Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Демократизация в России и возможности использования международного опыта в российских условияхПолитология
Демократизация в России и возможности использования международного опыта в российских условиях
В большинстве развитых стран процессы демократизации осуществляются почти полностью за счет децентрализации функции управления. Все больше функций передается на места, поскольку именно на местах есть возможность более четко сопоставить цену и качество услуг, более внимательно и более обоснованно избирать тех, кому можно доверить соответствующие функции или службы.
В отличие от ряда развитых стран, в России природа вещей такова, что простая демонополизация и простая децентрализация, как исторически доказано, малоэффективны. Мы видим сейчас что произошло и происходит в результате того, что региональные элиты воспользовавшись моментом, реализовали провозглашенный в свое время лозунг «берите суверенитета сколько хотите».
Тотальная децентрализация для России мало продуктивна, если не сказать пагубна. Россия не может существовать, если разные компоненты дифференциальной ренты не перераспределяются через центральную власть. Наличие механизмов перераспределения дифференциальной ренты, которая возникает в различных регионах, как бы дополняет в каждом регионе недостатки природных условий.
В России всегда было так, что, как только возникает централизованное государство, как только начинает отрабатываться механизм изъятия и перераспределения дифференциальной ренты, происходит мощное усиление государства, повышение качества жизни граждан, усиление авторитета на международной арене и т.д. Но такое усиление всегда было относительно кратковременным. Дальше всегда происходила деградация централизованного государства потому, что централизация в России всегда была монополизацией при отсутствии четкого критерия качества работы, при отсутствии объективной меры успеха власти, при отсутствии ответственности власти за конечный результат. В России до сих пор реализовались только конструкции централизованного, бюрократического, по существу ? безответственного государства. Эта периодичность процветания и развала централизованного государства не случайное явление, а закон, который свойственен централизованному государству, построенному на бюрократических командно-административных принципах.
К. Марксом было установлено, и никто сейчас это не подвергает сомнению, что наличие частной собственности на орудия и средства производства, в том виде как это было при Марксе, автоматически порождает колебания в экономическом развитии и социальную дифференциацию общества. Этот вывод Маркса никто не опроверг и его опровергнуть нельзя. Но во всех странах, на этом основании, просто мудро подправили правила, которыми регулируется частная собственность на орудия и средства производства: введено довольно сильное налогообложение собственности, введены специальные налоги на наследство, которые приводят к тому, что, неэффективно используемая собственность жжет руки собственнику. Соответствующий механизм уменьшает социальное расслоение, делает развитие благоприятным.
По существу говоря, демократические принципы социального партнерства, которые необходимо внести в Россию, должны обеспечить обратную связь по конечному результату, которая и будет стабилизировать государство в Российских условиях.
С помощью демократизации мы должны ввести какие-то конкурентные начала в функционирование органов власти, коммерческого и некоммерческого секторов. Эти конкурентные начала вводятся с помощью так называемого конкурентного функционально-стоимостного подхода, понятие о котором неоднократно вводилось в научный оборот. Он состоит в том, что исполнитель любой приближенной к территории проживания функции или услуги населению должен выбираться на конкурентной основе. Если второй или третий сектор может эту функцию выполнить дешевле, чем государственный сектор, эта функция должна быть передана коммерческим или некоммерческим организациям. И деньги, которые собирает власть для выполнения этой функции, должны быть переданы коммерческому или некоммерческому сектору напрямую, может быть с каким-то понижающим коэффициентом.
Цена услуги и ее исполнитель определяются на условиях конкуренции с учетом цены социальной напряженности как следствия бедности (фактически от сверх дифференциации доходов), безработицы, неэффективной занятости, долговременных экологических последствий. И второе условие: платить за услугу должен тот, кому услуга оказана или его реальный попечитель. Не обязательно, чтобы у него на это всегда были деньги, это могут быть социальные средства государства в целом, страховые средства или средства благотворителей, но право распоряжаться этими деньгами должно быть у человека, социальной группы или органа власти того уровня, которому эта услуга оказывается. При этом главная функция самого нижнего уровня власти, нижнего уровня бюрократической организации общества, состоит в том, что нижний уровень удостоверяет, что услуга оказана - первым, вторым или третьим сектором и что дешевле оказать эту услугу, отняв её у государства, нельзя. Это очень важная функция, поскольку мы рассматриваем власть как служение.
Такую организацию жизни с участием третьего сектора искусственно насаждать нельзя, она может только возникнуть сама. В наших силах лишь ускорить процесс, создав благоприятные условия. То есть мы должны предоставить тем территориальным, профессиональным или социальным организациям граждан, которые отвечают определенным условиям своего формирования, право взять на себя из этой системы некоторые функции на основе самоуправления. Именно в таком порядке может быть организован эффективный общественный контроль на уровне наиболее близком к народу.
О некоторых предпосылках и условиях развития некоммерческих организаций и их взаимодействия с муниципальными структурами в современных российских условиях
П.П. Макагонов,
Заместитель начальника Управления мэра Москвы
Поскольку появление некоммерческого сектора является результатом самоорганизации общества, а формы его проявления несут в себе элементы случайности, то этот сектор не может быть главенствующим. Некоммерческий сектор не может существовать в обществе изолированно от частного и государственного секторов. Ближайшими партнерами некоммерческого сектора являются такие ячейки государства и самоорганизации общества как семья, ближайшая микрообщина на уровне кондоминиума или соседства, общественное самоуправление, муниципальный уровень управления, - то есть самые нижние уровни оказания услуг населению.
Государственный или, точнее сказать, муниципальный сектор, более приближенный к микрообщине, специализируется на оказании таких услуг, которые не только крайне необходимы подавляющему большинству населения, но и требуют значительных капиталовложений, окупающихся за длительный срок и часто не прямым, опосредованным путем. Эти услуги не всегда оплачены получателем. В нашем случае примером может служить городской общественный транспорт. Для этих услуг в силу длительности подготовительных процессов нет четкого совпадения плательщика и получателя услуг. Например, при строительстве сооружений долговременного пользования само строительство ведется одним поколением, а его использование, главным образом, последующими поколениями.
Частный сектор осваивает производство тех видов товаров и услуг, качество и количество которых может быть точно измерено и оплачено получателем на свободном рынке, а бесконтрольное бесплатное присвоение и использование встречает значительные трудности.
Третий - некоммерческий сектор специализируется в нашей стране на услугах, для которых характерно наличие одной или нескольких из ниже перечисленных черт:
Это трудоемкие услуги, в структуре их цены на рынке услуг заработная плата составляет значительную долю. Поэтому они стоят дорого, если предоставляются частным сектором. В некоммерческом же секторе часть этих услуг, особенно, не требующих высокой квалификации, может быть оказана по более низким ценам или бесплатно - с привлечением добровольного труда.
Получатели услуги составляют меньшинство населения, отличающееся четко выраженным статусом, или очевидной неплатежеспособностью при остро выраженной потребности в получении данной услуги.
Это может быть новый вид услуг, потребность в которых возникла недавно. Частный сектор не торопится развертывать производство таких услуг, так как не видит в этом своей выгоды даже в перспективе, а местные или региональные власти еще не осознали необходимость поставить эти услуги на бюджетное обеспечение или финансируют их слабо, по остаточному принципу.
Среди тех, кто готов предоставить данную услугу, имеется повышенный процент подвижников, добровольных, бескорыстных, одержимых (в хорошем смысле) сторонников общественно полезной идеи.
Под такие услуги, если их необходимость давно осознана обществом, обычно создаются резервные фонды и системы страхования. Они могут сосуществовать с некоммерческими организациями (НКО).
Близкими к НКО являются органы общественного самоуправления. Однако различие состоит в принадлежности последних к властной вертикали, а стало быть обязательность для граждан выполнения решений органов общественного самоуправления (например, обязательность для граждан общины решения общественного самоуправления о самообложении денежным сбором на общие нужды, в то время как в невластных организациях, включая, например, домовые сообщества - это дело добровольное).
В то же время НКО, такие, например, как товарищества собственников жилья (ТСЖ), хоть и не являются органами самоуправления, но это хорошая школа самоуправления, «кузница кадров».
Семья, о которой упоминалось выше, является настолько специфической ячейкой государства, что ее следует рассматривать во взаимодействии с некоммерческим сектором в качестве отдельного - неформального сектора. Взаимные «бартерные» услуги в этом секторе не учитываются в валовом региональном продукте (ВРП), снижая, вообще говоря, показатели экономического развития страны в целом при автономизации экономической жизни до этого уровня.
Рекомендации западных специалистов (T.Wolf. Managing a Nonprofit Organization in the Twenty - First Centure. «A Fireside book». 1999.) основаны на традиционных для своих стран распределениях сфер влияния различных секторов экономики по оказанию услуг населению. Между тем в некоммерческий сектор там часто в большей степени, по сравнению с современной Россией, включены многие услуги, которые у нас (по крайней мере пока) закреплены за государством. В первую очередь это относится к образованию и здравоохранению. И здесь дело не только в нежелании чиновников, руководящих в этих отраслях, допустить конкуренцию, а и в инерции в общественном сознании социальных привычек прошлых 70 лет.
Сегодня усилилось различие в использовании такого ресурса, как свободное время граждан в процессах самоорганизации в России и на Западе.
Рекомендации западных специалистов по развитию НКО ориентированы на условия наличия свободного времени у граждан и желания, поощряемого государством, расходовать часть свободного времени на общественно полезную работу. Это может быть бесплатный труд по 2-3 часа в день в благотворительной, иногда с религиозным уклоном, организации - такой, как дома для престарелых, для слаборазвитых детей. Это может быть организация и проведение общественно полезных работ по месту жительства, работа с молодежью, природоохранные мероприятия. Но внутренняя потребность граждан заниматься этой деятельностью возникает там и тогда, когда у людей с обостренным чувством социальной ответственности нет более важных личных забот.
Приспосабливаясь к результатам августовского дефолта 1998 года, когда положение подавляющего большинства занятых в частном секторе резко ухудшилось, население с этого момента (а многие работники бюджетной сферы значительно раньше) сменило образ жизни, перешло из режима экономики развития в режим экономики выживания, перешло на режим автономизации жизнедеятельности до уровня семьи, рода, городка. Задействованы ресурсы малых сообществ. Семьи мобилизовали практически все свои внутренние резервы. Они сделали это не на уровне домохозяйств, а в гораздо более широком масштабе. Произошла интеграция ресурса на уровне нескольких поколений, нескольких связанных родственными отношениями домохозяйств. Бартер услуг на этом уровне оказался неподконтрольном для налоговых служб и, как упомянуто выше, для подсчета ВРП.
Бабушки заменили во многих случаях ставшие недоступными детские сады и летние лагеря отдыха. Шесть соток стали рассматриваться как серьезное подспорье в заготовке фруктов и овощей. Дачные участки стали частными, а садовые товарищества потеряли большую часть черт потребительских кооперативов. Происходит процесс локализации деятельности, имеющей большую эффективность не на уровне семьи, а на уровне местного сообщества. Свободное время тратится в первую очередь на себя, на услуги внутри своей семьи. Этот процесс оказался аналогичным возрастанию спроса на отечественную импортозамещающую продукцию в связи с падением покупательной способностью населения относительно продукции (и в первую очередь, продуктов) иностранного производства.
В этих условиях свободное время стало важным внутрисемейным ресурсом в ущерб претендующему на этот ресурс некоммерческому сектору. Пенсионеры и домохозяйки оказались настолько востребованы дома, что на общественную активность у них стало просто не хватать времени.
Самоорганизация на Западе при решении коммунальных, жилищных проблем затрагивает, как правило, бедные слои с низким образовательным уровнем. Поэтому рекомендации западных специалистов ориентированы на развитие некоммерческого сектора в направлении создания рабочих мест, в первую очередь, для населения с низким образовательным цензом. Особенности нашей ситуации в том, что невостребованными в современной российской экономике и потому малоимущими оказались ученые, инженеры, в целом, люди с высоким образовательным уровнем и творческим потенциалом. Поэтому инициативы, близкие самоорганизации на уровне общественного самоуправления у нас достигают в ряде случаев очень высокого уровня развития. Эти разработки и ноу-хау часто переходят в законотворческую деятельность, в просветительство по отношению к остальному населению. Эта особенность могла бы быть и должна быть востребована обществом и государством. Ведь до сих пор не развиты в требуемой степени, например, законодательные процедуры первого шага - передачи и отбора полномочий и функций инициативным группам.
Смысл таких процедур в том, чтобы не произошло ошибки в распознании самоорганизации во благо всего местного сообщества, чтобы групповой эгоизм не нанес ущерб более широкому сообществу на той же или большей территории, включающей ту, на которой возникла инициативная группа.
Там, где сильно общественное самоуправление, процедура упрощена. Действующий орган самоуправления оценивает инициативу, ее плюсы и минусы для местного сообщества в целом, возможность решить поставленную проблему своими силами или силами инициативной группы и пронимает решение.
Эта процедура не бесспорна, но это лучше, чем ее отсутствие. Если инициативная группа вынуждена обращаться за признанием своих прав к муниципальным органам власти, то процедура должна включать в себя:
порядок определения способности инициативной группы справиться с решением поставленной ею задачи;
порядок передачи полномочий, прав, ответственности и ресурса,
порядок проведения объективного контроля успешности действий инициативной группы,
порядок возврата полномочий, если инициативная группа не справилась с задачей.
Инициатива самоорганизующегося населения особенно полезна для решения частных, иногда впервые возникающих проблем. Быстрая реакция на новые проблемы недоступна для законодательной власти. Эти инициативные образования ближе по положению к исполнительной власти - от нее тоже требуется более быстрая реакция на ситуацию, тогда как роль законодательной власти - в закреплении положительного опыта управленческих действий исполнительной власти. НКО, таким образом, несут в себе двойственность по отношению к муниципальному сектору. С одной стороны, это конкурент муниципальному сектору, возникающий либо как реакция на неудовлетворительное выполнение им своих функций по предоставлению услуг населению, либо как следствие массового осознания выгодности перехода на «самообслуживание» по какой-то услуге по сравнению с сохранением права предоставления этой платной услуги за муниципальными коммунальными службами. С другой стороны, это скрытый резерв, ресурс, помощник и союзник исполнительной власти в оперативном решении приземленных, но острых, часто новых проблем.
Союзника надо выращивать. Для этого исполнительной власти необходимо взять на себя организацию обучения инициативных групп. В ходе обучения и сотворчества полезно провести анализ частной проблемы, за решение которой берется инициативная группа, и поиск возможностей расширения контекста частной проблемы, явившейся причиной возникновения инициативной группы, до более общей для той же общины проблемы. Это может дать импульс для расширения состава инициативной группы и замены спонтанности инициатив, лоскутным, фрагментарным образом перекрывающих отдельные проблемы, системным подходом.
Особенно важно учесть возможность использования инициативы населения для развития территорий населенных мест. В современных условиях иногда полезно оставить исполнение конкретной функции за профессионалами (почти единственными на данной территории), а энергию инициативной группы направить на контроль функционирования этих профессионалов. В Москве имеется по крайней мере один положительный пример передачи подобной инициативной группе не только функций контроля, но и самого управления коммунальными службами.
Механизм конкуренции власти и некоммерческого сектора за оказание социальных услуг должен привести в конечном счете к снижению стоимости этих услуг, от этого выиграет община в целом. Сегодня подобная конкуренция имеет скромные масштабы, но наработанные механизмы взаимодействия власти и некоммерческого сектора могут давать по крайней мере обратную связь в виде контроля управляющих структур со стороны активной части общественности.
Необходима системе мер по сохранению потенциала лидеров НКО, если организация создавалась для решения конкретной задачи за конкретный отрезок времени. После выполнения этой частной задачи НКО не должна искусственно поддерживаться на плаву, но лидерам ее, ее активу необходимо создать условия для использования их опыта в решении сходных по тематике проблем. Для этого необходимо организовать их целевое обучение с последующим трудоустройством.
Развитие территории предполагает коррекцию развития всего поселения в целом с применением методов структурной политики. Последнее, в свою очередь, предполагает согласование интересов различных групп и слоев городского сообщества. То есть, необходимо взаимодействие всех трех секторов для определения реальных ближайших, среднесрочных и стратегических целей городского развития, для выявления возможностей привлечения различных ресурсов в зависимости от предлагаемых сценариев развития.
Часто НКО выполняют социальный заказ - оказание дешевой услуги за счет льгот, получаемых от муниципальной власти. В результате услуга может стоить городу дороже с учетом упущенной выгоды от неэффективного использования городского ресурса, переданного городом НКО. Социальная поддержка населения может оказаться более эффективной, если механизм предоставления льгот НКО заменить на прямое дотирование конечного получателя социальной помощи. Например, город может выделять субъектам социального попечительства ваучеры, чеки или другие «локальные» платежные средства, предназначенные для «оплаты» услуг, предоставляемых некоммерческой организацией. В свою очередь, эта некоммерческая организация может вернуть ваучеры городу в качестве платежа за использование заранее оговоренного городского ресурса, например, за аренду помещений. Таким образом можно было бы увеличить реальные доходы субъектов социального попечительства, не вызывая инфляции от применения подобных чеков. Эти чеки не уходят из города, а их тираж идет на «оплату» городу за использование городского ресурса. Город в результате выполняет свои социальные попечительские функции с помощью НКО и имеет гарантию целевого использования своего ресурса. Механизм подобного использования чеков может быть применен в первую очередь в социальной торговой сети и в образовании.
Таким образом, если платить за услугу будет тот, кому услуга оказана или его реальный попечитель, то это повысит эффективность использования средств. Необязательно при этом, чтобы услуга оказывалась некоммерческой организацией, но при этом НКО попадают в конкурентную среду, что гарантирует эффективность их работы.
Описание предмета: «Политология»Политология (от греч. «политика» - государственные или общественные дела и «логос» - слово, знание, наука -
буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - наука о политике. [Пугачев В.П. , Соловьёв А.И.
Введение в политологию. Учеб.пос. для студентов ВУЗов. - М.:Аспект-Пресс, 1996]
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает
политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно
воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на
повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти,
государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни
никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики,
наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами
и занимается наука о политике - политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной
мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.
Следовательно, политология - это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических
отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах
политической деятельности.
Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект и предмет познания. Однако сфера политических
отношений значительно шире того, что можно было бы назвать чисто политическим и охватывает все объекты
политической деятельности. Поэтому политические отношения изучает не только политология, но и философия, право,
социология, история. Каждая из этих наук имеет предмет в изучении данного объекта.
Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях.
Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов,
взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических
отношений и политической деятельности, развития политического процесса.
Таким образом, в широком понимании, политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях,
включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию,
политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и
права.
Литература - И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 352 с.
- Россия и Куба в контексте экономической глобализации. – М.:
, 2005. – 552 с.
- Т.Г. Шешукова, М.А. Городилов. Аудит. Теория и практика применения международных стандартов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 184 с.
- Россия и США: дипломатические отношения. 1900-1917. – М.: Международный фонд "Демократия", 1999. – 856 с.
- Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. – 574 с.
- В.Е. Возгрин. Россия и европейские страны в годы Северной Войны. – СпБ.: Наука. Ленинградское отделение, 1986. – 296 с.
- Ф.И. Тютчев. Россия и Запад. – М.: Культурная Революция, Республика, 2007. – 576 с.
- Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмернтости в России. – М.: Ленанд, 2010. – 376 с.
- Т.Г. Масарик. Россия и Европа. Эссе о духовных течениях в России. Том 3. – М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2004. – 576 с.
- В.М. Волженкина. Нормы международного права в российском уголовном процессе. – М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2001. – 360 с.
- Гражданин и предприниматель в российском и зарубежном суде: правовая помощь. – М.: Деловой экспресс, 2002. – 448 с.
- Киселев И.Я., Лушников А.М. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. – М.: Эксмо, 2008. – 608 с.
- Джули Россо и Шейла Лакинс, Майкл МакЛоклин. Кулинарная книга гурмана. – М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2008. – 368 с.
- Джули Россо и Шейла Лакинс, Сара Ли Чейз. Кулинарный эксклюзив. Рецепты на все случаи жизни. – М.: АСТ, Астрель, 2009. – 400 с.
- И.В. Логунцова. Особенности территриального брендинга в российских условиях. – М.: КДУ, 2013. – 112 с.
- Россия и тюркский мир. Востоковедение и Африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России и Европы. II Международная научная конференция. – М.: Восточный факультет СПбГУ, Издательство СПбГУ, 2015. – 324 с.
- Россия и гнозис. В 2 томах (комплект из 2 книг). – М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2015. – 840 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|