Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Социально-психологическая адаптация личности к проводимым рыночным реформамСоциальная психология
Социально-психологическая адаптация личности к проводимым рыночным реформам
В наше время, когда специалисты различных областей знаний бьются над проблемой: почему "буксуют" экономические реформы, за-тянулся кризис, а общество сотрясают очередные "пертурбации", эко-номика остается сама по себе, а жизненные реалии в другой стороне. Источником стремительных преобразований оказывается руководство страны, а бремя эпохи перемен целиком ложится на плечи рядовых граждан. Но эти преобразования только тогда эффективны, когда опи-раются на поддержку "снизу", на понимание и приятие требований, предъявляемых к людям не как к участникам событий, а как к партне-рам.
Изменения в обществе требуют соответствующих изменений в человеке, и наоборот. Значит, реформированию общества должно предшествовать соответствующее изменение в структуре человеческой личности, то есть человек должен пройти фазу внутренней перестройки - психологической адаптации. В основе психологической адаптации ле-жит усвоение и принятие новых формирующихся норм, ценностей , пра-вил, образцов поведения, в которых формируются требования общест-ва к человеку.
Оказавшись в мощном потоке социальных реальностей, объем и интенсивность которых несоизмерима с его прошлым социальным опы-том, человек оказался в совершенно иной незнакомой обстановке, в ко-торой он не только не может адаптироваться, но часто просто неспосо-бен адекватно ее воспринимать и оценивать.
Непоследовательность, скоропалительность экономических пре-образований привели к подрыву в людях чувства безопасности, уверен-ности в завтрашнем дне, осложнение (семейных, трудовых, образова-тельный и др.) проблем. Экономические проблемы заблокировали чув-ственное восприятие собственной жизни, шкала духовных ценностей оказалась сдвинутой, нравственные оценки ее смысла как бы вытесне-ны из менталитета. Парадоксально, но факт: многие современные рос-сияне находятся в состоянии сумеречного сознания. Описан еще один парадокс: экономический кризис возникает прежде всего в сознании.
Человек как социальное существо должен пройти и социальную адаптацию. Социальная дезадаптация человека проявляется в утрате способности ориентироваться в социальном пространстве, невозмож-ности быстро осваивать новые непривычные роли, в профессиональной невостребованности и т.д. Внутреннее психологическое напряжение, состояние глубокого хронического стресса , порождаемое модулируе-мыми и спонтанными шоковыми методами проводимых экономических реформ, испытывают в той или иной степени все без исключения соци-альные слои общества. Это создает проблемы возможностей и преде-лов социально-психологической адаптации личности в условиях транс-формирующейся экономики. Во-первых, это возможности адаптации человека к изменившимся условиям, во-вторых, проблема ограничений, влияющих на динамичное изменение личностных структур. Происходя-
щие изменения на личностном уровне не поддаются описаниям по из-вестным схемам и кажутся непредсказуемыми. Представляется, что наукой не осознана важность проблемы изменения и пределов (ограничений) изменчивости личности, за которыми наступает ее раз-рушение. Эти проблемы практически не исследованы. Такие пределы существуют. По мнению С.В. Малахова, они определяются требова-ниями сохранения личностной идентичности, правом человека "оставаться самим собой" . Игнорирование этих пределов изменчивости делает проблематичным успешное реформирование общества вообще.
Неразработанность механизмов социально-психологической адаптацией усугубляет кризисное состояние общества: нарастают со-циальные дистанции, меняется привычная шкала социальных статусов, взаимоотношения человека и государства, усиливается криминализа-ция общества и др., что не способствует позитивному развитию рыноч-ных преобразований.
Описание предмета: «Социальная психология»Социальная психология пользуется определением личности, которое даёт общая психология, выясняет, каким образом,
т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния и, с
другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность. Отличие
такого подхода от социологического заключается в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти
социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявились в полной мере, а в
других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определённой
социальной группе. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчёт такие регуляторы
поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри которой наряду с их
деятельностной опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция. От общепсихологического отличается
тем, что социальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально-детерминированной личности» в
конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от
которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным ориентиром в
исследовании личности является взаимоотношение личности с группой.
Литература - А.М. Пяткин, А.А. Рожков. Рыночные реформы в странах с переходной экономикой. Аналитический обзор. – М.: КомКнига, 2006. – 104 с.
- Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Психотерапия, 2009. – 544 с.
- Т.В. Костяк. Психологическая адаптация первоклассников. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
- Албегова Ирина Федоровна. Социальная Адаптация. – М.: , 2006. – 131 с.
- О.С. Советова. Основы социальной психологии инноваций. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2010. – 152 с.
- В.В. Антипов. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос-Пресс, 2002. – 176 с.
- И.Е. Марина. Психологическое сопровождение личности, склонной к суицидальным формам поведения. – СПб.: Речь, 2012. – 80 с.
- Габриэль Тард. Социальная логика. – М.: Социально-Психологический Центр, 1996. – 558 с.
- В.В. Гриценко, Н.Е. Шустова. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. – М.: Форум, 2011. – 224 с.
- А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. Социально-психологическое пространство личности. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 496 с.
- Г.К. Горбунов. Терроризм. История и современность. Социально-психологическое исследование. – М.: Форум, 2012. – 400 с.
- Е.К. Климова, О.А. Помазина, О.Н. Бакурова. Психология успеха. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2013. – 160 с.
- Т.И. Колесникова. Психологический мир личности и его безопасность. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 176 с.
- Ольга Александровна Овсяник. Социально-психологическая адаптация взрослых женщин. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 296 с.
- Кира Лагвилава und Надежда Цветкова. Социально-психологическая адаптация подростков с физическими травмами. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 232 с.
- Татьяна Челнокова, Евгения Бурыкина und Татьяна Нугманова. Социально-психологический портрет осужденного. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 96 с.
- С.И. Семенака. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.: АРКТИ, 2015. – 72 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|