Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Региональный опыт и проблемы развития социального партнерства в россии

Регионалистика

Региональный опыт и проблемы развития социального партнерства в россии

В последние годы проблемы социального партнерства стали объектом пристального внимания как со стороны ученых, так и со стороны специалистов - практиков. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в научной литературе и периодической печати, целый ряд российских и международных конференций, симпозиумов, семинаров и т.п. В условиях развития острых социальных противоречий и конфликтов, с которыми столкнулось российское общество, подобный интерес вполне объясним. Мировая практика показывает, что социальное партнерство является одним из способов неконфронтационного разрешения общественных противоречий, одним из институтов, успешно поддерживающих социальную, экономическую и политическую стабильность в целом ряде западных стран. В России, где поставлена задача развития демократии, формирования гражданского общества, создания социально ориентированной рыночной экономики, развитие социального партнерства признается как целью, результатом общественных преобразований, так и основным условием их осуществления.

Инициализацию процесса создания механизма трипартизма в нашей стране аналитики связывают с началом кардинального реформирования экономики. На рубеже 1991-92 гг. на национальном уровне прошли консультации представителей профсоюзов, работодателей и органов власти РФ по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в условиях начинающихся реформ. Тогда же был издан ряд указов, регулирующих деятельность сторон, с 1992 года начала работу Российская трехсторонняя комиссия. Однако формирование рассматриваемого социального института в России, в отличие от западных обществ, шло сверху, по существу, при отсутствии серьезно разработанной концепции социального партнерства применительно к национальным условиям. Тем не менее, начиная с 90-х годов, процесс институциализации партнерских отношений начался и в различных субъектах Федерации. К настоящему времени здесь накоплен богатый, порой уникальный опыт строительства трипартизма, многое из которого могло бы быть полезным для других территорий и федерации в целом. Анализу практики осуществления социального диалога в одном из регионов - Пермской области - посвящена данная статья.

Начало процесса формирования отношений социального партнёрства в Прикамье относится к 1992 году. В этот период впервые была организована работа областной двухсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений. В ней приняли участие представители администрации области и представители работников - Пермский областной совет профсоюзов. В том же году между ними было подписано первое соглашение. Первое трёхстороннее соглашение было заключено в следующем, 1993 году.

Временное положение об областной трёхсторонней комиссии, утверждённое постановлением главы администрации области, определяло целью её деятельности «содействие проведению радикальных экономических реформ и обеспечение гражданского согласия». Основными задачами комиссии стали: осуществление контроля за выполнением принятого соглашения; выявление причин возникновения конфликтных ситуаций в сфере трудовых отношений и урегулирование коллективных трудовых споров (конфликтов); проведение предварительных трёхсторонних консультаций и обсуждений проектов постановлений главы администрации области, проектов решений законодательных органов региона, относящихся к экономическим и социально - трудовым вопросам [4].

Основные принципы формирования трёхсторонней комиссии, за незначительными изменениями, сохраняются до настоящего времени. В состав комиссии вошли: ряд руководителей комитетов, отделов и управлений администрации области или их заместители; со стороны профсоюзов - руководители облсовпрофа и некоторых отраслевых обкомов, профкомов отдельных предприятий области, а также работодатели, которые были представлены объединением «Союз деловых кругов Прикамья».

Кроме этого, предусматривалось участие в заседаниях комиссии также профсоюзов и объединений работодателей, не представленных в ней, в качестве наблюдателей с правом внесения своих вопросов для рассмотрения главой администрации. Это положение является весьма важным с точки зрения возможности привлечения к социальному диалогу новых участников и формирования полноценного представительства каждой из сторон. Отчасти благодаря ему круг участников Соглашения постепенно расширялся и к 1996 включал в себя помимо областной администрации и облсовпрофа 5 организаций: Западно-Уральский научно-промышленный союз, Крестьянский союз Пермской области, Ассоциацию малых предприятий, Уральский региональный комитет свободных профсоюзов «Солидарность», Пермский обком ГМПР.

Однако к настоящему времени, не смотря на существование ряда объединений предпринимателей, интересы работодателей в социальном диалоге на региональном уровне выражают лишь представители Некоммерческого партнерства «Сотрудничество», включающего в себя менее 90 членов (из них 39 промышленных предприятий, более половины из которых - бывшие предприятия оборонного комплекса, расположенные, в основном, в областном центре). Такая ситуация дает основание одним хозяйственным руководителям уклоняться от выполнения условий, предусмотренных Соглашением или решениями Областной трехсторонней комиссии, а другим - критиковать комиссию за то, что она рассматривает проблемы лишь отдельных отраслей и предприятий. Таким образом, как и в других регионах, в Прикамье проблема отсутствия достаточно представительного союза работодателей весьма актуальна.

В последнее время органы социального партнёрства предпринимают различные меры привлечения работодателей к работе трёхсторонней комиссии: в 1998 году постановлением губернатора при ней была создана подкомиссия по решению социально - экономических проблем предприятий ВПК, ведётся работа по расширению географии и отраслевого представительства работодателей. В повестку дня помимо традиционных социальных проблем: заработной платы, здравоохранения, занятости, включается анализ экономических проблем региона. Так в 1999 году на заседаниях трехсторонней комиссии рассматривались вопросы о деятельности естественных монополий и их влияние на поддержание и развитие промышленного потенциала области (январь); меры по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику области (май); социально-экономические проблемы предприятий легкой и текстильной промышленности, оборонной отрасли (октябрь). В феврале 2000 г. на заседании трехсторонней комиссии рассматривались проблемы агропромышленного комплекса. По словам интервьюируемых: «Таким образом комиссия убеждает, что трёхсторонняя комиссия - это один из важных органов, который может трудовые и экономические отношения каким-то образом регулировать, помогать им... [работодателям - И.Г.] в решении вопросов» (из интервью).

Проведённый анализ документов и текстов интервью показал, что каждая сторона самостоятельно формирует список своих представителей для участия в работе комиссии. Затем персональный состав этого органа (по одиннадцать человек от каждой стороны) утверждается специальным постановлением губернатора. Необходимо сказать, что в области сложилась практика организации при трёхсторонней комиссии «института заместителей», основной целью которого является обеспечение кворума при решении вопросов. В случае отсутствия члена комиссии (заболевание, командировка и т.п.) в её работе принимает участие «заместитель». Поэтому, «на заседании тридцать три человека всегда присутствуют, а иногда и больше: если вопрос касается кого-то из заместителей, то, как правило, заместители тоже присутствуют» (из интервью). Для изучения социально значимых вопросов, требующих согласования с комиссией, сбора и анализа предложений, поступающих от сторон, проработки возможных вариантов решений создаются рабочие группы, персональный состав которых формирует координатор каждой из сторон.

Общую организацию работы трёхсторонней комиссии осуществляет секретариат, в который входят два представителя Управления труда администрации области и по одному секретарю от стороны работодателей и профсоюзов. Анализ случая показал, что деятельность представителей администрации в секретариате закреплена их должностными обязанностями, тогда как у представителей работодателей и профсоюзов есть другие профессиональные обязанности и для них это лишь общественная работа. Таким образом, основную нагрузку по подготовке планов работы комиссии, контролю за регламентом, ведению делопроизводства, организации деятельности экспертов и экспертных групп, консультативную, организационно - методическую помощь территориям по развитию системы социального партнёрства несут здесь сотрудники Управления труда.

Согласно Положению «О трёхсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений в Пермской области», утверждённому постановлением главы администрации Прикамья, заседания комиссии проводятся один раз в два месяца. Однако, как показывает практика, встречи участников соглашения проходят чаще, поскольку помимо подготовки и заключения проекта трёхстороннего соглашения, на заседания комиссии и другие острые вопросы. Так например, обсуждались проблемы Губахинского коксохимического завода, АО «Пермские моторы», Кизеловского угольного бассейна и т.п. По инициативе профсоюзов области состоялись встречи членов трёхсторонней комиссии по поводу выступлений шахтёров Прикамья, состоялось внеочередное заседание, связанное с Всероссийской акцией протеста. Последний пример - инициированное профсоюзами обсуждение проекта Федерального закона о едином социальном налоге, результатом которого стало совместное обращение сторон в Российскую трехстороннюю комиссию.

Однако основной задачей Комиссии, как уже отмечалось, является подготовка областного трехстороннего соглашения и контроль за его реализацией. Первоначальный текст соглашения, как правило, разрабатывается секретариатом трёхсторонней комиссии и рассылается каждой стороне для анализа. Затем, по словам интервьюируемых, начинается «процесс довольно длительный, процесс многоступенчатый» (из интервью) согласования соглашения. При этом стороны профсоюзов и работодателей в большей степени апеллируют к органам власти, чем друг к другу. В областной администрации проект получают соответствующие отделы, которые готовят свои варианты решения касающихся их вопросов. Именно здесь предложения сторон проходят всестороннюю финансово-экономическую и правовую экспертизу, а затем вновь возвращаются в рабочую группу.

Не смотря на то, что представители каждой из сторон подчеркивают особую значимость принципов социального партнерства для решения насущных проблем региона, картина переговорного процесса иногда далеко не идеальна. В некоторых случаях сторона профсоюзов занимает достаточно непримиримую позицию и жестко настаивает на внесении в Соглашение своих предложений, действуя по принципу «...нас не интересуют возможности бюджета...» [3]. При этом прослеживается их стремление закрепить в документе показатели, заметно превышающие реальные возможности других сторон социального диалога. Так, например, в Соглашение 1998 - 99 гг. по настоянию представителей облсовпрофа было введено обязательство администрации области по разработке концепции регулирования оплаты труда, доведению зарплаты работников образования до уровня, предусмотренного Законом РФ «Об образовании», а зарплаты трудящихся в бюджетных отраслях в целом - до среднего уровня зарплаты в промышленности. Здесь же необходимо упомянуть выдвинутое облсовпрофом в 1999 году требование о повышении зарплаты не менее чем в два раза на предприятиях и организациях области.

Относительная пассивность стороны работодателей в обсуждении вопросов, выносимых на рассмотрение трехсторонней комиссии, характерна лишь для начального этапа становления социального диалога в Прикамье. По оценке представителей администрации в тот период их интересы были ограничены достаточно узким кругом проблем. Однако в последние 2-3 года представители работодателей заметно активизировались. Это выразилось и в количестве проблем, обсуждение которых они инициировали, и в их позиции относительно общих вопросов. Из интервью с представителем облсовпрофа: «Мы видим заинтересованность в решении не только своих, но и общих проблем... у нас всё-таки получается трёхстороннее обсуждение... и проблемы занятости, и социальной сферы... и летний отдых... Не тянут только на себя одеяло... «.

По оценкам участников социального диалога, переговорный процесс постоянно совершенствуется. Анализ практики работы областной трехсторонней комиссии позволяет сделать вывод о понимании сторонами центральной идеи социального партнёрства - достижение согласия путём переговоров, взаимных уступок и компромиссов. Здесь складывается особый механизм переговорного процесса. Так при обсуждении наиболее сложных вопросов участники социального диалога отмечают целесообразность поэтапного согласования позиций каждой из сторон: «соглашение достигнуто длительным путём переговоров... переговорный процесс совершенствуется - это основной путь достижения согласия, поэтому он происходит на разных уровнях... Какие-то вопросы решаем на нашем уровне [секретариата - И.Г.], то, что выходит за наши рамки выходит на уровень координаторов сторон, рабочие группы, если не достигается на этом уровне тогда уже выходит на уровень координатора комиссии, на губернатора в конечном итоге...» (из интервью).

Изучая содержание принятых трёхсторонних соглашений (1993 - 2000 годы), можно заключить, что обычно в качестве основы используются разработанные социально - экономические программы развития Пермской области. Так например, основой соглашения 1993 года стала «Программа углубления экономических реформ в Пермской области на 1993 - 1995 г.г.» С 1996 года при его разработке используются основные положения предвыборной программы губернатора области. В соглашения включаются такие целевые комплексные программы как «Здоровье», «Молодёжь Прикамья», «Программа содействия занятости населения», социально - экономического развития Кизеловского угольного бассейна до 2000 года и др. Структура подписываемого в Пермской области Соглашения изначально несколько отличалась от Генерального соглашения - разделы определяли конкретные обязательства отдельно для каждой из сторон социального диалога. Избранный принцип построения структуры Соглашения сохраняется до сих пор.

Количество разделов принимаемого документа несколько раз менялось. В последнем Соглашении на 2000 - 2001 гг. их пять: Основные приоритеты социальной политики и нормализация условий жизни населения; Создание условий устойчивого развития экономики и местного товаропроизводства; Реализация целевых областных программ по приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермской области; Совершенствование процесса коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений; Обеспечение конструктивного взаимодействия социальных партнеров, ответственность сторон за выполнение обязательств, предусмотренных Соглашением.

Необходимо отметить, что содержание документа постепенно изменяется в сторону большей конкретизации обязательств каждого из участников социального партнерства. Наиболее активно за это выступают профсоюзы. На этапе подготовки проекта Соглашения на 2000 - 2001 гг. их представители продемонстрировали стремление зафиксировать конкретные показатели, на достижение которых должна быть направлена деятельность сторон: «Мероприятия должны быть наполнены конкретными цифрами...» [3]. Эта позиция реализовывалась в предложениях в проект Соглашения, вносимых представителями профсоюзной стороны: «Разработать комплексный план социально-экономического развития Пермской области, предусмотрев в нем ежегодный рост объемов производства на 7%, реальных доходов населения - на 10%...», «...Сохранить программу государственных гарантий по обеспечению медицинской помощью в объеме не ниже уровня областной программы на 1999 год...», «...обеспечить финансирование отдыха 270 тыс. детей школьного возраста» [1]. «Выделять из бюджета области ежегодно не менее 10% расходной части бюджета для финансирования поддержки сельхозтоваропроизводителей...» [2] и т.п.

Важным достижением переговорного процесса последних двух лет можно считать и то, что обязательства администрации увязаны с областным бюджетом. На этапе согласования проекта Соглашения члены трехсторонней комиссии, представители облсовпрофа работали в комитетах Законодательного Собрания, профсоюзы приняли и опубликовали открытое обращение к депутатам, организовали пикетирование здания областного парламента. Все это привело к тому, что в бюджете области впервые были предусмотрены расходы, необходимые для реализации условий трехстороннего соглашения.

Анализ документов и текстов интервью показывает стремление сторон к выстраиванию в регионе вертикальной структуры социального партнерства. С 1996 года в текст Соглашения вносится положение, в соответствии с которым стороны признают и обязуются выполнять Генеральное соглашение на 1996 - 97 годы, указывается, что принятые в Соглашении обязательства являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищённости трудящихся [6, С. 1]. А в последнем документе указывается, что соглашения и коллективные договоры не должны содержать условий, ухудшающих положение работников по сравнению с областным трехсторонним соглашением [7, С. 1].

Одной из острых проблем социального партнерства, характерных для России, является ответственность сторон за принятые обязательства. Не является исключением и практика социального диалога в Пермской области. При подведении итогов Соглашений проблемы невыполнения или частичного выполнения тех или иных обязательств встают постоянно. Однако пока это не становилось причиной острых конфликтов. По словам участников трехсторонней комиссии, дальше констатации факта невыполнения дело не идет: «[при неисполнении обязательств - И.Г.] вопрос решается очень непросто... Но идёт серьёзный разговор, нелицеприятный, но спокойный. До драки дело не доходит. Готовят информацию, представляют информацию, пытаются объяснить, почему это произошло. Как-то сделать, чтоб было выполнено... но раз ответственности нет, то можно в общем-то спокойно... На уровне констатации всё заканчивается. Ну и принятия решения «обязать до...», а потом опять не выполняется, и опять нет ответственности» (из интервью).

Анализ случая показал, что в Прикамье стороны социального партнерства делают особый акцент на проблемах исполнения принятых обязательств и пытаются более четко сформулировать вопросы ответственности участников социального диалога. В областное трехстороннее соглашение соответствующий раздел вносится с 1996 года. С 1999 года оно предусматривает санкции согласно нормам областного закона «О социальном партнерстве». Особенно активно за необходимость ужесточения требований по исполнению условий соглашений выступает сторона профсоюзов: «надо более четко ответственность всех сторон..., т.е. по требованию одной из сторон другая сторона обязана принять меры к тому исполнителю, который отвечает за конкретный пункт... формы ответственности... Дисциплинарная - просто освобождается от работы. Административная... мы [представители профсоюзов - И.Г.] говорим и об уголовной ответственности...» (из интервью). Однако пока вопрос о применении санкций за невыполнение условий соглашений никем из участников диалога не поднимался. По словам представителя профсоюзной стороны, этому мешает отсутствие соответствующих норм в федеральном законодательстве.

Недостаточное развитие законодательной базы социального партнёрства является, по словам интервьюируемых, одной из основных причин, сдерживающих развитие этих отношений. Анализ случая выявил стремление участников переговорного процесса к самостоятельному совершенствованию законодательной базы партнерских отношений. С 1993 года в связи с подготовкой каждого нового соглашения вышло постановление губернатора, регламентирующее деятельность трёхсторонней комиссии. Осенью 1997 года в регионе проведена научно - практическая конференция «О роли социального партнёрства в социально - экономическом развитии и регулировании социально - трудовых отношений», одним из результатов которой стала выработка «Концепции развития системы социального партнёрства в Пермской области». Одним из условий дальнейшего развития партнёрских отношений в этом документе было названо формирование качественной, отработанной правовой и нормативной базы.

В рамках реализации названной концепции подготовлен проект и принят Закон Пермской области «О социальном партнёрстве». Анализируя Закон, необходимо отметить, что большое внимание уделено тщательной разработке его методологической базы: чётко сформулирован понятийный аппарат, определены предмет и задачи, субъекты, принципы социального партнёрства. Социальное партнёрство рассматривается через призму системного подхода: определены его структурные составляющие, их функции и взаимодействие. Однако и здесь Федеральное законодательство накладывает определенные ограничения. По словам интервьюируемых, ряд положений областного закона могли бы быть сформулированы по-другому, однако сделать это не позволяют нормативные акты более высокого уровня.

Принятие закона способствовало активизации социального диалога в области: увеличилось количество двух- и трехсторонних соглашений, отраслевых тарифных соглашений и т.п. Следующей задачей становится принятие закона «О союзе работодателей» и создание областной конфедерации работодателей. Кроме этого, планируется подготовить и принять ряд областных законов: «О защите трудовых прав граждан «, «О профсоюзах», «О трёхсторонней комиссии Пермской области по регулированию социально - трудовых отношений и социальной защиты населения», «О тарифном регулировании заработной платы работников», «О прожиточном минимуме», «Об адресной социальной помощи».

Анализируя случай социального партнерства в Пермском регионе, необходимо сказать, что достигнутый уровень развития партнёрских отношений стал результатом тесного взаимодействия всех трех сторон социального диалога. Процесс институциализации социального партнерства начался одновременно с развитием этих отношений на федеральном уровне, и к настоящему времени в регионе накоплен богатый опыт сотрудничества в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

Однако степень сформированности системы трипартизма в Пермской области не стоит переоценивать. Многие вопросы остаются не решенными. Так например, не менее сложной чем формирование представительного союза работодателей является проблема привлечения к партнерским отношениям собственников предприятий. В настоящее время этот реальный работодатель фактически остается за рамками социального диалога. Работа по выстраиванию вертикальной структуры социального партнерства и расширению сферы действия соглашений различного уровня только началась. Сторонам вместе предстоит добиться, чтобы принимаемые соглашения на всех уровнях не были партнерством «на бумаге», а стали реальными механизмами решения острых социальных проблем региона при условии соблюдения интересов каждой из сторон. На наш взгляд, необходимо совершенствование действующей системы организационно - методической помощи субъектам социального партнёрства на местах. Это даст дополнительный импульс расширению поля социального партнёрства, консолидации заинтересованных сил. Эта система должна объединить знания и опыт всех специалистов - участников партнёрских отношений: сотрудников управления труда администрации области, местных администраций, облсовпрофа, отраслевых обкомов, представителей отдельных предприятий и т.п. Безусловно, это далеко не полный перечень существующих проблем. Определенные шаги в направлении их решения в Прикамье уже делаются. От активизации усилий всех трех сторон во многом зависит будущее социального диалога в области.

Использованные источники и литература

«Дополнения областного совета профсоюзов к проекту областного 3-стороннего соглашения» С. 1 - 2.

«Предложения облсовпрофа по областному трехстороннему соглашению на 2000 - 2001 г.г., требующие согласования координаторами сторон (по состоянию на 27.09.99). С. 4.

Выступление председателя Пермского областного совета профсоюзов на заседании координаторов сторон по вопросу разработки проекта областного трехстороннего соглашения на 2000 - 2001 гг.

Приложение к постановлению главы администрации Пермской области: Временное положение о трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пермской области.

Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.: Мысль, 1996. 208 с.

Соглашение между профессиональными союзами, работодателями, администрацией Пермской области «О взаимодействии в области социально-трудовых отношений и социальной защиты населения на 1996 - 1997 годы». Пермь, 1996.

Соглашение между профессиональными союзами, работодателями, администрацией Пермской области «О взаимодействии в области социально-трудовых отношений и социальной защиты населения на 2000 - 2001 гг.». Пермь, 1999.


Описание предмета: «Регионалистика»

Регионалистика как учебный курс представляет собой совокупность дисциплин и направлений (например, таких как региональная экономика, районология, регионика, регионоведение и т. д.), методологических подходов и методических приемов, объект исследования которых регион или район.

Регион (от лат. regionis - область) - территория (акватория), часто очень значительная по своим размерам, не обязательно являющаяся таксономической единицей в системе какого-либо территориального членения (например, Азиатский регион, Сибирский регион и т. д.).

Учитывая синонимическую взаимосвязь понятий «район» и «регион», полагается правомерным использование категории «регион» как основного объекта исследования данной дисциплины. Следовательно, предметом изучения дисциплины «Регионалистика» является познание закономерностей процессов формирования и функционирования (включая управление) социально-экономической системы региона (субъекта Российской Федерации) с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда.

Истоки регионализма находятся в глубокой истории человечества. Они связаны с возникновением и развитием физико-географических условий и этносов, становлением государственности, объединением этносов, разрушением государств, возникновением и становлением религиозных конфессий, войнами, экономической экспансией и многими другими причинами. В результате длительной и противоречивой истории население оказалось в разных условиях существования, цивилизация планеты поделена на государства. Но среди них очень мало таких, которые включают в себя одну нацию, один этнос, так называемых национальных государств. Большинство государств являются многонациональными, а то и многорелигиозными. К таким государствам относятся Россия, Украина, Германия, Китай, Франция и другие. Многие из многонациональных государств располагаются на обширных территориях с различными природными условиями Позиция регионалистики в системе наук определяется тем, что дисциплина формируется в процессе становления новой научной парадигмы, синтетически обобщающей познавательный потенциал предшествующих парадигм (по Т. Куну, 1967/1977). Эта позиция регионалистики определяет ее взаимосвязи со смежными гуманитарными дисциплинами (археология, лингвистика и др). Синтез знания об историко-культурных зонах достигается при корректном совмещении результатов, полученных каждой из отдельных дисциплин.

Литература

  1. В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян, М.С. Нетесова. Образование как фактор экономического развития. – М.: Научный эксперт, 2008. – 104 с.
  2. А.И. Горбунов, Г.Г. Филиппов, В.И. Федин. Химия. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. – 688 с.
  3. А.И. Кириенко, А.М. Шулутко, В.И. Семиков, В.В. Андрияшкин. Хирургические болезни. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 192 с.
  4. М.И. Балаболкин, Е.М. Клебанова, В.М. Креминская. Фундаментальная и клиническая тироидология. – М.: Медицина, 2007. – 816 с.
  5. М.И. Балаболкин, Е.М. Клебанова, В.М. Креминская. Дифференциальная диагностика и лечение эндокринных заболеваний. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 752 с.
  6. А.И. Русин, Л.Д. Хегай, В.В. Никольский, А.А. Кудрявцев. Стационарные аккумуляторы. – М.: Петрополис, 2010. – 196 с.
  7. В.И. Нефедов, А.С. Сигов, В.К. Битюков, Е.В. Самохина. Электрорадиоизмерения. Учебник. – М.: Инфра-М, Форум, 2015. – 384 с.
  8. Л.И. Олыптынский, М.П. Чемоданов, В.В. Корнеев. Советское общество. История строительства социализма в России. Книга 2. Становление советского социалистического общества и его борьба с фашизмом (1921-1945 гг.). – М.: ИТРК, 2015. – 368 с.
  9. Басова Н.В. , Ватлина Л.И. , Гайвоненко Т.Ф. , Тимошенко В.Я. , Шупляк Л.В. НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ (ДЛЯ БАКАЛАВРОВ). – М.: , 2015. – 512 с.
  10. Н.И. Куликов, Е.Н. Куликова, В.В. Омельченко, Л.Н. Приходько. Искусственные круговороты воды, воздуха и пищи как система жизнеобеспечения нового поколения. – М.: Ленанд, 2016. – 128 с.
  11. С.И. Захарцев, Ю.Ю. Игнащенков, В.П. Сальников. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке. – М.: Норма, 2015. – 400 с.
  12. В.И. Крутов, А.С. Ковалев, В.А. Ковалев. Основания и фундаменты на насыпных грунтах. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2016. – 470 с.
  13. С.А. Расчетина, З.И. Лаврентьева, М.Н. Липинская, В.В. Герцик. Социальная педагогика. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 418 с.
  14. С.А. Расчетина, З.И. Лаврентьева, М.Н. Липинская, В.В. Герцик. Социальная педагогика. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 418 с.
  15. Д.М. Трофимов, В.Н. Евдокименков, А.И. Захаров, М.К. Шуваева, В.Б. Серебряков, И.А. Нагорная. Решение современных проблем нефтегазовой геологии дистанционными методами. – М.: Инфра-Инженерия, 2018. – 124 с.
  16. И.Л. Жалнина-Василькиоти, М.В. Шкаровский. Русская Свято-Троицкая церковь в Афинах. Прошлое и настоящее. – М.: Росток, 2018. – 416 с.
  17. Холостова Е.И. - отв. ред., Кононова Л.И. - отв. ред., Вдовина М.В. - отв. ред. Теория и методика социальной работы. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2017. – 288 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Местное самоуправление в России: возникновение, становление и пути развития
Макроэкономика
Диплом
72 стр.
Совершенствование государственной поддержки развития малого предпринимательства
Государственное и муниципальное управление
Дипломный проект
99 стр.
Регулирование малого бизнеса в России
Государственное и муниципальное управление
Дипломный проект
118 стр.
Управление кредитно-финансовой поддержкой малого бизнеса (на примере ЧАО)
Электроснабжение городов и промышленных предприятий
Диплом
116 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ирина, 12.05
Огромное спасибо за работы!!!! Все сдала, все защитила! :) СПАСИБО!!!!!!!!!!!!