Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Социальное обслуживание населения в РФСоциология
Социальное обслуживание населения в РФ
1. Понятие, формы и принципы социального обслуживания.
2. Организация социального обслуживания.
3. Специальные правила социального обслуживания престарелых и инвалидов.
4. Оказание социальных услуг детям.
5. Оплата социальных услуг.
Вопрос 1.
Источники института социального обслуживания: федеральный закон от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в РФ", федеральный закон от 2 августа 1995 года "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Специальный закон был принят раньше частного.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических и иных услуг, а также материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Под трудной жизненной ситуацией понимается такая ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.д.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.
В законе перечислены принципы социального обслуживания:
1. Принцип адресности.
2. Принцип доступности.
3. Принцип добровольности.
4. Принцип гуманности.
5. Принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
6. Принцип конфиденциальности.
7. Принцип профилактической направленности.
К сожалению, содержание этих принципов не раскрыто в законодательстве. В законе также перечислены формы социального обслуживания:
1. Материальная помощь.
2. Социальное обслуживание на дому.
3. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях.
4. Предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания.
5. Дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания.
6. Предоставление консультаций по различным вопросам (медицинские, правовые, психолого-педагогические).
7. Проведение реабилитации (в отношении инвалидов, несовершеннолетних правонарушителей и т.д.). В принципе любой гражданин имеет право на оказание социальных реабилитационных услуг.
Эти формы социального обслуживания различаются по целям оказания социальных услуг, по видам социальных услуг, которые предоставляются в рамках той или иной формы социального обслуживания. Так социальное обслуживание на дому необходимо для тех, кто не может о себе позаботиться в полной степени, а с другой стороны, такие люди достаточно самостоятельны, чтобы жить одному дома.
Вопрос 2.
Законодательством предусмотрено существование трех систем социальных служб: частная, государственная и муниципальная. Государственная система состоит из предприятий и учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Муниципальная система социальных служб самая многочисленная, состоит из муниципальных предприятий и учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Виды учреждений социального обслуживания перечислены в законе, их 13 пунктов и их перечень не является закрытым.
В законе "Об основах социального обслуживания населения в РФ" указано, что деятельность частных социальных служб, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию, подлежит лицензированию. С 10 февраля вступил в силу новый закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", где в ст.17 деятельность по оказанию социальных услуг в перечень лицензируемых видов деятельности не включается. Ранее действовавший закон содержал такую норму, что если тот или иной вид деятельности по закону не подлежит лицензированию, но если в ином более старом законе есть обязанность лицензирования, то лицензированию подлежит. Новый закон строже, лицензированию подлежит только то, что там указано (за исключением ч.2 ст.1 данного закона - J.S.).
Вопрос финансирования учреждений социального обслуживания решается в зависимости от формы собственности. Государственные и муниципальные учреждения финансируются за счет соответствующих бюджетов. Законом предусмотрена возможность поступления средств от дополнительных источников финансирования: доходы от предпринимательской деятельности этих учреждений, от ценных бумаг и т.д. В законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" это перечень несколько расширен:
a. Прежде всего, в качестве источника финансирования могут использоваться средства, которые находились на банковских счетах, либо поступили от реализации имущества граждан пожилого возраста и инвалидов, которые умерли в стационарных учреждениях социального обслуживания и не оставили наследников.
b. До 1 января 2002 года в качестве источника финансирования стационарных учреждений социального обслуживания выступала разница между назначенной и выплачиваемой пенсией (раньше это было 75% от пенсии, сегодня действует очень интересная схема, новый закон отменил это правило, но пенсионный фонд издал рекомендательное письмо, в котором указал, что сознательные и добрые пенсионеры "могут" добровольно на основании своего заявления отчислять часть средств от пенсии учреждению социального обслуживания, в котором они проживают - J.S.)
c. В 2000-2001 годах, согласно указу Президента РФ, из средств пенсионного фонда РФ перечислялось по 3 миллиарда рублей для финансирования учреждений социального обслуживания. Эти средства были получены в результате дополнительных мер по нормализации расчетов с пенсионным фондом, нормализация расчетов предполагает установление рассрочки по страховым взносам и пеням. По сути дела эти указы Президента отнимали часть пенсий и переводили их на другое дело.
Вопрос 3.
Специальные правила обслуживания инвалидов установлены в соответствующем законе, он был назван выше. В этом законе перечисляются некоторые права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания:
1. Право на информацию в сфере социальных услуг, т.е. когда гражданин обращается за оказанием соответствующих услуг, то ему должны разъяснить его права и обязанности.
2. Право давать согласие на социальное обслуживание или отказываться от его предоставления. По общему правилу, социальное обслуживание осуществляется лишь при наличии добровольного согласия гражданина. Если речь идет о помещении в стационарное учреждение социального обслуживания, то требуется письменное заявление гражданина или его законного представителя. Если гражданин отказывается от предоставления ему социальных услуг, то его должны уведомить о последствиях такого решения. А если возможно ухудшение состояния гражданина при отказе, то отказ оформляется в письменном виде, и подтверждение о получении информации о последствиях отказа тоже должно быть оформлено письменно.
Гражданин может быть помещен в стационар, только если он лишен ухода и поддержки со стороны родственников, помимо этого надо, чтобы он при этом не был способен самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности или он признан в установленном порядке недееспособным. Вопрос о помещении в учреждение решается судом по представлению органов социальной защиты населения.
Для граждан пожилого возраста и инвалидов социальное обслуживание на дому включает и социально-медицинское обслуживание, оно предоставляется гражданам страдающим психическими расстройствами в стадии ремиссии, туберкулезом (за исключением активной формы и иными тяжелыми заболеваниями). В предоставлении социальных услуг на дому может быть отказано, если гражданин является хроническим алкоголиком, страдает каким-либо инфекционным заболеванием карантинного характера и иными социально значимыми болезнями.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, помещаются в специальные дома-интернаты, где им оказывается медицинская, социально-бытовая помощь и иные услуги, причем предусмотрена для этих граждан гарантия сохранения за ними жилых помещений, которые они занимали по договору найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Помещение сохраняется в течение 6-ти месяцев, т.е. в течение этого времени у него есть возможность отката, а потом все - облом.
В стационарах граждане пожилого возраста и инвалиды могут осуществлять лечебно-трудовую деятельность с целью улучшения общего состояния здоровья и трудового обучения гражданина. Т.е. напр., у инвалидов с детства есть возможность получить право на выплату страхового случая на производстве, на пенсию в связи с получением трудового стажа, но они не приравнены к лицам работающим по трудовому договору. В законе "Об обслуживании", установлена предельная продолжительность рабочего дня (не более 4-х часов) и т.д., но Трудовой Кодекс не регулирует эти отношения.
Чтобы знать на какую услугу может претендовать гражданин, смотрите постановление Правительство РФ от 25 ноября 1995 года, им утвержден "Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг", предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Вопрос 4.
У нас есть федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка", в нем перечислены категории детей, которые рассматриваются как находящиеся в трудных жизненных ситуациях: оставшиеся без попечения родителей, дети инвалиды, дети из семей беженцев и инвалидов, дети жертв насилия, которые находятся в местах лишения свободы и т.д. Для детей находящихся в учреждения социального обслуживания разрабатываются специальные программы реабилитации, в соответствии с которыми, оказываются услуги для того, чтобы вернуть ребенка к нормальной жизни.
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" содержит виды специализированных учреждений для детей, нуждающихся в реабилитации. Есть три категории этих учреждений:
1. Социально-реабилитационные центры.
2. Социальные приюты для детей.
3. Центры помощи детям оставшимся без попечения родителей.
Т.е. ребенок сам может обратиться в любое из этих учреждений и на основании его письменного заявления, его могут взять в любое из названных учреждений, а начиная с 14-ти лет, ребенок может самостоятельно обратиться в суд для защиты своих прав. В эти специализированные учреждения не принимаются дети, находящиеся в состоянии опьянения или с признаками психических заболеваний. Причем если речь идет о детях-инвалидах, то их с психическими расстройствами и физическими недостатками помещают в отдельные учреждения, т.к. все дети находящиеся в учреждениях социального обслуживания имеют право на образование и вообще за ними нужен разный уход. Дети-инвалиды, достигшие 18-ти лет и проживающие в учреждения социального обслуживания, должны обеспечиваться жилыми помещениями вне очереди, если они могут проживать отдельно и самостоятельно.
Вопрос 5.
В законе "Об основах социального обслуживания" указаны категории граждан, которые имеют право на бесплатное получение социального обслуживания:
1. Прежде всего, это несовершеннолетние.
2. Граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, со стихийными бедствиями или вооруженными конфликтами.
3. Граждане неспособные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом и инвалидностью, если их среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в регионе.
На условиях частичной оплаты социальные услуги оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам, доход которых составляет от 100 до 150% прожиточного минимума.
На условиях полной оплаты социальные услуги оказываются лицам, чей доход на 150% выше прожиточного минимума.
Когда решался вопрос о предоставлении гражданину бесплатного или частично оплачиваемого социального обслуживания (до 1 января 2002 года), использовались нормы закона "О государственных пенсиях", лицам, помещенным в стационарные помещения, выплачивается 25% назначенной пенсии (ст.122), если гражданин временно отсутствует в этих учреждениях, ему выплачивается 75% пенсии, а все остальное зачисляется на счета этих учреждений. Нормы закона "О пенсионном обеспечении военнослужащих", если лицо проживает в стационаре, ему выплачивается пенсия в виде разницы пенсии и стоимости содержания, но не менее 20%, а если лицо инвалид вследствие военной травмы, то не менее 25%. В федеральном законе "О трудовых пенсиях" эти нормы уже не содержатся, т.е. тем, у кого пенсия меньше прожиточного минимума, будут платить пенсию в 100%. В законе "О трудовых пенсиях" должен быть урегулирован этот порядок, но там о нем ни слова.
Описание предмета: «Социология»Социология (фр. sociologie, лат. Societas – общество и греч. – Logos – наука об обществе) – наука об обществе,
отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных
общностях людей.
Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль,
по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об
обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления,
функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь»
определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных
процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между
общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология – это
наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция
развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом
социологии есть общество или определенные общественные явления.
Следовательно, социология – это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений.
Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством
достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии
открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей,
интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду,
общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения
многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную
систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как
переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти
пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии – выживание человечества и обновление
цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на
глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений,
социального поведения отдельной личности. Социология – наука многоуровневая, представляющая единство
абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.
Литература - Платное обслуживание населения в России 2009. – М.: Росстат, 2009. – 368 с.
- Платное обслуживание населения в России. 2011. – М.: Росстат, 2011. – 400 с.
- М.А. Щеткина. Государственный социальный заказ в организации социального обслуживания населения Беларуси. Социолого-управленческий подход. – М.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012. – 56 с.
- Е.И. Холостова. Социальная работа с пожилыми людьми. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 344 с.
- Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2007. – М.: Росстат, 2007. – 360 с.
- Н.С. Кошелев. Социальное обслуживание и права населения. – М.: Омега-Л, 2010. – 88 с.
- Л.В. Топчий. Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика. – М.: РГСУ, 2012. – 322 с.
- Терехова Ю.К., Новикова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (под ред. Новиковой Н.А.), 2012 г.
- Р.И. Ерусланова. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 168 с.
- Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации. – М.: Мини Тайп, 2013. – 20 с.
- Рамиль Садыков. Социальная политика и социальная защита населения в сельской местности. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 104 с.
- Вера Степанова und Дарья Механошина. Cоциальная защита населения в Пермском крае. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 100 с.
- Зинаида Замараева. Социальная защита и социальное обслуживание населения в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 140 с.
- Анна Коленкина. Политика социальной защиты населения в Красноярском крае(2000-2008гг.). – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 160 с.
- И.В. Малофеев. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 176 с.
- Е.И. Холостова. Социальная работа с пожилыми людьми. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 400 с.
- Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации. – М.: Проспект, 2017. – 16 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|