Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Некоторые политико-правовые аспекты развития предпринимательской деятельности в Российской ФедерацииПредпринимательское право
Некоторые политико-правовые аспекты развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Российское законодательство устанавливает, что предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность зарегистрированными в установленном законом порядке гражданами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания различных услуг (ст. 2 ГК РФ).
При эффективной организации дела и умелом управлении бизнесом можно изменить экономические перспективы не только отдельного лица, но и целого предприятия и даже отрасли. Как справедливо отмечалось в общественно-политических публикациях, предприниматель - это тот, кто сводит вместе деньги, материалы и рабочую силу, создавая новый продукт, новый бизнес, производственный процесс или более совершенную организацию дела. При этом ст. 34 Конституции РФ определяет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в числе других основных прав и свобод человека и гражданина.
Для развития предпринимательской деятельности необходимы определенные условия в государстве. В первую очередь следует создать соответствующие политические условия, т.е. органы власти должны осознавать необходимость предпринимательской деятельности, оказывать политическую поддержку бизнесу, проявлять стремление к созданию законодательной базы для его существования. Это касается не только федеральных органов власти, но и субъектов Российской Федерации. В частности, Федеральный закон от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предусматривает, что субъекты РФ в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по развитию малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. И действительно, малый бизнес по своей сути регионален: малые предпринимательские структуры действуют на локальных рынках, ориентированных на местных потребителей, изыскивают производственные ресурсы в непосредственной близости от региона своей деятельности, служат решению социально-экономических проблем именно данного региона. Поэтому государственная поддержка малого бизнеса направлена на достижение как политической цели, связанной с формированием среднего класса собственников, так и экономической, путем насыщения потребительского рынка, а также социальной - посредством создания новых рабочих мест. В этой связи в субъектах РФ создаются структуры государственной поддержки и развития малого предпринимательства (комитеты) и государственные фонды поддержки малого предпринимательства. Можно отметить, что в 37 субъектах РФ приняты нормативные правовые акты о программах поддержки малого предпринимательства, а более чем в 70 субъектах РФ организованы фонды поддержки малого предпринимательства. В законодательстве определяются разнообразные формы поддержки и развития малого предпринимательства: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, создание льготных условий для использования субъектами малого бизнеса государственных ресурсов, поддержка их внешнеэкономической деятельности, привлечение к выполнению государственных программ, подготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства, информационное обеспечение, создание фондов поддержки малого бизнеса. Государственная поддержка малого предпринимательства в субъектах РФ осуществляется и в форме разработки региональных программ, заказчиками которых выступают администрации субъектов РФ.
В этой связи следовало бы осуществить систематизацию законодательства о предпринимательской деятельности в субъектах РФ, выявить наметившиеся тенденции в регулировании данных отношений, использовать международный опыт поддержки предпринимателей и организации предпринимательской деятельности. Все больше возрастает необходимость в создании единого общественного центра, единой информационной сети, максимально открытой и доступной. К сожалению, выработанные ограниченные формы предпринимательской деятельности в субъектах РФ не способствуют дальнейшему ее развитию, сковывают инициативу предпринимателей. Поэтому если анализировать динамику роста малых предприятий, то можно заметить, что малый бизнес постепенно сокращается. Некоторые фирмы после регистрации даже не приступают к своей деятельности, другие быстро ликвидируются из-за различных трудностей. Подобная практика отмечается в Республике Башкортостан, Оренбургской, Воронежской областях и других субъектах РФ.
В значительной степени условия для развития предпринимательства определяются в ст. 8 Конституции РФ, где установлено, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Эти положения подкреплены ст.74 Конституции РФ, где указывается, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. К сожалению, именно на этом направлении часто осуществляется "удушение" предпринимательства. Во многих субъектах РФ принимаются политические решения, которые противоречат Конституции РФ, в частности речь идет о запрещении вывоза тех или иных товаров, особенно сельскохозяйственной продукции, кроме того, различные препятствия возникают и при перемещении финансовых средств.
Необходимым условием развития предпринимательской деятельности является установление различных форм собственности. В п.2 ст. 8 Конституции РФ закрепляется фундаментальное положение о том, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Это значительно расширяет круг участников предпринимательской деятельности. При этом гражданское законодательство закрепляет все многообразие сложившихся организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Конституционным ограничением в данном случае является лишь положение о том, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ). Установление различных форм собственности положило начало переходу от идеи советских времен о возвышенном самопожертвовании ради великой цели к идее приземленного личного успеха, определяемого способностью быть самостоятельным в жизни.
Конституционная возможность иметь в собственности имущество, т. е. право владеть им, пользоваться и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами, отвечает требованиям Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими (ст.17). Под имуществом законодательство понимает совокупность вещей и материальных ценностей, находящихся в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении лица. К имуществу относятся также деньги и ценные бумаги. Однако известный русский ученый Г.Ф. Шершеневич обращал внимание на необходимость разграничивать понятие об имуществе с экономической точки зрения и юридическое понятие. С юридической точки зрения под имуществом понимается совокупность имущественных, т.е. подлежащих денежной оценке, юридических отношений, в которых находится известное лицо, - чисто личные отношении сюда не входят1 . Круг объектов, входящих в состав имущества, зависит от формы собственности, к которой это имущество относится, а содержание прав предпринимателей по распоряжению имуществом зависит еще и от формы предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы предприятия. Надо сказать, что вопрос о собственности является одним из основных постулатов программ политических партий и движений, он является тем оселком, на котором проверяется степень демократичности той или иной партии и политического движения. Вместе с тем отношение к собственности - это отношение к развитию предпринимательства. Не может развиваться предпринимательство в условиях ограничения частной собственности, в том числе и собственности на землю. Программные положения некоторых политических партий о переделе собственности в пользу государства не обеспечат экономический подъем нашего государства. Период, когда господствовала теория "исключительной собственности государства", ничего хорошего не принес обществу. Выход из создавшегося положения надо искать в рамках Конституции РФ, установившей равноправие всех форм собственности. Кроме того, Конституция РФ придает особое значение защите прав предпринимателей на их имущество. Это положение закреплено в ст. 35 Конституции РФ, в которой записано, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Формы и правовые средства защиты имущественных прав предпринимателей определяются гражданским законодательством.
Для успешного ведения предпринимательской деятельности недостаточно быть инициативным бизнесменом, надо еще знать нормы, которые определяют поведение людей в рыночной экономике. Одними из основных правовых форм, посредством которых воплощаются замыслы предпринимателей, являются договоры и сделки в данной сфере. Договор в сфере предпринимательства или торговая сделка представляют собой соглашение между сторонами, являющимися субъектами предпринимательской деятельности, или с участием предпринимателя об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей, связанных с предпринимательской деятельностью. Наряду с общими признаками, характерными для всех гражданско-правовых сделок, договор в сфере предпринимательства имеет свои особенности. Во-первых, в качестве субъекта его стороной выступает не любой гражданин, а предприниматель, юридически получивший такой статус; во-вторых, по содержанию данные сделки основываются не на любых действиях граждан и юридических лиц, а только на тех действиях, которые связаны с предпринимательской деятельностью и носят торговый характер; в-третьих, сделка должна совершаться предпринимателем в коммерческих целях, что предполагает ее возмездный характер; в-четвертых, гражданско-правовые сделки направлены на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей, связанных с предпринимательской деятельностью. К договорам в сфере предпринимательской деятельности, следовательно, относятся: договоры купли-продажи, договоры поставки товаров; договоры контрактации; договоры аренды (лизинга); договоры подряда; договоры займа; договоры залога; договоры перевозки; договоры поручения; договоры комиссии и другие.
Отказ от оформления некоторых сделок или ненадлежащее оформление деловых отношений с партнером по бизнесу могут привести к тяжким последствиям для предпринимателя, неотвратимому банкротству, невозможности защитить свои интересы от недобросовестных партнеров, нарушению нормальных взаимоотношений с налоговыми и иными контролирующими органами. Немаловажное значение для становления и развития предпринимательской деятельности имеет то, что предприниматели обладают возможностями эффективно защищать свои законные устремления, под которыми понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права и интересы, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека в процессе осуществления предпринимательской деятельности. С одной стороны, право на предпринимательскую деятельность Конституция РФ относит к числу основных прав и свобод человека и гражданина, а с другой стороны, предприниматель имеет разнообразные права, которые можно разделить на следующие виды:
а) права, вытекающие из гражданско-правового регулирования экономических отношений, к которым относятся: право заключать любые договоры, сделки и самостоятельно нести ответственность; иметь личные имущественные и неимущественные права; право самостоятельно выступать истцом в гражданско-правовых отношениях и др.;
б) права в сфере организации и деятельности предпринимательства, которые включают в себя возможность заниматься любой, не запрещенной законом экономической деятельностью; право на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, услуг, финансовых средств; право иметь в собственности любое имущество, не запрещенное законом, и другие;
в) права в социальной сфере, к которым можно отнести право иметь жилище, право на социальное обеспечение, социальное страхование; право организовывать общественные объединения (например, союз предпринимателей) и т.д.;
г) самостоятельным видом прав является обеспечение законных интересов предпринимателей. Права предпринимателя могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны, безопасности государства.
В условиях становления гражданского общества все большее значение приобретает судебный порядок защиты прав и законных интересов предпринимателей. Под этим понимают совокупность правовых средств, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, восстановление нарушенного права или компенсация потерь, вызванных отдельным нарушением. В ст. 5 Федерального закона РФ об арбитражных судах в Российской Федерации определяется, что одной из основных задач арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Статистика свидетельствует, что в последние годы установился стабильный рост разрешаемых арбитражными судами споров. За нарушение налогового, финансового, административного, экологического, земельного и другого законодательства к предпринимателям могут применяться меры административного взыскания в виде предупреждения, штрафа, лишения лицензии и другие. Постановление по делу об административном взыскании предприниматель может обжаловать как в судебном порядке, так и в вышестоящие органы управления, а также в прокуратуру. Прокурор в случае необходимости может внести протест на незаконное постановление, в соответствии с которым на предпринимателя наложено то или иное административное взыскание.
В последнее время разрабатываются проекты нормативных правовых актов, направленных на повышение гарантий защиты прав и обеспечение законных интересов предпринимателей, при осуществлении органами власти и управления контрольно-распорядительных функций. Они содержат правовое обеспечение мер, направленных на систематизацию контрольно-распорядительных функций органов управления, регулирующих осуществление предпринимательской деятельности, установление ответственности должностных лиц за принимаемые решения, повышение роли органов, ответственных за проведение государственной политики развития предпринимательства. Мы уже высказывались за необходимость разработки комплексного нормативного правового акта "О защите прав предпринимателей", в первую очередь защиты от неблагоприятного государственного воздействия.
Вместе с тем нормы ст. 10 ГК РФ требуют от граждан и юридических лиц разумно и добросовестно осуществлять свои гражданские права, а также запрещают злоупотреблять ими. Новый Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность в сфере неправомерного использования своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Так, запрещено использование конституционного права на предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации или лицензирования, а равно для "теневых" операций, осуществляемых под прикрытием законной экономической деятельности. Другим видом злоупотреблений в сфере предпринимательской деятельности считается использование незаконно приобретенного имущества или незаконно полученных прав на имущество, т.е. приобретение или сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем, легализация (отмывание) такого имущества, незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения задолженности по кредиту. Распространение получило и такое направление неправомерной деятельности предпринимательства, как принуждение партнеров к совершению сделки, другие формы давления на предпринимателей - насильственный захват их имущества и оказание грубого нажима вплоть до физического устранения предпринимателей. Кроме того, следует выделить правонарушения, связанные с искажением добросовестной предпринимательской деятельности, например нецелевое использование средств внебюджетных фондов поддержки предпринимательства, которые создаются в каждом субъекте РФ.
Защита предпринимателей и предпринимательства осуществляется и политическими способами. Во-первых, следует преодолеть сложившееся негативное отношение к предпринимателям, которое долгие годы формировалось командно-административной системой, а также было связано с некоторыми особенностями проявления предпринимательской деятельности - коррупцией, недобросовестной приватизацией, распространением различных "пирамид" и т.д. Этого можно добиться с помощью средств массовой информации, путем проведения различных дискуссий о направлениях и формах осуществления предпринимательства, организации конкурсов среди молодых предпринимателей, конкурсов на лучшие проекты и т.д. Во-вторых, предприниматели могут защищать свои права и интересы, обращаясь к депутатам различных уровней представительных органов власти, выдвигая нужных им кандидатов в депутаты, программы которых содержат положения о развитии и защите предпринимательства; путем финансовой поддержки тех политических партий и движений, которые откликаются на нужды предпринимателей.
В-третьих, возможно создание своих политических организаций, объединений и движений, выражающих интересы предпринимателей. Во многих субъектах РФ существуют союзы, советы, другие общественные объединения и организации предпринимателей. Такой Совет, например, успешно действует при Мэре и Правительстве Москвы, которые оказывают предпринимателям практическую помощь в конфликтных и потенциально опасных ситуациях, осуществляет различные виды юридических услуг.
Развитие предпринимательства в России - это уже необратимый процесс, способный вывести страну из глубокого экономического кризиса. Поэтому следует готовить специалистов в первую очередь из числа юристов, которые владели бы разнообразными способами правомерной защиты предпринимателей, смогли бы обосновать и предложить эффективные организационно-правовые формы конкретного вида предпринимательской деятельности, обеспечить соблюдение законодательства предпринимателями. Поэтому в высших и средних образовательных учреждениях должно быть широко представлено преподавание учебной дисциплины "Предпринимательское право", которое сформировалось лишь в последние годы под влиянием бурно развивающегося законодательства об организации и развитии предпринимательской деятельности. Пока что мало дискуссий о предмете предпринимательского права, о единстве или различии предпринимательского и хозяйственного права, о методах правового регулирования общественных отношений в этой области. Нуждается в совершенствовании законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, его систематизацию. Не исследованы достаточно глубоко и вопросы политической защиты предпринимателей и предпринимательства. Национальное предпринимательство должно войти в русло цивилизованных отношений, а это потребует цивилизованных политических средств защиты интересов предпринимателей.
1 См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. По изданию 1907 г. М., 1995. С. 95.
Описание предмета: «Предпринимательское право»Предпринимательское право - совокупность норм регулирующих предпринимательскую деятельность, при этом
предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ
или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Литература - Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2009. Энергетика и устойчивое развитие. – М.: Самолет, 2010. – 180 с.
- C. С.Сулакшин. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации (макет-проект). – М.: Научный эксперт, 2009. – 219 с.
- М.Ю. Тихомиров. Комментарий к закону Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". – М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2012. – 160 с.
- В.Н. Лисица. Комментарий к Федеральному закону от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". – М.: Юстицинформ, 2010. – 88 с.
- Н.К. Науменков. Постатейный комментарий к Федеральному Закону от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты". – М.: Деловой двор, 2008. – 448 с.
- А.Н. Борисов. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". – М.: Юстицинформ, 2009. – 296 с.
- Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". – М.: Ось-89, 2010. – 32 с.
- С.В. Николюкин. Правовые основы торговой деятельности в Российской Федерации. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 224 с.
- М.Ю. Тихомиров. Комментарий к закону Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". – М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. – 158 с.
- Современные проблемы правового регулирования таможенной деятельности в Российской Федерации. – М.: ГУАП, 2013. – 130 с.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". – М.: Эксмо, 2015. – 480 с.
- Павел Матвеев. Правовая охрана воспитательной функции семьи в Российской Федерации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 184 с.
- Блудова С.Н. , Гвоздиков А.В. , Попова Ж.А. , Русецкая Э.А. и др. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 196 с.
- А.Н. Борисов. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2015. – 476 с.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". По состоянию на 2016 год. С комментариями к последним изменениям. – М.: Эксмо, 2016. – 368 с.
- М.В. Беспалов. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 232 с.
- А.М. Чернопятов. Развитие механизма государственного регулирования и его влияние на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации. Монография. – М.: Русайнс, 2017. – 264 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|