Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Информатизация культуры

Культурология

Введение

Экономический спад, безработица, имущественное расслоение общества и изменение социально-экономического положения различных групп населения сопровождаются усилением общественной напряженности, потерей многими людьми ценностных ориентиров, социальной дезинтеграцией. Это усугубляется исторически сложившимися в России традициями противостояния власти и общества, засильем бюрократии, с одной стороны, а с другой - инфантилизмом массового сознания, надеждой на государство, которое «обязано всех одеть и накормить».

Сделать переход к демократии и рыночной экономике необратимым вряд ли удастся, не изменив ценностные ориентиры общества. Культура (прежде всего литература, кино, театр) должна помочь формированию новых ценностей, адекватных характеру и глубине происходящих перемен, воспитанию новых россиян, чувствующих ответственность и за судьбу страны, и за дела в своем поселке, сделать привлекательными такие модели поведения, как «законопослушный гражданин», «предприимчивый бизнесмен», «неподкупный судья» и «неподкупный государственный служащий». Так понимают роль культуры многие журналисты, кинематографисты и литераторы. Изменение этических норм способно изменить традиционное российское отношение к власти, побудить людей занимать гражданскую позицию, защищать свои права и свободы, участвовать в политической жизни, ответственно подходить к выборам Президента РФ, депутатов и губернаторов. Именно культура может и должна сгладить социальное напряжение, возникшее в ходе реформ, интегрировать разные социальные и территориальные группы как граждан единого государства.

Однако осознание лицами, принимающими решения в органах власти, созидательной роли культуры в развитии гражданского общества, в формировании традиций народовластия идет медленно и не находит должного отражения в культурной политике. Отсюда отношение к сфере культуры, как к чему-то второстепенному, и финансирование по остаточному принципу.

В результате внедрения рыночных отношений в сферу культуры оказалось практически полностью разрушенной ее инфраструктура, резко уменьшился объем и качество духовной продукции, сузился круг культурных образцов, находящихся в активном обороте, уменьшилось число каналов, по которым обеспечивалось еще в недавние времена распространение духовных благ, резко сократилась сфера любительского художественного творчества, практически оказалась свернутой культурная жизнь в провинции и особенно на селе, где приезд кинопередвижки можно сравнить с эпохальным событием, не говоря уже о выездном спектакле или шефском концерте артистов областной филармонии, которые безвозвратно ушли в прошлое.

Не секрет, что в настоящее время учреждениям культуры гарантировано только минимальное финансирование из государственного бюджета. Других реальных экономических гарантий не существует. Однако в условиях экономического кризиса, острого дефицита и расстроенной системы государственных финансов, государственный бюджет не способен обеспечить нужды культуры. Вся тяжесть создавшегося положения ложится на субъекты Федерации, органы местного самоуправления, которые остались практически один на один со своими социальными, финансовыми и экономическими проблемами. Поэтому учреждениям культуры в современных экономических условиях приходится рассчитывать на себя, искать возможность дополнительного ресурсообеспечения.

Определенная часть учреждений культуры, такие как крупные музеи, библиотеки, картинные галереи, выставочные комплексы достаточно успешно решают вопросы по привлечению дополнительных средств для сохранения и развития своих фондов и материально-технической базы. Однако, большая часть учреждений культуры - сельские клубы и библиотеки, музеи небольших городов, действуя поодиночке, практически не имеют возможности выхода на международную арену, привлечения спонсорских средств, оказания платных услуг и т. п.

В этой ситуации социальное регулирование становится одним из приоритетных направлений деятельности органов государственного управления. Именно здесь должна проявляться организующая, регулирующая и координирующая функция регионального органа управления, способного увидеть, проанализировать сложившуюся в регионе ситуацию, предложить оптимальные пути решения, спрогнозировать возможные результаты, учесть негативные последствия предлагаемых действий.

Происходящие в России преобразования способствуют тому, что центр тяжести управленческой деятельности в сфере культуры переносится в регионы. Проблема развития региональной культуры не может быть решена без поиска новых, эффективных форм взаимодействия органов власти и творческой интеллигенции, без расширения и поиска новых источников финансирования развития культуры, без расширения круга лиц, заинтересованных и могущих решать эту проблему.

Вряд ли стоит строить иллюзии насчет того, что формирование новых организационно-управленческих отношений в сфере культуры будет идти достаточно быстро. Тем более, что в отечественной управленческой теории и практике процессы реорганизации системы управлений в данной области всегда носили опосредованный, вторичный характер, следуя с определенным отставанием за реформами в сфере управления материальным производством. Может быть, по этой причине многие проблемы организационно-управленческих отношений в этой сфере до сих пор не только не разрешены, но даже редко ставятся на обсуждение.

Основные трудности, с которыми сталкиваются специалисты управления культуры - это привлечение дополнительных финансовых и иных ресурсов. Проанализировав многочисленные и в большинстве своем - неудачные попытки привлечь предпринимателей, ряд благотворительных фондов к финансированию отдельных мероприятий, приходим к выводу о том, что умение привлечь деньги - это, своего рода, искусство. Главная причина неудач кроется в отсутствии профессионального подхода, незнании форм, методов фандрайзинга. Это объясняется тем, что подобная деятельность у нас зачастую носит эпизодический характер и поэтому не приводит к накоплению опыта и его систематизации. Сделав для себя вывод о том, что к поиску дополнительных источников финансирования необходим профессиональный подход, специалисты областного управления культуры ознакомились с основами фандрайзинга, изучили имеющуюся литературу, опыт коллег из близлежащих городов и областей.

Каково же на сегодняшний день место России в мировом сообществе? Как известно для любой страны это место определяется ее экономикой и культурой, основными компонентами которой являются наука и искусство.

Что касается экономики, то здесь все достаточно закономерно. Мы занимаем то место, которое заслуживаем благодаря проводимой политике, определяющей сегодня экономическое развитие страны.

Что касается культуры, то совершенно очевидно, что ее место далеко не адекватно ее значимости. К счастью она не может быть уничтожена также быстро как экономика. В чем причины сложившейся ситуации? Нет смысла говорить о причинах, которые обусловлены историческими аспектами развития России в первую очередь в XX веке. Они известны. Каковы же сегодняшние причины? Часть из них достаточно очевидна:

зависимость культуры от экономического положения страны;

отсутствие среднего класса;

протекционизм других государств, защищающих свою культуру от экспансии иностранных культур;

ограниченные возможности традиционных средств и методов продвижения культуры;

диктат национальных и транснациональных группировок, определяющих международную культурную политику в своих политических и экономических интересах;

стремительная экспансия массовой культуры.

Каковы перспективы на ближайшее будущее? Они также вполне прозрачны:

затухание и деградации культурного процесса, сопровождающееся вымиранием деятелей и институтов культуры;

дальнейшее падение культурного уровня граждан;

вытеснение истинных культурных ценностей суррогатами массовой культуры.

Перечисленные негативные тенденции усугубляются также тем, что современное общество стало информационным и место любой страны, ее культуры все в большей степени определяется их представительством в глобальном информационном пространстве.

Таким образом, налицо все предпосылки для того, чтобы место российской культуры в ближайшем будущем стало адекватным экономическому положению страны. Сегодня, как и в начале века, Россия в очередной раз хоронит свою интеллигенцию. В итоге довольно отчетливо вырисовывается перспектива формирования общества с уникальным культурным наследием, которое полностью лишено адекватной этому наследию современной культуры.

Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию или, по крайней мере, минимизировать негативные тенденции ее развития?

Совершенно очевидно, что нет смысла рассчитывать на адекватную материальную поддержку культуры со стороны государства. Это так же бесперспективно как надеяться на выход страны из экономического кризиса в обозримом будущем. Драматизм ситуации усугубляется тем, что интеллектуальный уровень нынешнего российского истеблишмента не допускает даже мысли о наличии обратной зависимости экономики от культуры. Хотя совершенно очевидно, что без развития культуры не может быть речи о развитии экономики. Более того, восстановление культуры процесс более сложный и длительный, нежели восстановление экономики.

Однако, несмотря на столь грустное положение и не менее грустные перспективы, возможны определенные действия, которые могут положительно повлиять на развитие событий. Принимая во внимание информационную доминанту развития современного общества, очевидно, что данные действия в первую очередь должны ориентироваться на использование новейших информационных технологий.

Между российскими деятелями искусства и их потенциальной аудиторией всегда существовала масса препятствий. В годы строительства социализма и коммунизма это были государственные и общественные институты, стоявшие официально на страже "интересов" общества, а неофициально использовавшиеся в корпоративных и личных интересах их руководителей, которые определяли что хорошо, и имеет право на существование, а что плохо и не имеет этого права.

С момента начала очередного строительства "нового" общества эти препятствия исчезли, но возникли новые - экономические, которые оказались гораздо серьезнее прежних, так как определили не столько возможность творческой самореализации, сколько возможность физического выживания в условиях рыночной экономики.

Существуют принципиально новые возможности представления искусства, которые открывают новейшие компьютерные информационные технологии (INTERNET, CD-ROM, VIRTUAL REALITY), о существовании которых многие либо не знают, либо эти знания искажены предвзятым толкованием данных возможностей приверженцами традиционных средств информационного обеспечения художественного процесса.

Необходимо сказать, что все мировое сообщество переживает сегодня очередную революцию - на этот раз информационную, которая затрагивает практически все слои современного общества, включая сферу искусства. Ее суть заключается в том, что подавляющая доля получаемой людьми информации в ближайшее время будет предоставляться с использованием компьютерных технологий.

Эта революция касается всех стран, включая и Россию, вне зависимости от ее текущего состояния. Более того, по-видимому, именно изменения в сфере распространения информации смогут оказать существенное влияние на процесс реального обновления России, в том числе и сфере экономики.

Возможно «нас» в широком смысле данного слова это уже не очень касается, но наши дети уже живут в этом обществе. Спросите любого современного подростка - какая у него самая любимая игрушка, или какую игрушку он очень хотел бы иметь? Большинство ответит - компьютер, а любимые игры во многом определяют образ мышления и, следовательно, человека в целом.

Таким образом, для подрастающего поколения компьютер стал уже сейчас не просто игрушкой, а средством получения интересующей его информации. Более того, он стал средством общения, которое, к сожалению часто заменяет реальных друзей.

В результате этого новые информационные технологии уже сегодня оказывают непосредственное влияние на менталитет современного человека, давая ему, с одной стороны, неограниченные возможности доступа к интересующей его информации и полную свободу выбора, а с другой стороны, влияя на этот выбор в силу определенных изменений в восприятии получаемой информации.

Все это касается и сферы информационного обеспечения искусства, где использование новых технологий также, по всей видимости, ознаменуется значительными изменениями. Данная сфера сегодня в силу тотальной эстрадизации массовой культуры во многом определяется модой, которая культивируется определенными группами людей и опирается на манипуляцию общественным сознанием. При этом преследуются цели, среди которых корыстные занимают далеко не последнее место.

В итоге сложившаяся в настоящее время система отбора художественных ценностей характеризуется неоправданным субъективизмом и ограниченностью и опирается при этом на установившиеся традиционные способы информационной поддержки.

Совершенно очевидно, что необходимость кардинальных перемен давно назрела.

К сожалению, использование только традиционных средств информационного обеспечения художественного процесса вряд ли поможет в решении данной проблемы. В свою очередь использование новых информационных технологий открывает в этом направлении практически неограниченные возможности не только в будущем, а уже сегодня.

Этому способствуют следующие факторы:

новое информационное пространство практически неограниченно для представления любых типов информации (текст, фото, видео, звук) и ее объемов,

данное пространство абсолютно свободно для представления любых видов и стилевых направлений искусства, в связи с тем, что понятие какой-либо монополии на распространение информации отсутствует в нем по определению,

потенциальная аудитория нового информационного сообщества в настоящее время насчитывает более 100 миллионов человек и это количество стремительно увеличивается, что практически несопоставимо с возможностями традиционных средств информационного обеспечения, дееспособных в рамках локальных территорий (город, регион, страна) и чьи реальные возможности ограничены узким кругом художников.

Таким образом, преобразование современного общества в информационное создает возможность оказать реальное влияние на художественный процесс в целом и кардинально изменить ситуацию на арт-рынке в частности, так как люди получают значительно большую возможность определять свои вкусы в связи с полной свободой получения информации, а деятели культуры существенно расширяют свою потенциальную аудиторию.

Безусловно, новые информационные технологии не могут решить все проблемы в области современного искусства. Тем не менее они дают реальные дополнительные возможности всем участникам художественного процесса, а этого уже достаточно, чтобы воспользоваться ими уже сегодня.

Все вышесказанное имеет непосредственное отношение не только к России с ее специфическими условиями, а является актуальным для всех стран вне зависимости от уровня их политического и экономического развития.

Не отвергая культурных ценностей, накопленных России за период ее многовековой истории и необходимости их всемерного сохранения и популяризации, основное внимание должно быть обращено на современное искусство, понимая под современным не только узкорадикальные течения, а совокупное творчество наших современников.

Это обусловлено следующими причинами:

необходимостью всемерной поддержки жизнедеятельности деятелей искусства и культуры, которые являются основой сохранения и развития нашей культуры;

первоочередной актуальностью текущего состояния культуры и искусства для адекватного восприятия современной России за рубежом.

Как было отмечено выше, современные информационные технологии отрывают достаточно широкие возможности для сбора, обработки, накопления и распространения информации. Особое место среди этих технологий занимает глобальная информационная сеть Интернет, обеспечивающая оперативный доступ к огромному количеству информационных ресурсов.

В настоящее время в Интернет существуют тысячи арт-ресурсов, посвященных искусству и культуре различных стран. Однако необходимо отметить, что подавляющее их число аккумулирует незначительный объем информации и ориентировано на сетевое представительство отдельных лиц и организаций. Это создает определенные проблемы при поиске требуемой информации, обусловленные необходимостью предварительного просмотра огромного количества ссылок, которые предоставляют глобальные поисковые ресурсы общего назначения.

В связи с этим наибольшей актуальностью обладают два направления развития Сети:

создание проблемно-ориентированных поисковых систем, обеспечивающих более эффективный поиск информационных ресурсов по отдельным отраслям знаний;

создание ресурсов, аккумулирующих большой объем структурированной информации по конкретным отраслям знаний.

Первое направление предполагает создание интеллектуальных систем, позволяющих осуществлять в автоматическом режиме глубокий анализ содержания информационных ресурсов.

Основным вектором развития второго направления является создание мультимедийных информационных банков данных, обеспечивающих накопление больших массивов данных с возможностью эффективного поиска необходимой информации. Все остальные приложения (интерактивные CD-ROM, видео и аудио компакт-диски, полиграфическая продукция, и т. д.) являются производными и должны опираться на такие банки данных.

В заключение необходимо отметить, что при реализации проекта необходимо ориентироваться в первую очередь на молодежную аудиторию по следующим основным причинам:

данная социальная группа в наибольшей степени характеризуется дефицитом идеалов и духовных стимулов развития;

использование новых технологий для получения информации является для молодежи более естественным и привлекательным, нежели для старшего поколения;

мировоззрение молодежи не полностью подчинено старым стереотипам восприятия мира;

сознание молодежи находится в стадии формирования, что дает возможность оказывать целенаправленное позитивное влияние на этот процесс;

именно сегодняшняя молодежь будет завтра определять развитие цивилизации.

Список использованной литературы

Авдиенко Д. А., Чазов А. В. Политическая коммуникация как актуализация ценностей; Выборы-2000: комплексный подход к проблеме маркетинга политического лидера Под ред. О. В. Поповой. СПб., 2000.

Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995

Каган М. С. О принципах разработки философской теории ценностей // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1997. № 13.

Назаров MM Политическая культура российского общества 1991-1995: опыт социологического исследования. М.,1998.

Омеличкин О. В. Гражданская культура. Кемерово, 1996.

Пастухов В. Б. Власть и общество на поле выборов, или Игры с нулевой суммой // Полис. 1999. № 5.

Полищук В. И. Мировая и отечественная культура. Екатеринбург, 1993

Соснушкин С. В. Проблемы и перспективы развития гуманитарных технологий в рамках современного российского политического процесса // Формирование политического образа России в XXI в. / Под ред. Л. В. Сморгунова. СПб., 2001.

Шрайберг Я. л., Воройский Ф. С. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: Состояние, выбор, внедрение, развитие. М.: Либерея, 1996.

Куйбышев Л. А., Браккер Н. В. «Организационно-социальные проблемы развития и использования новейших информационных технологий в сфере культуры и образования и возможные пути их решения» / В сб. «Материалы международной конференции EVA'98. Москва 26-30 октября 1998 г.» // Центр ПИК, Государственная Третьяковская галерея, 1998.

Антопольский А. Б., Вигурский К. В. «Электронные библиотеки» / В сб. «Материалы международной конференции EVA'99. Москва 25-29 октября 1999 г.» // Центр ПИК, Государственная Третьяковская галерея, 1999.

Кузьмин Е. И. «Политика Министерства культуры Российской Федерации в области создания и интеграции информационных ресурсов российских библиотек» / В сб. «Материалы международной конференции EVA'99. Москва 25-29 октября 1999 г.» // Центр ПИК, Государственная Третьяковская галерея, 1999.

Дремайлов А. В. «Российская сеть национального наследия: цели, задачи, средства» / В сб. «Третья ежегодная конференция АДИТ'99» «Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие». Ярославль, 17-21 мая 1999 года. Тезисы докладов» // Ярославль, 1999 г., стр. 6-10.

Черкалин С. Д., Васильева М. В. «Информатизация региональных музеев, от локальных баз данных по коллекциям к единым информационным сетям. (Опыт музеев Ярославской области)» / В сб. «Материалы международной конференции EVA'98. Москва 26 -30 октября 1998 г.» // Центр ПИК, Государственная Третьяковская галерея, 1998.

Дремайлов А. В. «АДИТ и движение к организации Российской сети культурного наследия» / В сб. «Материалы международной конференции EVA'99. Москва 25-29 октября 1999 г.» // Центр ПИК, Государственная Третьяковская галерея, 1999.

Новикова О. Г. «Безопасность и защита информации в процессе интеграции информационных ресурсов» / В сб. «Материалы международной конференции EVA'99. Москва 25-29 октября 1999 г.» // Центр ПИК, Государственная Третьяковская галерея, 1999.

Лебедев А. В. «Институт «Открытое общество» (фонд Дж. Сороса): Программа поддержки сетей культурного наследия» / В сб. «Материалы международной конференции EVA'99. Москва 25-29 октября 1999 г.» // Центр ПИК, Государственная Третьяковская галерея, 1999.

Браккер Н. В., Куйбышев Л. А. «Некоторые вопросы интеграции информационных ресурсов по культурному наследию» / В сб. «Материалы международной конференции EVA'99. Москва 25-29 октября 1999 г.» // Центр ПИК, Государственная Третьяковская галерея, 1999.


Описание предмета: «Культурология»

Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, а также памятники, явления и события материальной жизни людей.

Источниками культурологии являются: - исторические науки: гражданская история, история конкретных наук, история искусства и отдельных искусств, история педагогики, история религии и др.; - прикладные исторические дисциплины: архивоведение, музееведение, библиотековедение, краеведение, востоковедение и др.; - вспомогательные культурологические дисциплины: археология, геральдика, палеография, нумизматика, сфрагистика, текстология и др.

Основные понятия культурологии описывают внутреннее строение культуры: культурные ценности, субъект культуры и др.; характеризуют культурный процесс: культурное наследие, культурные традиции и др.; связывают культуру с другими ответвлениями общественной науки.

Литература

  1. А.В. Могилев, Е.К. Хеннер. Н.И. Пак. Информатика. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
  2. О.Н. Граничин, В.И. Кияев. Информационные технологии в управлении. – М.: Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 336 с.
  3. Философия. Основные идеи и принципы. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – 368 с.
  4. Управление библиотекой/медиатекой гимназии. – М.: Профессия, 2008. – 288 с.
  5. Управление библиотекой/медиатекой гимназии. – М.: Профессия, 2008. – 288 с.
  6. Проблемы информационной культуры. Выпуск 5. Эстетика: Информационный подход. – М.: Смысл, 1997. – 204 с.
  7. Елена Федотова. Подготовка специалистов университета в условиях информатизации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 276 с.
  8. Александр Суконкин und Геннадий Сменцарев. Информатизация и качество услуг библиотечных учреждений. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 368 с.
  9. Алексей Поровский. Процессный подход к подготовке учителей изобразительного искусства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 152 с.
  10. Галина Ечмаева. Информационная культура организатора фермерского хозяйства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 260 с.
  11. Валентин Оноприенко. Образ науки в меняющемся мире. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 188 с.
  12. Надежда Воронцева. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ СТАТУСНО-РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 140 с.
  13. Людмила Пронина. Информатизация культурно-образовательного пространства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 328 с.
  14. Ольга Отраднова. Теоретическая рефлексия любви в культуре. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 180 с.
  15. Алла Димова. Физическое воспитание в условиях информатизации образования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 316 с.
  16. Виталий Храмов. Теория и практика информатизации спортивно-педагогических дисциплин. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 164 с.
  17. Стратегия информатизации медицины. 17 принципов и решений. – М.: Ленанд, 2012. – 524 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Введение в информатику
Информатика
Реферат
13 стр.
Внедрение информационных технологий с сферу культуры
Информатика
Диплом
139 стр.
Влияние внутреннего PR на развитие информационной культуры в современных корпорациях
PR
Диплом
103 стр.
Опыт стратегического развития малых городов европы
Культура речи
Диплом
70 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Тильда, 17.06
Получила. Спасибо за оперативность.