Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Развитие государственных унитарных предприятий россии

Экономика предприятия

 

 

Павлов Константин Вячеславович

Развитие государственных унитарных предприятий россии (на материалах таможенной системы)

Специальность 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва - 2001

Работа выполнена в Российской таможенной академии ГТК России на кафедре финансовых дисциплин и Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации на кафедре конкретной экономики и финансов

 

 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Переходный этап развития экономики России отмечен углублением кризисных явлений во всех сферах хозяйственной жизни страны, возникновением целого ряда факторов, негативно воздействующих на внешнеэкономическую деятельность.

Становление рыночных механизмов внешнеэкономической деятельности характеризуется непоследовательностью и противоречивостью. На данном этапе переходного периода отсутствуют достаточные институциональные, инфраструктурные и детально проработанные нормативно-правовые инструменты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, что приводит к значительному распространению в этой сфере хаоса, неустойчивости, криминала и коррупции.

Либерализация торговли и чрезмерное «открытие» экономики привели к негативным последствиям, выразившимся как в незаконном массовом вывозе стратегически важных сырьевых товаров, неполному возврату в Россию или полному сокрытию валютной выручки от экспортных или бартерных операций, так и в чрезмерном засилии отечественного рынка импортными товарами. Переход экономики России на рыночные отношения потребовал незамедлительных принципиальных изменений в характере деятельности таможенной службы, тем более, что при распаде СССР наилучшим образом оснащенные таможенные органы, располагавшие наиболее подготовленными кадрами, оказались за пределами Российской Федерации.

Результативность мер по защите отечественных товаропроизводителей зависит от развития таможенной инфрастуктуры и совершенства организационно-экономических основ системы управления государственными унитарными предприятиями, функционирующими в тех сферах экономики, где необходимо взаимодействие инструментов государственного регулирования с рыночными инструментами.

Активизация федеральных органов управления в части повышения эффективности управления государственной собственностью является важнейшей составляющей тех экономический требований, которые призваны обеспечить реальные сдвиги в экономической структуре общества, привести в движение всю цепь хозяйственных взаимосвязей целостного процесса

общественного воспроизводства. По-видимому, целесообразен выбор оптимального числа государственных унитарных предприятий и их реструктуризация, особенно в тех сферах деятельности, где это необходимо по условиям национальной и экономической безопасности. К таким сферам, в первую очередь, относится внешнеэкономическая и таможенная деятельность, совершенствование которых имеет важное значение для экономики России.

Степень разработки проблемы. Экономическим разработкам проблем, взаимосвязывающих различные аспекты внешнеэкономической деятельности, таможенного регулирования и развития таможенной инфраструктуры с участием государственных унитарных предприятий, посвящены в той или иной степени труды таких ученых, как Л.Абалкин, З.Атлас, Б.Габричидзе, С.Глазьев, А.Городецкий, В.Драганов, А.Козырин, Д.Львов, М.Максимова. Б.Мильнер, В.Орешкин, Н.Перекалина, Л.Попова, В.Сенчагов, И.Фаминский, А.Хандруев, Е.ЯСИН и др. С переходом к рыночной экономике возникла необходимость пересмотра ряда традиционных подходов в осуществлении указанных выше видов деятельности. Существенный вклад в исследование организационно-экономических и управленческих проблем внешнеэкономической деятельности внесли зарубежные авторы: Дж.М.Кейнс, А.Маршалл, Д.Сорос, П.Самуэльсон, Д.Сакс, М.фридмен. Однако, несмотря на значительный интерес, проявляемый в научной литературе к совершенствованию внешнеэкономической и таможенной деятельности, а также управлению государственной собственностью в условиях переходного периода, многие теоретические, методологические и практические аспекты проблемы остаются нерешенными.

К ним относятся теоретическое осмысление новых явлений в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности; совершенствование существующих и разработка новых инструментов активизации и повышения эффективности хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий таможенной системы России, ибо многие проблемы еще требуют своего решения. Выбор такого направления диссертации предполагает необходимость комплексного, системного изучения трудов отечественных и зарубежных ученых в области внешнеэкономической и таможенной деятельности, исследования зарубежного опыта и возможностей его адаптации к российским условиям.

Принимая во внимание то, что системный кризис в России связан с неэффективностью финансовых и товарных рынков, актуальным направлением

диссертационного исследования является анализ тенденций и перспектив внешнеэкономической деятельности, мероприятий по активизации таможенной системы в этой сфере, совершенствования таможенных инструментов защиты и поддержки отечественных товаропроизводителей, развития и трансформации унитарных предприятий с учетом рыночных условий хозяйствования. При этом, с учетом одной из ведущих ролей таможенной системы во внешнеэкономической деятельности, особое значение приобретают исследования по совершенствованию таможенно-тарифных инструментов.

Сложность создавшейся ситуации, острота противоречий во внешнеэкономической деятельности, внешней торговле и в таможенной сфере при ограниченности инвестиционных ресурсов определяют важность разработки системы признаков, форм, методов, технологий, выступающих в виде специальных инструментов, повышающих эффективность хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий таможенной системы России.

Объектом диссертационного исследования является развитие и трансформация государственных унитарных предприятий таможенной системы, а также инструментарий повышения эффективности их функционирования в условиях становления рыночных форм хозяйствования.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений в таможенной сфере деятельности, а также сфере оказания платных услуг участникам внешнеэкономической деятельности государственными унитарными предприятиями таможенной системы.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке теоретических, методологических и инструментальных основ организационно-экономического механизма управления развитиям и трансформацией государственных унитарных предприятий, функционирующих в специфических сферах деятельности: внешнеэкономической, таможенной и выполняющих как функции по обеспечению потребностей самой таможенной системы, так и оказывающих различные виды услуг участникам внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с основной целью исследования поставлены и решены следующие задачи:

- выявить основные направления развития внешнеэкономической и таможенной деятельности на перспективу и определить возможность адаптации к условиям российской экономики инструментов поддержки и защиты товаропроизводителей, используемых в индустриально развитых странах;

- оценить существующие подходы к управлению государственными предприятиями и разработать общие принципы построения схем-моделей оценки ее эффективности и адаптации государственных унитарных предприятий к современным условиям хозяйствования;

- определить основные направления и методы совершенствования инструментов повышения эффективности хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий таможенной системы России, с учетом специфики их функционирования во внешнеэкономической и таможенной сферах деятельности, а также оптимизации принимаемых управленческих решений с использованием компьютерных технологий.

Теоретико-методологическая основа исследования основывается на использовании диалектической логики и системного подхода. В работе применялись общенаучные методы и приемы, к каким относятся: научная абстракция, анализ и синтез, группировки, сравнения, качественные экспертные оценки, базирующиеся на математическом моделировании.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных экономистов., раскрывающие закономерности развития рыночной экономики, основы внешнеэкономической деятельности стран - членов ВТО.

В процессе исследования изучены меры протекционизма, используемые в индустриально развитых странах, обобщены формы и методы трансформации унитарных предприятий, разработки ведущих организаций и методические материалы по рассматриваемой проблеме, законодательные, нормативные и инструктивные акты, материалы научных конференций и семинаров.

Информационная база исследования. В качестве информационной базы использовались данные официальной статистики России, в том числе таможенной статистики, аналитические и статистические обзоры, российское и зарубежное законодательство в области внешнеэкономической и таможенной деятельности, российская и зарубежная литература, публикации в экономической и финансовой прессе. В работе использовались данные

Госкомстата России, ГТК России, Минэкономразвития России, ГУЛ «Ростэк», выборочных исследований и экспертных оценок научно-исследовательских институтов и центров.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна состоит в следующем:

- обоснована необходимость комплексного подхода к решению проблем, взаимосвязывающего внешнеэкономическую и таможенную деятельность, их регулирование и развитие государственных унитарных предприятий, входящих в таможенную систему в условиях трансформации элементов рыночной инфраструктуры и являющихся, неотъемлемой частью долговременной социально-экономической стратегии;

- на основе положительного опыта функционирования унитарных предприятий за рубежом, предложены схемы-модели оценки эффективности государственных предприятий с учетом положительных и отрицательных (общесоциальных, организационных, общественных и правовых) факторов и адаптации унитарных предприятий к современным российским условиям хозяйствования, а также таможенные инструменты поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей, отвечающих с одной стороны требованиям ВТО, а с другой стороны, национальным интересам России;

- на основе функционального анализа управления ГУП "Ростэк" и с учетом опыта зарубежных компаний, рекомендована система основных инструментов, применяемых в управлении крупными компаниями корпоративного типа, такие как стратегическое планирование, бюджетирование, оперативно-производственное планирование, а также методов корпоративного регулирования, включающих распорядительно-регламентирующие, планово-программные, нормативные, экономико-стимулирующие и контрольные;

осуществлена адаптационно ориентированная структуризация инструментария активизации и повышения эффективности хозяйственной деятельности ГУП "Ростэк" на два типа инструментов:

-новые формы экономической деятельности (институт таможенных посредников; магазин беспошлинной торговли; реализация товаров, обращенных в федеральную собственность и др.), имеющие большое будущее в практике таможенной деятельности;

-методы статистической и дискретной оптимизации, воплощенные в оптимизационных компьютерных технологиях, впервые предложенных для использования в сфере таможенной деятельности и сегментах рынка связанных с данной сферой, а также для определения оптимальной таможенной стоимости товаров, особенно с неустойчивым и неопределенным платежеспособным спросом и решения задач комбинаторного типа, обеспечивающих максимизацию дохода и минимизацию издержек.

Основные положения, выносимые на защиту:

анализ результатов либерализации внешнеэкономической деятельности России в переходном периоде и географической (континентальной и страновой) переориентации ее внешней торговли;

анализ структуры импортно-экспортных товарных групп и тенденции ее формирования в российской экономике;

стратегические цели и перспективные направления развития внешнеэкономической деятельности России при переходе к рыночной экономике и принципиальная схема функционально-нормативно-правового упорядочения этой деятельности;

анализ состояния таможенной службы Российской Федерации после распада СССР и изменения стратегических установок российской таможенной системы в переходном периоде и в периоде продвижения России в мировую экономику, базирующихся на ближне-, средне-, и долгосрочных целях геополитики, и вытекающей из этого политики национальной и экономической безопасности;

оценка степени готовности российской экономики к вступлению России в ВТО и обосновании стратегии и таможенных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, включая инструмент определения таможенной стоимости товаров и схемы-модели прогнозирования таможенных платежей и сборов;

классификационный анализ госпредприятий индустриально развитых стран, тенденции формирования структуры государственных предприятий в России, трансформация механизма управления этими предприятиями и схема-модель оценки эффективности деятельности государственных предприятий;

основные направления развития и трансформации предприятий корпорации ГУП «Ростэк» в рыночных условиях и система инструментального

обеспечения для повышения эффективности хозяйственной деятельности данной корпорации, базирующаяся на методологии комплексного стратегического прогнозирования внешнеэкономической и таможенной деятельности, а так же применения новых форм экономической деятельности (институт таможенных посредников; магазин беспошлинной торговли; реализация товаров, обращенных в федеральную собственность и др.), имеющих большое будущее в экономической практике деятельности таможенной системы, с использованием оптимизационных компьютерных технологий, позволяющих повысить уровень принимаемых управленческих решений.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в ней обоснованы эффективные направления развития государственных унитарных предприятий таможенной системы и рекомендован инструментарий активизации и повышения эффективности их хозяйственной деятельности, которые могут быть также использованы предприятиями и организациями других форм собственности, в том числе и участниками внешнеэкономической деятельности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждались на семинарах и заседаниях кафедры финансовых дисциплин Российской таможенной академии ГТК России и совместном заседании проблемных групп при кафедре конкретной экономики и финансов Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, докладывались на конференции ГТК России в 2000г. в г. Ростов-на-Дону, а также вышла рецензия доктора экономических наук, профессора Н.Н. Хмелевского на монографию К.В. Павлова «Внешнеэкономическая деятельность и государственные унитарные предприятия в экономике переходного периода (на примере предприятий таможенной системы)», которая опубликована в газете «Вузовские Вести» № 7 (125), апрель 2001. С. 15.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования получили отражение в 3 опубликованных статьях и монографии (авторской) общим объемом 15,05 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы по теме исследования. Работа изложена на 160 страницах основного текста и приложения, содержащего 18 таблиц, 8 рисунков, 20 схем.

10

Структура работы отражает общую идею и логику исследования и построена следующим образом:

Введение.

Глава I. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности и усиления государственного регулирования.

1. 1.Новые тенденции и перспективы внешнеэкономической деятельности России.

1.2.Концептуальные аспекты активизации таможенной системы в регулировании внешнеэкономической деятельности.

КЗ.Экономические механизмы и таможенные инструментарии поддержки отечественных товаропроизводителей.

Глава П. Стратегические направления и эффективность функционирования государственных предприятий таможенной системы.

2.1.Обоснование и реализация схемы-модели развития и трансформации унитарных предприятий в рыночных условиях хозяйствования.

2.2.Эффективные направления развития системы предприятий ГУП "Ростэк".

2.3.Инструменты активизации и повышения результативности хозяйственной деятельности ГУП "Ростэк".

Заключение.

Список литературы.

II. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Во введении обоснована актуальность избранной темы, её место и значимость в экономической науке и практике, определены объект, предмет, цель и задачи исследования. Раскрыты методология и информационная база исследования, научная новизна и практическая значимость научных результатов и выводы. Указана структура диссертации.

Первая группа проблем, рассматриваемых в диссертационной работе, связана с определением специфики, сложившейся в российской экономике модели внешнеэкономической деятельности, и исходит из выявления комплекса факторов. определяющих формирование текущей внешнеэкономической и таможенной деятельности в рамках переходного периода. На основе систематизации существующих подходов и развития

II

воспроизводственного подхода к исследованию внешнеэкономической деятельности в диссертационной работе выявлены существенные факторы, определяющие перспективу развития внешнеэкономической деятельности с учетом изменения географии этой деятельности в результате трансформации политической и экономической обстановки в переходном периоде.

Международная практика показывает, что экономика любой страны в конечном итоге тем эффективнее и независимее, чем быстрее она вырывается из положения производителя и экспортера сырья, становится производителем и экспортером промышленной и особенно наукоемкой продукции.

Однако сейчас, по подсчетам различных экспертов, конкуренцию с иностранными фирмами смогут выдержать лишь 16% отечественных производственных мощностей, 28% неизбежно обанкротятся, остальные окажутся в чрезвычайно сложном положении и далеко не все выживут.

Особую роль в системе регулирования внешнеэкономической деятельности имеет таможенная система, которая реализует не только таможенную политику государства, но и целый комплекс направлений внешнеэкономической политики,

В целях преодоления негативных тенденций во внешнеэкономической деятельности и уменьшения зависимости от сравнительно узкой группы стран целесообразна диверсификация внешнеэкономических контрагентов.

Для выработки эффективной таможенной политики немаловажное значение имеет распределение внешней торговли Российской Федерации по группам стран, ибо таможенные инструменты, регулирующие экспортно-импортную деятельность, должны учитывать особенности этих стран, и здесь, в первую очередь, целесообразно предусматривать особенности тех групп стран, на которые приходится наибольший удельный вес внешней торговли с учетом экспортно-импортных операций. Данный процесс должен быть постепенным и управляемым, тщательно спрограммированным по вариантам и этапам, с учетом экономической и социальной обстановки в России на каждом из них, и содержания первоочередных экономических задач. Только такой подход может обеспечить решение внешнеэкономических проблем, отвечающее требованиям поэтапного вхождения России в мирохозяйственные связи. Сложность же разработки таких вариантов обусловлена тем, что в них желательно было бы предусматривать ответные действия ведущих экономических держав мира, и в первую очередь США. Ведь если в конце прошлого столетия только четыре из

12

десяти важнейших рынков для американских товаров расположены в Европе, то все же на перспективу внешнеэкономические приоритеты по отношению к Европе и Азии расцениваются как 42% к 28% в пользу Европы. И даже, несмотря на возрастающую роль азиатских рынков, Европа в начальном периоде двадцать первого века все еще будет важнейшим торговым партнером США. И это вполне обосновано, так как прямые американские инвестиции в Европу почти втрое превышают инвестиции в страны Азии и Тихоокеанского регионов, а прямые инвестиции Европы в США вчетверо выше, чем в Азию.

В целях повышения экономической эффективности от внешнеэкономической деятельности и усиления национальной безопасности России необходимо:

- четко определить приоритеты внешнеэкономической политики с учетом имеющихся у страны конкурентных преимуществ, а также технико-технологических и нормативно-законодательных слабостей;

- трансформировать механизм регулирования внешнеэкономических связей и каждый из его компонентов с учетом требований, отвечающих экономической безопасности России на данный момент и на ближайшие 10-15 лет;

- соответственно перестроить работу государственных органов, отвечающих за состояние внешней торговли и других форм экономического взаимодействия с зарубежными странами, а также государственных органов, имеющих непосредственное или опосредованное участие во внешнеэкономической деятельности.

Мировой опыт показывает, что регулирование внешнеэкономической деятельности не может рассматриваться как изолированная и самодостаточная функция государства, а контролирование потоков экспортно-импортных операций - задача только таможенных органов. Все это должно стать неотъемлемой частью долговременной социально-экономической стратегии, так как внешнеэкономическая деятельность России в современных условиях имеет исключительно важное значение, ибо, как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации, «.. .Россия должна строить свою внешнюю политику на основе четкого определения национальных приоритетов, прагматизма и

13

экономической эффективности»1.

Вторая группа проблем относится к совершенствованию таможенных инструментов защиты отечественных товаропроизводителей. Мировой опыт убеждает, что без целенаправленной государственной политики во внешнеэкономической деятельности и защиты отечественных товаропроизводителей невозможно устойчивое экономическое и социальное развитие страны. Более того, в отдельные периоды под натиском своих товаропроизводителей, индустриально развитые страны с рыночной экономикой, с одной стороны, препятствуют проникновению импортных товаров на их территорию и в то же время, с другой стороны, продвигают свои товары на зарубежные рынки. Дело доходит до того, что в правилах выделения американским правительством грантов гражданам и организациям других стран предусмотрено следующее условие: «...ни при каких обстоятельствах вы не должны покупать товар неамериканского производства, если вы не доказали предварительно в письменной форме, что в данном регионе нет в наличии американского товара».

Проведенное исследование показывает, что в мировой экономике постоянно возникают противоречия и даже между членами ВТО, в связи с чем перед вступлением России в ВТО необходимо ещё раз оценить последствия этого шага по меньшей мере на среднесрочную перспективу, а еще надежнее и на долгосрочную перспективу. При этом, как отмечал Президент Российской Федерации В.В, Путин, в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации, необходимо «противодействовать дискриминации отечественных производителей, гарантировать и оптимальное использование российской собственности за рубежом, ускорять подготовительные работы по вступлению в ВТО на приемлемых для нас условиях» .

В сбалансировании внешнеэкономической политики, обеспечивающей наряду с удовлетворением потребностей внутреннего рынка и защиту отечественных товаропроизводителей с использованием широко распространенных в международной торговле протекционистских мер, должны участвовать и таможенные органы, ибо они имеют непосредственный контакт с участниками импортно-экспортных операций. Чтобы экономике России не оказаться в XXI веке в роли аутсайдера из-за существенного отставания в

1 Путин В.В.; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. -М. 2001. С.24 'Там же. С.24-25.

14

информационных технологиях, таможенным органам уже в настоящее время необходимо форсировать разработку таможенно-тарифных инструментов торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка информационных технологий при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правил обложения этих технологий пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации, ибо в настоящее время «таможенное регулирование в его нынешнем виде остается недостаточно эффективным. Следует привести таможенные процедуры в соответствие с реальными возможностями государства. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении унификации методов таможенного оформленияи контроля, сокращения дифференциации штрафных санкций»1. Совершенствование таможенно-контрольных и таможенно-тарифных инструментов будет способствовать повышению экономической безопасности России и защите отечественных потребителей и товаропроизводителей. При этом, совершенствуя таможенные инструменты, необходимо осознавать их важность и чувствительность для внешнеэкономической деятельности, ибо при неумелом пользовании этими инструментами можно любую отечественную продукцию сделать неконкурентоспособной.

Активная позиция таможенных органов в определении цены как экспортируемых, так и импортируемых товаров (работ, услуг) должна заключаться в проведении таможенными органами постоянного мониторинга цен на внешних и внутреннем рынках, отслеживании конъюнктуры рынка и осуществлении при этом посреднических услуг отечественным товаропроизводителям при покупке товаров за рубежом, либо их поставки на экспорт.

Нерешенность этой проблемы характерна и для стран с рыночной экономикой.

Величина сбора таможенных пошлин, а, следовательно, и платежей. собираемых ГТК России в доход федерального бюджета, напрямую зависит от таможенной стоимости товаров, работ и услуг, пересекающих таможенную границу России и, естественно, закономерен вопрос о том. как могут изменяться таможенные платежи в бюджет в зависимости от таможенной стоимости. На наш взгляд, целесообразно в таможенной практике ввести учет

15

факторов, оказывающих существенное влияние на изменение таможенных платежей (как увеличивающих, так и снижающих), ибо недовыполнение или перевыполнение помесячного и годового бюджетного задания таможенными органами по таможенным платежам должно учитывать мировую конъюнктуру рынка.

Третья группа проблем связана с исследованием существенного резерва увеличения таможенных сборов и платежей за счет повышения экономической эффективности государственных унитарных предприятий, входящих в таможенную систему, предоставляющих платные услуги в "околотаможенной" сфере участникам внешнеэкономической деятельности, а также инвестирующих заработанные ими средства в развитие инфраструктуры таможенных органов. Создание необходимой материально-технической базы для деятельности таможенных органов данными предприятиями, как показывает опыт, косвенно, а в отдельных случаях и прямо влияет на абсолютные величины собираемых таможенных платежей в данном таможенном регионе, что особенно характерно для пограничных таможенных органов. А ведь «таможенные платежи играют исключительно важную роль в обеспечении доходной части федерального бюджета Российской Федерации, однако, неиспользованные резервы увеличения таможенных платежей считаются значительными!» .

Государство в лице ГТК России, как собственник унитарных предприятий, должно создать условия для стабильной хозяйственной деятельности своих предприятий через систему госзаказов и неукоснительное выполнение своих обязательств по ним, при необходимости кредитование предприятий оборотными средствами, продукция и работы (услуги) которых имеют гарантированный сбыт, содействие продвижению услуг своих предприятий как на российский, так и рынки ближнего и дальнего зарубежья.

Проведенный анализ показывает, что в России сформировалась структура государственных предприятий, ориентируемая в большей степени на классификацию госпредприятий ФРГ, ибо российские государственные предприятия (унитарные или казенные) также дифференцируются на федеральные. региональные (принадлежащие субъектам Российской Федерации: республикам, областям или краям), муниципальные. Однако

16

формирование государственной собственности осуществлялось стихийно, ибо широкомасштабная приватизация не предусматривала цели соблюдения какой-либо отраслевой и межотраслевой пропорции, обеспечивающей не только индивидуальную, а и корпоративную эффективность функционирования предприятий, находящихся в государственной собственности, в связи с чем государство в настоящее время доходов от государственных предприятий практически не получает, однако из бюджета на них расходуются значительные средства. И не случайно, на десятом году реформ Правительство Российской Федерации, пытаясь минимизировать расходы, приняло Концепцию управления государственной собственностью.

Опыт индустриально развитых стран подтверждает, что нерентабельные предприятия отпускаются на волю рыночной экономики только после их финансового оздоровления. Положительный опыт функционирования государственных предприятий за рубежом говорит о целесообразности гибкого подхода к их трансформации. При этом под трансформацией предприятий понимается их эволюционное преобразование с учетом требований современности, учитывающих конъюнктуру внутренне- и внешнеэкономической деятельности, по:

- формам собственности (приватизация, национализация);

- методам и инструментам управления (административные, рыночные, смешанные);

- способам сбыта товаров, работ и услуг (госзаказ или свободная торговля);

- интеграции или дезинтеграции капитала (корпоративизация или индивидуализация, специализация или диверсификация).

Вместе с тем, следует отметить, что разработка механизма оценки эффективности государственной собственности и трансформации предприятий требует глубокой теоретической и практической проработки, ибо на них оказывается влияние множество факторов. Главной причиной низкой производительности труда в российской экономике, по мнению консалтинговой компании McKinsey, является то, что наиболее жизнеспособные и эффективные российские предприятия находятся в неравных конкурентных условиях с малоэффективными предприятиями, пользующимися поддержкой властей путем выделения им скрытых субсидий в виде низких цен на энергоносители, особых тарифов на перевозки, льготного

17

налогообложения, санкционированной неуплаты долгов и бартерных сделок. Такому положению, по нашему мнению, способствовало и то, что была осуществлена «трансформация» предприятий практически революционным путем. Как показывает опыт ФРГ, в условиях рыночной экономики, при трансформации на предприятиях, особенно головных, обязательно должны присутствовать в их структуре подразделения (отделы, бюро и т.п.), основными функциями которых являются следующие виды деятельности: стратегическое планирование и инвестиционная политика; оперативное планирование и контроль за результатами хозяйственной деятельности; маркетинг внутреннего и мирового рынка продукции, работ, услуг; сокращение издержек производства и обращения; торгово-снабженческая; информационная; финансовая. На уровне головного предприятия его финансовые службы могут выполнять роль внутреннего банка для системы предприятий, который будет кредитовать свои дочерние предприятия на возвратной основе. Такая система трансформации государственных унитарных предприятий, при сохранении высокого уровня управляемости, отвечает требованиям рыночной экономики, для чего, однако, должна быть детально проработана законодательная база. Именно полная противоположность действий в России (отсутствие правовой базы и поспешная приватизация) привела к существенному ухудшению экономического положения страны, попытавшейся перескочить этап государственного регулирования рыночных реформ. Если накануне XX века считалось, что государство вынуждено «вмешиваться» в экономику, то на пороге XXI века без участия государства в экономических процессах развитие цивилизации оказалось бы невозможным.

В целях достижения наилучших результатов хозяйственной деятельности государственных предприятий в условиях рыночной экономики целесообразна гармонизация рыночных форм, механизмов и методов управления такими предприятиями с механизмами и инструментами государственного регулирования экономики. При этом не следует драматизировать факт изменения форм собственности.

По мнению автора, в арсенале механизмов государственного регулирования экономики необходимо наличие инструментов, позволяющих изменять форму собственности (разгосударствление, национализация). Причем и механизмы повышения производительности могут быть использованы как в государственном, так и частном секторе, не нарушая при этом российского

18

законодательства. Ведь в настоящее время, как показывает проведенный Мингосимуществом России анализ, учредительные документы более чем 80% унитарных предприятий не соответствуют российскому законодательству.

Четвертая группа проблем относится к развитию системы предприятий ГУЛ «Ростэк» в условиях переходного периода, направленной на создание условий и обеспечению ее жизнедеятельности на коммерческой основе.

За период 1992-2000 гг. «Ростэк» по своей сути стал мощным российским концерном, который, являясь государственным унитарным предприятием, создал 57 дочерних предприятий и более 60 филиалов; стал учредителем 49 различных акционерных обществ, распространив свои владения по всей территории России от Калининграда до Сахалина и от Мурманска до Владикавказа.

В этих условиях, вполне естественно, что в ГУП «Ростэк» возникли проблемы трансформации, связанные с управлением конгломератом предприятий, реальностью, объективностью и своевременностью предоставляемой в центральный аппарат ГУП «Ростэк» отчетности для выработки и принятия эффективных управленческих решений. Несогласованность взаимодействия дочерних предприятий и филиалов создала ряд юридических проблем, нарастала необходимость эффективного взаимодействия составных частей всей системы предприятий и организаций, рационального обмена информационными и финансовыми потоками, создания целесообразной структуры как аппарата управления, так и самой системы предприятий. В этих условиях потребовались новые подходы, адекватные как принципам и реалиям экономической ситуации в России, так и задачам и функциям, возлагаемым на систему предприятий ГУП «Ростэк» таможенной службой, тем более, что в российской экономической теории и практике отсутствуют готовые рекомендации и методики по улучшению показателей деятельности такого многопрофильного хозяйствующего субъекта, а по существу целой отрасли, как ГУП «Ростэк». В целях восполнения отсутствующего нормативно-методического обеспечения центральный аппарат ГУП «Ростэк» был превращен в организационный, правовой, методический и управленческий центр для всей системы предприятий ГУП «Ростэк».

Структура центрального аппарата ГУП «Ростзк» после проведенной летом 1999 года реорганизации представляет собой несколько функциональных управлений, (организационного развития, коммерческих операций, финансово-

19

экономическое управление, по капитальному строительству объектов таможенной инфраструктуры, по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры), состоящих в свою очередь из отделов и групп. Задачи, возложенные на последние два управления, традиционны.

На Управление организационного развития, наряду с задачами по подготовке организационно-распорядительных документов для всей системы предприятий ГУП «Ростэк», выполнению функций кадровой и юридической службы, методического и информационного центра для системы подведомственных предприятий, должны быть возложены задачи по анализу и стратегическому планированию деятельности системы предприятий, представляющих собой, по сути, корпорацию. При этом был повышен статус Управления организационного развития в корпорации «Ростэк» для достижения на этой основе согласованного функционирования всех составляющих элементов в рамках единого хозяйственного комплекса, скоординированных в рамках внутрифирменного стратегического планирования, ибо ошибки при принятии решений во многих крупных компаниях объясняются слабостью научно-методического обеспечения прогнозно-плановых работ.

Анализ методов корпоративного регулирования позволяет сделать вывод о том, что в рамках корпоративной системы используется сложный набор методов, которые должны быть увязаны между собой, отрегулированы сферы их действия в целях обеспечения эффекта системности и комплексности при их использовании, а при разработке бизнес-планов для тех или иных видов

г

деятельности целесообразно применять оптимизационные компьютерные технологии, позволяющих повышать уровень принимаемых управленческих решений.

Особая роль в сфере хозяйственной деятельности должна отводиться учету экономических и других рисков, для оценки и уменьшения которых требуются инструменты оптимизации, ибо риск существует объективно, независимо от того, осознаем мы его или нет, и проявляется в таких 1 кон омических явлениях, как рост нереализованной продукции или услуг, снижение эффективности инвестиций, падение доходности и др.

Пятая группа проблем включает исследование инструментов активизации и повышения эффективности хозяйственной деятельности ГУП «Ростэк».

20

Анализируя основные производственно-финансовые показатели деятельности ГУП «Ростэк», необходимо отметить, что если в первые годы своей деятельности ГУП «Ростэк» осуществлял и развивался практически полностью за счет средств, отчисляемых на содержание службы заказчика-застройщика, то в настоящее время ситуация существенно изменилась. По экспертным оценкам, доля предприятий системы «Ростэк» на рынке оказания услуг участникам внешнеэкономической деятельности в настоящее время составляет не более 10% от общего объема. Сложившееся положение дел можно объяснить следующими основными причинами; запоздалым началом развития деятельности в данной сфере (практически со второй половины 1996 года); слабой материально-технической базой для эффективного осуществления этих видов деятельности; отсутствием четкого механизма взаимодействия предприятий «Ростэк» с таможнями.

Для выполнения задач, поставленных ГТК России перед ГУП «Ростэк», в современных рыночных отношениях и крайне сложной экономической ситуации, необходимо принятие мер по совершенствованию структуры и системы управления предприятиями «Ростэк». Если учесть, что емкость рынка платных услуг в "околотаможенной" сфере оценивалась в докризисный период 1998 года в 2 млрд.долл. США, то принятие этих мер позволит многократно увеличить объемы работ и платных услуг участникам внешнеэкономической деятельности по всем видам деятельности предприятия, достичь более высоких экономических результатов, существенно увеличить отчисления предприятий ГУП «Ростэк» на развитие таможенной системы и в известной степени снять бремя содержания таможенных органов с бюджета Российской Федерации.

В связи с тем, что ГУП «Ростэк» функционирует в специфических сферах деятельности, а именно во внешнеэкономической и таможенной сферах, то и инструменты, активизирующие его хозяйственную деятельность и способствующие повышению ее эффективности, должны быть также специфичными.

Под инструментами активизации и повышения эффективности хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере следует понимать весь арсенал мер, которые способствуют достижению поставленной цели. К ним относятся современные структурно-институциональные образования, методы, модели, технологии, таможенные режимы и другие инструменты.

21

воплощаемые как в новых формах экономической деятельности, так и в методах оптимизации.

Проведенный анализ используемых в хозяйственной деятельности инструментов показал, что если одни типы инструментов уже нашли применение на практике, то другие - либо только осваиваются, а третьи - вовсе не применяются. Вместе с тем даже и у используемых инструментов имеются некоторые организационно-методические и нормативно-правовые недостатки. Так, ГУП «Ростэк» мог бы взять на себя конкретные обязательства по активному участию в обеспечении поэтапного перехода от создания таможенных складов и складов временного хранения к организации крупных современных терминалов и комплексов с полным сервисным циклом, отвечающих международным стандартам по перевалке и таможенному оформлению внешнеторговых грузов. Однако и в этом случае необходимо использование оптимизационных компьютерных технологий, ибо в условиях объективно существующей неопределенности с клиентурой и товаропотоками необходима отработка идеи инвестиционного проекта, создания лицензированных складов временного хранения и таможенных складов с определением различных вариантов его исполнения и установления оптимального уровня цен с учетом конъюнктуры рынка этих видов услуг.

Проблемами широкомасштабного внедрения магазинов беспошлинной торговли в системе ГУП «Ростэк» остаются:

- определение состава торговой сети, расположения торговых точек в международных пунктах пропуска;

- компоновка оптимального набора товаров с учетом региональных особенностей и покупательной способности пассажиропотоков;

- выбор оптимального уровня цен на товары с учетом конъюнктуры рынка, обеспечивающего получение максимальной прибыли;

- определение интегральных показателей экономической эффективности инвестиционного проекта на стадии отработки идеи о его реализации;

- наличие ликвидного обеспечения для привлечения инвестиций.

Специфический инструмент, к которым относится реализация товаров, обращенных в федеральную собственность, имеет свои особенности, однако до последнего времени нет точных и сбалансированных правил применения этого инструмента по всем аспектам взаимоотношений, а в связи с отменой Минюстом России действия приказа ГТК России от 15.01.98 г. № 18 «О

22

реализации конфискованных товаров» вообще могут возникнуть непредвиденные конфликты. Для предотвращения возникновения таких конфликтов было бы целесообразно с помощью оптимизационных компьютерных технологий отработать различные варианты использования инструмента реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, по критерию минимизации ущерба и издержек и максимизации доходов.

Вместе с тем, следует ожидать в ближайшее время существенные изменения в использовании вышеназванного инструмента в связи с планируемым принятием постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка реализации на конкурсной основе товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в установленном порядке в федеральную собственность по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенных правил», которое заполнит образовавшийся юридический вакуум в данной области деятельности таможенных органов и государственных унитарных предприятий, входящих в таможенную систему, возникший после отмены Минюстом России действия вышеназванного приказа ГТК России.

Использование оптимизационных компьютерных технологий (ОКТ) при принятии решений, касающихся как стратегии, так и тактики экономического роста в крупных компаниях, особенно с широкой диверсификацией работ и услуг, к которым относится и ГУЛ «Ростэк» - может стать условием высокой экономической эффективности с учетом конъюнктуры рынка.

Применение ОКТ открывает принципиально новые возможности в оценке емкости рынка, что в свою очередь позволит просчитывать многовариантные ситуации и принимать обоснованные экономические решения.

Проведенный анализ показывает, что при разработке инвестиционных проектов наиболее узким звеном является проработка альтернативных вариантов применяемых решений. Применение же традиционных технологий не позволяет осуществить оптимизацию принимаемых решений по причине так называемого «комбинаторного взрыва», суть которого заключается в быстром росте числа комбинаций (вариантов сочетаний мероприятий) с увеличением количества исходных мероприятий (возрастает по экспоненте).

23

Применение ОКТ позволяет более широко и полно учитывать внешние и внутренние условия осуществления инвестиций, выявлять резервы, которые часто могут значительно превышать первоначально намечаемые результаты.

Проведенные исследования разносторонней деятельности ГУП «Ростэк» показывают, что для его эффективного функционирования необходимо разработать инвестиционные проекты широкого профиля с применением всех модулей ОКТ (статистической оптимизации, дискретной оптимизации и обоснован

ия инвестиционных проектов).

Таким образом, взаимосогласованное сочетание инструментов первого типа, включающих в свой состав новые формы экономической деятельности ГУП «Ростэк» и инструментов второго типа, воплощенных в оптимизационных компьютерных технологиях, может существенно активизировать хозяйственную деятельность ГУП «Ростэк» и повысить эффективность управления государственными предприятиями таможенной системы.

В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования.

По теме диссертации диссертантом опубликованы следующие работы:

1. Совершенствование таможенных инструментов защиты отечественных товаропроизводителей // Проблемы усиления роли государства в стабилизации и подъеме экономики. - М.: ИЭ РАН. 2000. - 0,7 п.л.

2. Внешнеэкономическая деятельность и государственные унитарные предприятия в экономике переходного периода (на примере предприятий таможенной системы): - М.: Изд. ЗАО РИА «Прок». 2000. - 13,25 п.л.

3. Управление системой предприятий ГУЛ «Ростэк» (проблемы теории и практики)// Уральский таможенный вестник. 1999. № 3-4 - 0,9 п.л.

4. Обновление «Ростэка...»// «Западный форпост» ЗТУ ГТК России. 1999. № 2 - 0,2 п.л.


Описание предмета: «Экономика предприятия»

Экономика предприятия - это наука, изучающая и раскрывающая социально-экономический и административно-хозяйственный механизм процесса создания необходимых людям материально-вещественных благ. За пределами производственного предприятия циркулирует лишь разнообразная информация о количестве, качестве и пропорциях производимой и потребляемой разнообразной продукции: пищи, одежды, жилищ, средств транспорта, связи, науки, медицины и др.

Существует множество понятий и определений, что такое экономика предприятия. Вот некоторые из них, сделанные рядом отечественных и зарубежных ученых: это наука, которая изучает действие экономических законов социализма в условиях промышленных предприятий и раскрывает частные закономерности развития предприятий, вытекающие из этих законов; это совокупность всех сторон хозяйственной деятельности - ее результатов; это ее хозяйственное состояние, свидетельствующее об уровне производительности труда, доходности или убыточности, уровне использования основных производственных фондов и др.; это наука, которая изучает методы совершенствования производства и наиболее рационального использования ресурсов предприятия; это совокупность методов, определяющих условия для создания, функционирования и развития предприятия; это общее исследование самого предприятия, его действия во внешней и внутренней среде, т.е. единого целого статического (физического) и динамического (функционирующего) элемента рыночного хозяйства; это правила экономической «игры» производителей, потребителей, покупателей, продавцов, банкиров, предпринимателей и т.д.; это оценка разных ситуаций в «жизни» предприятия с точки зрения рациональности распределения и использования производственных (ограниченных) ресурсов; это наука об управлении хозяйственной деятельностью предприятия; экономика предприятия понимается как экономическое управление предприятием; это то, что позволяет удовлетворять материальные потребности человека, чтобы он занимался возвышенными видами деятельности (наукой, культурой и т.д.); это виды деятельности, которые позволяют предприятию обеспечить потребителям материальные блага, а себе - материальные условия для жизни на Земле; это наука о поведении предприятия (фирмы) на рынках готовой продукции и рынках производственных факторов; это наука, которая дает рекомендации относительно центральных проблем предприятия: что производить, в каком количестве, для кого предполагается продукция, с помощью каких ресурсов производить, с какими издержками и с какой прибылью; это часть микроэкономики, которая изучает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами - фирмами, потребителями и др.; это гармония теории на уровне предприятия как результата познания законов и закономерностей экономического развития и практики, которая формирует социальный заказ на теоретическое исследование, а затем опровергает или использует их, чтобы удачно вписаться в рыночные отношения; это элемент теории рыночной экономики.

Исходя из приведенных определений все смысловые значения сочетания слов «экономика предприятия» можно подразделить на три вида: хозяйство предприятия; вся деятельность предприятия, связанная с потреблением ресурсов, производством и реализацией продукции (услуг); наука, исследующая, изучающая как теоретические законы, так и конкретное состояние хозяйства предприятия.

Следовательно, как наука «экономика предприятия» неоднозначна: подразделяется на теоретическую экономику и конкретную (прикладную) экономику.

Экономика предприятия изучает не только то, что влияет на его деятельность, но и то, как само предприятие может изменить свое состояние в будущем, т.е. экономике предприятия присущи не только теоретический и прикладной аспекты, но и пространственно-временной аспект. Среда, в которой функционирует предприятие, определяет еще и рыночный аспект его экономики[7].

Таким образом, можно сказать, что современная экономика предприятия исследует, как решаются главные проблемы (что, как, когда и для кого производить), каким образом на их решение влияют различные факторы, условия, обстоятельства, какую роль в функционировании предприятия играют рынок, государство, банки и другие экономические и социальные институты; устанавливает причинно-следственные связи, которые объясняют наблюдаемые экономические явления, поскольку анализ причин и последствий процесса позволяет осуществить контроль за его результатами, чтобы действовать осознанно.

Литература

  1. Предприятия России. Корпоративное управление и рыночные сделки. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 258 с.
  2. Россия: укрепление доверия. Развитие финансового сектора в России. – М.: Весь Мир, 2002. – 244 с.
  3. Учет и аудит на государственных унитарных предприятиях. – М.: Дело, 2004. – 672 с.
  4. Под общей редакцией Н.М. Коршунова. Научно-практический комментарий к Закону Российской Федерации "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". – М.: Эксмо, 2005. – 432 с.
  5. Концепция развития национальных отраслей экономики России. – Астрахань: Астрахань, 2008. – 92 с.
  6. В.И. Куликов. История государственного управления в России. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
  7. М.В. Ежов, Г.В. Ежова. История государственного управления и государственной службы в России. – М.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. – 240 с.
  8. А.Б. Смушкин, Л.А. Панюшкина. Комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". – М.: Экзамен, 2004. – 192 с.
  9. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". – М.: Книга сервис, 2005. – 32 с.
  10. По пути созидания. Федеральное государственное унитарное предприятие Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов "Прометей" (комплект из 2 книг). – М.: Не указано, 2009. – 256 с.
  11. Тенденции развития гражданского процессуального права России. – М.: Юридический центр Пресс, 2008. – 666 с.
  12. Тенденции развития гражданского процессуального права России. – М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2008. – 664 с.
  13. В.И. Щепетев. История государственного управления в России. – М.: Юридический центр, 2004. – 592 с.
  14. Под редакцией П.В. Крашенинникова. Унитарные предприятия, учреждения. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Постатейный комментарий к статьям 113-115, 120 и главе 19 Гражданского кодекса Российской Федерации. – М.: Статут, 2010. – 128 с.
  15. В.Е. Зелинский. Вхождение области войска донского и казачества в государственно-правовое пространство России. – М.: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 224 с.
  16. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". – М.: Омега-Л, 2013. –  с.
  17. Михаил Анатольевич Гончаров. Становление и развитие государственного и общественного управления. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 196 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Роль муниципальных унитарных предприятий в деятельности муниципальных образований в Чукотском АО
Экономика предприятия
Диплом
105 стр.
Совершенствования управления предприятием в сфере питания
Экономика предприятия
Диплом
81 стр.
Управление эффективностью деятельности предприятия
Анализ финансового состояния предприятия
Диплом
129 стр.
Совершенствование структуры управления государственным унитарным предприятием г. Москвы "Мосгортранс" филиала Зеленоградский автокомбинат
Электроснабжение городов и промышленных предприятий
Другое
144 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Lubow, 02.06
Здравствуйте! Спасибо Вам огромное-огромное!!! Я защитила дипломную работу на отлично! Преподаватели, которые принимали работу, сказали, что работа очень замечательная и претензий к ней нет. Была самая лучшая работа на курсе!!! Я так рада, чтобы я без Вас делала, просто не знаю. Спасибо! Спасибо! Спасибо! Я обязательно всем буду рекомендовать Ваш сайт! Спасибо! Вы просто супер!