Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Образование юридических лицГражданское право
Беларуский Государственный Университет
Юридический факультет
Кафедра
гражданского права
Курсовая работа
Образование юридических лиц
Выполнил: студент II курса 3 группы
Вечерский Д. А.
Научный руководитель: доцент Романович А. Н.
МИНСК 1998
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение с. 3
2. Общие положения с. 6
3. Порядок образования юридического лица
а) Учредительский состав с. 12
б) Способы образования юридических лиц с. 16
в) Учредительные документы с. 19
г) Наименование и местонахождение
юридического лица с. 23
д) Государственная регистрация с. 26
4. Реорганизация юридического лица с. 30
5. Список использованной литературы с. 32
Введение
Наряду с физическими лицами Гражданский кодекс Республики Беларусь признает субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица - организации, самостоятельно образованные, сформированные в установленном порядке, имеющие обособленный комплекс имущества, отделенный от имущества других юридических лиц и от имущества его учредителей, выступающие от своего имени в гражданском обороте и несущие имущественную ответственность за свои действия. Юридические лица могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, в общем случае они представляют собой объединенные коллективы граждан, созданные для достижения определенных целей. Структура юридического лица закрепляется в его учредительных документах.
Каковы же причины образования юридических лиц? В.Ф.Чигир считает, что в основном такой целью служит получение доходов: "Некоторые из них не ставят своей целью извлечение прибыли. Они участвуют в рыночных товарно-денежных отношениях для удовлетворения своих потребностей. Подавляющее же большинство юридических лиц действует на рынке именно с целью извлечения прибыли".
Дело в том, что участие (особенно активное участие) в рыночных товарно-денежных отношениях нередко требует значительных капиталов, которыми не обладают отдельные граждане, и таким образом возникает необходимость в какой-то совместной их деятельности. Только объединив капиталы многих отдельных субъектов хозяйствования (то есть граждан и организаций) можно ставить и решать крупные задачи. Эта особенность рыночных товарно-денежных отношений обусловила участие в них искусственных образований, действующих на рынке в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования, именуемых юридическими лицами.
Необходимо заметить, что понятие "юридическое лицо" получило распространение только в гражданском законодательстве стран континентальной системы права, в основном европейских государств. Законодательство стран с англосаксонской системой права не использует понятие "юридическое лицо", а просто определяет виды объединений, которые рассматриваются как самостоятельные субъекты права (партнерства, корпорации и т.д.) или же считаются самостоятельными субъектами права в случаях, предусмотренных законодательством.
История существования юридического лица насчитывает более двух тысячелетий. Хотя в римском праве и не существовало как такового термина "юридическое лицо", однако его конструкция, используемая как своего рода прием юридической техники для введения в оборот имущественной массы, так или иначе обособленной от имущества физических лиц, была четко выражена. В самом деле, развитие товарно-денежных отношений, имущественного оборота предполагает участие в нем не только отдельных людей-физических лиц, обладающих право- и дееспособностью, то есть способностью иметь права и обязанности, в том числе связанные с имуществом, и своими действиями приобретать эти права и обязанности, но также и участие в этом обороте образованных ими организаций для осуществления какой-либо цели, в том числе, коммерческой деятельности. При создании подобных организаций возникла сложная совокупность отношений, для которых необходимо особое нормативное регулирование со стороны государства, и, соответственно, комплекс нормативных актов, регулирующих подобные отношения (в том числе и отношения по созданию юридического лица). Такое регулирование подразумевает определение юридического статуса объединения, его признаков, видов объединений, их организационно -правовых форм, порядка и способов их образования.
В настоящее время наблюдается возрастание интереса к юридическим лицам в Республике Беларусь, особенно это касается акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Подобный процесс не является необычным событием, ибо данные виды юридических лиц наиболее распространены во многих странах мира, и в большинстве случаев юридические лица создаются как раз-таки как акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Таким образом проблема образования юридических лиц приобретает в большой степени практический характер, является актуальной и требующей детального рассмотрения прежде всего с точки зрения процесса, процедуры создания.
Общие положения
Дать исчерпывающее и всеобъемлющее определение юридического лица не представляется возможным. Законодательство ряда стран идет просто по пути перечисления основных, наиболее существенных, признаков юридических лиц или же содержит только их классификацию. Эта сложность вполне объяснима: конструкция юридического лица, опосредуя отношения имущественного оборота, применяется к формам создания и существования коммерческих юридических лиц, некоммерческих, с участием государства, общественных объединений, религиозных организаций, политических партий, и такое многообразие видов юридических лиц не дает возможности дефинитивно указать, какие из их свойств являются обязательными для всех без исключения юридических лиц.
Группа российских юристов юридическое лицо определяет как совокупность следующих признаков:
* юридическое лицо обладает организационным единством и самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников или учредителей;
* юридическое лицо имеет или может иметь имущество, обособленное от имущества его участников;
* юридическое лицо вправе совершать от своего имени сделки, то есть участвовать в имущественном обороте, быть истцом и ответчиком в суде (защищать свои права и законные интересы от своего имени);
* юридическое лицо несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.
Гражданский кодекс Республики Беларусь в ст. 24 дает следующее перечисление признаков юридического лица: "Юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, хозяйственном или в третейском суде".
Это - четыре базовых признака, основополагающих при выяснении вопроса, является ли данная организация юридическим лицом. Отсутствие хотя бы одного из них означает невозможность подобного признания.
Что же касается признака самостоятельной воли и ответственности, то во многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике законодательство вносит свои особенности, дополнения, ограничения и исключения в их действия. Так, например, положение об абсолютной самостоятельности юридического лица коммерческого характера во многом ограничено предписаниями антимонопольного законодательства разных стран, а в некоторых случаях по долгам юридического лица отвечает государство в лице созданных им органов-собственников имущества. Статья 55 Закона "о собственности в Республике Беларусь" от 11.12.90: "Государственное учреждение (организация) отвечает по обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами и имуществом. При недостаточности у государственного учреждения (организации) средств ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества".
Прежде всего при создании нового юридического лица необходимо прояснить вопрос о том, какие юридические лица вообще могут быть созданы по действующему законодательству в Республике Беларусь. Следует отметить, что единого нормативного акта, регулирующего вопросы образования юридических лиц (такие, например, как собственно процесс, порядок образования юридического лица гражданином или группой граждан, учредительский состав юридического лица и прочие), на данный момент не существует, в проекте же гражданского кодекса Республики Беларусь планируются статьи, характеризующие образование и отдельные виды юридических лиц. Законодательством не предусмотрен перечень юридических лиц, которые могут быть созданы, но имеется общее правило, согласно которому в Республике Беларусь допускается создание любых юридических лиц, кроме запрещенных законодательством, причем, как правило, эти юридические лица могут быть созданы в любой форме. Некоторые юридические лица могут создаваться только в одной форме, но в таком случае для этого необходимо прямое указание в законодательном акте. Например, фондовая биржа может быть образована только в форме открытого акционерного общества (ст. 25 Закона "о ценных бумагах и фондовых биржах" от 12.03.92): "Фондовая биржа должна быть образована в форме открытого акционерного общества". Деятельность юридического лица может быть любой, за исключением отдельных видов юридических лиц, которые создаются для осуществления только одного вида деятельности (например, аудиторские организации - только для осуществления аудиторской деятельности).
Не всякой юридическое лицо может быть создано - законодательством накладываются определенные ограничения. Так, в соответствии со ст. 23 Закона "об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" от 14.11.91 существует два вида предприятий с иностранными инвестициями: иностранные предприятия (доля иностранных инвестиций составляет 100%) и совместные предприятия (менее 100%), и образование иностранных предприятий запрещено, если они являются страховыми или перестраховочными: "Доля иностранных инвестиций в уставном фонде страховых компаний не должна превышать 49 процентов". Ст. 5 Конституции косвенно запрещает образование таких видов юридических лиц, как политические партии и общественные объединения, "имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной и расовой вражды". Кроме того, некоторые юридические лица создаются исключительно государством, а не юридическими или физическими лицами - основанием для этого ограничения служит перечень имущества, не подлежащего разгосударствлению или приватизации. Образование юридического лица может осуществляться либо посредством его учреждения, либо посредством реорганизации уже существующего юридического лица.
Как уже было отмечено, единого акта законодательства Республики Беларусь, регулирующего образование юридических лиц, не существует. Имеются лишь акты законодательства, которые определяют порядок образования отдельных видов юридических лиц.
Так, порядок создания предприятий, организаций, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, а также объединений (в том числе концернов), в состав которых входят эти предприятия, установлен Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 1993 г. №824.
Общие условия и порядок создания предприятий независимо от формы собственности, на основе которой они образуются, определены разделом II Закона Республики Беларусь "о предприятиях в Республике Беларусь" от 14.12.90.
Особенности образования арендных предприятий определены Законом "об аренде" от 12.12.90), а акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью - Законом "об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" от 9.12.92).
Имеются также подзаконные нормативные акты, определяющие порядок государственной регистрации предприятий и организаций в Республике Беларусь. Важнейшим из них ранее являлось положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, потребительских кооперативов, регистрации изменений и дополнений, вносимых в их учредительные документы, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1993 г. N387), ныне оно приостановлено в связи с указом Президента Республики Беларусь "о некоторых мерах по упорядочению деятельности субъектов хозяйствования" от 24.05.94 №208.
Образование общественных объединений, пoльзующихся правами юридического лица, регулируется Законом "об общественных объединениях" от 4.10.94.
Порядок образования юридического лица
Учредительский состав
Учредителями юридического лица могут быть граждане РБ, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица (в том числе иностранные). Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РБ, но имеющие доказательства своей принадлежности к другому государству. Лицами без гражданства признаются лица, не являющиеся гражданами РБ, если они не могут доказать свою принадлежность к другому государству. Иностранные граждане и лица без гражданства в РБ пользуются теми же правами и свободами, выполняют те же обязанности, что и граждане республики, если иное не вытекает из законодательства республики. Они могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, не запрещенной законом, если для занятия ею не устанавливается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству РБ. Иностранными юридическими лицами для Республики Беларусь являются все лица, которые зарегистрированы в других государствах в соответствии с законодательством этих государств.
Учредительский состав юридического лица зависит от его вида: некоторые юридические лица (например, кооперативы) создаются только гражданами, право создания государственных юридических лиц (кроме дочерних) принадлежит исключительно государству, учредителями юридического лица могут быть также граждане и другие юридические лица, в том числе одно лицо. Однако в качестве единственного учредителя акционерного общества не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Некоторыми нормативными актами ограничивается состав учредителей. В ряде случаев определяется изначальный состав (например, невозможность создания при количестве учредителей менее 3), учредительство может быть ограничено ввиду занятия лицами определенной должности, или для лиц, не соответствующих определенным требованиям. Так, при создании фондовой биржи учредитель должен быть физическим лицом, иметь лицензию на занятие этой деятельностью и быть признанным активным участником рыночных отношений. В ст. 9.1 Закона "о собственности" от 23.04.92 имеется непосредственное ограничение: "Министерства, другие oрганы государственнoго управления, за исключением республиканскoго oргана управления гoсударственным имуществoм, не мoгут выступать в качестве учредителей (участникoв) субъектoв хoзяйствoвания негoсударственнoй фoрмы сoбственнoсти", а в ст. 12 Закона "об основах службы в государственном аппарате" от 23.11.93 ограничивается учредительство служащих государственного аппарата, причем определение понятия "служащий государственного аппарата" не дается. Нет и официального перечня должностных лиц, считается, что основным признаком должностного лица является не столько занятие какой-либо должности, сколько осуществление определенных полномочий. В ч.1 ст. 1 Закона "о борьбе с преступностью в сфере экономики и с коррупцией" от 15.05.93 имеется прямое указание, какие лица не могут заниматься предпринимательской деятельностью, а это означает, что указанные лица не могут быть учредителями юридического лица (косвенное ограничение). Согласно этой статье, к таким лицам относятся руководители, должностные лица и специалисты органов государственной власти и управления, прокуратуры, суда, органов внутренних дел и государственной безопасности, государственных предприятий и организаций, их структурных подразделений, и другие должностные лица.
Насколько взаимосвязаны понятия "учредитель" и "участник"? Как правило, лица, которые учредили юридическое лицо, становятся его участниками, однако возможно и последующее вхождение в состав юридического лица участников, не являвшихся учредителями. Как правило, их правовое положение не отличается от правового положения учедителей, однако в учредительных документах учредители могут оговорить для себя определенные льготы и права. Возможна и противоположная ситуация: учредитель юридического лица не является его участником. Русак Л.Г. полагает, что учредительство может стать даже профессией для некоторых лиц: "предприниматель может подписать учредительный договор о создании общества, в соответствии с которым взять на себя (за вознаграждение, конечно) функции по его организации, проведению учредительной конференции, заключении договоров подписки на акции и др., но не становиться участником общества: он не подписывает (утверждает) устав, не вносит свой вклад в уставной фонд и т.д."
Учредители юридического лица-коммерческой организации приобретают при создании либо обязательственные права в отношении этого юридического лица, либо вещные права на его имущество. Это означает, что учредители хозяйственных товариществ и обществ, а также производственных кооперативов, участвуя своим вкладом в имуществе таких юридических лиц, передают им право собственности на имущество, являющееся их вкладом, и приобретают взамен определенный набор прав как имущественного характера (например, права акционера на дивиденды), так и прав, связанных с управлением и контролем (например, право голоса на собрании акционеров). В отношении имущества государственных предприятий их учредитель, передавая им имущество, тем не менее сохраняет за собой право собственности на это имущество - мощный рычаг контроля за юридическим лицом.
Способы образования юридических лиц
Традиционно в юридической литературе выделяют 3 способа образования юридических лиц в зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов:
* разрешительный порядок образования юридических лиц, который состоит в том, что юридическое лицо образуется по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо высшего органа общественного объединения. Инициатива образования юридического лица здесь исходит от учредителя. В разрешительном порядке создаются жилищно-строительные кооперативы. Для их образования необходимо согласие исполкома местного Совета депутатов. Для создания предприятия в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений или на базе структурной единицы объединения требуется согласие собственника или уполномоченного им органа, что закреплено в ст. 17: "Предприятие может быть создано в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений с согласия собственника или уполномоченного им органа." и ст.18 Закона "о предприятиях в Республике Беларусь": "Предприятие может быть создано на базе структурной единицы объединения с согласия собственника или уполномоченного им органа."
* распорядительный способ образования юридических лиц, суть которого заключается в том, что юридическое лицо образуется по решению собственника или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица. Органы государственной власти и управления в пределах своей компетенции издают акты об образовании юридических лиц. То есть юридическое лицо создается властным актом - распоряжением собственника или уполномоченного им органа. Некоторые государственные юридические лица образуются не по распоряжению органов власти или управления, а путем выборов (например, местные Советы депутатов).
* нормативно-явочный способ, при котором государственные органы принимают решение о регистрации нового юридического лица в порядке и на условиях, определенных нормативными актами, и не могут по своему усмотрению (например, мотивируя нецелесообразностью существования) отказать в регистрации юридического лица. Инициатива создания также исходит от учредителей, но никакого разрешения не требуется, в некотором роде оно уже имеется в виде нормативных актов, общих для всех юридических лиц, создаваемых этим способом. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо, орган государства должен лишь проверить соблюден ли установленный законом порядок образования таких юридических лиц. Посредством нормативно-явочного способа образуются производственные кооперативы, хозяйственные общества и товарищества, акционерные общества, общества с дополнительной ответственностью и общества с ограниченной ответственностью, фондовые и товарные биржи, хозяйственные объединения.
Некоторыми авторами (Красавчиков и др.) отмечается так называемый договорный способ. Выделение его в обособленный вид они связывают с тем, что некоторые юридические лица образуются изначально путем заключения договора. Однако существование такого порядка образования юридического лица как самостоятельного довольно спорно. По сути дела договор об образовании просто отражает особенности данного юридического лица - в таком порядке образуются совместные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, после чего все равно следует государственная регистрация.
Кроме того, существует специальный нормативный акт, посвященный этому вопросу: положение от 7 декабря 1993г. о порядке создания юридических лиц, предприятий, организаций, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, объединений предприятий (в том числе концернов) и о порядке прекращения их деятельности.
Нормативно-явочный способ образования юридических лиц наиболее распространен сейчас в Беларуси и России, и новый Гражданский кодекс РФ лишь закрепляет ее, внося при этом некоторые коррективы. Так, например, предполагается изменение существующей в настоящее время в России дифференцированной (в разных органах) системы регистрации юридических лиц на единый порядок регистрации всех юридических лиц, коммерческих и некоммерческих, в органах юстиции.
Нормативно-явочный способ образования юридических лиц в литературе иногда именуют регистрационным, поскольку юридические лица образуются решением собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких физических и (или) юридических лиц с последующей регистрацией созданного юридического лица.
Учредительные документы
Статья 27 ГК предусматривает, что "юридическое лицо действует на основании устава (положения)". Эта статья требует уточнений, которые следуют из законодательства РБ. Отдельные виды юридических лиц действуют на основании договора о совместной деятельности по созданию юридического лица и устава (например, общество с ограниченной ответственностью). Есть и такие юридические лица, которые действуют только на основании учредительного договора. Точнее и более полно был решен вопрос об учредительных документах юридического лица в ч.2 ст. 13 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик: "Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законодательными актами, юридическое лицо может действовать на основании общего положения об организациях данного вида". Аналогичная норма содержится в ГК Российской Федерации (ст. 52).
К основным учредительным документам таким образом относятся устав и (а в ряде случаев - или) учредительный договор. Наличие у юридического лица учредительных документов является одним из требований, предъявляемых законом к их созданию и деятельности. Учредительные документы юридического лица имеют две важные функции. Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую функцию, они доводят до всеобщего сведения информацию об особенностях формы данного юридического лица, его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметь значение. Такие сведения, как правило, играют большую роль для лиц, вступающих в сделки с юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в учредительных документах положений новые правила вступают в силу для третьих лиц только после их государственной регистрации. При этом в ситуации, когда третьи лица будут действовать в своих отношениях с юридическим лицом, изменения в учредительные документы которого еще не зарегистрированы, с учетом таких изменений, данное юридическое лицо не может оспаривать эти действия третьих лиц. Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между учредителями юридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределении прибыли юридического лица, управлении им и т.д. Так, например, в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия распределения между участниками прибыли и убытков, управления его деятельностью, условия и порядок выхода учредителей из его состава.
Устав юридического лица определяет задачи, цели, подчиненность, внутреннюю структуру, систему органов и их компетенцию, местонахождение, наименование юридического лица и содержит некоторые другие сведения о нем. Требования, предъявляемые к уставу юридического лица, определяются законами о соответствующем виде юридических лиц - общего законодательного акта нет. Например, требования к уставу предприятия определены ст. 20 Закона "о предприятиях в Республике Беларусь". Согласно этой статье устав предприятия утверждается собственником или уполномоченным им органом. В уставе предприятия должны содержаться: указания на собственника предприятия, наименование и вид предприятия, его местонахождение, цели деятельности, перечень органов управления и их компетенцию, размер уставного фонда, порядок образования имущества предприятия и условия распоряжения этим имуществом, порядок распределения прибыли (дохода), условия реорганизации и ликвидации предприятия. Из нее исключены указания на необходимость определять в уставе предмет деятельности предприятия.
Юридические лица некоторых видов разрабатывают свои уставы в соответствии с Типовым или Примерным уставом о юридическом лице данного вида. Например, жилищно-строительные кооперативы разрабатывают свои уставы в соответствии с Примерным уставом жилищно-строительного кооператива, утвержденным постановлением Совета Министров Республики от 15 ноября 1984г. №400), а садоводческие товарищества - в соответствии с Типовым уставом садоводческого товарищества, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Белсовпрофа от 30 января 1989г. №55.
Учредительный договор определяет прежде всего внутренние отношения учредителей юридического лица. Однако, по мнению Козловой Н.В., "В ряде случаев он содержит систему правил, регулирующих не только внутренние отношения учредителей, но и внешние отношения организации." Это подтверждается самим содержанием учредительного договора - он заключает в себе все сведения, которые имеются в уставе юридического лица. Примером может служить учредительный договор о создании общества с ограниченной ответственностью.
Если юридическое лицо имеет как учредительный устав, так и договор, то учредительный договор заключается между его учредителями, а устав ими утверждается.
С момента утверждения устава юридическое лицо приобретает правоспособность. Если юридическое лицо или его устав подлежит государственной регистрации, его правоспособность в соответствии со ст. 28 ГК возникает с момента регистрации такого лица или его устава.
Правоспособность юридического лица - это его способность иметь гражданские права и принимать обязанности, не противоречащие его уставным целям и не запрещенные законодательством. В тех случаях, когда для занятия определенными видами деятельности требуется специальное разрешение (лицензия), юридическое лицо вправе заниматься такими видами деятельности только после получения лицензии.
В юридической литературе правоспособность юридического лица именуют специальной правоспособностью. Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с его специальной правоспособностью (с целями, указанными в его уставе или в положении о нем), признается недействительной (ст. 52 ГК). Хотя правоспособность юридического лица имеет целевой характер, предусмотренные в его уставе цели деятельности могут быть многообразными.
Наименование и местонахождение юридического лица
Помимо устава и (или) учредительного договора, важными атрибутами юридического лица при его образовании являются наименование и место нахождения. Юридическое лицо подобно гражданам (которые индивидуализируются в гражданском обороте с помощью фамилии, имени и отчества) имеет собственное наименование, а если оно занимается хозяйственной или предпринимательской деятельностью, то в сответствии со ст. 30 ГК имеются и дополнительные требования: "В наименовании юридических лиц, являющихся субъектами хозяйствования, должны содержаться указание на вид юридического лица, место его нахождения и специальное наименование, позволяющее отличить его от иных юридических лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, - и указание на предмет деятельности." Зарегистрированное в установленном порядке фирменное наименование юридического лица признается объектом права собственности, и всякое лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
В наименовании юридического лица не допускается использование: указания на официальные названия государств (как полные, так и сокращенные), за исключением государственных органов; названий, использование которых противоречит законодательству или общественной морали; собственных имен лиц, если они не совпадают с именем учредителей и учредители не получили разрешения таких лиц (их наследников).
Наименование юридического лица в процессе регистрации последнего обязательно включается в государственный реестр юридических лиц.
Для индивидуализации своей продукции, а также для ее рекламы изготовители продукции обязаны снабжать ее товарным знаком. Отношения по пользованию товарными знаками и знаками обслуживания регулируются законом Республики Беларусь "о товарных знаках и знаках обслуживания" от 5.02.93.
Товарный знак регистрируется в Государственном патентном ведомстве при Совете Министров Республики Беларусь. Он может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Права на товарный знак охраняются государством и подтверждаются свидетельством. Свидетельство на товарный знак удостоверяет факт регистрации товарного знака, его приоритет, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака. Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другими лицами. Уступка права использования товарного знака оформляется лицензионным договором.
Местом нахождения юридического лица признается место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не будет установлено иного. На данный момент отсутствуют нормы закона, устанавливающие случаи, когда место нахождения юридического лица отличное от места его государственной регистрации, может или должно быть определено учредительными документами. В частности, место нахождения юридического лица имеет значение:
* при налогообложении данного юридического лица;
* при решении вопроса о его резидентстве в целях валютно-экспортного регулирования;
* при разрешении судебных споров и определении подсудности.
Государственная регистрация
Завершающей стадией образования юридического лица является его регистрация в установленном законом порядке компетентным государственным органом. История знает примеры, когда для создания юридического лица требовалось разрешение высших государственных органов или монархов (например, в дореволюционной России), а в настоящее время это разрешение трансформировалось в нормативно-явочный способ образования юридического лица - государство предусматривает возможность создания его как субъекта права и признания его субъектом права только в установленном им порядке. Так как это наиболее распространенный способ, то вопрос о регистрации юридического лица имеет немаловажное значение.
Единого законодательного акта, определяющего общий порядок регистрации юридических лиц также не существует, этот вопрос решается в специализированных нормативных актах отдельно для каждого из видов юридических лиц. В России в настоящее время наблюдается точно такая же ситуация, однако имеется единый регистрационный орган - Министерство юстиции.
В Республике Беларусь в соответствии с указом президента "о некоторых мерах по упорядочению деятельности субъектов хозяйствования" от 24.05.94 и в соответствии с Положением Совета Министров "о проведении общереспубликанской регистрации субъектов хозяйствования" от 2.06.94 общереспубликанской регистрации подлежат вновь создаваемые и действующие субъекты хозяйствования, причем для вновь создаваемых субъектов хозяйствования общереспубликанская регистрация засчитывается в качестве их государственной регистрации. В настоящее время деятельность субъектов хозяйствования, не прошедших общереспубликанскую регистрацию, запрещена.
Предприятия подлежат регистрации в областном (минском городском) исполкоме Совета депутатов по месту нахождения предприятия, предприятия с иностранными инвестициями - в Министерстве по внешним экономическим связям, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
Регистрацию страховых, перестраховочных организаций Республики Беларусь, их представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, проводит Комитет по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов.
Банки подлежат регистрации в Национальном банке Республики Беларусь (Закон о банках и банковской деятельности в БССР от 14.12.90).
Регистрацию республиканских и международных общественных объединений производит Министерство юстиции Республики Беларусь, а регистрацию местных объединений производят соответствующие управления юстиции исполкомов областных и минского городского Советов депутатов (Закон "об общественных объединениях" от 4.10.94). Регистрация политических партий в соответствии с Законом "о политических партиях" от 5.10.94 проходит в Министерстве юстиции. Религиозные организации регистрируют свой устав в областных (минском городском) исполкомах по месту деятельности этих организаций, что закреплено в Законе "о свободе вероисповеданий и религиозных организациях" от 17.12.92.
С недавнего времени регистрации подлежат и средства массовой информации - в соответствии с постановлением Совета Министров "о порядке регистрации, взимания и сборов за регистрацию СМИ в Республике Беларусь" от 27.08.96 №568 газеты, журналы, брошюры, альманахи, бюллетени регистрируются в государственном комитете печати, кино- и видеопрограмм, а иные формы публичного распространения массовой информации - в Министерстве культуры. Теле- и радиопрограммы регистрируются в государственной комиссии по радиочастотам.
Данные государственной регистрации предприятия в десятидневный срок регистрирующим органом сообщаются для учета в Минфин и Госкомстат для включения в государственный реестр и регистр Республики Беларусь. Временное положение о государственном реестре утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.91 №317.
Соответствующий орган в процессе регистрации юридического лица проверяет, соответствует ли образованное юридическое лицо требованиям, предъявляемым к нему законом, и соблюден ли порядок образования юридического лица. По причине нецелесообразности создания отказать в регистрации юридическому лицу нельзя, но это возможно по иным обстоятельствам. Единых правил, перечня таких причин не существует, однако в различных законодательных актах имеются следующие причины отказа в регистрации:
* из-за нарушения порядка создания юридического лица;
* если учредительные документы не соответствуют требованиям законодательства;
* из-за непредставления полного перечня документов, которые предусмотрены в положении о создании данного вида юридического лица;
* при отсутствии заключения экологической экспертизы;
* вследствие отсутствия или незаконного источника средств, предназначенных для внесения в уставной фонд;
* другие основания.
Обжаловать отказ в регистрации можно, причем субъекты хозяйствования могут потребовать от лица или органа, которое отказало в регистрации, возмещения затрат.
Реорганизация юридического лица
Юридическое лицо может быть реорганизовано, и при этом могут быть образованы новые субъекты гражданского права - юридические лица. Мне кажется, что реорганизация не является способом образования юридического лица, так как при реорганизации происходит в некотором роде перераспределение прав среди прежних и вновь созданных юридических лиц, а объем этих прав остается неизменным. Существуют следующие формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование его в иную организационно-правовую форму (ч. 1 ст. 39 ГК). Документом, определяющим совокупность прав и обязанностей, которые переходят от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации, является передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование) или разделительный баланс (разделение, выделение). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правоприемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства. При слиянии одного юридического лица с другим юридическим лицом все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния. В случае присоединения одного юридического лица к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица. Разделение юридического лица означает, что к созданным в результате этого разделения новым юридическим лицам переходят по разделительному акту в соответствующих, частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица. Когда же речь идет о выделении из юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц, то к каждому из них переходят по разделительному акту в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица. При преобразовании одного юридического лица в другое к вновь возникшему юридическому лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица. Одновременно с переходом имущественных прав юридического лица к новому юридическому лицу переходят и личные неимущественные права этого лица, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Реорганизация производится по решению собственника имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица, а в случаях, предусмотренных законодательством, и хозяйственного суда. Законодательство об отдельных видах юридических лиц может предусматривать и другие основания реорганизации.
Список использованной литературы
1.Конституция Республики Белаpусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Мн., изд. "Белаpусь", 1997.
2.Гражданский кодекс Республики Беларусь. СЗ БССР, 1964г., №17, ст. 183 с изменениями и дополнениями по состоянию на 15 мая 1996.
3. Закон Республики Беларусь от 9.12.92 "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" // Ведомости Верховного Совета 1992, №35, ст. 552; 1994, №6, ст. 72; 1995, №19, ст. 223; Ведомости Национального Собрания 1998, № 3, ст. 16.
4. Закон Республики Беларусь от 12.12.90 "Об аренде" // Ведомости Верховного Совета 1991, №1(3), ст. 1; 1992, №19, ст. 302; 1993, №26, ст. 325; 1994, №6, ст.72; 1995, №33, ст. 431; Ведомости Национального Собрания 1997, №28, ст. 483.
5. Закон Республики Беларусь от 15.05.93 "о борьбе с преступностью в сфере экономики и с коррупцией" // Ведомости Верховного Совета 1993, №26, ст. 318.
6. Закон Республики Беларусь от 14.11.91 "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" // Ведомости Верховного Совета 1991, №35, ст. 625; 1993, №22, ст.280; Ведомости Национального собрания 1998, №3, ст.16.
7. Закон Республики Беларусь от 4.10.94 "Об общественных объединениях" // Ведомости Верховного Совета 1994, №29, ст. 503; 1995, № 14, ст. 135.
8. Закон Республики Беларусь от 23.11.93 "Об основах службы в государственном аппарате" // Ведомости Верховного Совета 1993, №32, ст. 416; 1994, №14, ст. 191; 1995, №17, ст.176.
9. Закон Республики Беларусь от 5.10.94 "О политических партиях" // Ведомости Верховного Совета 1994, №30, ст.509.
10. Закон Республики Беларусь от 14.12.90 "О предприятиях в Республике Беларусь" // Ведомости Верховного Совета 1990, №3(5), ст. 13; 1992, №19, ст. 302; 1993, №8, ст. 49; 1993, №24, ст. 296; 1994, №3, ст. 24; Ведомости Национального Собрания 1997, № 34, ст. 696; 1998, №2, ст. 7.
11. Закон Республики Беларусь от 17.12.92 "о свободе вероисповеданий и религиозных организациях" // Ведомости Верховного Совета 1993, №2, ст.18; 1995, №13, ст. 25.
12. Закон Республики Беларусь от 11.12.90 "О собственности в Республике Беларусь" // Ведомости Верховного Совета 1992, №19, ст. 302; 1993, №26, ст. 317; 1993, №26, ст. 325; 1994, №6, ст.72; 1995, №29, ст. 366; Ведомости Национального Собрания 1997, №27, ст. 475.
13. Закон Республики Беларусь от 5.02.93 "О товарных знаках и знаках обслуживания" // Ведомости Верховного Совета 1993, №13, ст. 128.
14. Закон Республики Беларусь от 12.03.92 "О ценных бумагах и фондовых биржах" // Ведомости Верховного Совета 1992, №11, ст. 194; 1996, №24, ст. 439.
15. Указ Президента РБ от 24.05.96 №208 "О некоторых мерах по упорядочению деятельности субъектов хозяйствования" // С.У.П. 1996, №16, ст. 390; №24, ст. 601; С.Д.У.П. 1997, №20, ст. 692.
16. Положение о порядке создания предприятий, организаций, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, а также объединений (в том числе концернов), в состав которых входят эти предприятия и о порядке прекращения их деятельности. Утверждено постановлением СМ РБ от 7.12.93 №824 // СП Республики Беларусь 1993, №34, ст. 662; С.У.П. 1994, №5, ст. 126.
17. Постановление Совета Министров "О порядке регистрации, взимания и сборов за регистрацию СМИ в Республике Беларусь" от 27.08.96 // №568 С.У.П. 1996, №25, ст.654.
18. Акционерные общества. Общества с ограниченной ответст-венностью. Товарищества с ограниченной ответственностью. Минск. 1994.
19. Гражданское право. Т.1. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.Толстого. М., изд. ТЕИС. 1996.
20. Козлова Н.В. Правовая природа учредительного договора о создании юридического лица // Государство и право. 1993. №10.
21. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., изд. "Юридическая литература". 1972.
22. Русак Л.Г. Правовое регулирование создания и деятельности хозяйственных обществ в Республике Беларусь. Мн. 1994.
23. Советское гражданское право. Т.1. Под ред. Красавчикова О.А. М., изд. "Высшая школа". 1985.
24. Чигир В.Ф. Юридические лица. Минск. 1994
Заключение
Образование юридического лица - это многоступенчатый сложный процесс, требующий от юриста-практика совершенного знания законодательства об отдельных видах юридических лиц, процесс, который в настоящее время приобретает довольно важное значение. Так, с точки зрения В.Ф.Чигира, "Привлекательность этой формы хозяйствования объясняется тем, что учредители (участники) юридического лица не отвечают по его обязательствам. Это позволяет заранее определить, какой частью капитала рискует учредитель (участник) юридического лица в случае, если оно окажется несостоятельным."
Таким образом, на рынке уже действует и продолжает создаваться множество юридических лиц. Однако все они должны удовлетворять определенным требованиям как самостоятельные субъекты права, должна быть соблюдена процедура их создания.
В данной работе были освещены общие правовые проблемы, касающиеся образования и, частично, деятельности юридических лиц как участников рыночных отношений и субъектов гражданского права.
P.S. Сдавался суке Романович, скотине богомерзкой, паскудной зубатой твари в чепчике. Гражданское право - отвратный предмет, особенно в ведении лошадиной Романович, кхе-кхе, "вам должно быть стыдно - я вас выгоняю, а вы не уходите." Я был бы безмерно рад засунуть ей эту работу (бумага DataCopy, кстати) промеж левых верхних и средних нижних клыков (1-я челюсть), провернуть 3 раза, плюнуть в левый глаз, и упорно пинать ногой в тухлый живот. Сдохни, Романович!
А вот это снова Чигир (может, пригодится мне, любимому, для дипломной работы):
4. Дочерние предприятия, филиалы и представительства
С целью расширения деятельности некоторых юридических лиц в пространстве они вправе с согласия собственника или уполномоченного им органа создавать дочерние предприятия с правом юридического лица путем передачи им части своего имущества в полное хозяйственное ведение (ст. 21 закона о предприятиях). Устав дочернего предприятия утверждается, а руководитель назначается учредителем, осуществляющим в отношении дочернего предприятия права собственника или права полного хозяйственного ведения. Учредитель не отвечает по обязательствам дочернего предприятия, кроме тех случаев, когда дочернее предприятие признано банкротом и установлено, что его банкротство вызвано недобросовестными действиями предприятия-учредителя. В таких случаях, при недостаточности имущества ликвидируемого дочернего предприятия ответственность по его обязательствам несет предприятие-учредитель. В учредительных документах дочернего предприятия может быть предусмотрена дополнительная ответственность по его обязательствам предприятия-учредителя.
Дочернее предприятие не отвечает по обязательствам учредителя, если иное не предусмотрено учредительными документами. Обращение взыскания по долгам учредителя на имущество, закрепленное им за дочерним предприятием, допускается лишь при ликвидации дочернего предприятия после удовлетворения требований его кредиторов.
Дочернее предприятие должно быть указано в уставе образовавшего его предприятия.
Юридическое лицо может открывать филиалы и представительства в порядке, ст. 32 ГК.
Филиал - это обособленное подразделение (структурная единица) юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее вне места его нахождения все или часть его функций.
Представительство - также обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения. Но оно лишь осуществляет защиту и представительство интересов юридического лица, а также совершает от его имени сделки и иные правовые действия и не занимается деятельностью, которую выполняет юридическое лицо, учредившее представительство.
И филиалы, и представительства должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридическим лицом, структурными единицами которого они являются, и действуют на основании утвержденного этим юридическим лицом положения. Их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности, полученной от соответствующего юридического лица (ст.32 ГК).
Вопрос о размещении дочерних предприятий, обособленных структурных единиц предприятия: согласовывается с соответствующими местными Советами народных депутатов в порядке, установленном для создания предприятия (ст. 22 закона о предприятиях).
Юридическое лицо в процессе осуществления своей деятельности вправе создавать собственные обособленные подразделения-представительства и филиалы, которые не являются самостоятельными субъектами права-юридическими лицами. Представительство-обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал- обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или часть, в том числе функции представительства. Юридическое лицо может наделять их имуществом, определять обязательные для них положения, в том числе порядок деятельности, назначать руководителей представительств и филиалов. Руководители представительств и филиалов действуют на основании доверенностей, выданных юридическим лицом. Представительства и филиалы, создаваемые юридическим лицом, должны быть указаны в его учредительных документах.
Описание предмета: «Гражданское право»Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные
отношения участников гражданского оборота: граждан между собой, граждан и организаций и организаций между
собой.
Литература - Предприниматель-работодатель. – М.: АБАК, 2012. – 112 с.
- Валентин Красник. Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте в вопросах и ответах. – М.: НЦ ЭНАС, 2008. – 0 с.
- Валентин Красник. Межотраслевые правила по охране труда при электро- и газосварочных работах в вопросах и ответах. – М.: НЦ ЭНАС, 2007. – 0 с.
- Организация и методы налоговых проверок. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2012. – 304 с.
- Н.Ю. Круглова. Основы бизнеса. – М.: Высшее образование, 2008. – 608 с.
- Е.В. Трунина, Ю.В. Федасова. Коммерческое право. – М.: Высшее образование, 2009. – 406 с.
- Н.Ю. Круглова. Хозяйственное право. – М.: Высшее образование, Юрайт, 2009. – 880 с.
- Н.В. Брыкова. Учет расчетов с физическими и юридическими лицами. – М.: Академия, 2010. – 64 с.
- И.И. Кузнецова. Основы малого предпринимательства. – М.: Академия, 2011. – 192 с.
- Правила устройства электроустановок. – М.: Омега-Л, 2013. – 272 с.
- В.А. Болдырев. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования. – М.: Статут, 2012. – 368 с.
- Межотраслевые правила по охране труда при электро- и газосварочных работах. ПОТ Р М-020-2001. – М.: ДЕАН, 2009. – 80 с.
- Межотраслевые правила по охране труда при электро- и газосварочных работах в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний. – М.: НЦ ЭНАС, 2007. – 70 с.
- Правила устройства электроустановок. – М.: Омега-Л, 2010. – 272 с.
- В.А. Гуреев, И.В. Селионов. Исполнение судебных актов в отношении государства, муниципальных образований и бюджетных учреждений. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 192 с.
- Межотраслевые правила по охране труда при электро - и газосварочных работах в вопросах и ответах. – М.: Энас, 2011. – 72 с.
- Владимир Болдырев. Правовое положение юридических лиц несобственников. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 416 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|