Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Конституция США

Право зарубежных стран

Понятие конституции.

Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства.

Конституция в так называемом материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

Однако гораздо чаще о конституции говорится в формальном смысле (значении), т.е. о законе или о группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в данном смысле - это в своём роде закон законов. Она не может быть изменена путём издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда её положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Любая конституция наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент её принятия. Это, можно сказать, общественный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей, групп общества.

Конечно, нельзя утверждать, что конституция учитывает все социальные интересы в равной мере. Разумеется, общность более влиятельная по тем или иным причинам (не в последнюю очередь по причинам экономическим) обычно оказывает более сильное, а подчас определяющее влияние на содержание конституции. Однако было бы неправильно утверждать, что конституция выражает волю экономически господствующего класса. Если бы она выражала волю только, например, крупного капитала, вряд ли она смогла бы выполнить своё предназначение - служить инструментом гражданского мира, формулировать такие «правила игры» на политической сцене, определять такое устройство общества и власти, которые значительным большинством народа признаются справедливыми. Это запись, отражение баланса интересов.

Конституция имеет ряд важнейших функций. Первая из них - юридическая. Конституция - это закон, притом основной, высший закон, закон законов. Она - главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений. Вторая функция - политическая. Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. Третья функция - идеологическая (воспитательная). Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.).

Конституция имеет обязательную силу для всех государственных органов. Она обязательна и для всех лиц, учреждений и организаций на территории данного государства, а также для его граждан, юридических лиц, учреждений и организаций заграницей.

Кодифицированные конституции, как правило, единые и единственные, охватывающие в одном документе все нормы высшей юридической силы, имеют определённую, почти всегда стандартизированную структуру, имеющую следующий вид: преамбула (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные положения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия её издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Эта часть наиболее важна в политическом и идеологическом плане.

В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего сначала идут нормы о парламенте, затем о главе государства и правительстве, далее следуют нормы о судебной власти и, наконец, об организации власти на местах.

Заключительные положения содержат различные нормы. Здесь обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу. Иногда, если это не урегулировано в основной части, здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

Дополнительные положения конституции также обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.

Таким образом, конституция - это приведённая в научную систему совокупность юридических норм, выражающих волю народа, обличённая наивысшей юридической силой, учреждающая и регулирующая самые важные общественные отношения, самые важные основы, положения об обществе, государстве, личности (вопрос о власти, о форме власти и взаимодействии властей, о сущности общественного строя, о политической системе, о государственном устройстве, о правовом статусе гражданина, о суверенитете нации, государства).

Предпосылки и обстоятельства принятия конституции США 1787 года.

С самого начала заселения территории Северной Америки этот край мыслился как платформа для новой жизни, что отражалось и в названии - Новый Свет. Практически сразу по прибытии первых поселенцев непременным условием жизни на новых землях считалось признание свободы религии, невмешательство властей в дела культа. Признавалось непререкаемым право граждан выбирать должностных лиц, носить оружие, создавать по своей воле военные отряды (ополчения), участвовать в налогообложении. Также переселенцы принесли с собой суд присяжных и английское "общее право".

Мысль об объединении колоний в единую федерацию возникала ещё до войны за независимость. Объединение это диктовалось как общностью интересов, так и необходимостью совместной защиты от Франции. Первый проект федерации был выработан Б. Франклином в 1948 году. Но правительство Англии отклонило эту идею, поскольку оно желало видеть американские колонии разрозненными, чтобы легче было их эксплуатировать, прежде всего, в экономическом плане.

Всевозможные пошлины, налоги, запреты, экономические и политические притеснения со стороны Англии по отношению к своим американским колониям, в конце концов, привели к войне за независимость последних, которая началась в 1775 году и закончилась подписанием Версальского мира в 1883 году, по которому Англия признала суверенитет провозглашённых на тот момент Соединённых Штатов Америки.

В годы войны был издан один из важнейших документов в истории американской нации - "Декларация независимости США", принятая 4 июля 1776 года на Втором континентальном конгрессе. Проект декларации был подготовлен комиссией из пяти членов конгресса во главе с Томасом Джефферсоном.

Одним из основных положений данного документа было то, что "все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить её и учредить новое правительство..."1

Исходя из этого, Декларация объявляла об уничтожении политической зависимости колоний от короля и правительства Англии и соответственно с тем о праве "совершать всё то, на что имеет право всякое независимое государство".

Изгнав английских ставленников и создав собственные учреждения и власти, колонии превратились в независимые государства - штаты, - связанные между собой добровольным соглашением.

Важным конституционным актом, изданным во время войны за независимость, являются Статьи конфедерации, вступившие в силу 1 марта 1781 года. По существу это договор о союзе и сотрудничестве между тринадцатью независимыми государствами. Статьи конфедерации закрепляли стремление бывших колоний соединёнными усилиями получить независимость.

Конфедерация имела рыхлый, аморфный характер, что нравилось не всем. К тому же после окончания войны в США резко обострилась классовая борьба, росло количество неудовлетворённых существовавшим положением крестьян и рабочих. В сентябре 1786 года под руководством фермера Даниэля Шейса произошло крупное восстание трудящихся, которое вскоре было подавлено. Естественно, оно не осталось незамеченным, и люди, стоявшие у власти, решили пересмотреть Статьи конфедерации с целью улучшения существовавшего положения, как в государственном устройстве, так и в экономике и социальных отношениях. Слабость центральной власти угрожала ростом революционных настроений в стране.

С целью пересмотра Статей конфедерации в мае 1787 года в Филадельфии в здании Стейт-хауза был созван Учредительный конвент, состоявший из 55 делегатов, среди которых были выдающиеся государственные и политические деятели, учёные, философы, юристы - Джордж Вашингтон, Александр Гамильтон, Бенджамин Франклин, Джеймс Мэдиссон, Эдмунд Рандольф, Джеймс Вильсон. Эти деятели и явились "отцами-основателями" абсолютно нового документа - Конституции, - разработанного и принятого на конвенте.

Кроме политических Конституция США имела ряд правовых и идеологических предпосылок и источников. На политико-правовую идеологию колонистов огромное влияние оказали государственные и правовые институты Англии, прежде всего Великая хартия вольностей 1215 года, которая и сейчас считается в США неформальным историческим источником конституционного права.

Особая заслуга в развитии собственно американской демократической идеологии принадлежит Томасу Пейну, который проповедовал достоинства реального общественного договора и незыблемость прав и свобод человека как естественно ему принадлежащих. Он обосновал необходимость " ограниченного правительства", т.е. народного контроля над политической властью в государстве.

Решающим образом сказались на американской концепции прав и свобод граждан и идеи естественного происхождения прав индивида.

Важную роль в развитии и становлении американского конституционализма сыграла теория разделения властей, фактически впервые выдвинутая Дж. Локком.

Конструкция Локка предполагала создание трёх организационно обособленных властей: законодательной (предоставляемой парламенту), исполнительной (сосредоточенной в руках правительства) и союзной (федеральной). Первая призвана была принимать законы, вторая - их исполнять, а третья - осуществлять внешнеполитические полномочия. Союзная власть должна была осуществляться специально создаваемыми для этого органами. Что касается судебной власти, то она включалась в состав исполнительной. Согласно Дж. Локку, законодательная власть являлась верховной.

Главное, что привлекало американцев в локковской модели разделения властей, - это положение об их неравноправности. В тот период именно в законодательных собраниях американская политическая мысль поначалу видела гарантию от произвола исполнительной власти и попрания ею прав личности. Однако политическая практика стала подрывать веру в эту концепцию.

Законодательные органы, созданные на местах, захватили в свои руки огромные полномочия. Во многих штатах они подчиняли себе почти полностью не только исполнительную, но и судебную власть.

Именно в это время американцы начали внимательно присматриваться к учению о государстве другого европейского мыслителя - Шарля Монтескьё - и, в конечном счёте, высказали своё предпочтение предложенной им схеме разделения властей. Монтескьё считал, что свобода, под которой он понимал право делать всё, что дозволено законами, может быть обеспечена только в том государстве, в котором осуществлено разделение властей.

Монтескьё различал три власти - законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых вручалась соответственно Монтескьё парламенту как органу народного представительства, королю и судам. Монтескьё считал, что власть исполнительная должна принадлежать аристократии, а власть законодательная - третьему сословью.

Существенным отличием от взглядов Локка было то, что Монтескьё не допускал верховенства либо преимущественного положения какой-либо из властей. Он был убеждён в том, что для предупреждения возникновения деспотизма и обеспечения свободы в обществе власти должны быть совершенно равноправны и обладать способностью уравновешивать друг друга.

Монтескьё так писал по поводу обеспечения свободы и предупреждения деспотизма: "Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт показывает, что каждый человек, наделённый властью, склонен злоупотреблять ею и удерживать в своих руках власть до последней возможности... Для того, чтобы предотвратить подобное злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединятся в одном и том же органе... не может быть свободы... С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной... И наступает конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три власти".2

Именно эта мысль позже нашла в США своё практическое воплощение в системе так называемых "сдержек и противовесов ", которая применяется до сих пор на всех уровнях американского государства.

На конституцию также повлиял ряд документов, вышедших во время войны за независимость США. Имеются в виду прежде всего две декларации, принятых в 1776 году.

Одна из них - Декларация прав Виргинии, вступившая в силу 12 июня 1776 года, представляет собой, по сути билль, о правах. Этот документ оказал серьёзное влияние особенно на конституционное творчество независимых штатов.

Мощным импульсом процессу конституционного закрепления прав и свобод послужила принятая 4 июля 1776 года Декларация независимости, однако перечень в последней прав и свобод выглядит достаточно скромно по сравнению с Виргинской декларацией прав. В Декларации независимости нет упоминания об избирательных правах, процессуальных гарантиях правосудия, свободе печати, свободе вероисповедания. Тем не менее, данный документ оказал большое влияние на Конституцию 1787 года и особенно на принятие "Билля о правах"1789-1791 годов.

Таким образом, Конституция США имела как политические и социально-экономические, так и правовые и идеологические предпосылки.

Конституция США.

Конституция США была выработана с 14 мая 17 сентября 1787 года и вступила в силу 21 июня 1788 гола после ратификации конвентом в девятом по счёту штате.

Конституция США включает три компонента:

преамбулу, которая не признаётся судами и американской доктриной за составную часть основного закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого он исходит, и целей, ради которых он выработан;

семь статей;

двадцать шесть поправок.

Первоначальный текст конституции на первый взгляд кажется простым, логичным, сжатым и небольшим по объёму, хотя при более внимательном рассмотрении в нём можно заметить много нечёткого, неконкретного и противоречивого. Он изобилует общими выражениями. В конституции отсутствуют положения о важнейших институтах политической и государственной власти - о конституционном контроле, политических партиях, исполнительном аппарате, весьма поверхностно характеризуется порядок избрания высших должностных лиц и органов, парламентская процедура.

Как уже было сказано, в преамбуле определяются цели, ради которых учреждалась Конституция, а именно для "образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам 3 и нашему потомству благ свободы".

Статья I полностью посвящена Конгрессу Соединённых Штатов, "который будет состоять из Сената и Палаты представителей" и которому принадлежат "все установленные здесь 4 полномочия законодательной власти".

В статье I указывается порядок формирования Палаты представителей (раздел 2) и Сената (раздел 3). Надо сказать, что первоначально порядок этот был отнюдь не демократичным. Так, "Палата представителей состоит из членов, избираемых раз в два года народом каждого из штатов, при этом избиратели каждого из штатов должны отвечать тем же требованиям, которые установлены для избирателей наиболее многочисленной палаты Законодательного собрания штата", т.е. право избирать своих представителей получили только мужчины, достигшие 21 года, свободные, платящие определённые налоги. Лишение избирательных прав в связи с расой, цветом кожи или пребыванием в рабстве было отменено лишь после ратификации поправки XV в 1870 году.

Женщины получили избирательное право ещё позже - в 1920 году (поправка XIX). По- настоящему всеобщими выборы представителей стали после того, как поправка XXIV отменила ограничение права голосовать "по причине неуплаты любого избирательного налога" (1964 год), а поправка XXVI ввела всеобщее избирательное право с 18 лет для граждан США.

Что касается Сената, то вплоть до 1913 года сенаторы вообще избирались не народом, а "Законодательными собраниями соответствующих штатов". Это положение упразднила поправка XVII.

Также в разделах 2 и 3 статьи I содержаться положения об импичменте, т.е. уголовном преследовании со стороны парламента в отношении должностного лица, находящегося на государственной службе.

Так, Палате представителей одной "принадлежит право возбуждать преследование в порядке импичмента", а "Сенату принадлежит исключительное право осуществления суда в порядке импичмента", при этом "ни одно лицо не может быть осуждено без согласия двух третей присутствующих сенаторов". Приговор в случаях импичмента ограничивается отстранением от должности и лишением права занимать и исполнять какую-либо почётную, ответственную или оплачиваемую должность на службе Соединённых Штатов. Однако в дальнейшем, тем не менее, производится расследование, отстранённому от должности предъявляется обвинение, он придаётся суду и несёт согласно приговору наказание в соответствии с законом.

В разделе 6 статьи I устанавливается депутатская неприкосновенность: "во всех случаях, кроме измены, тяжкого уголовного преступления и нарушения общественного порядка сенаторы и представители не могут быть подвергнуты аресту во время их присутствия на сессии соответствующей палаты, а также следования в палату и возвращения из неё; за речи и высказывания в палатах они не могут привлекаться к ответственности ни в каком другом месте", а также правило, согласно которому "ни один сенатор не может быть назначен в течение времени, на которое он избран, на какую-либо гражданскую должность на службе Соединённых Штатов, если эта должность была создана или связанное с ней жалованье было увеличено в названный период, и ни одно лицо, занимающее какую-либо должность на службе Соединённых Штатов, не может быть членом той или иной палаты, пока состоит в этой должности".

Права Конгресса перечислены в разделе 8 статьи I. Среди них особо важны вопросы, касающиеся налогообложения и финансов ("Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги... чеканить монету"... и др.), войны и мира, армии, флота, издания законов, "которые будут необходимы для осуществления как вышеуказанных прав, так и всех других прав, которыми настоящая Конституция наделяет Правительство Соединённых Штатов, его департаменты или должностных лиц".

Последний, десятый, раздел статьи I затрагивает вопросы относительно субъектов федерации, а также содержит запреты на некоторые виды деятельности для штатов, т.е. ограничивает полномочия последних, подчёркивая тем самым, что они более не являются суверенными государствами.

"Исполнительная власть осуществляется Президентом Соединённых Штатов Америки. Он состоит в своей должности в продолжение четырёхлетнего срока". Так начинается статья II Конституции, посвящённая Президенту. Далее в разделе 1 идёт описание процедуры избрания главы исполнительной власти, которая представляется довольно сложной. Выборы, как и в случае с Конгрессом, поначалу были лишь отдалённо напоминающими демократические. Они не были всеобщими и до сих пор являются косвенными.

Раздел 1составляет большую часть статьи II, причём положения о выборах Президента занимают около половины данного раздела. Также здесь содержатся положения о порядке замещения должности Президента Вице-президентом "в случае отстранения Президента от должности или его смерти, отставки либо неспособности осуществлять связанные с должностью права и обязанности". Практически все вышеупомянутые положения были так или иначе изменены поправками XII, XX и XXV к конституции.

В разделе 2 говорится, что Президент является главнокомандующим армии и флота Соединённых Штатов, а также содержатся его права, которые выглядят весьма скромно по сравнению с правами Конгресса. Итак, Президент "имеет право с совета и согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; с совета и согласия Сената назначать послов и других полномочных представителей и консулов, судей Верховного суда, а также всех других должностных лиц Соединённых Штатов, о назначении которых в настоящей конституции нет иных постановлений и должности которых установлены законом; однако Конгресс может законом предоставить право назначения низших должностных лиц, каких найдёт нужным, единолично Президенту, судам или главам департаментов. Президент имеет право замещать все вакансии, которые откроются между сессиями Сената, предоставляя должностные полномочия на срок до окончания ближайшей сессии Сената".

Статья III затрагивает судебную власть Соединённых Штатов Америки, которая "осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом". Раздел 2 этой статьи определяет компетенцию органов судебной власти.

Принцип разделения властей, получивший в США название "сдержек и противовесов" ("checks and balances"), проведён через все важные положения Конституции. Он выражается в частности в том, что правовой статус названных "ветвей" власти излагается раздельно и последовательно.

С первого взгляда может показаться, что в системе органов государственной власти превалирует Конгресс, а, следовательно, и законодательная власть. Однако на самом деле Конституция США, пожалуй, представляет собой наиболее чистый образец теории разделения властей Шарля Монтескьё.

Наиболее важным и общепризнанным положением в системе "сдержек и противовесов" является то, которое определяет порядок превращения законопроекта в закон и которое закреплено в разделе 7 статьи I. Имеется в виду право наложения "вето" Президентом на законопроекты (билли), успешно прошедшие и принятые в обеих палатах Конгресса. По Конституции каждый билль, принятый палатой представителей и Сенатом, прежде чем стать законом, представляется Президенту Соединённых Штатов; если он одобряет билль, то подписывает его, в противном же случае возвращает билль со своими возражениями в ту палату, который последний был предложен, а палата вносит возражения президента полностью в свой протокол заседания и пересматривает билль; если при таком новом рассмотрении билль будет утверждён в старой редакции двумя третями голосов палаты, он вместе с возражениями Президента пересылается в другую палату, которая также пересматривает билль, и последний в случае принятия его двумя третями голосов этой палаты становится законом. Если билль не будет возвращён Президентом в течение десяти дней (не считая воскресных дней) после того, как он ему представлен, билль становится законом, так же как если бы он был подписан Президентом. Последний может применить и так называемое "карманное вето", когда билль представлен менее чем за десять дней до конца сессии Конгресса, и глава исполнительной власти "кладёт" законопроект "в карман", не подписывая его и не возвращая назад в палаты. В период между сессиями отсчёт десятидневного срока прекращается и билль, таким образом, не становится законом, по крайней мере, до следующей сессии.

Также всякое постановление, резолюция или решение, для которых необходимо согласие Сената и Палаты представителей, представляются Президенту Соединённых Штатов и только после его одобрения вступают в силу; в случае же неодобрения они должны быть снова утверждены двумя третями Сената и Палаты представителей в соответствии с теми правилами и условиями, которые установлены в отношении биллей.

Следующим важным средством воздействия на Конгресс являются послания Президента - "Послания о состоянии Союза". Они содержат изложение политических целей главы исполнительной власти и рассматриваются как программа законодательной деятельности Конгресса.

Из других полномочий Президента в отношении Конгресса можно выделить его право созывать парламент на специальные сессии, но в настоящее время оно почти не используется из-за большой продолжительности обычных сессий.

Некоторое преимущество Конгресс имеет в том плане, что он может возбудить преследование и судить Президента в порядке импичмента, в то время как последний не имеет права досрочного роспуска парламента.

Разделение властей проявляется и в том, что Президент назначает судей Верховного суда (но только с согласия Сената) в то время как Конгресс имеет право учреждать подчинённые Верховному суду судебные органы.

Также ни одно лицо, находящееся на государственной службе, не может быть одновременно с этим сенатором или представителем.

Установленные отношения между названными органами, как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счёт другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобное уравновешивание государственной системы препятствует возможным демократическим нововведениям, но в то же время препятствует узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов.

Статья IV Конституции затрагивает вопросы отношений федерации и её субъектов, а также отношения между собой последних. "В каждом штате должны пользоваться уважением и полным доверием публичные акты, официальные документы и судебные решения всякого другого штата" (раздел 1 статьи IV). "Конгресс может принимать в Союз новые штаты, но не может образовывать или учреждать новые штаты в пределах юрисдикции другого штата; равным образом не могут без согласия законодательных собраний заинтересованных штатов и Конгресса образовываться новые штаты путём слияния двух или более штатов или их частей" (раздел 3 статьи IV).

Отношения между федерацией и штатами развиваются по центральной линии, что обуславливается общим развитием экономической системы страны. Центральное правительство активно вмешивается в дела штатов. Наиболее серьёзной формой зависимости является финансовая.

Интересно, что в Конституции США не содержится положений о праве выхода штата из федерации, впрочем, как и о запрете на оный.

В статье IV имеется и параграф о форме правления, а именно: "Соединённые Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления и охрану каждого из них от нападения извне" (раздел статьи IV). Однако о форме правления самих Соединённых Штатов в целом не говорится ни слова.

Статья V Конституции регламентирует порядок внесения поправок в основной закон страны. По порядку изменения Конституция США является особо жёсткой. Чтобы изменить Конституцию, сначала поправки должны быть внесены двумя третями членов обеих палат Конгресса или же Конвентом, специально для этого созываемым по требованию законодательных собраний двух третей штатов. Поправки приобретают обязательную силу и значение как часть Конституции, если они будут ратифицированы законодательными собраниями в трёх четвертях штатов, "смотря по тому, какой из этих двух способов ратификации предложит Конгресс".

Статья VI объявляет Конституцию и законы Соединённых Штатов, изданные в её исполнение, равно как и все договоры, заключённые США, высшими законами страны, которые обязаны исполнять судьи каждого штата, хотя бы в конституциях и законах любого штата встречались противоречивые постановления.

Также здесь устанавливается важный принцип, согласно которому "никогда не будет требоваться принадлежность к какой-либо религии в качестве условия для занятия какой-либо должности или исполнения какой-либо обязанности (общественной) в Соединённых Штатах".

Статья VII говорит об условии вступления в силу Конституции: она должна была быть ратифицирована конвентами девяти штатов из тринадцати.

Билль о правах.

Первоначальный текст Конституции практически не содержал никаких прав и свобод граждан. Только в разделе 9 статьи I содержаться положения о том, что не допускается какая-либо приостановка действия привилегии habeas corpus, если только этого не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения, а также о том, что не могут приниматься билли об опале (bill of attainder) и законы ex post facto, т.е. законы, принятые после совершения какого-либо факта или деяния с имеющими обратную силу правовыми последствиями.

Немаловажное значение имеет и норма 2-го раздела статьи III о рассмотрении всех дел о преступлениях, за исключением рассматриваемых в порядке импичмента, судом присяжных, а также положение следующего раздела этой же статьи об определении состава государственной измены и его ограничительных условиях.

Однако этих прав было явно недостаточно, что вызывало недовольство народа в стране и некоторые затруднения при ратификации Конституции в нескольких штатах, которые в той или иной форме требовали включения в неё положений о правах и свободах граждан.

В итоге первые двенадцать поправок были предложены штатам для ратификации первым Конгрессом в 1789 году. Две из них - об увеличении числа членов Палаты представителей и о повышении жалованья сенаторам и членам Палаты представителей в период их нахождения в должности - так и не были приняты. Остальные десять вступили в силу 15 декабря 1791 года, после их утверждения одиннадцатым штатом (Виржиния) из четырнадцати, и получили общее название "Билль о правах".

Первая же поправка устанавливает одни из наиболее важных буржуазно-демократических прав и свобод: свобода вероисповедания, слова и печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений.

Поправка II давала право на свободное хранение и ношение оружия. Это было вызвано политической обстановкой в стране в то время - угрозой войн, а также угрозой вооружённых конфликтов с индейцами и восстаний рабов.

Поправка III защищала граждан от того, что в мирное время в их дома могли быть помещены на постой солдаты.

Свобода личности и право на неприкосновенность жилища в некотором роде были закреплены в четвёртой поправке, где записано: "Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не должно нарушаться".

Самая большая, пятая, поправка указывает на права человека в области уголовного права и суда. Согласно этой статье никто не может быть обвинён в преступлении без должных оснований ("иначе, как по постановлению или обвинительному акту, вынесенному большим жюри"). Устанавливаются важнейшие демократические принципы: никто не должен наказываться за одно и то же преступление дважды, принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле, лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства. В этой поправке есть и право относительно частной собственности, которая "не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения".

Поправки VI и VII определяют права в области судопроизводства: право обвиняемого на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных той территориальной единицы, где было совершено преступление; право обвиняемого знать о характере и мотивах обвинения, а также его право очной ставки с показывающими против него свидетелями; обвиняемый имеет право вызывать в принудительном порядке своих свидетелей и пользоваться помощью адвоката для защиты. Право на суд присяжных сохраняется и по судебным делам, основанным на общем праве с суммой иска, превышающих двадцать долларов. При этом факт, рассмотренный присяжными, не должен подвергаться пересмотру каким-либо судом Соединённых Штатов Америки.

Важно и то, что права и свободы сформулированы довольно расплывчато, неконкретно, без должной детализации (например, из поправки VIII не ясно, что имеется в виду под непомерно большими залогами, чрезмерными штрафами, жестокими и необычными наказаниями, на которые налагается запрет в этой статье), что открывает широкий простор для ограничительных толкования и регламентации прав и свобод.

В связи с вышеперечисленным весьма важными представляются поправки IX и X, в которых записано: "Перечисление в Конституции определённых прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом. Полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединённым Штатам и пользование которыми не возбранено отдельным штатам, остаются за штатами или за народом".

Несмотря на некоторые недостатки Билля о правах, нельзя не признать, что с исторической точки зрения это был очень прогрессивный документ и что объём перечисленных прав и свобод был достаточно велик для того времени.

Заключение.

Внешние очертания Конституция США стала принимать с присоединением к ней поправок, содержащих права и свободы граждан. По своему содержанию поправки не отличаются особым разнообразием. Две поправки(VXIII и XXI) - о введении и упразднении сухого "закона" - представляют лишь исторический интерес и ничего не меняют в тексте Конституции. Несколько поправок, дополняя друг друга, касаются института президентской власти (XIX, XXII и XXV), четыре (XV, XIX, XXIV и XXVI) - свидетельствуют о медленной эволюции активного избирательного права. Билль о правах и поправки XI, XIII, XVI остались неизменными со времени принятия.

До нашего времени было предложено более десяти тысяч поправок; из них только тридцать четыре были переданы на ратификацию, и двадцать семь утверждены. Такое малое число принятых поправок свидетельствует скорее о трудности их принятия, нежели о совершенстве Конституции 1787 года.

Содержавшиеся в Конституции пробелы с годами восполнялись весьма незначительно. В результате в США наравне с писаным законом действует так называемая "живая" конституция, регулирующая отношения конституционного уровня и формулируемая Конгрессом, Президентом страны, Верховным судом и включающая также конвенционные нормы.

Порядок установления текста Конституции, при котором поправки дописываются к основному тексту, делает её понимание достаточно сложным, поскольку отменённый текст не устраняется. К настоящему времени некоторые поправки изменили положения предыдущих поправок, которые в свою очередь модифицировали первоначальный текст (например, последовательное преобразование и уточнение порядка избрания и замещения должностей президента и вице-президента, установленного в статье II и поправках XII, XX и XXV).

Первоначальная конституция главным образом определяла структуру органов государственной власти и регулировала их взаимоотношения, построенные на принципе сдержек и противовесов, т.е. распределяла компетенцию "по горизонтали" на федеральном уровне (статьи I и III), "по вертикали" (между союзом и штатами - статьи I и IV), устанавливала порядок изменения самого основного закона (статья V), содержала разноплановые положения в статье VI, часть из которых утратила силу (о признании США доконституционных долгов), а другие, наоборот, приобрели особое значение (нормы о соотношении внутреннего и международного права). Наконец, статья VII говорит о вступлении в силу самой Конституции.

Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти - избирательный корпус. Большинство учреждённых федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием. Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; в начальный период выборщики президента редко определялись прямыми выборами: гораздо чаще их выбирали легислатуры штатов. Сенат - верхняя палата Конгресса - до 1913 года состоял из членов, также избиравшихся законодательными собраниями штатов. Только Палата представителей с 1789 года формируется путём прямого голосования.

Степень демократизма любой конституции определяется, прежде всего, объёмом закреплённых в ней прав и свобод граждан, их гарантированностью и некоторыми другими элементами - правовым положением центрального представительного органа, объёмом его полномочий, структурой.

Конституция США первоначально почти не содержала прав и свобод граждан, однако имевшиеся некоторые положения явились задатками будущих правовых норм, впоследствии включённых в конституционный текст.

Конституция 1787 года имела достаточно много пробелов, но это можно списать на то, что она была самой первой конституцией в мире.

Значение её для США - огромно. Создав более прочный государственный союз (федерацию) взамен непрочного межгосударственного союза, сколоченного в ходе войны за независимость, (конфедерации), Конституция значительно облегчала промышленное развитие Соединённых Штатов, движение товаров, отвоёвывание новых земель и их колонизацию, способствовала развитию новых, капиталистических производственных отношений.

Конституция упрочивала международное положение нового государства, облегчала его оборону против возможной агрессии со стороны феодальных монархий и Англии.

Конституция США имела многие реакционные черты, среди которых непрямые и невсеобщие выборы государственных органов и должностных лиц, узаконение рабства. Последнее было явной уступкой полуфеодальному землевладению южных штатов, искажением только что принятых принципов "равенства людей" и их "естественного права".

В настоящее время Конституция Соединённых Штатов Америки выглядит как умеренно-демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира.


Описание предмета: «Право зарубежных стран»

Право зарубежных стран - Наука занимающиеся вопросами формирования и развития норм права, содержания основных институтов права в зарубежных странах

Литература

  1. Э.Илиел, С.Вайлен, М.Дойл. Основы органической стереохимии. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. – 704 с.
  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время. – М.: Зерцало-М, 2012. – 440 с.
  3. Владимир Лафитский. Конституционный строй США. – М.: Статут, 2011. – 352 с.
  4. Михаил Ф.Чудаков. Конституционное государственное право зарубежных стран. – Минск: Харвест, 1998. – 784 с.
  5. В.В. Маклаков. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 616 с.
  6. Американский ежегодник. 2007. – М.: Наука, 2009. – 464 с.
  7. 10 причин любить и не любить Америку. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. – 416 с.
  8. Н.Н. Платошкин. История Мексиканской революции. Истоки и победа 1810-1917 гг. Том 1. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. – 432 с.
  9. В.М. Шумилов. Правовая система США. – М.: Международные отношения, 2016. – 408 с.
  10. Государственный строй Соединенных Штатов. – М.: Типография А. Розена, 1909. – 284 с.
  11. Маурицио Вироли. Свобода слуг. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2014. – 144 с.
  12. Владислав Михайлович Сологубов. Лукавое мнение. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 144 с.
  13. Мария Васильева. Президентская власть РФ в новой системе международной безопасности. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 192 с.
  14. Владлена Кодина. История пропаганды США в середине XIX века. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 128 с.
  15. Гоник Л. История. Краткий курс в комиксах. Том 1. – М.: КоЛибри, 2017. – 272 с.
  16. Шарль Луи Монтескье. О духе законов. – М.: Рипол Классик, 2018. – 690 с.
  17. В.Н.Сафонов. Конституционное правотворчество в деятельности Верховного суда США. Историко-правовое исследование. – М.: Проспект, 2018. – 288 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Сравнительно-правовая характеристика конституционного статуса правительства Италии, КНР и США
Право зарубежных стран
Курсовая работа
21 стр.
Государственная власть и самоуправление: различные модели соотношения
Политология
Реферат
19 стр.
Конгресс США и его роль в управлении государством. Принцип верховенства закона
Политология
Реферат
19 стр.
Понятие, сущность и форма конституции
Конституционное право
Реферат
16 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Анна
Спасибо вам за диплом после вашего сопровождения, вы мне очень помогли.