тот же приверженец культа духовной посредственности, для которого публичность служит местом отправления культа, тогда и нынче; это античный и западный любитель театра и злачных мест, спорта и злободневной литературы...

Экспансивность всякой цивилизации, империалистический эрзац внутреннего, душевного пространства пространством внешним также характерны для нее: количество заменяет качество, углубление заменяется распространением. Не надо смешивать эту торопливую и плоскую активность с фаустовской волей к власти. Она лишь свидетельствует о том, что творческая внутренняя жизнь пришла к концу, и духовное существование может поддерживаться только внешне, в пространстве городов, только материально".

(О. Шпенглер. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. С. 545-548)


Описание предмета: «Культурология»

Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, а также памятники, явления и события материальной жизни людей.

Источниками культурологии являются: - исторические науки: гражданская история, история конкретных наук, история искусства и отдельных искусств, история педагогики, история религии и др.; - прикладные исторические дисциплины: архивоведение, музееведение, библиотековедение, краеведение, востоковедение и др.; - вспомогательные культурологические дисциплины: археология, геральдика, палеография, нумизматика, сфрагистика, текстология и др.

Основные понятия культурологии описывают внутреннее строение культуры: культурные ценности, субъект культуры и др.; характеризуют культурный процесс: культурное наследие, культурные традиции и др.; связывают культуру с другими ответвлениями общественной науки.

Литература

  1. Кузищин В.И. История Древнего Востока. – М.: Высшая школа, 2007. – 464 с.
  2. Ксавье Барраль-и-Альтэ. История искусства. – М.: АСТ, Астрель, 2009. – 192 с.
  3. И.Е. Суриков, В.С. Ленская, Е.И. Соломатина, Л.И. Таруашвили. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 792 с.
  4. И.Е. Суриков, В.С. Ленская, Е.И. Соломатина, Л.И. Таруашвили. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. – М.: Языки славянской культуры, 2009. – 792 с.
  5. Б.В. Григорьев, В.И. Чумакова. Intercultural Communication / Межкультурные коммуникации. – М.: Петрополис, 2008. – 404 с.
  6. И.А. Карышева. Старинное описание цивилизаций Солнечной системы. – М.: Шемшук и К, 2011. – 112 с.
  7. Под редакцией Алексея Малашенко и Сергея Филатова. Религия и конфликт. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. – 288 с.
  8. С.И. Шлекин. Русский космизм. Проблемы иррационального знания, художественного чувства и научно-технического творчества. – М.: Либроком, 2011. – 344 с.
  9. Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова. История философии XIX - начала ХХI века. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2011. – 304 с.
  10. К.Граветт, Д.Николь, Р.Шартран, К.Дюрам, М.Харрисон, И.Хит. Северные завоеватели. Норманны и викинги. – М.: Эксмо, 2013. – 448 с.
  11. И.Е. Суриков. Полис, логос, космос: мир глазами эллина. Категории древнегреческой культуры. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. – 302 с.
  12. И.А. Александров. Кризисы философии, культуры и цивилизации. Кризисы России. О взаимосвязи и взаимодействии президента России с космосом в процессе исторического развития России. – М.: Ленанд, 2014. – 344 с.
  13. И.Г. Белецкая, Е.В. Шипицова. Мифы и легенды Древней Греции. Сотворение мира. Титаномахия. Олимпийские боги. Билингва греческо-русский. – М.: Ленанд, 2015. – 240 с.
  14. И.Е. Суриков. Античная Греция. Ментальность, религия, культура. Opuscula selecta I. – М.: Языки славянской культуры, 2015. – 720 с.
  15. И.К. Ларионов. Концепция формирования и стратегия развития социально-экономической системы России в условиях глобальной трансформации: Научный доклад. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 34 с.
  16. И.Г.Белецкая, Е.В. Шипицова. Мифы и легенды Древней Греции. Сотворение мира. Титаномахия. Олимпийские боги. – М.: Ленанд, 2018. – 240 с.
  17. С.И. Шлёкин. Русский космизм. Проблемы иррационального знания, художественного чувства и научно-технического творчества. – М.: Ленанд, 2017. – 346 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Культура и религия в современных государственно-церковных отношениях
Религиоведение
Курсовая работа
43 стр.
История античных государств
История государства и права
Реферат
17 стр.
Этический кодекс государственного служащего
Государственное и муниципальное управление
Диплом
110 стр.
Опыт стратегического развития малых городов европы
Культура речи
Диплом
70 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Клеопатра
Доброе утро, спасибо вам большое за консультацию)