Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Социальное партнерство: пути к успехуСоциология
Социальное партнерство: пути к успеху.
Первый пример - из практики Благотворительного фонда «Душа человека» (г. Москва) 4. Программа «Социальный щит» обеспечивает работу благотворительной столовой на 100 человек (ежедневное питание). Услугами пользуются клиенты, которые страдают психическими заболеваниями, имеют группу инвалидности, не могут заботиться о себе и нуждаются в горячем питании. В течение двух обеденных часов им помогают специально обученные социальные работники. Деятельность программы освещается в средствах массовой информации.
Чтобы благотворительная столовая заработала, фонд «Душа человека», городская администрация, психоневрологический диспансер, банк «Империал», предприятие питания и газета объединили свои усилия. Инициатором партнерства был фонд «Душа человека» -негосударственная некоммерческая организация, созданная группой психотерапевтов, психологов, душевнобольных и их родственников. Миссия благотворительного фонда -социальная реадаптация и повышение социальной компетенции инвалидов душевнобольных; содействие реализации их прав и законных интересов. Сотрудники этой организации считают, что негативное отношение общества к душевнобольным связано с непониманием причин их плохой коммуникации с «нормальным миром» и основано, по большей части, на социальных и психологических стереотипах. Фонд постоянно ищет новые методы работы с душевнобольными, способствующие их реадаптации и интеграции в общество.
Именно благотворительная организация выделила проблему, определила возможных партнеров и способ сделать участие в решении проблемы привлекательным для всех. Были проанализированы интересы сторон и преимущества взаимодействия: «муниципалитет (у них тоже есть социальные обязанности, но нет денег), психоневрологический диспансер (информация о клиентах), предприятия питания (для них это дополнительное количество посетителей плюс предоплата),... спонсоры (при такой схеме они видят всю ситуацию и могут проследить, куда пошли их деньги)... У каждого из партнеров есть свои мотивы для участия в программе, и, если распределить в соответствии с этим зоны ответственности так, чтобы это не воспринималось как дополнительная нагрузка, это будет выгодно для каждой из сторон. «5
Благотворительный фонд взял на себя организацию партнерства, включая вопросы создания Попечительского комитета (в него входят по одному представителю от каждого партнера, рис. 4), текущую координацию и менеджмент, подготовку социальных работников. Фонд также разработал критерии, по которым психоневрологический диспансер и префектура подобрали клиентов. Поиски спонсора закончились соглашением с банком «Империал». Банк, высоко оценив профессионализмом благотворительной организации, заинтересовался общей схемой партнерства.
И. Доненко и О. Заярная, сотрудники фонда, подчеркивают, что социальное партнерство построено на общности проблем, на принадлежности к человеческому роду. «Никто не застрахован от психических заболеваний. Социальные проблемы мешают развитию нормального производства и потребления, усугубляют криминальную ситуацию в обществе. В частности, душевнобольные могут быть как жертвами преступной деятельности, так и невольными ее участниками, а также, находясь вне контроля, создавать опасные ситуации для себя и для других людей. Именно это понимание причастности всех и затронутости всех в той или иной мере социальными проблемами рождает чувство коллективной социальной ответственности. «6
Второй пример - проект «Мересьев в условиях рынка» (составленный авторами, он соединяет элементы нескольких реальных ситуаций).
В городе Н. уже четыре года существует общественная организация «Клуб Мересьева», которая объединяет около 60 человек - в основном инвалидов движения, инвалидов по слуху и зрению, а также их родственников. Имя Мересьева выбрано как символ победы человека над своими недугами. Это обозначение миссии организации. У Клуба есть несколько заповедей: «Помните -Вы не одиноки. Если не можешь развиваться физически - развивайся интеллектуально. Если стало очень плохо, найди человека, которому еще хуже и помоги ему. «Хотя все члены этой организации живут в разных районах города, они постоянно общаются по телефону (город Н. высокотелефонизирован). Действуют заочный шахматный клуб, фонд обмена книг, в том числе на иностранных языках, юридическая консультация и секции нетрадиционной медицины. У Клуба есть два постоянных спонсора, на небольшие пожертвования которых особо нуждающимся инвалидам оказывается единовременная материальная помощь.
Три года Клуб действовал как общество взаимопомощи. Но затем была осознана проблема членов Клуба - дружеская поддержка не могла компенсировать чувство неполноценности. Многие инвалиды ощущали себя исключенными из жизни общества, замкнутыми в узком кругу семьи. Пытались работать со школьниками, но понимания не нашли: директор гимназии вежливо намекнула, что общаться с инвалидами - это психологическая травма для детей. Отторжение людей с физическими недостатками, несмотря на их интеллектуальные и волевые достоинства - обычное явление для нашей жизни. Обидевшись, члены Клуба написали об этом в местную газету. Они напомнили также, что город-побратим Н. в Германии имеет программы по интеграции инвалидов в общество, включая вопросы специального благоустройства переходов и лифтов. Заметку не напечатали.
Однажды в Клуб с предложением обратился директор одной из городских фабрик. Инвалидов по слуху приглашали работать в цех с повышенным уровнем шума. Директор рассудил, что денег на модернизацию производства нет и не будет, а инвалидам «все равно». Да и выбирать глухим и слабослышашим особо не из чего. Клуб, по мнению директора фабрики, мог бы за определенное вознаграждение подбирать работников. А в перспективе можно было бы подумать и о создании совместного производства, пользующегося серьезными налоговыми льготами. В правлении Клуба мнения разделились. Одни сочли предложение очень заманчивым -речь шла о стабильной финансовой базе, да и инвалидам, которые ищут заработок, можно помочь. Другие резко возражали - во-первых, шум сопровождается вибрацией и вреден не только «громкостью»; во-вторых, это откровенная эксплуатация особенностей инвалидов и соответствующих льгот. Клуб не должен поддерживать такую политику, его задачи -интегрировать инвалидов в общество, а не помогать их эксплуатации. И без него есть много желающих сделать инвалидов заведомо неполноценными людьми, закрепить инвалидность в широком смысле слова. В результате предложение директора фабрики сочли не соответствующим ценностям и принципам Клуба. С мечтой о финансовой стабильности пришлось на время расстаться.
Клуб искал какие-то формы деятельности, которые позволили бы его членам стать нужными не только друг другу, но и включиться в значимые для города процессы, а тем самым найти заработок. «Как стать Мересьевым сегодня?» - стало самостоятельной задачей Клуба. Это реальная социальная проблема, которая возникла на стыке интересов членов общественной организации и жизни города, миссии организации и существующей в обществе несправедливости по отношению к инвалидам.
Решение пришло неожиданно. Один из спонсоров клуба - сеть магазинов «Все для вас», в которых продаются товары повседневного обихода. Когда руководитель Клуба обратился с очередной просьбой, директор сети магазинов встретила его прохладно. Она была озабочена не благотворительностью, а снижением спроса - по необъяснимым причинам часть привычного ассортимента колбас и молочных продуктов перестали раскупать. Сеть магазинов срочно нуждалась в маркетинговом исследовании. В кабинет директора вошел представитель приглашенной социологической службы, речь зашла об организации телефонного опроса и серии интервью с покупателями.
«Телефон!» - вдруг осенило руководителя Клуба, скромно сидевшего в углу кабинета. -Члены нашей организации - это прекрасная телефонная сеть. Обратившись к соседям, они могли бы быстро провести исследование во всех районах города. Кажется, мы можем делать и телефонные опросы, и интервью! Возможно, эта деятельность разомкнет узкий круг нашей организации, позволит людям реализовать себя. И деньги заработаем! Дело не в том, что мы -инвалиды, а в том, что у нас есть уникальные возможности и достоинства как у организованной сети, которая охватывает весь город»
4 Материалы предоставлены И. Доненко. Выделены отдельные аспекты, важные для понимания социального партнерства
5 Аленичева Л. Стратегия успеха. // Третий сектор, 5/1995, с. 7.
6 Третий сектор, 5/1995, с. 5.
Руководитель Клуба осознал свою организацию в новом качестве. Это позволило определить возможный способ решения социальной проблемы.
Но на предложение о сотрудничестве социологическая служба ответила отказом -обучать инвалидов методам проведения опроса было и некогда, и слишком сложно, к каждому/каждой пришлось бы ехать на дом. Чтобы оказывать услуги на рынке и дать инвалидам возможность самореализации и самостоятельного заработка, потребовались новые профессиональные навыки. Правление Клуба разработало проект «Мересьев в условиях рынка». Поговорив с социологами, члены Клуба убедили их создать специальный обучающий курс. Но даже по льготным расценкам инвалиды не могли оплатить свое обучение. Возник новый мотив обратиться к спонсору - не только за разовой помощью, по и за средствами па переподготовку и повышение квалификации. «Мы очень благодарны за помощь, которую до сих пор получали наши инвалиды», - обратился руководитель Клуба к директору сети магазинов. - «Можем ли мы построить отношения на новой основе?» Удивившись, директор все же оплатила счет социологической службы. «Все для вас» стало успешным началом сотрудничества Клуба инвалидов и социологов. Многие заказы Клуб и социологическая служба получили благодаря рекомендациям директора сети магазинов.
Городская газета опубликовала статью о Клубе и о налоговых льготах общественным организациям инвалидов. В городской администрации состоялась встреча общественных организаций инвалидов, представителей властей и Фонда занятости под названием «Новые подходы к проблемам инвалидов». Директор сети магазинов получила звание «Лучший спонсор года» за самый эффективный вклад в решение социальных проблем города.
Почему эта история представлена как пример «социального партнерства?» Выделим три этапа развития общественной организации. Первый этап - «благотворительный». Клуб действовал как группа взаимной поддержки; к спонсору обращались в случае, когда была нужна единовременная материальная помощь особо нуждающимся инвалидам. Клуб собирал благотворительные пожертвования, но не был субъектом социального партнерства.
Второй этап - переходный (осознание проблемы, поиск путей ее решения, осознание себя как партнеров, а не как просителей). Ситуация с предложением директора фабрики дала «толчок» размышлениям. Члены Клуба осознали проблему своей «невостребованное» не только как свою личную, но и как социальную. Стать нужными и заработать деньги оказалось сложно не только в силу тех ограничений, которые инвалидность накладывает на жизнь человека, но и в силу дискриминации в отношении к инвалидам в обществе. Миссию организации нельзя осуществить в одиночку, нужны совместные усилия нескольких субъектов, более широкие возможности и ресурсы. Для этого недостаточно заявить о дискриминации в печати. Общественная организация должна работать с интересами возможных партнеров и самой стать привлекательной для них. Это означает, что организации нужно осознать свои сильные стороны. В нашем случае это произошло, когда руководитель понял, что Клуб - это организованная сеть, охватывающая весь город.
Третий этап - социальное партнерство между Клубом, социологической службой и сетью магазинов. Был разработан проект «Мересьев в условиях рынка», который предполагал участие социологической службы в передаче инвалидам навыков интервьюеров. Клуб предложил социологам не только деловое, но и социальное партнерство. Деловое партнерство - это объединение сторон на основе взаимной «рыночной» выгоды. Оно закончилось бы, так и не состоявшись, когда выяснилось, что клуб неконкурентоспособен на рынке маркетинговых услуг. Но социальное партнерство только началось. Его основой стало чувство человеческой солидарности и ответственности за решение социальной проблемы.
Пример указывает и на дальнейшие перспективы социального партнерства. Его аспекты, связанные с ролью городских властей и стремлением общественных организаций изменить городскую политику в отношении инвалидов, читатели могут разобрать сами.
Таким образом, анализ примеров позволяет выделить основные характеристики социального партнерства. Это действительно партнерство7, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой группе и обществу в целом. Социальное партнерство зиждется на следующих постулатах:
• заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем;
• объединение усилий и возможностей каждой из сторон в решении важных проблем, неэффективно «атакуемых» ими раздельно;
• конструктивное сотрудничество между ними в разрешении спорных вопросов;
• стремление к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска;
• децентрализация решений, отсутствие государственного патернализма;
• взаимоприемлемый контроль и учет интересов;
7 Основополагающим принципом модели партнерства является взаимосвязь или взаимодействие. В противоположность этому модель господства основана на силе и поддерживаемой страхом иерархии. См. Айслер Р., Чаша и клинок. - М.: Древо жизни, 1993, с. 12-30.
• правовая обоснованность «кооперации», предоставляющая выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.
Эти постулаты достаточно очевидны. Однако, они важны, чтобы прояснить ключевые элементы социального партнерства, которые были выделены в ходе анализа примеров:
• социальная проблема.
• интересы партнеров.
• возможности и «сильные стороны» партнеров.
• условие взаимодополнительности усилий.
• правила взаимодействия и взаимного контроля.
• наличие проекта как способа соорганизации сторон.
• правовая обоснованность партнерства.
Узловой элемент, вокруг которого или на базе которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема. Такая проблема, как правило, возникает при наличии неантагонистического конфликта интересов разных групп населения относительно некоего общего ресурса. Ситуация осложняется, когда это группы с неравными возможностями. Проблемой также может быть конфликт интересов населения и властей, когда «спрос» каких-нибудь групп населения на удовлетворение их потребностей, не противоречащих общественным интересам, не обеспечивается «предложением» со стороны органов власти в силу каких-то причин, и возникает серьезная социальная напряженность.
Даже если проблема выявлена и всеми осознается, это еще не означает, что возможно возникновение социального партнерства. Необходима артикуляция интересов сторон:
• Установление интересов каждого из возможных партнеров. Взаимодействие невозможно, если партнер заинтересован в деструктивном воздействии на тех субъектов или групп субъектов, для которых значимо решение социальной проблемы;
• Явно обозначенное стремление каждой из сторон найти решение проблемы за счет взаимодействия;
• Осознание сторонами, что объединение их сил и средств дает синергетический эффект: целое больше суммы его частей.
«Партнерство - это больше, чем кооперация, - пишет один из зарубежных исследователей. «Оно включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач [ответственности]. Оно включает процесс поиска новых/альтернативных решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, в который партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества [услуг], которую все партнеры должны изучать и развивать.
Возможности и сила трех сторон в рамках социального партнерства неодинаковы. Если «сила» коммерческих организаций заключается главным образом в возможностях -финансирования, а «сила» государственных структур к тому же и во включении властных рычагов, то общественные объединения собирают и организуют уникальный ресурс: социальные инициативы граждан. Дело не только в том, что организации третьего сектора находятся «ближе» к населению и могут оказывать услуги более гибко, эффективно и «человечно», чем государственные учреждения. Примеры, которые мы проанализировали, показывают: общественные организации имеют особую миссию и без нее не существуют. В своей деятельности они воплощают новые/альтернативные ценности и приоритеты. Прежде всего, это ценности и приоритеты групп с неравными возможностями, которые лишены доступа к власти и информации. Общественные организации делают видимыми нужды этих людей, обычно первыми формулируют социальную проблему. Смысл их деятельности в том, чтобы «работу по оказанию услуг превращать в работу по развитию социальной активности и человеческого потенциала,... чтобы социального инвалида сделать не-инвалидом в широком смысле этого слова»9.
Социальное партнерство возникает, когда стороны начинают работать над решением общих проблем, осознав:
• значимость социальной проблемы, возможность решить ее только совместными силами;
различие своей роли, целей и статуса в обществе; свои особые возможности по решению проблемы;
• взаимную выгодность и привлекательность партнерства.
8 Olesen L. Partnership for Social Welfare- Local Concepts for the Development and Renewal of the Welfare Systems. // ISTR Conference Abstract Volume, Mexico, 1996, р. 156
9 Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. - М.: «Преображение», с. 147-149.
Третьему сектору принадлежит особая роль в социальном партнерстве, и на нем лежит особая ответственность. Не только в приведенных нами примерах, но и в подавляющем большинстве случаев именно общественность выступает инициатором и координатором взаимодействия. В каждой конкретной ситуации некоммерческим организациям удается обосновать привлекательность партнерства. Но в целом есть принципиальная сложность взаимодействия общественности и государства. В чем привлекательность партнерства с некоммерческими организациями для власти? За ней стоит заинтересованность в перераспределении функций по выполнению социальных обязательств. Если государственные органы соглашаются на сотрудничество, то в большинстве случаев они рассматривают некоммерческие организации как дополнительный инструмент государственного регулирования, с помощью которого требуемые услуги можно оказывать дешевле (без затрат на громоздкий бюрократических аппарат) и лучше. Не секрет, что случается и худший вариант: органы власти «отчитываются» работой общественных организаций и «закрываются» ими от населения.
Но в любом случае общественность предлагает не только услуги, но и новые подходы, во многом противоречащие государственным. В нашей стране государственную политику определяют интересы властных групп и конкурирующих между собой лоббистов, а не ценности и приоритеты «зеленых», активисток женского движения, правозащитников и сторонников гуманного отношения к душевнобольным. Сегодняшняя российская социальная политика направлена не на раскрытие потенциала групп с неравными возможностями, а на их «социальную инвалидизацию. С этой точки зрения государство оценивает и женщин, и детей, и инвалидов, и пенсионеров, то есть основную массу всего населения страны». 10 Это глубокое противоречие. Разрешить его невозможно за счет взаимной критики. Ситуация, когда общественники стыдят чиновников за отрыв от народа, глухоту к реальным человеческим нуждам и бюрократизм, а в ответ получают упреки в непрофессионализме и некомпетентности, всем знакома, но не конструктивна.
Социальное партнерство - это своеобразный вызов как организациям третьего сектора, которые нуждаются в росте профессионализма и организационном развитии, так и государственным структурам, которые должны научиться использовать более сложные формы управления. Это не только вопрос перераспределения ресурсов, но и формирования политических приоритетов. Удастся ли общественным структурам обрести место (в первую очередь через механизмы компетенции и квалификации) в кругу тех субъектов, которые влияют на работу государства, определение приоритетов и схем распределения ресурсов? Для этого нужно показать, что интеллектуальный капитал (способность поставить социальную проблему, владение реалиями жизни, возможность привлечь профессионалов, интегрирующих свои навыки в работу общественной организации и т. п.) находится в соединении именно с неофициальностью, небюрократичностью общественной организации. Работа над своими специфическими проблемами и даже создание достаточно обширного альтернативного пространства жизни еще не дает последствий общегражданского порядка и не позволяет политически затронуть сложившиеся приоритеты и структуры.
Общественность может выстроить свою точку зрения и приобрести влияние только за счет работы в коалициях. Чтобы оказывать политическое влияние, организации третьего сектора должны научиться привлекать на свою сторону (сторону выражаемой ими социальной проблемы) широкие круги населения и организовывать, если потребуется, ненасильственное гражданское сопротивление. Конкретные формы влияния могут быть разными, включая общественные экспертизы законопроектов и городских программ развития. Речь идет не о том, чтобы продвинуть как можно больше активистов некоммерческих организаций в коридоры власти, а о том, чтобы создать механизмы интеграции предложений общественности в процессы принятия решений. 11
Это не проблема одной нашей страны. Сейчас во всем мире «рядовые граждане», работая в различных добровольных ассоциациях, учатся лучше осознавать собственные интересы и формулировать свои требования (всегда более радикальным образом, чем власти). Они все более настойчиво выражают неудовлетворение существующими моделями представления своих интересов, будь то парламентская демократия на национальном уровне или соглашения правительственных делегаций на международном. Речь идет не о «народной дипломатии», а о том, как сделать правительства подотчетными тому самому народу, которым они управляют. В современных условиях, когда способы политической манипуляции массовым сознанием стали необыкновенно изощренными, это очень не просто. Тем не менее, выработаны специальные механизмы, например, проведение Форумов неправительственных организаций перед официальными встречами, которое является обязательной практикой ООН.
Начав с анализа конкретных случаев, мы вышли на уровень принципиального понимания и показали, что работа по организации социального партнерства должна проводиться, как минимум, на двух уровнях:
• 1. Изменение типа общественно-государственных отношений.
• 2. Становление третьего сектора.
Социальное партнерство «запускается», поскольку удается соответственно:
• 1. Менять тип отношений «государство - общественность - личность», делая приоритеты политики в социальной сфере предметом общественных дискуссий и политического влияния общественности (механизмы общественных экспертиз, в том числе экспертиз бюджетов и т. п.).
• 2. Достигать необходимого для партнерства уровня профессионализма и компетентности, в том числе в вопросах организационного развития, проектирование, сбора и привлечения средств и управления финансами.
Чтобы развернуть эти положения, мы включили в книгу разделы по проблематике гражданского общества, а также по практическим вопросам развития третьего сектора (включая навыки проектирования как квалификационное требование для партнерства).
Но на принципиальном уровне еще не прояснен собственно предмет взаимодействия. В каждом конкретном случае - это конкретная социальная проблема. Вернемся к примеру с Клубом инвалидов, в задачи которого входила адаптация инвалидов и оказание материальной помощи особо нуждающимся. Мы разобрались, что «интеграция инвалидов в жизнь общества» относится к миссии данной общественной организации, и предстоит еще долгая и серьезная работа, чтобы эта идея стала принципом государственной политики (как в немецком городе-побратиме Н.). Но можно задать очень простой и наивный вопрос - а откуда, собственно, в городе Н. взялись «особо нуждающиеся» инвалиды? Согласно Конституции Российской Федерации наше государство - это «социальное государство» (ст. 7), принявшее ответственность не только за сохранение границ и охрану правопорядка, но и за «поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан...» (ст. 7). Соответственно устроена и наша система налогообложения: государство требует выплачивать налоги в масштабах, превышающих затраты на охрану границ, содержание армии и милиции. Предусмотрены средства на «развитие социальных служб», устанавливаются «государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7).
Социальное обеспечение в случае инвалидности гарантируется Конституцией (ст. 40). Как случилось, что инвалидов - явно не трудоспособных членов общества - не защитила государственная система социальной защиты? Это не вопрос о «плохой» или «хорошей» работе Министерства социальной защиты или районных собесов. Это вопрос об общем устройстве и модели социальной сферы (социальное обеспечение, культура, образование, охрана здоровья и др.) в России и о месте социальной политики в государственных приоритетах.
Широко известно, что социокультурные последствия преобразований, проводимых в конце 80-х - 90-х годах, не только не были просчитаны, но и вообще не являлись предметом анализа и прогнозирования. Реформы экономики и политической системы - пусть даже и не систематически продуманные, но начатые во имя создания лучших условий жизни - привели к таким перекосам в перераспределении национального богатства, что большинство населения оказалось на грани бедности или за ее порогом. Резкий всплеск социальной напряженности вызвали перспективы потери прав, декларированных в Конституции и оплаченных тягчайшим трудом предыдущих поколений в период индустриализации, коллективизации и послевоенного восстановления хозяйства, - права на труд и вознаграждение за труд, на защиту от безработицы и здоровье, на образование и участие в культурной жизни. Реализация социальных прав граждан сегодня не подкреплена ни соответствующей материальной и финансовой базой, ни исполнительской дисциплиной со стороны соответствующих служб. Примером могут служить требования к федеральным и региональным властям, выдвинутые объединенными профсоюзами Воркуты (шахтеры, учителя, врачи и др.) в ноябре 1996 г. - обеспечить конституционное право человека на систематическую и своевременную оплату труда, погасить задолженность по переселению пенсионеров, инвалидов.
Сосредоточившись на помощи в социальной адаптации к экономическим реформам, организации третьего сектора упускают из виду то, каким образом государство проводит сейчас серьезнейшую реформу самой социальной сферы. Остановимся на этом вопросе подробнее (в отличие от проблем развития самого третьего сектора он не находится в фокусе внимания общественности). Дело не только в сокращении затрат на социальное обеспечение, но и в изменении принципов политики. Происходит постепенный, но принципиальный переход от обеспечения прав в социальной сфере к попечительству особо нуждающихся, то есть «благотворительности» в государственном масштабе: нужно выделить особую группу нетрудоспособных, она и будет объектом социальной защиты, остальные должны получать нормальную зарплату. Тенденция трансформации политики социальных прав в политику социальных нужд достаточно откровенно выражена в выступлениях Министра труда и социального развития РФ: льготы и пособия заведомо не эффективны, они нужны только для ограниченного круга заведомо не трудоспособных членов общества, а все нормальные люди должны получать нормальную зарплату.
Примечательно, что Министерство социальной защиты после президентских выборов ликвидировали самым показательным для граждан образом, подчинив Министерству труда. «Социальная защита» в международных документах, в частности, в документах Международной Организации Труда (МОТ), предполагает защиту социально-трудовых прав; все виды помощи и пособий относятся к «социальному обеспечению». Новое название министерства включает термин «социальное развитие». В мировой практике концепция социального развития (§ос1а1 с1еуе1ортеп1:) предусматривает дополнительную, а не главенствующую роль государства в социальной сфере; сейчас ее активно внедряют некоторые страны Латинской Америки (см. Раздел 2. «Становление третьего сектора», часть «В Аргентине, Замбии, Сербии.. «)
Министр культуры РФ подчеркивает, что федеральное министерство должно сосредоточиться на поддержке нескольких крупнейших организаций (Эрмитаж, Третьяковская галерея и т. п.); все остальное - предмет заботы местных властей и меценатов. Вообще не упоминается об обязанности государства обеспечить конституционное право граждан на участие в культурной жизни и равный доступ к культурным ценностям (ст. 44).
Ликвидация номенклатурно-партийного аппарата во многих случаях завершилась «плавной» пересадкой в высокие чиновничьи кресла тех номенклатурных работников, которые не решились или не сумели приватизировать лучшие куски национальной собственности, зато получили привилегию контролировать ход преобразований в социальной сфере. При этом вся тяжесть непосредственной работы с населением падает на рядовых инспекторов управлений социальной защиты и социальных работников - малооплачиваемых «бюджетников», точнее «бюджетниц». Вот точка зрения на проводимые реформы одной из «рядовых» фронта «защиты населения»: «В нашем Управлении социальной защиты г. Ж. работают 160 человек, из них трое мужчин. Нагрузка на нас колоссальная. В последние годы «напекли» массу законов с названиями «О социальной защите... «. Но государство лукавит, не говорит, что эти законы в текущем финансовом году работать не будут. А люди ждут, требуют, считая что чиновники на местах не хотят давать то, что обещано законом... Мы превратились в раздаточный пункт, в кормушку -это в условиях, когда «адресная» помощь направлена на те слои населения, которые по традиции считаются малообеспеченными. А в новых условиях «адрес» может быть совсем другим... Мы находимся на самой низкой ступени социальной работы, помочь человеку найти внутренние ресурсы для улучшения жизни не можем»13
Раньше социальные издержки более равномерно распределялись между государственными системами здравоохранения, образования и т. д., государственными предприятиями и семьей. Объективное требование повышения эффективности производства заставило вывести социальные услуги из-под ведения предприятий. «Это опередило организационные возможности местных органов власти и вызвало большие потери. Началась бесконтрольная приватизация и смена рода деятельности бывших социальных служб... коммерциализация услуг образования и здравоохранения. «14 Реформа социальной сферы возложила основную ответственность за выживание на семью (что, прежде всего, означает - на женщин).
Макколи О. Основная задача русской социальной политики в конце 20 века // Куда идет Россия?.. - М., 1995
Дементьва О. Когда небо с овчинку. // Стратегии взаимодействия. Информационный проект для женщин, ИЦ НЖФ. - М., 1995
Федорова Л. Проблемы женских неправительственных организаций России в период трансформации общества. // Вестник ИЦ НЖФб 6/1996, с. 54.
Именно увеличение доли неоплачиваемых социальных услуг, концентрирующихся в семье и выполняемых в основном женщинами, позволяет сдерживать социальное напряжение ниже уровня взрыва. Но это явление порождает новые проблемы, в частности, ограничение возможностей женщин в сфере занятости. Попытка государства решить их за счет традиционных «защитных мер» для женщин (охрана материнства и детства и другие меры), передав при этом финансовые обязательства работодателям, провоцирует выделение женщин в особую неконкурентоспособную на рынке труда группу. Вместо поддержки родителъства, семейные обязанности закрепляются почти исключительно за матерью, что одновременно ограничивает права отца. 15 Такая политика стимулирует «социальную инвалидизацию» женщин в целом. Это только один пример того, как различные действия правительства - не только экономическая реформа и вооруженные конфликты- (Чечня), но и сама реформа социальной сферы - приводят к обострению существующих и появлению новых социальных проблем, создают все больше «клиентов» для негосударственных благотворительных организаций. При организации социального партнерства этот внешний контур социальной проблемы каждый раз высвечивается для его участников сквозь конкретику жизненных ситуаций. Таким образом, само социальное партнерство оказывается гражданской реакцией (ответной конструктивной самоорганизацией) на действия государственных структур в социальной сфере. Именно эта сторона социального партнерства объединяет его участников иначе, чем это происходит в деловом партнерстве (где доминирует соблюдение интересов сторон) и иначе, чем в благотворительности (где роль жертвователя обусловлена моральной солидарностью представителей рода человеческого).
На уровне нового принципиального понимания «социальная проблема» как предмет социального партнерства воплощается в участии общественности в реформе социальной сферы. К двум уровням (изменение типа общественно-государственных отношений и становление третьего сектора) нужно добавить третий - реформа социальной сферы. Социальное партнерство будет «запускаться», если общественность сможет сыграть серьезную роль в создании новой модели социальной сферы; эта деятельность представляет как бы «стык» двух уровней.
При этом невозможно ограничиться «адаптацией» в переходный период - модель должна соответствовать некоторому будущему состоянию. Именно здесь общественные организации получают возможность интегрировать свои ценности и приоритеты в систему социальной политики. В отличие от проводимой политики, реформа не может быть делом только государства, это вопрос ответственности общества в целом. Один из разделов книги будет посвящен специальному анализу западного опыта реформ социальной сферы на примере эволюции государства благосостояния.
Некоторые достижения в области участия общественности в такой реформе в России имеются. Например, для нового Трудового кодекса женские общественные организации разработали предложения, которые позволят действительно поддерживать женщин в условиях рынка (государственная система профессионально-трудовой реабилитации после отпуска по беременности и родам и др.). По инициативе общественных организаций разработан проект Закона «О государственном социальном заказе», предлагающий новый механизм финансирования социальной сферы (с участием организаций третьего сектора). Этот вопрос будет специально рассмотрен в разделе о механизмах и моделях государственной поддержки. Накоплен опыт социальных услуг нетрадиционного типа и созданы альтернативные модели; некоторые из них (центры по планированию семьи, кризисные центры для женщин, инновационные школы и др.) постепенно «проникают» в государственную сферу.
Но проблем еще много. Организации третьего сектора слабо понимают свою ответственность за реформу социальной сферы в целом. Практически никто из общественных объединений не выступил в поддержку проекта Закона «О прожиточном минимуме», а ведь именно он указывал на прогрессивные (по сравнению с сегодняшней ситуацией) принципы устройства социальной сферы. Предлагалось зафиксировать методику определения прожиточного минимума - как основы для установления базовых социальных нормативов - и закрепить право граждан на пособие по нуждаемости в случае несоответствия их доходов этим нормативам. Вслед за принятием этого закона должна была последовать разработка государственных стандартов по услугам в различных направлениях - образовании, здравоохранении и так далее. Однако, судьба у этого законопроекта исключительно сложная.
Условием его утверждения ставилось исключение понятия «пособие по нуждаемости», что полностью выхолащивало смысл закона. 16
Более активному участию третьего сектора в реформе социальной сферы препятствуют и некоторые политические и экономические тенденции. Наблюдается стремление «прибрать к рукам» некоммерческие организации, провоцируя конкуренцию между работающими и создавая фиктивные структуры для перекачивания средств. Бюрократический аппарат «вооружен» для этого хорошо обкатанной технологией распределения льгот и привилегий. Финансирование социальной сферы по остаточному принципу (опасная тенденция, сохранившаяся с советских времен) приобрело криминально-деструктивный характер. Созданы фонды, обладающие суперльготами (такие как Национальный фонд спорта, Российский фонд инвалидов войны в Афганистане), что повлекло за собой серию убийств и других криминальных «разборок».
«Тришкин кафтан» социальной части государственного бюджета можно латать до бесконечности, выбирая между зарплатой учителям и изданием учебников. Проблема не в перераспределении средств, а в том, что «запланированных на расходы денег не хватит на намеченные цели, даже если средства буду поступать полностью и в положенные сроки. Финансирование по дистрофическому минимуму идет четвертый год подряд, но и этот минимум в реальности исполняется все хуже, а в текущем году исполнение приняло характер катастрофы... Четвертый год правительство клиширует одну и ту же схему, лишенную концепции... Своей бюджетной концепции у Госдумы тоже нет. Многочисленные поправки, требования «повысить», предложения «сократить» - не в счет. Загоняя друг друга в бюджетный тупик, парламент и правительство забыли о том, что нужна не просто бюджетная концепция, а рыночная концепция. «17
Влиятельных политических сил, выступающих за пересмотр самих оснований бюджета и приведение его в соответствие с Конституцией РФ (Российская Федерация - социальное государство), нет. Более того, социальная сфера стала предметом интереса «политиков» особого типа. В стране возник уникальный феномен - «малый бизнес» в политике. Принцип многопартийности реализовался в России в половодье мелкопартийности. Некоторые предприимчивые люди использовали выборы как средство извлечения шальных денег новых русских, которые хотели иметь своих представителей в законодательных органах власти разных уровней. «Малые бизнесмены» от политики вступили в избирательные кампании, не имея четкого представления о социально-значимых ориентирах, но научившись спекулировать на человеческих бедах. Теперь, не имея надлежащей профессиональной подготовки в области социальной политики, они участвуют в разработке законопроектов и определении судьбы социальной части госбюджета.
Исходя из благих намерений, государство решило переложить ответственность за социальную сферу на плечи внебюджетных фондов. Фонды федерального масштаба (Государственный пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования и др.) и ведомственно-отраслевого подчинения (фонды социального развития Газпрома, Таможенной службы, Госналогслужбы и др.) стали на законных основаниях аккумулировать средства граждан, сопоставимые социальными расходами госбюджета. Очень быстро все эти фонды стали «государствами в государстве»: если дебаты по поводу принятия федерального бюджета находятся в фокусе внимания телевидения и прессы, то о структуре бюджетов фондов граждане ничего не знают. «Прокрутка» средств внебюджетных фондов в коммерческих банках находится практически вне контроля и депутатов, и общественности.
Искать способ решения социальных проблем сколько-нибудь конструктивно приходится именно в этих условиях. Законодательная база для этого в основном создана, включая предложения по гибкому перераспределению ресурсов: государственные гранты, размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов, финансирование программ, разрабатываемых благотворительными организациями, на конкурсной основе и другие. Сегодня есть шанс, что эти новые механизмы заработают в интересах всего общества.
Федорова Л. Проблемы женских неправительственных организаций России в период трансформации общества. // Вестник ИЦ НЖФб 6/1996, с. 54., 56
Дейнекин А. Правительство и парламент загнали друг друга в бюджетный тупик. // Финансовые известия N 106, 1996.
Примером может служить законодательная инициатива депутата от ЛДПР по введению многоженства (осень 1996). Эта мера призвана послужить увеличению рождаемости и преодолению демографического кризиса.
Налоговые льготы некоммерческих организаций,
Наталья Бурцева, юрист САР - Россия Журнал «Деньги и благотворительность» 1 (7), январь 1996
Описание предмета: «Социология»Социология (фр. sociologie, лат. Societas – общество и греч. – Logos – наука об обществе) – наука об обществе,
отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных
общностях людей.
Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль,
по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об
обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления,
функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь»
определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных
процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между
общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология – это
наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция
развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом
социологии есть общество или определенные общественные явления.
Следовательно, социология – это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений.
Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством
достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии
открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей,
интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду,
общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения
многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную
систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как
переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти
пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии – выживание человечества и обновление
цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на
глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений,
социального поведения отдельной личности. Социология – наука многоуровневая, представляющая единство
абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.
Литература - С.Дип, Л.Сесмен. Верный путь к успеху. – М.: АСТ, 1995. – 384 с.
- Джонатан Гэбэй. Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью. – М.: Олимп-Бизнес, 2011. – 272 с.
- Билл Ридлер. Неудача - путь к успеху. Общаемся с легкостью, или Как находить общий язык с любым человеком (комплект из 2 книг). – М.: ИГ "Весь", 2014. – 560 с.
- Следуя за мечтой. Неудача - путь к успеху. Мой учитель - волшебство. Тип Z. Справочник успеха (комплект из 4 книг). – М.: ИГ "Весь", 2014. – 784 с.
- Ошо, Билл Ридлер. Свобода от прошлого. Неудача - путь к успеху. Жить в богатстве и изобилии (комплект из 3 книг). – М.: ИГ "Весь", 2014. – 656 с.
- Рокко Америко, Розарио Альфано, М.Аллен, Билл Ридлер. Как добиться успеха. Тип Z - справочник успеха. Неудача - путь к успеху (комплект из 3 книг). – М.: ИГ "Весь", 2008. – 688 с.
- Билл Ридлер, Ошо, Стив Павлина. Неудача - путь к успеху. Храбрость. Смелость жить (комплект из 3 книг). – М.: ИГ "Весь", 2014. – 798 с.
- Инна Макаренко, Билл Ридлер, Джон Альгео, Ширли Николсон. Неудача - путь к успеху. Учебник исполнения желаний. Секреты мышления (комплект из 3 книг). – М.: ИГ "Весь", 2014. – 656 с.
- Анжела Харитонова, Билл Ридлер. Черная полоса-белая! Общаемся с легкостью. Неудача - путь к успеху (комплект из 3 книг). – М.: ИГ "Весь", 2014. – 768 с.
- Дениз Линн, Билл Ридлер, Анжела Харитонова. Опыт прошлых жизней. Неудача - путь к успеху. Черная полоса - белая (комплект из 3 книг). – М.: ИГ "Весь", 2014. – 684 с.
- Фатима Хадуева, Том Рат, Билл Ридлер. Фатум или Карма. Зачем мы болеем? Ешь, двигайся, спи. Неудача - путь к успеху (комплект из 3 книг). – М.: ИГ "Весь", 2014. – 896 с.
- Г.В. Парусова. Профессия риэлтор. 48 шагов на пути к успеху. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 224 с.
- Анжела Харитонова, Билл Ридлер, Алексей Тулин. Трансперсональная психология. Паранормальные явления, мистические переживания, измененные состояния сознания. Черная полоса - белая! Практическое руководство по управлению своей судьбой. Неудача – путь к успеху. Как заставить прошлые ошибки работать на на. – М.: ИГ "Весь", 2016. – 848 с.
- Г.В. Парусова. Профессия риэлтор. 48 шагов на пути к успеху. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 224 с.
- Александр Верещагин, Билл Ридлер, Ошо. Сила привычек. Слава, богатство и тщеславие. Неудача - путь к успеху (комплект из 3 книг). – М.: ИГ "Весь", 2016. – 752 с.
- Ошо, Билл Ридлер, Андрей Тлкачев. Арт-бук твоего успеха. Слава, богатство и тщеславие. Неудача-путь к успеху. – М.: ИГ "Весь", 2017. – 784 с.
- Эстер Хикс,Джерри Хикс,Билл Ридлер,Энни Лайоннет,Александр Наумов. Вишневое варенье для успеха. Думай, делай, достигай. Неудача-путь к успеху. Удивительная сила эмоций. – М.: ИГ "Весь", 2017. – 912 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|