Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Трансформации российской макроэкономической модели и экономический рост

Экономическая теория

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

САКТОЕВ ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ

 

 

Трансформации российской макроэкономической модели и экономический рост

Специальность: 08.00.01- политическая экономия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук

Санкт-Петербург

1999

 

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Оптимизация стратегии реформирования российской экономики, достижение стабильного развития и динамичных темпов экономического роста являются без всякого преувеличения задачей номер один. Именно от этого зависит судьба России. По сути дела, российские преобразования начались с 1985 г., когда советское руководство начало "перестройку", переросшую в 1992 г. в курс осуществляемых ныне реформ. За эти 15 лет жизнь россиян претерпела разительные изменения. Процесс ломки старого хозяйственного механизма страны вылился в дезинтеграцию государства; демонтаж великой державы - СССР привел к радикализации социальных, политических и религиозных отношений, спровоцировал многочисленные вооруженные конфликты, породил великое переселение бывших советских народов.

В обществе возродились социальные группы, ликвидированные в ходе строительства социалистического общества: предприниматели, банкиры, рантье, безработные. Население страны расслоилось на бедных и богатых, между которыми образовалась глубокая пропасть.

Возрожденный рынок не явился панацеей, не смог пока обеспечить стабильное развитие отечественной экономики. Более того, стремительное и радикальное разрушение прежней плановой системы привело к обвальному падению отечественного производства. К великой еще недавно индустриальной державе начали относиться как к отсталому сырьевому придатку мирового хозяйства, лишенному будущего. Бели до 1985 г. доля советской экономики в мировом хозяйстве колебалась от 15 до' 20 процентов, то доля российской не превышает двух процентов. Исчезновение великой державы превратило диполярный мир в монополярный. Это привело к существенным сдвигам в равновесии мировой системы, спровоцировало серию войн. Впервые после второй мировой войны начались военные действия в Европе. С полным основанием можно утверждать, что все эти события - следствие осуществляемых преобразований в нашей стране.

От успеха или провала российских экономических реформ во многом зависит судьба мировой цивилизации. Провал означает дальнейшую дезинтеграцию политической жизни России, распад государства на ряд независимых политических образований, перекройку политической карты мира. Речь идет о судьбе российской цивилизации. Только создание стабильной экономики, обеспечение высоких темпов экономического роста способны обеспечить выживаемость России.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с поисками методов реформирования российской макроэкономической модели, привлекают внимание всех ведущих отечественных экономистов. Основной темой творческих дискуссий является выбор идеологии стратегии реформ. По самым общим вопросам решаемых проблем экономисты разделились на две группы.

Первая группа экономистов является сторонниками монетаристской стратегии реформирования, инициированной Международным валютным фондом. Именно на них до сего времени лежит ответственность за результаты реформирования в течение последних восьми лет. По сути дела, курс "гайдаровских" реформ разработан аналитиками МВФ и осуществляется под их постоянным руководством. Российские реформы проводятся по аналогии с преобразованиями, осуществленными во многих странах мира по рецептам МВФ: Боливии, Мексике, Чили, Бразилии, Египте, Индонезии и ряде других. Одновременно по этому пути идут практически все бывшие республики СССР (кроме Белоруссии), а также все бывшие социалистические страны, кроме КНДР, Кубы, Лаоса, Вьетнама и Китая. Между экономистами - сторонниками данного курса реформ практически нет расхождений относительно методов и пути осуществления экономических трансформаций. Инструменты реформирования, как правило, ограничиваются типовым набором идеологин монетаризма.

Вторая группа экономистов, по сути, является оппонентами первой, проводящей курс реформ. Причем спектр мнений здесь очень разнообразен, начиная от марксистов-фундаменталистов и кончая сторонниками современного кейнсианства. Основные силы альтернативной реформаторской идеологии сосредоточены в кругах так называемых экономистов-градуалистов. Данная группа экономистов разрабатывает концепции реформирования исходя из идеологии институционализма, кейнсианства, неопротекционизма и ряда других направлений экономической мысли, отвергающих идеологию монетаризма. Экономисты-градуалисты приводят в качестве доказательств эффективности данного курса примеры реформ в Китае, Южной Корее, Японии, Вьетнаме. И-менно этим странам удалось после второй мировой войны достичь самых высоких темпов экономического роста. Идеология градуалистов выходит за рамки монетаристской стратегии. Поле реформирования в данном случае не ограничивается лишь сферой финансового рынка, а предусматривает непосредственное вмешательство государства в сферу производства. Большое значение гра-дуалисты придают созданию системы экономического планирования и прогнозирования.

Большое внимание уделяют отечественные экономисты проблеме экономического роста по самым различным направлениям - от работ над созданием теоретических макроэкономических моделей роста - до исследования исторической специфики экономического развития страны и сравнительного анализа моделей экономического развития различных стран мира.

Целью данного исследования являются особенности экономического развития России на протяжении отрезка времени с конца XIX в. по конец XX в.: в дореволюционное, советское и постсоветское время. Это имеет важное значение для разработки методологических основ избрания адекватной экономической политики и осуществления современных реформ, для поисков путей выхода из кризисного состояния нашей страны.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:

- вскрыть закономерности и особенности развития и роста российской экономики в советский период и на современном этапе;

- исследовать совокупность экономических и неэкономических факторов, влияющих на специфику экономического роста и развития;

- определить основные этапы экономического развития России и особенность каждого из них;

- проанализировать цикличность развития российской экономики и сопоставить фазы колебаний экономического роста;

- разработать прогноз экономического развития России в целом;

- определить место России в будущей мировой экономике;

- выработать рекомендации для выбора оптимального алгоритма экономической реформы в России с учетом исторического и международного опыта.

Предметом исследования являются макроэкономическая модель российской экономики, ее трансформация во времени как базис для формирования экономического роста страны.

Объектом исследования служит экономическое развитие и рост России.

Теоретической и методологической основой исследования послужили постулаты фундаментальных изысканий в области теории экономического развития и макроэкономики ученых нашей страны, а также экономистов США и Западной Европы. Автор привлек к анализу обширный статистический материал, отражающий многообразие и закономерности экономического роста и развития России более чем за вековой период.

Исследование строилось на принципах системного и сравнительного анализа, единства исторического и логического, качественного и количественного. Автор также использовал богатый теоретический опыт и методологические основы главных современных экономических школ: монетаризма, кейнсианства и институционализма.

В работе широко используются данные российской и зарубежной статистики об экономическом росте и развитии России за более чем вековой период. Научная новизна работы заключается в следующем: - Впервые произведена попытка сравнительного анализа экономического роста и развития России на протяжении нескольких веков, позволившая вскрыть общие и особенные черты исследуемого процесса.

- Исследовано влияние экономических, институциональных, исторических и прочих факторов на особенности экономического развития и роста и сделаны выводы о характере этого воздействия.

- Вскрыты причины особого перехода российской макроэкономической модели от традиционной к современной, повлиявшего на отставание России от стран Запада.

- Произведена периодизация основных этапов развития российской экономической модели.

- Осуществлено сопоставление уровней экономического развития России и ведущих стран мира на протяжении нескольких столетий на основе авторской гипотезы о среднегодовых доходах на душу населения.

- Предложена периодизация развития плановой советской экономики и определены особенности каждого из исследуемых этапов.

- Проанализировано экономическое развитие и специфика экономического роста России в советский период.

- Произведен сравнительный анализ плановой и рыночной макроэкономических моделей.

- На основе этого сопоставления проанализированы возможности трансформации плановой системы в рыночную и выработки оптимального курса этой трансформации.

- Произведена оценка преимуществ и издержек двух основных методов реформирования макроэкономической системы: монетаристской и градуалистской.

- Составлен прогноз экономического развития России с учетом возможных вариантов реформирования, а также дана оценка места народного хозяйства России в мировой экономике.

- Предложены рекомендации для избрания Россией адекватной экономической политики, обеспечивающей стабильное и гармоничное развитие общества.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается о дальнейшем развитии теории и методов обеспечения экономического развития и роста в условиях перехода к современной экономической системе.

Ряд выдвинутых теоретических положений целесообразно использовать в преподавании курса общей экономической теории, а также при совершенствовании его структуры по отдельным темам.

Материалы диссертации использованы автором при разработке спецкурса и соответствующего семинара "Проблемы экономического развития и роста".

Разработанные в диссертации положения могут быть использованы органами управления федерального и регионального уровней при формировании концептуальных положений и прогнозов направлений практической экономической политики и программы экономического реформирования при:

- обосновании направлений и темпов экономического роста;

- обосновании прогноза экономического развития России в целом;

- выработке рекомендаций для выбора оптимального алгоритма экономической реформы России и ее регионов;

- разработке программ социально-экономического развития региона.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и обсуждались на международных симпозиумах: "Функционирование региональных рынков, поиски, проблемы, решения" (Иркутск, 1995г.) и "Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири (Сибресурсы -96)" (Томск, 199бг.); на международной научно-практической конференции "Роль органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении устойчивого экономического и экологического развития в Байкальском регионе" (Улан-Удэ, 1998 г.); на всероссийской конференции "Возрождение и перспективы роста экономики современной России" (СПб., 1999 г.); на межрегиональной научно-практической конференции "Роль сибирских и дальневосточных регионов во внешней экономической деятельности России" (Улан-Удэ, 1996 г.).

Публикации. Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли отражение в 20 опубликованных работах, общим объемом 41 п.л., в том числе в трех авторских монографиях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, ее теоретическая, методологическая и практическая значимость, характеризуется степень разработанности проблемы в экономической литературе, сформулированы основные характеристики нагнои новизны и важнейшие положения, выносимые на защиту.

Глава 1 "Модификация досоветской экономической модели и экономический рост" посвящена исследованию особенностей и закономерностей западноевропейской и российской моделей экономического развития. Прослеживаются основные этапы развития и роста Западной Европы после крушения Римской империи. Обосновывается закономерность созревания в Европе промышленной революции, специфика протекания промышленного переворота в Британии, Франции и Нидерландах. Исследуется закономерность смены экономического лидерства: Нидерланды, Соединенное Королевство и США.

Обозначен примерный экономический тренд и семь этапов дореволюционного развития России. Проанализированы особенности каждого из этих этапов.

Исследованы причины отставания экономического развития и роста российской экономики.

В главе 2 "Модификации советской экономической модели: развитие, рост и крушение" рассматриваются особенности экономического развития и роста национальной экономики в советский период. Анализируются три этапа развития советской экономики. Первый (1917-1953 гг.), в течение которого произошло формирование плановой экономики и достижение состояния зрелости. На втором (1953-1985 гг.) было осуществлено несколько попыток реформирования плановой модели, не выходящих за рамки социалистической парадигмы. Третий (1985-1992 гг.) этап характеризуется подготовкой серии мероприятий для слома плановой экономики.

В данной главе исследуются особенности плановой и рыночной макроэкономической модели, а также возможные пути перехода первой модели во вторую и наоборот.

Анализируется специфика экономического роста и развития советской макроэкономической модели на переломных этапах ее развития: в период "военного коммунизма", нэпа, индустриализации, советского "большого скачка" (конец 1950-х годов, когда были поставлены задачи "догнать и перегнать" в экономическом отношении развитые страны Запада), "застоя" и "перестройки".

В главе 3 "Макроэкономические особенности российской реформы" особое внимание уделено субъекту и целям реформирования экономики. В связи с этим рассматриваются метаморфозы достижения рыночного равновесия как на микро-, так и на макроуровне.

Исследуется обоснованность двух основных способов реформирования: монетаристский курс "шоковой терапии", предусматривающий быстрый слом государственного сектора - основы плановой макроэкономической модели, а также градуалистский курс, который подразумевает постепенное преобразование государственного сектора.

С позиций их сопоставления анализируется курс "перестройки" экономики и перехода ее к эпохе "радикальных реформ". Курс "шоковой терапии" сопоставляется с реформами в ряде стран, в том числе Японии, Южной Корее и некоторых других.

Особое внимание уделяется методам реформирования и достигнутым результатам в Китае, для сравнения с российским опытом.

Глава 4 "Перспективы развития российской макроэкономической модели" посвящена прогнозу развития российской экономики. При этом рассматривается "оптимистичный" прогноз развития, теория "волнообразности" реформ.

Рассматриваются перспективы развития российского народного хозяйства в случае продолжения избранного монетаристского курса, а также при инициировании градуалистских институциональных преобразований.

Предпринята попытка прогнозирования развития российского народного хозяйства в системе мировой экономики.

В заключении формулируются основные выводы по результатам проведенного исследования, прогнозируются особенности экономического роста и развития региона в ближайшем будущем, предлагаются рекомендации для выбора оптимального алгоритма осуществления реформ в России.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Особенности западноевропейской модели экономического роста

В своем исследовании автор исходит из того, что производственная деятельность человека в Европе насчитывает не менее сорока тысяч лет. При этом современная индустриальная организация общества начинается лишь с последней трети XVIII века, то есть занимает не более 0,5% рассматриваемого периода. Именно в период индустриального развития общества произошли все важнейшие события, определившие современное лицо мировой цивилизации. Конечно, эти разительные изменения были подготовлены всей предыдущей историей человечества.

После крушения Римской империи Западная Европа в течение нескольких веков пребывала в состоянии феодальной депрессии. Экономический подъем начался примерно с Х века на юге Европейского континента. В то же время северная часть материка характеризовалась низким уровнем развития. При всем том, вплоть до XIV века Запад значительно уступал по уровню экономического развития многим странам Востока, в том числе Китаю.

Примерно к 1500 г. традиционное аграрное европейское общество вступило в развитый этап своей эволюции, а к 1700 г. сформировались основы торгового капитализма, который подготовил английскую промышленную революцию конца XVIII в.

После крушения Римской империи развитие Западной Европы прошло примерно следующие этапы. 1. Период мрачного средневековья V-IX веков. 2. Экономический подъем Х.-Х111 в. экстенсивного и накопительного типа с крайне незначительными темпами роста дохода на душу населения. 3. XIV в. - эпоха потрясений, войн, эпидемий и голода. 4. XV в. - период выздоровления, политических реформ, революций, зарождения буржуазных и рыночных отношений. Тем не менее - это была лишь подготовка к современному экономическому росту, который начался в Великобритании в последней трети XVIII в. (см. рис. 1).

 

Начиная с 1700 года, в истории развития западной цивилизации сменилось три лидера: с 1700 по 1780 гг. - Нидерланды; с 1785 по 1890 гг. - Британия; с 1890 г. и по настоящее время - США.

 

 

Рис. I. Этапы экономического развития Западной Европы

 

 

Еще в 1700 г. среднедушевой доход на душу населения в Нидерландах примерно на 50% превышал аналогичный показатель Британии. Да и структура голландской экономики была более передовой. В то время лишь 40% нидерландской рабочей силы было занято в аграрном секторе, по сравнению с 60% английской. В конце XVIII в. многие известные британские экономисты, такие как Петти, Чайлд, Кэмпл, Смит, выступали за копирование многих институциональных элементов голландской экономической модели, что и успешно осуществлялось. Даже в 1820 г., когда началась современная капиталистическая эра, доход на душу населения в Британии не превышал нидерландские показатели. Тем не менее, британская экономика постепенно достигла более выдающихся показателей в области эффективности производства, и это привело к утрате Нидерландами мирового лидерства, как, впрочем, и Британией впоследствии - также (см. рис.2).

Рис. 2. Показатели производительности стран-лидеров, 1700-1979 гг. (в ценах 19'79 г. - долл./час)

Особенности экономического развития России до начала XX века.

С IX в. и до второй половины XIX в. Россия являлась феодальным обществом. Уже в IX веке Киевская Русь являлась крупнейшим и передовым европейским государством с численностью населения до 5 млн. человек. По степени развития экономики Киевская Русь не уступала основным западным странам, и лишь с XI века сложился ряд неблагоприятных внутренних и внешних условий, приведших к некоторому замедлению экономического развития страны.

Монгольское нашествие в XIII в. оказало роковое влияние на все последующее развитие страны, затормозив развитие российской экономики на 100-150 лет Именно с этогo времени начинается история драматичного отставания России от стран Запада

Начиная с XVI века экономическое развитие страны переживает новое ускорение, которое сопровождается окончательным закрепощением крестьянства к концу этого же столетия. Таким образом, экономическое развитие России начинает идти по особому пути. Если в Англии, Голландии и ряде других стран современный экономический рост сопровождается демократизацией экономической сферы, то экономический роет России в большой степени стимулируется неэкономическим принуждением.

В XVII веке общественно-экономическое развитие России переживает катастрофу, которую удается преодолеть лишь к середине столетия.

В первой четверти XVIII века российская экономика получает новый толчок в развитии благодаря энергичным реформам Петра 1. Начинается процесс ускоренной модернизации народного хозяйства страны в условиях феодально-крепостнической системы. Парадокс экономического развития России XVIII века заключается в том, что государство, развернувшее кампанию за ускорение, осуществляет его феодальными методами. Более того, ускорение экономического развития страны происходит во многом за счет интенсификации неэкономического принуждения. В результате осуществления этой политики России удается занять лидирующие позиции по многим направлениям индустриального развития. По подсчетам современников, только петровские реформы ускорили развитие страны примерно на два столетия. Однако стремительные сдвиги в промышленности происходят на фоне традиционного крепостнического общества при сильном отставании сельского хозяйства, которое переживает застой на протяжении всего XVIII столетия.

К началу XIX века в экономическом развитии страны наметилось драматичное отставание по сравнению с Западной Европой, несмотря на то, что именно с первой половины этого столетия разворачивается промышленная революция. К концу крепостнической эпохи Россия отставала в своем промышленно-техническом развитии от Запада примерно на 50-60 лет.

После отмены крепостного права развитие России быстро пошло в гору. Темпы развития промышленности были выше, чем в большинстве стран мира. Перед Октябрьским переворотом по объему промышленной продукции Россия занимала 5 место в мире после США, Германии, Британии и Франции. Вместе с тем, к 1913 году Россия существенно уступала Западу как по уровню реального объема ВНП на душу населения, так и по уровню производительности труда.

Дореволюционное экономическое развитие России можно разбить на следующие этапы.

1. Примерно с 1Хв. по начало XIII в. российская экономика в целом развивалась по восходящей линии, хотя уже с XII в. это развитие несколько замедляется.

2. С ХШв. по конец XIVв. в результате монгольского нашествия происходит заметная деградация экономической жизни, и страна существенно отстает от уровня развития европейских стран.

3. С конца Х1Ув. по конец XVI в. экономика страны вновь ускоряет свое развитие.

4. Первая половина XVII в. вновь характеризуется экономическим упадком, из которого весьма медленно удается выйти к концу столетия,

5. Первая четверть XVIII в. характеризуется резким ускорением экономического роста, которое получает новый импульс во второй половине столетия.

 

 

В первой половине XIX в. экономика страны значительно отстает от передовых стран Запада. С конца XIX в. и до начала XX в страна переживает небывалый экономический подъем (см. рис.З).

 

 

Рис. 3 . Этапы дореволюционного экономического развития России

Сопоставление дореволюционного роста в России с западноевропейской моделью

На основании проведенных исследований автор счел возможным составить экономические тренды развития России и "среднезападноевропейского" уровня (см. рис. 4).

 

На протяжении первого этапа (1000-1220 гг.) развитие России в целом не намного отличалось от западного. Отрыв Запада произошел в 1220-1380 гг. во время монгольского нашествия (второй этап). Однако на этом же втором этапе Западная Европа познала свой спад, так как в середине XIV в. здесь разразилась катастрофическая эпидемия черной чумы, последствия которой сказывались на экономическом развитии Западной Европы вплоть до XV в. включительно.

С середины XV по середину XVIII в. Запад переживал период внешнеторговой экспансии (непосредственная подготовка к промышленной революции). Правда, и в это время (на протяжении XVII в.) наблюдалось экономическая депрессия (и в России - тоже!).

На пятом этапе в результате реформ Петра Великого Россия осуществила первую серьезную попытку сократить экономический разрыв по сравнению с Западом. И на протяжении XVIII в. удалось сделать немало.

 

 

Рис.4. Сопоставление экономического роста России и Запада

Основной же отрыв Запада произошел в конце XVIII -первой половине XIX в. (шестой этап). Во второй половине XIX столетия российская экономика приобрела динамичные темпы экономического роста (седьмой этап), что позволило ей начать ликвидацию разрыва в экономическом развитии с Западом. Однако в результате первой мировой войны и революции 1917г., военно-коммунистических экспериментов и войны гражданской эти завоевания были вновь утрачены.

Формирование плановой модели макроэкономического роста.

В российской макроэкономической модели произошли существенные модификации, в результате была создана плановая модель экономики. За период своего существования (1917-1991 гг.) советская экономическая модель прошла в своем развитии три основных этапа. На первом (1917-1953 гг.) произошло формирование плановой экономики. В результате система достигла своей зрелости уже в 1930-е годы. На втором этапе (1953-1985 гг.) было предпринято несколько попыток реформирования плановой экономики, которые, однако, не затрагивали глубинных устоев системы. Все осуществляемые реформы носили половинчатый характер и кончились неудачей. На третьем этапе (1985-1992 гг.) советское руководство пошло на радикальную ломку всей плановой экономической модели, что привело к крушению государственности и экономическому коллапсу.

Начало и окончание функционирования советской системы ознаменовалось катастрофическим экономическим кризисом. Достаточно сказать, что в 1991 г. уровень промышленного производства сократился в семь раз по сравнению с 1913 г., а после 1991 г. произошло пятикратное падение производства (по официальным данным - двукратное).

В результате октябрьского переворота 1917 г. к власти пришла новая элита, физически уничтожившая прежнюю элиту и поставившая задачу создать новую сверхдержаву в соответствии с идеологией теорий марксизма и утопического социализма. Эта новая модель предполагала ликвидацию

рыночных отношений и частной собственности. Хозяйственный механизм должен был иметь вид "единой фабрики".

Трансформации советской макроэкономической модели

В результате политики индустриализации и коллективизации в стране была создана качественно новая макроэкономическая модель. Основные черты этой модели сводились к следующему.

Если макроэкономическая модель рыночной экономики состоит из четырех секторов (домашние хозяйства, предпринимательство, государство, заграница) и четырех рынков (труда, благ, денег и ценных бумаг), то в макроэкономической модели плановой экономики отсутствуют многие эти звенья (см. рис 5 и 6). Прежде всего, и это главное, в модели плановой экономики отсутствует предпринимательский сектор. Его роль, поэтому, вынужден взять на себя государственный сектор. Кроме того, в плановой модели отсутствует финансовый рынок. Рынок труда играет чисто формальную роль. Рынок благ наиболее развит, так как частично состоит из колхозного сегмента - наиболее развитого рыночного компонента в условиях плановой экономики.

Плановая модель неизбежно порождает гипертрофирование государственного сектора, что, в свою очередь, непосредственно воздействует на жизнь общества в целом. Такая модель является идеальной мобилизационной конструкцией на случай военного времени, однако практически не содержит встроенных стабилизаторов, которые могли бы сгладить последствия ошибок высшего управленческого звена. Все особенности экономического развития страны находятся в прямой зависимости от решений, которые принимаются политическими лидерами. Государственный сектор определяет цели развития и вырабатывает стратегию для достижения этих целей. Слабым звеном этой модели является предположение о безошибочности принятия решений экономической и политической элитой. На самом деле такими гарантиями система, конечно же, обладать не может.

 

 

Рис. 5. Элементарная макроэкономическая рыночная модель

 

 

Рис. 6 Элементарная макроэкономическая плановая модель

Развитие плановой макроэкономической модели осуществлялось весьма успешно именно благодаря ее преимуществу в сфере мобилизационных возможностей. Это привело к тому, что к концу 1950-х гг. у советского руководства сложилась иллюзия о быстрой экономической победе плановой экономики над рыночной. Однако, начиная с 1970-х гг., темпы роста советской экономики начали стремительно падать. В настоящее время широкое распространение получила точка зрения, согласно которой драматическое снижение темпов экономического развития явилось следствием подавления рыночных отношений. Однако это суждение не бесспорно, хотя и содержит немалую долю истины.

Гораздо более важное значение имела ошибочность экономического курса, избранного советской элитой после мирового кризиса 1973 г. В результате нефтяного кризиса, стремительного повышения цен на нефть развитые страны Запада существенно скорректировали свою экономическую политику. Ими был сделан упор на создание наукоемких производств при резком ограничении зависимости экономики от сырья. Во главу угла была поставлена стратегия так называемой "потребительской революции". Потребительская революция предполагала резкое повышение в ВНП доли потребительского спроса, что придавало особую динамику экономическому развитию.

С другой стороны, советское руководство допустило в эти годы самую трагическую ошибку, ценой которой стала гибель в перспективе всего советского государства. Вместо того, чтобы двигаться в направлении, подобном стратегии развитых стран Запада: развернуть "потребительскую революцию", советское руководство пожелало воспользоваться изменением мировой экономической конъюнктуры, вызванной повышением цен на сырье. Вместо того, чтобы ускорить и расширить программы строительства новых автомобильных заводов, автомагистралей, городской инфраструктуры, сельского хозяйства и промышленности группы "Б", советское руководство развернуло программу добычи нефти и газа, то есть добровольно взяло курс на превращение страны в сырьевой придаток мировой экономики. Последствия не заставили себя ждать: экономика заболела "голландской болезнью", но в гораздо более ярко выраженной форме. Темпы экономического роста начали драматично падать. Именно курс на сырьевую специализацию экономики явился главной причиной начала "эпохи застоя".

В середине 1980-х гг., после серии неудачных попыток модернизации и реформирования экономики, советское руководство постепенно пришло к мнению о неэффективности плановой модели как таковой. В связи с этим было принято вполне логичное решение о трансформировании этой модели в рыночную.

Макроэкономические особенности российской реформы

В качестве одной из приоритетных целей реформирования российской экономики было обозначено создание рыночной экономики. И хотя со времени начала реформ прошло уже немало времени, эта цель и методы ее достижения не получили достаточного раскрытия в отечественной научной литературе. С точки зрения теории "экономике" рынок предполагает регулирование экономических процессов посредством взаимодействия спроса и предложения. При этом эффективность данного взаимодействия зависит от так называемой "прозрачности" рынка, то есть от нормальной конкурентной обстановки, зависящей, в свою очередь, от степени монополизации экономики. Здоровой рыночной экономике присуща максимально допустимая степень монополизма и здоровая игра конкурентных сил.

На протяжении истории СССР советские экономисты-теоретики попросту игнорировали проблемы спроса и предложения как основы ценообразования, а также такие категории, как эластичность, эффект замены и т.п. Любая экономическая проблема рассматривалась лишь с точки зрения функционирования плановой экономики. В явно очевидных случаях они не могли не замечать, какое воздействие оказывает изменение цен или распределение дохода на дефицитность того или иного блага. Однако практика администрирования цен на центральном, региональном или местном уровнях, замешанная на политических установках, неизбежно приводила к полному отрыву ценовых показателей от рыночных трендов. Цена более половины всех национальных продуктов устанавливалась централизованно (на общесоюзном уровне). Прочие цены устанавливались также централизованно на республиканском, региональном или местном уровнях. Единые цены устанавливались с учетом исчисления средних всесоюзных издержек с учетом транспортных затрат.

Цены были изначально занижены на большую группу товаров: детские, книги и даже на автомобили. Хотя по западным стандартам цены на автомобили были чрезвычайно высоки. Занижение цен на определенные товары, то есть оценивание их ниже уровня рыночного равновесия, неизбежно вызывало дефицит, проблему очередей, перенос покупок на другие товары и услуги, включая предметы роскоши, а также создавало проблему черного рынка. С другой стороны, цены на многие товары традиционно были явно завышены, то есть устойчиво превышали рыночный уровень. Это относилось, в частности, к проигрывателям, магнитофонам, фотоаппаратам, телевизорам, холодильникам и прочим предметам длительного пользования.

На колхозном рынке цены устанавливались посредством взаимодействия спроса и предложения. Тем самым по некоторым видам товаров государственные магазины и колхозы своеобразно конкурировали между собой. При этом государственные магазины торговали по фиксированным ценам и установленному объему предложения в краткосрочном периоде, а колхозы - по рыночным ценам с относительно эластичным ценовым предложением. Некоторые последствия этого процесса могут быть проиллюстрированы графическим методом.

Обозначим с помощью Sg неэластичное предложение государственных магазинов, с помощью Sk предложение колхозного сектора. Si - общее предложение, D - совокупный спрос.

Если в государственных магазинах продажа товаров осуществляется по цене Ро , по такой же цене будут продаваться аналогичные товары на колхозном рынке (см рис 7 а).

В случае, если государственные магазины предлагают товар по цене ниже Ро (рис. 7, b), новая равновесная цена производства колхозов в целом будет отличаться от Ро. Эта цена Р; будет иметь тенденцию к превышению, так как на руках покупателей останутся избыточные деньги, после того, как эти покупатели приобрели государственные товары по цене Pi. В связи с этим линия спроса на колхозные товары повернется вправо (как это показано с помощью стрелки

-от D до D) до положения, при котором государственные цены равнялись бы Ро.

 

 

Рис. 7. Равновесие на рынке благ при конкуренции государственного и колхозного секторов

Наконец, возможен случай, при котором государство предлагает товар выше стоимости (см. рис. 7,с). В таком случае совокупное предложение фактически будет совпадать с линией Sk при цене Pi. Эта цена окажется выше, чем в случае, если бы государственные магазины вообще не выставляли свою продукцию на рынке. Чтобы реализовать свое предложение, государственные магазины теперь будут вынуждены снизить цену ниже Pi.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что в плановой системе возможны случаи, при которых существует две цены на один товар, если при этом государственные цены ниже, чем колхозные. Однако наличие двух цен на один товар невозможно в случае, если государственные цены выше колхозных. В таком случае государственные магазины просто изымут товар с рынка.

В особых обстоятельствах, однако, социалистическое государство способно играть решающую роль в ценообразовании на колхозных рынках, так как именно в руках государства находятся все каналы транспортировки продукции, и, таким образом, товары могут перевозиться из одной части страны в другую только государственными средствами. Если в государствах с рыночной экономикой невозможно существование в долгосрочном периоде разных региональных цен (если не принимать во внимание транспортные издержки), то в государствах с плановой экономикой такое существование вполне возможно и вовсе не является исключением. В СССР цены на местную продукцию сельского хозяйства, как правило, существенно различались по регионам.

Естественно, что отсутствие действенного рыночного механизма являлось главным препятствием на пути к созданию эффективной экономики. Все ухищрения "встроить" рынок в модель плановой экономики неизменно терпели провал, так как отвергались моделью как чужеродные.

Эффективность плановой экономики могла быть оценена либо с точки зрения использования ресурсов, либо с точки зрения удовлетворения предпочтений потребителей или плановиков. Как известно, цены должны соответствовать предельным издержкам. Это же относится к заработной плате.

Советская экономическая модель была подчинена достижению политических целей, и проблема эффективности (столь часто рекламируемая средствами массовой информации), по сути, была отодвинута на второй план. На рис. 8 проиллюстрирована примерная структура производства при плановой экономике.

 

 

Рис. 8. Оптимизация плановой экономики

На данной схеме АВ представляет собой линию производственных возможностей экономики. Линия U изображает кривую безразличия. В рыночных условиях ее функционирование объективно будет стремиться к точке С - точке касания линии производственных возможностей и максимально доступной кривой безразличия. Именно таким образом рынок "делает выбор" между средствами производства и предметами потребления. В плановой же модели данный механизм оптимизации отсутствует. Исходя из политических целей, плановые органы делают упор на производстве средств производства. Поэтому, как правило, достигается точка типа D. И это в лучшем случае: зачастую и этого не удается достигнуть по причине низкой мотивации производителей. В результате производство, как правило, дожигает уровня примерно Е.

Чисто механически реформу можно было бы представить как некую "игру в кубики", когда из одной конструкции (плановая модель) создается другая (рыночная модель). При этом "строителю" - реформатору требуется лишь переставить соответствующие "кубики". Убрать "лишние", а "недостающие" - добавить (см. рис. 5 и 6).

 

Таким образом, формально, с макроэкономической точки зрения, реформирование сводится к созданию недостающих секторов рыночной экономики и восстановлению соответствующих экономических связей и взаимоотношений. Итак, требуется воссоздать полноценный предпринимательский сектор, рынок труда, полностью реформировать рынок благ и рынок денег, воссоздать рынок ценных бумаг, дабы совместно с рынком денег получить полноценный рынок финансов. Кроме того, следует "открыть" экономику: ликвидировать государственную монополию на внешнеэкономические отношения, то есть установить с сектором "заграница" рыночные отношения всех секторов экономической модели.

Теоретически существует два основных варианта данного реформирования. Первый из них - "шоковая терапия", предусматривающая, по сути, быстрый и сокрушительный демонтаж государственного сектора, полную либерализацию экономических связей как внутри страны, так и с сектором "заграница", ускоренную приватизацию демонтированного государственного сектора, создание на его обломках предпринимательского сектора.

Второй вариант является противоположностью варианта "шоковой терапии", а именно: реформированием градуалистского (постепенного) типа. Государственный сектор не подвергается стремительному демонтажу, а постепенно передает большую часть своих полномочий создаваемому

предпринимательскому сектору. Все прочие возможные варианты реформирования, по сути, являются лишь комбинацией секторов, расположенных между этими двумя крайними направлениями, то есть по своей сути обладают большими или меньшими признаками градуализма или "шоковой терапии".

На макроэкономическом уровне не существует критериев для определения предпочтительности выбора. Формально оба варианта одинаково приемлемы. Однако картина существенно видоизменится, если оценить эти варианты на микроэкономическом уровне.

При осуществлении "шоковой терапии" стремительный демонтаж государственного сектора влечет за собой слом всех традиционно существующих отраслевых и региональных взаимосвязей, составляющих прежде единую плановую модель. Слом плановой макроэкономической плановой системы и является тем главным шоком для экономики. Совершенно очевидно, что между этим демонтажем и созданием полноценного предпринимательского сектора должен пройти определенный период времени, в течение которого экономика, по сути, находится в хаотическом состоянии и поэтому не способна выполнять свою основную функцию: обеспечивать сектор домашних хозяйств, то есть население страны, потребительскими благами в достаточном количестве и качестве. Именно поэтому "шоковая терапия" обязательно должна осуществляться в условиях открытой модели', сектор заграница на какое-то время должен частично взять на себя часть производственных функций разрушенного государственного сектора и нарождающегося предпринимательского сектора. Осуществление "шоковой терапии" в условиях закрытой экономики создаст неразрешимые проблемы в области обеспечения населения потребительскими благами. В свою очередь, возникновение этой открытости заранее ставит нарождающийся национальный предпринимательский сектор в довольно сложное положение: он с самого начала не обладает соответствующими конкурентными возможностями, а потому не способен полноценно конкурировать с зарубежными экономиками. В настоящее время методом "шоковой терапии" осуществляется реформирование во всех бывших социалистических странах Восточной Европы, СССР, а также - в Монголии. В подавляющем большинстве этих стран реформирование сопровождалось резкими социальными и экономическими трансформациями неблагоприятного типа (падение объемов производства, резкое увеличение безработицы, общее падение доходов при резкой их дифференциации).

При осуществлении реформирования градуалистскими методами государственный сектор как производственная структура не демонтируется, а лишь постепенно передает свои функции вновь создаваемому предпринимательскому сектору. Этот процесс, в принципе, может осуществляться как в условиях закрытой, так и открытой экономики, ибо национальное производство не утрачивает внутренних связей и способно беспрерывно обеспечивать население потребительскими благами. Однако и при этом варианте реформирования открытость является предпочтительней, так как она создает возможности для привлечения прямых инвестиций из-за рубежа и обеспечивает определенный конкурентный тонус.

Реформирование плановой экономики в рыночную градуалистскими методами требует от реформаторов большой осмотрительности, настойчивости и постоянного контроля над осуществляемыми процессами.

К недостаткам этого метода можно отнести немалый срок, в течение которого государственные органы (правительство, парламент и т.п.) обязаны управлять процессом. Дело в том, что воссоздаваемый рыночный сектор в рамках плановой экономики является своеобразным "инородным

телом" и неизбежно будет отторгаться господствующими нерыночными отношениями. В настоящее время реформирование плановой экономики в рыночную градуалистскими методами осуществляется лишь в двух государствах: в Китае и во Вьетнаме. Китайская реформа проводится с 1979 г., а вьетнамская - с 1986 г. Наибольших успехов к настоящему времени добился в этом отношении Китай. Однако вряд ли и сейчас, через 20 лет реформирования, можно утверждать, что в этой стране создана полноценная рыночная экономика.

К достоинствам градуалистского метода можно отнести его хорошую управляемость, в результате чего реформируемая экономика не несет потерь, сопровождаемых метод "шоковой терапии".

После провала "перестройки" новое российское правительство пошло на развертывание радикальных реформ, то есть первого варианта в самом крайнем его виде. Через несколько лет проведения этого курса выяснилось, что вместе со сломом государственного сектора происходил процесс деиндустриализации экономики. Отечественное производство ежегодно сокращалось. Единственными более-менее благополучными сферами экономики оставались добывающие отрасли, большая доля продукции которых направлялась на экспорт. Таким образом, отечественное народное хозяйство начало приобретать типичные черты "латиноамериканской" экономической модели.

Драматизм ситуации заключается в том, что развитие отечественной экономики осуществляется под руководством МВФ и по его программе. Отечественная экономика оказалась в своеобразной ловушке: дальнейшее функционирование народного хозяйства страны в большой мере зависит от иностранных кредитов. Поэтому руководство страны обязано выполнять требования МВФ при формировании национальной экономической политики. С другой стороны,

выполнение этих требований, сводящихся к осуществлению монетаристского курса типично "латиноамериканского" образца, ведет к дальнейшей деиндустриализации экономики, снижению жизненного уровня населения при резкой стратификации на бедных и богатых, потере экономической и политической самостоятельности страны, подрыву безопасности государства.

Российское руководство, лишенное возможностей корректировать реформы, для смягчения последствий процесса деиндустриализации после "черного вторника" в ноябре 1994 г. избрало курс на искусственную стабилизацию курса рубля при помощи создания "пирамид ГКО". Естественно, ЧТО эта ЧИСТО спекулятивная операция с самого начала была обречена на провал. Она способствовала лишь оттягиванию общего экономического коллапса, который все же случился в августе 1998 г.

Августовский обвал вскрыл всю бесперспективность продолжения экономических преобразований в рамках классической монетаристской системы. Однако драматизм заключается в том, что российское руководство не находит возможностей корректировки этого курса, ибо жесткая зависимость от кредитов МВФ в нынешней, тяжелой обстановке лишь усилилась, а значит сократились возможности принятия самостоятельных решений. Кроме того, в стране возникли социальные группы, экономическое благополучие которых тесно связано именно с осуществлением экономических программ под патронажем МВФ. Эти социальные группы имеют весьма влиятельные позиции в российском обществе и способны координировать внутреннюю и внешнюю политику страны в своих интересах.

Бесперспективность монетаристского курса российских реформ наглядно проявляется при сопоставлении российского и китайского путей развития. Китайские реформы начались в 1979 г. КНР избрала противоположную стратегию реформирования макроэкономической модели. Ядром этой стратегии является экономический градуализм, то есть курс на постепенную и осмотрительную трансформацию государственного сектора экономики при параллельном воссоздании предпринимательского сектора.

Предпочтительность градуалистского курса по сравнению с радикальной стратегией очевидно подтверждается сопоставительными результатами реформ. Если в конце 1970-х гг. уровень жизни в Китае (с учетом такого показателя, как ВНП на душу населения) уступал российскому примерно десятикратно, то к концу 1990-х гг. китайское население в среднем стало жить лучше российского.

Разительные изменения произошли в области абсолютных валовых показателей. Так, за последние двадцать лет КНР удалось превратиться во вторую мировую державу по объему ВНП, переместившись из второго десятка лидирующих стран. Россия проделала обратный путь, сместившись со второго места во второй десяток. И этот дрейф продолжается: еще до августа 1998 г. Россия пропустила вперед такие развивающиеся страны, как Мексика, Индонезия и Южная Корея. Кстати, численность населения последней страны в три раза уступает российской.

Август 1998 г. открыл новую главу в дальнейшем падении российского экономического потенциала.

Прогноз экономического развития России

Прогноз экономического развития России всецело зависит от выбора руководством страны курса реформ. Продолжая монетаристский курс, страна будет продолжать скатываться по траектории деградации. Через одно-два поколения деиндустриализация станет свершившимся фактом. При этом страна безвозвратно потеряет необходимый для модернизации экономики потенциал. Однако еще раньше - в ближайшие 10-15 лет следует ожидать дальнейший распад территориальной целостности страны по сценарию, расписанному в общих чертах американским аналитиком 3. Бжезинским.

Единственный выход из создавшегося положения заключается в переносе курса реформ в плоскость кейнсианской и институциональной парадигмы. Однако этот дрейф потребует большого искусства и компетентности высшего и среднего управленческого звена. Главная проблема при смене курса будет заключаться в том, чтобы, с одной стороны, не испортить сложившихся отношений с западными развитыми странами, а с другой, проводить реформы таким образом, чтобы это не привело к дальнейшему обнищанию российского населения. Более того, смена курса реформ должна сопровождаться постоянным ростом благосостояния россиян.

Пока российское правительство будет проводить монетаристскую концепцию реформ, рекомендованную МВФ, -ожидать возрождения передовой и высокоэффективной экономики не следует. Для выхода из кризиса следует ослабить свою зависимость от МВФ, чтобы иметь возможность выйти на такие рамки монетаристской парадигмы. Ослаблению этой зависимости препятствует группа объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам относится слабость национальной экономики. Слабость национальной экономики является результатом как ее естественного отставания, возникшего до начала осуществления "перестройки" и "реформ", так и собственно реформаторской деятельности. Ко второй группе объективных факторов относятся, прежде всего, политические мероприятия, направленные на демонтаж СССР. В результате этого российская экономика утратила рынки сырья и товаров (к примеру, легкая промышленность оказалась без среднеазиатского хлопка), подорвала единую специализацию. Понятно, что для преодоления объективной слабости национальной экономики нужно приложить определенные усилия, выходящие за рамки природы рыночных отношений. То есть главный рычаг для выхода из экономического тупика следует искать в области субъективных факторов.

К субъективным факторам, препятствующим выходу страны из кризиса, можно отнести следующие.

1. Образование в административно-управленческой среде устойчивого лобби, отражающего интересы МВФ внутри страны. Это лобби рекламирует и реализует монетаристские установки под лозунгом" "не сворачивать с пути реформ".

2. Образование в мире бизнеса слоя предпринимателей, заинтересованных в поддержании status quo в экономической сфере. Именно этот слой предпринимателей извлекает большие прибыли на экономической отсталости страны и объективно заинтересован на сохранении этой отсталости. Какие группы бизнеса заинтересованы в поддержании отсталого состояния России?

А. Предприниматели, обеспечивающие перемещение в страну разных видов помощи и кредитов Запада, вызванных этой самой отсталостью. Речь идет о компаниях, специализирующихся на перевозках всех видов помощи, а также компаниях, благополучие которых в первую очередь зависит от получаемых кредитов.

Б Предприниматели, успешно делающие бизнес в сферах, приносящих хорошие прибыли в нынешних условиях. Речь идет о сфере экономики, специализирующейся на экспорте сырья: нефтяные и газовые компании, экспортеры цветных металлов, древесины и т.п. По сути дела, в этой группе наиболее прочны позиции лишь нефтяников и газовиков, ибо только две эти отрасли ввиду их высокой рентабельности могут извлекать прибыли даже в условиях завышенного курса рубля, и делали это вплоть до августовского кризиса. Все прочие отрасли гораздо быстрее теряют свою прибыльность в результате накачки долларовыми кредитами российской экономики и завышения курса рубля.

В. Банковский бизнес. По сути, эта группа бизнеса может извлекать громадные прибыли именно на слабости российской экономики. Во-первых, кредиты Запада перемещаются в Россию именно через систему банков. Во-вторых, в результате неконтролируемых государством банковских махинаций, строительства разного рода "пирамид" привилегированные банки имеют возможность получать баснословные прибыли именно в условиях ненормального функционирования экономики. Г. Криминальный бизнес.

Д. "Челночный бизнес". В период завышенности курса рубля в стране насчитывалось до 10 млн. "челноков", объективно не заинтересованных в возрождении национальной экономики. После августа 1998 года большинство из них разорились, но, тем не менее, желают воссоздания доавгустовского положения, когда высокий курс рубля делал выгодными импортные операции.

Итак, в стране в результате реформ возникли, по крайней мере, пять групп бизнеса, объективно заинтересованных в сохранении отсталого состояния российской экономики.

3. Определенная часть населения страны. Следует учитывать, что в настоящих условиях сложилась определенная группа потребителей, заинтересованная в сохранении сложившегося положения дел. Речь идет, прежде всего, о состоятельных и более-менее обеспеченных гражданах страны, привыкших к качественным импортным товарам (и имеющим возможность их приобретать). Эти люди

объективно не заинтересованы в возрождении национальных производителей, ибо опасаются создания таможенных препятствий для товаров импортных. Данная часть населения проживает главным образом в Москве, Петербурге, ряде других крупных городов, а также в регионах, имеющих сырьевую экспортную направленность (особенно нефтяные и газовые экспортеры).

Драматизм ситуации заключается в том, что в сложившейся экономической системе в сохранении status quo заинтересованы наиболее обеспеченные слои населения страны, имеющие реальные рычаги для формирования политики, влияющие на средства массовой информации, систему политических выборов. Именно интересам этих слоев населения отвечает проводимая в стране политика монетаризма. Именно поэтому весьма сложно формировать экономическую политику, направленную на процветание всей страны, на превращение России в государство с передовой экономикой и высоким уровнем жизни.

Пришла пора осознать, что дальнейшее продолжение реформы в столь узком направлении и с такой идеологией может привести к непоправимым последствиям для судьбы российского государства. Необходимо расширение поля деятельности реформ, вывода их из прокрустова ложа монетарных установок.

В диссертации отмечается, что стратегия проведения реформ в России должна сводиться к следующему. Институционапьные преобразования. Первое, и самое главное: воссоздание эффективного госсектора с целью координирования экономического развития и направления деятельности предпринимательского сектора. Отношение к госсектору как монстру, стоящему на пути рыночных реформ, является серьезной и трагической ошибкой. Напротив, только госсектор может направить современный предпринимательский сектор по наиболее эффективному направлению. Только госсектор способен вывести национальный предпринимательский сектор из состояния паразитирования, заставить его развиваться в общенациональных интересах.

Во-вторых, следует возродить систему общенационального тонирования с единым государственным органом. Естественно, что такое планирование должно базироваться на индикативных принципах для частного сектора и на принципах прямого регулирования для государственного сектора. В этой связи следует обобщить и перенять опыт стран, добившихся в данном направлении наибольших успехов. Речь, прежде всего, идет о Японии, Тайване, Южной Корее, а также - Китае и Вьетнаме.

В-третьих, следует возродить систему среднесрочных и долгосрочных экономических планов и программ.

В-четвертых, следует создать полугосударственный институт типа японского "кэйданрэн", который бы явился своеобразным штабом национального бизнеса для выработки и координации общенациональной экономической политики. В состав этой организации должны войти представители правительства, парламента, бизнеса, науки и военных кругов. Данная организация должна вырабатывать общую экономическую' стратегию страны и контролировать ее исполнение.

Восстановление экономической и политической самостоятельности страны.

Необходимо взять курс на восстановление экономической самостоятельности страны, занять по отношению к МВФ и Всемирному банку более независимую и достойную позицию. Для этого нужно создать условия для развития национальной экономики, которая бы не зависела существенным образом от получения иностранных кредитов. В данном случае реальным показателем зависимости национальной экономики является формирование российского бюджета с учетом курса американского доллара и объемов иностранных кредитов.

Первый шаг по восстановлению самостоятельной экономики - это мобилизация всех источников доходов неналогового характера. Сложность осуществления этого пункта очевидна, так как затрагивает интересы многих влиятельных сфер, ибо подразумевает государственную монополию на экспорт нефти и газа, винно-водочную монополию, декоммерциализацию Центрального банка России. Осознавая все трудности осуществления этого шага, необходимо вместе с тем отдавать себе отчет в том, что без него, по сути, невозможно создать стартовую площадку для вывода экономики из стагнации.

Создание нормальных условий для функционирования динамичной экономики.

Во-первых, следует составить и осуществить программу ренационализации экономики. Парадокс сложившейся ситуации заключается в том, что проведенная тотальная приватизация лишила большинство предприятий реального хозяина. Прежде хозяином предприятий являлось государство. Сейчас же очень часто, получив предприятия практически бесплатно, новые частные владельцы не способны рачительно распорядиться своей собственностью. В результате массовым следствием стала остановка этих предприятий и, что еще хуже, - разбазаривание их фондов, превращение производственных корпусов в складские помещения и т.п. Государство обязано провести тщательную инвентаризацию производственного потенциала страны и принять соответствующие меры. Ни о каком дальнейшем проведении приватизации речь пока идти не может.

Во-вторых, государство обязано придерживаться принципа охраны законной частной собственности и обеспечивать бизнесу оптимальные условия. Вместе с тем, оптимальность не означает вседозволенность. Бизнес должен действовать в режиме здоровой конкурентной борьбы, а не в парниковых условиях монополизма, фаворитизма.

В-третьих, создание нормальных монетарных условий функционирования экономики. В данном случае речь идет об увеличении денежной массы и снижении ставки рефинансирования до уровня, обеспечивающего стабильный экономический рост. Нынешнее регулирование этих параметров, нося псевдоинфляционный характер, по сути, душит национальную экономику, не давая возможность осуществлять действенную инвестиционную политику.

В-четвертых, борьба с паразитическими структурами многочисленными перекупщиками между поставщиками и потребителями, криминалом, ухода от налогов и т.п. Здесь, конечно, инициатива должна исходить от высшего управленческого звена и подразумевать действенную работу органов правопорядка. К примеру, декларации о доходах правительственных чиновников должны подтверждаться квалифицированными проверками. Понятно, что именно здесь проводить указанные мероприятия особенно непросто.

В-пятых, регулирование ценовой политики. Данное направление отличается особой сложностью, так как включает в себя многие направления деятельности. Ошибки в данной сфере могут оказаться особо дорогостоящими. Ценообразование должно, прежде всего, служить интересам поддержания действенной рыночной конкуренции, стимулировать производство и препятствовать падению доходов населения.

В-шестых, правительство обязано взять на себя ответственность в области занятости.

В-седьмых, проведение энергичной внешнеэкономической политики. Поле деятельности в данной сфере поистине огромно. Поэтому перечислять все направления не представляется возможным. Однако самое главное внимание должно быть уделено здоровой структуре экспорта и импорта Государство обязано сосредоточиться на выработке оптимальной политики импортозамещения и экспортной экспансии с целью ликвидации практики пребывания в качестве сырьевого придатка в мировой экономике.

В-восьмых, следует восстановить приоритетность развития научно-технических исследований. Высокий статус ученого, инженера, исследователя вновь должен стать уважаемым и высокооплачиваемым.

Место и роль российской экономики в мировой цивилизации

Место и роль России в мире возможно определить лишь с учетом выбора и реализации экономической стратегии. В данном вопросе важно исходить из адекватного осознания закономерностей развития мировой цивилизации. Английская классическая политическая экономия оставила в своем наследстве грядущему поколению одно заблуждение, получившее широкое распространение во многих современных школах и течениях. Речь идет об "оптимистическом взгляде" на развитие мирового сообщества, впервые достаточно четко выраженном знаменитым английским экономистом Дж. Ст. Миллем, который выражал уверенность, что постепенно развитие прогресса приведет к всеобщему процветанию человечества в мире, что исчезнет деление наций и государств на бедных и богатых, что нивелируется разрыв между процветающим "центром" и нищей "периферией". Эта мысль получила почти повсеместное распространение. Даже такой радикальный экономист, как Карл Маркс, воспринял ее практически безоговорочно, имплантировав в свою теорию "пятичленного" развития формаций в качестве региональной составляющей.

Данная утопическая концепция нашла горячий отклик и среди современных западных экономистов. Достаточно сказать, что теория "стадий экономического роста" У. Ростоу есть не что иное, как все та же конкретизация "оптимистической доктрины" Дж. Ст. Милля. Согласно У. Ростоу всем государствам мира суждено пройти определенные стадии экономической зрелости (подобно тому, как это сделала Британия и США) и превратиться в процветающие общества.

Однако данная "обреченность на благополучие", по сути, не подкреплена ни достаточной аналитической базой, ни реальным положением дел. В самом деле, если в начале XIX века, в эпоху Милля, средний разрыв между уровнем жизни богатых и бедных стран составлял 5-6 раз, то к настоящему времени он достиг почти 18-кратной пропасти. Современная мировая экономика - это роскошь и благополучие ограниченного числа стран, относящихся к "центру" и отчаянная нищета "периферии". Когда говорят, что та или иная страна периферии отстала от "центра" "навсегда", то это очень близко отражает истину. Дело в том, что механизм мировой экономики "отрегулирован" таким образом, что развивающейся стране попасть в ряды развитого "центра" можно лишь благодаря четкой программе, осуществляемой под руководством компетентного, честного, настойчивого и истинно желающего успеха правительства. После второй мировой войны преодолеть пропасть нищеты и влиться в состав благополучного "центра" удалось очень немногим странам. В основном это страны Восточной Азии: Япония, Южная Корея, Тайвань. Все остальные государства периферии не сумели сделать такого скачка, несмотря на различные виды помощи под эгидой МВФ и прочих международных организаций и правительств отдельных стран. Более того, постепенно складывается убеждение, что меры международной помощи под патронажем

МВФ вовсе не направлены на трансформацию развивающихся стран в развитые благополучные общества. Напротив, похоже, что система этой помощи отрегулирована таким образом, чтобы сохранить status quo в мировой экономике.

Эти соображения невольно приводят к неутешительным выводам: России для достижения экономического благополучия не стоит особо полагаться на иностранную помощь. Однако именно это делает до настоящего времени наша страна. В результате российская экономика оказалась в порочном круге', бедственное положение в национальной экономике толкает российское правительство на займы международных организаций. В свою очередь, займы оговариваются условиями., сковывающими инициативу и поле деятельности реформаторов, сводя экономические преобразования к монетаристской парадигме, по сути блокирующей динамичное развитие общества и страны.

При этом следует иметь в виду, 'что, несмотря на уверения некоторых влиятельных аналитиков о том, что Россия якобы является изначально бедной страной, нашей стране еще есть, что терять на пути превращения в типичную периферийную зону мировой экономики. Нам еще суждено лишиться мощного пока экономического, военного и интеллектуального потенциала.

Несмотря на опустошительные мероприятия в области образования, лишения финансирования научных программ, Россия все еще продолжает обладать передовой наукой, определяющей будущее цивилизации. Более того, в последние несколько лет тяга российского населения к получению высококачественного высшего образования только усиливается. Поэтому дальнейшее следование политике монетаризма, направленного на минимизацию государственных расходов по всем направлениям, должно рано или поздно нанести удар и по этому последнему рубежу современного высокоорганизованного и передового общества.

Монетаристская парадигма в условиях, периферийной экономики несовместима с построением процветающего общества. Монетаризм бессилен превратить периферийную страну в страну-лидер. Именно поэтому, если Россия будет продолжать курс прежних реформ, не усилит в них элементы кейнсианства, институциональных подвижек - результатом будет потеря последних атрибутов великой державы: военной, экономической и интеллектуальной мощи. Это же, в свою очередь, обязательно усилит дезинтеграционные тенденции как на уровне СНГ (что, по сути, происходит на наших глазах), так и на внутригосударственном уровне. То, что, геополитический распад страны отнюдь не достиг своего предела, можно косвенно подтвердить, к примеру, при помощи многочисленных высказываний американского аналитика 3. Бжезинского, считающего, что нынешней России необходимо "для оптимизации управления" разбиться еще на три государства Дальневосточную, Сибирскую и Европейскую Россию. В связи с этим стоит задаться вопросом: если дальнейшая географическая дезинтеграция России не противоречит интересам многих стран Европы и Америки, то не противоречит ли она интересам самой России?

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Монографии

1. Формирование и динамика человеческого капитала транзитивной экономики. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1999. - 11,86 п.л. (в соавторстве)

2. Модификация советской экономической модели: развитие, рост и крушение. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1999.-418пл.

3. Проблемы экономического роста российской экономики. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1999. - 6,51 п.л Специфика экономического роста и перспективы развития российской макроэкономической модели. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 1999. -14,5 п.л. Статьи и тезисы докладов

4.Российская досоветская экономика и особенности ее развития // Тез. докл. междунар. симпозиума. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1995. - 0,2 п.л. Особенности российской и китайской модели реформирования экономики // Тез. докл. межрегион, науч.-практ. конф. - Улан-Удэ, 1996. - 0,3 п.л. Особенности плановой макроэкономической модели // Сб. науч. тр. Серия: Эконом. науки. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1997. - 0,4 п.л.

5.Роль системы образования в формировании и накоплении человеческого капитала // Вестник ВСГТУ. - 1998. - №1. - 0,3 п.л.

6.Российская макроэкономическая модель в эпоху "радикальных" реформ// Сб.науч.тр. Серия: Эконом.науки. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1998. - 0,5 п.л.

7.Специфика экономического роста и развитие советской макроэкономической модели // Сб.тр.междунар.науч.-практ.конф. "Роль органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении устойчивого экономического и экологического развития в Байкальском регионе". - Улан-Удэ, 1998. - 0,5 п.л.

8.Перспективы развития российской макроэкономической модели // Возрождение и перспективы роста экономики современной России: Материалы всерос. конф. СПб., 1999.-(0,2 п.л.).

 


Описание предмета: «Экономическая теория»

Существуют различные определения экономической теории: 1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5. Экономическая теория есть наука о богатстве.

В современном обществе экономическая теория понимается как наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Курс Общей Экономической Теории включает в себя изучение экономических категорий и явлений, присущих общественному производству независимо от общественно экономической формации, а также изучает эти экономические закономерности человеческого общества и общественного производства в общечеловеческом плане.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Предметом общей экономической теории являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

Литература

  1. С.Л. Постников, С.А. Попов. Мировая экономика и экономическое положение России. Сборник статистических материалов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 224 с.
  2. Механизм и модели финансирования экономического роста и регионального развития. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 160 с.
  3. Евгений Ясин. Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика. – М.: Новое издательство, 2004. – 456 с.
  4. Теория капитала и экономического роста. – М.: МГУ, 2004. – 400 с.
  5. Макроэкономический анализ и экономическая политика на базе параметрического регулирования. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. – 284 с.
  6. 50 лет Российскому институту радионавигации и времени. – М.: Российский институт радионавигации и времени (РИРВ), 2007. – 240 с.
  7. Хабриева Т.Я., под ред. Муниципальная реформа в Российской Федерации. Правовое и экономическое исследование. – М.: Эксмо, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2010. – 414 с.
  8. В.Ф. Очков. Физические и экономические величины в Mathcad и Maple (+ CD-ROM). – М.: Финансы и статистика, 2002. – 192 с.
  9. М.А. Винокуров. Роль государства в корректировке модели экономического роста России. – СПб.: Питер, 2013. – 192 с.
  10. О.С. Сухарев. Экономический рост, институты и технологии. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 464 с.
  11. Владислав Руцкий und Игорь Пыжёв. Качественный экономический рост. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 124 с.
  12. Людмила Щербакова. Модель дифференциального экономического роста. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 132 с.
  13. Филипп Агийон, Джеффри Уильямсон. Экономический рост, неравенство и глобализация. Теория, история и политическая практика. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2015. – 288 с.
  14. О.С. Сухарев. Экономический рост, институты и технологии. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 464 с.
  15. Н.С. Косов, Н.И. Саталкина, Ю.О. Терехова. Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2015. – 288 с.
  16. А.Ю. Воронин, О.И. Маликова. Глобализация энергетических рынков и экономический рост в России. – М.: ИПК Коста, 2010. – 240 с.
  17. Игонина Л.Л. Финансовая система и экономическое развитие. Монография. – М.: , 2016. – 144 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Финансовая политика в России в современных условиях
Финансы
Диплом
294 стр.
Взаимосвязь темпов роста населения и экономического развития как одна из глобальных проблем человечества. Демографическая политика.
Мировая экономика
Курсовая работа
32 стр.
Оценка финансовых стимулов развития экономики в современной России
Государственное и муниципальное управление
Курсовая работа
27 стр.
Региональные особенности демографической ситуации в мире
Управление персоналом
Курсовая работа
32 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ирина
Добрый день Лилия! Спасибо за диплом после вашего сопровождения, защитилась хорошо. Еще раз спасибо. Ирина.