Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Основные тенденции "новой социальной политики"Политология
Основные тенденции «новой социальной политики»
Финансирование социальных услуг. За 5 лет произошел существенный сдвиг в формах финансирования социальных услуг. Этот сдвиг заключается в переходе от универсальных, представляемых государством услуг к оказанию помощи конкретным группам малоимущего населения в соответствии с установленными потребностями при использовании рыночных механизмов остальной частью общества. К таким группам относятся: дети, молодежь и женщины, престарелые и инвалиды, мигранты, беженцы, этнические группы, а также маргинализированные общины. Специальные механизмы социальной защиты для нуждающихся наряду с обязанностью работать для остальной части населения изменили характер финансирования обществом социальных услуг. Новая система предоставления услуг подрывает социальную солидарность. Кроме того, многие страны еще не создали потенциала, необходимого для проверки степени нуждаемости, вследствие чего появляется возможность злоупотребления этой системой.
Государства вынуждены более избирательно подходить к финансированию социальных услуг на фоне сокращения государственных поступлений. Поскольку затраты на социальную защиту часто воспринимаются как издержки общества, наблюдается стремление к перекладыванию всей большей части этих расходов на индивидуума, в связи с чем возникает вопрос, должно ли финансирование социальной защиты выполнять роль механизма перераспределения или же ограничиваться страхованием индивидуума на случай возможных лишений. Многие развивающиеся страны отказались от универсального бесплатного предоставления основных социальных услуг, таких как здравоохранение, образование и водоснабжение, перейдя к введению минимальной платы за эти услуги, а в некоторых случаях и к приватизации этих услуг.
Изменения также часто обусловлены необходимостью сокращения бюджетно-финансового дефицита и стремлением стимулировать малоимущие слои населения к трудовой деятельности.
Мобилизация и использование ресурсов для социального развития. Чтобы социальный прогресс стал возможным, необходимо значительно увеличить объем ресурсов, выделяемых на программы социального развития. Существует целый ряд национальных механизмов выделения ресурсов на цели социального развития. В большинстве случаев основным их источником является государство. Вклад частного сектора в разных странах различен: в одних существенный, в других - незначительный. Неправительственные организации и общественность в целом также являются немаловажными источниками средств для удовлетворения потребностей социального развития.
Перераспределение ресурсов для сокращения неравенства в доходах, в том числе на цели социального развития, один из финансовых механизмов государственной политики. Важнейшими его компонентами являются взимание налогов и бюджетное финансирование приоритетных отраслей. В новых условиях мирового развития система налогообложения должна реформироваться в направлении сокращения разрыва в уровне доходов между богатыми и бедными и на предоставление льгот бедным семьям. В тех странах, где богатые не так «богаты», чтобы уровень их налогообложения можно было увеличить без существенного ограничения их собственного благосостояния, государство должно идти по пути сокращения налогов, взимаемых с более бедных, или вовсе освобождать их от налогообложения. Неимущим необходимо предоставлять ссуды на более льготных условиях.
Государство обязано финансировать такие социальные услуги, как начальное образование и здравоохранение. Однако, как свидетельствует опыт, высшее образование и сложное медицинское лечение не всегда целесообразно оплачивать из государственных средств, так как иногда получается, что лица с более высоким доходом пользуются услугами, косвенно оплачиваемыми лицами с более низким доходом. С другой стороны, система обязательной оплаты всеми всех социальных услуг, введенная в некоторых странах за прошедший период, зачастую приводила к тому, что бедные вообще не могли пользоваться этими услугами, так как были не в силах заплатить даже небольшую сумму от общей их стоимости.
Чтобы расходы на социальную политику сводились к минимуму, а эффективность затрат поддерживалась на высоком уровне, необходимо повсеместно налаживать сотрудничество местных органов власти с группами населения, получающими помощь. Кроме того, контроль за использованием ресурсов по назначению достаточно эффективно осуществляется с помощью ответственных граждан и неправительственных организаций.
Совершенствование институтов, проводящих социальную политику. До сих пор наиболее важным институтом считалось правительство. Однако за прошедший период в одних странах правительства перестали быть эффективными из-за вооруженных конфликтов, в других - из-за подверженности коррупции. И, наконец, практически во всех странах социальная эффективность правительств ослаблена их усилиями по сокращению государственных расходов в процессе структурной перестройки.
Правительства, правительственные учреждения, министерства и ведомства, оказывающие социальные услуги, несут основную ответственность за принятие стратегий, направленных на сокращение масштабов нищеты, увеличение занятости и содействие в получении справедливых возможностей для всех в обществе. Все страны в той или иной степени принимают меры для укрепления институционального потенциала в интересах социального развития. В рамках этих мер создаются, например, единые госучреждения, объединяющие подразделения министерств, непосредственно занимающихся поддержанием связей с общественностью. В других случаях при правительстве создаются советы и органы по вопросам сотрудничества. Среди мер по улучшению деятельности сети учреждений, занимающихся социальными вопросами, называются: профессиональная подготовка служащих; укомплектование штата служащих и т.д.
Многие страны сообщили о делегировании более широких полномочий в вопросах определения, планирования и осуществления проектов социальной политики местным органам власти и эффективности такого подхода. В частности. Во многих странах расширяется сотрудничество местных органов власти с НПО, религиозными общинами и низовыми общественными организациями в предоставлении социальных услуг населению.
Особое значение имеет организация национальных информационно-аналитических систем и подготовка соответствующих сотрудников для получения достоверной информации о социальных показателях и о том, какие механизмы и программы позволяют наиболее эффективно бороться с нищетой. За последние пять лет по инициативе самих стран, иногда при содействии ООН, проводились исследования по оценке уровня нищеты. Было бы также разумно создать постоянно действующие механизмы координации и сбора данных на международном уровне.
Роль законов в совершенствовании социальной политики. Законодательные органы во все большей степени признаются в качестве незаменимого механизма по укреплению и совершенствованию услуг, оказываемых государством. Принимаются новые законы в области труда, социального страхования, образования и государственного здравоохранения, а также по защите законных прав и интересов социально незащищенных групп. Хотя законодательство помогает правительствам проводить социальную политику, принятие новых законов само по себе недостаточно для повышения ее эффективности. С другой стороны, слабость или бездействие государства часто оборачивается отсутствием законности. Например, неспособность налоговых служб постсоциалистических стран собирать налоги для финансирования необходимых государственных (в том числе социальных) нужд, свидетельствует о необходимости создания новой институциональной базы и новых подходов в реализации социальной политики. Повышение налогов приводит лишь к тому, что значительные сектора экономики уходят в неформальную сферу. Законы не исполняются, что также говорит о том, что слабое знание местных культур может сделать неэффективной и разумную политику. (Вот почему, отмечено в докладе ГА ООН, необходимо находить новые механизмы защиты и развития местных культур, разнообразия и ценностей в условия глобализации. Такие механизмы предполагают не только придание социально-ориентированного характера процессу глобализации, но и развитие местной инициативы).
Развитие демократических форм правления. Инициативы, направленные на обеспечение более широкого доступа граждан к средствам правовой защиты, укрепление законности, повышение степени независимости судебной системы, сокращение масштабов коррупции и повышение степени транспарентности и подотчетности в органах управления, способствуют созданию и укреплению демократического общества. Повышение степени самоуправления граждан и их ответственности за формирование политических и экономических условий своей жизни способствует социальному прогрессу и развитию. Общество, в котором обеспечиваются правопорядок, эффективное управление и участие населения, имеет основы для обеспечения социального развития и политической стабильности.
Сильное гражданское общество может свободно и беспрепятственно давать справедливые и точные оценки деятельности правительства и таким образом корректировать его социальную политику. И, наоборот, недостаточная осведомленность о социальных проблемах препятствует участию гражданского общества в подготовке и осуществлении стратегий искоренения или ослабления остроты нищеты. Чтобы наилучшим образом сориентировать общественность и пользоваться ее поддержкой, правительство должно придавать задачам социального развития такой же уровень значимости, как и другим, в том числе экономическим, национальным задачам.
Особое значение в обеспечении контроля, измерения и оценки социального развития имеют организации гражданского общества. Они в наибольшей степени заинтересованы в решении социальных проблем и в состоянии открыто информировать правительство о выявленных ими фактах. Большинство стран сообщили о расширении участия неправительственных и общинных организаций в социальных проектах. В некоторых странах неправительственные организации находятся на начальных этапах становления и пока не вносят существенного вклада в деятельность по обеспечению социальной защиты (например, в постсоциалистических странах едва лишь приняты законодательные акты для определения роли НПО в процессе принятия решений).
Как показывает опыт некоторых развивающихся стран, для эффективного решения социальных проблем необходимо также укреплять неформальные сети поддержки и солидарности между людьми. Например, исламская благотворительность выступает в качестве активного партнера национальных учреждений социального обеспечения. В других странах социальные сети гражданского общества создаются посредством укрепления общинных групп, которым предоставляется возможность определять наиболее уязвимые группы населения и наиболее сложные социальные проблемы. Иногда правительства стимулируют создание сети выборных неполитических комитетов на низовом уровне, финансируют подготовку их руководителей и специалистов.
Некоторые правительства предоставляют субсидии некоммерческим организациям и другим группам гражданского общества, стимулируя их деятельность в плане предоставления социальных услуг уязвимым группам населения.
Повышение качества занятости. Программы перехода от «социального обеспечения к оплачиваемому труду», если они осуществляются неразумно, оборачиваются увеличением количества работающей бедноты. В некоторых странах резкое сокращение масштабов, уровня и охвата различными программами социального обеспечения (например, сокращение пенсий, пособий в связи с потерей трудоспособности, страхования от безработицы и субсидий) толкает людей в ряды низкооплачиваемых работников на рынки негарантированного труда. В странах, где отмечается увеличение занятости такого рода, этот рост приходится, главным образом, на работу по краткосрочному найму, работу неполный рабочий день и другие негарантированные и плохо защищенные формы труда. Это особенно характерно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Приходится констатировать, что развитие неформального сектора в этих странах приводит к снижению уровня доходов, производительности и ухудшению условий труда.
Поэтому Международная организация труда (МОТ) вынуждена подчеркнуть, что задача политики в области занятости заключается не просто в создании большего числа «рабочих мест», а в обеспечении того, что можно назвать «достойной» работой. Необходимо покончить с отсутствием определенности и гарантий занятости в развитых странах, повысить производительность труда и расширить социальную защиту в неформальном секторе в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Для реализации подобной политики во многих странах осуществляется социальный диалог (политика социального партнерства) - между профсоюзами, государством и нанимателями в сфере занятости. Особенно это касается развитых стран, в которых, благодаря этим сильным трехсторонним механизмам были созданы стабильные экономические условия, и обеспечена поддержка национальным стратегиям в области занятости.
Описание предмета: «Политология»Политология (от греч. «политика» - государственные или общественные дела и «логос» - слово, знание, наука -
буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - наука о политике. [Пугачев В.П. , Соловьёв А.И.
Введение в политологию. Учеб.пос. для студентов ВУЗов. - М.:Аспект-Пресс, 1996]
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает
политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно
воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на
повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти,
государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни
никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики,
наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами
и занимается наука о политике - политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной
мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.
Следовательно, политология - это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических
отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах
политической деятельности.
Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект и предмет познания. Однако сфера политических
отношений значительно шире того, что можно было бы назвать чисто политическим и охватывает все объекты
политической деятельности. Поэтому политические отношения изучает не только политология, но и философия, право,
социология, история. Каждая из этих наук имеет предмет в изучении данного объекта.
Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях.
Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов,
взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических
отношений и политической деятельности, развития политического процесса.
Таким образом, в широком понимании, политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях,
включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию,
политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и
права.
Литература - И.А. Лазарев, Г.С. Хижа, К.И. Лазарев. Новая информационная экономика и сетевые механизмы ее развития. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 242 с.
- История мировой экономики. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 672 с.
- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. – М.: ИАЦ Энергия, 2010. – 180 с.
- Армен Баласанян. Миграция рабочей силы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 84 с.
- Хачик Галстян. Политическая Диалогистика. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 88 с.
- Юрий Гераськин. Русская церковь, общество, власть в 1930-1991 гг. в центре России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 632 с.
- Полина Сурина. ФОНДОВЫЙ РЫНОК В РОССИИ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 288 с.
- Н.С. Бондарь. Судебный конституционализм. Доктрина и практика. – М.: Норма, Инфра-М, 2016. – 528 с.
- А.А. Разумов, И.В. Цыганкова, Г.В. Антонова, О.Ю. Никишина. Нестандартная занятость как форма использования рабочего времени. Российский и зарубежный опыт. – М.: Дашков и К, 2017. – 172 с.
- После Сталина. Реформы 1950-х годов в контексте советской и постсоветской истории. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2016. – 664 с.
- В.Г. Хандорин. Национальная идея и адмирал Колчак. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2017. – 624 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|