Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Политика американского правительства д. Эйзенхауэра в связи с суэцким кризисом Политология
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РУМЯНЦЕВ Владимир Петрович
Политика американского правительства д. Эйзенхауэра в связи с суэцким кризисом (1956-1957 гг.)
Специальность 07. 00. 03. - Всеобщая история
Автореферат
на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Томск-2000
Работа выполнена на кафедре новой, новейшей истории и международных отношений Томскою государственного университета.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Ашуальность темы. Изучение политики Соединенных Штатов Америки в связи с Суэцким кризисом 1956-1957 гг. представляет большой научный интерес. Одной из особенностей современных международных отношений является увеличение числа региональных конфликтов. Важной задачей внешней политики ведущих государств мира стала разработка способов предотвращения международных кризисных ситуаций, а также методов их урегулирования. Среди регионов, отличающихся нестабильной ситуацией и являющихся потенциальными зонами возникновения локальных конфликтов, выделяется район Ближнего и Среднего Востока. Суэцкий кризис стал одним из первых международных конфликтов в этом регионе после окончания второй мировой войны. Американская дипломатия: пыталась использовать этот конфликт для сохранения и увеличения своего влияние в регионе. Опыт, приобретенный правящими кругами США во время Суэцкого кризиса, впоследствии использовался ими при разработке внешнеполитических курсов и в других регионах мира. Близость ближневосточного региона к советским, а позже - и к российским южным границам требует от российских исследователей внимательного изучения развития ситуации в регионе в послевоенный период, особенно - во время возникновения международных кризисов.
Значение района Ближнего и Среднего Востока в современной мировой политике неуклонно возрастает, более отчетливо проявляется связь ближневосточных политических процессов с развитием ситуации в Европе, в частности, на Балканах, в связи с чем актуальной становится задача изучения развития международных отношений в этом регионе и динамики усиления позиций ведущих держав мира в данном районе. Сложное переплетение интересов разных стран в ближневосточном регионе, сочетание различных политических, экономических, религиозных и этнических факторов, влияющих на внешнюю политику государств в этом районе мира, не всегда позволяет выявить особенности политики той или иной страны. Во время же возникновения острых международных кризисов позиции государств проявляются более отчетливо. Суэцкий кризис стал важным этапом ближневосточной политики США, своеобразным итогом первого послевоенного десятилетия, когда Соединенные Штаты пытались утвердить свое влияние на Ближнем и Среднем Востоке. Результаты этого международного конфликта повлияли как на развитие ближневосточной политики США, так и на расстановку сил в регионе.
Предметом диссертационного исследования является политика правительственных кругов Соединенных Штатов в связи с Суэцким кризисом 1956-1957 гг. В действиях администрации президента США Д. Эйзенхауэра в период этого острого международного конфликта были
отражены основные цели и задачи послевоенной ближневосточной политики США. Особый акцент в работе сделан на анализе развития американо-египетских отношений в первой половине 1950-х гг. Ближневосточный конфликт 1956-1957 гг. также стал важным этапом американо-британских отношений, исследованию которых в связи с Суэцким кризисом, в данном диссертационном исследовании уделено значительное внимание.
Хронологические рамки работы охватывают 1956-1957 гг. Выбор данного периода был обусловлен ходом развития самого Суэцкого кризиса. 26 июля 1956г. египетское правительство, возглавляемое президентом Египта Г. А. Насером, объявило о национализации компании Суэцкого канала, что вызвало крайне негативную реакцию правящих кругов Великобритании и Франции. Обострение международной ситуации на Ближнем Востоке было связано с англо-франко-израильской агрессией против Египта в октябре-ноябре 1956г. Окончательному урегулированию этого международного конфликта способствовал вывод иностранных войск с египетской территории, осуществленный в конце 1956г. и в первые месяцы 1957г., и возобновление судоходства по Суэцкому каналу в апреле 1957г. Кроме того, в начале 1957г. была провозглашена новая программа ближневосточной политики США -«доктрина Эйзенхауэра». Для выявления корней Суэцкого кризиса автор счел целесообразным также рассмотреть эволюцию египетской политики Соединенных Штатов после произошедшей в июле 1952г. революции в Египте, свергнувшей монархический режим короля Фарука.
Цель лиссертадии состоит в том, чтобы, анализируя действия администрации президента США. государственного департамента, конгресса, различных министерств и ведомств в связи с Суэцким кризисом, выявить особенности и характерные черты формирования политики США на Ближнем и Среднем Востоке в середине 1950-х гг. Исходя из поставленной цели, автор пытался решить следующие исследовательские задачи:
определить, насколько политика США повлияла на складывание кризисной ситуации в ближневосточном регионе в 1956-1957 гг.; проанализировать процесс принятия внешнеполитических решений руководством США в связи с Суэцким кризисом; показать взаимосвязь и взаимозависимость политики США на Ближнем и Среднем Востоке во время Суэцкого кризиса с европейской политикой администрации Д. Эйзенхауэра; выяснить, в какой степени опыт, приобретенный США во время ближневосточного конфликта 1956-1957 гг. использовался американскими правящими кругами в дальнейшем; Научная новизна предпринятого автором исследования определяется недостаточной изученностью политики Соединенных Штатов в связи с Суэцким кризисом в отечественной и зарубежной историографии. Автор
широко использовал американские и британские документальные источники, рассекреченные и опубликованные в последние годы, привлекал стенограммы заседаний американского конгресса, мемуарную литературу, материалы прессы. Своеобразие данной диссертации состоит также и в том, что в ней впервые предпринята попытка выявить взаимосвязь действий правительства Д. Эйзенхауэра во время Суэцкого кризиса с политикой Соединенных Штатов в других регионах мира, в частности, в отношении венгерского мятежа 1956г. и западноевропейской экономической интеграции.
Методологической основой исследования послужил принцип историзма, руководствуясь которым автор стремился изучить предмет исследования в динамике его развития, учитывая множество факторов и явлений, повлиявших на его эволюцию. При анализе и подборе источников диссертант использовал комплексный подход. Применение метода сравнительно-исторического анализа позволило автору выявить общие и специфические черты предмета исследования.
Источниковой базой работы стали американские, английские и советские документальные публикации, официальные материалы Организации Объединенных Наций, протоколы заседаний конгресса США и различных комитетов сената и палаты представителей, официальные информационные издания государственного департамента Соединенных Штатов, мемуарная литература и периодическая печать.
Важнейшим источником для изучения проблем американской дипломатии является продолжающееся издание документов в серии «Форин рилейшнс», в котором публикуются материалы из архива госдепартамента США, рассекречиваемые по прошествии срока давности. Особого внимания заслуживают представленные в сборниках серии документы, отражающие усилия американской дипломатии по налаживанию контактов с новым египетским руководством, пришедшим на смену монархическому режиму в 1952г.1. В трех томах издания «Форин рилейшнс» собраны материалы, посвященные организации в середине 1950-х гг. процесса ближневосточного урегулирования . В отдельном томе представлен обширный круг документов, касающихся Суэцкого кризиса и связанных с ним действий Соединенных Штатов .
1 Foreign Relations of the United States (FRUS). 1952-1954. - Vol. IX. The Near and Middle East (in two parts). - Wash., 1986.
2 FRUS. 1955-1957. - Vol. XIV. Arab-Israeli Dispute, 1955. - Wash.,
1989; Idem. - Vol. XV. Arab-Israeli Dispute, January 1 - July 26, 1956.
- Wash., 1989; Idem. - Vol. XVII. Arab-Israeli Dispute, 1957. - Wash.,
1990.
3 FRUS. 1955-1957. - Vol. XVI. Suez Crisis. July 26-December 31,
1956.-Wash., 1990.
Для анализа поставленных автором задач привлекались тома вышеуказанной серии по проблемам политики США в других районах мира4.
Издание материалов по истории американской дипломатии является важным государственным актом, тесно связанным с текущей внешней и внутренней политикой США. Публикация документов в серии «Форин рилейшнс», как правило, отражает господствующую историческую концепцию внешней политики США. Так, например, материалы в сборнике, посвященном политике Соединенных Штатов во время Суэцкого кризиса подобраны таким образом, чтобы подчеркнуть миротворческие инициативы Вашингтона в период этого международного конфликта и выделить роль США в прекращении тройственной агрессии против Египта.
Арх • ;е документы госдепартамента США тщательно отбираются и далеко не все из них, в конечном счете, входят в сборники «Форин рилейшнс». Нередкие купюры, содержащиеся в томах вышеуказанной серии, характерные, в частности, для материалов по американо-египетским отношениям, осложняют работу исследователя. В связи с этим особый интерес представляют другие публикации документальных источников. В середине 1990-х гг. в Великобритании вышло издание «Суэцкий кризис», под редакцией А. Горста и Л. Джонмана5. Значение этого сборника заключается в том, что в нем представлены документы из архивов министерства иностранных дел Англии, личного архива С. Ллойда, возглавлявшего британское внешнеполитическое ведомство в период ближневосточного конфликта 1956г., а также материалы министерства обороны Великобритании, стенограммы заседаний британского правительства, аналитические записки экспертов Форин оффис, сообщения из посольства Англии в Соединенных Штатах, сопровождаемые комментариями составителей.
Существенно дополняют картину сборники документов, посвященных тем или иным аспектам Суэцкого кризиса и международных отношений на Ближнем в Среднем Востоке, изданные Н. Франклэндом, Р. Магнусом, Д. Уа-гтом*. Особого внимания заслуживают публикации документов,
4 FRUS. 1952-1954. -Vol. II. National Security Affairs (in two parts). -Wash., 1984; Idem. 1955-1957. - Vol. IV. Western European Security and Integration. - Wash., 1986; Idem. - Vol. XXV. Eastern Europe. -Wash., 1990; Idem. - Vol. XIX. National Security Policy. - Wash., 1990.
5 Gorst A., JohnmanL. The Suez Crisis. - L. andN. Y., 1997.
6 Documents on International Affairs, 1956 / Ed. by N. Frankland and V. King. - L., 1956; Documents on the Middle East / Ed. by R. H.
7
касающихся национализации Суэцкого канала и последовавшим за ней обсуждением статуса этого морского транспортного пути на различных международных форумах. Этим вопросам посвящены сборники документов, вышедшие в 1956-1957 гг. в Соединенных Штатах, Великобритании и Советском Союзе7.
Важным источником для анализа ближневосточной политики США являются стенографические записи закрытых заседаний комитетов сената и палаты представителей по иностранным делам, на которых заслушивались подробные доклады представителей американского правительства. Значительное внимание на слушаниях в данных комитетах было уделено политике Соединенных Штатов в связи с Суэцким кризисом. Часть материалов обсуждений проблем американской внешней политики конгрессменами США была опубликована спустя двадцать лет
а
после завершения Суэцкого кризиса .
При исследовании тактики действий американской делегации в Организации Объединенных Наций в период обсуждения ситуации вокруг Суэцкого канала и тройственной агрессии против Египта использовались официальные публикации материалов Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, отчет генерального секретаря ООП о деятельности этой международной организации в период ближневосточного кризиса 1956-1957 гг. Об официальной позиции Советского Союза в отношении событий на Ближнем Востоке как во время дебатов по суэцкому вопросу в ООН, так и в течение всего развития этого международного кризиса, свидетельствуют публикации документов по внешней политике СССР,
Magnus. - Wash., 1969; Documents on the Suez Crisis. 26 July to 6 November 1956 /Ed by D. C. Watt. - L, 1957.
7 The Suez Canal Problem. July 26 - September 22, 1956. A Documentary Publication. - Wash., 1956; The Suez Canal. A Selections of Documents Relating to the International Status of the Suez Canal and Position of the Suez Canal Company. November 30, 1854-July 26, 1956.-L., 1956; Суэцкий канал. Сборник документов. - М, 1957. 8 U. S. Congress. Senate. Committee on Foreign Relations. Executive Session of the Senate Foreign Relations Committee. (Historical Series).
- Vol. VIII. Eighty-fourth Congress, Second Session, 1956. - Wash., 1978; Idem. - Vol. IX. Eighty-fifth Congress, First Session, 1957. -Wash., 1979; The Middle East, African and Inter-American Affairs. US House of Representatives Committee on Foreign Affairs. Selective Executive Sessions. Hearings of the Committee, 1951-1956. - Vol. XVI.
-Wash., 1980.
которые позволяют проследить постепенную активизацию советской ближневосточной политики9.
Развитие современных коммуникационных систем позволяет исследователю получить доступ к фондам государственных ведомств и институтов различных стран мира. Так, автор широко использовал публикации документов во всемирной компьютерной сети «Интернет», выставленные на официальных сайтах государственного департамента и библиотеки конгресса США, министерства иностранных дел Великобритании и России. Особого внимания заслуживают рассекречиваемые материалы середины 1950-х гг. из советских архивов, размещенные на сайте отдела по изучению истории холодной войны международного исследовательского центра В. Вильсона . В информационных бюллетенях этого отдела были опубликованы документы министерства иностранных дел СССР, касающиеся политики Советского Союза в отношении венгерского мятежа 1956г. и анализа международной обстановки на Ближнем и Среднем Востоке в период Суэцкого кризиса. Материалы, посвященные политике СССР в связи с событиями в Венгрии в 1956г., представлены также и в отдельном сборнике документов, опубликованным в конце 1990-х гг.11.
В работе над диссертацией использовались мемуары государственных и общественных деятелей США, Великобритании, Египта и СССР. Наиболее важными являются носящие характер скрытой полемики друг с другом воспоминания глав государств Соединенных Штатов и Великобритании в период Суэцкого кризиса Д. Эйзенхауэра и А. Идена. В их мемуарах значительное внимание уделено ближневосточной тематике, особенно - политике в отношении Египта.
Существенно дополняют источниковую базу исследователей, работающих над ближневосточной проблематикой, мемуары представителей ближайшего окружения Д. Эйзенхауэра и Дж. Ф. Даллеса. В воспоминаниях помощников тогдашнего президента США Ш. Адамса и
3. Хьюза широко показан процесс разработки и принятия внешнеполитических решений администрации Д. Эйзенхауэра. Мемуары известных американских дипломатов того времени У. Олдрича, Ч. Болена,
4. Боулса и Р. Мерфи, непосредственно участвовавших в проведении внешнеполитического курса правительства Соединенных Штатов в
9 Документы внешней политики СССР. - Т. 3. - М., 1959; СССР и арабские страны. 1917-1960 гг. Документы и материалы / Ред. коллегия: В. Я. Сиполс и др, - М., 1961.
10 http://www.state.gov; http://www.mid.ru; http://www.loc.gov; http: //cwihp. si. edu
" Советский Союз и венгерский кризис 1956 года. Документы. -М., 1998.
1956г., демонстрируют особенности американской дипломатии в период Суэцкого кризиса. Отдельного внимания заслуживают воспоминания представителей разведывательных служб Соединенных Штатов: бывшего директора Центрального Разведывательного Управления (ЦРУ) А. Даллеса, экспертов ЦРУ по делам Ближнего и Среднего Востока М. Коушгэнда и У. Ивелэнда.
Особенности американо-египетских отношений в период Суэцкого кризиса затрагиваются в исследованиях египетских общественных и политических деятелей А. Хамруша и М. Хейкала. Крайне важными являются труды входившего в круг близких друзей Г. А. Насера египетского журналиста М. Хейкала, в которых приводится ценный фактический материал по внешнеполитическим замыслам египетского руководства и деятельности американских дипломатов и разведчиков в Египте.
В британской литературе мемуарного жанра, помимо воспоминаний А. Идена, выделяется работа тогдашнего министра иностранных дел Англии С. Ллойда и мемуары других британских политических деятелей - Г, Макмиллана и А. Наттинга. Для понимания исторического фона Суэцкого кризиса и воссоздания полноты картины событий 1956г. на Ближнем Востоке невозможно обойтись без воспоминаний политиков и дипломатов других государств, так или иначе вовлеченных в этот международный кризис. Мемуары представителей Израиля М. Даянаи А. Эбана отражают те трудности внутриполитического характера, с которыми неизменно сталкивалась администрация Д. Эйзенхауэра при проведении политики на Ближнем и Среднем Востоке. Проблема взаимоотношений США со своими союзниками по блоку НАТО в период Суэцкого кризиса затрагивается в воспоминаниях бывшего министра обороны ФРГ Ф.-Й. Штрауса. Источником по американо-советским отношениям в указанный период стали воспоминания Н. С. Хрущева, которые, невзирая на своеобразие стиля изложения материала, в целом, дают представление о тактике действий советской дипломатии во время ближневосточного кризиса 1956-1957 гг.
Автор диссертационного исследования широко использовал в качестве источника американские газеты «Нью-Йорк Тайме», «Нью-Йорк Геральд Трибюн», «Вашингтон Пост». Помимо этого, были привлечены материалы английских газет «Тайме», «Обсервер», журнала «Экономист», а также советской прессы. Важные аналитические материалы печатались в специализированных изданиях - журналах «Форин эфферс», «Мидл ист джорнэл», «Интеллиджекс энд нэшнл секьюрити», «Мидл ист стадис», «Интернэшнл эфферс» и др.
Изученность т^емы. Несмотря на отсутствие в отечественной историографии обобщающего труда. посвященного политике Соединенных Штатов в связи с Суэцким кризисом, советские и российские исследователи в работах по ближневосточной политике США
10
освещали политику администрации Д. Эйзенхауэра в период обострения международной ситуации на Ближнем Востоке в 1956-1957 гг. Отдельные аспекты американской политики рассматривались еще в ходе развития Суэцкого кризиса в работах В. Алексеенко, Я. Викторова, А. Евсеева, А. Е. Большаковой (Куниной), Г. И. Мирского, Н. Н. Молчанова.
В 1960-е гг. в работах О. Э. Тугановой, коллективных трудах Института Востоковедения АН СССР исследовалась эволюция политики Соединенных Штатов на Ближнем и Среднем Востоке, причины разногласий между Вашингтоном и Лондоном по ряду проблем ближневосточной политики, отчасти обусловивших «особую» позицию США в отношении Суэцкого кризиса. Существенные уточнения истории взаимоотношений США и арабских стран были сделаны в работах В. В. Богословского, Ш. Н. Курдгелащвилли, Н. И. Лебедева, Б. И. Марушкина, Р. А. Ульяновского.
Повышенное внимание к урокам ближневосточного конфликта 1956г. было проявлено в связи с анализом причин арабо-израильских войн 1967 и 1973 гг. При этом советские авторы активно исследовали нефтяной фактор в ближневосточной политике США. Этой проблеме посвящены монографии Р. В. Борисова (Воронова), Е. В. Бугрова, С. А. Лосева и Ю. К. Тыссовского, А, И. Осипова. Характерным для этих работ был вывод о том, что ближневосточная политика США в период президентства Д. Эйзенхауэра определялась интересами крупнейших американских нефтяных компаний. Роль Советского Союза в разрешении Суэцкого кризиса стала предметом исследования А. С. Протопопова.
Углубленное изучение ближневосточной политики США, начатое в 1960-х гг., было продолжено в 1970-х И. П. Беляевым, Л. В. Вальковой, А. А. Мурадяном, Е. А. Орловым, Б. М. Поцхверия, Е. М Примаковым,
Из работ 1980-х гг. заслуживает внимания монография В. И. Нагайчука, в которой впервые в советской историографии была предпринята попытка комплексно рассмотреть американо-египетские отношения в первые послевоенные десятилетия. Различные аспекты ближневосточной политики США в середине 1950-х гг. были освещены также в работах А. М. Васильева, О. А. Колобова, В. С. Кошелева, Л. И. Медведко, М. Я. Пелипася, М. Е. Хазанова. Остающаяся нестабильной международная обстановка на Ближнем и Среднем Востоке вынуждает отечественных исследователей вновь обращаться к изучению истоков арабо-израильского,, конфликта. Палестинский вопрос становится темой исследований Е. Дмитриева и В. И. Киселева.
Значительным является интерес зарубежных исследователей к истории Суэцкого кризиса и политики Соединенных Штатов в отношении этого ближневосточного конфликта. Первые работы американских авторов П. Джонсона, Э. Ленджила, У. Лонгуда, посвященные Суэцкому кризису, были опубликованы сразу же после окончания этого международного конфликта и носили публицистический характер. Стремление дать
11
политическую оценку действиям американской дипломатии во второй половине 1956г. было характерно и для большинства последовавших изданий, что было особенно заметно в период президентства Дж. Кеннеди и Л. Джонсона, активно критиковавших внешнюю политику своего предшественника Д. Эйзенхауэра. Одним из первых исследований политики США во время Суэцкого кризиса стала работа Г. Файнера, вышедшая в 1964г.
Довольно характерный для западной историографии взгляд на американо-британские отношения в период Суэцкого кризиса был представлен в монографиях Г. Аллена и Г. Николаса. Причины англоамериканских противоречий в указанный период зачастую в этих работах сводились к субъективному фактору взаимной личной неприязни Дж. Ф. Даллеса и А. Идена. Рост национально-освободительного движения в 1960-х гг. в странах т. н. «третьего мира» и укрепление позиций на международной арене государств-участников движения «неприсоединения» обусловили интерес к изучению политики лидеров этого движения, одним из которых являлся Египет. Время правления в Египте президента Г. А. Насера и послевоенные американо-египетские отношения стали объектом изучения Ч. Крсминза, М. Керра, П. Мансфилда, К. Уилока.
Отдельного внимания заслуживают работы Дж. Бадо и Дж. Кэмпбелла, находившихся в 1956г. на дипломатической службе Соединенных Штатов. Непосредственное участие этих авторов в разработке и осуществлении ближневосточной политики США позволило им существенно дополнить багаж знаний по истории Суэцкого кризиса. Долгое время наиболее фундаментальным исследованием Суэцкого кризиса в зарубежной историографии оставалась работа американского журналиста К. Лава. Автор - очевидец многих событий 1956г. на Ближнем Востоке, на основании широкого круга источников н своей работе суммировал десятилетний опыт исследований различных сторон крупнейшего ближневосточного конфликта 1950-х гг.
Критическое отношение к политике США во время ближневосточного конфликта 1956г. было свойственно американским авторам, исследовавшим в 1970-х гг. политику Соединенных Штатов на Ближнем и Среднем Востоке. Значительный фактический материал по истории ближневосточной политики США, в том числе и во время Суэцкого кризиса, был представлен в работах Ю. Фишера и М. Бассиуни, Дж. Гуревица, А. Перламуттера, У. Полка. Следует отметить, что в этих работах представлено свойственное для американской историографии 1960-1970-х гг. мнение, что в период президентства Д. Эйзенхауэра всей внешней политикой Соединенных Штатов управлял Дж. Ф. Даллес. В последнее время американские авторы отходят от такого трактования дипломатии США в период правления республиканской партии в 1953-1961 гг., справедливо отмечая то, что Д. Эйзенхауэр не был сторонним
12
наблюдателем действий дипломатического ведомства США, а контролировал основные направления американской внешней политики, особенно в период обострения международной обстановки.
Кэмп-дэвидские сепаратные соглашения по Ближнему Востоку, подписанные в 1978г. между Египтом и Израилем при активном посредничестве и участии США, вновь вызвали у зарубежных авторов интерес к ближневосточной проблематике. В ряду работ, посвященных политике США на Ближнем и Среднем Востоке, выделяется труд Г. Мейер «Египет и Соединенные Штаты». В своей монографии, оценивая сближение США и Египта на протяжении 1970-х гг., она делает вывод о том, что начало этому процессу было положено еще в 1950-х гг., что подтверждается документами из американских и египетских архивов.
Наибольший интерес к Суэцкому кризису был проявлен американскими и британскими авторами после рассекречивания во второй половине 1980-х гг. большей части документов госдепартамента США и министерства иностранных дел Великобритании, относящихся к исследуемой теме. В 1989г. был опубликован фундаментальный коллективный труд авторов из разных стран мира, ставший результатом ряда международных конференций, посвященных истории Суэцкого кризиса. В работе над этим сборником приняли участие известные зарубежные авторы: Р. Боуи, Дж. Кэмпбелл, К. Кайл, У. Р. Луис, Р. Оуэн и др. По замыслу составителей, эта работа должна была иметь итоговый характер, подводя черту под дискуссиями по истории наиболее острого международного конфликта на Ближнем Востоке 1950-х гг. Отдавая должное научной основательности этого издания, следует заметить, что оно не дало ответы на все вопросы об особенностях политики правящих кругов США в отношении Суэцкого кризиса.
Уточнить некоторые особенности международного кризиса на Ближнем Востоке 1956-1957 гг. и политики ведущих государств мира в этом регионе в середине 1950-х гг. были призваны опубликованные в 1990-х гг. работы И. Олгераса, К. Кингсида, Д. Кунц, Дж. Ленчовски, Л. Ричардсон, которые многое внесли в понимание сложных процессов, наблюдавшихся в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке в период Суэцкого кризиса. Отдельного внимания заслуживают работы американского исследователя П. Хана, который полагает, что Соединенным Штатам не удалось добиться стабильности в ближневосточном регионе, поскольку стратегические интересы США и задача недопущения проникновения Советского Союза в этот район мира зачасгую вступали в противоречие с растущим арабским национализмом.
Анализу политики Великобритании на Ближнем и Среднем Востоке после второй мировой войны и американо-британским отношениям в этом регионе посвящены исследования британских историков А. Эдамсуэйта, Н. Эпггона, Д. Карлтона, У. Р. Луиса, У. С. Лукаса, Р. Овендэйла. Эти авторы значительное внимание уделяют оценке того места, которое
13
занимал Суэцкий кризис в процессе постепенной утраты Великобритании своего прежнего влияния на Ближнем и Среднем Востоке и усиления позиций Соединенных Штатов. Предметом исследований Р. Олдрича, Ч. Когана, М. Холланда, Г. Ронсли стала роль спецслужб различных стран в холе развития ближневосточного конфликта 1956-1957 гг.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы в учебной работе и при написании обобщающих трудов по истории внешней политики США послевоенного периода, а также - послужить основой ддя дальнейшей разработки проблем ближневосточной политики Соединенных Штатов,
Апробация исследования. Основные результаты исследования отражены в опубликованных статьях и апробированы в выступлениях автора на международной научной конференции в Томске в 1997г. и региональных научных конференциях в Тобольске в 1996г., в Томске в 1998 и 1999 гг. и на зимней школе по проблемам международных отношений, проведенной в 2000г. в Томске.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении раскрыта научная и политическая актуальность предпринятой автором работы, охарактеризован предмет и определены цели и задачи исследования, обоснованы хронологические рамки работы, показана источниковая база исследования, проанализирована степень изученности темы в отечественной и зарубежной историографии.
В первой главе «Политика Соединенных Штатов в отношении Египта в 1952-1956 гг.» освещена эволюция египетской политики США после прихода к власти в Каире представителей египетской армии в июле 1952г., выявлены истоки Суэцкого кризиса, проанализированы действия американской дипломатии в связи с национализацией правительством Г. А. Насера компании Суэцкого канала,
В начале 1950-х гг. среди приоритетных задач американской дипломатии на Ближнем и Среднем Востоке были создание регионального военно-политического блока и организация ближневосточного мирного процесса. При реализации этих задач американское правительство особое внимание уделяло крупнейшей стране арабского мира - Египту. Настойчивые попытки Соединенных Штатов склонить египетское руководство к военному сотрудничеству в рамках так называемого «Средневосточного командования» и Средневосточной оборонительной организации оказались безуспешными. В Вашингтоне было решено активизировать поиск социальных групп
14
населения арабских стран, которые могли бы стать проводниками интересов ведущих участников блока НАТО. В связи с этим американские дипломаты и представители разведслужб США пытались укрепить связи с армейскими кругами арабских государств, в частности, с нелегальной организацией военных Египта «Свободные офицеры», готовившей свержение египетского короля Фарука.
23 июля 1952г. «Свободные офицеры» совершили антимонархический переворот, в результате которого власть в Каире перешла к военным. Руководство внешнеполитического ведомства США полагало, что новое египетское руководство пойдет на военное сотрудничество с западными странами. Для усиления американского влияния в Египте правительство Соединенных Штатов планировало увеличить объем экономической и военной помощи этой ближневосточной стране, оказание которой, по мнению американского руководства, следовало увязывать с участием Египта в военных приготовлениях США и их союзников на Ближнем Востоке. Дорогу к военно-политическому сотрудничеству Соединенных Штатов и Египта, как считали в Вашингтоне, должно было открыть заключение англо-египетского договора о выводе британских войск из зоны Суэцкого канала, где находилась военная база Великобритании. Соединенные Штаты, добиваясь скорейшего заключения договора относительно Суэцкой базы, играли роль посредника в переговорах между Лондоном и Каиром, оказывая, при необходимости, нажим на британское руководство.
На процесс формирования ближневосточной политики США активно пыталась влиять правительство Великобритании, которое стремилось склонить Соединенные Штаты к более активной поддержке британских интересов на Ближнем и Среднем Востоке. Политика США на Ближнем и Среднем Востоке заметно активизировалась после победы на президентских выборах в 1952г. кандидата от Республиканской партии Д. Эйзенхауэра. В мае 1953г. состоялась поездка государственного секретаря е администрации Эйзенхауэра Дж. Ф. Даллеса по странам Ближнего и Среднего Востока. В результате этой поездки у главы американской дипломатии сложилось устойчивое мнение о невозможности создания военной организации региона, членами которой были бы, наряду с другими странами, Израиль и арабские государства. Даллес предлагал сосредоточить усилия на формировании блока стран т. н. «северного яруса» региона в составе Турции, Ирака, Ирана и Пакистана. 24 февраля 1955г. в Багдаде представители Турции и Ирака подписали договор о взаимном сотрудничестве, ставший основой создания военного блока на Ближнем и Среднем Востоке. Соединенные Штаты не стали членом этой организации, предпочитая сохранять свободу дипломатического маневра, чтобы, в том числе, не осложнять перспектив в отношениях с Египтом. Как хорошую возможность для развития американо -египетских отношений в Вашингтоне расценили заключение в октябре 1954г. англо-
15
египетского соглашения об эвакуации британских войск из зоны Суэцкого канала.
Соединенные Штаты полагали возможным сделать из Египта опору для распространения своего влияния в регионе. В ходе развернувшейся в 1953-1954 гг. борьбе за власть в Египте США предпочли поддержать тогдашнего вице-ггремьера и министра внутренних дел Г. А. Насера. Оказывая поддержку Насеру, занявшему в феврале 1954г. пост премьер-министра Египта, США рассчитывали получить в ключевой стране арабского мира лидера, который был бы достаточно влиятельным, чтобы принимать явно непопулярные среди арабов решения, такие как, например, заключение мира с Израилем.
Соединенные Штаты совместно с Великобританией разработали план ближневосточного переговорного процесса под кодовым наименованием «Альфа», построенный на допущении взаимных уступок со стороны Израиля и Египта. Однако предпринятый американской дипломатией зондаж позиции руководства Египта и Израиля выявил отрицательное отношение Каира и Тель-Авива к модели ближневосточного урегулирования, предложенной США и Англией. После участия Г. А. Насера в Бандунгской конференции стран «третьего мира», на которой были выработаны основные принципы движения неприсоединения, лидер Египта стал использовать в своей внешнеполитической деятельности тактику игры на глобальном противостоянии Советского Союза и Соединенных Штатов. Каирская пресса и радио развернули пропагандистскую кампанию против Багдадского пакта. В сентябре 1955г. египетское правительство официально объявило о заключении соглашения с Чехословакией о поставках оружия.
Провал плана «Альфа», проникновение СССР на ближневосточный рынок вооружений и изменения во внешней политике Египта вынудили американское руководство внести коррективы в свою политику на Ближнем и Среднем Востоке и в отношении Египта, в частности. 28 марта 1956г. Д. Эйзенхауэр одобрил план экономического и политического давления на Египет, получивший кодовое название «Омега». Этот план предусматривал затягивание решения вопроса о предоставлении Египту экономической помощи, в том числе, и для сооружения высотной Асуанской плотины и демонстративную поддержку Багдадского пакта Для противодействия укреплению позиций Советского Союза на Ближнем и Среднем Востоке предполагалось организовать государственный переворот в Сирии, заметно укрепившей свои отношения с СССР. Кроме того, Соединенные Штаты решили поддерживать в качестве лидера арабского мира короля Саудовской Аравии Сауда, что, по замыслу американского правительства, способствовало бы дипломатической изоляции Насера. При осуществлении египетской политики США стали ориентироваться на поддержку внутри и вне Египта таких сил, которые со
16
временем могли бы составить конкуренцию Насеру и проводили бы политику, отвечавшую интересам Запада.
В середине мая 1956г. Египет объявил о дипломатическом признании Китайской Народной Республики, что было крайне негативно воспринято в Соединенных Штатах, Учитывая усилившуюся оппозицию конгрессменов и сенаторов участию США в Асуанском проекте, администрация Д. Эйзенхауэра решила отказаться от ранее предложенной Египту помощи в сооружении плотины на р. Нил. Как полагал Дж. Ф. Даллес, это решение, чреватое в краткосрочном плане негативными последствиями для интересов США в Египте, в долгосрочной перспективе должно было принести выигрыш. 19 июля 1956г. правительство Д. Эйзенхауэра заявило об отказе участвовать в финансировании сооружения высотной плотины в Египте. Оценивая наиболее вероятные ответные действия Египта на отказ США финансировать сооружение Асуанской плотины, специалисты госдепартамента прогнозировали усиление пропагандистской кампании Каира против западных стран и официальное обращение за экономической помощью к Советскому Союзу.
26 июля 1956г., выступая в Александрии на митинге, посвященном четырехлетию изгнания короля Фарука из Египта, Г". А. Насер объявил о том, что он подписал декрет о национализации компании Суэцкого канала. В декрете подчеркивалось, что все акционеры и держатели учредительных акций получат возмещение за свои акции по их котировочной стоимости на парижской бирже ценных бумаг Б день, предшествующий вступлению в силу декрета.
Национализация компании Суэцкого канала вызвала сдержанную реакцию со стороны Соединенных Штатов. На египетскую политику Вашингтона, с началам избирательной кампании по выборам президента США, большое влияние стали оказывать внутриполитические факторы. Д. Эйзенхауэр собирался выставить свою кандидатуру для переизбрания на второй срок президентства. Поддерживая свой имидж миротворца, закрепленный за ним в результате его роли в прекращении Корейской войны 1950-1953 гг., президент США Д. Эйзенхауэр был твердо намерен не допустить возникновения каких-либо военных действий на Ближнем Востоке во время избирательной кампании.
В правительственных кругах Соединенных Штатов осознавали, что решение египетского президента о национализации Суэцкого канала не противоречило нормам международного права. Тем не менее, беспокойство правящих кругов Соединенных Штатов вызывали возможные последствия этого шага Г. А. Насера для американских нефтяных интересов и контроля США над Панамским канатом. Специалистами внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов разрабатывались различные варианты развития событий вокруг Суэцкого канала и поведение США при каждом из них. Задачей при этом ставилось
17
усиление американских позиций на Ближнем и Среднем Востоке. В случае если Англия и Франция начали бы военные действия против Египта, США планировали оказать им дипломатическую и экономическую поддержку. Прямое участие Соединенных Штатов в такой военной акции, как подчеркивали эксперты госдепартамента США в сентябре 1956г., предполагалось только в случае вмешательства СССР в боевые действия на Ближнем Востоке. При этом американские дипломаты были уверены, что им удастся предотвратить начало военной операции в Египте до завершения президентских выборов в США.
Дж. Ф. Даллес выступил с инициативой проведения международной конференции, на которой был бы обсужден статус канала в Египте. Целью госсекретаря США было выиграть время для успешной избирательной кампании Д. Эйзенхауэра, в течение которого глава американской дипломатии надеялся втянуть Г. А. Насера в переговорный процесс и попытаться добиться от египетского лидера уступок в отношении управления ближневосточным морским каналом. Две международные конференции, проведенные в Лондоне в августе и сентябре 1956г., деятельность американских дипломатов и разведчиков на Ближнем и Среднем Востоке дали определенные результаты. Насер, отказываясь от создания международного правления Суэцкого канала, не отрицал возможности некоторого участия пользователей в управлении каналом. Пытаясь добиться выдвижения контрпредложений со стороны Египта, госсекретарь США выступил с идеей создания Ассоциации пользователей Суэцким каналом, в функции которой входил бы контроль над судоходством по каналу. В ходе развернувшихся в Совете Безопасности ООН в октябре 1956г. дебатов по ситуации вокруг Суэцкого канала, в которых участвовала египетская делегация, были одобрены принципы управления морским каналом Ближнего Востока. В число этих принципов входило неиспользование египетским руководством вопроса о судоходстве по каналу в своих политических целях. Также была достигнута договоренность о продолжении переговоров между Египтом, Англией и Францией относительно статуса Суэцкого канала в конце октября 1956г.
Вопреки предостережениям Соединенных Штатов и исходя из своих собственных внутри и - внешнеполитических соображений, Великобритания и Франция при участии Израиля решили предпринять совместную военную операцию против Египта, которая началась 29 октября 1956г. вторжением израильских войск на египетскую территорию.
Во второй главе «Англ о-франко -израильская агрессия против Египта и политика администрации Д. Эйзенхауэра» охарактеризованы действия американской дипломатии в наиболее острый момент Суэцкого кризиса -тройственной агрессии в отношении Египта, показано взаимовлияние международного ближневосточного конфликта 1956г. и политики США в
18
других регионах мира, освещены усилия Соединенных Штатов в связи с ликвидацией последствий боевых действий на египетской территории.
Линия поведения администрации Д. Эйзенхауэра в отношении военной акции Великобритании, Франции и Израиля на Ближнем Востоке во многом определялась динамикой и ходом развития военной операции на территории Египта и реакцией на происходящие события со стороны советской дипломатии. Пытаясь не дать возможности Советскому Союзу развернуть широкую пропагандистскую кампанию в поддержку Египта, Соединенные Штаты постарались перехватить инициативу и внести на обсуждение Совета Безопасности ООН вопрос о ситуации в Египте. Во время дебатов в рамках Организации Объединенных Наций представители США выступили с осуждением нападения Израиля на Египет и призывом прекратить огонь. Вступление в боевые действия Англии и Франции усилило официальную негативную реакцию американского правительства в отношении тройственной агрессии.
Крайнее недовольство правящих кругов США вызывало то, что военная операция американских союзников по НАТО началась в самый разгар предвыборной кампании в Соединенных Штатах. Правительство США было крайне заинтересовано Б том, чтобы военная операция против Египта была завершена еще до 6 ноября - дня президентских выборов в Соединенных Штатах. Участие основных стратегических партнеров США в плохо замаскированном заговоре против Египта, как опасались в Вашингтоне, могло сказаться на престиже и влиянии организации Североатлантического договора в мире. К числу факторов, обусловивших негативную реакцию США в отношении трехсторонней агрессии, относилось также и то, что военные действия на Ближнем Востоке начались в то время, когда Советский Союз испытывал значительные трудности в Венгрии, где возник мятеж, принявший антисоветскую направленность. Отвлечение внимания мировой общественности от событий в Будапеште не входило в планы правительства Д. Эйзенхауэра. Становилось очевидным, что в данных условиях поддержка Соединенными Штатами военного давления на Египет, рекомендовавшаяся аналитиками американского госдепартамента в сентябре 1956г., невозможна.
В то же время в Вашингтоне выжидали результаты военной операции Англии, Франции и Израиля на территории Египта. Соединенные Штаты намеревались извлечь для себя выгоду при любом результате этой агрессии. Военная операция на египетской территории, по мнению администрации Д. Эйзенхауэра, должна была быть скоротечной и тщательно спланированной. Если же в результате силовой акции против Каира по каким-либо причинам западным странам не удалось бы свергнуть Г. А. Насера и вернуть Суэцкий канал под иностранное господство, усилению американского влияния на Ближнем и Среднем Востоке должна была содействовать официальная миротворческая
19
позиция Соединенных Штатов. В Вашингтоне полагали, что Суэцкий кризис мог бы значительно упростить сложившуюся к середине 1950-х гг. неоднозначную ситуацию в ближневосточном регионе, выявить расстановку сил и вектор направления развития этого района мира.
Гаятика действий Соединенных Штатов при обсуждении ситуации на Ближнем Востоке в ООН также отличалась определенной двойственностью- Для сохранения и укрепления своих позиций в арабском мире американская делегация в Организации Объединенных Наций поспешила отмежеваться от действий союзников США в Египте. С другой стороны Соединенные Штаты делали все возможное, чтобы созванная для обсуждения ситуации на Ближнем Востоке чрезвычайная сессия Генеральная Ассамблеи ООН не квалифицировала действия Англии, Франции и Израиля как акт агрессии, что было чревато санкциями ООН в отношении Израиля и основных стратегических партнеров Соединенных Штатов. США путем представления проектов создания различных комиссий для исследования ситуации на Ближнем Востоке пытались контролировать развитие дискуссии в Генеральной Ассамблее ООН в соответствии с ходом и результатами военной операции на территории Египта, оставляя за Англией и Францией возможность успешно и быстро завершить операцию.
Немаловажное значение в политике США по отношению к ближневосточному кризису 1956г. играли нефтяные интересы США. В частности, в американском правительстве опасались вывода из строя трансаравийского нефтепровода, по которому нефть, добываемая в Саудовской Аравии американской компанией «Арамко», доставлялась к побережью Средиземного моря. По этой причине в администрации президента было принято решение отложить реализацию плана снабжения западноевропейских стран нефтью из западного полушария, разработанного по указанию Д. Эйзенхауэра чрезвычайным комитетом по делам Ближнего и Среднего Востока в августе 1956г. Проблема недостатка нефти, с которой вскоре непременно должны были столкнуться Англия и Франция, по замыслу США, также должна была послужить наглядным уроком британскому и французскому руководству, предпринявшему военную акцию в отношении Каира в разгар избирательной кампании в Соединенных Штатах.
Тем временем, логика предвыборной борьбы в Соединенных Штатах стала вносить определенные коррективы в ближневосточную политику США. Соперник Д. Эйзенхауэра на президентских выборах, кандидат от Демократической партии Э. Стивенсон активно критиковал политику администрации президента на Ближнем Востоке за ее якобы непоследовательность и слабость. В этих условиях затягивание вооруженного конфликта на египетской территории представлялось американскому руководству крайне нежелательным. Американская делегация в ООН заявила о поддержке проекта резолюции Генеральной
20
Ассамблеи, внесенной на обсуждение представителями Канады и предусматривавшей создание чрезвычайных вооруженных сил (ЧВС) ООН в целях скорейшего прекращения боевых действий на Ближнем Востоке и поддержания порядка. В действительности, план организации миротворческих сил Организации Объединенных Наций был разработан совместно американскими и канадскими дипломатами и военными.
Помимо соображений внутриполитического характера на политику американского руководства в отношении ближневосточного кризиса существенное влияние стали оказывать действия советской дипломатии. Активизация ближневосточной политики СССР произошла после подавления основных очагов сопротивления в Венгрии и тогда, когда советское руководство убедилось, что США не собираются оказывать военную помощь Англии, Франции и Израилю. 5 ноября 1956г. советское правительство обратилось с предложением к администраций Д. Эйзенхауэра предпринять совместные военные усилия для того, чтобы положить конец боевым действиям на Ближнем Востоке. Кроме того, были отправлены ноты советского правительства Англии Франции и Израилю, в которых в завуалированной форме содержалась угроза применения ядерного оружия в отношении этих государств. В Вашингтоне эти действия советской дипломатии не были расценены как реальные намерения Советского Союза. В то же время американское руководство опасалось непредсказуемости поведения первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Понимая, что пропагандистская деятельность СССР произвела значительный эффект в арабском мире и пытаясь не допустить дальнейшего усиления советского влияния на Ближнем и Среднем Востоке, правительство Д. Эйзенхауэра решило оказать давление на Великобританию и Францию в целях скорейшего прекращения агрессии против Египта.
Соединенные Штаты воспользовались в своих интересах обострившимся с началом боевых действий на Ближнем Востоке финансовым кризисом в Великобритании, который нарастал с начала 1950-х гг. Министр финансов Англии Г. Макмиллан. обратившийся за финансовой помощью к США, получил ответ, что экономическая поддержка со стороны Соединенных Штатов последует только после прекращения огня на территории Египта. 6 ноября, в день президентских выборов в США британский кабинет министров и французское правительство приняли решение о прекращении военных действий на территории Египта*
Американское правительство пыталось использовать события на Ближнем Востоке в интересах своей глобальной внешней политики, приоритетное место в которой занимала Европа. Важнейшим направлением европейской политики США было достижение военно-политической и экономической интеграции стран Западной Европы. Руководство Соединенных Штатов рассчитывало ускорить процесс
21
объединения Западной Европы, используя, в том числе, и ситуацию вокруг Суэцкого канала. Официальная позиция США в отношении тройственной агрессии, по замыслу Дж. Ф. Даллеса, должна была наглядно продемонстрировать правительствам западноевропейских стран, и, особенно, Англии, необходимость объединения своих усилий в рамках Европы. Результатом этого процесса стало постепенное сближение Франции и ФРГ и стремление Великобритании к более тесному сотрудничеству с европейскими странами, что, в целом, соответствовало интересам США.
Желание Вашингтона утвердить свое влияние среди западноевропейских стран отчетливо прослеживалось в подходе США к проблеме снабжения этих государств нефтью. Растущие потребности западноевропейских стран в нефти, связанные с увеличением доли этого природного сырья в энергобалансе этих государств и постепенным переходом европейской промышленности с угля на нефть, вынуждали страны Западной Европы закупать в период Суэцкого кризиса нефть, добываемую американскими компаниями в районе Мексиканского залива и Карибского моря, в Саудовской Аравии и Иране. Временный дефицит нефтепродуктов в западноевропейских странах вел к повышению цен на нефть западного полушария, что усиливало позиции американских компаний на мировом рынке нефти. В условиях сокращения поставок нефти с Ближнего Востока особое значение приобретала задача обеспечения сырьевыми ресурсами западноевропейских стран, которая могла быть решена только путем развития интеграции в экономической и военно-политической сферах.
Международный ближневосточный кризис повлиял и на формирование внешнеполитической доктрины США и НАТО, Угрозы Советского Союза применить в отношении Великобритании и Франции оружие массового поражения во время тройственной агрессии против Египта продемонстрировали неэффективность доктрины «массированного возмездия», которая являлась и доктриной Североатлантического блока. Необходимость модернизации военной стратегии стран альянса подчеркивалась Дж. Ф. Даллесом на декабрьской сессии 1956г. Совета НАТО. Суэцкий кризис вынудил американских военных пересмотреть некоторые аспекты стратегии США и НАТО, результатом чего стала разработка Пентагоном концепции «локальных войн» и доктрины «гибкого реагирования», нашедших свое применение в годы президентства Дж, Кеннеди и Л. Джонсона.
Свобода действий американской дипломатии во многом сковывалась одновременным возникновением двух международных кризисов - на Ближнем Востоке и в Восточной Европе, что, впрочем, не повлияло на стремление руководства Соединенных Штатов использовать венгерские события в интересах своей региональной политики. США максимально усилили пропаганду тезиса о якобы объективно присущей внешней
22
политике Советского Союза агрессивности, передав, в частности лидерам стран арабского мира фотографии и кинопленки, снятые на улицах Будапешта. Американское правительство воспользовалось возникновением венгерского мятежа для оправдания просчетов своей политики на Ближнем и Среднем Востоке. С целью переложить всю ответственность за возникновение Суэцкого кризиса на британское и французское руководство Дж. Ф. Даллес в разговорах с представителями Великобритании и Франции делал акцент на «успехах» доктрины «отбрасывания коммунизма» и политики «освобождения» восточноевропейских государств, развить которые помешали начавшиеся боевые действия в Египте.
Американская дипломатия получила возможность более широкого маневра после победы Д. Эйзенхауэра на президентских выборах 1956г. Оценивая задачи ближневосточной политики, правительство США прежде всего выделяло необходимость добиваться скорейшего освобождения египетской территории от английских, французских и израильских войск. Тем самым Соединенные Штаты рассчитывали закрепить свое влияние в арабских странах, которое они приобрели в результате своей официальной миротворческой позиции в период тройственной агрессии и не дать возможность Советскому Союзу активизировать свою политику на Ближнем и Среднем Востоке.
Для достижения вывода иностранных войск из Египта администрация Д. Эйзенхауэра предполагала оказать нажим на Англию, Францию и Израиль. Британские и французские правительства были информированы, что поставки нефти из западного полушария и предоставление кредита Международного Валютного Фонда для преодоления финансового кризиса в Англии откладываются до завершения вывода англо-французских соединений из Египта. 3 декабря 1956г. британское правительство объявило о начале вывода войск с египетской территории. Аналогичное заявление сделала и Франция. Вывод английских и французских войск был завершен 22 декабря 3 956г.
Более упорной оказалась позиция израильского правительства. Отстаивая свое право на судоходство по Суэцкому каналу и Акабскому заливу, в котором ему было отказано после арабо-израильской войны 1948-1949 гг., Израиль не выводил свои войска из сектора Саза и побережья Акабского залива. Соединенные Штаты приостановили экономическую помощь Израилю и пригрозили применением санкций со стороны ООН. Решимость, которую демонстрировали Соединенные Штаты в американо-израильских отношениях, была положительно встречена в арабских странах. В то же время Израилю удалось активизировать деятельность сионистских организаций в США и произраильского лобби в американском конгрессе. Ряд американских сенаторов и конгрессменов потребовали предоставить Израилю гарантии безопасности. Оказывая экономическое давление на Тель-Авив, что было
23
необходимо в большей степени в политических целях, США одновременно осуществляли поиск компромиссного решения вопроса о выводе израильских войск из Египта. В итоге Соединенные Штаты выступили гарантом свободы судоходства по Акабскому заливу, и Израиль в начале марта 1957г. освободил оккупированную территорию Синайского полуострова.
Окончательный вывод иностранных вооруженных сил из Египта позволил США приступить к зондажу позиции стран ближневосточного региона в отношении аовой программы политики Соединенных Штатов на Ближнем и Среднем Востоке, получившей впоследствии название «доктрина Эйзенхауэра». Эта программа предполагала развитие двусторонних отношений со странами региона и усиление военной и экономической помощи, в связи с чем президент обратился к конгрессу с просьбой о предоставлении правительству особых полномочий по использованию вооруженных сил и финансовых фондов США для защиты американских интересов на Ближнем и Среднем Востоке. 9 марта 1957г. конгресс США одобрил доктрину Эйзенхауэра, и Соединенные Штаты попытались воспользоваться политическими и психологическими преимуществами, которые, по их мнению, предоставлял им вывод израильских сил, для того чтобы получить поддержку этой доктрины со стороны как можно большего числа стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока,
Следует заметить, что международный ближневосточный кризис 1956-1957 гг. не внес кардинальных изменений в политику США в отношении Египта. Целями американской дипломатии по-прежнему оставались изоляция Г. А. Насера на международной арене, попытки достижения контроля над действиями египетского лидера в соответствии с американскими интересами и удержание внешней политики Египта в русле т. н. «позитивного нейтрализма», т. е. не направленного на развитие отношений с Советским Союзом, а ориентированного в большей степени на западные страны. Позиции США в Египте после Суэцкого кризиса усилились, что позволило американской дипломатии активно участвовать в переговорах Египта с пользователями ближневосточным морским каналом. Переговоры завершились парафированием соглашения о выплате компенсации акционерам национализированной египетским правительством компании Суэцкого канала.
В заключении подводятся основные итоги исследования. Суэцкий кризис 1956-1957 гг. стал результатом сложных политических процессов, происходивших на Ближнем и Среднем Востоке в середине 1950-х гг. Борьба за преобладающее влияние в этом регионе между ведущими державами мира, стремление египетского лидера Г. А. Насера утвердить позиции Египта в регионе в условиях острого арабо-израильского конфликта, формирование нового соотношения военных сил, сложившегося в результате закупок Египтом вооружения у стран
24
Варшавского договора и вывода британских войск из зоны Суэцкого канала, провал переговорного процесса между Каиром и Тель-Авивом, попытки Вашингтона и Лондона подорвать внутриполитические и международные позиции Г. А. Насера характеризовали международную ситуацию в регионе.
Соединенные Штаты не имели достаточной практики региональной политики и поэтому в первые послевоенные годы вынуждены были обращаться к опыту более искушенной в ближневосточных делах британской дипломатии. Суэцкий кризис 1956-1957 гг. продемонстрировал, что Соединенные Штаты, постепенно приобретая опыт ближневосточной политики, формировали собственное лицо своей дипломатии в регионе и пытались усилить свои позиции на Ближнем и Среднем Востоке. В то же время начало военных действий на территории Египта осенью 1956г. свидетельствовало об ограниченности возможностей американской дипломатии влиять на развитие ситуации на Ближнем Востоке и о том, что в середине 1950-х гг. Соединенные Штаты не обладали возможностью полностью контролировать действия своих союзников по НАТО вне сферы действия Североатлантического договора. Тактика действий Соединенных Штатов в период Суэцкого кризиса продемонстрировала готовность Вашингтона решать задачи своей региональной политики, используя обострение международной ситуации. Не будучи непосредственно вовлеченными в вооруженный ближневосточный конфликт 1956-1957 гг., и используя процедуры ООН, экономические и политические рычаги воздействия на британское, французское и израильское руководство, США пытались контролировать развитие Суэцкого кризиса. Задачей американской дипломатии при этом стала локализация этого регионального кризиса. Угроза затягивания ближневосточного вооруженного конфликта и особенно активизация советской дипломатии на Ближнем и Среднем Востоке вынудили Вашингтон приложить значительные усилия для прекращения боевых действий на египетской территории.
Возникновение Суэцкою кризиса в результате многих факторов, в том числе и подспудного стремления правительств ряда стран добиться упрощения международной ситуации в регионе, в некоторой степени отвечало американским интересам на Ближнем и Среднем Востоке. Непростое переплетение интересов многих стран в этом регионе не всегда позволяло Соединенным Штатам добиваться своих целей, зачастую вынуждая, например, идти на компромисс с Великобританией, упорно отстаивавшей свои позиции в этом районе мира. Неоднозначная международная ситуация, возникшая на Ближнем и Среднем Востоке к середине 1956г.. пробуксовка ряда инициатив американской дипломатии диктовали руководству США необходимость разрешения сложного узла противоречий, сложившегося в регионе. В результате же Суэцкого кризиса становился очевидным постепенный уход Англии с Ближнего и
25
Среднего Востока так же, как и замораживание на неопределенное время ближневосточного переговорного процесса. Ближневосточный регион становился ареной соперничества только двух крупнейших держав мира -США и СССР, что на первый взгляд значительно упрощало политику Соединенных Штатов в данном районе мира. Следует отметить, что опыт использования локальных международных кризисов в интересах своей внешней политики был использован Соединенными Штатами в 1980-х гг., когда на Западе была разработана концепция «конфликтов низкой интенсивности», применявшаяся США в различных регионах мира.
Соединенные Штаты с успехом использовали Суэцкий кризис в интересах своей политики в других регионах мира. Новая расстановка сил в НАТО, отмеченная начавшимся после Суэцкого кризиса сближением Франции и ФРГ, соответствовала американским интересам. После Суэцкого кризиса явно заметной стала готовность британского руководства координировать свою внешнеполитическую деятельность с Соединенными Штатами в рамках НАТО. Упрочились также позиции американских компаний на мировом рынке нефти. Суэцкий кризис способствовал изменению соотношения влияния Соединенных Штатов и Великобритании на Ближнем и Среднем Востоке в пользу США. Провозглашенная в январе 1957г. «доктрина Эйзенхауэра» свидетельствовала о готовности Вашингтона взять на себя роль лидера западных стран в этом регионе.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Румянцев В. П. Джон Фостер Даллес и отказ США от финансирования строительства Асуанской плотины // Американские исследования в Сибири. Вып. 3. 50 лет Томской школы изучения и преподавания новой, новейшей истории и международных отношений: Материалы международной научной конференции 25-26 сентября 1997г. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997,-С. 67-68.
2. Румянцев В. П. Позиция США в связи с выводом израильских войск с оккупированной территории Египта в 1956-1957 гг. // Американские исследования в Сибири. Вып. 4. Материалы региональной научной конференции 10-11 декабря 1999г. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - С. 65-70.
3. Румянцев В. П. Реакция администрации Д.Эйзенхауэра на национализацию египетским правительством компании Суэцкого канала в 1956г. // Молодые международники Сибири: Доклады на «Зимней школе по проблемам международных отношений». -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - С. 63-69.
Описание предмета: «Политология»Политология (от греч. «политика» - государственные или общественные дела и «логос» - слово, знание, наука -
буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - наука о политике. [Пугачев В.П. , Соловьёв А.И.
Введение в политологию. Учеб.пос. для студентов ВУЗов. - М.:Аспект-Пресс, 1996]
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает
политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно
воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на
повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти,
государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни
никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики,
наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами
и занимается наука о политике - политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной
мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.
Следовательно, политология - это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических
отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах
политической деятельности.
Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект и предмет познания. Однако сфера политических
отношений значительно шире того, что можно было бы назвать чисто политическим и охватывает все объекты
политической деятельности. Поэтому политические отношения изучает не только политология, но и философия, право,
социология, история. Каждая из этих наук имеет предмет в изучении данного объекта.
Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях.
Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов,
взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических
отношений и политической деятельности, развития политического процесса.
Таким образом, в широком понимании, политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях,
включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию,
политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и
права.
Литература - Зверев В.А., Зверева А.В., Евсюков С.Г. Азбука частного инвестора: Путеводитель по фондовому рынку, 2-е изд. Зверев В.А., Зверева А.В., Евсюков С.Г. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 0 с.
- В.В. Симонов, С.С. Сулакшин, И.В. Подпорина, М.Ю. Погорелко. Бюджет и налоги в экономической политике России. – М.: Научный эксперт, 2008. – 240 с.
- В.Д. Потапов, А.В. Александров, С.Б. Косицын, Д.Б. Долотказин. Строительная механика. В 2 книгах. Книга 1. Статика упругих систем. – М.: Высшая школа, 2007. – 512 с.
- В.Б. Хозиев, М.В. Хозиева, С.В. Дзетовецкая. Психологическое консультирование родителей. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. – 504 с.
- В.Людер, С.Цуффанти. Электронная теория кислот и оснований. – М.: Издательство иностранной литературы, 1950. – 208 с.
- Ю.Б. Фогельсон, М.Д. Ефремова, В.С. Петрищев, С.А. Румянцев. Защита прав потребителей финансовых услуг. – М.: Норма, Инфра-М, 2010. – 368 с.
- Некипелов А.Д., Ивантер В.В., Кувалин Д.Б.Под ред. Ж.Сапир. Российская трансформация: 20 лет спустя: Монография. Некипелов А.Д., Ивантер В.В., Кувалин Д.Б. Под ред. Ж. Сапир. – М.: , 2013. – с.
- Мигаль В.Д., Мигаль В.П. Методы технической диагностики автомобилей: Учебное пособие. Мигаль В.Д., Мигаль В.П. – М.: , 2014. – с.
- А.Г. Катаева, С.Д. Катаев, В.А. Гандельман. Немецкий язык для гуманитарных специальностей. Учебник и практикум (+ CD). – М.: Юрайт, 2015. – 320 с.
- Акопян О.А., Власова Н.В., Грачева С.А. Правовые модели и реальность: Монография. Акопян О.А., Власова Н.В., Грачева С.А. – М.: Инфра-М, 2014. – с.
- Ю.В. Грачева, С.В. Маликов, А.И. Чучаев. Советское уголовное уложение. Научный комментарий, текст, сравнительные таблицы. – М.: Проспект, 2015. – 256 с.
- П.И. Кононов, В.В. Лихарев, С.А. Старостин, В.А. Юсупов. Кодекс Российской Федерации об административной ответственности. – М.: Проспект, 2016. – 368 с.
- Григорьев М.Н., Ткач В.В., Уваров С.А. Коммерческая логистика: теория и практика. Учебник для СПО. – М.: , 2016. – 507 с.
- В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. Биология. 5-6 классы. Учебник. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.
- П.И. Кононов, В.В. Лихарев, С.А. Старостин, В.А. Юсупов. Кодекс Российской Федерации об административной ответственности. Проект. – М.: Проспект, 2017. – 368 с.
- А.Г. Катаева, С.Д. Катаев, В.А. Гандельман. Немецкий язык для гуманитарных специальностей. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 270 с.
- О.В. Рожнова, С.Н. Гришкина, В.П. Сиднева. Учет нефинансовых активов в соответствии с МСФО. Учебное пособие. – М.: Русайнс, 2017. – 152 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|