Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Международные экономические договоры россиийской федерации

Международные экономические отношения

 

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ЗАГРЕБИНА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Международные экономические договоры россиийской федерации

Специальность 12.00.10 - международное право

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Казань - 2000

Диссертация выполнена на кафедре конституционного и международного права Казанского государственного университета.

Научный руководитель:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность___темы исследования. Одной из главных предпосылок побудивших автора настоящего исследования к выбору темы диссертационного исследования явилось недостаточное освещение в современной отечественной юридической литературе проблемы участия Российской Федерации в международных экономических договорах, а также практически полное отсутствие в ней исследований проблемы классификации и систематизации современных международных экономических договоров Российской Федерации.

Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что в основе сотрудничества государств независимо от их политического, экономического и социального уровня развития, всегда лежал принцип экономической выгоды. Поэтому совершенно естественно, что экономическое сотрудничество государств, будучи одним из важнейших факторов единения государств, подлежит обязательному урегулированию посредством особых ' правовых норм, выработанных в процессе совместного консультирования и сведенных в единые между народно-прапопые акты - международные экономические договоры.

Международный экономический догонор, как способ регулирован! международных экономических отношений государств, появился оче] давно. Договоры о торговле и мореплавании на протяжен! нескольких столетий были основной и практически единственж международно-правовой формой регулирования межгосударствен^ экономических отношений. Сейчас, и конце XX века, можно говори уже о полисистемности правового регулирования между народнь экономических отношений. Во-первых, это закрепление в между народи правовых документах универсального характера, таких как XapTi

экономических прав и обязанностей государств 1974г.1, Парижская хартия для Новой Европы 1990 г.2, Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка 1974г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.3, положений о необходимости расширения экономического сотрудничества и усиления инструментов этого сотрудничества. Так, статья 4 Хартии экономических прав и обязанностей государств предусматривает, что 'каждое государство свободно выбирать формы организации своих внешнеэкономических отношений и заключать двусторонние и многосторонние соглашения, отвечающие их международным обязательствам и потребностям международного экономического сотрудничества.

Во-вторых, в настоящее время сложился целый комплекс международно-правовых соглашений универсального характера, касающихся вопросов регулирования отдельных отраслей экономического сотрудничества. Так одним из важнейших документов в области установления торговой политики и таможенных тарифов, является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), подписанный в Женеве 30.10.1947г.; в области международных расчетов Конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселях от 07.06.1930г., в области промышленного производства - Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883г., в области энергетики Европейская энергетическая хартия от 17.12. 1991г. и т.д. Участницей многих подобного рода соглашений является Российская Федерация.

1. Принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН 12.12.1974г

2. Итоговый документ Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Париже 12.11.1990г.

3. Вступил в силу 03.01.1976г

Весомый вклад н развитие международных экономических интеграционных процессов внесли международные экономические организации и международные экономические сообщества, деятельность которых обусловлена соглашениями государств. В настоящее время ведутся переговоры как о вступлении России в уже действующие международные договоры, так и о заключении новых, призванных способствовать поднятию на новый уровень правовое регулирование международных экономических отношений с учетом требований настоящего времени.

В-трстьих, можно говорить о системе международных экономических договоров отдельно взятого государства, в нашем случае о системе международных экономических договоров Российской Федерации.

На сегодня, на наш взгляд, необходимо избрать новый подход к изучению правового регулирования международных экономических отношений, так как существующие разработки не всегда адекватно отражают положение дел, характерное для сегодняшнего дня. Этим также объясняется актуальность поставленной нами проблемы. Ее суть сводится к тому, что современный мир характеризуется целым рядом интеграционных процессов, находящих свое проявление в различных сферах политической, социальной, экономической, культурной и, конечно же, правовой жизни. В нашем случае, когда мы говорим об эффективности правового регулирования экономического сотрудничества, необходимо признать, что некоторые положения международных экономических договоров, да в целом сами договоры носят чисто декларативный характер и не достигают указанных в них целей. Чтобы найти выход из данной ситуации требуется прежде всего создать целостную картину, дающую полное представление о действующих международных экономических договорах Российской Федерации, т.е. в проведении классификации и и разработке системы международных экономических договоров Российской Федерации. Первые варианты классификаций международных экономических договоров СССР

5

были разработаны и предложены в 40-50-е годы, когда международные экономические отношения СССР с иностранными государствами стали более стабильными и роль этих договоров » регулировании международных экономических отношений существенно возросла, что не могло не отразиться как на их численности, так и на многообразии видов. Говоря о сегодняшнем дне, необходимо, как нам кажется, создать новую классификацию международных экономических договоров (уже России), тем более это актуально в связи с тем, что, во-первых, в основу разработанных ранее вариантов классификаций лег прежде всего идеологический подход к рассмотрению международных экономических договоров, а не их экономическая значимость и эффективность. Кроме того поскольку не было четкого определения понятия международного экономического договора, а также определения понятия объекта его регулирования, постольку и предлагаемые варианты грешили или неполнотой охвата существующих видов международных экономических договоров или же наоборот захватом "лишней территории".

Во-вторых, в настоящее время все более крепнут связи Российской Федерации с иностранными государствами в самых различных сферах сотрудничества, что неуклонно ведет к появлению новых видов международных экономических договоров.

В-третьих, объединение европейских стран в единое сообщество Европейский Союз, естественным образом затрагивает и экономические интересы России, что находит свое отражение и в изменении договорного потенциала. Одним из ярких примеров этому является подписанное 24 июня 1994г. Соглашение между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами о партнерстве и сотрудничестве. Большинство статей указанного соглашения посвящены вопросам экономического сотрудничества.

В-четвертых, распад СССР, создание и становление новых независимых государств создали новую международную экономическую ситуацию. Развитие тенденции к сохранению единого экономического

6

пространства, необходимость сохранения хозяйственных связей прицел и не только к необходимости решения проблем правопреемства в отношении международных экономических договоров СССР, но и к возникновению новых экономических отношений, правовое регулирование которых обеспечивают международные экономические договоры.

Ярким примером подтверждения появления новых экономических отношений в рамках бывшего СССР служит заключение таких соглашений как: Договор о создании Экономического Союза 1993г., Соглашение глав государств СНГ о собственности бывшего СССР за рубежом 1991г., Меморандум о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего СССР, представляющих взаимный интерес 1992г. и т.д.

К сожалению, до настоящего времени изучению международных экономических договоров, заключенных в рамках СНГ, уделялось недостаточное внимание. Круг рассматриваемых учеными вопросов ограничен проблемой договорной правоспособности самого СНГ и практически не затрагиваются проблемы их классификации.

С учетом вышеизложенного, избранная нами тема исследования представляет как теоретический, так и практический интерес, является своевременной и актуальной.

Степень разработанности темы. Проблемы правового регулирования международных экономических отношений России посредством международных экономических договоров и особенно проблемы классификации и систематизации этих договоров представляют собой малоразработанмые направления в современной отечественной юридической науке. Вместе с том отдельные вопросы, относящиеся к проблематике настоящего исследования нашли свое отражение в трудах целого ряда как отечественных, так и зарубежных иеслсдонатслей-правоведов.

Так, например, проблемы юридической природы международных экономических договоров стали объектом исследования в работах Г.М.Вельяминова, Л.А.Комаровой, М.А.Коробовой, И.ИЛукашука,

7

А.Н.Талалаева, А.Г.Фогелса, В.Я.Хватова, В.П.Шатрова и др.

Отдельные вопросы, относящиеся к проблеме участия России в международных экономических договорах (включая вопросы правопреемства Российской Федерации в отношении международных экономических договоров СССР) нашли свое отражение в исследованиях И.П.Блищенко, Г.В.Игнатенко, Б.М.Клименко, А.А.Ковалева, Г.И.Курдюкова, И.ИЛукашука, В.В'.Пустогарова, В.Л.Толстых, Н.А.Ушакова и др.

Проблемы классификации международных экономических договоров касались в своих трудах М.М.Богуславский, Г.Е.Бувайлик, ЛА.Комарова, А.С.Короленко, МАКоробова, В.ИЛисовский, Е.Т.Усенко, Л.А.Фитуни и др.

Однако в настоящее время в современной отечественной юридической науке не существует специального комплексного исследования, в котором нашли бы свое отражение современные проблемы участия Российской Федерации в международных экономических договорах.

Цель, задачи и предмет исследования. Основной целью

является устранение пробелов, юридической науке н сфере Федерации в международных

диссертационного исследования существующих в отечественной исследования участия Российской

.экономических договорах, классификация и систематизация этих договоров, а также формулирование предложений и рекомендаций по совершенствованию и повышению эффективности участия Российской Федерации в них, с учетом участия России в интеграционных процессах СНГ и общеевропейского сотрудничества.

Предметом диссертационного исследования является механизм, формы и способы осуществления правового регулирования международных экономических отношений России посредством международных экономических договоров.

Для реализации поставленной ноли с учетом обозначенного предмета диссертационного исследования в работе поставлены

следующие задачи:

анализ юридической природы международных экономических договорен;

определение особенностей и специфических черт международных экономических договоров;

- определение места международных экономических договоров в системе международных договоров России;

изучение проблемы соотношения принципов международного экономического права и общих принципов международного права;

выявление причин и предпосылок классификации международных экономических договоров России в их исторической ретроспективе;

рассмотрение основных концепций классификации указанных договоров в свете положений юридической доктрины;

проведение классификации современных

экономических договоров Российской Федерации со странами Содружества Независимых Государств;

анализ многосторонних и двусторонних международных экономических договоров Российской Федерации с участниками Содружества Независимых Государств;

проведение классификации международных соглашений Российской Федерации со странами СНГ;

рассмотрение экономических соглашений субъектон Российской Федерации, в частности Республики Татарстан и Удмуртской Республики. с иностранными государстнами или с субъектами иностранных федераций;

выявление дальнейших перспектив развития международного экономического сотрудничества Российской Федерации.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации обусловлена тем, что в современной юридической науке практически отсутствуют исследования, посвященные проблемам классификации и систематизации международных экономических договоров Российской

9

международных вне

государствами-

экономических

Федерации. В настоящей работе анализ указанных проблем произведен на основе источников как нормативно-правового характера (международные договоры), так и источников доктринального плана.

В рамках настоящего исследования предпринята попытка найти подходы к оптимальному использованию опыта участия СССР в международных экономических договорах и их классификации для решения аналогичных задач, стоящих ныне перед Россией, начинающей свое поступательное движение к плодотворной интеграции как в рамках СНГ, так и в рамках мирового сообщества в целом.

Результатом разработки темы диссертационного исследования являются следующие основные положения, которые выносятся на защиту:

1. На основе рассмотрения особенностей эволюции и генезиса международных экономических договоров СССР можно сделать вывод о том, что, первоначально возникнув в виде отдельных статей международных договоров, регулирующих политические вопросы, эти соглашения претерпели достаточно большую трансформацию по направлению к обретению собственной самостоятельности. Ныне уже но представляется возможным говорить о международных экономических договорах России просто как а международных соглашениях экономического характера. Это международные соглашения особого рода, правовые нормы которых призваны обеспечить- не только экономическое процветание отдельно взятой страны, а служат установлению экономического порядка в мире, усовершенствованию системы международных экономических отношений, содействию коллективной экономической безопасности.

2. Основной целью заключения N международных экономических договоров является успешное функционирование единого экономического порядка, основанного. на справедливости, суверенном равенстве, взаимозависимости, общности интересов и сотрудничестве между всеми государствами, независимо от их экономических и политических систем.

Выход из сложившейся ситуации, когда государства-участники

10

договоров, принимая и разделяя общие наднациональные цели и задачи, с одной стороны, не желают поступаться национальными интересами в сфере экономического сотрудничества, с другой стороны, пилится в том, чтобы расширить "территориальную ограниченность" действия договоров. Это нашло выражение, в частности, в сфере сотрудничества России с ЕС, СНГ, Атлантическим Союзом.

3. Причины и предпосылки, приведшие к необходимости классификации международных экономических договоров Российской Федерации, лежат в чисто экономической плоскости.

В настоящий момент существующие варианты классификации договоров в качестве основного признака, лежащего в OCHQBC их разделения, выделяют объект правового регулирования, а не характер политического строя страны-партнера и не уровень экономического развития (что, по мнению диссертанта, является вполне обоснованным).

4. Существенным фактором, оказавшим воздействие на новые подходы к классификации договоров стала деятельность СНГ, ЕС, которые заметно повлияли на появление новых форм экономического сотрудничества и одновременно, с одной стороны, расширили область экономического сотрудничества, а с другой, уменьшили нормативную разбросанност!, их регул иронания.

Следовательно, в настоящее время международно-правовому регулированию экономического сотрудничества присуще кодификационное начало, определяющее специфику экономических отношений как внутри интеграционных объединений, так и с государствами, по входящими и них.

5. В настоящий момент в выборе направлений и методов классификации договоров обозначается четкая тенденция, суть которой сводится к тому, что она (т.е. классификация) в большей степени направлена на учет новых объектов правового регулирования экономического сотрудничества, к числу которых можно отнести взаимоотношения сторон по использованию новых достижений научно-технической революции. В связи с появлением новых объектов

И

правового регулирования возникает необходимость в определении места соответствующих договоров в системе международных экономических договоров Российской Федерации, чему и призвана способствовать предлагаемая классификация, учитывающая ныне действующие договоры и возможность появления новых.

6. Специфика политических и экономических отношений в России проявляется, в настоящее время, в частности в том, что вес чаще субъекты Российской Федерации выступают самостоятельными участниками внешнеэкономических отношений. Кроме того, наметилась тенденция к включению в договоры Российской Федерации статей, предусматривающих возможность создания непосредственной торгово-экономической договоренности между органами исполнительной власти республик, областей и краев.

Реальное участие субъектов России в международных экономических соглашениях, в том числе в качестве партнеров иностранных государств, а также огромное значение расширения межрегиональных связей для развития экономики всей страны, дают нам основание для выделения в системе международных экономических договоров России особой группы - экономических соглашений, заключенных этими субъектами, и постановки вопроса об их юридической природе.

Источники и методология исследования. При написании настоящего исследования диссертантом:

- анализировались положения учредительных договоров СНГ, ЕС, Хартия экономических прав и обязанностей государств !974г., Устав ООН по промышленному развитию 1979г., Марракешскос соглашение о создании Всемирной Торговой Организации 1994г., Парижская хартия для Новой Европы 1990г.;

рассматривались регламенты, директивы, постановления и др. документы, относящиеся к теме диссертационного исследования;

были исследованы основные международные универсальные соглашения в сфере экономического сотрудничества;

12

анализировались положения новых международных экономических договоров (проведен обзор около 200 международных экономических соглашений);

- изучались труды отечественных и зарубежных исследователей-правоведов, относящихся к проблемам, составляющим предмет диссертационного исследования.

В процессе работы над диссертацией использовался также целый ряд библиографических и справочных изданий.

Методологическую основу диссертационного исследования составили принципы и категории диалектики, логический метод, метол исторической реконструкции, метод сравнительного правоведения, а также метод системно-структурного анализа.

Практическая значимость исследования. Предложения и выводы, сформулированные в результате проведенного диссертационного исследования, а также сам материал настоящей работы, связанный с анализом процессов классификации международных экономических договоров России могут быть использованы:

- в правотворческой деятельности в процессе совершенствования положений, определяющих механизм эффективного действия договоров;

- для выработки конкретных договоров;

юридическими лицами, органами исполнительной власти РФ, субъектов РФ, принимающих участие во внешнеэкономической деятельности;

в учебном процессе в курсах международного праии (публичного и частного), в специальных курсах, касающихся проблем международного экономического сотрудничества.

Апробация результатов^ исследования^ Ряд основных положении диссертационного исследования был изложен:

- и опубликованных научных, учебно-методических работах;

- в выступлениях на научных конференциях, в числе которых:

а) Итоговая научная конференция КГУ (ноябрь 1997г.);

б) Итоговая научная конференция КГУ (ноябрь 1998г.)

13

в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры конституционного и международного права КГУ.

_. Структура работы. Структура диссертационного исследования обусловлена целью и задачами настоящей работы и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, указывается цель, задачи и методы исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту и отражающие новизну диссертационного исследования.

Первая глава 'Участие РФ в международных экономических договорах посвящена исследованию понятия международного экономического договора, его юридической природы, а также рассмотрению проблемы правопреемства Российской Федерации в отношении международных экономических договоров бывшего СССР и проблемы участия в них субъектов Российской Федерации.

В первом параграфе первой главы анализируются определения понятия международного экономического договори. даваемые отечественными юристами и предлагается новый вариант определения данного понятия с учетом составляющих его элементов: субъект, объект, предмет, цель международного экономического договора. выделяются и рассматриваются характерные черты данного вида соглашений.

Международный экономический договор определяется диссертантом как соглашение между двумя или несколькими государствами и/или иными субъектами международного права, регулирующее их

14

деятельность в сфере экономического сотрудничества, заключенное и соответствии с общими и специальными принципами и нормами международного права с целью получения материальных и нематериальных благ экономического характера.

Международный экономический договор - это один из видов существующих международных договоров, поэтому он обладает всеми присущими им признаками и свойствами, нашедшими свое закрепление в Венской конвенции о международных договорах 1969г.

Между тем, как отмечает диссертант, международным экономическим договорам присущи и определенные характерные черты, позволяющие выделить их из многообразия существующих международных договоров: это прежде всего соглашения, заключаемые в письменной форме, в структуре которых особая роль отведена преамбуле, состоящей из норм, содержащих цели, намерения и стремления сторон, а также это договоры, имеющие особые субъект, объект, предмет и цели правового регулирования, соответствующие как основным принципам и нормам международного права, так и специальным принципам международного экономического права и образующие единую и целостную систему юридических норм, действие которых направлено на регулирование .международных экономических отношений.

Специфика международных экономических' договоров состоит в наличии в них наряду с нормами, непосредственно регулирующими международные отношения экономического характера, также норм, действие которых направлено на урегулирование международных отношений, являющихся предметом изучения других отраслей и институтов общего международного права: морского права, воздушного права, космического права, охраны окружающей среды и т л. Это объясняется тем, что круг современных экономических интересов государств не ограничивается только вопросами, возникающими в сфере обмена товарами и услугами, но и направлен на решение вопросов о совместном использовании современных достижений в новых

15

прогрессивных областях науки и техники, что в свою очередь расширяет и круг правового регулирования международных экономических договоров.

Специфика современных международных экономических договоров выражается и в особенности их структуры, где особая роль отводится преамбуле, состоящей из норм, содержащих цели, намерения и стремления сторон, а также основные и специальные принципы международного права, которыми они руководствуются при заключении данных договоров. Последние (т.е. специальные принципы международного права), находя свое закрепление в экономических соглашениях, оказывают все большее влияние на развитие международных экономических отношений в целом и на совершенствование механизма международно-правового регулирования этих отношений в частности, что должно привести в дальнейшем к окончательному утверждению их как универсальных общепризнанных принципов, имеющих императивный характер.

Международное договоры экономического характера, регулирующие экономическое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами образуют систему этих договоров, в рамках которой их действие проявляется более эффективно и целенаправленно Поэтому диссертант приходит к выводу, что при изучении, разработке и заключении международных экономических договоров необходимо прежде всего учитывать их место и данной системе. Это послужило бы и дальнейшем более эффективному установлению и восполнению пробелов в регулировании экономического сотрудничества как путем внесения изменений в "старые" экономические соглашения, так и путем принятия новых соглашений.

Во втором параграфе данной главы рассматриваются основные принципы и нормы международного права, применяемые при решении вопросов участия Российской Федерации в международных экономических договорах бывшего СССР.

Исходя из анализа подписанных документов между

16

государствами, образовавшимися на территории бывшего СССР, диссертант делает вывод о том, что все ранее заключенные бывшим СССР международные экономические договоры, продолжают свое действие на территории Российской Федерации, за исключением двух случаев: во-первых, когда есть договоренность участников договора о прекращении его действия в отношениях между ними, и, во-вторых, когда применение положений договора невозможно в силу коренного изменения условий его действия.

В свою очередь практика заключения Российской Федерацией с иностранными партнерами двусторонних протоколов и соглашений, содержащих перечень международных экономических договоров, прекративших и/или продолжающих действовать на ее территории, направлена на устранение возможности возникновения сомнений относительно того, в какой мере и как Российская Федерация считает себя связанной международными экономическими договорами бывшего СССР.

Проблему исполнения обязательств по международным экономическим договорам бывшего Союза ССР Российская Федерация решает и посредством подписания новых международных экономических соглашений на основе которых решается вопрос, какие договоры между Россией и иностранным государством действуют, а какие прекращают свое действие.

При решении проблемы урегулирования взаимоотношений нескольких государств-преемников между собой при правопреемстве договоров государства-предшественника, представляющих общий интерес, необходимо, по мнению диссертанта. при рассмотрении каждого конкретного договора такого типа либо заключение по нему нового многостороннего соглашения между заинтересованными государствами, на основе которого . в дальнейшем подписываются двусторонние экономические соглашения либо подписание протокола к данному международному соглашению, что фактически перевело бы его из статуса двустороннего в многостороннее. Анализ же практики

17

заключения международных договоров Россией и другими государствами-участниками СНГ показывает, что каждое вышеуказанное государство решает вопрос об участии в подобного рода соглашениях самостоятельно, без какого-либо предварительного договорного урегулирования взаимных интересен по ним. На оснонании вышеизложенного диссертант приходит к выводу об отсутствии единой концепции правопреемства в отношении договоров бывшего СССР.

Третий "параграф данной главы посвящен изучению проблемы договорной правоспособности субъектов РФ в области международных экономических отношений. В н"ем рассматриваются основные подходы, существующие в современной отечественной науке, к проблеме участия членов федераций в международных экономических договорах, анализируются нормы и принципы международного права, а также внутреннего права РФ, направленные на решение данной проблемы.

На основе анализа норм международного и внутреннего права России диссертант делает вывод, что международное и внутригосударственное право Российской Федерации в исследуемой им области не удовлетворяет вес возрастающим потребностям в нормативном урегулировании отношений субъектов федерации с иностранными государствами. В настоящее, время назрела настоятельная потребность в принятии акта международного уровня с целью формирования комплекса норм о статусе договоров с участием субъектов федерации. Принятию данного акта может способствовать научное осмысление проблем международной договорной правоспособности и международной правосубъектности субъектов федерации и анализ соответствующей нормативной базы федеративных государств.

Что касается норм внутреннего права Российской Федерации, то решающее значение при определении порядка заключения и выполнения международных договоров Российской Федерации и ее субъектов играют конституционные нормы о верховенстве Конституции РФ и федеральных договоров на территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4), а также положения о выполнении международных

18

договоров Российской Федерации как предмете совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "о" ст. 72).

Реальное участие субъектов Российской Федерации и международных экономических отношениях, в том числе в качестве партнеров иностранных государств, а также огромное значение расширения межрегиональных связей для развития экономики всей страны, дало диссертанту основание для выделения в системе международных экономических договоров Российской Федерации особой группы соглашений - экономических соглашений, заключаемых этими субъектами и постановке вопроса об их юридической природе. *

Учитывая оценку, которая дается законодателем и которая представлена в юридической литературе, невозможно утверждать, что соглашения, заключаемые субъектами федерации с иностранными государствами и\или субъектами иностранных федераций, являются такими же международными договорами, как и договоры, которые заключает Российская Федерация. И все же, по мнению диссертанта, данные соглашения безусловно носят международный характер, поскольку они регулируют отношения, выходящие за пределы одного государства. Это, безусловно, и не гражданско-правовые договоры, поскольку имеют прежде всего публичный характер. Определяя статус соглашений субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами, нельзя не учитывать выделенные обстоятельства, а также реальное положение дел и наблюдаемые тенденции.

Вторая глава носит название Международные экономические договоры в системе международных договоров РФ и представляет собой исследование различных видов международных экономических договоров РФ в их взаимосвязи и взаимозависимости.

В первом параграфе анализируются основные виды и способы классификации международных экономических договоров, предлагаемые в отечественной научной юридической литературе. На основе данного анализа предлагается новый вариант классификации международных экономических договоров, позволяющий выделить современные тенденции

19

развития договорного регулирования международных экономических отношений России.

Так, диссертант утверждает, что в развитии международно-договорной базы экономического сотрудничества России прослеживаются следующие тенденции: во-первых, несмотря на возрастающее значение многостороннего экономического сотрудничества, международное сотрудничество вообще и в экономической сфере, в частности, ведется в большей мере на основе двусторонних международных договоров. Участие России в многосторонних экономических соглашениях во многом осложнено не столько неразвитостью ее внутреннего законодательства, сколько экономическими и политическими трудностями, препятствующими заключению ею новых и присоединению к уже действующим многосторонним соглашениям. Во-вторых, наблюдается уменьшение количества заключаемых многосторонних и двусторонних экономических соглашений.

Положения экономических соглашений и договоров бывшего СССР претерпели существенные изменения, в частности отменена монополия внешней торговли, осуществлен переход бывших социалистических стран на новые формы проведения расчетов "в свободно конвертируемой валюте, по текущим мировым ценам, в соответствии с принципами, условиями и формами, применяемыми в международной торговой, финансовой и банковской практике" между участниками внешнеэкономической деятельности.

Большое внимание и сонременных экономических соглашениях уделяется проблеме информирования друг друга по вопросам внешней экономической политики своих государств в областях, представляющих взаимный интерес, развитию прямых контактов между представителями организаций и предприятий, обмену торговыми делегациями и визитами предпринимателей стран-участников договоров, созданию ассоциаций с участием предпринимателей.

Развитие регионального торгоно-экономичсского сотрудничества требует предусмотрения в экономических соглашениях специальных

20

оговорок относительно участия субъектон федерации в их реализации и является, по мнению диссертанта, необходимым условием эффективности такого участия (примерный вариант подобного рода оговорки предлагается диссертантом в приложении к диссертационному исследованию).

Современным экономическим соглашениям присущи и некоторые недостатки, в частности, отсутствие в них положений, определяющих конкретные механизмы ответственности и контроля за их выполнением.

Существенная роль в дальнейшем развитии экономических связей принадлежит новым видам экономических соглашений, в частности, соглашениям о торговом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве, о взаимной охране капиталовложений.

Второй параграф данной главы посвящен рассмотрению основных видов международных экономических договоров, заключаемых Россией в рамках СНГ, а также проведению сравнительного анализа данных договоров с международными экономическими договорами России, заключаемыми вне этого Содружества.

Международные соглашения экономического характера, заключаемые Россией со странами Содружества Независимых Государств занимают одно из ведущих мест в системе международных экономических договоров Российской Федерации и имеют по мнению диссертанта ряд особенностей:

существует сравнительное большое количество договоров, как многосторонних так и двусторонних, которые выглядят как своего роля соглашения о намерениях и, соответственно, осуществление комплексных взаимосвязанных мероприятий в соответствии с их положениями возможно лишь в связи с последующим принятием новых отдельных соглашений;

некоторые виды двусторонних экономических соглашений по своему содержанию варьируют между классическими видами договоров: от торговых договоров и соглашений об экономическом сотрудничестве до соглашений о товарообороте;

21

помимо наличия в отдельных видах экономических соглашений признаков, присущих классическим видам договоров, характерным для данных соглашений является и наличие положений, имеющих значение только для данной категории стран, государств-участников Содружества

между тем известны соглашения содержание которых в основном не отличается от содержания обычных договоров того же вида, но заключенных Россией с другими странами;

- особенностью двусторонних экономических соглашений России со странами СНГ является и то, что некоторые их виды имеют идентичное для всех партнеров содержание;

наибольшее количество договоров, заключенных Россией в рамках СНГ, относится к сфере денежного оборота, что связано прежде всего со стремлением государств СНГ как можно быстрее устранить факторы, препятствующие развитию их торгово-экономических связей. Но, несмотря на многочисленность данных договоров, качество их содержания далеко от совершенства и требует, по мнению диссертанта, либо пересмотра некоторых из них, с последующим внесением изменений, либо заключения новых соглашений, которые содержали бы брлее развернутые положения, носящие обязывающий характер и устанавливающие твердые сроки исполнения обязательств;

положительное - влияние на сближение нормативно-правовой базы государств-участников СНГ оказывают предусматриваемые в соглашениях положения по созданию и совершенствованию внутригосударственных нормативных актов;

- одним из основных способов укрепления российских позиций на рынках государств-участников Содружества является формирование производственных, коммерческих, кредитно-финансоиых, страховых и смешанных транснациональных объединений.

В настоящее время можно говорить о складывающейся системе договоров, регулирующих экономическое сотрудничество стран-участниц Содружества, в связи с чем представляется актуальным исследование1

22

вопроса о взаимодействии системы международных экономических договоров Российской Федерации и СНГ.

В третьем параграфе второй главы рассматриваются перспективы развития международного экономического сотрудничества РФ с иностранными государствами в свете участия в нем субъектов РФ.

В настоящее время активными участниками внешнеэкономической деятельности Российской Федерации являются ее субъекты, что прежде всего связано с расширением их компетенции в области внешнеэкономических связей.

Утверждение Федеральным законом Российской Федерации "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" от 16 января 1999 года субъекта федерации в качестве возможной стороны в договоре с участием иностранного государства или субъекта иностранной федерации подтверждает необходимость определения места соответствующих договоров в системе международных экономических договоров Российской Федерации. Закон закрепил уже существовавшую практику прохождения в обязательном порядке процедуры согласования проектов таких соглашений с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Таким образам, субъекты федерации должны своими действиями прежде всего не только не противоречить интересам федерации в целом. но и оказывать всевозможную поддержу исполнению взятых ею экономических обязательств в международных отношениях. Этому способствует как участие субъектов федерации во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в рамках заключаемых ею международных экономических соглашений, так и активная деятельность этих субъектов, направленная на самостоятельное установление внешнеэкономических связей.

Соглашения субъектов федерации в условиях осуществления экономической интеграции становятся одним из важнейших перспективных правовых средств для дальнейшего развития

23

международного экономического сотрудничества России на "региональном" уровне. Поэтому необходимо включение в них положений о взаимосвязи договоров, заключаемых субъектами РФ, и договорами, заключаемыми РФ, что способствовало бы укреплению их позиций. В связи с этим, диссертантом предлагается примерный вариант преамбулы экономического соглашения субъекта Российской Федерации.

В целом исследование соглашений с участием субъектов Российской Федерации показывает, что несмотря на их несовершенство, зачастую преобладание в них ч обобщенных, расплывчатых формулировок, отсутствие системности как в изложении правовых норм внутри единого документа, так и в целом в построении внешнеэкономической политики республики, они вносят определенный вклад в развитие экономических связей Российской Федерации с иностранными государствами. Данные соглашения в условиях осуществления экономической интеграции становятся одним из важнейших правовых средств для дальнейшего развития международного экономического сотрудничества Российской Федерации на "региональном" уровне.

В заключении подводятся итоги проделанной работы, излагаются основные выводы по вопросам, составляющим предмет диссертационного исследования

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

1. К вопросу о классификации международных экономических договоров Российской Федерации // Проблемы правового регулирования и правоприменения. Сборник науч. тр. - Ижевск, 1998. - С.90-100

2. Договорная правоспособность субъектов Российской Федерации в области международных экономических отношений // Вестник УдГУ. Серия Право. - 1998. - №1. - С.119-128.


Описание предмета: «Международные экономические отношения»

В предмет международных экономических отношений входит изучение двух важнейших составляющих: собственно международные экономические отношения и механизм их реализации Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука изучает не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем, не любые экономические отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения. Механизм международных экономических отношений включает в себя правовые нормы и инструменты по их реализации (международные экономические договоры, соглашения, «кодексы», хартии и т. д.), соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на реализацию целей по развитию международных экономических отношений Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб.

пособие. – М.: Маркетинг, 1996. – 196 с.

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999

Литература

  1. Международные экономические отношения. – М.: Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2001. – 512 с.
  2. Международные экономические отношения. – М.: Юнити-Дана, 2000. – 504 с.
  3. Т.И. Повалихина. История мировой экономики и международных экономических отношений. – М.: Современная школа, 2007. – 256 с.
  4. С.Б. Иванов. Выступление на XI Петербургском международном экономическом форуме (июнь 2007 г.). – М.: Ленанд, 2007. – 76 с.
  5. Под редакцией А.Ю. Архипова, Е.П. Пузаковой. Международные экономические отношения. Международный бизнес. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 576 с.
  6. А.А. Каширкина, А.Н. Морозов, О.И. Тиунов. Выполнение международных договоров Российской Федерации. – М.: Норма, 2012. – 256 с.
  7. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010. – М.: Статут, 2013. – 758 с.
  8. Елена Андреева und Артём Ратнер. Международная экономическая интеграция и регион. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 256 с.
  9. Таймасов А.Р. под ред., Муратова З.М. , Юсупов К.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2013. – 256 с.
  10. Л.Н. Федякина. Международные экономические отношения. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 462 с.
  11. Мировая экономика и международные экономические отношения. Практикум. – М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2016. – 136 с.
  12. Федякина Л.Н. Международные экономические отношения. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: , 2017. – 461 с.
  13. Д.П. Стригунова. Правовое регулирование международных коммерческих договоров. В 2 томах. Том 2. – М.: Юстицинформ, 2017. – 432 с.
  14. Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". – М.: Моркнига, 2018. – 44 с.
  15. Л.Н. Федякина. Международные экономические отношения. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть 1. – М.: Юрайт, 2018. – 182 с.
  16. Л.Н. Федякина. Международные экономические отношения. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2018. – 374 с.
  17. Д.П. Стригунова. Правовое регулирование международных коммерческих договоров. Монография. В 2 томах. Том 1. – М.: Юстицинформ, 2017. – 448 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Международная миграция рабочей силы
Международные экономические отношения
Курсовая работа
29 стр.
Международная экономическая интеграция. Человеческий фактор производства в современной экономике
Международные экономические отношения
Реферат
14 стр.
Международные экономические отношения
Международные экономические отношения
Реферат
19 стр.
Оффшорные зоны в международной экономической практике
Международные экономические отношения
Диплом
90 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Надежда (Москва)
Доброго временим суток, Ирина! Пишу чтобы сказать Вам огромное СПАСИБО! Вы снова меня спасли. Курсовая по экономике труда сдана!!! (вместе с экзаменом). Хочу пожелать Вам успехов, хороших (незамороченных) заказов. Семейного благополучия и безоблачного неба над головой. С надеждой на дальнейшее сотрудничество, Надежда