Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Проблемы кредитного обеспечения сельскохозяйственных предприятий в регионе

Сельское хозяйство

Проблемы кредитного обеспечения сельскохозяйственных предприятий в регионе

Одна из главных функций кредита - перераспределение средств между различными сферами экономики на основе срочности, возвратности, платности. Кредит является также своеобразным катализатором оборачиваемости авансированного капитала и обеспечивает общую экономию издержек обращения.

Еще одна функция кредита - ускорение концентрации капитала, необходимого для осуществления инвестиционных процессов, обновления основных фондов, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В последнее время все более важной становится функция кредита, обеспечивающая обслуживание товарооборота. Современные платежные инструменты (чеки, кредитные карточки, векселя) вытесняют наличные денежные расчеты. С 1997 г. в России, после принятия закона о государственном регулировании АПК, применяется система льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей с использованием как бюджетных ресурсов, так и средств коммерческих банков.

Создан фонд льготного кредитования АПК, но на сегодня практика льготного кредитования через данный фонд вызывает много нареканий. Так, государственные кредитные ресурсы на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, закупку племенного скота и другие аналогичные нужды выделяются в лучшем случае на срок до одного года, а это явно неприемлемо для сельскохозяйственного производства, поэтому часто приводит к невозвратности средств. Рассмотрим ситуацию, складывающуюся с кредитованием сельского хозяйства в Воронежской области.

По состоянию на 1 января 2000 г. в области функционировали 4 самостоятельных воронежских банка (АБ «Воронеж», МБ «Петр Первый», КБ «Агроимпульс», МАБ «Юго-Восток») с 16 филиалами, а также 16 инорегиональных банков. Практически нее представленные на территории Воронежской области кредитные организации осуществляют кредитные вложения в экономику с общим объемом около 50% от основных активных операции кредитных организаций. Анализируя динамику активных операций банков, следует отметить, что кредитные вложения практически всегда имели тенденцию роста, хотя объемы кредитов, предоставляемых сельскому хозяйству, всегда были ограничены.

Так, по данным мониторинга банковской политики функционирующих в области банков, от общей суммы выданных кредитов на сельское хозяйство приходилось в разное время всего 2-6%. Количество банков, кредитующих сельское хозяйство, также невелико. В 1999 г. структура кредитов, выданных банками, функционирующими на территории Воронежской области, была следующей: сфера торговли - 39,2%, промышленность - 30,5, физические лица - 8,2, сельское хозяйство - 4,9, транспорт, связь - 4,9, строительство - 3,2. сфера услуг - 0,6, прочие - 8,5%.

Достаточно серьезным фактором, ограничивающем кредитование сельского хозяйства, являются специфические риски, с которыми банки сталкиваются при кредитовании данной отрасли. По мнению участвовавших в мониторинге банков, сельское хозяйство остается наиболее рискованной сферой экономики для вложения средств.

К специфическим рискам кредитования сельскохозяйственных предприятий относятся:

* повышенная неустойчивость финансовою состояния, несоответствие долгосрочных запросов предприятий краткосрочности имеющихся у банка ресурсов, нестабильность бюджета, невыполнение тех его статей, которые связаны с сельским хозяйством;

* сезонные особенности сельхозпроизводства, его зависимость от природно-климатических условий;

* трудности, связанные с реализацией продукции; неплатежи или задержки поступления выручки от реализации; отсутствие у заемщиков ликвидного обеспечения кредитов;

* низкая доходность операции по кредитованию; недостаточная правовая и нормативная база кредитования сельского хозяйства.

Понятие кредитного риска на прямую связано с оценкой кредитоспособности заемщика. Сейчас сложилась ситуация, при которой практически все сельскохозяйственные предприятия являются неблагонадежными заемщиками. Это привело к тому, что нынче оборотные средства пополняются, прежде всего, за счет собственных средств предприятий и краткосрочных (до 1 года) банковских кредитов, выдаваемых в большей части из фонда льготного кредитования АПК. При этом доля банковских кредитов постоянно снижается, да и количество банков, участвующих в кредитовании сельского хозяйства, тоже сокращается.

Существующий механизм субсидирования кредита из средств спецфонда приводит к тому, что кредитные ресурсы нередко по льготной ставке попадают не в сельское хозяйство, а в другие отрасли, искажаются конкурентные условия на финансовом рынке услуг, поскольку число банков, работающих с сельским хозяйством, часто ограничивается лишь теми, которые имеют доступ к бюджетным ресурсам, возрастают затраты на контроль за целевым использованием кредитов и др.

В связи с этим можно рекомендовать следующий механизм компенсирования кредита. Государство выплачивает средства не банку, а непосредственно сельскохозяйственному предприятию, взявшему кредит в банке по рыночной ставке. В таком случае компенсация кредита осуществляется не в начале срока кредитования, а в конце, что облегчает контроль за целевым использованием средств.

Другое несомненное преимущество данной схемы заключается в возможности увязки государством предоставления субсидий на кредит с участием предприятия в определенной программе (например, в программе совершенствования структуры производства). Необходимо дополнить существующий механизм субсидирования процентной ставки по кредиту и части самого кредита (как это происходит в России сегодня) механизмом частичного или полного государственного гарантирования возврата кредита. Об этом свидетельствует иностранный опыт, а также исследования российских экономистов.

Гарантирование возврата кредита позволит решить сразу несколько задач:

* появляется обеспечение кредита; количество банков, предоставляющих кредит под гарантии, может заметно возрасти;

* сокращаются бюджетные расходы на формирование фонда льготного кредитования (эти средства можно перераспределить на другие нужды сельского хозяйства, в частности, на долгосрочные инвестиционные проекты);

* уменьшаются расходы на контроль за использованием средств фонда кредитования; снижается возможность использования средств бюджета не по назначению: частично перераспределяются риски невозврата кредитов - от государства к коммерческим банкам.

Интересен опыт создания сельской кредитной кооперации. Он, прежде всего, полезен для развития системы коммерческого кредита на селе, это своеобразный противовес банковскому кредитованию. По мнению целого ряда экономистов, создание кредитных кооперативов является неотложнейшей задачей. Такие кооперативы в первую очередь необходимы для развития и функционирования фермерских и личных приусадебных хозяйств. Россия имеет определенный исторический опыт развития данного направления финансирования: к 1917 г. насчитывалось уже более 16 тыс. кооперативов с более чем 10,5 млн пайщиков. Между тем, по данным Госкомстата России, по состоянию на 1 июня 1999 г. в стране функционировали 289 различных кооперативных кредитных организаций, из них 172 - сельских кредитных кооператива. Юридической основой для создания и функционирования сельской кредитной кооперации служат Гражданский кодекс России, федеральные законы «О сельскохозяйственной кооперации» и «О потребительской кооперации в Российской Федерации».

Законодательные акты, регулирующие формирование и функционирование кредитных организаций (особенно Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»), являются основой для формирования крупных кредитных организаций и базой для создания системы мелкого кредита быть не могут. Таким образом, правовая база деятельности кредитных кооперативов сильно ограничена.

Отсутствие соответствующих законодательных актов - один из главных тормозов развития кредитной кооперации в сельском хозяйстве. Еще один способ мобилизации дополнительных кредитно-финансовых ресурсов заключается в создании специализированных сельскохозяйственных институтов. Такие институты успешно функционируют во многих странах мира. Некоторые из них (голландский Рабобанк, германский Райффайзен-банк, французский Креди-Агриколь, американская Система фермерского кредита) входят в число крупнейших банков как по размеру капитала, так и по объемам проводимых операций.

Создание (или, точнее говоря, воссоздание) крупного специализированного сельскохозяйственного банка у нас в стране представляется задачей первостепенной важности. Через такой банк необходимо проводить, прежде всего, долгосрочное, направленное на пополнение основных фондов инвестиционное кредитование. Прямые инвестиции подразумевают капитальные вложения непосредственно в производство какой-либо продукции, включая сюда покупку, создание или расширение фондов предприятия.

Данный вид кредита практически отсутствует в экономике России. Большая часть инвестиций в основной капитал осуществляется в настоящее время за счет собственных средств предприятий. Причем в последние годы эта доля постоянно растет при одновременном сокращении привлеченных и бюджетных средств.

Для увеличения инвестиций в первую очередь необходимо повысить активность государства в этих процессах: государственные гарантии, наращивание объемов государственных инвестиций, их законодательная поддержка. В Налоговом кодексе следует предусмотреть льготы кредитным организациям, занимающимся инвестициями, поощрять создание инвестиционных компаний (инвестиционных банков). Наиболее реальным механизмом привлечения средств на обновление основных фондов представляются долгосрочные инвестиционные кредиты и лизинговые операции. Лизинг (аренда) является формой среднесрочного и долгосрочного кредитования (от 3-х до 5-ти лет), предусматривает, прежде всего, покупку оборудования (основных фондов) при посредничестве специализированной лизинговой компании.

Такой вид расчетов за технику позволит хозяйствам покупать дорогостоящие, но крайне нужные зерно- и кормоуборочные комбайны, тракторы, автомобили и т.п. Финансирование капитальных вложений с помощью лизинга обладает рядом существенных преимуществ: в частности, значительно снижает кредитные риски. Лизинговый контракт в меньшей степени оценивает кредитоспособность клиента, но в большей степени рассматривает возможность лизингополучателя осуществлять текущие платежи. Лизинг не предусматривает дополнительного обеспечения на имущество, передаваемое в аренду, так как собственность на имущество, передаваемое в лизинг, остается за лизингодателем. За счет лизинга уменьшается отток оборотных средств предприятия на финансирование капитальных вложений и др. В России доля лизинга в общем объеме инвестиций пока очень незначительна.

Чтобы развить лизинговые отношения, необходимо создавать (в большинстве случаев с участием банковского капитала) специализированные лизинговые компании, которые предоставляли бы услуги по лизингу, в том числе под гарантии государства. Еще одна прогрессивная форма кредитования, которой сегодня уделяется большое внимание, - долгосрочная ссуда (под ипотеку). Ипотечная ссуда, предоставляемая под залог (заклад) сельского или городского недвижимого имущества (главным образом земли), является одной из наиболее ранних форм кредита, которая по мере развития общественного производства концентрировалась в особых ипотечных банках. Ипотечную форму кредитования можно характеризовать по-разному.

С одной стороны, ипотечная ссуда во многих странах мира рассматривается как один из основных источников инвестиционных ресурсов для сельского хозяйства, поскольку земля является привлекательным видом залога под банковскую ссуду. Да и банкам проще, не нужно оценивать реальную платежеспособность заемщика, анализировать обоснованность целевого назначения кредита, вести контроль за эффективностью используемых денежных средств.

В то же время банковская ссуда под залог земли стимулирует спекуляцию ею, приводит к необоснованному обогащению кредиторов, а главное, стимулирует рост ренты, удорожание продукции и снижение конкурентоспособности сельского хозяйства. С другой стороны, систему ипотечного кредитования следовало бы активизировать в регионах, где имеется развитый земельный рынок и четко отработанный Земельный кодекс. Залоговые операции (выдача ссуды) должны осуществляться с учетом сложившихся форм собственности на землю, природно-экономических условий, исторических и национальных традиций. При этом должен действовать жесткий порядок, согласно которому залог земли можно использовать только в целях получения долгосрочных ссуд (с процентной ставкой за кредит не более 3% годовых) сроком от 5-ти до 20-ти лет и непременно в инвестиционных целях. Таким образом, изменения в системе кредитования аграрного сектора могут явиться важным фактором экономического развития агропромышленного производства страны и одновременно надежным рычагом государственного регулирования финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.


Описание предмета: «Сельское хозяйство»

Сельское хозяйство – отрасль народного хозяйства, которая занимается выращиванием растений (растениеводство) и разведением животных (животноводство).

Сельское хозяйство связано со многими отраслями промышленности (пищевой, химической и др.), образуя агропромышленный комплекс, основной задачей которого является надежное обеспечение страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем.

В отличие от промышленности сельскохозяйственное производство ведется на обширных пространствах, где различны рельеф, климат, почвы. В сельском хозяйстве многие производственные процессы носят сезонный характер, так как связаны с естественными условиями роста растений и развития животных. Природные условия в большей степени влияют на процесс и результат сельскохозяйственного труда, чем промышленного. Вне зависимости от природных условий уровень развития сельского хозяйства определяется количеством и качеством затраченного труда, степенью использования машин и удобрений.

Природной основой сельского хозяйства являются сельскохозяйственные угодья – земли, используемые в сельскохозяйственном производстве. Из 17,1 млн. кв. км всей территории России сельскохозяйственные угодья составляют только 2,22 млн. кв. км, или 222,1 млн. га, - 13% всех земель (без оленьих пастбищ, к которым относится значительная часть зоны тундры).

Сельскохозяйственные угодья бывают следующих видов: пашня, сенокосы, пастбища. Очень небольшую территорию занимают многолетние насаждения (сады, виноградники). Из 222 млн. га сельхозугодий на пашню приходится 132 млн.

га (около 60%), сенокосы - 23 млн. га (10%) и пастбища - 65 млн. га (около 30%).

Сельскохозяйственная освоенность территории закономерным образом меняется с севера на юг. В зоне тундры, как уже говорилось, из всех сельхозугодий представлены лишь оленьи пастбища, покрытые ягелем. В северной части лесной зоны появляются уже отдельные очаги земледелия по долинам рек (где почва более плодородна и лучше дренирована), но их площадь очень невелика. Например, в Архангельской области доля сельхозугодий в общей площади составляет только 1,5%, а пашни – 0,5%, т.е. 2/3 сельхозугодий составляют сенокосы и пастбища. В Вологодской области доля сельхозугодий возрастает до 10% (а пашни – до 6%), а в Ярославской – уже 32% и 22%, здесь земледельческое освоение не очаговое (как северное), а выборочное.

Сельское хозяйство состоит из двух основных отраслей – растениеводства и животноводства.

Литература

  1. А.П. Зинченко. Сельскохозяйственные предприятия. Экономико-статистический анализ. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 160 с.
  2. В.Г. Растянников, И.В. Дерюгина. Модели сельскохозяйственного роста в XX веке. Индия, Япония, США, Россия, Узбекистан, Казахстан. – М.: Институт Востоковедения РАН, 2004. – 640 с.
  3. И.В. Максимова. Маркетинг. – М.: Волгоградская академия государственной службы ВАГС, 2001. – 160 с.
  4. Н.В. Пеньшин, В.П. Бычков. Государственное регулирование автотранспортной деятельности в регионе. – М.: Академический Проект, 2007. – 192 с.
  5. Д.А. Максимов, П.В. Толпегин. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в современной России. – М.: Ленанд, 2010. – 144 с.
  6. Г.В. Савицкая. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий. – М.: Инфра-М, 2005. – 368 с.
  7. Е.Ю. Москвитин, Е.Б. Ивушкина, О.И. Лантратов, Н.А. Рябоконь. Организация документационного обеспечения бухгалтерского учета в сфере сервиса и туризма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 384 с.
  8. Г.В. Савицкая. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий. – М.: Инфра-М, 2010. – 368 с.
  9. Борис Павлов, Вадим Козлов und Людмила Бердник. Высшие учебные заведения в регионе: по пути традиций к инновациям. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 88 с.
  10. Марина Александровна Тухватуллина. Информационное обеспечение муниципального управления. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 68 с.
  11. Ю.А.Лаамарти, В.В.Патрушев und А.В.Кофанов. Система антинаркотической деятельности в регионе. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 160 с.
  12. Алексей Козлов, Ольга Яковлева und Владимир Яковлев. Проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 212 с.
  13. Игорь Седлов und Зинаида Круш. Механизм предотвращения банкротства сельскохозяйственных предприятий. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 148 с.
  14. Павел Кулинич und Юрий Шемшученко. Сельскохозяйственное землепользование в Украине. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 656 с.
  15. Игорь Дмитриев. Кредитования сельскохозяйственных предприятий. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 256 с.
  16. И.Г. Лукманова, Х.М. Гумба, В.Ю. Михайлов, А.Н. Шумейко. Диверсификация деятельности строительных предприятий в условиях экономического кризиса. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2009. – 216 с.
  17. Г.В. Савицкая. Анализ производственно - финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий. Учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 369 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Гос. регулирование и поддержка малого бизнеса
Экономика предприятия
Диплом
116 стр.
Гос. регулирование и поддержка малого бизнеса
Экономика предприятия
Диплом
120 стр.
Гос. регулирование и поддержка малого бизнеса
Экономика предприятия
Диплом
124 стр.
Государственное управление развитием и поддержка малого предпринимательства
Государственное и муниципальное управление
Диплом
98 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Alex
Спасибо. Работу после вашего сопровождения защитил, поставили оценку "хорошо". Пытаюсь понять новое ощущение свободы и почему-то грущу, когда должен радоваться.