Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Экономические аспекты интеграционной политики австрии и финляндии

Экономика государств

Актуальность исследования. В последнее десятилетие экономическое и политическое развитие европейской жизни проходи! мод знаком глубоких общественных изменений, ускоривших многим странам путь к сближению с крупнейшей интеграционной группировкой в мире - ЕС. Эти события повлияли на пересмотр самими странами взглядов на участие в ЕС, а также способствовали переменам в отношении ЕС к новым кандидатам, и, соответственно, изменению требований, предъявляемых к ним.

В данном случае имеются в виду нейтральные государства Австрия и Финляндия, для которых до недавнего времени избранный ими статус означал одновременно неучастие не только в военных группировках, но и дистанцированность от экономических, а тем более политических союзов.

Если промышленный потенциал, которым обладали Австрия и Финляндия, делал их желанными участниками ЕС, поскольку позволял им в кратчайшие сроки адаптироваться в новом статусе, то самим этим странам интеграционный вариант не представлялся столь однозначным.

Речь в данном случае идет в первую очередь об экономических аспектах и последствиях интеграции: неопределенным представлялось будущее компаний малых национальных экономик в условиях доминирования промышленных гигантов Запада, для которых поступательный интеграционный процесс устранял существовавшие доселе препятствия на рынках небольших стран.

Оценка экономистами возможности приспособления австрийских и финских фирм к новым условиям может оказаться поучительной как для стран-очередников, стремящихся вступить в ЕС. так и для нашей страны, так как выживаемость малых и средних предприятий в нарождающихся рыночных условиях становится не менее проблематичной и в России.

В России надломился не только индустриальный стержень, но и был нарушен весь общественный уклад, чем предопределяются существенные особенности адаптации российской экономики к европейскому интеграционному процессу. Поэтому пристального внимания заслуживает, с нашей точки зрения, приспособление складывающейся системы социального партнерства к новым требованиям в рамках интеграционного объединения.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является изучение опыта участия Австрии и Финляндии в Европейском Союзе и выявление основных проблем и специфики интеграционного развития их экономик. В соответствии с поставленной целью в работе намечены следующие основные задачи:

- выявление и анализ причин, побудивших эти страны вступить в ЕС;

- изучение особенностей включения Австрии и Финляндии в европейский интеграционный процесс;

- исследование механизма их участия в данном интеграционном объединении и взаимосближения с другими, ранее интегрированными странами;

- оценка результатов экономического развития Австрии и Финляндии в статусе полноправных членов ЕС;

- анализ текущего состояния торгово-экономических отношений России с данными странами с учетом интеграции Австрии и Финляндии в ЕС, а также определение наиболее перспективных направлений этого сотрудничества.

Предметом данного исследования является экономическое положение Австрии и Финляндии в период, предшествовавший принятию этими странами решения о вступлении в КС, их последующее хозяйственное развитие в качестве членов этого интеграционного объединения, а также оценка экономических предпосылок и последствий включения в европейскую интеграцию.

Научная новизна работы. В труда? отечественных исследователей Л.И.Глухарева, Р.М.Дошаева, Л.П.Киреева, В.Н.Шенаева. Ю.В.Шишкова, К.Л.Рожкова, В.Е.Рыбалкина, Л.Б.Шамилова, Ю.А.Щербанина, Ю.И.Юданова.... а также зарубежных авторов Ф.Бреусса. Х.Кауппалети. П.Луифа. М.Видгрена, В.Эпмайера, Т.Швендиманна, П.Чеккини и мн. др. анализируется общее состояние интеграции в Европейском Союзе или содержится анализ участия той или иной страны в НС. однако, отсутствует детальное сопоставительное исследование прошлого и современного экономическою состояния Австрии и Финляндии. Научная новизна работы заключается в том. что в диссертации дается, в соответствии с поставленными задачами, относительно полное представление о причинах вступления Австрии и Финляндии в ЕС, а также прослеживаются результаты экономического развития данных стран в рамках этой интеграционной группировки, наглядно представленные в компаративном исследовании. На основе проработанного материала сделан экономический прогноз развития экономики Австрии и Финляндии на ближайший период времени и выработаны практические предложения по повышению эффективности торгово-экономического сотрудничества России с данными странами.

Теоретическая значимость диссертации заключается в разработке и применении методов сравнительного анализа при последовательном рассмотрении экономических аспектов участия маЛых стран в международных интеграционных процессах на примере изучения исследования экономик Австрии и Финляндии.

4

Практическая значимость исследования состоит в целевом изучении принципиальной/ возможности и подходов налаживания рыночного механизма в национальных экономиках Австрии и Финляндии в условиях интеграции применительно к процессам встраивания России в мировую экономику. Кроме того, полученные результаты реального опыта реформирования экономики в Австрии и Финляндии, могут быть использованы для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности России с этими странами. Вопросы, рассматриваемые в диссертации, и выводы автора будут полезны в работе органов государственного управления, внешнеторговых организаций, специалистов, занимающихся вопросами торгово-экопомического сотрудничества России с зарубежными партнерами, а также могут быть использованы в учебном процессе.

Апробация результатов исследования нашла отражение в опубликованных статьях по данной тематике, а также в докладе на Научной сессии, проходившей с 1-4 февраля с.г. в Казани, и в выступлениях 28-29 сентября 2000 г. перед австрийскими предпринимателями в г:. Линд, организованных Торгово-промышленной палатой Верхней Австрии.

Структура диссертации определена в соответствии с поставленными целями и задачами. Рабрта состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе диссертации - «Факторы, повлиявшие на принятие Австрией и Финляндией решения о вступлении в ЕС» анализируется причины, обусловившие сближение данных стран с Европейским Союзом. В рассматриваемых нами нейтральных государствах Западной Европы, на протяжении послевоенного периода в той или иной мере проявлялись тенденции к участию в европейском интеграционном процессе. В качестве мотивировки негативного отношения к ЕС были отмечены в основном опасения угрозы нейтралитету, связанные с возможной потерей страной независимости и необходимостью вступления в НАТО, чрезмерная централизация хозяйственной деятельности в связи с передачей полномочий в решении ряда жизненно важных направлений экономического, социального я политического устройства единому наднациональному центру в Брюсселе, а также неизбежность постепенного разрушения системы социального партнерства. В качестве контраргументов сторонники интеграционной политики указывали на участие в ЕС как на непременную необходимость и следствие экономического и политического развития этих государств, уже имеющих тесное переплетение горгово-экономических связей со странами- членами ЕС.

Решение принималось в нейтральных странах в течение 1988-1991 гг. под влиянием:

а) внешнеполитической ситуации в Европе (падение «железного занавеса» между Востоком и Западом);

б) интеграционной динамики внутри ЕС (активизация деятельности целого ряда государств по вступлению в ЕС и оформление Европейского Экономического Сообщества как политической организации, известной в качестве Европейского Союза);

- экономической ситуации, сложившейся в ряде нейтральных государств, оказавшихся перед альтернативой продолжения самостоятельной хозяйственной политики или же принятия будущих экономических перспектив участия в нарождавшемся Европейском Внутреннем Рынке (ЕВР) в качестве полноправных членов ЕС.

В отличие от Финляндии, занимавшей в определенные периоды времени половинчатую позицию относительно вступления в ЕС, Австрия целенаправленно стремилась к «глобальному сближению» с Евросоюзом. Целью вступления Австрии в ЕС была решимость занять свое место на ЕВР, получить доступ ко всем научно-исследовательским программам и проектам ЕС.

Для Финляндии значимым явилось преодоление экономического спада, который испытала страна в силу изменившихся условий осуществления торгово-экономических отношений с бывшими социалистическими государствами, ставшими на путь реформ (до 20% своего внешнеторгового оборота Финляндия осуществляла с Советским Союзом и другими странами СЭВ), а также в результате обесценивания национальной валюты из-за неподготовленности перехода к либерализации финансового рынка. Выход из финансового и экономического кризиса правительству Финляндии виделся только в приведении пошатнувшейся экономики в синхронное развитие с промышленным развитием стран Евросоюза.

Глава вторая - «Интеграционная политика Австрии и Финляндии в период 1989 - 1994 гг.» -посвящена рассмотрению подготовительного этапа этих стран к вступлению в ЕС. Усилия правительств Австрии и Финляндии были направлены на выполнение критериев конвергенции, включавших в себя общеизвестные требования монетарной (ограничение уровня инфляции, снижение процентной ставки, обеспечение стабильности национальной валюты), и фискальной (преодоление дефицита госбюджета и госзадолженности) областей. Выполнение данных условий обеспечивало Австрии и Финляндии принятие участия во второй фазе Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). Немаловажное место в программе поэтапного создания ЕЭВС занимало проведение политики занятости и социальной обеспеченности населения.

В плане выполнения социальных обязательств следует отметить стремление в этот период австрийского правительства на фоне уменьшения совокупных бюджетных расходов к

увеличению расходов на социальные нужды (с 28,5% ВВП (1986 г.) до 30% (1992 г.) при одновременном повышении доходов и замедлении роста заработной платы. В Финляндии, в рамках режима экономии наблюдалось сокращение социальных расходов (за исключением выплат по социальному страхованию), повышение доходов и увеличение заработной платы. В целом, можно сказать, что Финляндия подошла более радикально, чем Австрия к преодолению роста дефицита госбюджета. Однако в Финляндии позитивные экономические сдвиги сопровождались большим ростом безработицы с 3,5% (1990 г.) до 17,4% (1994 г.). Это является одновременно свидетельством различных подходов к работе на рынке труда, существовавших в тот период в данных странах. Если в Австрии усилия социальных партнеров были направлены на активную политику повышения занятости населения и спроса на рабочую силу, то в Финляндии предпочтение отдавалось укреплению уже имеющегося на рынке труда контингента работополучателей, В Финляндии, в отличие от Австрии, рост безработицы во многом был обусловлен также структурными сложностями отраслевой привязки рабочих и служащих и приема их па работу.

Обе страны испытывали на данном временном отрезке недостаток в инвестиционных средствах, отсутствие которых было продиктовано разными причинами. В Австрии - это все еще сохраняющийся высокий уровень заработной платы, а отсюда и непомерная стоимость производства, хотя в целях привлечения иностранных инвесторов и предотвращения утечки капитала из страны австрийским правительством были сделаны налоговые послабления. В Финляндии иностранных инвесторов отпугивал целый ряд проблем: высокий банковский процент, двойное налогообложение, сложности приобретения недвижимости и размещения офиса фирмы, отсутствие требуемой мобильности рабочей силы, затруднения в формировании капитала в деловом секторе из-за вынужденных капвложений в избыточные мощности.

Факторами, повлиявшими на стабилизацию экономического положения Австрии и Финляндии, явились:

- процесс либерализации экономической жизни. В Австрии с осени 1991 г. была осуществлена полная либерализация международного движения капитала, и продолжался процесс разгосударствления экономики. В банковской системе Финляндии в том же году было разрешено функционирование по всей стране иностранных банков и их отделений, а с 1 января 1993 г. стало возможным приобретение иностранными гражданами акций финских предприятий и недвижимости;

- поощрение конкуренции и создание условий для занятия предпринимательской деятельностью. В Австрии прилагались усилия к стимулированию деятельности предприятий в том числе с иностранным капиталом, а с другой - к активизации конкуренции между ними

7

как главной движущей силе промышленною прогресса. Добросовестное соревнование обеспечивалось жестким контролем за крупным бизнесом и предоставлением максимальной свободы мелкому и среднему предпринимательству в рамках Закона о нечестной конкуренции, Законах о картелях, регламентирующих порядок заключения контрактов во избежание их вынужденного характера. Условия занятия предпринимательской деятельностью регулировались Промысловым уставом.

В Финляндии в соответствии с правительственной программой от 1989 г. в различных министерствах были созданы рабочие группы с участием представителей Службы свободной конкуренции для наблюдения за развитием конкуренции в различных очраслях. Экспортная деятельность средних и мелких предприятий в сельском хозяйстве стала осуществляться через Государственный гарантийный центр, предоставляющий фирмам экспортные гарантии и юручительства государства.

• сокращение. госрасхоЬов, (в Австрии с 1986 -1992 гг. госрасходы понизились с 34% до 30,8%). \ в Финляндии особенно резкое уменьшение госрасходов наблюдалось с 1993 г. (60,25% ВВП), :оставив в 1997 г. 54,25% ВВП.

В то же время тяжким бременем для экономики рассматриваемых стран продолжало хяаваться сельское хозяйство. В 1993 г. размеры дотаций сельскому хозяйству в Австрии вставляли 56% стоимости производимой сельхозпродукции, а в Финляндии 67%. Размеры жрытого налогообложения, которому подвергались потребители в поддержку проводимой ирарной политики, составляли в 1993 г. в Австрии 53%, в Финляндии 66%. рост экспортного потенциала. В этот период торгово-экономические отношения Австрии кобенно успешно развивались со странами ЕС, что является свидетельством их крепнущих ;вязей в рамках подготовительного этапа Австрии к участию в ЕС. По мере сближения Австрии с ЕС в австрийской промышленности стала претерпевать изменения структура ipo из водимых и поставляемых товаров. По сравнению с 60-ми годами, когда из Австрии

•кстюртировались на 40% полуфабрикаты и сырьевые материалы, уже к 1993 г. их доля тратилась до 13%. Одновременно возрос экспорт готовых промышленных товаров с 45% в .960 г. до 77% в 1993 г. Важнейшую статью экспорта (39%) в 1993 г. составляли товары (ысоких технологий. Однако 28,8% экспорта приходились на материалы первичной обработки сталь, ткани, бумага), которые в сегодняшнем экспорте составляют лишь 5% . В импорте 1993 '. преобладали станки и транспортные средства. Таким образом, сотрудничество с ЕС сказалось юложительно на экономическом развитии Австрии. Приход на австрийский рынок крупных ападных компаний, попытки оттеснить Австрию на отдаленные рынки способствовали

•бострению конкуренции с ведущими западными странами - производителями продукции

8

высоких технологий, что привело к структурным изменениям в австрийской экономике. Тем не менее, следуя статистическим данным ГАТТ, в 1993 г. Австрия потеряла 8% участия в мировом рынке. Относительно экспорта ухудшение торгового баланса произошло за счет уменьшения поставок австрийских товаров в Италию, Испанию, Норвегию и Великобританию в результате того, что Австрия уступила им по темпам экономического роста. Сальдо торгового баланса выровнялось благодаря сильным экспортным позициям Австрии со странами Восточной и Средней Европы.

С реформирующимися странами торговля Австрии стала развиваться необычайно динамично: в период 1989-1993 гг. экспорт в эти страны удвоился, а импорт возрос на 46,8%. Однако уже к 1994 г. стало очевидным, что неожиданно для себя Австрия вступила в острую конкурентную борьбу со странами, ставшими на путь реформ, ввиду быстрого преодоления ими трансформационного кризиса. Одну из причин снижения конкурентной способности австрийских фирм на рынках Восточной Европы следует отнести на счет высокой стоимости рабочей силы: затраты на оплату труда в этот период в Австрии превышали примерно на 12% уровень окладов в странах ЕС.

Сделав упор лишь на активизацию деятельности в близлежащих странах, Австрия ослабила торговое сотрудничество с СССР, а позже со странами СНГ и прибалтийскими государствами. В 1993 г. экспорт австрийских товаров в страны, входившие ранее в состав Советского Союза, был равен всего лишь 1,7% совокупного экспорта.

Fine одной особенностью работы австрийских компаний на рынках стран Восточной Европы является отсутствие долгосрочной стратегии экономического внедрения. Отчасти ввиду своей незначительной величины австрийские компании, занимая новый экономический плацдарм, не в состоянии были создавать торговые дома, могущие обеспечивать им долговременные перспективы работы в этих странах. В этот период не произошло еше качественного и количественного соответствия величины предприятий и рынка. Поэтому австрийское участие в прямых инвестициях на рынке Восточной Европы упало с 30% в 1990 г. до 3,5% в 1996 г.

В Финляндии доходы населения в большей мере увеличились от экспортных поступлений в результате обесценивания финской марки. Экспорт металла и товаров из древесины, составивший 40% финской внешней торговли, превзошел докризисный уровень 1991 г. и к 1995 г. достиг 150% уровня 1989/1989 гг. В целом процесс либерализации экономики и снижение курса национальной валюты способствовали росту доли экспорта в ВВП Финляндии на 10%, а режим экономии - росту инвестиций в оснащение финского производства оборудованием уже в первой половине 1994 г.

В период после подачи заявления о вступлении в ЕС Финляндия начала восстанавливать, хотя не в прежнем объеме, торговые отношения с Россией. Значительные изменения претерпела структура финских внешнеторговых организаций. Если в прошлом торговые отношения Финляндии с Россией осуществлялись через крупные компании, то в данный период во внешнеторговых операциях стали превалировать средние и мелкие фирмы.

К 1995 г. - времени вступления в Европейский Союз. Австрия и Финляндия, в отличие от других претендентов на вступление в ЕС, подтвердили интеграционные намерения, значительно усилив свои экономические позиции. Особенно Финляндии удалось выправить экономическое положение, создавшееся после кризиса начала 90-х: если в Австрии было отмечено некоторое снижение темпов экономического роста с 4.2% ВВП (1990 г.) до 3% ВВП (1994 г.). а темпы развития инфляции понизились с 3,3% (1990 г.) до 3,0% (1994 г.), то в Финляндии было зафиксировано резкое увеличение темпов экономического роста с 0,0% ВВП (1990 г.) до 4,0% ВВП (1994 г.) и значительное снижение инфляции с 6,1% (1990 г.) до 1,1% (1994 г.). Однако и та. и другая страны были еще далеки от выполнения требований конвергенции для участия в третьей фазе ЭВС, в частности, дефицит госбюджета увеличился: в Австрии с - 3,56% ВВП (1990 г.) до -3,7% ВВП (1994 г.), а в Финляндии с -1,5% ВВП (1990 г.) до -4,7% ВВП (1994 г.). Связано это было с необходимостью выполнения государствами социальных обязательств перед налогоплательщиками, о чем свидетельствует повышение отчислений на социальные нужды при общем сокращении правительственных расходов. Меры по сокращению дефицита госбюджета на данном временном отрезке в силу осторожности их проведения нельзя квалифицировать как консолидацию, а деятельность в социальной сфере - как наступление на права трудящихся. Сугь данного этапа интеграционного развития Австрия и Финляндия заключается в подтверждении серьезности намерения стать членами Евросоюза.

Глава третья - «Последствия участия Австрии и Финляндии в ЕС. Эффективность сделанного шага. Опыт интеграционного развития Австрии и Финляндии применительно к России».

Этот период интеграционного развития обеих стран, сопровождался мерами, направленными на углубление интеграции с другими странами-членами ЕС и выполнение критериев конвергенции, в целях участия в третьем этапе ЭВС. Прежде всего, это проявилось в участии обеих стран в региональной политике, проводимой ЕС, вследствие которой Австрия явиласт, в большей мере плательщицей средств в европейский бюджет, а Финляндия - получательницей субсидий. Значимость для обоих государств обрело участие в Совместной аграрной политике ЕС, результатом которого явилось снижение госдотаций сельскому хозяйству, отразившееся на

10

благосостоянии фермеров: по показателям 1998 г. рост реальных доходов в сельском хозяйстве Австрии был на 6,5% ниже уровня 1989/91 гг., а в Финляндии - на 10,5%. Правда, потребитель из-за снижения цен на аграрные продукты оказался в выигрыше,и его благосостояние в расчете на одно хозяйство улучшилось на 450 ав. шил.

Среди комплекса интеграцшлшых мер следует указать пакеты режимов экономии 1996-1997 гг. з Австрии и 1994-1997 гг. в Финляндии, предусматривавшие консолидацию госбюджета и оздоровление инвестиционного климата. Консолидация госбюджета включала в себя сокращение расходной и увеличение доходной частей бюджета, а также дополнялась улучшением условий кредитования путем установления низкой процентной ставки.

Рестриктивные меры вызвали в Финляндии значительный рост безработицы, несмотря на С11ерживающие действия со стороны правительства. В Австрии удалось добиться более значительных успехов на рынке труда ввиду активной политики правительства, направленной на создание новых рабочих мест и условий по обучению и повышению квалификации.

Среди факторов, обеспечивших пополнение госбюджета и способствовавших экономическому росту данных стран, следует назвать приватизацию некоторых предприятий госсектора и продолжающийся процесс либерализации экономики. Улучшение экономических показа) елей отмечено особенно в Финляндии, хотя уже начиная с 1999 г., стало наблюдаться некоторое замедление экономического роста и приближение этого параметра к среднему показателю ЕС. Ср.: Темпы экономического роста изменились в Австрии 2,1% ВВП (1995 г.) до 2.4% ВВП (1999 г.), в Финляндии 5,1 %ВВП (1995 г.) до 3,2% ВВП (1999 г.).

Либерализация экономической жизни способствовала увеличению притока капитала в Австрию преимущественно в сферу услуг, а также для приобретения ценных бумаг и недвижимости. Зарубежные инвестиции в Финляндию направлялись большей частью в производственный сектор, область научных исследований и технических разработок, что в значительной мере поддерживалось и государственной политикой. ;

Заметного улучшения торгового баланса со странами ЕС после вступления Австрии в эту организацию, несмотря на значительное увеличение товарооборота, не произошло. Несмотря на определенные преимущества, полученные Австрией с 1995 г.. австрийские производители не только не укрепились на европейском рынке, но и стали сдавать, удерживаемые ими ранее позиции и на внутреннем рынке, по традиционно австрийской номенклатуре товаров из-за вытеснения их импортной продукцией. Поэтому в плане внешней торговли Австрии предстоит предпринять еще немалые усилия для того, чтобы успехи страны от участия в ЕС стали реальное, ощутимыми. Удешевление товаров за счет увеличения производительности труда и инновативньтх подходов - это лишь одна из многих вероятных возможностей решения данной

проблемы. Однако и этот путь потребует колоссальных финансовых вливаний в научно-исследовательские разработки. Другой путь - сдерживающие темпы роста оплаты труда, что может вызвать трения в отношениях социальных партнеров. Положительного сальдо во внешней торговле Австрии удалось добиться лишь за счет сильных экспортных позиций со странами Восточной Европы. Однако расширение торгово-экономических связей с реформирующимися странами усилило конкуренцию отечественных товаров с товарами восточноевропейскою происхождения на внутреннем рынке Австрии.

Финляндия продолжала активно работать на российском рынке, а с 1995 г. Россия стала пятым по значимости торговым партнером Финляндии. К особенностям финско-российских торгово-экономических отношений относится целенаправленное стремление финской стороны поддерживать торговые операции с Россией на уровне мелких и средних предприятий. Гак, если во времена Советского Союза торговый оборот обеспечивался примерно 100 крупными финскими компаниями, то в настоящее время в торговле с российским партнером заняты более 3000 мелких фирм.

В целом прогнозы развития обеих стран в рамках ЕС подтвердились, и Австрия и Финляндия достигли экономического уровня, необходимого для участия с 1 января 1999 г. в ЭВС.

Позитивный опыт интеграции Австрии и Финляндии может быть использован в строительстве обновленной России. Это касается сфер:

- бюджетной политики, где российское правительство наметило достижение бездефицитного бюджета;

- проблем занятости, с которыми следует бороться, используя лучшее, что можно почерпнуть из опыта Австрии и Финляндии, а главное созданием рабочих мест, в том числе путем стимулирования развития малого и среднего предпринимательства. Суть последней части проблемы состоит в повышении эффективности работы федеральных и региональных фондов поддержки малого предпринимательства в рамках федерального Закона № 88 от 14.06.1995 г.

Наблюдающееся в последнее время в Австрии и Финляндии укрупнение фирм свидетельствует о возможном росте интереса этих стран уже в ближайшем будущем к крупным инвестиционным проектам в России. Можно предположить также создание в Австрии совместными усилиями западных и восточноевропейских стран, в том числе и России, биржи ссудных капиталов в поддержку развития предпринимательства в Восточной и Средней Европе, а в Хельсинки - биржи, в сферу активности которой входили бы северные российские регионы и страны Балтии.

Развитие ropi ово-экономического сотрудничества данных стран с Россией строилось в соответствии с положениями Общей стратегии ЕС, принятой на саммите ЕС в Кельне в июне 1999 г., где в качестве основных целей в торгово-экономической области провозглашаются интеграция России в общеевропейское экономическое пространство и содействие усилиям России по удовлетворению критериям приема в ВТО. В то же время в рамках этой генеральной линии прослеживается разность подходов Австрии и Финляндии к работе с российскими предприятиями, что объясняется, в том числе, и различной степенью удаленности данных государств от России. Финляндия ввиду общей с Россией границы активно участвует в торговле и промышленном освоении приграничных российских территорий, Австрия же сконцентрировала свои усилия на налаживании торгово-экономичсских отношений с близлежащими странами - преимущественно будущими кандидатами в члены ЕС. Однако применительно к фирмам как Австрии, гак и Финляндии в последнее время отмечается сдержанность в осуществлении капвложений в экономику нашей страны, что объясняется главным образом неблагоприятным инвестиционным климатом в России. Для успешного развития инвестиционного сотрудничества необходимо, таким образом, обеспечение стабильной законодательной базы, гарантирующей деятельность иностранных инвесторов.

Заключение. Проведенное исследование показало, что интеграционному становлению Австрии и Финляндии сопутствовал целый ряд причин, решающей из которых явилась экономически обоснованная необходимость войти в создававшийся ЕВР.

Вступив в ЕС в период формирования второго этапа экономического и валютного союза, Австрия и Финляндия подчинили экономическое развитие выполнению условий конвергенции, с тем, чтобы принять участие в третьей фазе ЕЭВС. В обеих странах обнаружились в основном одинаковые подходы в выполнении интеграционных критериев данного этапа, поскольку ориентиром служили положения «Белой книги». Так, в целях преодоления дефицита госбюджета правительства Австрии и Финляндии прибегли К консолидации, были также предприняты меры по снижению уровня инфляции и увеличению занятости. Выполнению критериев конвергенции способствовали также процессы либерализации экономики и приватизации предприятий с государственной долей участия, что повысило их рентабельность и пополнило бюджет страны.

Курс на интеграцию, взятый Австрией и Финляндией, оправдал себя. Австрия по всем-макроэкономическим показателям оказалась в интеграционном ядре стран ЕС. обогнав по некоторым позициям, в частности, по темпам экономического роста Германию. Финляндия,» вступлением в ЕС, обеспечила себе выход из глубочайшего кризиса, а впоследствии экономическую устойчивость и твердость национальной валюты.

«Экономическое чудо» далось и той и другой стране в немалой степени ценой сокращения бюджетных расходов на социальные нужды и увеличения государственных доходов фискальными методами. Жесткость этих мер усиливалась от этапа к этапу.

Единство целей и сходство в стратегии экономического развития на пути каждой страны в интегрированную Нвропу предполагает и наличие ряда особенностей.

Прежде всего, это касается систем социального партнерства, составляющих фундамент общественного развития обеих стран. Общность подходов в разрешении проблем социального плана достигается в этих странах координацией хозяйственной политики с широким привлечением к решению проблем цен и заработной платы, а также денежной политики социальных партнеров, что создает в целом благоприятную картину на рынке труда и помогает в какой-то мере избегать общественных конфликтов. В то же время можно с полным основанием постулировать этим странам наличие двух моделей «социального благоденствия»: более гибкую в Австрии и, приближающуюся к данному типу, финскую модель. Успехи экономического развития в данных странах становятся тем весомее, чем более существующие в них системы приспосабливаются к требованиям, выдвигаемым эпохой глобализации экономики. Основной бич этих социальных систем - безработица, невозможность долее в том же объеме выполнять социальные обязательства, что вынуждает правительства данных стран прибегать к введению режима мер экономии и придерживаться линии либерализации хозяйственной жизни. Маастрихтский договор с фиксацией размеров задолженности и либерализацией финансового обращения, а также ограничением государственных сфер деятельности является признаком постепенного если не отхода от модели «государства всеобщего благоденствия», то ее ревизии.

Несмотря на то, что в странах ПС снизились темпы экономического роста в последнем десятилетии, следует учесть, что европейская экономика только формирует русло течения европейского внутреннего рынка, а анализ состояния народного хозяйства Австрии и Финляндии свидетельствует о большом еще до конца не раскрытом экономическом потенциале, заложенном в Европейском Союзе.

Реализации этих возможностей, однако, представляется в долгосрочном периоде довольно проблематичной и суть ее состоит в цене очередного этапа экономических завоеваний. Уже сегодня на основании проведен нош исследования можно утверждать, что сокращение дефицита госбюджета будет продолжаться за счет ужесточения фискальной системы и уменьшения расходов государства па социальные нужды. То есть, темпы экономического роста, по крайней мере до достижения бездефицитного бюджета, будут во многом

определяться тем, насколько «успешно»* будет проведена бюджетная консолидация.

Применительно к инвестициям на основании анализа экономическою развития Австрии можно прогнозировать дальнейший приток иностранных капвложений не в производственный сектор, а в сферу услуг и торговую сеть. Из-за более приемлемых ставок на финских предприятиях и благодаря вниманию правительства к развитию наукоемких отраслей промышленности можно рассчитывать на дальнейшее развитие там и производственных мощностей. Достаточно ли финансовых возможностей окажется у государства и национальных предприятий для инвестиций в научно-производственный сектор в целях разработки уникального продукта или налаживания долгосрочной кооперации с партнерами из более привлекательных по производственным затратам стран, как мы имели возможность наблюдать это на примере сотрудничества Финляндии и России, будет зависеть от успехов в конкурентной борьбе компаний за мироной рынок. Пока же мобилизация финансовых средств малыми и средними предприятиями Австрии и Финляндии на развитие научно-производственной базы довольно проблематична.

Судя но количеству банкротств, охвативших малые хозяйства (особенно сельскохозяйственной направленности) в Аварии и Финляндии, дается им это с большим трудом, и иной наиболее очевидный путь в большой рынок видится в укрупнении малых предприятий за счет более мощных национальных фирм или в результате поглощения их более преуспевающим иностранным конкурентом.

Особенно чувствительно па экономический прогресс будет реагировать сельское хозяйство обеих стран ввиду продолжающегося сокращения числа индивидуальных хозяйств и поступления более доступных потребителю в ценовом плане продуктов питания из Восточной и Средней Европы. Производство импортозамещающих товаров в Австрии и Финляндии, выдерживающих ценовой натиск субституируемых товарных единиц из Восточной Европы,. окажется возможным при условии замедления роста заработной платы и мощных капвложений в научно-исследовательские разработки, что будет оказывать давление на бюджет. Не исключено также привлечение к производству более дешевой иностранной рабочей силы из стран - кандидатов на вступление в НС, что чревато ростом безработицы внутри

* При успешно проведенной консолидации 2/3 сокращения дефицита осуществляются за счет уменьшения госрасходов на социальные нужды и сокращения аппарата госслужащих. /Alesk» A., Perotti R. Fiscal Expansions and Adjxistments in OECD Countries/ In: Economic Policy 21, 1995,

S. 207-248. i •-

анализируемых нами стран, который пока удается в той или иной мере успешно подавлять. Однако более вероятными представляются перспективы переноса производственных площадок из самой Австрии и Финляндии на Восток и в Прибалтику до постепенного выравнивания местных производственных затрат с таковыми в Австрии и в Финляндии.

Либерализация и приватизация национального хозяйства несомненно увеличит прибыльность соответствующих отраслей, однако, предполагая, в сущности, отказ от государственного участия в этих предприятиях, данный процесс будет сводиться к усилению капитализации общества, ослаблению системы социального партнерства, а следовательно, к большей вероятности вспышки общественного недовольства.

G другой стороны, любой системе присуща изменчивость и процессы, протекающие в рассматриваемых странах в настоящее время, нельзя характеризовать как эрозию существующих там социальных систем, но признаки ее явно присутствуют. Как бы то ни было, и Австрия, и Финляндия ищут пути сохранения достигнутых когда-то социальных преимуществ. Одни из чих нам видятся в выполнении государством присущей ему функции экономического регулирования, направленной на:

- поддержание оптимальных уровней налогообложения и социальной защищенности населения;

- предоставление венчурного капитала в зависимости от величины предприятия. При этом необходимо обеспечение поддержки не только отечественных банков, но и помощи международных кредитных и финансовых институтов, что стало возможным с созданием ЕЦЬ и функционированием международных банков и фондов;

- выделение средств (национальных и международных) для развития уже существующих отечественных конкурентоспособных предприятий в традиционно национальных отраслях народного хозяйства. Здесь важно стимулирование притока зарубежных инвестиций, а, значит, продолжение политики приватизации предприятий, либерализации экономики и создание условий поступления капитала в страну.

Положительный опыт интеграционного развития в Австрии и Финляндии может найти последователей и в России. Среди перспективных направлений следует указать изучение российскими специалистами подходов в области бюджетной политики, приватизации и либерализации экономики, трудоустройства населения, поддержки малого и среднего предпринимательства.

В укреплении торгово-экономического сотрудничества между Россией и исследуемыми странами можно учесть следующие рекомендации:

16

1. Ввиду преобладания у предпринимателей этих стран стереотипа значимости влияния российских государственных структур на -.жономические отношения и незнания условий осуществления предпринимательской деятельности в России, немаловажно именно в этих странах поддержание торгово-экономических отношений на уровне торговых представительств, способных быть проводниками западных идей рыночной экономики» продвигать отечественные товары на зарубежном рынке и выполнять функцию связующего звена между отечественными и зарубежными предприятиями.

2. В дополнение к этой службе и, тем более в отсутствие таковой, можно было бы использовать зарубежный опыт создания инвестиционных агентств в государствах-инвесторах или же инвестиционных бюро регионального уровня.

3. Кроме того, считаем необходимым открытие зарубежными представительствами России своего адреса в Интернете, с помощью которого можно было бы аккумулировать, а затем представлять инвестиционные проекты из российских регионов.

4. Распространения опыта на другие страны заслуживает инициатива зарубежных стран, направленная па укрепление торгово-экономического сотрудничества как-то в форме: а) открытия представительства (Финско-Российской торговой палаты в Екатеринбурге, информационно-делового центра Финляндии в Уфе, Российско-финского регионального центра в г. Чебоксары); б) организации торгово-экономических миссий в российские регионы австрийской или финской стороной, дополняемые встречными действиями торгпредства РФ в рамках предварительных консультационных встреч с участниками будущих миссий;

5. Особое внимание следует уделить налаживанию сотрудничества одноотраслевых предприятий в целях создания международных «кластеров» - взаимодополняющих и конкурирующих друг с другом предприятий в целях создания единого творческого капитала.

6. Усиление роли торговых представительств отдельных регионов при торгпредствах РФ, как это имеет место со стороны Республики Татарстан, делегировавшей торгпредов в Австрию и в Финляндию.

7. Создание торговых домов за рубежом, по примеру Республики Татарстан, имеющей такие структуры в Финляндии, Турции, во Вьетнаме.

Принимая во внимание структуру австрийской и финской промышленности с высокой долей присутствия в ней малых и средних предприятий и ограниченными средствами для научно-исследовательских изысканий, этим фирмам можно было бы воспользоваться достижениями России в сфере высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности, а также привлечь к работе над совместными проектами высококвалифицированные научные кадры. Здесь возможен как вывоз зарубежных технологий за рубеж, что произошло с

17

разработкой и дальнейшим внедрением дизельного автомобильного двигателя М-1 на нижегородском ГАЗе, так и передача российских технологий зарубежным партнерам (в переговорном процессе находится создание в Австрии авиационного предприятия).

Анализ текущего состояния торгово-экономических отношений России с Австрией и Финляндией свидетельствует об их росте и взаимовыгодном характере. Стабильность этих взаимоотношений, однако, теснейшим образом связана с обеспечением благоприятного делового климата, для создания которого в нашей стране еще предстоит приложить немало УСИЛИЙ.

Публикации по теме диссертации:

1. Некоторые итоги участия Австрии в Европейском Союзе. - Казань: КГТУ, 2000 г., 2,75 п.л.

2. К вопросу об участии Австрии в ЕС, В сб. Материалы научной сессии (1-4 февраля 2000 г.). Аннотация сообщений. - Качан!,: КГТУ, 0) п.л.

3. Австрия: кого подбирают в попутчики, «Республика Татарстан», 2.03.2000 г. - 0,4 п.л.

 


Описание предмета: «Экономика государств»

Современная экономика государств изучает источники рыночной власти государств, ее величину, ее последствия, а также содержание и результаты экономической политики государства.

Литература

  1. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. Экономическая теория. Современные концепции. Менеджмент и маркетинг. – М.: АСТ, Слово, 1999. – 544 с.
  2. Общее Европейское экономическое пространство. Перспективы взаимоотношений России и ЕС. – М.: Дело, 2004. – 240 с.
  3. Фредерик С.Мишкин. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. – М.: Вильямс, 2006. – 880 с.
  4. И.М. Алиев, Н.А. Горелов. Политика доходов и заработной платы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 384 с.
  5. И.Н. Кондрат. Экономическая безопасность производства образовательных услуг и ее институциональное обеспечение. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. – 136 с.
  6. Н.И. Дунченко, М.Д. Магомедов, А.В. Рыбин. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 212 с.
  7. Налоговая политика. Теория и практика. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 520 с.
  8. С.Р. Моисеев. Денежно-кредитная политика. Теория и практика. – М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2010. – 784 с.
  9. И.В. Маркович. Политика США и стран Запада по противодействию распространению биологического оружия. – М.: Красанд, 2009. – 96 с.
  10. Д.Семенов. Отечествоведение. Северный край и Финляндия. Южный край. В двух томах. В одной книге. – М.: Типография Рогальского и Ко, Издание Черенина и Михайловича, Издание М. О. Вольфа, 1864. – 592 с.
  11. Научный ред. Л.Н.Гарусова. Мировая Политика: Международные И Региональные Аспекты - 2009. – М.: , 2009. – 160 с.
  12. Под общ. ред. Н.В.Котляр. Мировая Политика: Международные И Региональные Аспекты - 2009. Сборник. – М.: , 2009. – 160 с.
  13. М.А. Марусенко. Языковая политика Европейского союза. Институциональный, образовательный и экономический аспекты. – М.: Издательство СПбГУ, 2014. – 288 с.
  14. Рысты Берстембаева. Фискальная политика государства и налоговые инструменты её реализации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 160 с.
  15. Андрей Грибов. Экономические аспекты развития и функционирования мясного скотоводства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 60 с.
  16. И.С. Иванов. Внешняя политика России и мир. – М.: Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2001. – 352 с.
  17. С.Н. Чернов, Т.И. Чернова. Лесное законодательство России и Финляндии. Сравнительная характеристика. – М.: Юридический Центр, 2015. – 384 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Возникновение и основные этапы развития экономической науки
История экономических учений
Курсовая работа
38 стр.
Организация международных перевозок между Россией и Финляндией
Международные экономические отношения
Курсовая работа
46 стр.
Место экономической безопасности в системе национальной безопасности
Экономическая безопасность
Диплом
93 стр.
Налогообложение предприятий (организаций) и пути его совершенствования (на примере конкретной организации).
Электроснабжение городов и промышленных предприятий
Диплом
84 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Оксана
Спешу сказать Вам огромное бесконечное спасибо за помощь при сопровождении диплома Финансовая стратегия предприятия. Я защитила диплом на отлично, все прекрасно. Еще раз спасибо, удачи в дальнейшей деятельности, с уважением и благодарностью, Оксана.