Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Основные политические движения современности. Политическое лидерство

Политология

Основные политические движения современности. Политическое лидерство"

Выполнил: студент II курса 3 группы

Вечерский Д. А.

МИНСК 1998

Основные политические движения современности

Самыми распространенными социально-политическими теориями традиционно считаются либерализм, консерватизм и социализм.

Термин "либерализм" вошел в широкое употребление в первой половине XIX., когда в ряде западноевропейских государств появились политические партии либералов. Однако истоки либерализма как идейно-политического течения восходят еще к эпохе революций XVII-XVIII вв. Основателями, классиками этого течения по праву считаются англичане Джон Локк, Адам Смит, Иеремия Бентам, французы Шарль Луи Монтескье, Бенджамен Констан, Франсуа Гизо, немцы Иммануил Кант, Вильгельм Гумбольт, американцы Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон и др. Современная либерально-политическая мысль представлена многими в большей или меньшей мере известными именами. В их творчестве рассматривается широкий круг экономической и социально-политической проблематики. Ныне общепринятым считается понимание либерализма как социально-политической теории, в которой обосновываются прирожденные и неотъемлемые права индивидов, а все надиндивидуальные связи и отношения, прежде всего государственное вмешательство в частную жизнь людей, допускается лишь постольку, поскольку они не противоречат принципу индивидуальной свободы. Для понимания сути либерализма как направления социальной мысли и политической практики важно подчеркнуть, что возник он в период борьбы против феодального способа производства, политической системы абсолютизма, духовного господства церкви. Фактически его идеи явились выражением мировоззрения сформировавшегося к тому времени среднего сословия. С этого момента и до настоящего времени либерализм является доминирующим идейно-политическим Запада. Ныне он имеет своих приверженцев почти во всех странах мира.

80-е годы были триумфальными для политических партий консервативной ориентации во всех ведущих странах Запада, поэтому последнее время характеризуется устойчивым интересом к этому политическому течению. В литературе встречаются различные определения политического консерватизма. В самом общем виде его можно трактовать как социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных духовных ценностей, на отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям, критически-негативное отношение к реформистским проектам. Все исследователи консерватизма сходятся во мнении, что это течение социально-политической мысли формировалось после Великой французской революции как итог критической оценки ее опыта и результатов. Ее фундаментальные постулаты рождались как ответ, реакция на первый опыт претворения французскими революционерами идей эпохи Просвещения. Впервые оформление консерватизма в относительно стройную систему взглядов произошло в произведениях англичанина Эдмунда Берка, французов Жозефа де Местра и Луи Бональда. Позже консерватизм получил развитие в работах Франсуа де Шатобриана, Фелиста де Ламенне, Жозефа Артюра де Гобино, англичанина Бенджамина Дизраэли, немца Отто фон Бисмарка, испанца Доносо Кортеса. Из известных ученых XX в. к числу последователей этого течения можно отнести итальянца Гаэтано Моска, немцев Карла Шмитта, Мартина Хайдеггера и американцев Даниела Белла и Сейсмура Мартина Липсета. Надо заметить, что ныне в странах Запада консервативную традицию продолжает весьма внушительный ряд ученых-исследователей и практических политиков.

Термин "социализм" ввел в оборот француз Пьер Леру в 1834 г. Он употребил его с целью противопоставления понятию "индивидуализм". С тех пор с понятием "социализм" связываются социально-политические концепции, ищущие пути усиления тенденции к социальной гармонии. все социалистические концепции исходят из того, что на смену индивидуализму идут ассоциация, совместная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт. Именно коллективистское общество, основанное на принципах равенства людей и социальной справедливости, призвано преодолеть эгоизм и взаимоотчуждение людей. В обыденном сознании идея социализма связывается прежде всего с именами Карла Маркса и Фридриха Энгельса, однако эта идея возникла задолго до них, и ее вариантов в истории общественной мысли было и есть много, далеко не все они носят прогрессивный характер, играя подчас консервативную, а то и просто реакционную роль в политике. Уже Маркс и Энгельс подвергали критике такие разновидности социализма как феодальный, мелкобуржуазный, немецкий, утопический, казарменный, прусский и т.д. В русском дореволюционном сознании была сильна идея "общинного", или "крестьянского", социализма. Известно, какую зловещую роль сыграла в XX в. идея соединения социализма и национализма, послужившая идеологическим обоснованием фашизма. в основе различных подходов к пониманию социализма находится следующий вопрос: какова материальная, экономическая основа будущей общности? Попытки дать на него тот или иной ответ и порождают многочисленные разновидности концепций социализма. Наиболее видное место среди них занимает марксистское. После его создания авторы почти всех социалистических доктрин стремятся так или иначе опереться на это учение. Такие доктрины, как правило, не тождественны глубинной сути марксистского понимания социализма, однако и собственно марксистский подход к трактовке нового общества содержит противоречивые положения, что приводит к различной политической практике даже среди его приверженцев.

Политическое лидерство

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей. Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем.

История изучения политического лидерства представляет собой пример обширного многообразия подходов. Одни исследователи определяют политическое лидерство - как "влияние", другие - как "управление", третьи - как "принятие решений", а четвертые признают лидерами только "новаторов", тех, кто "ведет вперед", а руководителей, управляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами. В политологии начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических в зависимости от того на чем основываются их претензии на власть (авторитет).

1. Традиционные лидеры (вожди) - опираются на вековые традиции, ни у кого не вызывающие сомнений (Хонейни - Иран).

2. Легальные лидеры - должны получить власть законным путем (Буш, Миттеран, Ельцин).

3. Харизматические лидеры - они стоят особняком, их власть (скорее - авторитет) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет "Харизмой" (в раннехристианской литературе этот термин обозначает "боговдохновленность"). Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему политическую власть (Жириновский, Томиньский - Польша, Ляфонтен - Германия).

Что же выделяет лидеров из числа обыкновенных людей?

* ПЕРВЫМ и необходимым качеством политического лидера является его способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс.

* ВТОРОЙ решающей способностью лидера, отличающей его от вожака, является его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Инновационность, конструктивность мышления политика рельефнее всего проявляются в его политическом кредо, выраженном в программе, платформе. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю, благодаря новшеству, оригинальности своих политических программ (Рузвельт, Кеннеди, Шескар, Д'Эстен, Ленин и др.).

* ТРЕТЬИМ важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера. Политическая информация описывает прежде всего состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Поэтому ни "мелкая", дробная информация, характеризующая случайные факты жизни, ни "сверхкрупная", валовая, описывающая общество в целом и по регионам, ни есть политическая информация. Политическая информация должна служить прежде всего тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом.

* ЧЕТВЕРТОЕ важнейшее качество - лексикон политического лидера. Нынешний профессиональный лексикон политических лидеров очень густо окрашен современными терминами, без глубокого их понимания. К тому же большинство людей его (лексикон) не понимает. Много еще в политическом лексиконе слов призванных заклеймить противника, выявить врага, размежеваться с оппонентом. За рубежом быстро развивается герменевтика с помощью которой анализируется язык, политические тезисы, терминологический багаж политических лидеров. У нас это пока еще в самом начале развития.

* ПЯТОЕ качество - чувство политического времени. В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать политическое время. Выражалось это простой формулой: "Быть политиком - значит своевременно принимать меры". Опыт девятнадцатого века показал, что компромисс - царь политики - весьма капризное существо. Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер идущий на компромисс с опозданием теряет инициативу и может потерпеть поражение (Горбачев и Прибалтика). Поэтому, в выигрыше те лидеры, которые остро чувствуют ход политического времени и все делают вовремя. Стоит политическому лидеру не почувствовать изменения политических условий, конъюнктуры, к которой он уже не в состоянии приспособиться, и он становиться либо посмешищем, либо бедствием для своей партии, страны.

Проблемы лидерства обострились в связи с общей политизацией жизни, нынешним усилением политического соперничества и политической борьбы. Необузданные политические амбиции, притязания, популизм могут приносить существенный урон. Все большее значение в наше время приобретают проблемы формирования "команды" лидера и вовлечение в активную деятельность молодых лидеров. И из всех проблем главная - это служение лидеров интересам своей страны и своим согражданам.

Политическое положение РБ в современном мире

Семидесятилетнее развитие Беларуси в составе Советского Союза составило особую страницу в истории идейно-политических исканий беларуского народа. Его стремление к более совершенной форме своего общественного и государственного устройства, к развитию самостоятельных отношений с другими народами ощущалось все эти годы. Очередной поворот истории подвел беларусов к идее провозглашения государственного суверенитета страны, которая и была реализована 27 июля 1990 г. сессией Верховного Совета БССР. Позже было принято и новое название государства - Республика Беларусь. Ныне Беларусь - суверенное государство, полноправный член международного сообщества. Таков на сегодняшний день итог многовековых исканий беларуского народа формулы своего политического бытия.

Сегодня уже нельзя не признать, что спор между сторонниками каждого из двух существующих подходов в воззрениях на Беларусь и ее народ - национально-беларуского и западнорусского - уже разрешен самой историей и разрешен поистине диалектически. С одной стороны, беларусы сформировались в качестве самобытного народа, способного к самостоятельной государственной жизни, с другой - они составляют наряду с русскими и украинцами одну из трех славянских ветвей. Говоря словами Л.Н. Гумелева, каждый из этих народов - и беларусы, и великороссы, и украинцы - есть особый этнос в составе русославянского суперэтноса. Полноценное развитие каждого из них предполагает также наличие той или иной общей для всех их государственной формы. Поэтому, бесплодными были и будут попытки противопоставить эти три народы или, наоборот, стереть всякие различия между ними. Между тем отголоски указанного спора слышны еще и поныне. Они дают о себе знать в ходе сегодняшних дискуссий о дальнейшем историческом пути беларуского народа, развитии государственности Беларуси, ее внутренней и внешней политике. Наиболее горячие приверженцы национальной самобытности Беларуси настаивают на свертывании ее отношений с Россией, пытаются возбуждать русофобские чувства среди беларусов. Другая же часть граждан республики, причем большая часть беларуского народа, считает, что Беларусь и далее должна состоять с Россией в тесном экономическом, политическом и оборонном союзе, развивать с ней культурные связи, узы дружбы и братства.

Очевидно, что у нынешних споров уже иной предмет. Это - обычные для жизни любого государства общественные дискуссии о возможных альтернативах его политического курса. Беларусь, будучи независимой страной, обладает суверенным правом вступать в союзнические отношения с любыми государствами. Естественно, что соображения политического прагматизма, а также несомненная этническая близость беларуского и русского народов, взаимосовместимость народнохозяйственных комплексов обусловливают необходимость сохранения и развития союзных отношений между ними. К тому же, из этнологии известно, что между составляющими суперэтнические образования этносами постоянно происходит своего рода "энергетический обмен", благодаря чему осуществляется процесс регенерации, воспроизводства малочисленных этносов. Именно этот фактор явился решающей предпосылкой утверждения и сохранения этнической идентичности беларусов, их способности подняться до самостоятельной государственной жизни. И именно данный фактор будет и впредь играть решающую роль в дальнейшем развитии беларусов как самобытного народа. С учетом всего этого курс на самоизоляцию Беларуси от России представляется попросту безрассудным. Разумеется, сегодня нет никаких препятствий и для налаживания всесторонних отношений Беларуси с другими государствами, прежде всего со всеми своими соседями.

21.04.98


Описание предмета: «Политология»

Политология (от греч. «политика» - государственные или общественные дела и «логос» - слово, знание, наука - буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - наука о политике. [Пугачев В.П. , Соловьёв А.И.

Введение в политологию. Учеб.пос. для студентов ВУЗов. - М.:Аспект-Пресс, 1996] Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике - политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.

Следовательно, политология - это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.

Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект и предмет познания. Однако сфера политических отношений значительно шире того, что можно было бы назвать чисто политическим и охватывает все объекты политической деятельности. Поэтому политические отношения изучает не только политология, но и философия, право, социология, история. Каждая из этих наук имеет предмет в изучении данного объекта.

Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях.

Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов, взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических отношений и политической деятельности, развития политического процесса.

Таким образом, в широком понимании, политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и права.

Литература

  1. Экономическая социология. Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. – 280 с.
  2. Л.В. Шалагинова. Психология лидерства. – СПб.: Речь, 2007. – 464 с.
  3. Д.Е. Слизовский, Н.В. Шуленина. Политическое лидерство в России. История, опыт, проблемы. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2006. – 648 с.
  4. Е.Э. Эгильский, А.В. Матецкая, Ю.Д. Самыгин. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения. – М.: КноРус, 2011. – 224 с.
  5. Феминистская критика и ревизия истории политической философии. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. – 400 с.
  6. Краткий политический словарь. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 624 с.
  7. Краткий политический словарь. – М.: Издательство политической литературы, 1987. – 510 с.
  8. Карлос Антонио Агирре Рохас. Латинская Америка на распутье. Социальные движения и смерть современной политики. – М.: Кругъ, 2012. – 160 с.
  9. Права и свободы человека в программных документах основных политических партий и объединений России. XX век. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. – 496 с.
  10. Праворадикальные политические партии и движения современной Европы. – М.: Издательство СПбГУ, 2011. – 408 с.
  11. Светлана Петрова. Проблема политического лидерства:. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 92 с.
  12. Ботагоз Куппаева. Концептуальный опыт осмысления феномена политического лидерства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 592 с.
  13. Екатерина Шпуга. Политическое лидерство как механизм интеграции социальной общности. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 116 с.
  14. Игорь Барыгин. Праворадикальные политические партии Западной и Восточной Европы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 424 с.
  15. С.А. Воронин. Политическая культура, массовое сознание и проблемы лидерства на Востоке. – М.: Лабиринт, 2007. – 192 с.
  16. Феминистская критика и ревизия истории политической философии. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. – 400 с.
  17. Александр Соловьев. Политическая рефлексия, теория и методология научных исследований. Политическая наука. Ежегодник 2017. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2017. – 384 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Роль США в становлении миропорядка на рубеже веков
Политология
Диплом
100 стр.
Феномен лидерства в политической жизни современной России
Политология
Диплом
93 стр.
Феминизм в контексте современной культуры
Культурология
Диплом
91 стр.
Формирование харизматической личности
Психология
Диплом
83 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Галина, 16.06
Спасибо что не бросаете меня