Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Трансформация функциональной направленности налоговой политики в россии xx века

Налоги и налогообложение

 

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

АРХИПКИН Игорь Валерьевич

 

Трансформация функциональной направленности налоговой политики в россии xx века

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 08.00.01 - Экономическая теория

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических пал к

Москва, 2001 г.

Работа выполнена в Центре политико-экономических исследований Института экономики Российской Академии наук

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Среди отечественных монографических изданий второй половины XX века, посвященных вопросам налогообложения и налоговой политики, практически отсутствуют историко-экономические исследования. Ситуация объясняется тем, что до начала 90-х годов в развитии подобных исследований действительно не было необходимости, поскольку еще в 50-х годах в СССР была провозглашена идея построения первого в мире государства без налогов.

Однако задачи реформирования налоговой системы в условиях развития российского рынка неизбежно подводят нас к необходимости осуществления глобальных исторических теоретических исследований. С нашей точки зрения, трудности финансовой стабилизации в России во многом связаны с отсутствием прочной теоретической базы в этой области, формирование которой, в свою очередь, невозможно без масштабных историко-экономических обобщений. Сегодня уместно вспомнить слова Э.Селигмана, который еще в 1908 г. писал: "Главная задача экономики - объяснить нам то, что есть. Если все общество, однако, результат эволюции, то мы можем понять то, что есть, только зная, что было. Исследование же актуальных тенденций вводит вопрос о том, что должно быть" .

Осмысление основных тенденций налоговых преобразований в России на протяжении XX столетия, оценка роли налоговой политики в развитии отечественной экономики на различных ее этапах являются методологическим'ключом к решению современных проблем реформирования налоговой системы, определяют актуальность исторического аспекта изучения функциональной направленности налогообложения в нашей стране.

Степень разработанности темы. Исследование проблем эволюции налоговой политики, изменения налоговых структур и методов налогообложения в российской экономической литературе носит своеобразный, можно сказать, фрагментарный характер. Круг работ, затрагивающих эту тематику, ограничен либо характеристикой отдельных видов налогов на определенных этапах развития отечествен-ной экономики, либо описанием функционирования российской системы налогообложения в целом в определенных временных рамках.

1 Селигман Э. Основы политической экономии. - СПб., 1908, с.29.

Научных работ, обобщающих основные тенденции развития налогообложения в России на протяжении всего XX столетия, рассматривающих эволюцию функциональной направленности отечественной налоговой политики в прошедшем веке, в российской экономической литературе до настоящего момента представлено не было.

Хронологические рамки исследования охватывают период от первого десятилетия до начала 90-х годов XX века. Таким образом исследование охватывает практически все основные изменения в налоговой политике и модификациях структур налогообложения на протяжении XX столетия, появляется возможность обосновать основные направления преемственности налоговых систем, сопоставить результаты функционирования налоговьгх систем, политически и экономически разнонаправленяых.

В диссертации не затрагивается проблема реформирования налоговой системы РФ в 1990-х годах, поскольку автор полагает, что данный материал еще недостаточно историчен и скорее должен послужить базовым массивом для самостоятельного исследования и разработки предложений по формированию современной российской системы налогообложения, что, в свою очередь, не являлось прямой задачей данной диссертационной работы.

Объект диссертационного исследования определен автором как совокупность систем налогообложения, применявшихся в российской экономике на протяжении XX столетия: от начала века до периода современных налоговых реформ.

Предметом диссертационного исследования является функциональная направленность национальной налоговой политики на каждом из основных этапов ее развития на протяжении XX века.

Основная цель диссертационного исследования ~ охарактеризовать динамику и причины изменений функциональной направленности отечественной налоговой политики в XX столетии.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

- проанализировать теоретические взгляды российских исследователей на роль налогов и функции налоговой политики в механизме государственного регулирования национальной экономики в исторической ретроспективе;

- исследовать формы проявления основных функций налоговой политики - фискальной, регулирующей, стимулирующей, стабилизирующей и социальной - на протяжении XX столетия:

а) в Российской Империи в условиях рыночных отношений начала века;

б) в период воссоздания системы налогообложения в годы НЭПа;

в) в ходе реализации налоговой реформы 30-х годов в СССР;

г) в условиях функционирования государственной системы планового распределения финансовых ресурсов в СССР;

- дать оценку процесса последовательного сокращения основных функций национальной налоговой политики - регулирующей, стимулирующей, социальной в период 50-80-х годов XX века;

- охарактеризовать роль налоговой политики в развитии кризисных явлений в отечественной экономике 80-х - начала 90-х годов.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих российских экономистов XIX - первой половины XX века: Сперанского М.М. "Проекты и записки" - Л.-М., 1961; Тургенева Н.И. "Опыт теории налогов" - СПб., 1918; Янжула Н.Н. "Основные начала финансовой науки" - СПб., 1904; Витте С.Ю. "Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве" - СПб., 1912; Твердохлебова В.Н. "Финансовые очерки" - М., 1916; Озерова И.Х. "Основы финансовой науки" - Рига, 1923; Соболева М.Н. "Очерки финансовой науки" - М.-Л., 1925; Шмелева К.Ф. "Проблемы тяжести обложения" - Л., 1928 и другие работы. Они были изучены автором и использованы при характеристике функциональной направленности налоговой политики России на различных исторических этапах.

К сожалению, начиная с 40-х годов в российской экономической литературе практически отсутствуют научные исследования, посвященные проблемам функциональной направленности налоговой политики. Из монографических работ, в которых исследуется развитие теории и практики налогообложения в России можно назвать только книгу Г.Л.Марьяхина "Очерки истории налогов с населения в СССР" (1964 года издания), охватывающую период от 1918 года до начала 60-х годов, и краткое описание развития налоговой системы в СССР в монографии "Налоги в механизме хозяйствования" (А.В.Сигиневич, Е.М.Бухвальд. О.Л.Рогова и др. - 1991 года издания).

В работе широко применялся исторический метод исследования, обеспечивающий возможность изучения трансформации форм и методов отечественного налогообложения на протяжении XX века. Автор стремился при этом сочетать исторический метод исследования с системным анализом, так как это позволяет сопоставить основные направления налоговых преобразований в разные временные периоды и охарактеризовать изменения в налоговой политики с точки зрения их функциональной направленности.

Информационное обеспечение исследования. В диссертационной работе использованы материалы Министерства Финансов Российской Империи; данные из Государственных бюджетов РСФСР и СССР; Постановления ЦИК, СНК, СМ СССР; инструкции и циркуляры НКФ и МФ СССР, материалы Госкомстата РФ.

Ряд представленных в рамках диссертационного исследования архивных материалов введен в научный оборот впервые.

Новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной экономической литературе осуществлено научное исследование, обобщающее основные тенденции развития налогообложения в России с начала XX столетия до периода современных налоговых реформ и формирующее комплексное представление об эволюции функциональной направленности отечественной налоговой политики.

В диссертации сформулированы и обоснованы следующие положения., содержащие научную новизну:

1. Обосновано, что в трудах российских ученых XIX века - первой четверти XX века прослеживается идея многофункциональности налоговой политики в условиях рыночной экономики: на основе реализации фискальной, стабилизирующей, регулирующей, стимулирующей и социальной функций сформулированы основные принципы оптимизации налоговой нагрузки для отечественного производителя.

2. Показаны основные направления практической реализации многофункциональной направленности отечественной налоговой политики в условиях рыночных отношений в Российской империи начала XX века.

3. Раскрыта сущность и определена функциональная направленность налоговой политики, выполнявшей в годы НЭПа роль эффективного политического механизма, обеспечивавшего последовательное сокращение капиталистического накопления, способствовавшего

свертыванию воспроизводственных процессов в сфере частного бизнеса, делавшего расширение и модернизацию производства в частных хозяйствах экономически невыгодными.

4. Установлено, что в ходе налоговой реформы 30-х годов в СССР возникает качественно новая как для российской, так и для мировой налоговой практики экономическая ситуация: налоговая система перестает функционировать как самостоятельный экономический институт и трансформируется в один из элементов механизма централизованного планового регулирования экономики.

5. Обосновано, что в ходе эволюции отечественной системы налогообложения в течение 50-60-х годов она приобрела сугубо фискальный характер. Присущие мировой налоговой практике и реализуемые ранее через инструментарий российской налоговой политики регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены методами централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения.

6. Показано, что в 80-е годы отечественная налоговая система превратилась в мощный дестабилизирующий фактор развития отечественной экономики: существовавшая практика взимания налоговъгх платежей в виде отчислений от прибыли и налога с оборота способствовала снижению эффективности функционирования производства, тормозила его научно-техническое развитие, стимулировала процесс разбалансирования товарного рынка.

Научно-практическое значение и апробация работы. Содержащиеся в диссертации теоретические выводы и практические предложения могут быть использованы при подготовке учебных программ, лекционных курсов и методических материалов для соответствующих учебных заведений. В частности, они используются автором в учебных курсах по истории России в Иркутском Государственном университете. Кроме того, основные положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть полезными в качестве теоретического материала для дальнейшей разработки научными и законотворческими организациями основных направлений осуществления налоговой реформы в России, соответствующих нормативно-правовых документов.

Основные положения диссертации докладывались на Всероссийской конференции "Российская школа экономической мысли: про-

шлое и настоящее", проведенной Институтом экономики РАН в ноябре 2000 г. (г.Москва).

Публикации, По материалам диссертации автором опубликовано 5 научных работ общим объемом около 4 п.л.

Структура работы. Структура и содержание диссертации обусловлены целью и задачами настоящего исследования. Работа содержит 163 страницы основного текста, включая 34 таблицы и 3 рисунка. Список литературы включает 214 наименований.

Введение

Глава I. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НАЧАЛА XX ВЕКА

1.1. Отражение эволюции функциональной направленности налоговой политики в трудах российских ученых

1.2. Налоговая система Российской Империи в начале XX столетия

Глава Ц. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ 20-30-х ГОДОВ

2.1. Воссоздание системы налогообложения в годы НЭПа

2.2. Налоговые реформы 30-х годов: основные направления, задачи и результаты

Глава Ш. НАЛОГИ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНОВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

3.1. Развитие советской налоговой системы в период 50-80-х годов: структура, задачи, анализ функциональной направленности

3.2. Роль налоговой политики в развитии кризисных явлений в

отечественной экономике 80-х - начала 90-х годов Заключение Библиография

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность темы исследования и степень ее разработанности, определены цель и задачи. Раскрыты методология и информационная база исследования, обоснованы научная

новизна и практическая значимость полученных результатов и выводов.

Первая группа проблем, рассматриваемых в диссертационной работе, связана с исследованием эволюции функциональной направленности налоговой политики в трудах российских ученых, анализом сущности и содержания налоговой системы Российской Империи в начале XX столетия.

Автором обосновывается положение о том, что концепция многофункциональной направленности российской государственной налоговой политики в условиях рыночной экономики, при несомненной взаимосвязи с мировой теорией и практикой налогообложения, имеет глубокие отечественные корни. Теоретическая база российской школы налогообложения была заложена в дореволюционной России и не потеряли своей актуальности в наши дни.

В трудах Н.И.Тургенева, Н.Демидова, И.И.Янжула, С.Ю.Витте, В.Н.Твердохлебова и позднее, в 20-е годы, А.И.Буковецкого, П.П.Гензеля, И.М.Кулишер, И.Х.Озерова, П.В.Микеладзе и других российских исследователей подробно рассматривались проблемы обоснования возможной тяжести налогового бремени и влияния налогов на развитие отечественной экономики.

Российские экономисты осознавали, что отечественная налоговая система должна обеспечивать наполнение бюджета, способствовать росту экономического потенциала страны и стабилизации социальных отношений. В трудах российских ученых XIX - начала XX веков прослеживается идея многофункциональности налоговой политики.

Еще в начале Xlk в. российскими экономистами выделяется фискальная функция как прямое отчуждение части доходов отдельного человека или предприятия в пользу государства. При этом превалирует позиция установления объективных границ налогового бремени, необходимость отказа от "излишних"2 налоговых платежей. Таким образом, российскими финансистами делается первый шаг в поисках обоснованности налоговых сборов и оптимального давления налоговой нагрузки.

В обосновании правомерности налоговых сборов абсолютное большинство российских исследователей приходит к осознанию существования стабилизирующей функции налоговой политики, т.е.

Сперанский М.М. Просты и записки. М.-Л., 1961, с.233 .

восприятия налогов в качестве основы стабильного функционирования национального рынка и поддержания существующей общественно-политической структуры - "налог есть часть имущества и трудов... людей, уделяемый ими на удовлетворение нужд... общества"3.

Но если в XIX в. основными функциями налоговой системы в рамках государственной финансовой политики российскими учеными рассматриваются фискальная и стабилизирующая функции, то уже на рубеже Х1Х-ХХ вв. (особенно в исследованиях 20-х годов) появляется осознание возможности использовать налоги в качестве "орудия экономических и социальных реформ" , условия "развития производительных сил"5.

Таким образом, осознается возможность использования регулирующей и стимулирующей функций налоговой политики - использования налогов и сборов в качестве системы мер экономического воздействия на общественное производство: его структуру, динамику, направления и темпы модернизации.

Для российских исследователей в сфере теории налогов характерен также поиск оптимальной налоговой нагрузки, прежде всего, в сочетании систем прямого и косвенного налогообложения.

Таким образом, отечественными учеными уже к концу первой четверти XX века были в полной мере сформулированы и определены принципы реализации налоговой политики. Так, российской финансовой наукой признавались: фискальная, стабилизирующая, регулирующая, стимулирующая и социальная функции налоговой политики. Понятие "всеобщности налогов" обусловливало теоретическое обоснование наличия еще одной функции налогов - контрольной, которая призвана обеспечить непрерывное воспроизводство налоговой системы на всех уровнях отношений между государством и налогоплательщиками (т.е. воспроизводство самой фискальной функции).

Основными принципами налоговой политики признавались: всеобщность, определенность и справедливость налогообложения, нашедшие свое теоретическое обоснование в разработках оптимизации налоговой нагрузки посредством обоснованного сочетания систем прямого и косвенного налогообложения.

3 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. - СПб., 1890, с. 238.

4 Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Рига, 1923, с. 71. 5Твердохлебов Н.Н. Финансовые очерки. М., 1916, с. 49. 10

Автором проведен детальный анализ налоговой системы Российской Империи в начале XX в. в предвоенные годы, отражающий различные аспекты практической реализации многофункциональной направленности отечественной налоговой политики того периода. На основе анализа и статистической обработки обширного фактического материала показан значительный рост объемов налоговых доходов до 1914 г., наглядно демонстрирующий эффективность реализации фискальной функции налоговой политики.

Распределение обыкновенных доходов за 10 лет (1903-1913 гг.) по главным группам их поступления характеризуется следующими данными:

Таблица!

 

 

1903 г. млн. руб.

 

1913г.

млн. руб.

 

Увеличилось (уменьшилось)

за 10 лет

 

 

 

млн. руб.

 

в%

 

Прямые налоги

 

135

 

273

 

+ 138

 

+ 102

 

Косвенные налоги

 

440

 

710

 

+ 270

 

+61

 

Пошлины

 

107

 

232

 

+ 125

 

+117

 

Правительственные регалии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 .Казенная винная операция

 

542

 

900

 

+ 358

 

+66

 

2.11рочие поступления

 

65

 

125

 

+ 60

 

+92

 

В процентном отношении наибольший прирост дали пошлины и прямые налоги. Правительственные регалии, кроме казенной винной операции, т.е. преимущественно почтовые и телеграфные доходы, а также операции казенных железных дорог и доходы от других казенных имушеств заняли среднее место. На последнем - оказались казенная винная операция и косвенные налоги, если не считать возвратных и случайных поступлений, вообще незначительных в общем итоге бюджета (136 млн. руб. в 1913 г.).

В приведенном приросте доходов за десятилетие (1903-1913 гг.). бесспорно, известная доля влияния принадлежит естественному приросту налоговых доходов, зависящему от возрастания благосостояния населения. Тем не менее, из подсчета прироста налоговых доходов, произведенного в 1905 - 1907 гг., прирост этот в 1907 г. определялся в сумме около 150 млн. руб.

Министерство финансов в 1903-1913 гг. СПб., 1914, с. 6.

И

Еще более интересно сопоставление доходов за рассматриваемый период по отдельным видам налогов:

Таблица 2 7

 

 

1903г.

 

1912г.

 

Увеличилось против 1903 г.

 

млн.руб

 

в%

 

Налоги поземельные, с недвижимости, имуществ и подати

 

49,9

 

80,6

 

30,7

 

61,5

 

Государственный промысловый налог

 

67,6

 

132,3

 

64,7

 

95,7

 

Сбор с доходов от денежных капиталов:

 

17,7

 

30.4

 

12,7

 

71,8

 

Табачный доход

 

49,0

 

72,6

 

23,6

 

48,2

 

Сахарный доход

 

75,5

 

127,7

 

52,2

 

69,1

 

Нефтяной доход

 

32,0

 

50,0

 

18,0

 

56,2

 

Спичечный доход

 

8,1

 

19,4

 

11,3

 

139,5

 

Таможенный доход

 

241,5

 

327,4

 

85,9

 

35,6

 

Пошлины гербовые, судебные, канцелярские с записи документов

 

49,0

 

101,8

 

52,8

 

107,8

 

С переходящих имуществ

 

24,7

 

44,5

 

19,8

 

80,2

 

С пассажиров и грузов, перевозимым по железным дорогам в пассажирских, товаро-пассажирских поездах

 

16,7

 

28,3

 

11,6

 

69,5

 

С застрахованного от огня имущества

 

4.1

 

6,2

 

2,1

 

51,2

 

Проведение политики дифференциации акцизных ставок на производимую продукцию в зависимости от объемов продаж, освобождение от акцизов экспортируемых товаров, приостановление действия или понижение акцизов на новые виды производимой продукции, осуществляемые в это же время, - все это свидетельствует о первых шагах реализации в отечественной налоговой политике регулирующей и стимулирующей функций налогообложения.

Система прямых (реальных) налогов в Российской Империи, несмотря на их относительно небольшую долю в общих доходах бюджета, в значительной степени способствовала реализации стабилизирующей и социальной функций налоговой политики. На средства от сборов промыслового налога финансировалась деятельность российских учреждений технического образования и научно-технические исследования в сфере промышленности, поддержание международных научных контактов. На средства от сборов поземельного и подо-

Там же, с. 8. 12

мового налога осуществлялись мероприятия по благоустройству городов, дорожному строительству, землеустройству,

В начале XX века в правительственных кругах Российской Империи рассматривался вопрос о введении прогрессивного подоходного налога. В 1907 г. Государственная Дума Российского государства впервые обсуждала проект введения прямого подоходного налога. Прогнозируемое снижение доли косвенного обложения позволило бы говорить о развитии прогрессивного характера российской налоговой политики, социальной ориентации изменений в распределении налогового бремени. Однако, начало первой мировой войны оборвало прогрессивные тенденции в развитии финансовой системы России и в значительной степени нивелировало ее многофункциональный характер.

Вторая группа проблем включает исследование процессов трансформации основных направлений налоговой политики в Советской России 20-30-х годов, прежде всего анализ системы налогообложения в годы НЭПа, а также исследование основных направлений и результатов налоговых реформ 30-х годов.

Огромный рост финансовых потребностей и обесценение денег в годы Первой мировой войны значительно снизили реальное значение налогов. Л с национализацией кредитных и промышленных предприятий, ликвидацией частной собственности на землю, значительным сокращением частной торговли круг объектов, подлежащих налогообложению, все больше сужался. Политика всеобщих национализации и конфискаций, запрещение в конце 1918 г. частной торговли и переход к карточной системе распределения продуктов питания и личного потребления через единый заготовительный и распределительный государственный аппарат - Компрод (декрет СНК от 21 ноября 1918 г.) - привели к фактическому отмиранию и прямых налогов, и акцизов, и пошлин.

Отношение Советской власти в целом к налоговой системе в 1919-1920 гг. определялось такими словосочетаниями, как «бессмысленность денежных налогов», «помеха делу естественного отмирания денег и денежного оборота»." Насколько в то время господствовала эта точка зрения, показывает резолюция Всероссийского съезда финработников в мае 1919 г.: «развитие и укрепление нату-

Могилевский С.А. Налоги СССР за 10 лет. Казань, 1927, с. 3.

13

рального обложения в форме предоставления Государству части про-[гуктов труда в натуральном виде и в форме трудовой повинности цолжно послужить основной целью советской налоговой политики, а в деле устранения денежного хозяйства - это одна из главных задач Советской власти»7.

В связи с предполагавшейся отменой денежного обращения и внедрением натурального хозяйства 3 февраля 1921 г. был издан декрет об отмене всех денежных налогов и сборов, а 9 февраля 1921 г. налоговый аппарат был распущен.

Исследуя налоговые отношения в годы НЭПа, автор отмечает своеобразный трансформационный парадокс, когда в середине 1921 г. г началом реализации новой экономической политики появилась необходимость возврата к еще недавно отмененной налоговой системе. Разрешив предприятиям реализовывать часть, а крестьянству всю свою продукцию на рынке и позволив всем гражданам открыто заниматься торговлей, государство заявило о необходимости создания механизма обложения дополнительных источников дохода. Восстановление налоговой системы началось с восстановлением 26 июля 1921г. промыслового налога и акцизов на спирт, табачные изделия, папиросную бумагу и спички.

Наиболее четко суть налоговой политики 20-х годов выражена в определении проф. А.Д.Соколова: "под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или достижения каких-либо задач экономической политики"8.

Налоговая политика РФ, а затем СССР должна была реализовать две цели: финансовую - максимизировать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих. Таким образом в рамках налоговой политики в годы НЭПа неизбежно должны были реализоваться три функции налогов: фискальная, регулирующая и социальная.

1 Там же. с. 8

s Соколов А.Д. Теория налогов. М., 1928, с. 11.

14

Таблица 4

Косвенные налоги в бюджете СССР в 1922/23 - 1929/30 годах

 

 

1922/23 г.

 

1923/24 г.

 

1924/25 г.

 

1925/26 г.

 

млн. руб.

 

в%к итогу

 

млн. руб.

 

в%к итогу

 

млн. руб.

 

в%к итогу

 

млн. руб.

 

в%к итогу

 

Акцизы

 

103,5

 

17,7

 

240,7

 

30,5

 

507,8

 

38,4

 

841.6

 

47,2

 

Таможенные расходы

 

66,8

 

11,4

 

67,4

 

8,6

 

101,9

 

7,7

 

150,5

 

8,4

 

Итого косвенных налогов

 

170,3

 

29,2

 

308,1

 

39,1

 

608,7

 

46,1

 

992,1

 

55,6

 

Всего налоговых доходов

 

584,0

 

100

 

788,5

 

100

 

1323,4

 

100

 

1784,6

 

100

 

 

 

1926/27 г.

 

1927/28 г.

 

1928/29 г.

 

1929/30 г.

 

 

 

млн. руб.

 

в%к итогу

 

млн. руб.

 

в%к итогу

 

млн. руб.

 

в%к итогу

 

млн. руб.

 

в%к итогу

 

Акцизы

 

1197,0

 

51,3

 

1479,3

 

59,6

 

1789,3

 

56,9

 

2629,2

 

46,5

 

Таможенные расходы

 

190,0

 

 

259,7

 

10,5

 

258,2

 

8,2

 

304,3

 

5,4

 

Итого косвенных налогов

 

1387,0

 

59,4

 

1739,0

 

70,0

 

2047,5

 

65,1

 

2933,5

 

51,9

 

Всего налоговых доходов

 

2333,6

 

100

 

2483, 1

 

100

 

3146,1

 

100

 

5653,3

 

100

 

I

Составлено по кн. Могилевский О.А. "Налоги СССР за 10 лет". Казань, 1927, ее. 26, 27;

Государственный бюджет СССР, ч. I. M., 1955, ее. 15, 17,24, 26, 47, 49, 56, 58, 82, 84.

Фискальная функция в период 1922-1928 гг. была реализована успешно в значительной степени за счет расширения сферы косвенного и, прежде всего, акцизного обложения (табл. 3).

Регулирующая функция налоговой политики, реализующая политические задачи "конфискации у буржуазии остатков уцелевшего в ее руках имущества"9, в конечном счете также обеспечивала расширение сферы реализации фискальной функции налогообложения.

Необходимо отметить, что политика усиления налогового давления в зависимости от величины доходов и капитала, принадлежащего налогоплательщику дела, решала в большей степени политические, чем экономические задачи. В сфере поимущественного обложения промышленного производства тяжесть налога прогрессивно возрастала по мере роста размеров капитала. В итоге, всякое слияние капиталов, способствующее созданию эффективных, конкурентоспособных производств приводило к многократному yвeличefшю обложения.

Аналогично система прогрессивного возрастания сельхозналога в зависимости от количества пашни и скота приводила к сдерживанию процесса производственного накопления в сельском хозяйстве, дроблению крестьянских хозяйств, а часто и просто к свертыванию объемов сельскохозяйственного производства. Тяжесть налогообложения падала на те доходы, которые служили источником накопления в земледелии (доходы крупных и средних хозяйств), и не затрагивали потребления.

В сфере промышленного производства роль предприятий как самостоятельного товаропроизводителя быстро снижалась. В середине 20-х годов инстанции государственного аппарата (наркоматы, главки, синдикаты) свободно распоряжались не только прибылью трестов, но и их капиталами и производимой ими продукцией, директивно вмешивались во внутреннюю жизнь хозрасчетных предприятий. Вслед за экономической практикой шло и законодательство. Декрет о трестах 1927 г., напротив, приравнивал существовавшие в то время акционерные общества к обычным казенным предприятиям, завершив превращение акционерной формы организации предприятий в пустую формальность. Отождествление государственного предприятия с государственным аппаратом означало, что вся прибыль и все капиталы этого предприятия принадлежат государству, и придавало налогообложе-

у Гензеяь П.П. Налоги Союза ССР. М., 1929, с. 6. 16

нию доходов предприятия чисто формальный, "воспитательный" характер.

В итоге следует констатировать, что в годы НЭПа:

- фискальная функция налоговой политики в наибольшей степени реализовывалась за счет системы косвенного налогообложения, в основном, за счет акцизного и таможенного обложения товарных групп самого массового спроса;

- регулирующая функция налоговой политики выполняла роль эффективного политического инструмента, обеспечивая последовательное сокращение капиталистического накопления, способствуя свертыванию воспроизводственных процессов в сфере частного бизнеса и на селе, и в промышленности, делая расширение и модернизацию производства в частных хозяйствах экономически невыгодными;

- социальная функция налоговой политики также приобрела политическую направленность. Она реализовывалась посредством прогрессивного налогообложения имущества и доходов граждан, владеющих частной собственностью, с возрастающей прогрессией в зависимости от объемов собственности и создания льготных условий обложения для плательщиков, не имеющих объектов частного владения, с минимальными доходами. В целом система прямых налогов ориентирована на практически полное изъятие личных доходов граждан, получаемых сверх прожиточного минимума;

- в сфере налогообложения государственных предприятий налоговая система в течение 20-х годов постепенно сдавала свои позиции в качестве системы экономических методов управления производством, уступая место прямому административному регулированию.

В 1930 г. началось осуществление налоговой реформы, коренным образом изменившей систему взимания налогов на территории СССР. Это было связано в тем, что действовавшая в 20-е годы система налогообложения практически полностью выполнила стоявшие перед ней политические задачи: был ликвидирован частный сектор в промышленности и торговле, а его доля в сельском хозяйстве оставалась минимальной. Соответственно утратила свое значение вся сложная система прямого налогообложения частного сектора, направленная на свертывание процессов капиталистического накопления и изъятие капитализированных доходов.

Фундаментальные изменения происходили и внутри государственного сектора. В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 5

17

декабря 1929 г. прекратили свое существование хозрасчетные тресты. Сверхцентрализация управления в лице "хозрасчетных" объединений (всего во всей промышленности их насчитывалось в 1930 г. 32) делала излишней сложную налоговую систему взаимоотношений промышленности и торговли с бюджетом.

Основные направления налоговой реформы 1930 г. сводились к следующему.

Во-первых, акцизная система налогообложения, промысловый налог и ряд других налогов были сведены в единый налог с оборота,

Введение налога с оборота означало введение нового синтетического налога взамен значительного числа статей доходной части бюджета, или, если говорить строго, - введение нового механизма формирования доходной части бюджета.

Во-вторых, налоги, уплачиваемые государственными предприятиями, консолидировались в единый платеж - отчисления от прибыли, и этот платеж отождествлялся., сливался с ведомственным распределением прибыли, т.е. фактически переставал быть налогом. Первоначально этот единый платеж пытались упорядочить, установив общую норму отчислений - 81% от прибыли. Однако скоро выяснилось, что централизованное распределение прибыли по своей природе качественно отлично от налогообложения и поддается реальному нормированию.

Одновременно в ходе реформы 1930 г. исчезли такие важнейшие формы налогообложения, как рента с городских земель и гербовый сбор с внутрихозяйственных операций. Это было неизбежно, поскольку к 1930 г. была ликвидирована экономическая основа для этих форм налогов.

Сложившаяся в тот период налоговая система включала в себя помимо налога с оборота и налога на доходы предприятия также сельскохозяйственный налог и налог с единоличных хозяйств, имевших лошадей, подоходный налог и целевой сбор на нужды хозяйственного и культурно-бытового строительства. Наряду с этим существовала система местных налогов и сборов, перестроенная в соответствии с новыми политическими и экономическими задачами, стоявшими перед государством.

В основе серии налоговых реформации 30-х годов лежал поиск действенных экономических механизмов, способных обеспечить централизованное регулирование экономики, форсировать процесс уско-

18

рения государственных накоплений на реализацию планов индустриализации промышленности, усилить контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий.

Введение в налоговую систему налога с оборота и новых методов расчета налогов на доходы промышленных предприятий и сельскохозяйственных кооперативов, колхозов и совхозов изменили форму реализации ее фискальной фунщии.

В результате, методы включения в розничные цены товаров и услуг налога с оборота и последующего его изъятия в бюджет обеспечили непрерывный и стабильный поток поступлений в бюджет.

Таблица 4

Общие итоги поступлений налога с оборота за особый квартал

1930 года, 1931,1932 годы и соответствующие им итоги поступлений

доходов за 1927/28,1916/29 и 1929/30 гг.*

Годы

 

Итого по бюджету СССР

 

млн. руб.

 

в % к общим доходам

 

1927/28

 

2483,1

 

33,9

 

1928/29

 

3146,1

 

35,5

 

1929/30

 

5653,3

 

38,6

 

Особый квартал 1930 г.

 

2420,4

 

45,9

 

1931

 

11672,0

 

46,2

 

1932

 

19525,1

 

51,5

 

1928/29-1932

 

42486,9

 

46,2

 

1932, в % к 1928/29

 

 

 

623,2%

 

к 1929/30

 

 

 

346,6%

 

'Государственный бюджет СССР, ч. 1.М., 1955, с. 84, 100, 101.

При этом сам налог с оборота в значительной степени утратил свою налоговую сущность и может быть, с нашей точки зрения, классифицирован как вид своеобразного рентного платежа производственного предприятия в пользу государства, устанавливаемого по договоренности в зависимости от статуса и экономического положения предприятия. Продолжающийся же процесс централизации системы государственного управления промышленностью доводил процедуру изъятия налога с оборота до автоматизма.

19

Быстрое создание по экономическим районам крупных сельских хозяйств, регулируемых из одного Центра, позволило включить деревню в единую систему директивного планирования. Вместо 25 млн. единоличных крестьянских дворов, существовавших в конце 20-х годов, к 1940 году в сельском хозяйстве страны было 4 тыс. совхозов и 237 тыс. колхозов. Единоличные хозяйства насчитывали к этому моменту 3,6 млн. дворов и играли второстепенную роль в производстве сельскохозяйственной продукции. Ликвидация мелкотоварного крестьянского производства, создание колхозов и совхозов как новых административных единиц гарантировали эффективное взимание сельскохозяйственного налога в строгом соответствии с установками Центра. Система взимания подоходного налога была тесно увязана с планированием величины и структуры посевных площадей и планом государственных закупок сельхозпродукции. Осуществлялось, по сути дела, внеэкономическое изъятие части сельскохозяйственной продукции для обеспечения городов, армии, создания государственных резервов.

В данной ситуации возникает качественно новое экономическое явление: процесс реализации фискальной функции налогообложения осуществляется через систему централизованного регулирования национальной экономики, в основном - через систему централизованного планового регулирования общественного сектора производства.

Регулирующая функция налогообложения пока сохраняет свои позиции: она реализуется через систему льготного налогообложения доходов колхозов и населения от производства технических сельскохозяйственных культур и животноводства. Продолжается использование регулирующей функции налоговой политики и в качестве политического инструмента - с целью создания наиболее благоприятных условий при взимании подоходного налога для граждан, занятых в общественном производстве, на государственных и кооперативных предприятиях, с одной стороны, и ограничения доходов от частной предпринимательской деятельности, с другой.

В этот период появляются элементы социальной направленности подоходного налогообложения посредством развития системы налоговых льгот, предоставляемых рабочим и служащим в зависимости от наличия детей и иждивенцев в семье.

Автором делается вывод, что в 30-е годы в СССР возникает качественно новая экономическая ситуация. Налоговая система факти-

20

чески перестает функционировать как самостоятельный экономический институт и трансформируется в один из элементов механизма централизованного планового регулирования экономики. Значение регулирующей функции постепенно снижается, а превалирующей в налоговой политике становится реализация фискальной функции в форме изъятия запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с целью их последующего перераспределения через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики.

Третья группа проблем охватывает исследование налоговой системы в условиях функционирования государственной системы планового распределения финансовых ресурсов: вопросов развития налоговой системы в период 50-80-х годов, функциональной направленности налоговой политики в этот период, роли налоговой политики в развитии кризисных явлений в отечественной экономике 80-х - начала 90-х годов.

В течение четырех послевоенных десятилетий система налоговых платежей в СССР продолжала развиваться под преобладающим влиянием государственного монополизма в сфере распределительных отношений.

Основными налоговыми платежами являлись:

- налоги с населения - подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан;

- налоги с предприятий - налог с оборота и платежи из прибыли с государственных предприятий, подоходный налог с предприятий и хозяйственных органов кооперативных и общественных организаций.

В целом происходило последовательное упрощение системы налогов, налоговые платежи все более теряли характер многофункционального экономического инструмента и трансформировались в нормативные отчисления. Неоднократно поднимался вопрос от отмене налоговой системы как таковой.

Такое направление развития налоговой системы объясняется следующим:

1. В послевоенный период, начиная с 60-х годов, система подоходного налогообложения граждан в значительной степени утратила свою роль в качестве инструмента изъятия доходов, обеспечивающих рост капиталистического накопления. Ее роль в обеспечении принципа уравнительности в объемах доходов у различных категорий насе-

21

ления также постоянно сокращалась и к 60-м годам практически не была востребована. Таким образом система подоходного налогообложения полностью утратила возможность выполнять регулирующую функцию.

2. Развитие системы общественных фондов потребления монополизировало функцию обеспечения социальной стабильности в обществе, а подоходный налог ее практически полностью утратил.

3. Фискальная значимость подоходного обложения постоянно сокращалась и была сведена к минимуму. Ее заменила централизованная система нормирования оплаты труда, а через механизм отчислений от прибыли и из фонда оплаты труда осуществлялось практически доналоговое изъятие части заработной платы.

В течение послевоенного периода налоговая система СССР развивалась в качестве одного из инструментов механизма централизованного регулирования плановой экономики. Ее основной задачей стало привлечение в бюджет в запланированных объемах финансовых поступлений в виде отчислений от доходов хозяйственной деятельности государственных, кооперативных, общественных организаций и населения. Формы осуществления налоговых сборов в бюджет соответствовали общей схеме перераспределения ресурсов в условиях централизованного регулирования экономики, базирующейся преимущественно на государственной собственности на средства производства.

В этих условиях в СССР налоговые поступления в бюджет в максимальной степени складывались из вычетов от прибыли государственных предприятий и за счет централизованного механизма определения структуры розничных цен в стране. Основную часть этих поступлений составляли отчисления от прибыли и налог с оборота, исчисленный как разница между оптовой и розничной ценой и взимаемый преимущественно в отраслях, производящих товары народного потребления.

Доходы, получаемые бюджетом от населения в виде налога на заработную плату и подоходного налога, были весьма незначительны. Их совокупный объем уступал даже доходам бюджета в форме поступлений от таможенных и государственных пошлин. Основная величина фискальных изъятий взималась с населения через налог с оборота и систему отчислений от фонда заработной платы.

22

Налоговая система выполняла роль аккумулятора части валового внутреннего продукта (ВВП) и действовала как чисто фискальный механизм. Роль регуляторов развития производства, координации и стимулирования основных направлений его технической модернизации выполняли плановые и снабженческие государственные органы.

В целом можно констатировать, что к началу 90-х годов XX в. основной задачей советской налоговой системы было отчуждение части дохода каждого индивида или предприятия в пользу государства, т.е. реализация фискальной функции. Присущие мировой налоговой практике и в определенной степени применяемые ранее в инструментарии российской налоговой политики регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены механизмом централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения. Сами же налоги приобрели форму плановых отчислений.

В работе проведено сопоставление основных направлений развития мировой налоговой теории и практики с системой налоговых отношений, сложившихся в СССР в период 80-х - начала 90-х годов. В частности отмечается, что к началу 80-х годов отечественная система налогообложения представляла собой комплекс налоговых платежей, существенно отличавшийся от общих направлений развития мировой налоговой практики. Именно в 80-е годы в большинстве стран мира и прежде всего в странах с развитой рыночной экономикой сформировалась единая концептуальная и методологическая основа построения налоговых систем, активизировались принципы унификации начисления основных видов налогов. Многофункциональная направленность налоговых систем, использование их в качестве инструментов стимулирования инвестиционной активности, обеспечения социальной стабильности в обществе, снятия негативных экологических последствий производственной деятельности требовали усложнения структуры налоговых систем и методов налоговых расчетов.

В СССР же доходы бюджета по-прежнему формировались за счет трех основных групп налоговых отчислений: налога с оборота, отчислений от прибыли и налогов с населения. В целом происходило последовательное упрощение системы налогов, налоговые платежи все более теряли характер многофункционального экономического инструмента и трансформировались в нормативные отчисления.

23

В рамках отечественной фискальной системы 80-х годов налоги по сути перестали выполнять регулирующую функцию, которая была заменена чисто административными методами снабжения и распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Между тем в ходе западных налоговых реформ этого периода был выработан механизм льготного налогообложения инвестиционной деятельности предприятий, позволявший осуществлять структурное и региональное регулирование развития производства сугубо экономическими методами.

Центральные органы управления сосредоточили в своих руках максимально возможную массу финансовых ресурсов. Последующее их перераспределение через расходную часть бюджета неизбежно приводило к переливу средств от эффективно работающих к низкорентабельным и убыточным предприятиям. Заинтересованность предприятий в максимизации прибыли отсутствовала. Следствием этого были низкая эффективность производства, нерациональный расход товарно-материальных ценностей, рост себестоимости продукции.

Отсутствие собственных средств у предприятий серьезно сдерживало их развитие. Изнашивались основные производственные фонды, устаревала технология, замедлялись темпы прироста производительности труда, падала фондоотдача, а в конечном счете снижалась прибыль. Все в большей мере проявлялись иждивенческие настроения, поскольку предприятиям средства на финансирование капитальных вложений следовало не заработать, а получить из бюджета, которому ранее был отдан весь остаток свободной прибыли. Фонд оплаты труда строго регламентировался и почти не зависел от полученной прибыли.

Таким образом, система налоговых отношений фактически стимулировала экстенсивные методы ведения хозяйства. Вследствие этого качество продукции отечественной промышленности существенно отставало от зарубежных аналогов, что делало ее неконкурентоспособной не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Нарастало отставание от развитых стран в области технологических процессов. В СССР господствующее место продолжали занимать трудоемкие энергозатратные механические технологии.

Анализируя роль налоговой политики в развитии кризисных явлений в отечественной экономики 80-х - начала 90-х годов, автор подчеркивает, что в этот период были сделаны попытки сдержать и

24

преодолеть их в рамках административно-командной системы. К числу таких мер относилось введение нормативного метода распределения прибыли с целью создания заинтересованности работающих в конечных результатах труда, который создал первые предпосылки для перехода к налоговой системе.

В числе глобальных мер по сдерживанию финансового кризиса следует назвать попытку перевода предприятий и организаций производственных отраслей на самофинансирование. Таким образом предполагалось избавить государство от огромных расходов по покрытию убыточности предприятий и финансированию капитальных вложений. Однако в основу понятия "самофинансирование" был положен двоякий подход: говорилось и о самофинансировании предприятия, и о самофинансировании отрасли. В хозяйственной практике интересы отрасли возобладали над интересами предприятия.

Самофинансирование предприятий осуществлялось в условиях сохранения механизма внутриотраслевого распределения и перераспределения прибыли, покрытия убытков и поддержки отстающих предприятий за счет эффективно работающих, что снижало стимулы к производительному труду. Внутриотраслевой перераспределительный механизм добавился к общегосударственному. Якобы данная предприятиям оперативно-хозяйственная самостоятельность в условиях самофинансирования не была подкреплена реальными финансовыми ресурсами.

В целом методы налогового реформирования механизма отчислений от прибыли привели к существенному росту цен. Так появились ценовые надбавки при реализации новых изделий улучшенного качества, которым стал присваиваться индекс "Н". Надбавка к цене передавалась в бюджет, обычно местный. Возникло понятие договорных цен, заменивших цены директивные. Однако при тотальном дефиците товаров преобладал диктат производителя-монополиста, а не свободный процесс купли-продажи.

Наряду с отчислениями от прибыли важнейшим источником доходов бюджета являлся налог с оборота.

Закон СССР о налогах с предприятий, объединений и организаций (июнь 1990 г.) повысил роль налога с оборота в централизованном перераспределении доходов (прибыли). Установление ставок налога с оборота к облагаемому обороту или в твердых суммах с единицы товаров (продукции), а также условия их введений остались

г-

прерогативой союзных органов управления. Уже в 1990 г. поступления в госбюджет налога с оборота превысили платежи из прибыли государственных предприятий, составив около 27-30% всех его доходов.

Высокие ставки налога с оборота и сам метод налогообложения товарного оборота ставили серьезные барьеры на пути насыщения рынка. Высокая цена влияет, как правило, на сокращение производства и вместе с тем соответствующее сокращение объемов налоговых поступлений. Повышение ставок налогообложения потребительской продукции приводило к сокращению облагаемой базы. По существу при этом блокировался выход производителя на реальный платежеспособный спрос потребителя. Эта тенденция закрепилась в осуществлении налоговой политики и в последующие годы, что существенно затормозило переход к развитию рыночных отношений. Механизм взимания налога с оборота создавал также ситуацию материальной необеспеченности поступающих в бюджет в форме налога с оборота денежных ресурсов.

Источником уплаты налога на практике являлся преимущественно кредит банка, который составлял более половины оборотных средств предприятий. Его доля в оборотных средствах торговых и сбытовых организаций была еще выше. В результате происходило косвенное кредитование бюджета. Сложившийся порядок уплаты налога независимо от того, произошла или нет фактическая реализация товара, способствовал развитию индифферентности предприятий в отношении интересов потребителя, не давал им возможности своевременно реагировать на изменение спроса.

Применение налога с оборота, таким образом, оказывало дес-тимулирующее воздействие па деятельность предприятий, искажало картину экономических интересов в рамках народного хозяйства в целом.

Доходы, получаемые бюджетом от населения, имели существенно меньшее значение. Так к концу 80-х - началу 90-х годов база доходов бюджета от населения не имела перспектив развития, а база доходов от хозяйственной деятельности государства имела тенденцию к сокращению. Объемы платежей государственных предприятий из прибыли в союзный бюджет и бюджеты республик снижались: 1986г. - 129,8 млрд.руб., 1987 г. - 127,4 млрд.руб, 1988 г. - 119, 6 млрд.руб.,

26

1989 г. - 115,5 млрд.руб.8 Параллельно при росте расходов масштабы финансового кризиса нарастали. В конце 1991 г. внутренний государственный долг превысил 995 млрд. руб., внешний долг достиг 47 млрд. инвалютных рублей. Таким образом, к концу 80-х годов советская налоговая система перестала выполнять в полной мере свою основную функцию - фискальную. Она не обеспечивала запланированных объемов финансовых поступлений на государственные расходы.

Существовавшая практика взимания отчислений от прибыли предприятий и налога с оборота отрицательно сказывалась на эффективности функционирования национальной экономики:

- практически полное отчисление получаемой предприятиями прибыли в бюджет (включая свободный остаток), а позже - внутриотраслевое перераспределение сверхнормативной прибыли способствовали нерациональному расходу товарно-материальных ценностей, росту себестоимости продукции, а в целом - развитию затратного принципа в функционировании производства;

- система централизованного распределения прибыли минимизировала возможности предприятий в осуществлении собственного финансирования разработки и внедрения в производство энерго- и трудосберегающих технологий, тормозила научно-техническое развитие отечественного производства;

- порядок взимания налога с оборота способствовал формированию в бюджете финансовых ресурсов, не обеспеченных материальным эквивалентом в товарной форме, что приводило при дальнейшем их расходовании к превышению совокупного платежеспособного спроса над предложением товаров и в конечном результате к развитию дефицитности экономики;

- механизм взимания налога с оборота не учитывал экономические интересы предприятий, а порядок установления ставок налога имел в значительной степени дестимулирующий характер на расширение объемов и развитие производства.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Российскими учеными к концу первой четверти XX века была в полной мере оценена роль основных функций налоговой политики в

Государственный бюджет СССР 1988 г. М: Финансы и статистика, 1988, с.9; Государственный бюджет СССР 1989 г. М.: Финансы и статистика, 1989, с.П

27

развитии отечественной рыночной экономики: фискальной, стабилизирующей, регулирующей, стимулирующей и социальной, а также сформулированы основные принципы оптимизации налоговой нагрузки посредством продуманного сочетания систем прямого и косвенного налогообложения.

2. Впервые в отечественной и известной нам зарубежной экономической литературе в диссертации сделан вывод о многофункциональной направленности налоговой политики Российской Империи в начале XX века. Показаны основные направления практической реализации многофункциональной направленности отечественной налоговой политики в условиях рыночных отношений начала XX столетия посредством: дифференциации акцизный ставок в зависимости от конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка (регулирующая и стимулирующая функции); целевых отчислений на финансирование технического образования, научных исследований в сфере промышленности, дорожному строительству, землеустройству и благоустройству городов из сборов промыслового и поземельного налогов (стабилизирующая и социальная функции.

3. В годы НЭПа регулирующая и социальная функции налоговой политики выполняли роль эффективного политического инструмента: обеспечивая последовательное сокращение капиталистического накопления; способствуя свертыванию воспроизводственных процессов в сфере частного бизнеса и на селе, и в промышленности; делая расширение и модернизацию производства в частных хозяйствах экономически невыгодным; осуществляя через систему прямых налогов изъятие личных доходов граждан, получаемьгх сверх прожиточного минимума.

4. В 30-е годы в СССР возникла качественно новая экономическая ситуация: налоговая система фактически перестала функционировать как самостоятельный экономический институт и трансформировалась в один из элементов механизма централизованного планового регулирования экономики. Значение регулирующий функции постепенно снижалось, а превалирующей в налоговой политике стала реализация фискальной функции в форме изъятия запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с целью их последующего перераспределения через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики.

28

5. В условиях функционирования государственной системы планового распределения финансовых ресурсов в 50-80-е годы налоговая система выполняла роль аккумулятора части валового внутреннего продукта (ВВП). Функции регулирования развития производства, координации и стимулирования основных направлений его технической модернизации выполняли плановые и снабженческие государственные органы. Присущие мировой налоговой практике и в определенной степени применяемые ранее в инструментарии российской налоговой политики регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены механизмами централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения.

6. В период 80-х - начала 90-х годов налоговая система выступила в роли дестабилизирующего фактора отечественной экономики: существовавшая практика взимания налоговых платежей в виде отчислений от прибыли и налога с оборота способствовала снижению эффективности функционирования производства, тормозила его научно-техническое развитие, стимулировала разбалансирование товарного рынка. Не будучи приспособленной к новым условиям развивающихся рыночных отношений, она не обеспечивала запланированных объемов финансовых поступлений и, таким образом, перестала выполнять в полной мере свою основную функцию - фискальную.

7. Кардинальные преобразования в экономике России на рубеже 80-90-х годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы.

Важнейшее принципиальное отличие налоговой системы до перехода к рынку и после включения хозяйственных объектов в систему рыночных отношений заключается, по мнению автора, в следующем:

- налоговая система СССР действовала как сугубо фискальный механизм, обеспечивавший изъятие запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с последующим перераспределением их через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики;

- в современных условиях налоговая система сама должна выступать регулятором экономических процессов в обществе, в ее рамках необходимо обеспечить реализацию и согласованность всех функций, присущих налоговой политике в условиях современной ры-

29

ночной экономики - фискальной, стабилизирующей, регулирующей и интегрирующей.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Косвенное налогообложение в России начала XX века: этапы трансформации. - Финансы, 2001, № 8 (0,6 п.л., в соавторстве).

2. Акцизы в годы НЭПа: истоки современной системы косвенного налогообложения. - Финансовый бизнес, 2001, № 4-5 (0,4 п.л.).

3. Косвенное налогообложение в России начала XX века: этапы трансформации. В сб. "Экономические и социальные аспекты политики стабилизации". М.: ИЭ РАН, 2000 (i п.л., в соавторстве).

4. Специфика прямого налогообложения в Российской Империи начала XX века. В сб. "Российская финансовая наука в прошлом и настоящем". М.: ИЭ РАН, 2001 (0,5 п.л.).

5. Налоговая система Российской империи в начале XX столетия. В сб. "Опыт рыночных преобразований и совершенствование системы государственного регулирования". М.: ЙЭ РАН, 2001 (1,2 п.л.)


Описание предмета: «Налоги и налогообложение»

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых отношений - это совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов РФ, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления. Порядок исчисления и взимания налогов определяет основные аспекты налогообложения.

Литература

  1. В.Е. Лихтенштейн, Г.В. Росс. Информационные технологии в бизнесе. Практикум. Применение системы Decision в решении прикладных экономических задач. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 560 с.
  2. Налоговая политика в социально-экономическом развитии стран с переходной экономикой. – СПб.: Алетейя, 2011. – 392 с.
  3. В.Е. Лихтенштейн, Г.В. Росс. Информационные технологии в бизнесе. Практикум. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 512 с.
  4. В.А. Медик, Н.М. Пильник, В.К. Юрьев. Санитарные потери в войнах XX века. – М.: Медицина, 2002. – 240 с.
  5. В.А. Поцелуев. История России XX столетия. – М.: Владос, 1997. – 512 с.
  6. Н.С. Андреева. Прибалтийские немцы и российская правительственная политика в начале XX века. – М.: Мiръ, 2008. – 312 с.
  7. В.П. Дюличев. Крым. История в очерках. XX век. – М.: ЦКБ МТ "Рубин", ЧП Бинькин М. Б., 2005. – 344 с.
  8. В.И. Ходанович. Лифляндская улица: из истории деловой, культурной жизни и быта Санкт-Петербурга в XVIII - XX веках. – СпБ.: Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, Книжный дом, 2010. – 448 с.
  9. Н.С. Юлина. Очерки по философии в США. XX век. – М.: Едиториал УРСС, 1999. – 304 с.
  10. О.В. Волобуев, В.В. Журавлев, А.П. Ненароков, А.Т. Степанищев. История России. XX - начало XXI века. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.
  11. Права и свободы человека в программных документах основных политических партий и объединений России. XX век. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. – 496 с.
  12. П.Н. Грюнберг, В.Л. Янин. П. Н. Грюнберг. История начала грамзаписи в России. В. Л. Янин. Каталог вокальных записей Российского отделения компании `Граммофон`. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 656 с.
  13. Государственный Русский музей. Альманах, №126, 2005. Коллаж в России. XX век. – М.: Palace Editions, Государственный Русский музей, 2005. – 392 с.
  14. В.Е. Лихтенштейн, Г.В. Росс. Введение в теорию развития. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 328 с.
  15. В.Е. Лихтенштейн, Г.В. Росс. Новые подходы в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 160 с.
  16. В.В. Тихонов. Историки, идеология, власть в России ХХ века. – М.: Институт российской истории РАН, 2014. – 224 с.
  17. В.Е. Лихтенштейн, Г.В. Росс. Равновесные случайные процессы. Теория, практика, инфобизнес. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 424 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Либеральные идеи в России XX века
Политология
Реферат
15 стр.
Налоговая политика и ее реализация на современном этапе
Налоговое право
Курсовая работа
30 стр.
Налоговая политика организации
Налоговое право
Курсовая работа
49 стр.
Развитие семьи и семейная политика в современной России
Гражданская оборона
Диплом
128 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ирина
Спасибо Вам огромное, диплом после вашего сопровождения был защищен на отлично, отмечен руководителем и аттестационной комиссией как лучший на курсе.