Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Проблема урегулирования внутреннего вооруженного конфликта в анголеПолитология
Питра Милагре Лузия да Консейсау
Проблема урегулирования внутреннего вооруженного конфликта в анголе
(1975-2000гг.)
07.00.03 - Всеобщая история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва - 2000
Работа выполнена в Центре социологических и политологических исследований Института Африки Российской академии наук
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования объясняется тем, что потребность справедливого урегулирования внутреннего ангольского вооруженного конфликта диктуется не только настоятельной необходимостью прекращения гражданской войны, но и ликвидацией напряженности в этом регионе, которая дестабилизирует ситуацию на юге Африки. Неурегулированность внутреннего конфликта в Анголе препятствует социально-экономическому и демократическому развитию страны, ухудшает и без того бедственное положение народов.
Истоки ангольского конфликта лежат в незавершенности процесса деколонизации, в соперничестве сверхдержав в этом регионе Африки в годы так называемой холодной войны.
Освободительное движение в Анголе протекало в чрезвычайно сложных условиях. Страна отличается пестрым этническим составом (11 народностей и более 100 этнических групп). "Слаборазвитый" португальский колониализм опирался на европейских поселенцев, в преобладающем большинстве португальцев, - в 1965 г. около 300 тыс. человек - по численности которых Ангола вышла на второе место в Африке (после ЮАР). В основе колониальной эксплуатации лежал военно-политический контроль, который спровоцировал вооруженную борьбу ангольского народа за свою национальную независимость. Длительность вооруженной борьбы была связана с тем, что португальский колониализм опирался на прямую и косвенную поддержку отдельных западных держав, а также некоторых африканских стран (ЮАР, Заир), в результате чего колониальная империя, которая на африканской земле появилась первой, задолго до британской, французской и бельгийской, распалась последней, лишь после португальской революции 25 апреля 1974 г.
Большим препятствием на пути деколонизации было возникновение значительного числа националистических организаций, соперничество которых наносило ущерб борьбе за независимость. К тому же внешние силы видели в наличии различных группировок в ангольском антиколониальном движении возможность укрепления своих позиций в богатой и стратегически важной стране.
Наиболее крупными и влиятельными организациями были: МПЛА (Народное движение за освобождение Анголы), ФНЛА (Национальный фронт освобождения Анголы) и УНИТА (Национальный союз за полную независимость Анголы), которые опираясь на различные этнические группы, соответственно амбунду, баконго, овимбунду. Португалия признала эти организации официальными сторонами на переговорах, направленных на создание юридических условий для передачи власти.
Подписание Альворского соглашения 15 января 1975 г. и создание переходного правительства 31 января 1975 г. не сняли остроту межэтнических отношений в стране.
Кроме того, положение осложнилось и тем, что с 1961 г. Португалия в обмен на необходимую помощь со стороны некоторых западных стран для продолжения войны против ангольского освободительного движения, была вынуждена открыть свои колонии европейскому и американскому капиталу.
Запад в силу своих экономических интересов не мог допустить прихода МПЛА к власти, провозгласившей социалистический выбор и пользовавшийся поддержкой СССР и других социалистических государств. Достижение Анголой политический и экономической независимости являлось бы угрозой , для продолжения южноафриканского господства в Намибии, и сохранения режима апартеида в самой Южной Африке, повлияло бы на соседние . африканские государства и могло стать консолидирующим фактором для демократических сил в Португалии.
В силу этих обстоятельств первым шагом для предотвращения возможности прихода МПЛА к власти стала активизация двух других освободительных движений (ФНЛА и УНИТА), которые получали разностороннюю поддержку Республики Заир и ЮАР.
Провозглашение независимости Анголы (11 ноября 1975г.) произошло на завершающем этапе крушения колониальной системы, а приход к власти правительства МПЛА, вопреки интересам западных стран, привел к тому, что Ангола была втянута в региональный конфликт на юге Африки.
Региональный конфликт обострил внутренние противоречия в стране, разрешение которых было возможно только при устранении внешнего фактора, характеризовавшегося конфронтацией между США и СССР.
Политические перемены в мире в середине 80-х - начале 90-х г.г. способствовали позитивным сдвигам на юге Африки. После десятилетий освободительной борьбы получила независимость Намибия, а в ЮАР был ликвидирован режим апартеида, вышел на свободу Нельсон Мандела.
Все эти события создавали благоприятные возможности для достижения мира в регионе и повлияли на развитие регионального конфликта на юге Африки. Первым прямым результатом этого стало подписание соглашения 22 декабря 1988 г. о выводе южноафриканских войск из Анголы и Намибии и кубинских - из Анголы. В мае 1991 г. были подписаны Биссеские мирные соглашения между ангольским правительством и оппозиционным движением УНИТА. В результате выполнения одного из положений этих соглашений в сентябре 1992г. были проведены всеобщие выборы, в результате которых Ж.Э. душ Сантуш был избран президентом Республики, а МПЛА-ПТ получила подавляющее большинство мест в парламенте (129 из 220). Однако лидер УНИТА Ж. Савимби не признал итоги выборов, и военные действия возобновились.
Все усилия международного сообщества, направленные на достижение мира в Анголе, не приносили результатов вплоть до ноября 1994 г., когда был
подписан Лусакский протокол, выполнение которого срывалось действиями оппозиционного движения УНИТА. Снятие запрета на политическую деятельность УНИТА в марте 1998г. не привело к стабилизации ситуации в стране.
События, последовавшие за подписанием договоров, показали, что несмотря на возможный правильный путь разрешения ангольского внутреннего конфликта, причины провала всех договоренностей лежат, по мнению бывшего Генерального Секретаря ООН Б.Б. Гали в том, что если конфликты не поддаются решению, то это вызвано не тем, что приемы мирного урегулирования не известны и не соответствуют ситуации. Проблема состоит, во-первых, в отсутствии политической воли сторон к поиску устранения разногласий и, во-вторых, в отсутствии у третьей стороны рычагов давления. Безразличие международного сообщества к проблеме или попытки приуменьшить ее значение также могут понизить вероятность ее решения. Указанные факторы присутствуют в решении ангольского внутреннего конфликта.
Деятельность контрольной миссии ООН в Анголе не смогла довести до конца усилия по установлению мира.
Предметом исследования является комплексный анализ завершающего этапа деколонизации Анголы, который привел к обострению межэтнических отношений между тремя освободительными движениями, взаимодействию ангольского внутреннего конфликта и регионального конфликта на юге Африки. Предметом исследования является также анализ причин возникновения конфликта в Анголе, предпосылки его урегулирования и позиция всех включенных в него сил.
Важным моментом в урегулировании ситуации на юго-западе Африки стал благоприятный климат в международных отношениях, тииикших с конца 80-х г.г-, который положил начало новому этапу в разрешении международных конфликтов. Но ослабление напряженности в мировой
политике лишь частично устранило влияние внешнего фактора в ангольском внутреннем конфликте.
Основная цель диссертации - комплексное исследование проблемных вопросов, связанных с урегулированием внутреннего вооруженного конфликта в Анголе, анализ особенностей его возникновения и протекания.
Исходя из интересов и объективных возможностей сторон, социально-экономических условий, а также учитывая факторы регионального и глобального уровней, делается прогноз возможностей урегулирования этого затянувшегося конфликта.
В соответствии с этим в работе над диссертацией ставились следующие конкретные задачи:
• изучение природы внутреннего конфликта в Анголе, исторических и этносоциальных предпосылок его возникновения;
• выяснение роли Альворского соглашения в обострении межэтнических отношений в стране;
• рассмотрение генезиса конфликта на юге Африки и практических подходов международного сообщества и его прямых участников к урегулированию конфликта;
• анализ попыток урегулирования внутреннего вооруженного конфликта в Анголе.
Хронологические рамки исследования охватывают двадцатипятилетний период с 1975 г. - после подписания Альворского соглашения и провозглашения независимости Анголы в условиях иностранной военной интервенции, и обострения межэтнических отношений.
Диссертация подразделяется на хронологические части, соответствующие развитию процесса политического урегулирования в стране.
Научная новизна работы состоит в комплексном анализе возникновения конфликта и интересов всех сторон, в него вовлеченных, а также трудностей, возникших в процессе его урегулирования.
Впервые в научной литературе анализируется роль международного сообщества в процессе урегулирования, его противоречивость в принятии решений, попытки через демократические выборы решить проблему национального примирения. В работе показано, почему ангольское правительство в конце 1998 г. отказалось от решения конфликта мирными средствами.
Методологической основой диссертации является диалектическое понимание исторического процесса, когда любой объект рассматривается в развитии, во взаимосвязи и взаимодействии с другими объектами и явлениями.
Автор учитывал в своем исследовании современные концепции конфликтологии. В частности, теорию социального конфликта Л. Козера и Т. Парсонса, "общую теорию конфликта" Т. Шеллинга, К. Боулдинга, М. Дайга.
Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что в ней определяются основные периоды развития процесса политического урегулирования на юго-западе Африки, показана роль и место международного сообщества в разрешении ангольского внутреннего конфликта.
Выводы диссертации могут представлять интерес для практической деятельности внешнеполитических организаций Анголы и России.
Данная работа может помочь глубже понять сущность процессов, происходящих в Анголе и вокруг нее, разобраться в расстановке политических сил в регионе.
Материалы диссертации и основные выводы могут быть использованы в качестве учебного пособия по специальности "Новейшая история Африки",
для научных исследований, в учебном процессе и по проблемам конфликтологии.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании Центра политологических и социологических исследований Института Африки РАН и рекомендована к защите. Соискатель имеет две публикации.
Источниковедческая и библиографическая основа работы.
Нормативную базу исследования составили: официальные документы правительства Анголы политических партий и организаций, а также ООН, ОАЕ, протоколы мирных соглашений.'
В работе были использованы выступления и статьи видных общественных и политических деятелей Анголы, и прежде всего А. Нето, Ж.Э. душ Сантуш, Ж. Савимби и других, а также периодические издания Анголы, России, Португалии, США, ЮАР, Замбии и других стран.
Решение поставленных задач потребовали привлечения широкого круга источников и литературы. В исследовательской работе автор опирался на труды российских ученых. К ним относятся труды Васильева A.M., Громыко Ан.А., Дейч Т.Л., Исмагиловой Р.Н., Куклиной И.Н., Малышевой Д.Б., Мартышина О.В., Потемкина Ю.В., Празаускаса А.А., Следзевского И.В.,
1 Конституционные и законодательные акты Народной Республики Ангола:
Ангола. Конституция 1975/ Конституция НРА от ноября 1975г. н Закон о народной власти от 5 февраля 1976, М.1977;
Lei Conslitucional e outras Leis Compiemeniares da Republic* Popular de Angola, Luanda, ed.: Lilo-tipo 1991; Lei dos panidos Politicos de Maio de 1991. In Lei Conslitucional г outras leis Compiemeniares da Republics Popular de Angola. Luanda, ed.: Lilo-tipo 1991;
Os Acordosdo Aivor 15 de Janeiro 1975 in Corrreia, Pedro de Pezaral, Do Aivor a Lusaca. Lhboa, 1996, p.271-280;
Acordos de Paz de Bicesse 31 мая 1991 inCorreia Pedrode Pezaral, Do Alvora Lusaca. Lisboa. 1996, p.281-294;
Protocolo de Lusaca in Correia. Pedro de Pezarat do Aivor a Lusaca. Lisboa, 1996, p.295-333; Documentos do MPLA. Lisboa, 1977;
- Documenlos do 11 Congresso do MPLA - PT. Lisboa, Dez. 1985;
Documenlos do И Congresso Extraordinario do MPLA-PT, Lisboa, 1986;
- Documenlos do III Congresso do MPLA-PT. Luanda, Dez. 1990;
Documents do HI Congresso Extraordinario do MPLA-PT. Luanda, Maio 1992; Documenlos da 2a Conferencia Nadonal do Panido. Luanda, 1985; ОАЕ (сборник документов). М" 1970;
- Резолюции СБ ООН. N.Y. 1975 по 1999;
Декларация Президента Совета Безопасности, 24 сентября 1994.
Старушенко Г.Б., Тарабрина Е.А., Хазанова A.M., Шейниса В.Л., Шубина ВТ., Юдина Ю.А..
Большое внимание было уделено работам ученых, непосредственно изучавших проблемы Юга Африки. Среди них следует отметить работы Адамишина А.Л., Демкиной Л.А., Зотова Н.М., Капского Э.В., Крапивина В.В., Притворова А.В., Рытова П.И., Слипченко С.А., Тетекина В.Н., Урнова А.Ю., Фитуни Л.Л.
Узловые проблемы Юга Африки нашли отражение в коллективных исследованиях российских авторов. Среди них: "Африка: многовариантность развития" {отв. ред. Косухин Н.Д., М. 1997); "Конфронтация и освободительные движения на юге Африки: перспективы региона после соглашения в Нкомати" под редакцией Мсбахи П.С.Р. (М., ИНИОН АН СССР, 1988, реф), "Кризис на юге Африки" (авт. колл. Демкина Л.А., Гаевский В.В., и др. Институт Африки АН СССР, 1984), "ЮАР и страны южноафриканского региона" (авт. колл. Громыко Ан.А., Демкина Л.А. и др. Институт Африки АН СССР, 1987).
В 80-х г.г. вышли труды советских ученых, в которых анализируется завершающий этап национально-освободительной борьбы народов Анголы.2 Вопросы, связанные с проблемами Намибии, Анголы, Мозамбика и ЮАР, рассматриваются в работах Вышинского М.П., Громыко Ан.А., Слипченко С.А. и др.3 Роли ООН в урегулировании конфликтных ситуаций посвящена книга Куклиной И.Н.., в которой исследуются особенности политической ситуации на юге Африки и деятельность ООН, направленная на урегулирование конфликта.4
: X аза нов A.M. Крушение последней колониальной империи. М.,1986; Громыко Ак. А. Африка; прогресс, трудности, перспективы. М . 1981; Мартышин О.В. Африканская революционная демократия: идейно-политическая платформа МПЛА - партии труда. Фрелимо и ПАИГК М , ]98i; Зотов Н.М. "Ангола: борьба продолжается" M..I985.
! Вышинский М.П. Юг Африки: апартеид, геноцид, агрессия, М., 1988; Громыко Ан.А. Конфликт на Юге Африки; Международный аспект. М., 1979; Слипченко С.А. На африканском юге: роль прифронтовых государств в антиимпериалистической борьбе. М. Ин-т Африки АН СССР, 1986. 4 Куклиня И.Н. ООН и проблемы Южно-африканского региона М,, 1990.
Ценные сведения содержатся в работах ангольских политических и государственных деятелей, а также научных исследователей. Прежде всего, следует отметить труды, подготовленные в последние годы: среди них труд Жозе Патрисию - бывшего посла Анголы в США, который принимал непосредственное участие в переговорах при подписании Биссеских мирных соглашений. В исследовании "Ангола - США. Пути здравого смысла"5 анализируется весь политический процесс с 1988 по 1997 гг. и, прежде всего, отношения между Анголой и США. Эта работа позволяет получить объективное представление о роли США в политическом процессе урегулирования ангольского конфликта, о трудностях установления политических отношений между двумя государствами. Жозе Патрисию не оставляет без внимания вклад Республики Ангола в деле урегулирования конфликта на юге Африки.
В монографии Даш Дореш Себаштьян Б.Л. анализируются политические, социально-экономические преобразования в Анголе с 80-х по 90-е г.г. Работа посвящается анализу проблем трансформации политической системы и перехода к рыночной экономике , перспективам развития Анголы и состояния российско-ангольских отношений.6
Среди португальских исследователей автор выделяет работы Педро де Пезарат Корреия - бывшего члена Движения Вооруженных Сил (МФА), который свергнул фашистский режим в Португалии. В труде "Деколонизация Анголы. Жемчужина в короне Португальской империи" представлен огромный фактический- материал, дается анализ событий, связанных с провозглашением независимости Анголы. Второй труд "Ангола с Альвора до Лусаки" непосредственно касается всей проблематики политического урегулирования ангс1ьского конфликта и подписания Альворского соглашения (15 января 1975 г.) между МПЛА, УНИТА, ФНЛА и Португалией,
5 Patricio J, "Angola -• EUA os Caminhosdo bom senso. Luanda, 1997
6 В.Л. даш Дореш Себастьян. Ангола: Современное состояние. Перспективы развития. Отношения с Россией. М. !9Ч9
10
Нью-йоркских соглашений между Анголой, Кубой и ЮАР, с одной стороны, и между ЮАР и Анголой, с другой стороны (22 декабря 1988 г.), Бисесских мирных соглашений (31 мая 1991 г.) между МПЛА и УНИТА и Лусакского протокола (20 ноября 1994 г.) между МПЛА и УНИТА. Автор анализирует причины провала этих договоренностей.
В западной научной литературе нет специальных работ, посвященных изучению ангольского внутреннего конфликта. Отдельные аспекты возникновения этнических конфликтов и влияние внешнего фактора рассмотрены в работе Нагел Ж. и Брад Вортон "Этнический конфликт в мировой системе. Международные конфронтации в Ираке (1961-1991) и Анголе (1974-1991)8;
• Следует также отметить исследование Ротшилда Д., Гартзела С. -Ангольский вопрос:Четыре силы. Интервенция и освобождение. В этой статье авторы анализируют степень вовлечения России, США, Кубы и ЮАР в ангольский внутренний конфликт;
• Англичанин Рикрофт С. посвящает свою статью "Ангола - забытая трагедия" президентским выборам в Анголе в 1992 г., которые должны были положить начало нового этапа в политическом развитии страны и прекратить
10
гражданскую воину;
• Отдельным аспектом конфликта в Анголе посвящена статья Гведтена А. "Политика США в Анголе с 1975 г.", Минтера В.; США и война в Анголе", Смита B.C. "Интервенция США в Анголе. Не будет конца войны";"
Correia Pedro de Pezarat - Descolomzacao de Angola-a Joia da coroa do imperio - Luanda, 1979: Angola do Alvor aLusaca., 1996.
*NagelJ. Whorton B. Ethnic conflict and the world system: international competition in Iraq (1961-1991) and Angola (1974-1991) Journal of political and military sociology- De Kalb, !992, vol. 20, № 1.
Roichchild D., Hartzell С The case of Angola: four power intervention and disengagement// Foreign Military intervention: the dinaimcs of protracted conflict. N.Y., 1992.
10 Rycroft C. Angola - " The forgotten tragedy" // J. of Southern Afr. Studies. Oxford, 1994.
" Tvedten I. U.S. Policy towards Angola 1975//J. of Mod. Afr. Studies. Cambridge, N.Y., 1992; Minter W. The US and war in Angola// Rev. of Afr. Polit. Economy. L., 1991; Smith W.S. US intervention in Angola will not end the war// American foreign Policy L., 1957.
* Внешнеполитическому курсу СССР по отношению к Анголе и странам третьего мира посвящаются работы Лаигта М. "Советская политика в третьем мире".'"
* В монографии Давида и Марины Оттавей "Афрокомму-низм"отмечаются политические изменения в последние годы в Африке и попытки установления социалистического режима в африканских странах -Мозамбике, Анголе и Эфиопии на основе разных политических и исторических факторов.13
В фундаментальных исследованиях западных политологов таких как Д.Е. Албрайт, Д.Р. Кемптон, М.Н. Катц, прослеживается тенденция к критическому анализу африканских обществ на основе критериев развития западного общества, напротив Дж.А. Маркуш и Марина и Давид Оттавей в своих работах делают анализ трудностей, а также и позитивных моментов внесенных революционно-демократическими режимами в постколониальном развитие стран региона.
В работе Джона А. Маркума "Ангольская революция"14 исследуется этические, социальные, региональные и религиозные корни ангольского конфликта в периоде 1962 года.
Труды Лоуренса Гендерсона "Ангола пять веков конфликта"15, и Мелвина Невита "Португалия в Африке" помогают понять предисторию ангольского конфликта.
Книга журналиста Фреда Бригленда "Жонас Савимби. Ключ для Африки" и руководителя операции ЦРУ в Анголе Джона Стоквелла "В поиске врагов"16 интересны в плане большого фактического материала.
'• Uuht М Soviei Policy in the third world/Mm. Affairs L. 1991. vol. 67. №2;
>; Dm id and Marina Ortaway. Afrocommunism. N.Y. - L., 1980.
" Miirtum John. The Angolan Revolution. Massachusetts, Mitpress vol. I. 1969, vol.2. 1975.
lSHentkrson Laurence, 'Angola Five Centuries of the Conflict. Ithaca and London, Cornell University Press, 1979;
Melvin Newii. Portugal in Africa, London С. Hurst. 198].
"' Briddnnd P., Jonas Savimbi. Key to Africa. N.Y, Paragon Hovse, 1987.
Slock» ell John. In Search of Enemies. N.Y., W.W. Norton and Co., 1978.
Большое значение для понимания происходящих в Анголе событий имели личные беседы автора с ангольскими общественными и государственными деятелями, а также с простыми гражданами страны.
Структура и основное содержание диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается степень ее научной разработанности, определяется предмет и методологическая основа, сформулированы цели и задачи исследования, раскрывается практическая значимость, а также научная новизна и структура работы.
Первая глава "Внутренний вооруженный конфликт в Анголе и причины его возникновения" посвящена анализу особенностей формирования национально-освободительных движений в Анголе и их влияние на ход освободительной войны и на процесс деколонизации, а также на объективные и субъективные условия вовлечения Анголы в региональный конфликт на юге Африки.
Кроме того, в главе рассматриваются военно-политические и социально-экономические предпосылки для переговоров, направленные на разрешение внутреннего вооруженного конфликта (1975 г- 1988 г.).
В начале 1975 г. согласно Альворским соглашениям, подписанным 15 января 1975 г., было сформировано переходное правительство с участием представителей МПЛА, ФНЛА, УНИТА и португальского правительства. Но поскольку каждая из сторон пыталась использовать правительство в соответствии со своими собственными интересами, которые заключались в создании условий для взятия власти, уже 23 марта 1975 г. в Луанде, а затем по всей стране начались столкновения между МПЛА и ФНЛА, которые нарушили мирный процесс передачи власти.
В результате военной поддержки извне вооруженные столкновения между ними перешли в широкомасштабные боевые действия.
Конфликт в Анголе стал рассматриваться, с одной стороны, в рамках глобального противостояния Востока - Запада, а с другой стороны, как носящий региональный характер. Эти два аспекта привели страну к иностранному военному вмешательству и к внутреннему вооруженному конфликту, длящемуся уже более 30-ти лет.
В главе отмечается также, что в основе регионального конфликта, в который была вовлечена Ангола, лежало противостояние, вызванное политическими, экономическими, стратегическими и иными интересами не только со стороны африканских государств (ЮАР и Заир), но и со стороны великих держав (СССР и США).
Уже в октябре 1975 г. хорошо вооруженные войска ЮАР с отрядами; УНИТА и наемниками продвигались к столице; с севера заирская армия совместно с ФНЛА предприняли поход на Луанду.
Вооруженные силы МПЛА без поддержки извне не смогли удержать столицу и контролируемые ими 12 провинций. Вооруженные силы МПЛА были ослаблены длительной партизанской войной (14 лет) и уходом из них Чипенды с двумя тысячами солдат. В связи с этим обстоятельством руководство МПЛА вынуждено было обратиться к иностранным государствам с просьбой о помощи. Первым государством, откликнувшимся на просьбу, была Куба.
Кубинские вооруженные силы не только приступили к формированию новых военных кадров, но и напрямую стали участвовать в военных действиях. В начале ноября 1975г. началась массированная переброска в Анголу нескольких тысяч кубинских военнослужащих. Это была операция под кодовым наименованием "Карлота", во многом определившая результаты военного противостояния.
Не обладая достаточным боевым опытом, подразделения ФНЛА и наемников потерпели сокрушительное поражение от войск МПЛА и кубинских подразделений. Встретив решительный отпор, в середине марта 1976г. войска ЮАР отступили и 27 марта пересекли границу, укрывшись в Намибии, а УНИТА вернулся к "тактике выживания", собирания сил.
УНИТА справился с задачей воссоздания разгромленных вооруженных сил и смог вести борьбу на равных с воинскими подразделениями МПЛА, В 1980 г. южноафриканские войска вновь атаковали Кунене, а УНИТА обосновался в Джамбе (Куандо Кубанго), превращая город в так называемую столицу освобожденной территории.
В августе 1981 г. ЮАР развернула операцию "Протея", стратегическая цель которой заключалась в ликвидации баз СВАПО в Анголе и установлению в Луанде режима УНИТА.
К этому времени УНИТА получил мощного союзника в лице администрации Рейгана, выступавшей за отмену поправки Кларка, которая запрещала оказание помощи УНИТА. По отношению к ЮАР новая американская администрация выдвинула политику "конструктивного сотрудничества". Она сводилась к тому, чтобы обеспечить американские интересы на юге Африки путем содействия ЮАР в "улучшении апартеида". Автором этой концепции являлся бывший помощник госсекретаря по африканским делам Честер Крокер, который разработал план урегулирования конфликта в Южной Африке, предусматривавший одновременный вывод войск ЮАР из Намибии и кубинских частей с территории Анголы.
К концу 1985 г. после отмены поправки Кларка Р. Рейган увеличил помощь УНИТА, на^основе которой укрепились позиции 'УНИТА как в военной области, так и в отношении политического влияния внутри страны и заграницей.
К середине 80-х г.г. военная обстановка в Анголе ухудшилась. МПЛА-П.Т. неоднократно пыталась решить конфликт военным путем, но каждый раз
неудачно. В этот период в стране сложилось политическое и военное равновесие, при котором ни одна из сторон не могла добиться победы военным путем. Между тем правительство Анголы, столкнулось с сложнейшими экономическими и внутриполитическими проблемами вызванными прежде всего изменениями политической обстановки в мире и разногласиями в руководстве правящей партии МПЛА-ПТ, которые привели к отставке двух представителей ее "радикального крыла" - министра обороны Ико Каррейры и председателя Народной Ассамблеи Лусио Лары. Но к началу 1988 г. положение изменилось, и в феврале ангольская армия смогла нанести ощутимые поражения южноафриканским войскам около Куито Куанавале.
В мае того же года южноафриканские войска отступили из провинции Кунене. Эти события радикально изменили ситуацию. Потеря Преторией своего превосходства в воздухе и неожиданное контрнаступление ангольской армии на юго-западе у Руаканы и Калуэке были теми факторами, которые заставили Преторию согласиться начать переговоры.
Помимо военных факторов, улучшение советско-американских отношений после прихода к власти в СССР Михаила Горбачева в 1985 г. было прорывом в разрешении региональных конфликтов.
На развитие событий в Анголе и на стремление достижения мира повлияли и социально-экономические причины. С введением дополнительных санкций ЮАР стала нести все более ощутимые потери. Ангольское же правительство также находилось под увеличивающимся финансовым давлением, особенно после того, как в 1986 г. упали цены на нефть и сильная засуха поразила южные провинции страны. Ощутимым было и обострение социальной обстановки в стране в связи с ущербом, причиненным войной экономике Анголы.
Обострение сложных межэтнических и идеологических отношений в ходе борьбы за власть привело к тому, что по просьбе национальных
освободительных движений в ангольский внутренний конфликт вмешались иностранные государства, придавая ему таким образом региональный оттенок.
Правительство Португалии в силу своих международных интересов не смогло создать механизм, гарантирующий территориальную целостность, и не сумело обеспечить контролируемые политические процессы с началом иностранной интервенции (октябрь 1975).
Необходимость достижения мира и стабильности на юге Африки заставила иностранные государства прекратить вмешательство в южноафриканском регионе,
Благодаря разрядке международной обстановки на рубеже 80-90-х гг. и учитывая факторы социально-экономического и военного характера, противостоящие стороны и прежде всего ЮАР сочли необходимым подойти к решению конфликта с политической стороны.
Вторая глава "Переговоры об урегулировании ангольского вооруженного конфликта (1981 - 1992 г.г.) и роль международного сообщества".
В ней анализируется, в первую очередь, международная политическая обстановка во время подписания Альворского соглашения (15 января 1975 г.), которое прекратило колониальную войну, но не ликвидировало противоречия, существующие между ангольскими антиколониальными силами.
После Альворских соглашений ангольское правительство выступает с инициативами, направленными на достижение мира на юге Африки.
В июле 1979 г. президент Народной Республики Анголы А.Нето предложил создание "демилитаризованной зоны" вдоль границы Анголы, Намибии, Замбии на глубину 50 км с каждой стороны.
Это предложение было принято ЮАР только в ноябре 1979 г. во время Женевских многосторонних переговоров по Намибии, но с условием, что взамен она получит гарантию на «абсолютный контроль над силами СВАПО в Анголе и Замбии.
С 7 по 24 января 1981 г. в Женеве по инициативе ООН состоялась еще одна многосторонняя встреча, которая ставила цель найти основу для выполнения резолюции 435/78 СБ ООН о предоставлении независимости Намибии путем прямых переговоров СВАПО и ЮАР. Однако эта встреча не дала ожидаемых результатов.
В 1981г., с приходом к власти в США администрации Рейгана, усилилась политическая борьба вокруг намибийского вопроса.
Новая политика США заключалась в "увязке" предоставления независимости Намибии с выводом кубинских войск из Анголы; одновременно американская администрация увеличивает финансовую помощь УНИТА с целью осуществления политики США в отношении Намибии, которая заключалась в следующем:
• предоставить независимость Намибии, но не допустить ухода богатого урана Намибии в сферу политического влияния Советского Союза и сохранить контроль над жизненно важными для США морскими коммуникациями на юге Африки;
• не допустить, чтобы проблема Намибии оказала негативное влияние на отношение США с африканскими странами или с их союзниками - членами "контактной группы".
С учетом предложений международного сообщества по решению намибийского вопроса и достижению мира на юго-западе Африки, правительство Анголы и ЮАР приступили к прямым переговорам.
В результате ряда встреч между НРА и ЮАР 16 февраля 1984 г. в Лусаке представителями НРА, ЮАР и США было подписано соглашение, которое предусматривало создание анголо-южноафриканской комиссии по наблюдению за разъединением ангольских и южноафриканских войск по анголо-намибийской границе, а затем вывод последних с территории Анголы, а также ограничение деятельности СВАПО в Анголе и прекращение ЮАР своей поддержки деятельности УНИТА.
Исторические условия первой половины 80-х г.г. не были благоприятными для решения конфликта на юге Африки. Компромиссное соглашение в г. Лусаке, с самого начала оказалось обреченным на неудачу, хотя и стало серьезным шагом на пути поиска политического решения.
В течение 1985 г. США усилили активность на юге африканского континента. В мае 1985 г. началось оказание помощи УНИТА и ЮАР, (в конце 1985 г. УНИТА уже предоставили 30 млн. долл.), а в январе 1986 г. лидер УНИТА совершил официальный визит в США и во время переговоров с президентом Рейганом и госсекретарем США Дж. Шульцем Савимби дополнительно получил 15 млн. долларов.
В середине 1987 г. НРА возобновила переговоры с американской администрацией, а в январе 1988 г. в ходе переговоров между Анголой и США, ангольское правительство выразило готовность вывести кубинские войска, составив график вывода войск в зависимости от заключения договора о прекращении всякой помощи УНИТА со стороны США, ЮАР и других стран.
В результате 8-месячных переговоров в Лондоне, Каире, Нью-Йорке, Женеве и Браззавиле между представителями Анголы, ЮАР и Кубы с участием наблюдателей из США и СССР 13 декабря 1988 г. был подписан Браззавильский протокол, а 22 декабря 1988 г. - Нью-Йоркские соглашения.
Подписание Нью-Йоркских соглашений положило начало выполнению резолюции 435/78 СБ ООН о предоставлении независимости Намибии и устранило очаг войны на южной ангольской границе.
Добившись своей главной задачи в Анголе, вывода кубинских войск, американская администрация выдвинула перед ангольским правительством новое требование: США прекращают помощь УНИТА в обмен на прямые переговоры между этой организацией и МПЛА-ПТ с целью подписания мирного соглашения, которое должно было прекратить военные действия и привести страну к первым многопартийным выборам под наблюдением ООН.
Первая прямая встреча между правительством Анголы и УНИТА состоялась в г. Гбадолите (Заир) в присутствии глав ряда африканских государств.
В г. Гбадолите был обсужден с участием лидера УНИТА мирный план, представленный правительством Анголы 16 мая 1989 г. восьми присутствующим главам африканских государств, на встрече в Луанде.
На встрече в г. Гбадолите было достигнуто решение* основными пунктами которого стали:
а) прекращение огня на всей территории страны с 24 июня;
б) принятие принципа интеграции людей, находящихся в УНИТА в институты Республики Анголы;
в) запрет для прессы на информацию о решении, связанном с Савимби;
г) прекращение информационного вмешательства в дела Анголы.
Но уже сутки спустя Савимби отказался от принятых обязательств, чем дискредитировал всех глав государств и правительств, которые присутствовали на встрече.
После провала Гбадолитской договоренности переговорный центр переместился в Португалию: началась серия переговоров между МПЛА и УНИТА о прекращении внутреннего конфликта и установлении прочного мира. Переговоры проходили сложно, но, в конечном счете, стороны согласились на проведение многопартийных выборов, которые состоялись в Анголе в 29-30 сентября 1992 г. под контролем международных наблюдателей. На выборах большинство мест в парламенте получила МПЛА-ПТ, а на президентских выборах президентом страны стал ее лидер Ж.Э. душ Сантуш. Савимби не признавал результатов выборов, отказался от второго раунда президентских выборов и развязал вооруженные действия.
31 октября вооруженные силы УНИТА попытались захватить международный аэропорт, национальную радиостанцию и атаковали штаб-квартиру МПЛА, была принята попытка вооруженным путем взять власть в Луанде.
20
УНИТА потерпел поражение в Луанде, но начал контрнаступление по всей стране.
Третья глава "Развитие политической ситуации после всеобщих выборов (сентябрь 1992г.)". В ней рассматриваются два важных момента в развитии политической ситуации в Анголе - это подписание Лусакского протокола и его выполнение и внутриполитическая борьба по проблеме урегулирования конфликта, которая привела к изгнанию Ж. Савимби из партии и назначению Эужению Манувакола в качестве нового президента УНИТА.
Еще до оглашения результатов всеобщих выборов от 29-30 сентября 1992 г., УНИТА стал обвинять МШ1А-ПТ в подтасовке их результатов и угрожать возобновлением военных действий в случае его поражения.
Оглашение результатов всеобщих выборов привело к обострению военно-политической и социальной напряженности в стране.
Руководство УНИТА, несогласное с результатами выборов, стало на путь провоцирования вооруженных конфликтов, бойкотировало первую сессию Национального собрания, участие в формировании правительства.
Причина заключалась в срыве соглашения, которое установило четкие и строгие сроки выполнения каждой стороной условий мирного урегулирования. Выборы проходили без выполнения первого и основного положения Биссеских мирных соглашений - прекращение огня, которое предусматривало разоружение, демобилизацию, размещение конфликтующих войск в местах временной дислокации и их интеграцию в единую национальную армию.
УНИТА не провел демобилизацию своих вооруженных сил. Правительство, хотя 1* провело демобилизацию 80% своей армии, создало элитную полицию, в состав которой вошли примерно 25 тысяч демобилизованных солдат.
Тем не мене эти обстоятельства не уменьшают значения Биссеских соглашений в разви.ии процесса урегулирования внутреннего ангольского
конфликта, так как они положили начало трансформации ангольского общества.
В такой ситуации правительство Анголы, выполняя Биссеские соглашения демобилизировало значительную часть своих вооруженных сил и не имело права обратиться на международный рынок для покупки оружия, согласно оговорке "Тройной .нуль", поэтому было вынуждено сослаться на юридический принцип "Ребус сик стантибус"17 для оправдания прекращения выполнения оговорки.
Возобновление военных действий УНИТА вызвало отрицательную реакцию со стороны международного сообщества, которое стало предлагать все возможные усилия для примирения конфликтующих сторон.
Между тем военная обстановка в стране не препятствовала формированию новых органов конституционной и государственной власти на многопартийной основе. Кабинет министров был сформирован во главе с Маркулину Моко, представителя этнической группы овимбунду. Но все министерские портфели, выделенные УНИТА, оставались вакантными.
Для разрешения вновь возникшего конфликта и с целью найти компромисс между сторонами были проведены три встречи: в г. Намиб 26 ноября 1992 г., в Аддис-Абебе в феврале 1993 г., и в г. Абиджан с 12апреляпо 21 мая 1993г.
Все эти встречи закончились провалом, так как стороны настаивали на удовлетворении своих позиций.
Правительство Анголы 25 сентября 1993 г. представило мирный план, состоящий из 5 пунктов, на которых должен был основываться весь процесс урегулирования. Он состоял в следующем:
1. Вооруженные силы УНИТА должны быть выведены из районов, которые были незаконно оккупированы после сентябрьских выборов 1992 г.
Patricio, Jose. Angola- Ell A os camlnhos do bom sense. Luanda, 1997, p. 131;
22
Эта акция должна сопровождаться прекращением огня согласно соответствующим резолюциям СБ ООН.
2. После прекращения огня должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для гуманитарной помощи и немедленной эвакуации раненых, больных, а также иностранцев.
3. Полное и безоговорочное признание Бисесских соглашений 1991 г. и результатов выборов, состоявшихся в сентябре 1992 г.
4. Уважение законодательных актов, принятых суверенными органами, в частности тех, которые были созданы в результате выборов.
5. Правительство Анголы подтверждает свою готовность возобновить переговоры после того, как будут созданы условия для их проведения.18
Предварительные контакты между правительством Республики Ангола иУНИТА имели место в г. Лусаке 25-3! октября 1993 г., а 15 ноября начались переговоры. 20 ноября 1994 г., после долгих нелегких месяцев переговоров, а течение которых каждая из сторон стремилась диктовать свою волю с позиции силы, был подписан Лусакский протокол
Но Савимби, одержимый взятием власти затормозил выполнение Лусакского протокола. Весь период с момента подписания документа до декабря 1998г., Савимби занимался реорганизацией вооруженных сил, поиском новых союзников, покупкой современного оружия, вопреки предупреждению СБ ООН о принятии более жестких санкций. Но санкции СБ ООН не имеют для УНИТА большого значения, так как они никогда не осуществлялись.
Между тем задачи, связанные с национальным примирением, постепенно выполнялись. 11 апреля 1997г. было сформировано Правительство национального единства и примирения, в состав которого вошло !7 представителен УНуТА (7 министров, 4 заместителя министров и 6 послов), а 9 апреля 70 депутатов УНИТА заняли зарезервированные для них места в парламенте.
ООН ГА А'52'563. 3 November t97
Однако УНИТА не был разоружен, демобилизация и разъединение сил не проведены, не осуществилось полное прекращение огня, стратегические районы (военные базы) не перешли под контроль ООН.
В апреле 1998 г. ангольское правительство пришло к выводу, что :
• при помощи международного сообщества в лице ООН и "тройки" наблюдателей мира в Анголе невозможно достичь; только военная сила смогла бы остановить Жонаса Савимби.
Исходя из этих двух моментов и при отсутствии жестких мер со стороны ООН и соглашательской позиции "тройки" наблюдателей еще в декабре 1998 г. имели место первые наступательные военные действия со стороны правительства против УНИТА, с целью полностью его уничтожить в ближайшие месяцы.
В конце сентября 1999 г. правительственные силы в контрнаступательной операции захватили Андулу и Баилунду. УНИТА потерял все свои основные позиции; Савимби находился в бегах, а его армия дезорганизована.
Бесперспективность решения ангольского конфликта военным путем вынудила видных деятелей оппозиционного движения УНИТА создать (сентябрь 1998 г.) Комитет обновления. Его появление стало свидетельством нарастающих противоречий в партии и раскола в ее верхушке.
Главная цель Комитета обновления - очистить ряды организации от всех, кто настаивает на продолжении войны, превратить УНИТА в настоящую политическую партию и покончить с многолетней войной, которая унесла жизни тысяч ангольцев.
Правительство Анголы приветствовало создание Комитета обновления, признало его партнером на переговорах по вопросу установления мира в стране и предприняло дипломатические усилия, чтобы добиться его признания международным сообществом.
Раскол в УНИТА положил начало изоляции Ж.Савимби. Он показал международному сообществу, что внутри УНИТА и среди самых высокопоставленных членов организации немало тех, кто осуждает военную
24
авантюру и в целом политику Ж.Савимби и считает продолжение гражданской войны бесперпективным и преступным.
Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие основные положения и выводы диссертации:
Причины возникновения ангольского внутреннего вооруженного конфликта связаны: а) с борьбой за национальное освобождение ангольского народа, которое велось освободительными движениями против португальского колониального режима в условиях холодной войны между сверхдержавами (США и СССР), соперничавших за расширение сферы влияния на юге Африки; б) борьбой за власть {особенно после достижения независимости) между национально-освободительными движениями; в) с региональным конфликтом, возникшим в результате агрессии ЮАР против Анголы.
Внутренний ангольский вооруженный конфликт имеет и свои особенности, которые повлияли на его продолжительность и ожесточенность:
•Первая особенность заключается в четко выраженном его этническом характере.
• Вторая особенность конфликта - в том, что он начался в ходе партизанской войны за национальное освобождение.
•Третья особенность конфликта - в том, что в нем были прямые иностранные участники, в качестве которых выступали Куба, ЮАР и Заир и косвенные - США и СССР.
Прямые участники поставляли оружие и принимали участие в военных действиях. Косвенные участники не принимали активных действий, они поддерживали стороны политическими, экономическими методами, и нередко -поставками вооружения.
Причины провала всех соглашений, между Ангольским правительством и УНИТА, заключаются в отсутствии воли конфликтующих сторон для '" решения конфликта политическими средствами и в недостаточно жестком давлении ООН на УНИТА.
Внутренний вооруженный конфликт не имеет военного решения, 0^iJo*u; наделесообразно проведение новых переговоров. Обе стороны должны достигнуть консенсуса и направить свои усилия для выполнения двух основных положений Лусакского протокола: демобилизация и роспуск вооруженных сил УНИТА, а также контроль государственной администрации на всей национальной территории.
Основные положения и выводы диссертации изложены в следующих публикациях:
1. Лусакский мирный протокол и проблема установления мира в Анголе //сб. Африка: общество, культура, языки. ("Традиционный и современный город в Африке" материалы выездной сессии научного совета состоявшейся в Санкт-Петербурге, 5-7 мая 1998.), М., 1999.
2. Противоречия в УНИТА по проблеме урегулирования в Анголе, - VII конференция африканистов "Африка на пороге третьего тысячелетия"
(Москва, 28-30 сентября 1999). Тезисы, М., 1999.
Описание предмета: «Политология»Политология (от греч. «политика» - государственные или общественные дела и «логос» - слово, знание, наука -
буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - наука о политике. [Пугачев В.П. , Соловьёв А.И.
Введение в политологию. Учеб.пос. для студентов ВУЗов. - М.:Аспект-Пресс, 1996]
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает
политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно
воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на
повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти,
государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни
никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики,
наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами
и занимается наука о политике - политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной
мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.
Следовательно, политология - это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических
отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах
политической деятельности.
Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект и предмет познания. Однако сфера политических
отношений значительно шире того, что можно было бы назвать чисто политическим и охватывает все объекты
политической деятельности. Поэтому политические отношения изучает не только политология, но и философия, право,
социология, история. Каждая из этих наук имеет предмет в изучении данного объекта.
Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях.
Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов,
взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических
отношений и политической деятельности, развития политического процесса.
Таким образом, в широком понимании, политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях,
включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию,
политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и
права.
Литература - Д.А. Максимов, П.В. Толпегин. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в современной России. – М.: Ленанд, 2010. – 144 с.
- К.В. Решетникова. Конфликты в системе управления. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 176 с.
- В.М. Кулагин. Современная международная безопасность. – М.: КноРус, 2012. – 432 с.
- Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. – СпБ.: Лениздат, 1956. – 424 с.
- Адамишин А. Белое солнце Анголы. – М.: , 2001. – 216 с.
- В.В. Булатов, Ю.В. Владимиров. Внутренние гравитационные волны в неоднородных средах. – М.: Наука, 2005. – 200 с.
- В.А. Тишков. Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны. – М.: Наука, 2003. – 552 с.
- Николай Гродненский. Вторая чеченская. Хроника вооруженного конфликта. – М.: Русская панорама, 2010. – 704 с.
- В.П. Семин, А.П. Дегтярев. Военная история России. Внешние и внутренние конфликты. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011. – 504 с.
- М.А. Жирохов. Рождение советской штурмовой авиации. История создания "летающих танков". 1926-1941. – М.: Центрполиграф, 2014. – 222 с.
- В.Н. Русинова. Права человека в вооруженных конфликтах. Проблемы соотношения норм международного гуманитарного права и международного права прав человека. – М.: Статут, 2015. – 384 с.
- М.Г. Смирнов. Вооруженный конфликт немеждународного характера. Международно-правовой аспект. – М.: Норма, Инфра-М, 2015. – 208 с.
- Манухин А.А. США и революционная Мексика: Опыт конфронтации и сотрудничества (1910--1920 гг.). – М.: , 2016. – 288 с.
- А.А. Манухин. США и революционная Мексика. Опыт конфронтации и сотрудничества 1910-1920 гг. – М.: Ленанд, 2016. – 288 с.
- Николай Гродненский. Неоконченная война. История вооруженного конфликта в Чечне. – Минск: Харвест, 2004. – 672 с.
- Советский Союз и Вьетнам в годы первой Индокитайской войны. Женевская конференция. 1954 год. – М.: Политическая энциклопедия, 2017. – 678 с.
- В.Н. Русинова. Права человека в вооруженных конфликтах. Проблемы соотношения норм международного гуманитарного прав и международного права прав человека. – М.: Статут, 2017. – 400 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|