Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Сравнительный анализ функционирования исламских банков и коммерческих банков стран ЗападаБанковское и биржевое дело
Сравнительный анализ функционирования исламских банков и коммерческих банков стран Запада
Курсовая работа студента II курса факультета МЭО Давлетшина И.К.
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ СТРАН ЗАПАДА
1.1 ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ СТРАН ЗАПАДА
1.2 ОПЕРАЦИИ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ
1.3 РАЗЛИЧИЯ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ ИЛИ МНИМЫЕ, МЕЖДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ И БАНКОВ ЗАПАДНЫХ СТРАН
ГЛАВА II. ИСЛАМСКИХ БАНКИ И КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ ЗАПАДА В ЭКОНОМИКЕ СВОИХ СТРАН
2.1 РАЗВИТИЕ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ЗАПАДА
2.2 ФУНКЦИИ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ
2.3 ПЕРСПЕКТИВЫ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ И ЗАПАДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Экономика, хозяйственная жизнь людей является составной частью их культуры. На развитие хозяйственных форм и экономических институтов в каждом обществе повлияли явления самого разного характера (политического, исторического, религиозного, социального). Не случайно в разных странах мира одни и те же экономические институты, общие по своей сути, весьма сильно отличаются друг от друга. В том числе это относится к коммерческим банкам Европы, Америки, России и других стран и регионов мира. Принципиально отличаются в этой связи исламские банки, осуществляющие свою деятельность на беспроцентной основе.
Данную работу мы постарались построить на сравнительном анализе деятельности исламских банков и западных финансовых институтов. При этом в первой главе будут рассмотрены теоретические основы функционирования банков этих двух типов, сходства и различия в концептуальных схемах их деятельности. А во второй главе будет проведено сравнение практической деятельности исламских и западных банков, истории их развития, а также той роли и то-го места, которые занимают в экономике своих стран оба типа банков.
Необходимость изучения данной проблемы состоит в том, что се-годня исламские банки развиваются очень быстро, с ними приходится считаться многим банкирам и предпринимателям всего мира. Однако большинство из них с трудом понимают специфику исламского бизнеса, что осложняет их отношения с исламскими деловыми партнерами. До сих пор исламские финансовые институты остаются во многом "вещью в себе", несмотря на то что, обладают, по признанию многих специалистов, значительным потенциалом.
Феномен исламских банков справедливо представляется многим сложным и многомерным. Его можно рассматривать комплексно: в социально-философском, историческом, культурном, политическом, психологическом, экономическом аспектах. Мы понимаем, что дать полное описание исламских банков с учетом всех упомянутых аспектов в рамках одной работы невозможно. В связи с этим основной акцент в исследовании будет сделан на экономическую сторону функционирования изучаемых банков.
В своей работе мы опирались на исследования в этой области как советских ученых, так и зарубежных. К первой группе следует отне-сти таких известных отечественных специалистов по теории исламской экономики, как Ахмедов А., Гукасян Г.Л., Жмуйда Л.В., Ионова А.И., Керимов Г.М., Левин С.Ф., Максимов А.А., Милославская Т.П., Милославский Г.В., Полонская Л.Р., Смирнова Г.И., Филоник А.В. и ряд других. Во вторую группу входят в основном мусульманские ученые-экономисты такие, например, как М. Абдул Рауф, Р. аль-Бана, Банисадр А.Х., Джавид Икбал, Кадри С.М., Харон С. и многие другие. В современной же России вопрос исламских банков в науч-ной среде пока глубоко не исследуется .
Обобщая, можно утверждать, что основная часть имеющейся литературы, посвященная исламским банкам, довольно сильно идеологизирована, а потому, реальный экономический анализ этого феномена в них дается в несколько искаженных формах, не всегда точно отражающих реальную картину. В нашем исследовании нам бы хотелось попытаться посмотреть на эту проблему объективно, глазами экономиста, свободного от политических или религиозных догм.
Глава I. Теоретические модели исламских банков и коммерческих банков стран Запада
В данной главе будет проведено сравнение деятельности ислам-ских банков и западных коммерческих банков на теоретическом уровне, то есть будет проанализирована их деятельность с позиций экономической теории. С этой целью вначале мы коротко перечислим операции коммерческих банков Запада, затем более подробно будут освещены операции исламских банков, и, наконец, в заключении мы проведем сравнение деятельности банков обоих типов, выяв-ляя сходства и различия в деятельности этих институтов.
1.1 Операции коммерческих банков стран Запада
Все операции западных коммерческих банков можно разделить на две большие группы: кредитные и комиссионные операции.
К кредитным относятся пассивные и активные банковские операции. Сутью пассивных операций является привлечение средств, главным образом, в виде вкладов домашних хозяйств или юридических лиц, а также за счет займов у других финансовых организаций. Активные операции коммерческих банков заключаются в использовании аккумулированных средств на выдачу ссуд или покупку ценных бумаг.
Ко второй группе относятся такие операции, которые банк по по-ручению клиента осуществляет за комиссионное вознаграждение (денежные переводы, аккредитивные операции, обмен валюты).
Прибыль западных банков имеет, таким образом, три основных источника. Во-первых, банк получает доход от разницы между процентной ставкой, по которой он привлекает займы, и ставкой, по ко-торой он выдает кредиты. Во-вторых, банк получает прибыль от опе-раций на финансовом рынке с ценными бумагами и валютой. Наконец, часть банковского дохода формируется за счет комиссион-ных выплат клиентов.
1.2 Операции исламских банков
Любая деятельность в исламе должна соответствовать канонам этой религии, в первую очередь, шариату - своду мусульманских законов и норм. Не являются исключением в этом отношении исламские банки, которые всю свою деятельность должны строить на принципах шариата. Проблема заключается в том, что среди мусульманских правоведов нет единства по многим, иногда ключевым, во-просам. Разные школы по-своему трактуют одни и те же положения ислама, в результате чего деятельность одних исламских банков может отличаться от деятельности других. Тем не менее, существуют общие принципы, которые никто не оспаривает, поэтому есть ряд операций, одинаковый для всех исламских банков.
В первую очередь это относится к беспроцентному кредитованию. В исламе есть запрет на риба (ростовщичество). Согласно этому запрету, выдача денег под проценты по тяжести греховной равна семидесятикратному зина (прелюбодеянию) . Следовательно, банки, действующие на исламских принципах, не имеют первого источника прибыли обычных коммерческих банков (разница между процентом по выданным ссудам и процентом по привлеченным средствам). Однако исламские банки все равно имеют три источника прибыли, как и западные банки. Первый источник получения дохода для исламских банков состоит в таких операциях, как "мушарака", "мудараба" и "кард уль хасан".
Мушарака - это исламский способ сотрудничества в финансовой сфере, когда две стороны объединяют свои капиталы для финансиро-вания какого-либо проекта, при этом прибыль они делят в заранее определенном порядке, а убытки в зависимости от долевого участия в капитале. Управление проектом может осуществляться двумя сторо-нами вместе или какой-то одной стороной. Это довольно гибкий вид сотрудничества, поскольку способ разделения прибылей и убытков, а также управление может быть оговорено заранее сторонами - участницами соглашения.
Мудараба - это соглашение, заключаемое между двумя сторонами, когда одна сторона полностью предоставляет необходимой капитал для финансирования проекта, а другая (известная как мудариб) занимается управлением проекта, используя свои предпринимательские способности. Прибыли, возникающие в результате осуществления совместного предприятия, распределяются в установленном заранее порядке. Сторона, владеющая капиталом, несет возможные убытки в случае неудачи, кроме того, она не имеет контроля над про-цессом управления проекта.
Кард уль хасан (благотворительный кредит) - беспроцентный кредит, предоставляемый или как материальная помощь нуждающимся лицам, организациям, регионам, или как краткосрочная субсидия на конкретную хозяйственную деятельность фирмы, часто являющейся партнером банка.
Для привлечения сбережений частных лиц исламские банки ис-пользуют два пути. Первый - это уже упоминавшаяся операция мудараба. Вкладчики как участники "трастового финансирования" участ-вуют в прибылях и потерях банка. Второй путь - клиенты вносят свои сбережения на беспроцентные счета, но при этом имеют право на получение кредитов, предоставляемых на льготных условиях (взимается 2-3% в качестве комиссионного сбора). Естественно, за вкладчиками сохраняется право судебного расследования причин по-несенных потерь. Если доказано, что они возникли по вине банка в силу плохого менеджмента, профессиональных ошибок или прямого злоупотребления и халатности, банк несет полную материальную ответственность перед пострадавшей стороной.
Второй источник прибыли коммерческих банков Запада (операции на финансовом рынке) существует и для исламских банков, но в более ограниченной форме. Дело в том, что азарт ни в каких формах шариатом не допускается, поэтому если банк становится активным игроком на фондовой бирже, спекулирует на разнице курсов акций или валют, это считается большим грехом. В то же время, как заявил один специалист в вопросах шариата в беседе с автором, "если банк приобретает акции для сохранения своих активов, то есть использует акции для вложения в них своих средств, то в этом ничего запретного с точки зрения ислама нет" . В связи с этим исламские банки занимаются в основном долгосрочными инвестициями.
Что касается третьего источника прибыли банков Запада (комиссионные сборы), то его доля в доходах исламского банка особенно велика. Существует довольно много операций, которые выполняют исламские банки, получая прибыль в виде комиссионного вознаграждения.
Например, в торговых операциях исламские банки используют принцип "мурабаха". Мурабаха является договором между банком и его клиентом о продаже товаров по специальной цене, которая включает согласованную заранее маржу, то есть разницу между ценой покупки и ценой продажи. Эта маржа составляет прибыль банка. Сама операция включает приобретения банком конкретных товаров по требованию клиента, а затем продажа этих товаров клиенту с наценкой. Оплата производится поэтапно в течение установленного заранее периода времени. Этот вид операций напоминает такую услугу западных коммерческих банков как продажу товаров в рассрочку с установленным процентом, или по-другому потребительский кредит.
Довольно часто мурабаха применяется при финансировании внешнеторговых операций: по просьбе импортера банк открывает аккредитив на зарубежного поставщика. Когда банк обычным порядком получает сообщение об отгрузке, товары "снова продаются" импортеру, при этом точно определяется прибыль, вычисляемая иногда как процент от стоимости импортируемых товаров. Отличие мурабаха от классических банковских операций по финансировании торговли заключается в том, что в первом случае доход банка выступает как торговая прибыль, а не как процент за предоставление кредита. Следует отметить, что клиент в данном случае экономически не за-интересован в своевременном выполнении своих обязательств, по-скольку не опасается накопления процентных платежей. Как спра-ведливо заметили по этому поводу советские ученые А.А.Максимов и Т.П.Милославская, "даже если клиент просрочит платеж, ислам-ский банк не имеет права (если он действительно действует в соот-ветствии с предписаниями шариата) начислять проценты. Поэтому банки должны быть весьма разборчивы в выборе в своей клиентуры" .
Идентичной операции мурабаха является операция бай битаман аджил, когда банк приобретает оборудование или товары по просьбе клиента, а впоследствии продает их клиенту по взаимно согласованной цене (цене продажи), которая превышает цену покупки, что и составляет прибыль банка. Клиент может производить оплату в рассрочку, в установленном заранее сроке, или же выплатить всю сумму сразу.
Еще одной операцией подобного рода является операция бай аль салям, или контракт о продаже товаров, когда цена оплачивается за-ранее, а товары поступают в будущем. Получив денежные средства, банк может вложить их в производство или в ценные бумаги, что позволит ему получить определенный доход, который составляет прибыль банка от данной операции.
Возможна также оплата постепенно, то есть клиент выплачивает банку не всю сумму сразу, а поэтапно - в рассрочку. Такая операция известна в исламском банковском деле под названием "истисна".
Наконец, исламские банки активно занимаются лизингом наравне с их западными конкурентами. Основной операцией в этом случае становится "иджара". Иджара - это такой контракт, когда банк по поручению клиента покупает и сдает ему в аренду какой-то объект за определенную плату. Иджара ни чем не отличается от западного лизинга, поскольку взимать арендную плату с имущества в товарной, а не денежной, форме в исламе не запрещен. Разновидностью иджара является договор иджара ва-иктина, единственным отличием кото-рого является то, что клиент обязуется по окончании срока аренды выкупить арендованное имущество из собственности банка.
Перечисленные основные принципы функционирования ислам-ских банков составляют суть их деятельности. Главный вопрос, кото-рый в связи с этим сразу встает, заключается в том, насколько опера-ции исламских банков отличаются от операций западных банков, и есть ли между ними вообще какая-то разница. Подробнее об этом нам бы хотелось сказать ниже.
1.3 Различия, существующие или мнимые, между деятельностью исламских банков и банков западных стран.
Сравнивая исламские банки с коммерческими банками западных стран, необходимо в первую очередь решить вопрос о банковских процентах. Ссудный процент трактуется разными экономистами по-разному, тем не менее, практически все они сходятся на определении, согласно которому процент - это плата, получаемая кредитором за пользование отданными в ссуду деньгами. Но и исламские банки тоже предусматривают для себя возможность взимания платы за пре-доставленные средства. Является ли в таком случае плата, получаемая этими исламскими финансовыми посредниками, ссудным процентом (риба)?
Существуют различные взгляды на эту проблему. Например, уче-ные бывшего СССР, основывая свои рассуждения на марксистско-ленинском подходе, были склонны отвечать на поставленный вопрос утвердительно. Вот, что говорили некоторые из них по этому поводу: "Надо сказать, что трактовка (запрета - И.Д.) риба как средства ограничения капиталистической эксплуатации преувеличена, поскольку хорошо известно, что Коран и шариат предусматривают различные вознаграждения, фактически компенсирующие отсутствия банков-ского и ростовщического процента" .
"Сколько ни боролся шариат с ростовщичеством на протяжении всей истории существования ислама, он не мог искоренить его в мусульманском обществе. Более того, законы шариата сами способствовали процветанию ростовщичества, открывая последнему путь разными юридическими уловками" .
"При рассмотрении экономической природы всех операций исламских банков становится очевидным, что они не предлагают никакой альтернативы классической банковской деятельности" .
Однако нам представляется, что ключевым в этом вопросе следует считать не сам факт получения кредитором (банком) прибыли, а механизм определения этой прибыли. Когда речь идет о ссудном (банковском) проценте, он определяется как фиксированная часть отданной в заем суммы, которая должна быть возвращена по истече-нии установленного срока наряду с долгом. В данном случае процент составляет неизменную величину, известную заранее и устанавли-ваемую до реализации проекта.
Величина ссудного процента, или, как принято говорить на западе, процентная ставка, определяется на рынке капитала путем совпа-дения спроса и предложения капитала. На общий уровень ставки процента влияют и реальные факторы (предельная доходность капитала, предельные издержки упущенных возможностей), и чисто денежные факторы. Последние, кстати, в современных условиях актив-ной кредитно-денежной политики государства играют все более важную роль. Однако конкретный размер банковского процента может сильно отличаться от среднерыночного. Помимо указанных выше основополагающих причин, существуют и другие. Одна из самых важных среди них - степень риска капиталовложений. Кроме того, важным фактором различий в ставках процента является срок, на ко-торый выдаются ссуда. При прочих равных условиях, краткосрочные ссуды предоставляются под более низкий процент, нежели долгосрочные. Наконец, степень монополизации рынка заемных средств также оказывает сильное влияние на величину ставки процента. В этом случае существует прямая зависимость между уровнем концен-трации капитала и размером ссудного процента.
Западных экономистов приводят ряд доводов пользу процента. Например, по их мнению, ссудный процент является стимулом к осуществлению сбережений и инвестиций, он помогает более точно оценивать инвестиционные решения, наконец, государство использует процентную ставку как один из наиболее гибких механизмов регулирования денежного обращения и всей экономической системы в целом.
Тот факт, что размер процентной ставки устанавливается на свободном, конкурентном рынке, убеждает многих сторонников рыночной экономике, что капитал будет распределен наиболее эффективным способом. Однако, как нам кажется, утверждать так - значит сильно упрощать реальную ситуацию, рассматривать ее в идеализированном варианте, закрывая глаза на такие явления, как неопределеннсть и инфляция, являющиеся вечными спутниками современной экономики. На самом же деле фиксированный банковский процент имеет целый ряд недостатков.
В первую очередь, эти недостатки проявляются в условиях непредвиденной инфляции. В такой ситуации распределение денежных средств осуществляется в пользу должника, иногда также может возникать негативный эффект повышенного налогообложения, уменьшающий реальный доход кредитора.
Считается, что для экономики в целом это обычно не является большим бедствием, поскольку выигрыши одних компенсируются потерями других, но общее равновесие при этом сохраняется. Тем не менее, иногда это может приводить к крайне негативным последствиям, вплоть да полного разорения предпринимателей некоторых отраслей национального хозяйства. Так, в США до начала Великой Депрессии многие фермеры брали кредиты для покупки земли, не зная о значительном будущем снижении цен на их продукцию. Когда же в начале 30-х годов цены резко упали, фермеры не смогли получить практически никаких доходов. В итоге они разорились, а вместе с ними сильно пострадало и сельскохозяйственная отрасль в масштабах всей Америки.
В то же время исламские банки, чья прибыль в основном опреде-ляется как доля в будущем доходе заемщика, будут действовать в тех же ситуациях более эффективно. Ясно, что такой механизм опреде-ления этой платы не зависит прямо от нормы дохода на капитал, он зависит больше от степени участия банка в деле клиента. При заключении договора между исламским банком и его клиентом (заемщиком) первому абсолютно не важно пытаться угадать будущий уро-вень инфляции, чтобы заложить темп инфляции в размер номинальной процентной ставки (учитывая эффект Фишера). Ведь исламский банк получает прибыль не в виде нормы процента на отданную сумму, а как часть общей прибыли от проекта, который он финансировал.
Ряд экономистов считает такой вариант менее эффективным. По их мнению, в западной экономике капитал будет направляться в те сферы экономики, где самые высокие нормы дохода на капитал, то есть капитал будет распределяться наиболее эффективным способом. А в исламской модели капитал будет вкладываться в те отрасли, которые предложат самые высокие доли в будущей прибыли, что, как им кажется, не гарантирует эффективного распределения ресурсов. На самом деле это не совсем верно, потому что доля участия в будущих прибылях определяется в основном такими же факторами, что и процентная ставка в западной модели, то есть рентабельностью, надежностью, временем, деловой репутацией клиента и так далее. Со-ответственно, более высокую долю в будущей прибыли в состоянии предложить успешные отрасли, что неизбежно будет приводить к эффективности в масштабе всей экономики.
Другой фактор, влияющий на уровень процентной ставки, - степень риска - также не может способствовать установлению оптимальной величины ссудного процента. Степень риска - величина, ко-торая в большей мере носит субъективный характер. Два предпринимателя, оптимист и пессимист, будут по-разному оценивать степень риска одного и того же проекта, только потому, что об-ладают разными характерами, а не потому, что для этого существуют какие-то объективные причины. То же касается и вкладов населения: один вкладчик, дающей банку на хранения определенную сумму, будет считать, что очень сильно рискует; другой (по натуре более спокойный) вообще не будет беспокоиться о своих сбережениях. Соот-ветственно, первый вкладчик потребует значительно более высокого процента выплат за отданные средства, нежели второй. А определить в действительности со стопроцентной точностью степень риска по вложенным суммам не может никто.
В этих условиях механизм определения банковской прибыли, которым пользуются исламские банки, является более предпочтительным по сравнению с западным методом, поскольку он более точно определяет степень участия каждого партнера в реализации намеченного проекта. Процентные банки часто практически не участвуют в реальном производстве, поскольку законодательство обычно гарантирует им возврат кредита или хотя бы его части.
Мусульмане не принимают западного банковского дела еще и потому, что в нем банк часто не контролирует использование капитала, заемщик может использовать его любым способом, например, заниматься производством алкоголя, что исламом категорически запрещается.
Имеется и другая яркая особенность исламского банковского дела, помимо выраженного в мударабе и мушараке акцента на прямое участие в прибыли/убытках финансируемого проекта. Обычный банк занимается заимствованием и ссудой денег, то есть в каком-то смыс-ле их покупкой и продажей; исламский банк занимается покупкой и продажей товаров, при том, что деньги выполняют сугубо служебную функцию - меру стоимости. К примеру, мурабаха предполагает приобретение банком от своего имени и за свой счет товара по спецификации клиента с принятием на себя всех рисков торговой операции и последующую перепродажу товара клиенту по цене, включающей закрепленную в договоре наценку, которая составляет в данном случае доход банка.
Еще одним значительным отличием исламских банков от обычных, являются более пассивные операции исламских банков с ценными бумагами. Современные банки становятся активными участниками финансового рынка, что нередко наносит ущерб реальному сектору экономики. (Пример России в этой связи особенно очевиден). Красноречиво эту ситуацию охарактеризовал Дж. Кейнс: "Когда расширение производственного капитала в стране становится по-бочным продуктом деятельности игорного дома, трудно ожидать хороших результатов" . В то же время исламские финансовые посредники не отказываются полностью от участия на фондовом рынке, просто они предпочитают долгосрочные инвестиции краткосрочным.
На основе проведенного анализа операций исламских банков и коммерческих банков Запада можно сделать вывод, что между этими типами финансовых посредников есть как сходства, так и различия. Оба типа банков занимаются более эффективным перераспределени-ем капитала в экономике. Но эту роль они выполняют по-разному. Трудно оценивать какой вариант лучше, поскольку проведенное в этой главе сравнение носит теоретический характер. Более точный ответ можно получить, если рассмотреть функционирование обоих типов банков в конкретной экономической среде, используя при сравнении фактические показатели деятельности исламских и западных банков.
Глава II. Исламских банки и коммерческие банки Запада в экономике своих стран
2.1 Развитие исламских банков и коммерческих банков Запада
История современных западных банков уходит в глубокую древность, хотя точно определить, когда появились первые банки невоз-можно. Известно, что уже в VII-VI веке в Новом Вавилоноском Царстве существовали лица, которые осуществляли две основные функции банков: они принимали на хранение золото (или другие ценности, выполнявшие роль денег) и выдавали ссуду под процент. Изначально процент был очень высоким, однако постепенно он становился более низким.
Новый импульс в развитии банковского дела дало быстрое разви-тие торговли в средние века. Считается, что первые коммерческие банки возникли в Англии в XVII веке. Такова эволюция западных коммерческих банков.
Исламские банки развивались несколько иначе. Во второй половине I тысячелетия нашей эры на Ближнем Востоке торговля была развита как никогда прежде. Соответственно широкие операции по выдаче денежных ссуд осуществляли ростовщики. Процент на выданные средства достигал 100-150%, что приводило к массовому за-крепощению населения.
Основная часть граждан почти весь свой доход тратила на выплату долгов, в результате чего в экономики региона не было платежеспособного спроса. Это не давало возможности хозяйству нормально развиваться.
Не случайно, видимо, Магомет - основатель исламской религии, проводя множество реформ по реорганизации арабского общества, категорически запретил ростовщичество (риба). Обращаясь к рос-товщикам, пророк говорил так: "Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением" . "А те, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, - обрадуй их мучительным наказанием" .
Однако из этого не следует, что в регионах распространения ис-лама кредитными операциями не занимались. "Уже во времена халифата Омейядов существовали купеческие объединения, которые занимались не только торговлей, но и кредитно-ссудными операциями" . В VIII-X вв. в мусульманском мире широкое распро-странение получили платежные средства типа векселей, кредитных писем и т.п." .
История же современных исламских банков насчитывает не более 40 лет. Первой попыткой создать финансовую организацию, чья деятельность соответствовала бы исламским принципам, следует считать эксперимент Ахмада Эль Наджара, предпринятый в Египте в 1963 году. Одна по ряду причин эта попытка не увенчалась успехом, и уже 1967 году эксперимент закончился.
В 70-ых годах исламские банки начали возникать во многих мусульманских странах в больших количествах, что обусловлено тремя основными причинами: обретением исламскими государствами независимости, резко возросшими ценами на нефть и исламским возрождением. При этом многие мусульманские идеологи подчеркивали, что "сегодня в мусульманском мире возникла моральная и практическая потребность в создании исламских банков" . "Моральная", по-тому что современные западные экономические концепции по мно-гим вопросам противоречат учению ислама.
"Практическую потребность" в беспроцентном кредитовании исламские ученые тесно связывают с "моральной" и обосновывают ее тем, что "коммерче-ские ... банки не имели успеха в мусульманских странах". По их подсчетам, в Египте, например, "до 1970 г. к услугам банков прибе-гало около 4% населения", в то время как "исламский банк в Кувейте в день открытия получил 140 млн. долл. переведенных с депозитов коммерческих банков" .
Сообщество исламских банков является сегодня наиболее быстро растущим сегментом финансового рынка Ближнего Востока и некоторых других регионов мира. По данным Международной ассоциа-ции исламских банков, в 1997 году в 35 странах (включая Россию, США, Швейцарию, Австралию и многие другие) функционировало 194 таких кредитных учреждений. Общая сумма активов, управляемых на основе принципов шариата, составляет, по разным оценкам, от 100 до 160 млрд. долл. По мировым меркам, это не очень большая сумма - в середине 90-ых годов активы крупнейшего японского банка "Бэнк оф Токио-Мицубиси" составляли 724 млрд. долл. , что в несколько раз превышает активы всех исламских банков. Тем не менее, динамика развития многих исламских банков, особенно в последние годы, свидетельствует о том, что у них большое будущее: ежегодные темпы роста в этом секторе составляют 10-15%. Более подробные данные об исламских банках представлены в нижесле-дующей таблице:
Таблица 1
Исламские банки: основные характеристики
1993 1994 1995 1996 1997
Число банков 100 133 144 166 176*
Капитал (млн. долл.) 2390 4954 6308 7271 7333
Активы (млн. долл.) 53815 154657 166053 137132 147685
Средства клиентов (млн. долл.) 41587 70044 77516 101163 112590
Чистая прибыль (млн. долл.) - 809 1245 1684 1238
Рентабельность капитала (%) - 16,3 19,7 23,2 16,9
Рентабельность активов (%) - 0,5 0,8 1,2 0,8
Примечание: *Общая численность исламских банков, учтенных Международной ассоциаци-ей исламских банков, - 194; в таблице даны сведения 0 176 учреждениях, предоставивших свои годовые отчеты.
Источник: Directory of Islamic Banks and Financial Institutions - 1997, Jeddah, Saudi Arabia.
Характерно, что в последнее время к услугам исламских банков прибегают не только мусульмане (естественная клиентура), но и та-кие крупные западные фирмы, как "Ай-Би-Эм", "Дженерал Моторс", "Алкатель", "Дэу". Со своей стороны, ведущие западные банки от-крывают у себя исламские подразделения ("АБН-Амро", "Сосьете Женераль", "Чейз Манхэттен", "Голдмэн Сакс", "Ай-Эн-Джи", "Но-мура Секьюритиз", "Джей Пи Морган" и целый ряд других). А "Си-тибэнк" в июле 1997 г. учредил на Бахрейне дочерний "Сити Исла-мик Инвестмент Бэнк" с капиталом в 20 млн. долл.
На фоне, бесспорно, положительной динамики, охватившей исламские банки, тем не менее трудно говорить об их особой конкурентоспособности. Столь высокие показатели роста свидетельствуют лишь о том, что существует большая, до сих пор не занятая ниша на рынке банковских услуг, которую исламским банкам занять гораздо проще, чем западным банкам. Имеется в виду те клиенты банков, которые исповедывают ислам, а значит, следуют всем его предписаниям, в том числе в финансовой сфере.
Место, которое занимает любой тип банков в экономике, также как и его роль в хозяйственной жизни определяется его функциями. Следовательно, чтобы выяснить то значение, которое оба типа банков имеют для своих экономик, необходимо рассмотреть функции этих банков. Поскольку функции коммерческих банков Запада хорошо известны, мы перейдем сразу к функциям, которые выполняют в своих экономиках исламские банки.
2.2 Функции исламских банков
Роль банков в современной экономике трудно переоценить. Бла-годаря осуществлению своих двух главных функций - перераспределения капитала и осуществление расчетов - коммерческие банки обеспечивают расширение рамок общественного производства, экономию издержек обращения, способствуют развитию научнотехнического прогресса. Без таких институтов развитие экономики на современном этапе невозможно, в связи с этим исламская модель также предусматривает наличие такого рода структур. Вышеперечисленные функции возлагаются в ней на исламские банки. Но поскольку исламские банки в основном функционируют в развивающихся странах, их деятельность приобретает свою специфику.
Во-первых, функцией исламских банков является мобилизация финансовых ресурсов. Это схоже с аналогичной функцией западных банков, однако необходимо учитывать особые условия, в которых функционируют эти банки. Исламские банки, в отличие от западных, ведут свою деятельность, как правило, в странах с низким уровнем личного дохода, основная доля которого идет на потребление, а на сбережения остается незначительная сумма денег. Поэтому при работе с клиентами исламские банки пользуются не только экономическими стимулами, но и социально-воспитательными, призывая человека к разумному хозяйственному поведению, воодушевляя его на сбережения и инвестиции. Особое внимание исламские банки, в отличие от западных банков, уделяют в своей деятельности работе с мелкими клиентами, а не с крупными частными владельцами капитала, поскольку именно первый тип наиболее широко распространен в мусульманских странах. По некоторым оценкам, неинвестированные сбережения, которыми располагает основная доля населения в исламских странах, составляет более 80 млрд. долл.
Во-вторых, исламские банки активно занимаются инвестицион-ной деятельностью, но в отличие от западных коммерческих банков, значительно меньшую долю активов размещают в ценных бумагах. Это большое отличие, поскольку западные банки (особенно в усло-виях высокой инфляции и общей нестабильности) являются активными участниками фондового рынка. В результате этого часто наносится ущерб реальному сектору экономики, что особенно ярко прослеживается в деятельности российских коммерческих банков.
Инвестиционная логика исламского банка должна следовать не из непосредственной выгоды банка, а из увеличения общественной, а не личной выгоде. "При этом среди всех проектов особое внимание, по мнению теоретиков исламских банков, необходимо уделять долгосрочным проектам, в которых особенно нуждаются развивающиеся страны" . Для большинства коммерческих банков Запада характерны краткосрочные кредиты, поскольку они менее рискованные и более надежные. Кроме того, исламские банки активно финансируют мелкие проекты, в то время как в западных странах банки занимаются финансированием крупных, высоко прибыльных проектов.
Многие экономисты указывают, что в долевом финансировании (equity finance) кроются значительные преимущества. В западной экономике размер ссудного процента, который в основном зависит от учетной ставки центрального банка, диктует условия для развития реального сектора. В исламской финансовой системе доход по вкладам зависит от результатов деятельности компаний, в которые банк вложил свои средства. Поэтому динамика развития реального сектора в данном случае способствует установлению благоприятной инвестиционной среде и эффективному распределению финансовых ресурсов в пользу отраслей наиболее прибыльных отраслей экономики.
По мнению бывшего исполнительного директора МВФ пакистанца Аббаса Мирахора, финансирование по исламской модели позволяет покончить с зависимостью реального сектора от интересов банковского капитала, характерной для системы, основанной на ссудном проценте. "Денежные активы создаются как ответ на инвестиционные возможности в реальном секторе, поэтому именно реальный сектор определяет ставку дохода в финансовом секторе, а не наоборот" .
Третьей функцией исламских банков является предоставление подробной информации о своих клиентах, если она не относится к коммерческой тайне. При кредитовании своих клиентов эти банки берут часть риска на себя, соответственно они должны особенно тщательно, даже более тщательно, чем западные банки, изучать деятельность дебитора. Собранная информация хранится в специальной базе данных, доступ к которой можно получить за умеренную плату.
Наконец, необходимо отметить также социокультурную функцию исламских банков, которая присуща только этому типу банков. "Посредством экономического воздействия исламский банк должен про-поведовать и развивать исламскую мораль..." . Будучи частью исламской модели экономического развития, банк создает "баланс между материальными и духовными началами, которые не находятся в конфликте между собой", подобно тому, как это имеет место на Западе, а также "устанавливает равновесие между правами и обязанностями, что отсутствует в обычной экономике" .
К этой же функции исламских банков следует отнести содействие социальной справедливости в мусульманском обществе. "Важную роль при этом играет освященный исламом "закат". Этот финансо-вый инструмент был создан на основе налога на имущества и доходы, предписываемого шариатом и считающегося одной из обязанностей каждого мусульманина. В отличие от обычных банков, исламские платят этот налог в обязательном порядке" .
Кроме того, ряд исламских идеологов возлагают на исламские банки такую функцию, как консолидация общества на базе единой религиозной идеи, считая их одним из символов политической и национальной независимости эпохи постколониолизма.
Обобщая, можно утверждать, что основные функции исламских банков и коммерческих банков западных стран одинаковы. Оба типа банков выполняют роль финансовых посредников, осуществляя перераспределение капитала. Эта деятельность приносит реальную пользу всем заинтересованным сторонам, а, в конечном счете, и всему обществу. Говоря о западных банках, можно привести фразу известного американского специалиста в этой области Дж. Долана, который написал: "Достигнув высокого уровня в обработке информации о предложении и спросе на ссуды, а также в установлении норм ссудного процента, рынок банковских кредитов стал важной составляющей единой экономической системы США" и, надо полагать, всех остальных экономически развитых стран мира.
В то же время исламские банки пока не заняли такого места в экономике тех стран, где они функционируют, хотя осуществляемые ими функции более широкие в сравнении с их западными аналогами. До сих пор в большинстве стран, где функционируют исламские банки, они не занимают главное место в кредитно-денежной системе, уступая западным коммерческим банкам. Причины этому, а также перспективы банков, исламских и западных, мы рассмотрим далее
2.3 Перспективы исламских банков и западных коммерческих банков
Рассмотренные функции исламских банков говорят о том, что для большинства экономик современных мусульманских стран исламские банки являются более предпочтительными, чем западные, поскольку их деятельность более точно соответствует условиям развивающейся экономики.
Следовательно, следует ожидать дальнейшего развития исламских банков в мусульманском мире. Что же касается места этих банков в будущей мировой банковской системе, то это уже более сложный вопрос. Существует ряд объективных причин, которые не позволяют исламским банкам функционировать и развиваться более успешно.
Деятельность исламских банков предполагает существование соответствующей среды, основанной также на исламских принципах. В немусульманских странах, как и в большинстве мусульманских стран не существует специального законодательства, которое регулировало бы деятельность исламских банков. Сегодня только в трех странах мира (в Иране, Пакистане и Судане) вся банковская система функционирует по исламским принципам.
В результате этого возникает множество проблем. Например, существует серьезное противоречие с прижившимся за последние пятьсот лет представлением о том, что банку возбраняются занятия торговой и производственной деятельностью и предписывается принимать вклады и выдавать ссуды, выплачивая или, соответственно, получая процент.
Поскольку данное представление отражено в законодательствах большинства стран, остается управлять ситуацией в рамках возможностей, предоставляемых действующим законодательством, - через создание дочерних организаций и прочее. Это позволяет удовлетворять спрос со стороны клиентов и требования акционеров, но утяжеляет структуру бизнеса.
Это не единственная трудность, с которой сталкивается исламский банковский сектор в своем развитии, и не самая фундаментальная их них. В конечном счете, настороженность надзорных органов, сталкивающихся с новым для себя экономическим явлением, может быть снята через взаимный диалог, о чем свидетельствует пример Банка Англии, хорошо разбирающегося в особенностях исламского банковского дела.
Для более успешной деятельности исламским банкам требуется также разработать собственную методику бухгалтерского учета, поскольку современная западная методика не вполне точно отражает результаты функционирования по исламским канонам. Часто осуществление операций в соответствии с принципами ислама может быть крайне неэффективным, если при этом использовать западный метод бухгалтерского учета.
Более серьезная и глубокая проблема состоит в преодолении стереотипов, сложившихся в общественной психологии многих стран мира, в отношении форм работы клиента со своим банком. Эти стереотипы сложились под влиянием западной банковской традиции, безусловно, превалирующей в мире. Среди вкладчиков исламских банков, даже открывших счета, прежде всего, по религиозно-этическим соображениям, достаточно велика доля тех, кто ожидает в первую очередь приращения внесенной суммы, не говоря уже о ее безусловной сохранности. С другой стороны, опросы, проводившиеся среди деловых людей Пакистана и Саудовской Аравии, показали негативное отношение предпринимателей к тем услугам, которые предполагают участие банка в прибыли финансируемого им проекта и/или связаны с раскрытием перед ним своей реальной бухгалтерии. Об этом же свидетельствует и практика: подавляющая часть активных операций исламских банков реализуется как мурабаха, которая внешне имеет известное сходство с процентной ссудой.
Самоограничения, накладываемые на себя исламскими банками, в сочетании с недостаточной разработанностью продуктового ряда порождают проблему альтернативных издержек - из-за невозможности, например, вложений в государственные долговые обязательства - и избыточной ликвидности. С одной стороны, существуют трудности с эффективным управлением данным параметром (сегодня для этого в основном используются сделки на товарных биржах). С другой - тяжеловесы из международной лиги, вооруженные богатым опытом финансового инжиниринга, все активнее включаются в конкурентную борьбу за пассивы этих банков, размывая их клиентскую базу.
Впрочем, последний пример свидетельствует скорее о перспективности исламского банковского дела при условии грамотного менеджмента, профессионализма и способности к новаторству.
Несмотря на то, что исламские банки обладают целым рядом преимуществ перед западными банками, в конкурентной борьбе с последними они едва ли могут одержать победу. Для этого они располагают слишком маленькими активами, незначительным опытом, к тому же традиционные банки Запада солидарно поддерживают друг друга в борьбе с исламскими конкурентами.
В то же время западные банки, понимая, что беспроцентная модель представляют собой хорошую альтернативу, переводят часть своей деятельности на исламские принципы. При этом они не обязательно называют этот вид деятельности исламским. Из этого можно сделать вывод, что более развитая финансовая система будет предоставлять экономическим агентам оба альтернативных варианта банковских услуг, и предприниматель сам будет определять, какой путь привлечения необходимых ему средств предпочтительнее. Такой вы-бор во многом зависит от свойств финансируемого проекта. Ислам-ские способ финансирования более подходит для кредитования таких проектов, когда не требуется особая оперативность, при этом риск является довольно высоким, а первоначальных средств мало или вообще нет. Услуги коммерческого банка предпочтительнее тогда, когда время реализации проекта ограничено, риск не очень велик, и значительная часть капитала уже есть.
К феномену исламского банковского дела можно относиться скептически, так же, как, например, к существующему мнению, что в нем заложен потенциал прорыва финансового бизнеса на последний из возможных рубежей инновации. Вероятно, в обозримом будущем развитие этого сектора по-прежнему не будет выходить за рамки определенной рыночной ниши. Но потенциал развития исламского банковского дела как части общеэкономической модели описывается не только и не столько в технических, количественных терминах, равно как прибыльность банка считается важным, но не определяющим критерием его успеха. Мало-помалу формирующаяся новая философия глобального сообщества предполагает введение этических ограничителей в человеческую деятельность, в том числе в сферу финансовых услуг. Наиболее ярко эту точку зрения выражает сегодня Дж. Сорос, известный финансист и филантроп. Но и кроме него многие западные экономисты, рассуждающие в глобальным масштабе (например, основатель Римского клуба Печеи Арчилио), убеждены в необходимости ограничить финансовую сферу, в том числе и банки. Таким образом, принципы, лежащие в основе исламской модели, весьма созвучны подобной посылке.
Заключение
В данной работе была сделана попытка провести сравнительный анализ деятельности исламских банков и коммерческих банков Запада. При этом мы преднамеренно опустили вопросы, связанные религиозной стороной деятельности исламских банков, посчитав, что это слишком усложнит наш анализ. Сравнение банков проходило на двух уровнях: на теоретическом и практическом. В первой главе банки анализировались с теоретической точки зрения. В результате были выявлены общие и различные аспекты в деятельности рассматриваемых финансовых институтов. Оба типа банков осуществляют две главные функции: расчетные операции и перераспределение капитала. Вторая функция выполняется каждым типом банков по-своему. Западные банки оценивают перспективы капиталовложения исходя из нормы дохода на капитал, считая, что ее можно измерить заранее. Исламские банки инвестируют свои средства в зависимости от доли в будущей прибыли. Размер выплат за предоставленный займ в данном случае не является фиксированным.
Как это и другие отличия влияют на практические результаты деятельности обоих типов банков, мы попытались показать во второй главе. Было выявлено, что деятельность исламских банков более соответствует условиям тех стран, в которых они функционируют. В наиболее развитых кредитно-денежных системах мира существуют оба типа банковских услуг. Вполне возможно, что со временем один из них вытеснит другой, что, скорее всего, станет ответом на вопросом, какой вариант банковского дела более совершенен. Сейчас еще для этого существует слишком мало данных, поэтому ответ содержится в будущем.
Список использованной литературы
1. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. - М.: "Экономика", 1999. - 662 с.
2. Буруджерди Хусейн Таба-Табаи. Рисале товзих аль-масаил. Изд. 4-е. Тегеран, (без года).
3. Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная поли-тика. - Л., 1991. - 448 с.
4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: "Про-гресс", 1978, 496 с.
5. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. - М., "Наука", 1978, 224 с.
6. Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. - М., 1990, 400 с.
7. Курс экономической теории: учебник. - Киров, 1999, 752 с.
8. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М.: ИНФРА-М, 1999, 262 с.
9. Филоник А.О., Исаев В.А., Федорченко А.В. Финансовые структуры Ближнего Востока. - М., 1996, 164 с.
10. Финансово-экономические проблемы развивающихся стран Азии: (Очерки). - М., "Наука", 1978, 316 с.
11. Гукасян Г.Л., Смирнова Г.И. Некоторые аспекты деятельности ислам-ских банков с участием финансового капитала нефтеэкспортирующих арабских стран Аравийского полуострова (На примере Саудовской Аравии и Кувейта). - Арабские страны: Проблемы социально-экономического и общественно-политического развития. Выпуск 2. Сборник статей, - М. 1995
12. Давлетшин И.К. Исламские банки в мировой банковской системе: вче-ра, сегодня, завтра. Ислам: политика, экономика, право, культура. М.,1999, 106 с.
13. Т.П. Милославская, Г.В. Милославский. Некоторые вопросы теории и практики финансово-экономической деятельности ОИК. - Ислам: про-блемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985, 280 с.
14. А.А. Максимов. Т.П. Милославская. Исламские банки в странах Ближ-него и Среднего Востока. - Ислам в странах Ближнего и Среднего Вос-тока. Сборник статей. - М.: "Наука", 1982, 240с.
15. Л.Р. Полонская. Современные мусульманские идейные течения. - Ис-лам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985
16. Бадов А. Деньги - это дар Аллаха. Эксперт, №4, 2000
17. Борисов И. В Москве создается первый исламский банк. Финансовые Известия. - 22.07.97
18. Давлетшин И.К. Беспроцентные банки в российских условиях. The Russian Weekly, №2(133), 2000
19. Журавлев А.Ю. Ислам и экономика. Независимая Газета. Политэкономия, №1(42), 18.01.00
20. Паньковский А. Банки современного ислама. The Russian Weekly, №1(133), 2000
21. Халаф Р. Мусульмане дают кредиты без процентов. Финансовые Из-вестия. - 18.10.94
22. Directory of Islamic Banks and Financial Institutions - 1997, Jeddah, Saudi Arabia.
23. Saeed Abdulla. Islamic banking and Interest. A study of the Prohibition of Riba and its Contemporary Interpretation. - 1996
24. Huband M. Moves to branch out in a big way. The Financial Times. - 16.03.99
25. Islamic banker. #46, November 1999
26. James J. Islamic funds respect strict guidelines. The Wall Street Journal Europe. - 5-6.03.99
27. M. Fahim Khan Financial Modernization in 21st Century and Challenge for Islamic Banking International. Journal of Islamic Financial Services, Vol.1, No.3, October-December 1999
28. Middle East Economic Digest, - 25.04.75
29. Middle East Economic Digest, - 23.06.96
30. Moore Ph. A sanguine sector spreads its global wings. The Wall Street Journal Europe. - 9.04.96
31. http:// www.islamic-finance.com/
32. http://islamic-finance.net/
Описание предмета: «Банковское и биржевое дело»Целью преподавания дисциплины «Банковское и биржевое дело» является изучение основ теории и практики
современного банковского дела, организации кредитно - финансового обслуживания клиентов коммерческими банками.
Основные задачи курса:
- раскрыть сущность банковской деятельности и структуры банковской системы России;
- показать сущность и специфику банка как коммерческой организации, его место и роль в финансово - кредитной
системе;
- раскрыть содержание и технологию основных банковских операций;
- дать представление об основных банковских документах и порядке их составления.
И вот это:
Сайт Университета Натальи Нестеровой
Дисциплина «Банковское и биржевое дело» рассматривает основополагающие вопросы теории и практики
функционирования и организации рационального управления банковской системой и коммерческими банками в условиях
современной России.
Цель изучения дисциплины «Банковское и биржевое дело»: сформировать у студентов научно обоснованные
представления о природе кредитных организаций, вообще, и банков, в частности, о банковской системе и
закономерностях ее развития и функционирования, в том числе об основах эффективного взаимодействия
производственного предприятия (организации) и коммерческого банка, представления о механизмах управления
банковской деятельностью, послужить фундаментом для последующего более углубленного изучения ими различных
сторон реальной деятельности банков, проблем дальнейшего развития отечественной банковской системы и путей их
решения.
Задачи изучения дисциплины «Банковское и биржевое дело»: исходя из указанной выше цели, при изучении данного
курса решаются следующие основные задачи.
1. Формирование у студентов четкого понимания экономической природы, специфических особенностей коммерческих
банков как хозяйствующих субъектов, которые существенно отличают их от производственных предприятий и
нефинансовых организаций, а также от небанковских кредитных организаций.
2. Изучение важнейших аспектов и специфики организации внешнего и внутреннего управления коммерческими банками
в связи с природой и характером выполняемых ими операций.
3. Ознакомление студентов с механизмами централизованного регулирования банковской деятельности.
В программе курса рассматриваются российское банковское законодательство и нормативные акты Банка России.
Особое внимание уделяется формированию понимания студентами сущности и значения экономических нормативов
деятельности коммерческих банков, устанавливаемых для них Банком России. От того, насколько будет развито это
понимание, зависят, в частности, возможности менеджеров банков рационально и эффективно организовать
внутрибанковское управление и менеджера предприятия (организации) - оценивать реальное финансовое состояние
банка, своевременно получать и грамотно интерпретировать необходимую информацию об имеющихся у банка проблемах.
4. Обучение студентов основам анализа работы коммерческого банка.
Прослушав курс, студенты должны:
ЗНАТЬ:
- Структуру современной банковской системы РФ; сущность, функции и принципы деятельности коммерческих банков,
их классификацию; операции по формированию и размещению ресурсов банка (пассивные и активные операции).
- Структуру и основные элементы банковского законодательства РФ; законодательные основы деятельности банка,
основные нормативные документы ЦБР, регламентирующие банковскую деятельность.
- Функции и задачи Центрального банка РФ; инструменты, используемые ЦБР при проведении денежно-кредитной
политики.
- Организационные основы деятельности коммерческого банка.
- Действующие экономические нормативы банковской деятельности, установленные ЦБР.
- Принципы организации и инструменты безналичных расчетов.
- Сущность и классификацию банковских рисков.
- Способы антикризисного управления банком.
УМЕТЬ:
- Получать и грамотно интерпретировать информацию, как об отдельном коммерческом банке, так и банковской
системе РФ в целом.
- Оценивать реальное финансовое состояние банка.
- Аргументированно оценивать политику, проводимую ЦБР на денежном рынке и ее влияние на реальный сектор
экономики.
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
- По способам управления ликвидностью банка и банковскими рисками.
- По анализу финансовой деятельности банка.
- При работе с монографической литературой, а также с нормативными документами ЦБР.
По курсу предусмотрено чтение лекций и проведение семинарских занятий.
Студенты также должны написать реферат и по итогам изучения дисциплины сдать экзамен.
http://www.nesterova.ru/univer/univer_ek2_12.shtml
Литература - Н.Н. Илышева, С.И. Крылов. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации. – М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2008. – 240 с.
- М.В. Пономарев, С.Ю. Смирнова. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Часть 1. Предмет и периодизация курса. Европейская цивилизация в XVI-XVII вв. Век Просвещения - период становления индустриального общества. – М.: Владос, 2004. – 288 с.
- М.В. Пономарев, С.Ю. Смирнова. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Часть 2. Европейская индустриальная цивилизация в XIX в. `Закат Европы`. – М.: Владос, 2004. – 288 с.
- А.В. Смирнов. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 504 с.
- Т.И. Ойзерман. Проблемы историко-философской науки. – М.: Мысль, 1982. – 320 с.
- Л.И. Кулакова, В.А. Западов. А. Н. Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву". Комментарий. – М.: Просвещение, 1974. – 256 с.
- Г.И. Мусихин. Россия в немецком зеркале. (Сравнительный анализ германского и российского консерватизма). – СПб.: Алетейя, 2002. – 256 с.
- И.Г. Пирожкова. История строительного законодательсва Российской империи. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2008. – 288 с.
- Г.И. Мусихин. Власть перед вызовом современности. Сравнительный анализ российского и немецкого опыта конца XVIII - начала XX веков. – СПб.: Алетейя, 2004. – 288 с.
- И.В. Петров. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Сравнительный анализ и правоприменительная практика. – М.: Издательство Михайлова В. А., 2002. – 800 с.
- К.С. Гаджиев. Сравнительный анализ национальной идентичности США и России. – М.: Логос, 2013. – 408 с.
- И.А. Козлов. Экономическая модель России XXI века. Исследования по определению параметров создаваемой экономической модели России XXI века. – М.: Креативная экономика, 2013. – 560 с.
- И.Г. Пирожкова. История строительного законодательства Российской империи. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2008. – 288 с.
- Л.И. Брославский. Экология и охрана окружающей среды. Законы и реалии США и России. – М.: Инфра-М, 2016. – 320 с.
- Религиозные каноны и уголовный закон. Материалы к сравнительному анализу уголовных запретов России и Священных Писаний. К 1000-летию Правды Русской. – М.: Статут, 2017. – 672 с.
- Брославский Л.И. Экология и охрана окружающей среды. Законы и реалии в США, России и Евросоюза. – М.: Инфра-М, 2018. – 582 с.
- С.В.Шерстнёв. Рентгенологическая диагностика заболеваний собак и кошек. Сравнительный анализ рентгеновского изображения нормы и патологии (+ DVD). – М.: Аквариум-Принт, 2018. – 312 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|