Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Политика протекционизма в мировой экономикеПолитэкономия
Государственный комитет по делам науки и высшей школы
Нижегородский ордена Трудового Красного знамени
Государственный университет
имени Н.И.Лобачевского
Экономический факультет
Кафедра экономики и управления производства
Курсовая работа
Политика протекционизма в мировой экономике
Работу выполнил:
студент II курса
группы 721
Семенов Илья Сергеевич
Научный руководитель:
кандидат экономических наук,
доцент
Новокшонова Людмила Васильевна
Нижний Новгород, 1994
Оглавление
Оглавление 1
Место протекционизма в мире экономики: прошлое и настоящее 2
Протекционизм и мировая торговля товарами и услугами: плюсы и минусы введения импортных пошлин 5
Основной мотив - погоня за дополнительной прибылью 5
Оптимальный уровень тарифа для одной страны 5
Таможенный барьер, как средство для создания новых рабочих мест и стимулирования общественного производства 7
Защита молодых отраслей 7
Тариф, как статья государственного дохода 8
Стабильность через диверсификацию производства 8
Основные не экономические цели введения тарифа 8
Тариф, как защита от демпинговых цен 9
Протекционизм и миграция капитала 10
Цели фирмы, которая осуществляет движение капитала 10
Влияние миграции капитала на страну-экпортера капитала 11
Влияние миграции капитала на страну-импортера капитала 11
Влияние миграции капитала на мировое хозяйство 11
Протекционизм и миграция населения 14
Нужен ли протекционизм в современных условиях 16
Список используемой литературы 17
Место протекционизма в мире экономики: прошлое и настоящее
В данной работе я попробовал проанализировать основные мотивы введения пошлин на миграцию товаров, капиталов и населения, плюсы и минусы введения тарифов, попытался дать какие-то альтернативные решения проблем, которых можно решить с помощью протекционистских мер.
В этой главе я хочу дать основное понятие протекционизма, меры, которые принимаются для осуществления такой политики, а также краткую историческую справку по миграции товаров. Миграции капитала и миграции населения имеет очень короткую историю (основные направления возникли только в 20 в) и я думаю, что нет необходимости давать какой-то исторический очерк по данному вопросу.
Что же такое протекционизм? Это политика ограничения свободного передвижения товаров, капиталов, населения и других ресурсов между странами, то есть ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции. К такой политике обычно прибегает отсталая в экономическом отношении страна. Протекционистскими мерами государство стремится поддержать отечественных производителей, особенно в период их становления.
Ниже представлены несколько основных положений, ради чего вводятся импортные пошлины на товары, капитал и рабочую силу:
защита отраслей, связанных с национальной обороной;
защита отрасли в период ее становления;
защита отдельных отраслей и предприятий в ходе диверсификации, конверсии или структурной перестройки экономики;
защита внутреннего рынка от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы.
Политика свободной торговли и политика протекционизма почти никогда не существовали в чистом виде (никогда не охватывали всю внешнюю торговлю). Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, возникающих в стране. В противопоставление протекционизму возникло другое направление внешней политики государства - свободная торговля (фритредерство - free trade).
На протяжении почти трех столетий - с конца XV - XVIII в.в. ведущей экономической доктриной и основой хозяйственной политики буржуазных стран оставался меркантилизм. Считая, что общественное богатство заключается в деньгах (то есть драгоценных металлах), меркантилисты уделяли большое внимание внешней торговле, как важнейшему источнику их поступления для стран, не добывающих драгоценные металлы. Для превышения поступления золота из-за границы над ее оттоком из страны, допускалось использование жестких протекционистских мер по стимулированию экспорта и сдерхиванию импорта путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на куплю-продажу отдельных товаров,... Выгода от внешней торговли связывалась с получением государством, проводящим политику защиты, преимуществ за счет других стран.
Но активная протекционистская политика отдельных стран неизбежно вызвало аналогичную реакцию иностранных правительств, что вело к свертыванию внешней торговли. Поэтому интенсивное развитие внешней экономической деятельности в условиях промышленного переворота и перехода к крупному машинному производству стимулировало появление в конце XVIII века сначало в виде теории, а в XIX веке, как официальной экономической политики Англии принципа "свободной торговли". Основой фритредерства стала теория сравнительных издержек, разработанная Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Экономическое лидерство Англии в конце XVIII - середине XIX в.в. сделало ненужным использование протекционистских мер защиты ее национальной экономики. В то же время беспрепятственное развитие внешнеэкономической деятельности стало средством завоевания новых рынков сбыта для английской промышленности. Напротив, политика защиты получила распространение в экономически менее развитых странах, таких, как Германия, США.
Экономическая теория и хозяйственная практика XIX - середины XX в.в. развивалась в споре между сторонниками свободной торговли и защитниками протекционизма. При доминировании, в целом, фритредерских взглядов в отдельные периоды наблюдались оживление и развитие теории протекционизма. Факторами, обусловившими возрождение протекционизма стали мировой кризис 1929 - 1933 г.г., первая и вторая мировые войны.
Реакцией на мировой экономический кризис 30-х годов, явилось стремление отдельных стран использовать изоляцию от мирового рынка для преодоления отрицательного воздействия внешнеэкономических связей на занятость населения, стабильность денежного обращения и другие элементы национальной экономики. Кроме того, в обстановке военных действий возможность автономного развития национального хозяйства стала рассматриваться в качестве важнейшего условия его неуязвимости в условиях экономической блокады (общеизвестно, что главной внешнеэкономической политикой фашистской Германии была политика хозяйственной автаркии). В этой обстановке высокая степень вовлечения страны в мирохозяйственные связи стала рассматриваться отдельными представителями науки и практики, как фактор, усиливающий кризис и в целом тормозящий национальное развитие.
История послевоенного периода свидетельствует об окончательной победе сторонников фритредерства, однако активная внешнеэкономическая ориентация на мировой рынок вряд ли означает необходимость полного отказа от регулирования внешней деятельности.
Современная система протекционистских мер, направленных на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает различные направления. Среди наиболее часто встречающихся следует назвать:
Таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающие использование покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну или, что встречается реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для облегчения ведения национальными производителями конкуренции с иностранными корпорациями, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие - при импорте сырья и материалов.
Не тарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых или косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мер. Наибольшее распространения получили следующие меры:
Контингентирование - установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике - это список товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства.
Лицензирование - организация, которая желает заняться внешнеэкономической деятельностью должна получить разрешение (лицензию) у правительственных органов. Такая политика дает государству контролировать международные отношения и успешно осуществлять меры по их регулированию. Лицензирование может также использоваться для получения дополнительных материальных средств при выдачи лицензии, то есть она может выступать в качестве разновидности таможенного обложения.
Антидемпинговые правила - закон, который позволяет вводить тарифные барьеры, если отечественные производители столкнулись с продажей иностранных товаров по ценам, которые ниже себестоимости продукции. К примеру такие положения в законе существуют в Соединенных Штатах Америки.
До сих пор мы рассмотрели отдельные прямые ограничения. В отличие от прямых, косвенные ограничения напрямую не связаны с внешней экономической деятельностью:
Налоговая система - строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей национальной продукции.
Транспортный тариф - преимущества имеют экспортеры национальной продукции перед импортерами иностранных товаров.
Закрытие для иностранцев отдельных портов.
Запрет, налагаемый на государственные учреждения при приобретении иностранной продукции если имеются аналогичные продукты отечественного производства,....
Государственное стимулирование экспорта:
Прямые дотации.
Выдача кредита на льготных условиях, льготное налогообложение,...
Добровольное ограничение экспорта. Проводется экспортерами товаров с целью не допущения повышения импортных пошлин в стране-импортере. Такое добровольное ограничение провели производители японских автомобилей на свой экспорт в США.
Протекционизм и мировая торговля товарами и услугами: плюсы и минусы введения импортных пошлин
Из теории сравнительных издержек мы знаем, что при использовании тарифных барьеров снижается совокупное благосостояние нации. Но в реальной жизни очень часто возникают такие ситуации, в которых введение тарифов может оказаться более эффективным, чем экономическая пассивность. Мы рассмотрим некоторые ситуации, в которых весьма спорными оказываются доводы в пользу свободной торговли.
Основной мотив - погоня за дополнительной прибылью
Этот мотив является основным при принятии решения о вводе тарифного барьера. О нем не всегда говорится в открытую, но он является решающим при вводе пошлины. Это связано с тем, что пошлина очень выгодна для внутренних производителей товаров, так как это уменьшает предложение на этот вид товара, тем самым уменьшается конкуренция и внутренние производители могут получать дополнительные прибыли. Это во многом объясняет политическую активность промышленных кругов.
Оптимальный уровень тарифа для одной страны
При рассмотрении теории сравнительных преимуществ мы предполагали, что изменение тарифа не повлечет за собой изменение мировых цен, то есть линия предложения импортного товара - прямая горизонтальная линия, то есть страна "Z" не может влиять на мировые цены - она лишь пассивный участник мировой торговли. Но в реальном мире могут возникнуть такие ситуации, при которых страна "Z" может влиять на мировые цены путем изменения импортных пошлин. Например: США на мировом рынке автомобилей, как импортер, занимает такое положение, которое позволяет ей заставить таких поставщиков автомобилей, как известная японская фирма "TOYOTA" снизить цену автомобилей путем введения импортных пошлин. Такая власть над мировыми ценами называется монопсонией (то есть монополией покупателя). Страна, обладающая монопсонией может установить такие импортные пошлины, при которых совокупное благосостояние нации не только не снизится, но и увеличится. Давайте рассмотрим такую ситуацию на примере США и импорта автомобилей из Японии.
Допустим, что мировая цена автомобиля до введения в США импортных пошлин составляла 10.000$, а вводимый тариф составляет 2% от стоимости автомобиля. Таким образом при введении тарифа цена в США на японские автомобили повысится. Но в то же время японские производители будут вынуждены понизить свои цены на автомобили. Если иностранные производители могут обеспечить производство и поставки в США меньшего количества товара с более низкими предельными издержками, они скорее пойдут на некоторое снижение продажной цены товара в США для того, чтобы не намного сократить продажу своих товаров в США. Это и позволяет Америке получить выигрыш от таможенной пошлины. Попробуем вычислить этот выигрыш. Воспользуемся графиком спроса и предложения на японские автомобиле на американском рынке.
Даже визуально мы видим, что национальный выигрыш больше, чем национальный ущерб от ввода тарифа в несколько раз! Попробуем рассчитать его. В данном случае мы получили увеличение цены автомобиля на внутреннем рынке США на 100$, уменьшение объема продаж на 20 тыс.автомобилей в год, а также снижение цены импорта до 9900$.
Абсолютный выигрыш = W - L, и он равен 7.000.000 $ в год!
Но это еще не оптимальный выигрыш, который мы можем получить при вводе тарифа. Попробуем его рассчитать.
Не трудно доказать, что если линии спроса и предложения импортного товара - прямые, то оптимальный объем импорта определяется по формуле:
, где
Ps - максимальная цена спроса;
Pd - максимальная цена предложения;
Po - цена, которая установилась в результате действия закона спроса и предложения до введения импортных пошлин;
Xo - объем импорта до введения импортных пошлин.
Таким образом наиболее благоприятный объем импорта для США составляет 67 тыс. автомобилей в год. При этом абсолютный выигрыш составляет 84.183.500$ в год!
.
Однако, и такой уровень тарифа не выгоден мировому хозяйству в целом, так как выигрыш США получен только за счет поставщиков товара и составляет часть W, а проигрыш - L+F+W (L теряет страна-импортер, а W+F теряют производители импортируемого товара).
Если США введет такой тарифный барьер, то японцы возможно тоже введут какой-то барьер на пути американских товаров на рынок Японии, после этого может разыграться тарифная война, при которой проиграют обе стороны. Такие войны случались несколько раз в истории мирового хозяйства, к примеру, такая война развязалась между Францией и Италией в конце XIX века. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что даже при вводе оптимального тарифа для одной страны мир в целом проигрывает и очень может быть, что остальной мир сделает ответный шаг.
До сих пор мы рассматривали некоторую абсолютную ситуацию, при которой частные и общественные издержки и выгоды полностью совпадали, но в реальном мире это не так. При отмене этой предпосылки мы получаем мир, который П.Х.Линдерт назвал, субоптимальным. В этом мире индивидуальные и общественные выгоды и издержки могут различаться. Существование подобных различий делает более сложным вывод о степени выигрыша или ущерба от ввода тарифа. Поэтому некоторые ученые подчеркивают, что торговая политика в субоптимальном мире носит агностический характер. Но я согласен с мнением Линдерта о том, что "имея представление об интересующем нас расхождении интересов в отечественной экономики, мы можем по крупицам собрать необходимую дополнительную информацию" и с ее помощью приблизительно рассчитать возможную прибыль или ущерб, причем эту информацию нам прийдется собирать для каждого анализируемого импортируемого товара, что достаточно трудоемко.
Давайте рассмотрим одну из внутренних дисгармоний между индивидуальными и общественными выгодами и издержками: разрыв между частными и общественными издержками создания рабочих мест.
Таможенный барьер, как средство для создания новых рабочих мест и стимулирования общественного производства
Этот довод, наверное, приводится наиболее часто для защиты ввода тарифа. Но давайте разберемся, так ли хорош этот метод и нельзя ли его заменить какими-то другими экономическими способами. Мы будем анализировать страну "Z" и производство, импорт и потребление в ней автомобилей. Допустим, что цена автомобиля составляет 10.000 $ и проанализируем какую выгоду мы получим, если введем тариф в размере 2% к его стоимости. Нарисуем график спроса и предложения на автомобили в стране "Z".
Из этого рисунка мы видим, что потери составляют сумму b (из-за производства с большими издержками того продукта, который может быть куплен за границей по более низкой цене) и d (из-за сокращения потребления автомобилей в стране). В то же время выигрыш от введения тарифа составляет область g - область, которая включает в себя выигрыш от увеличения количества рабочих мест и от увеличения производства автомобилей. Абсолютный выигрыш равен g-b-d и, в основном, он зависит от величины показателей On и Ot.
Могли ли мы каким-либо иным способом получить более лучший результат? Я думаю, что в некоторых случаях, да. Возможно определенное перераспределение доходов государства с тем, что бы какая-то часть пошла на субсидирование автомобильной промышленности. Такое перераспределение возможно сделать многими способами. Вот некоторые из них:
уменьшение налогового бремени или создание определенных льгот с увеличением количества производимых на предприятии автомобилей, если требуется увеличить производство;
уменьшение налогового бремени или создание определенных льгот с увеличением занятых на данном предприятии рабочих, если требуется увеличить занятость в данной отрасли;
увеличение подоходного налога и полученные средства направлять на субсидирование производителей автомобилей,...
Размер субсидии должен быть по крайней мере 200 $ на 1 автомобиль. Таким образом мы получаем такую же общественную выгоду, но часть ущерба - область d утрачивается в следствии того, что цены не будут снижены и потребители не будут терпеть убыток из-за сокращения использования автомобилей. Абсолютный выигрыш равен g-b, что меньше, чем g-b-d.
Почему же тогда такой способ нельзя применять в любых случаях? Это объясняется тем, что не так просто перераспределить доход государства не затронув при этом каких-то других социальных противоречий, ущерб от которых может привысить размер области d.
Давайте проанализируем еще один довод субоптимального мира в пользу протекционизма - проведение тарифная политика для защиты молодых отраслей.
Защита молодых отраслей
Этот аргумент в пользу протекционизма впервые был введен А.Гамильтоном со времени опубликования его книги "Доклад о состоянии обрабатывающей промышленности" в 1791г. Его рекомендациями пользовалась Америка после гражданской войны для защиты текстильной, металлургической. отраслей от развитого английского импорта. Так же его советами воспользовался Ф.Лист в конце XIX века для защиты немецкой обрабатывающей промышленности.
Защита молодых отраслей - довод, который высказывается политиками и ученами-экономистами для оправдания ведения политики протекционизма. Для этого надо сократить импорт и тем самым подтолкнуть молодое производство к развитию. В отличие от оптимального тарифа, который вводится на длительный неопределенный срок и обеспечивает выгоду только одной стране и приносит убытки всему миру в целом, этот тариф вводится на время, пока соответствующая отрасль наберется опыта, будут введены новые технологии, позволяющие снизить издержки производства до мирового уровня и данный товар не станет способным конкурировать с импортным без тарифа. Я думаю, что эта мера протекционизма будет актуальной и в ближайшем будущем, так как все страны развиваются своими темпами и всегда есть возможность уменьшения издержек производства с помощью введения новых технологий только в одной стране. Другие страны будут вынуждены увеличить тарифы и ждать, пока отечественные ученые не придумают такую технологию, при которой издержки производства сравнялись.
Мы рассмотрели положительные черты данного аргумента, но также существуют и отрицательные. Приведем некоторые из них:
существует возможность того, что прибыль производителей от получения тарифа пойдет не на развитие производства для снижения издержек, а на лоббирование законодательных органов с тем, чтобы принятый, как временный тариф, стал вечным;
так как цены на мировом рынке динамичны, то и изменение тарифа тоже должно происходить в соответствии с изменением этих цен, а это не возможно, так как введение тарифа на данный момент сопряжено с некоторой инерцией. Так же в связи с этим на законодательные органы ляжет огромная работа по изменению тарифов, что им скорее всего будет не под силу.
Какой же выход из этой ситуации? Один из путей - субсидирование. Его мы рассмотрели выше. Другой путь - это получение предприятиями государственного или частного кредита под залог будущих прибылей. Этот путь более эффективен, чем введение тарифного барьера, так как при этом достигаются такие же результаты, как и при введении тарифа, но позволяет избежать рассмотренные выше отрицательные стороны тарифа. Но в тоже время кредит надо отдавать и сами производители предпочитают пролоббировать правительство и получить субсидии или, что наиболее выгодно, ввести тариф на производимую ими продукцию. Так поступил наш Горьковский автомобильный завод, которому разрешили отсрочить выплату налогов в государственный бюджет и позже добился того, что были увеличены таможенные пошлины на автомобили иностранного производства. Но пока это нисколько не помогло его возрождению.
Давайте рассмотрим еще один аргумент в пользу тарифного барьера, который всегда, пусть не гласно, но присутствует при вводе любой таможенной пошлины.
Тариф, как статья государственного дохода
Для молодых государств с низким уровнем жизни тариф может оказаться одним из самых главных источников поступления в государственный бюджет (до 60% ). Эти доходы могут быть направлены на мероприятия по развитию образования, на мелиорацию сельскохозяйственных земель, развитие производств, которые в ближайшем будущем принесут реальные доходы, а также на социальные меры, такие, как борьба с голодом,... Также расходы на установку нескольких таможенных постов окажется дешевле, чем налаживание государственного аппарата по налогообложению и обеспечению ее нормальной работы. Аналогично предыдущему аргументу такая политика в будущем принесет пользу всему мировому хозяйству. По моему мнению, такая политика почти не имеет отрицательных сторон, может быть кроме той, что такой доход берется у собственного народа (хотя и наиболее обеспеченной его части).
Мы проанализировали основные экономические аргументы в защиту протекционистской политики в мировой торговле, но наряду с ними существуют и не экономические цели введения тарифного барьера: политические, социальные, военные, и другие. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Стабильность через диверсификацию производства
Если страна Z очень сильно зависит от положения на мировом рынке (например Кувейт зависит от состояния мирового рынка нефти), то изменения на мировом рынке может сильно повлиять на экономику страны. Это может случиться во время каких-то войн, бедствий, крахов,... В этом случае тариф используется для развития собственных отраслей по производству необходимых видов продукции (аналогично рассматриваемой ниже цели - обеспечение обороны.
В некоторых случаях этот пункт оказывает влияние на принятие того, или иного экономического решения.
Основные не экономические цели введения тарифа
Одной из социальных целей, которую учитывают при вводе тарифа, можно считать перераспределение дохода. В данном случае, тариф обеспечивает равенство через защиту какой-либо слабой группы населения за счет уменьшения всего дохода. Но этой же цели можно достичь с помощью изменения фискальной политики.
Обеспечение национальной безопасности - основной военно-стратегический довод. Этот аргумент имеет большую историю и применялся еще во времена меркантилистов. Он довольно часто приводится производителями продукции, у которых основная цель - это получение дополнительных прибылей. В его основе лежит аккумуляция производственных мощностей для их использования в случае каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Для достижения этой же цели может использоваться способ накопления продукции, купленной по низким мировым ценам, в нескольких засекреченных складах-хранилищах. Этот способ особенно полезен, если речь идет о исчерпываемых ресурсах (метал, руда, нефть, газ,...). Это позволит избежать всего того ущерба, который наносится экономики страны вследствие введения тарифа. Но и этот способ имеет свои отрицательные черты:
неизвестно сколько надо запасти товаров, чтобы без волнений пережить чрезвычайную ситуацию, так как неизвестна ее продолжительность;
на содержание этих складов и хранилищ необходимы определенные средства;
практически все накопленные продукты прийдется постепенно заменять и некоторые даже убирать и заменять на более совершенные, что тоже стоит немалых денег;
и последнее - этот прием практически не применим к продуктам питания, которые являются наиболее скоропортящимися и их восстановление стоит огромных средств (хотя в небольших масштабах это применяется (для обеспечения президента, правительства, и др.)).
Таким образом, для получения прироста дохода при упразднение тарифа надо вычислить все статьи расхода, сопряженные с хранением товаров, и сравнить суммарную затраты (первоначальные и ежегодные вложения) с ущербом страны от введения тарифа (области b и d).
Тариф, как защита от демпинговых цен
Иногда корпорации для захвата новых рынков сбыта используют демпинговые цены, то есть временно продают товар по ценам, ниже себестоимости продукции. Это происходит за счет повышения цен на уже монополизированных рынках. Что бы этого не произошло в американском законодательстве предусмотрен специальный пункт, по которому отечественные производители могут потребовать от правительства введения пошлин при появлении демпинга. Но так ли просто различить демпинговые цены от простого производства с более низкими издержками?
При использовании демпинговых цен потребитель данной продукции выигрывает в краткосрочном плане.
В заключении я хотел бы сказать, основываясь на всем выше сказанном, что политика протекционизма реально обоснована в случае оптимального тарифа и, частично, в случае диверсификации производства.
Протекционизм и миграция капитала
В настоящее время миграция капитала является определяющей по сравнению с движением товаров, причем осуществляют ее как отдельные фирмы и корпорации, так и правительства государств. Что же такое миграция капитала, каковы ее последствия и можно ли с помощью политики протекционизма уберечься от ее негативного влияния? Эти и некоторые другие вопросы мы рассмотрим в данной главе.
На рубеже XIX-XX веков в связи, с появлением крупных монополий, начал изменятся и характер мирового рынка, появился так называемый вывоз капитала. Этот процесс характеризуется пассивной ролью стран-импортеров капитала, что связано с их зависимостью от стран-экспортеров. Капиталопринимающая страна в этом случае становится "аграрно-сырьевым придатком" страны-передатчика. Но во второй половине XX века ситуация коренным образом изменилась: движение капитала между странами является результатом не столько навязывания этого процесса одной стороной другой сторон, сколько результатом соглашения стран-участниц. Поэтому появляется новый термин - миграция капитала, который подразумевает не только экспорт капитала из одной страны в другую, но и импорт. Что же является причиной миграции капитала? К.Маркс писал об этом следующее: "Если капитал вывозится за границу, то это происходит не потому, что он абсолютно не мог найти применения внутри страны. Это происходит потому, что за границей он может быть помещен при более высокой норме прибыли", но я думаю дело не только в этом. Другие выгоды, которые получает капиталист при миграции капитала мы рассмотрим в разделе "цели фирмы, которая осуществляет миграцию".
На данный момент существуют два основных направления движения капитала:
из развитых стран в отсталые - вывоз капитала, в таких странах уровень прибыли выше, чем в более развитых, что объясняется следующими причинами:
- более низкое стоимостное строение капитала;
- недостаток собственных капиталов;
- низкая цена земли;
- дешевый труд.
движение капитала между развитыми капиталистическими странами - миграция капитала; одной из главных целей этого процесса является проникновение на рынок других промышленно-развитых стран.
Соотношение между двумя направлениями вывоза капитала в течении XX века существенно менялось. В начале века в экономически слаборазвитые страны направлялось до 80 % всего мигрируемого капитала. На сегодняшний день миграция капитала между развитыми странами составляет 70 % - 80 %. При чем растет не только доля миграции, по сравнению с обыкновенным вывозом капитала, но и объем миграции. Поэтому очень часто заграничные капиталовложения называют "второй экономикой", то есть кредиты становятся одним из главных пунктов государственного бюджета капиталистических стран.
Существуют различные методы перемещения производительного капитала. Ниже представлены некоторые из них:
создание за рубежом отделений и филиалов корпораций;
создание за рубежом дочерних предприятий корпораций;
создание совместных предприятий (СП);
покупка корпорациями за рубежом акций местных компаний.
Каждый представленный метод имеет свои особенности, но в данной работе я бы хотел побольше остановится на влиянии экспорта и импорта капитала на состояние самой фирмы, экономику стран и мировую экономику в целом, а также на влияние тарифов при движении капитала.
Цели фирмы, которая осуществляет движение капитала
В этом разделе мы рассмотрим основные выгоды, которые получит фирма, перемещающая капитал. Как уже было сказано, в некоторых случаях монополия получает дополнительную прибыль за счет того, что она вывозит капитал в страну с более высокой нормой процента.
Инвестор, осуществляющий миграцию капитала получает определенный контроль над деятельностью зарубежного предприятия. Если фирма хочет существенно закрепиться на новом рынке, то она должна обладать существенным преимуществом, потому что при нормальных условиях она не сможет вытеснить отечественную фирму, так как последняя обладает "генетическим" преимуществом, как называет это Линдерт, то есть лучше понимают отечественных потребителей, их привычки и требования. Так же управление предприятием на расстоянии требует определенных затрат на связь, и реакция на местные события более заторможенная. Преимуществом зарубежной фирмы может служить какая-то новая технология, своя, более совершенная система управления, а так же доступ к крупным материальным средствам главной компании.
Еще одна возможная причина, по которой фирма будет осуществлять инвестирование заключается в том, что для минимизации риска компания будет максимально диверсифицировать свои активы, с тем, чтобы при возникновении каких-либо колебаний экономики отдельных стран не возникло колебание всей системы компании. Такая политика фирмы обеспечивает минимальный риск со средней прибылью.
Если в стране-импортере налоговые ставки ниже, чем в стране-экспортере, то капитал перемещается для создания дочерней фирмы, у которой процент прибыли будет выше, чем в стране главной компании. Другой способ избежания налога - использование трансфертных цен - центральная фирма продает какие-то товары дочерней фирме по заниженным ценам, то есть осуществляется перевод прибыли из страны с высоким подоходным налогом в страну с низким, где она и объявляется в декларации о доходах, а центральная фирма, наоборот, объявляет о небольшой прибыли. В результате такой операции очевидно сокращение уплачиваемого налога и увеличение чистой прибыли.
Мы описали наиболее влиятельные цели, но существует и другие, менее важные причины передвижения капитала.
Влияние миграции капитала на страну-экпортера капитала
Для экспортера капитала его вывоз заграницу прежде всего означает увеличение его роста. Это объясняется тем, что в основном прибыльнее оказываются заграничные инвестиции по сравнению с прибылью внутри страны. По моему мнению это происходит потому, что за рубежом поле деятельности обширнее и легче найти такие ниши, в которых норма прибыли выше, чем в стране-экспортере.
Вывоз капитала помогает экспортеру ускорить и повысить эффективность проникновения товаров страны-экспортера на новые рынки. При предоставлении международного займа страна-кредитор может поставить условие расходование части займа на закупку товаров страны-кредитора. Также возможна постановка таких условий, при которых страна-дебитор обязуется предоставлять определенные таможенные льготы, что также увеличивает прибыль страны-экспортера капитала.
Вместе с этими положительными факторами влияния можно отметить и отрицательный, а именно замедление темпов развития страны-экспортера. Это объясняется тем, что экспорт капитала отвлекает его от вложения в национальное производство, тем самым замедляя темпы экономического развития страны-кредитора.
Таким образом экспорт капитала имеет как положительные, так и отрицательные стороны, и кредитная политика государства должна зависеть от конкретной обстановки в стране, ее экономического развития и развития капитала внутри.
Влияние миграции капитала на страну-импортера капитала
При миграции капитала между странами участвуют две страны, и влияние оказывается на обе стороны. Мы уже рассмотрели влияние на страну-кредитора, давайте проанализируем последствия движения капитала на второе государство - страну-дебитора.
Во первых - это ускорение темпов развития, в особенности это отражается на экономически-отсталых странах. Вывоз капитала означает вывоз за границу капиталистических производственных отношений. Разрушаются традиционные, устаревшие формы хозяйства, формируются рыночные отношения и товарное производство.
В процессе становления капиталистических производственных отношений рост производства идет диспропорционально, капитал ориентируется в основном на экспорт сырья в интересах иностранных компаний. То есть в результате получается однобокость развития, которая не способствует развитию всей экономике страны. Но в тоже время импортная политика развивающихся стран по мере развития отечественной экономики, все больше ориентируется на индустриализацию, получение передовой техники и технологии, обучение иностранными специалистами отечественных специалистов и рабочих.
Перераспределение национального дохода в пользу капитало-экспортирующей страны. Так как капитал мигрировал из-за границы, то и прибыль в основном уходит за пределы национальных границ. Но в тоже время капиталист может продолжать развивать производство в данной стране, так как это более прибыльно, чем вкладывать деньги в свою экономику, то есть прибыль скорее всего не уйдет за границу, пока в данной стране неразвитая экономика.
Финансовые отношения на основе миграции капитала вызывают рост дефицитов платежных балансов и увеличение внешнего долга развивающихся стран.
Ввезенный капитал в капиталистическую страну вызывает перераздел рынка, который отрицательно скажется на отечественных производителях.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод аналогичный сделанному в предыдущем разделе: тому, о том, что политика государства в отношении импорта капитала должна зависеть от конкретной обстановки в стране. В то же время фирма или корпорация, осуществляющая движение почти всегда сможет обойти преграды, поставленные государствами на пути миграции капитала.
Влияние миграции капитала на мировое хозяйство
Давайте более подробно остановимся на роли миграции капитала для мировой экономики, а также роли тарифных барьеров на ввоз или вывоз капитала.
На рисунке 2.1 показаны последствия свободного, частичного и нулевого кредита на каждую страну и мир в целом (рассматривается две страны - Y и Z, в одной из которых существует излишек капитала (низкая процентная ставка), а в другой - излишек внутренних резервов (более высокий уровень процента). Для начала возьмем первую ситуацию - полное отсутствие международного кредита. В этом случае процентная ставка в стране Y будет составлять 2 % - точка А на графике, то есть существует нехватка внутренних ресурсов, а в стране Z, наоборот, - высокая ставка процента (8 % - точка B) и избыток внутренних ресурсов. Заштрихованные области - суммарный мировой продукт.
Теперь давайте рассмотрим другую ситуацию - ситуацию свободного перемещения капитала из одной страны в другую. Частный капитал страны Y будет вкладываться в предприятия страны Z. Будут установлены равные нормы процента в обеих странах (5 %). На графике 2.2 мы видим, что произошло увеличение производимого продукта на величину области ABC. Выгоды, полученные в мире распределяются между двумя странами следующим образом: область FBC на графике идет стране Z, так как ее производственный капитал расширился от точки В до точки С; а область FAC достается стране Y вследствие увеличения процента по ставкам от 2 % до 5 %.
Но в действительности никогда не бывает идеальных ситуаций, то есть всегда существует определенный барьер на пути движения капитала. Давайте рассмотрим этот, наиболее приближенный к реальным условиям случай. Пусть страна Y ввела тариф в размере 3 % на сумму экспортируемого капитала, тем самым она уменьшила процентную ставку в своем государстве (сделала избыток капитала), увеличила доход на капитал в стране Z (недостаток капитала) и уменьшила мировой продукт на область CDE. Но в тоже время получив определенные выгоды - область GDEH в качестве таможенных сборов на экспортируемый капитал. В целом страна Y получила выгоду от ввода тарифа:
Выгода = GDIF - ICE
Но данную сумму страна получит только в том случае, когда государство-импортер не предпримет ответных мер (более подробно это рассмотрено в главе 4), ведь и она в таким же образом может ввести тариф и получить область GDEH.
Страна, принимающая или дающая кредит может установить определенный тариф на экспорт или импорт частного капитала. Это будет приносить стране определенные прибыли, но в то же время будет увеличиваться количество предпринимателей, которые будут различными методами обходить этот барьер. Самый распространенный способ - применение не рыночных цен в товарных отношениях между участниками кредитной операции. Между заемщиком и кредитором очень часто существуют не только денежные отношения, но и отношения купли-продажи товаров. Кредитор может продавать товар по завышенным ценам или покупать у кредитора по заниженным, тем самым получая определенный кредит.
Основываясь на этом П.Х.Линдерт считает, что контрабандисты - "почти герои, возвращающие экономику к состоянию свободного действия рыночных цен". Эта шутка применима и при контрабандной переправе товаров через границу.
Протекционизм и миграция населения
Движение населения является важной и не отъемленной частью нашей жизни. И, очевидно, что при этом кто-то выигрывает или проигрывает, если проигрывает, то как этого избежать?. Выигрывает ли весь мир в целом при данном процессе? В данной главе я как раз хочу немного осветить эти проблемы.
Трудность рассмотрения данных проблем заключается в том, что основой миграции населения являются не только какие-то экономические мотивы, но и психологические, социальные,... предпосылки, которые удерживают или, наоборот, подталкивают к миграции. Учет всех этих факторов невозможен, а значит невозможна и точная оценка выигрыша или убытка той или иной стороны, поэтому я в данной главе рассмотрю упрощенную ситуацию в движении населения между двумя странами (традиционно - Y и Z).
Последствия миграции населения на страны можно подразделить на "сиюминутные" и "долгосрочные". Давайте сначала рассмотрим сиюминутное влияние.
Как я уже сказал, мы будем рассматривать две страны, причем одна из них (пусть Y - развитая страна, в которой стоимость рабочей силы высокая, а Z - государство, в котором заработная плата не высокая). В начале рассмотрим систему, при которой миграции нет (запрещена законами обоих государств и предпринимаются решительные меры для ее пресечения), тогда средняя зарплата в стране Y будет составлять 1000 $ в год, а в Z - 9000 $ в год. начертим графики спроса и предложения рабочей силы для обоих стран.
Теперь давайте проанализируем другую ситуацию - ни в одной стране не существует каких-либо юридических преград для свободного въезда и выезда. Но в то же время часть населения страны Z по каким-то своим личным мотивам или в силу недостаточной информированности не сможет или не захочет уезжать в страну, пусть даже с более высокой зарплатой (например, в силу своих патриотических чувств). Допустим, что потенциальными эмигрантами являются 20 миллионов рабочих страны Z. В связи с этим, естественно, изменятся кривые предложения рабочей силы. Эта ситуация показана на рисунке 3.2.
Давайте посмотрим, кто и сколько потерял и выиграл на такой миграции. Выиграли:
предприниматели страны-импортера, вследствие снижения заработной платы внутри страны - область a и b.
очевидно, что выиграют сами эмигранты - области d и e, так как повысится их заработная плата;
не останутся в убытке и оставшиеся рабочие страны-экспортера, так как повысится конкуренция на рабочую силу - область c;
Проиграют:
рабочие в стране Y - у них уменьшится заработная плата, так как увеличится предложение рабочей силы - область a;
проиграют предприниматели страны Z, так как вследствие уменьшения предложения рабочей силы увеличится ее цена - область с и d.
В результате всего этого можно сделать вывод, что страна Y выигрывает область b, а Z - проигрывает область d. Выигрывают эмигранты, площадь областей d и e. Таким образом в целом мир выигрывает области b и e.
До сих пор мы рассматривали только те выгоды и проигрыши, которые получают отдельные группы лиц стран, участвующих в процессе миграции. Но если рассматривать те последствия, которые проявятся только в будущем, то мы намного расширим круг последствий миграции на страны. Одним из таких долгосрочных последствий является сбор налогов.
При движении населения из страны Z, фискальные сборы в ней, естественно, уменьшаться. Тогда как в стране Y, наоборот, - увеличатся. Казалось бы, при уменьшении населения уменьшается потребление общественных благ и услуг, которые потреблялись эмигрантами, то есть государство в итоге ничего не теряет. Но это не так. Существуют такие блага и услуги государства, которые напрямую не зависят от количества жителей страны (например, содержание правительства и президентского аппарата), то есть получается, что для оставшихся жителей страны эти услуги становятся дороже, то есть страна Z, помимо области d, теряет дополнительные средства при эмиграции. В тоже время другое государство приобретает эти же средства.
Другой аспект миграции населения состоит в том, эмигранты в основном являются людьми трудового возраста, то есть государство уже заплатило за их образование и теперь ждет их отдачи, но этого не происходит. Что бы избежать потерь, связанных с этим некоторые экономисты во главе с Джагдишом Бхагвати предлагают ввести определенный налог, который будет взиматься с уезжающих из страны в счет того, что им было дано образования и другие услуги. Частный случай такого налога составляет налог на "утечку умов". Одновременно с этим государство Y для привлечения высококвалифицированных специалистов может ввести денежную компенсацию этого и других налогов. Таким образом страна Z берет часть утраченного у страны Y.
Перенаселенность также является одной из главнейших последствий миграции, и ее нужно учитывать при принятии решений, связанных с ограничением или поощрением миграции.
Во время передвижения людей из одной страны в другую могут происходить различные социальные трения. Это происходит из-за того, что приезжие не знают или не признают определенные традиции, которые веками складывались в стране-приемнике.
Последние два аспекта миграции резко проявляются при большом наплыве иммигрирующих иностранцев. Поэтому если проводить политику постепенности и избирательности, то эти две проблемы практически будут незаметны для страны-импортера.
Делая вывод из всего выше сказанного можно выявить следующие моменты в процессе миграции населения: во-первых надо сказать, что мировое общество в целом выигрывает, проигрывает лишь страна-экспортер, что объясняется прежде всего потерями работодателей при повышении ставки заработной платы. Значит эмиграционную политику страны Z надо строить таким образом, чтобы не стать на позицию полного запрещения эмиграции (что наверное невозможно, и это очень резко проявляется сейчас на Кубе), но и не терять на этом значительные суммы, то есть я поддерживаю точку зрения Линдерта о том, что налог на "утечку умов" поможет некоторым образом стране Z. Частный случай страны Z сейчас является Россия, и я думаю это можно исправить именно с помощью такого налога.
Нужен ли протекционизм в современных условиях
Проанализировав основные методы и мотивы протекционистских мер мы можем сказать, что на сегодня не все тарифы можно рассмотреть с точки зрения эффективных мер для экономики, в частности для российской экономики. С чем это связано? Я думаю, что существуют сильные лобби в исполнительных и законодательных органах, которые с помощью высоких пошлин зарабатывает огромные деньги. Может быть, если бы в России были бы отменены все таможенные барьеры на миграцию товаров, возникла бы миграция капитала, тем самым бы многие предприятия, с помощью иностранных частных инвестиций самостоятельно, без государственной поддержки, смогли бы встать на ноги. Но некоторые предприятия, с устаревшей техникой, ненужной продукции пришлось бы закрыть, но в то же время осуществлялась бы организация новых, более современных предприятий, основанных на иностранных вложениях, которым потребовалось рабочая сила. Часть рабочей силы могла бы выехать в страны с более высоким заработком. Решилась бы проблема безработицы, экономическая ситуация в нашей стране нормализовалась.
Может быть это слишком оптимистический прогноз, который требует более детальной проработки и точных математических расчетов, но очевидно, что отмена большей части барьеров помогла бы более быстро создать стабильную экономическую систему. Макконнелл и Брю в своем Экономиксе высказали такое мнение, основанное на фактах, что плохо развитые страны, которые использовали в своей внешней политики протекционистские меры, развивались гораздо медленнее тех, которые использовали для своего развития иностранные капиталы. Увы, сегоднейшее правительство России делает обратные шаги, в прошлое, возвращая устаревшие принципы меркантилистов.
Список используемой литературы
1. История экономических учений. Под ред. В.А.Жамин и Е.Г.Василевский. М.1989.
2. П.Х.Линдерт Экономика мирохозяйственных связей. М.1992.
3. Б.Н.Габричидзе, В.Е.Зобов Таможенная служба в Российской Федерации. М.1993.
4. Д. Грейсон младший, К. О'Делл Американский менеджмент на пороге XXI века. М.1991.
5. К.Р.Макконнелл, С.Л.Брю Экономикс. М.1992
6. Г.Н.Власов, В.М.Колтунов Курс лекций: Основы рыночной экономики. вып. 4. Н.Новгород, 1993.
7. М.А.Ананьев "Невидимый экспорт" и международные отношения. М.1971.
8. Экономика и бизнес. Под ред. В.Д.Камаева. М.1993.
9. Э.Д.Долан, Д.Линсдей Микроэкономика. Санкт-Петербург.1994.
10. К.Маркс, Ф.Энгельс, Сочинения
Описание предмета: «Политэкономия»Политэкономия - составная часть экономической теории. Классическая ПЭ возникла в связи с проникновением
капитала в сферу производства. Классическая ПЭ была господствующей школой во 2 пол.18- нач.19 в. Первые
представители этой школы - физиократы (природа и власть). Родоначальник Франсуа Кенэ, которые источником
богатства считали производство, но лишь с/х. Главная их заслуга - первая попытка провести анализ общественного
воспроизводства.
Литература - Россия: Интеграция в мировую экономику. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 432 с.
- В.М. Кудров. Россия и мир. Экономика России в мировом контексте. – СПб.: Алетейя, ГУ ВШЭ, 2010. – 576 с.
- В.Д. Андрианов. Россия в мировой экономике. Учебник для ВУЗов. – М.: Владос, 1999. – 296 с.
- А.П. Кузякин, М.А. Семичев. Реклама и PR в мировой экономике. Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2002. – 320 с.
- В.М. Кудров. Россия и мир. Экономика России в мировом контексте. – СПб.: Алетейя, ГУ ВШЭ, 2010. – 576 с.
- Проблема окружающей среды в мировой экономике и международных отношениях. – М.: Мысль, 1976. – 359 с.
- Что есть что в мировой экономике. – М.: Высшая школа экономики, 2012. – 328 с.
- О.В. Галайда. Образовательные услуги в мировой экономике. – Воронеж: Научная Книга, 2008. – 184 с.
- Н.В. Лукьянович. Морской транспорт в мировой экономике. – М.: Моркнига, 2009. – 168 с.
- Пьетра Риволи. Путешествие футболки в мировой экономике. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2006. – 336 с.
- Ю.В. Кучеренко. Телекоммуникационные рынки в мировой экономике и перспективы их развития в России. – Воронеж: Научная Книга, 2006. – 192 с.
- В.В. Дущенко. Равновесие в мировой экономике. – Воронеж: Научная Книга, 2006. – 246 с.
- В.С. Загашвили. Экономические интересы России в условиях глобализации. – М.: Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Магистр, 2010. – 432 с.
- Анастасия Буркова. Инвестиционный банкинг в мировой экономике. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 204 с.
- С.А. Андрюшин, В.В. Кузнецова. Центральные банки в мировой экономике. Учебное пособие. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2012. – 320 с.
- В.И. Тихий, О.В. Корева. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: РИОР,Инфра-М, 2017. – 260 с.
- Стародубцева Е.Б. , Сидоренко Т.В. , Дмитриева А.Б. , Абанина И.Н. , Чувахина Л.Г. Интеграционные процессы в мировой экономике. Основные направления, тенденции развития. – М.: Русайнс, 2018. – 184 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|