Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Индивид и группаСоциальная психология
Государственный комитет Российской Федерации
по делам науки и высшей школы
Нижегородский Ордена Трудового Красного Знамени
Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского
Экономический факультет
Кафедра общей социологии
Реферат по социологии
тема:
Индивид и группа
Выполнил:
Семенов И.С.
группа 731
Научный руководитель:
Курносова Л.С.
Нижний Новгород, 1995 год
Оглавление
Оглавление
Введение
Группа
Функциональность групп.
Территориальное расположение групп.
Группы во времени.
Свободный выбор группы.
Формальные и неформальные группы.
Внутренний мир группы
Формальные структуры и органиграммы.
Неформальные связи.
Взаимодействие и взаимозависимость.
Фиксация и преследование общих целей.
Общие интриги
Общий враг
Групповые нормы
Конформисты и девианты
Контроль в группе
Внешний мир группы
Группы и конкуренция
Соперничество и прогресс
Слияние и поглощение
Группы, дополняющие друг друга
Изменения и конфликты группы
Динамическое объяснение изменений
Причины групповых конфликтов
Последствия конфликтов в группе
Образование подгрупп
Удаление инакомыслящих членов
Выбор "козла отпущения"
Организационные изменения в группе
Появление или смена руководителя
Распад группы
Управление группами
Понятие руководителя
Качества руководителя
Руководитель и группа
Руководитель и его культура
Осуществление управления
Директивная или монархическая модель
Кооперативная или демократическая модель
"Недирективная" или анархичная модель
Заключение
Литература
Введение
При написании данной работы я исходил из следующих основных предпосылок: информационное поле есть величина постоянная, то есть все, что мы не говорим или пишем есть перефразирование, дополнения или дословная передача идей и мыслей других людей (которые в свою очередь аналогично изменяли мысли третих лиц); вторая предпосылка заключается в том, что эта работа лишь плод моих наивных субъективных мнений (заблуждений) и ошибок. За них несу ответственность я и только я.
Таким образом данная работа не претендует на какое-то научное открытие и вней нет "свежих" идей; я лишь попытался определенным образом перефразировать и передать Вам некое обобщение и практические советы по существованию, а следовательно управлению группами с различными целями.
Индивиды, группы и общества - это три общественные реальности, они взаимозависимы, и необходимо дать им определения и каким-либо образом охарактеризовать.
Характеристика индивида очевидна: любой человек, в независимости от его материального, духовного или интеллектуального уровня является индивидом, даже если это вожак племени Мумба-Юмба или мужщина, проживший на необитаемом острове всю жизнь. В принципе, возможно расширение этого круга, включив в него животных, растения, может быть даже неодушевленные предметы; но это тема отдельной дискусии и поэтому мы не включаем в свое исследование представителей данных видов.
Поведение индивида - это реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей. Ситуация вызывает у индивида ощущение потребности, нарушение равновесия, напряжение вследствие того, что она не соответствует связанным с ней ожиданиям. Если индивид действует, то для того, чтобы устранить это напряжение и восстановить равновесие.
Целью поведения является изменение ситуации таким образом, чтобы она отвечала его потребностям. Когда цель не достигнута или ситуацию изменить не удается, наступает новое состояние напряжения которое яявляется мотивацией к новым действиям.
Одна из множества таких ситуации - ситуация в группе.
Группа - это совокупность людей, находящихся в состоянии постоянной взаимозависимости, с целью удовлетворения своих потребностей. Члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие цели. Существует достаточно интересное мнение о том, что возможности группы есть величина гораздо более великая, чем сумма возможностей ее составляющих. Мы не будем доказывать, или обсуждать данное утверждение, так как оно, на наш взгляд, достаточно очевидно и неоднократно проверено на практике.
Так же, как группы состоят из людей, общества, состоят из групп. Их можно определить как сеть взаимосвязанных групп, принадлежащих к общей культуре. Общество составляет единое целое, расположенное на данной географической территории. Составляющие его группы различаются по своим функциям и структуре. Для группы, общество (или другие группы) являются внешним миром.
Различные группы, составляющие общества, тесно связаны друг с другом. Они создают совокупности, превосходящие их самих.
Так же, как группа - это нечто большее и совсем иное, чем сумма составляющих ее индивидов, так и общества - это нечто большее и иное, нежели составляющие их группы.
Группа
Функциональность групп.
Все они более или менее специализированы. Однако одни из них многофункциональны, а другие полностью специализированы. В действительности же их специализация зависит только лишь от потребностей людей.
Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. В ней рождаются и воспитываются дети.
Другие группы выполняют другие функции: религиозную, экономическую, политическую, развлекательную и т. д.
Постепенно некоторые функции переходят от одной группы к другой, в соответствии с потребностями членов этих групп.
Территориальное расположение групп.
Индивиды участвуют во многих группах, как то: предприятие, группы пассажиров, друзья, которые вместе едят в столовой, группы социальной, политической или религиозной деятельности, школа, класс, воинская часть и т.д. Существование некоторых из этих групп предполагает физическое присутствие членов в данном месте. Так, четверо людей, беседующих за столом в кафе, составляют группу. Существование этой группы предполагает их реальное физическое присутствие. Возможны другие группы, не требующие такого присутствия. Класс остается классом и в то время, когда его члены находятся на каникулах.
Для существования одних групп необходима локализация, для иных она не нужна.
Это значит, что любой из нас одновременно участвует в нескольких группах. Так, студент, играющий в баскетбол в доме отдыха, во время каникул является одновременно членом различных групп: баскетбольной команды, учебного заведения, семьи, страны и, возможно, той или иной культурной ассоциации.
Группы во времени.
Существующие группы также можно классифицировать по временному фактору на следующие категории:
* более-менее постоянные группы. Созданы для длительного существования и стремятся к этому (деревня, государство). Такие группы не "хотят" исчезнуть. Их члены сменяются, но сам организм стремится быть если не бессмертным, то по возможности максимально долговечным. Это придает таким группам видимость независимого существования по отношению к своим членам.
* временные группы. С самого начала обречены на непродолжительное существование. Туристы, совершающие организованное путешествие, являются группой, время существования которой ограничено временем путешемтвия.
* группы, возникающие от случая к случаю. Члены таких групп собираются только через некоторые промежутки времени (классное собрание).
Свободный выбор группы.
Существуют группы, членство в которых является свободными (спортивный клуб, учебное заведение или культурное общество).
Иные имеют обязательный характер. При появлении на свет, ребенок не выбирает семью, страну или этнос. Он входим в них по чисто биологическому принуждению.
В реальной жизни возникают групп, свободные с моральной и с юридической точек зрения, которые становятся почти обязательными. К примеру, в некоторых странах или некоторых регионах с религиозными организациями или с профсоюзами трудящихся. Конечно, они представляют собой свободные группы, но в целях защиты своих прав и интересов в них трудно не вступить.
Формальные и неформальные группы.
Формальные группы характеризуются организованной структурой, это есть организации. Социальные отношения здесь носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют тенденцию к формализации в соответствии с нормами, определяемыми внешней средой, культурой, обществом.
То есть организованные группы - это социальные организации, имеющие стабильную структуру, иерархию и роли, строго определенные для каждого члена. Отличаются существованием вполне определенных и конкретных целей (предприятие, класс).
В неформальной группе существуют личные социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой. То есть содержание этих ролей - результат взаимодействия внутри группы.
В то время, как формальная группа имеет заданную ей структуру, структуру неформальной группы создает она сама.
Если рассмотреть практику формальных групп, то мы заметим, что во всех формальных группах существуют неформальные подраздерения. Пути и последствия их образования разнообразны, но воспрос для руководителя формальной организации в том, что бы правильно их использовать.
Внутренний мир группы
Формальные структуры и органиграммы.
Наряду со стабильной и официальной (формальной) структурой организованные группы имеют неформальную структуру, которая является жизненной реальностью. Любая формальная группа на практике начинает самоорганизовываться в зависимости от входящих в нее индивидумов и задач, стоящих перед группой.
Организованная группа может быть схематично представлена на органиграмме, которая отражает заданную ей структуру. Так, на следующей органиграмме можно представить существующие в цехе предприятия отношения.
Однако, при рассмотрении практических групп, мы замечаем, что наряду с официальной схемой складываются неформальные отношения. Эти связи возникают в целях адаптации, как к внутренней, так и к внешней среде самой группы. Эта стихийная организация приобретает свои собственные формы. Так, рабочие в силу самого факта своей совместной работы, встречаются в столовой, в дороге, обсуждают что-то небольшими группами и т.д. И в результате таких группировок и возникают неформальные отношения и группы. Таким образом органиграмма цеха может быть представлена в следующей форме:
Однако следует отметить: очень часто стихийные группы, занимающиеся сходной деятельностью, имеют тенденцию к созданию формальной организации. Так, группа игроков в карты, решившая провести первенство по игре в бридж, создает настоящую организацию.
Неформальные группы могут как помогать в реализации идей формальной организации, так и противостоять им. В предыдущем примере, это можно проследить на связи начальника цеха и зам. начальника цеха по поизводству: начальник цеха может неформально влиять лишь посредством секретарши и другого зама. Это своего рода средство защиты от "структуры" с ее формальной властью и неприемлемыми нормами. Они представляют собой адаптацию конкретных людей друг к другу. Таким образом, реально осуществляемые неформальные связи решают конкретные задачи, поставленные перед цехом. В других примерах, неформальные отношения способны разделить организацию на несколько формальных групп, которые будут действовать в дальнейшем независимо друг от другу, или даже конкурировать.
Неформальные связи.
Внутри группы между некоторыми ее членами возникает чувство симпатии, определяя настоящие структуры, элементарные формы которых можно описать:
- пара: два индивида взаимно симпатизируют (или удовлетворяют) друг другу. Часто один из них бывает лишь спутником другого, именно через него он связан с группой;
- треугольник: три индивида симпатизируют друг другу;
- квадрат (или круг): может быть совокупность пар. Все отношения не обязательно имеют одинаковую интенсивность;
- цепочка: это линейная связь между рядом индивидов;
- звезда (штурвал): центральный индивид, к которому тяготеют некоторое число других индивидов. Лидер находится в центре.
Взаимодействие и взаимозависимость.
Давайте попробуем посмотреть на группы со стороны взаимозависимости. Почему они не расподаются? Что движет членов группы поддерживать отношения внутри нее?
Существует три возможных ответа на этот вопрос.
Фиксация и преследование общих целей.
Возьмем случай, когда два человека ведут себя таким образом, что их личные цели взаимно достигаются. Их взаимодействие позволяет им уменьшить напряжение и изменить ситуацию, в которой они оба находятся, в направлении, благоприятствующем, возможно, весьма различным стремлениям.
Примеры:
- У изобретателя есть идея, но нет денег. Другой человек располагает средствами, но у него нет никакой идеи. Следует отметить, что их потребности, мотивации и цели могут быть совершенно различными. Но на уровне их поведения существует взаимозависимость. Их встреча уменьшает напряжение.
- Группа друзей: удовлетворение от взаимодействия, удовлетворение от общения, в то время как мотивация и личные цели могут быть разными.
Они взаимно уменьшают напряжение каждого и позволяют каждому достигнуть его собственных целей посредством достижения общего стремления.
Что такое "общая цель"? Отметим вначале, что групповые цели, как, впрочем, и цели каждого индивида не обязательно ясны и осознаны. Они могут оставаться латентными и даже бессознательными. Кроме того, что общие цели, которые мы стремимся определить, не являются чисто формальными целями, навязанными организацией и не преследуемыми ее членами. Мы пытаемся объяснить тот факт, что члены группы действительно преследуют общие цели независимо от того, предлагаются они организацией или нет. Сходства личных целей еще недостаточно, чтобы дать группе общую цель (например, три молодых человека хотят жениться на одной и той же девушке, их цели сходны, даже одинаковы; но это не общая цель; это не цель группы).
Цель группы - конвергенция личных целей.
Возьмем пример с тремя молодыми людьми, строящими стенд для благотворительного базара. У каждого из них разные мотивы для участия:
- один - сын председателя, и хочет доставить удовольствие своему отцу;
- другой хочет показать себя;
- третий пытается познакомиться с девушкой, которая будет работать здесь продавщицей.
Их сотрудничество в сооружении стенда позволяет каждому из них достичь своих личных целей. Поэтому каждый заинтересован в сооружении стенда.
В их взаимодействии важно то, что стенд строится. Им выгодно быть вместе, пока удовлетворение их личных потребностей проходит этот этап: построение стенда. Такова их общая цель.
С другой стороны, для того чтобы каждый из них получил при этом свою выгоду, нужно, чтобы каждый был заинтересован именно в том, чтобы был смонтирован стенд, а не в том, чтобы именно он монтировал этот стенд.
Цель группы - индуктор взаимодействий.
Нужно дополнить предыдущее положение, принимая во внимание другие факты, свойственные групповой ситуации и развивающейся в ней системе мотиваций. Важным результатом наблюдений и экспериментов является следующий: цель, предложенная в группе одними членами, влияет на других; при наличии этой цели другие вынуждены действовать в требуемом направлении. Индуктивная сила предложенной цели варьирует в зависимости от привлекательности группы для ее членов. Индивид вовлекается в нее в той мере, в какой данная группа удовлетворяет, может быть случайно, его собственные потребности или стремления.
Повседневный опыт, подтвержденный экспериментами, показывает, что не все действия и взаимодействия членов группы приводят к осуществлению целей или приводят к ним в разной степени.
Примеры:
- дискуссия не движется вперед - выступление одного из членов группы способствует ее прогрессу;
- в группе появляется новый член и в ее "затухавшей" деятельности отмечается новый прогресс.
Экспериментаторы почти единодушно различают в группе три типа действий, которые приводят к выделению роли лидеров:
- предложить группе какую-либо цель ("Можно было бы сделать это!");
- сформулировать решение или поставить перед группой цель ("Сделаем это!");
- поддерживать стремление группы к достижению определенной цели ("Было решено сделать это!").
Когда у группы есть общая цель, группа продолжает существовать пока ее члены не получат удовлетворения, или не убедятся в том, что от этой группы они такового не получат.
Общие интриги
Это вторая возможная причина возникновения и существования групп. В данном случае мотивация участников таких организация заключается во мщении друг другу за прошлые грехи.
Пример: измена одного из супругов влечет измену другого и так далее.
Такое объединение людей изначально обречено на развал и существует оно до краха, или выйгрыша одного участника.
Общий враг
Это так же достаточно очевидная мотивация - появление общего противника. Группа существует, пока жив враг. И чем он "живее", тем дольше живет групаа и тем больше она сплачивается. Такой мотив существования группы немного похож на первый довод.
Таким образом, взаимозависимость и взаимодействие являются отправной точкой групповой динамики.
Групповая динамика - это процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит их к взаимному удовлетворению.
Этот процесс объясняет:
* Принадлежность индивида к группе, привлекательность группы и членство в группе. Индивида привлекает взаимодействие с другими, потому что он получает от этого удовлетворение. Помимо частных потребностей, он удовлетворяет общие потребности, такие, как потребность во власти, принадлежности к обществу, уважении или престиже. Кроме того, групповая жизнь создает новые потребности у индивида, которые он удовлетворяет, оставаясь в группе (потребность в продолжительном существовании группы, расширении своих функций или повышении своего престижа).
* Образование стихийных, или неформальных, групп. Удовлетворение потребностей посредством социального взаимодействия объясняет образование стихийных групп, являющееся результатом свободы действий индивидов. Каждый находит здесь то, что ему нужно. Здесь уже отмечалось, что социальные организации создают новые потребности у индивидов, которые могут быть компенсированы лишь посредством неформального взаимодействия. Так внутри организации множится число неформальных групп.
* Появление ролей "любимчиков" в группе. Некоторые индивиды больше, чем другие, отвечают потребностям членов группы и делают ситуацию в группе удовлетворительной. Так происходит, например, когда в группе есть весельчак, душа общества, человек, сообщающий все новости, клоун, ангел-хранитель и т. д.
Групповые нормы
Появление норм объясняется несколькими аспектами жизни группы:
- Преследование общих целей, как мы уже убедились, является индуктивным элементом поведения ее членов. Стремление к осуществлению идей способствует развитию факторов принуждения, которые становятся тем сильнее, чем больше ощущается необходимость в единообразии поведения, как средства достижения цели; чем больше отдельные индивиды зависят от всей группы в достижении своих личных целей (степень взаимозависимости).
- Стремление к сохранению стабильности группы усиливает необходимость единообразного поведения и соблюдения норм.
- Общие представлении, возникающие в результате жизни в группе. Принадлежность к группе влияет на то, как член группы представляет себе некоторые ситуации или отдает предпочтение определенным общим ценностям. Существует групповая избирательность восприятия, определенный образ жизни и мысли.
- Подражание другим членам. В той мере, в какой данная группа привлекательна для отдельного индивида, он старается подражать другим. Это подражание поддерживается потребностью в принадлежности к группе и потребностью в безопасности (подражание сильнее, если группа привлекательна для индивида).
- Страх перед санкциями (насмешки, неприятие и т. д.) имеет тот же характер. Чем сильнее привлекательность группы, тем больше страх перед санкциями.
Именно под влиянием таких представлений поведение членов группы приобретает некое единообразие.
Конформисты и девианты
Давление и принуждение осуществляются неодинаково по отношению ко всем членам группы. Существуют "конформисты" и "упрямые".
Эти различия могут быть вызваны рядом факторов личного и культурного порядка:
- Потребность каждого выделиться. У некоторых членов есть большая, чем у других, потребность показать себя, противопоставляясь другим. Некоторые культурные модели помогают им в этом.
- Различия в чувствительности к давлению группы связаны со статусом в группе. Индивиды, имеющие высокий престиж, меньше ощущают принуждение группы. Иногда они презрительно относятся к группе.
- В общем можно сказать, что чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее требованиями.
Контроль в группе
В организованных группах существуют специальные роли контролеров: полицейский, глава протокольного отдела, классный надзиратель, спикер и т. д.
В стихийных группах некоторые индивиды (ими могут быть те, на кого оказывают наиболее сильное давление) спонтанно выполняют роль контролера.
Такие роли, связанные с личными чертами, нужны для поддержания безопасности, сохранения группы, ее репутации и т. д.
В большинстве групп существует цензор, или хранитель норм.
Внешний мир группы
Как уже говорилось, общество состоят из групп, взаимодействующих так, что они составляют нечто большее и иное, чем простая их сумма.
Различные группы, составляющие общество, преследуют одну или несколько целей, имеют свои нормы.
Одна группа непохожа на другую, и нередко можно видеть, как между двумя группами возникает конфликт (конкуренция). Конечно, существуют группы, дополняющие друг друга.
Группы и конкуренция
Существование групп в реальной жизни предполагает конкурентную борьбу между ними, и западная идеология способствует этому. Нередко конкуренция оказывается даже там, где по логике вещей должно существовать лишь сотрудничество: на одном и том же предприятии между различными подгруппами, которые, казалось бы, должны были бы дополнять друг друга, возникает если не оппозиция, то по крайней мере дух конкуренции. Такое положение вещей, на мой взгляд, нисколько не усиливает соперничающие группы.
Различные группы часто сталкиваются в бесполезной борьбе, целью которой доказать, что их группа самая важная главная или самая престижная (тут сразу же напрашивается притча про жопу).
В результате таких раундов борьбы устанавливаются традиции, порождающие стереотипы: работники производства - самые нужные, администраторы не нужны, пехотинцы - самые храбрые,...
Логически же все эти противопоставления кажутся смешными, но в реальности мы сталкиваемся с ними каждый день.
Соперничество и прогресс
Оппозиции между группами могут, в некоторые промежутки времени, иметь и положительные результаты. Потрясение, возникающее в результате определенных столкновений, может вызвать к жизни новые идеи, стать источником новаций и сполотить группу. Но это лишь временные результаты, так как, как и любая другая борьба, соперничество кончается или победой, поражением или слиянием. Но во всех случаях группа проигрывает, так как пропадает мотив совместной деятельности - борьба. Группы, сполоченные на основе соперничества не могут жить достаточно долго.
Слияние и поглощение
Когда сталкиваются интересы двух групп или когда одна группа становится явно сильнее другой, они нередко объединяются, чтобы стать еще сильнее (основной конфликт превращается в союз, часто по расчету), или же одна группа поглощает другую. Чем раньше это произойдет, тем сильнее станет оставшаяся группа (так как на любую борьбу уходят ресурсы группы).
Так происходит в деловом мире, в мире спорта и развлечений, в отношениях между государствами. В самом деле, многие государства, возникшие в форме конфедераций, смогли таким образом укрепить свое могущество. Подобные операции совершаются отнюдь не сами по себе. Ведь многие общины, коммерческие общества или спортивные клубы не хотят терять свою независимость, частично или полностью, даже если им предоставляется возможность быть частью большего, более надежного и престижного целого. Другие считают, что лучше быть небольшой и независимой нацией, чем "куском" империи, какой бы большой и авторитетной она ни была.
Группы, дополняющие друг друга
Некоторые группы могут дополнять друг друга (преподователи и студенты). Дополнительность может быть не такой явной. Но, как уже было сказано выше, эта дополнительность не мешает возникновению конфликтов.
Изучение этих и других групповых феноменов очень часто требует возвращения к изучению поведения и установок индивида. Группа может быть понята через личность, так как группы строятся лишь на основе индивидов.
Изменения и конфликты группы
Наличие изменений в группе имеет большое практическое значение. Руководитель объединения должен это хорошо пониамть, так как в список его основных задач входит и создание условий для благоприятных изменений группы.
Необходимо прежде всего хорошо понимать, что происходит в ходе спонтанных изменений и как вовремя направить их в нужное русло.
Мы увидим, что законы стихийных изменений групп поддаются динамическому объяснению.
Динамическое объяснение изменений
С динамической точки зрения структура - это состояние квазипостоянного равновесия в жизни группы. Мы говорим "квази", потому что жизнь группы не является неподвижной и возникают небольшие нарушения равновесия, не ставящие под угрозу организацию в целом.
Под влиянием внутренних или внешних причин, в группе наступает состояние нарушения равновесия, ее структура разрушается.
Это состояние является не статическим, а динамическим. Оно предполагает напряжение или систему напряжений, что ведет к поиску нового равновесия. Группа стремится реорганизоваться, обрести новое состояние равновесия. В этом новом состоянии можно будет говорить о новой структуре.
Жизнь групп представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушений.
Одни группы, особенно стихийно возникшие и неформальные, менее неустойчивы, чем другие. Некоторые социальные организации сопротивляются структурным изменениям. У некоторых стихийно возникших групп нет четкой структуры, потому что в них никогда не бывает квазипостоянного равновесия, периодов действительной стабильности.
Рассматривая эти факты под другим углом зрения, скажем, что в группах существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада, толкающие к изменениям.
Равновесие существует в том случае, если силы сплочения преобладают над силами распада.
В этом же плане можно дать определение групповому конфликту. Это состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествовавшему равновесию.
Конфликт - это генератор новых структур (но это не значит лучших).
Примечательно, что группа стихийно изменяет свою структуру, только выйдя из состояния конфликта.
Причины групповых конфликтов
Конфликты внутри группы и структурные изменения, происходящие в результате этих конфликтов, не всегда имеют свой источник в самой группе.
В действительности же, если эти конфликты имеют результирующую динамическую силу внутри группы, то источник их находится чаще всего за пределами самой группы, будь то давление на одного члена из внешнего мира, другая группа или сообщество, в которое входит данная группа.
Можно классифицировать различные источники конфликтов, установив возможные зоны разногласий.
1.Личный конфликт
Источник конфликта группы А - Б находится либо в А, либо в Б, или даже в А, с одной стороны, и в Б, с другой. Эта зона характеризуется личностным напряжением, вызывающим групповую напряженность и завершающимся перестройкой группы.
Пример: супружеский конфликт из-за зависимости одного из супругов.
2.Межличностный конфликт (внутренний конфликт)
В данном случае источник конфликта кроется в отношениях между двумя или несколькими членами группы. В этом случае конфликт коренится в жизни группы, групповой динамике.
Пример: супружеский конфликт из-за эмоциональных трудностей на уровне пары.
3.Конфликты принадлежности
а.А и Б образуют группу внутри какой-то большей группы. Трудности, существующие в этой большой группе, могут сказаться на конфликте А и Б.
Пример: трудности, причиной которых являются родственники (родители супругов, дети). отражаются на супружеской паре.
б.А и Б образуют одну группу, в то время как Б составляет группу также с В. Двойная принадлежность Б может вызывать конфликты в группе А - Б.
Пример: конфликт супружеской пары, вызванный отношениями или требованиями, связанными с профессией мужа.
4.Межгрупповой конфликт
А и Б составляют группу. Как группа они могут вступить в конфликт с другой группой, в которую не входит ни А, ни Б. Этот внешний конфликт может породить конфликт внутренний.
Пример: конфликт или напряженность между супругами могут быть вызваны затруднениями с предпринимателем, строившим дом по их заказу.
5.Социальный конфликт
А и Б могут испытывать на себе последствия разного рода давлений (религиозных, моральных, культурных, административных, экономических) общества, в котором они живут. Возможно, А и Б могут подвергаться каждый разным давлениям (например: культурные различия) и вступать в конфликт.
Пример: во время экономического кризиса муж - безработный, а жена нашла работу. В результате экономическ0го положения, причина которого находится вне семьи, но последствия которого влияют на супружескую пару, возникает напряженность.
Изучая причины групповой динамики, социальная психология должна обратиться ко всем наукам о человеке. Само изучение этих причин относится не только к психологии групп.
Биология, психология, социология, политэкономия и культурная антропология изучают хотя и различные, но взаимозависимые аспекты причин конфликтов в группах. Очевидно, что источник некоторых конфликтов или некоторых их аспектов коренится в самой группе, в групповых феноменах.
Но самый выдающийся вклад социальной психологии, с точки зрения Левина, состоит не столько в анализе причин напряжения, сколько в наблюдении за состоянием напряжения в группе и, исходя из этого, за процессом изменения структур и ролей. Этот вклад принадлежит психологии группы, или групповой динамике.
Последствия конфликтов в группе
Образование подгрупп
Одним из стихийных выходов из напряжения, испытываемого группой, является образование подгрупп или. изменение в их распределении. Этот феномен наблюдается особенно в тех случаях, когда конфликт возникает между двумя значительными членами группы (борьба за лидерство). Разделение на две подгруппы и скрытое разделение целей (иногда лично для лидеров) и сфер влияния может снять - по крайней мере на время - напряжение.
Пример: отношения между старым мастером и молодым инженером. молодых и людей более старшего возраста. Каждый создает свою сферу влияния. И в результате достигается равновесие.
Удаление инакомыслящих членов
Вынужденное или стихийное удаление (бегство) одного или нескольких членов, разобщенных или составляющих незначительное меньшинство, также может ослабить напряжение в группе, возникшее в результате конфликта между ее членами. Если влияние одного из этих членов равно нулю или сильно уменьшается, группа стремится изгнать его (или он "спонтанно" уходит из группы).
Выбор "козла отпущения"
Явление, которое мы только что описали, может сопровождаться агрессивной разрядкой напряжения, направленной на одного человека или на меньшинство, которых считают виновными в возникших трудностях. Агрессивность, вылившаяся на "козла отпущения", избавляет группу от напряжения. Она может сопровождаться или не сопровождаться изгнанием козла отпущения. Некоторые группы сохраняют своих козлов отпущения. Козлом отпущения может быть маловлиятельный индивид, руководитель, подгруппа меньшинства (евреи в Гитлеровской Германии) или какая-нибудь другая группа.
Организационные изменения в группе
В результате напряжения в группе происходят:
- изменения групповой цели или фиксация общей цели;
Пример: приведенный выше случай мобилизации сил одной группы против другой группы. Фиксация цели (особенно с надеждой на ее достижение) ослабляет напряжение, порожденное внешней агрессивностью, или напряжение, возникшее из-за внутренних распрей).
- разрешение конфликтов посредством новой формулировки целей подгрупп и личных обязанностей ее членов;
- изменения в плане действия, использование новых средств для достижения уже намеченной уели;
Пример: если в случае конфликта предусматривается процедура обсуждения и средства, способствующие убеждению противника, то это уменьшает напряжение.
- предусматривается создание подкомиссии;
- реформы структур группы;
Пример: централизация или децентрализация предстает как средство разрешения трудностей в группе.
Появление или смена руководителя
Особым случаем изменения или установления роли личности в целях уменьшения напряжения является смена руководителя: его назначают или меняют.
Напряжение может быть устранено благодаря тому, что бывший руководитель становится козлом отпущения и назначается новый руководитель. Этот тип решения связан с культурной моделью, согласно которой, если группа "действует плохо", это вина руководителя.
Противодействие такой перемене со стороны руковолителя может быть изменение способа управления. Действительно, ослабление напряжения может происходить, при переходе от авторитарного управления к демократическому, и наоборот.
Распад группы
Раскол членов и ликвидация группы является самым радикальным следствием внутреннего напряжения. Это происходит в том случае, когда силы распада в период напряженности были более активны, чем силы сплочения. Однако этот распад группы уменьшает напряжение внутри нее по крайней мере в момент принятия решения.
Управление группами
Понятие руководителя
В настоящее время руководитель встречает у своих подчиненных меньше покорности, чем прежде. Все чаще говорят о кризисе власти, который охватил как армию, так и школу, как семью, так и производство. Раньше способы управления долгое время оставались неизменными, так как общество было стабильно. Старая модель потеряла свою былую силу. Мы больше не знаем, как поступать. Поэтому очень важно выработать новые модели поведения, которые позволили бы руководителю успешно осуществлять управление в условиях нашего изменчивого общества.
Качества руководителя
Литература, а также философская психология и добрая часть экспериментальной психологии пытались представить руководителя в свете его индивидуальных черт. Руководитель должен обладать особыми качествами, которые делают его способным управлять.
Вот, например, некоторые из них в представлении различных авторов:
* Искусство убеждения, импозантность, благородство, любовь к риску.
* Энтузиазм, знание подчиненных, решительность, предприимчивость, дисциплинированность и беспристрастность.
* Смелость, воля, гибкость ума, неподкупность.
* Честность, беспристрастность, справедливость, искренность.
* Хладнокровие.
* Молчаливость, умение сохранять дистанцию и т.д.
Эти качества, эти черты, являются не только субъективными, но еще и абстрактными. Если придерживаться этих требований, то невозможно было бы найти достаточное число руководителей, необходимых для осуществления социальной жизни.
Кроме того, качества, представленные в нашем списке, как правило, формулировались без учета конкретной ситуации, в которой руководитель призван действовать. Ни одна группа не похожа на другую. У каждого из них свои цели, своя работа, своя величина, своя функция. Не могут быть одинаковыми качества руководителей, действующих в столь различных условиях.
Руководитель и группа
Классическая теория, представляющая руководителя как лицо, наделенное разнообразными и подчас магическими способностями, не выдерживает сколько-нибудь углубленного рассмотрения.
Пример таких знаменитых руководителей, как Цезарь, Наполеон, Гитлер, королева Виктория, или же Александр Македонский, показывает абсурдность утверждения, что руководителем может быть только справедливый, уравновешенный, обладающий чувством юмора и т. д. человек. Мы начинаем лучше понимать, что наряду с теорией, представляющей руководителя как человека, обладающего столь разнообразными и чудесными качествами, данными ему свыше, а не благоприобретенными, возникает другая, делающая основной упор на:
- взаимоотношениях, существующих между группой и ее руководителем;
- культурных моделях руководителя.
Трудно сказать, какой руководитель нужен той или иной группе. Чтобы руководить, необходимо, разумеется, обладать соответствующими личными качествами. Но, кроме того, необходимо еще, чтобы человек, который исполняет эту роль, умел приспосабливаться к конкретным обстоятельствам, группе и ситуации.
Может быть, действительно прав тот глава государства, который утверждает, что "руководитель должен сохранять дистанцию, так как власть невозможна без авторитета, а авторитет без сохранения дистанции". Но годится ли это правило для командира отряда парашютистов, заброшенных за линию фронта? Или для вожатого детского летнего лагеря?
Содержание понятия "руководитель" определяется ситуацией, в которой находится подчиненная ему группа.
Руководитель и его культура
Что же отличает руководителя от других членов группы? Западная культура, придает большое значение таким потребностям руководителя, как потребность в безопасности, в престиже, и другим потребностям, связанным с принадлежностью к группе. Просто поразительно, как осуществление власти связано с этими моментами. Руководитель - это тот, кто внутри своей группы достиг положения, обеспечивающего ему безопасность и престиж. Именно эта роль "красит человека", вызывает зависть и очень часто... критику. Это последнее отношение весьма характерно и является нередко выражением зависти со стороны того, кому не удалось достичь такого положения. Руководитель - это также тот, кто судит и дает оценку. Очень часто ему говорят не то, что думают, а то, что, как полагают, принято ему говорить, исходя из того, что он, как думают... думает. Эта зависимость развила у нас искусство нравиться. Искусство, которое является в сущности лишь хитростью. Это широко распространенное отношение к руководителю не оставляет его безразличным. Постепенно он сам начинает верить тому образу, который создали другие. Эта позиция удобна, и она вполне его удовлетворяет. Таким образом есть фактически руководителя создает группа.
Осуществление управления
Оставаясь верными принятому нами направлению, мы не ставим себе цели определить наилучший и универсальный способ руководства. Мы рассмотрим различные способы управления в зависимости от их эффективности в работе с группой. Мы увидим, что разные способы дают различные результаты, и попытаемся определить эффективность каждого из них.
Директивная или монархическая модель
Управляет один человек, руководитель. Именно он вырабатывает решения, координирует и контролирует деятельность группы.
Качество решения зависит от информации, которой обладает руководитель, и от его способности правильно ее интерпретировать с целью выбора решения.
Решение должно быть доведено до сведения подчиненных в ясной, краткой форме.
Принятие решения зависит от авторитета руководителя, от его способности убеждения и тех санкций, которыми он располагает (поощрения и наказания). Принятие решения обусловлено самой ситуацией зависимости.
Однако принятие решения не означает обязательно согласия с ним. В наши дни многие решения оспариваются. Большинство подчиненных не одобряет того, что им диктуют. Не одобряют решений даже те, кто ведет себя наиболее конформистски.
Директивная модель управления порождает отношения в форме звезды между подчиненными, взятыми по отдельности, и их начальником. Она способствует увеличению иерархических ступеней и препятствует сотрудничеству. Вызывает необходимость в контроле и увеличении бюрократического аппарата.
Этот стиль управления способствует возникновению неформальных групп.
Кооперативная или демократическая модель
Характерной чертой этой модели является активный обмен между начальником и его сотрудниками, составляющими группу. Решения принимаются на общем собрании.
Этот тип управления увеличивает информацию и облегчает принятие решения. Однако последнее осуществляется более медленно, чем при директивной модели. Очевидно, что этот тип управления вызывает большие трудности и потому предполагает наличие особых качеств у руководителя (чувство личной безопасности, способности понимания, владение техникой проведения собраний) и постепенную подготовку группы. Руководитель и группа должны научиться общаться между собой, что не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Поэтому переход от директивного управления к кооперативному окажется полезным при формировании группы, а также при решении вопросов, требующих не неотложных, но глубоких изменений в ней.
Оценка долгосрочных результатов применения этого типа управления - дело непростое. В мире еще не накоплен достаточно большой опыт применения этой модели, как в случае модели директивной. Не вызывает сомнения, что при таком способе управления моральное состояние группы и степень удовлетворенности ее членов значительно выше.
Можно предположить, что отдаленным последствием применения кооперативной модели будет создание структуры группы в виде разветвленной сети.
Здесь лучше осуществляется самоконтроль, а составные части более просты (меньше иерархических эшелонов). Боковые связи более часты и менее конфликтны.
Современное состояние управления требует от руководителя большей эмоциональной зрелости, большей проницательности, основанной на знании поведения индивидов, групп и коллективов.
"Недирективная" или анархичная модель
Скажем несколько слов и об этой почти не применяемой в социальной жизни модели.
Здесь функция управления полностью передается членам группы, которая становится «группой без руководителя» (leaderleft). В действительности лидер существует, но играет второстепенную роль.
Без руководителя группа живет очень динамично, расходуя свои силы на свою организацию.
Каждый член такой организации знает и четко представляет свою роль в группе. Таким образом осуществляется как самоконтроль, так и самоотчетность.
Эта модель находит свое применение в области формирования навыков межличностных отношений в группах и для отбора руководителей (тест социальной ситуации).
Нет "плохой" и "хорошей" моделей. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.
Директивная модель проста и оперативна. Руководителю не приходится вдаваться в многочисленные объяснения, и он имеет возможность "укрыться" за своей должностью. Ответственность же подчиненного ограничена выполняемой им задачей. Это система, предполагающая беспрекословное подчинение. Очень часто она ведет к пассивности или к лицемерию. Здесь нет места личной инициативе, так как подчиненный должен лишь повиноваться.
Напротив, кооперативная модель делает возможным участие всех и свободное выражение индивидуальных мнений. Она предполагает небольшое число подчиненных и высокую квалификацию каждого. При таком способе управления руководитель лучше знает, что думают его люди. Однако эта система требует довольно много времени, и поэтому она непригодна, когда необходимо быстрое принятие решения. Кроме того, участие всех делает практически невозможным обеспечение секретности.
Добавим также, что кооперативная модель требует от руководителя организаторских способностей и психической уравновешенности.
Таким образом, обе модели равноценны, и предпочтение одной из них будет зависеть главным образом от следующих факторов: степени срочности, конфиденциальности задачи, величины группы, личности руководителя, умственных способностей подчиненных и т. д.
Управление становится все более сложным. Раньше мы удовлетворились бы образом руководителя как обладающего определенными интеллектуальными и моральными качествами, хорошо информированного, все решающего и контролирующего.
Совсем иначе рисуется нам облик руководителя в разнообразных ситуациях современной жизни. И этот новый образ утверждается в нашем сознании как привычная модель.
В самом деле, современная ситуация - ситуация переходная - имеет особенно критический характер. Старая модель утратила свою силу, и мы не знаем, чем ее заменить. Мы часто говорим, что надо быть "гибким", уметь "приспособляться", действовать, "учитывая психологию" и т. д. Но что означают все эти выражения кроме того, что сегодня руководитель должен уметь исполнять различные роли в зависимости от обстоятельств?
Заключение
Таким образом мы рассмотрели основные вопросы, связанные с возникновением, работой и распадом групп, а также возможные системы управления группой. Конечно, данная работа не преследует целею полностью охватить все вопросы и проблем отношений индивида и группы. Я только попытался сформулировать и описать несколько основных проблем и возможностей их решения исходя из неких идей и мыслей случайно посетивших мой разум.
Можно много спорить о проблемах, поставленных здесь. Решение этих вопросов можно найти только в практике, ошибаясь и снова пробуя другие возможности. В любом вопросе нельзя обходиться без того знания и опыта, полученного до нас нашими предками.
Еще одна возможность верно разрешать возникшие проблемы - объединение в группы, что позволяет сделать это наиболее эффективно.
Итак,
Возможности группы гораздо превашают сумму возможностей составляющих ее индивидов.
Литература
1. Новые духовные ценности: Учение Бахаи. ред. Руднев В.П. М.1992 г.
2. М.-А. Робер, Ф.Тильман Психология индивида и группы. М.1988 г.
3. В.И. Варшавский, Д.А. Поспелов Оркестр играет без дирижера. М.1984 г.
4. А.Г. Асмолов Психология индивидуальности. Изд. МГУ, 1986 г.
5. Хамид Пезешкиан Основы позитивной психотерапии. Архангельск, 1993 г.
6. Питер Ф. Друкер Рынок: как выйти в лидеры.М.1992 г.
7. Питер Ф. Друкер Новые реальности.М.1994 г.
Описание предмета: «Социальная психология»Социальная психология пользуется определением личности, которое даёт общая психология, выясняет, каким образом,
т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния и, с
другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность. Отличие
такого подхода от социологического заключается в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти
социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявились в полной мере, а в
других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определённой
социальной группе. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчёт такие регуляторы
поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри которой наряду с их
деятельностной опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция. От общепсихологического отличается
тем, что социальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально-детерминированной личности» в
конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от
которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным ориентиром в
исследовании личности является взаимоотношение личности с группой.
Литература - Технология социальной работы. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 480 с.
- А.В. Сидоренков. Социальная психология малых групп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 384 с.
- Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2012. – 448 с.
- Прошлое - крупным планом. – СПб.: Алетейя, 2003. – 272 с.
- А.И. Шаталкин. Таксономия. Основания, принципы и правила. – М.: КМК, 2012. – 600 с.
- Джеймс Шуровьески. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум влияет на бизнес, экономику, общество и государство. – М.: Вильямс, 2007. – 304 с.
- Густав Лебон. Психология народов и масс. – М.: Академический Проект, 2011. – 240 с.
- Дуглас Норт, Джон Уоллис, Барри Вайнгаст. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. – М.: Издательство Института Гайдара, 2011. – 480 с.
- Качество жизни. Краткий словарь. – М.: Смысл, 2009. – 168 с.
- Эрика Бурман. Деконструктивная психология развития. – М.: ERGO, Издательство Удмуртского университета, 2006. – 288 с.
- Методы социальной психологии. – М.: Деловая книга, Академический Проект, 2007. – 352 с.
- В.П. Милованов. Синергетика и самоорганизация. Социальная психология. – М.: Либроком, 2013. – 184 с.
- А.В. Тебекин. Менеджмент. Учебник. – М.: ДРОФА, 2014. – 384 с.
- Ирина Владимировна Новикова. Дворовый футбол. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 144 с.
- А.В. Тебекин. Менеджмент. Учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 384 с.
- Павел Уваров. Под сводами Дворца правосудия. Семь юридических коллизий в Франции XVI века. – М.: Новое литературное обозрение, 2017. – 248 с.
- А.С. Скоробогатов. Общество как договор между сильными и слабыми. Очерки по экономике истории. – М.: изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 248 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|