Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Научные основы региональной инвестиционной политики Республики Саха (Якутия) на переходный период

Инвестиции

 

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Институт региональной экономики

ГАВРИЛЬЕВА ТУИАРА НИКОЛАЕВНА

 

Научные основы региональной инвестиционной политики Республики Саха (Якутия) на переходный период

 

Специальность 08.00.04 - Региональная экономика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Якутск-1998

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы. В условиях перехода России к рыночной системе национального хозяйства инвестиционная политика является не только ключевым институтом государственного регулирования, но и стратегическим направлением осуществляемых преобразований, своеобразной идеологией реформы. Охватывающая как вертикальные, так и горизонтальные оси экономики, инвестиционная политика приобретает особое значение на уровне отдельных регионов Российской Федерации. Сейчас она должна реализовываться не только как конкретные программы развития субъектов Федерации, но и, посредством перераспределения экономических и социальных функций, собственности, финансовых и инвестиционных ресурсов, капиталов и основных фондов, должна заложить систему нового экономического уклада страны и ее регионов.

Следовательно, актуальность разработки научных основ новой инвестиционной политики Республики Саха (Якутия), как крупного экономического субъекта России, обусловлена следующими факторами:

• необходимостью трансформации управления инвестиционным процессом на региональном (субнациональном) и федеральном уровнях;

• ключевым значением инвестиций в осуществлении рыночной реформы национального хозяйства;

• реально существующими структурными сдвигами в финансировании и распределении инвестиционных ресурсов. Кроме того, значимость самого исследования определяется тем, что современная теория региональной инвестиционной политики в условиях рыночной реформы как крупное направление российской экономической науки до сих пор не институализировалась, не устоялись ее основные методологические положения, сейчас она скорее результат анализа существующей практики, а не фундаментальных исследований. "Только со временем станет ясно, оформятся ли эти поиски в самостоятельную российскую парадигму региональной политики переходного периода или же их поглотит формирующаяся в настоящее время более общая парадигма регионального саморазвития, с которой рыночная модель региональной экономики, вероятно войдет в XXI в." '.

1. - Лавров А.М. Методологические проблемы региональной политики: опыт сравнительного анализа. // Регион: экономика и социология. - 1995. -№ 2.-С. 22.

 

Цель работы заключается в разработке научных подходов к формированию и реализации государственной региональной инвестиционной политики Республики Саха (Якутия) на переходный период.

Для достижения поставленной цели определены следующие взаимосвязанные задачи:

• определить роль государства в управлении региональным воспроизводственным процессом, цель, сущность и принципы государственной инвестиционной политики в условиях переходного периода;

• разработать новые методологические положения современной субнациональной инвестиционной политики, структурировать ее по типам управления и организации, зафиксировать ее основные составляющие;

• систематизировать текущую государственную инвестиционную политику, провести ее критический анализ и предложить новые направления реализации;

• обосновать постепенный переход региональной инвестиционной политики на преимущественно социальные приоритеты;

• оценить реальную инвестиционную потребность региона в социальных и производственных капиталовложениях;

• определить роль негосударственных источников капитальных вложений и потенциалы роста данных инвестиций.

Объектом исследования являются государственные и частные инвестиционные ресурсы, их формирование и использование в Республике Саха (Якутия).

Предметом исследования - государственная региональная инвестиционная политика Республики Саха (Якутия) в условиях переходного периода.

Методологическая основа исследования базируется на экономической теории воспроизводства основных фондов, выработанной отечественной и зарубежной наукой. В качестве общего метода используется системный подход, предполагающий рассмотрение объекта исследования во взаимодействии и взаимосвязи с другими элементами государственного управления экономикой региона в условиях переходного периода. Для выполнения исследования использовались работы ученых-экономистов: А.Г. Гранберга, А.В. Евсеенко, Е.Г. Егорова, А.М. Лаврова, П.А. Минакира, Ф.С. Тумусова и других авторов, занимающихся изучением данной проблемы. При обработке результатов исследования использовались методы статистического, экономического и финансового анализа, в том числе количественный и структурный анализ, метод группировок, табличное и графическое моделирование, осуществлялись корреляционные расчеты, применялись элементы макроэкономического моделирования.

Информационной базой исследования служили официальные данные Госкомстата Республики Саха (Якутия), Министерства экономики, Министерства внешних связей и Министерства строительства PC (Я), действующие и разрабатываемые нормативные акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и научные отчеты Института региональной экономики АН PC (Я), касающиеся темы исследования.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

]. При сохранении формы организации региональная инвестиционная политика переходного периода приобрела качественно новую форму управления, т.е. на уровне региональных воспроизводственных процессов суть современной рыночной реформы заключается в переходе от формализованного централизованного типа региональной инвестиционной политики к формализованному либеральному типу.

2. В условиях переходного периода, обуславливающих необходимость поддержания экономикообразующих отраслей промышленности РС(Я), решение проблемы постепенной переориентации структуры государственных инвестиций на приоритеты социального развития возможно, если инвестиционная политика республиканского правительства в социальном аспекте будет представлять собой политику межрегионального уравнивания, т.е. нивелирования территориальных различий в обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, а в части материального воспроизводства станет политикой перспективных точек роста.

3. Стимулирование инвестиционной активности региональной экономики посредством повышения роли частных инвесторов и структурного роста негосударственных источников инвестиций является ключевым аспектом инвестиционной политики Республики Саха (Якутия) на переходный период.

Научная новизна работы заключается в следующем:

• на основе анализа экономической динамики и обобщения существующих методологических подходов введены новые теоретические положения региональной инвестиционной политики переходного периода,

• произведен теоретический анализ состояния и развития инвестиционной сферы Республики Саха (Якутия) с позиции формирования рыночных отношений;

• разработаны методологические подходы к составлению комплексного территориального баланса распределения непроизводственных государственных капитальных вложений как способа осуществления политики территориального уравнивания в обеспечении социальными стандартами, рассчитаны оценочные структурные коэффициенты, введен региональный макроэкономический норматив,

• предложены новые научные подходы к формированию региональной инвестиционной политики Республики Саха (Якутия) на переходный период, определены ее функциональные положения, приоритеты и базисные составляющие

Практическая значимость работы состоит в том, что' ее результаты могут быть использованы государственными органами управления экономикой для разработки стратегии стабилизации воспроизводства и экономического роста РС(Я), а также позволит им разрабатывать средне- и долгосрочные прогнозы экономического развития и осуществлять управление региональным инвестиционным процессом Раздел 2.3 диссертации "Анализ формирования и исполнения инвестиционных бюджетов РС(Я) в 1996 - 1997 гг." в качестве аналитического отчета был предоставлен Министерству экономики РС(Я)

Апробация работы. Основные положения и результаты работы легли в основу научных отчетов по теме исследования, защищенных на Ученом Совете Института региональной экономики АН РС(Я) Научные положения, содержащиеся в диссертации, 6'bufti использованы при подготовке докладов и выступлений автора на 6 международных и региональный научных конференциях, проведенных в г. Якутске в 1996-1998 гг.: II научно-практическая конференция "Якутск' проблемы градосферы и риск техногенных и стихийных катастроф" (май 1997 г ), II международная конференция по математическому моделированию (июнь-июль 1997 г ), международная школа-семинар по математическому моделированию (сентябрь 1998 г.), межрегиональная научно-практическая конференция "Человек, окружающая среда и туберкулез" (ноябрь 1997 г.), конференция "Научно-техническое обеспечение алмазо-бриллиантового комплекса и золотодобывающей промышленности РС(Я)" (февраль 1998 г.). II Лаврентьевские чтения (апрель 1998 г.)

Публикации. По теме диссертации опубликованы 3 печатные научные работы, кроме того 2 научные статьи находятся в процессе издания.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя 25 таблиц, 4 схематичные и 1 графический рисунки, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем работы 175 машинописных страниц, список использованной литературы 71 наименование, всего 15 таблиц-приложений

2 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

В первой главе диссертации "Институциональные аспекты региональной инвестиционной политики" зафиксированы методологические определения сущности современной инвестиционной политики, ее особенности. принципы и цели, обоснованы ее региональная и отраслевая составляющие, представлена развернутая структура субъектов инвестиционного процесса и их функциональные задачи. Государственная инвестиционная политика как деятельность государственных органов в сфере материального воспроизводства существует перманентно. Она всегда адекватна степени государственного вмешательства в экономические процессы В условиях нормально функционирующей государственной системы сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей экономики. их расширении и модернизации.

Тип инвестиционной политики определяется прежде всего силой государственного вмешательства в экономические процессы и степенью увязки данной политики с иными государственными институтами По типу организации государственная инвестиционная политика подразделяется на формализованную и неформализованную Неформализованная инвестиционная политика характеризуется низкой долей государственных капиталовложений (до 30 %), значительной долей частного'' капитала (до 80 % собственности на основные фонды), свободным перемещением капитала зарубеж, несистематизированной правовой базой. Формализованный тип отличается наличием целостной правовой базы. задающей основные параметры инвестиционного процесса, ей присущи высокая степень государственного участия в экономике, устойчивая финансово-кредитная политика, регулирование внешнеэкономической деятельности, вмешательство в деятельность частных компаний.

Тем не менее тип организации инвестиционной политики не определяет эффективности капитальных вложений в экономику, качество гарантий по их возвратности, общую инвестиционную привлекательность территории На эти факторы воздействуют как общее экономическое положение, так и форма управления инвестиционной политикой По типу управления ее можно структурировать на либеральную и централизованную Либеральному типу присущи экономические методы государственного регулирования инвестиционным процессом, развитая вертикальная система инвесторов, разнообразные принципы формирования источников инвестиций. индикативная система государственного планирования Основными чертами централизованного типа являются директивные и административные методы управления, источники инвестиций формируются посредством аккумуляции ресурсов различными государственными структурами, долгосрочное прогнозирование осуществляется централизованно, а общее правовое поле жестко регламентирует и ограничивает развитие инвестиционного процесса.

Настоящий период состояния экономики характеризуется переходом от формализованного централизованного типа государственной инвестиционной политики к формализованному либеральному типу.

 

Современные инвестиционные процессы в РФ и в РС(Я), характеризующиеся сменой глобальной экономической модели, имеют следующие особенности:

1. Децентрализация. Этот процесс так или иначе охватывает все уровни инвестиционного процесса. Можно выделить две ключевые составляющие: федеральный центр - регион и региональное правительство -региональные промышленные и финансовые институты.

В первом случае происходит передача централизованных управляющих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении федеральных источников инвестиций. Во втором экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства.

2. Реформа системы управления, означающая переход к преимущественно экономическим методам. Государство утрачивает свои функции главного планирующего и распределяющего института и приобретает иные, ранее не присущие ему, роли - собственника, равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта и кредитора

3. Появление новых участников инвестиционного процесса. На управляемость инвестиционным процессом воздействует его структурное развитие, характеризующееся появлением большого числа новых субъектов. Изменение количественных и качественных параметров с одной стороны усложняет реализацию инвестиционной политики, с другой - позволяет государству передать часть своих инвестиционных обязательств и интересов иным участникам.

4. Смена критерия социально-экономической эффективности инвестиционной политики. Анализ инвестиционной политики республики последних лет показывает, что на протяжении всего периода реформ отсутствовал четкий критерий ее социально-экономической эффективности Следует отойти от используемого отраслевого принципа, заложенного еще в советский период, качественным критерием осуществления современной инвестиционной политики должны стать не плановые показатели роста региональной промышленности, а агрегированные параметры, характеризующие комплексное состояние экономики К ним можно отнести прирост валового регионального продукта на душу населения или показатель уровня жизни, которые имеют множество составляющих, связанных с реализацией инвестиционной стратегии.

Комплексная инвестиционная политика, необходимая в переходный период, имеет государственную, региональную и отраслевую составляющие Государственный аспект определяется той ролью, которую государство берет на себя в управлении инвестиционным процессом. Являясь главным экономическим субъектом, оно устанавливает условия функционирования хозяйственной системы. Избранной роли соответствуют цели. задачи, функции и основные экономические агенты государства. Кроме того государство самостоятельно определяет меру своего вмешательства в хозяйственные процессы, а следовательно, и меру своей ответственности за состояние экономики. Отраслевая составляющая инвестиционной политики постепенно приближается к западному типу, когда государственные капитальные вложения направляются преимущественно в секторы непроизводственной сферы и практически полностью отсутствуют в отраслях промышленного производства.

В инвестиционной политике России ее региональная составляющая, если считать, что она - комплекс мер государственного регулирования и стимулирования регионального развития посредством федеральных инвестиций, практически отсутствует. Объективно ее формирование будет проходить посредством аккумуляции локальных инвестиционных стратегий территорий России, и принцип "сильные регионы - сильный центр" станет иметь особое значение.

Формально каждый регион получил право разрабатывать и реализовывать собственную инвестиционную политику, защищая свои права и свои интересы, но не каждый реально на это готов и способен. Существует глобальная проблема - не все российские регионы располагают стабильной базой для финансирования инвестиционного развития. Зачастую такое положение определяется особенностями региона, которые в общем контексте определяются как " . специфические различия в географических, экономических и социально-демографических условиях общественного производства. характерные для крупных экономико-географических районов. оказывающие существенное влияние на качественные показатели их хозяйственной деятельности и потому создающие необходимость в осуществлении региональной политики...

Кроме того на уровне локальных инвестиционных устремлений субъектов Федерации практически невозможно установить общее целеполагание. Задача оптимизации региональных устремлений, установления взаимодополняющих целей субъектов Федерации и инициирования единой, сбалансированной экономической идеологии практически не разрешима. Поэтому в условиях неясности общей стратегии экономического развития страны и реального столкновения интересов различных регионов каждый субъект вправе осуществлять локальную экономическую, в том числе и инвестиционную политику, формально не связанную с политикой каждого иного участника, преследовать собственные интересы, генерировать специфические цели.

Стратегической целью современной региональной инвестиционной политики РС(Я) является: обеспечение качественно нового уровня расширенного воспроизводства основных фондов производственной и социальной сферы республики в условиях переходного периода. В соответствии с ней определяются принципы региональной инвестиционной политики: эффективное инвестирование, структурное равновесие, достаточность и целенаправленность инвестирования, обезличенный капитал, общенациональная значимость.

Существовавшая ранее в системе воспроизводственных отношений примитивная взаимосвязь "государство (отраслевое министерство) - промышленное предприятие" в настоящий момент преобразуется в разветвленную систему, вертикальную структуру субъектов инвестиционного процесса (рис. 1). Каждый субъект как заинтересованный инвестор преследует собственные цели и выполняет особые функциональные задачи.

В любой экономической системе наиболее многочисленной группой инвесторов является активно формирующийся в РФ и РС(Я) средний класс. В отличие от традиционных подходов, определяющих представителей среднего класса по уровню доходов, автор вводит понятие характер экономического поведения или инвестиционная склонность, означающих предрасположенность склонность той или иной социальной группы к образованию сбережений, их доле в общих расходах, формам активов, приоритетам в выборе инвестиций.

2. - Егоров Е.Г. Проблемы региональной экономики (на примере Северо-Востока СССР). - Новосибирск, 1979.- С. 103.

 

Плановая экономика

государство

предприятия и организации

вкладчики Сбербанка

Экономика переходного периода

финансовые институты

государство

экономикообразующие > промышленные предприятия

 

: Среднее ЗВенО (промышленные, торговые, смешанные компании и фирмы)

низовое звено (частные инвесторы, вкладчики, акционеры)

Рис.1 Вертикальная структура субъектов инвестиционного процесса

Анализ официальной информации позволил определить численный состав некоторых групп частных инвесторов. Например, в РС(Я) численность держателей государственных и корпоративных ценных бумаг в среднем составляет 120-140 тыс. чел., вкладчиков банков - 200 - 250 тыс. чел., покупателей и застройщиков жилья -12-13 тыс. домохозяйств и т.д.

Вторая глава диссертации "Направления и эффективность государственных инвестиций в Республике Саха (Якутия)" посвящена исследованию непосредственного участия государства, органов управления Республики Саха (Якутия) в инвестиционном процессе. В ней раскрываются приоритетные направления и структура государственных инвестиций, проанализировано формирование и исполнение инвестиционных бюджетов РС(Я), приведены оценочные структурные коэффициенты распределения государственных непроизводственных инвестиций по территориям республики, ведено понятие экономических агентов государства.

В дореформенный период экономика РС(Я), так же как и любого другого региона России, развивалась за счет единственного инвестиционного источника - государственных капитальных вложений. Воспроизводственный процесс представлял собой замкнутую централизованную систему, где государству принадлежало исключительное право на планирование и распределение инвестиций. Понятие "частные инвестиции" как экономическая категория отсутствовало. В условиях развитой рыночной экономики, являющейся ориентиром российских экономических реформ, соотношение между государственными и частными инвестициями составляет в среднем 1:7.

 

В период с 1992 г. по 1996 г. в структуре республиканских инвестиций произошел качественный структурный сдвиг, характеризующийся значительным сокращением доли государственных капитальных вложений в валовых инвестициях (табл. 1).

 

Таблица 1. Динамика инвестиций в РС(Я) по формам собственности

1992

г.

1993

г.

1994

г.

1995

г.

1996

г.

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Всего:

61,2

100

502,9

100

1820,2

100

3949,9

100

5769,9

100

государственные

59,5

97,2

320,3

63,7

914,9

50,3

2018,3

51,1

3195,9

55,4

частные

1,7

2,3

182,6

36,3

905,3

49,7

1931,6

48,9

2574,0

44,6

 

Тем не менее роль государственных капиталовложений, к которым в Республике Саха (Якутия) относятся средства государственного инвестиционного бюджета, инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов, иных обособленных экономических агентов государства, осуществляемые вне плановой программы, а также налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям, и кредиты государственных финансовых структур, еще достаточно велика.

Анализ инвестиционных бюджетов РС(Я) в 1996 - 1997 гг., являющихся основным инструментом формализации и осуществления государственной инвестиционной политики республики и наиболее значительным источником инвестиций (в 1996 г.-61.1 "/о валовых капитальных вложений в республике, в 1997 г. - 55-60 %), показал, что на данном этапе основными факторами, влияющими на формирование инвестиционных бюджетов, являются: краткосрочные государственные приоритеты, объективное наличие финансовых ресурсов на момент планирования бюджета, а не реальная потребность в них. острота решения тех или иных текущих проблем.

Объективными и субъективными недостатками являются: недостаточность финансовых ресурсов для покрытия текущей валовой инвестиционной потребности республики (даже без учета реализации крупных инвестиционных проектов); несовершенство государственного регулирования при аккумуляции источников инвестиционного бюджета; структурные диспропорции и отсутствие социально-экономического критерия осуществления государственной инвестиционной программы; неэффективное размещение инвестиций и неоправданное превышение конечных затрат в строительстве за счет государственных средств.

Для совершенствования планирования инвестиционных бюджетов предлагается: определить стрмстурное соотношение между производственным и социальным направлениями инвестиционного бюджета; концентрировать инвестиционные ресурсы для реализации наиболее перспективных стратегических проектов, а не распылять инвестиции по большому кругу отраслей; зафиксировать структурные коэффициенты распределения государственных капитальных вложений в целях нивелирования территориальных различий в обеспечении социальными благами, а, следовательно, и в уровне жизни; при планировании бюджетов использовать методы экономического прогнозирования, долгосрочного планирования, инструменты математического моделирования.

Реализация новой инвестиционной политики в РС(Я) будет возложена не только на непосредственные институты государственной власти.

значительную роль должны сыграть экономические агенты государства -специализированные экономические структуры, находящиеся в полной или частичной государственной собственности и реализующие конкретные государственные интересы в различных отраслях экономики. В Республике Саха (Якутия) существует ряд крупных внебюджетных фондов, так или иначе связанных с инвестиционной деятельностью. К ним можно отнести: ФК "Сахаалмазпровинвест", ИК "Сахаинвест", Целевой фонд будущих поколений РС(Я), ГП "Сахавнешстрой". По оценке автора, размер средств, которыми они реально располагают, составляет около 15 % всех государственных инвестиций, кроме того имеются значительные потенциалы роста. Для этого государству следует ужесточить контроль за деятельностью агентов, упорядочить отношения собственности, зафиксировать долю в прибыли, т.е. применяя экономические методы управления, более эффективно использовать возможности подобных структур.

Основными направлениями анализа социальной сферы как объекта государственной региональной инвестиционной политики являются жилищное строительство и здравоохранение. Эти отрасли, в независимости от территориального деления, должны развиваться равномерно, так как общественные стандарты равны для всех.

Жилищный сектор. В условиях развитой рыночной экономики на жилищные цели используется ежегодно 20-25 % личных накоплений граждан, доля жилищного сектора в общем объеме инвестиций равна 20-25 %, в то время как в среднем по России -15 %. В 1996 г. в Республике Саха (Якутия) доля жилищных инвестиций в валовых капитальных вложениях достигла 26.5 %. Институциональные сдвиги в системе финансирования жилищного строительства и распределения жилья выражаются в сокращении государственных капитальных вложений в жилищное строительство, в том числе, и за счет роста частных инвестиций (табл. 2); появлении новых управляющих институтов; в смене потребительских ожиданий; в формировании вторичного рынка жилья.

Таблица 2. Структура общего ввода жилья в РС(Я) в 1990-1996 гг., %.

1990 г.

1991г 1992г

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Государственный жилищный фонд

70.8

71.3 68.7

67.6

64.1

61.2

60.3

Частный жилищный фонд

29.2

28.7 ; 31.3

32.4

35.9

38.8

39.7 1

 

Роль вторичного рынка жилья зачастую недооценивается как государственными, так и частными специализированными институтами. Региональный рынок жилья уже сформирован, его характеризует территориальная неравномерность, большой разброс цен, инерционность, зависимость от несвязанных с жилищной сферой экономических и политических факторов и обусловленная этим нестабильность. Ценовая ситуация на вторичном рынке непосредственно определяет эффективность нового жилищного строительства. Потребителям жилья будет невыгодно приобретать новые квартиры до тех пор, пока стоимость 1 кв. м. новостройки будет превышать цену на вторичном рынке. Разница между ценой и себестоимостью строительства жилья в столице республики составляет от 0.4 до 1.0 тыс. рублей за квадратный метр. Пока этот порог эффективности нового строительства не преодолен, государство будет фактически субсидировать жилищное строительство, отвлекая на него дефицитные инвестиционные ресурсы.

 

Существует два пути разрешения этой проблемы: или стимулирование роста цен на вторичном рынке, или сокращение капитальных затрат государственных и частных подрядных организаций. В первом случае, государство может заполнить жилищный рынок дешевыми долгосрочными кредитными ресурсами, - это будет экономическое решение Правительства, или путем административных барьеров сбить темп внешней миграции и тем самым ограничить предложение или поощрять миграцию внутреннюю, стимулируя спрос. Тогда жилищный сектор экономики будет отягощен дополнительными социальными проблемами, а покупатели будут платить за жилье по самой высокой цене. Второй способ разрешения проблемы предполагает ужесточение государственного контроля за деятельностью строительных организаций и себестоимостью нового жилищного строительства, проведение массовой корректировки цен на капитальные ресурсы, общее сокращение рентабельности отрасли строительных материалов и инвестиционного комплекса.

Здравоохранение. Как и другие отрасли непроизводственной сферы, здравоохранение из-за недостатка государственных инвестиций и отсутствия новых источников финансирования испытывает кризис. В части материального обеспечения ключевыми проблемами являются: сокращение норматива обеспеченности больничными койками на 10000 человек населения и увеличение дефицита коечных мощностей; ускорение физического износа медицинского оборудования вследствие его сверхнормативного использования, моральное устаревание медицинской техники и т.д.

Назрела необходимость комплексной реформы республиканского здравоохранения, ключевым аспектом которой должна являться адекватная инвестиционная политика Исходя из разных целевых установок, предлагаются три сценария модернизации материальной базы здравоохранения и оценки требуемых объемов капитальных вложений, колеблющихся от 613 млн рублей до 1 092 1 млн рублей, обосновано внедрение качественно новых подходов в реформировании этой сферы

На основе официальных статистических данных оьп произведен расчет инвестиционной потребности территорий респ\б-1ики в жилищном строительстве и возведении объектов здравоохранения (рис 2) J - порядковый номер улуса (I n), k - порядковый номер социально-

го блага

- обеспеченность J-ГО улуса k-ым благом, определение

которой зависит также от понижающих факторов отрицательного сальдо миграции, специфики системы здравоохранения, положительной динамики индивидуального жилищного строительства, специфики демографической ситуации в улусе Повышающим фактором являются дополниительные расходы на капитальный ремонт основных фондов социальной сферы и их модернизацию

 

Если

 

то улус имеет потожительную инвестиционную потребность (в натуральном выражении, те в кв метрах жилья, больничных койках)

Далее исчисляется валовая инвестиционная потребность улуса в де-

нежном выражении

В^ (b^b>^ Р,,

где В J ^ вахтовая инвестиционная потребность J-ГО улуса k-ым благом в денежном исчистении, а, - себестоимость создания единицы k-го блага BJ-OM улусе Р^ - чистенность J-го vivca

 

Таким образом

 

где В - инвестиционная потребность

J-ГО уллса в денежном исчислении

Далее рассчитаны оценочные структурные коэффициенты распределения государственных капитальных вложений по страстям социальной сферы и территориям республики территориальный коэффициент ^ -В В где В- валовая инвестиционная потребность региона (сумма BJ) и внутритерриториальный отраслевой коэффициент 1 J В ^ В , Этот метод может быть заложен в основу разработки комплексного территориального баланса социальных инвестиций в РС(Я)

Как показывает исследование минимально необходимый объем инвестиций в Республике Саха (Якутия) только по двум социальным направлениям - жилищное строительство и здравоохранение составляет от 4 147 до 4 32" млн рублей Если необходимые объемы инвестиции в иные отрасти социальной сферы зафиксировать от средних значении прошлых лет то при плановом периоде в пять лет ежегодные инвестиции в непроизвод-

Ряд 1 - уровень миграции населения (сальдо миграции Нижнеколымского упуса=1) Ряд 2 - потребность в инвестициях в жилищное строительство Ряд 3 - потребность в инвестициях в здравоохранение

Рис. 2 Территориальная потребность в непроизводственных инвестициях

ственное строительство региона должны составлять около 1 257 млн. рублей (около 4.9 "/о внутреннего регионального продукта или 27 % валовых капиталовложений от уровня 1996 г.). Следовательно, в условиях переходного периода региональный макроэкономический норматив инвестиционной политики РС(Я), представляющий собой минимально необходимый размер инвестиций в социальную сферу, должен составлять около 30 % валовых капвложений.

Третья глава диссертации "Негосударственные инвестиции и методы их стимулирования" посвящена исследованию роли таких инвестиционных ресурсов как капиталовложения промышленных предприятий, средства населения и иностранные инвестиции.

 

Начальным результатом рыночной реформы в Республике Саха (Якутия) стало падение объемов промышленного производства. Предприятия добывающего профиля, составляющие основу региональной экономики, вследствие старых, заложенных плановой системой структурных несовершенств, не смогли быстро адаптироваться к новым рыночным реалиям, наблюдается абсолютное падение капитальных вложений производственного назначения. В период 1991 - 1996 гг. оно достигло 2509 млрд. руб., валовый объем капитальных вложений в производство сократился в три раза. Можно отметить прямую зависимость динамики объемов производства от уровня инвестиций, 10-процентное сокращение капвложений приводит к падению объемов производства в среднем на 12%.

 

Структурные изменения в финансировании производственных капиталовложений выражаются в: увеличении доли бюджетных средств РС(Я) при сокращении объемов федеральных ресурсов в централизованном финансировании производственных инвестиций, растущем влиянии централизованных (внебюджетных) инвестиционных фондов и финансовых структур, расширении структуры источников инвестиций на микроуровне.

Динамика капиталовложений показывает, что в отраслях, сохранивших свои дореформенные позиции и позитивно развивающихся, таких как: нефтедобывающая промышленность, алмазодобыча, промышленность стройматериалов, доля собственных средств в валовых капитальных вложениях составляет более половины и постоянно повышается. Эти отрасли представляют собой перспективные точки экономического роста.

В развитой рыночной экономике в структуре собственных средств промышленных предприятий особое значение имеют амортизационные отчисления. В начале 90-х гг. в Японии их доля составила 50 %, в ФРГ -64 %, в США - 70 %. До 1994 г. в России тенденции имели обратный характер. Доля амортизационных отчислений непрерывно падала, что сужало

возможности промышленных предприятий в обновлении основных фондов. В период 1990 - 1993 гг. в российской промышленности удельный вес амортизации в структуре затрат сократился с 12.1 % до 1.1 %.

 

Анализ финансовой отчетности четырех крупных предприятий республики (АО "Якутцемент", АК "Золото Якутии", ГП "Якутуглестрой" и АСК "Ленское объединенное речное пароходство") свидетельствует, что показатель оборота основных средств, означающий количество лет, необходимых для полной замены основных фондов за счет амортизационных средств, колеблется от 36 до 67 (!) лет. К общим для всех тенденциям относятся: ежегодное увеличение коэффициента износа основных фондов, превышение коэффициента выбытия над коэффициентом обновления основных средств, экстенсивный тип воспроизводства материальной базы.

С начала экономической реформы амортизационная политика в республике, также как и в России в целом, не претерпела принципиальных изменений. До сих пор амортизационная политика предприятий является предметом государственного регламентирования и контроля за себестоимостью продукции, а не способом качественного воспроизводства основных фондов. В свою очередь промышленники продолжают относиться к этому инвестиционному источнику как к статье затрат. Маневрирование объемами амортизационных отчислений происходит в основном в целях сокращения налогов, а не модернизации основных фондов. Качественно изменить сложившуюся ситуацию позволило бы внедрение экспериментальных региональных амортизационных схем.

Осуществление финансирования производственных капитальных вложений за счет заемных средств в той мере, как это происходит сейчас и будет осуществляться в будущем, ранее было бы невозможным. За последние пять лет в РС(Я) создана финансовая структура. Она несовершенна, зависима, подвержена затяжным кризисам, но она достаточно дееспособна. Тем не менее, понятие "инвестиция" все еще различно у финансистов и производственников. Для первых - это прежде всего нематериальные активы, любые вложения, приносящие прибыль, то есть государственные и корпоративные ценные бумаги, акции и облигации, кредитные сделки. У вторых она тождественна капитальным вложениям, т.е. реальным объемам введенных основных фондов, оборудования и стоимости капремонта, являющихся активами материальными.

Дистанция между этими трактовками инвестиции определяет расстояние между сферой обращения и сферой физической материализации, между гипотетическим размером финансовых ресурсов, которые могут быть направлены в производство, и физическим объемом капитальных

вложений. Пока этот разрыв не будет преодолен взаимодействие между финансовыми и промышленными кругами не установится. Разрешить проблему возможно путем осуществления параллельного государственного регулирования финансово-кредитной сферы и инвестиционного комплекса. Региональной инвестиционной политике должна соответствовать адекватная финансовая политика, нацеленная на рост активности и заинтересованности банков-резидентов в долгосрочном кредитовании инвестиционных проектов и приобретении акций местных предприятий. Тогда потенциальный объем кредитных ресурсов, которыми располагают банки Якутии, оцениваемый автором в 670 - 700 млн. рублей в год, может быть направлен на долгосрочное инвестирование местной промышленности. Осуществление финансово-кредитной политики, параллельной инвестиционной стратегии региона, на основе кооперации и разделения функций между государственными и частными институтами, которую можно назвать "политикой совместного участия", должно стать принципиально новым направлением региональной политики в России.

Для качественного роста частных инвестиций населения в РС(Я) необходимо воздействовать на текущую ситуацию и посредством государственной политики доходов целенаправленно формировать практику персонального сбережения. Все предыдущие программы, имеющие целью поддержание уровня жизни населения, не учитывали поведенческого настроения граждан в рыночных условиях, новые ценностные приоритеты. Сейчас под экономически активным населением нужно понимать не только категории трудоспособных или занятых, но и граждан, владеющих недвижимостью, средствами производства, ценными бумагами и т.д. У каждого человека должна быть собственная инвестиционная программа, в соответствии с которой он будет формировать свои сбережения и вкладывать их в удобные формы активов.

По оценке автора, минимальный объем частных инвестиций населения РС(Я) может оцениваться в 3000 млн. рублей в год. В 1996 г. он составил IL58 "/о внутреннего регионального продукта республики или 26 °о всех денежных доходов населения. Политика доходов, необходимая для глобальной активизации частных инвестиций населения республики, должна состоять из трех основных блоков: ]. Обеспечение роста номинальных и реальных доходов населения;

2. Стимулирование сбережений;

3. Управление материальными и нематериальными активами. Первый блок является базовым, повышение доходов непосредственно приводит к росту частных инвестиций. Наиболее реальным шагом в этом направлении является принятие нового Налогового Кодекса РФ, предусматривающего снижение налогового пресса по доходам граждан. В части полномочий региональных властей, приемлемы такие инструменты как: повышение номинальных денежных доходов населения, повышение реальных доходов населения, оптимизация структуры трудовой занятости.

Второй блок должен обеспечить стимулы к созданию долгосрочных сбережений, поэтому помимо чисто экономических механизмов, политика доходов должна включать определенные пропагандистские установки. Каждый человек должен знать, что государство заинтересовано в его доходах и сбережениях и гарантирует это право, что его деньги могут приносить реальный доход, а его собственность умножаться в результате свободного выбора инвестиций. Пилотным критерием нормы сбережения должны стать 15-20% годового дохода, являющиеся стандартным показателем для среднего класса в США.

Третий блок - это сфера государственных интересов и государственных гарантий. Государство заинтересовано в том, чтобы сбережения направлялись преимущественно в недвижимость, ценные бумаги и банковские депозиты, иные активы практически не работают на финансовых рынках и в перспективе сужают резервы частных инвестиций. Поэтому при разработке данной политики учитываться такие факторы, как обеспечение надежности финансовых вложений, их прибыльности и ликвидности.

На данном этапе экономической реформы иностранные инвестиции, привлекаемые в Республику Саха, мизерны и не определяют общую экономическую динамику. Всего в 1995 г. доля иностранных инвестиций в валовых капитальных вложениях в РС(Я) составила 2.16 %, а в 1996 г. - 0.51 %. Большую их часть составляют денежные и товарные кредиты, взносы в уставной капитал и иные прямые инвестиции незначительны. Для качественного изменения текущей ситуации в сфере привлечения иностранных инвестиций необходима новая стратегия. РС(Я) нуждается в законодательно утвержденной и подкрепленной практически политике привлечения иностранных инвестиций, которая, являясь составной частью региональной инвестиционной политики, отражала бы реальные потребности во внешних вливаниях, приоритетные направления использования зарубежного капитала, роль государства в этом процессе и механизм возвратности инвестиций.

В ходе ее разработки необходимо по ряду признаков структуризовать отрасли экономики на: отрасли, в которые запрещен доступ иностранного капитала; отрасли, в которые доступ иностранного капитала ограничивается и возможен только после получения лицензии; отрасли, в которых привлечение иностранного капитала наиболее желательно; отрасли, в которых совместные предприятия создаются на тех же условиях, что и отечественные.

Следующим этапом в разработке государственной политики РС(Я) в сфере привлечения иностранных инвестиций должно стать определение предельной доли иностранных вливаний в экономику республики в течение конкретного периода времени. Можно зафиксировать конкретный предельный объем иностранных инвестиций в экономику республики от размера внутреннего регионального продукта или валовых капитальных вложений, либо абсолютную разницу между объемами привлекаемых и вывозимых средств, т.е. чистый ввоз капитала. Затем необходимо ввести четкие предельные значения для отраслей. Установление подобных пределов будет определенным препятствием, ограничивающим приток инвестиционных ресурсов, но, в этом случае. Правительство республики сможет сохранить контроль за экономикой и обеспечить необходимую экономическую безопасность.

Выделяются три приоритетных направления использования иностранных инвестиций: реализация крупных инвестиционных проектов; развитие и модернизация традиционной промышленной базы; организация новых для республики производств, основанных на нетипичных для региона технологиях, способствуют разрешению структурных проблем экономики или насыщают рынок качественно новыми товарами или услугами. Реализация каждого из направлений использования иностранных инвестиций нуждается в разграничении степени государственного вмешательства. Осуществление крупных инвестиционных проектов потребует как достаточных усилий со стороны республиканских органов власти, так и жесткого государственного контроля. Во втором случае контроль должен быть опосредован финансовыми интересами государства. Третье направление нуждается лишь в создании эффективной обезличенной системы государственной поддержки, выработке своеобразных правил игры, возможно, более лояльных к иностранным инвестициям, чем российские правила.

Заключение. В диссертации проведено исследование текущей инвестиционной политики Республики Саха (Якутия), определены актуальные проблемы реформирования сферы воспроизводственных отношений, заложены концептуальные подходы формирования новой, адекватной условиям переходного периода региональной инвестиционной политики. В результате проведенного исследования получены следующие основные результаты:

1. На основании анализа существующих теорий регионального развития и современного экономического положения региона, введения новых методологических подходов и концептуальных положений субнациональной региональной политики обоснована необходимость осуществления органами государственной власти и управления PC (Я) активной собственной инвестиционной политики, как стратегического направления структурной реформы региональной экономики.

2. Для качественного реформирования сложившейся системы распределения государственных капиталовложений в РС(Я) предлагается: ввести четкий макроэкономический норматив инвестиционной политики; осуществлять территориальное планирование на основе пропорций задаваемых специальным балансом, разработанным на основе метода уравнивания внутрирегиональных различий; выделять государственные инвестиции коммерческим и смешанным по форме собственности предприятиям на принципах возвратности и прибыльности; установить цену государственным инвестиционным ресурсам.

3. В части стимулирования роста негосударственных капитальных вложений, таких как средства предприятий, ресурсы финансово-кредитных коммерческих структур, иностранные инвестиции, средства частных инвесторов, заложены концептуальные положения основных составляющих региональной инвестиционной политики: политика доходов, финансово-кредитной политика совместного участия, политика привлечения иностранных инвестиций.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТАХ

1. Пути и способы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Саха (Якутия) // АН РС(Я), Якутск. - Наука и образование. -1997. -№3.-0.5п.л.;

2. Моделирование государственного инвестиционного бюджета РС(Я) // АН РС(Я), Якутск. - Наука и образование. - 1997. - № 4. - 0.3 п.л.;

3. "Новые направления инвестиционной политики РС(Я) в сфере здравоохранения". Тезисы докладов Научно-практической конференции "Человек, окружающая среда и туберкулез", Якутск, 20-21 ноября 1997 г. -0.2 п.л.;

4. Анализ структурных изменений в жилищном комплексе РС(Я) // АН РС(Я), Якутск. - Наука и образование. - 1998. -№3.-0.5 п.л. (в соавторстве, принято к опубликованию);

5. Современные проблемы формирования источников производственных инвестиций в РС(Я) // АН РС(Я), Якутск. - Наука и образование. -1998. -№ 3.- 0.5 п. л. (принято к опубликованию).


Описание предмета: «Инвестиции»

ИНВЕСТИЦИИ (англ. investments) — долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли народного хозяйства как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли. Разделяются инвестиции на финансовые, реальные, интеллектуальные. Инвестиции финансовые — вложение капитала в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные корпорациями или государством, а также в объекты тезаврации, банковские депозиты. Инвестиции реальные — вложение капитала частной фирмой или государством в производство той или иной продукции предполагает образование реального капитала (здание сооружение, оборудование, товарно-материальные запасы и т. д.). Инвестиции интеллектуальные — совместные научные разработки, передача опыта, лицензий, ноу-хау, подготовка специалистов на курсах, переподготовка кадров и т. п.

Инвестиции частные и государственные различаются между собой по направлениям, целям, источникам финансирования.

Частные инвестиции направляются в те отрасли экономики, где имеются лучшие условия для получения прибыли.

Государственные инвестиции направляются в основном на военные цели, а также на цели регулирования развития экономики. Источником финансирования частных вложений капитала являются собственные средства компаний, привлеченные средства путем реализации акций, облигаций, других ценных бумаг, а также в форме долгосрочных кредитов и займов. Государственные инвестиции финансируются за счет налогов, прибылей государственных предприятий, эмиссии денег или путем выпуска внутренних и внешних займов правительства.

Литература

  1. М.В. Мясникович. Макроэкономическая политика Республики Беларусь. Теория и практика. – М.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012. – 176 с.
  2. В.Н. Лившиц, С.В. Лившиц. Системный анализ нестационарной экономики России (1992-2009). Рыночные реформы, кризис, инвестиционная политика. – М.: Поли Принт Сервис, 2010. – 452 с.
  3. С.М. Швец. Формирование инвестиционной политики рационального освоения недр. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 528 с.
  4. Л.А. Тарская, А.И. Гоголев, Г.И. Ельчинова, А.Г. Егорова, С.А. Лимборская. Этническая геномика якутов (народов саха). – М.: Наука, 2009. – 272 с.
  5. Самсонова Валентина Андреевна. Библиотеки Республики Саха (Якутия) В Контексте Нового Федерального Закона О Местном Самоуправлении. – М.: , 2004. – 10 с.
  6. Самсонова Валентина Андреевна. Фонды Национальной Библиотеки Республики Саха (Якутия) - Как Часть Культурного Наследия Народов Мира. – М.: , 2003. – 5 с.
  7. Самсонова Валентина Андреевна. Национальная Библиотека Республики Саха (Якутия) В Мировом Информационно-Библиотечном Пространстве. – М.: , 2005. – 9 с.
  8. Самсонова Валентина Андреевна. Национальная Библиотека Республики Саха (Якутия): Ракурс Преобразований. – М.: , 2007. – 129 с.
  9. В.А. Самсонова. О коллекции книг польских исследователей Якутии в редком фонде Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). – М.: Бибком, 2001. – 6 с.
  10. Ирина Борисова. Балетный театр Республики Саха (Якутия). – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 232 с.
  11. Галина Даянова, Татьяна Никонова und Ирина Николаева. Технологические стандарты животноводства Республики Саха (Якутия). – М.: Palmarium Academic Publishing, 2015. – 148 с.
  12. Василий Рогожин und Юрий Рогожин. Экономические аспекты развития оленеводства Республики Саха (Якутия). – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 108 с.
  13. Римма Васильева. Этноязыковая ситуация в Республике Саха (Якутия). – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 156 с.
  14. Н.Н. Жаркова. Инвестиционная политика в области научно-технической инновационной деятельности предприятий текстильного и швейного производства. – М.: Инфра-М, 2016. – 96 с.
  15. Ю.Андросова,С.Семенова,Н.Александрова,В.Унарова,В.Аммосова,Д.Ефимова,М.Кронникова. Сказки земли Олонхо. Дидактические и демонстрационные материалы на якутском и русском языках. – М.: Ювента, 2012. – 64 с.
  16. А.И. Трубилин, В.И. Гайдук, Е.А. Шибанихин, А.В. Кондрашова. Государственная инвестиционная политика. – СПб.: Лань, 2018. – 192 с.
  17. З.К. Ильясова. Проектный подход к развитию межкультурных взаимодействий в Республике Дагестан как механизм региональной культурной политики. – М.: Согласие, 2018. – 126 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Разработка инвестиционного проекта культурно-развлекательного центра на базе гостиничного комплекса
Инвестиционный менеджмент
Диплом
97 стр.
Инвестиционная политика в системе стратегического управления компанией
Инвестиционный менеджмент
Дипломный проект
105 стр.
Инвестиционная политика предприятия
Инвестиционный менеджмент
Дипломный проект
108 стр.
Государственная поддержка малого предпринимательства
Анализ хозяйственной деятельности
Другое
102 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ирина, 09.10
Огромное спасибо за помощь! Без вас бы не справилась! Сорри, что сразу не отписала, просто на основной работе был аврал! Сегодня первый день передыха! :)) Спасибо еще раз!