Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности в условиях приватизации государственного и муниципального имуществаПрокурорский надзор
Проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности в условиях приватизации государственного и муниципального имущества
Специальность 12.00.11 - Судоустройство, прокуратура, / адвокатура, нотариат
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Москва 2000
С начала коренных экономических реформ в нашей стране прошло почти 13 лет, резко снизилась доля государства как хозяйствующего субъекта па рынке (58,9% предприятий стали частными), фактически сформировался новый слой собственников, однако их деятельность не является эффективной1.
Конституция Российской Федерации в п. 2 ст. 8 закрепила равное положение частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, в т.ч. их правовую защиту. Много-укладность экономики привела к резкому ограничению влияния государства на хозяйственную жизнь, освобождению места для частной собственности на рыночном пространстве. Масштабность и сложность решаемых задач, отсутствие должного регулирования процессов смены экономических отношений создали условия для массового нарушения прав граждан. Реализация отдельными индивидами экономических свобод вне рамок закона, в том числе права собственности, все чаще стала приводить к нарушению прав других членов общества. Провозгласив на конституционном уровне защиту прав граждан и общества в целом, государство, фактически, не создало действенных механизмов их защиты.
Проанализировав вопрос об экономическом положении страны в условиях перехода к рыночным отношениям, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации пришёл к выводу, что государство свои основные функции по регулированию рыночной экономики в полной мере не выполняет2.
Повсеместно распространились широкомасштабные действия по незаконному завладению государственным имуществом, в т.ч. в ходе его приватизации; отмечаются крупные противоправные сделки по вывозу за рубеж сырьевых, энергетических и иных
' Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.99 № 1024. , Собрание законодательства Российской Федерации - 1999. - № 39. - ст. 4626.
J Собрание законодательства Российской Федерации - 1997. - № 25. -ст. 2828.
ресурсов. В области управления государственным и муниципальным имуществом н его приватизации обычным явлением стало занижение его стоимости, распродажа объектов инфраструктуры, продажа имущества без конкурса, нарушение антимонопольного законодательства. Надлежащий контроль за использованием государственного и муниципального имущества и доходами, поступающими в бюджет, не осуществляется, что наносит непоправимый ущерб государственным и общественным интересам.
Резко возросло число преступлений в экономической сфере в целом и против собственности, в частности.
Анализ показывает, что основное внимание уделяется регулированию отношений негосударственных форм собственности. Нормативная база в сфере регулирования отношений государственной и муниципальной собственности отстает от потребностей общественного развития. Государственное и муниципальное имущество охраняется слабо, а подчас и вовсе не защищено. На протяжении последних лет «в структуре преступности против всех форм собственности свыше 70% ущерба по выявленным преступлениям приходится на долю государственного и муниципального имущества»1. По той же причине современные исследователи в качестве задач прокурорского надзора в сфере исполнения законов и законности правовых актов называют защиту базисных секторов экономики и, в первую очередь, - государственной собственности2.
Указанные тенденции автором работы восприняты и осознаны не только сугубо теоретически, но и с позиции практического работника прокуратуры, для которого несовершенство законодательства как в сфере управления государственной н муниципальной собственностью, так и в сфере организации надзорной деятельности означает только одно - сужение спектра воз-
1 Ларьков А.Н. Преступность в сфере экономики. Сб.: Преступность н реформы в России. - М., 1998. - С. 233,234.
2 Мыциков А. Прокуратура. Проблемы развития. , Законность. -2000.- № 1,- С.5.
2
можностеИ защиты государственных и общественных интересов, а также нрав п законных интересов конкретного гражданина.
Поскольку прокурорский надзор за исполнением законодательства о собственности в силу сущностных характеристик права собственности как таковых носит системный характер, имеет тенденцию проникать в пограничные правовые сферы и чрезвычайно широк как по кругу регулируемых правоотношений, так и по кругу органов, организаций и лиц, находящихся в поле зрения прокурора, его осуществление является одним из наиболее трудоемких и вызывает постоянные сложности в деятельности практических работников.
Когда факт правонарушения установлен, прокурору следует только умело применить установленные законом правовые средства. В то же время важнейшей задачей, стоящей перед практическими работниками сегодня, является объективная возможность и реальная способность выявления нарушений законодательства о собственности и приватизации средствами прокурорского надзора. Эта сторона деятельности прокурора представляется наименее изученной, так как сопряжена со сбором информации о нарушениях закона, ее всесторонним анализом, планированием общенадзорных мероприятий, их практическим осуществлением в условиях постоянно меняющегося законодательства и особенностей правового регулирования различных отраслей народнохозяйственного комплекса.
Принимая во внимание изложенное и осознавая реальные потребности практики, в работе предпринята попытка исследования некоторых наиболее существенных особенностей прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности в условиях приватизации государственного п муниципального имущества в Российской Федерации в целях его совершенствования и оптимизации прокурорской деятельности.
Объект исследования составили общие, объективно существующие процессы и явления, складывающиеся в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о госу-
дарственной и муниципальной собственности в условиях приватизации государственного и муниципального имущества.
Предметом исследования являются вопросы, определяющие основные тенденции развития отношений собственности на современном этапе, особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о собственности, вопросы оптимизации организации и проведения проверок исполнения законодательства о собственности как основного способа деятельности прокуратуры по выявлению и устранению нарушений законности.
Цели и задачи исследования. Основными целями диссертационного исследования явились: разработка теоретической и методической базы совершенствования прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности, подготовка предложений по совершенствованию механизма реализации законодательства Российской Федерации о собственности.
Задачами исследования выступили:
- анализ развития института собственности, его трансформация в историческом, философском и правовом смысле в России;
- выделение значения публичного аспекта в правовом регулировании вопросов собственности в российском государстве;
- определение понятия и содержания государственного и общественного (публичного) интереса как объекта прокурорской защиты применительно к отношениям собственности;
- определение предмета прокурорского надзора за исполнением законодательства о собственности в условиях приватизации государственного и муниципального имущества;
- обоснование важнейших элементов структуры частной методики прокурорского надзора за исполнением законов в сфере отношений собственности и приватизации;
- выявление путей совершенствования взаимодействия структурных подразделений органов прокуратуры и иных правоохранительных органов при осуществлении надзорных мероприятий.
Методологические основы и методика исследования. Методологическую основу исследования составили методы сравнительного правоведения и общефилософские методы исследования - диалектический, исторический, логический, системный.
Теоретическую базу исследования составили труды ведущих специалистов в области прокурорского надзора: В.И. Баскова, С.Г. Березовской, А.Д. Берензона, А.Д. Бойкова, Г.И. Брови-на, И.С. Викторова, Ю.Е. Винокурова, Б.В. Волженкина, В.В. Гаврилова, Б.А. Галкина, ВТ. Даева, Г.В. Дашкова, А.И. Долговой, В.В. Долежала, С.А. Емельянова, В.К. Звирбу-ля, А.Х. Казариной, А.Б. Карлина, В.В. Клочкова, Б.В. Коро-бейникова, М.Н. Маршунова, В.Г. Мелкумова, Л. А. Николаевой, В.П. Рябцева, В.И. Рохлцна, А.П. Сафонова, К.Ф. Скворцо-ва, Ю.И. Скуратова, А.Ф. Смирнова, А.Я. Сухарева, В.И. Шин-да, В.Б. Ястребова.
Существенную помощь в решении задач диссертационного исследования оказали труды ученых в области права, истории, философии, социологии: Т.А. Алексеевой, М.И. Брагинского, А.В. Бенедиктова, Г.В. Вернадского, Л.И. Дембо, Н.Д. Егорова, Ю.С. Завьялова, A.M. Каланадзе, М.Н. Коркунова, О.Э. Лейс-та, В.К. Мамутова, Ю.Л. Мареева, Н.И. Матузова, B.C. Hepce-сянца, В.П. Пашкова, С.А. Сосны, Е.А. Суханова, Ю.А. Тихомирова, Ю.К. Толстого, Б.Н. Топорнина, Д.М. Чечота, Н.А. Шайкенова, Р.В. Шагеевой, Г.Ф. Шершневича, С.В. Юшко-ва, B.C. Якушева и др., а также иностранных правоведов и социологов: Т.К. Баренкова, И. Бебеля, П. Бурдье, Т. Мак-Адамса, А. Райена, Д. Раффла, А. Рива, Е. С. Саваса.
Правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон ных предприятий в РСФСР». ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ФЗ «О государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним», Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 в редакции постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21.03.93 № 5475-1 Выводы работы основаны на следующих материалах. В процессе исследования проанализированы законы и подзаконные акты, прокурорская практика различных регионов и Генеральной прокуратуры Российской Федерации с 1991 года, статистические данные с 1993 года. В частности, автором исследования выборочно по различным регионам Российской Федерации изучено более 250 материалов проверок исполнения законодательства о собственности и приватизации по обращениям граждан и организаций, проведенных прокурорами субъектов Российской Федерации и находившихся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации на момент изучения, 70 материалов проверок, проведенных непосредственно Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Кроме того, проанализированы докладные записки прокуратур субъектов Российской Федерации, поступающие в Генеральную прокуратуру по изучаемом)' направлению надзора, практика надзорного опротестования Генеральной прокуратурой Российской Федерации решений арбитражных судов за 1998 и 1999 годы по 87 субъектам Российской Федерации из 89, что составляет 97,75% от имеющейся в органах прокуратуры информации, получено интервью у 27 наиболее опытных сотрудников прокуратуры различных отраслей надзора (стаж работы в должности прокурора, старшего прокурора отдела /управления/ прокуратуры субъекта Рос-спйской Федерации от 5 лет и выше), проходивших обучение в Институте повышения квалификации руководящих кадров Ге-
6
нералыюй прокуратуры Российской Федерации в 1999 году по вопросам методики выявления п устранения нарушении законов, применения правовых средств в сфере надзора за исполнением законодательства о собственности и приватизации, взаимодействия различных структурных подразделений органов прокуратуры. Автором учтены результаты опроса 122 слушателей Института повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации - прокуроров городского п районного звена по поводу выяснения проблемных вопросов организации общенадзорной работы в прокуратурах низового звена, проведенного в 1997-1998 годах, а также учтен собственный опыт работы в качестве старшего прокурора п заместителя начальника отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики прокуратуры Санкт-Петербурга с января 1995 по ноябрь 1998 года.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Работа представляет собой комплексное исследование круга вопросов, охватывающих теоретические основы и содержание деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности и приватизации государственного и муниципального имущества в условиях экономической реформы в Российской Федерации. В диссертации анализируется практика государственных органов, осуществляющих правоприменительную деятельность в области управления собственностью во взаимосвязи с другими государственными органами и службами, осуществляющими государственное регулирование в сфере экономической деятельности. В контексте особенностей современной экономической ситуации рассматриваются проблемы учета государственного п муниципального имущества, доход от использования которого является важным источником доходной части бюджетов; исследуется категория государственного (публичного) интереса применительно к отношениям, возникающим в сфере государственного регулирования отношений собственности. Диссертантом на базе изучения надзорной и судебной практики проводит-
ся обоснование важнейших .члементов структуры частной методики прокурорского надзора за исполнением законодательства о собственности и приватизации государственного и муниципального имущества, сформулированы конкретные предложения, направленные, на обеспечение надлежащего качества и результативности прокурорского надзора.
Новизну исследования характеризуют основные положения. выносимые на защиту. В их числе:
- определение понятия государственного (публичного) интереса, как объекта прокурорской зашиты в сфере отношений государственной и муниципальной собственности;
- определение, предмета прокурорского надзора за исполнением законодательства о собственности в условиях приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации;
- разработка и обоснование важнейших элементов структуры частной методики осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о собственности и приватизации государственного и муниципального имущества, как единого целого. В их числе:
- направления надзора за исполнением законодательства о государственной, муниципальной собственности с учетом особенностей правового статуса объектов надзора;
- особенности использования специальных знаний при организации и проведении проверок исполнения законодательства о собственности и приватизации государственного и муниципального имущества;
- примерный перечень вопросов, которые надлежит выяснить на различных объектах у должностных лиц и граждан;
- основные (типичные) виды нарушений законов о собственности и приватизации государственного и муниципального имущества;
- пути развития взаимодействия различных подразделений прокуратуры, государственных контрольных и иных правоохранительных органов при организации надзорных мероприятий.
Практическая ценность исследования определяется прикладным характером работы. Значительная часть содержащихся в диссертации выводов, предложений и методических рекомендаций по результатам проведенной автором работы внедрена в практику и в настоящее время применяется в деятельности органов прокуратуры. Материалы исследования могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, а также в процессе обучения в юридических вузах и в системе различных форм повышения квалификации.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения получили отражение в десяти публикациях и выступлениях автора на данную тему.
В частности, вышло в свет пособие «Прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (в соавторстве), методические рекомендации «Прокурорский надзор за исполнением законов органами контроля в сфере экономики» (в соавторстве). Указанные издания направлены в прокуратуры субъектов Российской Федерации и используются в надзорной деятельности. Кроме того, с участием автора Институтом повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработаны учебные программы и методические материалы, которые используются в учебном процессе Института, региональных учебных центров и Институте прокуратуры в составе Московской государственной юридической академии. Соколовой И.А. по вопросам прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности, приватизации опубликован ряд статей в журнале «Законность» и различных ведомственных сборниках, которые также ориентируют прокуроров при организации надзорных мероприятий.
Ряд положений и выводов диссертации используются автором при чтении лекций и проведении практических занятий в Институте повышения квалификации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, региональных учебных центрах.
9
Структура и содержание исследования определены t учетом целей п задач работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе исследуются особенности становления и развития отношений собственности в России и современные представления об этом институте. На основе анализа имеющихся исследований в области истории и философии, касающихся развития и становления отношений собственности, показано, что в историческом, философском и правовом плане понятие «собственность», как казенная (государственная), так и частная, в России всегда имело существенный публично-правовой оттенок вне зависимости от того, кто являлся выразителем государственного (общественного) интереса: самодержец, диктаторский режим или законно избранный представительный орган государственной власти. Данная особенность отражалась и на содержании деятельности органов прокуратуры. Подчеркивается нравственный критерий российской государственной политики в сфере отношений собственности, позволяющий обеспечивать интересы государства посредством защиты граждан-собственников. В теоретическом аспекте также показана преемственность и особая значимость исследований дореволюционных и современных правоведов по вопросу защиты публичного интереса.
Как представляется, такой подход позволяет обосновать приоритетные направления прокурорского надзора в сфере отношений собственности, как пути защиты государственных и общественных интересов, базирующихся на культурных традициях русского народа, соответствующих его представлениям о справедливости и содействующих укреплению единства российского государства.
При рассмотрении подходов к отношениям собственности через призму проводимых в России экономических реформ автором на конкретных примерах показано несовершенство действующего законодательства. В контексте негативных последствий экономической реформы и возможных путей их преодоления проанализирован современный зарубежный опыт государственного регулирования отношений собственности и приватизации,
10
вносятся конкретные предложения по совершенствованию законодательства.
Проведенные исследования в области государственного регулирования отношении собственности позволили сделать вывод о необходимости обеспечения особых условий защиты и сохранности наиболее ценных и необходимых обществ}' природных и иных имущественных и неимущественных ресурсов, предоставления всем членам общества равных возможностей пользования ими как общественным достоянием. Для этого предлагается принять Федеральный закон «О народном достоянии Российской Федерации».
Государственная линия предупреждения и пресечения правонарушений в сфере отношений собственности и приватизации увязывается автором с установленными схемами управления. В этой связи, рассматривая Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренную постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.99 № 10241 и реализуемую на подзаконном уровне, автор приветствует новые формы управления государственным имуществом, одновременно подчеркивая несогласованность Концепции с нормами действующего законодательства и отсутствие в ней антикрнминогенных механизмов реализации.
Системный анализ законодательства, истории регулирования отношений собственности в России, зарубежного опыта приводят диссертанта к выводу о возможности вычленения магистральных направлений выявления нарушений действующего законодательства о собственности и необходимости его совершенствования по инициативе прокуратуры в рамках реализации механизма единой государственной власти.
Во второй главе на основе анализа научных трудов, правового положения и деятельности государственных органов, муниципальных образований, судебной и надзорной статистики, обобщений практики прокурорского надзора и важнейших приказов
' Собрание законодательства Российской Федерации. - 199,9. - .V 39. -ст. 4626.
11
Генерального прокурора Российской Федерации рассматриваются вопросы защиты публичного интереса, определяется предмет прокурорского надзора и направления надзора за исполнением законодательства о собственности.
В диссертации отмечается, что применительно к сфере отношений собственности государственный и общественный интерес выражается в исполнении обязанности органов государства и местного самоуправления перед гражданами по обеспечению их прав на получение доли дохода, выгод, преимуществ от находящегося в государственной (муниципальной) собственности имущества, а также на участие в приватизации, реализацию предпринимательской инициативы или пользование результатами этого процесса в виде, потребления производимых приватизированными предприятиями товаров и услуг. При этом под обеспечением прав на получение доли дохода, выгод, преимуществ от находящегося в государственной (муниципальной) собственности имущества понимается весь спектр гарантируемых государством прав, в т.ч. на защиту населения от агрессии, чрезвычайных обстоятельств и стихийных бедствий, на определенный уровень жизнеобеспечения, что подразумевает поддержание на необходимом уровне обороноспособности, научных разработок, имеющих стратегическое значение, на создание благоприятной окружающей природной среды, эффективное рациональное использование земли, вод, лесов, полезных ископаемых и иных природных объектов, установленный государством уровень медицинского обслуживания, образования, доступа к культурному наследию и т.п. В рамках данного вопроса исследуются критерии и объём публичного интереса, подлежащего прокурорской защите. В работе предлагается на ближайшую перспективу указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации закрепить два магистральных направления защиты публичного интереса в сфере отношений собственности и приватизации: проверки исполнения законодательства при учете, оценке, регистрации государственного и муниципального имущества и сделок с ним, при реализации различных способов управления в данной сфере и проверки исполнения законодательства при фор-
12
мпрованпн и исполнении доходно!! части бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по включению в нее дохода, который должен поступить в соответствующий бюджет от использования недвижимого имущества, а также в виде причитающегося бюджету дохода от находящихся в государственной или муниципальной собственности долей, паев, акций хозяйственных обществ и средств от приватизации.
По мнению автора, в рамках приказа Генерального прокурора от 22.05.96 № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» на всех этапах выявления нарушений законов, регулирующих отношения в сфере собственности и приватизации государственного и муниципального имущества и определения правовых средств по устранению нарушений закона, прокурор в рамках требований статей 21-28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» призван способствовать выполнению следующих задач:
1. Обеспечение точного и единообразного исполнения Министерством государственного имущества, его территориальными агентствами, иными федеральными службами, Российским Фондом Федерального имущества, региональными фондами имущества и иными продавцами государственного и муниципального имущества, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, муниципальными образованиями, предприятиями, учреждениями и организациями действующего законодательства о собственности и приватизации государственного и муниципального имущества, исключение его искажения в местных нормативных актах и практике применения на местах.
2. Своевременное выявление нарушений действующего законодательства и пресечение их всеми правовыми средствами, предусмотренными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
3. Защита конституционных прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере отношений собственности, а также государственных и общественных интересов.
13
Автор приходит к выводу, что процесс реформирования отношений собственности включает в себя издание не только законов, но п исходящих от высших органов государственной власти подзаконных нормативных актов, посвященных механизму реализации закона. В силу отмеченных причин прокурор не имеет права их игнорировать.
С учетом изложенного, под предметом прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности в условиях приватизации предлагается понимать соблюдение Конституции Российской Федерации и соответствие законодательству правовых актов и действий должностных лиц представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций в области владения, пользования и распоряжения имуществом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в сфере государственного регулирования отношений государственной и муниципальной собственности.
На основе изучения правового статуса, деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, государственного контроля в сфере экономической деятельности, практики прокурорского надзора и мнения практических работников применительно к уровням управления государственной и муниципальной собственностью и осуществления функций приватизации в диссертации выделяются следующие направления прокурорского надзора за исполнением законодательства о собственности и приватизации государственного и муниципального имущества:
1. Проверки законности правовых актов в области регулирования отношений собственности и приватизации, издаваемых федеральными органами исполнительной власти специальной компетенции, представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
14
2. Проверки ппюлнгния законодательства органами, осуществляющими управление государственным и муниципальным имуществом и его продажу. В это направление включаются: а) надзор за исполнением законодательства при проведении инвентаризации и оценки государственного и муниципального имущества, ведении реестра имущества, его государственной регистрации; б) надзор за исполнением законодательства представителями государства в органах управления хозяйственных обществ, в которых имеется доля государства или муниципальных образований; в) надзор за законностью формирования бюджетов и их исполнения в части поступления денежных средств от использования государственного и муниципального имущества, поступления и распределения средств от приватизации в бюджеты; г) надзор за исполнением законодательства при создании государственных предприятий и учреждений и наделении их имуществом, внесении имущественных вкладов государства в уставные капиталы предприятий любой организационно-правовой формы; д) надзор за исполнением законодательства при передаче государственного имущества организациям и предприятиям в безвозмездное пользование или аренду; е) надзор за исполнением законодательства при выполнении программ приватизации государственного и муниципального имущества; ж) надзор за исполнением законодательства при принятии решений о приватизации государственного и муниципального имущества, организации и проведении продаж, торгов, соблюдении условий договоров, заключенных по их итогам покупателями.
3. Проверки законности в деятельности органов и лиц, непосредственно не осуществляющих функции по владению, пользованию, распоряжению государственным, муниципальным имуществом и его приватизации, но в силу своего правового статуса осуществляющие функции государственного контроля, регулирования данных видов деятельности, регистрации юридически значимых действии и прав. В его рамках выделяются: а) надзор за исполнением бюджетного и финансового законодательства в финансовых органах и органах Федерального казначейства в связи с выявленными нарушениями в сфере государственного стро-
нтельства и отношений собственности в органах управления имуществом и у продавцов государственного и муниципального имущества при формировании и исполнении бюджетов в части поступления и распределения средств от использования государственного и муниципального имущества, его приватизации; 6) надзор за исполнением законодательства о рынке ценных бумаг региональными органами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг при выявлении нарушений законодательства в органах управления имуществом при учреждении хозяйственных обществ, а также при выявлении нарушений порядка учета или выпуска ценных бумаг и порядка регистрации эмиссии в хозяйственных обществах, инвестиционных фондах; в) надзор за исполнением законодательства о земле территориальными органами Комитета Российской Федерации по земельной политике при выявлении нарушений порядка принятия решения о приватизации земельных участков в органах по управлению имуществом и порядка продажи продавцом государственного или муниципального имущества; г) надзор за исполнением законодательства о регистрации предприятий, прав на недвижимое имущество и сделок с ним учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации при выявлении нарушений закона при принятии решений о создании государственных предприятий, хозяйственных обществ, продаже зданий, сооружений, земельных участков и иного недвижимого имущества в органах по управлению имуществом или у продавцов государственного и муниципального имущества; д) надзор за исполнением законодательства об охране памятников в территориальных органах Министерства культуры Российской Федерации в случае незаконного распоряжения органами по управлению имуществом, продавцами муниципального имущества, предприятиями, учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями, особо охраняемыми территориями, памятниками федерального или местного значения, иными объектами культурного наследия: е) надзор за исполнением антимонопольного законодательства органами Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в слу-
16
чае принятия решения органами по управлению имуществом о продаже пакета акции субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке товаров или услуг, а также в случае заключения продавцом государственного или муниципального имущества такой сделки; ж) надзор за исполнением законодательства о несостоятельности (банкротстве) Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству в случае нарушения порядка приватизации предприятий-должников, незаконных действий при банкротстве руководителей или органов управления приватизируемых и приватизированных предприятий, а также в случае доведения предприятия до банкротства; з) надзор за исполнением законодательства о порядке продажи арестованного имущества территориальными органами Федерального Долгового Центра и уполномоченными ими на продажу такого имущества коммерческими и некоммерческими организациями при организации и проведении торгов, заключении договоров по их результатам.
4. Проверки исполнения законодательства о собственности и приватизации коммерческими и некоммерческими организациями для обеспечения защиты публичного интереса. К их числу можно отнести: а) надзор за исполнением законодательства при использовани'и государственного имущества, переданного в аренду или безвозмездное пользование; б) надзор за исполнением законодательства коммерческими организациями, уставный капитал которых сформирован при участии государственных или муниципальных образований; в) надзор за исполнением законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, которым переданы в установленном порядке средства бюджетных или внебюджетных фондов, а также ценные бумаги, принадлежащие государственным или муниципальным образованиям; г) надзор за исполнением законодательства коммерческими организациями, привлеченными государственными органами на договорной основе к обеспечению выполнения государственных функций (посредники при продаже государственного и муниципального имущества, уполномоченные организации по продаже арестованного имущества и т.п.).
17
С учетом проведенного исследования вносятся конкретные предложения по совершенствованию правового статуса государственных органов, участвующих в процессе управления государственным имуществом и его приватизации.
В третьей главе исследуются вопросы организации и проведения проверок исполнения законодательства о собственности. Предлагаемые пути выявления нарушений закона правовыми средствами прокурора обосновываются все более усиливающимся взаимопроникновением норм права различных отраслей законодательства в сфере экономики. Наряду с надзорными мероприятиями в органах государственной власти, исследуется своеобразие организации проверок в органах местного самоуправления и некоторые аспекты использования специальных знаний.
На основании проведенных исследований автором выделены обстоятельства, при которых прокурор в обязательном случае обязан привлечь специалистов федерального казначейства, финансовых органов и налоговой службы к проверкам исполнения законодательства о собственности и приватизации, в их числе:
1) создание незаконных механизмов формирования и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования в части доходов, поступающих от использования имущества;
2) нецелевое использовании денежных средств от приватизации и распределении их по бюджетам;
3) нарушение имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при формировании уставного капитала хозяйственных обществ с участием государственных и муниципальных образований, в т.ч. с иностранными инвестициями.
С учетом статуса органов государственного контроля и сферы их деятельности выделяются группы вопросов, которые целесообразно ставить перед специалистами того или иного органа государственного контроля.
Особо выделен вопрос получения необходимой информации для организации прокурорских проверок. В этой связи в диссертации приведен систематизированный перечень государствен-
18
пых органов и их структурных подразделений, располагающий подобной информацией.
На основании изучения надзорной, арбитражной практики и мнения практических работников выделяются основные вопросы, подлежащие выяснению, и обстоятельства, свидетельствующие о возможных нарушениях, в различных государственных органах и муниципальных образованиях.
При рассмотрении вопросов законности правовых актов представительных и исполнительных органов, органов по управлению имуществом и продавцов государственного и муниципального имущества предлагается акцентировать внимание на разграничении предметов ведения, компетенции, гарантиях прав органов местного самоуправления, гражданско-правовых принципах распоряжения имуществом и расчетов, правилах и ограничениях, установленных антимонопольным законодательством.
По вопросам распоряжения имуществом органами управления не всегда издаются правовые акты, а принятые решения о разрешении конкретных действий, согласовании сделок оформляются визами на документах, которые направляются другим государственным органам, коммерческим организациям и должностным лицам, не являющимся сотрудниками органов по управлению имуществом. В такой ситуации у прокурора возникают сложности при установлении фактов принятия подобных решений в целях последующей оценки их законности. Для оптимизации данной деятельности прокурора автором предлагается комплекс следующих мер: 1) периодическая организация проверок законности принятых решений органами, которым по закону предоставлено право регистрировать юридические лица всех форм собственности, права собственности на земельные участки и иные объекты недвижимости, ценные бумаги, а также анализировать судебную и арбитражную практик)' по указанным вопросам; 2) при организации проверок законности правовых актов органов управления государственным и муниципальным имуществом выяснение формы принимаемых решений по вопросам внесения имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, заключения договоров аренды, согласования сде-
19
лок залога и оценивать как законность таких решении, так и всех документов, послуживших основанием для принятия таких решений; 3) при рассмотрении сообщений средств массовой информации или заявлений граждан о незаконном использовании имущества - одновременное истребование всей необходимой информации, позволяющей объективно оценить события и правильно сформулировать вопросы должностным лицам в ходе получения объяснений от них, периодический анализ результатов таких проверок.
Принимая во внимание особенности деятельности продавцов государственного и муниципального имущества при оценке законности издаваемых ими правовых актов, предлагается изучать локальный порядок продаж, расчетов с покупателями, деятельности представителей в органах управления хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации, выполнение требований закона в части обеспечения социальных гарантий и выполнения функций государственных органов.
Проведение проверок законности в деятельности органов по управлению имуществом увязывается с выяснением таких существенных вопросов, как наличие реестра объектов государственной и муниципальной собственности, законность процедуры учета имущества казны и закрепленного за юридическими лицами, ценных бумаг, имущественных обременении, залогов, наличие перечня имущества, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, оформление передачи государственного имущества муниципальным образованиям, соблюдение порядка управления имуществом, законность определения доходной часта бюджетов в части доходов от использования имущества казны, контроль за использованием денежных средств, поступающих от приватизации и хозяйственного использования государственного и муниципального имущества. В работе при рассмотрении вопросов проведения проверок по сравнению с имеющимися работами в исследуемой области делается акцент на необходимости сопоставления информации органов управления имуществом и финансовых орга-
20
нов при определении методик определения доходов от недвижимого имущества и находящихся в государственной (муниципальной) собственности долей, паев, акций хозяйственных обществ и учета таких доходов в доходной части бюджета, рассматриваются возможные способы выявления фактов незаконного занижения доходной части бюджетов.
Немалое внимание уделено также соблюдению процедур, установленных законодательством о приватизации и законодательно определенным способам управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом.
Как важнейшие вопросы, подлежащие обязательному выяснению прокурором для оценки законности в деятельности продавцов государственного и муниципального имущества, выделяются такие, как правовой статус продавца, взаимоотношения продавца с Российским Фондом федерального имущества и условия заключенных между ними соглашений, выполнение функций по продаже имущества вне процесса приватизации, привлечение к деятельности продавцов по продаже государственного и муниципального имущества посредников.
При осуществлении прокурорских проверок законности организации и проведения продавцами конкурсов и аукционов в диссертации предлагается оценивать законность применяемого порядка приема заявок, взаимодействия продавцов с территориальными органами Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, процедуры приема деклараций, подтверждающих происхождение, денежных средств, представления балансовых отчетов и справок налоговой службы в случаях, когда сумма приобретаемого имущества превышает установленный ст. 9 Закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» уровень для физических и юридических лиц, формирования конкурсной комиссии и принимаемых ею решений, публикации информационных сообщений, приема залогов и задатков, процедуры голосования при проведении открытых торгов, содержание договоров купли-продажи объектов приватизации, регис-
21
трацин прав собственности на недвижимое имущество по результатам-торгов.
Одной из важнейших функций продавцов государственного и муниципального имущества является управление долями, паями, акциями приватизируемых предприятий до их полного отчуждения в соответствии с планом приватизации. Для оценки законности деятельности представителей государства в органах управления хозяйственных обществ предлагается конкретная схема проверочных действий, которая включает все стороны их деятельности от заключения договоров и установления формы оплаты до отчетов о деятельности и оценки результатов деятельности хозяйственного общества.
Для обеспечения выявления нарушений закона при перечислении денежных средств от приватизации в бюджеты предлагается исследовать такие вопросы, как наличие специального счета, регулярность перечисления полученных сумм, наличие от-стуПлений от установленного порядка распределения денежных средств в бюджеты, задержек перечисления средств, способы использования средств, оставшихся в распоряжении продавца.
Учитывая требования Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», прокурорам предлагается оценить законность действий продавцов по расторжению договоров с покупателями, не исполнившими условия договоров.
На основании проведенных исследований в развитие положений, изложенных в главе второй диссертации, предлагается новый подход к организации надзора за исполнением законодательства о собственности и приватизации, включающий в число объектов надзора органы, непосредственно не осуществляющие управление имуществом и его приватизацию, но в силу своего Правового статуса осуществляющие функции государственного контроля, регулирования данных видов деятельности, регистрации юридически значимых действий и прав. С учетом правового статуса, наиболее характерных надзорных ситуаций и обстоятельств даны схемы действий прокурора в данных органах.
22
В рамках осуществления надзора за законностью в деятельности коммерческих и некоммерческих организации рассматриваются конкретные вопросы, подлежащие выяснению и обстоятельства, свидетельствующие о нарушениях закона в сфере собственности и приватизации государственного и муниципального имущества.
Типичные нарушения законодательства в сфере собственности и приватизации рассмотрены на основании системного изучения практики прокурорского надзора применительно к изданию правовых актов и совершению конкретных действий, функциям органов государственной власти и муниципального управления, продавцов государственного и муниципального имущества, стадиям приватизационного процесса и специфике деятельности предприятий, в т.ч. находящихся:в ;процессе приватизации. - , • •
Как показало проведенное автором исследование, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями устанавливаются правила, нарушающие определенный законом норядок учета и регистрации прав собственности Российской Федерации,, еубъ-екта Российской Федерации и муниципальных образований; владения, пользования и распоряжения государственным и муниципальным имуществом, условия и порядок приватизации Yocy-дарственного и муниципального имущества, утверждаются местные программы приватизации не уполномоченным на то органом, устанавливается правовой статус органов по управлению имуществом и его продавцов, не соответствующий законодательству (как правило, необоснованное расширение прав, в т.ч. в части неправомерного распоряжения казенным имуществом, средствами, полученными от приватизации, не поступающими в бюджет субъекта Российской Федерации, введение оплаты за выполнение государственных функций, а также действий, входящих в должностные обязанности работников); предоставляются не предусмотренные законодательством льготы и преимущества конкретным покупателям объектов приватизации, а также продажи государственного или муниципального имущества
23
с нарушением антимонопольного законодательства (предоставление нрава приобрести подлежащее приватизации имущество, минуя участие в конкурсе или аукционе либо без обязательного предварительного согласования с антимонопольными органами, когда по закону такое согласование требуется); устанавливается противоречащий федеральному законодательству порядок расчетов между продавцами и федеральным и местным бюджетами по средствам, полученным от приватизации имущества (понижение процентных отчислений в федеральный бюджет или оставление в распоряжении продавцов полученных от приватизации средств и т.п.); вводится незаконный порядок расчетов между покупателями и продавцами государственного и муниципального имущества с привлечением бюджетных средств субъекта Российской Федерации, (с помощью векселей, по которым он обязывается, или иных ценных бумаг, предоставления кредитов покупателям объектов приватизации под гарантии субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления), бесплатно передается имущество вместо установленной законом продажи.
Нарушения закона, допускаемые в органах по управлению имуществом, классифицированы по процедурам управления государственным и муниципальным имуществом и его приватизации. В области управления имуществом выделены нарушения при создании хозяйственных обществ, государственных предприятий и некоммерческих организаций, сдаче имущества в аренду, залог, передаче в пользование, доверительное управление, инвентаризации казенного имущества, учете недвижимого имущества, его оценке, государственной регистрации и включении доходов от использования государственного и муниципального имущества в доходную часть бюджетов всех уровней. В области приватизации с точки зрения допускаемых нарушений анализируется весь приватизационный процесс от приема заявки до передачи решения о приватизации со всеми документами продавцу, а также контроль за выполнением продавцом, возложенных на него функций и перечислением средств, поступивших от приватизации в соответствующие бюджеты. Подробно рассматри-
24
ваются такие нарушения закона, которые используют процесс приватизации в целях прикрытия противоправного отчуждения имущества из государственной и муниципальной собственности.
Нарушения законодательства в деятельности продавцов рассматриваются по этапам подготовки объектов приватизации к продаже, организации и осуществления продаж, выполнения функций по управлению государственным и муниципальным имуществом вплоть до его продажи, а также выполнения контрольных и иных функций, возложенных на продавцов представительным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При этом анализируются конкретные, обстоятельства, при которых прокурор может одновременно выявлять нарушения как ранее действовавшего, так и современного законодательства о приватизации.
Нарушения закона, выявляемые на предприятиях, рассматриваются через призму установленных механизмов реализации права хозяйственного ведения и оперативного управления, учета, инвентаризации и оценки имущества. Что касается коммерческих и некоммерческих организаций, находящихся в частной собственности, то прежде всего рассматриваются нарушения закона, связанные с нарушением порядка учета, инвентаризации, оценки и регистр5ции права собственности государства или муниципального образования в отношении имущества, используемого хозяйствующим субъектом, создание препятствий для управления государственным или муниципальным имуществом, находящимся в ведении хозяйствующего субъекта, использование гражданских прав субъектом предпринимательской деятельности в ущерб имущественным интересам государства и муниципальных образований.
В области приватизации государственного и муниципального имущества исследование нарушений закона касается, прежде всего, порядка создания рабочей комиссии по приватизации предприятия и принятия ею решений, противоречащих требованию закона, непринятия мер к оценке, инвентаризации имущества и передаче документов в орган по управлению имуществом для принятия плана приватизации, нарушения порядка и сроков про-
25
ведения закрытом подписки и ее оплаты, сговора с потенциальным покупателем о продаже основных средств, помещений, занимаемых приватизируемым предприятием, и земельного участка, на котором данная недвижимость расположёна, о проведении приватизации для распродажи недвижимости с целью погашения перед кредитором долгов, нарушения порядка ведения реестра акционеров и искажения сведений в нем содержащихся, создания препятствий новому собственнику в реализации его полномочий, сговора с новым собственником в целях фальсификации документов, подтверждающих выполнение им условий инвестиционной программы плана приватизации предприятия, или распродажи активов предприятия и даже преднамеренного банкротства предприятий, фальсификация документов, предоставляемых покупателем, продавцу для участия в торгах по продаже объектов приватизации (декларации об источниках доходов, согласований антимонопольных органов и т.п.)
Изложение видов нарушений иллюстрируется конкретными примерами, которые позволяют составить представление о складывающихся тенденциях противоправного поведения в рассматриваемой сфере. Результаты исследования, проведенного автором в области прокурорского надзора, в значительной степени смыкаются с результатами исследований в области расследования и судебной практики при рассмотрении з'головных дел, связанных с приватизацией, что подтверждает объективный характер исследуемых правонарушений в данной сфере.
Существенное внимание в работе уделено проблемам взаимодействия структурных подразделений прокуратуры и иных контрольных и правоохранительных органов при организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о собственности в условиях приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации. Как свидетельствует анализ правовой базы и практика прокурорского надзора, многие вопросы остаются не разрешенными как на теоретическом, так и на организационном уровне, препятствуя эффективному осуществлению надзора. К их числу автором отнесены: исключение из понятия «координация борьбы с преступностью» рабо-
26
ты но предупреждению п пресечению непреступных посягательств в сфере собственности и приватизации; низкая результативность существующих форм взаимодействия в связи с нечеткой правовой регламентацией данной деятельности; отсутствие конкретного разграничения компетенции по осуществлению надзорных функций между аппаратом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратурами субъектов Российской Федерации; отсутствие методических разработок деятельности по организации взаимодействия как структурных подразделений прокуратур субъектов Российской Федерации, так и Генеральной прокуратуры Российской Федерации при осуществлении надзорных мероприятий и следственных действий в связи с нарушениями законодательства в сфере экономической деятельности; несовершенство форм статистической п иной отчетности; ведомственная п структурная разобщенность; инертность региональных прокуроров в урегулировании данных вопросов в пределах предоставленных им полномочий.
Рассматривая вопросы деятельности рабочих групп как формы взаимодействия по предупреждению преступлений, автор видит реальную необходимость разработки схем взаимодействия при выявлении и пресечении складывающихся в практике механизмов нарудцений законодательства о собственности и приватизации государственного имущества. Это необходимо для постоянного и оперативного обмена данными следственной, судебной и арбитражной практики, сведениями о возможных видах и методах проведения оперативно-розыскной деятельности, используемых для раскрытия преступлений, посягающих на отношения собственности, аналитическими данными о новых тенденциях нарушений законодательства о собственности и приватизации, выявляемых средствами «общего надзора». Такая мера позволит оптимизировать выявление нарушений законодательства в сфере экономики и защиту публичных интересов всеми предоставленными прокуратуре правовыми средствами, исключить факты замалчивания выявленных нарушений закона, обеспечить преемственность осуществления прокурорского надзора в условиях текучести кадров, стимулировать проявление ннп-
27
циативы участников координационного процесса в поиске нетрадиционных способов осуществления надзорной деятельности. В работе определяются приоритетные направления разработки схем взаимодействия в сфере надзора за исполнением законодательства о собственности и приватизации, которые сопряжены: 1) с возмещением ущерба, причиненного преступными посягательствами на государственную и муниципальную собственность, в т.ч. и на средства, поступающие от приватизации и использования государственного и муниципального имущества в соответствующие бюджеты; 2) с защитой публичного интереса путем обращения прокурора в суд в рамках ГПК РФ и АПК РФ (признание недействующими и не подлежащими применению или недействительными правовых актов органов власти и управления по вопросам владения, пользования и распоряжения государственной и муниципальной собственностью, признание недействительными ненормативных актов органов по управлению государственным имуществом, расторжение сделок с государственным и муниципальным имуществом, условия которых не исполняются, в т.ч. сделок приватизации, признание последствий недействительности ничтожных сделок, истребование государственного имущества из чужого незаконного владения, устранение незаконных ограничений по владению, пользованию и распоряжению государственным и муниципальным имуществом и т.п.).
В завершение работы учитывая, что продолжающееся реформирование отношений собственности будет менять как практику деятельности органов государственного управления, так и надзорную практику прокуратуры, диссертант определяет направления дальнейшей исследовательской работы, в число которых включены такие, как; работа по созданию теоретических основ защиты общезначимых (публичных) интересов средствами прокурорского надзора, в т. ч. в области регулирования отношений собственности, разработке специальных методик осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о собственности для обеспечения защиты публичных интересов, методик взаимодействия по всем направлениям прокурорского над-
28
:юра за исполнением законодательства о собственности, а именно: а.) между различными прокуратурами и их структурными подразделениями в системе прокуратуры Российской Федерации; 6) между органами прокуратуры и органами государственного контроля; в) между прокуратурой и иными правоохранительными органами.
29
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
1. Проблемы применения законодательства о приватизации. /'/' Законность. - 1997. - № 2. - С. 37-40.
2. Приватизация земельных участков в городах. // Законность. - 1997. - № 12. - С. 5-9.
3. Зарубежный опыт и проблемы приватизации в России // Законность. - 1998. - № 5. - С. 33-37.
4. Некоторые вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о собственности в условиях приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: Тезисы к докладу на научно-практической конференции молодых ученых 25.04.98. Судебная реформа и эффективность деятельности органов суда, прокуратуры и следствия. - Санкт-Петербург. 1998. - С. 37-39.
5. Надзор за исполнением законов органами управления государственным имуществом. Прокурорский надзор за исполнением законов органами контроля в сфере экономики. (в соавторстве) - М, 1999. - С. 8-13.
6. Прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»; Пособие для прокуроров, (в соавторстве) - М.,
1999. 2,8 п.л.
7. Учебная программа повышения квалификации работников органов прокуратуры, состоящих в резерве на выдвижение на должности прокуроров городов, районов. Заочная форма обучения (в соавторстве) -М., 1999. - С. 14-29.
8. Выявление нарушений законодательства о государственной и муниципальной собственности, а также при ее приватизации (в соавторстве). //' Актуальные проблемы прокурорского надзора: Проблемы прокурорского надзора в сфере экономической деятельности. Сборник статей. Вып. 3. - М.,
2000.- С. 47-58.
30
9. Взаимодействие контрольных п правоохранительных органов, как средство обеспечения эффективного надзора за исполнением законодательства о собственности. . Актуальные проблемы прокурорского надзора: Проблемы прокурорского надзора в сфере экономической деятельности. Сборник статей. Вып. 3. - М., 2000. - С. 90-104.
10. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества: Методические материалы для слушателей. - М., 2000. 0,8 п.л.
31
Описание предмета: «Прокурорский надзор»Прокурорский надзор - отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм регулирующих организацию и
проведения надзора прокуратуры за исполнением законов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Литература - В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 512 с.
- В.О. Белоносов, И.В. Чернышева. Российский уголовный процесс. – М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2008. – 480 с.
- В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 512 с.
- О.В. Леонтьев, С.Ф. Багненко, А.О. Лядов, И.Ж. Искаков. Основы права. Правовое обеспечение медицинской деятельности. – М.: СпецЛит, 2009. – 144 с.
- В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 512 с.
- О.Ковалева, И.Токмакова. О. Ковалева. Песни для детского голоса и фортепиано. – СпБ.: Композитор - Санкт-Петербург, 2002. – 32 с.
- Д.О. Рогозин, И.А. Шеремет, С.В. Гарбук, А.М. Губинский. Высокие технологии в США. Опыт министерства обороны и других ведомств. – М.: Издательство МГУ, 2013. – 384 с.
- П.О. Ромодановский, Е.Х. Баринов, В.А. Спиридонов. Судебная медицина. Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 528 с.
- О.Лазарева, И.Середа. Молитвы и святые, которые Вам обязательно помогут. – М.: АСТ, 2014. – с.
- Н.Ф.Гусев, О.Н.Немерешина und А.В.Филиппова. Роль пищевых растений в профилактике заболеваний. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 380 с.
- Ивановская О.Г., Куликова Н.С., Хвостова О.А. и др. Преодоление артикул.-акуст.дисграфии у шк.:Уч.-мет.пос./О.Г.Ивановская-Форум,НИЦ ИНФРА-М,2016-160(о). – М.: , 2016. – с.
- В.О. Печатнов, И.Э. Магадеев. Переписка И. В. Сталина с Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем в годы Великой Отечественной войны. В. 2 томах. Том 2. – М.: Просвещение, 2017. – 814 с.
- В.О. Печатнов, И.Э. Магадеев. Переписка И. В. Сталина с Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем в годы Великой Отечественной войны. В 2 томах. Том 1. – М.: Просвещение, 2017. – 656 с.
- С.С Минаева, Л.О. Рослова, И.В. Савельева. Математика. 4 класс. Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 68 с.
- О.Кожушко,И.Чуркин,А.Агеев,Н.Яременко,Н.Волокитин,М.Дасманова,К.Свинцова,И.Чернышов,М.Чигряй. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования. Учебное пособие. – М.: Новосибирский государственный университет,Интелсиб, 2017. – 328 с.
- С.С. Минаева,Л.О. Рослова ,И.В. Савельева. Математика. 4 класс. Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 64 с.
- С.С. Минаева, Л.О. Рослова, И.В. Савельева. Математика. 3 класс. Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 48 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|