Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Программы информатизации

Информатика и вычислительная техника

Программы информатизации

Государственные органы ведущих стран заняли чрезвычайно активную позицию в деле формирования информационного общества. На сегодня все ведущие страны мира сформулировали свою политику и стратегию его построения и развития.

Так, принятый в 1993 г. «План действий администрации США в области Национальной информационной инфраструктуры» (The National Information Infrastructure: Agenda for action) стал наиболее важной инициативой администрации Б. Клинтона - А. Гора. В июле 1994 г. комиссией Европейского сообщества был принят план действий «Европейский путь в информационное общество» (Europe's Way to the Information Society. An action plan) 4. В 1995 г. Финляндия разработала свою программу «Финский путь в информационное общество» (Finland's Way to the Information Society. The national strategy), в феврале 1996 г. в правительство ФРГ была представлена программа действий «Путь Германии в информационное общество» («Deutschlands Weg in die Informationsgesellschaft») 5.

В течение 90-х годов аналогичные программы были приняты большинством наиболее развитых государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и целым рядом развивающихся стран. К 2002 г. во многих государствах действовало уже второе или даже третье поколение подобных программ: после реализации первоначальных задач в области построения информационного общества в повестку дня ставились новые, более амбициозные.

Так, в 1999 г. был принят «Стратегический план Национальной администрации по телекоммуникации и информации США»6, в 2000 г. - очередная масштабная программа Европейского сообщества «eEurope»7, и процесс информатизации стал составным элементом всех стратегических программ развития систем образования, здравоохранения, транспорта, инновационного сектора экономики, модернизации государственного управления, структурной политики государства в области экономики.

Был создан ряд международных организаций, призванных содействовать построению информационного общества: Information Society Forum 8, European Survey of the Information Society (ESIS) 9, UNESCO Observatory of the Information Society 10, The Digital Opportunity Task Force (DOT Force) 11 и др. В июне 2000 г. на встрече «большой восьмерки» была принята Окинавская хартия глобального информационного общества, закрепившая на высоком политическом уровне приоритет развития социально-экономических, политических и культурных приложений информационных технологий 12. Из Окинавской декларации информационного общества: «Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, международного мира и стабильности».

В России до сих пор не принято «официальной» программы информационного общества, хотя существует сформулированная в 1999 г. «Концепция формирования информационного общества в России»13, носящая достаточно декларативный характер. В 2002 г. правительством была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия», ставящая своей задачей реализацию ряда предметных проектов по информатизации страны 14: «Целью программы является создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей».

Не претендуя на полный охват всей проблематики информационного общества, программа должна обеспечить реализацию приоритетных направлений: формирование системы пунктов общественного доступа к Интернету, подключение к информационным сетям органов государственного управления и организаций бюджетного сектора, подготовку специалистов в области информационных и коммуникационных технологий, совершенствование законодательства, создание механизмов, обеспечивающих координацию и эффективность всех бюджетных программ в области информатизации, и др. Предполагается, что результатом реализации «Электронной России» станет формирование инфраструктуры, обеспечивающей эффективность целого комплекса смежных отраслевых и территориальных программ в сфере информатизации.

В этой связи все более актуальным становится вопрос: что действительно нового могут принести информационные технологии? Что должны сделать государство и общественные организации, чтобы интуитивно ощущаемые перспективы использования информационных технологий не были выхолощены, не ограничились простой установкой компьютерной техники и подключением к информационным сетям и тривиальным «освоением» выделенных средств?

На наш взгляд, можно выделить два принципиальных направления анализа влияния информационных технологий: влияние на личность и влияние на социальные институты, организации, рынки, социальные сети, связанное в первую очередь с изменениями системы коммуникаций.

Личностный аспект

Для описания возможностей качественного и количественного воздействия информационных технологий на личностном уровне перспективным представляется использование методологии современной теории «человеческого капитала», рассматриваемого как совокупность производственных возможностей работников и формируемого путем инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека, его здоровье и, в первую очередь, образование.

Вклад информационных технологий в развитие системы образования и воспитания

Современные теории эндогенного экономического роста 15 отмечают высокий, более того, растущий вклад развития системы образования в увеличение объемов производства товаров и услуг в постиндустриальной экономике 16. Главным результатом экономической отдачи образования в теории человеческого капитала, вошедшей в «мейнстрим» экономической науки, считается прирост дохода (заработной платы) работника благодаря повышению его образовательного и профессионального уровня 17.

«Денежный доход от образования» выявляется как разность в пожизненных заработках тех, кто имеет разный уровень образования. При этом величина накопленного человеческого капитала может быть определена как сумма прямых издержек на образование и «недополученного дохода» человека в период, когда он учился, а не работал 18. Очевидно, что такой подход к расчету объема человеческого капитала- по затратам - не учитывает эффективности обучения, однако само по себе признание инвестиционного характера расходов на образование является ключевым 19.

Существует и другой поход к определению человеческого капитала, который описывается не через издержки, а через реально существующий запас знаний, способностей и, что представляется особенно важным, мотиваций человека 20.

Использование информационных технологий наряду с количественным эффектом снижения издержек на тиражирование образовательных программ (а значит, и с существенным подъемом минимального стандарта образования) в результате развития института дистанционного образования способствует многократному ускорению процесса разработки и внедрения инноваций в образовательные (и воспитательные) программы, а следовательно, росту их эффективности 21.

С учетом крайне низких предельных издержек распространения информации рост эффективности образовательной системы способен стать важнейшим элементом «догоняющей» стратегии постиндустриальной модернизации развивающихся и среднеразвитых стран 22, направленной на построение инновационно ориентированной модели экономики, получившей название «экономики, базирующейся на знаниях» (knowledge-based economy) 23.

Крайне интересным как с точки зрения перспектив экономического роста, так и решения более фундаментальных проблем развития общества представляется использование информационных технологий с целью повышения качества воспитания, которое можно интерпретировать как рост эндогенной, внутренней мотивации человека к общественно-полезной творческой и производительной деятельности, инструментом которой является эффективная педагогика 24.

В частности, перспективной представляется активизация в рамках системы школьного и внешкольного образования эффективной педагогической и воспитательной функции, например, с использованием опыта психологических групп 25, способной активизировать мотивационную структуру личности 26.

В настоящее время роль мотивации в экономическом процессе обычно анализируется путем изучения эффективности системы организационного управления. Поскольку эволюция теории и практики внутрифирменного менеджмента - крайне важный элемент экономического роста 27, представляется приоритетной необходимость качественного развития системы воспитания как с прагматической точки зрения ускорения экономического роста и снижения издержек асоциального поведения (преступности, наркомании и др.), так и прежде всего с учетом надэкономических, общегуманистических приоритетов. Развитие ИКТ, ни в коем случае не предопределяя совершенствование системы воспитания, тем не менее уже предоставляет возможность использовать такие эффективнейшие инструменты коммуникации, как стандартные технологии тематических интернет-порталов, веб-форумов и списков рассылки, для ускорения информационного взаимообмена, синтеза и распространения инновационных педагогических практик. Резюмируя, можно представить воздействие информационных технологий на рост человеческого капитала в виде следующих приоритетов:

рост соотношения цена - качество услуг образования за счет использования технологий дистанционного образования;

формирование на базе дистанционного образования системы непрерывного послевузовского образования 28;

повышение эффективности воспитательных элементов образования, способствующих развитию позитивных мотиваций человека.

Вклад информационных технологий в расширение

когнитивных способностей человека

Современной институциональной экономической теорией достаточно подробно изучена роль издержек на получение информации в качестве в качестве фактора недостаточной эффективности работы экономических рынков 29. Современные технологии электронной торговли в полном соответствии с экономической теорией обеспечивают рост эффективности экономических рынков за счет минимизации издержек потребителей на информацию о ценовых и качественных характеристиках интересующих их товаров.

Более того, за счет расширения инструментов поиска несистематизированной информации (сайты инернет-поиска и интернет-каталоги), принципиального упрощения доступа к персонализированной экспертной информации (ньюс-группы, веб-форумы) обеспечивается упрощение доступа людей к информации о различных возможностях: вакансиях, предложениях о сотрудничестве, участии в различного рода организациях, которые раньше распространялись преимущественно по непубличным, неформальным каналам, что дополнительно ограничивало социальную мобильность и усиливало степень социальной дифференциации. Таким образом, информационные технологии вносят прямой вклад в повышение качества жизни человека.

Методология измерения качества, которую разработали американские ученые А. Сен и М. Нуссбаум, основывается на двух базисных понятиях: возможность (capability) и функционирование (functioning). Вектор функционирования - это то, чего человеку удается достичь в обществе (образование, доход, здоровье, виды досуга), а возможность - это множество альтернативных векторов функционирований, из которых индивид может производить выбор. Последний индикатор отражает свободу выбора, которой обладает человек. Оба индикатора в совокупности определяют качество жизни в стране и могут являться критериями развития социального рыночного хозяйства 30.

Представляется очевидным, что вектор возможностей зависит не только от материального благосостояния, но и от интеллектуального и психологического потенциала каждого человека, его способности осознать, оценить, взвесить все богатство имеющихся перед ним альтернатив, и здесь Интернет позволяет осуществить качественный прорыв.

Таким образом, благодаря открываемому Интернетом упрощению доступа к информации, установлению новых контактов (ньюс-группы, веб-форумы), появлению возможностей включения и восприятия подходов различных субкультур человеку удается значительно расширить перечень воспринимаемых альтернатив (и более того - значительно расширить выбор стратегий оценки имеющихся альтернатив), расширить поле возможностей собственной идентичности и самопрезентации, что позволяет в максимальной степени вырваться из-под пресса статусных, возрастных и прочих барьеров и ограничений 31. Этот эффект хорошо соотносится с современными постмодернистскими теориями 32.

Содействие реализации основных психологических потребностей человека

В настоящее время исследователи подтверждают переход граждан современных развитых государств к постиндустриальной, точнее, постэкономической 33 системе ценностей, которая может быть представлена как сдвиг вверх в иерархии потребностей по А. Маслоу 34: рост значимости потребностей в принадлежности, признании и самоактуализации по мере удовлетворения первичных материальных потребностей. Этот фактор проявляется не только в росте объемов неоплачиваемой или частично оплачиваемой «волонтерской» деятельности в негосударственных некоммерческих организациях, но даже в таком коммерциализированном секторе экономики, как производство программного обеспечения 35.

Долгосрочная тенденция перехода к постэкономической системе ценностей позволяет говорить о перспективах повышения значимости Интернета в качестве инструмента установления эффективной коммуникации: во-первых, в качестве удобной среды как профессионального, так и неформального общения (потребность в принадлежности и признании), во-вторых, как образовательной среды и среды проявления общественной и социальной активности (потребность в самоактуализации). В обоих качествах Интернет проявляет себя как уникальное по эффективности средство и среда коммуникации.

Перечисленными направлениями (образование, познание, реализация психологических потребностей) воздействие новых информационных технологий на сознание человека не исчерпывается, однако именно они представляются наиболее значимыми для оценки перспектив общественной трансформации 36.

Непосредственное воздействие новых информационных технологий на сознание человека проявляется в первую очередь в значительном расширении его когнитивных и коммуникативных возможностей, создании новых возможностей для роста образования и самообразования, ускорения процессов самоактуализации и личностного роста. В экономическом смысле это воздействие можно интерпретировать как фактор ускоренного роста «человеческого капитала», а в психологическом и философском - как фактор, создающий новые возможности для саморазвития личности, повышения объективности воспринимаемой человеком картины мира.

Социальный аспект

Развитие новых информационных технологий и прежде всего Интернета приводит к росту «плотности» межличностных и межгрупповых коммуникаций, но что еще более важно - создает возможность изменения направлений потока этих коммуникаций, способного тем самым реально трансформировать социальную структуру общества. Подтверждением этого тезиса является плодотворность подходов современной социологической теории, рассматривающей общество как структуру, воспроизводящую себя через непрерывно возобновляемые коммуникации 37.

Для анализа социальных последствий распространения современных информационных технологий эффективным представляется использование современных экономических и социологических теорий «социального капитала»38, определяемого как «особенности социальной организации, такие, как доверие, социальные нормы, и сети, которые повышают эффективность общества через облегчение координации действий»39. Близка к этому определению социального капитала, сформулированному Р. Патнэмом, и дефиниция Ф. Фукуямы, определившего социальный капитал как «подтвержденные неформальные нормы, которые способствуют сотрудничеству между двумя или бульшим числом индивидуумов».

Анализ воздействий накопления социального капитала на общество традиционно проводится по двум направлениям. С одной стороны, акцент может делаться на влияние социального капитала на эффективность «коллективного действия», т. е. повышение эффективности выработки решений в области производства и распределения общественных благ 40. Так, в соответствии с определением М. Вулкока социальный капитал может рассматриваться по четырем основным показателям:

степени развития горизонтальных ассоциаций;

характеру социальных связей в пределах объединений;

характеру взаимодействия между гражданским обществом и государством;

качеству управления государственных учреждений 41.

С другой стороны, социальный капитал может рассматриваться с позиций повышения эффективности деятельности отдельных лиц (например, рост прибыли отдельного предпринимателя от установления коммуникации, предусматривающий высокий уровень доверия между контрагентами, вне связи с коллективными благами) 42.

Таким образом, социальный капитал составляет культурный компонент современных обществ, который в различных формах накапливался начиная с эпохи Просвещения благодаря учреждению институтов, установлению норм и принятию законов. Социальный капитал рассматривается как важный фактор эффективного функционирования современной экономики и условие стабильности либеральной демократии, а его построение, таким образом, становится задачей «второго поколения» социально-экономических реформ.

Был предложен ряд подходов для количественного анализа социального капитала. Р. Патнэм предложил измерять социальный капитал путем подсчета и суммирования групп в гражданском обществе, используя величину, которая изменяется во времени и характеризует членство в спортивных клубах, лигах, литературных обществах, политических клубах и т. п. Учитывая, что каждая группа характеризуется различным уровнем «внутреннего единства и коллективного действия», возникает необходимость в добавлении некоторого качественного коэффициента, позволяющего обеспечить «меру единства» и внутренние связи групп.

Ф. Фукуяма 43 рассматривал различные проявления социального капитала через призму концепции, известной как «радиус доверия». Ф. Фукуяма разделяет все группы, воплощающие социальный капитал, в соответствии с некоторым радиусом доверия, т. е. кругом людей, среди которых действуют совместные (кооперативные) нормы. Если социальный капитал группы производит «положительное впечатление» на окружающую среду, то радиус доверия может быть больше, чем сама группа. Возможно также, что радиус доверия будет меньше, чем членство в группе, как это происходит в больших организациях, которые способствуют выполнению совместных (кооперативных) норм только среди лидеров группы или постоянного штата. «Радиусы доверия могут присутствовать начиная от отношений между друзьями до неправительственных организаций и религиозных групп»44.

При изучении возможных направлений воздействия на социальный капитал современных технологий нами были выделены четыре ключевых направления:

расширение социальных возможностей личности по установлению и поддержанию коммуникаций;

упрощение формирования новых организаций и трансформация общества за счет роста их количества и масштабов в тех или иных секторах экономики и социальной жизни;

трансформация действующих организаций, связанная с распространением горизонтальной, сетевой системы коммуникации в противовес коммуникации иерархичной;

распространение сетевой формы организации, альтернативной как фирме, так и рынку.

Расширение возможностей социальной

коммуникации личности

При исследовании социальных возможностей, открывающихся в связи с распространением интернет-технологий, эффективным является использование подходов анализа социальных сетей (social network analysis), активно развивающегося направления современной социологии.

Сеть социальных взаимодействий состоит из социальных акторов и взаимосвязей между ними. Она может быть проанализирована различными методами теории графов, теории информации, математической статистики. В отличие от классических методов анализа, которые исследуют индивидуальные свойства объектов, основная цель анализа сетей - исследование взаимодействий между социальными объектами (акторами) и выявление условий возникновения этих взаимодействий 45.

Впервые концепция социальной сети была введена в научный оборот как аналитическое понятие в 1954 г. Д. Барнесом 46. В своей работе он характеризует социальную сеть следующим образом: «Каждый человек имеет определенный круг друзей, и эти друзья, в свою очередь, имеют собственных друзей. Некоторые из друзей одного человека знают друг друга, другие нет. Я счел удобным говорить о такого рода социальных полях как о сетях. Под этим мне видится система точек, некоторые из которых соединены между собой. Точками этой системы являются люди, и линии соединения этих точек указывают, какие люди взаимодействуют друг с другом»47.

Необходимость измерения насыщенности сети связями привела к разработке К. Митчелом и Д. Барнесом понятия «плотности» (density). Плотность сети определяется соотношением всех возможных прямых связей и фактически существующих, т. е. показывает, в какой мере люди, связанные с неким лицом А, поддерживают контакты между собой.

Развитие интернет-технологий значительно расширяет за счет снижения издержек и изменения характера коммуникаций зону контактов практически каждого пользователя, тем самым повышая его «личный» социальный капитал. Такие технологии, как ньюс-группы, веб-форумы, чаты, уже сейчас эффективно обеспечивают стремительное повышение плотности связей там, где ранее наблюдался дефицит каналов коммуникации,- в некоммерческих, досуговых, спортивных организациях. С другой стороны, новые информационные технологии до минимума снижают «порог входа» для установления новых коммуникаций, расширения числа друзей и знакомых, эффективно способствуя преодолению эффекта отчужденности, характерного для современных урбанизированных городов.

Распространение «отраслевых» интернет-ресурсов способствует также расширению неформальных контактов, значимым следствием которого становится более демократичная процедура распространения информации о вакансиях, не попадающей обычно на открытый рынок рабочей силы.

Формирование новых организаций

Снижение издержек формирования новых организаций, связанное с распространением Интернета и накоплением опыта работы с ним, станет фактором наращивания числа новых некоммерческих организаций. Вместе с тем очевидно, что целенаправленными усилиями этот процесс может быть ускорен, например, за счет оказания соответствующих консультационных услуг 48. Это позволит эффективно влиять на формирование новых организаций с заранее заданными свойствами, увеличивая социальный капитал общества.

Интернет, позволяя через удешевление коммуникаций принципиально упростить процесс формирования организаций самых разнообразных масштабов и направленности, максимально децентрализует возможности социального проектирования. Наиболее очевидные инструменты социального проектирования - интернет-сайты и интернет-форумы, позволяющие проектировать социальные сообщества с практически любыми заданными характеристиками (образовательными, возрастными, профессиональными и т. д.).

Создание интернет-ресурсов часто носит коммерческий характер, предположительно окупаясь за счет размещаемой на сайтах баннерной или иной рекламы. При этом формирование устойчивых сообществ пользователей («комьюнити») вокруг тематически четко очерченного сайта получило наибольшее развитие в сфере маркетинга (идеальная сегментация рынка) 49.

Однако не меньший интерес представляет формирование «комьюнити» вокруг некоммерческих ресурсов - научных, образовательных, политических, правозащитных, досуговых. Фактически они уже стали ядрами кристаллизации и развития реально работающих институтов гражданского общества. Создание интернет-ресурсов оказывается значительно более эффективным инструментом формирования географически распределенных организаций по сравнению с традиционными СМИ: минимальные издержки на создание и поддержку, а также на рекламу при максимальной обратной связи 50.

В политическом аспекте снижение издержек формирования и поддержания деятельности новых организаций фактически снижает издержки участия в политической деятельности, упрощая создание «групп политического действия» и увеличивая их число, а также демократизируя участие в лоббистской деятельности (политическом процессе) для самых широких кругов избирателей 51.

Трансформация организаций

В отличие от большинства рынков, где существующая конкуренция обеспечивает выживание наиболее эффективных фирм, для организаций, которые действуют в монополистическом секторе или, скажем, в сфере государственного управления, такие стимулы отсутствуют. Поэтому если большинство фирм рыночного сектора вынуждено воспринимать наиболее эффективные модели и методы менеджмента, то для организаций, лишенных конкурентного давления, таких стимулов может и не быть.

Как показывают экономические исследования, резерв организационных инноваций в качестве источника повышения эффективности предприятий высок. В соответствии с расчетами эффект преодоления «X-неэффективности» (потери от неиспользования резервов повышения эффективности менеджмента) оказывается очень значительным, существенно превышая, например, потери от протекционистской тарифной политики, проводимой на макроуровне 52.

В настоящее время именно рост эффективности факторов, связанных с повышением эффективности управления (мотивационных и коммуникационных), оказывается одним из основных рычагов продолжающегося роста производительности труда, который не может быть объяснен исключительно технологическими нововведениями, связанными с материальным производством, что, в частности, косвенно отражается в высокой рыночной капитализации современных предприятий в странах ОЭСР, значительно превышающей стоимость их материальных активов.

За счет обеспечиваемой корпоративными информационными системами гибкости коммуникационных контактов создаются предпосылки для максимально полного использования возможностей, навыков, знаний, контактов, информации сотрудников, во многом берущих на себя функции «предпринимателей-инноваторов». В связи с этим удается значительно повысить конкурентные преимущества фирм. Фактически речь идет об очередном этапе эволюционной перестройки «базовой» модели корпоративного менеджмента 53.

В этой связи целесообразно изучить опыт наиболее передовых изменений в менеджменте, связанный с использованием информационных технологий, таких, например, как технологии управления знаниями (knowledge management). Целенаправленное внедрение этих изменений в неконкурентный сектор экономики и госуправление находит отражение в проводимых реформах государственной службы и административных реформах большинства развитых стран.

Информатизация органов власти - один из основных элементов реформы госуправления, проводимой в 80-90-х годах и начале XXI в. в большинстве развитых стран и стран с переходной экономикой 54.

Основная цель осуществляемых административных реформ - повысить эффективность государственного аппарата до уровня коммерческих фирм, обеспечив переход от государственного администрирования к государственному менеджменту 55. На первый план выходят организационная гибкость, управление инновациями, децентрализация, значительная свобода действий персонала 56. На смену традиционной бюрократической зависимости и иерархической подчиненности приходит принцип автономии и ответственности за выполнение основной миссии, возложенной на государственные структуры. Характеризуя основные направления реформы административного управления, можно выделить 57, во-первых, повышение эффективности работы госаппарата и предоставление населению более качественных услуг, во-вторых, налаживание многосторонних связей между государством и гражданским обществом, привлечение населения к управлению общественными делами.

Эти задачи взаимосвязаны. Действительно, для контроля за эффективностью государственных услуг требуется обеспечение обратной связи с их пользователями - населением. При этом наиболее результативным инструментом осуществления такой связи является интерактивность - использование интернет-технологий.

Использование новых информационных технологий оказывается эффективным инструментом обеспечения прозрачности, транспарентности, а значит, и снижения стоимости государственных закупок, сокращения издержек предоставления ряда государственных услуг населению. Их применение эффективно для повышения результативности взаимодействия органов государственного управления как между собой (система электронного документооборота, интранет), так и с частными фирмами и общественными организациями 58.

В настоящее время внедрение этих технологий по-прежнему сдерживается проблемой стимулов - недостаточной заинтересованностью органов управления в их использовании. Подобно тому, как несовершенство административной системы управления тормозит экономический рост, так и вызванный этим несовершенством дефицит стимулов к использованию информационных технологий увеличивает «цифровой разрыв».

Бессмысленно рассматривать широкое внедрение элементов «электронного правительства» без учета пакета административных реформ и реформы государственной службы, столь же неэффективно планировать реализацию таких реформ без учета подтвержденных зарубежной практикой широких возможностей современных информационных технологий. С другой стороны, только в общем контексте проблемы модернизации системы государственного управления и следует рассматривать перспективы реализации концепции «электронного правительства» - «e-government»59 в современных условиях.

Сетевые организации

Эффективность и сама возможность активной совместной деятельности между членами интернет-комьюнити зависит от уровня доверия между участниками сети, от этого же зависит в конечном счете и величина общественного социального капитала.

В этих условиях перспективным является целенаправленное конструирование специальных сетевых организаций, призванных обеспечить принципиально бульшую эффективность межличностного общения по сравнению с обычными для Интернета более или менее стихийными механизмами взаимодействия - онлайн-конференциями, чатами, списками рассылки, веб-форумами и др.

Основные характеристики сетевой (не обязательно онлайновой) организации можно найти в работах М. Чучкевича 60. Учитывая принципиальную важность рассмотрения структуры сетевой организации, изложим ее концепцию максимально подробно.

За основание примем следующее определение: сетевая организация - это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординировано и продолжительно для достижения согласованных целей и имеющих общие корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру. Можно выделить пять основных характеристик сетевой организации (сети).

1. Независимость членов сети. Признаком перехода от вертикально или горизонтально интегрированной бюрократии к сетевой организации является то, что члены организации имеют степень свободы, достаточную для возможности определить приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности и нести ответственность за конечный результат.

При этом в отличие от членов организации, действующих в рамках иерархии и несущих ответственность перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне, в организациях сетевого типа характерен преимущественно тип ответственности «перед самим собой» за собственный успех и результат достижения самостоятельно поставленной цели.

2. Множественность лидеров. Понятие лидерства в сети не совпадает с лидерством в организациях иерархического типа. Лидер в сетевой организации - любой человек или компания, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или иного ресурса, актуального и важного для работы сети в данное конкретное время. Вторым необходимым условием лидерства является готовность члена сети к использованию своего ресурса для достижения общих целей сети (параллельно с реализацией собственных целей).

Такое определение в сетевой организации обеспечивает реальную множественность лидеров, отличая ее от организации иерархического типа. В организациях сетевого типа система лидерства носит изменяющийся характер, что определяется изменяющимся сочетанием ресурсов, используемых сетевой организацией.

3. Объединяющая цель. В сетевых организациях объединяющая цель строится на индивидуальном интересе каждого члена сети, недостижимом вне сети. Как правило, объединяющая цель основана на заинтересованности членов сети в использовании совместных статусных, маркетинговых и информационных ресурсов. Объединяющая цель сетевой организации должна подразумевать механизм удовлетворения потребностей.

4. Добровольность связей. Принцип добровольности связей логически вытекает из принципа независимости членов сети и делает возможным гибкое изменение структуры и состава сети, быстрое изменение объема ресурсов в сети.

5. Множественность уровней взаимодействия. В сети взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности во взаимодействии - каждый может взаимодействовать с каждым напрямую, что обеспечивает максимальную эффективность взаимодействия в рамках сети по сравнению с административными организациями.

Функциональную идеологию сетевой организации можно охарактеризовать как конкурентное сотрудничество, позволяющее сохранять стимулы к развитию, связанные с конкуренцией между участниками сети, в сочетании с интенсификацией сотрудничества в тех направлениях, где оно взаимовыгодно.

Важными характеристиками сетевой организации являются ее гибкость по отношению к типам социальных объектов, входящим в ее состав, и возможность включать в себя конкретных людей, единичные организации, группы организаций в любых сочетаниях.

Повышенную эффективность и результативность деятельности в рамках сетевой организации обеспечивает феномен «сетевого рычага». Каждый из членов сети имеет небольшой, но качественный ресурс и предоставляет в распоряжение сети весь этот ресурс или его часть.

В результате формируется общесетевой потенциально единый ресурс, наличие которого позволяет каждому члену сети строить отношения со своим клиентом, исходя из наличия в его распоряжении всего общесетевого объема данного ресурса. Обоснованность такого подхода опирается на функциональную конвенцию, заключаемую всеми членами сети - о предоставлении своей части общественного ресурса в распоряжение любого из членов сети на заранее оговоренных условиях.

Предоставляя для формирования корпоративного ресурса часть личного ресурса через договоренность о порядке его использования в случае необходимости, каждый член сети получает в свое распоряжение на порядок больший объем корпоративного ресурса.

В числе основных типов ресурсных рычагов, доступных в рамках сетевых организаций, выделяются следующие.

1. Статусный рычаг. Вступая в сетевую организацию, ее участники фактически объединяют свой деловой статус (реноме, факт наличия престижных заказчиков, опыт звучных успешных проектов), что позволяет каждой фирме использовать «консолидированный» статус сети, более высокий, чем статус каждой конкретной организации. При этом «общесетевой» корпоративный статус по отношению к каждому участнику сети применим и легитимен. В результате, внеся лишь небольшой посильный вклад в корпоративный статус сетевой организации, каждый из ее членов получает возможность преодолеть рыночный барьер благодаря использованию консолидированного статуса сети.

2. Информационный рычаг, построенный по той же схеме, что и статусный. Каждый член сети декларирует свои основные информационные ресурсы и источники и определяет по согласованию с другими членами сети принципы их использования в общих целях сети или в интересах конкретных членов сети. В результате информационный потенциал рядовых членов сетевой организации существенно повышается без значительных дополнительных затрат.

3. Коммуникационный рычаг, представляющий собой расширение коммуникационной инфраструктуры в техническом и географическом смысле этого слова, расширение возможностей доступа, вступления в коммуникацию с теми или иными социальными акторами.

4. Ресурсный рычаг, предполагающий объединение различных типов материальных ресурсов членов сети ради достижения совместной цели, например, формирование совместного исследовательского бюджета, проведение рекламной кампании, содержание представительств на стратегически важных территориях. Эффект экономии от масштаба деятельности позволяет даже небольшим фирмам преодолеть материальный ресурсный барьер.

Коренное отличие, которым обладают сетевые организации по сравнению с традиционными «неформальными» лоббистскими сетями, - открытость их деятельности для участия различных граждан. За счет «открытия» частных, неформальных сетей, их постепенного замещения или поглощению публичными сетевыми организациями произойдет демократизация социальной структуры через возникновение доступа к неформальных сетевым контактам.

Таким образом, видятся три ключевых результата развития сетевых организаций.

Во-первых, это создание прозрачного интерфейса взаимодействия политических органов власти с общественными организациями, потребность в котором проявилась при созыве Гражданского форума 21-22 ноября 2001 г. в Москве. Сетевые организации, объединяющие экспертов различного профиля, могут стать важнейшим участником политической жизни, выступая в качестве ответственного оппонента или, точнее, дискуссанта при обсуждении правительственных инициатив в социальной и экономической сферах, сопоставимого по мощи с «материально заинтересованными» лоббистскими организациями.

Во-вторых, это демократизация рынка труда: в условиях, когда доступ к вакансиям зависит от неформальных связей, произойдет расширение поля людей, охваченных такими связями.

В-третьих, это ускоренное наращивание масштабов третьего сектора через формирование информационной инфраструктуры поиска единомышленников и коллег и развитие культуры сетевого взаимодействия.

Перспективы роста влияния и значимости сетевых некоммерческих организаций особенно возрастают в связи с наблюдаемым переходом граждан современных развитых государств к постиндустриальной, точнее постэкономической 61 системе ценностей, которая представляет сдвиг вверх в иерархии потребностей по А. Маслоу. Следствием этого сдвига является рост некоммерческой социальной активности, проявляющийся в развитии волонтерских, некоммерческих организаций. Таким образом, сетевые некоммерческие организации находятся на пересечении двух социальных волн: распространения сетевой (горизонтальной, географически децентрализованной) формы деятельности и подъема третьего сектора экономики в целом.

Учитывая тенденцию интенсификации международных связей, «глобализации», мы имеем основание смело прогнозировать ускоренное развитие международных некоммерческих сетей 62. Их развитие может стать альтернативой или дополнением к процессам международной интеграции на правительственном уровне. Например, если предположить, что в вопросах выделения средств на международные программы содействия развитию (благотворительность) правительства демократических стран руководствуются позицией «медианного избирателя», то для более альтруистически настроенной части общества естественным будет идти к самоорганизации на неправительственном уровне 63.

Сетевые организации: социальный институт информационного общества

Как было показано выше, социальная технология формирования сетевых организаций позволяет увеличить социальный капитал общества через механизм расширенного «производства доверия». Это достижение доверия обеспечивается за счет развития и укрепления сети неформальных контактов в максимально широких профессиональных, образовательных и культурных слоях общества. Накладываясь на новые технологические возможности, Интернет облегчает формирование новых коммуникационных связей. Это позволяет существенно повысить эффективность механизмов общественной самоорганизации, ускорить формирование и развитие гражданского общества. Распространение сетевой формы организации начинает играть все бульшую роль и в политике 64, и в экономическом и культурном развитии.

Так, среди крупнейших сетевых организаций следует назвать «Global Development Network» и «Global Lerning Network», созданные при участии Всемирного банка. В мире функционируют сотни гуманитарных исследовательских, а также культурных сетей. Сегодня только в Европе насчитывается более 150 культурных сетей, объединяющих организации, арт-менеджеров, творческие личности и коллективы, являющиеся основным ресурсом международных партнерских проектов в сфере культуры. К числу наиболее крупных относятся Европейская компьютерная сеть искусств (ECNA), Европейская сеть культурных центров (ENCC), Европейская сеть информационных центров исполнительских искусств (ENICPA) и др. 65

Подробный анализ роли глобальных сетей содержится в исследовании Вольфганга Х. Райнике и Фрэнсиса Денга «Критический выбор: ООН, глобальные сети и будущее глобального управления»66. В этой книге рассматривается деятельность глобальной экологической сети (Global Environmental Facilities), глобальной антикоррупционной сетевой организации (Transparency International), инициативы по борьбе с малярией (Roll-Back Malaria Initiative), международной кампании за запрет противопехотных мин и др. Основной вывод авторов: глобальные сети являются перспективнейшим социальным институтом, обеспечивающим взаимодействие трех секторов экономики и общества: государства, бизнеса, «некоммерческих организаций "третьего сектора"». Ведущую роль в глобальном сетевом менеджменте, по мнению В. Х. Райнике и Ф. Денга, способна сыграть ООН, которая должна сотрудничать с глобальными политическими сетями, поддерживать их создание, повышать их эффективность и способствовать участию в их деятельности государственных и негосударственных структур.

Широко известным примером устойчивых сетевых организаций подобного рода является объединяющее десятки тысяч участников из многих стран сообщество программистов «Linux». Мотивацией к участию в подобной организации наряду с альтруистическими соображениями является приращение профессиональной репутации и статуса.

Опыт функционирования крупнейшей международной некоммерческой компьютерной сети FIDO-Net, обеспечивающей бесплатный информационный обмен по меньшей мере нескольких сотен тысяч человек, показывает, что сочетание альтруистических стимулов и стимулов повышения социального престижа способно обеспечить устойчивое функционирование крупнейшего инфраструктурного некоммерческого проекта.

Успешные практические примеры реализации подобных сетевых некоммерческих проектов позволяют говорить о новом вызове - создании эффективной сети гражданских, профессиональных, научных и прочих сетевых некоммерческих организаций, ставящих своей целью реализацию столь же масштабных проектов, включающих реализацию программы институциональных изменений в социальной сфере.

Благодаря сетевому рычагу, максимально эффективно проявляющемуся в организациях с хорошо налаженной информационной инфраструктурой и устойчивыми правилами взаимодействия, институт «сетевых организаций» в ряде вопросов более эффективен как по сравнению с традиционными сетями личных связей, так и обычных онлайн-конференций и веб-форумов, не имеющих организационного статуса. Можно говорить о потребности в социальном конструировании различных институционализированных форм сетевой организации, в наибольшей степени сочетающих простоту вхождения в коммуникации, свойственную интернет-технологиям, с механизмами обеспечения реализации формальных и неформальных правил сети.

Одной из ключевых задач, которые способны решать сетевые организации, является реализация процесса «управления знаниями» (knowledge management) в практике решения ключевых социально-экономических проблем, эффективное аккумулирование и распространение «рассеянной» информации о лучшем опыте в различных предметных областях, профильных для данной организации.

Формирование подобных сетевых сообществ экспертов может быть реализовано через создание в Интернете специализированных информационных ресурсов, обобщающих опыт и практику деятельности региональных и местных органов власти, учреждений бюджетной сферы, организаций «третьего сектора»67.

Деятельность таких порталов способно обеспечить быстрый рост компетенции органов власти и различного уровня некоммерческих и общественных организаций, высокую степень эффективности взаимодействия, что не может не повлиять положительно на скорость и успешность реализации социально-экономических реформ в стране. Наряду с общим ускорением процесса распространения инноваций тематические интернет-порталы и созданные на их базе сетевые организации экспертов способны стать важнейшим фактором повышения эффективности механизмов выработки и принятия решений органами власти за счет снижении издержек доступа политиков и избирателей к хорошо структурированной и актуальной экспертной информации 68.

Заключение

Неологизм «информационное общество», в последнее время часто рассматриваемый как рекламный слоган продвигающих свою продукцию компаний - производителей компьютерной техники и программного обеспечения, на самом деле несет значительно бульшую смысловую и эмоциональную нагрузку. Обычно под ним подразумевают более демократичное, свободное, образованное и справедливое постиндустриальное общество, в котором информационные технологии рассматриваются в качестве вспомогательного высокоэффективного инструмента. Однако возможности новых информационных технологий будут реализованы не сами по себе, а при осознанном желании и воле трансформировать политическую, экономическую и образовательную системы.

Теории человеческого и социального капитала позволяют достаточно четко определить выбор областей, которым должно быть уделено особенно пристальное внимание с точки зрения поиска наиболее эффективных форм использования информационных технологий. Во-первых, необходимо максимально активно использовать потенциал ИКТ в модернизации образовательной системы и формировании эффективных институтов школьного и внешкольного воспитания. Во-вторых, требуется обеспечить увеличение числа и масштабов деятельности организаций третьего сектора экономики, а также реформирование системы управления в действующих организациях бизнеса и государственной службы (административная реформа), также связанных с активным использованием ИКТ.

Примечания

1 Алексеева И. Возникновение идеологии информационного общества (http://www. iis. ru/events/19981130/alexeeva. ru. html).

2 Тоффлер Э. Шок Будущего. - М., 2001; Он же. Третья Волна. - М., 1999; Он же. Метаморфозы власти. - М., 2001; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М., 1999.

3 Шадрин А. Трансформация экономических и социально-политических институтов и переход к информационному обществу // Государство, экономика, общество: аспекты взаимодействия / Моск. обществ. науч. фонд. - М., 2000. - С. 110-134 (http://rvles. ieie. nsc. ru/parinov/artem1. htm).

4 Мелюхин И. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М., 1999.

5 Подробнейший анализ программ развития информационного общества в странах ЕС содержится в исследовании «Public Strategies for the Information Society in the Member States of the European Union» (http://europa. eu. int/ISPO/esis/default. htm).

6 The National Telecommunications and Information Administration: Strategic Plan 1999-2004 (http://www. ntia. doc. gov/ntiahome/fy1999/strategicplan1999. html).

7 http://europa. eu. int/information_society/eeurope/index_en. htm.

8 http://europa. eu. int/ISPO/policy/isf.

9 http://europa. eu. int/ISPO/intcoop/i_esis. html.

10 http://www. unesco. org/webworld/observatory/index. shtml.

11 http://www. dotforce. org.

12 http://www. iis. ru/events/okinawa/charter. ru. html.

13 http://www. iis. ru/library/riss/riss. ru. html.

14 http://www. hse. ru/~erussia/default. htm.

15 См.: Lucas R. On the mechanics of economic development // J. of Monetary Economics. - 1988. - 22; Romer P. Endogenous technological change // J. of Political Economy. - 1990. - 98 (5). - P. 2. - P. 71-102; Aghion P., Howitt P. Endogenous Growth Theory. - Cambridge, Mass.: The MIT Press, 1998.

16 Bassanini A., Scarpetta St. Does human capital matter for growth in OECD countries? Evidence from pooled mean-group estimates. - Economics Department Working Paper 282. OECD, 2001 (http://www. oecd. org/EN/longabstract/0,, EN-longabstract-670-nodirectorate-no-10-1295-33,00. html).

17 Щетинин В. Человеческий капитал и неодназначность его трактовки // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2001. - № 12. - С. 42-49.

18 В частности, именно проблема невозможности компенсировать «упущенный доход» в период получения образования является одной из ключевых причин торможения развития развивающихся стран.

19 Ведущим разработчиком теории человеческого капитала стал нобелевский лауреат 1992 г. Г. Беккер. См., например: Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. - 1993. - № 11-12.

20 Капелюшников Р. и др. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации // Общество и экономика. - 1993. - № 9-10. - С. 4.

21 Полат Е. Основные тенденции развития систем образования в мире (http://www. evarussia. ru/eva2001/russian/sod_116. html).

22 Мау В. России еще только предстоит выработать стратегию постиндустриального прорыва (http://www. iet. ru/personal/mau/ved-2. htm).

23 The Knowledge-based Economy. - S. l.: OECD, 1996; Korea and the Knowledge-based Economy Making the Transition. - S. l.: World Bank, 2000.

24 «И, конечно, радикальнее всего делить человечество на два класса: на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить - это плыть по течению, оставаясь таким, каков ни есть, и не силясь перерасти себя» (Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - М.: Весь мир, 1997. - С. 46).

25 Рудестам К. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: теория и практика. - М., 2001.

26 Ланцберг В. Педагогическая мифология (http://www. russ. ru/ist_sovr/sumerki/20020326. html).

27 Annual Report 2001. - Paris: OECD, 2001. - S. 27 (http://www1. oecd. org/subject/mcm/2001/products/0101011e. pdf).

28 Эффективность системы послевузовского образования с точки зрения воздействия на рост «человеческого капитала» проанализирована в работах: Investment in Human Capital through Post-compulsory Education and Training // OECD Economic Outlook No. 70 (http://www. oecd. org/EN/documents/0,, EN-documents-670-nodirectorate-no-4-no-4,00. html).

29 См., например, классическую работу в этой области: Стиглер Дж. Экономическая теория информации // Теория фирмы. - СПб., 1995.

30 Сходство данной методологии с некоторыми принципами, изложенными Аристотелем в «Никомаховой этике», позволило назвать общество, развивающееся на базе указанных индикаторов, аристотелевой социальной демократией (см.: Nussbaum M. Aristotelian Social Democracy // Liberalism and the Good / R. B. Douglass et al., eds. - New York: Routledge, S. a.; Sen A. Well-being, Agency, and Freedom: the Dewey Lectures 1984 // J. of Philosophy. - 1985. - 82; Idem. Commodities and Capabilities. - Amsterdam: North Holland, 1985; The Quality of Life / M. Nussbaum and A. Sen, eds. - Oxford: Clarendon, 1995. На русском языке см.: Нестеренко А. и др. Концептуальные основы и исторический опыт развития социального рыночного хозяйства. - М., 1998).

31 Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология личности. - М., 2001. - C. 260-274.

32 См., например: Иванов Д. Виртуализация общества (http://m16. medport. ru/USSR/chapters/society. htm); Емелин В. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: Автореф. дис... канд. филос. наук (http://www. geocities. com/emelin_vadim/abstract. htm).

33 Иноземцев В. За пределами экономического общества. - М., 1998 (http://www. postindustrial. ru/titles. shtml? book=1).

34 Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 1999. Также см.: Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации (http://psychology. net. ru/articles/Maslow. shtml).

35 Росс Э. Куда ведет «Кремниевая аллея» (http://www. ibusiness. ru/cgi/yandmarkup? HndlQuery=1689714304&PageNum=0&g=0&d=0).

36 Ряд содержательных работ по социальным и психологическим вопросам развития информационных технологий содержатся в сборниках: Гуманитарные исследования в Интернете / Под. ред. А. Войскунского. - М., 2000; Социальные и психологические последствия применения информационных технологий / Под ред. А. Войскунского. - М., 2001.

37 Луман Н. Невероятность коммуникации (http://www. clanrussia. spb. ru:8101/publications/pts/luman_c. html).

38 Temple J. Growth effects of education and social capital in the OECD countries. - Department Working Papers No. 263 OECD, 2000 (http://www. oecd. org/EN/longabstract/0,, EN-longabstract-670-nodirectorate-no-10-1093-33,00. html); Coleman J. S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American J. of Sociology. - 1988. - Suppl. 94. - Р. 95-120.

39 Патнэм Р. Чтобы демократия сработала: Гражданские традиции в современной Италии. - М., 1996.

40 См.: Woolcoock M. The place of social capital in understanding social and economic outcomes / The World Bank. - S. l., 2000. - Manuscript; Shuller T. The complementary roles of human and social capital. - S. l.: Birkbeck College, Univ. of London, March 2000. - Manuscript.

41 Woolcock M. Social capital and economic development: toward a theoretical synthesis and policy framework // Theory and Society. - 1998. - 27. - P. 151-208.

42 Glaeser E. The formation of social capital. - [S. l.]: Harvard Univ., March 2000. - Manuscript.

43 Fukuyama F. Social Capital and Civil Society / The Inst. of Public Policy, George Mason Univ. - S. l.: October 1, 1999. См. также: Грицаенко В. Социальный капитал и гражданское общество. - Рец. на ст.: Fukuyama F. Social Capital and Civil Society (http://scd. centro. ru/dover. zip).

44 Ibid.

45 Чураков А. Анализ социальных сетей // Социол. исслед. - 2001. - № 1. - С. 109-121.

46 Barnes J. A. Class and Committees in a Norwegian Parish Islands // Human relations. - 1954. - Vol. 7. См. также: Веселкин Е. Понятие социальной сети в британской социальной антропологии // Концепции зарубежной этнологии. - М., 1976. - С. 125-152.

47 Barnes J. A. Op. cit. - P. 43-44.

48 Абанкина Т. Влияние информационных технологий на некоммерческий маркетинг (http://www. kollazh. ru/st_13. html).

49 См., например: Левенчук А. Коммунивер: от средств массовой информации к инфраструктуре массовой коммуникации (http://www. inter. net. ru/15/5. html); Бессуднов А. Community building: перспективный бизнес и гражданское общество (http://internet. ru/article/articles/2000/10/03/4214. html).

50 Чепов М. Третий сектор виртуальной реальности: проблемы и решения (http:// www. trainet. org/news/conference_report. htm); Диббелл Дж. Конец виртуального сообщества? (http://www. intellectualcapital. ru/iss3-1/icopin1-1. htm).

51 Экономический анализ предпосылок участия в политической и лоббистской деятельности развивается в работах по теории общественного выбора. См. в частности: Олсон М. Логика коллективных действий. - М., 1995.

52 Лебенстайн Х. Аллокативная эффективность в сравнении с «Х-эффективностью» // Теория фирмы. - СПб., 1995.

53 Savage Ch. 5th generation management: integrating enterprises through human networking. - S. l., 1990. О теории Ч. Севиджа см. рецензию: Копылов Г. Сеть как организационный принцип (http://www. isn. ru/econ/netorg. doc). По проблематике сетевой формы организации см. также: Рюэгг-Штюрм Й., Ахтенхаген Л. Сетевые организационно-управленческие формы - мода или необходимость? (http://www. ptpu. ru/issues/6_00/12_6_00. htm); Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур (http://www. ptpu. ru/issues/3_97/15_3_97. htm); Вютрих А., Филиппп Х. Виртуализация как возможный путь развития управления (http://www. ptpu. ru/issues/5_99/19_5_99. htm); Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций (http://www. ptpu. ru/issues/1_97/17_1_97. htm); Зиббер П. Управление сетью как ключевая компетенция предприятия (http://www. ptpu. ru/issues/3_00/18_3_00. htm).

54 http://www. oecd. org/puma.

55 Подробнее см.: Сморгунов Л. Административные реформы в западных странах: сравнительный анализ // Сравнительное государственное управление: теория, реформы эффективность. - СПб., 2000.


Описание предмета: «Информатика и вычислительная техника»

Бурное развитие вычислительной техники привело к внедрению информационных технологий во все сферы деятельности, творчества, досуга и быта человека. Обеспечить соответствующий уровень знаний и умений - цель и задача предмета «Информатика и Вычислительная Техника» (ИВТ).

В школе курс ИВТ направлен на общее знакомство учащихся с персональным компьютером и его возможностями, на формирование представлений об информационной картине мира, то есть предмет нацелен на овладение каждым школьником пользовательскими навыками работы с ПЭВМ и началами алгоритмизации.

Учащиеся знакомятся со следующими информационными технологиями: - оформление текстов с использованием ПЭВМ; - использование языков программирования ПЭВМ; - электронные таблицы; - базы данных; - издательские системы; - системы автоматизации трудовой деятельности.

Первой (и основной) информационной технологией является технология оформления текстовых документов.

Bспользуются все основные технологические приемы работы с текстом: - ввод текста; - редактирование текста; - форматирование текста; - шрифтовая стилизация текста; - псевдографика для прорисовки кроссворда; - графические вставки, если графику поддерживают используемые текстовые редакторы.

Eчащиеся знакомятся с технологией программирования на языке высокого уровня.

Eчащиеся знакомятся с электронными таблицами, базами данных и другими информационными технологиями, предназначенными для автоматизации трудовой деятельности человека.

Роль курса информатики в качестве инструментального средства поддержки учебной и научной деятельности учащихся, а также в качестве организационного и методического средства межпредметной интеграции знаний и умений учащихся может быть исключительно высока при сбалансированной нагрузке и расписании.

Литература

  1. А.Е. Сатунина, Л.А. Сысоева. Управление проектом корпоративной информационной системы предприятия. – М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009. – 352 с.
  2. В.Ф. Мартыненко, Г.М. Вялкова, В.А. Полесский, Е.Н. Беляев, В.А. Гройсман, И.Ф. Серегина. Информационные технологии в управлении здравоохранением Российской Федерации. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 248 с.
  3. Б.С. Гольдштейн. Системы коммутации. Учебник для вузов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 318 с.
  4. В.А. Медик, В.К. Юрьев. Общественное здоровье и здравоохранение. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 288 с.
  5. С.Н. Семкин , Э.В. Беляков, С.В. Гребенев , В.И. Козачок. Основы организационного обеспечения информационной безопасности объектов информатизации. – М.: Гелиос АРВ, 2005. – 192 с.
  6. И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецова, А.Ю. Кравцова. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дрофа, 2008. – 320 с.
  7. И.Н. Денисов, Д.И. Кича, В.И. Чернов. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению. – М.: Медицинское информационное агентство, 2009. – 364 с.
  8. Н.В. Гришина. Комплексная система защиты информации на предприятии. – М.: Форум, 2010. – 240 с.
  9. И.А. Никольская. Информационные технологии в специальном образовании. – М.: Академия, 2011. – 144 с.
  10. В.А. Медик, В.К. Юрьев. Общественное здоровье и здравоохранение. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 608 с.
  11. А.Н. Швецов. "Информационное общество". Теория и практика становления в мире и в России. – М.: Красанд, 2012. – 280 с.
  12. А.В. Соколов. Российские библиотеки в информационном обществе. – М.: Литера, 2012. – 400 с.
  13. В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 320 с.
  14. Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. Информационные технологии в науке и образовании. – М.: Форум, Инфра-М, 2010. – 336 с.
  15. Руслан Газиев. Правовая информатизация российского общества в современных условиях. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 172 с.
  16. Екатерина Русакова. Управление информатизацией. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 152 с.
  17. Г.А. Федорова. Информатизация управления образовательным процессом. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2016. – 200 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Внедрение информационных технологий с сферу культуры
Информатика
Диплом
139 стр.
Здравоохранение
Международные отношения
Реферат
19 стр.
Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем как объекты гражданско-правовой охраны
Банковское и биржевое дело
Курсовая работа
29 стр.
Пути повышения эфективности информационного обеспечения на примере администрации Псковской области
Управление персоналом
Диплом
113 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Елена, 27.03
Хочу выразить Вам огромную благодарность за помощь в написании диплома. Защитилась на 4. Довольна что наконец-то этот ужас закончился. СВОБОДА!!!!! Без Вас я бы точно не справилась. Спасибо еще раз Вам огромное!!!