Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Повышение квалификации и внутрифирменное обучение

Менеджмент персонала

ОПРОС Результаты опроса на сайте www.profy.ru Вы заинтересованы в получении дополнительных знаний? да, в области информационных технологий 112 да, в финансовой сфере 56 да, в юриспруденции 45 да, хотел бы улучшить знание иностранного языка 150 да, в области рекламы и маркетинга 59 ОПЫТ КОМПАНИЙ Екатерина Дубровина, менеджер по персоналу ООО «Рексофт» Организация процесса обучения При организации процесса обучения в любой компании важны поставленные цели и ресурсы, выделенные для выполнения задачи: люди, время, средства. Предпосылки для организации процесса обучения в компании: - непрерывность образования всех сотрудников компании (это помогает сохранить конкурентоспособность на рынке и преодолеть отставание, если оно существует); - внедрение новой техники, технологий, современных продуктов, в том числе нового программного обеспечения, коммуникационных возможностей, которые создают условия изменения технологических процессов. Сегодня компании, обладающие современной системой инженерного труда и программами непрерывного образования, выходят на лидирующие позиции. Непрерывные изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала. В сфере производства программного обеспечения технологии меняются каждые полгода, поэтому важно не упустить все изменения. Для любой компании более эффективным и экономичным является повышение отдачи от уже работающих сотрудников при непрерывном обучении, чем привлечение новых работников. Целями компании при организации процесса обучения являются: - овладение сотрудниками умением и навыками определять, понимать и решать проблемы; - Организация непрерывного профессионального обучения. (Компания не должна отставать по уровню подготовки сотрудников от своих конкурентов); - Организация и формирование персонала управления; - Воспроизводство персонала (подготовка кадрового резерва); - Адаптация новых сотрудников к правилам работы в компании, к её традициям; - Внедрение нововведений. Целями сотрудника, работающего в компании, являются: - Поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации (для инженеров-разработчиков ПО уровень квалификации и его поддержание имеет очень большое значение); - Приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности (это не только изучение новых языков программирования, но и изучение иностранных языков, изучение навыков управления проектами и людьми и т.д.); - Развитие способностей в области планирования и организации производства. Процесс обучения в компании Рексофт начинается с момента поступления нового сотрудника на работу, то есть новый сотрудник становится участником «Процесса обучения» (наименование процесса дано в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО-9001, по которому сертифицирована наша компания) с первого рабочего дня. Процесс обучения непрерывен для сотрудника до момента увольнения из компании. Одним из первых шагов является составление и корректировка Плана обучения сотрудников. План обучения разрабатывается для каждого вновь поступающего сотрудника на период адаптации, по осуществлении мероприятий плана обучения эти планы трансформируются в План обучения сотрудников компании на текущий год, который составляется в декабре предшествующего года. План обучения новых сотрудников готовят непосредственные руководители после проведения собеседования с новым сотрудником. В плане обучения устанавливаются цели, которых должен достичь новый сотрудник по окончании испытательного срока. У каждого нового сотрудника есть свой куратор. Куратор должен передать знания новому сотруднику в прикладной области, объяснить, по каким правилам компания работает с клиентом, за что (или за какие процессы) отвечает новый сотрудник. Пока работа кураторов не оплачивается, но введение оплаты - в планах компании. Потребность в обучении остальных сотрудников устанавливается путём анализа запросов сотрудников и начальников отделов. На основе этих запросов составляется ежегодный план обучения. Корректировка плана может проходить ежемесячно. Менеджер по персоналу собирает информацию по обучающим и консультационным фирмам, проводит мониторинг тренинговых центров и информирует сотрудников о новых семинарах и курсах. Список участников обучения утверждается начальниками отделов и подразделений. По окончании обучения каждым сотрудником готовится отчёт, который анализируется непосредственным руководителем. Если тема семинара актуальна для сотрудников всей компании, то отчёт публикуется в интранете (внутренняя информационная система компании). Принципы составления бюджета на обучение: (опыт компании «Рексофт») 1. В конце года менеджер по персоналу производит анализ затрат на обучение за текущий год. 2. Собирает данные по планированию семинаров на следующий год у различных консалтинговых и обучающих компаний, учитывая текущую стоимость семинаров. 3. Собирает запросы на обучение у сотрудников. 4. Запрашивает данные у руководства о развитии компании на следующий год (на какое количество сотрудников планирует вырасти компания). 5. Производит расчёт затрат на обучение с учётом роста числа сотрудников. 6. Сумма с обоснованием сообщается руководству компании. Руководство компании решает: какое обучение будет приоритетным для компании и называет сумму, которая может быть реально выделена для бюджета. Бюджет составляется на каждый месяц, т.к. существует сезонность - как у фирм по обучению, так и в бюджете компании. 7. Каждый месяц данные по расходам на обучение заносятся в документ «Затраты на обучение». Информация о расходах одновременно поступает и в бухгалтерию. Александр Грузин, заместитель генерального директора - директор по персоналу и экономической безопасности АО «ЛОМО» Сотрудников могут учить сотрудники. За деньги Задача повышения квалификации персонала является сегодня на ЛОМО одной из приоритетных. Для организации повышения квалификации сотрудников у нас создан учебный центр, который в 1999 г. получил лицензию на право ведения образовательной деятельности. В настоящее время обучение, подготовка и переподготовка персонала ведется по 43 основным профессиям, в том числе по всем оптическим, механосборочным специальностям. Организованы курсы целевой подготовки - то есть обучения конкретным знаниям и навыкам - специалистов предприятия на основании заявок руководителей подразделений по 5 направлениям: начальная подготовка пользователей ПК, применение ЭВМ в инженерной практике, система управления качеством продукции, бухгалтерский учет и налогообложения, курсы по изучению английского языка. Обучение проводят сотрудники ЛОМО, сторонние преподаватели приглашаются только на английский язык и бухгалтерский учет. Сроки обучения зависят от программы и могут составлять от двух недель до одного месяца. Это обучение с частичным отрывом от производственной деятельности, для сотрудников ЛОМО проводится бесплатно. Действуют в центре также курсы целевой подготовки специалистов сторонних организаций по работе с приборами ЛОМО. Некоторые из них - медицинские и спектральные - относятся к сложным, требующим специальной подготовки потребителей. На договорной основе специалисты ЛОМО обучают потребителей правилам эксплуатации и текущему ремонту приборов. Такие группы формируются регулярно. Обучаются как российские специалисты, так и (реже) - зарубежные. Это приносит какие-то средства учебному центру, но рассматривается предприятием прежде всего как дополнительный сервис к сложным продажам. Возможности Учебного центра рассчитаны на обучение в среднем 300 человек в год (из них сторонних - до 5%). Фактически результаты 2000 года оказались значительно выше: прошли теоретическое обучение и повысили свои разряды 429 рабочих предприятия; 144 специалиста ЛОМО изучили требования Системы Обеспечения Качества продукции (СОК) - ЛОМО в 2000 году получило сертификат соответствия СОК требованиям международного стандарта качества серии ИСО 9000, которая, в свою очередь, требует серьезной подготовки персонала по изучению нормативных документов - стандартов качества, разработанных на ЛОМО. Обучение проходят работники всех служб предприятия, включая руководителей подразделений и членов Правления. Преподает помощник генерального директора по системе обеспечения качества Аркадий Давидович Забежинский, обладатель международного сертификата компании TUF. В связи с внедрением новых технологий прошли обучение 28 специалистов. Как правило, этот вид обучения у нас проходят специалисты, работающие на новом приобретенном оборудовании. Обучают представители заводов-изготовителей. К примеру, такое обучение прошли рабочие на новых швейцарских механообрабатывающих станках, на новом оборудовании мини-типографии фирмы Xerox, на новой технологической линии быстрого прототипирования. 15 человек завершают у нас подготовку на курсах по изучению английского языка. Это сотрудники дирекции маркетинга и продаж, которым английский необходим для улучшения качества работы с иностранными клиентами. Для сотрудников обучение проводится бесплатно. В 2000 г. 229 специалистов предприятия, в том числе 15 руководителей, прошли обучение и подготовку в других учебных заведениях города. В первую очередь это касается специалистов, которым требуется сертификация - например, работа с энергетическими установками и котлами, электрогазосваркой, лифтами и т.п., то есть речь идет о дисциплинах, на преподавание которых у нашего учебного центра нет лицензии. Руководители проходят курсы повышения квалификации (при Минэкономики, в международных учебных центрах). В каждом частном случае факторы, влияющие на принятие решение об обучении, индивидуальны: это и необходимость обучения для карьерного роста, и в связи с потребностями производства, и необходимость получения (подтверждения) сертификата. Этот год, можно сказать, был первым, когда смета по обучению была использована полностью. Прежде, на этапе выживания, денег на это не всегда хватало. Стабилизация финансового положения предприятия позволила приступить к серьезной кадровой политике. Планируя бюджет на 2001 г., мы исходим из того, что он будет увеличен почти вдвое: это позволяет нам выросшая прибыль и возросшие потребности в обучении работников эксплуатации нового оборудования. Основными статьями расходования бюджета станут: проведение обучения молодых специалистов с отрывом от производства, затраты на обучение специалистов в других организациях на основании заключения договоров, тестирование руководящих работников, выдвинутых в резерв, фонд работников предприятия, занятых производственной практикой студентов и техническое оснащение учебного центра. Тестирование резерва - для нас новое начинание, впервые будем проводить его в будущем году. Его задача - составить резерв на руководящие должности специалистов, подходящих для этих целей по личным качествам. А оплата специалистов ЛОМО, занятых обучением персонала, будет производиться на основании почасовых ставок, утверждаемых на предприятии. Оплата наставников молодых специалистов - по отдельному положению, наставников учеников рабочих - по договорам. Григорий Лукьянов, менеджер проекта Центр Технического Обучения Digital Design обучает МПС В рамках программы информатизации железных дорог Российской Федерации Центр Технического Обучения компании Digital Design начинает обучение сотрудников информационно-вычислительных центров и подразделений железных дорог и МПС по программе перехода на платформу Microsoft Windows 2000. Учебные курсы разработаны непосредственно корпорацией Microsoft. Программа состоит из двух независимых треков. Первый, продолжительностью 18 учебных дней, предназначен для специалистов, имеющих опыт работы с платформой Windows NT. Трек для специалистов без опыта работы с Windows рассчитан на 14 дней. Каждому слушателю выдается полный комплект учебных пособий, состоящий из технического руководства и набора компакт-дисков. Обучение пройдет в Санкт-Петербурге и в Москве. Преподаватели - ведущие специалисты Digital Design, имеющие статус сертифицированных тренеров MCT (Microsoft Certified Trainer) и опыт работы с программными продуктами Microsoft. До конца 2000 г. обучение пройдут специалисты Октябрьской, Московской, Юго-Восточной, Краснодарской, Сахалинской и других железных дорог. Первые группы приступили к занятиям в октябре. Новости - на http:/www.digdes.ru Справка: Центр Технического обучения Digital Design - авторизованные курсы по технологиям Microsoft (статус MS CTEC). В рамках партнерского соглашения открыт авторизованный центр тестирования VUE международной компанией Virtual University Enterprises в режиме on-line. Телефоны: 168 39 72, 168 59 71 Андрей Воробьев, менеджер корпорации APC, преподаватель Академии АРС Анна Альбова, менеджер по маркетинговым программам и PR корпорации APC В корпорации APC можно получить «академическое» образование С октября 2000 года в рамках программы для партнеров «Поставщик Надежности» начала свою работу Академия APC. Основная цель создания Академии - донести до специалистов и менеджеров компаний-партнеров информацию о структуре компании APC, ее новых продуктах, решениях APC по защите электропитания, по управлению электропитанием в форме планомерного обучения. В Академии АРС можно получить образование по четырем направлениям: 1. Курс для продавцов 2. Курс для технических специалистов 3. Курс по новым продуктам АРС 4. Доступ хорошо подготовленных технических специалистов партнеров и заказчиков в лабораторию АРС и самостоятельное тестирование решений АРС. Курс в Академии APC бесплатно могут пройти представители компаний, имеющих статусы: Autorized, Golden, Platinum, Solution. Он рассчитан на 1 день. Зарегистрироваться для прохождения курса АРС можно на сайте www.apc.ru. Курс рассчитан на один день. После курса обучения слушателям выдается сертификат, который действителен один год. Для обновления сертификата необходимо прослушать курс по новым продуктам и решениям, так как линейка APC постоянно пополняется новыми продуктами. Сдать тест можно очно и «заочно» - обратившись на сайт АРС. Корпорация APC всегда уделяла большое внимание образованию своих партнеров. В конечном счете, именно от грамотности и знаний наших партнеров и сотрудников зависит, как мы будем работать с клиентом, насколько профессионально будут создаваться проекты с ИБП АРС. Наш сертификат - это серьезное образование и серьезный экзамен для любого инженера. Академия АРС, тел. 095 / 929 90 95 НОВОСТИ Комитет по потребительскому рынку С 1 января 2000 г. введен в действие ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу», который предусматривает, что кассиры торгового зала и контролеры-кассиры должны обладать определенными знаниями для работы по своей профессии. Вместе с тем, проводимые проверки работы предприятий различных форм собственности показывают недостаточную профессиональную подготовку кассиров-операторов, что в ряде случаев приводит к негативным последствиям. В целях повышения профессиональных знаний и ответственности кассиров-операторов по осуществлению денежных расчетов с населением с использованием современных электронных контрольно-кассовых машин Комитет по потребительскому рынку и Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на базе Учебного комбината Комитета по потребительскому рынку и центра подготовки персонала ГНО РФ при Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу с октября 2000 г. организуют учебу кассиров. Программа обучения рассчитана на 14 часов. По окончании учебы кассирам-операторам будет вручен документ о прохождении обучения единого по Санкт-Петербургу образца. Ассоциация риэлтеров Санкт-Петербурга, 19.10.00 Риэлтеры устремились к бесконфликтному общению 17 октября в Ассоциации риэлтеров Санкт-Петербурга состоялось заседание Кадрового клуба. Перед руководителями и менеджерами риэлтерских фирм выступил известный психокорректор, член-корреспондент Международной академии информатизации Григорий Вселюбский. Риэлтеров интересовало, каким образом можно избегать конфликтов с неуравновешенными клиентами и как можно погасить возникший конфликт. Г-н Вселюбский рассказал о природе конфликтов и на жизненных примерах, проиллюстрировал схемы бесконфликтного общения. Особенно подчеркивая, что универсальных рецептов нет, специалист дал риэлтерам общую рекомендацию, которая напоминает одну из десяти христианских заповедей. "Надо принимать клиента таким, какой он есть, и любить его", - считает Григорий Вселюбский. Доп. информация: 277-79-65 Екатерина Боголюбова МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Дженнет Абакарова, аттестованный аудитор ЗАО «МКД» Внутрифирменное обучение работников: документальное оформление, отражение в учете, налогообложение Документальное оформление внутрифирменного обучения сотрудников В целях повышения квалификации и профессиональных навыков работников организация вправе на основании ежегодно составляемого плана (программы) обучения, утвержденного руководителем, проводить обучение своих сотрудников. Внутрифирменное обучение сотрудников проводится на основании приказа руководителя организации. Обучение может проводиться, например: С помощью обучающих программ, представленных в виде программного обеспечения или методических разработок; Сторонними специалистами, приглашенными в фирму, для проведения тренингов, семинаров, на основании заключенных с учебными учреждениями договоров. Включаются ли расходы на внутрифирменное обучение в себестоимость продукции (работ, услуг)? Если обучение проводится с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения ими своих трудовых обязанностей, повышения квалификации и переподготовки кадров, то в соответствии с пп. «к» п.2 и п.3 «Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 552, расходы на внутрифирменное обучение включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм. В иных случаях затраты на обучение списываются на сч. 80 «Прибыли и убытки» с последующей корректировкой налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли». Согласно п.3 Приказа МФ РФ от 15.03.2000 № 26н расходы на подготовку и переподготовку кадров подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) при условии заключения договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), а также зарубежными образовательными учреждениями. При этом общая величина расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать четырех процентов расходов на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Для обоснованного отнесения стоимости тренингов, семинаров в себестоимость продукции (работ, услуг), необходимо наличие договоров с образовательными учреждениями, проводящими тренинги, семинары; актов по оказанным услугам. Необходимо предусмотреть предметом договора «обучение сотрудников в целях повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров», т.к. в Постановлении Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 «Положение о составе затрат...» включение тренингов и семинаров в состав затрат не предусмотрено. Отражение в бухгалтерском учете операций по внутрифирменному обучению сотрудников и налогообложение На основании действующего Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению, утвержденных Приказом МФ СССР от 01.11.91 № 56 (с изменениями и дополнениями), в бухгалтерском учете расходы на внутрифирменное обучение сотрудников отражаются бухгалтерскими проводками: 1. При проведении обучения с целью повышения квалификации, подготовки и переподготовки сотрудников: ? с помощью приобретения обучающих программ: Д 08 К 60 Осуществление капитальных вложений в нематериальные активы Д 04 К 08 Принятие к учету обучающего программного обеспечения без НДС Д 12 К 60 Принятие к учету обучающих программ в виде методических разработок без НДС Д 19 К 60 НДС по приобретенным активам Д 26 К 05(13) Начисление амортизации за счет себестоимости ? сторонними специалистами, приглашенными в фирму, для проведения тренингов, семинаров, на основании заключенных с учебными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и соответствующую лицензию на образовательную деятельность, договоров: Д 26 К 60 Стоимость услуг по обучению сотрудников 2. При проведении внутрифирменного обучения непроизводственного характера: ? с помощью приобретения обучающих программ: Д08 К 60 Осуществление капитальных вложений в нематериальные активы непроизводственного назначения Д 04 К 08 Принятие к учету обучающего программного обеспечения (или методических разработок) с учетом НДС Д 12 К 60 Принятие к учету обучающих программ в виде методических разработок с учетом НДС Д 80 К 05 (13) Начисление амортизации за счет прибыли с последующей корректировкой налогооблагаемой базы по прибыли ? сторонними специалистами, приглашенными в фирму, для проведения тренингов, семинаров, на основании заключенных с учебными учреждениями, не имеющими государственной аккредитации и соответствующей лицензии на образовательную деятельность, договоров: Д 80 К 60 Стоимость услуг по обучению сотрудников непроизводственного характера. При проведении обучения сотрудников часто возникает вопрос о включении расходов по обучению в совокупный доход работников. Согласно действующему законодательству о подоходном налоге с физических лиц в налогооблагаемый доход физического лица не включается стоимость профессионального обучения на производстве, организуемого согласно ст.184 Кодекса законов о труде Российской Федерации, которая предусматривает индивидуальную, бригадную, курсовую и другие формы профессионального обучения на производстве за счет средств предприятия, учреждения, организации. Таким образом, если обучение входит в программу подготовки кадров организации, осуществляется не по личной инициативе работников, а по решению организации для повышения квалификации сотрудников в связи с производственной необходимостью, и не предусматривает получение высшего или среднего специального образования, а также обучения смежным и вторым профессиям, то, по нашему мнению, в соответствии с пп. «д» п.1 ст.3 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями) расходы на обучение как компенсационные выплаты, связанные с выполнением работниками трудовых обязанностей, не должны включаться в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемом периоде. P.S. В связи с принятием нового Плана счетов и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом МФ РФ от 31.10.00 г. № 94н, стоимость обучающих программ в виде методических разработок (учебники, пособия, вопросники и т.д.), начиная с 2001 г., необходимо учесть в бухгалтерском учете по дебету сч. 10 «Материалы». На основании части второй Налогового кодекса РФ от 05.08.00 г. № 117-ФЗ, принятого Государственной Думой 19.07.00 г.: «не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению единым социальным налогом суммы, связанные с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников организации». В налогообложении операций по внутрифирменному обучению сотрудников (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц) на сегодняшний момент на основании налогового кодекса (часть 2) изменений нет.

Описание предмета: «Менеджмент персонала»

Управление персоналом в единстве своих разнообразных функций, субъектов и методов выступает предметом науки « Менеджмент персонала».

Менеджмент персонала - сравнительно молодая наука. Хотя многие ее идеи и теории возникли в начале XX в. и даже раньше, долгое время они развивались в рамках различных наук, связанных с производством и деятельностью главным образом коммерческих, а также некоммерческих, прежде всего государственных, организаций. В зависимости от того, в русле каких наук исследовались и разрабатывались идеи управления персоналом, для характеристики этой науки использовались соответствующие термины. Так, в США менеджмент персонала развивался в основном в русле бихевиористских, поведенческих наук, что прямо повлияло на название этой дисциплины. Там, несмотря на то что процесс выделения менеджмента персонала в самостоятельную науку в основном завершился в 60-70-х годах XX в., он и сегодня называется по-разному: «организационное поведение» или «управление человеческими ресурсами» (иногда эти термины характеризуют относительно самостоятельные науки, причем «организационное поведение» трактуется как ядро, важнейшая составная часть «управления человеческими ресурсами»).

«Организационное поведение, — пишут американские авторы Г. Штраусс, Р. Милль и др., — представляет собой комбинацию по крайней мере двух старых наук в школах бизнеса: «человеческие отношения» и «управление», но эти науки также включили в себя элементы других дисциплин, в основном психологии и социологии. Политическая наука, экономика (по крайней мере те элементы, которые относятся к принятию решений и информационной экономике), антропология и психиатрия также повлияли на развитие науки об организационном поведении».

В Германии и некоторых других странах континентальной Европы наука управления персоналом была традиционно связана в первую очередь с экономикой предприятия, что нашло отражение в названии этой дисциплины — «экономика персонала» или «менеджмент персонала». И сегодня в ФРГ довольно часто данные термины употребляются как синонимы науки управления персоналом.

В СССР специальной науки «Менеджмент персонала» не существовало и отсутствовала важнейшая база ее предмета — рыночная среда, тем не менее управление кадрами исследовалось в рамках экономических, социологических и психологических наук.

Человек, будучи единым, участвует в производственной деятельности как ее многогранный субъект: и экономический — производитель и потребитель благ; и биологический— носитель определенной телесной конструкции и физического здоровья; и социальный — член определенной группы: семейно-родственной (член многодетной или бездетной семьи, обладатель определенного круга родственников и т.п.), демографической (мужчина или женщина, молодой или пожилой работник и т.п.), стратификационной (носитель определенного социального, в том числе профессионального, статуса и ранга), классовой (работник по найму или собственник), этнической (представитель определенной нации или этноса) и др.; и политический — гражданин государства, избиратель, член политической партии, профсоюза, других групп интересов; и правовой — обладатель определенных прав и обязанностей; и культурный— носитель определенного менталитета, системы ценностей, социальных норм и традиций; и нравственный — разделяющий те или иные нравственные нормы и ценностные ориентации; и конфессиональный — исповедующий религию или атеист; и эмоционально-волевой — обладающий определенным характером и психологическим складом в целом; и разумный — имеющий интеллект и определенную систему знаний.

Все эти и некоторые другие аспекты (роли) личности при определенных условиях в большей или меньшей степени воздействуют на поведение работника в сфере труда. Менеджмент персонала изучает и учитывает влияние всех аспектов человека на организационное поведение. В этом состоит главная специфика данной науки, определяющая ее подход к исследованию своего предмета, а также ее структуру и содержание.

Менеджмент персонала как наука существует на двух уровнях: теоретическом и прикладном. Цель теории менеджмента персонала - получение новых знаний путем описания и классификации явлений, установления причинно-следственных, функциональных и иных взаимосвязей и закономерностей между ними, прогнозирования типичных организационных ситуаций. Менеджмент персонала на прикладном уровне занимается вопросами изменения и преобразования реальных производственных ситуаций, разработкой конкретных моделей, проектов и предложений для повышения эффективности использования сотрудников. Между двумя уровнями управления персоналом существует тесная взаимосвязь: теория выступает методологией конкретного анализа и проектирования, данные же прикладных исследований составляют базу для построения гипотез и развития теории.

Комплексный, интегративный характер менеджмента персонала проявляется в структуре знаний управления персоналом как науки. Ее стержень, ядро составляют собственные, специфические знания, отражающие, во-первых, влияние различных характеристик работников на их рекрутирование (привлечение на предприятие), отбор и организационное поведение и, во-вторых, способы и приемы практического использования установленных взаимосвязей в целях обеспечения экономической и социальной эффективности организации. Кроме того, менеджмент персонала опирается и отчасти включает теории, касающиеся отмеченных выше аспектов человека. К ним относятся прежде всего следующие концепции.

1. Экономические теории, охватывающие разные направления экономической науки. Это прежде всего теории рынка труда. Выводы теорий рынка труда важны для выработки стратегии и принятия оперативно-тактических решений в плане привлечения рабочей силы, удержания ценных сотрудников на предприятии, стимулирования работников, снижения текучести кадров, стабилизации коллектива, формирования у персонала чувства преданности предприятию, укрепления корпоративной культуры и т.д. Важнейшее значение для управления персоналом имеют и другие направления экономической науки, в частности: теории планирования, лежащие в основе планирования персонала; экономическая информатика, дающая ориентиры для оптимизации информационного процесса в организации, а также экономические теории и методы, позволяющие определять затраты на персонал, принимать рациональные решения в области его комплектации.

2. Психологические теории. В менеджменте персонала используется целый ряд психологических наук и методов.

Выводы общей психологии важны для понимания природы личности, учета специфики характера, менталитета, ценностных ориентаций работников, восприятия ими стимулов и т.д. Психологические теории поведения, прежде всего бихевиористские концепции, составляют методологическую основу теорий мотивации. Психоанализ используется для оценки кадров в процессе тестирования. Социальная психология объясняет многие аспекты группового поведения: лидерства, сплоченности, конформизма, формальных и неформальных коммуникаций и др. Психология общения используется для налаживания оптимальных с точки зрения организационных целей межличностных коммуникаций.

Психология труда дает сведения о психической составляющей трудовой деятельности. Выводы различных отраслей психологического знания учитываются в процессе образовательной и воспитательной работы.

3. Социологические концепции. Их влияние на управление персоналом разнообразно. Оно проявляется прежде всего в теориях групп и организаций. Хотя эти теории выходят за рамки социологии, однако социология групп и организаций (организационная социология) прямо связана с управлением персоналом. Она раскрывает многие закономерности групповой деятельности, в частности обосновывает оптимальные варианты координации действий персонала в условиях непрерывно меняющейся внешней для организации среды. Организационная социология исследует влияние формальных аспектов организации (институциональной структуры, норм, каналов коммуникаций и т.п.) на поведение человека, в том числе на управление им. Широкое применение в менеджменте персонала находят методы эмпирической социологии: наблюдения, опросы, интервью, социометрический метод и т.д.

4. Трудовое и социальное право. Вся деятельность по управлению персоналом осуществляется в рамках закона, и прежде всего трудового и социального права, которые регулируют организацию труда и сам трудовой процесс, всю совокупность отношений работника с работодателем, непосредственным представителем которого выступает администрация. Трудовое право и вырабатываемые на его основе уставы предприятий и тарифные соглашения определяют права и обязанности всех участников процесса управления персоналом: администрации, линейных руководителей и кадровых служб, трудового коллектива и его органов, профсоюзов и некоторых других действующих на предприятии объединений, а также отдельных работников. Социальное право определяет деятельность руководителей и служб персонала в области социального обеспечения работников, их социальных прав.

Перечень используемых менеджментом персонала наук и теорий можно было бы продолжить, включив в него и некоторые политологические теории, анализирующие проблемы власти и управления на первичных уровнях социальной организации, к которым принадлежит и такая организация, как предприятие.

Предмет менеджмента персонала в значительной мере совпадает с предметом конфликтологии, точнее ее разделов, относящихся к конфликтам в организации. Управление персоналом изучает роль конфликта между личностью и организацией, между сотрудниками, в том числе руководителями, между различными подразделениями организаций. При этом одни авторы считают, что конфликт, протекающий в определенных рамках, даже желателен, другие же полагают, что идеальная организация должна стремиться к гармонии.

С управлением персоналом во многом пересекаются науки о труде: эргономика, физиология труда, психология труда, социология труда, технология труда, педагогика труда, медицина труда, антропометрия (наука, разрабатывающая способы измерения возможностей человеческого тела и организма в целом) и др.

Столь сложное междисциплинарное содержание менеджмента персонала объясняется богатством сторон, аспектов человека, влияющих на его поведение в организации (на предприятии). Комплексность, синкретичность управления персоналом никак не отрицает специфичности и самостоятельного, конечно, в определенных пределах, характера этой науки. Все данные других наук переосмысливаются и развиваются в ней под углом зрения обеспечения организации оптимальным количеством и качеством работников и их использования в целях деловой и социальной эффективности.

Как и во многих других общественных науках, выводы и рекомендации менеджмента персонала имеют вероятностный характер и соотносимы с определенными типами рабочих ситуаций и конкретными условиями деятельности организаций.

Общая формула управления персоналом означает, что характеризующая успех этого рода деятельности деловая и социальная эффективность находится в функциональной зависимости от выбранного варианта управленческих действий и ситуации, в которой находится предприятие.

Наука «Менеджмент персонала» выполняет по отношению к практике кадрового управления следующие функции: во-первых, идеальное конструирование этой практики, разработка теории, стратегии, техники, способов и средств управления персоналом; во-вторых, рационализация, глубокое критическое осмысление практического управления людьми и его ориентации на требования экономической (деловой) и социальной эффективности; в-третьих, преобразование, побуждение руководителей к изменению моделей, техники, стиля, способов и средств руководства сотрудниками на основе альтернатив, предлагаемых наукой.

Как отмечают уже упоминавшиеся американские авторы Г. Штраус, Р. Миллс и др., для практиков-менеджеров управление персоналом (организационное поведение — ОП) может предложить три вида услуг: 1) на основе исследуемых в рамках науки управления персоналом связей между разными организационными явлениями можно разработать и протестировать различные теории или модели в области управления персоналом.

Протестированные теории, в свою очередь, могут помочь практику понять последствия его поступков, объясняя ему: «Если Вы сделаете X, то скорее всего получите Y»; 2) систематически изучая поступки (как в реальных, так и в лабораторных, условных организациях), наука управления персоналом может предложить практику более широкое разнообразие возможных вариантов поведения, чем он мог использовать раньше. Объединенный с хорошей теорией, расширенный репертуар управленческого поведения увеличивает количество альтернатив для действий; 3) с помощью увеличения количества возможных альтернатив поведения, важнейшие последствия которых можно научно предвидеть, исследования в рамках науки управления персоналом помогают менеджеру-практику проследить эволюцию своих будущих поступков и их возможные последствия. Это повышает вероятность нахождения оптимального варианта поведения «.

Отражением возрастания значимости функций управления персоналом для эффективности организационной деятельности является бурный рост соответствующей науки в странах Запада в последние десятилетия. Наука и учебная дисциплина « Менеджмент персонала « постепенно находит свое признание и в России. В СССР управление персоналом не выделялось в отдельную науку и специально не преподавалось. Однако ряд разделов этой науки разрабатывался в рамках экономических дисциплин, прежде всего экономики и организации производства, а также педагогики, социологии и психологии. Исследованиями производственных коллективов, трудовых отношений, условий эффективности руководства и других проблем, относящихся к управлению персоналом, занимался у нас целый ряд научно-исследовательских институтов и других учреждений. По ряду направлений, например в области коллективных форм организации труда, социального планирования и др., были получены достаточно интересные результаты. Правда, политизация производства, решение важнейших кадровых вопросов партийными комитетами, командно-административная организация управления персоналом в целом, идеологическое и иное давление на ученых и ряд других факторов ограничивают применимость прежних научных разработок в наши дни.

Несмотря на значительные особенности современной России: острейший экономический кризис, широкая криминализация экономики и общества, специфическая производственная культура и т.п. — менеджмент персонала сравнительно быстро получает в нашей стране признание и распространение. Как свидетельствует мировой опыт и современные российские реалии, развитие менеджмента персонала как науки и его признание в качестве необходимого компонента высшего и специального управленческого образования способны оказать значительное позитивное влияние на деятельность предприятий рыночного сектора, государственных служб и общественных организаций, а также содействовать гуманизации труда, превращению его в важнейшую сферу самореализации и развития личности.

Литература

  1. А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. Правовые основы государственного и муниципального управления. – М.: Академия, 2009. – 336 с.
  2. Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, М.В. Жарикова. Маркетинг. – М.: Форум, 2012. – 320 с.
  3. Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. Логопедия в таблицах и схемах. – М.: Парадигма, 2009. – 216 с.
  4. А.И. Никишов. Теория и методика обучения биологии. – М.: КолосС, 2007. – 304 с.
  5. И.П. Подласый. Педагогика. В 3 книгах. Книга 2. Теория и технологии обучения. – М.: Владос, 2007. – 576 с.
  6. А.С. Михлин, В.И. Селиверстов. Уголовно-исполнительное право. Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2008. – 176 с.
  7. Н.Ю. Шорникова. Система повышения квалификации. Инновационный подход. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2011. – 144 с.
  8. Э.Стоунс. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. – М.: Педагогика, 1984. – 470 с.
  9. Т.И. Шамова, С.Н. Белова, И.В. Ильина, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 192 с.
  10. О.И. Драчев, А.О. Драчев, В.А. Тараненко, Г.В. Тараненко. Повышение точности и стабильности форм нежестких осесимметричных деталей методом термосиловой обработки. – М.: ТНТ, 2011. – 268 с.
  11. К.Г. Кязимов. Внутрифирменное обучение и развитие персонала. – М.: МИК, 2013. – 240 с.
  12. Зиновьева Т.И. - Отв. ред. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 470 с.
  13. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах. Направления, формы и особенности обучения и воспитания. Инструктивно-методические материалы. – М.: Учитель, 2016. – 200 с.
  14. Белогородцева Э.И. , Кожевникова Н.В. , Криличевский В.И. под ред. Основы педагогической и спортивной этики. – М.: КноРус, 2018. – 288 с.
  15. Д.Г. Латыпов, О.Т. Муллакаев, И.Н. Залялов. Судебная ветеринарно-санитарная экспертиза. Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2017. – 456 с.
  16. М.С. Пак. Теория и методика обучения химии. Учебник. – СПб.: Лань, 2017. – 368 с.
  17. Д.Г.Латыпов, О.Т.Муллакаев. Справочник по патологоанатомической диагностике заразных болезней крупного рогатого скота. – СПб.: Лань, 2018. – 348 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Организация внутрифирменного обучения кадров
Управление персоналом
Курсовая работа
43 стр.
Формирование на предприятии эффективной системы внутрифирменного обучения и повышения квалификации кадров
Управление персоналом
Диплом
51 стр.
Разработка предложений по созданию на предприятии эффективной системы внутрифирменного обучения и повышения квалификации кадров
Управление персоналом
Диплом
120 стр.
Внутрифирменный рынок труда. Повышение квалификации персонала в сфере маркетинга
Управление персоналом
Диплом
105 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ирина, 22.11
Доброе утро, глубокоуважаемая Марина Михайловна, мой ГУРУ. Искренне и сердечно Вас благодарю. Для меня большая честь - сотрудничество с Вами. Храни Вас Господь. Ваша И.