Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Общие положения методики анализа СУИнформационные технологии управления
Общие положения методики анализа СУ
1. Методологическая основа АСУ
2. Задачи и объекты АСУ
3. Этапы АСУ
С целью обеспечения сопоставимости результатов АСУ и систематической работы по оценке состояния и обоснованию перспектив их развития целесообразно разработать для предприятий соответствующие методологические материалы
Комплексная методика АСУ включает
1. анализ организационно-производственных структур (уровень специализации, концентрации, кооперирования и централизации производства)
2. анализ организационных структур управления (функций, управленческих процессов, состав управляющих звеньев и их взаимодействия)
3. анализ интеграции предприятия
4. анализ хозяйственной самостоятельности предприятия
5. анализ обеспечивающих систем предприятия (информационное, кадровое, техническое обеспечение)
Методология, методы и приемы АСУ имеют много общего с теоретическими и методологическими основами АХД. Однако специфика объекта в значительной мере определяет особенности в соотношении различных видов и методик анализа.
При анализе управления особую актуальность имеет предварительный анализ, который носит перспективную направленность и имеет прогностический характер.
Он широко используется при обосновании управленческих решений. Особенность этого направления анализа, связана с тем, что в его задачи входит выявление закономерностей развития объекта, определение возможных вариантов его поведения под влиянием определенных изменений.
В практике АСУ он получил название прогностического анализа.
ПА предполагает формирование концептуальной (желаемой, идеальной) модели управления.
Для реальной, перспективной направленности АСУ необходимо не только обосновать направление ее совершенствования, но и определить приоритеты, найти наиболее рациональные и реальные в конкретных условиях пути развития и улучшения управления.
Это обеспечивает диагностический анализ, который является первой стадией разработки проектов совершенствования управления и позволяет сопоставить и выбрать эффективное направление его развития, выявить причину сбоев в управлении и способы их устранения.
Основная черта диагностического анализа это выявление фактической связи "причина-следствие" и "частное-целое". В процессе диагностического анализа широко применяется индивидуальная информация с целью выявления возникающих отклонений от общих тенденций.
В прогностическом анализе индивидуальные отклонения должны быть полностью или частично нивелированы. Рассматриваются только устойчиво возникающие, типичные отклонения.
Действенность технико-экономического анализа предполагает все более глубокую детализацию изучаемого объекта. Детальный анализ направлен на проникновение вглубь явления и разбивает его на простейшие составляющие, изменение которых поддается конкретному воздействию.
Особое значение имеет классификация видов по отношению ко времени:
* предварительным, т.е. предугадывающим изменение;
* последующим, объясняющим происшедшее;
* текущим (оперативным), направленным на регулирование хода производства.
Очень важно обеспечить единство и преемственность предварительного, последующего и оперативного анализа. На каждом уровне управления преобладает какой-либо вид анализа. Так, для директора наиболее важен и часто употребим перспективный анализ, в работе мастера преобладает оперативный анализ, хотя и тот и другой используют все виды анализа.
Развитие анализа такого сложного явления, как СУ сформулировало специфические методики анализа:
1. прогностический, способствующий установлению устойчивых тенденций, изменения определенных характеристик управления на разных уровнях;
2. сравнительный, позволяющий сопоставить формы и методы организации управления и экономических механизмов в объектах разного типа;
3. диагностический, основной целью которого является установление причинно-следственных связей, форм и методов управления с основными характеристиками производства и друг с другом;
4. детальный, основной задачей которого является развернутое выявление причин изменения элементов и характеристик организации управления и форм управленческого воздействия.
Задачи и объекты АСУ
АСУ представляет собой комплексный и целенаправленный процесс изучения состояния и тенденций развития основных элементов СУ:
* методов управления;
* организации управленческого труда;
* информации;
* управленческой техники
форм и порядка их взаимодействия в процессе разработки (обоснования), принятия и реализации УР в рамках определенных объектов.
Анализ является исходной базой оценки и обоснования основных мероприятий по совершенствованию управления и росту его результативности. Он позволяет получить исходный материал для:
1. оценки сложившегося уровня СУ, выявления прогрессивных методов и "узких мест" в процессе управления;
2. выбора первоочередных объектов совершенствования и обоснование предпочтительных направлений организации управления;
3. разработки планов развития СУ с учетом первоочередных направлений и реальных возможностей предприятия (финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий, наличие работников соответствующей квалификации или возможность их привлечения);
4. формирование долгосрочных концепций и комплексных программ совершенствования управления, определяющих долгосрочную перспективу развития отдельных объектов управления, совершенствование их взаимодействия.
Для получения этих данных широко используют материалы текущего, прогностического, диагностического и детального анализа.
В наиболее общем виде последовательность решения частных задач АСУ может быть сформулирована следующим образом:
1. определение соответствия сложившейся системы специфике задач и особенностям объекта управления;
2. оценка эффективности сложившейся системы;
3. анализ возможных путей развития СУ при изменении внешних условий и отдельных ее элементов;
4. выявление передового опыта и возможностей его использования, распространение опыта лучших подразделений на все звенья объекта;
5. выявление резервов, использование которых повысит эффективность функционирования СУ;
6. выявление мер, которые могут быть направлены на повышение эффективности функционирования СУ.
При определении цели анализа (особенно на начальном этапе) учитывается:
1. специфика проблемы, для решения которой проводится анализ;
2. особенности объекта, применительно к которому ведется анализ;
3. наличие аналога и нормативной базы;
4. реальность обеспечения необходимой информацией;
5. методическое обеспечение аналитических расчетов;
6. установленный срок анализа.
Все многообразие задач АСУ можно свести к двум основным:
1. изучение глубины влияния управленческих воздействий на результативность работы управляемого объекта, т.е. эффективность управления;
2. обоснования мероприятий по совершенствованию организации управления с целью обеспечения перспективной направленности и эффективности принимаемых решений.
Результаты анализа УР позволяют выявить уровень и направление воздействия управленческой деятельности на производственные объекты и дать оценку качеству управленческой деятельности учитывая перспективность, оперативность, прогрессивность и реальность решений.
Анализ применяемых методов управления должен выявить:
1. общую направленность и ориентацию механизма управления;
2. соотношение экономических, организационно-распорядительных и социально-психологических методов управления;
3. целенаправленность всех методов с учетом специфики отдельных подразделений управляемого объекта;
4. реальную хозяйственную самостоятельность предприятия;
5. объем и направленность осуществляемых экспериментов по развитию методов управления (использование новых показателей, систем оплаты труда, форм контроля и учета).
6. результативность различных методов управления применительно к конкретным участкам производства.
Анализ элементов организации управления направлен на изучение состояния и использования
1. управленческих кадров;
2. информационного обеспечения системы управления;
3. технического обеспечения системы управления
оценку их взаимодействия и взаимосвязи в процессе управления.
При анализе состава и использования управленческих кадров выявляются:
1. обеспеченность основных подсистем управления кадрами должной профессиональной подготовки;
2. стабильность кадров в целом, по отдельным группам руководителей и специалистов, по отдельным функциям;
3. организация переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом новых задач, стоящих перед производством;
4. продвижение специалистов и руководителей;
5. организация труда руководителей и специалистов (использование рабочего времени, обеспеченность средствами организационной техники, информацией);
6. результативность деятельности отдельных групп работников.
При анализе информационной обеспеченности основными задачами являются:
1. оценка полноты информационного обеспечения, т.е. получения руководителями и специалистами всей максимально доступной информацией;
2. оценка надежности и точности информации;
3. изучение своевременности и целенаправленности получения информации, т.е. правильность ее адресации;
4. выявление экстенсивного и интенсивного использования отдельных документов, показателей, форм и т.д.;
5. оценка правильности организации потоков информации, включая документооборот.
Результаты анализа информационного обеспечения позволяют сформировать предложения по развитию массивов информации (состав и содержание данных) и выбору рациональных форм организации информационной системы.
При анализе технического обеспечения СУ особое внимание уделяется изучению его комплектности и качества. При этом рассматриваются:
1. состав и сопряженность по мощности основных видов управленческой техники;
2. полнота механизации всех стадий управленческих работ;
3. состав и виды решаемых задач, доля работ, выполняемых механизированно и автоматизированно;
4. фондовооруженность различных групп управленческих работников;
5. интенсивное и экстенсивное использование управленческой техники.
Анализ технического обеспечения позволяет обосновать наиболее экономичные пути и формы развития объекта.
Анализ управленческого цикла изучает временной раздел организации управления. При этом:
1. дается оценка длительности цикла разработки комплексных (типовых) решений;
2. выявляются скорости реагирования управляющей системы (аппарата управления по уровням) на сигналы об отклонениях в производстве (сигналы обратной связи);
3. определяется степень параллельности выполнения работ в аппарате управления, рассчитывается коэффициент ожидания, т.е. удельное время на согласование и передачу документов из одного подразделения в другое и по уровням управления.
Показатели данной группы исчисляются при проектировании АСУ для обоснования трудоемкости и скорости выполнения задач по разработке типовых решений.
Оценка сложившегося соответствия, выявление диспропорций и несогласованности отдельных элементов системы позволяют разработать конкретные меры и предложения по обеспечению целостности и комплексности системы управления.
Этапы анализа СУ
Для любого вида анализа характерны следующие операции:
1. выбор эталонного состояния системы и ее элементов;
2. характеристика фактического состояния системы;
3. расчет отклонений от эталона и выявление их причин;
4. анализ условий устранения выявленных отклонений;
5. обоснование методов и этапов достижения эталонного состояния;
6. сопоставление экономически различных вариантов достижения эталонного состояния СУ.
В качестве эталонного состояния системы и ее элементов может быть принята концептуальная или нормативно-плановая модель.
На основании показателей концептуальной модели ориентируются, как правило, при формировании новых систем или при разработке долгосрочной концепции ее развития.
При использовании нормативно-плановой модели учитываются реальные возможности и обеспеченности СУ соответствующей вычислительной и организационной техникой, кадрами определенной квалификации, необходимой информацией. При этом нормативно-плановая модель увязывается со сложившейся системой взаимосвязей в национальном хозяйстве, включая формы взаимодействия с организациями партнерами и с более крупными системами, а концептуальная модель может предусматривать различные, предпочтительные для анализируемого объекта, формы взаимосвязи с другими системами.
По отношению к отдельным направлениям анализа СУ разработка таких моделей получила разное развитие.
Так, нормативно-плановые модели наиболее распространены по отношению к отдельным элементам системы:
1. для техники управления - это типовой набор вычислений и организационной техники управления, которые нашли применение при разработке типовых рабочих мест для отдельных групп специалистов (конструкторов, технологов, диспетчеров), в стандартах организации рабочих мест аппарата управления;
2. для подбора кадров специалистов и руководителей и организации их труда - это квалификационные справочники, должностные и профессиональные инструкции и т.д.
Для информационного обеспечения такие модели в значительной мере отсутствуют, причем если по составу показателей такие документы еще условно можно найти (например, формы статистической отчетности, бухгалтерского и оперативного учета), то по отношению к информационным потокам их во многих случаях нет.
Применительно к такому комплексному элементу, как организационная структура роль нормативно-плановой модели в большей мере выполняют типовые проекты совершенствования управления и типовые структуры, если они применяются как рекомендательный документ.
Одним из наиболее сложных и ответственных этапов анализа является разработка системы показателей, объективно и достаточно полно описывающих состояние и изменение отдельных элементов и системы в целом.
Это связано с формированием информационного массива данных о развитии управления и отдельных его элементов.
Особой разновидностью показателей являются характеристики соответствия управляющей системы и управляемого объекта. Это соответствие определяется, как правило, по ряду направлений:
1. по целям управляющего объекта и управляющей системы;
2. по номенклатуре видов работ управляющей системы, т.е. по их соответствию основным направлениям деятельности управляемого объекта;
3. по объему выполнения отдельных видов работ с целью их соответствия численности работников аппарата управления и мощность применяемой техники;
4. по времени протекания процессов в производстве и длительности выполнения связанных с ним управленческих операций и работ.
Обобщенная система показателей, используемых при АСУ
Показатели, характеризующие эффективность элементов СУ
1. Кадры руководителей и специалистов
* состав кадров руководителей и специалистов по квалификации, профессиональной подготовленности, стажу работы
* уровень организации целевой учебы, рост квалификации и переподготовки кадров
* стабильность кадров и их продвижения
* загруженность отдельных категорий работников
2. Информация
* полнота информационных массивов
* соотношение форм обеспечения информацией
* экстенсивность и интенсивность использования информационных массивов
* интенсивность информационных потоков
* прямоточность, непрерывность потоков информации
3. Техника управления
* состав, соотношение и пропорциональность мощностей основных групп техники управления
* уровень технической оснащенности труда различных групп работников аппарата управления
* загруженность различных видов техники
* обеспеченность основных видов работ по управлению мощностью техники управления (вычислительной, техники связи и т.д.)
Показатели, характеризующие организацию процессов управления (технологию управления)
1. Плотность управленческих циклов
2. Прямоточность процессов управления
3. Пропорциональность и ритмичность загрузки отдельных подразделений аппарата управления
Показатели, характеризующие организационную структуру управления
1. Уровень централизации функций управления
2. Специализация отдельных подразделений аппарата управления
3. Развитость и устойчивость межфункциональных связей
4. Полнота реализации функций управления в системе управления
Показатели, характеризующие экономические механизмы
(от автора: много), (от плагиатора: не указаны)
Показатели эффективности системы управления
1. Экономичность организации управления;
2. Эффективность отдельных функциональных подразделений системы управления;
3. Эффективность деятельности линейных руководителей и системы управления в целом.
В каждом случае вся система показателей не охватывается, т.к. это увеличило бы трудоемкость аналитической работы и снизило глубину отдельных направлений анализа.
Разрабатывая программу анализа СУ определяем группировку блоков и отдельных показателей. При этом в зависимости от целей анализа отдельные показатели и даже блоки могут рассматриваться как вспомогательные или совсем исключаться из рассмотрения.
Отбор и групировка показателей используемых при конкретном анализе является важнейшим этапом организации анализа. Для оценки состояния и обоснования направлений совершенствования СУ и ее отдельных элементов используется сопоставление фактического ее состояния с принятым эталоном, показателями аналогичных и лучших объектов определенной группы. Это позволяет:
1. выявить резервы управления, связанные с лучшим использованием ее элементов, обеспечением комплектности и целостности системы и совершенствованием форм взаимодействия с другими объектами.
2. данные таких сопоставлений являются основой разработки планов по развитию управления и обоснования первоочередных объектов проектирования системы.
Сопостовление сложившейся системы управления с концептуальными моделями позволяет обосноватьважнейшие стадии реализации концепции досрочного развития управляющей системы и управляемого объекта. При анализе направлений развития СУ готовится вся необходимая информация для выбора наиболее результативных решений. Поэтому кроме обоснования основных факторов и условий развития СУ проводиться сравнительный анализ возможных вариантов развития, с определением их эффективности и экономичности, анализом соответствия целям объекта и имеющимися финансовыми и материально - техническими ресурсами.
Анализ кадрового обеспечения СУ.
Основным элементом СУ является кадры руководителей и специалистов которые возглавляют работу коллективов людей, определяя направления развития предприятия и его подразделеней, ставят конкретные задачи на определенные периоды и обеспечивают необходимые условия для их выполнения.
Объектом анализа кадрового обеспечения СУ является полный цикл управления формированием и использованием кадрового потенциала предприятия, который включает:
1. обоснование потребности в специалистах и руководителях разной квалификации и определение типовых требований к каждой их группе.
2. подбор и расстановку кадров в соответствии с их квалификацией и личностными характеристиками.
3. анализ и оценку обеспеченности кадрами СУ, планирование удовлетворения потребностей предприятий в кадрах руководителей и специалистов.
4. организацию труда работников управления, в т.ч. регламентацию деятельности различных групп работников, а там, где это рационально - нормирование труда, обеспечение работников необходимыми техническими средствами, организацию рабочих мест и д.р..
5. анализ и организацию различных средств подготовки, переподготовки, повышение квалификации кадров куководителей и специалистов.
При анализе количественного состава кадров руководителей и специалистов целесообразно изучить:
1. укомплектованость кадрового состава в целом и по основным управлениям и звеньям аппарата управления.
2. структуру кадрового состава в соответствии с установленным для предприятия классификатором работников управления с целью выявления избыточного состава работников и дефицита кадров по различным группам руководителей и специалистов.
3. качественную укомплектованость кадрового состава по соответствию уровня и профиля образования занимаемым должностям.
4. стабильность кадрового состава.
5. интенсивность продвижения руководителей и специалистов на предприятии.
При анализе укомплектованности кадрового состава данные о составе специалистов, руководителей всех групп и вспомогательного персонала СУ сопоставляются с плановой численностью, с численностью предусмотренной неновыми штатными расписаниями и как лучший вариант, с рассчетной величиной, определяемой в процессе проектирования или перспективного планирования развития СУ. При этом рассчет укомплектованности проводится в целом по предприятию, по уровням управления и отдельным службам. Данные сопостовлений позволяют выявить действительную обеспеченность работниками всех стадий управления, а также возможность устранения дефицита кадров за счет перестановки собственных кадров, сформировать резерв на выдвижение, предусмотреть переподготовку или дополнительное обучение соответствующих групп специалистов.
Одновременно с оценкой укомплектованности рассматривается предлагаемая динамика кадров (выход на пенсию, уход в армию).
При анализе структуры кадрового состава одной из главнейших задач является оценка правильности состава подобранных людей. Соответствие установленным нормам, соотношения разных категорий работников позволяет:
1. правильно организовать их труд и полностью использовать квалификацию работника.
2. создает хороший психологический климат
3. обеспечивает экономичность системы управления не допуская перерасхода з.п. за счет использования людей неоправданно высокой квалификации.
Слолжность такого анализа связана с тем, что в нормативно - регламентирующих документах используются только нормы управляемости руководителей и нормы обслуживания для ряда групп обслуживающих работников.
При анализе структурной укомплектованности кадрового состава выявляется возможность высвобожления части работников, передвижения кадров в рамках одного звена, между уровнями управления и д.р.
Для рационального использования наличных кадров важное значение имеет оценка их квалификационной подготовленности. При этом прежде всего выявляется соответствующая группа образования (высшее, средне специальное, среднее) работников требованиям которые установленны нормативными документами (положения о подрядах, должностные инструкции). При анализе изучается соответствие профиля базисного образования работника образованию необходимому для занимаемой должности. Методы анализа структурного состава кадров и их подготовленности позволяют оценить правильность расстановки кадров, полноту использования кадрового потенциала.
Для аппарата управления важен анализ стабильности кадрового состава, ибо устойчивый руководительский состав является залогом стабильности кадрового коллектива в целом, благополучности социально - психологического климата, обеспечивая стабильность стиля и форм руководства. Для оценки используется специально рассчитанный коофициент стабильности кадров.
Загруженность работников системы управления определяется в следующих направлениях:
1. использование рабочего времени, т.е. экстенсивная загрузка которая выявляется на основе проведения фотографий и самофотографий рабочего дня руководителей и специалистов, специальных тематических наблюдений проводимых специалистами за определенными группами работников.
2. равномерность загрузки работников в течении рабочего дня, недели месяца, года.
3. правильность использования квалификации работников, определяемая соотношением трудности работ, выполняемых в соответствии с должностной инструкцией, и общей длительности рабочего времени в день, неделю, месяц.
4. изучение дифференциации в целом и в отдельные, пиковые периоды, различных категорий групп руководителей и специалистов.
Результаты этого анализа позволяют оценить правильность рассчета численности различных категорий работников, а также правильность подбора работ для них в соответствии с их квалификацией.
Для этого требуются системное ведение и анализ действий, контрольных карт выполнения работ, по которым и судят о составе работ выполненых специалистом в течение определенного времени, их содержание и сложность, реальной нужности и целенаправленности.
Поскольку анализ экстерьера и интерьера загрузки специалистов проводится по всем основным функциональным подразделениям и категориям работников, то он является важной составляющей анализа правильности расстановки рабочей силы и дополняет оценку избыточности или дефицита работников, рассчитанную в соответствии с неновыми нормативами. На основе методов такого анализа может быть изменен численный состав определенных категорий работников, уточнены дополнительные инструкции и положения о подразделениях с целью передачи им функций и работ от одной должности, другой, из одного подразделения в другое, скоректированы регламент и технология выполнения работ. Оценка полноты и качества выполнения работ специалистами и руководителями дополняется анализом условий их работы, к которым относится полнота обеспечения информацией и техникой управления. В случае нарушения регламентов обеспечения необходима корректировка нормативов организации управления труда.
Для объективной оценки качества работы большое значение имеет изучение степени охвата управленческих работ, нормативно-регламентирующих дополнений, включая долго нормируемых работ.
Анализ фактической загрузки специалистов и руководителей, изучение методов их работы помогают обосновывать правильность решения в области совершенствования технологии управления.
Анализ информационного обеспечения С.У.
1. Объекты анализа информационного обеспечения
2. Направления анализа И.О.
3. Методики анализа И.О.
4. Особенности анализа И.О.
Объекты А.И.О.
И.О. включает в себя различные виды информационных данных и алгоритном их преобразования. При организации И.О. принципиальное значение имеет распределение информации на прямую, т.е. командную, исходящую от управляющей системы, и обратную, отражающую реакцию УО на происходящие изменения и реализуемые решения.
Особое место в И.О. занимает информация об управлении, в которой отражаются прогрессивные примеры и методы его организации. Она формируется и готовится к активному использованию в определенных специализированных организациях или в конкретных подразделениях аппарата управления УО. Распостраненность потребности определяет степень возможной централизации информационной работы. Процесс преобразования информации включает несколько этапов:
1. описание состояния объектов, т.е. фактическая фотография. Описание предпологает набор технологических элементов показателей и параметров характеризующих управляющую и управляемую системы с соответствующей классификацией этих показателей.
2. моделирование классификационных связей в информационных массивах с выделением причинно-следственных зависимостей, т.е. формирование частных статистических моделей.
3. отражение в информационных моделях динамически отдельных элементов и процессов, т.е. обоснование тенденций количественных и качественных изменений в производстве. При этом количественные изменения предпологают корректировку информации, а качественные ее частичную или полную перестройку.
4. создание интеграционных информационных моделей процесса производства, отражающих взаимосвязь и динамику локальных процессов и всего производства.
Порядок формирования информации определяет подход к анализу ее состава. Метод организации информации в значительной степени предопределяет порядок ее хранения, регистрации, обновления.
Четкая организация банков данных позволяет более полно обосновать направления движения, интенсивность потоков, закономерности преобразования информации, методику ее запросов и получения.
Для анализа и технико-экономического обоснования И.О. принципиальное значение имеет выбор методов и показателей, характеризующих его состав.
Оценка И.О. производится с позиций наиболее полного уровня потребностей управляющей системы и упровляемого объекта в информации, позволющее разрабатывать, принимать, организовывать выполнение определенных решений.
Системный анализ И.О., предпологая его четкую целевую направленностьи подчиненность запросам производства и управлления, включает 2 взаимозависимых направления:
1. расчленение И.О. на его составные части.
2. синтез отдельных сторон и элементовинформационного обеспечения с оценкой их соответствия друг другу и комплексности всех исключенных с него данных.
Расчленение И.О. (1) дает основу его централизации и специализации, а синтез (2) является гарантией комплексного обеспечения потребностей.
Направления И.О.
Анали системы И.О. разделяется на:
1. Семантический (смысловой)
2. Прагматический (потребительный)
3. Экономический (с позиций затрат связанных с построением информационных массивов)
4. Синтаксический (структурный)
5. Технический ( с позиции выбора материальных моделей информации)
6. Динамический (в плане циркулирования движения потоков)
Анализ И.О. проводится локальнои по структурным уравнениям управленческой системы (цех, производственная единица, объединение и т.д.), тематично, по отдельным процессам управления , в целом по всей системе управления. При этом методы тематического и локального анализа могут использоваться при проведении полного анализа.
Полный анализ И.О. распадается на ряд целевых, перечисленных выше, каждай из которых имеет самостоятельное значение и может проводится изолированно.
1] Характеристика семантического (смыслового) аспекта предпологает оценку:
1. полноты информации, ее объективности, достоверности, точности, надежности, прогрессивности. т.е. степень отражения последних достижений НТП и передового опыта.
2. соответствие взаимной увязки и преемственности информации различного уровня и назначения.
3. сопостовимости информации объектов одного класса.
4. Смысловая характеристика И.О. предпологает анализ ее содержательной стороны и методологию построения. Эта стадия анализа может проводится в централизованном порядке приминительно к группе объектов определенного класса.
Анализ сементического аспекта информации в большей мере носит качественный, логический характер.
2] Этот аспект И.О. предполагает анализ полезности информации. Этот анализ проводится применительно к конкретному объекту и периоду времени. Он включает оценку:
1. субъекта необходимой информацей, т.е. практическое использование ее в процессе управления.
2. достоверности информации, т.е. обеспеченности всеми данными необходимыми для управления.
3. частоты или интенсивности ее использования.
4. полноты ее использования
5. своевременность ее поступления
6. приспособленности для вариантной обработки
7. надежности и достоверности информации для задач конкретного класса.
8. удобства использования
Эталон для оценки И.О. с прагматических позиций является информационная потребность, определяемая на основе оргструктур, распределения прав, обязанностей и ответственности в системе управления, осуществляемых процедур и принимаемых решений на разных уровнях управления и функциональных подразделениях.
3] Анализ экономичности построения И.О. предпологает оценку:
1. комплексности И.О.
2. его централизации и специализации
3. гибкости
4. времени на корректировку информационных массивов
5. периодичесности обновления
6. комуникабельности с другими информационными системами.
4] Системный анализ И.О. предпологает выявление закономерностей постепенного агрегирования, усреднения информации и образования документов.
Одним из наиболее сложных моментов в этом анализе является оценка правильности и целесообразности преобразования оперативной информации на основе ее постепенного накопления и преобразования в условно постоянную, т.е. характеризующую устойчивые свойства состояния производства или его хода.
Системный (структурный анализ) представляет собой изучение, классификацию связей в информационном массиве. Он включает характеристику:
Степени усреднения информации по объектам
Агрегирования информации по различным уровням управления.
Степени единства отдельных информационных массивов.
Соответствия (адекватности) устойчивых массивов информации составу и содержанию У.Р.
Соответствия (адекватности) состава информационных массивов параметрам материальных процессов.
Системный анализ включает также исследование периодичности замены информации, размещения данных в информационных массивах, фильрацию информации и прочее.
5] Сложными А.И.О. являются оценка правильности подбора материальных носителей информации и организация данных в информационных массивах (банках данных). Они (БД) определяются содержанием информации и наличной техникой ее регистрации и обработки и представляют изучение способа передачи информации.
6] Анализ циркулирования информации представляет изучение интенсивности, прямоточности, стабильности и целеустремленности потоков информации, возможности их разветвления и слияния.
Эталоном оценки движения информационных потоков является их соответствие связям, возникающим в материальных процессах. процессах разделения труда в управлении и взаимосвязям управленческой системы и управляемым объектом.
Методики анализа информационного обеспечения
Разработаны, опробированны и успешно используются на практике несколько методик А.И.О. . Они различаются принятыми характеристиками количества информации (символы, записи, документы и прочее), методами и инструментами анализа. Наиболее распостранены в настоящее время:
Метод матричного моделирования процессов обработки данных, разработанный в центральном экономико-математическом институте и опробирован на множестве предприятий (малых, средних).
Графо-аналитический метод исследования потоков информации, разработанный в институте проблемм управления АН. Внедрялся на металлургических заводах.
Описание потоков информации в виде графиков. Разработан в гос. плане, используется при расчете некоторых разделов н.х. плана.
Метод исследовательского анализа задач У.
Эти методы исходят прежде всего из общей количественной характеристике информации, каждый из них имеет свои области применения. Одни удобны для описания информационных связей м.д. подразделениями, другие между группами задач, отдельными задачами и группами элементарных процедур.
Наиболее полное детальное отражение в анализе потоков информации может быть получено с помощью информационных моделей которые разрабатываются как матричные модели. При этом могут быть даны различные матрицы.
Материальные процессы и документооборот;
Документооборот и состав решений и задач на конкретном уровне управления;
По определенным группам задач, по разным уровням управления.
Наиболее жизнеными представляются модели в виде графов и матриц. Оба эти способа моделирования предпологают выделение в информационном смысле самостоятельных компонентов, исходных, промежуточных и конечных данных, что позволяет изучать их изолированно, и это имеет принципиальное значение для исследования потребности во внешней и внутренней информации.
Особенности анализа информационных потоков
Важнейшим направлением анализа является исследование движения информации, т.е. анализ информационного потока, обеспечивающего связи, необходимые в производственной системе (между структурными подразделениями аппарата управления) и ее контакты с внешней средой (учреждения, организации).
Обеспецение рациональных связей между источниками и приемниками информационных групп и путей ее циркулирования является одним из непременных условий эффективного функционирования систем управления. Относительное постоянство взаимозависимостей структурных подразделений, имеющее место в производственной системе, позволяет выбрать рациональную структуру путей движения информации и наиболее эффективные технические средства для каждого канала связи.
Потоки характеризуются количеством информации, находящейся в системе, и обрабатываемой за единицу времени. Данные могут обрабатываться и перемещаться:
1. поточно, по мере возникновения;
2. с регулярной периодичностью, когда информация накапливается, после чего обрабатывается и перемещается через заранее установленные интервалы времени;
3. нерегулярно, по мере возникновения отдельных информационных совокупностей.
Вид движения информации и сроки ее поступления в управляющую систему должны быть согласованы во времени с циклом производства и обеспечивать возможность своевременного вмешательства в ход производства.
Анализ потоков информации на действующих предприятиях обычно начинается с обследования, которое может производиться двумя методами:
1. путем обследования потоков, существующих на данном предприятии, и выявления круга задач, решаемых подразделением аппарата управления и исполнителями;
2. путем определения задач подразделения аппарата управления, анализа информации, которая необходима для решения этих задач, и сопоставления ее с потоками документации, сложившимися в процессе деятельности аппарата управления.
Обследование потоков информации завершается рассчетом объектов необходимой информации, регламентирующим ее движение, составление схем потоков, проектирование форм применяемой документации.
В процессе анализа потоков информации определяется степень ее сбора, обработки и хранения. Такой анализ проводится с целью обеспечения однозначности и однородности функций информационных групп, тождественности ее отражения на разных носителях.
При анализе информационных потоков необходимо рассмотреть движение информации по иерархическим уровням системы управления. Анализ движения по иерархическим уровням выявляет преемственность информации, ее уплотнение, усреднение и вывод.
Анализ степени преемственности информации позволяет определить сквозные параметры, показатели проходящие через все уровни управления, и выбрать те из них, которые характерны для одного явления на разных уровнях управления, т.е. появляется возможность унификации информации. Выводы этого анализа становятся базой для определения состава информационного обеспечения на разных иерархических уровнях.
Анализ степени уплотнения информации характеризует правильность отсева несущественных показателей показателей и агрегирования частных в обобщающие, которые отражают общие закономерности изменения явления для передачи на более высокий уровень управления.
Степень усреднения информации предполагает анализ перехода от индивидуальных характеристик к усредненным.
Анализ выхода информации характеризует ее полезность. В этом случае выход информации в вышестоящую организацию и выход информации в виде параметров показателей воздействия на управляемый объект. Это по существу степень активноти информации.
Горизонтальное движение информации, т.е. передача ее внутри определенного функционального подрзделения и между ними производится путем сопоставления схемы разработки и применения решений и схемы движения информации.
При обосновании направлений и характера движения ИО необходимо базироваться на следующих основных принципах организации массивов информиции:
1. принцип объединения данных по их входимости в задачи управления. Основное его преимущество - исходные массивы, разработанные для систематизации и размешения переменных данных в памяти. В то же время может служить в качестве рабочих массивов задач. Недостаток - многократное дублирование данных между исходными массивами;
2. объединение данных по времени их возникновения. Качества - отсутствие в подсистеме информации какого либо дублирования данных, однако, трудоемкость образования рабочих массивов при этом настолько велика, что рассматриваемый принцип может быть мало эффективным;
3. принцип объедиения данных по частоте обращения к ним. Он храктеризуется полным отсутствием дублирования данных, организация массивов по этому принципу при соединении информационно-поисковых систем научно-технической информации, в меньшей степени эффективен для постановки экономических задач.
4. Объеднение данных по внутримассивным адресным связям. Широко распространяется при размешении данных в оперативной памяти ЭВМ; многократное дублирование данных предопределяет низкую эффективность рассматриваемого принципа при организации исходных массивов.
Целенаправленное использование перечисленных принципов позволяет по-разному и наиболее эффективно организовать блоки информации. Результаты анализа ИО СУ оказывает непосредственное влияние на подготовку предложений по рационализации управленческих поцессов (технологии управления), распространению состава работ по уровням и подразделениям апарата управления, а в ряде случаев - по совершенствованию организационных структур управления. В то же время анализ ИО прямо связан с изучением состава и методов обоснования УР разного типа, т.е. содержанием работы по управлению.
Описание предмета: «Информационные технологии управления»Цель дисциплины «Информационные технологии управления» – дать студентам, будущим специалистам в области
управления, комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для повышения эффективности профессиональной
деятельности средствами информационных технологий.
Дисциплина « Информационные технологии управления» является специальной, дающей студентам прикладные знания,
которые могут быть использованы при изучении курсов «Разработка управленческого решения», «Банковские услуги
предприятий», «Управление муниципальным хозяйством», «Основы избирательных технологий».
Основные задачи курса:
– ознакомить студента с понятием экономической информации, а также дать основные знания по составу и
характеристикам аппаратного и служебного программного обеспечения;
– рассмотреть основные понятия реляционных баз данных и систем управления базами данных, их применение в
экономике. Рассмотреть основы построения и функционирования документальных информационно-поисковых систем,
полнотекстовых баз данных, электронных библиотек. Ознакомить студента с составом и характеристиками офисного
программного обеспечения. Рассмотреть методы управления проектами, средства автоматизации бизнес-планирования;
– дать студенту знания по основам построения и функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей,
защите информации в компьютерных сетях;
– дать студенту, будущему специалисту в области управления, глубокие и систематизированные знания об основах
построения автоматизированных систем управления предприятием и муниципальных информационных систем, системах
искусственного интелекта, системах автоматизации делопроизводства, информационных технологиях электронной
коммерции. Рассмотреть использование информационных систем обеспечения государственного управления;
– развить умения и навыки студента по использованию служебного и прикладного программного обеспечения в
управлении.
Литература - В.А. Беглов. Эпопея в русской литературе. – М.: Издательство МГУ, 2005. – 272 с.
- Убийство. Частные методики расследования. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 880 с.
- Правила по оборудованию морских судов. Правила по грузоподъемным устройствам морских судов. Правила о грузовой марке морских судов. – М.: Российский Морской Регистр Судоходства, 2008. – 410 с.
- С.Н. Чурилов. Методика расследования преступлений. Общие положения. – М.: Юстицинформ, 2009. – 232 с.
- М.Л. Краснов. Интегральные уравнения. Введение в теорию. – М.: КомКнига, 2010. – 304 с.
- В.А. Шамов, Т.В. Дмитриева. Основы группового анализа. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2009. – 80 с.
- С.Н. Чурилов. Предмет доказывания в уголовном судопроизводстве и криминалистике. – М.: Юстицинформ, 2010. – 136 с.
- П.И. Романовский. Общий курс математического анализа в сжатом изложении. – М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1962. – 332 с.
- В.А. Шамов, Т.В. Дмитриева. Основы группового анализа. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2009. – 80 с.
- О.Н. Коршунова. Преступления экстремистского характера. – М.: Юридический центр, 2006. – 336 с.
- Ю.В. Алексеев, В.П. Казачинский, Н.С. Никитина. Научно-исследовательские работы. Курсовые, дипломные, диссертации. Общая методология, методика подготовки и оформления. Учебное пособие. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2011. – 120 с.
- Лутфуллина Гюльнара. Методика анализа темпорального контекста. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 76 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Общие положения о договоре. Постатейный комментарий к главам 27-29. – М.: Статут, 2016. – 224 с.
- Филиппов А.Г. - Отв. ред. Криминалистическая методика. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: , 2016. – 338 с.
- Криминалистическая методика. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 340 с.
- Право интеллектуальной собственности. Общие положения. Учебник. Том 1. – М.: Статут, 2017. – 512 с.
- РД 31.40.21-97. Нормативный документ. «Система организационно-технологической документации на процессы погрузочно-разгрузочных работ. Общие положения" (утвержден письмом Службы морского флота Министерства транспорта РФ от 15.08.1997 №МФ-35/1520). – М.: Моркнига, 2018. – 14 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|