Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Правовая экспертиза документов редакций региональных печатных СМИРегиональное правотворчество
Тест на реальность
В феврале 2003 г. завершилась начавшаяся в ноябре 2002 г. серия семинаров по проекту «Правовая экспертиза документов редакций региональных печатных СМИ» («добровольный правовой аудит») в Сибирском регионе. Эти семинары - первый этап реализации Проекта, основной целью которого является оказание квалифицированной правовой помощи редакциям печатных СМИ России в приведении их документов в соответствие с действующими законодательными и правоприменительными актами.
Организаторами и ведущими прошедших семинаров выступили юристы Института развития прессы (ИРП) и Фонда защиты гласности (Анна Чурикова и Светлана Земскова), а также региональные консультанты ИРП (Татьяна Захаркова, Елена Радзюкевич, Яна Карунная и Юрий Холоденко). Среди участников были представители Томской, Новосибирской, Омской, Иркутской, Читинской, Кемеровской областей, Алтайского и Красноярского краев, республики Алтай. В целом, семинары, прошедшие в Сибирском регионе, посетили более 60 сотрудников редакций региональных печатных СМИ.
Аудиторию семинаров составляли две целевые группы участников: юристы СМИ и руководители СМИ.
Семинар для юристов СМИ прошел в ноябре 2002 г. в г. Новосибирске и стал первым семинаром по данному Проекту в регионе. Затем состоялись семинары для руководителей СМИ - в Томске (декабрь 2002 г.), Барнауле (январь 2003 г.) и в Красноярске (февраль 2003 г.).
Цель семинаров определялась организаторами в зависимости от уровня правовой подготовленности аудитории. Так, для семинара с участием юристов СМИ в качестве целей были обозначены такие как: систематизация уже имеющихся знаний, обеспечение возможности обмена опытом и, как следствие, повышение квалификации, а также определение спектра потребностей и проблем, возникающих в работе юриста СМИ. Среди тех целей, которые ставили перед собой сами участники, лидирующие позиции занимала цель установления контактов, что представляется естественным, т.к. ее достижение в итоге способствует организации профессиональной взаимопомощи и профессиональному росту.
Ориентируясь на уровень правовой подготовленности участников этого семинара, ведущие в своих выступлениях по большей части делали акцент на примеры из судебной практики. Вопросы, поступающие из аудитории, были также основаны на коллизиях, возникающих в процессе ведения дел в судах. Из всего перечня тем, освящаемых на семинаре, самыми актуальными, с точки зрения участников, были «Основные особенности участия СМИ в избирательном процессе: необходимые документы» и «Авторское право в СМИ: объекты, виды и условия авторских договоров». Наименьший интерес, что полностью соответствовало прогнозу ведущих семинара, вызвала тема «Документы, необходимые для участия в судебном процессе со стороны истца, ответчика, потерпевшего и обвиняемого».
Кроме того, юристы оказались самыми активными участниками проведенных семинаров. Их дискуссии и споры по правовым проблемам продолжались и за рамками времени отведенного на семинарские занятия. Следствием благоприятной рабочей атмосферы и возможности неформального общения участников послужил факт проведения семинара в загородном пансионате, явившийся также и залогом его успеха.
В качестве целей семинаров для руководителей СМИ организаторы указали следующие: правовое просвещение участников и формирование у них представления о правовых аспектах деятельности редакций печатных СМИ; обучение основным навыкам работы с НПА и другими юридическими документами. Участники, в свою очередь, планировали: приобрести новые знания и умения; обменяться опытом с коллегами; установить новые контакты и, воспользовавшись случаем, получить юридическую консультацию по наболевшим вопросам.
С изменением целей семинаров для той или иной группы участников и акцентов при рассмотрении заявленных тем, условия практических заданий варьировались незначительно. Так, по теме «Основные особенности участия СМИ в избирательном процессе: необходимые документы» для закрепления полученных теоретических знаний по новому Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.02 г. и юристам и руководителям СМИ были розданы идентичные тексты спорных газетных публикаций. Поставленная задача - определить (со ссылкой на норму закона) какие из фрагментов предложенных текстов могут послужить причиной судебного разбирательства. Одинаковую успешность выполнения данных заданий и юристами и руководителями нельзя оставить без внимания. Такие результаты есть подтверждение и мастерства и квалификации ведущего, и понимания аудиторией реального прикладного характера темы.
Из всего спектра вопросов, заданных участниками семинаров для руководителей СМИ, можно сформировать некий перечень основных, т.е. тех, которые прозвучали и в Томске, и в Барнауле, и в Красноярске. Например, по теме «Авторское право в СМИ: объекты, виды и условия авторских договоров» участников интересовали такие вопросы как:
- Возможно ли заключение смешанного договора, содержащего в себе элементы и трудового и авторского договоров?
- Какие существуют способы защиты названия СМИ?
- Какие права на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежат работодателю, при условии, что автор произведения не является штатным работником организации, заинтересованной использовать его произведение и, какой договор будет наиболее приемлемым в данном случае для организации, а также какие условия необходимо в него включить?
- Какие действия следует предпринять для того, чтобы в случае спора доказать авторское право на свое произведение фотографу?
Примечательно то, что по такой теме, как «Основные положения устава и учредительного договора, возможные формы оформления взаимоотношений с учредителями, органами власти и пр.» на всех семинарах (включая и семинар для юристов) спрашивали о том, какие существуют возможные плюсы и минусы в ситуации при наличии единого Устава, регулирующего и правовое положение юридического лица и редакции и в ситуации, когда имеет место быть два разных документа - Устав юридического лица и Устав редакции.
Анализ итоговых анкет руководителей СМИ позволяет сделать вывод, что общая оценка актуальности той или иной темы зависит от преобладания представителей того или иного населенного пункта на семинаре. Например, на семинаре в г. Томске, где большая половина участников семинара была представлена жителями Томской области, самыми актуальными темами оказались «Гражданско-правовые договоры в деятельности СМИ: оказание услуг, подряд, купля-продажа, агентирование, комиссия, поручение, аренда, рекламные договоры» и «Налоговое законодательство: необходимые бухгалтерские документы, особенности взаимоотношений с налоговыми органами». На семинаре в г. Красноярске приоритет был отдан другим тематическим блокам: «Основные особенности участия СМИ в избирательном процессе: необходимые документы» и «Авторское право в СМИ: объекты, виды и условия авторских договоров». Для участников, присутствующих на семинаре в г. Барнауле, - «Основные положения устава и учредительного договора, возможные формы оформления взаимоотношений с учредителями, органами власти и пр.»; «Основные особенности участия СМИ в избирательном процессе: необходимые документы» и «Документы, необходимые для участия в судебном процессе со стороны истца, ответчика, потерпевшего и обвиняемого».
Организация семинаров для руководителей СМИ оказалась задачей не из легких. Подготовка к первому семинару для этой целевой группы велась особенно долго и тщательно, поскольку предполагалось, что его результат послужит своеобразным тестом эффективности выбранной стратегии планирования следующих семинаров. Несмотря на явный интерес к новым знаниям и опыту, некоторые руководители отказывались от участия ввиду большой, по их мнению, продолжительности мероприятия. Действительно, трехдневный семинар для иногородних автоматически становился пятидневным в виду их временных затрат на дорогу. Тем не менее, из устных отзывов участников и ответов на вопросы анкеты мы выяснили, что выбранная направленность семинаров, а также комплекс заявленных для рассмотрения на них проблемных тем, как никогда своевременны и злободневны.
Руководители СМИ, также как и юристы, оценили прошедшие семинары положительно. Отвечая на вопрос «Что Вам больше всего понравилось во время проведения семинаров?» представители этих двух аудиторий указывали следующие варианты: «подборка тем семинарских занятий»; «ведущие семинарских занятий»; «организация семинарских занятий».
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что мы добились главного - изменилось отношение представителей СМИ к состоянию документооборота в их редакциях, а также была осознана его неоспоримая роль в процессе существования редакции СМИ в качестве успешного хозяйствующего субъекта на медиа-рынке. Подтверждением данного обстоятельства явились опять же результаты проведенного анкетирования. Среди предложенных пяти вариантов ответов («да»; «скорее да, чем нет»; «скорее нет, чем да»; «нет»; «затрудняюсь ответить») на вопрос «Собираетесь ли Вы в Вашей организации проводить работу по приведению документов в соответствие с нормами законодательства?» преобладающее большинство участников выбрало позиции «да» и «скорее да, чем нет».
Естественным продолжением этого позитивного изменения стало поступление первых заявок на проведение правовой экспертизы документов редакций печатных СМИ, а, следовательно, произошел переход ко второму этапу работы по проекту. Теперь основной задачей для нас является квалифицированная помощь редакциям Сибирского региона в приведении внутренних документов в соответствие с действующим законодательством. В общем, работа предстоит сложная, интересная и, как выяснилось, необходимая.
Анна ЧУРИКОВА,
юрист Филиала Сибирского региона
Института развития прессы
Сводный аннотированный перечень
нормативно-правовых актов и обязательных
документов ТРК по разделу
«Регулирование правоотношений в сфере интеллектуальной собственности»
А). Международные и российские нормативные акты по авторскому праву и смежным правам и направлениям их унификации, деятельности международных организаций и выплате авторских вознаграждений
I. Международные нормы
1. Всемирная конвенция об авторском праве; заключена в Женеве 6.09.1952 г.
Обязывает каждое договаривающееся государство принять меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав и авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения, как-то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры. Устанавливает, что срок охраны произведений, на которые распространяется действие Конвенции, не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти. Определяет объем прав автора и др. вопросы.
2. Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, Рим, 26.10.1961 г.
Охраняет права артистов- исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Устанавливает условия предоставления каждым государством национального режима для телевещательных организаций: штаб квартира которых расположена в другом государстве; передача в эфир осуществляется со спутника, расположенного в другом государстве. Предоставляет вещательным организациям право разрешать или запрещать: ретранслировать свои передачи в эфир; запись своих передач и их воспроизведение.
3. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24.06.1994 г.).
Устанавливает условия взаимодействия России и Европейского сообщества.
4. Директивы ЕС:
а) № 89/552/ЕЕС от 3.10.1989 г. «О координации некоторых положений, установленных законами, инструкциями или административными актами государств-членов, относящихся к осуществлению телевизионного вещания»
В Директиве вводится понятие «программа» по отношению к передачам организаций эфирного вещания.
б) № 92/100/ЕЕС от 19.11.1992 г. «О праве на прокат и праве на предоставление в безвозмездное временное пользование, а также некоторых правах, относящихся к авторскому праву в области интеллектуальной собственности».
Директива обязывает государства предусматривать для организаций вещания исключительное право разрешать или запрещать записи их передач вне зависимости от того, передаются ли они по проводам или без проводов. Указывает, что распространитель по кабелю не имеет этого права, если он просто ретранслирует передачи вещательных организаций по кабелю. Положения Директивы были конкретизированы и уточнены в отношении исключений из предоставляемой вещательным организациям охраны в Директиве № 93/83/ЕЕС от 27.09.1993 г. «О согласовании некоторых норм авторского права и прав, относящихся к авторскому праву, применимых к эфирному вещанию через спутник и к ретрансляции по кабелю», а также в Директиве № 2001/29/ЕС от 19.11.1992 г. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе», которая установила исключительное право организаций вещания разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение записей их передач, которое может быть уступлено или предоставлено на основании лицензионного соглашения.
5. Конвенция об охране литературных и художественных произведений; заключена в Берне 09.09.1886 г. (пересмотренная в Париже 24.07.1971 г., измененная 2.10.1979 г.).
Страны, к которым применяется Конвенция, образуют Союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения, включая: литературные и художественные произведения; производные произведения; сборники; произведения прикладного искусства и промышленные образцы.
6. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности; подписана в Стокгольме 14.07.1967 г. и изменена 2.10.1979 г.)
Конвенцией учреждается Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности, имеющая целью содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией, а также обеспечивать административное сотрудничество.
7. Договоры ВОИС по исполнениям и фонограммам, и по авторскому праву (принят Дипломатической конференцией 20.12.1996 г.).
Договоры развивают положения ряда Конвенций в области охраны авторского права и смежных прав, в связи с появлением новых способов использования этих произведений, в частности, через Интернет.
8. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29.10.1971 г.
Устанавливает, что каждое государство - участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств - участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики.
9. Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24.09.1993 г.
О принятии необходимых мер для разработки и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Женевской конвенции об охране производителей фонограмм от неразрешенного воспроизведения их фонограмм, Римской конвенции об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм, организаций телерадиовещания. Государства - участники обязуются проводить совместную работу по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав и через свои компетентные организации будут содействовать разработке конкретных программ и мероприятий.
10. Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области кинематографии от 10.02.1995 г.
О сотрудничестве стран СНГ области производства и использования кинопродукции.
II. Российское законодательство
11. Инструкция Госкомиздата СССР от 3.07.1989 г. № 212 «О порядке проставления знака охраны авторского права на произведения литературы, науки и искусства, издаваемых в СССР».
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством и ст. III Всемирной конвенции об авторском праве практики применения знака охраны авторского права на произведениях науки, литературы и искусства утверждена Инструкция о порядке проставления знака охраны авторского права на произведениях науки, литературы и искусства, издаваемых в СССР , обязательная для всех издательств и организаций, наделенных правом издательской деятельности, независимо от ведомственного подчинения.
12. Постановление Правительства РФ от 3.11.1994 г. № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм».
О присоединении России к указанным Конвенциям и уведомлении о том, что действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием.
13. Закон РФ от 23.09.1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
Регулирует отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием программ для ЭВМ или баз данных. Устанавливает, что программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права, что программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных - как сборникам.
14. Закон РФ от 23.09.1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем».
Регулируют отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием топологий.
15. Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 396 «О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации».
Вводит регистрацию художественных, документальных, научно-популярных, учебных, мультипликационных кино- и видеофильмов, предназначенных для публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации на киноустановках, в киновидеотеатрах, видеосалонах и других залах независимо от форм собственности, для тиражирования в целях продажи, сдачи в прокат и аренду, распространения через видеотеки и прокатные пункты, а также трансляции по кабельному телевидению. Утверждает Положение о регистрации кино- и видеофильмов и Правила оформления и выдачи прокатных удостоверений на кино- и видеофильмы.
16. Закон РФ от 9.07.1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».
Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).
17. Постановление Верховного Совета РФ от 9.07.1993 г. № 5352-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
Устанавливает порядок введения в действие указанного Закона, регулирует отдельные вопросы, связанные с использованием объектов авторских прав в переходный период.
18. Указ Президента РФ от 7.10.1993 г. № 1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав».
Признает РАО правопреемником Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС) в отношении имущества и внебюджетных финансовых средств на всех рублевых и валютных счетах, а также, с согласия сторон, по договорам, заключенным РАИС или перешедшим к РАИС в порядке правопреемства, с российскими и зарубежными авторами, соглашениям с зарубежными авторско-правовыми организациями и иными юридическими лицами.
19. Письмо ВАС РФ от 19.10.1993 г. № С-13/ОСЗ-317 «В связи с принятием закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
Разъясняются нормы закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
20. Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».
Утверждены: Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений; Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат; Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства.
21. Постановление Правительства РФ от 17.05.1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)».
Утверждает: Положение о ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки), Ставки вознаграждения исполнителям за использование исполнения (постановки) путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю; Ставки вознаграждения исполнителям за воспроизведение и иное использование исполнения (постановки), включенного в фонограмму; Ставки вознаграждения исполнителям за воспроизведение, в том числе на промышленных изделиях, исполнения (постановки), включенного в аудиовизуальное произведение, программу интерактивного типа («мультимедиа») для электронно-вычислительных машин, сдачу экземпляров аудиовизуального произведения и программы для электронно-вычислительных машин в прокат; Ставки вознаграждения исполнителям за использование исполнения (постановки), включенного в фонограмму или аудиовизуальное произведение, при публичном исполнении (показе) в местах с платным и бесплатным входом.
22. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ.
Содержит ряд составов по отношениям в области средств массовой информации, в частности: ст. 144 «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов», ст.146 «Нарушение авторских и смежных прав», ст.182 «Заведомо ложная реклама», ст.242 «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов» и др.
23. Постановление Правительства РФ от 29.05.1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3.08.1992 г.».
Утверждены Минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г., за использование этих произведений путем передачи в эфир и по кабелю, воспроизведения (тиражирования) на всех видах материальных носителей и распространения (продажи, сдачи в прокат), а также путем их публичного показа. Установлен порядок их сбора и распределения.
24. Указ Президента РФ от 5.12.1998 г. № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения».
Устанавливает, что с 1.02.1999 г. выпуск для свободного обращения ввозимых на территорию Российской Федерации оборудования (за исключением профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях) и материальных носителей, используемых для воспроизведения в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения, осуществляется при условии выплаты участниками внешнеторговой деятельности - импортерами этих товаров - вознаграждения авторам произведений, исполнителям и производителям фонограмм за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения.
25. Письмо ГТК РФ от 30.01.1999 г. № 01-15/2519 «О мерах, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 05.12.1998 г. № 1471».
Доводит до сведения руководства таможенных органов об их праве осуществлять условный выпуск оборудования и материальных носителей, используемых для воспроизведения или звукозаписи произведения, после уплаты таможенных платежей при предоставлении импортером гарантий последующей уплаты авторского вознаграждения. Предлагается в качестве гарантий использовать письменное обязательство импортера о последующей уплате авторского вознаграждения, составленное в произвольной форме и содержащее в обязательном порядке реквизиты по прилагаемому перечню.
26. Постановление Правительства РФ от 13.05.2002 г. № 308 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале».
Утверждено Положение, устанавливающее порядок лицензирования деятельности, связанной с публичным показом аудиовизуальных произведений, осуществляемом в кинозале.
III. Судебная практика
1. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 г. № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
Содержит обзор судебной практики по рассмотрению споров, связанных с применением закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
Б). Нормативные акты по регистрации товарных знаков, их международно-правовой охране, патентным отношениям, а также структуре и полномочиях соответствующих государственных и иных органов и организаций в этой области
I. Международные нормы
1. Конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г. (Инструкция к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, принятой 1.04.1992 г. Ассамблеей и Комитетом директоров Специального союза по международной регистрации знаков (Мадридский союз)).
Устанавливает охрану объектов промышленной собственности - патентов на изобретения, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований и указаний происхождения или наименований места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.
2. Мадридское соглашение «О международной регистрации знаков» от 14.04.1891 г. (пересмотрено в Стокгольме 14.07.1967 г. и изменено 2.10.1979 г.).
Согласно соглашению, граждане каждой договаривающейся страны могут обеспечить во всех других странах - участницах Соглашения охрану своих знаков, применяемых для товаров или услуг и зарегистрированных в стране происхождения, путем подачи заявок на указанные знаки в Международное бюро интеллектуальной собственности. Соглашение устанавливает порядок и условия подачи соответствующих заявок.
3. Ниццкое соглашение «О международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков» от 15.06.1957 г.
Страны, к которым применяется Соглашение, образуют Специальный союз и принимают единую классификацию товаров и услуг для регистрации товарных знаков.
II. Российское законодательство
4. Закон РФ от 23.09.1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.
5. Закон РФ от 23.09.1992 г. № 3517-1 «Патентный закон».
Регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (далее по тексту также - объекты промышленной собственности.
6. Постановление Совета Министров РФ от 12.02.1993 г. № 122 «Об утверждении Положения о патентных поверенных».
Утверждает Положение о патентных поверенных, регулирующее отношения, связанные с профессиональной деятельностью патентных поверенных на территории Российской Федерации, которые могут выступать в качестве представителей организации при регистрации, например, товарного знака.
7. Постановление Правительства РФ от 12.08.1993 г. № 793 об утверждении Положения «О пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров».
Утверждает Положение, определяющее размеры взимаемых пошлин.
8. Приказ Комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам (Роспатент) от 16.09.1993 г. № 63 «Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в Российской Федерации, внесения изменений в регистрацию и свидетельства на товарный знак и знак обслуживания»
Устанавливают порядок подачи документов на продление срока действия регистрации товарного знака и др. вопросы.
9. Приказ Роспатента от 29.11.1995 г. «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания»
Утверждает Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 г. № ГКПИ 2001-944, 945 было отказано в удовлетворении жалобы о признании недействительным п. 6.4 Правил.
10. Указ Президента РФ от 11.09.1997 г.
№ 1008 «О Российском Агентстве по патентам и товарным знакам».
Правительству Российской Федерации предписано в месячный срок утвердить Положение о Российском агентстве по патентам и товарным, предусмотрев при этом выполнение Российским агентством по патентам и товарным знакам функций государственного патентного ведомства, а также функций агентства по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, установленных Законами Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
11. Постановление Правительства РФ от 19.09.1997 г. № 1203 «О Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему организациях».
Утверждает Положение о Российском агентстве по патентам и товарным знакам.
12. Постановление Правительства РФ от 30.03.1998 г. № 367 «Об утверждении Положения о Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам.
Образовывает в Российском агентстве по патентам и товарным знакам Высшую патентную палату в качестве постоянно действующего коллегиального органа этого Агентства, выполняющего впредь до принятия соответствующего законодательного акта Российской Федерации функции Высшей патентной палаты Российской Федерации и утверждает Положение о ней.
13. Приказ Роспатента от 17.04.1998 г. № 82 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение и отмене ранее действовавших Правил».
Утверждает Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение, изданные в соответствии со статьей 2 Патентного закона Российской Федерации и содержат разъяснения Государственного патентного ведомства Российской Федерации по применению Патентного закона Российской Федерации.
14. Приказ Роспатента от 17.03.2000 г. № 38 «Об утверждении Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации».
В целях более полной реализации положений статьи 6 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности утверждены Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации.
15. Приказ Роспатента от 23.03.2001 г. № 39 «Об утверждении рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений».
Утверждает Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, разработанные с целью методического обеспечения экспертизы заявленных обозначений в части, касающейся применения положений статей 1, 6, 10 Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
III. Судебная практика
1. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27.01.1997 г. № 11. «О некоторых вопросах подведомственности арбитражному суду споров, связанных с применением закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров».
Разъясняет что решение Апелляционной палаты Роспатента может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд. Споры, возникающие при заключении договора об уступке товарного знака или лицензионного договора на использование товарного знака подлежат рассмотрению арбитражным судом только в случае, когда в договоре или отдельном письменном соглашении сторон предусмотрена передача разногласий по договору на разрешение арбитражного суда.
В) Судебная практика
1. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»
2. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 ноября 1998 г. № 3900/98 При разрешении спора о признании исключительного имущественного права на использование программ телепередач суд пришел к правильному выводу о том, что данные телепрограммы не являются объектом авторского права, и отказал в применении мер защиты авторских прав. Судебные акты в части обязания ответчиков прекратить публикацию программ телепередач подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
3. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 декабря 2000 г. № КА-А40/5475-00 Договор в части передачи ответчику авторских прав на телефильм признан недействительным, поскольку передающее лицо не являлось правообладателем. Исходя из этого иск о запрете передачи в эфир спорного фильма удовлетворен
4. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 октября 1993 г. № С-13/ОСЗ-317 «Об авторском праве и смежных правах».
5. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2002 г. № 73-В02пр-2 Поскольку при разрешении спора о выплате авторского вознаграждения суд и последующие судебные инстанции применили недействующие нормативные акты, вынесенные ими судебные постановления не могут считаться законными.
6. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2000 г. «Решение суда об отказе в иске о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав отменено как постановленное с нарушением требований закона» (извлечение).
7. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 апреля 2000 г. № 295/00 «ОАО обратилось с иском о защите исключительного права на товарный знак, зарегистрированный на его имя; истец, претендующий на авторское право на дизайн-макет, должен был доказать, что авторское право перешло к нему от автора на законных основаниях и является исключительным».
8. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 1998 г. № 6961/97 Программа телепередач при отсутствии оригинальной формы ее подачи не образует самостоятельного произведения, а подпадает под понятие «сообщение о событиях и фактах, имеющее информационный характер», и поэтому не является объектом авторского права.
9. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2002 г. № КГ-А40/740-02 Отказ в иске об обязании ответчика прекратить действия, нарушающие исключительные авторские права истца, обоснован, поскольку передача исключительных имущественных прав автора не являлась предметом заключенного истцом агентского договора.
10. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 декабря 2001 г. № КГ-А40/7448-01 По делу о прекращении нарушения авторских прав и взыскании компенсации суду необходимо на основе правильного применения норм материального права определить объем передаваемых прав по лицензионным соглашениям, оценить соответствие документов действующему международному праву.
11. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 декабря 2001 г. № КГ-А41/7186-01 Суд правомерно взыскал в пользу истца компенсацию за нарушение исключительных смежных прав, так как ответчик своими действиями нарушил права законного обладателя.
12. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 декабря 2001 г. № КГ-А40/6920-01 Нарушение авторских прав подтверждено материалами дела, но поскольку истцом не подтвержден объем продаж объекта авторских прав, то размер компенсации определен судом соответственно размеру понесенных убытков в виде стоимости купленного им у ответчика произведения.
13. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 ноября 2001 г. №А33-4193/01-С3а-Ф02-2885/01-С1 В соответствии с подпунктом «к» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от налога на добавленную стоимость освобождается стоимость оборотов в виде вознаграждения, получаемого обладателем авторских прав на использование произведения от их приобретателя по авторскому договору.
14. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2001 г. № КГ-А40/2175-01 В связи с недоказанностью факта наличия у истца исключительных прав на использование спорного телефильма у суда не было оснований для удовлетворения требований истца о запрещении ответчикам совершать действия, связанные с использованием телефильма.
15. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 мая 2001 г. № КГ-А40/2118-01 Судом были ошибочно оценены доказательства и неправильно применена статья 486 ГК РСФСР при принятии решения о наличии у истца прав на фильмы телесериала, поскольку в суде не доказано, что истец получил авторские права от лица, являющегося правопреемником Киностудии.
16. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2001 г. № КА-А40/1086-00 При рассмотрении иска о взыскании суммы компенсации за нарушение авторских прав судом не исследованы фактические обстоятельства дела, такие, как наличие у истца имущественных прав, установление факта реализации контрафактной продукции и т.п.
17. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2001 г. № КА-А40/679-00 «Отказывая в иске о взыскание компенсации за нарушение авторских прав, выразившееся в продаже контрафактной аудиопродукции, суд необоснованно отклонил ходатайство истца о предоставлении дополнительных доказательств и в связи с этим не учел, что покупка контрафактной аудиокассеты у ответчика была произведена в присутствии свидетелей и оформлена чеком».
18. Постановление Президиума ВАС РФ от 19.05.98 № 2190/91 «О необоснованном удовлетворении иска о признании недействительным решения налоговой инспекции о применении финансовых санкций, т.к. от налога на добавленную стоимость освобождается получение авторских прав, а не их передача, следовательно, применение указанной льготы к денежным средствам, поступившим в связи с расчетами по оплате переданного авторского права законодательством не предусмотрено».
19. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.07.98 № 6073/97 «О необоснованном удовлетворении иска о взыскании дохода, полученного ответчиком вследствие нарушения исключительных авторских прав, т.к. судом нарушены нормы процессуального права».
20. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Кавказского Округа кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 9 ноября 1999 года; Дело № Ф08-2342/99
От редакции. Мы продолжаем публикацию в приложении «ЗиП - Правовая экспертиза» сводного тематического аннотированного перечня нормативно-правовых актов и обязательных документов для организаций СМИ по различным сферам их деятельности. Сами документы находятся на общедоступном сайте http://www.smi-audit.ru/, который регулярно обновляется и пополняется. Просьба замечания и предложения по содержанию перечня и самой базы документом присылать на адрес редакции.
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Вопрос.
Насколько соответствуют требованиям действующего трудового законодательства РФ нормы следующего пункта в тексте трудового договора, заключаемого с работниками нашей телекомпании?
«Пункт Х. Условия обучения (повышения квалификации) работника за счет средств работодателя или по направлению работодателя. В случае обучения (повышения квалификации) Работника за счет средств Работодателя или по направлению работодателя, Работник обязан отработать в Организации после обучения по условиям настоящего трудового договора не менее трех лет независимо от срока заключения настоящего трудового договора, а настоящий договор автоматически продлевается со дня окончания установленного срока обучения на срок три года плюс время отсутствия Работника по болезням, административным отпускам, отпускам по беременности,
отпускам по уходу за ребенком, учебным отпускам и может быть расторгнут только по добровольному соглашению сторон. Если трудовой договор расторгается досрочно по инициативе Работника или по причинам, оговоренным в ст.81 ТК, Работник обязан выплатить Работодателю сумму, равную десятикратной стоимости произведенного за счет средств Работодателя, или по направлению Работодателя обучения. Стоимость обучения, произведенного (не) за счет средств Работодателя, но по его направлению, определяется по среднестатистической стоимости аналогичного обучения, действительной в Москве и Московской области».
Ответ.
В соответствии с законодательством о труде работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд (ст.196 ТК РФ).
Но и работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем (ст. 197 ТК РФ).
Очевидно, что подготовка кадров входит в круг общих интересов работодателя и работника. Конкретизация их взаимоотношений в этой сфере должна быть закреплена либо непосредственно в трудовом договоре, либо в приложении к нему.
К сожалению, должен констатировать, что комментируемый пункт данного трудового договора, заключаемого компанией со своим сотрудником (сотрудниками) серьезно противоречит законодательству РФ о труде.
По общему правилу, в трудовом договоре могут предусматриваться условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст.57 ТК РФ).
Положения же, включенные в пункт X трудового договора, явно противоречат законодательству о труде.
Ст.249 ТК регулирует вопросы возмещения затрат, связанных с обучением работника. В соответствии с ней работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение за счет средств работодателя, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока , обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении работника за счет работодателя.
Нельзя ставить знак равенства между понятиями «за счет средств работодателя» или «по направлению работодателя» (как написано в трудовом договоре.
Законодательство не определяет максимального срока отработки. Да это и невозможно сделать на практике. В то же время, судебная практика (по аналогии) традиционно исходила из срока, который в свое время был установлена для молодых специалистов - выпускников вузов - 3 года. Но этот срок был установлен для отработки лица, получавшего высшее (или среднее специальное) образование за государственный счет. Но и тогда это срок не подлежал продлению ни по каким причинам. Женщина, родившая ребенка могла, практически, весь этот трехлетний срок посвятить воспитанию ребенка. Не вижу оснований для продления срока отработки и по причинам, предусмотренным в данном трудовом договоре. Уверен, что их не увидит и суд - в случае трудового спора.
Что касается «автоматического» продления срочного трудового договора на срок 3 года (срок отработки), то здесь следует уточнить несколько вопросов. Во-первых, надо выяснить вопрос о возможности вообще заключения срочного трудового как такового. Далеко не со всеми работниками они могут заключаться (см. ст.59 ТК). Во-вторых, если у работника закончился срок отработки. это вовсе не означает (в данном примере), что его можно уволить. В-третьих, уж совершенно неправомерна позиция, предусматривающая «продление» срока отработки. Болезнь есть болезнь, «декретный отпуск» есть «декретный» отпуск (со своими правовыми режимами - см. комментарий выше) и т.д.
Неправомерно и положение о компенсации в размере десятикратной стоимости обучения. Та же ст.249 ТК говорит об обязанности работника возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение за счет средств работодателя. Другое дело, что в эту сумму может быть включена не только собственно стоимость обучения, но и другие затраты (проезд, проживание, суточные и т.п.).
Совсем непонятно, что имеется в виду под термином «направление на обучение», но не за счет средств работодателя. Если он не платит, то и прав на компенсацию у него не возникает (ни по среднестатистической стоимости, ни по каким-либо иным способам подобного «расчета»).
Александр Куренной,
Доктор юридических наук, профессор,
декан факультета государственной службы
Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации
Вопрос:
В одном из выпусков нашей криминальной хроники сообщалось о зверском убийстве мужчины. Наш оператор заснял его лежащим вниз лицом в подъезде дома, не показав обезображенного до неузнаваемости лица. Корреспондент в закадровом комментарии, не называя фамилии убитого, сообщила, что «по словам задержанных, убитый якобы должен был одному из них большую сумму денег». По мнению вдовы убитого, эти сведения опорочили ее покойного мужа, поскольку тот крупных долгов никогда не имел. Учитывая «большой ущерб, нанесенный этим сюжетом чести и достоинству мужа», вдова предъявила нам иск о защите чести погибшего и компенсации ей морального вреда в размере 100.000 рублей. Каковы Ваши рекомендации?
Ответ:
Обязательным условием удовлетворения судом иска о защите чести и достоинства является установление того, что распространенные сведения кого-либо порочат. Причем, этот «кто-то» не должен быть абстрактным или неопределенным - в опубликованном материале должно содержаться достаточно четкое указание на конкретное лицо. Как следует из вопроса, убитый лежал лицом вниз и был «обезображен до неузнаваемости», крупным планом его в сюжете не показывали, поэтому даже хорошо знакомые с убитым люди не смогли бы однозначно узнать его по внешнему виду. Идентификация по фамилии также исключена, поскольку в программе она не называлась. Таким образом, журналистка предприняла все разумные меры к тому, чтобы речь в программе шла о факте убийства некоего человека без конкретного указания на его личность.
Другим обстоятельством, серьезно ослабляющим правовую позицию истца в этом деле, является сомнение в том, что распространенные сведения носили порочащий характер. Целый ряд законодательных актов и, в первую очередь, Гражданский кодекс РФ подробно регулирует отношения «должник-кредитор». В частности, статья 307 ГК РФ определяет эти правоотношения следующим образом: «в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности». По этой схеме выстроены отношения подавляющего большинства хозяйствующих субъектов: Сбербанк, например, является должником по отношению к своим кредиторам-вкладчикам; жильцы муниципальных квартир обязаны платить квартплату, следовательно, в свою очередь они выступают «должниками» перед соответствующими городскими органами и так далее. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что отношения «кредитор-должник» пронизывают каждодневную жизнь и сами по себе, с юридической точки зрения, не должны считаться порочащими ни по отношению к тому, кто должен, ни к тому, кто дал в долг.
В то же время, если содержащаяся в сюжете информация о долге убитого не соответствует действительности, вдова вправе обратиться к редакции с просьбой об опубликовании ответа (реплики, комментария), которое предусматривается статьей 46 Закона РФ «О средствах массовой информации» и пунктом 3 статьи 152 ГК РФ как раз для таких случаев.
Отдельным моментом, заслуживающим внимания в этом деле, является требование со стороны вдовы убитого о компенсации морального вреда. Сама по себе, вероятность того, что она действительно претерпевала моральные или физические страдания, переживала по поводу сюжета, незаслуженно якобы опорочившего ее мужа, достаточно велика. Почти во всех случаях, когда суды удовлетворяют иск о защите чести и достоинства, они присуждают истцу ту или иную сумму компенсации морального вреда, нанесенного ему недостоверной и порочащей публикацией. Но это происходит в тех случаях, когда истец и опороченное лицо - один и тот же человек. В данном же случае, (якобы) опорочили убитого мужчину, а иск о защите его чести и достоинства подала его вдова. Пункт 1 статьи 152 ГК подобное действие в чужом интересе разрешает: «по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти». Но понятие «защита чести и достоинства», использованное в данной норме не должно толковаться чересчур широко. Оно включает требование признать сведения не соответствующими действительности и опровергнуть их.
ГК РФ не предоставляет права на компенсацию морального вреда любым «заинтересованным лицам», поскольку в этом случае требовать деньги с телекомпании могли бы не только вдова, но и мать, дети, другие ближайшие родственники, не исключено, что и друзья убитого, «страдавшие» по поводу того, что его якобы опорочили и т.д. Однако, пункт 5 статьи 152 ГК РФ четко ограничивает круг тех, кто обладает правом «наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением» единственным субъектом - гражданином, «в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию». При этом статьи 151 ГК РФ прямо устанавливает, что основание для компенсации морального вреда возникает, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, посягающими на «его» честь и достоинство. О праве других лиц требовать компенсацию морального вреда данная статья не упоминает.
Федор Кравченко,
эксперт проекта «Правовая экспертиза»
(добровольный «Правовой аудит»)
Вопрос:
Добрый день!
На нашей телестудии (ТВ «Подлипки», г.Королёв М.О.) часто возникают вопросы, в основном касающиеся правовой стороны производства и размещения рекламы. Обращаемся к Вам с просьбой, если это возможно, проконсультировать нас по имеющимся вопросам. Заранее благодарим.
Магазин, специализирующийся на продаже спиртных напитков, размещает рекламу о торговой деятельности своей организации на нашем телеканале. Видеоролик, изготовленный нашей телестудией, включает в себя показ как самого здания, в котором располагается магазин, так и реализуемого в нём товара (витрины, стеллажи со спиртными напитками). Товар, предлагаемый магазином, состоит как из слабоалкогольных напитков (пиво и т.д.), так и из крепких спиртных напитков (водка, джин, виски и т.д.).
Вопрос: В соответствии с Федеральным Законом «О рекламе», ст.16, «реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени».
Предлагаемый нами видеоролик не подразумевает рекламу конкретно алкогольных напитков (как, например реклама пива «Клинского» и т.д.), а рекламирует магазин, занимающийся продажей спиртных напитков. Можем ли мы транслировать вышеуказанный видеоролик в дневное время и вечером до 22 часов? Не будет ли это противоречить Закону «О рекламе»?
С уважением,
Главный редактор ТВ «Подлипки»
Ответ:
В данном случае следует разграничить рекламу алкогольной продукции и рекламу магазина, торгующего ею. В первом случае объектом рекламы является определенная марка товара (группа товаров), во втором - юридическое лицо, занимающееся определенной деятельностью. Если рекламный ролик будет демонстрировать интерьер магазина, не исключено, что внимание зрителя может быть привлечено не только к самому магазину и его деятельности, но и к продукции, которую он реализует.
Реклама деятельности по реализации алкогольных напитков (то есть реклама торговых услуг) не запрещена, однако возможное расширительное толкование понятия «рекламы», данное Законом о рекламе, может привести к тому, что ролик, где будет показан интерьер магазина, будет признан рекламой алкогольной продукции.
В соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», «информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара» (п.16 Письма, курсив наш. - Институт проблем информационного права), а «вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела» (п.15). Последнее допускает свободу усмотрения контролирующего органа (МАП) в том, содержатся ли в определенном сюжете признаки рекламы какого-либо товара (то есть была ли она «призвана формировать или поддерживать интерес к этим... товарам... и способствовать их реализации»). Позиция МАП в этом вопросе может расходиться с намерениями рекламораспространителя и самого рекламодателя.
То, что ролик, по Вашему замыслу, «не подразумевает» рекламу спиртных напитков, может не убедить МАП. Как рекламораспространитель (ст.30 Закона о рекламе), телерадиокомпания в этом случае будет нести ответственность за нарушение в части средств распространения рекламы: реклама алкогольных напитков не просто ограничена на телевидении, но полностью (за исключением рекламы пива) запрещена с 1996 года (п.2 ст.33 Закона о рекламе). Данные действия могут повлечь ответственность, установленную законодательством. Согласно ст. 14.3. КоАП РФ, нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В случае, если Вы все же рискнете размещать рекламу магазина, следует также учесть, что в соответствии со ст.18 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 года розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию, так что при рекламе такого магазина в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию. Реклама товаров или реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, не допускается (п.3 ст.5 Закона о рекламе). Обязанность требовать предоставления лицензии возложена на рекламораспространителя (телерадиокомпанию) п.2 ст.22.
Группа юридического консультирования
Института проблем информационного права
Вопрос:
ГИБДД города предложило нашей телестудии сотрудничество. Предполагается еженедельно размещать в эфире информацию о злостных нарушителях правил дорожного движения. Причём указывая как фамилии этих нарушителей, так и сами нарушения (вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, без водительского удостоверения и т.д.). Фото нарушителей показывать не планируется.
Могут ли к нам предъявить претензии вышеуказанные нарушители? К примеру, на каком основании мы официально разглашаем эти сведения? Не будет ли данная информация нарушать прав этих людей, унижать их честь и достоинство и т.д.? Если претензии предъявить могут, то кто будет нести ответственность за разглашение данных сведений - Телестудия или ГИБДД?
И.Д.Самойлов
главный редактор ТК «Подлипки»
г.Королев МО
Ответ:
Лицо, совершившее правонарушение и привлеченное к ответственности сотрудниками ГИБДД, попадает в сферу публично-правовых отношений, что предполагает определенную степень открытости сведений о нем. На деле свидетелями их привлечения к ответственности может оказаться любой человек на улице, тем более пострадавший или иным образом вовлеченный в происшествие. Статистические сведения о фактах нарушений в ГИБДД не являются закрытой информацией, и она может быть получена по обоснованному запросу (можно уточнить это по положению о ГИБДД или чему-то подобному, у меня его нет при себе) заинтересованным лицом. Сведения, о который идет речь (имя гражданина и факт совершения им нарушения) не могут относится к категории конфиденциальной информации уже в силу того, что лицо совершило общественно опасное деяние, за которое предусмотрено административное взыскание.
Распространение данных сведений через СМИ не может быть квалифицировано как посягательство на честь и достоинство лиц в том случае, если эти сведения соответствуют действительности. Постановление Пленумов ВАС и ВС № 11 от 18 августа 1992 года по данному вопросу признает порочащими сведения, «содержащие утверждения о нарушении гражданином... действующего законодательства» (в том числе КоАП), если они не соответствуют действительности. Обнародование достоверной информации не влечет ответственности распространителя сведений, предусмотренной ст.152 ГК РФ. Данная статья возлагает такую ответственности именно на телекомпанию как распространителя сведений, поэтому она должна иметь в своем распоряжении необходимые документы. Освобождение от ответственности наступает только в случае оглашения официально оформленной сводки ГИБДД от имени уполномоченных лиц.
Однако последствия для телекомпании зависят от воли заинтересованного лица и содержания распространенной информации. Информация о факте нарушения ПДД затрагивает права и законные интересы гражданина, который может пожелать впоследствии дополнить данную информацию результатом административного разбирательства, в котором он был признан невиновным в происшествии, или уточнить состав нарушения и т.п. В таком случае гражданин вправе получить время для своего ответа в эфире телекомпании согласно ст.46 ЗСМИ. Журналисты должны также тщательно соотнести текст сообщений с протоколами ГИБДД и избегать окончательных выводов. В большинстве случаях ГИБДД вправе только составить протокол об административном правонарушении, в то время как в эфире его участник может быть «ошибочно» или «скоропалительно» назван его виновником. В случае, если производство по делу судом будет прекращено и в привлечении к ответственности отказано, гражданин вправе будет обратиться в редакцию или напрямую в суд с требованием об опровержении порочащих сведений. «Допустимой» является информация, отражающая ситуацию на момент распространения сведений, например, что в отношении определенного лица возбуждено дело об административном нарушении.
Яна СКЛЯРОВА
эксперт проекта «Правовая экспертиза» (добровольный «Правовой аудит»)
Вопрос:
Отдел кадров потерял мою трудовую книжку. Первая запись в ней была сделана ВУЗом, где я учился. Необходимо ли мне теперь ехать в другой город и просить восстановить запись (прошло 16 лет, и сменилось название института)? На ком лежит обязанность восстановить трудовую книжку? Несет ли отдел кадров какую-либо ответственность за утерю моей трудовой книжки?
Ответ:
В Вашем случае надлежит руководствоваться требованиями, установленными Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях (утверждена Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162, действует в ред. Постановлений Госкомтруда СССР от 02.08.85 № 252, от 31.03.87 № 201, от 19.10.90 № 412). Раздел 5 этой Инструкции («Дубликат трудовой книжки») предусматривает, что в случае утери Трудовой книжки не позднее чем через 15 дней после получения заявления работника администрация выдает ему другую трудовую книжку или вкладыш к ней (новых образцов) с надписью «Дубликат» в правом верхнем углу первой страницы.
Если работник до поступления на данное предприятие уже работал в качестве рабочего или служащего, то при заполнении дубликата трудовой книжки в разделе «Сведения о работе» в графе 3, прежде всего, вносится запись об общем стаже работы в качестве рабочего или служащего до поступления на данное предприятие, подтвержденном документами. Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения, на каком предприятии, в какие периоды времени и на каких должностях работал в прошлом владелец трудовой книжки. После этого общий стаж, подтвержденный надлежаще оформленными документами, записывается по отдельным периодам работы в следующем порядке: в графе 2 указывается дата приема на работу; в графе 3 пишется наименование предприятия, где работал рабочий или служащий, а также отдел и должность (работа), на которую был принят работник: «Принят или назначен в такой-то цех, отдел, подразделение, участок, производство» с указанием их конкретного наименования, а также наименования работы, профессии или должности и присвоенного разряда. Записи о наименовании работы, профессии или должности, на которую принят работник, производятся: для рабочих - в соответствии с наименованиями профессий, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих; для служащих - в соответствии с наименованиями должностей, указанных в Единой номенклатуре должностей служащих, или в соответствии со штатным расписанием. Если из представленных документов видно, что работник переводился на другую постоянную работу в том же предприятии, то об этом делается соответствующая запись. Затем в графе 2 записывается дата увольнения, а в графе 3 - причина увольнения, если в представленном работником документе имеются такие данные. В том случае, когда документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в документах сведения. В графе 4 указывается наименование, дата и номер документа, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате. Документы, подтверждающие стаж работы, возвращаются их владельцу. Администрация обязана оказать содействие работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы, предшествующий поступлению в данное предприятие.
Поскольку трудовую книжку утратили не Вы, а отдел кадров, именно на нем лежит обязанность получения документов, подтверждающих Ваш трудовой стаж. Вероятнее всего, отдел кадров Вашего предприятия направит запросы по месту Вашей предыдущей работы (учебы) и получит справки с соответствующими сведениями. Если Вы хотите, Вы можете (но не обязаны) оказать отделу кадров содействие в направлении таких запросов - например, предоставить названия и адреса организаций, в которых Вы учились и работали. При этом, разумеется, Вам, нет никакой необходимости ехать за справкой в институт в Самару.
Что касается норм Трудового кодекса, защищающих Ваши права и устанавливающих ответственность работодателя, то к ним, прежде всего, относится статья 234, которая устанавливает, что «работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате... задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки».
Для привлечения работодателя к ответственности Вам следует обратиться в комиссию по трудовым спорам, в Государственную инспекцию труда при Министерстве труда и социального развития РФ или в суд.
Федор Кравченко,
эксперт проекта «Правовая экспертиза»
(добровольный «Правовой аудит»)
От редакции. Мы продолжаем публикацию в приложении «ЗиП - Правовая экспертиза» ответы на наиболее типичные вопросы по правовым аспектам деятельности СМИ. Такого рода консультирование бесплатно проводится в рамках проекта «Правовая экспертиза». Желающие получить ответ на соответствующий тематике проекта юридический вопрос могут направить письмо в редакцию (по почте, по факсу или по электронной почте: consultant@medialaw.ru).
Описание предмета: «Региональное правотворчество»Региональное правотворчество - совокупность правовых норм регулирующих, деятельность регионов по руководству
обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих государственную волю правящего класса в
виде общеобязательных правил - правовых норм.
Литература - Кадровое дело. 100 рабочих ситуаций. – М.: Эксмо, 2012. – 400 с.
- Фред И.Хан. Библия рекламы. Бесценный кладезь информации для тех, кто хочет получить максимум от вложений в рекламу. – М.: НТ Пресс, 2006. – 672 с.
- Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибурская. Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии. – М.: Флинта, 2011. – 160 с.
- Н.В. Ралдугин. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. – М.: Издательство МГУ, 2001. – 80 с.
- Р.К. Надеев. Правовая экспертиза законопроектов в Государственной Думе. – М.: МГУ, 2005. – 80 с.
- М.В. Жижина. Юрист - представитель стороны при назначении криминалистической экспертизы документов в арбитражном процессе. – М.: Wolters Kluwer, 2010. – 208 с.
- Александр Игнатенко. Очерки истории российской рекламы. Книга 2. Реклама в печатных СМИ в XIX-XX вв. Борьба большевиков за контроль над СМИ и книжным рынком. Реклама городских развлечений. – СПб.: Алетейя, Историческая книга, 2014. – 128 с.
- Надежда Виноградова. Образ России в англо-американских печатных СМИ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 148 с.
- Галия Андержанова. Образ современной России в печатных СМИ западных стран. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 144 с.
- Дарья Юрьевна Мартынкина. Роль печатных СМИ в правовом просвещении населения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.
- Елена Валеева. Региональная медиасистема. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 224 с.
- С.Е.Казакова. Варианты технической экспертизы материалов документов в криминалистике. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 52 с.
- Инна Кацитадзе. Семантика определенности имен существительных в русских печатных СМИ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 52 с.
- Елена Сажина. Полемический дискурс печатных СМИ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 260 с.
- Мамитова Н.В. Правовая экспертиза рос. законодат.: Уч.-практ. пос./Н.В.Мамитова - М: Норма: НИЦ Инфра-М,2015-208с. – М.: , 2016. – с.
- В.Митрофанова, М.Финатова. Оформляем кадровые документы. – СПб.: Питер, 2018. – 416 с.
- И.Н. Подволоцкий. Технико-криминалистическая экспертиза документов. Учебное пособие. – М.: Норма, 2018. – 400 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|