Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
О роли малого бизнеса в сфере занятости и о проблемах налогообложения субъектов малого предпринимательстваПредпринимательство
О роли малого бизнеса в сфере занятости и о проблемах налогообложения субъектов малого предпринимательства
Введение
В любой экономике рыночного типа малое и среднее предпринимательство (МСП), играет важную роль, являясь носителем самого принципа рыночных отношений и источником новых коммерческих идей и продуктов. Гибкая и подвижная среда МСП представляет собой основной сектор, где создаются рабочие места: в Европейском Сообществе1 рост числа занятых на малых, средних и крупных предприятиях2 начался с 1997 г., в то время как на мелких предприятиях устойчивый рост занятости наблюдался уже с 1995 г. Следует также отметить, что наиболее динамичный рост занятости был зафиксирован на мелких предприятиях, при этом только для данной категории индекс занятости в 2000 г. превысил уровень 1988 г. На крупных предприятиях с численностью более 250 человек рост занятости был наименее интенсивным. В целом, по данным 1998 на предприятиях с численностью менее 250 человек в странах ЕС года работало 65,8 % от общего числа занятых.
Развитие сектора малого предпринимательства в РФ и его роль в решении проблем занятости
В Российской Федерации достоверные статистические данные по оценке вклада малых и средних предприятий в экономические показатели отсутствуют. Это связано как с особенностями статистической классификации, используемой Госкомстатом для сбора информации, отсутствием должной координации между ведомствами, обладающими разными сегментами информации, так и с объективными трудностями организации наблюдения за мелкими субъектами хозяйственной деятельности, значительная часть которых существует номинально.
Проводимые Госкомстатом наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства касаются, прежде всего, малых предприятий (юридических лиц)3. По данным последнего обследования4 в 2000 году на малых предприятиях было занято 10 % занятых в экономике. Если пользоваться критериями ЕС, то в секторе МСП5 по разным оценкам занято от 30 % до 40 % всех занятых в экономике. Одна из основных социальных функций этого сектора - поддержание стабильного уровня занятости и обеспечение ее рациональной структуры. Если оценивать развитие сектора малого предпринимательства по численности занятых, то он достаточно обширен, чтобы эффективно выполнять эту задачу, однако с точки зрения структуры занятости не все так однозначно. В этой связи необходимо рассматривать территориальную структуру занятости, а также распространенность различных форм занятости, прежде всего, временной и постоянной.
В настоящих условиях многие предприниматели склонны привлекать рабочую силу на условиях временного найма, однако это правило не является универсальным. Согласно исследованиям Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП)6, структура и число работников, занятых на условиях той или иной формы занятости, зависят от трех основных факторов: сферы деятельности, размера и способа создания предприятия. Высокий уровень постоянной занятости характерен для торговли, промышленности, строительства и сферы бизнес-услуг. Однако при этом в сфере бизнес-услуг и промышленности распространена частичная занятость. Что касается связи между размером малого предприятия (по числу занятых) и формами занятости, то обнаруженная в ходе исследования7 зависимость не стала неожиданностью: на более крупных предприятиях доля постоянно занятых была максимальной, мелкие же предприятия более склонны прибегать к временным трудовым соглашениям, поскольку это позволяет минимизировать общие затраты на рабочую силу и выскользнуть из-под жесткого регулирования. Поэтому, если государство ставит задачу улучшения структуры занятости, создание стабильной предпринимательской среды то необходимо опираться не на мельчайший бизнес, ориентированный на торгово-посреднические операции, а на предприятия с численностью занятых 100 - 200 человек, позволяющей эффективно функционировать в производственной сфере. Следовательно, государство не должно устанавливать слишком жесткие критерии для отнесения предприятий в категорию малого бизнеса, чтобы не лишать их стимулов к росту и расширению.
Территориальный аспект занятости в секторе малого предпринимательства тесно увязан с проблемой скрытой безработицы, поскольку в ее решении ключевая роль отводится малому бизнесу.
Скрытая безработица существенно снижает эффективность использования труда, подрывая принцип рыночного распределения ресурсов. Наиболее остро проблема скрытой безработицы проявляется в моногородах, на градообразующих предприятиях, при этом многие крупные предприятия имеют избыточные трудовые ресурсы, на 20-30% превышающие необходимый уровень.
По данным Госкомстата8 масштабы скрытой безработицы в последние годы снижались. Так в 1997 году на крупных и средних предприятиях по инициативе администрации были заняты неполный рабочий день или находились в вынужденных отпусках 1,3 млн. человек (в пересчете на работников с полной занятостью). В 2000 году этот показатель снизился до 0,4 млн. чел. В процентах от общей численности занятости скрытая безработица снизилась с 2,8% в 1997 году до 0,9% в 2000 году (см. Таблица 1).
Однако в условиях низкой мобильности трудовых ресурсов острота этой проблемы сохраняется: опасность социальных взрывов не позволяет крупным предприятиям сократить избыточную занятость. Одной из важных социальных функций сектора малого предпринимательства является аккумулирование трудовых ресурсов, освобождаемых в процессе реструктуризации крупных предприятий. Сами крупные предприятия заинтересованы в создании вокруг себя своеобразного пояса малых и средних предприятий, при помощи которого они могли бы оптимизировать структуру персонала.
Тем не менее, несмотря на относительную многочисленность субъектов малого предпринимательства, проблема скрытой безработицы не решена. Разгадка этого противоречия кроется в территориальном распределении малых предприятий. Сейчас они сконцентрированы, в основном, в благополучных регионах, а точнее, в крупных городах, где обслуживают широко развитую сферу обращения. Наибольший процент малых предприятий наблюдается в таких регионах как Московская и Ленинградская области, в ряде областей Центральной России, а также в г. Санкт-Петербурге. Там же где имеется потребность в аккумулировании избыточных трудовых ресурсов - в регионах с низким уровнем развития и депрессивных - малый бизнес не развивается. Такая ситуация с малыми предприятиями характерна для многих регионов Сибири, в которых при среднем по России удельном весе малых предприятий в общем числе зарегистрированных предприятий 25 %, этот показатель находится на уровне 14-17 %, а на территориях национальных автономных округов его значение еще ниже. Зачастую в этих регионах уровень рентабельности оказывается слишком низким, чтобы покрыть высокие административные издержки и налоги.
Таким образом, специфика развития МСП в России не позволяет данному сектору выполнять те функции, которые присущи ему в рамках рыночной экономики.
Правильному развитию сектора малого предпринимательства препятствует множество проблем, среди которых упоминавшиеся выше всевозможные административные барьеры, а также жесткие ограничения по применению упрощенной системы налогообложения, отсутствие эффективных информационно-консультационных центров, неразвитость системы кредитования малого бизнеса и др. Однако наиболее серьезной преградой является высокая номинальная налоговая нагрузка, с которой сталкиваются предприятия, в рамках действующего на данный момент законодательства.
Новации в режиме налогообложения малого бизнеса в РФ
В настоящий момент субъекты малого предпринимательства в РФ могут осуществлять свою деятельность в рамках одного из трех режимов налогообложения: стандартный налоговый режим, в котором функционируют все предприятия, упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Сами субъекты малого предпринимательства могут функционировать либо в форме юридического лица, либо в качестве предпринимателей без образования юридического лица.
В целях облегчения налогового бремени были приняты9 две новых главы Налогового кодекса, регламентирующие применение специальных налоговых режимов глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". (Основные положения нового законодательства см. в Приложениях 1, 2) Имея ряд несомненных достоинств, обе эти системы оказались не лишены ряда существенных недостатков.
Упрощенная система
Наименьшие нарекания вызывает глава об упрощенной системе налогообложения. Безусловно, положительным моментом является сохраненный принцип добровольности перехода на данный налоговый режим.
Однако, несмотря на ряд позитивных сдвигов, новое законодательство содержит в себе и серьезные недостатки. Ниже мы обозначим три наиболее важные, с нашей точки, зрения проблемы: НДС и жесткие критерии по входу и выходу предприятия из режима упрощенного налогообложения.
Неурегулированная часть проблемы, связанной с взиманием НДС, состоит в следующем: многие малые предприятия предпочли бы уплачивать НДС, чтобы покупатели - юридические лица - имели возможность принять у себя эти суммы к вычету. В противном случае покупатели - юридические лица - предпочтут купить тот же товар у предприятия, являющегося плательщиком НДС. Это снижает конкурентоспособность предприятия, перешедшего на упрощенную систему. Разумным было бы разрешить предприятиям вести учет и определять НДС по общим правилам и уплачивать его в рамках доли единого налога, перечисляемого в федеральный бюджет. Общая сумма единого налога осталась бы при этом неизменной.
Из других ограничений следует отметить слишком низкую планку дохода, при котором организация имеет право перейти на упрощенную систему (11 млн. руб. за первые 9 месяцев текущего года), и дохода, при котором организация теряет право ее использования (15 млн. руб. за год). Поскольку доходы в этом случае применяются без вычета расходов, то данные условия представляются излишне жесткими.
Это означает, что принятое законодательство, по сути, содержит жесткий ограничитель для возможного роста предприятия - достигнув определенного предела, предприятие тут же лишается права на применение льготного налогообложения, вернуть которое оно может себе только через 2 года. При этом не учитывается, что сам по себе переход на новую систему ведения учета и налогообложения является процессом трудоемким и затратным.
Поэтому целесообразным является, во-первых, отменить двухгодичный "штрафной" период, поскольку наказание за успешное развитие выглядит абсурдно. Во-вторых, ввести определенный переходный период, в течение которого предприятие сможет либо подготовиться к введению новой системы, либо его доходы в течение этого периода снова снизятся до уровня, удовлетворяющего критериям, установленным в законе (в том случае, если рост оборота носил случайный характер).
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является гораздо более жестким специальным налоговым режимом, чем упрощенная система налогообложения, хотя ориентирована она на более мелких субъектов предпринимательства.
Главный недостаток как нового законодательства о налоге на вмененный доход, так и старого, в том режим налогообложения очень трудно подстроить под конкретные условия ведения бизнеса. Первоначально, основные полномочия по формированию режима налогообложения были переданы на уровень регионов, однако власти на местах во многих регионах оказались не в состоянии учесть одновременно фискальные требования бюджетов и интересы предпринимателей. При завышенных ставках предприниматели, не имеющие по закону права отказаться от применения данной системы налогообложения оказываются перед выбором: либо работать себе в убыток, либо прекратить деятельность (или заниматься ею нелегально). Видимо, скандальная практика установления налога в различных регионах и низкий объем поступлений (фактически, цели введения данного налога не были достигнуты) подтолкнули федеральные власти к решению перенести определение режима налогообложения на федеральный уровень. По новому законодательству, полномочия региональных властей в этой сфере сводятся только к двум рычагам. Во-первых, ввести или отменить налог для определенных видов деятельности в пределах федерального списка. Во-вторых, снизить величину налога в определенных пределах, установив величину понижающего коэффициента.
Однако посылка, лежащая в основе такого решения федерального законодателя, является сомнительной - вряд ли установленные на федеральном уровне базовая норма доходности и корректировочный коэффициент, будут более точными и не вызовут нареканий.
Решить эту проблему позволило бы введение принципа добровольности перехода на единый налог на вмененный доход. Эта мера, во-первых, позволила бы региональным властям получить достоверную и оперативную информацию о том, насколько установленный налоговый режим адекватен условиям ведения бизнеса, во-вторых, дает - возможность расширить сферу применения этого налогового инструмента на более широкий спектр видов деятельности без опасений нанести урон бизнесу, в-третьих, защитила бы предпринимателей от произвола властей на местах, в-четвертых, отпадает необходимость перенесения всех функций определения налогового режима на федеральный уровень.
Подводя итог анализу нового законодательства о налогообложении малого бизнеса, сформулируем еще раз предложения по устранению его недостатков.
В отношении упрощенной системы налогообложения предложения сводятся к следующему:
* разрешить субъектам, перешедшими на упрощенную систему, добровольно учитывать и уплачивать НДС в пределах федеральной части единого налога.
* повысить верхние пределы дохода, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на применение упрощенной системы.
Законодательство о едином налоге на вмененный доход должно строиться на праве организаций и предпринимателей переходить на налогообложение вмененного дохода по собственному усмотрению. Это даст возможность расширить список видов деятельности, попадающих под данное законодательство (что упростит учет и отчетность, а, следовательно, снизит издержки по ведению бизнеса), а также позволит региональным властям более гибко подойти к формированию условий для функционирования бизнеса, не ущемив при этом интересов бизнеса.
В заключение, следует еще раз подчеркнуть, что режим налогообложения в развитии малого предпринимательства играет ключевую роль, поэтому для того, что полностью раскрыть потенциал данного сектора и добиться всех тех выгод, которые дает МСП в рыночной экономике, налоговый режим должен быть щадящим.
И если законодательство об упрощенной системе явно изменилось в лучшую сторону (хотя в нем и присутствует рад существенных ограничений), то изменения, внесенные в законодательство о едином налоге на вмененный доход, вряд ли улучшат налоговый климат.
Горст Михаил, horst@icss.ac.ru
Погребняк Евгений, pogrebniak@icss.ac.ru
Приложение 1.
Упрощенная система налогообложения
Применение упрощенной системы позволяет предприятию или предпринимателю заменить уплату пяти налогов одним.
Отменяются:
a. налог на прибыль (подоходный налог для индивидуальных предпринимателей)
b. налог на добавленную стоимость
c. налог с продаж
d. налог на имущество
e. единый социальный налог
Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также порядок ведения кассовых операций и предоставление статистической отчетности производятся в общеустановленном порядке. Положительно следует оценить урегулирование вопроса с единым социальным налогом и взносами в Пенсионный фонд. Данная проблема вызвала серьезные нарекания плательщиков в 2002 году.
В разряд безусловно позитивных положений законодательства об упрощенной системе налогообложения следует отнести предоставление налогоплательщику право выбрать объект налогообложения и установление щадящих ставок налога.
Законодательством предусматриваются следующие объекты налогообложения:
a. Доходы - ставка 6 % (действует до 1 января 2005 года)
b. Доходы за вычетом расходов - ставка 15 %
Определение даты признания доходов и расходов по кассовому методу позволит предприятию значительно упростить ведение учета и процедуру расчета налога.
Доходы определяются как доходы от реализации и внереализационные доходы по Главе 25 НК "Налог на прибыль". Доходы индивидуальных предпринимателей определяются как доходы от предпринимательской деятельности (Подоходный налог)
Список расходов достаточно широк. Принципиальным позитивным отличием от налогообложения прибыли является принятие к вычету расходов на покупку основных средств и нематериальных активов. Расходы, принимаемые к вычету оформляются в обычном порядке (по Гл. 25 НК).
Использование общепринятого (достаточно либерального) метода учета доходов и расходов не только облегчает налогообложение субъектов малого предпринимательства, но и является важным шагом к унификации и упрощению налоговой системы как таковой.
Сумма налога распределяется между федеральным бюджетом (30 %), региональным (15 %) и местным (45 %). Оставшиеся 10 % распределяется между фондами обязательного медицинского и социального страхования.
Приложение 2.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Единый налог на вмененный доход вводится законами субъектов Федерации по закрытому перечню, установленному Налоговым кодексом и не предполагает выбора налогоплательщика переходить ли ему на эту систему или нет. Субъекты Федерации вправе сократить этот перечень.
Перечень видов предпринимательской деятельности включает:
1. оказание бытовых услуг;
2. оказание ветеринарных услуг;
3. ремонт, техническое обслуживание и мойку автотранспортных средств;
4. розничную торговлю, через магазины с площадью торгового зала не более 70 квадратных метров, палатки, лотки и др.;
5. общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 70 квадратных метров;
6. автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями (не более 20 автомобилей).
При распределении сумм налога между бюджетами упор сделан на местные бюджеты(45 %), следом идет федеральный (30 %) и региональные (15 %), остальное - распределяется между фондами обязательного медицинского и социального страхования.
Как и в случае упрощенной системы, введение единого налога на вмененный доход предусматривает замену пяти налогов уплатой единого налога, что способно значительно упростить ведение учета и уплату налога:
a. налог на прибыль (подоходный налог для индивидуальных предпринимателей)
b. налог на добавленную стоимость
c. налог с продаж
d. налог на имущество
e. единый социальный налог
Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также порядок ведения кассовых операций и предоставление статистической отчетности производятся в общеустановленном порядке.
Принцип определения суммы вмененного дохода состоит в мультипликативной корректировке базового уровня дохода при помощи коэффициентов отражающих условия ведения бизнеса и уровня инфляции. Региональные власти имеют возможность манипулировать уровнем вмененного дохода10, установив понижающий коэффициент в диапазоне от 0,1 до 1.
Сноски:
1. The Observatory of European SMEs, Sixth Report №6, European Commission, Luxemburg, July 2000
2. По классификации, используемой в Европейском обозрении МСП, к мелким относятся предприятия с числом занятых менее 10 чел., к малым - 10-49 чел., к средним - 50-249 чел., к крупным - 250 и более чел.
3. В соответствии с законом от 14.06.95 г. № 88-ФЗ "О гос. поддержке малого предпринимательства в РФ" к малым предприятиям относятся юридические лица со средней численностью работников не более 100 чел. в промышленности, строительстве и на транспорте, не более 60 чел. в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, не более 30 чел. в розничной торговле и бытовом обслуживании населения, не более 50 чел. в оптовой торговле и в остальных отраслях.
4. Основные итоги сплошного единовременного обследования малых предприятий по результатам работы за 2000 год
5. Включая работающих у предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ)
6. Российское обозрение малых и средних предприятий 2001, Москва, Ресурсный центр малого предпринимательства, 2002, стр. 107
7. Там же, стр. 108
8. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2001, с. 161
9. Данные главы включены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ и вступают в действие с 2003 г.
10. устанавливается Налоговым кодексом, варьируется от 700 до 5000 рублей в месяц
Описание предмета: «Предпринимательство»Предпринимательство - наука о правилах организации и ведения предпринимательской деятельности
Литература - А.Н. Австриевских, В.М. Кантере, И.В. Сурков, Е.О. Ермолаева. Управление качеством на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности. – М.: Сибирское университетское издательство, 2007. – 272 с.
- В.М. Даринская, И.Н. Чаплыгин. Оценка и развитие персонала методом "Ассессмент-центр". – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.
- О.В. Ефимова, М.В. Мельник, В.В. Бердников, Е.И. Бородина. Анализ финансовой отчетности. – М.: Омега-Л, 2012. – 400 с.
- Корпачев В.П., Бабкина И.В., Пережилин А.И. и др. Водные ресурсы и основы водного хозяйства. Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Корпачев В.П., Бабкина И.В., Пережилин А.И. и др. – СПб.: Лань, 2013. – 0 с.
- В.А. Вайнштейн, И.Е. Каухова. Двухфазная экстракция в получении лекарственных и косметических средств. – М.: Проспект Науки, 2010. – 104 с.
- А.Л. Верткин, О.В. Зайратьянц, Е.И. Вовк. Окончательный диагноз. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 576 с.
- А.В. Рысин, О.В. Рысин, В.Н. Бойкачев, И.К. Никифоров. Разрешение существующих парадоксов в физике на основе теории мироздания. – М.: Техносфера, 2011. – 600 с.
- Ю.В. Цвелев, Е.Ф. Кира, И.В. Берлев, Д.И. Гайворонских. Терминология в акушерстве, гинекологии и перинатологии. Учебное пособие. – М.: Н-Л, 2012. – 288 с.
- Л.О. Тимофеева, Н.Н. Волохова, Т.В. Тимофеева, В.Ф. Князева, И.В. Богачёва. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края. Программа, планирование, конспекты занятий. – М.: Учитель, 2015. – 176 с.
- Л.В. Семенова, В.С. Корнеевец, И.И. Драгилева. Маркетинг гостиничного предприятия. Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 208 с.
- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География. География материков и океанов. 7 класс. Методическое пособие. К учебнику В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенева. – М.: ДРОФА, 2015. – 144 с.
- В.А. Емеличев, И.Э. Зверович, О.И. Мельников, В.И. Сарванов, Р.И. Тышкевич. Теория графов в задачах и упражнениях. Более 200 задач с подробными решениями. – М.: Либроком, 2016. – 416 с.
- Емеличев В.А., Зверович И.Э., Мельников О.И., Сарванов В.И., Тышкевич Р.И. Теория графов в задачах и упражнениях: Более 200 задач с подробными решениями. – М.: , 2016. – с.
- Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. Д. Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И. С. Вышнепольского. – М.: Планета знаний,Астрель,АСТ, 2015. – 256 с.
- Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин, И.С. Антонова. Управление инвестиционной привлекательностью организации. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 224 с.
- В.Н. Серов, И.И. Баранов, О.Г. Пекарев, А.В. Пырегов, В.Л. Тютюнник, Р.Г. Шмаков. Неотложная помощь в акушерстве и гинекологии. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 244 с.
- В.А.Емеличев, И.Э.Зверович, О.И.Мельников, В.И.Сарванов, Р.И.Тышкевич. Теория графов в задачах и упражнениях. Более 200 задач с подробными решениями. – М.: Либроком, 2017. – 416 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|