Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Проблема занятости в процессе развития глобализации

Охрана труда

Проблема занятости в процессе развития глобализации

Занятость находится в центре всех аспектов социального развития. Из большинства национальных докладов явствует, что эта проблема является фактически ключевой для ослабления нищеты и достижения социальной интеграции.

Структурные экономические реформы в странах мира, предполагавшие, в частности, повышение занятости в результате экономического роста, в целом чаще приводили к обратному результату: росту безработицы, снижению степени гарантирования занятости и доходов и, соответственно, росту нищеты. Сокращение объема государственных ассигнований привело к сокращению объемов ресурсов, выделяемых на борьбу с нищетой. В развивающихся странах эта проблема усугублялась возросшей необходимостью использования ресурсов для обслуживания внешнего долга.

Гарантия занятости, как и решение других социальных проблем, зачастую практически приносились в жертву макроэкономической политике, направленной на стабилизацию, жесткую финансовую политику и обеспечение сбалансированности бюджета. После кризисов 1997-98 гг. большая часть бремени сокращения издержек для сохранения конкурентоспособности на мировых рынках легла на плечи трудящихся, многие из которых потеряли работу, а их зарплата сократилась.

В 1999 году на уровне Европейского союза был принят Европейский пакт по вопросам занятости, в его рамках скоординированная между странами, входящими в ЕС, стратегия обеспечения занятости была объединена со структурными реформами на рынках товаров, услуг и капитала (так называемый «Кардиффский процесс») и решениями в отношении проведения на макроэкономическом уровне диалога по вопросам, касающимся зарплаты, денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики. По мнению развитых стран, высокий уровень занятости в рамках глобализованной экономики не является утопией.

Предполагалось, что основу полной занятости составит экономический рост. Однако, как показывает действительность, задача искоренения нищеты за счет ускорения темпов роста, который должен был быть обеспечен посредством осуществления реформ и структурной перестройки, в целом не решена. Даже там, где в течение коротких периодов времени наблюдался устойчивый экономический рост, существенного повышения уровня занятости не наблюдалось. Эта проблема приобрела особенно серьезный характер в развивающихся странах, где в результате быстрого прироста населения возросла численность рабочей силы. К тому же повышение темпов экономического роста само по себе недостаточно для ликвидации некоторых форм безработицы, особенно долговременной.

Вместе с тем правительства ряда стран (особенно, развитых) сообщили, что наилучшим средством обеспечения занятости является содействие устойчивому долговременному экономическому росту при низких темпах инфляции и низком уровне учетных ставок, в то время как высокая процентная ставка и меры по поддержанию стабильности обменных курсов приводят к сокращению объема производства и уровня занятости. Однако, несмотря на эти рецепты, средний показатель безработицы по ЕС составляет сейчас около 10%, за исключением малых, ориентированных на экспорт европейских стран типа Австрии, Дании и Нидерландов, где безработица колеблется в пределах 4%. Кстати, в этих странах была продемонстрирована возможность повышения темпов экономического роста при сохранении действующей системы социального обеспечения.

Поддержка лиц, пострадавших от безработицы. Системы социального обеспечения являются наиболее распространенными средствами сокращения масштабов нищеты в результате растущей безработицы. Они удовлетворяют потребности наиболее уязвимых групп населения общества - инвалидов, престарелых, домохозяйств, во главе которых стоят женщины, беженцев и перемещенных лиц. Развитые страны стремятся к их систематическому укреплению. В связи с ростом безработицы в процессе глобализации некоторые развитые страны ввели такую меру, как гарантирование минимального дохода для наиболее страдающих групп населения, и увеличили продолжительность их социальной поддержки.

Системы социального обеспечения с исключительно высокой степенью охвата, существовавшие в бывших социалистических странах, фактически рухнули, что повлекло за собой значительные издержки для населения (Так, например, экономический и спад и резкий рост цен привели к обнищанию людей в постсоциалистических странах в ходе структурной перестройки в масштабах, не отмечавшихся в этих странах до 1989 года). Во многих развивающихся странах эти механизмы социальной защиты только формируются.

Активная политика на рынке труда. Активная политика на рынке труда стремится к сокращению и, в конечном счете, упразднению неустойчивой в финансовом и политическом плане зависимости от социальной помощи и предоставления льгот отчужденным группам при вовлечении их на рынок труда. Все страны так или иначе пытаются сочетать «пассивные» выплаты пособий по безработице с активными мерами, направленными на то, чтобы помочь или обязать получателей пособий заняться трудовой деятельностью. Разрабатываются программы перехода от «социального обеспечения к оплачиваемому труду». Однако их эффект пока невелик: в странах, где социальные выплаты безработным сокращены, не стало бедности меньше, чем в странах, где они остались неизменными. Даже «вовлеченным на рынок труда» вчерашним безработным не удается избежать ни бедности, ни зависимости от помощи по линии социального обеспечения. Наверное, дело в том, что речь не должна идти только об обеспечении рабочими местами, но и о качестве этих рабочих мест с точки зрения оплаты и реализации профессиональных возможностей наемных работников. С этой целью активно используется новый подход к учреждениям, занимающимся трудоустройством.

Изменение роли и функций учреждений по трудоустройству. Многие правительства представили сообщения об изменения роли и функций как государственных, так и частных бюро по вопросам трудоустройства. Смысл переустройства в том, чтобы они не только регистрировали предложение и спрос на работу, но и содействовали трудоустройству. В частности, в некоторых странах государственные службы такого рода сотрудничают с организациями нанимателей для содействия повторному найму безработных; обеспечивают профессиональную подготовку и предоставление субсидий в ходе нее; оплачивают краткосрочные стажировки на частных и полугосударственных предприятиях; создают информационные службы о рынке труда; участвуют в планировании экономического развития и потребностей в рабочей силе на местах; создают банки коммерческих данных и профессиональные клубы; оказывают помощь безработным в налаживании самостоятельной предпринимательской деятельности и т.д.

Новая роль местных органов управления в решении проблем занятости. В ряде стран на местные органы управления возложена ответственность за предоставление пособий по безработице. Но кроме того они играют ключевую роль в переходе от пассивных к активным действиям на рынке труда. В некоторых развитых странах, где существуют значительные территориальные различия в уровне безработицы, правительства заключают территориальные договоры по вопросам трудоустройства, сознательно приближая эту деятельность к тем группам населения, которых она касается.

Местные органы власти регистрируют деятельность малых и средних предприятий, оформляют процедуру передачи работ и услуг на внешний подряд; оказывают микро-предприятиям и МСП техническую помощь, обеспечивают профессиональную подготовку по вопросам предпринимательской деятельности и предоставляют субсидии для местных оборотных кредитных фондов; создают новые возможности для трудоустройства в социальном секторе (уход за больными, деятельность по охране и восстановлению окружающей среды). По мере старения населения спрос на услуги по обеспечению персонального ухода за престарелыми возрастает, поэтому национальные и местные органы самоуправления стимулируют создание малых предприятий по предоставлению этих услуг частично для того, чтобы обеспечить работой тех, кто перестал получать государственные социальные пособия. Некоторые развитые страны сокращают ставки налогообложения и взносов по линии социального обеспечения.

Одновременно существуют уже апробированные механизмы вовлечения излишней рабочей силы в трудовую деятельность. К ним относятся:

1. Применение трудо-интенсивных методов при государственных инвестициях в экономику. Как в развивающихся, так и в странах с переходной экономикой для более эффективного задействования «менее загруженных» трудовых ресурсов зачастую используются программы осуществления работ, требующих больших затрат труда. Среди них организация программ ликвидации стихийных бедствий, чрезвычайных положений и последствий вооруженных конфликтов, при которых в процессе воссоздания основной экономической и социальной инфраструктуры обеспечивается краткосрочная занятость. Эффективными с точки зрения затрат и потому конкурентоспособными являются трудоемкие виды работ в сфере ремонта, технического обслуживания и развития объектов инфраструктуры, включая работы по строительству дорог, мостов и зданий, сооружений в сельской местности и восстановлению окружающей среды, орошению и благоустройству городских трущоб. К подобным же средствам на общинном уровне относится организация общественных работ, связанных с улучшением состояния окружающей среды, и предоставлением социальных услуг. Трудоемкие методы при осуществлении инфраструктурных проектов являются неотъемлемой частью стратегии обеспечения занятости с использованием государственных инвестиций. Однако, наряду с растущей тенденцией к приватизации многих видов деятельности, которые ранее осуществлялись государственными департаментами общественных работ, ощущается также необходимость в развитии внутреннего потенциала частного сектора в интересах мелких подрядчиков, выполняющих трудоинтенсивные работы.

Развитые страны используют государственные инвестиции в качестве средств борьбы с высокой сезонной безработицей. Некоторые из них позволяют работодателям сократить не связанные с выплатой зарплаты расходы на наем дополнительного числа работников и корпоративные налоги для стимулирования инвестиций и содействия таким образом росту занятости. Используется также освобождение от налогов низкооплачиваемых работников. Эта политика характерна для развитых экономически стран, которые могут себе позволить увеличивать бюджетные ассигнования на активные мероприятия на рынке труда.

2. Переквалификация и повышение профессионального уровня. Учитывая, что человечество во все больших масштабах переходит к обществу, в котором требуется высокий уровень квалификации трудовых ресурсов, расширяются программы образования и профессиональной подготовки, а также повышения квалификации рабочей силы. Более развитые страны при этом стремятся стать конкурентоспособными в мировой экономике. Их программы профессиональной подготовки сочетают формальное образование, профессиональную подготовку и непрерывное обучение. В менее развитых речь идет о получении безработными лишь тех квалификационных навыков, которые позволили бы им вернуться к трудовой деятельности. Здесь делается упор на подготовку рабочей силы к самостоятельной занятости, предпринимательской деятельности или созданию микро-предприятий в интересах как уязвимых групп, так и работников, сокращенных в госсекторе.

Однако и в тех и в других странах наниматели сталкиваются с трудностью найти работников, обладающих необходимой квалификацией. И зачастую несогласованные действия, направленные на профессионализацию, приводят к нарушению равновесия между предложением рабочей силы и спросом на нее.

3. Повышение гибкости рынка труда: Стратегии некоторых развитых стран предусматривают в этой связи сокращение затрат труда; поощрение совместительских работ; создание механизмов распределения работы; принятие целевых мер в интересах групп, испытывающих особые трудности с получением работы; освоение новых источников производительности занятости.

К более гибким формам организации работы относится сокращение рабочего времени (некоторые страны не столько стремятся к обеспечению полной занятости, сколько поощряют сокращение рабочего времени). Например, во Франции рабочая неделя будет сокращена до 35 часов в 2000 году, а в Японии - до 40 часов с поощрением работников к тому, чтобы они брали весь оплачиваемый ежегодный отпуск и сокращали незапланированное рабочее время.

4. Поощрение деятельности малого и среднего бизнеса. Экономика, обусловленная ростом масштаба производства, с упором на крупные предприятия, на новом этапе глобализации утратила свое значение с точки зрения прибыльности. Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий и переход от крупномасштабного производства к экономике, в которой основное место отводится сфере услуг, требующей высокого уровня профессиональных знаний, открывают новые возможности для создания малых и средних предприятий (МСП). В связи с этим многие страны предоставляют малым и средним предприятиям более широкий доступ к рынкам капитала, возможность объединяться в коллективные инвестиционные учреждения и получать кредиты на льготных условиях по линии государственных кредитных учреждений. Этим не только поощряется предпринимательская деятельность вчерашних безработных, но и обеспечивается более широкий и разнообразный рынок найма трудовых ресурсов.

5. «Деформализация» занятости. Замечено, что экономический рост, если его рассматривать в глобальных масштабах, не снижает интенсивность труда. За этим, по-видимому, скрывается рост ненадежных и непроизводительных, хотя и трудо-интенсивных форм занятости. В значительной мере такой рост наблюдается в так называемом неформальном секторе. Поскольку во многих районах мира занятость в официальном секторе растет не настолько быстро, чтобы обеспечивать поглощение прироста рабочей силы, вновь повысился интерес к неформальному сектору, как средству удовлетворения потребностей в новых рабочих местах. Неформальный сектор уже не является особенностью, характерной лишь для развивающихся стран, как в прошлом. В некоторых районах мира компании прибегают к привлечению трудовых ресурсов на условиях субподряда, стремясь таким образом избежать предоставления льгот, связанных с постоянной занятостью. За прошедший период во всех странах мира наблюдались четко выраженные тенденции к росту занятости в неформальном секторе и заметное сокращение числа трудящихся, организованных в профсоюзы.

В развивающихся странах занятость в формальном секторе не увеличивается, а зачастую сокращается, а прирост числа рабочих мест приходится главным образом на неформальный сектор экономики. Многие в этом секторе самозаняты, лишь небольшая часть работает по найму. Уровень производительности и оплаты низок. Парадокс состоит в том, что на фоне роста безработных в категориях рабочих с достаточно высоким уровнем образования, менее образованные люди получают пусть низкопроизводительную, но оплачиваемую работу в неформальном секторе, включая сектор услуг. Таким образом среди безработных наблюдается более высокий уровень образования, чем среди работающих.

Постсоциалистические страны резко сократили роль государственного сектора в обеспечении работы, что не всегда компенсировалось созданием рабочих мест в частном секторе. Это также переместило работников в неформальный сектор. Например, в Узбекистане более 74% трудовых ресурсов заняты в негосударственном секторе.

Для большей части деятельности в неформальном секторе характерны низкая производительность, недостаточный уровень доходов и плохие, основанные на эксплуатации условия труда. Более развитые страны пытаются время от времени контролировать неформальный сектор с точки зрения улучшения условий труда, а также чтобы не позволять ему подрывать занятость в формальном секторе.

Развивающиеся страны рассматривают его в качестве наилучшего альтернативного инструмента для обеспечения занятости и принимают меры для его развития. В частности, предоставляют более широкие возможности в плане получения кредитов, в плане подготовки по специальным вопросам, вопросам предпринимательской деятельности и т.д. Создаются специальные фонды поддержки неформального сектора.

Неформальный сектор рассматривается в качестве фактора, обеспечивающего не только новые возможности занятости, но и для формирования класса микро-предпринимателей (фактически, самозанятых, так как на микро-предприятиях наемных работников или мало, или они отсутствуют). Правительства создают специальные фонды социальных инвестиций, которые обеспечивают техническую подготовку микро-предпринимателей, а также предоставляют гарантии по займам. Некоторые страны принимают законы о социальном обеспечении самостоятельных работников, индивидуальных фермеров, рыбаков и пр.

Что касается развитых стран, то и здесь неформальный сектор обнаружил свою привлекательность. Большая гибкость рынка труда и новые субподрядные механизмы все более привлекают работодателей. Под давлением этого сектора даже тем, кто занимает на рынке труда привилегированное положение, часто приходится идти на сокращение вознаграждения ради стабильной занятости.

Предполагалось, что неформальный сектор - маргинальный по своей сущности - временное явление и со временем он должен интегрироваться в официальную экономику. Однако за последние 5 лет наблюдается обратная тенденция к большей неформализации официального сектора. Неформальный сектор не столько угрожает существованию предприятий официального сектора, сколько вступает с ними в симбиозную связь. Работа на дому, система внешнего порядка и различные формы субподряда укрепляют связи между официальной и неформальной экономикой, и даже стирают границы между ними. Более того, неформальный сектор проявляет тенденцию к глобализации. Несмотря на то, что он ассоциируется с производством товаров и услуг бедными слоями населения и для бедных слоев, этот сектор все чаще производит трудоемкие товары и услуги для внутренних и внешних потребителей с высоким уровнем дохода. Учитывая все это, становится очевидной необходимость обеспечения большей социальной защищенности и минимальных стандартов занятости работников этого сектора.


Описание предмета: «Охрана труда»

Охрана труда - понятие многогранное оно включает в себя психологическую подготовку трудящихся, ознакомление их с правилами техники безопасности, обеспечение предприятий и организаций методической литературой и спецодеждой.

Литература

  1. Н.В. Говорова. Спрос и предложение на европейском рынке труда. – М.: Огни ТД, 2005. – 74 с.
  2. М.Н. Макарова. Труд в обществе знаний. Образование под вопросом. Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе. – М.: ЛКИ, 2007. – 168 с.
  3. Реструктуризация занятости в странах с развитой экономикой. 2000-2014. – М.: ИНИОН РАН, 2014. – 198 с.
  4. Г.Г. Силласте. Формирование новой экономической интеллигенции в условиях рыночной экономики. – М.: Инфра-М, 2017. – 208 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Миграционная политика в США, Западной Европе и Японии
Банковское и биржевое дело
Диплом
50 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Николай
Огромное спасибо за Вашу помощь в сопровождении дипломной работы!!! Я защитился на отлично, удачи в Ваших дальнейших делах!!!