Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Перспективы выхода России на международный рынок труда

Международные отношения

Перспективы выхода России на международный рынок труда.

Для России сейчас осуществить экспорт рабочей силы даже в небольших количествах крайне сложно. В мире давно сложился международный рынок иностранной рабочей силы. Определились не только страны и отрасли ее использования, но и практика заключения контрактов, профессионального отбора, межгосударственного регулирования. Надо учесть и то, что потребность в иностранных работниках в большинстве традиционных странах-импортерах рабочей силы упала к середине 80-х почти вдвое. Ужесточилась конкуренция между странами-экспортерами. Усложнились трудовые процессы в развитых в экономическом отношении странах. А ведь еще совсем недавно в середине 70-х и вплоть до начала 80-х потребность в наемных рабочих руках быстро увеличивалась, на международный рынок труда вышло много новых экспортеров, которые зарекомендовали себя как страны, способные предоставить активную рабочую силу на экспорт. Многие страны поправили за счет миграции ситуации со своими платежными балансами. Контракт на производство работ за рубежом дает стабильные валютные отчисления в течение всего срока своего действия, а рабочую силу можно контрактовать и на длительные сроки. В мировой практике мигранты едут обычно на срок от двух до семи лет.

Продуманные усилия по экспорту рабочей силы могли бы и сейчас при относительно плохой конъюнктуре мирового рынка труда дать неплохой результат, но рабочая сила - товар специфический и работать с контрактами в этой области труднее, чем с товарами.

В России отсутствуют опытные специалисты по экспорту рабочей силы на внешний рынок. Вместе с тем активизировались иностранные фирмы, СП, которые еще до принятия закона о выезде начали активно собирать информацию на рынках труда России и других стран СНГ. Представляется, что следовало бы создать приоритетные условия российским фирмам-посредникам и это надо сделать хотя бы по двум причинам: они подпадают полностью под наше налогообложение, в том числе валютное, и смогут нести юридическую ответственность перед мигрантом. Для полной уверенности российскому мигранту необходимо иметь подписанный сторонами контракт на работу. Фирма-посредник могла бы быть гарантом трудоустройства и поддерживать работника в конфликтных ситуациях, хотя бы обеспечивать его обратный проезд в случае непредвиденных обстоятельств (травма работника, крах предприятия-заказчика и т. д.). Услугами посреднических фирм могли бы пользоваться и предприятия, имеющие право выхода на внешний рынок и желающие заключить контракт на производство работ за рубежом.

Выход на внешний рынок рабочей силы может быть выгодным, хотя мы до конца еще не готовы к четкому и научно обоснованному управлению этим процессом.

Слишком большой утечки нашей рабочей силы произойти не может, так как ее возьмут только в строго требуемых количествах определенные страны и в определенные отрасли, по отдельным специальностям. Полноценное участие России в международном обмене трудовыми ресурсами может повысить эффективность их использования, а также окажет существенное позитивное влияние на другие формы внешнеэкономических связей и на международные контакты в целом.

Следует сказать о нынешней правовой основе эмиграции и реэмиграции граждан РФ, а также регулировании деятельности посреднических фирм.

До настоящего времени в Российской Федерации действовал Закон СССР "О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР", принятый Верховным Советом СССР 20 мая 1991 года и вводимый в действие с 1 января 1993 года Постановлением Верховного Совета СССР от того же числа. Его действие на территории Российской Федерации определено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4183-1. В преамбуле этого Постановления есть также ссылка на статью 42 Конституции Российской Федерации, где определено право граждан на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в ее пределы. В статье 1 Постановления ВС РФ, где определено, что действие Закона СССР "О въезде и выезде" вводится с 1 января, указывается, что он будет действовать "...впредь до принятия соответствующего закона Российской Федерации".

Кроме того, Постановлением ВС РСФСР от 19.04.1991 г. введен в действие Закон РСФСР с 1 июля 1992 года "О занятости населения РСФСР"[10] Законы и постановления, принятые Верховным Советом РСФСР. N 18, стр. 516-531., действующий и в настоящее время на территории Российской Федерации, где в статье 10 "Право граждан на профессиональную деятельность за границей" указано на то, что граждане "имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей".

Таким образом, граждане России фактически получили право на трудовую эмиграцию за рубеж с 1 июля 1992 года, но по старому порядку оформления выездных документов, главным запретительным элементом которого являлась необходимость выездной визы, т. е. разрешения на выезд за пределами страны, выдаваемого органами МВД (УВИРами и ОВИРами), которые имели право решать вопрос на базе своих внутренних инструкций до 6 месяцев и не обязаны были сообщать мотивам отказа при отрицательном решении. Выездная виза выдавалась, как правило, каждый раз, когда возникала необходимость выезда. Многократные визы были привилегией узкого круга лиц (в основном руководящих работников). Кроме того, выезд за рубеж на работу мог осуществляться только в порядке направления от государственных организаций. Частная поездка граждан СССР мотивировалась личными мотивами (посещение родственников, лечение и т. д.) и приглашение на работу основанием для оформления гражданину выездной визы не являлось. Этническая эмиграция на постоянное место жительства (из СССР в основном евреев, греков и немцев) также обосновывалась "воссоединением семей", а не профессиональными мотивами.

Нынешний Закон РФ, принятый ВС 12 августа 1993 года "О порядке выезда за пределы РФ и въезда на территорию РФ граждан РФ", позволяет гражданам получать загранпаспорта по личному ходатайству начиная с 18 лет, а отказы в выдаче паспорта обжаловать в суд. Механизм выездной визы отменяется, - само наличие загранпаспорта Российской Федерации означает возможность выезжать за пределы России. В настоящий момент органам ОВИР МВД РФ дал инструкцию о выдаче загранпаспорта всем обращающимся гражданам с правильно оформленными документами в течение 30 дней, однако, ссылаясь на перегруженность, ОВИРы фактически тратят на оформление 45 дней. Опыт работы наших Всероссийских внешнеторговых (внешнеэкономических) объединений в системе МВЭС показывает, что даже этот срок слишком велик для того, чтобы оперативно откликаться на поступающие из-за рубежа заявки на тех или иных специалистов из РФ и, следовательно, на нынешнем этапе наша конкурентоспособность на международном рынке труда снижается. Ограничения на выдачу загранпаспорта гражданину распространяются на лиц, имеющих контрактные обязательства и осведомленных в гостайне, тех, против кого возбуждено уголовное дело, отбывающих наказание, уклоняющихся от исполнения судебных обязательств, сообщающих о себе ложные сведения, призывников и проходящих военную срочную службу, лиц, к которым предъявлен гражданский иск, и состоящих под надзором лиц по приговору суда. Обжалование выдачи загранпаспорта может производиться гражданином через суд или через правительственную комиссию.[11] По мнению экспертов, нынешний Закон РФ меняет положение в сторону усиления позиции личности по отношению к исполнительной власти - "Иностранец", N 12 от 1.09.1993, стр. 17.

Новое законодательство введено и по регулированию деятельности посреднических фирм, занимающихся трудоустройством за рубежом. Так, принято постановление Совета Министров РФ от 8 июня 1993 г. N 539 "Об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей". Этим постановлением вводится единый порядок лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей. Выдачи лицензий должны осуществляться Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами (в настоящее время подразделениями по делам миграций в краевых, областных и городских органах по труду, входящих в состав местной исполнительной власти). Установлено, что деятельность, связанная с трудоустройством граждан России на территории РФ, может осуществляться только российскими юридическими лицами при наличии лицензии. Причем плата за лицензию для таких посреднических фирм устанавливается централизованно Федеральной миграционной службой России по согласованию с Минфином РФ. Кроме того, запрещено взимание платы с граждан России за трудоустройство за границей, включая регистрационный сбор фирм.

В целом нынешняя правовая основа представляется достаточной базой для трудовой миграции за рубеж и реэмиграции, и экспорта рабочей силы при условии выдачи загранпаспортов большинству работающих граждан РФ.

При развитии экспорта рабочей силы из России потребуется ряд мер в международной сфере, в частности, ратификация всех международных конвенций по международной миграции, подписание межправительственных соглашений с основными государствами-импортерами рабочей силы, или включение раздела о трудовой миграции в договоры о торгово-экономическом сотрудничестве.

Особой задачей в этой связи стоит вопрос о защите интересов российских граждан за рубежом. Здесь, прежде всего, должны сыграть свою роль посольские и консульские учреждения России, призванные защищать права мигрантов на основе много- и двусторонних межгосударственных обязательств перед государственными органами страны пребывания.

Прогнозная оценка доходов от экспорта рабочей силы для РФ.

Рассмотрим возможности получения поступлений от экспорта рабочей силы России.

Примерный расчет возможных прямых доходов России от экспорта рабочей силы показывает, что только по переводам мигрантов в Россию (на поддержку семей, покупку недвижимости и ценных бумаг) может быть получен устойчивый равномерно получаемый доход в валюте примерно от 500 до 2000 долларов (в месяц) от 1 работающего в зависимости от его квалификации и страны пребывания. Возьмем среднюю ежемесячную цифру 700 долларов ( с учетом тенденций увеличения зарплат), т.е. где-то 8 000 долларов год с учетом ежегодного отпуска). Таким образом каждая 1000 человек работающих может дать в национальный доход страны 8 млн. долларов. При серьезных экспансионистских мерах государства, по нашим оценкам, за 10 лет можно было бы получить следующие валютные поступления по экспорту рабочей силы в Россию (см. табл. 3).

Для захвата хотя бы 10% основных мировых рынков (т.е. 1,5 млн. человек) при государственной экспансии потребуется, по нашим расчетам, около 10 лет, но в перспективе Россия могла бы постоянно держать за рубежом более 2 млн. работников при благоприятной мировой конъюнктуре и содействии других стран. Тем более, что мигрантские переводы не только непосредственно поддерживают родственников мигранта, но они и обеспечивают работу и достаточный доход экспортирующей стране путем увеличения спроса внутри страны. По некоторым расчетам мигрант кормит 20 человек за счет того, что кроме членов семьи, которые могут быть обеспечены полностью из его переводов, он еще "подкармливает" через приобретение недвижимости, строительство жилья, коммуникаций и их обслуживание большое число людей в стране-экспортере рабочей силы.

Таблица 3

[12]

Из расчета нынешнего уровня средних валютных поступлений от внешнеэкономической фирмы-посредника.

Год

Численность работающих

за рубежом

Прямые валютные поступления

(в млрд. долл.)

в страну

по платежам

в госбюджет

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

7 год

8 год

9 год

10 год

50 тыс.

100 тыс.

250 тыс.

350 тыс.

500 тыс.

650 тыс.

800 тыс.

1 млн.

1,2 млн.

1,5 млн.

0,4

0,8

1,6

2,1

4,0

5,2

6,4

8,0

9,6

10,8

0,1

0,2

0,3

0,4

0,8

1,0

1,3

1,6

1,9

2,0

Итого за 10 лет

48,9

9,6

Необходимо отметить, что государство-экспортер рабочей силы теряет часть трудовых ресурсов и эта проблема всегда широко обсуждается в этих странах. Возникает проблема уменьшения отдачи от возможного экспорта товаров и услуг при использовании уезжающей рабочей силы у себя дома. Вместе с тем усиление или угроза безработицы, дороговизна создания новых рабочих мест, невозможность в ряде случаев использовать рабочую силу в экономике стран-экспортеров рабочей силы с достаточной эффективностью обычно решают вопрос в пользу экспорта рабочей силы, хотя бы и как тактического инструмента при решении трудностей экономического развития и, в частности, получения дополнительного источника дохода в платежном балансе страны. Стратегические потери от эмиграции продолжают оставаться предметом научных дискуссий, но в любом случае острота проблемы снижается при проведении грамотной политики не только экспорта рабочей силы, но и одновременного стимулирования реэмиграции.

Следует, однако, учесть то, что зарубежные предприятия расходуют рабочую силу очень экономно, и реально завоевать большую долю мирового рынка крайне сложно. Существующие оценки ОВИРа о возможности выезда более 5-6 млн. человек в течение 2-х - 3-х лет базируются на социологических исследованиях (ВЦИОМ и др.), выявляющих желание поработать за рубежом людей, как правило, там не работавших. Учет этих данных не должен скрывать от нас тот факт, что главным регулятором миграции рабочей силы является страна-импортер рабочей силы. И хотя государство-экспортер имеет возможность воздействовать на страну-импортера рабочей силы, но в пределах общей численности использования данной страной иностранной рабочей силы. Необходимо постоянно следить за конъюнктурой мирового рынка труда, вести научные исследования по этой теме.

В нашей стране исследования по международному рынку иностранной рабочей силы наукой начали проводиться лишь в 1993 году. В РФ нет также ни информационных бюллетеней, ни научных журналов, которые могли бы освещать ход этих процессов. Полностью отсутствует подготовка, переподготовка или повышение квалификации специалистов по этому вопросу. Научно-информационная база не позволяет нам выходить на международный рынок труда с научно обоснованной концепцией и оказывать через государственную политику серьезное влияние на его стихийное развитие. Осуществить экспорт рабочей силы даже в небольших количествах крайне сложно. В мире давно сложился международный рынок иностранной рабочей силы. Определились не только страны и отрасли ее использования, но и практика заключения контрактов, профессионального отбора, межгосударственного регулирования.

Предлагаемые меры по созданию механизма государственного регулирования миграции.

При развитии экспорта рабочей силы из России от руководства страны потребуется ряд мер:

1. Создать долгосрочную программу по развертыванию экспорта российской рабочей силы, учитывая, прежде всего, воздействие этой формы внешнеэкономических связей на личные бюджеты семей мигрантов, а также платежный баланс страны, а в дальнейшем и на поступления в российскую экономику валютных накоплений российских (а также бывших российских) граждан, работающих за рубежом, введя систему государственных гарантий по защите их средств.

2. Создание благоприятных условий для России в межправительственных соглашениях с основными государствами-импортерами рабочей силы, организациями их экономических группировок, в первую очередь ЕС, или включение раздела о трудовой миграции в договоры о торгово-экономическом и других видах сотрудничества. Инструктирование российских загранучреждений по защите интересов российских граждан за рубежом.

Установление системы прямых контактов со странами, где работают эмигранты из России, с целью увязки экспорта рабочей силы с другими формами внешнеэкономических и культурных связей, в том числе работа со старой русской зарубежной общиной по стимулированию их переводов и инвестиций в российскую экономику.

3. Не только устранение препятствий, но и создание стимулирующего механизма для мигрантских переводов в Россию.

Усиление тенденций к инвестированию валютных доходов граждан в экономику РФ обустройство возвращающихся, включая трудоустройство, выделение земельных участков, продажу жилья.

4. Стимулирование цивилизованно работающих посреднических фирм по трудоустройству за рубежом, в частности, путем налоговых льгот. Усиление методики выдачи лицензий посредническим фирмам с учетом социальной значимости их деятельности.

5. Проведение мероприятий по защите интеллектуальной собственности и недвижимой собственности и самих российских граждан.

6. Усиление государственного контроля за защитой интересов (накоплений, переводов, вкладов, имущества) российских трудовых мигрантов, в том числе через посреднические фирмы.

7. Поощрение реэмиграции российских граждан, поработавших за рубежом, помогая планировать их экономическую активность при возвращении и объединяться по профессиональным и деловым интересам.

8. Направленно изучать опыт и конъюнктуру международного рынка труда.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1) Экспорт рабочей силы в мире - распространенная форма внешнеэкономических связей, получающая все большее развитие, в том числе и у промышленно развитых стран.

2) Экспорт рабочей силы - реальная возможность получения значительного и устойчивого источника валютного дохода в платежном балансе, а также возможность активизировать экономическую жизнь в РФ за счет прямых и косвенных выгод от него. В нынешней экономической ситуации экспорт рабочей силы - одна из немногих не задействованных в полной мере форм внешнеэкономических связей.

3) Экспорт рабочей силы оказывает весьма благоприятное влияние на социально-экономическую обстановку в стране, повышая жизненный уровень, снижая безработицу, воздействуя в долгосрочном плане на производительность труда, профессионализм и использование передового мирового опыта, активизируя рыночные отношения, стимулируя эффективную занятость, повышая благосостояние групп населения. При нынешнем курсе рубля к СКВ мигрантские переводы могут сыграть весьма серьезную положительную роль в подъеме жизненного уровня населения.

4) Ввиду неблагоприятной конъюнктуры международных рынков труда внедриться на эти рынки можно только при проведении сконцентрированной государственной экспансии, в связи с чем необходимо сформировать государственную политику в этой области, позволяющую обеспечивать, с одной стороны, проникновение российской рабочей силы на международный рынок труда, а с другой стороны, обеспечивающей защиту ее интересов за рубежом.

В то же время внутри России потребуются и меры по усилению социального страхования работающих за рубежом, в том числе с помощью поощрения деятельности посреднических фирм, обеспечивающих социально-экономическую безопасность мигранта.

5) Российская валютно-налоговая политика в этой области должна выполнять функции поддержки экспорта рабочей силы; облегчения налогового бремени российских фирм-посредников и российских граждан, работающих за рубежом, а также обеспечения системы государственных гарантий валютных переводов и вкладов, имущества российских граждан, работающих за рубежом; создания механизма стимулирования их инвестирования в российскую экономику и реэмиграции самих российских граждан.

1. В статистике МВФ дается сальдо по статье "частные невостребованные переводы", однако учитывая довольно глубокую специализацию стран в отношении участия в международном трудовом обмене, мы принимаем положительное сальдо за безусловный показатель экспортной специализации в области рабочей силы и в дальнейшем будем обозначать этот показатель как "доход(ы) от экспорта рабочей силы".

2. К сожалению, из-за отсутствия валюты ежегодники МВФ в библиотеки РФ после 1991 г. не поступают.

3. Приведены все страны. Имеющие за исследуемый период ежегодный доход от экспорта рабочей силы более 100 млн. долл . США.

4. Источник: Подсчитано по Balance of Pavments, yearbook 1991, International Monetary Fund.

5. До объединения.

6. Источник: Статистический ежегодник Международного Валютного Фонда. - Нью-Йорк, 1991.

7. International Monetary Fund. Yearbook, 1991 (preface).

8. Кредиты и безвозмездная помощь нами не рассматриваются в этой связи как источник валютных доходов. В значительной степени благодаря тому, что их платежные балансы постоянно ориентировались на трудовые переводы.

9. Существует закономерность: страны-импортеры рабочей силы экспортируют в свои страны-экспортеры рабочей силы капиталы (в том числе в виде долгосрочных кредитов) примерно в соотношении, соответствующем объемам экспорта рабочей силы. В данной работе эта проблема подробно не разбирается.

10. Законы и постановления, принятые Верховным Советом РСФСР. N 18, стр. 516-531.

11. По мнению экспертов, нынешний Закон РФ меняет положение в сторону усиления позиции личности по отношению к исполнительной


Описание предмета: «Международные отношения»

Международные отношения - конструктивная наука. В отличие от истории, эта отрасль знания может никогда не иметь дела с одним элементом системы; теория международных отношений вынуждена описывать жизнь одного государства на фоне других, с которыми оно взаимодействует. Совершенно верно и то, что существуют исследования одиночных наций. Иногда работу ученого из государства Х о государстве Y рассматривают как относящуюся к теории международных отношений. Способствовать развитию политологии и политической социологии можно даже просто изучая и описывая довольно далекие от них вещи. Когда международная система или какая-нибудь ее подсистема рассматривается как таковая, появляется предмет теории международных отношений. Таким образом, можно сказать, что соотношение между политологией и международными отношениями такое же, как между психологией и социологией, это переход от тщательного изучения одного элемента в определенные отрезки времени к исследованию структуры взаимодействия между элементами, которое характеризует отношение данных пар наук друг к другу.

Литература

  1. Б.И. Башкатов, Г.Ю. Карпухина. Международная статистика труда. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 208 с.
  2. Н.В. Говорова. Спрос и предложение на европейском рынке труда. – М.: Огни ТД, 2005. – 74 с.
  3. И.О. Мальцева, С.Ю. Рощин. Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке труда. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 296 с.
  4. В.И. Гагаринов. Россия в международной торговле. – М.: АСА, 2007. – 184 с.
  5. А.К. Кислов, А.В. Фролов. Россия и международный рынок оружия. Идеология и практика. – М.: Альфа-Браво, 2009. – 544 с.
  6. С.В. Рязанцев, М.Ф. Ткаченко. Мировой рынок труда и международная миграция. – М.: Экономика, 2010. – 304 с.
  7. М.Н. Тихомиров. Древняя Москва XII - XV вв. Средневековая Россия на международных путях XIV - XV вв. – М.: Московский рабочий, 1992. – 320 с.
  8. А.С. Кокин. Трудовые конфликты на судах "удобного" и отечественного флагов. Позиции государства, судовладельцев, моряков. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 426 с.
  9. А.С. Кокин. Трудовые конфликты на судах "удобного" и отечественного флагов. Позиции государства, судовладельцев, моряков. – М.: Wolters Kluwer, 2008. – 412 с.
  10. Международные экономические отношения России. – М.: Магистр, Инфра-М, 2013. – 560 с.
  11. В тени регулирования. Неформальность на российском рынке труда. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2014. – 538 с.
  12. Елена Скляр und Елена Ларичева. Рынок труда г. Брянска и Брянской области. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 292 с.
  13. А.М.Нанавян. Оценка потоков безработных на российском рынке труда. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 76 с.
  14. Александр Балханов und Владимир Былков. Кадровые агентства на региональном рынке труда. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 156 с.
  15. Екатерина Ефимова. Развитие региональных рынков труда в России:. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 400 с.
  16. С.Е. Метелев. Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России. – М.: ТНТ, 2010. – 416 с.
  17. Мобильность и стабильность на российском рынке труда. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2017. – 536 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Нарушение макроэкономического равновесия
Экономика
Курсовая работа
30 стр.
Разработка тур. Маршрутов в Таиланд с учетом требования индивидуального обслуживания
Туризм
Диплом
90 стр.
Островной туризм тихоокеанско азиатского региона
Туризм
Диплом
50 стр.
Управление персоналом (антикризисный аспект)
Менеджмент
Диплом
156 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Наталья
Я защитилась на 4. Спасибо!