Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Типология государства. Цивилизованные типы государства

Теория государства и права

Типология государства. Цивилизованные типы государства

Ю.А. Вехорев

The author examines the notion of «state organizing model» and characterize theoretically political, historical and sociological types of state organizing. Special attention is attached to the problem of civilization typology.

Типология - греческое слово, в переводе на русский язык означает учение о форме, идеале, образце, эталоне. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.

Классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма вообще соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.

Учение о типах государства разрабатывается на философском и собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства - государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности). С учетом этих критериев различаются формационные (исторические) и цивилизационные типы государства1.

В основу собственно теоретической типологии государства положены различные стороны родовой сущности государства, основные значения его понятия.

Родовой сущностью государства является народовластие потому, что именно народу принадлежит и территория, которую он населяет, и государственная власть, существующая на данной территории2.

Понятие государства служит для обозначения единства трех составных его элементов: политической власти, территории и населения. Выражением этого единства (целостности) государства выступает народ, поэтому именно его политическая власть и есть то, что называется родовой сущностью любого эмпирического государства.

Народ определяет в конечном счете и организацию собственного господства в пределах населенной им территории. Характеризуя родовую сущность государства, Ф. Энгельс писал: «Англия, конечно, демократическая страна, но демократическая в том же смысле, как и Россия; ибо народ везде, не осознавая этого, господствует, и во всех государствах правительство является только другим выражением степени образованности народа»3.

Предметом теоретической типизации государства является государство в собственном смысле этого слова. Поэтому первоочередное внимание должно уделяться здесь основным значениям данного понятия.

Термин государство употребляется в научной литературе в трех значениях. Во-первых, под государством понимается политико-территориальная организация народа (населения). Во-вторых, государством называется обособленная от народа организация политической власти на определенной территории, т.е. аппарат или механизм осуществления государственной власти. В-третьих, этим термином обозначается также политическая организация классового господства в обществе4.

Указанная дифференциация значений понятия государства требует для своего объяснения выявления факторов, определяющих развитие государства, различных сторон его родовой сущности. Общим фактором развития государства является противоречие между индивидом, обществом и государством. Но этот фактор имеет сложную структуру.

Государство как политико-территориальная организация народа (общества) является следствием развития противоречия между политической властью и собственностью, которые образуют основы государства и общества. Взятые в единстве и во взаимодействии - политическая власть и собственность (общинная и частная) - выступают в качестве элементов политологического фактора, который может быть положен в основу политологической типологии государства.

Государство как организация обособленной от народа (общества) политической власти является непосредственным продуктом развития естественно-исторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). Процесс развития естественно-исторических общностей людей отражает диалектику личных и вещных связей, которые выступают в качестве составных элементов естественно-исторического фактора развития государства. Этот фактор может служить основанием естественно-исторической типизации государства.

И, наконец, государство как организация классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой народа (общества) и с социально-классовыми отношениями людей, т.е. с факторами социологического порядка, поэтому эти факторы могут служить основой для социологической типизации государства.

Итак, собственно теоретическая типизация государства включает в себя политологическую, естественно-историческую и социологическую типизацию государства.

Отправным пунктом политологической типологии является разграничение непосредственных и абстрактных политических типов государства. К категории непосредственных политических типов относятся три типа государства: непосредственная монархия, непосредственная демократия и непосредственная аристократия5. Обращает на себя внимание многозначность употребляемых в научной литературе понятий - монархия, демократия и аристократия, что, конечно, не случайно. Ведь монархия, демократия и аристократия - это и особые формы государства, и элементы любой формы государства, понимаемой как организация и устройство государственной власти. Вместе с тем монархия, демократия и аристократия - это и особые типы государства, а именно, непосредственные политические типы государства, поскольку каждый из этих типов государства характеризуется спецификой единства политической власти с собственностью (общинной и частной).

Всякая политическая власть в собственном смысле слова основывается на территории и частной собственности. Специфика непосредственных типов государства состоит в том, что политическая власть и частная собственность в этих государствах отчуждены от общества - общины путем перенесения их (т.е. политической власти и частной собственности) на объединяющее политическое начало, представленное либо одним лицом (непосредственная монархия), либо всеми свободными гражданами городской общины (непосредственная демократия), либо несколькими земельными частными собственниками (непосредственная аристократия).

Указанные непосредственные политические типы государства представляют собой одностороннее развитие одной из одноименных форм государства в определенные периоды всемирной истории. Непосредственные политические типы государства являются предельным случаем развития соответствующих форм государства, когда они приобретают качество формы, адекватной своему типу. Можно выразиться иначе: тип государства - это классическое выражение формы государства в определенный период всемирной истории. Например, демократия как форма государства, отличная от других его форм (монархических и аристократических), существовала в любую историческую эпоху и в различных странах, но в качестве непосредственного типа государства она проявилась только в рабовладельческую эпоху в Греции и Риме.

История развития непосредственных типов государства берет свое начало с появления непосредственных монархий - древневосточных деспотий. Древневосточные деспотии дают нам классический образец предельной концентрации политической власти и собственности в руках одного лица - деспота, их полного отчуждения от остальной массы населения. Это, разумеется, не следует понимать в том смысле, что при данном типе государства не существовало ни права, ни упорядоченной системы правосудия и что в древневосточных государствах индивиды не имели никаких прав и не располагали никакой свободой в устройстве собственной жизни.

Напротив, в сфере гражданско-правовых отношений они располагали не меньшей свободой, чем индивиды в западных странах6. Восточная деспотия характеризует лишь специфику отношения населения к политической власти общества, к объединяющему политическому началу, а не особенности отношений индивидов друг к другу. Своеобразие положения индивидов в древневосточных странах состояло в том, что во взаимоотношениях с властителем они были бесправными, ибо полнота политической власти и собственности народа переносилась на личность властителя. В древневосточных деспотиях не только члены общества, но и чиновники любого ранга рассматривались в качестве рабов властителя, который располагал правом на их жизнь и смерть7.

Другой, более развитый политический тип государства, - непосредственная демократия - сложился в эпоху античности в Греции и Риме8. Особенность этого типа государства, как отмечалось выше, выражалась в отчуждении политической власти и собственности индивидов путем перенесения их на объединение всех свободных граждан города-полиса.

Античная свобода состояла в праве каждого гражданина участвовать в осуществлении политической власти и в отсутствии свободного от вмешательства государства проявления индивидуальной жизни9. «Античная свобода - отмечает Г. Еллинек, - заключается только в том, что индивид имеет право на занятие должностей и участвует в создании всемогущего закона, который, однако, всецело господствует над индивидом, совершенно не признает свободного от вмешательства государства проявления индивидуальности, что для нас теперь является одним из важнейших моментов в понятии свободы»10. Поэтому индивид как частное лицо и при этом типе государства, по определению К. Маркса, есть раб11.

Непосредственная аристократия в качестве специфического политического типа государства впервые возникла в классическом виде в Германии, в период средневековья12. В государстве этого типа политическая власть отчуждена от массы индивидов путем перенесения ее на личность земельного собственника (аристократа, феодала); она является атрибутом земельной собственности. Иерархической структуре землевладения, характерной для средневековья, соответствовала политическая структура общества. «В средние века - указывал К.Маркс, - политический строй есть строй частной собственности, но лишь потому, что строй частной собственности является политическим строем»13. Причем каждая сфера деятельности в эпоху средневековья была построена по типу феодальной земельной собственности, то есть имела политический характер. В этом смысле принципом общества и государства становится человек как частный собственник. Однако, поскольку формой частной собственности в эпоху средневековья является не свободная, а условная, политическая форма частной собственности, постольку принципом непосредственной аристократии является несвободный человек. Это есть демократия особого рода, которую К.Маркс назвал «демократия несвободы»14.

Дальнейшее развитие прав человека как частного собственника связано с зарождением в недрах средневекового общества капиталистических товарно-денежных отношений, которые несовместимы с феодальной раздробленностью и феодальными междоусобицами. Поэтому в борьбе королей за утверждение государственного (территориального) суверенитета буржуа поддержали королевскую власть и тем самым способствовали отделению политического суверенитета от земельной частной собственности и превращению королевской власти в суверенную государственную власть.

В силу этого возникает абсолютная монархия. Все притязающие на суверенные права светские и духовные власти, все суверенные местные, территориальные, городские и провинциальные «особые власти» упраздняются15. Происходит своего рода возврат к государству типа восточной деспотии. На деле абсолютная монархия не есть воссоздание восточной деспотии, ибо она сложилась на почве признания политической властью феодальной частной собственности и связанных с ней сословных наследственных политических привилегий. Абсолютная монархия привела лишь к отделению политического суверенитета от феодальной частной собственности.

Разрушив территориальные перегородки, абсолютная монархия создала благоприятные условия для развития капиталистических товарно-денежных отношений на всей территории страны. В результате этого натуральное хозяйство феодалов постепенно стало вытесняться рыночным хозяйством. А дальнейшее развитие последнего со временем стало несовместимо с сословным характером феодальной частной собственности, с крепостничеством и с абсолютизмом власти, который мешал процессу освобождения частной собственности и труда от сословных и крепостнических пут феодализма.

Поэтому на определенном этапе общественного развития вспыхнули буржуазно-демократические революции, лозунгами которых были идеи народного и национального суверенитета.

Вступив в открытую борьбу против наследственных привилегий феодалов, против крепостничества и сословного деления людей, революционная буржуазия использовала идеи о верховенстве народа и о народе как источнике всякой власти в качестве теоретического оружия против феодальных представлений о божественном происхождении королевской власти и о монархе как носителе государственного суверенитета в стране.

Победа буржуазно-демократических революций привела к ликвидации абсолютных монархий, а вместе с тем произошла секуляризация государственной власти: законодательная власть отделилась от исполнительной и сосредоточилась в руках органов народного представительства. Тем самым был открыт путь к освобождению общества от остатков феодальных отношений, от всего того, что мешало свободному развитию капиталистической частной собственности и капиталистических товарно-денежных отношений. В результате этого произошла политическая эмансипация общества; государство обособилось от общества и трансформировалось в абстрактный политический тип государства16. Абстрактная политическая демократия, стало быть, первая ступень государства этого типа.

Однако государство, основанное на суверенитете народа (нации) не содержит в себе полной гарантии защиты буржуазной частной собственности от посягательств органов народного представительства. Поэтому ликвидация абсолютной монархии и построение абстрактного политического государства на принципах народного и национального суверенитета не завершает процесс становления абстрактного политического государства. Это необходимое, но недостаточное условие для появления развитого абстрактно-политического государства. Требуется еще одно условие - признание политической властью народа, абсолютного характера прав частных собственников, т.е. независимости частной собственности от любой политической власти, как исполнительной, так и законодательной. Признание прав частной собственности в качестве «естественных, прирожденных прав человека» создает основу для превращения демократического государства вначале в либеральное правовое государство, а в дальнейшем в государство, принципом которого становится плюралистическая демократия.

Государство является организацией политической власти, возвышающейся над учреждениями и нормами входящих в него объединений людей, каковыми являются семьи, общины, корпорации, сословия, классы. В этом смысле государство является высшей ступенью развития общественных связей людей. Различают два естественно-исторических типа общественных связей - личные и вещные17. Личные связи господствовали при натуральном хозяйстве. Этой форме хозяйства соответствовал тип общества-общины (семьи). Вещные (товарно-денежные) общественные связи образуют другой тип общества - гражданское общество.

При господстве натурального хозяйства и личных связей людей решающее значение в формировании общества и государства имели нравственные нормы (традиции, обычаи). Для придания некоторым из этих норм характера абсолютных норм, т.е. норм высшего порядка, имеющих всеобщее и обязательное для всех юридическое значение, государство нуждалось в сакрализации этих норм и соответствующих им отношений, и необходимых учреждений. Поэтому в обществе-общине церковь была важнейшим социальным институтом, определявшим общественное и государственное устройство страны. Она являлась инструментом сплочения всех социальных образований в единое общественное целое - в государство. С ее помощью освящался авторитет государственных учреждений и правовых норм. Поэтому обществу-общине соответствовала организация политической власти, построенная по типу религиозного (теистического) государства.

С образованием гражданского общества любая общественная связь, всякое объединение людей, не исключая и государство, перестают рассматриваться членами общества как цель, как нравственное благо, имеющее высшую ценность. В условиях господства товарно-денежных отношений любая общественная связь имеет значение для членов общества только как средство удовлетворения их эгоистических потребностей и интересов, реализации прав человека в качестве частного собственника. Поэтому развитие товарно-денежных отношений между людьми ведет к отделению политических и правовых норм от норм моральных, религиозных и традиционных. При этом происходит отпочкование правовых норм от всех других социальных норм в качестве исходных и определяющих общественные формы жизнедеятельности государства и членов общества. Соответственно, церковь отделяется от государства, а школа от церкви; религиозное (теологическое) мировоззрение вытесняется юридическим мировоззрением, являющимся, по определению Ф. Энгельса, классическим мировоззрением буржуазии.

Отныне главным инструментом организации общества и государства становятся юридические нормы. Они формализуют общественные связи и деятельность государства, в результате происходит бюрократизация общественного и государственного строя страны, образуется бюрократический тип государства18. Армия и чиновничество существовали всегда, так как составляют особенность организации любого государства, но в качестве особого типа организации политической власти бюрократическое государство - это продукт гражданского общества, основу которого составляют вещные (товарно-денежные), а не личные связи и отношения людей.

Таким образом, в рамках естественно-исторической типологии различаются два типа государства: религиозное (теистическое) и бюрократическое.

Народовластие как родовая сущность государства есть абстракция, если не учитывать различия в положении людей по отношению к политической власти и к собственности на средства производства. С этой точки зрения громадное научное значение имеет социологическая типология государства. В основе различий людей по их отношению к политической власти лежат два основополагающих политико-правовых принципа: либо принцип неравенства людей и зависимости одного человека от другого, либо принцип равенства и свободы каждого человека. Соответственно различаются и два социологических типа государства: сословное и демократическое.

Сословным называется такое государство, в котором юридически закреплены личная зависимость одной части общества (непосредственных производителей) от другой (частных собственников) и неравенство людей в зависимости от их происхождения, имущественного положения и рода занятий в системе общественного разделения труда.

Напротив, демократическим в социологическом значении этого слова называется такое государство, в котором нет юридических различий людей по происхождению, имущественному положению и роду занятий и которое официально объявляет каждого человека лично свободным и независимым от другого человека.

Как социологические типы, сословное и демократическое государство возможны и необходимы не на любой ступени экономического развития страны. Сословное государство существует только в тех странах, где преобладает основанное на частной собственности натуральное хозяйство; демократическое государство соответствует основанному на частной собственности товарному (рыночному) хозяйству. Это объясняется тем, что различия в политико-правовом положении людей, либо отсутствие их есть необходимые политико-правовые условия развития соответствующего типа хозяйства.

В условиях натурального хозяйства отношения частного собственника с непосредственными производителями неизбежно опосредуются отношениями политического господства и порабощения, так как продукты производятся для потребления внутри хозяйства и, следовательно, у частного собственника нет иных способов, кроме средств внеэкономического принуждения, заставить работника трудиться сверх необходимого для себя. Без порабощения непосредственных производителей было бы невозможно не только личное обогащение частных собственников, но и не существовало бы никаких предпосылок для общественного прогресса.

Вместе с тем личная зависимость работника от частного собственника не единственное условие развития натурального хозяйства. Другим политико-правовым условием его существования и прогрессивного развития является установление сословной связанности и сословного неравноправия людей. Сословное государство базируется не только на отношениях личной несвободы работника, но и на отношениях сословной связанности и сословного неравноправия, существующих между частными собственниками.

В отличие от натурального хозяйства товарное (рыночное) хозяйство для своего существования и развития нуждается в совершенно иных политико-правовых условиях, которые может создать только демократическое государство. Демократическим является такой социологический тип государства, в котором признается юридическая свобода индивидов, социальных групп, объединений и народа в целом в их отношении к религии, политической власти, а также свобода частной собственности и труда.

Это значит, что в этом государстве люди юридически свободны в выборе религии, политической власти, в распоряжении собственностью и трудом. Они юридически свободны как производители и как потребители. В обществе с рыночной экономикой отрицается также монополия на власть какой-либо социальной группы, нации, государственной либо общественной организации.

Хотя политико-правовой статус и тип хозяйства оказывают весьма серьезное влияние на положение индивидов, но все же не главное. Фактическое положение людей в обществе и государстве обуславливается способом производства материальных благ, т.е. отношениями людей к собственности на условия труда. Частная собственность на основные средства производства независимо от политико-правового статуса индивидов и типа хозяйства (натурального или рыночного) порождает разделение людей на классы, занимающие диаметрально противоположное положение в системе общественного производства, в обществе и государстве. При этом один класс (частные собственники основных средств производства) господствует над другим классом (трудящимся классом) и эксплуатирует его. Поэтому сословное и демократическое государства - это лишь особые формы выражения классовой природы и сущности государства.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА

Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация19.

Наиболее плодотворным, на наш взгляд, является определение цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство в себе, «в снятом виде», в виде «цивилизованного варварства»20. Понятие цивилизации в отличие от понятия культуры выражает определенный, исторически ограниченный этап развития человечества.

Возникновение и существование цивилизованного общества связано с эпохой становления и развития товарного производства и обмена и базирующихся на нем классово-антагонистических общественных отношений. Общественное развитие на этой ступени осуществляется в антагонистической форме. «Без антагонизма нет прогресса. Таков закон, которому цивилизация подчинялась до наших дней»21, - писал К. Маркс.

Характеризуя буржуазную цивилизацию, основоположники диалектического и исторического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что она содержит в себе варварство как неизлечимый недуг, как проказу22. Поэтому понятие цивилизации можно определить лишь в паре с понятием варварства. В категориях «цивилизация - варварство» выражаются, соответственно, лучшие и худшие образцы и продукты жизнедеятельности общества товаропроизводителей.

Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся: 1) в отношениях между обществом (государством) и природой, 2) в межгосударственных отношениях, 3) в их взаимоотношениях с обществом.

В соответствии с этим термин цивилизационный тип государства обычно употребляется в научной литературе в трех значениях, которые, однако, четко не различаются вследствие недостаточной разработанности цивилизационной типологии государства23.

Во-первых, понятием цивилизационный тип государства обозначается совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные характеристики государства, на его структурные особенности и функции. Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т.е. технико-экономические факторы. На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

Культурные особенности государства зависят в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко - от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы «доказать» культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами. Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.

Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX века произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией и капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала. Наступила эра борьбы империалистических стран за раздел и передел мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После первой мировой войны образуются тоталитарные фашистские государства. После второй мировой войны, начиная с середины 50-х годов, человечество вступает в эпоху научно-технической революции. Развертывание НТР сопровождается интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов. Вследствие этого возрастает значение международных организаций, увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется.

Вместе с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США, страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях универсального и глобального закабаления народов всего остального мира. Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его «партнеров» мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим (тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей, выносящим «приговоры» народам и государствам, нарушающим установленный ими новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим государствам.

В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли24. Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.

1 В настоящей работе не рассматриваются вопросы о соотношении понятий общественно-экономическая формация и цивилизация и о соотношении формационных и цивилизационных типов государства. Рассмотрен лишь наименее разработанный в отечественной философской и юридической литературе вопрос о цивилизационных типах государства. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.250. 3 Там же. С.627. 4 Каск Л.И. Функции и структура государства. ЛГУ, 1969. С.47. 5 Понятия непосредственная монархия, непосредственная демократия и непосредственная аристократия ввел в научный оборот К. Маркс (см. Маркс К., Энгельс Ф. соч. Т.1. С.255). 6 Еллинек Георг. Общее учение о государстве. С. - Петербург, 1908. С.211. 7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.255. 8 Гегель. Соч. Т. VII. С.360. 9 См. указ. соч. Георга Еллинека. С. 214. 10 Там же. С.214. 11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.255. 12 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг. Ч.1., М.,1980. С.473-478. 13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.255. 14 Там же. С.255. 15 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.8. С.206. 16 Термин абстрактное политическое государство употребляется здесь для противопоставления данного государства непосредственным типам политического государства, т.е. в том же смысле, в каком, по-видимому, использовал это понятие К. Маркс (см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.361). 17 Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С.194, 239, 244. 18 Каленский В.Г. Государство как объект социологического анализа. М., 1977. С.75. 19 Общая теория права и государства / Под ред В.В.Лазарева. М., 1996. С.286. 20 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.24. С.17. 21 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.24. С.17. 22 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. С.96. 23 О недостаточной разработанности цивилизационной типологии государства пишут, например, авторы учебника «Общая теория права и государства» / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С.286. 24 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2. С.137. М. ХАЙДЕГГЕР


Описание предмета: «Теория государства и права»

Теория государств и права - это система общественных знаний об основных и общих закономерностях государства и права, об их сущности, назначении и развитии в обществе.

Признаки науки теории государства и права: - это общественная наука, предмет которой право и государство; - это политико - юридическая наука, изучающая общественные явления, относящиеся к области политики, властной деятельности государства; - общественная наука, изучающая явления государства и права в целом; - наука философского характера; - творческая наука.

Предмет теории государства и права составляют основные закономерности государства и права, их сущность назначение и развитие в обществе Характерные направления, входящие в изучение предмета.

Теория государства и права концентрирует внимание на объективных закономерностях государства и права.

Закономерности - это реальные устойчивые связи, которые выражают сущность данных явлений. Они раскрывают самое главное в явлениях, их глубины и тайны. Именно поэтому в теории изучают происхождение и сущность государства и права, их связи с экономикой и другими общественными явлениями.

Предмет теории составляют основные закономерности государства и права вне зависимости от их принадлежности к истори-ческим типам и эпохам.

Главное в теории это- - государство и право, их основные и общие закономерности, сущность, назначение и развитие; - теория рассматривает государство и право как части надстройки над экономическим базисом; - теория изучает государство и право в их единстве и взаимодействии; - в центре теории стоит индивид, конкретный человек.

http://distance.ru/index.shtml?uch_mat/umk

Литература

  1. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах. Том 2. Новое время. Новейшее время. – М.: Зерцало-М, 2002. – 640 с.
  2. А.В. Малько. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2000. – 304 с.
  3. Понятие государства в четырех языках. – СпБ.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, Летний сад, 2002. – 218 с.
  4. Николай Костомаров. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. – М.: Чарли, 1994. – 800 с.
  5. Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 312 с.
  6. Луи Типо. Шесть лап у кошки и другие головоломки. 100 занимательных математических задач. – М.: Техносфера, 2009. – 176 с.
  7. С.И. Небыкова. Типы темперамента. Отношения. Тайна двойников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 128 с.
  8. Ирина Демидова. Психолого-акмеологическая концепция жизненного мира. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 160 с.
  9. Евгений Шевырин. Типологическая принадлежность Российского правового регулирования. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 76 с.
  10. Марина Воронкова. Становление и развитие светского государства в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 176 с.
  11. А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: РИОР, Инфра-М, 2016. – 216 с.
  12. В.С. Бялт. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 120 с.
  13. В.С. Бялт. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 120 с.
  14. В.С. Бялт. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета. – М.: Юрайт, 2018. – 447 с.
  15. В.С. Бялт. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2018. – 447 с.
  16. Теория культуры. Учебное пособие. В 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2018. – 252 с.
  17. Теория культуры. Учебное пособие. В 2 частях. Часть 1. – М.: Юрайт, 2018. – 264 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Философия правового государства
Теория государства и права
Курсовая работа
30 стр.
Теория государства и права как предмет и учебная дисциплина
Теория государства и права
Курсовая работа
40 стр.
Функции государства и государственно-правовые формы их осуществления
Теория государства и права
Курсовая работа
25 стр.
Основные подходы к типологии государства
Теория государства и права
Курсовая работа
41 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Света
Спасибо за оказанную мне помощь, здала все курсовые на пять. С наступающим новым годом Вас удачи, здоровья, успехов.