Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Экономическая политика в 1999 году и перспективы 2000 года

История экономики

Экономическая политика в 1999 году и перспективы 2000 года

1. Российская экономика в конце 1998 года и перспективы экономической политики

Финансовый кризис, резкое обострение которого произошло летом 1998 года, был вызван рядом серьезных фундаментальных факторов, определяющих слабость российской экономики. Среди них, в первую очередь, выделяются бюджетные проблемы, заключающиеся в неспособности российской власти в 1992 - 1998 годах привести расходы государства в соответствие с его доходами, и, как следствие, в большом бюджетном дефиците и быстром увеличении государственного долга. Важным фактором стало ухудшение состояния платежного баланса, вызванное увеличением расходов государства и частных заемщиков на платежи по внешнему долгу и ухудшением условий внешней торговли России. Проблемы, связанные с уязвимостью, слабостью российской банковской системы также сыграли значительную роль в развитии финансового кризиса. Разумеется, заметным фактором, определившим сроки и форму выражения кризиса в России, сыграло развертывание мирового финансового кризиса, а также ряд ошибок в экономической политике, допущенных в 1997 - 1998 годах.

События августа 1998 года явились определяющими для развития экономики России в 1999 году. Снижение доверия как внешних, так и внутренних инвесторов к политике российских властей обозначили перспективу не только утраты большинства источников финансирования дефицита государственного бюджета, но и усиления процесса бегства капиталов из страны.

Прокоммунистическое правительство, возглавляемое Е.Примаковым, пришедшее к власти в сентябре 1998 года, вызвало ожидания серьезных изменений макроэкономической политики. Популистский курс, проводимый властями после августовского кризиса, привел к серьезному ослаблению денежной политики. Причем, если сразу после кризиса наращивание денежного предложения происходило на фоне снижающиеся темпов инфляции и не сопровождалось заметным снижением валютного курса, то к концу года началось заметное ускорение инфляции и увеличение темпов падения рубля.

Однако правительство Е.Примакова проявило необходимую осторожность и, несмотря на давление коммунистов, обеспечило не только принятие, но и реализацию жесткого бюджета на 1999 год при проведении сдержанной денежной политики. Проводимая политика явила собой смесь прокоммунистической риторики и "прагматического либерализма".

Представляется возможным выделить следующие основные факторы, позволившие предотвратить развитие событий по инфляционному варианту вопреки достаточно ясным намерениям правительства. Во-первых, важную роль сыграли средства массовой информации, предоставившие трибуну для широкой дискуссии по поводу последствий предлагавшихся мер, ограничив, таким образом, предвыборный популизм депутатского корпуса. Во-вторых, сказалось изменение соотношения сил различных групп интересов. Резкое ослабление влияния "олигархов", связанных с банковским и энергетическим сектором, при усилении позиций импортозамещающих производств. Региональный бизнес, прежде всего ориентированный на реальный сектор и региональный рынок, пострадал от кризиса в значительно меньшей мере, чем структуры, ориентированные на общероссийские ФПГ.

В результате развитие событий в 1999 году пошло по сценарию, сильно отличающемуся от рассмотренных нами, и итоговые результаты прошедшего года оказались более благоприятными, чем можно было предположить:

Во-первых, в 1999 году Правительство и Центральный банк РФ перестали подавать сигналы о возможных послаблениях в налоговой политике и, наоборот, начала проводиться политика, направленная на повышение собираемости налогов.

Во-вторых, денежно-кредитная политика Центрального банка РФ в 1999 году оказалась весьма сдержанной. Финансовая политика, осуществлявшаяся в ноябре-декабре, и интервенции на валютном рынке, позволили уже в начале года снизить темпы инфляции и стабилизировать рубль.

В-третьих, уже с осени 1998 года в экономике России стало заметно оживление: после девальвации рубля, которая вывела значение реального курса рубля на уровень 1994 года, и улучшения конъюнктуры мировых сырьевых рынков начался рост производства в отраслях экспортной ориентации и импортозамещающих отраслях. В результате вместо предполагавшегося падения реального ВВП наблюдался его рост в размере 3%.

Главным результатом деятельности правительств Е.Примакова, С.Степашина и В.Путина в 1999 году стало обретение страной бюджетного равновесия. Впервые за 10 лет появился и был реализован бюджет с первичным профицитом. По своей значимости этот шаг сопоставим с достижением рыночного равновесия при Е.Гайдаре (благодаря либерализации цен) и обретением ответственной денежной политики при А.Чубайсе. Наконец были обеспечены основные компоненты макроэкономической стабильности - жесткая денежная политика и сбалансированный бюджет. Именно с этим макроэкономическим результатом деятельности левого кабинета связана быстрая стабилизация основных финансовых параметров и улучшение ситуации в реальном секторе народного хозяйства. Ниже мы подробнее рассмотрим основные причины и факторы подобного развития событий.

2. Платежный баланс, денежно-кредитная политика и реальный курс рубля

На протяжении практически всего периода после либерализации цен в 1992 году вплоть до августовского кризиса 1998 года происходило укрепление рубля в реальном выражении. В целом с 1 января 1992 года по 17 августа 1998 года реальный курс рубля увеличился в 19,65 раз (см. рисунок 1).

Рисунок 1.

Либерализация внешней торговли, открытие российской экономики, позволившие в первые месяцы рыночных реформ наполнить рынок потребительских товаров, а российским экспортерам - расширить сбыт продукции на внешнем рынке способствовали сближению внутренних и мировых цен на аналогичные виды товаров. Рост реального курса рубля в 1992-1997 годах, повышение покупательной способности населения, стимулировали приток импортных товаров, качество которых превосходило качество отечественной продукции. С другой стороны, рост выраженных в долларах издержек производства понижал прибыльность экспортных операций. Многие российские производители оказались не готовы к усилению конкуренции, в условиях, когда преимущества низких цен или низких издержек перестали играть главную роль.

В августе - сентябре 1998 года российская экономика испытала шок четырехкратной девальвации рубля. Обычно после столь серьезного валютного кризиса происходит достаточно быстрое повышение реального курса национальной валюты за счет увеличения сальдо торгового баланса. Однако в России в течение всего 1999 года уровень реального обменного курса рубля был, примерно, в два раза ниже уровня первой половины 1998 года.

Такая динамика реального курса во многом объясняется тем, что финансирование операций по обслуживанию и погашению внешнего долга осуществлялось в основном за прямых кредитов Центрального банка Министерству финансов РФ и покупки валюты на рынке, что вызывало постоянное в течение 1999 года давление на номинальный курс рубля в сторону его понижения, хотя и усиливало инфляционные процессы.

Платежный баланс России в 1999 году. Рассмотрение платежного баланса России показывает, что его ключевые показатели в 1999 году претерпели существенные изменения по сравнению с предыдущими годами. Так, несмотря на устойчивую отрицательную величину сальдо доходов по капитальным операциям, сальдо платежного баланса по текущим операциям оставалось устойчиво положительным - в I-III кварталах 1999 года величина текущего сальдо почти всегда превышала 5 млрд. долл., а в IV квартале 1998 года сальдо платежного баланса по текущим операциям превысило 6 млрд. долл., что является абсолютным рекордом за все время составления платежного баланса России. Такое положение было обусловлено ростом положительного сальдо торгового баланса, которое находилось на уровне 6,5-9 млрд. долл. в квартал. Причем величина торгового сальдо была получена за счет снижения объемов импорта в Россию, т.к. квартальная величина экспорта достигла среднего уровня 1998 года (18 млрд. долл.) только в третьем квартале 1999 года.

Следует отметить, что рост экспорта в IV квартале 1998 года был обусловлен, прежде всего, его возросшей эффективностью в результате девальвации, которая по инерции продолжала оказывать положительное влияние на торговое сальдо (падение импорта) и в первом квартале 1999 года. Во втором квартале наблюдалось некоторое укрепление реального курса рубля, что повлекло за собой увеличение объемов импорта. Это фактор, несмотря на рост экспорта вследствие начавшегося роста мировых цен на нефть, по нашему мнению, явился причиной падения величины торгового сальдо во втором квартале. Начиная с третьего квартала, торговое сальдо стало, как и прежде, определяться динамикой мировых цен на нефть и цветные металлы. Из рисунка хорошо видно, что значительный рост цен на нефть привел к росту положительного сальдо торгового баланса в III квартале 1999 года.

Рисунок 2. Торговый баланс РФ и мировые цены на нефть

Источник: ЦБ РФ, International Financial Statistics

Денежная и курсовая политика. На фоне описанной динамики номинального курса рубля в 1999 г. Центральным банком РФ проводилась достаточно жесткая денежная политика. Несмотря на значительные рублевые интервенции на валютном рынке, ЦБ ограничивал рост денежных агрегатов за счет низких темпов роста чистых внутренних активов. В противном случае (при экспансионистской денежной политике) вряд ли можно было бы ожидать относительно стабильного реального курса рубля: при повышении темпов инфляции за счет экспансии внутреннего кредита номинальное падение рубля, по-видимому, обгоняло бы рост цен. Таким образом, наряду с девальвацией рубля, характер проводимой Центральным банком РФ денежно-кредитной политики стал вторым важным фактором, определившим сценарий развития российской экономики в 1999 году.

Темпы прироста индекса потребительских цен снижались на протяжении всего периода (см. рисунок 3). По итогам 1999 года индекс потребительских цен вырос на 36,7%, что соответствует его среднемесячному приросту на 2,64%. Индекс цен на продовольственные товары увеличился на 35,9%, на непродовольственные товары - на 39,2%, на услуги - на 34,0%.

Рисунок 3.

Источник: Госкомстат РФ.

Анализ курсовой политики Правительства и Центрального банка России, в 1999 г. требует учета следующих факторов.

Во-первых, скачок темпов роста потребительских цен осенью 1998 г. и последующее повышение уровня инфляции в конце 1998 г. - начале 1999 г. вновь повысили актуальность антиинфляционных мер Правительства. Низкий темп обесценения курса рубля на валютном рынке выступал в данном случае в качестве необходимого, однако, не достаточного условия сдерживания темпов инфляции.

Во-вторых, задача осуществления крупных выплат по государственному внешнему долгу в 1999 - 2000 гг. определила необходимость поддерживания объема золотовалютных резервов ЦБ на достаточном уровне.

В-третьих, с одной стороны, отсутствие на российских финансовых рынках достаточного объема привлекательных рублевых инструментов определило, повышенный спрос коммерческих банков на твердую валюту. С другой стороны, наличие механизмов, сдерживающих вложения банков в валюту (например, повышение размера отчислений в фонд обязательного резервирования по депозитам в валюте и наличие лимитов на открытую валютную позицию коммерческих банков), привели к накоплению весьма значительных объемов рублевых средств в виде остатков коммерческих банков на корреспондентских счетах в ЦБ РФ.

В-четвертых, большое число политических событий, пришедшихся на 1999 г., определило высокую спекулятивную активность игроков на валютном рынке. В течение двух смен кабинетов министров, а также в преддверии выборов в Государственную Думу 1999 г., на валютном рынке наблюдалась повышенная волатильность котировок на фоне увеличившегося объема торгов.

Рисунок 4.

Показательным является соотношение двух денежных мультипликаторов, рассчитанных по разным базам: отношение М2 к узкой денежной базе и отношение М2 к широкой денежной базе (резервным деньгам, см. рисунок 5). Если до августовского кризиса 1998 года динамика двух показателей была одинакова, то с января 1999 года их движение стало направлено в противоположные стороны: мультипликатор узкой денежной базы растет, тогда как мультипликатор широкой денежной базы - продолжает снижаться. Данное различие объясняется, в первую очередь, увеличением разницы между узкой и широкой денежными базами, т.е. суммы неиспользуемых резервов коммерческих банков (остатков на корреспондентских счетах в ЦБ РФ) и средств, размещенных ими в ЦБ РФ. Таким образом, рассмотрение динамики широкой денежной базы показывает, что деньги остаются внутри банковской системы, создавая угрозу атаки на курс национальной валюты при малейшем росте неопределенности и рисков, но не идут в реальный сектор экономики. Отношение российских коммерческих банков к реальному сектору не изменилось, несмотря на очевидный рост производства и повышение рентабельности предприятий. В экономике сохраняется жесткое рационирование кредита, и в отсутствии финансовых рынков важной сферой деятельности коммерческих банков стало кредитование государства на всех уровнях власти.

Рисунок 5.

В целом за 1999 год узкая денежная база увеличилась на 48,3% (с 207,3 до 307,5 млрд. рублей), широкая денежная база - на 66,8%, с 263,7 до 439,7 млрд. рублей. Расширение депозитных операций и рост остатков на корреспондентских счетах привели к изменению структуры денежной базы.

Рост более других денежных агрегатов в 1999 году происходил более медленными темпами. Так, денежная масса М1 увеличилась на 53,7% (в реальном выражении -на 12,4%), денежная масса М2 - на 57,2% (рост на 15,0% в реальном выражении), широкие деньги - на 56,7% (рост на 14,6% в реальном выражении). С учетом падения реальной денежной массы в январе 1999 года, рост спроса на деньги (по агрегату М2) за год достигает 25,8%. С учетом отставания дефлятора ВВП от индекса потребительских цен, уровень монетизации ВВП в 1999 году, по предварительным оценкам, достигает 14,63%, что является наивысшим показателем со времени либерализации цен.

Таким образом, следствием высокого спроса на валюту со сторону Министерства финансов при ограничительной денежной политике, проводимой Центральным банком РФ, стал весьма незначительный рост реального курса рубля в 1999 году. Последствия такой политики реального валютного курса для российской экономики представляются неоднозначными, особенно, при разделении краткосрочных и долгосрочных эффектов девальвации. Анализ теоретических построений, касающихся влияния реального курса национальной валюты на экономический рост, наложенный на характер развития российской экономики в сентябре 1998 - декабре 1999 годов, позволяет выделить ряд как положительных, так и отрицательных последствий девальвации, а также ограничений, препятствующих реализации долгосрочных выгод от обесценения рубля.

3.Тенденции в реальном секторе экономики

Оживление в производстве: экспортно-ориентированные отрасли и импортозамещение. Отличительной особенностью российской экономики 1999 года является быстрый рост производства. Прирост валового выпуска промышленности в 1999 году достиг максимального за десятилетний период уровня и составил 8,1%. В 1999 году выпуск промышленной продукции на 2,5% превысил уровень благополучного 1997 года, когда впервые с начала реформ наблюдалось оживление, и индекс промышленного роста составил 102,0%. По сравнению с 1998 годом прирост ВВП составил 3,2%. Однако даже при таких высоких темпах развития в 1999 году не были полностью преодолены последствия спада в экономике, обусловленного кризисом на мировом и внутреннем финансовом рынках в октябре 1997 - августе 1998 годов. Сопоставление основных индикаторов социально-экономического развития за последние два года показывает, что экономика не вышла на докризисный уровень. Реальный ВВП в 1999 году составил 98,1% от уровня 1997 года.

Анализ структурных сдвигов в реальном секторе показывает, что в период 1992-1998 годов спад в отраслях, оказывающих услуги, был менее глубоким по сравнению с сокращением производства товаров, и это выступало фактором, сдерживающим тенденцию к снижению темпов ВВП. Причем и в 1997 году положительная динамика ВВП при росте производства в обоих секторах экономики определялась превышением темпов роста услуг по сравнению с производством товаров. В 1999 год ситуация изменилась: структурные сдвиги в ВВП обусловливались ускорением темпов роста товаров при более плавной динамике развития отраслей сектора услуг.

Сравнительный анализ динамики отраслей экономики показывает, что промышленность наиболее оперативно отреагировала на изменение внутренней конъюнктуры, последовавшей после августовского кризиса 1998 года. Положительная помесячная динамика промышленного производства наблюдается с 3 квартала 1998 года, и отклонения от нее во 2 квартале 1999 года полностью объясняются влиянием фактора сезонности. В 1999 году рост отмечается практически во всех промышленно-производственных комплексах.

Наряду с девальвацией, фактором, определяющим ускорение темпов роста в экспортно-ориентированных отраслей добывающего сектора экономики являлось благоприятное изменение конъюнктуры на мировом рынке топливных и природно-сырьевых ресурсов. Восстановление положительной динамики в обрабатывающем секторе связано с ростом спроса на внутреннем рынке на продукцию отечественного производства и интенсивным развитием процессов импортозамещения.

Следует отметить, что практически все прогнозы экономического развития, сделанные осенью 1998 года, недооценили возможности российской экономики отреагировать на девальвацию резким ростом производства. Более вероятным казалось, что многие ниши на внутреннем рынке, занимавшиеся ранее импортными товарами после девальвации просто останутся пустыми. Между тем большое количество импортных товаров было с успехом замещено российскими аналогами. Такое положение было достигнуто благодаря как изменениям в структуре внутреннего потребления (сдвиг в сторону потребления более дешевых, иногда менее качественных, товаров, когда более дорогие товары стали не доступны после резкого падения реальных доходов населения), так и существующим резервам роста отечественной промышленности. Российская промышленность с ее уровнем используемых технологий и качеством трудовых ресурсов, оказалась вполне способна производить широкий ассортимент товаров, спрос на которые ранее удовлетворялся практически полностью за счет импорта.

Кроме снижения реального курса рубля, на рост производства в обрабатывающем секторе оказало воздействие введение мер ограничивающих импорт конкурирующих товаров (например, стальных труб), а также расширение государственной поддержки ряда промышленных производств, в частности некоторое увеличение оборонного заказа.

Необходимо отметить, что промышленный рост в российской экономике, наблюдаемый с осени 1998 года, имеет важные качественные признаки, которые позволяют рассматривать его как начало выхода из тяжелого кризиса, связанного с переходом от плановой к рыночной экономике. Наибольшие темпы роста в промышленности продемонстрировали, преимущественно, те отрасли экономики (легкая и пищевая промышленности, машиностроение), продукция которых предназначена для внутреннего рынка. Несмотря на снижение реальных доходов населения, спрос на отечественную продукцию вырос: этот рост вызван эффектом замещения импорта отечественными товарами в части потребительского спроса. Очевидно, что в настоящих условиях товары иностранного производства стали слишком дорогими для большинства населения, даже при лучшем качестве по сравнению с отечественными субститутами.

Впервые за годы реформ в 1999 году отмечается прирост производства в легкой и пищевой отраслях промышленности. В инвестиционном комплексе по мере улучшения финансового состояния предприятий и роста накопления со второго полугодия 1999 года наблюдалось повышение спроса на капитальные товары и, соответственно, темпов роста производства. Рост производства продукции высокой степени обработки обусловил повышение доли добавленной стоимости промышленности в структуре произведенного ВВП с 29,0 % в 1998 году до 45,7% в 1999 году.

Таблица 1. Темпы прироста индексов интенсивности промышленного производства.

янв.97 - янв.2000

авг.98 - янв.2000

Промышленность - всего

16,60%

23,57%

Топливно-энергетический комплекс

2,56%

4,68%

Электроэнергетика

3,98%

5,08%

Нефтедобывающая промышленность

2,41%

2,53%

Нефтеперерабатывающая промышленность

-0,61%

5,19%

Газовая промышленность

-0,94%

-2,68%

Угольная промышленность

5,49%

14,22%

Черная металлургия

19,46%

36,42%

Цветная металлургия

18,12%

12,20%

Машиностроение

21,22%

46,79%

Химическая и нефтехимическая промышленность

28,61%

37,74%

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

50,44%

36,95%

Промышленность строительных материалов

7,58%

11,24%

Пищевая промышленность

22,05%

23,48%

Легкая промышленность

36,14%

83,74%

* Источник: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ (сезонно скорректированные значения)

При анализе динамики розничного товарооборота следует принимать во внимание, что для периода 1998-1999 годов характерна тенденция к снижению доли товаров поступивших по импорту в структуре товарных ресурсов. Если в I и II кварталах 1998 года отечественные товары формировали 52% товарных ресурсов розничного товарооборота, то к IV кварталу их доля повысилась до 71%, при соответствующем снижении импортных поступлений. В 1999 году эта тенденции сохранилась, и по предварительным данным Минэкономики РФ соотношение импортных и отечественных товаров в структуре розничного товарооборота в III квартале составило соответственно 27% и 73%.

Рост производства сопровождался повышением спроса на рабочую силу, что несколько ослабило напряжение на рынке труда. Начиная с февраля, наблюдалась устойчивая тенденция роста числа занятых и сокращения общей численности безработных, а также числа граждан, зарегистрированных в службе занятости. Впервые за все время с начала реформ наблюдался рост численности занятых. Абсолютное сокращение общей численности безработных за год составило 1,3 млн. человек, а официально зарегистрированных в службе занятости безработных - 0,6 млн. человек.

Рентабельность производства. Девальвация рубля значительно повысила рентабельность предприятий, экспортирующих свою продукцию. Рост объемов производства в импортозамещающих отраслях также увеличивает объем прибыли и рентабельность, что объясняется наличием существенной величины постоянных издержек в структуре затрат. За январь-ноябрь 1999 года суммарная прибыль по экономике составила 279,9 млрд. руб., что в 3,0 раза превышает уровень предыдущего года (в реальном исчислении - почти в 2 раза). По итогам за январь-ноябрь доля убыточных предприятий промышленности по сравнению с январем-ноябрем 1998 года сократилась на 10,0 процентных пунктов. Рентабельность по всем отраслям экономики по сравнению с 1998 годом повысилась на 7,2 процентных пункта и составила 15,3%. В промышленности улучшение показателей финансовой деятельности отмечается практически во всех укрупненных отраслях. В структуре ВВП увеличилась доля валовой прибыли экономики и налогов на производство и импорт.

Благоприятное сочетание эффекта девальвации и изменения конъюнктуры цен на мировом рынке топливных и природно-сырьевых ресурсов обусловили существенное повышение рентабельности продукции экспортно-ориентированных отраслей добывающей промышленности и производств по первичной переработке сырья. В этом же направлении на внутреннем рынке действовала тенденция опережающего роста цен на промежуточные товары по сравнению с динамикой цен на капитальные и потребительские товары. В общей сумме прибыли промышленности доля добывающих отраслей и производств по первичной переработке сырья промышленности повысилась почти на 30,0 процентных пунктов.

Если предположить, что доля валютных издержек российских предприятий - экспортеров составляет 10% - 20% от суммарных затрат производства продукции, то в условиях падения реального обменного курса рубля в прибыль переходит значительная часть дохода, образовавшегося за счет увеличения рублевой стоимости продукции, продаваемой за валюту. Данный эффект формирует условия для повышения инвестиционной активности за счет собственных средств, расширяет возможности привлечения банковских кредитов под более высокие ставки процента, способствует увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Дополнительным фактором, способствовавшим росту производства, было регулирование государством цен и тарифов на продукцию естественных монополий. Сохранение стабильных цен на газ с конца 1996 года по октябрь 1999 года обеспечило низкую динамику цен в электроэнергетике - за 1999 год тарифы на электроэнергию, отпущенную промышленным потребителям, увеличились на 20,7%. С 1 ноября 1999 г. оптовые цены на природный газ были увеличены на 15 %.

В результате сдерживания цен на продукцию естественных монополий образовались существенные диспропорции между ценами и тарифами на их продукцию в пользу потребителей. К середине I полугодия в динамике цен закрепились новые тенденции - существенное замедление прироста цен на потребительские товары и капитальные товары, при ускорении темпов роста цен на промежуточные товары.

Отрасли обрабатывающей промышленности испытывают жесткие ограничения со стороны внутреннего платежеспособного спроса и со 2 квартала 1999 года вернулись к сдержанной ценовой политике. По нашим расчетам, примерно 80% прироста прибыли в отраслях, производящих капитальные и потребительские товары, объясняется влиянием цен и 20% снижением уровня материальных затрат.

В целом в промышленности в 1999 году темпы инфляции были существенно выше, чем на потребительском рынке - 67.3%. Высокий рост цен был обусловлен ростом спроса на отечественную продукцию, повышением эффективности экспорта, снижением конкуренции вследствие существенного сокращения импорта, ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты и ряд других товаров российского экспорта, ростом затрат на импортируемое сырье и материалы.

Инвестиции в реальный сектор экономики. В 1999 году впервые за последние восемь лет динамика инвестиций в основной капитал имела положительную направленность. Если в течение первой половины 1999 года имела место тенденция замедления спада инвестиционной активности, то с июля наблюдается выход на траекторию роста инвестиций в основной капитал. В 1999 году организации и предприятия всех форм собственности инвестировали в основной капитал 598,7 млрд. руб., что на 1,0% превышает уровень предыдущего года. В 1999 году впервые за годы реформ отмечается рост производства в отраслях инвестиционного комплекса.

Рисунок 6.

Инвестиции в жилищное и коммунальное строительство составили примерно 1/3 от общего объема инвестиций в социально-гражданское строительство. В 1999 году после пятилетнего перерыва отмечен прирост инвестиций в жилищное строительство и восстановление положительной динамики ввода жилой площади. В 1999 года предприятиями и организациями всех форм собственности построено 32,0 млн. кв. метров жилой площади, что на 4,3% превышает уровень предыдущего. В 63 регионах из 89 субъектов федерации объемы построенного жилья превысили уровень 1998 года. Поддержание деловой активности в жилищном строительстве связано как с продолжением ранее начатых строек, так и с расширением объемов работ.

Структура источников финансирования инвестиций. Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий и организаций. В 1999 года доля собственных средств предприятий в инвестициях в сохранилась на уровне предшествующего года и составила 53,6%. Удельный вес собственных источников довольно существенно дифференцируется по отраслям и секторам экономики. В электроэнергетике на долю собственных средств приходится почти 90% инвестиций, в газовой промышленности - 82%, в нефтедобывающей - 74%, трубопроводном транспорте - 55%.

При высоких рисках сектор кредитных и банковских услуг практически не проявляет интереса к проектам инвестиций в реальный сектор экономики. В деятельности кредитных организаций доминирующая роль отводится краткосрочным операциям. Доля долгосрочных кредитных вложений составляет менее 5,0%.

Объем прямых иностранных инвестиций в 1999 году существенно превысил уровень 1998 года - в первом полугодии эти цифры составили, соответственно, 2,4 против 1,5 млрд. долларов. Однако осуществленные инвестиции явились результатом проводившихся ранее, на протяжении длительного времени, переговоров и начала реализации соответствующих проектов. Основной приток прямых инвестиций пришелся на топливную (прежде всего нефтяную) и пищевую отрасли, что совершенно естественно: первая наиболее эффективна стратегически, а вторая имеет короткий срок окупаемости.

Сокращение неплатежей и неденежных расчетов. Вероятно, вторым по значению после оживления экономической активности положительным последствием девальвации рубля в августе 1998 года стало увеличение объемов денежных средств у предприятий, сокращение масштабов неплатежей и снижение доли сделок, обслуживаемых с помощью неденежных форм расчетов. Рост объема оборотных средств в реальном секторе экономики и прохождение денег по всей производственной цепочке обеспечили спрос на продукцию на каждой стадии производства и, таким образом, произошло увеличение агрегированного спроса в экономике в целом.

Очевидно, что источником данного процесса стали предприятия-экспортеры - благодаря росту объемов прибыли, и импортозамещающие производства, улучшившие свое финансовое положение за счет увеличения внутреннего спроса на их продукцию. Впоследствии значительную роль стало играть то обстоятельство, что уровень налоговых поступлений обеспечил большую наполняемость бюджета и исполнение расходных статей в объеме, определенном в Законе о бюджете на 1999 год. Отсутствие нарастающей задолженности бюджета экономическим агентам, очевидно, является серьезным фактором, сокращающим масштабы неплатежей в экономике.

Начиная с конца 1998 года дефлированный объем взаимной кредиторской и дебиторской задолженности предприятий устойчиво снижался. Таким образом, весь 1999 год абсолютный объем номинальных неплатежей возрастал медленнее инфляции. Однако для того, чтобы судить о динамике неплатежей, следует рассмотреть ряды дефлированных приростов просроченной дебиторской и кредиторской задолженности или приросты задолженности в процентах от объема промышленной продукции соответствующего периода. Как видно из рис. 7, дефлированная величина приростов неплатежей также снижалась на протяжении всего рассматриваемого периода, а в отдельные периоды была отрицательной. Аналогичную динамику демонстрирует показатель приростов неплатежей по отношению к объему промышленной продукции.

Рисунок 7.

Снижение неплатежей и неденежных форм расчетов проходило в условиях роста реальных кассовых остатков. С одной стороны, расширение реальной денежной массы означает рост ликвидности, что способствует проведению расчетов. С другой стороны, рост денежных расчетов подразумевает рост спроса на реальные кассовые остатки и, соответственно, увеличение реальной денежной массы. При этом на неплатежи непосредственно влияет не весь объем реальной денежной массы, а реальные кассовые остатки предприятий. На рисунке 8 видно, что прирост реальных остатков на рублевых счетах предприятий за период с ноября 1998 года по декабрь 1999 года составил почти 50%. В то же время, прирост реальной денежной массы (агрегат М2) за этот период не превысил 15-20%. Кроме того, практическое отсутствие в послекризисный период финансовых инструментов, приносящих доход, вызвало (наряду с низкой инфляцией) снижение альтернативной стоимости хранения денег, что снижало стимулы накопления неплатежей.

Рисунок 8.

Источник: Госкомстат РФ, Центральный банк РФ, расчеты ИЭПП.

Увеличение платежеспособного спроса и снижение бартера в расчетах между предприятиями подтверждается данными опросов предприятий, ежемесячно проводимых в ИЭПП. С февраля 1999 года стал положительным баланс ответов по изменению объемов производства, а с марта 1999 - баланс ответов по изменению платежеспособного спроса, данные опросов также показывают, что одновременно наблюдалось снижение бартерного спроса (баланс ответов отрицательный с апреля 1999 года).

4.Бюджетная ситуация

Доходы бюджета. Описанное выше оживление производства, улучшение финансового положения предприятий, сокращение налоговых неплатежей вызвали рост налоговых поступлений (1,9% ВВП за 1999 год по сравнению с 1998 годом), перевыполнение показателей Закона о бюджете 1999 года по доходам и обеспечение его выполнения практически полностью в денежной форме (по данным МНС менее 5% поступлений в федеральный бюджет обеспечено в 1999 году за счет целевого финансирования).

Благополучная ситуация с исполнением федерального бюджета в значительной степени объясняется перераспределением налоговых доходов от региональных бюджетов в пользу федерального. С 1 апреля 1999 года в бюджеты субъектов Российской Федерации вместо 25% зачисляется 15% доходов от налога на добавленную стоимость, поступающего с территории региона. Начиная с той же даты, поступления подоходного налога в части, взимаемой по ставке 3%, зачисляются в федеральный бюджет, а федеральная и региональная ставки налога на прибыль были снижены с 13% до 11% и с 22% до 19%, соответственно. Таким образом, изменение баланса распределения доходов основных федеральных налогов сложилось не в пользу региональных бюджетов - доли отчисления поступлений НДС и подоходного налога в бюджеты регионов снизились, а пропорция распределения налога на прибыль при условии установления максимальной региональной ставки сохранилась на прежнем уровне.

Налоговые доходы консолидированного бюджета за 1999 год составили 22,2% ВВП, что на 1,9% ВВП превышает значение 1998 года и соответствует уровню 1997 года. Общие доходы федерального и региональных бюджетов составили за 1999 год 26,6% ВВП, что на 2,1% ВВП больше, чем в 1998 году и равно уровню 1997 года. В то же время доходы федерального бюджета увеличились за 1999 год по сравнению с 1998 годом на 2,3 ВВП и по сравнению с 1997 годом - на 1,1% ВВП. В результате, если доля федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета в 1997 году составляла 47,0%, в 1998 году - 46,1%, то в 1999 году эта доля увеличилась до 51,2%.

Серьезное положительное воздействие на исполнение текущих налоговых обязательств перед бюджетом сыграло практически полное прекращение практики зачетов на федеральном уровне, а также некоторое уменьшение масштабов зачетов на региональном и местном уровне.

В результате изменения динамики макроэкономических параметров произошло достаточно серьезное изменение структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет (см. таблицу 2). Несмотря на снижение ставки налога на прибыль с 35% до 30% доля этого налога существенно увеличилась: с 14,7% доходов бюджета в 1998 году до 22% в 1999 году. На один процентный пункт уменьшилась доля подоходного налога, на 2,7 п.п. снизилась доля акцизов. Одновременно на 0,5 п.п. увеличилась доля поступлений НДС и на 1,8 пункта увеличились поступления налогов на внешнюю торговлю.

Таблица 2. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета в 1998 - 1999 годах.

 

1998

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Налог на прибыль

17,7%

12,1%

12,3%

15,3%

17,3%

19,3%

20,2%

19,9%

20,9%

21,2%

20,8%

21,7%

22,0%

Подоходный налог с физических лиц

13,1%

12,2%

13,1%

13,0%

12,5%

12,1%

12,0%

12,1%

11,9%

11,9%

11,8%

11,6%

11,7%

Налог на добавленную стоимость

28,8%

36,1%

33,8%

31,1%

29,8%

28,4%

28,0%

28,7%

28,1%

28,4%

29,0%

28,5%

28,6%

Акцизы по товарам и отдельным видам минерального сырья

12,5%

19,6%

17,6%

16,5%

14,9%

13,7%

12,7%

11,8%

11,4%

11,2%

11,1%

10,6%

10,8%

Налог с продаж

0,1%

0,9%

1,3%

1,4%

1,5%

1,6%

1,6%

1,7%

1,8%

1,9%

2,0%

2,0%

1,9%

Налоги на имущество

8,6%

2,3%

2,4%

2,9%

4,3%

5,5%

5,4%

5,2%

5,6%

5,4%

5,2%

5,4%

5,2%

Платежи за использование природных ресурсов

4,1%

2,5%

3,4%

3,4%

3,4%

3,2%

3,6%

3,7%

3,7%

4,1%

4,2%

4,3%

4,4%

Налоги на внешнеэкономическую деятельность

6,7%

7,4%

9,3%

9,5%

9,0%

8,7%

9,4%

9,9%

9,5%

8,7%

8,9%

8,9%

8,6%

Прочие налоги, сборы и пошлины

7,1%

5,3%

5,3%

5,6%

6,0%

6,3%

6,0%

5,9%

6,1%

5,9%

5,8%

6,0%

5,6%

ИТОГО НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

 

В 1999 году удалось несколько затормозить рост недоимки по налогам. В феврале, марте, октябре 1999 года происходило абсолютное снижение накопленного объема недоимки. В реальном исчислении за прошедший год недоимка в федеральный бюджет уменьшилась на 9,2%, в консолидированный - на 18,1%.

Повышение уровня собираемости налогов отчасти связано с улучшением финансового положения предприятий и увеличением доли денежных расчетов. Следует отметить, что отсутствие четкого понижающегося тренда реальных приростов объема недоимки, который мог бы свидетельствовать о последовательном ужесточении позиции государства по отношению к недоимщикам, а также определенная независимость динамики недоимки от макроэкономических параметров может быть объяснена использованием налоговыми органами дискреционной политики, в частности, такого инструмента, как индивидуальные налоговые соглашения, применявшиеся в отношении крупных налогоплательщиков

Налоговые поступления на 28,2% превысили показатели плана на 1999 год. При этом поступления от налога на прибыль были перевыполнены на 126,6%, НДС - на 54,6%, платежи за использование природных ресурсов - на 10,6%. Недовыполнение по сравнению с Законом о бюджете на 1999 год было зафиксировано по подоходному налогу (на 20,6%), по акцизам (на 6,8%), налогам на внешнеэкономическую деятельность (на 5%) (см. таблицу 3).

Таблица 3

 

Исполнение бюджета в 1999 году в % ВВП

Исполнение бюджета в 1998 году в % ВВП

Закон о бюджете на 1999 год

Исполнение бюджета 1999 года в % от закона

 

В % от запланированного ВВП

В % от фактического ВВП

ДОХОДЫ

 

 

 

 

 

Налог на прибыль

1,8%

1,3%

0,9%

0,8%

226,6%

Подоходный налог с физических лиц

0,4%

0,0%

0,6%

0,6%

79,4%

Налог на добавленную стоимость

4,9%

3,9%

3,6%

3,2%

154,6%

Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ

1,8%

2,0%

2,2%

1,9%

93,2%

Платежи за использование природных ресурсов

0,2%

0,1%

0,2%

0,2%

110,6%

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

1,9%

1,4%

2,3%

2,0%

95,0%

Прочие налоги, сборы и пошлины

0,2%

0,2%

0,2%

0,1%

150,1%

ИТОГО НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ

11,4%

8,8%

10,0%

8,9%

128,2%

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

 

 

 

 

 

Доходы от государственной собственности или от деятельности

0,2%

0,2%

0,2%

0,2%

85,6%

Доходы от внешнеэкономической деятельности

0,8%

0,6%

0,6%

0,5%

149,0%

Прочие неналоговые доходы

1,4%

1,7%

0,0%

0,0%

3612,9%

ИТОГО НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ

2,4%

2,5%

0,8%

0,7%

323,2%

ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

1,1%

0,9%

1,0%

0,9%

123,9%

ВСЕГО ДОХОДОВ

13,1%

11,3%

11,8%

10,5%

124,3%

РАСХОДЫ

 

 

 

 

 

1.Государственное управление

0,3%

0,4%

0,3%

0,3%

107,9%

2.Национальная оборона

2,6%

2,1%

2,3%

2,1%

123,9%

3.Международная деятельность

1,3%

0,3%

0,9%

0,8%

158,7%

4.Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и судебная власть

1,3%

1,3%

1,4%

1,2%

107,6%

5.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

0,2%

0,2%

0,3%

0,3%

96,2%

6. Государственные услуги народному хозяйству, в т.ч.:

0,8%

0,9%

0,9%

0,8%

106,2%

6.1.Промышленность, энергетика и строительство

0,4%

0,4%

0,4%

0,3%

116,0%

6.2.Сельское хозяйство и рыболовство

0,2%

0,1%

0,2%

0,2%

97,7%

6.3.Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

0,1%

0,1%

0,1%

0,1%

99,7%

6.4.Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

104,4%

6.5.Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

0,2%

0,2%

0,2%

0,2%

100,4%

7. Социальные услуги

1,9%

2,1%

2,0%

1,7%

108,9%

7.1.Образование

0,5%

0,5%

0,5%

0,5%

100,4%

7.2.Культура и искусство

0,1%

0,0%

0,1%

0,1%

93,9%

7.3.Средства массовой информации

0,0%

0,0%

0,1%

0,0%

95,9%

7.4.Здравоохранение и физическая культура

0,2%

0,2%

0,3%

0,2%

99,0%

7.5.Социальная политика

1,1%

1,4%

1,0%

0,9%

117,3%

8. Расходы целевых бюджетных фондов

1,3%

0,9%

1,1%

1,0%

136,9%

9.Обслуживание государственного долга

3,6%

4,0%

4,2%

3,7%

97,4%

Внутренний долг

 

 

1,7%

1,5%

 

Внешний долг

 

 

2,5%

2,2%

 

10.Финансовая помощь другим уровням власти

1,3%

1,6%

1,1%

1,0%

131,5%

11.Прочие расходы

1,6%

2,4%

-0,1%

-0,1%

-1672,0%

ИТОГО РАСХОДОВ

15,0%

14,5%

14,4%

12,8%

117,8%

ПРЕВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ НАД РАСХОДАМИ И ССУДАМИ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЙ

-1,2%

-3,2%

-2,5%

-2,3%

52,2%

Доходы федерального бюджета составили 611,7 млрд. рублей или 13,6% ВВП, что на 2,3 п.п. больше, нежели в 1998 году. При этом превышение прошлогоднего уровня по налоговым доходам было еще более значительным - на 2,6 п.п. Основной прирост был отмечен по НДС (на 1 п.п.). По налогу на прибыль и налогам на внешнюю торговлю прирост был менее значительным (по 0,5 п.п.) Установление отчислений в федеральный бюджет по подоходному налогу способствовало пополнению доходной части федерального бюджета на 0,4 % ВВП. Лишь уровень поступления акцизов снизился на 0,2 п.п.

Расходы бюджета. Номинальные расходы федерального бюджета превысили утвержденные законом цифры на 17,8% и составили 664,7 млрд. рублей (14,8% ВВП). Дефицит бюджета сократился до 52,9 млрд. рублей (1,2% ВВП против 2,5% ВВП согласно закону о бюджете). Непроцентные расходы бюджета достигли 514,6 млрд. рублей 11,4% ВВП. По сравнению с 1997 годом расходы федерального бюджета сократились на 1п.п., а по сравнению с 1998 годом - увеличились на 0,3п.п. Непроцентные расходы по сравнению с 1997 годом уменьшились на 2,9п.п., по сравнению с 1998 годом - увеличились на 0,8п.п. При этом увеличились расходы на оборону - на 0,5п.п., а социальные расходы сократились на 0,2 п.п.

Исполнение консолидированного бюджета России демонстрирует несколько другие тенденции. Произошло достаточно серьезное сокращение расходов за счет региональных бюджетов. Расходы консолидированного бюджета составили 27,8% ВВП, что на 0,4 п.п. ВВП меньше, чем в 1998 году и на 2,7п.п. ВВП меньше, чем в 1997 году. Непроцентные расходы незначительно увеличились по сравнению с 1998 годом (на 0,1 п.п. ВВП) и сократились по сравнению с 1997 годом (на 4,4 п.п. ВВП), социальные расходы -сократились на 0,8 п.п. ВВП по сравнению с 1998 годом и на 1,7 п.п. ВВП по сравнению с 1997 годом.

По сравнению с показателем, зафиксированным в Законе о бюджете на 1999 год, расходная часть была перевыполнена на 17,8%. Основными статьями расходов, по которым было отмечено превышение запланированных показателей являются расходы на международную деятельность (58,7%), на финансовая помощь нижестоящим уровням власти (31,5%) и расходы на оборону (23,9%). По группе социальных расходов исполнение превысило показатели Закона о бюджете на 8,9%, причем наибольшее превышение отмечается по статье "Социальная политика" (17,7%), государственные услуги на народное хозяйство перевыполнены на 6,2%, в том числе расходы на промышленность на 16,0%. В то же время расходы на обслуживание государственного долга были профинансированы в объеме меньшем запланированного на 2,5%.

Таким образом, можно отметить существенную десоциализацию российского бюджета вследствие отсутствия систематической индексации в период резкого ускорения инфляционных процессов после августовского кризиса 1998 года.

При рассмотрении данных в неизменных ценах ситуация представляется аналогичной. Доходы консолидированного бюджета в сопоставимых ценах увеличились на 17% по сравнению с 1998 годом (в том числе налоговые на 21%) и сократились на 34% по сравнению с 1997 (в том числе налоговые - на 25%). Реальные расходы консолидированного бюджета сократились по сравнению с 1997 годом на 31% (в том числе непроцентные - на 37%), по сравнению с 1998 годом - увеличились на 13% (в том числе непроцентные - на 13%).

Проблема кредиторской задолженности бюджетов разного уровня в прошедшем году несколько потеряла свою остроту в связи с общим перевыполнением запланированных показателей. В то же время, учитывая тот факт, что за предыдущие годы накопленная кредиторская задолженность представляет собой довольно существенную сумму (на 1 января 1999 года по данным Минфина РФ, полученным в результате инвентаризации кредиторской задолженности федерального бюджета ее объем составлял 92,6 млрд. рублей, а задолженность бюджетов субъектов федерации только за 1998 год составила 85,7 млрд. рублей) говорить о полном ее погашении не приходится.

Дефицит и государственный долг. Дефицит бюджета в 1999 году составил 1,2% ВВП, что значительно меньше, нежели в 1998 и 1997 годах (3,2% ВВП и 6% ВВП, соответственно). Это объясняется как увеличением доходной части бюджета, так и существенным сокращением процентных расходов бюджета в 1999 году (3,6% ВВП, в 1998 году - 4% ВВП, в 1997 - 4,5% ВВП).

Объем чистого годового финансирования дефицита бюджета в 1999 году равнялся 1,2% ВВП, из которых внешнее финансирование составило 1,1% ВВП, а внутреннее - 0,1% ВВП. Для сравнения в 1998 году общее чистое финансирование составило 3,2% ВВП (3,4% ВВП - внешнее и -0,2% ВВП - внутреннее), а в 1997 - 6% ВВП (2% ВВП и 4% ВВП, соответственно).

Всего в 1999 году было привлечено средств на 4,3% ВВП, из которых 4,2% ВВП приходится на внешние источники финансирования. Министерство финансов РФ включило в число внешних источников финансирования займы у Центрального банка РФ, направленные на выплаты по внешнему долгу РФ (около 4,5 млрд. долларов США, 2,6% ВВП). Эта сумма отражена в статье кредиты иностранных коммерческих банков.

Величина внутреннего государственного долга в 1999 году сократилась на 170 млрд. рублей (в сопоставимых ценах - на 70% или на 15 п.п. ВВП), при этом задолженность по ценным бумагам наоборот увеличилась - на 70 млрд. рублей (в долях ВВП уровень задолженности по ценным бумагам снизился на 6 п.п. ВВП, а в сопоставимых ценах на 55%). Обслуживание государственного внутреннего долга составило в 1999 году 1,2% ВВП.

Таблица 4.

Долг СССР

(млрд. долларов)

Долг РФ

(млрд. долларов)

Обслуживание в % ВВП

1992

104,9

2,8

0,7

1993

103,7

9,0

0,3

1994

108,6

11,3

0,5

1995

103,0

17,4

0,9

1996

100,8

24,2

0,9

1997

97,8

33,0

0,7

1998

99,0

55,0

1,2

1999

103,0

54,5

2,4

2000*

68,0

85,0

2,9

2000**

25,0

115,0

2,9

* После реструктуризации долгов Лондонскому клубу ** При реструктуризации долгов Парижскому клубу на условиях, аналогичных договоренностям с Лондонским клубом.

Бюджет расширенного правительства. Доходы бюджета расширенного Правительства составили в 1999 году 36,2% ВВП, что примерно равно показателю 1997 года и на 1,4 п.п. больше, нежели в 1998 году. При этом налоговых доходов в 1999 году было собрано больше чем в предыдущие два года - 33,4% ВВП, по сравнению с 31,3% ВВП в 1998 году и 32,6% ВВП - в 1997.

Увеличение доходной части в большой степени связано с ростом поступлений в федеральный бюджет - в 1999 году они составили 13,7% ВВП (11,3% ВВП в 1998, 12,4% ВВП в 1997), что составляет 38% от общих налоговых поступлений в бюджетную систему (34% - в 1997 году, 32% - в 1998). В то же время доходы бюджетов субъектов федерации были наименьшими в 1999 году - 14,5% ВВП (14,9% ВВП в 1998 году и 15,9% ВВП в 1997 году), равно как и доходы внебюджетных фондов 10,1% ВВП (10,9% - в 1997 году и 11,1% ВВП - в 1998).

Расходная часть бюджета расширенного Правительства сократилась в 1999 году до уровня равного 36,5% ВВП (в 1998 году расходы были равны 38,1% ВВП, а в 1997 - 43,1% ВВП). Непроцентные расходы составили, соответственно, в 1999 году - 32,9% ВВП, в 1998 - 34,1% ВВП, в 1997 - 43,1% ВВП.

В структуре расходов бюджета расширенного Правительства основную долю, как и в предыдущие годы, занимали социальные расходы 41,2% от общего объема расходов (15,4% ВВП, 17,9% ВВП - в 1997, 17,3% ВВП - в 1998 годах). Государственные услуги народному хозяйству составляли в 1999 году 19,3% общего объема расходов (20,7% в 1998 году и 22,4 - в 1997), что равно 7,2% ВВП (8,0% ВВП в 1998 году и 9,6% ВВП - в 1997 году). Расходы на оборону составили в 1999 году 6,9% общего объема расходов (5,4% в 1998 году и 7,1% - в 1997) или 2,6% ВВП (2,1% ВВП - в 1998 году и 3,1% ВВП - в 1997 году).

Структура налоговых поступлений в бюджет расширенного Правительства не подверглась за последние три года существенным изменениям. В то же время следует отметить снижение доли отчислений во внебюджетные фонды, в особенности социальные внебюджетные фонды (с 24,2% в 1997 году и 24,7% в 1998 до 20,9% - в 1999), налогов на имущество, зачисляемых в бюджеты субъектов федерации (с 5,6% в 1998 и 1997 годах до 3,5% в 1999). Одновременно с этим выросла доля налогов на ВЭД (с 3,3% в 1997 и 4,4% в 1998 до 5,8% в 1999), а также доля налога на прибыль (с 12% в 1997 году и 11,5% в 1998 до 14,7% в 1999).

5.Социальные последствия стабилизационной политики

По оценкам Госкомстата, после кризиса осени 1998 г. происходило падение жизненного уровня всех слоев населения, включая 20% самых богатых. Согласно данным на январь 1999 г., 38,2% населения оказалось за чертой бедности. К февралю 1999 г. реальный размер назначенной среднемесячной пенсии сократился по сравнению с докризисным уровнем вдвое, реальная начисленная заработная плата на одного работника - более чем на 42%. На начало 1999 г. соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума составило менее 1,5 раза. Реальные денежные доходы населения в августе 1999 г. достигли лишь 80% показателя августа 1998 г.

Вместе с тем сравнение величины официального и субъективного прожиточного минимума приводит к парадоксальному, на первый взгляд выводу. Начиная с ноября 1998 г. величина субъективного прожиточного минимума начинает сокращаться, а в период с января по июль 1999 г., субъективный прожиточный минимум, т.е. тот доход, который респонденты ВЦИОМ готовы были признать минимально необходимым, оказывается даже несколько ниже официального, рассчитываемого Госкомстатом, прожиточного минимума.

Рисунок 9. Официальный и субъективный прожиточный минимум.

Можно предположить, что в основе данного явления лежит влияние следующих факторов:

o Во-первых, прогнозируемый многими экономистами и политиками коллапс экономики (паралич финансовой системы, гиперинфляция, возвращение ко временам всеобщего дефицита, карточное распределение) не наступил. Рисунок 10 показывает, что, согласно данным ВЦИОМ, после пика начала осени 1998 года (т.е. сразу после кризиса) доля респондентов, оценивающих экономическое положение как в своем населенном пункте, так и в России как плохое и очень плохое, в целом имеет тенденцию к снижению.

Рисунок 10. Оценка материального положения семьи, экономического положения в городе (поселке) и в стране как плохое и очень плохое.

Источник: ВЦИОМ.

o Во-вторых, долларовые сбережения населения, преобладавшие в структуре сбережений населения, несмотря на наметившуюся к 1998 году тенденцию к росту других видов сбережений, после девальвации значительно "подорожали" в рублях, кроме того возросла их субъективная ценность для владельцев

o В-третьих, рост производства и сокращение доли бартера (рост монетизации экономики), ставшие в том числе одним из следствий девальвации национальной валюты во второй половине 1998 г., в свою очередь в определенной мере компенсировало падение реальных доходов населения за счет более стабильной выплаты заработной платы в денежной форме и сокращения задолженности по заработной плате.

После пика, достигнутого осенью 1998 г., по мере сокращения реальной задолженности по заработной плате, а также роста реальных полученных доходов с ростом производства численность участников забастовок и потери рабочего времени идут на убыль.

Рассмотренный выше механизм компенсации снижения доходов населения через увеличение фактических выплат в денежной форме объясняет, в том числе, и феномен роста доверия граждан к деятельности руководителя правительства на фоне ухудшения официальной статистики жизненного уровня. За исключением резкого спада, связанного с отставкой С.Степашина и назначением на пост председателя правительства никому неизвестного В.Путина, рост доверия премьер-министру идет параллельно снижению задолженности. "Эффект компенсации" падения доходов позволил при сокращении социальных обязательств государства в реальном выражении обеспечить высокий уровень доверия населения деятельности правительства.

Перспективы экономической политики в 2000 году

Проект закона "О федеральном бюджете на 2000 год", представленный Правительством в Государственную Думу в конце августа, начал разрабатываться Министерством финансов еще при Правительстве Е. Примакова. В его основе лежала достаточно осторожная макроэкономическая концепция, предполагающая жесткий бюджет и сдержанную денежную политику. Предполагалось достичь уровня дефицита бюджета 1,13% ВВП (доходы - 14,6% ВВП, расходы - 15,75% ВВП) при первичном профиците 3,18% ВВП и расходах на обслуживание государственного долга 4,32% ВВП. Инфляция за 2000 год должна состав ить 18%. Номинальный ВВП - 5100 млрд. руб. Рост реального ВВП - 1,5%. Проект был достаточно быстро принят Государственной Думой и подписан Президентом РФ 31 декабря 1999 года. Основные параметры закона о бюджете на 2000 год приведены в таблице 5.

Таблица 5. Основные показатели Закона о федеральном бюджете на 2000 год (в % ВВП).

 

проект

закон

Доходы

14,6

13,8

Непроцентные расходы

11,4

11,9

Первичный профицит

3,2

1,7

Расходы по обслуживанию долга

4,3

4,1

Всего расходы

15,7

16,0

Дефицит

1,1

2,2

Финансирование

1,1

2,2

Для количественной оценки реалистичности выполнения Закона о бюджете на 2000 год и Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год мы рассмотрели несколько сценариев макроэкономического развития в 2000 году. Результаты сценарного прогноза приведены в таблице 6. Динамика инфляции в 2000 году показана на рисунке 11.

Таблица 6.

 

1999

Официальный прогноз

Сценарий 1

Сценарий2

Сценарий 3

Сценарий 4

Инфляция (%)

36,7%

18%

17,9%

24,4%

26,3%

34,7%

ВВП (млрд. рублей)

4165*

5350

5246

5370

5588

5821

Темп прироста М2 (%)

57,9%*

20-38%

26,9%

36,0%

37,5%

46,1%

Курс рубля на конец года (рублей за доллар)

27,0

36,0-38,0

32,9

32,8

35,3

39,4

Монетизация (% ВВП)

14,63%

18,5-19,5%

16,39%

16,65%

15,62%

14,86%

Рисунок 11.

Приведенные нами сценарии макроэкономического развития в 2000 году показывают, что инфляция будет находиться в пределах от 17% до 35%. Решающим фактором, определяющим возможности Правительства и Центрального банка РФ по ограничению инфляции, является динамика цен на основные товары российского экспорта. Расчеты показывают, что снижение индекса цен экспорта на один процентный пункт приводит к повышению инфляции на 1/3 процентных пункта.

Другой важный фактор - кредиты международных финансовых организаций - играет меньшую роль. Даже при полном отсутствии внешнего финансирования инфляция в 2000 году будет ниже, чем в 1999 году, и не превысит 26,3%.

8. Ограничения экономической политики в среднесрочной перспективе

Выше, обсуждая факторы улучшения экономической ситуации в России в 1999 году, мы подробно рассмотрели последствия августовской (1998 года) девальвации рубля и причины сохранения низкого уровня реального обменного курса рубля. Основной вывод из этого анализа заключается в том, что в краткосрочном периоде Россия получила от девальвации целый ряд преимуществ, заключающихся, главным образом, в начале роста в экспортно-ориентированных и импортозамещающих отраслях. В этой связи в приведенных выше сценариях мы исходили из того, что денежные власти будут продолжать политику, направленную на недопущение быстрого роста реального курса рубля.

Однако наряду с важными выгодами от девальвации национальной валюты, экономика страны получает очевидный набор негативных последствий. Игнорирование последних представляет определенную опасность для перспектив экономического роста национальной экономики. К числу таких последствий следует отнести: 1) сигналы о "низком уровне экономического развития"; 2) удорожание внешней задолженности; 3) возможность избыточной защищенности отечественной промышленности; 4) снижение реальной стоимости национальных компаний; 5) перераспределение прибыли и возможные неблагоприятные структурные сдвиги в экономике; 6) удорожание иностранного оборудования и технологий, необходимых при осуществлении инвестиций. Рассмотрим эти факторы несколько подробнее.

Сигналы о "низком уровне экономического развития". Данный эффект относится, скорее, к психологическим, знаковым, последствиям девальвации, чем отражает реальные изменения в экономике. В настоящее время отношение номинального обменного курса рубля к доллару США к паритету покупательной способности данных двух валют находится на уровне примерно 2,5. Хотя не существует формальной экономической модели, показывающей ущерб национальной экономике от данного высокого соотношения, опыт мирового хозяйства свидетельствует о том, что такая ситуация наблюдается только в странах с очень низким уровнем развития. По мере повышения уровня развития национальной экономики соотношение "обменный курс / паритет покупательной способности валюты" снижается, и для экономически развитых стран отклонения от единицы не превосходят 10-15%.

Удорожание внешней задолженности. Одним из наиболее важных негативных последствий девальвации является удорожание внешней задолженности экономических агентов (в том числе государства) и рост расходов на обслуживание номинированной в валюте части долга.

Россия уже столкнулась с этой проблемой: внешний долг РФ в результате девальвации увеличился с 30-35% до 70-80% ВВП. Ежегодные расходы на обслуживание и погашение основной части долга в 2000-2005 годах составляют от 4% до 10% ВВП, очевидно, что такой уровень долговой нагрузки для экономики очень высок (уровень доходов федерального бюджета в 1999 году составил 13,3% ВВП).

Помимо федерального правительства, удорожание внешней задолженности коснулось ряда региональных администраций (Нижний Новгород, Москва), крупнейших российских компаний ("Мосэнерго", Тюменская нефтяная компания, "Татнефть") и коммерческих банков (Альфа-банк, "Российский кредит", ОНЭКСИМ банк). Однако общая доля внешних займов в частном секторе российской экономике достаточно низка, и ситуация в данном направлении для России значительно лучше, чем в ряде развивающихся стран (Республика Корея, Таиланд, Мексика и др.)

Необходимо отметить, что к августу 1998 года банковская система имела громадные обязательства по поставке денежных средств в иностранной валюте (до 78 млрд. долларов США по текущему курсу). Однако, во-первых, объем встречных требований по поставке средств в иностранной валюте (около 79 млрд. долларов США по текущему курсу) перекрывал обязательства; во-вторых, значительная часть срочных контрактов была заключена российскими банками между собой; в-третьих, непосредственная поставка валюты по большинству контрактов не предполагалась, поскольку преобладающими видами контрактов были фьючерсы и опционы. Таким образом, нет оснований говорить о том, что российская банковская система пострадала, в первую очередь, от удорожания внешних обязательств вследствие девальвации рубля, а не в результате плохого менеджмента и "набега" на банки со стороны населения.

Возможность избыточной защищенности отечественных производителей. Как было отмечено выше, девальвация рубля стимулирует промышленной рост в экономике за счет обеспечения ценовых преимуществ отечественных товаров по сравнению с импортными. Однако следует различать эффекты замещения, вызванные переключением спроса с импортных на отечественные товары-субституты в рамках аналогичных ценовых групп, и создание ценовых барьеров входа на внутренний рынок для товаров иностранного производства. При значительной девальвации разница в ценах на импортные и отечественные товары становится запретительной для импорта. В этом случае происходит снижение конкуренции на товарных рынках, качество отечественных товаров остается на прежнем уровне, что в конечном итоге ведет к снижению благосостояния потребителей, а отечественное производство лишается стимулов к повышению конкурентоспособности своей продукции.

Снижение реальной стоимости национальных компаний. Следующим негативным последствием девальвации следует назвать снижение реальной стоимости национальных компаний. Снижение реальной стоимости компаний делает их более привлекательными для иностранных инвесторов, которые получают возможность приобрести реальные активы по низким ценам. Приток иностранного капитала на фондовый рынок тем более вероятен, чем более сильное падение цен акций было вызвано факторами, не связанными с переоценкой будущих доходов в валюте в период, предшествующий девальвации (например, как следствие колебаний странового риска.) Необходимо отметить, что падение индекса фондового рынка (в том числе номинированного в долларах США) перед девальвацией может быть связано с переоценкой стоимости будущих прибылей компаний: поскольку большое число национальных корпораций работает на внутреннем рынке (именно на внутренний спрос рассчитан рост импортозамещающего производства) их стоимость в валютном выражении падает, обесценивается текущая приведенная стоимость будущих доходов (выраженных в национальной валюте) компании.

Снижение (в валюте) цен акций корпорации, размера ее капитализации, приводит к уменьшению возможностей привлечения внешних кредитных ресурсов. Этот аспект представляется достаточно важным для российской экономики, поскольку для отечественных компаний модернизация производства, приобретение новейших технологий и оборудования, требующие осуществления масштабных инвестиций, представляются существенными факторами перехода к долгосрочному устойчивому росту производства. В условиях ограничения на кредитные ресурсы на внутреннем рынке, сужение возможностей заимствования на внешних рынках может стать сильным сдерживающим фактором начала экономического роста.

Перераспределение прибыли и неблагоприятные структурные сдвиги в экономике. Девальвация рубля и отмеченное выше повышение рентабельности в экспортном секторе создают серьезные предпосылки для структурных сдвигов в экономике, направление которых не всегда может оцениваться как благоприятное.

Повышение рентабельности в экспортном секторе приводит к перераспределению прибыли в экономике в пользу данных отраслей, даже в условиях роста производства в импортозамещающем секторе. Кроме того, прибыль предприятий-экспортеров сохраняет свою валютную стоимость, оценка их стоимости на фондовом рынке сохраняется высокой, и они получают дополнительные возможности привлечения внешних кредитных ресурсов (внутренние кредитные ресурсы становятся для них доступнее вследствие высокой доходности их бизнеса).

Таким образом, в экономике происходит массовый переток всех финансовых средств в ограниченное число отраслей. Как правило, к ним относятся капиталоемкие отрасли, что приводит к снижению факторного вознаграждения труда в трудоемких секторах (в первую очередь, в секторе услуг) и оттока из них трудовых ресурсов. Кроме того, при "избыточной" девальвации в стороне от финансовых потоков оказывается и большая часть промышленности. Результатом данных процессов является стимулирование формирования экономики с выраженной сырьевой направленностью, состояние которой сильно зависит от колебаний внешних цен, и низкой долей сектора услуг, что свойственно странам с низким уровнем экономического развития.

Разумеется, не следует преувеличивать серьезность этой проблемы для России. Опасность такого рода изменения структуры экономики была бы велика при отсутствии большого и диверсифицированного обрабатывающего сектора. В тоже время итоги 1999 года показывают, что девальвации вызвала рост не только в добывающих отраслях, но и в отраслях переработки, таких как машиностроение, пищевая промышленность (см. таблице 1).

Удорожание иностранного оборудования и технологий. Необходимым условием трансформации импортозамещающего последевальвационного роста производства в устойчивый экономический рост является проведение модернизации отечественной промышленности. Модернизация промышленности имеет конечной целью повышение конкурентоспособности российских товаров как на внутреннем, так и на мировом рынках. Очевидно, что качество многих отечественных товаров, производство которых выросло на волне импортозамещения, остается очень низким. Эти товары находят спрос только благодаря относительно низким ценам по сравнению с импортом, и их производители могут существовать только в созданных им в настоящее время льготных условиях отсутствия конкуренции. Однако помимо роста долговой нагрузки на экономику, девальвация национальной валюты снижает возможности предприятий по приобретению импортного оборудования и технологий для технического переоснащения и модернизации производства. Поэтому в настоящих условиях рассматриваемое ограничение представляется чрезвычайно важным.

Проблема выбора политики реального курса рубля в краткосрочной перспективе. Таким образом, рост, порожденный девальвацией, может быть длительным, если он поддерживается инвестициями. Для проведения ускоренной модернизации, обновление оборудования и технологий дополнительные прибыли компаний, образующиеся в первый период после девальвации должны направляться не на текущее потребление, а на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов. К сожалению, в России в настоящее время, как мы уже отмечали, возможности аккумуляции сбережений сильно ограничены. Кроме того, планы руководителей предприятий связаны, преимущественно, с расширением внутреннего спроса и его удовлетворением на существующих производственных мощностях. Сказанное еще раз свидетельствует о необходимости улучшения инвестиционного климата в России.

В тоже время остается открытым вопрос о том, какая политика обменного курса должна проводиться как в ближайшей, так и среднесрочной перспективе. Проведенный анализ возможных вариантов политики реального курса рубля в краткосрочном периоде (до двух лет) показывает, что ускоренная ревальвация рубля в настоящих условиях нежелательна, да и трудно реализуема на практике. Несмотря на отмеченные выше отрицательные эффекты низкого курса национальной валюты, сохранение установившегося соотношения между внутренними и внешними ценами выгодно как российским производителям, так и ЦБ РФ и Правительству РФ.

В ситуации, когда предприятия-экспортеры обеспечивают пятую часть налоговых доходов страны сокращение их прибыли приведет к сокращению доходной части бюджета, что, в свою очередь, еще более усложнит проблему обслуживания государственного внешнего долга РФ. При этом, однако, необходимо учитывать определенную экзогенность цен на российские экспортные товары. Структура российского экспорта такова, что цены большинства категорий товаров (нефть, газ, металлы) устанавливаются на мировых товарных рынках, и обязаны приниматься всеми участниками торговли.

Опыт антидемпинговых процессов против российских металлургов в ЕС и США показывает, что Россия не может в полной мере воспользоваться своими относительными конкурентными преимуществами, предлагая товары по ценам ниже мировых. Такое положение дел означает, что внешние цены фактически определяют, уровень рентабельности отечественных предприятий экспортеров, который слабо зависит от их собственных усилий по снижению издержек производства. Сформировавшаяся при текущих ценах финансовая "подушка" достаточно велика, чтобы не стимулировать снижение затрат на производство (добычу сырья). Однако в случае падения цен на основные товарные категории российского экспорта рентабельность в промышленности может снова снизиться до нулевого уровня, и новая девальвация рубля будет наиболее ожидаемой мерой со стороны правительства.

Рассматривая краткосрочные перспективы развития российской экономики, необходимо отметить, что потребность в мобилизации валютных средств на выплаты по внешнему долгу ограничивает возможности Банка России по проведению денежно-кредитной и валютной политики, способствующей укреплению рубля. Спрос на валюту со стороны ЦБ РФ и Минфина РФ усиливает ожидания дальнейшего падения номинального обменного курса рубля, при этом возможные меры по стерилизации рублевых интервенций на валютном рынке будут способствовать дальнейшему замедлению инфляционных процессов и снижению реального курса рубля. Попытки увеличения предложения валюты (100% обязательная продажа выручки, повышение налогов и платежей, уплачиваемых предприятиями, осуществляющими на внешнеэкономическую деятельность) без повышения эффективности валютного контроля будут приводить к усилению оттока капитала из страны, и их чистый эффект на предложение валюты на внутреннем рынке представляется неоднозначным.

Таким образом, вероятно, низкий уровень реального обменного курса рубля в ближайшие один - два года сохранится. Однако уже в среднесрочном периоде (до 5 лет), очевидно, желательно добиваться постепенного повышения реального курса рубля. Во-первых, к 2005 году будет пройден период, на который приходится пиковый объем платежей по внешнему долгу, и объемы привлечения валютных поступлений для потребностей государства снизятся. Снижение спроса на валюту при устойчивом положительном сальдо торгового баланса снимет ограничения на укрепление рубля. Во-вторых, ожидаемый экономический рост будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности России и движению в сторону положительного сальдо счета текущих операций и счета движения капитала. Если приток валюты в страну увеличиться, то Банку России будет необходимо предпринимать меры для смягчения его последствий, чтобы не допустить повторения событий лета 1995 года и резкого роста реального курса рубля. В-третьих, по мере подъема промышленного производства жизненно важно постепенно ослаблять барьеры входа на российский рынок, стимулируя обновление оборудования и технологий и повышение конкурентоспособности российской промышленности.

Переходя к перспективам долгосрочного роста российской экономики, основанного на импортозамещении, необходимо остановиться еще на одном аспекте, связанном с соотношением эластичностей экспорта и импорта по доходу. Как было показано П.Кругманом, при таком соотношении между, какое наблюдается в настоящее время в России (низкая - для экспорта, высокая - для импорта), устойчивый долговременный рост национальной экономики возможен только при периодической девальвации валюты. Пределы сырьевого экспорта ограничены относительно неэластичным по цене спросом на топливо и слабой возможностью влиять на мировые цены на нефть газ. В то же время, по мере повышения уровня жизни населения спрос на импортные товары, имеющие более высокое качество по сравнению с отечественными субститутами, повышается. Таким образом, происходит ухудшение торгового баланса. Если данный процесс накладывается на ухудшение условий торговли страны и усиление оттока капитала, вызванного ростом странового риска, результатом становится кризис в экономике, что мы наблюдали в 1998 году. В этих условиях для поддержания темпов внутреннего экономического роста и положительного сальдо торгового баланса правительство страны вынуждено периодически девальвировать национальную валюту.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о целесообразности в настоящее время осуществления режима плавающего обменного курса с медленной реальной ревальвацией рубля.


Описание предмета: «История экономики»

История экономики - это наука об экономической жизни людей в различных культурах и обществах, рассмотренной ретроспективно: систематизируя факты экономической действительности, выявляя и формулируя закономерности экономических аспектов человеческой деятельности и выдвигая на этой базе гипотезы развития человеческого общества.

Процесс исторического развития общественного производства в конкретных формах отдельных стран в различные эпохи, экономическая политика государств, сдвиги, происходящие в развитии производительных сил.

Литература

  1. И.В. Волкова, Я.И. Миропольский, Г.М. Мумрикова. Ресторанный бизнес в России. С чего начать и как преуспеть. – М.: Флинта, Наука, 2008. – 200 с.
  2. Е.В. Михеева, О.И. Титова, Е.Ю. Тарасова. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера. – М.: Академия, 2012. – 240 с.
  3. Корпачев В.П., Бабкина И.В., Пережилин А.И. и др. Водные ресурсы и основы водного хозяйства. Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Корпачев В.П., Бабкина И.В., Пережилин А.И. и др. – СПб.: Лань, 2013. – 0 с.
  4. Е.В. Михеева, О.И. Титова. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
  5. А.В. Подосинов, Н.И. Щавелева. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. Часть 2. – М.: Флинта, Наука, 2010. – 256 с.
  6. А.В. Подосинов, Н.И. Щавелева. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. В 5 частях. Часть 3. – М.: Флинта, Наука, 2009. – 232 с.
  7. Е.В. Михеева, О.И. Титова. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера. – М.: Академия, 2010. – 208 с.
  8. Е.В. Михеева, О.И. Титова. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера. – М.: Образовательно-издательский центр "Академия", 2008. – 208 с.
  9. В.С. Авдуевский, Ю.И. Данилов, В.К. Кошкин и др. Основы теплопередачи в авиационной и ракетной технике. – М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1960. – 390 с.
  10. В.А. Вайнштейн, И.Е. Каухова. Двухфазная экстракция в получении лекарственных и косметических средств. – М.: Проспект Науки, 2010. – 104 с.
  11. И.В. Федоренко, Г.И. Золотарева. Аудит. – М.: Инфра-М, 2013. – 272 с.
  12. Ю.В. Цвелев, Е.Ф. Кира, И.В. Берлев, Д.И. Гайворонских. Терминология в акушерстве, гинекологии и перинатологии. Учебное пособие. – М.: Н-Л, 2012. – 288 с.
  13. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География. География материков и океанов. 7 класс. Методическое пособие. К учебнику В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенева. – М.: ДРОФА, 2015. – 144 с.
  14. Мелехин А.В. под ред. и др. Административное право (для СПО). Учебник авт:Мелехин А.В. и др.;. – М.: КноРус, 2016. – 504 с.
  15. Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. Д. Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И. С. Вышнепольского. – М.: Планета знаний,Астрель,АСТ, 2015. – 256 с.
  16. В.О. Печатнов, И.Э. Магадеев. Переписка И. В. Сталина с Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем в годы Великой Отечественной войны. В. 2 томах. Том 2. – М.: Просвещение, 2017. – 814 с.
  17. В.О. Печатнов, И.Э. Магадеев. Переписка И. В. Сталина с Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем в годы Великой Отечественной войны. В 2 томах. Том 1. – М.: Просвещение, 2017. – 656 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Кредитно-денежная политика
Финансы и кредит
Курсовая работа
29 стр.
Управление государственной задолженностью в РФ
Государственное и муниципальное управление
Диплом
68 стр.
Управление государственной задолженностью в РФ
Государственное и муниципальное управление
Диплом
96 стр.
Банковская система России: современные проблемы и перспективы развития
Математические методы в экономике
Диплом
91 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Андрей, 01.12
спасибо! с вами приятно иметь дело