Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Мировая глобализация и человеческие ценностиКультурология
Мировая глобализация и человеческие ценности
-30 июня 2000 г. В Женеве состоялась Специальная Сессия Генеральной Ассамблеи ООН «Копенгаген + 5», которая подвела итоги процесса, начавшегося с Международной встречи на высшем уровне по вопросам социального развития в Копенгагене в 1995 году. Сессия оценила наметившиеся в мире направления социального развития (многие из которых вызывают тревогу), а также поддержала меры по укреплению скоординированных усилий по борьбе с нищетой.
В докладе Генерального секретаря ООН были отмечены некоторые тенденции экономического развития, приведшие к социальному регрессу.
ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРИВЕДШИЕ К СОЦИАЛЬНОМУ РЕГРЕССУ
1. Экономический рост не всегда сопровождается социальным прогрессом. За 5 прошедших лет выяснилось, что глобальная политика, в основе которой лежали идеи либерализации и приватизации, предусматривающая структурную перестройку и стабилизацию мировой экономики на пути перехода к постиндустриальному обществу, не всегда способствует стимулированию социального развития.
Во-первых, сама по себе структурная перестройка требует государственных средств, в том числе сокращения расходов на социальные услуги и спроса в рамках всей экономики. Во-вторых, структурные изменения приводят к девальвации национальной денежной единицы, повышению учетных ставок и либерализации внешней торговли. В результате снижается уровень реальных доходов населения, растет безработица, а с нею и нищета.
Особенно эти беды затронули развивающиеся и постсоциалистические страны, изменения в которых затрагивают не только структуру экономики, но и политическую сферу - в частности, связаны с уменьшением роли государства. Сокращение государственных ассигнований на социальные цели, а также увеличение бюджетных расходов на обслуживание растущего внешнего долга этих стран уменьшают объем ресурсов, которые можно было бы использовать для повышения уровня жизни. Даже население развитых стран затронул процесс обнищания и поляризации по уровню доходов: в ходе реструктуризации экономики зарплата неквалифицированных рабочих сокращается, в то время как зарплата работников новых отраслей (высокотехнологичных и информационных) неуклонно растет. Значительные массы работников вытесняются из сферы занятости в связи с отмиранием ряда индустриальных отраслей. Таким образом на фоне экономического роста вспыхивают новые очаги нищеты.
При этом надежды на ее искоренение в результате экономического роста, как предполагающегося следствия программ стабилизации и структурной перестройки, как правило, не сбываются. Даже если в некоторых странах экономический рост удавалось поддерживать в течение непродолжительного времени, это зачастую не сопровождалось существенным расширением занятости. Поэтому пришло понимание, что экономический рост в новых условиях должен означать не просто увеличение ВНП. Об истинном экономическом росте можно говорить лишь в увязке с социальным прогрессом. Основное внимание необходимо уделить тому, как добиться именно такого роста, причем как в развитых, так и в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
В процессе формирования глобализированной экономики выявились ее отрицательные черты, важнейшей из которых является чрезвычайно неравномерное распределении ее благ: неравенство в получении доходов, неравенство при трудоустройстве, неравенство в таких социальных областях, как здравоохранение и образование, а также неравенство участия в управлении и социальной жизни. Организации, регулирующие мировую экономику, разработали эффективную систему правил, позволяющих влиять на расширение мировых рынков и помогающих управлять мировыми финансами. Однако вопросам положения человека в новой экономической реальности - занятости, трудовым нормам, политическим и экономическим правам, защите окружающей среды, образованию и здоровью - эти организации уделяли гораздо меньше внимания (если уделяли вообще).
В основе нынешней мировой интеграции лежит ускорение темпов глобализации и технической революции. Однако прогресс в области социальной интеграции неадекватен этим преобразованиям. Тем не менее он реален в случае повышения эффективности политических инструментов на национальном и международном уровнях в целях более рационального управления процессом глобализации. В то время как глобализация необратимо меняет облик стран мира, усиливая их взаимозависимость, в значительной степени обусловленную новыми коммуникационными технологиями, - либерализация торговли и движения капиталов, лежащая в основе мировых экономических преобразований, является лишь следствием политических национальных и международных решений. Поэтому в качестве политического средства более эффективного управления процессом глобализации может стать отход от либерализации в сторону интеграции социальной и экономической политики с одновременным созданием «ниш» для местной автономии.
Проблема нынешнего этапа человеческого развития заключается в обеспечении гарантий того, чтобы ходом экономической глобализации руководили человеческие и социальные ценности. Новый дух консультаций и сотрудничества между ООН и ее специализированными учреждениями, Бреттон-вудскими учреждениями и другими организациями, такими, как ОЭСР, большая «семерка» и Группа 15-ти промышленно развитых стран подкрепляется растущим признанием того факта, что экономическая и социальная политики не только взаимосвязаны, но и составляют единое целое. И без учета этого дальнейший прогресс невозможен!
2. Богатые страны должны умерить свой эгоизм. Сессия констатировала, что сверхбогатые страны ведут себя эгоистически. Оказываемая ими помощь значительно снизилась по сравнению с намеченными на 5-летний период планами. Так, например, доля официальной помощи в целях развития сократилась с 0,35% ВНП стран-доноров в 70-х и 80-х годах до 0,335% в 1992 году, и до 0,23% в 1998 году.
С одной стороны, хрупкие демократические правительства развивающихся стран и стран с переходной экономикой, столкнувшись с требованиями международных банкиров немедленно погасить займы, полученные репрессивными режимами этих стран в прошлом, вынуждены были еще более ухудшить положение своего населения, сократив социальные бюджеты. С другой стороны, биржевые игры мировых финансовых кругов и их безответственность привели к хаосу в экономиках стран Азии, России и Бразилии. Поэтому особо горячие дискуссии в Женеве вызвал вопрос о возможности введения налога на валютные сделки в целях стабилизации финансовых потоков и создания специальных фондов, средства которых правительства могли бы направлять на программы борьбы с нищетой.
Сессия ООН подчеркнула, что на сильные государства должны быть возложены обязательства уделять больше внимания проблемам слабых стран, и что страны-доноры должны рассматривать официальную помощь в целях развития не как затраты, а разумное инвестирование, которое позволит упредить гораздо более высокие расходы в случае усиления глобального хаоса.
Документы, принятые ГА ООН, не являются юридически обязательными, но накладывают на участников моральные обязательства в отношении выполнения «правил движения» в сторону глобализации. В них содержатся: призыв к богатым странам аннулировать долги самых бедных стран мира, в которых платежи по долгам превышают размеры бюджетов на здравоохранение и образование; предоставление информационных технологий и медицинской помощи развивающимся странам; заключение соглашения о том, что в случае кризисов «сеть, обеспечивающая социальную защищенность» граждан, не будет принесена в жертву долговым обязательствам, а также призыв гарантировать «прозрачность» и отчетность при осуществлении государственной политики и в работе международных финансовых организаций.
3. Частный сектор - не панацея от социальных бед. Прошедшие 5 лет ознаменовались ускорением роста частного сектора и уменьшением влияния государственного - с точки зрения бюджетных ассигнований и контроля за деятельностью экономики. Однако стало очевидно, что динамизм частного сектора - незаменимый мотор экономического роста - сам по себе не гарантирует ориентацию на человека. Действенная социальная политика может строиться на сбалансированных усилиях сильного частного и эффективного общественного сектора на национальном (государственном) уровне при помощи международных организаций.
4. Роль государства должна возрасти на новом этапе экономической глобализации. Один из уроков, извлеченный из последних финансовых кризисов, заключается в том, что либерализация и приватизация не должны проводиться ценой разрушения государственного регламентационного механизма. Ослабление государства в ходе экономических реформ во многих случаях ослабило также его способность содействовать социальному развитию. Освобождение государства от обязанности опекать наиболее незащищенные слои населения привели к резкому всплеску нищеты и социальной деградации в мировом сообществе. Поэтому на новом этапе глобализации правительства не должны снимать с себя обязанность заботиться о самых слабых членах общества.
В новых условиях государственный сектор не должен играть роль «всеобщего кормильца», но осуществлять надзор за процессом экономической реформы и создавать условия, благоприятствующие социальному развитию. Однако эта новая роль требует укрепления, а не ослабления государственных учреждений и повышения качества управления. «Восстановление» государственного сектора предполагает укрепление правовой и регламентационной основы, транспарентности и предсказуемости государственных учреждений, а также их способности обеспечивать выполнение принимаемых решений.
Что касается постсоциалистического региона, задача состоит не в том, чтобы возвратиться к вездесущему государству, а в необходимости сделать его способным обеспечить социальное и экономическое развитие страны. Необходимо существенно повысить эффективность, действенность и подотчетность правительств и процессов управления. Во многих случаях общая слабость государств и правительств в течение этого переходного периода позволила небольшим группам воспользоваться реформами в своих личных интересах, что оборачивается огромными издержками для экономического и социального развития. Активы действующих предприятий разворовываются и распродаются ради личного обогащения, доходы, приобретенные незаконным путем, вывозятся за рубеж, квалификация в результате длительной безработицы утрачивается, а нищета и отчуждение уносят многие человеческие жизни.
Негативное восприятие государства не способствует созданию действенных государственных институтов, необходимых для успешного перехода от одной системы к другой. Отсутствие эффективных и транспарентных государственных институтов и соответствующих правил является одним из факторов, обусловливающих все большее неравенство в постсоциалистическом государстве. Восстановление государственных институтов, не в качестве альтернативы частному сектору, а скорее в качестве дополнения к нему, по-прежнему остается одной из серьезных проблем для большинства стран с переходной экономикой.
Что касается развивающихся стран, то и там государство становится не производителем соответствующих услуг, а механизмом, создающим необходимые условия для этого. Однако потенциал госсектора пока еще не велик, чтобы играть подобную роль. Возложение на частный сектор задач по осуществлению мероприятий, ранее осуществлявшихся государством, зачастую имеет место в отсутствие активно функционирующего национального частного сектора, который был бы готов взять на себя эти полномочия.
Все более важная роль частного сектора в развитых, развивающихся странах и странах с переходной экономикой порождает проблемы для госсектора; его возможности в плане регулирования деятельности частного сектора в интересах общественного блага не всегда адекватны качественным изменениям в рамках частного сектора и его росту. Необходимость в таких механизмах регулирования очевидна в экологическом секторе, а связанные с этим проблемы с каждым днем становятся серьезнее в таких секторах, как банковское дело, финансы, информационные и биотехнологии. В силу глобализации и транснационального характера деятельности частного сектора все более настоятельной становится необходимость укрепления государственных институтов на международном уровне. Госсектору необходимо пересмотреть свои отношения с частным сектором, поощрять его к социально ответственным действиям, способствовать реализации его позитивных в социальном плане возможностей, однако необходимо будет проявить силу для внедрения социальных стандартов и правил, в рамках которых частный сектор должен действовать, а также для обеспечения соблюдения этих стандартов и правил. Сильный государственный сектор является необходимой предпосылкой обеспечения справедливой приватизации и осуществления контроля за ходом экономических реформ; государственный и частный сектора должны развиваться и укрепляться на скоординированной основе.
Все большее неравенство и несправедливость как внутри стран, так и между ними привели к осознанию необходимости укрепления механизмов перераспределения, которые дополняли бы рынки, а иногда являлись бы для них и своеобразным противовесом. Госсектор необходим для обеспечения перераспределения с помощью таких механизмов, как налогообложение, инвестиционная политика, бюджетные ассигнования. Функция перераспределения дает государству возможность мобилизовать ресурсы на цели социального развития.
Представляется также необходимым «возродить» госсектор на международном уровне. Его главная обязанность будет заключаться в том, чтобы процесс социального развития - в дополнение к торговле и потокам капиталов - приобрел глобальный характер. Многие государственные инструменты экономической и социальной политики по-прежнему сохраняют важное значение в качестве рычагов, позволяющих контролировать процесс глобализации и обеспечить, чтобы он протекал на основе участия самых широких групп заинтересованных партнеров и в условиях транспарентности и не ассоциировался с чем-то весьма негативным. Хотя глобализация, по-видимому, неизбежна, таковыми не являются те формы, в которых она протекает. Государство должно дать людям возможность участвовать в осуществлении политики, которая влияет на их жизнь. Для этого оно должно содействовать налаживанию более эффективного взаимодействия между частным сектором и гражданским обществом, создавая такие условия, при которых механизмы децентрализации и перераспределения могут взаимодействовать наиболее эффективно. Государство должно обеспечить людям возможность четкого понимания, что несет им эпоха глобализации, в которую они вступили.
Описание предмета: «Культурология»Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру
и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. Предметом
культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, а
также памятники, явления и события материальной жизни людей.
Источниками культурологии являются:
- исторические науки: гражданская история, история конкретных наук, история искусства и отдельных искусств,
история педагогики, история религии и др.;
- прикладные исторические дисциплины: архивоведение, музееведение, библиотековедение, краеведение,
востоковедение и др.;
- вспомогательные культурологические дисциплины: археология, геральдика, палеография, нумизматика, сфрагистика,
текстология и др.
Основные понятия культурологии описывают внутреннее строение культуры: культурные ценности, субъект культуры и
др.; характеризуют
культурный процесс: культурное наследие, культурные традиции и др.; связывают культуру с другими ответвлениями
общественной науки.
Литература - С.Л. Постников, С.А. Попов. Мировая экономика и экономическое положение России. Сборник статистических материалов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 224 с.
- Т.И. Повалихина. История мировой экономики и международных экономических отношений. – М.: Современная школа, 2007. – 256 с.
- А.Н. Асаул, М.А. Джаман, Е.И. Рыбнов, П.В. Шуканов. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира. – М.: АНО "ИПЭВ", 2010. – 304 с.
- А.Н. Асаул, М.А. Джаман, Е.И. Рыбнов, П.В. Шуканов. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира. – М.: АНО "ИПЭВ", 2010. – 304 с.
- Под ред. Николаевой И.П., Шаховской Л.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник. Под ред. Николаевой И.П., Шаховской Л.С. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 0 с.
- И.С. Гладков. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 344 с.
- Т.Б. Романовская. Объективность науки и человеческая субъективность или в чем состоит человеческое измерение науки. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 208 с.
- Глобализация и афро-азиатский мир. Методология и теория. – М.: ИНИОН РАН, 2007. – 164 с.
- Гжегож В.Колодко. Глобализация и перспективы развития постсоциалистических стран. – М.: Европейский гуманитарный университет, 2002. – 200 с.
- Том Бернетт и Алекс Геймз. Кто на самом деле правит миром? Война между глобализацией и демократией. – М.: Диля, 2008. – 384 с.
- И.И. Толстикова. Мировая культура и искусство. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2011. – 416 с.
- И.Н. Гребенкин. Долг и выбор. Русский офицер в годы мировой войны и революции. – М.: АИРО-XXI, 2015. – 528 с.
- Билл Плоткин, Ольга Иванова, Гай и Кэтлин Хендрикс. Мир природы и человеческая душа. Сила баланса. Обретение истинной любви (комплект из 3 книг). – М.: ИГ "Весь", 2016. – 784 с.
- В.И. Тихий, О.В. Корева. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: РИОР,Инфра-М, 2017. – 260 с.
- Шаховская Л.С. под ред. и др. Мировая экономика и международные экономические отношения. Конспект лекций. – М.: КноРус, 2017. – 176 с.
- И.И. Толстикова. Мировая культура и искусство. – М.: Инфра-М, 2018. – 418 с.
- И.И. Толстикова. Мировая культура и искусство. – М.: КноРус, 2018. – 416 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|