Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Коллективный договор в англииПраво зарубежных стран
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ЯБЛОКОВА Ирина Александровна
Коллективный договор в англии
Специальность: 12.00.05 - трудовое право и право социального обеспечения
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Москва 1995
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современные социально-экономические условия в нашей стране, обусловленные переходом от централизованной к рыночной экономике, признанием многообразия форм собственности, развития самостоятельности предприятий, требуют создания эффективного правового механизма регулирования условий труда, который позволил бы достаточно полно обеспечить защиту интересов работников и предпринимателей, решение различных социальных задач. В связи с этим вопросы перераспределения функций правового регулирования труда между законодательными органами и органами локального регулирования труда на предприятии занимают одно из первых мест в ряду актуальных вопросов, стоящих перед трудовым правом сегодня.
Отнюдь не являясь приверженцем идеи трансформирования правовых норм стран Запада в российскую коллективно-договорную практику, автор все же убежден в возможности заимствования отдельных наиболее демократических правовых идей и моделей зарубежных стран.
Проведение исследования зарубежных коллективных договоров на примере Англии обусловлено тем, что в этой стране накоплен уникальный опыт правового регулирования проблем трудовых отношений, поскольку Англия одной из первых ввела коллективно-договорное регулирование условий труда. Если в России первый коллективный договор на бакинских нефтепромыслах появился в 1904 г., то в Англии коллективные договоры появились еще в середине XIX века.
В современных условиях для защиты интересов работников, успешного развития предпринимательства и эффективной работы предприятий объективно необходимо создание системы социального партнерства и обеспечение ее надлежащего функционирования. Идея социального партнерства была сформулирована впервые именно в Англии в конце XIX века.
Решающая роль в расширении и развитии договорного регулирования трудовых отношений, в содействии согласованию интересов работников и предпринимателей принадлежит коллективным соглашениям. Это и обусловливает актуальность данной работы и необходимость проведения всестороннего исследования коллективного договора в Англии как основной формы социального партнерства.
Целью диссертационной работы является раскрытие понятия коллективного договора в Англии, обобщение практики его заключения, рассмотрение теоретических и практических его проблем и на этой основе определение перспектив дальнейшего совершенствования российского законодательства о коллективных договорах и соглашениях.
Исходя из цели исследования диссертант попытался: - изучить историю возникновения социального партнерства и коллективного договора; - определить этапы развития социального партнерства:
1. 10-30-е годы XX века
2. после второй мировой войны -до конца 60-х годов
3. конец 60-х - начало 80-х годов
4. 80-е годы - до настоящего времени; - дать определение социального партнерства, показать его уровни, формы, принципы; 4
- раскрыть этапы развития института коллективного договора в Англия:
1. первая четверть XX века
2.30-40-е годы
3. после второй мировой войны - до конца 60-х годов 4, с конца 60-х до конца 70-х годов 5. 80-е годы по настоящее время;
- показать сущность коллективного договора и его роль в регулировании трудовых отношений в Англии; - изучить правовое положение сторон коллективного договора; - дать анализ содержания коллективного договора и влияния его на законодательство.
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются труды ученых-правоведов: Александрова Н.Г, Баглая М.В., Гусова К.Н., Догадова В.М., Ершова С.А., Жаркова Б.Н., Иванова С.А., Киселева И.Я., Лившица Р.З., Миронова В.К., Никитинского В.И., Орловского Ю.П" Пашерстника А.Е., Пашкова А.С., Смирнова О.В./Снигиревой И.О., Сыроватской Л.А., Толкуновой В.Н., Усенина В.И., Хохряковой О.С., Шебановой А.И. и др.
Автором использованы работы дореволюционных цивилистов: Быкова А.Н., Нечаева В.М., Прокоповича С.Н., Таля Л.С.
Кроме того, использованы труды зарубежных ученых-правоведов: С. и Б. Веббов, О. Кан-Фройнда, Ш. Клегта, 8. Крэнстона, К. Эдди, Дж. Гудмена, Т. Виттингема, М. Пестона, В. Робертса, Л. Вед-дерберна и др.
Эмпирическую базу исследования составили английское и российское законодательства, международные договоры, конвенции и рекомендации Международной организации труда, работы видных специалистов в области трудового права, а также практика английского локального правотворчества.
При проведении диссертационного исследования использованы методы научного познания: исторический, статистический, системный, сравнительно-правовой, логический и др. .
Научная новизна работы состоит в том, что это первое комплексное исследование в нашей стране, посвященное коллективным договорам в Англии.
Автор, выделяя 4 этапа развития социального партнерства, показывает, что на протяжении всей своей истории социальное партнерство отражает исторически обусловленное взаимодействие интересов работников, предпринимателей и государства с целью достижения социального мира, являющегося одним из основных условий развития экономики.
Эти силы взаимодействуют на различных уровнях, а именно: на уровне предприятия, отрасли, региона или страны в целом, причем на каждом уровне решается своя специфическая задача, в частности цель политики социального партнерства на локальном уровне заключается в обеспечении социального мира и согласия в рамках конкретного предприятия. Рассмотрев реализацию социального партнерства на различных уровнях и в различных формах, автор определяет его как способ оптимального сочетания интересов государства, предпринимателей и работников.
Сделан вывод, что место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Государство, с одной стороны, выступает как собственник ресурсов и крупный работодатель; с другой стороны - как посредник в отношениях различных социальных групп и в этом качестве представляет обществе в целом, стремится к достижению согласия всех участников социального партнерства.
Основываясь на принципах "признания друг друга в качестве необходимых партнеров, взаимного уважения и доверия, искренности, готовности пойти на компромисс..."-, ответственности, социальное партнерство осуществляется в различных формах. Основными являются: соучастие работников в управлении предприятием, заключение коллективных договоров и социально-партнерских соглашений, выработка примирительных процедур для разрешения коллективных трудовых конфликтов. Необходимое сочетание интересов взаимодействующих сторон социального партнерства по важнейшим направлениям достигается коллективными договорами.
Проанализировав коллективно-договорную практику в Англии, автор делает вывод, что рассмотрение коллективных трудовых споров, возникающих при заключении коллективных договоров, является в то же время частью общей процедуры ведения коллективных переговоров в той или иной отрасли промышленности. Характерным для большинства отраслей Англии является принудительный характер рассмотрения трудовых споров представителями предпринимателей и работников и либо полное отсутствие условия об арбитраже, либо оговорка с возможности передачи спора в арбитраж при наличии волеизъявления сторон. Делается вывод, что полностью добровольных системам урегулироаания трудовых конфликтов присущи две основные черты: во-первых.. передача спора на рассмотрение какого-либо органа производится только при наличии согласия обеих сторон, во-вторых, решения органа необязательны для сторон и могут вступать в силу лишь после их последующего взаимного одобрения спорящими сторонами.
Изучив происходящие в странах Западной Европы изменения в соотношении методов правового регулирования труда, диссертант по- новому дает отличие локального регулирования от централизованного, отнеся к централизованному методу социально-партнерские соглашения, заключаемые на уровне выше предприятия, а к договорному методу в отличие от законодательного не только коллективный договор, но и все другие социальные партнерские соглашения.
Учитывая характерную для правового регулирования труда в Англии неразвитость непосредственно законодательного регулирования условий труда, отсутствие нормативных актов, регламентирующих коллективные договоры, порядок их заключения и т. п. при достаточно развитом фабричном законодательстве, изменения в соотношении методов регулирования труда, автор делает вывод, что коллективный договор был и остается одним из основных способов сочетания законодательного и договорного регулирования отношений в сфере труда. При этом следует отметить, что коллективным договором в Англии называются и социально-партнерские соглашения, на уровне отрасли.
Таким образом, впервые раскрывается роль и значение коллективного договора как появившейся еще в прошлом веке в Англии и других странах основной формы социального партнерства.
Диссертант впервые дает понятие коллективного договора в Англии исходя из международно-правовых актов МОТ, учитывая нерегламентированность английским законодательством института коллективного договора.
Определяя стороны коллективного договора в их современном виде, автор подчеркивает, что профсоюзы в Англии по Закону 1871 г. делятся на две категории: зарегистрированные и незарегистрированные, и хотя, формально, по закону, регистрация является добровольной, зарегистрированный профсоюз получает ряд преимуществ. Особо отмечается, что от имени работников в Англии всегда выступали профсоюзы, но эта проблема усложнена профсоюзным плюрализмом, т. е. наличием на всех уровнях нескольких профсоюзов. В этой связи нельзя не отметить, что вопрос о представительстве является актуальным и для нашей страны, поскольку в Законе РФ от 12.03.92 г. "О коллективных договорах и соглашениях" он не решен.
Автор, останавливаясь на регулировании отдельных условий коллективного договора, показывает, что содержание коллективного договора отражает уровень согласования интересов его сторон, хотя эти интересы и противоположны. Имеющее место расширение круга вопросов, регулируемых коллективными договорами, равнозначно ограничению единоличной хозяйской власти предпринимателей и имеет большое значение для усиления влияния работников на установление определенных условий труда. В этой связи нельзя не отметить с горечью появившуюся в России в последние три года тенденцию к сужению промышленной демократии, что никак нельзя одобрить. Наоборот, как показывает опыт западных стран особенно в послевоенное время, развитие промышленной демократии и рабочего контроля способствует укреплению экономики, общей демократии и улучшению социальных условий труда и быта.
научная и практическая значимость работы. Научные выводы, содержащиеся а диссертации, могут быть использованы: в правотворческой деятельности законодательных органов России в процессе реформы трудового законодательства, в учебном процессе по курсу трудового права и при чтении спецкурсов по правовым проблемам экономической реформы в юридических вузах и иных учебных заведениях.
Содержащаяся в работе информация имеет и познавательное значение, поэтому может оказать помощь работникам и предпринимателям в вопросах коллективно-договорного регулирования на предприятиях, в регионе, отрасли.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии.
Основные выводы и положения диссертации отражены в тезисах докладов на научных конференциях аспирантов и соискателей института на международной научно-практической конференции "Трудовые отношения в условиях коренного преобразования Российского общества: социально-экономический аспект", прошедшей в Пензе 20-22 декабря 1994 года,
Рекомендации и замечания, сделанные автором в ходе рецензироования проекта коллективного договора Московской государственной юридической академии, были учтены при его разработке.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социальное партнерство в странах с рыночной экономикой ныне представляет по своей сути консенсус трех относительно независимых сил: предпринимателей, рабочего движения (от имени которого выступают профсоюзы w другие представители работников) и государства.
2. Сделан вывод, что нельзя противопоставлять различные способы правового регулирования труда, они в одинаковой мере могут оказаться эффективными для решения конкретных вопросов. И задача поиска взаимоприемлемых способов сочетания интересов субъектов социального партнерства может быть решена при оптимальном соотношении централизованного и локального, законодательного и договорного методов правового регулирования труда.
Смещение акцента регулирования трудовых отношений в Англии с централизованного на локальное обусловлено рядом социально-экономический и правовых факторов, проанализировав которые автор приходит к выводу, что необходимость локального правового регулирования возникает не столько от многообразия форм собственности и отраслей народного хозяйства, сколько от многообразия локальных условий труда, которые лучше учитывает локальное регулирование.
3. Коллективный договор является одной из важнейших форм социального партнерства, в которой предприниматели и работники пытаются достичь определенного социального компромисса об условиях труда и профсоюзной деятельности, а государство выступает посредником, регулируя трудовые споры и конфликты. Однако основной задачей государства является выработка системы законодательства. сочетающей в себе свободу предпринимательской инициативы w обеспечение достаточного уровня жизни.
Поскольку первоначально общие положения английского права, принципы и нормы были сформулированы судебным правом, т.е. основное назначение статутного (законодательного) права долгое время заключалось в восполнении пробелов в прецедентном праве. Активно развивать трудовое законодательство правительство Англии стало лишь начиная с 70-х годов XX века.
4. Английское законодательство о профсоюзах в полной мере относится и к объединениям предпринимателей. Впервые профсоюзы появились в Англии для защиты интересов профессиональных групп работников. 'Профсоюзы преследовались, для их подавления предприниматели и государство применяли уголовное и антирабочее законодательство (английские законы 1799 и 1800 гг. "О сообществах", закон Ле-Шапелье 1791 г. во Франции). Первыми результатами борьбы рабочего класса против уголовно-судебных преследований профсоюзов стало принятие специальных законов в Англии в 1824 и 1825 гг., во Франции в 1864 г. Однако право на "рабочие коалиции" было признано лишь во второй половине XIX века, когда уже возникло широкое профсоюзное движение.
Развитие коллективно-договорной практики в мире привело к признанию в международно-правовых актах МОТ необходимости принятия мер для создания и развития свободных и независимых профсоюзов трудящихся. Профсоюзы признаны ими теперь социальными партнерами в коллективных переговорах и коллективных договорах.
5. Выделены и раскрываются в работе пять этапов развития коллективного договора в Англии, обусловленные разными факторами.
6. Автор в полемике с разными авторами приходит к выводу, что коллективные договоры в Англии бесспорно устанавливают юридические нормы, но эти нормы юридически должны определяться не как
императивные, а как диапозитивные. Они занимают важное место в установлении условий труда наемных работников в Англии, США и других странах.
7. На защиту также выносится вывод автора о том, что в практике заключения коллективных договоров большинства западных стран действует принцип определения содержания коллективных договоров путем соглашения сторон и государство почти не вмешивается в определение содержания коллективных договоров, а также вывод, что их содержание постоянно расширяется за счет таких вопросов, как условия увольнения и выплата компенсаций, улучшение техники безопасности и производственной санитарии, вопросов дополнительного производственного страхования и частного пенсионирования от предприятия, профессионального обучения и переподготовки.
8. Вместе с тем характерной отрицательной чертой коллективно-договорной практики 80-х годов в Англии являются "двухъярусные" коллективные договоры и "договоры-уступки". Заключение подобных коллективных договоров обусловлено снижением уровня требований работников, неверием в эффективность коллективных методов отстаивания своих интересов, что, в свою очередь, объясняется массовой безработицей и боязнью остаться без работы в случае участия в трудовых конфликтах.
Все рассмотренное позволяет сделать вывод, что современная коллективно-договорная практика в странах Западной Европы переживает кризис и МОТ стремится направить эту практику на его преодоление, заставляя изучать новейшие тенденции в развитии коллективных договоров. Думается, что это следует взять на вооружение и нашим профсоюзам и государству.
9. Автор показывает, что процедурой согласования интересов субъектов социального партнерства является ведение коллективных переговоров, но при этом необходимо учитывать, что в Англии нет ни одного нормативного акта, регламентирующего институт коллективного договора и, в частности, порядок его заключения. Поэтому процедура ведения коллективных переговоров связана с порядком рассмотрения коллективных трудовых споров.
Диссертант раскрывает порядок рассмотрения коллективных трудовых споров в различных отраслях промышленности как с участием, так и без участия третьих лиц, и делает вывод, что, хотя арбитражное разбирательство и не получило широкого развития, вместе с тем в ряде отраслей промышленности оно существенно дополняет примирительный порядок разбирательства трудовых конфликтов, столь характерный для Англии.
При регулировании трудовых конфликтов становится все более заметным тесное переплетение систем, устанавливаемых согласно договору, и систем, устанавливаемых законодательством, стирание четких граней между добровольными и принудительными системами.
Структура работы подчинена ее целям. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и приложения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, сформулированы ее цель и задачи, методологическая и теоретическая основы, научная новизна, основные положения, выносимые на защиту, а также практическая значимость.
Первая глава диссертационной работы посвящена общим вопросам возникновения и развития социального партнерства и коллективных договоров в европейских странах.
В первом параграфе раскрывается понятие социального партнерства. Впервые идея социального партнерства в том виде, как оно понимается в наши дни, была сформулирована супругами С. и Б. Вебб, которые в конце XIX века в Великобритании разработали концепцию промышленной демократии, а именно, различных форм реализации права трудящихся и профсоюзов на участие в управлении предприятиями. Идея промышленной демократии состоит в том, что достаточно жесткое противостояние работников и работодателей остается (было бы нелепо это отрицать, поскольку данное противостояние имеет экономическую основу - работодатель заинтересован в получении большей прибыли, а работник в получении как можно более высокой заработной платы). Но благодаря социальному партнерству вырабатывается оптимальный баланс сочетания интересов всех групп и слоев общества вне зависимости от их включенности в общественное производство.
• Проанализировав различные точки зрения о роли социального партнерства, автор приходит к выводу, что социальное партнерство можно рассматривать как способ достижения определенного социального компромисса об условиях труда и профсоюзной деятельности между социальными партнерами - работодателями и работниками при содействии в этом компромиссе государства, его органов.
В работе рассмотрены экономические, социальные и правовые предпосылки возникновения социального партнерства. Делается попытка сформулировать периодизацию развития социального партнерства, при этом выделяются четыре соответствующих этапа:
1 этап приходится на 10-30-е годы нашего столетия и характеризуется массовым появлением и заключением коллективных договоров на предприятиях и первыми еще разрозненными попытками найти социальный компромисс законодательного. вмешательства в разрешение трудовых конфликтов. Так, в Англии в 1916 г. были приняты законы о принудительном арбитраже, в Дании - в 1920 г. Закон о посредничестве при трудовых конфликтах и Закон о специальных арбитрах в трудовых спорах, в 1926 г. Закон о коллективных договорах и трудовом суде.
II этапом можно считать период, начавшийся после второй мировой войны и продолжавшийся до конца 60-х годов. В это время впервые была законодательно оформлена идея о соучастии наемных работников в управлении производством. Так, в Нидерландах в 1950 г. был принят Закон о рабочих советах, возглавляемых представителем нанимателя, в ФРГ в 1949 г. был принят Закон о производственных советах, в которые входили представители предпринимателей и рабочих практически на равных началах.
Большое влияние на развитие социального партнерства в этот период оказали рекомендации МОТ, среди которых можно выделить следующие: № 94 "О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятий" (1952), № 113 "О консультациях и сотрудничестве между государственными . властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и национальном масштабе" (1960), № 129 "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии" (1967), № 130 "О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения" (1967).
Третьим этапом развития социального партнерства стал период с конца 60-х до начала 80-х годов. В это время государственная социальная политика стран Западной Европы в сфере труда и профсоюзной деятельности стала более гибкой; идея соучастия трудящихся в управлении производством получила преимущественное развитие. Правительства стран Запада стали шире использовать методы социального партнерства и установления социального мира, метод правовых уступок в области законодательного и коллективно-договорного регулирования труда и профсоюзной деятельности. Так, в Англии правительство стало активно проводить в жизнь политику "социального консенсуса" с профсоюзами, в частности, была осуществлена реформа трудового законодательства в целом с демократических позиций. Были расширены профсоюзные права: впервые введена процедура обязательного признания профсоюза "коллективно-договорным агентом", установлен "кредит часов", право на информацию и т. д. В Нидерландах закон 1979 г. о рабочих советах, принятый вместо закона 1950 г., также расширил права этих советов. В Швеции в1976 г. был принят закон о соучастии на производстве, цель которого - вовлечение работников в управление производством. Но взамен правительства ввели добровольное замораживание заработной платы по коллективным договорам.
Четвертым этапом развития социального партнерства можно назвать 80-е годы. и по настоящее время. Развитию социального партнерства в этот период способствовал ряд факторов: во-первых, значительное усложнение социальной структуры общества в развитых странах, во-вторых, работник перестал рассматриваться только как исполнитель, необходимым условием предпринимательского успеха стало включение его в процесс управления производством.
В работе раскрывается взаимодействие субъектов социального партнерства - предпринимателей, работников и государства - на различных уровнях: предприятия, отрасли, региона или страны в целом, и в различных формах: соучастия в управлении, коллективных переговорах, коллективных договорах. При этом отмечается, что интересы предпринимателей и работников остаются практически неизменными независимо от того, на каком уровне осуществляется их согласование:' предприниматель заинтересован в увеличении прибыли, снижении затрат на производство продукции, в повышении производительности труда; работники же, в свою очередь, заинтересованы в повышении оплаты труда, улучшении его условий, в участии в управлении производством; государство выполняет роль посредника, предлагающего способ разрешения конфликтов. Границы между сферами их интересов были четко определены в резолюции МОТ 1952 г. о независимости профсоюзного движения.
Диссертант выделяет следующие принципы социального партнерства: добровольность, равноправие, взаимоуважение, ответственность, самоограничение и взаимные уступки в ходе переговоров.
Во втором параграфе рассматривается соотношение централизованного и локального коллективно-договорного регулирования труда. При этом анализируются различные подходы к указанной проблеме, предлагаемые многими нашими учеными-правоведами на разных этапах развития нашего государства. По мнению автора, в настоящее время вряд ли можно говорить о том, что критерием разграничения централизованных и локальных актов является компетенция предприятия. Подобные разграничения следовало бы проводить по субъектам таких актов, их трудовой правосубъектности.
Соотношение централизованного и локального, законодательного и договорного способов регулирования труда в разных странах различно. Нет ни одной страны, где государство было бы полностью отстранено от законодательной деятельности. Но если в большинстве европейских стран, в том числе и в нашей, социальное законодательство охватывает широкий спектр вопросов, которые одновременно могут являться и предметом коллективно-договорного регулирования, то в ряде стран, например в Англии, США, государство устанавливает только минимум законодательных норм относительно условий занятости, оплаты труда, продолжительности рабочего времени и времени отдыха и т. п. Но и в этих странах законодательство играет существенную роль в области охраны труда и здоровья, социальном обеспечении, защите таких групп работников, как дети, подростки, женщины, что объясняется и влиянием международно-правового регулирования этих вопросов труда.
Проанализировав историю формирования англосаксонской системы права, автор отмечает, что английское право, как оно сложилось, было в основном прецедентным, созданным судами общего права и права справедливости. Статутное право выполняло вспомогательную роль по отношению к прецедентному праву. Формы взаимодействия статута и прецедента постоянно видоизменялись и трансформировались по мере становления статута как источника английского права и увеличения его удельного веса. В настоящее время ежегодно английский парламент издает до 80 законов по разным вопросам, формирующихся под воздействием судебной практики. Причем рост писаного трудового права в Англии в современный период происходит не только с помощью статутов, но и путем подзаконного нормотворчества, так называемого делегированного законодательства. Но ни в одной стране проблема соотношения закона и судебной практики не приобрела такого специфического характера, как в Англии, где до сих пор огромна роль судебного толкования закона.
Изучив правовое регулирование труда стран с рыночной экономикой, диссертант обращает внимание на происходящие изменения в соотношении его методов: в тех странах, в которых традиционно преобладало централизованное регулирование труда, происходит развитие коллективно-договорного и, наоборот, те страны, в которых преобладал коллективно-договорный метод, стали активно развивать законодательное регулирование.
Автор выделяет ряд факторов, обусловливающих процесс усиления роли централизованного регулирования условий труда, при этом подчеркивая, что к централизованному методу следует относить и социально-партнерские соглашения, заключаемые на уровне выше предприятия.
В третьем параграфе, исследуются стороны коллективного договора в Англии и принципы его заключения.
Институт коллективного договора опосредует совокупность многочисленных конкретных отношений по труду, сторонами которых выступают предприниматели и работники. Первоначально работники противостояли одному предпринимателю, в дальнейшем для защиты своих прав работники были вынуждены объединиться в профсоюзы, а с усложнением структуры коллективных договоров возникли и объединения предпринимателей. Сначала законодательство всех западных стран запрещало любые виды союзов: как профессиональные. так и предпринимательские.
Пооанализировав историю развития профессиональных союзов в Англии, где профсоюзы являются единственными представителями интересов работников, автор отмечает ряд проблем, стоящих как перед английским, так и перед российским законодательством. Так, при заключении коллективных договоров имеет большое значение вопрос о том, какая профсоюзная организация полномочна выступать от имени трудящихся определенного предприятия или определенной категории работников. В Англии, во-первых, имеются конкурирующие профсоюзные объединения, во-вторых, на предприятиях наряду с общепроизводственными профсоюзами действуют цеховые профсоюзы. Установление единства действий профсоюзов, а при благоприятных условиях - объединения профсоюзных организаций представляется наиболее верным путем к решению данной проблемы.
С появлением и развитием профсоюзов в Англии и других странах объединяться в союзы стали и предприниматели. Причем если и раньше один предприниматель, выступая против союза работников, оказывался в более выгодном положении, чем объединения трудящихся, то теперь, с возникновением предпринимательских ассоциаций, положение предпринимателей в этом вопросе еще более упрочилось.
Проанализировав Конвенцию МОТ № 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948) и Конвенцию МОТ №98 "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949), мнения ученых-правоведов, автор приходит к выводу, что защитные функции профессиональных союзов и союзов предпринимателей по защите интересов своих членов похожи. Английское законодательство равно в полной мере относится и к объединениям предпринимателей. Вот это, думается, не отвечает задаче государства по защите в первую очередь наименее защищенных граждан.
В то же время следует отметить, что нежелание создавать на всех уровнях предпринимательские организации в нашей стране порождает массу проблем при заключении социально-партнерских соглашений, поскольку фактически отсутствует четкая сторона, имеющая право, например, в регионе, отрасли заключать соглашение от имени объединившихся предпринимателей. В этой связи представляется необходимым внести изменения в Закон Российской Федерации от 12.03.92 г. "О коллективных договорах и соглашениях" о более четкой регламентации понятия предпринимательской организации.
Недостатком как английского, так и нашего законодательства является отсутствие норм о распространении действия социально-партнерских соглашений на тех работодателей, которые не являются членами соответствующего союза. Таким образом, в процессе приватизации исключение из коллективно-договорного процесса на уровне отрасли большого числа созданных и вновь создаваемых предприятий приведет к неоправданной дифференциации в правовом регулировании условий труда и снижению юридических гарантий трудовых прав работников на этих предприятиях. Во избежание этого представляется необходимым дать отраслевым органам по труду или министерству труда право представительства при коллективных переговорах и заключении соглашений.
Вторая глава посвящена исследованию понятия и видов коллективного договора в Англии.
В первом параграфе разработано понятие коллективного договора в Англии, показаны особенности становления этого института. его роль и место в системе регулирования труда.
Рассмотрев особенности становления института коллективного договора, влияние на него фабричного законодательства, Закона о профсоюзах 1871 г., Закона о примирении 1896 г., автор приходит к выводу, что к началу XX столетия в Англии сложились условия, способствующие быстрому развитию коллективных договоров. При этом выделяется следующая периодизация развития института коллективного договора в Англии:
1 этапом можно считать первую четверть XX века, характеризующуюся активизацией заключения возникших еще в середине XIX века коллективных договоров, что обусловлено рядом экономических факторов;
II этап относится к 30-40-м годам нашего столетия: снижение количества заключаемых коллективных договоров автор связывает с ухудшением экономической ситуации в Англии, принятием законодательства. носящего антирабочий характер;
111 этап приходится на послевоенные годы: возврат к идеям социального партнерства, ратификация Конвенций МОТ №87 (1948 г.) и № 98 (1949 г.) способствовали бурному развитию коллективных договоров в Англии;
IV этапом стал период с конца 60-х до конца 70-х годов: вступление Великобоитании в 1973 г. в ЕЭС, приход к власти лейбористской партии, коллективным членом которой являются английские профсоюзы, отмена в 1974 г. антипрофсоюзного Акта об отношениях в промышленности 1971 г. и принятие новых Законов "О профсоюзах и трудовых отношениях" (1975 г.) и "О защите наемного труда" (1978 г.) привели к восстановлению добровольного характера коллективного договора, закрепив за профсоюзами ряд существенных прав в этой сфере: 23
V этап развития института коллективного договора приходится на 80-е годы и по настоящее время. В этот период экономическая политика была направлена на сокращение темпов инфляции любой ценой, в результате экономика Англии во второй половине 80-х годов впервые за последние десятилетия развивалась быстрее, чем в других западноевропейских странах. Что, в свою очередь, повлияло на коллективно-договорную практику: и предприниматели и работники уверовали в социальное партнерство как способ регулирования трудовых отношений, что способствовало дальнейшему росту числа коллективных договоров и расширению их содержания.
Проанализировав различные точки зрения российских и зарубежных ученых-правоведов, а также учитывая тот факт, что в Англии нет ни одного нормативного акта, регламентирующего правовое положение коллективного договора, автор приходит к выводу, что коллективный договор в Англии устанавливает юридические нормы, носящие диспозитивный характер, и занимает важное место в определении условий труда наемных работников.
Во втором параграфе исследуются различные виды коллективных договоров в Англии.
Проанализировав конкретные коллективные договоры, диссертант приходит к выводу, что по содержанию коллективные договоры различаются объемом регулирования и делятся на соглашения, посвященные регулированию каких-либо отдельных аспектов отношений по труду, и договоры, регулирующие широкий круг проблем отношений по труду. Последние, в свою очередь, подразделяются на два типа: соглашения, регулирующие условия труда, и процедурные соглашения, устанавливающие порядок ведения переговоров и разрешения коллективных трудовых конфликтов.
По сфере действия и уровню, на котором они заключаются, коллективные договоры делятся на отраслевые, районные и местные. Изучив историю развития коллективных договоров в Англии, автор приходит к выводу, что наличие и преобладание тех или иных видов коллективных договоров на разных этапах их развития обусловливается особенностями структуры профсоюзного движения в стране и степенью его централизации. Например, при высокой централизации управления отрасли профсоюзы имеют возможность вести переговоры и заключать коллективные договоры на более высоком уровне, оставляя для ведения переговоров на предприятии и в цехе и для деятельности шоп-стюардов меньше возможностей.
В работе отмечается, что система коллективных договоров в Англии отличается большой сложностью, поскольку, во-первых, весьма различны и зависят от многих факторов и традиций уровни коллективных договоров в частном и государственном секторах экономики, во-вторых, коллективные договоры могут заключаться как по вертикали, так и по горизонтали. Поскольку английское законодательство не регламентирует институт коллективного договора, то в большинстве случаев действуют именно отраслевые соглашения. На их основе заключаются всякого рода районные договоры, так как коллективный договор более высокого уровня обладает преимуществом перед нижестоящими договорами. Последние лишь уточняют его положение в соответствии с местными условиями.
Третий параграф посвящен порядку заключения коллективных договоров в Англии и рассмотрению споров о них.
Изучив практику заключения коллективных договоров в Англии, диссертант приходит к выводу, что признание коллективных переговоров в качестве процедуры согласования интересов социальных партнеров имеет огромное практическое значение и в полной мере соответствует действующим международным нормам, в частности Конвенции МОТ № 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.), Коллективные переговоры представляют собой сложную, длящуюся во времени, не регламентированную централизованно нормами права систему практических действий социальных партнеров, осуществляемых в несколько этапов: разработка требований. вступление в коллективные переговоры, обсуждение проекта коллективного договора, принятие решения о нем, разрешение разногласий. Рассмотрев содержание и структуру каждого из этих этапов, автор особо останавливается на последнем, отмечая, что в случае отклонения проекта коллективного-договора мирное разрешение возникших разногласий осуществляется с помощью примирительной процедуры, включающей в себя: примирение, посредничество и арбитраж. Демократизм английской коллективно-договорной практики и юридическое равенство сторон при заключении коллективных договоров обеспечиваются тем, что решения по вопросам порядка разработки, обсуждения и принятия договора принимаются самими сторонами, а не государственными органами.
Проанализировав порядок заключения коллективных договоров и рассмотрения споров о них в различных отраслях промышленности как частных, так и государственных, автор подчеркивает, что урегулирование коллективных трудовых споров производится в Англии 8 четырех основных формах: а) добровольного соглашения сторон; б) службы примирения; в) промышленного суда ("добровольного арбитража"); г) промышленного трибунала ("принудительного арбитража",;.
Учитывая опыт Англии, практику применения английского Законе. "О профсоюзах" 1984 г., а также перспективы необходимости укрепления правовых гарантий реализации трудовых прав граждан России, "а наш взгляд, представляется целесообразным в рамках судебной реформы решить вопрос о создании в Российской Федерации системы специализированных судов по трудовым делим на всех уровнях.
Третья глава посвящена анализу содержания коллективных договоров в Англии.
В первом параграфе исследуется коллективно-договорное регулирование заработной платы. В настоящее время в Англии действует Закон "О заработной плате" от 25.07.1986 г., который отменил законы, принятые в период с 1831 по 1940 гг., и ряд более поздних актов. Но основную роль в регулировании заработной платы играют коллективные договоры, поскольку большинство западных стран, и Англия в том числе, придерживаются той позиции, что содержание коллективных договоров должно определяться соглашением сторон. Коллективными соглашениями в Англии регулируются ставки оплаты труда, премиальные выплаты, условия труда, отличающиеся от нормальных, порядок выплаты заработной платы, компенсационные выплаты. Важным направлением в правовом регулировании заработной платы является стремление профсоюзов сохранить заработки в случае производственной недогрузки, частичной .занятости. Изучив практику, автор приходит к выводу, что в России сейчас наблюдаются тенденции, характерные для Англии в 80-е годы: появилась большая группа временных работников, работающих на режиме неполной занятости, сокращенных рабочих часов в течение дня, недели. Среди профсоюзов и предпринимателей существуют большие расхождения по данному вопросу. Профсоюзы считают, что такой вид занятости таит в себе ухудшение условий найма и труда, так как постоянным работникам трудно конкурировать с временными: последние готовы принять менее благоприятные условия работы. С другой стороны, в условиях инфляции и роста безработицы работники заинтересованы в создании дополнительных рабочих мест, и здесь может пригодиться опыт стран, уже прошедших через длительные экономические кризисы и сумевших возродить экономику.
Второй параграф посвящен коллективно-договорному регулированию продолжительности рабочего времени и времени отдыха в Англии. В отличие от заработной платы, которая регулируется законом и коллективными соглашениями, вопросы рабочего времени и времени отдыха регулируются только национальными соглашениями и местными коллективными договорами. Изучив положение дел в различных отраслях промышленности Англии, автор приходит к выводу, что сверхурочные работы и работы по совместительству не регулируются и не ограничиваются правом, поэтому у предпринимателя почти неограниченные возможности применять их по своему усмотрению. В Англии законом не предусмотрены даже предельные нормы сверхурочных работ, нет перечня оснований для их введения, отказ работника работать сверхурочно признается дисциплинарным проступком, и с этой точки зрения наше законодательство значительно прогрессивнее, поскольку защищает работников от сверхэксплуатации. На примере национального соглашения инженерно-строительной компании Англии показывается, что режим рабочего времени мало регулируется нормами коллективных договоров, а больше - хозяйской властью предпринимателей, правилами внутреннего трудового распорядка. Аналогичная ситуация сложилась и в правовом регулировании времени отдыха. Виды времени отдыха в Англии соответствуют видам, предусмотренным КЗоТ РФ. Заслуживает внимания порядок предоставления 25 рабочих дней ежегодного отпуска, которые дробятся и распределяются следующим образом: минимум пять дней обязательно присоединяются к государственным праздникам в период Нового года и Рождества, еще пять Дней присоединяются по выбору администрации к любым другим праздникам, оставшиеся 15 дней работник с согласия предпринимателя может взять в любое удобное для себя время. Из всех видов времени отдыха в Англии лишь праздничные, нерабочие дни устанавливаются и законодательством и коллективными договорами. Работа в праздничные дни компенсируется по двойной базовой ставке за все часы работы или предоставлением отгула. Следовало бы перенять эту практику оплаты праздничных дней и российскому законодательству, поскольку подобная альтернатива заинтересовывает работника, у него появляется выбор: помочь семье материально, получив деньги, или взять отгул для личных целей в любое удобное для него время. При освещении вопроса о дополнительных отпусках диссертант особо останавливается на отпуске в случае тяжелой утраты. Такой отпуск предоставляется продолжительностью от 5 до 8 дней, и каждый день такого отпуска оплачивается как за нормальные рабочие часы по соответствующей базовой ставке. Данный факт также можно рекомендовать принять к сведению российскому законодателю, поскольку такое человеческое отношение к личному горю пробуждает у работника чувство признательности к коллегам по работе и работодателю.
Третий параграф посвящен некоторым вопросам коллективно-договорного регулирования производственного социального страхования, являющегося дополнительной формой социального обеспечения.
Целью такого страхования является предоставление предприятиями пенсий и пособий, дополнительных к государственным, и также некоторые виды социальных услуг застрахованным работникам, а нередко и их иждивенцам, за счет частного страхования. Рассмотрев структуру производственного социального страхования, порядок финансирования фондов, четыре категории застрахованных работников, автор отмечает следующую особенность производственного социального страхования: работники платят по более низкому по сравнению с государственным страхованием тарифу (7% заработка), а предприниматели по более высокому: работающие пенсионеры страховые взносы вообще не платят, но предприниматели свою часть за них вносят.
Проанализировав различные виды социального обеспечения по системе производственного страхования, диссертант пришел к выводу, что сейчас, в результате борьбы профсоюзов за частное страхование, производственное страхование занимает одно из центральных мест в коллективных соглашениях Англии.
Автор остановится на регулировании отдельных условий труда, которые являются содержанием коллективных соглашений на всех уровнях: на уровне отрасли, региона, предприятия. Но, анализируя коллективно-договорную практику в целом, можно сделать вывод, что поскольку содержание коллективных договоров определяется самими сторонами коллективно-договорного процесса, то правотворческая их деятельность весьма разнообразна.
В заключении диссертации подводятся теоретические итоги исследования и кратко формулируются предложения, направленные на совершенствование российского законодательства о труде.
В приложении излагается Национальное соглашение инженерно-строительной промышленности Англии с сокращениями, в ряде случаев дается только название параграфа без детального раскрытия содержания пунктов.
По теме диссертации имеются следующие публикации:
1. Некоторые вопросы коллективно-договорного регулирования условий труда в Великобритании. - В сб.: Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов Института государства и права Российской АН и Московской государственной юридической академии. - М.: ИГП Российской АН, 1994. - С. 64-67.
2. Некоторые проблемы совершенствования законодательства о коллективных договорах и соглашениях (на примере Англии и Российской Федерации). - В сб.: Тезисы докладов и сообщений 20-22 декабря 1994 года на Международной научно-практической конференции "Трудовые отношения в условиях коренного преобразования российского общества: социально-экономический аспект". - Пенза: Международный институт психологии, социологии и экономики труда, Пензенский государственный технический ун-т, 1994.-С. 63-65.
Описание предмета: «Право зарубежных стран»Право зарубежных стран - Наука занимающиеся вопросами формирования и развития норм права, содержания основных
институтов права в зарубежных странах
Литература - Дж. Роджерс. История труда и заработной платы в Англии с XIII по XIX век. – М.: Либроком, 2011. – 496 с.
- А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Н.Н. Тарусина. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения. – М.: Проспект, 2011. – 0 с.
- А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Н.Н. Тарусина. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения. – М.: Проспект, 2010. – 432 с.
- О.В. Дмитриева. Парламент и парламентская культура в Англии в XVI - начале XVII вв. Программа спецкурса. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 12 с.
- Рыжикова Елена Петровна. Английские Впечатления. Ехать Или Не Ехать В Англию На Учебу. Статья. – М.: , 2010. – 3 с.
- Под редакцией А.В. Сутягина. Трудовой и коллективный договоры, трудовые соглашения. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 216 с.
- С.Л. Печуров. Военные профессионалы в англо-саксонской модели управления вооруженными силами: История и современность. – М.: Ленанд, 2010. – 176 с.
- Баева Л.В. Дошкольное образование в Англии: К проблеме содержания. – М.: , 2010. – 112 с.
- В.А. Милютин. Пролетарии и пауперизм в Англии и во Франции. – М.: Красанд, 2010. – 120 с.
- А.Тойнби. Промышленный переворот в Англии в XVIII столетии. – М.: Либроком, 2011. – 352 с.
- Н.М. Величкин. Освобождение крестьян в Англии, Германии и Франции. – М.: Либроком, 2012. – 208 с.
- Ксения Чащина. Коллективный договор предприятия и его эффективность. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 104 с.
- А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Н.Н. Тарусина. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 432 с.
- М.А. Рожкова, Д.В. Афанасьев. Международные договоры в сфере интеллектуальной собственности (актуальный обзор многосторонних соглашений). Учебное пособие. – М.: Статут, 2017. – 768 с.
- А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Н.Н. Тарусина. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – 432 с.
- Н.Н. Тарусина, А.М. Лушников, М.В. Лушникова. Социальные договоры в праве. – М.: Проспект, 2017. – 480 с.
- Е.В. Богданов. Договоры в сфере предпринимательства. – М.: Проспект, 2018. – 304 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|