Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Система административных проступков, связанных с пьянством

Административное право

Учебно-методическое пособие.

Введение

Среди правовых средств, используемых для ограничения и последующего искоренения пьянства, активная и существенная роль принадлежит административным мерам. Динамичность административно-правовых норм, их гибкость, широкий диапазон принудительного воздействия, его меньшая в сравнении с уголовным наказанием суровость, быстрота и простота применения и другие особенности делают меры административной ответственности наиболее распространенными и одновременно в известной мере эффективным средством борьбы с пьянством.

Юридическая природа этих правонарушений неоднородна: одни из них непосредственно выступают в роли противоправных проявлений пьянства (распитие спиртных напитков в неустановленных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, управление транспортными средствами в состоянии опьянения, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения), другие - в роли своеобразных стимуляторов пьянства, то есть в виде действий, способствующих пьянству (нарушение правил торговли спиртными напитками, самогоноварение и т.д.).

Каждый из указанных проступков обладает достаточно высокой степенью общественной опасности, и за каждый из них закон устанавливает различные виды административной ответственности: более тяжкие проступки порицаются законом более сурово, хотя административные санкции в этом случае и не затрагивают жизненно важных интересов нарушителей в той степени, в какой это связано с применением уголовной ответственности; менее тяжкие проступки караются мягче.

К мерам административного, дисциплинарного, материального и общественного воздействия относятся: предупреждение; административный штраф; лишение права управления транспортными средствами; помещение в медицинский вытрезвитель; привод в милицию для регистрации и вынесения официального предупреждения; направление в лечебно-трудовой профилакторий для принудительного лечения; изъятие самогона и других крепких напитков домашней выработки; передача материалов, связанных с пьянством, на советы профилактики по месту жительства и др.

1.  Система административных проступков, связанных с пьянством.

Под административной ответственностью понимается применение, реализация административных взысканий уполномоченными органами (должностными лицами) за административные правонарушения (проступки) в порядке, установленной нормами административного права. Ей, как особому виду правовой (юридической) ответственностью присущ ряд особенностей.

Административная ответственность наступает за совершение административных проступков.

Она состоит в применении к виновным административных взысканий. Их перечень дан в статье 23 КоАП Республики Беларусь.

Административные взыскания могут быть наложены разными органами и должностными лицами. Их исчерпывающий перечень содержится в главе 16 КоАП Республики Беларусь.

Между органом, налагающим взыскание, и лицом, привлекаемым к ответственности нет отношений служебной, трудовой зависимости, подчиненности. Виновный организационно не подчинен органу (должностному лицу), наделенному административной властью. В этом одно из существенных отличий административной ответственности от дисциплинарной. Дисциплинарные взыскания налагаются субъектом дисциплинарной власти, то есть лицом (органом), которому виновный организационно подчинен.

порядок привлечения к административной ответственности регулируется Кодексом «Об административных правонарушениях» Республики Беларусь.

Юридической наукой выработано и успешно применяется на практике понятие состава правонарушения.

Под составом правонарушения понимается совокупность названных в нормах права признаков, при наличии которых деяние признается правонарушением. Отсюда следует, что состав административного проступка - это совокупность предусмотренных нормами административного права признаков, при наличии которых деяние признается проступком, а виновный может быть привлечен к административной ответственности за его совершение.

Наличие в деяние всех предусмотренных признаков состава - достаточное основание для наступления ответственности. И наоборот, отсутствие хотя бы одного из названных законом признаков означает отсутствие данного состава в целом, а значит, и отсутствие основания для наступления ответственности. Каждое правонарушение обладает множеством признаков, законодатель отбирает из них существенные и конструирует состав. По этому входящие в состав признаки называются конструктивными.

Среди конструктивных признаков различают общие, особенные, индивидуальные.

Первые свойственны всем проступкам, например наличие вины, достижение гражданином 16 летнего возрастам. Эти признаки присущи всем административным правонарушениям связанным с пьянством.

Особенные признаки мы находим у группы проступков, а индивидуальные - только у конкретного деяния. Такими индивидуальным признаком, например, являются несовершеннолетние лица которых доводят до состояния опьянения.

Все административные правонарушения связанные с пьянством можно подразделить на две группы.

Первую группу образуют действия лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. Сюда относятся:

распитие напитков в общественных местах, на производстве (статьи 159, 158 КоАП РБ);

деяния, которые рассматриваются как проступки по тому, что они совершаются в состоянии опьянения (статья 115 КоАП РБ);

правонарушения, которые чаще совершаются в нерезвом состоянии (статья 156 КоАП РБ).

Вторую группу образуют административные правонарушения, способствующие пьянству:

речь, прежде всего идет о должностных лицах, которые в силу своих служебных обязанностей должны были последовательно и твердо обеспечить трудовую дисциплину, не допускать распитие спиртных напитков на территории предприятий, учреждений, организаций и т.д.;

работники торговли и общественного питания нарушающие правила продажи спиртных напитков;

лица, занимающиеся изготовлением, хранением или приобретением крепких спиртных напитков домашней выработки;

лица, занимающиеся продажей гражданам вина домашней выработки, неотносящегося к крепким спиртным напиткам.

2.  Общая характеристика отдельных видов административных правонарушений.

К административным правонарушениям, связанным с употреблением алкоголя, относятся следующие статьи Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» (далее КоАП РБ):

статья 115 КоАП РБ «Управление транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием наркотических средств и психотропных или токсических веществ или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием наркотических средств и психотропных или токсических веществ, а равно уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения»;

статья 145 КоАП РБ «Нарушение правил торговли спиртными напитками»;

статья 156 КоАП РБ «Мелкое хулиганство»;

статья 158 КоАП РБ «Распитие спиртных напитков на производстве»;

статья 159 КоАП РБ «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде»;

статья 160 КоАП РБ «Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения.Покупка спиртных напитков для лиц, не достигших 21 года»;

статья 161 КоАП РБ «Изготовление, хранение или приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки»;

статья 1611 КоАП РБ «Продажа гражданам вина домашней выработки, неотносящегося к крепким спиртным напиткам»;

статья 155 Уголовного Кодекса Республики Беларусь «Изготовление, хранение с целью продажи или продажа крепких спиртных напитков домашней выработки».

Родовым объектом данных правонарушений являются общественные отношения, сложившиеся на транспорте, в области торговли и посягающие на общественный порядок.

С объективной стороны, то есть внешнего проявления правонарушения, все они совершаются путем действия.

Субъектами, рассматриваемых правонарушений, являются лица, достигшие 16-ти летнего возраста.

С субъективной стороны эти правонарушения характеризуются умыслом, как прямым (предвидением его вредных последствий и желанием их наступления), так и по неосторожности (предвидением возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но и легкомысленно насчитывавшем на их предотвращение либо не предвидевшее возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях (статья 2341 КоАП РБ) по рассматриваемым статьям Кодекса «Об административных правонарушениях» Республики Беларусь:

уполномоченные на то должностные лица:

органы внутренних дел (115, 145, 156, 158, 159, 160, 161);

администрация предприятий, учреждений и организаций (158);

работники, осуществляющие охрану предприятий, учреждений и организаций (158);

народный дружинник (158, 159, 161);

сотрудники Государственной автомобильной инспекции (115);

сотрудники специальных дружин по безопасности дорожного движения (115).

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 156, частью третьей статьи 159 КоАП РБ, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно (статья 247 КоАП РБ). В случае его уклонения от явки по вызову органа внутренних дел или судьи это лицо может быть органом внутренних дел (милицией) подвергнуто приводу.

Постановление судьи по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями: частью третьей статьи 115, 156, частью третьей статьи 159 может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда (статья 274 КоАП РБ).

Постановление начальника органа внутренних дел по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 156 настоящего Кодекса, может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим начальником органа внутренних дел, а также независимо от наличия протеста прокурора начальником вышестоящего органа внутренних дел (статья 274 КоАП РБ).

Статья 115 КоАП РБ «Управление транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием наркотических средств и психотропных или токсических веществ или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием наркотических средств и психотропных или токсических веществ, а равно уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения».

Непосредственный объект - общественные отношения, направленные на обеспечение правил безопасности дорожного движения.

Пои совершении данного правонарушения увеличивается реальная возможность совершения дорожно-транспортного происшествия.

Объективную сторону правонарушения образуют действия конкретного человека, который управляет транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием наркотических средств и психотропных или токсических веществ или передал управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием наркотических средств и психотропных или токсических веществ, а равно уклонение их от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом, как прямым, так и косвенным. Правонарушитель знает, что его действия противоправны, предвидит их вредные последствия и желает их, либо сознательно допускает.

Субъект правонарушения - лицо, достигшее 16-ти летнего возраста, вменяемое.

За данное правонарушение применяются следующие взыскания:

по ч.1 - штраф в размере от 5 до 20 минимальных заработных плат или лишение права управления всеми видами транспортных средств от 1 года до 3 лет;

по ч. 2 - наложение штрафа от 5 до 25 минимальных заработных плат.

По ч. 3 - наложение штрафа от 10 до 300 минимальных заработных плат или лишение права управления всеми видами транспортных средств от 3 до 5 лет.

Налагать перечисленные взыскания в полном объеме имеют право начальники и их заместители органов (управлений) внутренних дел, а также от имени органов внутренних дел начальники, заместители начальников отделений (отделов, управлений) ГАИ, а при отсутствии в органах внутренних дел отделений (отделов) ГАИ - старшие государственные автомобильные инспекторы.

Ответственность за управление транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием наркотических средств и психотропных или токсических веществ или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием наркотических средств и психотропных или токсических веществ наступает независимо от того, где было допущено нарушение правил дорожного движения - на улице, дороге, железнодорожном переезде, во дворе, на территории предприятия, полевом стане и т.д.

В рассмотрении таких дел могут принимать участие представители трудовых коллективов и общественных организаций.

В период с 1995 года по 1999 год рост данного вида правонарушений составил 114%. В обсалютных цифрах он был равен 63634 правонарушений в 1995 году и 73165 - в 1999 году. Пик совершенных правонарушений пришелся на 1997 год и составил по сравнению с 1995 годом 119%, то есть 75860.

Статья 145 КоАП РБ «Нарушение правил торговли спиртными напитками».

Непосредственный объект правонарушения - общественные отношения, сложившиеся в области торговли спиртными напитками.

Объективную сторону указанного правонарушения образуют действия конкретного лица, осуществляющего свою деятельность в сферах торговли или общественного питания, нарушившего правила торговли водкой или иными спиртными напитками.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъектом правонарушения может быть только лицо, достигшее 18-ти летнего возраста, вменяемое, а также должностные лица.

В качестве взыскания за данное правонарушение применяется штраф в размере от двух до пяти минимальных заработных плат. Ответственность за повторность данного вида правонарушения не предусмотрена.

Рассматривать материалы и налагать взыскания по статье 145 КоАП РБ имеют право:

административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов;

административные комиссии при исполнительных комитетах поселковых, сельских Советов народных депутатов;

комиссии по борьбе с пьянством.

К ответственности за данное правонарушение привлекаются работники торговли и общественного питания, непосредственно реализующие спиртные напитки населению (продавцы, официанты, буфетчики, заведующие отделами (секциями), директора магазинов и их заместители и т.д.). Не могут быть субъектами данного правонарушения уборщицы, посудомойки, рабочие, бухгалтеры и другие лица, чья работа непосредственно не связана с реализацией спиртных напитков.

Поскольку на торговлю вино-водочными изделиями установлена разрешительная система и исполнительные комитеты районных, городских Советов народных депутатов дают разрешение предприятиям торговли и общественного питания на торговлю, определяют часы и виды напитков для продажи, то действие разрешения может быть прекращено или приостановлено на определенное время. Широкое распространения получила практика запрещения торговли водкой или всеми алкогольными напитками (то есть приостановление действия разрешения на торговлю ими) на время проведения весеннего сева, уборки урожая и т.д.

Как показывает практика, наиболее распространенными нарушениями правил торговли является продажа вино-водочных изделий:

лицами недостигшими возраста, имеющим права покупки вино-водочных изделий;

в неустановленное время;

там, где на торговлю ими вообще или на торговлю определенными изделиями нет разрешения.

Нарушения правил торговли связано также с ненадлежащим исполнением виновным трудовых функций, за что данные лица могут быть подвергнуты к мерам дисциплинарного воздействия.

Несмотря на то, что уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 145 КоАП РБ, однако материалы не рассматривают и взыскания не налагают.

При рассмотрении дела о данном административном правонарушении присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не обязательно.

Статья 156 КоАП РБ «Мелкое хулиганство».

Непосредственный объект указанного правонарушения - общественные отношения, посягающие на общественный порядок.

Объективную сторону данного правонарушения образуют действия конкретного человека, который в общественных местах выражается нецензурной бранью, оскорбительно пристает к гражданам или допускает другие подобные действия, нарушающие общественный порядок.

К общественным местам относятся: парки, скверы, улицы, площади, общественный транспорт, все государственные и иные учреждения, где могут находиться граждане, а также предназначенные для проведения досуга граждан и общественно-политических и других мероприятий и т.д.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом, так как правонарушитель сознает, что его действия противоправны и желает их совершить.

Субъект правонарушения - лицо, достигшее 16-ти летнего возраста, вменяемое.

За совершение данного вида правонарушения могут налгаться следующие взыскания:

штраф в размере до двух минимальных заработных плат;

исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием 20% заработка;

если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет признано недостаточным, - административный арест на срок до 15 суток.

Рассматривать материалы и налагать взыскания по ст. 156 КоАП РБ имеют право:

районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают материалы по данному административному правонарушению лишь в тех случаях, когда орган (должностное лицо), к которому поступило дело, передает его на рассмотрение этих комиссий;

районные (городские) суды (судьи);

органы внутренних дел.

Нецензурная брань - одна из грубых форм выражения нарушителями своего неуважения к общественной нравственности. По этому независимо от того, в связи с каким обстоятельствами лицо выражает свое раздражение нецензурными словами, оно совершает проступок, за который надлежит наказанию в административном порядке. Мелким хулиганством считается и оскорбительное приставание к гражданам, которое чаще всего выражается в навязчивых действиях, унижающих честь и достоинство других лиц и нарушающих общественный порядок. Характер мелкого хулиганства может выражаться, например, в стремлении навязать другим лицам публичный разговор, унижающий их честь и достоинство, хватании за руки, одежду и т.п. как мелкое хулиганство рассматривается также распевание непристойных песен, умышленное грубое нарушение покоя граждан, учинение непристойных надписей и др.

Конкретные проявления мелкого хулиганства могут быть весьма разнообразными. По этому важно учитывать содержащиеся в законе указания на то, что обязательным признаком хулиганских действий являются нарушения общественного порядка и спокойствия граждан.

Для квалификации действий нарушителя в качестве мелкого хулиганства большое значение имеет не только характер самих действий, но и обстановка, место и время их совершения. Хулиганские действия могут совершаться на улицах, в квартирах, общественных местах, в присутствии других лиц или скрытно от них, но в расчете на то, что впоследствии они станут известны.

Все такие действия, носящие черты мелкого хулиганства совершаются умышленно, ибо нарушитель понимает, что он в грубой форме выражает пренебрежение к общественной нравственности, что его поведение носит антиобщественных рарактер.

По сравнению с 1995 годом количество административных правонарушений выросло на 43% и составило в 1999 году 272217 правонарушений (1995г. - 18742). Количество совершенных правонарушений по статье 156 КоАП РБ в пьяном виде от общего количества данного вида правонарушений в 1999 году составляет 82,15% или 223631правонарушение. В 1995 году 97,93% или 185808 соответственно. Такое процентное соотношение правонарушений к обсалютным цифрам объясняет основную причину их совершения - резкий рост употребления спиртных напитков.( См. Д-2).

Части 1, 2 статьи 158 КоАП РБ «Распитие спиртных напитков на производстве».

Непосредственный объект - общественные отношения, посягающие на общественный порядок.

Объективную сторону указанного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 158 КоАП РБ, образуют действия конкретного человека, распивающего спиртные напитки на производстве (на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций) или пребывание на работе в нетрезвом виде.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъект правонарушения - лицо, достигшее 16-ти летнего возраста, вменяемое.

В качестве взыскание за правонарушение налагается штраф в размере до двух минимальных заработных плат.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 158 КоАП РБ, образуют действия конкретного руководителя (мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей), принявших участие в распитии с подчиненными или работниками спиртных напитков на производстве или непринятие ими мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо сокрытие случаев распития спиртных напитков или появление на работе в нетрезвом состоянии подчиненных им работников.

Объективная сторона и субъект правонарушения такой же как и в части 1 статьи 158 КоАП РБ.

Данное правонарушение влечет наложение штрафа в размере от одной до трех минимальных заработных плат.

Лица, имеющие право составлять протоколы об административном правонарушении по статье 158 КоАП РБ:

уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел;

администрация предприятий, учреждений и организаций;

работники, осуществляющие охрану предприятий, организаций, учреждений;

представители общественных организаций или органов общественной самодеятельности;

народный дружинник.

Если протокол составлен работником предприятия, организации, его следует передать руководителю (его заместителю). Это необходимо для того, чтобы руководитель предприятия,

во-первых, сразу же решил весь комплекс вопросов, связанных с применением мер дисциплинарного воздействия;

во-вторых, был проинформирован с дисциплиной труда в целом на участках;

в-третьих, смог направить материалы проверки в компетентные органы для привлечения виновного к административной ответственности либо в комиссию предприятия, учреждения по борьбе с пьянством для принятия мер общественного воздействия.

Рассматривать материалы и налагать взыскания имеют право:

административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов;

административные комиссии при исполнительных комитетах поселковых, сельских Советов народных депутатов;

комиссии по борьбе с пьянством.

Число лиц, в отношении которых органами внутренних дел составлены протоколы за административные правонарушения по статье 158 КоАП РБ, тенденций к снижению не имеет. (СМ. Диагр.).

В обсалютных цифрах это выглядит так: за последние три года количество правонарушителей увеличилось с 58655 в 1997 году до 60947 в 1999 году. Рост составил 3,9%.

При рассмотрении дела о данном административном правонарушении присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности необязательно.

Части 1, 2, 3, 4 статьи 159 КоАП РБ «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде».

Объект указанного правонарушения - общественные отношения посягающие на общественный порядок.

В части 1 статьи 159 КоАП РБ объективную сторону правонарушения образуют действия конкретного человека распивавшего спиртные напитки на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во вех видах общественного транспорта и в других общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания в которых продажа спиртных напитков и разлив разрешена исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов, или появившегося в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Это правонарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 1 минимальной заработной платы.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренную частью 2 статьи 159 КоАП РБ, образуют теже действия, что и в части 1 статьи 159 КоАП РБ, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания.

Это правонарушение влечет наложение штрафа в размере до 2 минимальных заработных плат.

Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде является одним из самых распространенных посягательств на общественный порядок. Такое деяние считается противоправным, если оно совершено на улицах, стадионах, скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и других общественных местах. Конечно, законодатель не мог дать исчерпывающего перечня мест предназначенных для общего пользования, но очевидно, что к ним относятся также подъезды и дворы домов, кухни и коридоры общежитий, коммунальных квартир, вокзалы и аэропорты, клубы и дворцы культуры, детские площадки, бани и бассейны, магазины и столовые.

Противоправно распятие любых спиртных напитков - водки, коньяка, вин, самогона или других алкогольных напитков домашней выработки. Что же касается распития в общественных местах одеколонов, лосьонов, политуры и иных одурманивающих жидкостей на спиртовой основе, то такие действия тоже следует расценивать как проступок.

Когда речь идет о появлении в общественном месте в пьяном виде, неважно, что пил виновный: водку или пиво, вино или одеколон, коньяк или употреблял наркотики. Но появление в общественном месте в пьяном виде несет ответственность лишь в том случае, если состояние виновного оскорбляет человеческое достоинство, общественную нравственность: он не может самостоятельно передвигаться имеет неприличный вид.

Под административным появлением в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем общественную нравственность и человеческое достоинство следует понимать такое поведение лица, которое представляет собой явное нарушение общепризнанных норм (непристойный высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.), если такие действия в соответствии с законодательством не влекут ответственности за мелкое хулиганство.

Не всякое второе правонарушение является повторным. В рассматриваемом случае проступок считается повторным, если ранее лицо уже привлекалось к административной ответственности за распитие спиртных напитков или появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Если же материал о первом проступке был направлен на рассмотрение товарищеского суда, иной общественной организации или к виновному были применены меры общественного воздействия, то второй проступок нельзя рассматривать как повторный. Для признания проступка повторным необходимо также, чтобы гражданин был наказан в административном порядке именно за распитие спиртных напитков в общественном месте или появление в общественных местах в пьяном виде. Иными словами, проступок считается повторным, если первый и второй раз виновный совершил одинаковые правонарушения.

Дела о проступках несовершеннолетних направляются в комиссии по делам несовершеннолетних, которые в соответствии с временным Положением о них могут, кроме административного взыскания избрать и такие меры воздействия, как объявление выговора, передача под контроль родителям, на поруки коллективу, направление материала в учебное заведение для принятия мер общественного воздействия.

Объективную сторону правонарушений предусмотренных частью 3 статьи 159 КоАП РБ образуют теже действия, что и в части 1 статьи 159 КоАП РБ, совершенные конкретным лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в пьяном виде.

Указанное правонарушение влечет наложение штрафа от 1 до 3 минимальных заработных плат либо исправительные работы на срок от 1 до 2 месяцев с удержанием 20% заработка, а в исключительных случаях, если по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя применение этих мер будет признано недостаточным, - административный арест на срок до 15 суток.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъект правонарушение - лицо, достигшее 16 летнего возраста, вменяемое, а так же должностные лица.

В части 4 статьи 159 КоАП РБ объективную сторону правонарушения образуют действия подростка в возрасте до 16 лет, появившейся в общественных местах в пьяном виде, а равно распитие им спиртных напитков.

Субъект правонарушение - родители или лица их заменяющие, вменяемые.

Часть 4 указанной статьи устанавливает ответственность родителей или лиц, их заменяющих за появление подростков возрасте до 16 лет в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков. Уже сам факт распития спиртных напитков подростками, независимо от времени и места, равно как и факт появления их в пьяном виде в общественном месте, образует проступок. Следует подчеркнуть, что это проступок не подростка, а его родителей или лиц, их заменяющих. Последние несут ответственность за свою вину, то есть, за неудовлетворительное выполнение обязанностей по воспитанию детей, за необеспечение надлежащего контроля за их поведением, которое проявилось в фактах пьянства подростков. Такие дела рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, комиссия в каждом конкретном случае решает, кого из родителей или обоих сразу нужно наказать за совершение их детьми, недостигшими 16 лет, названных выше действий.

В качестве взыскания за данное правонарушение применяется наложение штрафа на родителей или лиц их заменяющих, в размере до 2 минимальных заработных плат.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 159 КоАП РБ, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности обязательно.

Рассматривать материал и налагать взыскания имеют право:

комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних, или лиц их заменяющих, об административных правонарушениях предусмотренных частью 4 статьи 159 КоАП РБ;

районные (городские) суды (судьи) рассматривают дела об административных правонарушениях предусмотренных частью 3 статьи 159 КоАП РБ;

органы внутренних дел рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 3 статьи 159 КоАП РБ.

За период с 1995 года по 1999 год возросло количество нарушений по статье 159 КоАП РБ на 31,5 % и составило 676346 административных правонарушений (в 1995 г. - 514324).

За это же период выросло количество подростков до 16 лет содержащихся в медвытрезвителях с 9078 до 12664. Рост составил 39,5%. В сравнении со всеми содержащимися в медвытрезвителях, каждый 13 являлся подростком до 16 лет (См. Диаграмма 3, 4).

Часть 1, 2 статьи 160 КоАП РБ «Доведение несовершеннолетних до состояния опьянения. Покупка спиртных напитков для лиц недостигших 21 года».

Объект указанного правонарушения - общественные отношения посягающие на общественный порядок.

Объективную сторону правонарушения предусмотренную частью 1 статьи 160 образуют действия родителей или иных лиц, которые довели несовершеннолетних до состояния опьянения.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъектом правонарушения могут быть лица достигшие 18 летнего возраста, вменяемые, родители или иные лица.

В качестве взыскания за правонарушения налагается штраф в размере от 5 до 10 минимальных заработных плат.

Объективную сторону правонарушения части 2 статьи 160 КоАП РБ образуют действия конкретного человека, который приобрел в предприятиях торговли и общественного питания спиртные напитки для лиц, недостигших 21 года.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъектом правонарушения может быть лицо достигшие 21 года, вменяемые.

В качестве взыскания за правонарушения налагается штраф в размере до 10 минимальных заработных плат.

Рассматривать материал и налагать взыскания имеют право:

административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов (кроме дел в отношении родителей несовершеннолетних или лиц их заменяющих);

административные комиссии при исполнительных комитетах поселковых, сельских Советов народных депутатов (кроме дел в отношении родителей несовершеннолетних или лиц их заменяющих);

комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних, или лиц их заменяющих, об административных правонарушениях предусмотренных статьей 160 КоАП РБ.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 160 КоАП РБ, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности необязательно.

Одновременно с деятельностью государства по обучению и воспитанию несовершеннолетних уделяется особое внимание по разработке и осуществлению комплекса мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений подростков. По этому законодательством определена торговля спиртными напитками, установлена ответственность за продажу их несовершеннолетним, доведение подростка до состояния опьянения и вовлечение его в пьянство.

Основанием для привлечения виновных к ответственности служат любые действия независимо от способа: психическое или физическое понуждение, приглашение к выпивке, совместное распитие и другие. При этом безразлично впервые выпил подросток или нет, кто был организатором распития спиртных напитков.

Субъектами ответственности законодатель называет родителей и иных лиц. Анализ законодательства позволяет уточнить формулу закона.

Во-первых, иные лица могут привлекаться к ответственности за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения, если ему не исполнилось ко дню совершения проступка 18 лет.

Во-вторых, к административной ответственности лицо привлекается лишь в том случае, если подросток не находится от него в служебной зависимости.

В-третьих, родители и иные лица несут административную ответственность если такие действия совершены впервые.

За период с 1995 года по 1999 год возросло количество нарушений по статье 160 КоАП РБ в 12,5 раза и составило 94069 административных правонарушений (в 1995 г. - 7565).

Основной рост данного вида административного правонарушения произошел в 1999 году - 94609 (в 1998 году - 8984), то есть за один увеличилось в 10,5 раза (см. Диаграмма № ...).

Часть 1, 2 статьи 161 КоАП РБ «Изготовление, хранение или приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки»

Объект указанного правонарушения - общественные отношения посягающие на общественный порядок.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью 1 статьи 160 образуют действия лиц, которые изготавливают или хранят без цели сбыта самогон, брагу или другие крепкие спиртные напитки домашней выработки, а так же изготавливают и хранят без цели сбыта аппараты для их выработки.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъектом правонарушения могут быть лица, достигшие 16 летнего возраста, вменяемые.

В качестве взыскания за правонарушения налагается штраф в размере от 3 до 5 минимальных заработных плат.

Объективную сторону правонарушения части 2 статьи 161 КоАП РБ образуют действия лиц, которые приобретают самогон, брагу или другие крепкие спиртные напитки домашней выработки.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъектом правонарушения может быть лицо достигшие 16 летнего возраста, вменяемые.

В качестве взыскания за правонарушения налагается штраф в размере до 2 минимальных заработных плат.

Рассматривать материал и налагать взыскания имеют право:

органы внутренних дел;

в случаях труднодоступности или значительной отдаленности населенных пунктов от районного центра административные комиссии при исполнительных комитетах поселковых, сельских Советов народных депутатов могут в порядке исключения рассматривать также дела об административных правонарушениях статьи 161 КоАП РБ. Перечень таких населенных пунктов устанавливается областными Советами народных депутатов (статья 169 КоАП РБ)

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 161 КоАП РБ, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности необязательно.

Чаще всего самогон, брага и другие крепкие спиртные напитки домашней выработки, изготовление которых запрещено, приобретаются путем покупки. Но возможен обмен их на другие товары, получение в качестве платы за работу, в счет покрытия долга и др. способ приобретения не имеет юридического значения, важно, что самогон оказался у гражданина в обмен на денежный или натуральный эквивалент, как натуральное вознаграждение за услуги.

За период с 1996 года по 1999 год возросло количество нарушений по статье 161 КоАП РБ на 13,9% и составило 22106 административных правонарушений (в 1996 г. 19408) (см. Диаграмма № ...).

Статья 1611 КоАП РБ «Продажа гражданам вина домашней выработки, не относящиеся к крепким спиртным напиткам».

Объект указанного правонарушения - общественные отношения посягающие на общественный порядок.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренная статьей 1601 КоАП РБ образуют действия лиц, которые продают гражданам вина домашней выработки, не относящиеся к крепким спиртным напиткам

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъектом правонарушения могут быть лица, достигшие 16 летнего возраста, вменяемые.

В качестве взыскания за правонарушения налагается штраф в размере до 3 минимальных заработных плат, с конфискацией вина домашней выработки.

Рассматривать материал и налагать взыскания имеют право:

органы внутренних дел;

административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов;

административные комиссии при исполнительных комитетах поселковых, сельских Советов народных депутатов

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 1611 КоАП РБ, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности необязательно.

Алкоголь - спиртосодержащее вещество. В криминалистической практике данное вещество представляет интерес при оценке состояния участников дорожного движения, находящихся в нетрезвом состоянии: при совершении правонарушения под воздействием алкоголя.

Даже умеренные дозы алкоголя воздействуют на организм и психику, вызывая существенные нарушения слухового восприятия, зрения, навыков пригодности к вождению автомобиля, изменение скорости реакции, нарушение внимательности. (Юр. Энц.)

Наркотические средства - (от греческого narkotikos - приводящий в оцепенение, одурманивающий ) вещества, вызывающие угнетение центральной нервной системы, галлюцинации или изменение настроения, нарушение моторных функций, мышления, поведения, восприятия (Юр. Энц.).

Токсические вещества - ядовитые вещества, поражающие нервную систему.

К крепким спиртным напиткам относятся самогон, чача, арака, тутовая водка, брага и другие крепкие спиртные напитки домашней выработки. Все они вырабатываются «путем отделения перегонкой или другим способом алкогольной массы от продуктов брожения зерна, картофеля, свеклы, винограда и других продуктов. Не относятся к крепким спиртным напиткам вина, пиво, квасы, и другие напитки изготовленные домашним способом по средствам только естественного брожения» (Ведомости. 1985 г. № 41 стр. 777).

Аппаратами для изготовления крепких спиртных напитков являются устройства, специально предназначенные для отделения перегонкой или иным способом алкогольной массы от продуктов брожения, содержащих крахмалистые или сахарные вещества.

Изготовление крепких спиртных напитков домашней выработки - это процесс отделения перегонкой или другим способом алкогольной массы от продуктов брожения. Так, самогон изготовляется путем отделения указанными способами указанными способами алкогольной массы от продуктов брожения зерна, картофеля, свеклы, сахара и других продуктов, чача - продуктов брожения винограда, брага - ячменного или ржаного солода, сахара (меда) и хмеля, арака - риса, тутовая водка - плодов тутового дерева (шелковицы).

Под сбытом крепких спиртных напитков домашнего изготовления или аппаратов для их выработки понимается не только продажа таких напитков или аппаратов, но и другие способы их реализации - обмен спиртных напитков или аппаратов на другие товары или материальные ценности, передача их в счет покрытия долга, расчет за выполненную работу в место денежного вознаграждения и т.п.

Под изготовлением таких аппаратов понимается устройства приспособлений предназначенных для отделения алкогольной массы от продуктов брожения.

Под общественными местами следует понимать места общего пользования, а также помещения предприятий, учреждений, обслуживающих население. Прежде всего это дворы, подъезды, парки, пляжи, улицы, привокзальные площади, вокзалы, городской и пригородный транспорт, а также помещения и территории зрелищных предприятий: стадионы, ипподромы, кинотеатры, и т.д. Запрещается распивать спиртные напитки и в предприятиях торговли и общественного питания: магазинах, столовых, кафе. В законе содержится весьма важное указание о том, что не наказываются рассматриваемые действия в тех случаях, когда местом их совершения являются предприятия торговли и общественного питания, которым исполкомами местных Советов народных депутатов разрешена продажа спиртных напитков в разлив.

3.  Меры общественного воздействия, направленные на борьбу с пьянством и алкоголизмом.

1. Общая характеристика мер общественного воздействия

Подавляющее большинство граждан понимают, что их общественный долг - стоять на страже общенародных интересов, быть нетерпимыми к нарушениям законов, решительно бороться со всеми антиобщественными поступками.

Когда мы говорим о правонарушителях, то имеем в виду не только злостных хулиганов, воров и других преступников, но и лиц, совершающих различные проступки вообще. Многие из них добросовестно и производительно трудятся на предприятиях, в учреждениях и организациях и далеко не безразлично относятся к мнению трудового коллектива, общественных организаций и соседей.

Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушения неоднократно убеждались в том, что многие правонарушители готовы в самые сжатые сроки уплатить штраф, внести плату за услуги вытрезвителя, но не хотят, чтобы товарищи по работе узнали об их недостойном поведении. Члены товарищеских судов, комиссий по борьбе с пьянством могут привести примеры того, как после обсуждения прекращались нарушения трудовой дисциплины и общественного порядка.

Чем объясняется высокая эффективность мер общественного воздействия?

Во-первых, меры общественного воздействия применяются товарищами по работе, соседями, с которыми нарушитель вместе работает и отдыхает, живет в одном доме. Их мнение важно для него, их осуждение горько.

Во-вторых, большое моральное воздействие оказывает широкая гласность мер общественного взыскания.

В-третьих, общественность чаще всего призывает к порядку гражданина, который еще только вступил на скользкий путь пьянства, нарушений трудовой дисциплины и общественного порядка. У него еще не сложились привычки антиобщественного поведения. Во многих случаях трудовой коллектив, общественные организации могут своевременно и потому весьма эффективно воздействовать на оступившегося человека.

В-четвертых, общественные организации могут установить систематический контроль за нарушителем, оказать ему необходимую помощь на производстве и в быту.

Общественное воздействие играет большую роль в деле воспитания масс. Оно служит важным средством борьбы с правонарушениями и аморальными поступками, средством их предотвращения и искоренения причин, их порождающих.

Для общественного воздействия характерно прежде всего то, что это особый вид деятельности не государственных, а общественных организаций, трудовых коллективов, активистов, порицание неправомерных действий от имени общественности. Даже в тех случаях, когда товарищеский суд, заводская комиссия по борьбе с пьянством штрафуют нарушителей, наибольшее воспитательное значение имеет моральное воздействие, публичное осуждение их поведения. Большое воспитательное влияние оказывают не только меры воздействия, но и сам порядок их применения.

В зависимости от обстоятельств дела общественность сама избирает способы воздействия на нарушителя в рамках предоставленных ей полномочий. Во многих случаях меры общественного воздействия имеют определенное юридическое значение. Применение мер общественного воздействия учитывается при решении вопросов о направлении на принудительное лечение, увольнении за систематическое нарушение трудовой дисциплины, привлечении к уголовной ответственности за мелкое хищение, нарушение правил торговли спиртными напитками и т. д. В этих случаях применение мер общественного воздействия влечет неблагоприятные юридические последствия, если гражданин вновь совершит антиобщественные действия, так как данное обстоятельство свидетельствует о том, что примененные к нему меры не дали желаемого результата и следует использовать более суровые средства воздействия.

Оказывая влияние на граждан главным образом путем убеждения, общественное воздействие в то же время обладает и определенными принудительными свойствами. И это относится не только к штрафу, задержанию, но и к общественному выговору, общественному порицанию.

Многие организации (товарищеские суды, добровольные народные дружины, сельские сходы и др.) осуществляют в основном внешнюю организационную деятельность, т. е. организуют тех, кто не является их членами, воздействуют на них. Они применяют меры, предусмотренные законодательством.

По характеру воздействия на нарушителей общественного порядка различают меры моральные и материальные. Предупреждение, общественное порицание, выговор, беседа в штабе дружины и т. п. - это меры морального воздействия.

Общественным организациям и их представителям за В ряде случае членам общественных организаций предоставляются определенные права Лицо, исключенное из организации, утрачивает их Так, лица, исключенные из членов профсоюза, получают пособие по временной нетрудоспособности в меньшем размере, чем члены профсоюза; исключенные из членов общества охотников и рыболовов теряют право приобретать гладкоствольные охотничьи ружья, охотиться и т д. Законодательством в ряде случае предоставлено право применять к правонарушителям меры материального воздействия. Штраф, конфискация предметов мелкой спекуляции, задержание имущества, взыскание причиненного ущерба, возложение обязанности возместить причиненный вред непосредственно затрагивают имущественные права граждан. А доставление нарушителей в медвытрезвитель, милицию, изъятие у них орудий правонарушения - это непосредственное физическое воздействие. При использовании средств материального воздействия воспитание правонарушителя, моральное давление на него осуществляются как непосредственно - путем осуждения его действий, так и косвенно - путем воздействия на его права и интересы.

Большое значение имеет такая сторона деятельности общественности, как кропотливая индивидуальная работа с правонарушителями, с любителями выпить, сквернословить, пожить за чужой счет. Эта внешне неприметная, на первый взгляд, не очень интересная работа требует большой чуткости, настойчивости, заинтересованности, умения найти путь к сердцу человека.

Многочисленные общественные организации работают в тесном контакте с государственными органами. В одних случаях они воздействуют на нарушителей самостоятельно, в других - возбуждают ходатайства перед государственными органами, в третьих - решают вопросы совместно с ними.

Общественные организации направляют материалы о правонарушениях в милицию, прокуратуру, суды, администрации предприятий и учреждений. По их ходатайствам могут быть приняты решения о наложении взысканий, лишении родительских прав, принудительном лечении пьяниц.

2. Меры общественного воздействия, применяемые товарищескими судами.

Положение о товарищеских судах (статья 7) определяет широкий круг мер общественного воздействия, которые может применять товарищеский суд к лицам, совершившим антиобщественные проступки. Это меры, которые:

а) товарищеский суд применяет самостоятельно; б) применяются по ходатайству товарищеского суда.

К лицам, совершившим антиобщественные деяния, товарищеский суд применяет средства морального и имущественного воздействия. Чисто моральный характер носят такие меры, как предупреждение, общественное порицание, общественный выговор с опубликованием или без опубликования в печати. Решения товарищеского суда публикуются в газетах предприятий и организаций, путем вывешивания специальных листков, в многотиражных газетах.

Товарищеский суд вправе наложить на виновного денежный штраф если проступок не связан с нарушением трудовой дисциплины за распитие спиртных напитков в общественных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем общественную нравственность и человеческое достоинство, за распитие спиртных напитков на производстве, пребывание на работе в нетрезвом состоянии; за участие руководителей в распитии спиртных напитков на производстве с подчиненными им работниками, непринятие мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, сокрытие случаев распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчиненных работников; за приобретение самогона, браги и других крепких спиртных напитков домашней выработки; за мелкое хулиганство, мелкое хищение, мелкую спекуляцию. Материалы о таких проступках направляются в товарищеские суды органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Материалы о пьянстве на производстве, мелком хищении направляются на рассмотрение товарищеских судов администрацией предприятий, учреждений, организаций.

По общему правилу, штраф не может быть наложен, если правонарушение связано с нарушением трудовой дисциплины. Но за пьянство на работе (распитие спиртных напитков, участие руководителей в распитии спиртных напитков с подчиненными им работниками, пребывание на работе в нетрезвом состоянии), за действия руководителей, способствующие производственному пьянству (непринятие мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, сокрытие случаев распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчиненных им работников), суд вправе наложить на виновного штраф.

Товарищеский суд вправе обязать виновного возместить ущерб, причиненный неправомерными действиями.

Товарищеский суд может поставить перед администрацией, компетентными государственными органами вопрос о привлечении виновного к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности, выселении из занимаемой квартиры, лишении родительских прав, направлении на принудительное лечение. Эти органы учитывают мнение товарищеского суда, но решение принимают самостоятельно.

Главная задача товарищеского суда - воспитание лиц, совершивших антиобщественные действия. Поэтому он может ограничиться только рассмотрением дела, если виновный чистосердечно раскается, публично принесет извинение коллективу или потерпевшему, добровольно возместит причиненный ущерб.

Меры общественного воздействия, применяемые комиссиями по борьбе с пьянством, образуемыми на предприятиях, в учреждениях, организациях направлены для предупреждения и пресечения пьянства на производстве, принятие мер воздействия к работникам, злоупотребляющим спиртными напитками.

Комиссии применяют к виновным меры общественного воздействия, они могут вносить предложения руководителям и общественным организациям предприятий, учреждений, организаций о принятии необходимых мер к должностным лицам, которые не ведут необходимой борьбы с пьянством, а профсоюзным комитетам - о возбуждении ходатайств о направлении на принудительное лечение.

Комиссии по борьбе с пьянством предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений рассматривают на своих заседаниях материалы о совершении членами трудового коллектива правонарушений, связанных с пьянством. К их ведению отнесены дела о:

а) распитии спиртных напитков на производстве; б) пребывании на работе, управлении транспортными средствами в нетрезвом состоянии; в) передаче управления транспортными средствами лицу, находящемуся в нетрезвом состоянии; г) распитии спиртных напитков и появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;

д) доведении несовершеннолетнего до состояния опьянения; е) мелкой спекуляции спиртными напитками; ж) приобретении самогона, браги и других крепких спиртных напитков домашней выработки. Должностные лица могут быть подвергнуты мерам общественного воздействия за:

а) участие в распитии спиртных напитков с подчиненными им работниками на производстве; б) непринятие мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии; в) сокрытие случаев распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчиненных им работников; г) допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения. Комиссии предприятий торговли и общественного питания, кроме того, могут рассмотреть дела о нарушении их работниками правил торговли водкой и другими спиртными напитками.

Названные дела комиссии по борьбе с пьянством предприятий, учреждений вправе заслушать, если органы и должностные лица, имеющие право налагать административные взыскания за такие проступки, передадут их на рассмотрение комиссий. Материалы о пьянстве на работе и о попустительстве руководителей пьянству на производстве может направить в комиссии и администрация предприятия, учреждения, организации.

Выводы:

Вся правоохранительная деятельность, а особенно осуществление принуждения, должна быть четко регламентирована правом. В нашей стране проведена большая работа по созданию постоянной законодательной основы для практического сочетания общественного и государственного воздействия на правонарушителей. Уголовный кодекс, Положения о комиссиях по борьбе с пьянством, товарищеских судах, административных комиссиях и другие правовые акты законодательно оформили место трудовых коллективов, общественных организаций в системе правоохранительных органов, закрепили основы их взаимоотношений с государственными органами и гражданами.

Правовое регулирование вопросов сочетания административного и общественного воздействия имеет большое значение. Правом закрепляются наиболее эффективные средства воздействия на правонарушителей. Правовые нормы уполномочивают государственные органы передавать определенные категории дел общественным организациям, трудовым коллективам. С помощью нормативных актов расширяются права общественных организаций, а принимаемым ими мерам придается юридическое значение. В то же время правовая регламентация принуждения необходима для охраны прав граждан от возможных случаев ошибок и произвола со стороны как должностных лиц, так и представителей общественности.

Усиление общественных начал в правоохранительной деятельности идет в основном путем расширения: а) сферы общественного воздействия на правонарушителей и б) участия общественности в осуществлении государственного принуждения.

Для повышения роли общественности в борьбе с правонарушителями большое значение имеет законодательное закрепление права государственных органов направлять различные категории дел в общественные организации.

Одновременно с увеличением сферы общественного воздействия идет процесс усиления роли общественности в осуществлении государственного принуждения. Под его влиянием в сфере административного принуждения происходят изменения, которые постепенно сближают меры государственного и общественного воздействия, усиливают действенность принимаемых административных мер Проявления этого процесса многообразны.

Представители общественности активно участвуют в проведении расследования, составляют протоколы (акты) о проступках и направляют их по подведомственности. Ходатайство общественной организации служит основанием для возбуждения дела о направлении хронического алкоголика на принудительное лечение. По ходатайству общественности государственные органы рассматривают дела о лишении родительских прав, выселении с занимаемой жилой площади, увольнении с работы.

Многие дела об административных проступках рассматривают коллегиальные органы исполнительные комитеты сельских, поселковых Советов, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по борьбе с пьянством, в которых большинство составляют активисты-общественники. Общественники - члены коллегиальных органов пользуются правом решающего голоса, они наравне с должностными лицами решают вопросы о применении мер государственного принуждения.

Необходимо подчеркнуть такой важный момент, как усиление гласности в работе государственных органов.

О совершении административных правонарушений, связанных с пьянством, орган, рассмотревший дело, сообщает администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства нарушителя

На заседания коллегиальных органов приглашаются многие представители общественных организаций. Расширению гласности способствует также практика выездных заседаний.

Государственные органы широко применяют разнообразные меры морального воздействия. Органы внутренних дел активно используют предоставленное им право делать официальное предостережение лицам, систематически нарушающим общественный порядок.


Описание предмета: «Административное право»

Административное право - Отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления.

Литература

  1. Чижевский В.С. Комментарий К Кодексу Российской Федерации Об Административных Правонарушениях (Постатейный) С Практическими Разъяснениями Официальных Органов И Постатейными Материалами. – М.: , 2012. – 1088 с.
  2. Борисов А.Б. Комментарий К Кодексу Российской Федерации Об Административных Правонарушениях (Постатейный) С Практическими Разъяснениями Официальных Органов И Постатейными Материалами. – М.: , 2011. – 880 с.
  3. В.С. Чижевский. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях (постатейный) с практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами. – М.: Книжный мир, 2013. – 1104 с.
  4. Дэвид Дж. Смит. Безотказность, ремонтопригодность и риск. Практические методы для инженеров, включая вопросы оптимизации надежности и систем, связанных с безопасностью. – М.: Группа ИДТ, 2007. – 432 с.
  5. Цой Броня. О трех научных открытиях, связанных с явлением дискретности. – М.: Мир, Химия, 2004. – 208 с.
  6. В.Д. Корма. Основы расследования происшествий, связанных с техногенными источниками повышенной опасности. – М.: Юрлитинформ, 2007. – 192 с.
  7. Ф.Шеллинг. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. Бруно, или О божественном и естественном начале вещей. – М.: Либроком, 2009. – 176 с.
  8. О.Ю. Рафикова, П.Б. Полонский. Ваш дом. Все правовые вопросы, связанные с жильем. – М.: Эксмо, 2010. – 254 с.
  9. Периодическая печать и цензура Российской империи в 1865-1905 годы. Система административных взысканий. – М.: Нестор-История, 2011. – 412 с.
  10. Н.В. Макеева, Е.Ю. Самолаева, И.В. Титовец. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. – М.: Щит-М, 2012. – 180 с.
  11. В.Д. Елькин, Л.С. Митрюковский, А.Ю. Лысов. Практическая дерматоонкология. Иллюстрированное справочное руководство по опухолям кожи, опухолеподобным заболеваниям и связанным с ними синдромам. – М.: Практическая Медицина, 2014. – 480 с.
  12. Лариса Иванова. Расследование преступлений, связанных с загрязнением вод и атмосферы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 216 с.
  13. Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. Административное право Российской Федерации.Учебник для бакалавров. – М.: РГ-Пресс, 2016. – 576 с.
  14. Акты высших судебных органов по делам по экономическим спорам и другим делам, связанным с осуществлением экономической деятельности. Части 1, 2 (комплект). – М.: Статут, 2016. – 1775 с.
  15. А.В. Каляшин. Государственная служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Теория и практика развития. – М.: РИОР, Инфра-М, 2016. – 96 с.
  16. А.В. Каляшин. Государственная служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Теория и практика развития. – М.: РИОР, Инфра-М, 2017. – 100 с.
  17. В.Е. Эминов, В.Н. Орлов, М.П. Журавлев, Д.А. Рясов. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 192 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Занижение налоговой базы в сфере страхования
Налогообложение
Диплом
111 стр.
Занижение налоговой базы в сфере страхования
Налогообложение
Диплом
149 стр.
Расследование налоговых преступлений
Налоговое право
Диплом
80 стр.
Налоговые правонарушения в сфере страхования
Страховое дело
Диплом
145 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Наталья
Огромное спасибо за диплом после вашего сопровождения. Сегодня получила отзыв и рецензию, осталось только защитить. Еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО. С Вами очень приятно было сотрудничать.