Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Финансовые методы управления внешним долгом россииФинансы и кредит
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Амирханова Фарида Селимовна
Финансовые методы управления внешним долгом россии
Специальность: 08.00.10 -Финансы, денежное обращение и кредит
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Москва-1998
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. Актуальность темы исследования. Одной из наиболее тяжелых экономических проблем России в 90-х гг. является накопление внешней задолженности. Неблагополучие в этой сфере внешнеэкономических связей затрудняет реформирование экономики, оказывает тормозящее воздействие на торговлю России как с индустриальными, так и развивающимися странами.
Будущее российской экономики, восстановление политической и социальной стабильности в стране в огромной степени зависит от успешной политики управления внешним долгом. В этой связи одной из самых актуальных проблем является управление внешней задолженностью такими финансовыми методами, которые бы позволили перейти к курсу на сокращение долга и продолжить реформирование экономики.
Набор применяемых российским правительством финансовых методов управления накопленным внешним долгом невелик. Вне поля зрения остаются многие новые явления и тенденции в международной финансовой системе, опыт крупных должников, добившихся существенного облегчения долгового бремени за счет комплексного подхода и использования нетрадиционных методов.
Успешные финансовые методы управления внешней задолженностью России должны не только решать проблему задолженности, но также способствовать реализации более общих задач экономической и финансовой политики государства.
Большая практическая значимость проведения всестороннего исследования управления внешним долгом России, недостаточная разработанность методики управления внешним госдолгом, в том числе финансовых методов урегулирования накопленной внешней задолженности применительно к условиям России, и испытываемый недостаток практических рекомендаций определили выбор и обусловили актуальность темы настоящей диссертационной работы.
1.2. Степень разработанности проблемы.
Теоретические аспекты внешней государственной задолженности, международного кризиса долгов исследовались широким кругом отечественных и зарубежных авторов. Среди них можно назвать Солодовникова С.Н., Котову Е.В., Кузнецова B.C., Твердохлебова В.Н., Шохина А.Н., Линдерта П.Х., Бьюкенена Дж., Лернера А., Ареску К., Кавако-Сильва А., Корея Г., Романса Дж., Уоррена Т., Киш Ю.
В отечественной и зарубежной экономической литературе практически отсутствуют специальные работы по проблеме управления внешним долгом России, за исключением публикаций в периодической печати. Данная диссертация явится первым специальным всесторонним исследованием финансовых методов управления внешним долгом России.
1.3. Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка предложений и рекомендаций по урегулированию накопленной внешней задолженности и повышению эффективности финансовых методов управления внешними заимствованиями России на основе всестороннего анализа финансовых методов управления внешним долгом России.
В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе были сформулированы и решены следующие задачи:
1. определены теоретические основы управления внешним государственным долгом;
2. выявлены особенности развития финансовых методов управления внешним долгом России, включая советский период;
3. разработаны предложения по урегулированию накопленной внешней задолженности бывшего СССР;
4. предложены мероприятия по повышению эффективности финансовых методов управления внешними заимствованиями России.
Предметом исследования диссертационной работы являются финансовые методы управления внешним долгом России.
В качестве объекта исследования выступает внешний долг России. Теоретической и методологической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных экономистов; инструктивные и справочные материалы, нормативные документы; законодательные акты Российской Федерации. В работе также использованы данные научных экономических журналов и газет, статистика международных организаций.
В качестве основной методологической базы исследования, проведенного в данной работе, были использованы системный и сравнительный анализ, а также анализ причинно-следственных связей, методы научной классификации, исторический метод, принципы диалектической логики.
К наиболее существенным результатам, содержащим новизну и решение научной проблемы, относятся следующие:
1. Разработана концепция финансовых методов управления внешним государственным долгом; сформулировано понятие естественных и дополнительных выгод внешнего госзаимствования, естественных и дополнительных издержек внешнего госдолга; дано новое определение понятия "кризис государственной внешней задолженности".
2. Выявлены тенденции развития финансовых методов управления внешним долгом России; углублено и расширено понимание факторов, обусловивших кризис внешней задолженности СССР.
3. Разработаны основные направления и принципы программы конверсии внешнего долга России; разработаны схемы реализации отдельных направлений конверсии: "долг в обмен на собственность", "долг в обмен на налоги", "долг в обмен на экспорт", "долг в обмен на ценные бумаги".
4. На основе раскрытия специфики функционирования вторичного рынка внешних долговых обязательств бывшего СССР предложена и обоснована процедура выкупа долга России Лондонскому клубу кредиторов.
5. В целях повышения эффективности методов управления внешними заимствованиями России сформулированы рекомендации по
формированию оптимальной качественной и количественной структуры внешних госзаимствований.
1.4. Практическая значимость исследования. Выводы и предложения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в работе коммерческих организаций, министерств и ведомств Российской Федерации, занимающихся урегулированием российской внешней задолженности. Результаты исследования используются Рабочим Центром экономических реформ при правительстве РФ для разработки финансовой политики правительства в области управления внешним долгом, в том числе для формирования программы внешних заимствований России.
Положения настоящей диссертации также используются при разработке соответствующих учебных курсов, пособий, учебных изданий кафедры "Финансы и кредит" экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Основные положения и выводы диссертационного исследования излагались автором на семинаре "Вопросы функционирования кредитно-финансовой системы России" на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова ( Москва, 1997 г.).
Общий объем диссертации составляет /^J страниц машинописного текста, в тексте 4 таблицы. Библиографический список использованной литературы состоит из 1 17 наименований.
Цель и задачи исследования определили следующую структуру работы.
План диссертационной работы Введение
Глава 1. Теоретические основы управления внешним государственным долгом.
1. Содержание внешнего государственного долга. 1.2. Задачи и методы управления внешним госдолгом.
2. Финансовые методы урегулирования кризиса внешнего госдолга.
Глава 2. Практика управления внешним долгом России.
2.1. Особенности управления внешним долгом СССР.
2. 2. Процесс формирования и обслуживания внешней задолженности России.
Глава 3. Пути повышения эффективности управления внешним долгом России.
3.1. Конверсионные методы урегулирования внешней задолженности бывшего СССР.
3.2. Реализация метода выкупа долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств России Лондонскому клубу кредиторов.
3.3. Мероприятия по повышению эффективности финансовых методов управления внешними госзаимствованиями. Заключение Библиографический список использованной литературы.
2.Основное содержание диссертационной работы.
2.1. Концепция финансовых методов управления внешним государственным долгом.
Настоящая концепция есть системное представление о финансовых методах управления как средствах повышения эффективности управления внешним госдолгом. Концепция основана на результатах проведенного в диссертации анализа внешнего госдолга и методов его управления.
Финансовые методы управления характеризуются в диссертаций такими способами и формами обеспечения процесса функционирования внешнего госдолга, для принятия решений о которых, в отличие от административных методов, главным критерием являются финансовые показатели и расчеты. Для раскрытия концепции используются следующие определения.
Еестественными в диссертации названы выгоды, имманентно присущие внешнему госзаимствованию. К ним относятся:
1. Внешние госзаимствования являются дополнительным источником финансовых ресурсов при ограниченности рынка внутренних капиталов.
Внешние госзаимствования позволяют временно решить вопрос финансирования дефицита платежного баланса страны, способствуют временному улучшению курса национальной валюты, препятствуют отливу золота за границу.
Внешние госзаимствования, в отличие от внутренних, не повышают внутреннюю ставку процента.
Реализация естественных выгод происходит на относительно большом временном участке, поэтому они являются выгодами краткосрочными.
Естественными издержками внешнего госдолга является стоимость долга - процент на ссудный капитал. Естественные издержки имманентно присущи внешнему госдолгу.
Дополнительные выгоды внешнего госзаимствования и дополнительные вдержки внешнего госдолга, в отличие от естественных, возникают следствие эффективного или неэффективного использования внешних заимствований.
Дополнительные выгоды возникают вследствие эффективного использования средств. Они определены следующим образом: 1) усиление темпов экономического роста страны-заемщика; 2) стимулирование и расширение внешней торговли; 3) улучшение платежного баланса страны; 4) крепление национальной валюты; 5) накопление государственных валютных резервов; 6) рост накопления в стране-заемщике; 7) отсутствие ли уменьшение экономической и политической зависимости страны-приемщика от кредитующей страны. Дополнительные выгоды создаются в течение относительно длительного периода времени и являются выгодами долгосрочными.
дополнительные издержки возникают вследствие неэффективного использования внешних заимствований и представляют собой следующие экономические последствия: 1) замедление темпов экономического роста страны-заемщика; 2) ухудшение условий внешней торговли; 3) ухудшение платежного баланса; 4) ослабление национальной валюты: 5) уменьшение официальных валютных резервов; 6) перекладывание долгового бремени на будущие поколения: 7) экономическая и политическая зависимость страны-заемщика от кредитующей страны.
Далее в работе дано новое определение кризиса государственной внешней задолженности как такого состояния внешнего долга страны, при котором дополнительные выгоды внешнего госзаимствования стремятся к своему минимуму, а естественные и дополнительные издержки внешнего госдолга стремятся к своему максимуму.
Для роста дополнительных выгод внешнего госзаимствования и снижения естественных и дополнительных издержек внешнего долга основное значение имеет эффективное управление внешним госдолгом, в частности, финансовые методы управления.
Критерием эффективности финансовых методов управления внешним госдолгом является способность максимизировать выгоды внешнего госзаимствования и минимизировать издержки внешнего госдолга для страны-заемщика. Определяющее значение для эффективности финансовых методов управления внешним госдолгом имеет эффективность методов использования внешних заимствований. Нулевая эффективность финансовых методов управления определена автором как нулевая эффективность использования заимствований, при которой в процессе обращения заемного капитала не возникает ни прибыли, ни убытка. Основным признаком неэффективности финансовых методов управления внешним госдолгом является наступление долгового кризиса.
Естественные выгоды внешнего госзаимствования абсолютно не зависят от эффективности финансовых методов управления внешним долгом. При любом уровне эффективности методов управления уровень естественных выгод всегда будет положительным. Естественные издержки внешнего госдолга зависят от эффективности методов управления внешним долгом, но при любом уровне эффективности уровень естественных издержек будет всегда больше нуля. Возникновение и уровень дополнительных выгод и издержек зависят от эффективности финансовых методов управления. Автором в работе выявлена закономерность: при росте дополнительных выгод уменьшаются соразмерно дополнительные издержки, и наоборот. При эффективности методов управления, равной нулю, не возникают ни дополнительные выгоды, ни дополнительные издержки.
В диссертации разработана следующая классификация финансовых методов управления внешним госдолгом:
1. финансовые методы подготовки и обеспечения внешнего заимствования: а) оценка текущего состояния внешнего госдолга; б) анализ состава, структуры, процедур получения и использования внешних займов; в) анализ и прогнозирование состояния мировых рынков внешних займов; г) анализ и прогнозирование состояния кредитного рейтинга страны; д) анализ и оценка текущей и будущей платежеспособности страны; е) оценка и управление рисками внешнего заимствования; ж) планирование качественной и количественной структуры внешних заимствований; з) учет и оценка альтернативных форм внешнего заимствования.
2. Финансовые методы осуществления внешних заимствований: а) виды, формы и условия привлекаемых займов; б) контроль выпуска новых займов.
3. Финансовые методы подготовки и обеспечения использования внешних заимствований: а) планирование использования внешних займов: б) оценка и анализ проектов использования с учетом инвестиционных рисков; в) учет, анализ и оценка альтернативных возможностей использования внешних заимствований.
4. Финансовые методы использования внешних заимствований: а) виды и формы использования внешних заимствований: б) контроль использования внешних заимствований.
5. Финансовые методы подготовки и обеспечения погашения внешнего долга:
а) планирование возврата внешних долгов; б) определение источников финансирования внешнего госдолга.
6. Финансовые методы погашения внешнего госдолга: а) методы финансирования погашения внешнего долга; б) специальные методы урегулирования внешнего долга в случае ухудшения платежеспособности страны или ситуации долгового кризиса; в) контроль погашения внешнего долга.
Далее в работе подробно охарактеризованы финансовые методы урегулирования кризиса внешнего госдолга и определена их эффективность.
2.2. Основные тенденции развития Финансовых методов управление внешним долгом России.
Для оптимального решения задач, поставленных при определении предмета и цели исследования, в диссертации проанализировано в динамике развитие финансовых методов управления внешним долгом России, включая советский период.
Методы осуществления внешних заимствований в СССР характеризуются тем, что внешний долг СССР до 1985 г. формировался в основном за счет связанных займов, которые предназначались для оплаты товаров, купленных в стране, предоставившей заем. Общая сумма финансовых займов была незначительна, их доля по отношению к обшей сумме капвложений в народное хозяйство СССР составляла малую величину. Неразвитость методов осуществления заимствований проявлялась также в отсутствии практики привлечения средств путем выпуска ценных бумаг на международных финансовых рынках.
Проведенный анализ позволил автору сделать вывод о неэффективности методов использования и погашения внешнего долга в СССР. Методы использования внешних заимствований характеризовались административным принципом распределения средств. Кредиты выдавались без должного учета и оценки потребности в них конечных получателей- предприятий. Импортное оборудование для промышленных предприятий, поставляемое в счет иностранных кредитов, не устанавливалось годами, так как строительство шло очень медленными темпами.
Вследствие неэффективного использования внешних займов и неконкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности СССР на мировом рынке основным источником погашения долга СССР являлись средства от экспорта сырья и энергоносителей. По компенсационным сделкам в качестве оплаты за поставляемое в СССР оборудование и услуги выступали встречные поставки сырьевых ресурсов.
В целом в СССР преобладали административные методы управления внешним госдолгом, соответствовавшие общей стратегии управления народным хозяйством. До середины 80-х гг. задолженность СССР западным кредиторам увеличивалась достаточно медленными темпами: в 1971 г. она равнялась 1,8 млрд. долл. США, в конце 1985 г. составила примерно 29 млрд. долл. США. *
С середины 80-х гг. проявились качественно новые тенденции в методах привлечения внешних заимствований СССР: 1) переход к практике массовых внешних заимствований на западных финансовых рынках. Только с начала 1985 г. до конца декабря 1986 г. долг СССР западным коммерческим банкам и правительствам увеличился с 25,6 млрд. долл. до 38,4 млрд. долл. США, то есть на 50% **; 2) переход от связанных, целевых займов к преимущественно несвязанным займам.
Изменения в политике управления внешним долгом СССР отражали попытку советского руководства облегчить переход от командно-
* Simonov V. Credit reform in the USSR: from total regulation to total deregiilation?//Problems of economic transition. - Armonk (N.Y.), 1992 - vol-35 № 2.
** Commercial lending to the Soviet bloc: Hearing before the Subcommittee on international economic policy and trade of the Committee on foreign affairs. House of representatives, 100th Congress, 1st session, Nov. 17, 1987. - Wash.: Gov.print.off., 1989. - p.9.
административной системы к внедрению элементов рыночного хозяйства.
В диссертации определены факторы резкого роста долговых обязательств СССР перед иностранными кредиторами.
Внутренние факторы: 1) нарастание кризисных явлений в экономике СССР; 2) преждевременная либерализация режима внешнеэкономической деятельности (вне совокупности факторов формирования рынка).
Внешние факторы: 1) падение мировых цен на энергоносители - основу экспорта СССР; 2) в середине 80-х годов СССР оказался одной из немногих стран, представлявших интерес для размещения избыточного, прежде всего банковского капитала. Только в 1988-1990 гг. коммерческие банки предоставили новых кредитов на 14 млрд. долл. США *; 3) "кредиты перестройки", или займы, выделенные в связи с новым политическим курсом. В частности, в 1991 г. было предоставлено 12,5 млрд. долларов госкредитов (для сравнения, таких кредитов в 1997 году планировалось привлечь на сумму до 2 млрд. долларов США)**; 4) отношения, сложившиеся с СЭВ в конце 80-х годов, касавшиеся, в частности, формирования цен и расчетов в переводных рублях.
В начале 90-х гг. наступает кризис внешней задолженности СССР, основной причиной которого явилось несоответствие новых задач политики управления внешним госдолгом и прежних административных методов использования и погашения долга. Общая сумма внешней задолженности СССР по состоянию на 1 января 1992 г. составила 96,6 млрд. долларов США. Ежегодно в период с 1990 по 1995 г. в соответствии с графиками кредитных соглашений предполагалось выплачивать по 15-17 млрд. долларов США ***,
В связи с кризисом внешнего долга, процессом реформирования экономики первостепенную значимость приобрела задача развития
* Statistics of external indebtedness, 1983-1991. Paris: OECD, 1993.
*** Костин А. Банкротство России уже не грозит.//Известия. - 1997. - № 104. - с.4.
финансовых методов управления внешним долгом России. Процесс развития финансовых методов управления внешним долгом России был условно разделен автором на два периода: 1) 1992 -1995 гг., 2) 1995 - по настоящее время.
В течение первого периода развитие финансовых методов управления внешним долгом России было ограниченным. Об этом свидетельствуют следующие данные:
1. При большой потребности во внешних финансовых ресурсах Россия не могла рассчитывать на привлечение иностранного капитала без официальной поддержки правительств западных стран и международных организаций. Долгое время предоставлялись "дорогие", с экономической и политической точек зрения, "связанные" кредиты, а также ссуды международных финансовых организаций, которые носят обусловленный характер.
2. Кредитная помощь в основном уходила на текущее потребление, а нс на укрепление производственного потенциала страны. 3. Достигнутые соглашения о краткосрочной реструктуризации внешнего долга Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов не давали долгосрочного решения проблемы урегулирования советского долга.
С наступлением второго периода в связи с началом процесса долгосрочного урегулирования накопленной внешней задолженности развитие финансовых методов управления внешним долгом России происходит более динамично. В работе приведены данные, позволяющие сделать вывод о возникновении тенденции роста эффективности финансовых методов управления внешним долгом России:
1. Присвоение России официального кредитного рейтинга.
2. Выход России на мировые облигационные рынки, что означает удешевление стоимости внешних заимствований и увеличение их срока;
3. Преобладание в настоящее время в структуре заимствований долгосрочных кредитов в среднем на 8 лет.
4. Повышение ответственности предприятий, приобретающих импортное оборудование в счет иностранных кредитов, в связи с их обязанностью компенсировать федеральному бюджету все расходы по обслуживанию возникающего государственного долга по реальному рыночному курсу рубля к доллару.
5. Завершение процесса долгосрочного урегулирования внешней задолженности бывшего СССР.
В работе обоснована необходимость дальнейшего развития финансовых методов управления внешним долгом России и повышения их эффективности на основе анализа и выявления следующих факторов: 1. Низкий официальный кредитный рейтинг России: 2. Высокая стоимость внешнего долга, образованного в результате размещения еврооблигаций (в среднем около 10% годовых); 3. Неразвитость управления рисками внешнего госзаимствования; 4. Продолжающийся рост внешней задолженности России. Только в 1995-1996 гг. внешний долг увеличился на 12 млрд. долл. США. На 1 января 1997 г. общая внешняя задолженность России достигла 124,1 млрд. долл. США. При этом долг бывшего СССР с учетом реструктуризации составил 103 млрд. долл. США*; 5. Долгосрочная реструктуризация внешних долгов России Парижскому и Лондонскому кредиторов осуществляется под довольно высокие проценты, что в дальнейшем может привести к подрыву кредитоспособности страны.
2.3. Основные принципы и направления программы конверсии внешнего долга России.
Долгосрочная реструктуризация внешнего долга России Парижскому и Лондонскому клубу принципиально не решила проблему внешней задолженности бывшего СССР, правопреемником по которой выступает Россия. В связи с этим автор сформулировал основную задачу управления
** Костин А. Банкротство России уже не грозит.//Известия. - 1997. -№104.- с.4.
внешним долгом России ближайшего периода как переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. Для реализации указанной задачи в диссертации предложена программа конверсии внешней задолженности бывшего СССР.
Автор определил основные принципы программы конверсии внешнего долга России:
1. Приоритетными инвестициями при осуществлении программы конверсии внешнего долга России являются инвестиции в экспортоориентированные и импортозамещающие производства, на развитие инфраструктуры.
2. Фактическое дотирование инвестиций в виде преференциального валютного курса для держателей российских внешних долговых обязательств имеет смысл только в том случае, если эти инвестиции без конверсии в страну не пришли бы.
3. Критерий приемлемости внешних долговых обязательств для участия в различных схемах конверсии долга должен учитывать как условия обращения различных видов внешних долговых обязательств (срок обращения, стоимость обслуживания), так и возможности реализации более выгодных вариантов облегчения долгового бремени по данным обязательствам.
4. В ходе конверсии российского внешнего долга инвесторами могут быть не только иностранные, но и российские предприниматели, выкупившие российские долги на вторичном долговом рынке. Участие российских резидентов в программе конверсии будет препятствовать процессу "денационализации" экономики и способствовать возврату в Россию "сбежавших" капиталов.
5. Конверсионные схемы, предусматривающие прямой обмен долга на национальную валюту, потенциально инфляционны. Преференциальность курса создает потенциал для арбитража, если конверсионная программа не вводит некоторых ограничений на репатриацию капитала. В качестве основных направлений программы конверсии внешнего
долга России автор рекомендует использовать следующие варианты конверсионных схем:
а) "Долг в обмен на собственность". В рамках данной схемы необходимо использовать обмен советских долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий. Подобные операции разрешены приватизационным законодательством России.
Автор рекомендует проведение тендеров по обмену пакетов акций конкретных предприятий на обязательства по выкупу российских долговых инструментов плюс дополнительные капиталовложения. Такая схема дает возможность избежать инфляционного эффекта, привлечь стратегических инвесторов при правильной организации, приватизировать крупные объекты. При этом долг, конвертируемый в процессе приватизации государственного предприятия, может быть внешним долгом этого же предприятия. Автор определил основные параметры схемы "долг в обмен на собственность":
1. курс обмена (официальный или преференциальный), при котором долг в иностранной валюте конвертируется в российские рубли.
2. комиссии, удерживаемые местными властями и/или местными посредниками за право участия в конверсии;
3. степень "прозрачности" программы конверсии:
4. любые квоты и ограничения по сумме внешнего долга, который можно конвертировать;
5. процедуры предоставления права на конверсию долга (публичный аукцион, постепенные переговоры и т. д.);
6. скидки к номинальной стоимости долга, применяемые во время конверсии, и любая дифференциация таких скидок в соответствии с иерархией правительственных приоритетов. Представляется, что при осуществлении приоритетных инвестиций размер скидок в целях привлечения инвесторов должен быть минимальным;
7. формы, в которых средства конверсии делаются применимыми, т.е. наличность или другая форма долгового инвестирования;
8. применяемый налоговый режим;
9. график и ограничения по репатриации капитала и переводу прибыли;
10. любые ограничения на процентное соотношение долей (акций) компании, которые могут быть предоставлены в собственность при конверсии долга.
11. требование осуществления части инвестиций в форме "новых" денег.
Необходимо также соблюдать ряд условий: 1) Использование конверсии внешнего долга в акции возможно лишь после экономически обоснованной по международным стандартам стоимости отечественных предприятай. Стоимость акций должна правильно отражать цену предприятия на мировом рынке. 2) Приобретение пакетов российских акций должно сопровождаться обязательствами о новых инвестициях.
Без соблюдения этих условий обмен долгов на акции может превратиться в распродажу российского имущества в ущерб национальным интересам страны.
б) "Долг в обмен на налоги". Необходимой предпосылкой для конверсии долга в налоговые платежи должно стать законодательное установление налоговых льгот для инвесторов - держателей внешнего долга России. Положения закона о налоговых льготах должны быть разработаны таким образом, чтобы уплата налога на прибыль (и/или других налогов) инвесторами была возможной путем зачета российских внешних долговых обязательств в пропорции, при которой бы большая сумма налога погашалась меньшей суммой внешнего долгового обязательства. Например, две денежные единицы из общей суммы налога будут засчитываться при предъявлении одной денежной единицы долгового обязательства. Тем самым у потенциального инвестора возникнет реальный стимул осуществить инвестиции.
При внедрении схемы "долг в обмен на налоги" необходимо конкретизировать наиболее существенные параметры данной схемы:
1) виды налогов, погашаемых путем зачета внешнего долга; 2) виды инвестиций, по которым будут представляться подобные льготы. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществлении новых приоритетных инвестиций; 3) курс пересчета суммы налога в валюту долгового обязательства; 4) любые квоты и ограничения по сумме внешнего долга, который можно конвертировать; 5) процедуры предоставления права на конверсию долга; 6) скидки к номинальной стоимости долга; 7) график и ограничения по репатриации капитала и переводу прибыли.
При реализации конверсионной схемы "долг в обмен на налоги" Россия фактически будет погашать свой внешний долг за счет доходов, которые без установления данных налоговых льгот не возникнут вообще, так как у инвесторов не появится стимула осуществлять новые инвестиции.
в) "Долг в обмен на экспорт". В данной схеме принципиально важной является качественная характеристика экспорта. Долг необходимо обменивать не на экспорт сырья и материалов, а машинотехнической и иной готовой продукции. Это позволит поддержать конкурентоспособные внутренние производства, сохраняя при этом рабочие места, обеспечивая поступление налогов и финансируя инвестиционные затраты производителям, содействует увеличению их экспорта на уже традиционные рынки и освоению новых рынков сбыта, одновременно помогая бюджету расплатиться по внешним долгам.
Для России важна поддержка отраслей, имеющих значительный экспортный потенциал: космической, авиационной, алюминиевой промышленности и др., которые могут способствовать росту экономики в целом. В настоящее время на внешних рынках можно успешно реализовывать продукцию бывших российских оборонных предприятий, занимающихся разработкой и выпуском изделий, соответствующих сегодняшнему мировому уровню или превышающих его. В первую очередь это относится к тем предприятиям, которые выпускают волноводные голограммы, небольшие ядерные реакторы, лазерную аппаратуру, авиационные двигатели на криогенном топливе, биохромные пленки и т.д.
В диссертации выведены основные параметры схемы "долг в обмен на экспорт": 1) курс обмена валюты при пересчете суммы внешнего долга в стоимость товаров; 2) выбор поставляемых экспортных товаров; 3) ограничения по сумме внешнего долга, который можно погасить товарными поставками; 4) возможные скидки к номинальной стоимости внешнего долга. Представляется, что чем большим спросом пользуется товар на мировом рынке, тем больше должен быть размер скидки.
Конкретизация указанных параметров является предметом переговоров между страной-заемщиком и кредиторами. При этом существуют возможности для выгодного торга. Выигрыш России зависит от выбора поставляемых товаров, объемов поставок, применяемого курса валюты, уровня скидок. Эти возможности необходимо использовать.
г) "Долг в обмен на ценные бумаги". Применение конверсионной схемы "долг в обмен на ценные бумаги" является способом оптимизации бюджетных расходов на обслуживание иностранных кредитов, которые были получены отдельными предприятиями. В диссертации предложен метод формирования рынка внутренних обязательств предприятий перед государством путем секьютиризации, то есть превращения в ценные бумаги задолженности предприятий перед бюджетом. В покупке таких обязательств будут заинтересованы банки, желающие получить контроль над предприятиями-должниками, предприятия той же отрасли, намеренные расширить свой бизнес, либо фирмы, имеющие долги перед выпустившими обязательства предприятиями.
2.4. Процедура выкупа внешних долгов России Лондонскому клубу кредиторов.
Учитывая условия обращения и торговли внешних долговых обязательств России Лондонскому клубу банков-кредиторов, в диссертации предложен метод выкупа долга с дисконтом для урегулирования этой части внешней задолженности России. Путем выкупа долга будет осуществлена оптимизация бюджетных расходов на обслуживание внешнего долга за счет уменьшения номинального долга и экономии на будущих процентных выплатах.
Процедура выкупа внешнего долга с дисконтом, разработанная автором, состоит в следующем. Правительство РФ должно назначить агента для организации выкупа долга, финансовую компанию или коммерческий банк, который обладает достаточным опытом в операциях по купле-продаже российских долгов. Должен быть установлен дисконт к номиналу долга, исходя из которого правительство готово будет выкупить у агента купленные им долги.
Если агент выкупает долг с большим дисконтом, полученная экономия делится между агентом и государством. При этом доля государства должна варьироваться в зависимости от суммы выкупленных обязательств, но составлять не менее 60-70%. Чем больше в абсолютном выражении будет являться сумма выкупленных обязательств, тем выше должна быть доля государства. Доля агента составляет его коммерческий интерес. Тем самым у него будет стимул выкупать внешние обязательства с наибольшим дисконтом, с минимальной нагрузкой для госбюджета. Возможности выбора агента достаточно широки. На сегодняшний день многие крупные российские коммерческие банки имеют длительный опыт работы на международных финансовых рынках, в том числе с российскими внешними долговыми обязательствами.
Главными условиями выкупа российских долговых обязательств должны стать полная конфиденциальность совершаемых сделок, минимальное количество уполномоченных агентов, в идеале - один агент.
Вместе с тем в работе выявлены возможные трудности, связанные с реализацией метода выкупа долга: 1) Выбору единственного агента может воспрепятствовать конкуренция между российскими банками за прибыльный бизнес: 2) Наличие единственного уполномоченного агента предполагает возможность реализации монопольного поведения. Коммерческий банк, имея монополию на выкуп российского долга, может пытаться диктовать свои условия правительству, реализовывать выкупленные долги по завышенным ценам. При наличии нескольких агентов такое развитие событий также не исключено, если между ними будет заключена негласная договоренность. Несмотря на указанные потенциальные трудности, выкупные операции являются выгодными, если их проводить постепенно, покупая долги небольшими партиями и придавая операциям чисто деловой характер.
2.5. Мероприятия по повышению эффективности финансовых методов управления внешними заимствованиями России.
Успешное управление новыми внешними заимствованиями является необходимым условием решения проблемы накопленной внешней задолженности. В качестве основных выводов диссертационного исследования автор сформулировал ряд рекомендаций, позволяющих повысить эффективность финансовых методов управления внешними заимствованиями.
1) Определение пределов новых внешних заимствований. Для сдерживания роста номинального госдолга ежегодный объем вновь привлекаемых иностранных кредитов и займов должен примерно соответствовать размерам ежегодного погашения внешнего долга (текущим выплатам основного долга), а не суммарным платежам не только по погашению, но и обслуживанию внешнего долга, как это практиковалось в последние годы.
Реализация данного подхода не должна быть догматической. Если, например, размещения российских "евроооблигаций" позволяют привлечь средства в бюджет на более выгодных условиях, по сравнению с внутренними заимствованиями, то неразумно не осуществить эти заимствования, как только они превысят установленный для внешнего долга лимит. 2) Формирование оптимальной структуры внешних заимствований.
1. Введение практики оценки и управления рисками внешнего госзаимствования (в частности, рисками колебаний валютных курсов и процентных ставок) наряду с учетом и оценкой альтернативных форм внешнего госзаимствования.
2. Выработка стратегии заимствований и определение критериев отбора проектов, финансируемых МБРР и ЕБРР, позволит отсекать или откладывать на более поздние сроки некоторые займы, не решающие первоочередных общегосударственных инвестиционных и инфраструктурных задач. Для достижения этой цели важно объединение усилий законодательной и исполнительной ветвей власти.
3. Улучшение организационной работы по проработке проектов, финансируемых МБРР и ЕБРР, для сокращения сроков и затрат на этом этапе.
4. Разработка механизма и критерии выбора проектов, финансируемых за счет двусторонних "связанных" кредитов, предоставляемых иностранными правительствами или их специализированными институтами в целях поддержки национальных экспортеров. Для реализации проектов, заслуживающих государственной поддержки, следует более активно использовать практику организации международных торгов.
5. С выходом России на мировой рынок облигационных займов возникла потребность учета их специфических форм и условий, особенностей международных и национальных финансовых центров- Слишком высокий спрос на международном рынке капитала может не только ухудшить финансовые условия заимствований, но закрыть этот источник вообще.
6. Необходима постоянная забота о поддержании устойчивого кредитного рейтинга России. Для предотвращения снижения рейтинга вследствие принятия правительственных решений, повышающих экономические и политические риски, необходима координация действий всех структур, формирующих экономическую политику государства.
7. Развитие планирования и прогнозирования перспектив кредитоспособности России. Целесообразно применение метода экспертных оценок, использующий набор показателей, характеризующих различные параметры экономического развития и валютно-финансового положения страны.
8. Совершенствование контроля за исполнением международных обязательств. Надо ежегодно проводить анализ состава, структуры, процедур получения и использования внешних займов. Несмотря на то, что в настоящее время обязательства по внешнему долгу России неукоснительно соблюдаются, бюджетные расходы на обслуживание внешнего долга должны быть защищены от сокращения. Важную роль может сыграть принятие Закона о государственном долге, который закрепит защищенность соответствующих бюджетных статей.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1. Развитие финансовых методов управления внешним долгом России. - М., Диалог-МГУ, 1997. - 16 с. - 1 печ. л.
2. Внешний долг: непривычные решения//Экономика и жизнь. - 1998. -№2.-0,3 печ. л.
Описание предмета: «Финансы и кредит»Специальность «Финансы и кредит» дает комплекс знаний в области: государственных и муниципальных финансов,
банковского и страхового дела, денежного обращения, финансового менеджмента, рынка ценных бумаг, налогов и
налогообложения. Специальность предполагает изучение: процессов формирования и исполнения бюджетов разных
уровней; механизма управления государственным долгом; функционирования внебюджетных фондов; порядка
планирования, учета и отчетности на предприятиях, в организациях, учреждениях; организации и управления
денежными потоками предприятий, инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов; особенностей организации
финансов предприятий и организаций; банковского и страхового дела.
Литература - К.А. Багриновский, М.А. Бендиков, Е.Ю.Хрусталев. Современные методы управления технологическим развитием. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. – 272 с.
- Рыночные методы управления окружающей средой. Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 288 с.
- Роберт С.Хиггинс, Маргарита Раймерс. Финансовый менеджмент. Управление капиталом и инвестициями. – М.: Вильямс, 2013. – 464 с.
- А.В. Дорждеев. Институциональные инструменты повышения эффективности бюджетных отношений при управлении региональным долгом. – М.: Анкил, 2011. – 272 с.
- А.Е. Воробьев, Т.В. Чекушина. Национальная экономическая безопасность России. Методология управления государственными долгами. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2006. – 420 с.
- О.Б. Александров. Регионы во внешней политике России. Роль Северо-Запада. – М.: МГИМО (У) МИД России, 2005. – 188 с.
- Письменные источники в собрании ГИМ. Часть 3. Материалы по военной истории России. – М.: Государственный Исторический музей, 1997. – 184 с.
- Священник Алексей Андреев. Становление финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви. История централизованного управления церковным имуществом и финансами в России. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. – 120 с.
- Александр Николаевич Гриценко. Государственный внешний долг России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 268 с.
- Эркин Мансурходжаев. Регулирование государственного внешнего долга. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 152 с.
- Арслан Атаев. Антикризисное регулирование внешней задолженности. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 188 с.
- Михаил Дорофеев. Матричные методы управления корпоративными финансами. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 168 с.
- Роберт Кийосаки. 8 финансовых заблуждений. Управление деньгами. – М.: Попурри, 2015. – 80 с.
- В.В. Ефимов. Средства и методы управления качеством. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 226 с.
- Н.О. Люшнина, О.А. Николайчук. Внешний долг России. – М.: Инфра-М, 2015. – 132 с.
- М.Ю. Золотухин, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. История международных отношений и внешней политики России в Новое время. XIV - начало XIX века. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2015. – 352 с.
- Ю.К. Цареградская. Государственный долг России в системе финансового права. Особенности правового регулирования. – М.: Проспект, 2016. – 136 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|