Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Формирование механизма социальной политики российской федерации: тенденции и противоречия

Юриспруденция

Формирование механизма социальной политики российской федерации: тенденции и противоречия

К постановке вопроса. Период отечественной истории, отложившийся в ней как «перестройка общественно-политической системы», все более отдаляется от современности, создавая возможности для его оценки с позиций, порожденных социальными процессами. Идет масштабная реформа всех сфер общественной жизни, затрагивающая каждого гражданина. Понесенные обществом материальные потери велики, и они, естественно, повлекли за собой громадные по масштабам и остроте проблем социальные утраты.

Социальная сфера является истинно общечеловеческой ценностью. Человек трудится, учится, укрепляет здоровье для того, чтобы жить. И государство, общество, сам человек должны делать все возможное, чтобы эта жизнь была счастливой, нормально обеспеченной. Уже сам по себе этот факт выдвигает тему - «социальная политика» - в число перспективных, актуальных для исследования. Терминология недавнего времени - «человеческий фактор», «социализм с человеческим лицом», «все во имя человека», «дети - привилегированный класс» и другие касалась именно социальной сферы, социальных отношений.

В научной литературе дается определение социальной политики, которое разделяет соискатель: «Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп». По своей природе социальная политика вторична по отношению к экономике, которая была и остается материальной основой социального прогресса, решения всех социальных задач и проблем. Опыт свидетельствует, что социальные программы, не обеспеченные экономически, остаются на бумаге. Однако вторичное положение социальной политики по отношению к экономике не означает ее второстепенности для развития материальной и духовной культуры общества. Только с помощью разумной социальной политики и соответствующих организационных усилий возможно поддержание достигнутого в стране уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность.

Социальная политика необходима и для того, чтобы способствовать удовлетворению «здоровых» потребностей членов общества, своевременно регулировать процессы его социальной дифференциации, не допуская углубления противоречий и обострения конфликтов. Базовой целью социальной политики является достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов, соответствующих политических сил и социальной системы.

Главные задачи социальной политики состоят в гармонизации общественных отношений, выработке путей создания ейциально-гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, методов воздействия социальных факторов на экономику, ускорение научно-технического прогресса.

Однако вышеперечисленные факторы недостаточно учитывались разработчиками государственной экономической и социальной политики на этапе рыночной модернизации постсоветской России. Актуальность темы исследования определяется следующим. Во-первых, значимостью для общества, для каждого гражданина социальной сферы. Имеются в виду вопросы образования, труда, заработка, питания, здравоохранения и др.

Во-вторых, социальная сфера подвергается постоянному изменению, на ней сказываются политические и экономические проблемы. При сокращении экономических ресурсов, падении темпов экономического развития «автоматически» снижаются социальные показатели, причем их снижение более интенсивно, чем самой экономики. Наука должна фиксировать состояние социальной сферы, обращать на социальную динамику внимание государственной власти и общественности.

В-третьих, наука должна исследовать сам механизм формирования социальной политики, выявлять тенденции и противоречия в действии этого механизма. В данном случае важно исследовать процесс разработки и принятия законов, правительственных программ и решений, выявить силы, которые влияют на формирование официальной политики государства в социальной сфере.

Таким образом, можно говорить о научном и практическом значении темы исследования, о взаимосвязи этих двух его аспектов.

Историография. К изучению социальной политики в целом привлечено внимание ученых. Социальные проблемы рассматриваются ими как составная часть реформирования всей государственной системы на пути к рыночной экономике. Ученые стараются выявить социальную цену экономических реформ и проследить динамику развития социальной сферы.

Большое место в историографии по проблемам федеральной и региональной социальной политики занимают труды ученых Московского государственного социального университета. В них рассматривается вся совокупность социальной политики и ее результатов, дается детальная характеристика кризисного состояния общества, социального самочувствия населения. Следует подчеркнуть концентрированность, комплексность, многоаспектность работ университетских ученых. Кроме многочисленных монографий университет имеет свои периодические издания, включая серийные сборники научных трудов. В этих трудах сочетаются исследования социальной политики государства и практики ее реализации социальными работниками, в подготовке которых социальный университет принимает самое непосредственное участие, т.к. является крупным учебным и методически-организационным заведением.

Крупным научно-исследовательским центром изучения истории и экономики социальной политики Российской Федерации стал Саратовский государственный социально-экономический университет, его кафедра политической и экономической истории России. За последние два года на кафедре подготовлены и в Диссертационном совете защищены четыре докторские диссертации по вопросам социальной политики в условиях модернизации политической и экономической системы России и перехода экономики на рыночные отношения, смены социальных ориентиров российского общества, развития государственной молодежной политики как части социальной политики Российского государства, деятельности государства в отношении семьи, женщин и детей.

В отечественной, а также зарубежной историографии, заметное место занимают работы, рассматривающие социальную политику в целом. Ученые (историки, экономисты, социологи, политологи) едины во мнении о том, что социальная политика Российского государства на этапе реформ была недейственной и привела к тяжелым социальным последствиям для народа. Не отрицая того факта, что со стороны законодательной и исполнительной власти предпринимались меры к стабилизации социально-экономического положения, ученые убедительно доказывают отсутствие четкой стратегической линии в социальной сфере. Социальная политика 1990-х годов, по образному выражению, представляла собой «лоскутное одеяло», перетягиваемое с одной социальной группы населения на другую., но всего лишь для «залатывания прорех» то в оплате произведенного труда, то в пособиях на детей. Вместе с тем справедлив вывод о том, что четкой стратегической цели в государственной политике не было не только в социальной, но и в экономической сфере, в переходе к рыночным отношениям, к приватизации государственной собственности.

В условиях социально-экономических реформ социальная политика претерпела существенные изменения. В процессе реализации социальных программ выяснилось, что необходимы новые подходы для решения проблем. Переход к рыночной экономике обострил вопросы материального положения большинства граждан. Советский опыт разрешения социальных проблем оказался неэффективным в новых условиях. Это привело к необходимости формирования новой системы социальной защиты, социального обслуживания граждан и организации социальной сферы в целом. В литературе рассматривается адекватность проводившейся социальной политики в России новому положению населения.

Значительное внимание в историографии уделяется рассмотрению сущности государства как социального. Эта формулировка нова для российского законодательства, поэтому в монографических трудах, в статьях идет дискуссия о правомерности этого термина для характеристики Российского государства. В работах по этой проблеме логично сочетаются вопросы теории, практики, научного 1фогнозирования. Вместе с тем правомерно мнение, что любое государство проводит определенную социальную политику, решает социальные проблемы, поэтому само понятие государства включает в себя социальный аспект. В литературе раскрываются причины, которые, по мнению исследователей, привели к тому, что в Конституции Российской Федерации была сделана запись о Российском государстве как социальном.

Вступление России в новый этап своего социально-экономического развития привело к необходимости создания профессии социального работника. Во всех развитых странах имеются социальные работники, социальные службы, налажена система подготовки специалистов. В нашей стране не было такой квалификации, как не было и социальных центров и служб. Но, как справедливо отмечается в литературе, социальная работа в СССР и России всегда велась, функции социальных работников выполняли специалисты в области здравоохранения, физической культуры, просвещения и т.д. В литературе.анализируется и обобщается складывающийся опыт социальной работы, подготовки соответствующих специалистов, организации и деятельности социальных служб.

« См.: Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //Вопросы экономики. 1997. № 6; Андреев Э. М. Новая социальная реальность: основные черты и способы движения // Социально-политический журнал. 1994. № 7, Бобков В.Н. Уровень жизни населения России в период реформ: Оценка, изменение, пути стабилизации // Свободная мысль. 1993. №16; Дорофеев В. И. Переход к рынку и социальные проблемы молодежи // Проблемы политологии и политической истории. Саратов, 1993. Вьш. 1; Олейникова e.i. социальные ориентиры российского общества на пути к рыночной экономике. Саратов, 1997; Хромцов А.Ф. Социальная политика в переходном обществе: Россия и мировой опыт. М" 1995 и др.

См.: Социальное государство и защита прав человека. М., 1994; Ильин В. В., Панарин А. С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизапионного процесса. М., 1996; Дасин В. Социальные аспекты развития // Свободная мысль. 1998. №5; Глазьев С. Россия и новый мировой порядок. Ьтратегия экономического роста на пороге XXI века. М" 1997: Гриценко Н.Н. Социальное государство: социально-экономический аспект // Российская Федерация - социальное государство. М" 1996; Ярская В.Н. Философия социальной работы. Саратов, 1994 и др.

« См.: Бодо тина Т.Н. Организация социальных служб в России: Историко-социальный аспект: Дис. канд. ист. н. М" 1996; Дементьева Н.Ф., Устимова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М., 1995; Зайнышев Э.1. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 1994; Ковалев В.Н. Социология социальной сферы. М" 1993; Ляшенко А.И. Организация и

В историографии большое внимание уделено вопросам экономики переходного периода, взаимосвязи результатов экономического развития и состояния социальной сферы. При переходе к рынку в стране возникла безработица, которая со временем все возрастала. На разрешение этой проблемы были нацелены многие указы, касающиеся проблем занятости и трудоустройства населения. Изучение вопроса безработицы получило отражение во многих научных трудах, авторы которых касаются теории и практики организации деятельности по унижению уровня безработицы.

В современной историографии многие работы посвящены изучению деятельности политических партий, возникших в СССР и России после легализации многопартийности. Одни из них рассматривают программы, другие документы партий с точки зрения выявления их позиций по вопросам социальной политики государства. Из историографии очевидна, с одной стороны, амбициозность партий, выдвижение ими перед государством завышенных требований по решению социальных вопросов; с другой - безучастность партий в решении практических вопросов, их неспособность влиять на изменение социально-экономического положения общества. Отмечается также, что представление в обществе о партии формируется не по ее политической концепции, тем более деятельности, даже не по ее способности влиять на изменение социально-экономического положения общества, а по отношению к ее лидеру. (В большей мере это касается партий и движений В.В. Жириновского, А.Н. Лебедя, Г.А. Явлинского, С.Н. Федорова и др.) В этой связи в историографии большое место отводится изучению концепций и позиций лидеров партий. Для современных партий характерна политическая полемика, которая носит скорее ритуальный, нежели содержательный характер.

В условиях, с одной стороны, становления предпринимательства и бизнеса, а с другой - обнищания основной массы населения в России стала возрождаться благотворительность. Ученые раскрывают российские исторические традиции, осмысливают современный опыт, показывают

управление социальной работой в России. М" 1995; Бадя Л.В., Демина Л., Егошина В. Исторический опыт социальной работы в России. М" 1994; Сафронова В.М. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М" 1992 и др.

« См.: Белозерова СМ. Социальная политика в сфере труда. М" 1995; Mi, 1993; Рудаков М. Н. Социальная справедливость в условиях рынка: Формирование рыночного механизма в регионе. Петрозаводск, 1992; Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики. М" 1996; Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. Сб. ст. / Московский Центр Карнеги. М" 1996; Явлинский Г. Экономика России: наследство и возможности. М" 1995 и др.

См.: Еськов Г.С., Жуков В.И., Павлов B.C. Социальные доктрины в программах политических партий России в начале XX века. М" 1995; Зюганов Г. Драма власти. М" 1993; Зотова З.М. Партии и общественные организации в политической жизни и управлении обществом. М" 1993; Прибыловский В., Рейблат М. Парламентские партии России. М" 1995; Сапожников С.С. Позиции политических партий о путях социально-экономического развития страны. Конец 80 - начало 90-х годов: Дис. канд.ист.н. М" 1994 и др.

носителей благотворительности. Здесь следует отметить ее особенности российской благотворительности: льготы, предоставляемые благотворителям законодательством страны, создают основу для коммерческой заинтересованности в проведении благотворительных акций.

Резкий слом существовавших в России экономических отношений, переход к рынку привели к социальным потрясениям, возникновению безработицы, кризисам неплатежей, незащищенности граждан. Для разработки путей выхода из кризиса было необходимо исследовать практику решения социальных вопросов в странах с развитой рыночной экономикой. Авторы этих исследований показывают возможные параллели в проявлении кризисных явлений в социальной сфере и пути их разрешения Но несмотря на уже проведенные исследования, остались неизученными механизм формирования социальной политики, влияние решений политических партий на снятие социальной напряженности.

С учетом актуальности темы и состояния историографии определены цель и задачи исследования.

Целью диссертации является раскрытие механизма формирования социальной политики Российского государства на этапе социально-экономических реформ.

Для реализации цели определены следующие задачи: - исследование феномена социальной политики в Российском государстве в условиях перехода к рыночным экономическим отношениям, рассмотрение адекватности социальной политики состоянию общества и государства;

изучение путей формирования социальной политики, взаимодействия законодательных и исполнительных органов власти, раскрытие причин постоянно проявляющихся разногласий в оценке конкретных действий по разрешению социальных проблем;

анализ деятельности фракций ГД по разработке и принятию социальных программ, выявление сходности и различия в их позициях, степени их влияния на социальную жизнь;

изучение системы социального обслуживания россиян, формирования социальных служб;

• См.: Афиногенова А.П. Социальная активность Русской Православной Церкви: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.,1993; Бадя ЛД.ьлаготворительность и меценатство в России. М" 1993; Кононова Т.Е. История российской олаготворительности и ее связь с государственными стандартами социального обеспечения: Дис. канд. ист. н. М., 1997; Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М" 1993 и др.

См. Ламберг X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994; Панов AM. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994; Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения. М" 1996; Чорбшский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М., 1992 и др.

исследование становления в России социальной работы, ее функций, складывающейся системы подготовки профессиональных кадров социальных работников.

Методология и принципы исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность идей, относящихся к диалектико-материалистическому пониманию отечественной истории, сочетание принципов историзма и объективности. Это позволило проследить в динамике процессы и явления, ставшие определяющими в общественно-политическом развитии государства и общества, выявить и исследовать в исторической последовательности происходившие изменения в политике и практике решения социальных проблем, проанализировать формирование социальной политики Российского государства в условиях социально-экономических реформ и перехода к рыночным отношениям.

Исследуемые в соответствии с концептуальным замыслом диссертации вопросы рассматриваются с учетом конкретно-исторических условий, изменений социально-политической системы, проводившихся в стране социально-экономических реформ.

Хронологические рамки исследования охватывают 1991 - 1998 годы. Это важный исторический этап отечественной истории. В стране начала формироваться новая социально-политическая система, контуры которой еще недостаточно прояснены, а сам период получил название «переходного». В эти годы зарождалась и видоизменялась социальная политика государства, приобретая новые черты в зависимости от состояния экономики, общественного развития, кризисных явлений, которые все больше носили системный характер. В рассматриваемый период произошли кардинальные изменения во всех сферах жизни общества, особенно в социальной политике. На этом отрезке времени законодательная и исполнительная власти предпринимали многочисленные шаги к стабилизации социальной сферы, которые еще требуют научного осмысления, но эти меры оказались малоэффективными, в результате чего социальная политика находилась в динамике, в развитии, подвергалась существенным видоизменениям. Социально-экономическая реформа дала ощутимые позитийные результаты для самовыражения, самореализации человека, но в то же время она логично принесла с собой многие социальные проблемы, разрешить которые в рассматриваемый период общество до конца не смогло.

Источниковая база диссертации. Историческое исследование потребовало обращения, превде всего к документам законодательных (представительных) и исполнительных органов власти как федерального, так и регионального уровней. Это федеральные и региональные законы, нормативные акты, постановления, программы и др., которые публикуются в официальных изданиях Федерального Собрания

Российской Федерации. Автором проведен сплошной просмотр федеральных Законов, постановлений Правительства и указов Президента РФ, касающихся социальных вопросов. Кроме того научный интерес представляли законопроекты, которые были приняты Государственной Думой, но не получили поддержку Совета Федерации или Президента РФ. Основная часть таких законопроектов касалась непосредственно социальной сферы.

Большое значение для реализации цели исследования имели документы о деятельности парламентских фракций, их позициях по конкретным социальным вопросам, непосредственном вкладе в разработку и принятие законов социальной направленности. Подобные документы в большинстве случаев хранятся в комитетах ГД, в составе которых представители различных парламентских фракций. Так, в комитете по социальной политике его руководитель и существенная часть членов принадлежали к Либерально-демократической партии; аналогичное положение было в Комитете по делам семьи, женщин и молодежи, где в руководстве и среди членов комитета превалировали представители Коммунистической партии Российской Федерации. Конечно, такой состав сказывался на законопроектах, но связывать их содержание только с ним было бы неправильно. Практическое участие парламентских фракций в формировании концепции социальной политики соискатель исследовал по текущему архиву Государственной Думы ФС РФ и ее комитетов.

Важным источником в исследовании темы явилась периодическая печать, прежде всего журналы. Следует отметить, что после смены общественно-политической системы существенно увеличилось количество журналов, ведомостей, бюллетеней, и все они постоянно публиковали материалы, связанные с социально-экономическим положением, с государственной социальной политикой (например, «Вестник социальной работы», «Социальное обеспечение», «Российский экономический журнал», «Социс» и др.). Периодическая печать дала автору возможность следить за полемикой по принимаемым законопроектам, оценивать реакцию общественности на публикации.

Кроме того, в работе использовались текущие архивы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, статистические материалы аналитического управления Думы, статистические сборники, ежегодники и справочники. Эти документы дали автору возможность следить за текущими изменениями в работе парламентариев, систематизировать данные, касающиеся социальной сферы.

Научная новизна диссертации. По мнению соискателя, новизна работы заключается в попытке изучить механизм формирования социальной политики всеми элементами политической системы, непосредственно участвовавшими в ее разработке. По материалам Государственной Думы исследовалась деятельность ее фракций по

постановке вопросов, разработке проектов законов и непосредственно по их принятию. Раскрыт опыт формирования и реализации государственной социальной политики в условиях нарастания социально-экономического кризиса. Прослежено воздействие политического кризиса на состояние экономики, а политического и экономического кризиса на состояние социальной сферы общества. Проанализированы действия государства по предотвращению дальнейшего снижения жизненного уровня россиян и сделаны выводы о причинах того, почему государству не удалось реализовать поставленную цель на всем исследуемом отрезке времени.

В диссертации социальная политика анализируется в совокупности ее стратегической линии и тактических действий. Выявляются объективные и субъективные причины противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти при решении социальных вопросов, делается вывод о необходимости упрочения их единства при решении социальных проблем с учетом, с одной стороны, потребностей населения, а с другой - материальных возможностей государства.

В обобщенном плане рассмотрены конкретные действия исполнительной власти по реализации законов, касающихся социальной политики. Делается вывод, что меры, предпринимаемые законодательной и исполнительной властью по социальной защите наиболее нуждавшихся слоев населения, были недостаточными, или неэффективными, или недейственными. Проведен научный анализ реальной роли парламентских фракций в разработке российского законодательства по вопросам социальной сферы, раскрыт механизм взаимодействия законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней.

Рассмотрен механизм политики в области социальной защиты и социального обслуживания в непосредственной связи с общим положением общества и материально-финансовыми возможностями государства. Выявлены общие черты и особенности социальной работы в России в сравнении с развитыми государствами мира. Обоснована целесообразность изучения опыта решения социальных проблем в советской системе и сравнения его со стратегией действий российского правительства в социальной сфере на этапе экономических реформ. Проанализирован механизм принятия законов, направленных на защиту населения.

Впервые изучены материалы реализации социальных программ в Саратовской губернии и по всей стране. Выявлена роль благотворительных и религиозных организаций в стабилизации социальной атмосферы в обществе, подчеркнута значимость этой деятельности при современном состоянии общества. Документально обоснована необходимость дальнейшей ориентации на конкретного человека с его жизненными проблемами, на адресность ее практических действий.

Апробация выводов диссертации осуществлена посредством публикаций, выступлений автора на научно-практических конференциях, обсуждения диссертации и ее положений на кафедре экономической и политической истории России Саратовского государственного социально-экономического университета, в направлении предложений и рекомендаций, вытекающих из исследования, в Правительство Саратовской области.

Практическая значимость диссертации. Материал диссертации используется при разработке учебного курса по экономической и политической истории России Саратовской области, Волго-Вятского региона. Выводы и обобщения диссертации представят интерес для разработчиков программы социальных реформ в Саратовской области.

Структура диссертации построена с учетом концептуальной позиции автора. Диссертация состоит из введения, трехглав, заключения, списка использованных источников.

Во введении обосновывается актуальность темы, новизна выводов и обобщений, дается характеристика литературы и источников по теме, раскрывается практическая значимость диссертации.

Глава 1: «Трансформация социальной политики в процессе экономической реформы». Конституция определяет Российское государство как «социальное». Впервые в России провозглашено, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». До этого момента понятие «социальное государство» практически не использовалось. «Известность» этот термин получил после того, как в 1949 году в Конституцию ФРГ было включено понятие «социальное правовое государство», что означало обязанность правительства осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного человека уровня жизни, удовлетворения основных жизненных потребностей всех социальных групп.» Обращает на себя внимание то, что в литературе социальная политика рассматривалась как часть общей политики, охватывающей решение широкого круга социальных проблем, как направление политического руководства обществом.» В советский период, при социалистической системе социальная политика идентифицировалась с политической окраской государства и общества. Само же понятие «социальная политика» не фиксировалось даже в словарях, она преподносилась как часть политики правящей партии, государственной власти.

См.\ Конституция Российской Федерации. М., 1993. C.I.

См.: Торлопов В. Социальное государство: сущность и генезис // Человек и труд. 1988. №5. С.10-13; Колков В. Социальное государство // Российская энциклопедия социальной работы. М.,1997. Т.2.С.289-293 и др.

См.: Очерк теории социализма. М., 1989. С.191; Научный коммунизм: Словарь. М" 1980С.317

Реформирование общества и его политической системы в середине 80-х годов XX века связывалось с приданием существовавшему социализму «человеческого лица», что выражалось, прежде всего, в развитии социальной сферы в интересах человека. В то же время в конце 1980-х годов наметилась тенденция снижения объемов производства продукции, спада всех показателей экономики, роста цен, снижения уровня жизни и др. Страна вступила в фазу экономического, политического и социального регресса.

В диссертации показано, что при в целом обоснованном отходе от уравнительной системы, предоставление неограниченных возможностей не только для жизни, но и для обогащения, привело к громадной имущественной дифференциации, социальному расслоению, превзошедшему все разумные критерии и опыт развитых стран мира; появились «новые русские», которые имели не адекватный затрачиваемому труду чрезмерный доход, и «новые бедные», которые при своем добросовестном труде оказывались за чертой бедности, имели доходы, не обеспечивавшие даже прожиточный минимум.

На основе анализа широкого источникового материала {в том числе не введенного в текст диссертации} соискатель констатирует, что в условиях системного кризиса очевидным был разрыв между состоянием экономики [фундамента социального развития] и состоянием социальной сферы. При спаде экономики, снижении ее доходности социальная сфера лишается материальной, экономической, финансовой основы. В то же время в СССР в 70-80-х годах при снижении эффективности экономики социальная сфера сохраняла высокие показатели, более того - получала дальнейшее развитие, в частности, в увеличении пенсионного обеспечения, стипендиального фонда, государственного обеспечения граждан жильем, укреплении здравоохранения.

Это было ненормальное состояние, объективно оно не могло долго сохраняться, что и проявилось при переходе к рыночной экономике. Но это было лишь частью истоков возникавших проблем. Автор прослеживает и анализирует негативные последствия непродуманной и поспешной перестройки социально-политической и экономической системы, которые затронули все сферы общественной жизни, но особенно все стороны социальной сферы и, прежде всего, жизненный уровень населения.

Недостаточно воспринимавшая научно-техническую революцию и научно-технический прогресс, российская экономика в результате оказалась отторгнутой от НТР, а, следовательно, по многим мировым

« См.: Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. М.1989; Берзилов С.И. Социальная сфера и самоуправление. Саратов 1989; Социальная сфера: совершенствование социальных отношений. М.Д987; Шмель С.А. Социальная сфера общества и личность. M.I 988; Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. М" 1988 и др.

показателям, в том числе и социальной сферы, она переходила в разряд слаборазвитых. Как никогда нужен был новый взгляд на пути дальнейшего развития общества, но в правительстве не было ни достойных руководителей, ни теоретиков, которые могли бы переосмыслить ситуацию с учетом опыта мирового развития. В своей оценке условий, приведших к переустройству политико-экономического строя страны, соискатель не оригинален, но материалы исследования позволяют осознанно прийти к подобному заключению.

Все большее внимание в науке стало уделяться проблемам социального прогнозирования и проектирования, обобщения накопленного практического опыта управления социальными процессами.» По 24 основным показателям страна вышла за пределы допустимого критического уровня, за которым начинается распад общества и государства, физическая и нравственная деградация человека. На повестку дня стал вопрос о спасении России от политического и экономического краха.

В 1992 году Россия стала переходить к рыночной экономике при одновременном переходе от унитарного к федеративному устройству. Вместе с тем не была реализована необходимость создания условий и механизмов для более широкого привлечения населения к реальному процессу выработки политических решений, определения экономической стратегии. Граждане должны реально владеть возможностью воздействовать на принятие решений.

В годы реформ в России последовательно ухудшались условия жизни основного населения. Прямым следствие «шокотерапии» стало то, что основная [бедная] часть российского общества оказалась выключенной как из потребления, так и из производства товаров. В диссертации показана динамика углубления различия в материальном обеспечении 10% самых обеспеченных и 10% самых малообеспеченных семей. По данным Совета Федерации ФС РФ, этот разрыв увеличился с 8-9 раз в 1993 году до 13-16 раз в 1996 году, более 30% всего населения имели доходы ниже прожиточного минимума, тогда как в развитых странах

«» См. • Бестужев-Лада И.В Нормативное социальное прогнозирование. М., 1987; Блюм Р. Поиски путей к свободе. Таллинн, 1985; Посохин ДС. Индивидуальная и общественная детерминация предвидения. Проблемы социального прогнозирования. Красноярск, 1986; Построение экспертных систем. М..1987; Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск, 1986. Прогнозное социальное проектирование. Методологические и методические проблемы. М., 1989 и др.

« cm. Ocunoe Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997. С.26,47-49.

« См.: Строев Е. Признаки экономической и политической приоритетности социальной сферы - важнейший фактор создания Российской Федерации // Человек и труд. 1996. № 12. С. 4-9.

соотношение бедных и богатых слоев населения не превышает 1:10.» Особую опасность вызывало то, что рост экономического неравенства происходил на фоне резкого спада общественного производства и крупномасштабного передела государственной собственности.

Для снятия социальной напряженности в обществе требовалось построение новой концепции социальной политики, способной оптимизировать социальные отношения в обществе, улучшить социальное самочувствие и повышение благосостояния граждан России. Автор анализирует различные концепции, приводит обобщающие данные, характеризующие их эффективность.

Социальная политика, в отличие от экономической, культурной, экологической и др., наиболее сложная и трудная с точки зрения концептуального определения ее сущности, базовых основ, уяснения структуры и направленности, взаимодействия с другими видами политики. В силу этого в научной литературе и правительственных документах, в законодательстве даются различные определения понятия «социальная политика», которые осмысливаются диссертантом. Рассматривается точка зрения о всерешающей роли государства в регулировании социальных отношений, установлении социальной справедливости, распределении социальных благ между различными социальными группами. Роль социальной политики иногда трактуют как социальное страхование, социальное обеспечение, социальную защиту населения. Если говорить о современной социальной политике, то она выполняет свойственные ей функции и роль стабилизирующего фактора в переходный период к рыночной экономике. Скорее всего, имеется некоторая совокупность конкретных мер, эпизодических мероприятий, вынужденной реакции на проблемы, от которых просто невозможно отмахнуться, нежели целенаправленность действий со стороны правительства.

В контексте сказанного, социальная политика - это политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении человека. Социальная политика зависит не только от состояния экономики и возможностей государства, но нередко и от политической позиции и даже политической конъюнктуры. Она является регулятивной сферой общественной жизни, ареной столкновения интересов, соперничества политических сил. Государство, общество и отдельный гражданин выступают в социальной политике не только как ее восприемники, объекты ее влияния, но и как активные субъекты деятельности. Рассматривается концепция государственной социальной политики, логика совершенных социальных отношений в сочетании личных и групповых интересов в наиболее полном виде.

См.: Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М" 1996. С.82.

Исследование соискатель ведет с учетом того, что в государственной социальной политике интересы конкретного человека смыкаются с интересами всего человеческого рода, заботы и тревоги общества перерастают в заботы и интересы самого человека. Только в таком контексте взаимодействия человека и общества возможно создание и функционирование цивилизованного государства, реализация конституционных установок, социальных гарантий. В условиях российских экономических реформ понятие «социальная политика» приобрело совсем иное качество. Перефразируя М.С. Горбачева, скажем, что российским реформам нужно «человеческое лицо», тогда и социальная политика будет истинная, обращенная к человеку.

Диссертант в исторической последовательности отмечает предпринимавшиеся государством меры по социальной защите различных слоев населения, их действенность рассматривается не только по социально-экономическому; эффекту, но и адекватности возможностям государства. В данном случае автор стремится к реальной оценке реформ, положения граждан, материальных возможностей страны. Предметно анализируются «Основные направления социальной политики Правительства РФ». Особое внимание уделено исследованию подходов к установлению адресности в социальной поддержке граждан.

В процессе реализации основных направлений социальной политики государство снимало часть ответственности за условия жизни граждан с федеральных органов власти и давало полномочия регионам для привлечения их к участию в решении социальных проблем населения. В диссертации на основе документов синтезировано показаны эти полномочия и выявляется их «срабатываемость» в исследуемый период. Рассматривается смысл вводимых понятий - «социально-ориентированный рынок», «социально ориентированная экономика».

В социальной сфере важнейшее значение имеет законодательство. В диссертации проводится анализ принятых законов и на их базе выявляется стратегическая линия государства. В частности, рассматривается законодательство по вопросам труда граждан, безработицы, социального страхования, принятый в октябре 1997 года Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который давал определения «потребительской корзины», «прожиточного минимума». Формируется экономически целесообразная и социально оправданная модель государственной политики в отношении граждан с «ограниченными физическими возможностями.

Наряду с социальными законами, автор рассматривает правовые нормы, призванные защищать российских граждан от криминально-бюрократических сил. Перестройка, рыночная система, делавшая первые шаги, создали почву для массового прорастания криминальных явлений, в то же время со стороны государства не были предприняты действенные меры для их предотвращения. Криминальная теневая экономика

препятствовала формированию бюджета, следовательно, и финансированию социальной сферы.

Автор уделяет внимание такому новому явлению, как формирование системы социального партнерства, показывает ее свойство в новых социально-экономических условиях и отличие от существовавшей системы в условиях социалистических производственных отношений. Рассматривается новая система коллективного договора между работниками и работодателями, но отмечается, что она еще не стала повсеместным правилом. Коллективный договор направлен на сохранение минимальных социальных гарантий коллективу в условиях всеобщей нестабильности производства. Гармонизация отношений администрации и работников предприятий всех форм собственности - длительный процесс, который должен протекать при регулирующей роли государства, способного взять на себя обязанность постоянного совершенствования трудового законодательства с учетом меняющихся социально-экономических условий. Права трудового коллектива на равноправное партнерство в этой ситуации нуждаются в специальной защите. В этой связи рассматривается конкретная практика Саратовской области.

Концепция государственного участия в решении социально-экономических проблем была уточнена и развита Президентом РФ. В своем выступлении на первом заседании осенней сессии Совета Федерации 24 сентября 1997 года он заявил, что, хотя свободная экономика уже прочно утвердилась в России, вопрос состоит в том, к утверждению какого государства и общества эта свободная экономика нас приведет.

Глава завершается выводом, что при всей позитивности замысла реформ их негативные последствия привели к утрате обществом перспективы социального прогресса, снижению у граждан мотивации производительного труда. В России ни программно-теоретически, ни практически не удалось создать социально ориентированную рыночную экономику. В процессе экономических реформ, как бы вопреки их смыслу, не удалось даже восстановить роль оплаты труда как основного источника доходов и важнейшего стимула экономической активности граждан. Это опасное для общественного развития явление - серьезнейшее препятствие для развития социальной сферы. Выход из экономического и социального кризиса возможен при переориентации социальной политики на активизацию факторов, которые бы стимулировали высокоэффективный и производительный труд, способствовали повышению личной ответственности граждан за свое материальное благополучие. В интересах граждан и национальной безопасности России важно восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных

См.: Ельцин Б.Н. Нужен новый экономический порядок, а для этого необходима сильная и умная впасть, крепкое государство // Экономика и жизнь. № 39. 1997. Сентябрь.

доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.

Глава 2: «Фракции Государственной Думы РФ в формировании социальной политики российского государства». По признанию председателя Правительства Российской Федерации B.C. Черномырдина, «по большому счету настоящей социальной политики в прошлом году {1992 - авт.} не было» и только в 1993 году «удалось придать социальную направленность реформам». «» Но это. было только иллюзорное представление, социальная ситуация в стране продолжала ухудшаться. Принимавшиеся Правительством программы развития реформ и стабилизации экономики содержали в себе декларативные, популистские показатели касательно социальной сферы. В этой ситуации объективно возрастала значимость политических партий в определении социальной политики государства, прежде всего через срои фракции в высшем законодательном органе страны. Вопросы социальной политики стали «козырной картой» политиков, партий в предвыборной кампании 1993, а затем и 1995 годов по выборам депутатов Государственной Думы. Возрастала значимость социальных доктрин основных политических партий и блоков, особенно имевших свои фракции в Государственной Думе.

Как показала практика работы ГД, думские фракции выполняли в ней роль своеобразного представительства руководящих органов своих партий или блоков. Диссертант, исследовав социальные программы политических партий, проведя их контент-анализ, пришел к выводу, что в своей основе они идентичны, расхождения могут быть в каких-то частностях, в редакционном оформлении положений; социальные доктрины и программы политических партий были ориентированы на поиск путей разрешения накопившихся социальных проблем.

Следует учесть, что.действующие партии не являются правящими, «правительственными»,.они не обладают силами, средствами, возможностями для реализации на практике социальной политики, их программы в основном носят.рекомендательный, нередко явно конъюнктурный, популистский характер.

В диссертации отмечается, что численность политических партий и общественных объединений в России 1990-х годов постоянно росла: с 92 в 1991 году до 778 в 1997 году; кроме того, существовали еще 2262 массовых общественных объединения. В начале 1998 года в Российской Федерации было зарегистрировано 5 тысяч политических партий и 60 тысяч общественных организаций» В диссертации основное внимание

См.: Черномырдин В. С. Мы делаем реформы не для людей 3000 года // Труд. 1993. 23 ноября.

См.: Московский комсомолец. 1997. 9 декабря. См.: ТАСС - единая лента новостей от 10 февраля 1998 г.

обращено на социальные программы, социальную тактику, на анализ парламентской деятельности политических партий, имеющих свои фракции и депутатские группы в Государственной Думе Федерального Собрания. Автор приводит данные, характеризующие конфронтациокность фракций при обсуждении и принятии важных решений, особенно по наиболее острым вопросам общественной жизни -социальным. Фракции по-разному обосновывали методы решения обострившихся социальных проблем.

В диссертации подробно рассматривается парламентская деятельность в сфере социальной политики КПРФ, ЛДПР, Демократического выбора России, Аграрной партии России, Демократической партии России, Республиканской партии Российской Федерации, Партии конституционных демократов, Партии экономической свободы. Партии Российского Единства и Согласия, Социал-демократической партии России, Социалистической партии трудящихся и др.

Свою задачу партии и объединения видели в анализе социальной ситуации и выдвижении перед законодательными и исполнительными органами власти в центре и на местах конкретных предложений и задач по созданию нормальных социальных условий жизнедеятельности граждан. В диссертации делается вывод, что проблемы социальной политики и социальной защиты, хотя и в разной степени, нашли отражение, как у партий либеральной, право и левоцентристской, так и коммунистической ориентации. По мере нарастания экономического кризиса социальная ориентация либералов и центристов шла в сторону усиления социальной защиты населения, особенно уязвимых его слоев.

В свою очередь, государство, р соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, при определении очередных и стратегических задач социальной политики обязано принимать во внимание инициативы общественных объединений, в том числе политических партий. В этом плане социальная политика партий, общественных объединений и организаций важна для общества, так как, в случае ее востребования, она будет способствовать формированию общегосударственной программы в социальной сфере.

В отношении к социальной сфере, точнее в выделении материальных средств на нее, постоянными были разногласия между Государственной Думой и Правительством. Парламентарии правильно ставили вопросы о повышении социальной защиты российских граждан, но Правительство сдерживало эти инициативы в силу ограниченности федерального бюджета. Дума шла даже на принятие законов, которые не были обеспечены финансированием (закон «О повышении минамального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации с 1 марта 1997 года»). Мотивы и цели подобных действий политических партий легко объяснимы и подробно

рассмотрены в главе. На конкретных примерах показана процедура постановки, рассмотрения и принятия законов взаимосогласований Думы, ее комитетов и фракций, Правительства, Субъектов РФ. Рассматривается позиция фракций при принятии конкретных законов.

В целом можно сделать вывод о том, что в планах законотворческой работы парламентских фракций Государственной Думы второго созыва приоритетное место занимали вопросы социальной политики. Доля вопросов, относящихся к социальной политике в программе деятельности Государственной Думы, была такой: осень 1996 года - 23%, весна 1997 года - 18%, осень 1997 года - 40%, весна 1998 года -37%. Наиболее активно этими вопросами занимались комитеты ГД по труду и социальной политике, по экономической политике, по делам женщин, семьи и молодежи, по охране здоровья, по культуре. Если рассматривать блочный признак планов законотворческой деятельности по направлениям государственной политики, то блок «Социальная политика» в 1996 году занимал третье место, весной 1997 года - второе, осенью 1997 - весной 1998 годов уже первое место. То есть вопросы социальной политики занимали главенствующее положение в системе законопроектов. Более того, осенью 1997 года социальный блок по объему законопроектов был вдвое большим, чем осенью 1996 года.

По итогам проведенного анализа правомерен вывод о том, что, невзирая на политизацию фракций и депутатских групп, различные подходы к решению социальных проблем России, Государственная Дума второго созыва укрепилась как дееспособный институт представительной власти, хотя на качество ее законотворческой работы воздействовали различные факторы - как количественные (явка, сплоченность), так и качественные - профессионализм, активность работы Комитетов ГД, уровень конфронтационности между думскими фракциями, социальные приоритеты депутатов левого и правого крыла, центристов.

Фракции ГД стремились реализовать социальные доктрины и инициативы своих партий посредством принятия соответствующих законов. В фокусе законотворчества находились вопросы социальной политики, социальной сферы, социальной защиты населения, малообеспеченных его слоев. Дума сумела отклонить ряд непопулярных решений правительства, непосредственно касающихся уровня жизни населения, условий труда, образования, охраны здоровья граждан. Однако существенно смягчить кризисную ситуацию, сложившуюся в стране из-за несостоятельности либерально-рыночных реформ Дума не смогла из-за ограниченности своих полномочий. В итоге государство не обеспечило гарантированные Конституцией РФ социально-экономические и культурные права граждан. Выход из кризиса не может быть прерогативой ни одной отдельной политической силы. Только на пути взаимных

« См: Аналитический вестник ФС. 1998. № 6. С. 4-5.

договоренностей, поиска наиболее эффективных, объективно обусловленных решений возможен наименее болезненный выход из «переходного периода». Ни одна политическая сила сегодня не в состоянии взять на себя ответственность за выход из кризиса.

Глава 3: ««KOf,ьPн•Рассматривается совокупность направлений деятельности общества и государства по социальной защите населения. Автор рассматривает структуру социальных служб по социальной поддержке населения, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ранее не существовавшая профессия социального работника становится в 1990-е годы наиболее востребованной, в университетах и институтах открываются новые специальности, которые готовят социальных работников. По всей стране создаются центры социального обслуживания населения, социально-реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, центры и приюты для детей и подростков девиантного поведения и многие другие. Диссертантом рассматриваются основные функции органов социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях, на уровне местного самоуправления. В настоящее время система социальной защиты населения является одной из немногих отраслей, объемы которой {вынужденно} возрастают, охватывая уже более половины жителей России. Она становится все более разветвленной, многофункциональной. Диссертант показывает систему социальной защиты и помощи в

Саратовской области. В мае 1996 года Саратовская областная Дума утвердила программу социальной поддержки малообеспеченных групп населения. Фонд социальной поддержки населения при Администрации г. Саратова был создан в декабре 1992 года на правах самостоятельного государственного учреждения, он работал под руководством Администрации города. Его предпринимательская деятельность осуществлялась с целью направления полученных доходов на решение задач социальной защиты населения и собственного развития.

Одним из основных институтов социальной сферы является система социального обслуживания населения. Автор исследует деятельность по оказанию различных видов материальной помощи и бесплатных или на льготных условиях различных видов социальных услуг престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, беспризорным, лицам, освободившимся из мест лишения свободы, а также иным категориям нуждающихся граждан. Диссертант подчеркивает, что необходимость создания действенной системы социального обслуживания связана с осуществлением в России социально-экономических реформ, которые вызвали разрушение привычных норм жизни, ведут к уменьшению социальных гарантий и увеличению числа нуждающихся в социальной помощи. Автор показывает, какие в сложившейся в России практике используются принципы оказания социальной помощи населению. Анализируется принятый в декабре 1995 года закон РФ «06 основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Разрабатывались и внедрялись государственные стандарты социального обслуживания, которыми устанавливались основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядок и условия их оказания. В диссертации дается характеристика этих стандартов, их практическая реализация.

В диссертации показано, что наряду с правительством и местными органами власти проблемой социальной помощи беднейшим группам населения в исследуемый период занимались профсоюзы. Профсоюзы подвергали критике меры правительства по социальной защите населения, отмечали, что механизм социальной защиты не срабатывал. ФНПР выработала собственную программу социальной защиты трудящихся в период перехода к рынку. Требования Федерации профсоюзных организаций Саратовской области включали введение единого предельного уровня регулируемых цен для всех ведомств и предприятий,

ТА Администрации Саратовской области. Постановление Администрации г. Саратова «О создании фонда социальной поддержки населения при Администрации г. Саратова», 10 декабря 1992 г., №327. Положение о Фонде социальной поддержки населения при Администрации г. Саратова.

См.: Программа социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов. Утверждена постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г., №222 // Собрание конодательства РФ. 1997. №10. Ст. 1173. См.: Правда. 1991. 26 декабря.

независимо от их профиля и форм собственности; расширение перечня продовольственных товаров, реализуемых населению по государственным регулируемым ценам; гарантированные выплаты заработной платы в сроки, оговоренные коллективными договорами, а также выплаты пособий и пенсий; введение закона об индексации денежных доходов и сбережений граждан.

В диссертации рассматриваются направления деятельности профсоюзов, их инициативы, конкретные действия по вопросам нарушения исполнительной властью действующих законов социального плана. Требования профсоюзов выражали социальные интересы трудящихся, но реальные меры, принимавшиеся профсоюзами, были малоэффективны.

Существенное значение в улучшении социального обслуживания населения, его социальной защите играли общественные организации, добровольные объединения граждан. В городе Саратове действовали многочисленные общественные организации, деятельность которых касалась вопросов социальной защиты населения. Это: Совет ветеранов войны и труда, общества инвалидов, советы многодетных матерей, ассоциация жертв политических репрессий, отделения бывших малолетних узников фашистских концлагерей, Российского фонда инвалидов войны в Афганистане, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих. Российского союза офицеров запаса, Всероссийского детского фонда. Всероссийского фонда мира, общественных организаций «Чернобыль», «Инвалиды Чернобыля». Они способствовали решению разнообразных вопросов социальной защиты граждан.

Все большее влияние в обществе имело социальное служение религиозных организаций. Исторически церковь занималась благотворительностью, милосердием, миротворчеством. Церковь оказывала воздействие на успокоение отчаявшихся, смягчение социальной напряженности, улаживание этнических и национальных конфликтов. В традициях церкви оказывать духовную и материальную помощь старым, немощным, инвалидам, детям, оказавшимся в беде людям. Для церкви характерной является персональная, целевая адресная поддержка граждан. Большую благотворительную работу проводила Русская Православная Церковь. В составе ее Управления имеется специальный отдел по церковной благотворительности и социальному обслуживанию. Отдел координирует благотворительные акции 101 епархии. Церковь оказывала посильную помощь неимущим, престарелым, инвалидам, многодетным семьям.

См.: Саратовские вести. 1992. 17 января. См.: Саратовская мэрия. 1996. 2 февраля.

См.: Религиозные организации. Центры и религиозные структуры Москвы, России, стран СНГ и Балтии. Справочник. М., 1994, С. 20,23.

Расширялась деятельность благотворительных организаций, способствующая осуществлению социальных программ,

Автором показывается совершенствование существующей системы социального страхования, как одного из важнейших механизмов регулирования социально-страховой сферы.

В диссертации сделан общий вывод - для реализации социальной политики в России были явно неблагоприятные условия. Исследование подтверждает выводы ученых и практиков о том, что реальное усиление социальной защищенности может быть достигнуто не за счет слепого наращивания расходов в рамках существующей системы социального обеспечения, а только при условии эффективного использования имеющихся ресурсов, направленных на социальную политику. Главный вопрос - в адресности социальных пособий и услуг.

Отказ от преимущественно государственной системы предоставления важнейших социальных благ и услуг, от государственного характера социального жизнеобеспечения соответствует новым социально-экономическим условиям, но вместе с тем полный переход на новую систему возможен при условии выхода страны из экономического кризиса, преодоления спада производства, существенного подъема жизненного уровня большинства населения. На фоне крупнейшего спада производства, экономического кризиса, зачастую неразумных действий социальная сфера находится в кризисном положении.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

Фракции Государственной Думы РФ в формировании социальной политики Российского государства. Саратов: Издательский центр Саратовского государственного социально-экономического университета, 1999.3,6 п.л.

Реформирование социальной сферы // Социально-экономические процессы в России. Волгоград, 1998. 0,3 п.л.


Описание предмета: «Юриспруденция»

Юриспруденция - совокупность наук о праве и его практическом применении.

Литература

  1. Т.М. Апостолова, Н.Р. Косевич. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации. – М.: Владос, 2008. – 480 с.
  2. Государственная внешнеэкономическая политика Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2012. – 528 с.
  3. Сборник кодексов Российской Федерации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 928 с.
  4. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия. – М.: Новое издательство, 2005. – 368 с.
  5. Хабриева Т.Я., под ред. Муниципальная реформа в Российской Федерации. Правовое и экономическое исследование. – М.: Эксмо, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2010. – 414 с.
  6. Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". – М.: Сибирское университетское издательство, 2009. – 64 с.
  7. С.С. Сулакшин. Социальная доктрина Российской Федерации (макет-проект). – М.: Научный эксперт, 2010. – 225 с.
  8. Российское народовластие. Развитие, современные тенденции и противоречия. – М.: Новое издательство, 2005. – 368 с.
  9. Вооруженные Силы Российской Федерации. Модернизация и перспективы развития. – М.: Национальная оборона, 2011. – 348 с.
  10. Лариса Церкасевич. Социальная политика в Западной Европе: от концепций до реализации. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 372 с.
  11. Константин Евгеньевич Мещеряков. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАКАВКАЗЬЕ В 1991-2010 ГОДЫ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 204 с.
  12. И.И. Кучеров. Валютно-правовое регулирование в Российской Федерации. Эволюция и современное состояние. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Инфра-М, 2015. – 234 с.
  13. Н.Г. Доронина, В.Ю. Лукьянова, Н.Г. Семилютина, О.И. Тиунов. Международно-правовые аспекты реализации интересов Российской Федерации в связи с формированием Единого экономического пространства. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Контракт, 2012. – 72 с.
  14. Ю.М. Лермонтов. Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Практический комментарий. Главы 1-3. – М.: Библиотечка "Российской Газеты", 2013. – 192 с.
  15. Значение Совета Европы для развития права и юридической практики государств-членов в сфере частных и публичных институтов на примере Российской Федерации. Преимущества и противоречия механизма правового взаимодействия Совета Европы и государств-членов. – М.: Инфра-М, 2016. – 300 с.
  16. Д.Кочнов,А. -А.Мальдонадо-Попова,Т.Меркулова,Е.Попова,О.Сакович,Наталья Семилютина,С.Соловьева,Ольга Терновая,В.Шрам,Юлия Шуплецова. Правовое регулирование использования и охраны лесов по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации,Инфра-М, 2016. – 272 с.
  17. Семен Янкевич. Финансово-правовые проблемы обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации. Научно-практическое пособие. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации,Инфра-М, 2017. – 152 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Государственное регулирование и прогнозирование рынка труда
Экономика труда
Диплом
163 стр.
Реализация принципа самостоятельности и центролизма в межбюджетных отношениях РФ в 1999-2003 гг.
Государственное и муниципальное управление
Диплом
80 стр.
Разработка предложений по созданию на предприятии эффективной системы внутрифирменного обучения и повышения квалификации
Планирование
Диплом
150 стр.
Организация социальной работы с безработными из опыта г. Мирного
Менеджмент
Диплом
85 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Марианна
Преподаватель был хорошо удивлен качеством сделанной работы и посулил пять баллов при сдаче. Попросил сделать некоторые доработки.