Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Проблемы формирования современного рынка труда и его региональные особенностиЭкономика труда
ИНСТИТУГ ТРУДА
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рыбаков Лев Николаевич
Проблемы формирования современного рынка труда и его региональные особенности
Специальность 08.00.07 - Экономика труда
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук
Москва 1999
Работа выполнена в Чебоксарском кооперативном институте Московского университета потребительской кооперации
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В ходе проведения экономических реформ за последние несколько лет в России формируется современный рынок труда, который находится в начальной стадии своего развития, проявлением чего является высокий уровень скрытой безработицы, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами, задержки с выплатой заработной платы и т.д.. Формирование и функционирование рынка труда происходит в условиях устойчивого спада производства и нарастания напряженности на рынке труда, а также сопровождается таким сложным социальным явлением, как безработица.
По экспертной оценке Института макроэкономических исследований при Министерстве экономики Российской Федерации, накопленный потенциал скрытой безработицы увеличился за последние годы с 11,6 млн. человек в 1995 г. до 13 млн. человек в 1998 г.
Численность не имеющих занятия, но активно ищущих работу и, в соответствии с методологией Международной Организации Труда, классифицируемых как безработные увеличилась и составила к концу сентября 1998 г. 8,4 млн. человек, или 12,7 % экономически активного населения.
Переходный период в России сопровождается усилением неравенства в распределении доходов, поляризацией групп населения по их уровню, ростом числа бедных.
' Основные показатели деятельности органов государственной службы занятости.// Статбюллетень.№9 -1998. С.З.
Задержки с выплатой заработной платы, продолжительные вынужденные отпуска по инициативе администрации и другие причины повлияли на рост забастовочного движения. В 1997 г. по сравнению с 1996 г. количество забастовок увеличилась в 2 раза, а численность участников забастовок - в 1,3 раза. Данные явления имели место и в 1998г.
Особо надо подчеркнуть, что указанные отрицательные процессы повлияли на трудовые отношения, которые по своей сути являются определяющим фактором в становлении и развитии механизма рыночной экономики. За годы реформирования российской экономики, отмечается быстрое нарастание столкновений экономических интересов субъектов трудовых отношений, которые все более приобретают характер и формы антагонистических противоречий в наиболее разрушительном виде социальных конфликтов - массовые забастовки работников, акты гражданского неповиновения, групповые голодовки протеста и др..
Все изложенное выше свидетельствует о том, что происходящие в России фундаментальные общественно-политические преобразования, в том числе формирование российского рынка труда, происходят без должного государственного регулирования и привели к глубоким экономическим и социальным потрясениям, наложившим негативный отпечаток на все стороны жизни российского общества.
Государственная политика, проводимая в сфере занятости, недостаточно активна, сводится к мерам временного сдерживания безработицы, тогда как ее активная роль, предполагает приоритеты профилактических мер над мерами постфактумного действия в условиях нарастающей безработицы. В силу этого проблемы формирования современного рынка труда требуют самого пристального внимания экономической науки, а также нуждаются в серьезном научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, направленных на реализацию эффективной экономической и социальной политики государства, направленной на рост занятости и минимизацию безработицы.
Все изложенное в совокупности определяет актуальность избранной темы диссертации и объективную необходимость проведения комплексного исследования по проблемам формирования современного рынка труда.
Научная разработанность проблемы. Вопросы формирования современного рынка труда исследуются представителями различных научных дисциплин: экономики, социологии, истории и др. Они рассматривались в целом ряде опубликованных научных работ российских ученых - экономистов, а также в учебниках и учебных пособиях по теории рыночной экономики. К их числу следует отнести работы Е.Г. Антосенкова, И.Ю. Безгребельной, И.Ф. Беляевой, B.C. Буланова, Б.М. Генкина, А.З. Дадашева, Е.Н. Жильцова, А.Ф. Зубковой, Р.П. Колосовой, Л.А. Костина, А.Э. Котляра, Л.Э. Кунельского, И.С. Масловой, С.М. Никитина, А.А. Никифоровой, В.А. Павленкова, А.Ф. Пенкина, П.Ф. Петроченко, Ф.Т. Прокопова, Г.Э. Слезингера, В.Е. Томашкевича, Л.С. Чижовой, Р.А. Яковлева и других. Появление этих работ свидетельствует о том, что проблемы формирования современного рынка труда в условиях рыночных отношений во всех их многогранных проявлениях все больше привлекают внимание российских ученых-экономистов, социологов, политологов.
Вместе с тем реалии современной российской действительности таковы, что многие проблемы формирования современного рынка труда и его региональные особенности в теоретическим и методологическом плане раскрыты недостаточно. Анализ рынка труда носит, чаще всего, описательный характер без выявления глубинных особенностей его разнородных подсистем и их воздействий, при этом используются агрегированные показатели состояния рынка труда, что не позволяет провести детального его анализа. Крайне слабо проработаны вопросы моделирования и прогнозирования состояния рынка труда. Сложилась тенденция к проведению изолированных и фрагментарных исследований по отдельным аспектам становления рынка труда, их анализа, а также анализа механизмов функционирования региональных рынков труда. Все это требует дальнейшего социально-экономического анализа рассматриваемой проблемы, разработки методологических подходов к раскрытию причинно-следственных связей формирования рынка труда и возникновения безработицы.
Недостаточная разработанность теоретических, методологических подходов к проблемам формирования рынка труда, занятости и безработицы, которые должны рассматриваться в единстве, как целостный объект управления, создает определенные трудности при формировании и практической реализации основных принципов государственного регулирования рынка труда, а также при выявлении влияния современных явлений на рынке труда на политику занятости.
Цель исследования - теоретический и -методологический анализ положения ресурсов для трудовой деятельности на рынке труда при различных соотношениях спроса и предложения, конъюнктуры, стоимости и цены рабочей силы, конкуренции и разработка на этой основе практических рекомендаций и направлений государственного регулирования и управления ими в переходный период. Основные задачи исследования.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие основные задачи:
- на основе анализа составной части структуры рыночной экономики, обосновать вывод о том, что в определении рынка труда речь
не идет о купле и продаже рабочей силы и тем более труда, а лишь о формировании объема структуры и соотношения спроса и предложения на рабочую силу;
- раскрыть сущность и функции, а также социально-экономическое содержание рынка труда как экономической категории;
- изучить основные типы моделей современного рынка труда, сложившиеся в развитых странах, и на этой основе дать оценку развития рынка труда России;
- изучить влияние современных явлений на рынке труда на политику занятости, проводимую государством;
- рассмотреть концептуальные подходы к государственному регулированию рынка труда с целью определения путей, форм и методов минимизации безработицы и ее последствий;
- определить региональные особенности формирования современного рынка труда;
- исследовать проблемы движения рабочей силы и рабочих мест в отраслевом и региональном аспектах.
Предметом исследования являются экономические отношения в сфере труда в условиях развития рыночной экономики, проблемы формирования современного рынка труда, причинно-следственные связи и взаимозависимости между рынком труда и безработицей.
Объект исследования - российский рынок труда и основные его составляющие - региональные рынки труда, субъекты рынка труда -работодатели и ресурсы для трудовой деятельности, занятость населения и безработица, основные принципы их регулирования на федеральном и региональном уровнях.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды выдающихся ученых - экономистов,
создателей трудовой теории стоимости, открывших закономерности воспроизводства рабочей силы, взаимодействия факторов трудового процесса и других научных разработок в области экономики и социологии труда - М. Вебера, Т. Веблена, Д. Гилдера, Дж. М. Кейнса, Д. Рикардо, А. Смита, К, Маркса, А. Маршалла, М. Феддстайна, Р. Холла, Ф. Хаека. Особо важное методологическое значение имеет выполненный в трудах зарубежных и отечественных ученых теоретический анализ проблем формирования и функционирования современного рынка труда ведущих экономически развитых стран и российского рынка труда, а также влияния безработицы на ситуацию на рынке труда.
При изучении многих вопросов по теме диссертации за основу были взяты законы Российской Федерации, постановления российского Правительства, конвенции и другие материалы МОТ.
В диссертации использованы данные официальной статистической информации, материалы Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Чувашской Республики, данные, приводимые в периодической печати, программы содействия занятости и социальной защиты населения Чувашской Республики.
В ходе диссертационного исследования использовались методы сплошного и выборочного обследования, социологических исследований, группировок фактических данных, сравнительного анализа, структурно-функционального анализа, агрегированного анализа и другие методы обработки статистических данных.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- раскрыто экономическое содержание ресурсов для трудовой деятельности, которое имеет решающее значение для оценки рынка труда и проведения государством соответствующей демографической
политики с целью воздействия на процессы воспроизводства населения и его занятости;
- обоснован вывод о том, что в определении рынка труда речь идет не о купле и продаже рабочей силы и тем более труда, а лишь о формировании объема, структуры и соотношения спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда лишь выявляет и фиксирует наличие излишка рабочей силы над необходимым уровнем потребности и устанавливает требования к рабочей силе;
- уточнены роль, место и функции рынка труда в системе рыночной экономики, исходя из особенностей использования ресурсов для трудовой деятельности и с позиций проблем формирования современного рынка труда, его типов и моделей;
- на основе анализа экономических и социальных последствий безработицы показано, что безработица неизбежно влечет за собой серьезные отрицательные экономические и социальные последствия как для самих безработных и их семей, так и для общества в целом, так как недоиспользование трудовых ресурсов вследствие безработицы, оборачивается для общества весьма ощутимыми экономическими потерями, недопроизводством в значительных размерах материальных благ и услуг, или, в стоимостном выражении, потерями валового национального продукта;
- показано преимущество активной политики государства на рынке труда над пассивной, которая включает в себя информационные услуги, призванные прежде всего помочь работникам побыстрее найти новое место работы, инвестирование в человеческий капитал посредством профессиональной подготовки и переподготовки, создания временных рабочих мест, что и есть государственное содействие занятости, которое отражая в основном социальную компоненту в регулировании экономической активности населения, смягчает или носит упреждающий характер по отношению к угрозе и последствиям вынужденной безработицы, пытается поддерживать полную занятость, компенсируя негативные экономические результаты функционирования рынка труда;
- обоснована необходимость государственного регулирования рынка труда, что имеет принципиальное значение для эффективного функционирования всей его системы и определены цели регулирования как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъекта Российской Федерации - регионального рынка труда;
- определена роль государства в системе трудовых отношений не только как посредника между наемными работниками и работодателями, но и как субъекта этих отношений, выражающего и отстаивающего общественные (общенациональные) интересы в области социальной защиты работников. Анализ показывает, что для России наиболее подходит смешанная модель социальной .защиты населения, которая наиболее полно отвечает требованиям национальной российской специфики;
- даны предложения по построению комплекса моделей рынка труда, разработке и созданию методологии использования этих моделей для анализа функционирования и прогнозирования рынка труда и его отдельных уровней и подсистем.
Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертации доведены до конкретных методических и практических рекомендаций, которые могут быть использованы соответствующими государственными, профсоюзными и общественными организациями, занимающихся формированием и реализацией государственной социальной политики в части, касающейся обеспечения занятости населения, снижения безработицы и ослабления напряженности на рынке труда, как в целом по стране, так и на региональном уровне. Часть выводов и предложений диссертационного исследования вьючены в методические рекомендации для специалистов служб занятости, занимающихся мониторингом и прогнозированием рынка труда, для использования при разработке региональных программ содействия занятости.
При этом, ключевые принципы формирования региональных программ занятости приведенные в диссертации, должны служить основой для разработки этих программ.
Практическая значимость и направленность работы вытекает также из комплексного и системного ее характера, что предопределяет возможность ее использования в преподавании экономических и социальных дисциплин.
Апробации работы. Результаты проведенного исследования докладывались автором на всероссийских; региональных научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах. Среди которых:
- "Проблемы организации труда в условиях рыночной экономики". Доклад. Совместный семинар Всероссийского центра производительности и Чувашского центра научно-технической информации "Совершенствование организации и оплаты труда в условиях рыночной экономики". Чебоксары, 5 мая 1992г.;
- "Организация труда в условиях рыночной экономики". Доклад. Научно-технический семинар Чувашского областного Правления всесоюзного экономического общества "Актуальные проблемы рыночной экономики". Чебоксары, 8 января 1993г.;
- "Некоторые аспекты развития региональных рынков труда". Доклад. Круглый стол. Региональная научно-практическая конференция. Чебоксары, 27 ноября 1998г..
- "Рынок труда Чувашии в 90-е годы: состояние и перспективы". Доклад. Региональная научная конференция "Экономика Поволжья в системе всероссийского рынка: история и современность". Чебоксары, 5-6 октября 1999 г.
Кроме того, по теме диссертации автор выступал на семинарах для научно-педагогических кадров вузов.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии. Общий объем диссертации составляет 279 страниц машинописного текста, включая 26 таблиц.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
Первая глава - "Проблемы формирования современного рынка труда" - посвящена исследованию теоретических и методологических основ функционирования рынка труда, его сущности, содержания, структуры и составляющих.
При решении поставленной задачи, автор исходит из того, что носителем трудовых отношений в обществе является работающая часть населения. Поэтому в условиях рыночных отношений и свободного труда реальное значение для экономики имеет наличие ресурсов для трудовой деятельности - как фактора, образующего рынок труда.
В работе показано, что трудовые ресурсы - это сложная социально-экономическая категория. Такой подход предполагают изучение их количественных и качественных характеристик (численности, возрастной и половой структуры, образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры и др.).
Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой
деятельности, способная производить материальные блага или оказывать услуги, т.е. трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, тех людей, которые заняты в экономике, а с другой не заняты, но способны трудиться.
Физические и интеллектуальные способности человека зависят от его возраста. В ранний и зрелый период жизни человека они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.
Поэтому для того чтобы понять различные направления изучения трудовых ресурсов, необходимо посмотреть на состав и структуру населения с точки зрения его воспроизводства. Различают три типа воспроизводства населения: - расширенное воспроизводство характеризуется превышением числа рождений над числом смертей;
- простое воспроизводство - в этом случае нет прироста, поскольку число рождений равно числу смертей;
- суженное - смертность превышает рождаемость, происходит абсолютное сокращение населения.
Для характеристики воспроизводства населения применяются показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.
Воспроизводство населения имеет не только демографический, но также экономический и социальный аспекты. Оно определяет формирование трудовых ресурсов, освоение территорий, состояние производительных сил, развитие социальной инфраструктуры.
Население и трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики, которые необходимы для анализа и оценки демографических процессов и выработки стратегии в области управления трудовыми ресурсами.
Анализ численности, состава и естественного движения населения России за 1992-1998 гг., результаты которых приведены в работе показал, что падение численности населения России происходит из-за уменьшения числа родившихся и увеличения числа умерших, что несомненно влияет на количественный и качественный состав трудовых ресурсов страны.
Такое положение вызывает необходимость активизации демографической политики государства, направленной на стимулирование расширенного воспроизводства населения соответствующего потребностям развития экономики.
С середины 1993 г. в нашей статистике осуществлен переход на международную систему квалификации состава населения. В соответствии с данной классификацией в состав трудовых ресурсов входят:
- экономически активное население;
- экономически неактивное население. Экономически активное население - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.
В диссертации поддерживается позиция о том, что необходимо различать два вида занятости - занятость опосредованную рынком труда и самозанятость.
Экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав рабочей силы, функционирующей на рынке труда.
Анализ численности и состава экономически активного населения Российской Федерации за 1992-1998 гг., проведенный в работе показал, что численность экономически активного населения и численность занятых имеют тенденцию к сокращению, в то же время возрастает численность безработных, что дает возможность охарактеризовать картину в целом как негативную.
В работе отмечено, что в последние годы в формировании численности и cocтавa населения по регионам России значительно возросла роль миграции. Важность миграции населения с точки зрения ресурсов для труда объясняется в первую очередь ее влиянием на состав этих ресурсов как в месте выбытия населения, так и в месте прибытия.
Миграция населения, происходящая в России, является непосредственным отражением особенностей современного периода социально-политического и экономического развития страны и ее регионов, оказывает существенное влияние на географию размещения и плотность населения, его численность и структурный состав, а, следовательно, на количественный и качественный состав ресурсов для трудовой деятельности.
В сложившихся условиях рынок труда приобретает во все большей мере функции обеспечения жизнедеятельности человека как трудового ресурса. Исходную социально-эксномическую особенность использования ресурсов труда в условиях рынка труда, необходимо рассматривать с позиции проблем формирования современного рынка труда, его типов и моделей. Утверждение рыночных отношений в сфере труда предполагает использование соответствующих понятий и категорий.
В экономической литературе даются разные понятия "рынок труда", есть точка зрения, отрицающая саму целесообразность и правомерность применения термина "рынок труда". В этой связи некоторые ученые и теоретики предлагают вместо термина "рынок труда" пользоваться родственными, близкими понятиями, например, "рынок рабочей силы", "рынок трудовых ресурсов", "рынок социального товара" и т.п..
Но в то же время есть, как минимум, два обстоятельства, снимающие все сомнения в этом смысле. Во-первых, термин "рынок труда" прочно утвердился в официальной международной и отечественной терминологии (например, в МОТ, правительственных документах и т.д.). Во-вторых, необходимо учесть, что на рынке труда и работодатель и работник суверенны, причем их интересы не всегда имеют одинаковую направленность и рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.
В связи с этим необходимо отметить особенности рынка труда, которые заключаются в следующем:
во-первых, специфичен сам товар, который продается и покупается - это способности человека, его навыки, опыт, квалификация, с помощью которых он производит какой-то продукт или выполняет работу;
во-вторых, труд в отличие от обычных товаров, покупается не для удовлетворения индивидуальных запросов потребителя, а для того, чтобы производить какую-то конкретную продукцию или услугу;
в-третьих, рынок труда характеризуется несовершенством информации. Процесс поиска работников для нанимателя или подходящей вакансии для работника всегда требует затрат как времени, так и денег, и отражается на результатах функционирования рынка труда в целом;
в-четвертых, существенная и всевозрастающая роль институциональных факторов и структур (система трудового законодательства, различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т.д.).
Исхода из определения и особенностей рынка труда можно установить составные части или элементы рынка труда.
В условиях формирования рыночных отношений назначение рынка труда реализуется через его функции. Ведущая функция - это сбор, обработка и передача в нужном направлении информации о состоянии конъюнктуры рынка труда, рассеянной среди множества экономических агентов. Рыночный процесс порождает эту информацию,
знание которой определяет направление поиска. Информация о рынке труда является фундаментом политики занятости. Следующая по значимости функция рынка труда - согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений.
Вопросы взаимосвязи основных элементов рынка труда представляют теоретический и практический интерес. С этой целью в диссертационной работе графически показаны:
- зависимости стоимости и цены рабочей силы от спроса и ее предложения;
- зависимость спроса и предложения товара от цены;
- соотношение спроса и предложения рабочей силы относительно состояния полной занятости;
- предложение рабочей силы и спрос на рабочую силу на конкурентном рынке труда.
Разные ситуации, теоретически рассмотренные и графически отображенные на рисунках доказывают, что спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на каждый данный момент времени. Таким образом, предложение и спрос на рынке труда изучается путем описания нескольких моделей взаимодействия продавцов и покупателей ресурсов труда в зависимости от степени конкуренции, и спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникающих в силу наличия рабочих мест.
Выясняется, что особое место принадлежит условно-равновесному рынку труда как моментному явлению, возникающему при переходе от одной пропорции спроса и предложения рабочей силы к другой. Однако, как показывает мировая практика, сегодня трудно, если вообще возможно, назвать высокоразвитую страну, которая сумела успешно разрешить вопросы достижения рыночного равновесия спроса и предложения рабочей силы. Наиболее благополучная в этом отношении Швейцария в свои лучшие годы все же была вынуждена мириться с безработицей в 1,6-1,8%.
По образовательному цензу, уровню профессионального мастерства рынок труда дифференцирован на три сегмента, каждый из которых обладает специфичным соотношением спроса и предложения.
Анализ различных ситуаций, возникающих на рынках высококвалифицированного, малоквалифицированного и неквалифицированного труда показал, что они взаимозависимы и подвержены конкуренции на технологической основе, когда внедрение новой техники, технологии, научных разработок изменяют качественные параметры спроса. Тогда осуществляется перелив из одного сегмента в другой, одновременно с профессионально-квалифицированными преобразованиями в составе работников.
В работе отмечено, что, высшее образование продолжает оставаться фактором, существенно усиливающим позиции работника на рынке труда. В первую очередь это связано с тем, что работники с высшим образованием чаще занимают должности руководителей или специалистов, по-прежнему обеспечивающие лучший статус на рынке труда. Кроме того, работники с высшим образованием в целом обладают большей социально-трудовой мобильностью. Это связано с тем. что имея высшее образование и соответствующий стаж работы по специальности легче найти работу.
Исходная позиция проведенного исследования состоит в том, что в России современный рынок труда только еще формируется. Он не приобрел четких очертаний по критерию географического и внутрифирменного движения. Свои территориальные особенности формирования имеют и региональные рынки труда. Для того, чтобы дать конкретную оценку развития рынка труда России, в диссертации подробно рассмотрено и раскрыто внутреннее содержание сложившихся моделей рынка труда ведущих в экономическом отношении стран.
В научной и учебной литературе нашли отражение результаты исследований современного состояния рынка труда России многими учеными - экономистами. Исходя из определения рынка труда они полагают, что формирование модели российского рынка труда находится в своей начальной стадии и дают различные характеристики этой модели.
Анализ, проведенный в диссертационной работе показал, что в формировании модели российского рынка труда вырисовываются контуры рынка, ориентирующегося на географическое и профессиональное .движение рабочей силы, черты которой присущи модели рынка труда в США. Основным отличием рынка труда в России является высокий уровень скрытой безработицы, которая, с одной стороны, является резервом расширения производства, а с другой - может стать существенным фактором дестабилизации социальных отношений при ухудшении экономической конъюнктуры.
Становится очевидным, что в настоящее время возникла острая необходимость создания системной методологии исследования российского рынка труда, так как отечественная теория этого рынка по ряду моментов находится в стадии становления и во многом отстает от потребностей практики. Среди ученых нет единства мнений в трактовке исходных категорий для анализа рынка труда, недостаточно освещено влияние состояния рынка труда на развитие всей экономической системы и не разработана единая методология системного исследования рынка труда в условиях рыночной экономики России.
Автор диссертации исходит из того, что инструментом анализа, прогнозирования рынка труда и обоснования механизмов его регулирования должно стать экономико-математическое моделирование.
Моделирование рынка труда необходимо проводить для различных уровней экономики (отраслевой, региональной и локальной уровни, уровень предприятий), для отдельных его подсистем и сегментов (первичный и вторичный, внешний и внутренний и т.п.) и по отдельным этапам его развития. Необходимо учесть, что основой построения всех указанных моделей является макромоделирование рынка труда. Использование моделей рынка труда для проведения прогнозных расчетов должно превратиться в непрерывный процесс и стать повседневной работой специалистов в области занятости.
Любые модели рынка труда, используемые в зарубежной практике, построенные на основе классических рыночных законов, могут использоваться лишь в качестве первоначальной схемы моделирования. Особенность и сложность моделирования российского рынка труда связана с тем, что многие элементы рыночного механизма в настоящее время функционируют в весьма деформированном виде, что видоизменяет действие целого ряда экономических регуляторов.
Новые тенденции в развитии экономики пришли в противоречие с жесткой регламентацией условий труда, вызвали к жизни новые формы организации труда, нестандартные формы функционирования рынка труда, а именно гибкого рынка труда.
Позиция автора состоит в том, что гибкий рынок труда - это складывающаяся современная форма функционирования рынка труда и становлению гибкого рынка труда способствуют такие факторы, как структурная перестройка в экономике, сокращение доли занятых в промышленности, рост сферы услуг с ее возможностями организации нестандартных форм занятости, меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении их трудовой жизни и т.д.
Гибкий рынок вырастает из традиционного рынка труда, поэтому в нем сохраняются многие черты последнего. Как традиционный рынок
труда, он делится на два типа: внешний - экстернальный и внутренний -интернальный. Если политика гибкой занятости направлена преимущественно на привлечение дополнительной рабочей силы, то это является внешним типом гибкой занятости, а если направлена на развитие внутрифирменной, в том числе профессиональной мобильности трудового коллектива, то это является внутренним типом гибкой занятости.
Основные положения выполненного в диссертации анализа гибкого рынка труда сводятся к тому, что гибкий рынок труда играет важную роль в решении проблемы занятости, так как предоставляет трудоспособному населению право выбора приемлемых форм занятости и режимов труда с учетом индивидуальных потребностей работников. Гибкий рынок труда располагает также широкими возможностями для использования надомного труда.
Вместе с тем есть и другая сторона рассматриваемой проблемы, которая заключается в сложности и противоречивости данной формы рынка труда. Сложность заключается в самом объекте изучения - многоотраслевом, динамичном хозяйстве, переходящем на новую ступень развития, на которой господствуют индустриально-информационные и информационные технологии. Противоречия заключаются в том, что для поступательного развития экономики необходимо стимулирование творческого потенциала личности, оценка использования и воспроизводства которого невозможны только с позиции экономической эффективности, необходимы и общесоциальные критерии. Но чтобы обеспечить рост общесоциальных показателей, требуется значительно больше ресурсов и усилий со стороны как отдельных предприятий, так и всего общества. Прежде всего, они должны быть направлены на повышение образования и культурного уровня работников. Это как раз и создает определенные предпосылки для возрастания гибкости в использовании рабочей силы. Общество в целом и особенно предприниматели всегда
заинтересованы в высокообразованных мобильных кадрах. Однако предприятия и особенно предприниматели не торопятся авансировать денежные средства на повышение качества рабочей силы, ибо здесь существует определенный риск. Во-первых, высококвалифицированные универсальные работники при осложнении положения в своей фирме всегда могут устроиться на другом предприятии, во-вторых, всегда имеет место сомнение и у предпринимателей, и у работников относительно целесообразности получения общих знаний для конкретной работы на конкретном предприятии, а отсюда и для окупаемости вложенных средств. Это сдерживает инициативу многих предприятий и самих работников в части вложения средств и траты времени на дополнительное образование, на развитие дорогах форм гибкой занятости. Данная проблема в масштабе государства не может быть успешно решена без участия самого государства.
В диссертации обоснован вывод, что повышение гибкой занятости является одним из важнейших перспективных направлений формирования современного рынка труда. Но исторически оправданным и перспективным является только такой процесс повышения гибкости, который нацелен на удовлетворение потребностей работника во всестороннем развитии, на повышение сотрудничества производителей, предпринимателей и государства.
Особое внимание в работе уделено необходимости регулирования рынка труда, что обусловлено психологическими, социальными и политическими аспектами трудовой деятельности, а основной принцип регулирования рынка труда заключается в достижении оптимального соотношения активных и пассивных мер воздействия на рынок труда. Регулирование рынка- обратная сторона процесса его создания. Рыночные силы, очевидным преимуществом которых является большая эффективность, необходимо держать под контролем - ввиду возможной несостоятельности рынка, а также для обеспечения определенного уровня социальной справедливости. Это говорит о том, что государственное регулирование имеет принципиальное значение для эффективного функционирования всей рыночной системы и в том числе - рынка труда.
Что касается объекта регулирования, то на уровне Российской Федерации им является занятость населения, а на уровне субъекта Российской Федерации - региональный рынок труда в своих административных границах. Целями регулирования в первом случае являются:
- поддержание возможно полной занятости;
- сдерживание безработицы на социально допустимом уровне и недопущение массовой безработицы;
- развитие трудовых ресурсов;
- предоставление гарантий занятости и поддержание доходов безработных. Целями регулирования во втором случае являются:
- согласование спроса и предложения рабочей силы;
- развитие трудовой и профессиональной мобильности работников в соответствии с конъюнктурой рынка труда;
- регулирование безработицы на основе трудовой активизации безработных.
Исходя из целей регулирования имеют свои особенности методы и формы регулирования.
В масштабе страны - это сохранение, поддержание и создание рабочих мест; регулирование и регламентация высвобождения рабочей силы; профобучение и переподготовка; меры адаптации к новым условиям занятости, материальная помощь безработным.
На региональном рынке труда - это активное трудовое посредничество на открытом рынке труда; инвестирование в рабочую силу,
направленное на повышение ее конкурентоспособности и мобильности; избирательное поддержание рабочих мест и развития форм занятости с учетом конъюнктуры рынка труда.
Проведенный анализ показал, что рынок труда имеет ряд общественно позитивных характеристик. В этой связи в работе отмечены следующие принципиально важные моменты. Рынок труда:
- играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, отвечающей требованиям современного высокотехнологичного производства;
- обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, создает побудительные стимулы для их эффективного использования;
- элиминирует сформировавшуюся за годы господства командно-административной системы неэффективную структуру занятости и заменяет ее динамичной, рациональной структурой;
- обуславливает необходимость универсализации работников, их многопрофильной профессиональной подготовки, развития способности к перемене видов труда соответственно структурным изменениям s экономике и конъюнктуре на рынке труда, способствует усилению их заинтересованности в повышении собственной конкурентоспособности, своего профессионального мастерства, уровня квалификации;
- активизирует мобильность рабочей силы, усиливает ее миграцию как в рамках отрасли, так и в межотраслевом и межрегиональных направлениях, что открывает определенные возможности решения проблемы занятости трудоспособного населения;
- повышает роль рыночных рычагов в оплате труда и, следовательно, экономическую мотивацию труда, ведет к росту его эффективности;
- ускоряет адаптацию населения к утверждающимся в экономике страны рыночным отношениям, выработке экономического поведения рыночного типа.
В второй главе диссертации "Занятость населения и безработица в Российской Федерации", рассмотрены теоретические основы формирования занятости населения, определены основные методологические подходы к исследованию данной категории, а также проведен теоретический анализ проблем занятости и безработицы.
Автор исходит из того, что вопросы занятости всегда привлекали внимание ученых разных направлений и эпох, а первые научные элементы и фундамент анализа занятости были заложены классиками экономической науки, такими как Адам Смит, Давид Рикардо; Жан Батист Сэй и другими. Классики полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов, в том числе и ресурсов рабочей силы. Они утверждали, что полная занятость является нормой рыночной экономики, а наилучшей экономической политикой - политика невмешательства государства. Исследуя рыночное хозяйство, экономисты - классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Такие рычаги рыночного регулирования, как ставки процента и эластичность соотношения цен и зарплаты способны поддерживать полную занятость. Они представляли рыночную экономику как саморегулирующуюся и считали, что помощь государства при этом не только излишня, но и вредна.
В начале 30-х годов XIX века на смену классической теории пришла неоклассическая, которая перенесла центр тяжести в исследовании общественного труда в сфере обращения на рынок товаров и разработала меновую концепцию занятости, которая до сегодняшнего дня служит методологическим фундаментом анализа данного рынка.
В основе меновой концепции занятости лежит неоклассическая теория общего экономического равновесия, разработанная Л. Вальрасом и Д. Парето в начале века. Она построена на анализе функционирования товарных рынков, выявлении условий их равновесия, при которых все произведенные товары полностью реализуются. Исходным пунктом служит теория стоимости, созданная на основе принципа предельной полезности и дополненная впоследствии концепцией предельной производительности Д.Кларка.
При нормальном функционировании товарных рынков, что предполагает свободную конкуренцию продавцов и покупателей, согласно теории общего экономического равновесия, соблюдается "динамическое равновесие" спроса и предложения, которое достигается посредством гибких цен. Эти цены, отражающие оценки "полезности" благ и "тягости" затрат, чутко реагируют на колебания спроса и предложения вплоть до установления "цены равновесия", соответствующей полной реализации товаров и услуг.
Меновая концепция занятости представляет собой теорию экономического равновесия, примененную к исследованию рынка рабочей силы.
Главным представителем неоклассической экономической теории является Альфред Маршалл. Его новые положения в теории о рыночной цене, о предпринимательстве, о потребительском поведении и другие используются до сих пор.
При разработке политики занятости в современных условиях в той или иной стране с развитой рыночной экономикой используются разные теоретические подходы, а нередко отдельные положения нескольких теорий. Со времени самого мощного кризиса и "великой депрессии" 30-х гг. преобладающей была теория кейнсианская, которая широко использовалась в США для вывода страны из глубокого кризиса и преодоления массовой безработицы. Но с конца 70-х и на-
чала 80-х гг., безработица стала сочетаться с инфляцией. Она не могла быть преодолена на основе кейнсианской теории и наибольшее влияние в эти годы в США и ряде других стран Запада получили рекомендации монетаристов.
Что касается названных выше теорий, то они вряд ли могут дать в чистом виде ощутимые результаты для нашей страны, но так или иначе они находят отражение в российской практике с учетом передовых достижений Запада.
Автор при этом полагает, что разработка новых подходов - длительный, сложный и противоречивый процесс, а для этого многие направления и рекомендации еще предстоит сформулировать науке и на этой основе разработать концептуальные подходы к проблеме занятости.
В диссертации показано, что так или иначе теории занятости находят отражение на практике и в жизни тем более в условиях, когда ситуация в стране резко изменилась в худшую сторону в связи с тем, что в исходной концепции и практическом воплощении реформа слабо связана с задачей коренного преобразования системы трудовых отношений: привлечение к труду, структурные изменения в труде, создание благоприятных условий труда, воспроизводство рабочей силы, занятость, мотивационный механизма и многое другое. Большинство теоретиков и практиков в настоящее время считают, что в известном смысле полезна "маленькая" безработица, которая усиливает заинтересованность в труде и его результатах; человек, якобы дорожит своим рабочим местом, повышается его ответственность, производственная дисциплина и т.п. Однако практика наличия "маленькой" безработицы в России не подтвердила такого оптимизма. Более того, с появлением пусть и незначительной пока безработицы с несвоевременной выплатой заработной платы возникли не позитивы, а новые социальные трудности. И наличие любого, даже невысокого уровня безработицы (2-5%)
- это не благо для общества, а серьезный ущерб и недостаток. В самом деле, государство, затратив на подготовку потенциального работника средства (обучение в школе, училище, вузе, конкретной профессии, специальности и т.д.), затем не использует его в интересах общества. То есть, недоиспользуется национальный кадровый, трудовой потенциал в развитии производства и сферы услуг, для экономического роста страны. Не случайно, на Западе уже давно под эффективной занятостью понимают полную занятость (с корректировкой на естественную безработицу). По мнению многих теоретиков, это разумный взгляд на проблему занятости и безработицы. В формулах: эффективная занятость равна полной занятости и любая безработица есть социально-экономический ущерб для государства - вряд ли можно сомневаться. Моральные потрясения самих безработных, чувство лишних людей в обществе, апатия к жизни, назревание социальных взрывов - все это усиливает сделанный вывод.
В диссертации показано, что в период становления рынка труда и перехода к социально ориентированной экономике, существуют три основных принципа обеспечения занятости населения: Первый добровольность и непринудительность труда: - приоритетное право выбора между участием и неучастием в общественном труде должно принадлежать самому человеку;
- сферу общественного труда в демократическом обществе надо рассматривать как одну из равноправных сфер общественно-полезной деятельности, среди которых и воспитание детей, организация досуга, учеба, ведение домашнего хозяйства и т.п. Можно заниматься любого рода трудовой деятельностью. Допустима только одна причина пресечения деятельности - незаконный источник средств существования.
Второй принцип - работать там и столько, где и сколько это необходимо самому человеку. В соответствии с этим принципом используются различные формы занятости - постоянная, частичная, временная, совместительство, гибкие графики работы и др.
Третий принцип - свобода выбора географического места приложения труда. Здесь необходимо заметить, что объективные ограничения этого принципа существовали всегда.
Особенно возрастает в нынешних условиях значение государства в регулировании занятости, когда радикальные экономические преобразования так необходимы. В связи с этим отметим:
во-первых, сложившуюся несбалансированность между наличием трудовых ресурсов и рабочих мест как в целом по стране, так и по отдельным отраслям и регионам, связанную с недостатками в инвестиционной политике и деформациями в структуре экономики, несовершенством распределительных отношений, сохранением обширной сферы непрестижного физического и малоквалифицированного труда, тяжелых и вредных условий производства. Преобладание до недавнего времени ведомственного диктата в отраслях привело к однобокому размещению производительных сил, способствовало созданию четко выраженных трудоизбыточных регионов, с одной стороны, и трудо-недостаточных - с другой. В результате в первом случае развивается безработица, а во втором - дефицит рабочей силы;
во - вторых, усугубляющуюся низкую территориальную мобильность населения из-за отсутствия доступного рынка жилья, ограничений в недавнем прошлом прописки, а теперь регистрации в ряде крупных городов. При этом на мобильность многих категорий тружеников массовых профессий оказывает влияние и недостаточная профессиональная подготовка тех, кто лишен работы, особенно в трудоизбыточных районах. Много труднопреодолимых сложностей и в так называемых моногородах, в которых человеку, лишенному возможности трудиться на единственном предприятии, просто некуда деваться;
в - третьих, малодинамичиую структуру народного хозяйства, становление которой в значительной мере связывалось с тиражированием существующей техники и технологии; невосприимчивость и незаинтересованность производства во внедрении достижений НТП, что обусловило статичное развитие профессионально-кваяификационной структуры кадров;
в-четвертых, акпивизацию процесса высвобождения работников с предприятий под влиянием многообразия форм хозяйствования и распространения рыночных отношений. Во всяком случае по всем прогнозам представляется, что удельный вес уволенных в ближайший период будет расти в совокупности с растущим уровнем неполной занятости.
Из изложенного становится очевидным, что формирование современного рынка труда у нас в стране невозможно без освоения общепринятых в мире норм и стандартов трудовых отношений. Поэтому и представляется особенно важным, чтобы законы, принимаемые для регулирования трудовых отношений, учитывали международные нормы.
Автор придерживается мнения, что разрабатываемые в настоящее время Государственные программы содействия занятости, основанные на принципах государственной политики занятости, призваны служить содействию занятости населения, удовлетворению потребности граждан в работе, предотвращению безработицы и социальной защите от ее последствий. С этой целью в работе рассмотрены мероприятия программ содействия занятости как на уровне Российской Федерации в целом, так и на региональном уровне, и их влияние на политику занятости. Но разработка политики занятости - еще далеко не все. Политику необходимо проводить в жизнь. Поэтому в рамках формирования современной политики занятости, следует отметить роль службы занятости в регулировании рынка труда, ее задачи (в первую очередь это вопрос макроэкономической стабилизации).
Государственная политика в сфере занятости населения не должна быть исключительно прерогативой какого-либо ведомства. Поскольку она не может реализоваться иначе как через весь спектр направлений социально-экономической политики государства (структурно-инвестационной, в области труда, социальной защите, демографии и миграции, в сфере профессионального образования, пенсионного обеспечения т.д.), обеспечение политики занятости может осуществляться только на основе взаимодействия всех органов исполнительной власти.
В работе показано, что безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не может использовать свою возможность, способность, желание трудиться и становится "излишним" населением.
Порождается безработица в условиях рыночной экономики под воздействием конкуренции на рынке труда, усиливается в период экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу. Утверждение, что безработицу порождает рынок труда - ошибочно. Сущность и основная функция рынка труда, как уже было отмечено выше, - реализация экономических отношений между продавцом и покупателем специфического товара - рабочая сила. В силу этого рынок труда непосредственной причиной возникновения безработицы быть не может. Рынок труда лишь отражает существующие в каждый момент пропорции между спросом на рабочую силу и ее предложением, наличие ее излишка или дефицита, фиксирует их, опосредует их динамику, но причиной их возникновения не является. Более того, безработица может существовать независимо от наличия в стране рынка труда и рыночной экономики вообще.
Мировой опыт свидетельствует о том, что безработица возможна без рыночной экономики, тогда как рыночная экономика немыслима и невозможна вне безработицы.
Любое государство заинтересовано в поддержании полной и постоянной сбалансированности между числом рабочих мест и численностью работников. Но согласование спроса на рабочую силу и ее предложения не всегда может проходить бесконфликтно потому, что одним из основных противоречий обеспечения занятости является невозможность добиться абсолютной синхронности перемен в цепочке: структурные сдвиги - модернизация рабочих мест - изменение потребности в кадрах - высвобождение работающих - предоставление новой работы.
В этих условиях полна" занятость есть величина вероятностная, допускающая колебания вокруг точки равновесия между спросом на рабочую силу и ее предложением и лишь в редких случаях соответствующая ей. Поэтому к безработице необходимо относиться как к постоянной спутнице рыночной экономики.
Становится очевидным, что глубинные причины возникновения самого излишка рабочей силы, за счет которого формируется контингент безработных, лежат за пределами рынка труда. К ним относятся экономическая, в частности, антиинфляционная политика государства и экономическое поведение основных контрагентов рыночных отношений в сфере труда - наемных работников и предпринимателей.
Безработица - неотъемлемый элемент рыночной экономики. В этой связи логически возникает вопрос об экономической роли и функциях безработицы в системе общественного производства.
Исторический опыт развития рыночных отношений показывает, что в условиях рыночной экономики с присущей ей конкуренцией, естественным и закономерным является стремление предпринимателей к снижению издержек производства, прежде всего, за счет снижения затрат на рабочую силу. Производство большего количества продукции с меньшими затратами живого труда, а значит с меньшей численностью занятых на производстве наемных работников - закон функционирования рыночной экономики как в прошлом, так и в настоящее время, как в. частнопредпринимательской системе стран Запада, так и в российской экономике. Именно поэтому безработица как результат вытеснения труда из сферы производства выступает как наглядный и надежный экономический индикатор эффективности функционирования капитала, как на микро, так и на макроуровне.
В плане определения экономических функций безработицы следует отметить, что постоянное наличие безработицы в рыночной экономике и потенциальная возможность реализации свободы выбора видов трудовой деятельности и сфер занятости являются мощным побудительным мотивом к повышению наемными работниками своего, профессионального и квалификационного уровня, выход за рамки узкой специализации обуславливают необходимость многопрофильности, универсальности работников, их способности к перемене труда, смене видов трудовой деятельности, отраслевой и территориальной мобильности. В этом состоит одна из важнейших позитивных функций безработицы, связанная с воздействием на занятую, активную часть контингента наемных работников, как с позиций народнохозяйственных интересов, так и экономических интересов самих работников.
Существует мнение, что безработица - это благо, дисциплинирующее население. Но в современном мире нет страны, где подобная концепция закладывается в правительственные экономические программы. За безработицу приходится расплачиваться и правительству, и населению. В результате достижения безработицей критического уровня усиливается социальная напряженность, что может привести к взрыву, если не принять соответствующие меры.
Необходимо подчеркнуть одну особенность мирового опыта развития рыночной экономики, включая период становления рыночных
отношений в России, который свидетельствует о том, что безработица неизбежно влечет за собой серьезные отрицательные экономические и социальные последствия как для самих безработных и их семей, так и для общества в целом. К числу таких последствий относится, прежде всего, недоиспользование в значительных размерах главной производительной силы общества - трудовых ресурсов.
В то же время очевидно, что недоиспользование трудовых ресурсов вследствие безработицы оборачивается для общества весьма ощутимыми экономическими потерями, недопроизводством в значительных размерах материальных благ и услуг, или, в стоимостном выражении) потерями валового национального продукта. Количественно эти потери представляют разность между величиной потенциального валового продукта, который был бы произведен в условиях полной занятости, и его фактической величиной, произведенной при данном уровне безработицы. Полученная разность) отнесенная к объему потенциального валового национального продукта, дает относительную величину потерь валового национального продукта) вызываемых безработицей. И эти потери тем больше, чем выше уровень безработицы.
В диссертации отмечено, что наличие - в стране государственной системы социальной помощи безработным в какой-то мере смягчает бремя безработицы. Однако эта система, как показывает опыт, страдает серьезными недостатками.
В настоящее время в России идет непрерывный процесс создания механизма социальной защиты, который должен формироваться с учетом современных тенденций в развитии экономики и национальных традиций, а также отечественного и зарубежного опыта. В этой связи коренное регулирование системы социальной защиты населения от безработицы предполагает качественное улучшение ее финансирования. Как показала практика, недостаточное финансовое обеспечение функционирования данной системы является главной причиной крайней ограниченности материальной поддержки безработных и их семей, снижения их жизненного уровня. Сильная социальная политика государства, стержнем которой является перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения, - главный фактор, определяющий высокую эффективность функционирования системы социальной защиты. В современный период становления рыночной экономики она во все большей ступени должна быть ориентирована на предотвращение безработицы, ослабление напряженности на рынке труда, что позволит элиминировать в той или иной мере негативные последствия безработицы.
В третьей главе "Региональные особенности формирования современного рынка труда" показано, что проводимая в регионах .экономическая реформа способствовала достаточно быстрому изменению существовавших ранее экономических и социальных отношений. К сожалению, эти процессы не сопровождались столь же продуктивной деятельностью по формированию новых, действительно рыночных по своему содержанию, институтов и механизмов. В результате трансформационные процессы приняли неуправляемый характер, породив острейший кризис экономики и общества.
Отсутствие целостной концепции рыночных преобразований и полная пассивность государства в отношении структурной перестройки экономики, низкая инвестиционная активность сделали невозможным преодоление монопольных структур и формирование конкурентной среды в экономике, что способствовало сохранению ее затратного характера и низкой эффективности. В то же время игнорирование специфики, сформировавшегося за десятилетия существования в России планово-распределительной системы хозяйственного менталитета субъектов микроэкономической среды привело к разрыву хозяйственных связей, нарушению воспроизводственного процесса на предприятиях и, как следствие, к дезорганизации производства в целом.
Особенно эти кризисные явления нашли отражение за последние годы на территориях многих субъектов Российской Федерации, так как к началу проведения реформ регионы России существенно различались по уровню экономического развития и потенциала. Кризис в меньшей степени коснулся тех регионов, которые располагали богатейшими стратегическими сырьевыми ресурсами и широкими возможностями сельскохозяйственного производства, но в большей степени охватил промышленно развитые регионы с преобладанием отраслей машиностроения и легкой промышленности. На этом фоне сложились заметные региональные различия в ситуации на рынке труда на собственной основе. По мнению автора эти различия в первую очередь касаются социально-экономических и демографических факторов, определяющих спрос и предложение рабочей силы на рынке труда, что социально-экономические и демографические факторы тесно' переплетаются и вследствие этого необходима интеграция социально-экономической политики в области регулирования рынка труда и демографической политики. Демографические процессы имеют прямые "выходы" на региональные рынки труда, обуславливают степень их напряженности, их качественное своеобразие. С другой стороны, уровень и структура безработицы, состояние рынков труда являются важными показателями социально-демографической ситуации в регионе, диктуют определенные приоритеты региональной социально-демографической политики, необходимость разработки соответствующих программ для комплексного решения проблем занятости, ибо преобразования в сфере занятости населения являются одним из условий рыночной трансформации, связанной со становлением многоукладной экономики, обновлением отраслевой структуры производства, формированием системы рынков и их инфраструктур.
В настоящее время получают развитие различные типы рынка труда и основой реализации системы рынков труда становится региональный рынок. При этом выделяются три основных типа региональных рынков труда:
- асимметричные, которым присущи существенные перекосы в соотношении закрытого и открытого, регулируемого и теневого рынков труда, диспропорции в отраслевой структуре занятости и экономической активности населения;
- равновесные с относительно развитыми структурами рынки труда;
- диверсифицированные, характеризуемые: высокой степенью реструктуризации занятости и саморегуляции, которые создают условия для высокой мотивации и мобильности работников.
Начиная с 1994 -1995 гг. резко возросла дифференциация региональных рынков труда, которая имеет тенденцию к дальнейшему развитию. Наибольший уровень общей безработицы от 4 % до 8% по данным органов Государственной службы занятости в 1997 г. отмечен в 25 регионах страны. За 1998 г. не произошло значительных изменений в группировке регионов по уровню регистрируемой безработицы (регионы, имеющие уровень регистрируемой безработицы 5,5 % и более). Как и в 1997 г. в наиболее кризисной ситуации находились 14 регионов России, которые отнесены к регионам с напряженной ситуацией на рынке труда.
Автор отмечает, что из-за усиления неравномерности социально-экономического развития регионов страны, иногда происходит изолированное развитие региональных рынков труда, то есть рынок труда России в этом случае может развиваться только в преимущественно
слабо связанных региональных анклавах. В свою очередь, это предполагает фактический отказ от проектов национального масштаба в области инфраструктуры рынка труда. Все это требует повышения значения роли государства на рынке труда, и оно должно определяться тем, что государству необходимы долгосрочная концепция и политика действий в области рынка труда и его текущего регулирования. Иначе говоря, должно наконец, начаться осознанное воздействие на макропропорции спроса и предложения на рынке труда, на направленное движение денежных ресурсов с тем, чтобы рынок устоялся в одной из известных мировых моделей его организации.
Одновременно необходимо отметить усиление в последние годы дифференциации регионов по возможностям финансирования политики занятости. Ухудшение финансового положения Государственного фонда занятости населения Российской Федерации привело к увеличению числа дотационных регионов. Так, если в конце 1996 г. количество дотационных регионов составляло 46, то в конце 1997 г. - превысило 60.
В диссертационной работе показано, что главную роль в обеспечении стабилизации уровня жизни населения страны призваны играть регионы. Именно поэтому разработка региональных программ содействия занятости населения призвана обеспечить реализацию активной государственной политики занятости. Данные программы должны содержать в себе такие характеристики, как комплексность, увязку с макроэкономической стабилизацией, многовариантность прогноза занятости и безработицы.
Приоритетными направлениями при составлении программ занятости населения должны стать:
- улучшение функционирования регионального рынка труда;
- инвестиционная политика;
- разработка схем создания рабочих мест;
- повышение качества рабочей силы;
- содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев;
- регулирование трудовой миграции;
- социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями;
- поддержание доходов безработных граждан;
- ресурсное обеспечение программы.
Составление и реализация программ содействия занятости, как и других социальных программ, связана с пятью этапами работы: аналитическим, концептуальным, расчетным, организационным и распорядительным, каждый из которых характеризуется теми или иными сложностями и усилиями, необходимостью привлечения квалифицированных работников. В работе сформулированы основные подходы к содержанию каждого из названных этапов.
Аналитический этап требует, во-первых, мобилизации всей статистической информации по региону, и, во-вторых, критического ее анализа с точки зрения содействия формированию благоприятных условий для занятости населения.
Концептуальный этап предполагает сбор и оценку максимально широкого круга предложений как управляющих органов и общественных организаций, так и соответствующих специалистов и рядовых граждан.
Расчетный этап разработки программы особенно сложен. Он облегчается лишь тем, что речь идет о стабилизации, то есть о предотвращении дальнейшего ухудшения положения с занятостью населения, когда уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Поскольку, регионы заинтересованы не только поддержания ее ранее сложившегося уровня, программу целесообразно строить применительно к этапам ее выполнения.
Организационный и распорядительный этапы предназначены к тому, чтобы превращать программу в действенную с обязательствами, ответственностью и контролем соответствующих организаций и лиц, а также мобилизацией общественности на ее выполнение.
При этом особую роль при реализации программы региональной занятости, достижении конечных целей, поставленных программой, по мнению автора, играет механизм реализации региональной программы занятости населения. Он должен состоять из следующих блоков и способствовать решению специфических задач:
- организационный (определение исполнителей мероприятий, сроков их внедрения, координация действий ответственных исполнителей и контроль за реализацией мероприятий);
- правовой (подготовка специальных законодательных актов и нормативных документов, регулярное внесение изменений и дополнений в действующее законодательство);
- экономический (экономическое стимулирование предприятий, обеспечивающих занятость, а также предоставление им налоговых и иных льгот);
- информационно-аналитический (сбор, обработка, анализ текущей информации, отчетных данных и статистической информации);
- образовательный (совершенствование системы образования, создание материальных условий для продолжения образования, создание общественной системы стимулов для получения образования).
К числу наиболее важных мероприятий региональной программы занятости населения по мнению автора необходимо отнести, прежде всего те из них, которые направлены на:
- расширение роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в решении специфических региональных проблем рынка труда;
- осуществление приоритетного финансирования за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов социальных и экономических программ в регионах с высоким уровнем безработицы;
- минимизацию отрицательных последствий массовой безработицы в индустриальных районах, в том числе в малых и средних городах, поселках с многоукладной структурой;
- предотвращение массовых увольнений работников, создание новых и сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест, осуществление опережающей переподготовки кадров для новых прогрессивных производств;
- обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных организаций, эффективную поддержку граждан потерявших работу, обеспечение их профессиональной ориентации.
Осуществление регионального регулирования занятости позволяет учитывать многие особенности развития регионов к на их основе разрабатывать конкретные целенаправленные мероприятия по созданию необходимых условий занятости независимо от форм собственности, размеров предприятий и т.д.
Сложившаяся в России практика свидетельствует о том, что разработка региональных программ занятости на всех уровнях осуществляется соответствующими органами государственной службы занятости с привлечением, при необходимости, других структур (органов статистики, миграционной службы и т.д.). Программы разрабатываются на основе мониторинга и прогноза рынка труда. В условиях проводимых экономических реформ, когда параметры экономического развития во многом непредсказуемы, программы занятости всех уровней, как правило, носят краткосрочный характер (не более двух лет). Но по мере стабилизации экономических процессов, происходящих в
стране наряду с другими процессами, мероприятия данных программ должны будут носить более долгосрочный характер.
Выполнение задач, поставленных этими программами применительно к условиям конкретного региона, существенно повысит роль и ответственность органов местного самоуправления в решении проблем занятости, прежде всего в городах и районах с высоким уровнем безработицы, потребует необходимых затрат и источников финансирования. Но от конечных результатов реализации региональных программ несомненно будет зависеть состояние российского рынка труда.
С этой целью, в диссертационной работе автор проводит углубленный анализ формирования и развития регионального рынка труда на примере Чувашской Республики.
В четвертой главе " Проблемы формирования рынка труда Чувашской Республики" показано, что рынок труда Чувашской Республики - один из множества региональных рынков, формирующихся на территории регионов, являющихся субъектами Российской Федерации и составляющих в той или иной совокупности рынки труда крупных экономических районов страны, например Волго-Вятского, Центрального и др. Его развитие происходит в сложных социально - экономических условиях. В то же время ситуации, сложившиеся на рынке труда в 1992-1995 гг. и в 1996-1998 гг., заметно отличались и поэтому их анализ проведен по периодам. Ситуация на рынке труда республики в 1992-1995 гг. определялась:
- продолжающимся спадом производства;
- нестабильной финансово-кредитной системой;
- нарастанием кризиса неплатежей;
- регрессивными структурными изменениями в сфере занятости;
- снижением уровня жизни населения;
- ростом безработицы.
В период с 1992 по 1995 гг. в экономике республики сохранялась ситуация, когда численность занятых на производстве по существу не зависела от его объемов, трудоемкости, эффективности трудозатрат, а определялась повышением цен на продукцию, получением субсидий и льгот, сокращением рабочего времени, задержками выплаты заработной платы и отказами от платежей. В результате усилилась текучесть рабочей силы. При этом увольнения по собственному желанию только в 1995 г. в 8,7 раз превышали увольнения в связи с сокращением штатов.
Ключевым фактором, обуславливавшим тенденции развития рынка труда республики в этот период, был спад производства и рост скрытой безработицы. Снижение объемов производства, уменьшение среднегодовой численности занятого в экономике населения (с 643,7 тыс. человек в 1992 г. до 577,2 тыс. человек в 1995 г.), сокращение рабочих мест и заявленной потребности предприятий и организаций в работниках (с 6021 человек в 1992 г. до 978 человек в 1995 г.) обостряли ситуацию в сфере занятости. Численность граждан, обратившихся в органы труда и занятости, возросла с 31,0 тыс. человек в 1992 г. до 72,2 тыс. человек в 1995 г..
По состоянию на 1 января 1996 года в республике статус безработного получили 48,0 тыс. человек, что в 5 раз больше, чем на 1 января 1992 г.. Следует отметить, что в 1995 г. темпы роста численности официально зарегистрированных безработных были ниже, чем в 1994 и 1993 гг. и составили соответственно в 1995 г. 141,2%, против 161,4% в 1994 г. и 220,1% - в 1993 г..
Уровень безработицы по отношению к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте по/снялся с 1,33 % в 1992 г.
до 6,62 % к концу 1995 г.. Особенно напряженная ситуация сложилась в городах с моноэкономической структурой: Новочебоксарске, Алатыре, Шумерля, где уровень безработицы на конец 1995 г. составил более 8 %. По уровню регистрируемой безработицы Чувашская Республика в 1995 г. занимала первое место в Волго-Вятском районе и была отнесена к регионам с напряженной ситуацией на рынке труда.
Анализ численности занятых в экономике республики в 1996-1998 гг. показывает, что эта численность продолжала уменьшаться и составила в 1997 г. 564,0 тыс. человек. Таким образом, с 1992 по 1997 гг., численность занятых в экономике уменьшилась на 71,7 тыс. человек. Однако из-за принятых мер, в последние годы темпы падения численности занятых в экономике были ниже, чем в предыдущие годы.
В ходе осуществления курса рыночных преобразований в экономике республики в 1997 г. по ряду направлений достигнуты определенные положительные результаты, которые оказывали позитивное воздействие на состояние рынка труда. В ведущей отрасли экономики Чувашии - промышленности впервые за последние годы было достигнуто увеличение объема производимой продукции. Индекс физического объема продукции составил в целом по промышленности 100,03 %, а по крупным и средним предприятиям - 100,2 %. В основном рост объема производства обеспечили предприятия электроэнергетики, химической и легкой промышленности. В сельском хозяйстве наблюдался рост валовой продукции, увеличились объемы инвестиций на развитие экономики и социальной сферы. Так, темп роста инвестиций в основной капитал составил 110,7 %, жилья в 1997 г. введено на 10,2% больше, чем в предыдущем. Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (номинальная) составила 532,1 тыс. рублей, что на 21,4 % выше, чем в 1996 г., а величина прожиточного минимума - 326,1 тыс. рублей на человека, против 278,6 тыс. рублей в 1996 г..
По итогам 1997 г. Чувашская Республика вошла в состав 6 регионов, у которых наблюдался самый большой темп снижения численности зарегистрированных безработных.
Положительные тенденции, наметившиеся на рынке труда за последние годы, имели место и в первом полугодии 1998 г.. Так, например, по состоянию на 1.07.98 г. продолжительность регистрируемой безработицы снизилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года с 8,3 месяца до 6.9 месяца, доля безработных, состоящих на учете более года, в общей численности зарегистрированных безработных снизилась за этот же период с 26,7% до 16,7%. Значительно улучшился также показатель напряженности рынка труда и в результате коэффициент напряженности снизился с II безработных до 6.
Но к концу 1998 г. ситуация в экономике республики несколько ухудшилась вследствие августовского кризиса финансовой системы.
В условиях реформирования экономики важнейшее значение приобретает реализация мер, направленных на активизацию политики занятости, сокращение периода безработицы, скорейшее возвращение безработных к производительному труду. На выполнение этих задач была направлена деятельность службы занятости. Для этого ежегодно как на республиканском уровне, так и в городах и районах принимались программы содействия занятости населения и социальной защиты безработных граждан и другие меры, направленные на стабилизацию занятости. В целях обеспечения занятости различных категорий и социальных групп населения и усиления социальной защиты безработных и незанятых граждан Правительством Чувашской Республики был принят ряд нормативных документов, в том числе: Концепция
женской занятости; План действий по улучшению положения женщин Чувашской Республики и повышению их роли в обществе на 1997-1998 годы; Концепция занятости молодежи; Республиканская целевая программа "Молодежь Чувашии: 1997-2000 годы"; Республиканская комплексная программа по усилению борьбы с преступностью в Чувашской Республике на 1996-1997 годы и другие.
В рамках реализации мероприятий, предусмотренных данными программами. Министерством труда и занятости Чувашской Республики, центрами труда и занятости проводилась активная политика по снижению уровня безработицы, созданию условий для трудоустройства и социальной защите безработных граждан. Уровень трудоустраиваемости (численность трудоустроенных к числу обратившихся по вопросам трудоустройства) возрос с 29,9 % в 1992 г. до 54,9 % в 1997 г.. В течение 1997 г. было трудоустроено 21,4 тыс. человек или каждый второй из числа граждан, ищущих работу и состоящих на учете в органах труда и занятости. Среди трудоустроенных, возрос удельный вес женщин. В 1997 г. он составил 53,2 % против 48,5 % в 1996 г.. Удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет, нашедшей работы (доходное занятие), увеличился с 40,2% в 1996 г. до 51,7% в 1997 г..
Одна из приоритетных задач органов труда и занятости - смягчение последствий длительной безработицы и содействие социальной адаптации граждан долгое время не работающих. Ее практическое решение осуществляется в республике с 1994 г. в рамках программы "Клубы ищущих работу". Для длительно безработных в республике реализуется программа "Новый старт". Основные цели данных программ - дополнительное повышение шансов трудоустройства, преодоление негативных последствий безработицы, формирование навыков самостоятельного поиска работы, восстановление мотивации к труду.
В результате реализации данной программы только в 1997 г. получили навыки активного поиска работы более 200 безработных граждан, из них 38)5 % трудоустроились.
Расширению сектора информационных услуг населению, налаживанию контактов центра труда и занятости с работодателями, повышению оперативности службы занятости способствовали ярмарки вакансий. Только в 1997 г. проведено 7 ярмарок вакансий (в первом полугодии 1998 г. 6 ярмарок) в городах Чебоксары, Нововчебоксарск, Шумерля, в которых приняло участие 756 человек и 54 предприятия. В ходе ярмарок нашли подходящую работу более 100 безработных граждан.
Для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих особые трудности при трудоустройстве, центрами труда и занятости проводилась работа по квотированию рабочих мест. Число трудоустроенных на квотированные места по сравнению с 1994 годом возросло на 23 % и составило в 1997 г. 837 человек или 3,9% or общего количества нашедших работу с помощью районных и городских центров труда и занятости, а в первом полугодии 1998 г. - 357 человек.
В 1998 г. была продолжена практика субсидирования сохранения и организации дополнительных рабочих мест. Но з связи с дефицитом бюджета фонда занятости финансовая помощь работодателям на создание и сохранение рабочих мест была оказана лишь четырем организациям республики на сумму 297,3 тыс. рублей.
С целью снижения напряженности на республиканском рынке труда, смягчения последствий миграционных потоков центрами труда и занятости проводилась работа по межтерриториальному перераспределению рабочей силы. В соответствии с заявками работодателей о возможности приема работников по требуемым специальностям за 1992 -1997 гг. с переездом в другую местность было трудоустроено
по рабочим специальностям 7,2 тыс. человек, в основном это женщины и молодежь до 29 лет. Незанятое население направлялось на предприятия Сибири, Поволжского и Центрально-Черноземного районов Российской Федерации, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции и рыбным промыслом. В соответствии с заключенными договорами в первом полугодии 1998 г. с переездом в другую местность трудоустроено 420 рабочих, из которых 217 имели статус безработного.
Перспективы развития рынка труда невозможно предвидеть без широкого использования прогнозирования, на предварительных стадиях разработки планов и программ, как инструмента научного предвидения, вариантного анализа и способа получения дополнительной информации при выработке решений. Прогноз - это научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующие это состояние показатели. В рыночной экономике распространено прогнозирование спроса, рыночной конъюнктуры.
Автор исходит из того, что прогнозирование рынка труда следует рассматривать как процесс количественного и качественного исследования рынка труда, направленный на выявление тенденций развития рынка труда и оптимальный расчет предложения и спроса на рабочую силу.
Процесс прогнозирования рынка труда включает два этапа. Первый этап - аналитический, заключается в обобщении данных, наблюдаемых за определенный период времени, и в представлении соответствующих статистических закономерностей в виде модели. Второй этап является расчетным. На этом этапе на основе найденных статистических закономерностей определяют ожидаемое значение прогнозируемого признака рынка труда. Затем осуществляют оптимизацию полученных прогнозных показателей, то есть выбор оптимальных прогнозных вариантов предложения и спроса рабочей силы и формирование на этой основе оптимального рынка труда.
Исходя из общих принципов прогнозирования автором диссертации сформулирован ряд положений по прогнозированию рынка труда в регионе и обоснована необходимость поэтапного подхода к разработки прогнозов, а также предложен алгоритм прогнозирования спроса на региональном рынке груда.
Практическая реализация сформулированных положений по прогнозированию рынка труда в регионе, по мнению автора, позволит осуществлять многовариантные прогнозные расчеты рынка и выбрать оптимальный вариант прогноза. С этой целью в диссертации проведена прогнозная оценка развития рынка труда Чувашской Республики, которая должна служить основой для организации работы по обеспечению занятости населения в регионе и разработки Программы занятости.
При этом, ключевые принципы формирования региональных программ занятости предложенные в диссертации, должны служить основой для разработки этих программ.
Основные публикации по теме диссертации:
Проблемы формирования современного рынка труда и его региональные особенности (монография). Чебоксары, Салика, 1998, 11,13 пл.
Некоторые аспекты развития региональных рынков труда // Сб. научн, ст. / Чебоксар, кооп. ин-т. - Чебоксары, Салика, 1998, 0,3 пл.
Перспективы развития рынка труда//Человек и труд, 1999, №5,0,2 пл.
Призрак "ползучей" безработицы бродит по Чувашии// Бизнес СРЕДА / Чебоксары, 1999, № 31,0,5 п.л.
Организация и нормирование труда в условиях рыночной экономики // Сб. науч. ст. / Чебоксары, Участок оперативной полиграфии Чебоксарского ПО им. В.И. Чапаева, 1992, 1,65 пл.
Описание предмета: «Экономика труда»Экономика труда как наука изучает закономерности общественной организации труда в связи с его технической
организацией.
На каждой ступени развития человеческого общества создается своя специфическая общественная форма труда. Хотя
общественная организация труда изменяется под воздействием социальных условий, в ней можно обнаружить некоторые
постоянные общие элементы, обусловленные самой природой человеческого труда.
Для того чтобы процесс труда мог совершаться, необходимо соединить рабочую силу со средствами труда. Способы
соединения рабочей силы со средствами труда меняются под воздействием производственных отношений. Но как бы эти
способы ни изменялись, привлечение, людей к труду остается совершенно необходимым элементом организации
общественного труда.
Для того чтобы производить материальные блага, люди вступают в определенные общественно-трудовые связи. Эти
связи (разделение, кооперация труда, трудовая дисциплина и т. д.) осуществляются своими особыми методами в
каждой социально-экономической формации, но как бы ни менялись эти методы, всегда сохраняется необходимость во
взаимном сотрудничестве людей в той или иной форме.
Для того чтобы производство, в основе которого лежит труд, могло совершаться постоянно, необходимо непрерывное
воспроизводство рабочей силы. Речь идет как о воспроизводстве отдельного работника — носителя рабочей силы, так
и о воспроизводстве коллективной рабочей силы. С этим связаны и определенный характер, и формы распределения
общественного продукта. Как бы ни изменялись формы и методы воспроизводства рабочей силы и распределения
общественного продукта, они постоянно остаются моментом общественной организации труда. Каждая
социально-экономическая формация характеризуется своими методами осуществления этих требований общественной
организации труда, а сами эти методы определяются действием объективных экономических законов.
Таким образом, экономика труда изучает проявление экономических законов в области общественной организации
труда, распределения общественного продукта, воспроизводства рабочей силы и определяет методы их использования
в практической деятельности для обеспечения неуклонного роста производительности общественного труда с целью
повышения уровня жизни трудящихся и всестороннего развития человека.
Выделение экономики труда в самостоятельную научную дисциплину обусловлено потребностями теории и хозяйственной
практики. Ведение хозяйства невозможно без познания и использования законов, определяющих научно обоснованную
организацию н планирование труда как в масштабе народного хозяйства, так н на отдельном предприятии. Экономика
труда призвана теоретически обобщать явления и процессы в области общественного труда и вооружать практику
научными методами использования экономических законов и преимуществ социализма в конкретных условиях
хозяйственной деятельности.
Экономика труда изучает вопросы общественной организации труда как особое явление в системе единого сложного
общественного организма. Поэтому исследуемые экономикой труда закономерности могут быть поняты только в связи с
познанием общего механизма действия законов общественного производства, который раскрывается политической
экономией. Именно политическая экономия даст наиболее обобщенное и полное понимание экономических
закономерностей. Вместе с тем обособленное исследование вопросов общественной организации труда помогает глубже
познать связи и закономерности общественного производства в целом.
Методологической основой экономики труда как науки является диалектический материализм. Это означает, что все
изучаемые явления и процессы в области общественной организации труда должны рассматриваться исторически, т. е.
в развитии, с учетом изменяющихся общественно-производственных условий. Такой подход прежде всего позволяет
правильно установить существенные различия в организации труда, определить преимущества в этой области.
Рассматривая общественную организацию труда в развитии, легко обнаружить остатки прошлого, черты настоящего и
ростки будущего. Исторический подход к изучению развития форм труда предполагает учет особенностей в
организации труда. Только при этом условии возможно понять и объяснить историческую обусловленность отдельных
явлений в области общественной организации труда.
Вместе с тем изучение процессов, происходящих в области общественной организации труда, не может проходить вне
учета и связи с другими явлениями и процессами экономической жизни. Так, например, изменения в разделении труда
нельзя понять вне связи с развитием техники и организации производства.
Все это позволяет правильно оценивать те или иные явления и делать обоснованные выводи для практической
деятельности на будущее.
Эти методологические требования научного исследования осуществляются с помощью ряда средств и методов, которые
являются общими для экономических наук. К ним можно отнести методы качественного и количественного анализа,
сравнительного анализа и оценки, балансовый метод. В последнее время начинает всё шире применяться
экспериментальный метод, позволяющий на ограниченном круге хозяйственных объектов проверить правильность тех
или иных теоретических выводов и научных рекомендаций.
Литература - Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. – М.: Техносфера, 2006. – 680 с.
- А.Я. Кибанов, Л.В. Ивановская, Е.А. Митрофанова, И.А. Эсаулова. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала. – М.: Проспект, 2012. – 64 с.
- С.В. Рязанцев, М.Ф. Ткаченко. Мировой рынок труда и международная миграция. – М.: Экономика, 2010. – 304 с.
- Н.И. Кузнецова. Социо-культурные проблемы формирования науки в России (XVIII - середина XIX вв.). – М.: Едиториал УРСС, 1999. – 176 с.
- Т.Б. Длугач. Проблема бытия в немецкой философии и современность. – М.: ИФРАН, 2002. – 224 с.
- С.Н. Ушаков. Поливиниловый спирт и его производные (комплект из 2 книг). – М.: Академия наук СССР, 1960. – 866 с.
- И.В. Гуськова. Трансформация рынка труда России. – М.: НИМБ, 2010. – 290 с.
- А.И. Маскаева, Д.Р. Амирова. Экономика и социология труда. – М.: Инфра-М, 2013. – 176 с.
- А.А., А.А. и А.А. Пионтковские. Смертная казнь в Европе. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. Публицистика на уголовно-политические темы. – М.: Зерцало, 2013. – 544 с.
- А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, Л.В. Ивановская, И.А. Эсаулова. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала. Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2014. – 64 с.
- Виталина Эпп. СОГЛАСОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 164 с.
- Татьяна Кутейницына. Рынок труда и профессиональное образование. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 168 с.
- Вэй Чень. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 80 с.
- А.Я Кибанов, Л.В. Ивановская, Е.А. Митрофанова, И.А. Эсаулова. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала. – М.: Проспект, 2016. – 64 с.
- В.А. Гневашева. Молодежный сегмент рынка труда в современной России. Особенности формирования рабочей силы. – М.: Инфра-М, РИОР, 2016. – 224 с.
- РезникС.Д., НижегородцевР.М., РезникГ.А. Рынки труда и образовательных услуг России...: Моногр. /С.Д.Резник -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016 -324с. (На. – М.: , 2016. – с.
- Правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования. – М.: , 2018. – 12 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|