Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Организационно-правовые основы возрождения российского казачества в постсоветский периодКультурология
Шаповалова Яна Витальевна
Организационно-правовые основы возрождения российского казачества в постсоветский период
Специальность 12.00.01 - Теория и история права и государства; история правовых учений
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Волгоград 2000
Диссертация выполнена на кафедре государственнно-пра-вовьгх дисциплин Краснодарского юридического института МВД России.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Казачество, являясь одним из феноменов не только отечественной, но и мировой истории, занимало важное место в сословно-представитель-ной и государственно-властной системе России на протяжении нескольких последних столетий. Оно не однажды пережило крайне непростые, иногда переломные этапы своей истории, но всегда находило внутренние силы для своего развития. Примерно до 70-х гг. XVII в. формирование казачества протекало естественным образом. Население, именовавшееся казаками, постепенно обретало специфические черты, которые его отличали от соседних этносов. На протяжении XVII-XIX вв. казачество превращается в военнослужилое сословие. Формой его организации стали казачьи войска - сложные и разветвленные хозяйственные системы, коренным образом отличающиеся от существовавших до середины XVII в.
Развитие капитализма вызвало «размывание» сословной характеристики казачества и обозначило тенденцию расказа-чивания, в основе которой лежали экономические причины. Однако такая перспектива успела только наметиться. Раска-зачивание по-большевистски, имевшее иные причины и носившее административно-насильственный характер, осуществлялось в несколько стадий и поставило казаков на грань исчезновения.
Демонтаж административно-командной системы управления, провозглашение принципа политического и идеологического плюрализма, отказ от многих штампов и стереотипов в оценке исторического прошлого России, а также заинтересованность государства в расширении своей социальной опоры в условиях политической нестабильности - все это создало условия для возрождения казачества в нашей стране. В конце 80-х гг. происходило зарождение казачьих организаций, выдвигались программные требования к государственным структурам, обсуждались перспективы казачьего движения в постсоветском обществе. Однако действия активистов движения и
созданных ими организации находились вне правового поля. К 1990 г. казачье движение приобрело широкий размах, активно включилось в общественно-политическую жизнь. Лидеры движения добились реабилитации казачества как репрессированного народа. После десятилетий забвения государство признало легитимность казачества в Законе РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»1, однако оно не получило правового статуса. На повестке дня обозначилась новая проблема -создание нормативно-правовой базы, регулирующей становление российского казачества в новых исторических условиях.
Нормативные правовые акты, принятые в 1991-1994 гг., определили правовые рамки деятельности массовых стихийно возникших общественных организаций казачества. Анализ последующих документов показал, что логическим продолжением стихийности явилась выработка государственной стратегии развития российского казачества. Ее главным элементом стало воссоздание системы казачьей государственной и иной службы, основанной на идее самоокупаемости казачьих обществ.
Задача совершенствования правовой базы, регламентирующей становление российского казачества, требует исследования и обобщения уже накопленного опыта, выявления и закрепления конкретных форм сотрудничества казачьих организаций с органами власти. В связи с этим изучение вопросов возрождения казачества, развития его правового статуса представляет не только научный, но и теоретико-прикладной интерес. Актуальность темы подтверждается также тем, что, несмотря на значимость современного казачьего движения для общества и государства, до настоящего времени остается не ясным до конца его правовой статус и перспективы встраивания в государственную систему. Научный анализ организационно-правовых основ деятельности казачества позволит более четко определить пути его развития.
1 См.; О реабилитации репрессированных народов: Закон РСФСР от 26 алр. 1991 г. № 1107-1 в ред. Закона РФ от 1 июля 1993 г. № 5303-1// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993. №32. Ст. 1230.
Хронологические рамки исследования эмпирического материала охватывают 1989-1999 гг., а законодательной базы - 1991-1999 гг. Выбор данных временных границ обусловлен тем, что в этот период идет процесс формирования законодательства о казачестве. За точку отсчета взят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», принятый 26 апреля 1991 г. Это первый нормативный акт, в котором был поставлен вопрос о реабилитации казачества. Исследование обозначенных в диссертации этапов возрождения казачества завершается датой принятия «Федеральной целевой программы государственной поддержки казачьих обществ на 1999-2001 годы», ее реализация должна стать очередным шагом в возрождении казачества, выходящим за рамки данной работы.
В структуре работы выделена отдельная глава, освещающая вопросы советской государственной политики по казачьему вопросу, которая представляет собой ретроспективный истори-ко-правовой анализ нормативных актов, а также решений советских и партийных органов, раскрывающих сущность раска-зачивания. Суть этой политики предопределила формы и методы реабилитационной работы в постсоветский период, являющейся составной частью процесса возрождения казачества.
Состояние научной разработанности проблемы. К изучению феномена российского казачества, определению его места и роли в истории обращались многие исследователи на разных этапах развития Российского государства. Послереволюционные советские публикации о казаках основывались на фактологических особенностях того времени. Однако по известным причинам в работах советских ученых прослеживается тенденциозное освещение целого ряда проблем. Первой работой, посвященной казачеству в новых советских условиях, была книга И.И. Ульянова «Казачество в первые дни революции», затем им были изданы еще несколько работ. В этих и последующих исследованиях указанного и других авторов казачество рассматривалось в духе господствовавшей идеологии, как орудие российского империализма, враг революционных преобразований в стране.
Разгром академической школы в 1930-х гг. привел к стагнации в исследованиях. Научные труды создавались на основе теоретико-методологических установок марксизма-ленинизма. С начала 1930-х до середины 1960-х гг. казачья тематика была отодвинута на самый дальний план. Особенно это касалось таких тем, как участие казаков в революциях, гражданской войне, казачья иммиграция за рубежом.
Вконце 1960-х~начале 1980-х гг. исследовательская работа активизировалась, появились первые исследования о белом движении и казачьей иммиграции, а также работы, посвященные поведению различных групп казачества в революции и гражданской войне. При этом преобладали работы, выполненные на материалах Дона, Кубани, Северного Кавказа. Эти работы, написанные на конкретных фактических материалах, оставались достаточно идеологизироваными.
В 1980-1990 гг. были проведены три Всесоюзные научные конференции по философским, историческим, этнографическим проблемам казачества1. Несмотря на то, что материалы, представленные на этих конференциях, были выдержаны в духе господствовавших постулатов, произошло главное - был снят запрет с закрытой многие годы темы.
С начала 1990-х гг. формируется новый подход к оценке государственной политики по отношению к казачеству в отечественной истории вообще и в новейший период, в частности. К числу наиболее значимых работ следует отнести монографии А.А. Гардеева, Н.И. Селищева, И.Я. Куценко, ГЛ. Воскобой-никова, Я.А. Перехова, Н.Ф. Бугай и др.
К научной разработке вопросов возрождения казачества обратились совсем недавно. Как показывает анализ, авторами большинства публикаций являлись политологи, историки, социологи. Необходимо отметить ряд исследовательских работ, посвященных казачеству в постсоветской России, Однако они немногочисленны, имеют преимущественно социологическое
1 Первая Всесоюзная конференция состоялась на базе Карачаево-Черкесского НИИ истории, филологии и экономики 12-13 ноября 1980 г., вторая - там же 9-11 сентября 1986 г., третья - в Нальчике весной 1990 г.
содержание либо освещают отдельные аспекты деятельности казачьих обществ1. В юридической литературе вопросы правового и организационного обеспечения процесса возрождения казачества в 1991-1999 гг. не разрабатывались.
Актуальность проблем функционирования казачьих обществ и правового регулирования их деятельности, а также отсутствие специальных научных исследований по ним обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Целью исследования является рассмотрение организационно-правовых основ процесса возрождения казачества и определение этапов формирования его правового статуса, а также обоснование некоторых выводов и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования статуса современных казачьих объединений.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
на основе анализа документов советского периода определить причины, сущность и последствия государственной политики «расказачивания», установить ее влияние на формы реабилитации казачества в постсоветский период;
выявить этапы формирования правового статуса возрождающегося казачества;
проследить причины изменения законодательства, регулирующего особый порядок несения государственной службы членами казачьих обществ, и раскрыть сущность государственной казачьей службы;
1 См.: Бровко Н.В. Социологические и правовые аспекты сотрудничества органов внутренних дел с территориальными объединениями казачества: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1996; КураевВ.Д. Проблемы возрождения казачьего землепользования // Тезисы докладов, сообщений, выступлений на Международной (всероссийской) научной конференции. Ростов н/Д, 1995; Маркедонов С.М. Возрождение казачества и государства//Полис. 1998. №2; ТаболинаТ.В. Возрождение казачества 1989-1994.М, 1994;ТитлинаЕ.Ю. Политика российского государства в формировании дальневосточного казачества: сущность, особенности, перспективы: Дис. ... канд. полит, наук, М., 1996; Трут В. П. Проблема возрождения казачества и теоретические подходы к ее разрешению // Тезисы докладов, сообщений, выступлений на Международной (всероссийской) научной конференции. Ростов н/Д, 1995
проанализировать правовую базу и меры государственной поддержки, направленные на создание социально-экономического потенциала казачества в новых условиях;
исследовать основы построения и функционирования органов государственной власти, ведающих вопросами возрождения казачества, определить их компетенцию;
изучить структуру управления внутри казачьих обществ.
Объектом исследования являются общественные отношения, характеризующие процесс воссоздания казачества в структуре современного общества и государства.
Предметом исследования является организационное и правовое обеспечение процесса возрождения российского казачества в постсоветский период.
Методологическую основу диссертационной работы составляет комплекс общенаучных, частных и специальных методов познания, таких как логический, системно-структурный, исторический, социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический, метод интервьюирования, комментирования, опроса и др. В ходе исследования автор основывался на сочетании общегосударственного и регионального подходов. С этих позиций исследован весь комплекс проблем, представленных в диссертации. Использование широкого спектра методов познания позволило диссертанту исследовать вопросы целостно и всесторонне в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Источниковая база диссертационного исследования. Настоящая работа написана на основе разнообразных источников. В ходе изучения темы исследования было проанализировано более 150 нормативных актов федерального, регионального и местного уровня, в том числе использовались ведомственные акты, письма, приказы, аналитические обзоры и отчеты, типовые уставы и договоры. Важную информационную роль в определении статуса казачьих организаций и их членов сыграли локальные нормативные акты: уставы, положения, правила и т. д. Исследование документов советского периода осуществлялось на основе официальных сборников, публика-
ций в газетах и журналах, а также по архивным источникам.
При работе над диссертацией использовались материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского центра хранения и изучения документации новейшей истории (РЦХИДНИ), Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), Государственного архива Ростовской области (ГАРО).
Самостоятельную группу источников составили монографические исследования по общей теории права и государства, отраслевым юридическим наукам, социологии, истории, политологии, науки управления. Особенно хотелось бы отметить работы: С. Алексеева, П. Баранова, Д. Бахраха, Н. Бровко,, Н. Бугай, Н. Витрука, Л. Воеводина, А. Гордеева, И. Игнатьева, И. Куценко, В. Лазарева, В. Мамонова, И. Омельченко, В. Саль-никова, В. Синеокова, Я. Перехова, Т. Таболиной, Е. Титлиной, В. Шадрина, С. Юрьева.
Определенный интерес представляют справочные издания и статьи в периодической печати. В них содержится не только фактологический, но и теоретический материал по изучаемой проблеме. Для работы использовалась как центральная, так и местная периодика, в том числе казачья.
Лучше понять и объективно оценить взаимоотношения органов власти и казачества помогли личные встречи и беседы с руководителями и сотрудниками Управления по вопросам казачества при Администрации Президента РФ, Комитета по вопросам местного самоуправления, делам казачества, межнациональным отношениям и миграционной политике Законодательного Собрания Краснодарского края, Комитета по работе с казачьими обществами Администрации Краснодарского края, отдела общественных и межрегиональных связей мэрии г. Краснодара., а также с руководителями Кубанского войскового казачьего общества.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на монографическом уровне представлен комплексный научный анализ правовых основ возрождения казачества. В диссертации исследованы вопросы формирования правовой
базы, этапы становления правового статуса современного казачества, порядок привлечения казаков к несению отдельных обязательств по государственной службе, организация управления казачьими обществами, формы государственной поддержки казачьего движения. Анализ этих положений позволил составить целостную характеристику процесса возрождения казачества.
Научной новизной отличаются и выносимые на защиту положения.
1. Советское государство не раз меняло свои приоритеты в «казачьем вопросе»: от беспощадного террора до казачьего возрождения. Но в целом государственная политика была направлена на «размывание» казачьего населения, на своеобразное «расказачивание». В результате ее реализации казачество утратило присущие ему самобытные качества: особый хозяйственный уклад, культурные традиции, речевой диалект. Возрождение казачества, которое стоит на повестке дня, должно пониматься не как его возобновление в первоначальном виде, а как процесс восстановления естественно-исторической преемственности и эволюции российского общества и казачества.
2. Существуют различные подходы к определению сущности современного казачества, даются различные его дефиниции. Представляется, что казачество является особой социальной общностью людей, объединенных на основе культурно-исторических традиций и общих целей. Оно является новым политическим и социальным явлением, нашедшим для своей реализации традиционную форму.
3. В формировании правового статуса современного казачества в 1989-1999 гг. можно выделить несколько этапов. Первый (1989-1992) - реабилитационный, связан с подготовкой, принятием и реализацией Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»; второй (J 992-1995)- переходный, были приняты государственные документы, открывающие возможность воссоздания казачьих структур с особым статусом, не подпадающих под действие законодательства об общественных объединениях; третий (1995 -1999) - «государственный», в
10
рамках этого этапа формируется законодательство о порядке привлечения казачества к несению государственной и иной службы, определяются меры государственной поддержки казачьих обществ, члены которых взяли обязательства по несению государственной службы,
4. Привлечение казачества к выполнению обязательств по государственной и иной службе и предоставление определенных льгот свидетельствует о включении его в государственную структуру. Система нормативных актов, регулирующих вопросы несения службы, закрепляет договорный характер выполнения казачьими обществами государственных функций.
5. При формировании органов управления, ведающих вопросами казачества, наиболее отчетливо проявляется стремление включать казачество в государственный механизм. Что подтверждается, к примеру, созданием в составе Администрации Президента РФ специального органа - Управления Президента РФ по вопросам казачества. В России эффективно функционирует система государственных структур федерального, территориального и регионального уровней.
6. Система управления казачьими обществами восстанавливается на основе традиций, существовавших в казачьих войсках, с учетом специфики, присущей каждому отдельному войску. Виды и общая компетенция органов войскового казачьего общества отражаются в его уставе, который утверждается указом Президента РФ, а также в локальных нормативных актах, утверждаемых общим собранием (кругом) либо атаманом войска. Органы управления структурных подразделений войскового общества образуются в соответствии с их уставом выборным путем либо путем назначения войсковым правлением. В целом органы управления казачьего общества представляют систему вертикальной соподчиненности.
Теоретическое значение результатов исследования определяется его новизной и совокупностью положений, выносимых на защиту. В диссертации раскрыты закономерности развития правового статуса современного казачества в российском законодательстве в постсоветский период. Научные
И
выводы, сделанные в диссертации, ориентируются на разработку и принятие правовых актов и решений, которые должны устранить пробелы в правовом регулировании деятельности казачьих обществ. Разработанные автором концептуальные положения могут служить научной базой для дальнейшего углубленного изучения отдельных проблем, выявленных в ходе работы над диссертацией, для исследования вопросов организации государственной службы членов казачьих обществ, совершенствования системы местного самоуправления. Эти и другие теоретические положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут представлять определенный научный интерес в изучении истории казачества в нашей стране.
Практическое значение результатов исследования состоит в том, что собранный и обобщенный историко-право-вой материал может быть использован в учебном процессе при изучении историко-правовых дисциплин, а также соответствующих разделов ряда других правовых дисциплин (теории права и государства, конституционного права РФ и др.). На основе исследования можно составить специальные программы обучения и повышения квалификации членов казачьих обществ, выполняющих обязательства по несению государственной и иной службы. Материал представит также интерес для законодателя при формировании и совершенствовании законодательства о правовом статусе казачьих организаций.
Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования изложены в опубликованных автором научных статьях. Некоторые положения диссертации получили апробацию в выступлениях автора на Межрегиональной научно-практической конференции «Современные проблемы регионального право-творчества» в г. Краснодаре. Материалы диссертационного исследования были использованы при подготовке методических рекомендаций по организации взаимодействия МВД регионов Северного Кавказа с войсковыми казачьими обществами в обеспечении охраны общественного порядка и личной безопасности граждан. Аналитический обзор и методические рекомен-
12
дации направлены в ГУК МВД России. Основные положения работы были предметом обсуждения в соответствующих структурах Администрации Краснодарского края. Ряд разработок автора был использован при подготовке проекта Закона Краснодарского края «Об организации государственной и иной службы членов казачьих обществ Кубанского казачьего войска в Краснодарском крае».
Структура диссертации. Диссертационное исследование выполнено в объеме, соответствующем требованиям ВАКа России, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, степень ее разработанности, определяется объект и предмет, цели и задачи исследования, его методологическая и ис-точниковая основы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Государственная политика по отношению к казачеству в советский период» посвящена ис-торико-правовому анализу документов советского периода, раскрывающих сущность политики «расказачивания».
С началом демократических преобразований на территории бывшего постсоветского пространства появилась возможность взглянуть более масштабно на исторические процессы, переоценить их догматическое толкование советского времени. Большая роль в этом принадлежит рассекреченным архивным материалам и документам, касающимся репрессий и депортаций казаков. В данной главе рассматриваются наиболее значимые нормативные акты, решения партийных и советских органов, которые позволяют составить целостное представление о сути процессов, происходивших на территории бывших казачьих войск, их результате и последствиях.
13
К Октябрьской революции 1917г. казачье сословие представляло собой своеобразную корпорацию, сочетающую в себе как сословные, так и этнические признаки. Оно являлось весьма крупной силой в экономическом, социальном и военном отношении. К тому же в среде казачества сложилась своя система духовных ценностей, основанная на идеи православия, монархизма и русского патриотизма. Поэтому в советской системе диктатуры пролетариата, базировавшейся на идеологии классовой борьбы, уничтожения частной собственности и уравнительном коллективизме, казакам, как своеобразному сообществу, не было места.
Основная задача большевиков на первом этапе государственного строительства состояла в том, чтобы преодолеть сословные пережитки казаков, уравнять их в экономическом и правовом отношении с крестьянами. По отношению к казачеству, как и к крестьянству, проводилась жесткая классовая линия, реализация которой объективно приводила к расказачиванию.
Насильственное расказачивание началось практически сразу после провозглашения советской власти. Для создания правовой базы «расказачивания» первостепенное значение имел Декрет ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», упразднивший юридический статус казачества как особого сословия. «Циркулярное письмо об отношении к казакам» от 24 января 1919г. санкционировало их физическое уничтожение. Итоговым документом первого периода государственной «казачьей» политики стал Декрет от 25 марта 1920 г. «О строительстве Советской власти в казачьих областях». В соответствии с ним отменялся Декрет от 1 июня 1918г. «Об организации управления казачьими областями», ликвидировались казачьи войсковые территории как отдельные административные единицы. На территории бывших казачьих войск вводились органы власти, предусмотренные Конституцией РСФСР 1918 г. и положением ВЦИК «О сельских Советах и волостных исполкомах». Таким образом, в период с 1917 по 1920 г. была создана основная законодательная база для того, чтобы уравнять казачество и крестьянство в политическом и правовом отношении.
14
В период НЭПа линия на «расказачивание» продолжалась, но в скрытой форме, в ходе реализации официально провозглашенного курса апрельского Пленума ЦК ВКП(б) 1925 г. на широкое вовлечение казачества в советское строительство. Но после свертывания НЭПа произошла реанимация террористических форм «советизации» казачества. С началом коллективизации выборочные репрессии сменияись массовыми акциями, что в условиях казачьих регионов означало новый этап расказачивания. Анализ документов ВКП(б) и ОГПУ показывает, что карательная политика в казачьих районах проводилась на грани социально-классовых и антиказачьих репрессий. К 1936 г. наиболее активная часть казаков, последовательно отстаивавшая духовные и этнические интересы казачества, была репрессирована. Казачество перестало функционировать как самостоятельная социальная сила, имеющая собственные интересы. Во второй половине 30-х гг. о казаках вновь начинают говорить в ином тоне. Приближающаяся война заставила власти вспомнить на правительственном уровне боевые традиции казачества. Постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1936 г. с казаков снимались все ранее существовавшие ограничения по службе в РККА. Приказом Наркомата обороны территориальные дивизии Северного Кавказа переименовывались в казачьи/Принятие Конституции 1936 г., установившей всеобщее избирательное право, стало еще одним шагом к тому, чтобы казаки были юридически уравнены в правах с прочими гражданами СССР
Изменения в экономике, происходившие в послевоенные десятилетия, объективно приводили к дальнейшей советизации казачества и способствовали ассимиляции казачьего населения в среде советских граждан. Интерес к традициям казачества сохранялся лишь с культурно-исторических позиций.
Вторая глава «Правовые основы возрождения казачества» состоит из трех параграфов и объединяет круг вопросов, которые позволяют показать процесс зарождения и становления нового типа общественных отношений, главным субъектом которых явилось казачество, и тенденции их правового регулирования.
15
В первом параграфе анализируется содержание этапов становления правового статуса казачества в период с 1991 по 1999г.
Начало формирования нормативно-правовой базы возрождения казачества связано с принятием Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. Издание данного документа диктовалось в большей степени политической ситуацией. Это объяснялось, прежде всего, тем, что политические силы, находившиеся в то время у власти в России, нуждались в расширении своей социальной опоры. Однако этот Закон во многом носип декларативный характер, так как в его текст была включена статья 13, которая фактически лишила его прямого действия. Для осуществления конкретных мер по реабилитации необходимо было создать законодательные акты по каждому репрессированному народу. В течение 1991-1994 гг. были изданы нормативные акты о реабилитации отдельных наций и народов: Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г. «О неотложных мерах по урегулированию прав советских немцев на территории РСФСР», Постановление Верховного Совета РФ от 16 июля 1992 г. «О реабилитации казачества», Постановление Верховного Совета РФ от 1 апреля 1993 г. «О реабилитации российских корейцев», Указ Президента РФ от 15 июня 1992 г. «О мерах по реализации Закона РСФСР ЛЭ реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества», Указ Президента РФ от 25 декабря 1993 г. «О мерах по реабилитации калмыцкого народа и государственной поддержке его возрождения и развития», Указ Президента РФ от 3 марта 1994 г. «О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития» и т. д.
Нормативные акты по реабилитации казачества готовились в условиях противоборства и конкуренции между президентскими и парламентскими структурами. Постановление «О реабилитации казачества» и Указ Президента РФ «О мерах по реализации Закона "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества» во многом противоречили
16
друг другу. Однако в этих документах были определены основные направления развития казачества: государственная служба, возрождение социально-хозяйственного уклада жизни, землевладения и землепользования, реформирование местного самоуправления с учетом исторических традиций в местах компактного проживания казачьего населения. Указом Президента РФ от 15 июня 1992 г. была учреждена новая форма юридического лица - казачье общество. Казачьи общества соединяют в себе черты общественной и государственной организации, их отличает от общественных объединений особый порядок создания и регистрации, строго фиксированный персональный состав, возможность финансирования из государственного бюджета на нужды несения государственной службы.
В 1993-1995 гг., в период доминирования общественных объединений казачества, была принята серия нормативных актов, создающих правовую основу государственной казачьей службы. В результате большинство общественных казачьих организаций, зарегистрированных органами юстиции, к 1995 г. прошли перерегистрацию и изменили свою организационно-правовую форму на казачьи общества.
Начало третьего этапа формирования правового статуса казачества связано с принятием Указа Президента РФ от 9 августа 1995 г. «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». Цель создания единого реестра заключается в установлении контроля со стороны государства за теми казачьими структурами, которые привлекаются к несению государственной службы. Государственный реестр свел в единую систему все организации казачества, которые выразили желание нести государственную и иную службу, выстроил из них единую вертикаль с подчинением нижестоящих структур вышестоящим. Указы Президента РФ «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе», «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы», «О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную служ-
17
бу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» создали правовую основу для включения казачьих обществ в государственную структуру. Эти документы определяют казачество как социальную общность, которая выполняет определенные обязанности и получает в соответствии с этим ряд льгот.
Во втором параграфе на основе анализа федеральных и ведомственных актов исследуется процесс становления государственной казачьей службы.
Главной целью возрождения казачества, с точки зрения властных структур, было привлечение казачества к государственной службе. Создание правовых основ казачьей службы началось в 1993 г. на основе Указа Президента РФ «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона и государственной поддержке казачества». Этот нормативный акт регулировал вопросы организации воинского учета и подготовки казаков к военной службе, их призыва на военную службу и учебные сборы, однако из Указа не следовало, что им установлен особый порядок прохождения военной службы для представителей казачества.
В документах, принятых после 1995 г., казачья служба в составе внесенных в Государственный реестр казачьих обществ рассматривается как одна из разновидностей государственной милитаризованной службы, наряду с военной, милицейской, службой в органах налоговой полиции, таможне и т. д. Ей присущи как общие характеристики государственной службы Российской Федерации, так и специфические черты, обусловленные задачами и функциями казачества. Во-первых, перечень видов службы, к которой привлекаются казаки, определен исходя из исторических традиций российского казачества. Во-вторых, принцип добровольности обусловил договорный порядок выполнения обязательств по государственной службе. Договор заключается между войсковым казачьим обществом и заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти на основе Типового договора,
18
утвержденного Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. Обязательства по несению службы отражаются в Уставе войскового казачьего общества и уставах его структурных подразделений (окружных, городских, станичных, хуторских обществ). В-третьих, финансирование государственной казачьей службы осуществляется из средств федерального бюджета целевого назначения, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, внебюджетных целевых фондов, а также из средств предприятий и организаций, добровольных и благотворительных взносов. В казачьих обществах могут создаваться фонды и другие финансовые институты, средства которых направляются на финансовое обеспечение выполнения государственной службы членами казачьих обществ.
На основе нормативных актов, регулирующих общий порядок привлечения казачества к выполнению обязательств по государственной и иной службе, были разработаны документы, регламентирующие особенности прохождения службы в составе различных ведомств. Ведется нормотворческая работа в этом направлении и на уровне субъектов РФ.
Вместе с тем статус казачьей службы не определен Законом, что влечет за собой определенные трудности, которые не позволяют эффективно использовать потенциал казачества при исполнении обязанностей по государственной службе. Не урегулирован вопрос о полномочиях казака как представителя государственного органа (служащего), возникает много социальных проблем - социальное обеспечение, трудовой стаж и др. Не ясно до конца, как будет осуществляться государственное управление казачьей службой.
Третий параграф посвящен проблемам правового обеспечения возрождения социально-хозяйственного уклада жизни казачества.
Процесс воссоздания социально-экономической деятельности казачества складывался из двух составляющих: во-первых - это государственная поддержка, которая состояла в создании правовой базы деятельности казачьих организаций в хозяйственном обороте и принятии комплексной программы
19
развития казачества, предусматривающей выделение материальных ресурсов; во-вторых - деятельность самих казачьих структур в рамках установленных государством правил.
Еще на первом этапе возрождения казачества в нормативных актах фиксировалось, что социально-экономическое развитие казачьих структур должно осуществляться по трем направлениям: финансово-экономическая и хозяйственная деятельность; восстановление традиционных форм землевладения и землепользования; становление системы местного казачьего самоуправления, в рамках которого предполагалось решать вопросы восстановления традиционных условий жизни, быта и культуры, воспитания будущих поколений, оказания помощи казачьим семьям. В период с 1994 по 1999 г. был определен механизм воссоздания социально-хозяйственного уклада жизни казаков.
Занятие сельскохозяйственным трудом было неотъемлемой частью жизни казака, поэтому в принятых документах государством стимулировалось, в первую очередь, развитие именно этого вида деятельности. В исследуемый период особую актуальность приобрел вопрос о наделении казачества землей с целью развития сельскохозяйственного производства и организации поставок сырья и продовольствия для государственных нужд. Предоставление земель казачьим обществам осуществлялось на основе Постановления Правительства РФ от 8 июня 1996 г. из целевого земельного фонда, который формировался на территории тех субъектов РФ, где компактно проживает казачье население. В связи с этим в регионах была сформирована своя правовая база, регулирующая порядок создания и использования казачьего земельного фонда, с учетом местных традиций.
Экономическое развитие казачества должно создать предпосылки для восстановления местного казачьего самоуправления. Процесс его становления только начался, несмотря на то, что эта идея выдвигалась еще в начале 90-х гг. Реализация прав казаков на организацию местного самоуправления сдерживается отсутствием федерального закона о казачестве, а
20
также недостаточной финансовой основой. На федеральном уровне вопрос финансового обеспечения социальной основы казачества до 1999 г. не был решен. Лишь с принятием «Федеральной целевой программы государственной поддержки казачьих обществ на 1999-2001 годы» наметились конкретные меры и источники финансирования возрождения и развития социального потенциала казачества.
Третья глава «Организационные основы деятельности казачества» объединяет два параграфа, в которых рассматривается становление и развитие системы управления казачьими обществами.
В первом параграфе исследуется процесс возникновения и реорганизации управленческих структур федерального и регионального уровня, осуществляющих руководство и взаимодействие с казачьими обществами. Попытки управлять стихийным казачьим движением предпринимались еще в начале 90-х гг. В этот период при различных государственных органах были созданы специальные подразделения (группа по казачеству при Государственном комитете по национальностям Верховного Совета РФ, Департамент по делам казачества в Государственном Комитете РФ по делам федерации и национальностей, Совет по делам казачества при Президенте РФ и ряд других). Постепенно становится очевидной необходимость централизации управления, повышения роли государства в привлечении членов казачьих обществ к выполнению обязательств по государственной службе.
Центральное место в системе органов, ведающих вопросами казачества, было отведено Главному управлению казачьих войск при Президенте РФ. Основная функция этой структуры - организация взаимодействия и координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и казачьих обществ по выполнению нормативных правовых актов о российском казачестве.
В соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Главного управления казачьих войск при Президенте РФ» от 16 ап-
21
реля 1996 г. органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления было рекомендовано создать подразделения по работе с казачьими обществами. Такие подразделения были созданы и функционируют в 77 субъектах РФ. Однако единообразной модели управления казачеством на региональном уровне не сложилось, что объясняется двумя причинами: самостоятельностью субъектов в определении системы органов власти и уровнем активности казачества в том или ином регионе. Несмотря на разнообразие региональных органов и различия в их компетенции, можно выделить общие полномочия, направленные на оказание поддержки в возрождении казачьих структур. К ним относятся: разработка и реализация региональных программ развития казачества; разработка нормативно-правовой и методической основ для обеспечения участия казачества в несении государственной службы; регистрация уставов казачьих обществ, согласование уставов войсковых казачьих обществ, действующих на территории данного субъекта, и т. д.
С 1996 г. в федеральных ведомствах, которые привлекают казаков к выполнению возложенных на них функций, стали создаваться специальные подразделения по взаимодействию с казачьими обществами: Координационный Совет МВД России; Управление пограничной стражи ФПС России; группа по казачеству в составе Главного управления Генерального штаба ВС РФ; Отдел гослесоохраны и взаимодействия с казачеством в составе Управления охраны и защиты леса и т. д. Все эти органы выполняли, в основном, координирующие и контрольные функции, что было обусловлено договорным характером отношений между этими структурами и казачьими обществами. В настоящее время актуализировался вопрос о совершенствовании механизма координации созданных подразделений. Существует объективная потребность учреждения головного органа, ведающего всеми организационными делами. Можно сделать вывод, что на данном этапе в роли такого органа выступает Управление Президента РФ по вопросам казачества, учрежденное Указом Президента РФ от 7 августа 1998 г.
22
и являющееся правоприемником вышеуказанного Главного управления казачьих войск. Однако Управление не имеет статуса государственного органа, а лишь является подразделением Администрации Президента РФ. Поэтому уже сейчас назрела необходимость преобразования его в федеральный орган исполнительной власти, обладающий государственно-властными полномочиями по организации и контролю над выполнением казачьими обществами обязательств по государственной и иной службе.
Во втором параграфе речь идет о создании и совершенствовании вертикали управления внутри войскового казачьего общества.
В начале 90-х гг. казачьи организации представляли собой самостоятельные и независимые друг от друга общественные формирования. Не существовало и общепринятой модели управления этими объединениями. Возрождение государственной службы казачества и введение его в структуру государства потребовало создания единообразной системы руководящих органов внутри казачьих обществ. С 1995 г. прослеживается тенденция централизации внутриорганизационного управления и усиления контроля со стороны государства за казачьими организациями, о чем свидетельствуют принятые в этот период нормативные акты.
В соответствии с Указом Президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» ведущее место в системе внутреннего управления было отведено войсковому обществу. По сути оно представляло собой совокупность органов, решения которых обязательны для входящих в войско первичных и окружных казачьих обществ.
Сложившаяся модель управления выглядит следующим образом: представительный орган (Круг, Сбор, Совет атаманов), которому принадлежит учредительная власть и решение наиболее важных вопросов жизнедеятельности общества; консультативный орган (Совет старейшин), квазисудебный (Суд чести) и контролирующий орган (Контрольно-ревизионная комиссия или ревизор). Непосредственное повседневное руковод-
23
ство делами общества возлагается на исполнительно-распорядительные органы (Атаманское правление, в состав которого входят заместители атамана, Гражданская и Военная канцелярия, Экономический совет), возглавляемые Атаманом общества. Главным должностным лицом в системе управления войсковым казачьим обществом является войсковой атаман. Он утверждается в должности Президентом РФ и состоит на государственной службе в Администрации Президента Российской Федерации. Войсковой атаман от имени Общества заключает договоры с федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов о несении государственной службы. Он одновременно возглавляет и войсковой представительный орган и Атаманское правление, ему подчиняются атаманы отделов (округов) и первичных казачьих обществ (с правом отстранения от должности). Кроме того, атаман войска имеет право приостанавливать решения, принятые представительными органами нижестоящих организаций. Вместе с тем в уставах казачьих обществ не предусмотрено ограничение его полномочий, недостаточно определена ответственность перед Обществом за свою деятельность. В связи с этим необходимо разработать и принять Положение об атамане войскового казачьего общества, где должны быть четко сформулированы его права, обязанности и ответственность перед Обществом и отнесение его к категории государственного служащего, а также возможность совмещения им нескольких должностей.
В заключении диссертации подводятся основные итоги исследования, делаются обобщенные выводы и формулируются задачи дальнейшего развития законодательства, регулирующего правовой статус казачества.
Диссертационное исследование не исчерпало все аспекты правового регулирования деятельности казачества. Так, правовой статус государственной казачьей службы мог бы стать предметом самостоятельного исследования. Требует научной разработки такая тема, как реформа системы местного самоуправления в местах компактного проживания казачьего населения на основе региональных законов о местном самоуправлении.
24
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Политика советского государства по отношению к казачеству в 1917-1920-е годы // Труды адъюнктов и соискателей. Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 1999 (в соавт.). 0,2 п.л.
2. Некоторые вопросы организации государственной службы членов казачьих обществ // Труды адъюнктов и соискателей. Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 1999.0,3 п.л.
3. О порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам на территории Краснодарского края // Современные проблемы регионального правотворчества: Материалы научно-практической конференции. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2000. 0,2 п.л.
4. О практике взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями правоохранительной направленности // Инфо-Академия. Сер. Право на Кубани. Краснодар, 2000. № 2. 0,4 п.л. ~"
5. Некоторые аспекты сотрудничества правоохранительных органов с добровольными казачьими формированиями (по материалам Белоглининского района Краснодарского края) // Проблемы законодательства и лравоприменительной деятельности на современном этапе: Материалы научно-практической конференции. Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2000 (в соавт.). 0,3 п.л.
Описание предмета: «Культурология»Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру
и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. Предметом
культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, а
также памятники, явления и события материальной жизни людей.
Источниками культурологии являются:
- исторические науки: гражданская история, история конкретных наук, история искусства и отдельных искусств,
история педагогики, история религии и др.;
- прикладные исторические дисциплины: архивоведение, музееведение, библиотековедение, краеведение,
востоковедение и др.;
- вспомогательные культурологические дисциплины: археология, геральдика, палеография, нумизматика, сфрагистика,
текстология и др.
Основные понятия культурологии описывают внутреннее строение культуры: культурные ценности, субъект культуры и
др.; характеризуют
культурный процесс: культурное наследие, культурные традиции и др.; связывают культуру с другими ответвлениями
общественной науки.
Литература - Г.А. Остапенко, Е.А. Мешкова. Информационные операции и атаки в социотехнических системах. Организационно-правовые аспекты противодействия. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2008. – 208 с.
- В.И. Кузин, С.Э. Зуев. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления. – М.: Дело АНХ, 2010. – 120 с.
- А.В. Агутин, Д.А. Карамышев. Организационно-правовой механизм обеспечения допустимости доказательств в досудебном производстве. – М.: Юркомпани, 2010. – 172 с.
- Курс отечественной истории IX-XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе. – М.: ИТРК, 2002. – 544 с.
- Теория и методология в практиках российских социологов. Постсоветские трансформации. – М.: Научный мир, 2010. – 480 с.
- В.И. Кузин, С.Э. Зуев. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2013. – 120 с.
- Убийство демократии. Операции ЦРУ и Пентагона в постсоветский период. – М.: Кучково поле, 2014. – 480 с.
- Динамика монетарных и немонетарных характеристик уровня жизни российских домохозяйств за годы постсоветского развития. – М.: Либеральная Миссия, 2014. – 108 с.
- Александр Алиевич Керимов. Российский парламентаризм в условиях трансформационных процессов. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 264 с.
- Александр Гришин. Правовые основы судебно-медицинской экспертизы в России. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 248 с.
- Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2016. – 480 с.
- Остапенко Г.А., Мешкова Е.А. Информационные операции и атаки в социотехнических системах: организационно-правовые аспекты противодействия. Учебное пособие для вузов / Под редакцией В. Г. Кулакова. - 2-е изд., стереотип. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2015. – 208 с.
- Е.В. Касевич, Е.И. Левина, Е.А. Первышов, Д.А. Смирнов, И.А. Сушко. Правовые основы регулирования банковской деятельности в РФ. Курс лекций. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 160 с.
- В.Я. Узун, Н.И. Шагайда. Аграрная реформа в постсоветской России. Механизмы и результаты. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2015. – 352 с.
- В.А. Внукова, И.В. Спичак. Правовые основы фармацевтической деятельности. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 416 с.
- Екатерина Касевич,Елена Левина,Евгений Первышов,И.Сушко,Дмитрий Смирнов. Правовые основы регулирования банковской деятельности в Российской Федерации. Курс лекций. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – 160 с.
- А.М. Лушников, М.В. Лушникова. Онтология отечественной науки трудового права в постсоветский период. – М.: Проспект, 2017. – 622 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|