Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Социальная дезинтеграция и необходимость социального партнерства

Социология

Социальная дезинтеграция и необходимость социального партнерства

1. В основе нынешней мировой интеграции лежит ускорение темпов глобализации и технической революции. Однако следствием экономических и социальных преобразований в мире стал процесс более глубокого социального расслоения. Вступление цивилизации на новый этап, развитие сверхтехнологий и рост богатств происходят на фоне усиливающейся нищеты миллионов людей. Блага распределяются все более неравномерно как между группами стран, так и внутри каждой из них. Растет поляризация по уровню доходов. Большое количество людей, высвобожденных из умирающих отраслей производства при появлении новых технологий, неспособны принять участие в новых производственных процессах - даже переквалификация не всегда может дать нужный эффект.

Деньги, потребовавшиеся на структурные изменения, государства изыскивали, сокращая свои социальные бюджеты, продавая в частные руки государственное имущество и влезая в долги. Затраты на социальную защиту все чаще стали восприниматься как издержки общества, следствием чего стало стремление к перекладыванию все большей части этих расходов на индивидуума. В результате, как отмечено в докладе генерального секретаря ООН, процесс реформирования национальных экономик стран мира сопровождается социальным регрессом - нарастанием нищеты, безработицы и социальной дезинтеграции.

Предполагалось, что результатом реформ станет безусловный экономический рост, который и решит социальные проблемы автоматически. Предполагалось, что распределительная функция государства отмирает, ибо рынок, в том числе рынок социальных услуг, способен к саморегуляции. Действительность опровергла эти предположения. Экономический рост, даже если где-то он становился стабильным, не коррелировал, например, с занятостью населения. А стало быть, экономический рост и рост нищеты прекрасно сосуществовали. Пришло понимание, что экономический рост в новых условиях должен означать не просто увеличение ВНП. Об истинном экономическом росте можно говорить лишь в увязке с социальным прогрессом. Выяснилось, что частный сектор сам по себе не способен гарантировать ориентацию на человека. Что действенная социальная политика может строиться на сбалансированных усилиях сильного частного и эффективного общественного сектора на государственном уровне и при помощи международных организаций.

Предполагалось, что сокращение «патерналистской роли» государства и снятие «социальных подпорок» в обществе заставит значительную часть населения сменить общественную пассивность на более активную экономическую позицию, что, несомненно, повлекло бы за собой экономический рост. Однако эффект программ перехода от «социального обеспечения к оплачиваемому труду» пока невелик: в странах, где социальные выплаты безработным сокращены, не стало бедности меньше, чем в странах, где они остались неизменными. Даже «вовлеченным на рынок труда» вчерашним безработным не удается избежать ни бедности, ни зависимости от помощи по линии социального обеспечения. Наверное, дело в том, что речь должна идти не только об обеспечении рабочими местами, но и о качестве этих рабочих мест с точки зрения оплаты и реализации профессиональных возможностей наемных работников.

Во всем мире произошел существенный сдвиг в формах финансирования социальных услуг, состоявший в переходе от универсальных предоставляемых государством услуг к оказанию помощи конкретным группам малоимущего населения в соответствии с установленными потребностями при использовании рыночных механизмов остальной частью общества. Следствием этой тенденции для бывших социалистических стран явилось то, что их значительные государственные системы социального обеспечения рухнули. Появились такие новые понятия как «адресная поддержка» и «социальное отчуждение» - значительные группы населения, обреченные в условиях экономического роста лишь на выживание, перестают чувствовать себя полноценными гражданами своей страны.

Стало ясно, что ни одно общество не может нормально жить и развиваться в условиях раскола, взаимной ненависти, равнодушия. Необходимо искать пути к социальной интеграции, гражданскому миру и согласию. Правительства многих стран сейчас изыскивают дополнительные ресурсы на реализацию программ, призванных объединить людей, дать возможность инвалидам и престарелым в полной мере участвовать в жизни общества, уменьшить их лишения, устранить дискриминацию, обеспечить социальную защиту, усилить взаимопонимание и уважение друг к другу.

2. Отмеченные выше тенденции имеют место и в России. В нашей стране поляризация доходов достигла в среднем 1:14, а в крупных городах, таких как Москва, 1:45. Более трети населения на уровне нищеты. Зарплата в доходах населения составляет весьма низкий процент. Доля оплаты труда (без учета скрытой зарплаты) в структуре денежных доходов населения уменьшилась в 1999 году по сравнению с 1990 годом в Москве с 77,3 до 21,7%, а по России - с 74,1 до 38,4%. Безработица достигает 11,7% при крайне низком уровне пособий, низких и по много месяцев не выплачиваемых зарплат даже работающим.

О качестве рабочих мест говорят данные мониторингового опроса москвичей (2000 год). На вопрос «Позволяет ли Ваша работа обеспечить»: «достаток семьи» - «да» ответили 22,8%; «более или менее сносное существование семьи» - 53,6%; «физическое выживание семьи» - 23,6%. Лишь 52,1% отмечают, что работа, которую они имеют, соответствует их образованию. Еще меньше опрошенных имеют работу, соответствующую их специальности и квалификации (32,3% и 34,6% соответственно).

Необходимо констатировать, что пока демократические ценности не стали безусловно доминирующими в национальном менталитете, а власть нечувствительна к общественному мнению (иногда даже в растущей степени). Здесь существуют причины двоякого происхождения. С одной стороны, на уровне национального менталитета по-прежнему трудно складывается ориентация на индивида и индивидуальное, что является высшей ценностью и предпосылкой развитого «гражданского общества». В массовом сознании по-прежнему не укоренились механизмы разрешения споров и конфликтов правовым путем. Контроль общества над политическими институтами по-прежнему явно недостаточен. С другой стороны, представителями государственной власти весьма трудно усваивается мысль о том, что они подотчетны в своей деятельности обществу. Что успех и жизнеспособность государственной политики основывается на возможности для всех членов общества иметь право голоса в процессе выработки государственных решений

В России, также как и в других странах, появились очаги самоорганизации - люди объединялись для решения общих проблем. Сейчас только в Москве более 15 тысяч общественных организаций, а в целом по стране их более 400 тысяч. Наши общественные организации пока не могут в полной мере претендовать на «институты гражданского общества». Несмотря на наличие нескольких федеральных законов, институирующих их, механизмы их действия фактически нигде, за исключением московского закона о взаимодействии общественных и государственных структур, не прописаны. Преимущественная форма их существования - «броуновское» движение.

3. Московский Центр «Социальное партнерство», созданный Московским правительством при содействии ПРООН, - создавался с целью упорядочить это броуновское движение, придать ему конструктивную направленность, объединить в некоторую систему, внутри которой эти народившиеся общественные структуры могли бы плодотворно взаимодействовать между собой и с органами государственной власти, обладающими полномочиями и ресурсами.

Понятие «социальное партнерство» стало ключевым в методике подхода к решению проблем. Это - инструмент укрепления общественного согласия. Основная идея, которую декларировал и утверждает в своей деятельности Центр, заключается в том, что в основе истинной демократии должен быть заложен принцип партнерства и взаимной ответственности общества и власти при ясном понимании властью того, что система ответственности может эффективно работать только при условии участия общественности в управлении.

Это вполне сочетается с международной методикой, принципы которой отражены в докладе Генерального секретаря ООН на Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи по проблемам социального развития (Женева, июнь 2000 г.), где мы читаем дословно следующее: «Социальной интеграции содействует укрепление институтов гражданского общества, позволяющих людям совместно добиваться общих интересов, работать независимо от правительства и бороться со злоупотреблениями, совершаемыми правительствами».

Центр в качестве основного метода своей деятельности выбрал локально-экспериментальный метод, опирающийся на два основных фактора:

1) Поиск решения той или иной социальной проблемы должен идти в форме эксперимента на выбранной территории или объекте на основе развития партнерских отношений власти, бизнеса и общественных организаций, представленных на данной территории, путем встраивания решений, предлагаемых организациями общественного сектора, в социальные программы местного самоуправления;

2) Необходим регулярный мониторинг общественных организаций данной территории с целью создания их общего портрета («профессиональная» направленность; степень организационной оформленности; психологическая характеристика участников и лидеров; способность к выживанию, развитию и решению экономических проблем собственными усилиями или за счет партнерства с государством, бизнесом).

В качестве основной площадки для экспериментальной работы выбран Северо-Западный округ Москвы. Здесь ведется эксперимент по формированию социальной политики на уровне низовых территориальных администраций совместно с организациями общественного сектора, отрабатываются технологии социального партнерства. В СЗАО проводится работа по выявлению НКО, работающих на территории округа, создан, при поддержке префектуры, клуб лидеров общественных объединений и представителей администрации округа, проходят образовательные семинары.

Совместное обучение государственных служащих и лидеров НКО формам и методам сотрудничества является одним из важнейших направлений работы центра. Обучение проходит на базе Центра, в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, а также во время зарубежных стажировок, программы которых, так же как и состав участников тщательно прорабатываются в Центре.

В рамках образовательной программы 3 группы представителей местной власти и ряда московских неправительственных организаций прошли стажировку в США и Германии. В результате целенаправленной работы с представителями государственной власти возросло понимание ими эффективности использования сил общественных некоммерческих организаций, восполняющее отсутствующие у государства финансовые и материальные ресурсы.

Сейчас многим представителям местных администраций Москвы стало ясно, что НКО обладают способностями:

решать социальные проблемы значительно более «дешево» (на основе взаимных и добровольных услуг);

объединять наиболее нуждающиеся в поддержке социальные группы населения и представлять их интересы на уровне местной власти;

помочь властям сделать социальную поддержку более адресной за счет лучшего знания контингента нуждающихся;

расширить ассортимент социальных услуг в рамках территории, практически не вкладывая в это дополнительных инвестиций за счет деятельности профессионалов, работающих в НКО;

создавать самостоятельные социальные инфраструктуры, предоставляющие услуги на основе финансирования, в основном, из общественного, а не государственного сектора, и одновременно решающие проблемы занятости.

В центре ведется серьезная аналитическая работа, работа по совершенствованию правовой базы взаимодействия власти и общественности

Трудно решаемой пока проблемой является привлечение на территорию дополнительных инвестиций и развитие местного бизнеса.

Так как чиновники местных органов власти контролируют некоторые ресурсные потоки, а также регламентируют деятельность частного бизнеса на своей территории, они имеют реальные возможности во взаимодействии с местными общественными организациями содействовать привлечению инвестиций в социальную сферу со стороны частного бизнеса как в форме благотворительности, так и в форме долевого участия. Кроме того они создают новые возможности для трудоустройства в социальном секторе (уход за больными, стариками, деятельность по охране и восстановлению окружающей среды и т.д.). Местные органы самоуправления имеют возможность стимулировать создание малых предприятий по предоставлению этих услуг частично для того, чтобы обеспечить работой тех, кто перестал получать государственные социальные пособия. Внедрение этих механизмов в практику представляет собой актуальную задачу.

Работа Центра «Социальное партнерство» показывает, что хороших результатов удается достичь при осуществлении таких программ социального развития, в рамках которых поддерживаются тесные, сложившиеся связи с местным населением, для которого эти программы предназначаются. Таким образом, само понятие «социальное партнерство» понимается в самом широком смысле, как партнерство между всеми субъектами социальной политики, субъектами развития территории.

Опыт деятельности Центра по совершенствованию форм «социального партнерства», взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими неправительственными организациями и общественными объединениями будет распространен не только на г. Москву, но и на ряд регионов России. Однако основной базой проведения экспериментальных исследований по-прежнему будут оставаться местные территориальные единицы.

Деятельность в сфере просвещения, законотворчества и пропаганды идей демократии и социального партнерства для достижения общественного согласия, становления социальной экономики и развития третьего сектора приводит к пониманию необходимости укрепления сотрудничества всех заинтересованных субъектов не только в рамках города и страны, но и в пределах международного сообщества, что, в целом, согласуется с существующими мировыми тенденциями.


Описание предмета: «Социология»

Социология (фр. sociologie, лат. Societas – общество и греч. – Logos – наука об обществе) – наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей.

Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология – это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления.

Следовательно, социология – это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений.

Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии – выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология – наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Литература

  1. А.В. Соловьев. Социальное партнерство. Комментарий к разделу 2 Трудового кодекса Российской Федерации. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 336 с.
  2. Социальное партнерство. Опыт, технологии, оценка эффективности. – СПб.: Алетейя, 2010. – 400 с.
  3. К.Г. Кязимов. Социальное партнерство. Практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица. – М.: НЦ ЭНАС, 2008. – 192 с.
  4. Е.М. Осипов. Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России. – М.: Издательство МГУ, 2012. – 208 с.
  5. Пакет законодательной инициативы по проблеме социального партнерства государства и религиозных организаций. – М.: Научный эксперт, 2009. – 73 с.
  6. К.Г. Кязимов. Социальное партнерство. Теория и практика. – М.: МИК, 2011. – 400 с.
  7. Роль социального партнерства в формировании европейского социального пространства. – М.: Огни, 2003. – 152 с.
  8. В.А. Сафонов. Социальное партнерство. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 395 с.
  9. Светлана Захарова. Программа социального партнерства учреждений образования и предприятий. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 68 с.
  10. Наталья Парфентьева. Подготовка к социальному партнерству будущих учителей. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 124 с.
  11. Анастасия Громова. Социальное партнерство государства и религиозных организаций в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 100 с.
  12. Сергей Герасимов. Массовые праздники и социальное партнерство. – СПб.: Алетейя, 2016. – 138 с.
  13. Социальное партнерство и социальная защита работников. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, Альфа-М, 2016. – 272 с.
  14. Е.М. Осипов. Институционализация социального партнерства и малый бизнес. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2017. – 320 с.
  15. Е.М.Осипов. Социальное партнерство и российский малый бизнес. Состояние и тенденции развития. – М.: Академический проект, 2018. – 236 с.
  16. С.О. Казаков. Основные формы социального партнерства в России и Германии. Сравнительно-правовой анализ. – М.: Проспект, 2017. – 288 с.
  17. Сафонов Валерий Анатольевич. Социальное партнерство. Учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2017. – 395 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Система социального партнерства: взаимодействие муниципальных органов власти, союзов работодателей(промышленников, предпринимателей) профсоюзных организаций.
Менеджмент
Курсовая работа
38 стр.
Сущность и необходимость налогов для обеспечения жизнедеятельности государства. Общие условия становления налогов и сборов в РФ
Налогообложение
Реферат
15 стр.
Организация социального партнерства на предприятии
Экономика предприятия
Диплом
94 стр.
Состояние и развитие нормативных положений об охране труда и технике безопасности
Трудовое право
Диплом
89 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Татьяна, 29.05
По поводу диплома 5 поставили Все отлично, большое спасибо за такую колоссальную работу, а главное за то, что протерпели бешеный темп в конце!