Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Счетная палата в управлении экономикой региона

Экономика

 

Тулякова Ирина Валентиновна

Счетная палата в управлении экономикой региона

Специальность 08.00.05 - экономика и управление народным

хозяйством

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва - 2000

Работа выполнена на кафедре общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Е.А. Кочерин

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется тем, что с появлением негосударственных хозяйствующих субъектов, которые вступают друг с другом в договорные отношения по коммерческому использованию имущества и денежных средств, неизбежно возникает потребность в разработке эффективных государственных механизмов рыночной самоорганизации, которая не может быть достигнута без соответствующего и достаточно жесткого государственного регулирования ' Возникла острая необходимость придания системности в управлении государственными финансами, государственным имуществом и в их использовании, а также в работе государственного аппарата Достижение этой цели невозможно без создания действенной системы государственного контроля

Начальный этап рыночных преобразований в России основывался на монетаристском подходе, при котором считается, что формирование саморегулирующейся экономики, функционирующей стабильно и эффективно, возможно без вмешательства государства Это послужило основанием для упразднения или ослабления отдельных звеньев государственного управления и контроля. Так, в ходе преобразований был ослаблен общегосударственный и ведомственный контроль, ликвидированы основные формы общественного контроля за рациональным и эффективным использованием финансовых и материальных ресурсов, передаваемых государством в управление субъектам хозяйственной деятельности

В итоге использование государственных, то есть общенациональных, средств на воспроизводство общественных благ в шачительной иепени вышло из-под контроля граждан

В то же время, как показали проведенные в процессе работы исследования, в России тенденция к активному развитию этой функции управления наблюдается именно в периоды государственных кризисов

Сегодня еще нет целостного представления об объективной необходимое(tm) парламентского контроля за формированием и использованием государственной собственности, о наиболее действенной (лрук!уре контроля в системе управления субъектом Федерации, а также о

1 Гм Черноморд ПВ "Гос>дарсгвенный финансовый контроль в процессе формирования и исполнения бюджета", Санкт-Петербург, 1997 г - 122 стр , (стр 3)

механизме контроля за его социально-экономическим развитием в условиях многообразия форм собственности и регулируемой рыночной экономики.

Кроме того, теоретические и практические разработки по осуществлению государственного контроля в системе управления экономикой региона, способствующие эффективному и рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов, в значительных объемах сконцентрированных на уровне субъектов Федерации, и, в конечном счете, динамичному социально-экономическому развитию региона, недостаточно отражают нынешнее состояние государственного устройства.

Все это и определяет актуальность исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Значительный вклад в развитие социалистического контроля внесли такие ученые, как И.А. Белобежский, Н.Г.Белов, Ф.Ф. Бутынец, Э.А. Вознесенский, Е.А. Кочерин, Г.А. Соловьев, М.С. Студеникина, Н.Г. Чумаченко, В.Н. Шеметов, Е.Д. Улупова.

В период рыночных реформ совершенствованию государственного контроля посвящены работы А.Г. Андреева, В.А. Жукова, С.П. Опёнышева, П.В. Черноморда, С.О. Шохина.

Однако анализ работ, посвященных исследованиям государственного контроля именно в системе управления регионом, показал, что этой проблеме не уделялось достаточного внимания, отсутствует научное обоснование требуемой современным устройством Российского государства системы государственного контроля регионального управления экономикой.

Цель___исследования состоит в решении важной народнохозяйственной задачи, имеющей существенное значение для теории и практики управления - в разработке концептуальных основ деятельности Счетной палаты (контрольно-счетных органов) в управлении экономикой региона.

Цель диссертационного исследования достигается посредством решения следующих задач:

- определение целей и задач контроля, осуществляемого Счетной палатой Владимирской области, в системе управления экономикой региона;

- анализ существующей системы контроля во Владимирской области,

- определение места Счетной палаты в системе контролирующих органов области;

5

- обоснование необходимости внедрения новых принципов контроля в условиях рыночных элементов организации экономики;

- разработка практических и методологических рекомендаций по совершенствованию государственного контроля в управлении экономикой региона, а также организационного механизма осуществления контрольных функций Счетной палатой региона.

Объектом исследования являются контрольные функции Счетной палаты, осуществляемые в процессе управления экономикой региона ь условиях перехода к рыночным отношениям.

Предметом исследования выступают организационные и экономические отношения, возникающие в процессе реализации контрольных функций Счетной палатой.

Теоретической и методологической базой исследования служат положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых, труды классиков теории общественного развития и управления, законодательные акты Федерального Собрания Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы Владимирской области, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации. В диссертации применялись методы экономического, исторического и логического анализа Использовались прикладные исследования по данной проблеме: программы, концепции, материалы по теории и практике контроля в управлении предприятием, материалы статистической отчетности по Владимирской области. Информационной базой для анализа явились материалы контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой Владимирской области, промежуточные результаты программы по анализу и контролю за исполнением бюджетного процесса в области, в разработке которой автор диссертации принимал непосредственное участие.

Новые научные результаты, полученные автором исследования, состоят в следующем:

1 Доказана необходимость создания счетных палат на уровне субъектов Федерации как постоянно действующих органов государственного контроля. обладающих организационной и функциональной независимостью, как органов, обеспечивающих единство контрольных и экспертно-аналитических функций. Создание Счетной палаты в регионе обусловлено разделением властей на ветви и уровни, необходимостью реализации прав граждан России участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих

6

представителей путем проведения профессионального контроля за использованием государственной собственности (имущества, финансов и

др-);

2. Обоснована целесообразность координации и взаимодействия как по вертикали, так и по горизонтали органов государственного контроля, обеспечивающих контроль за управлением экономическими процессами в Российской Федерации в части консолидированного участия сотрудников различных контролирующих органов в совместных проверках, обмене информационными, методическими и нормативными материалами. Обоснована необходимость гармонизации механизмов управления и контроля экономикой региона через совершенствование законодательной базы;

3. Доказана необходимость придания Счетной палате Российской Федерации статуса высшего органа государственного финансового контроля с целью централизации контрольных полномочий, укрепления функций государственного регулирования. Это будет способствовать улучшению собираемости доходов бюджетов всех уровней, приведет к повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе направляемых на государственное управление;

4. Сформулированы два основных принципа структурной организации счетных палат - принцип независимости от органов государственной власти и принцип коллегиальности принятия управленческих решений по результатам контрольных мероприятий, органично сочетающийся с персональной ответственностью за обоснованность и полноту материалов, представляемую контролерами по результатам проверки;

5. Разработаны управленческие технологии информационного обеспечения процесса контроля, осуществляемого Счетной палатой, с использованием программно-аналитического продукта на базе оперативной информации, представляемой в Счетную палату.

Практическая значимость работы заключается в том, что применение научно-методических разработок автора позволит повысить действенность механизмов государственного контроля в управлении экономикой региона. Исследование доведено до конкретных рекомендаций по разработке и внедрению предложений по системе государственного контроля в управлении региональной экономикой в условиях преодоления кризиса. Материалы данного исследования могут быть использованы в практической деятельности контрольно-счетных органов субъектов Федерации, в процессе повышения квалификации государственных и

муниципальных служащих, непосредственно осуществляющих контрольную деятельность.

Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации апробированы в ходе практической деятельности Счетной палаты Владимирской области, Счетной палаты Российской Федерации, региональных контрольно-счетных органов. Результаты исследования обсуждены на межрегиональной конференции «Практика деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации. Бюджетный кодекс РФ» (г. Владимир, 15-16 октября 1999 г.). Основные положения диссертационного исследования опубликованы.

Логика и структура работы определены целью и задачами исследования. Проведенное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе «Контрольные функции Счетной палаты в управлении экономикой как объект исследования» исследуются место, роль и принципы формирования Счетной палаты в системе государственного контроля и управления экономикой региона, рассматриваются проблемы обеспечения контроля за экономическим развитием региона

Органы государственной власти для управления конкретной сферой общественной жизни и достижения поставленных целей применяют имеющиеся в их распоряжении механизмы планирования, организации, мотивации и другие. Одной из главных функций государственного управления является контрольная деятельность.

Объективная необходимость государственного контроля в управлении экономикой вытекает из социальной функции государства. По мнению автора, в центре внимания всех без исключения органов государственной власти должен оставаться человек: защита его прав и свобод, обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности, достижение достойного уровня жизни, безусловное удовлетворение первых жизненных потребностей. Эти цели государственного управления нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации.

Контроль представляет собой не только завершающую стадию определённого процесса, но и служит толчком для принятия новых управленческих решений. Результатом контрольной деятельности может

быть совершенствование системы управления, корректировки плана, бюджета, совершенствование органов управления, расстановки кадров, изменение системы отчетности и многое другое.

Конституцией РФ зафиксировано разделение государственной власти на три ветви: законодательную (представительную), исполнительную и судебную. Каждая из них осуществляет свои функции, в том числе в части бюджетных, имущественных и иных отношений. К тому же предметы ведения и полномочия органов государственной власти разделены на три составляющие:

• федеральные;

• субъектов Федерации (исчерпывающий их перечень приведен в Конституции России);

• совместного ведения.

Это обусловило деление государственного контроля на автономные, независимые друг от друга уровни, на контроль в региональной экономике, осуществляемый федеральными органами, и контроль, осуществляемый субфедеральными органами.

В процессе управления велика роль субъекта контроля. Объект управления, не находящийся под контролем субъекта управления, становится неуправляемым и достижение поставленных задач практически становится невозможным. Исходя из этого автором сделан вывод, что успешное и эффективное выполнение задач по социально-экономическому развитию региона в значительной степени зависит от соответствующей организации контроля, его видов, форм и методов проведения.

В этой связи, по мнению автора, в целях усиления экономической мощи России и достижения социального благополучия весьма своевременно Президентом Российской Федерации сформулированы основные принципы административной реформы, которая должна обеспечить укрепление государственности, в том числе через усиление государственного контроля.

Состав и структура субъектов государственного контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, решаемыми государством на определённом этапе своего развития.

Автором показано, что необходимость создания Счетной палаты Владимирской области объективна и обусловлена теми же причинами, что и на федеральном уровне: разделение властей на ветви и их самостоятельность; право Законодательного Собрания принимать бюджет, контролировать его исполнение и утверждать отчет об исполнении, а

9

исполнительной власти - право формировать проект бюджета, исполнять его, контролировать исполнение и отчитываться об исполнении; отсутствие независимого от исполнительной власти профессионального государственного органа финансового контроля.

В диссертационной работе доказывается, что Счетная палата на сегодняшний день является единственным органом, обеспечивающим единство контрольных и экспертно-аналитических функций в части государственной собственности и отношений, связанных с созданием и использованием этой собственности, а также реализацию прав граждан прямо и (или) через своих представителей в законодательных органах власти контролировать работу чиновников по созданию и использованию государственной казны.

Автор разделяет точку зрения ученых и специалистов, что степень выполнения государством возложенных на него функций связана с наличием у него определенных финансовых ресурсов. Одним из механизмов, позволяющих государству выполнять свои функции в экономической и социальной сфере, в сфере обеспечения безопасности, является бюджет, который оказывает влияние и на политическую сферу жизни общества, играет важную роль в воспроизводственном процессе. Посредством бюджета государство выполняет обязательства перед населением страны путем мобилизации в бюджет соответствующих ресурсов и их расходованием. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства.

В процессе мобилизации доходов бюджета и их расходования возникают финансовые взаимоотношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных средств. Эти взаимоотношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, проводимой государственными органами власти. В связи с этим автор считает, что контроль за исполнением бюджета как по доходам, так и по расходам является важным этапом управления экономикой региона. Кроме того, социальная направленность бюджетов предполагает изъятие доходов из оборота хозяйствующих субъектов при сохранении их способности к расширенному воспроизводству и роста доходов работающих, а также эффективное расходование средств на общерегиональные нужды, в том числе на инвестиционную составляющую. Это реализуется через государственные и региональные

10

программы, которые требуют государственного контроля За работой не только исполнителей, но и самого заказчика.2

При анализе программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на территории области автором сделан вывод об отсутствии системы в осуществлении контрольных мероприятий, проводимых органами исполнительной власти. Контрольные же полномочия Счетной палаты Владимирской области ограничены рамками областного бюджета и государственной собственности Владимирской области. Именно отсутствие контроля в данной сфере привело к ошибкам в установлении тарифов и, следовательно, к неверному определению доли платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги.

Исходя из анализа результатов контрольного мероприятия, проведенного специалистами Счетной палаты Владимирской области, автор считает, что в целях реализации равных прав граждан на территории региона, гарантированных Конституцией России, органам исполнительной власти области необходимо разработать и применить на территории области единую нормативную базу для расчета экономически обоснованных тарифов, методику планирования, учета и калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Органам же местного самоуправления следует провести постатейный анализ фактической себестоимости содержания и текущего ремонта жилья по каждому муниципальному жилищному предприятию с целью выявления резервов снижения затрат для расчета экономически обоснованного тарифа. Весьма важным также является конкурсный отбор подрядчиков на обслуживание муниципального жилищного фонда.

На наш взгляд, отсутствие контроля за реализацией программы способствует потере субъектом управления (в данном случае администрацией области) контроля над складывающейся в регионе ситуацией и исключает возможность какого-либо воздействия на ее ход. Связь в данном случае с объектом контроля не утрачивается, но и никаких корректирующих мер не применяется. В результате запланированные цели не достигаются, резко возрастает число нарушений действующих правовых норм, установленных правил, порядка.

Главной задачей любой структуры в системе управления какими-либо процессами становится достижение поставленной цели путем

2 См.: Лексин В..Н., Шевцов А.Н Государство и регионы Теория и практика государственного регулирования территориального развития 3-е издание (стереотипное) - М . УРСС, 2000. - 368 стр., (стр.315)

11

полномасштабного исполнения возложенных на эту структуру функций с минимальным задействованием ресурсов (интеллектуальных, временных, финансовых и др.). Контрольно-счетные органы субъектов РФ, создаваемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов России, по своей сути предназначаются для осуществления контроля за законным, эффективным и целесообразным использованием государственной собственности субъекта Федерации, что, по мнению автора, предопределено разделением государственной власти как на ветви, так и на уровни, а также тем, что полномочия по формированию и использованию государственной собственности достаточно четко разделены между законодательной и исполнительной ветвями власти. Автором показано, что именно отсюда вытекают два принципа структурной организации контрольно-счетных органов субъектов РФ: принцип независимости от органов государственной власти и принцип коллегиальности принятия решения по результатам проведенных контрольных мероприятий. При этом коллегиальность в принятии решений по результатам финансово-экономического контроля должна органично сочетаться с персональной ответственностью за обоснованность и полноту материалов, представляемых контролерами по результатам проверки. По мнению автора, принцип организационной независимости контрольно-счетных органов раскрывается в результате последовательности следующих действий:

- определение основных направлений контрольной и аналитической деятельности, обеспечивающих глубокий финансовый и экономический анализ использования государственной собственности любыми участниками бюджетного процесса;

- определение структуры контрольно-счетных органов, оптимально реализующей функции по финансово-экономическому контролю и аналитической деятельности в оценке эффективности и целесообразности использования государственной собственности;

- подготовка предложений по совершенствованию бюджетного процесса, улучшению качества работы проверяемых объектов;

установление штатного расписания на основании принятой структуры контрольно-счетного органа и финансовых возможностей регионального бюджета;

- планирование контрольно-аналитических мероприятий на основе сопоставления фактического состояния объектов, использующих государственную собственность, с законодательно установленными органами государственной власти целями и задачами.

12

По мнению автора, цели и задачи государственного контроля, а следовательно, и управления экономикой региона со стороны граждан достижимы при условии соблюдения определенных принципов Чем больше деятельность субъектов государственного контроля соответствует принципам, приведенным в диссертационной работе, тем эффективнее будет результативность контроля. Анализ законодательных актов о контрольно-счетных органах, созданных в субъектах Федерации, выявил, что при осуществлении государственного контроля указанные органы в основном используют следующие принципы: законность, объективность; гласность; независимость; системность; плановость

Эмпирический подход к определению принципов государственного контроля позволил автору диссертационного исследования расширить их перечень и добавить принцип непрерывности (постоянное наблюдение за деятельностью объектов контроля, выполнением ими планов и заданий, принятием по результатам контроля мер по корректировке их деятельности при выявлении отклонений от установленных параметров и соответствующих управленческих решений) и принцип эффективности (достижение экономического и (или) социального эффекта за счет предупреждения или своевременного выявления отклонений от заданных значений, установления их причин, виновных лиц, своевременного исправления допущенных нарушений и обеспечения возмещения нанесенного ущерба).

В ходе исследования автором было показано, что в качестве критерия эффективности деятельности органов государственной власти в сфере управления экономикой может быть принято соотношение между стоимостной оценкой полученного результата от достижения поставленной цели и использованных на это ресурсов Именно этот показатель деятельности исполнительной власти и был принят для выработки основных направлений совершенствования деятельности органов государственного контроля.

Вторая глава «Изменение и развитие контрольных функций Счетной палаты в управлении экономикой региона» посвящена поиску путей совершенствования контрольных функций Счетной палаты, механизмов взаимодействия Счетной палаты с другими органами государственного контроля в системе управления экономикой региона

Одной из важнейших задач как этапа становления, так и дальнейшей деятельности контрольно-счетных органов является установление взаимодействия с другими органами, осуществляющими функции

13

государственного контроля в региональной экономике. Автором предложены следующие механизмы обеспечения взаимодействия контролирующих органов: консолидированное участие сотрудников различных контролирующих органов в совместных проверках и ревизиях; обмен информационными, методическими и нормативными материалами; согласование планов контрольных мероприятий; совместная аналитическая и экспертная работа.

Необходимость взаимодействия с территориальными структурами федеральных органов власти связана с осуществлением контрольных мероприятий в тех из них, которые финансируются из бюджетов различных уровней. Счетной палатой Владимирской области проведены контрольные мероприятия в учреждениях, финансируемых из бюджетов двух уровней В результате проведенного обследования сделан вывод о том, что разделение собственности на уровни (федеральную и субъекта Федерации) в значительной степени лишь декларировано. Нормативная база, определяющая механизм раздельного учета собственности различных видов и уровней, несовершенна. В связи с этим нередко средства бюджета субьекта Федерации используются на нужды структур, финансируемых за счет федерального бюджета, им же передается и имущество, в т.ч. недвижимое, приобретенное за счет средств областного бюджета. В то лее время Счетная палата Владимирской области Согласно действующему законодательству не имеет полномочий в части контроля за целевым и эффективным совместным использованием средств федерального и областного бюджетов, собранных налогоплательщиками на территории области и направленных на содержание федеральных структур, реализующих переданные Российской Федерацией полномочия на территории нашей же области. Это позволило автору говорить о необходимости усиления вертикального взаимодействия в сфере государственного контроля между Счетной палатой Российской Федерацией и Счетной палатой Владимирской области.

Системное взаимодействие Счетной палаты Российской Федерации е контрольно-счетными органами субъектов России ?танет- эффективным направлением в развитии системы государственного контроля в Российской Федерации Население того или иного региона далеко от проблем организации бюджетной системы России, разделения власти па уровни, особенностей местного самоуправления. Граждан больше интересует, почему здравоохранение становится платным, почему правоохранительные органы не оЗеспечиьают его защиту и т д., а также как Счетная палата контролирует использование этих средств чиновниками

14

всех ветвей власти, так как налоги, которые оно выплачивает, распределяются между бюджетами всех уровней. При этом основные расходы на образование, здравоохранение, социальную поддержку населения, жилищно-коммунальное хозяйство закладываются и реализуются в местных бюджетах и составляют его главную часть. Несмотря на то, что эти расходы обеспечивают реализацию обязательств государства, заложенных в Конституции России, контрольно-счетные органы по существу лишены права контроля фактического их исполнения на местах.

Счетная палата Владимирской области согласно действующему на сегодняшний день законодательству осуществляет проверки в муниципальных образованиях только через контроль формирования и исполнения межбюджетных отношений. Результаты работы показывают, что нарушений в исполнении местных бюджетов более чем достаточно. Например, допускались: неденежные формы расчетов, что вело к виртуальному росту как доходов, так и расходов; нецелевое использование отдельных видов доходов; недофинансирование отраслей социальной сферы, что обуславливало задержки в выплате заработной платы.

В связи с этим автор предлагает полномочия контрольно-счетных органов распространить на контроль за формированием и использованием бюджетных средств органами местного самоуправления, направляемых на реализацию прав граждан, установленных Конституцией России

Полученные данные о деятельности государственных унитарных предприятий на территории Владимирской области высветили наиболее проблемные места в управлении государственной собственностью. В ходе проведенного исследования сделан вывод об отсутствии адекватной нормативно-правовой базы в сфере управления государственной собственностью, защиты интересов государства как собственника, ответственности должностных лиц, которые взяли бы на себя функцию управления этой собственностью от имени государства. Несовершенство законодательства в части отношений собственности ведет к экономическим, социальным и финансовым потерям бюджетов всех уровней. Исходя из выше изложенного, представляется, что эта проблема может стать предметом совместной деятельности Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов регионов России.

Анализ исполнения бюджета области, проведенный автором по результатам контрольных мероприятий Счетной палаты Владимирской области, показывает сохранение тенденции к росту недоимок по платежам в областной бюджет. Это стало основанием для организации Счетной

15

палатой Владимирской области проверки структур исполнительной власти и кредйтно-финансовых учреждений (банков, их филиалов) по своевременности и полноте зачисления платежей на счета бюджетной системы. Согласно разработанной автором технологии осуществления контрольного мероприятия были направлены соответствующие запросы, в том числе и в налоговые органы, о необходимости предоставления в Счетную палату информации по наличию действующих счетов у хозяйствующих субъектов - основных неплательщиков в бюджетную систему России. По некоторым данным, такие неплательщики располагают десятками различного рода счетов, по которым поступают и расходуются денежные средства. При этом предприятие имеет задолженность и перед бюджетом и перед государственными внебюджетными фондами. Однако территориальные структуры федерального министерства по налогам и сборам отказали в предоставлении такого рода информации, законно ссылаясь на действующие нормативные акты. Безусловно, должна быть установлена защита конфиденциальной информации от утечки. В то же время, автором предложен механизм передачи информации от исполнительного органа контрольному при реализации им задач, установленных законом.

Контроль за формированием и эффективным использованием региональных бюджетов, разработкой и реализацией региональных программ и проектов, мероприятиями в области социально-экономической политики региона требует мощной информационной поддержки и, следовательно, соответствующих программных и вычислительных средств, а также современных информационных технологий. Мировой опыт показывает, что внедрение информационных технологий является наиболее перспективным и экономически эффективным направлением в работе контролирующих органов. Поэтому наиболее важной представляется задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и предоставления информации по основным направлениям контроля. Основой формирования базы данных для контрольной деятельности является предоставляемая объектами контроля отчетность или оперативная информация по единым утвержденным формам.

На основании изложенного автором делается вывод о необходимости разработки новых подходов к осуществлению контрольно-аналитических функций, в том числе с использованием компьютерных технологий. В этих целях Счетной палатой разрабатывается комплексная программа по анализу, прогнозу и контролю бюджетных и социально-экономических процессов, протекающих в регионе.

16

Также, представляется, необходима более прозрачная система отчетности об использовании государственных, то есть общественных средств, подтверждаемая достоверными источниками информации. Только получение достоверной информации на основе совершенных форм отчетности позволит провести комплексный анализ исполнения бюджета и принять наиболее правильные управленческие решения, выявить резервы для мобилизации средств в бюджет, повысить эффективность их использования, усилить контроль за их освоением.

Счетной палатой при непосредственном участии автора исследования были разработаны и представлены на утверждение Законодательному Собранию области формы оперативной информации, представляемые в Счетную палату Владимирской области участниками бюджетного процесса для подготовки аналитических материалов по исполнению областного бюджета. Обоснованность утверждения данных форм оперативной информации обусловлена необходимостью проведения Счетной палатой Владимирской области качественного текущего контроля за исполнением областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, эффективностью использования областного имущества при условии обеспечения максимальной полноты информацией о ходе исполнения бюджетов и иных сведений, предоставляемых участниками бюджетного процесса. На основе разработок приняты постановления главы администрации и Законодательного Собрания области о формах и сроках предоставления информации участниками бюджетного процесса в Счетную палату Владимирской области.

С точки зрения организации контроля можно констатировать, что в России сложились основные звенья системы государственного контроля, однако они ещё далеки до совершенства. Их компетенция в той или другой степени охватывает практически все возможные объекты контроля. Задачей нынешнего этапа является укрепление этих звеньев, отработка информационного обеспечения и налаживание их взаимодействия, в том числе координация планов проведения контрольных мероприятий.

Однако по-прежнему остается неразрешенной проблема четкого разграничения полномочий центральных, региональных и местных органов власти. Каждый из названных органов власти должен четко знать и представлять, кто за что отвечает и какие при этом несет расходы. При этом нельзя забывать, что принцип разделения властей подразумевает взаимную ответственность и контроль, направленные на укрепление единства государства, рост его экономического могущества.

17

Исходя из теоретических основ государственного контроля, можно предположить, что полнокровное и эффективное осуществление административной реформы невозможно без уже сложившегося института счетных и контрольно-счетных органов, рентабельность от деятельности которых уже заметна.

В настоящее время в Счетной палате Российской Федерации, Счетной палате Владимирской области создана система независимого от власти контроля за деятельностью этой власти, что бесспорно является одним из наиболее важных завоеваний. Дальнейшее развитие этой системы, недопущение её разрушения - следующий, не менее важный этап.

В истории развития контроля отсутствуют примеры, когда власть контролировала и разоблачала саму себя. Контролирующие же органы исполнительной власти, как мы уже отмечали ранее, больше выполняют контрольные полномочия в своих узко ведомственных интересах, в основном проверяя своевременность и полноту исполнения ведомственных нормативных и распорядительных документов. Их контроль направлен на хозяйственную деятельность. Общество же больше интересует эффективность работы органов исполнительной и законодательной власти, её направленность на улучшение благосостояния населения, соответствие действующему законодательству.

Автором сделан вывод, что качество и содержание нормативно-правовых актов далеки до совершенства. Представляется, что роль счетных палат должна сводиться к предварительной экспертизе законопроектов органов представительной власти, касающихся бюджетных и имущественных вопросов, разработке соответствующих предложений на основании проведенного анализа, выявлении причинно-следственных связей в результате утверждения того или иного закона. Из этого следует и другой вывод по совершенствованию контроля управления экономикой региона: контрольно-счетные органы необходимо укреплять кадрами, способными к аналитическому мышлению, развивать научный потенциал счетных органов, использование экономико-математических методов, компьютерных технологий. Представляется целесообразным выработать единые квалификационные требования к специалистам контролирующих органов и удостоверять их права на осуществление государственного контроля в условиях рыночной экономики.

Для упорядочения системы государственного контроля одной из первостепенных задач может быть разработка и принятие федерального закона о государственном финансовом контроле, проект которого во

18

исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25.07.96 №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» надлежало в месячный срок подготовить для рассмотрения и утверждения Государственной Думой.

Закон о государственном контроле в первую очередь должен определить систему органов государственного контроля и механизм их взаимодействия. Должно быть четко законодательно определено, какие органы государственного контроля и кем создаются на федеральном уровне и в регионах, какова их компетенция, как они взаимодействуют между собой по вертикали и горизонтали. Необходимо разделить полномочия органов государственного контроля, определить степень защищенности как самих органов, так и их должностных лиц.

Именно законом должен быть определен статус высшего органа государственного контроля. Этот статус должен сопровождаться обеспечением контрольно-счетных органов правом контролировать, а также и координировать деятельность финансовых контрольных органов, входящих в структуру любой ветви власти, с целью выработки единой политики государственного финансового контроля. В этих условиях представляется, что Счетная палата Российской Федерации должна занять ведущее место в системе органов государственного контроля.

Наиболее приемлемой функцией государственного контроля, на наш взгляд, может стать экспертно-аналитическая, включающая в себя и анализ, и экспертизу, и др. Экспертно-аналитическая функция контроля определяется статусом органа ее осуществляющего. Так, Счетная палата, обладая организационной и функциональной независимостью в системе государственного управления и контроля в части экспертной оценки финансово-экономических решений всех органов государственной власти и управления, должна соблюдать нейтралитет и независимость прежде всего в ходе осуществления экспертных оценок.

Автор считает, что обработку информации, полученной по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, целесообразно вести с использованием экономико-математических моделей и методов. Это позволит объективизировать оценку влияния социально-экономических факторов на процессы, протекающие в регионе, оптимизировать их как на стадии проектирования и планирования, так и в ходе реализации. Именно в связи с этим в организации государственного контроля в новых условиях управления экономикой должно найти достойное место применение программных и компьютерных технологий

19

В заключении диссертации изложены следующие выводы и предложения:

1. В условиях формирования многоукладной экономики и системы собственности возникает потребность в разработке эффективного механизма государственного контроля для эффективного и рационального управления и использования государственной собственности и государственных финансов. Государственный контроль в России на современном этапе определяется изменениями государственного экономического и общественного устройства.

Конституционное разделение государственной власти на ветви с четким определением полномочий каждой из них при условии решения единой задачи - обеспечение личных прав и свобод каждого гражданина при гарантировании их соблюдения государством - предопределило создание и развитие органов государственного (общественного) контроля с динамично развивающимся уровнем независимости от органов государственной власти. Поэтому создание Счетных палат поинципиально новый шаг, обеспечивающий право граждан прямо и через своих представителей в законодательных органах власти контролировать работу чиновников по созданию и расходованию государственной казны.

2. Если полномочия исполнительных органов государственной власти различных уровней должны быть четко разделены (в том числе правовые, финансовые, имущественные) и контролируемы, то система контроля за исполнением этих полномочий должна быть консолидированной и давать ответ налогоплательщикам об адресности, законности и эффективности использования их средств, уплаченных в виде налогов, пошлин в бюджеты всех уровней. Задача контрольно-счетных органов состоит в том, чтобы осуществлять контроль за правильностью действий соответствующих исполнительных органов и должностных лиц по управлению бюджетными средствами, средствами государственных внебюджетных фондов и государственным имуществом.

3. В условиях формирования многоукладной экономики возникает необходимость в бюджетных взаимоотношениях федеральных, региональных и местных органов власти именно на принципах бюджетного федерализма, обеспечивающего единство экономического пространства и финансовой системы, предполагающего четкое разграничение полномочий между всеми уровнями власти как по доходам, так и по расходам бюджета, наделение органов власти необходимыми ресурсами для реализации своих полномочий, устранение диспропорций в экономическом развитии регионов для достижения определенных гарантированных государством

20

социальных стандартов на всей территории страны. При этом основополагающим принципом бюджетного федерализма является равноправие субъектов Федерации в их налоговых и бюджетных отношениях с федеральным центром.

4. Наблюдается разобщенность в деятельности органов государственной власти, наделённых функциями государственного контроля. Каждый из этих органов в настоящее время выполняет контрольные функции исключительно в своих узко ведомственных интересах. В работе предложены механизмы взаимодействия контролирующих органов с целью исключения параллелизма и дублирования. Взаимодействие может осуществляться в организационной, методологической, контрольной и аналитической сферах деятельности Предметом взаимодействия может стать обмен наработанными методиками по организации деятельности, по проведению контрольных мероприятий, аналитической и экспертной работе. Предложено законодательно определить высший орган государственного финансового контроля.

Общая информационная база, на которой основывается контроль всеми государственными органами, наделенными контролирующими функциями, является основанием для координации их деятельности.

5. Слабым звеном в организации системы государственного контроля является недостаточно проработанная нормативно-правовая база, имеющая следующие недостатки: неопределенность полномочий органов, наделяемых контрольными функциями; перекрещивание функций контрольных органов и дублирование их контрольной деятельности; неясность в отношении круга объектов контроля; неопределенный порядок реагирования объектов контроля (тех, кого проверяют) на выявленные нарушения. Поэтому предлагается гармонизировать механизмы управления и контроля экономики региона.

6. В сложившейся практике государственного контроля отсутствует надлежащая информационная связь. Решению данной проблемы может послужить создание единой информационной системы, в которую были бы включены все государственные органы, выполняющие функции контроля. В условиях построения правового государства исчерпывающая информация о социально-экономическом развитии региона, состоянии его бюджетной системы является определяющим фактором дальнейшего стабильного развития, значение которого особо проявляется в процессе согласованных действий федеральных и региональных органов государственного контроля Контроль за формированием и эффективным

21

использованием региональных бюджетов, разработкой и реализацией региональных программ и проектов, мероприятиями в области социально-экономической политики региона требует мощной информационной поддержки и, следовательно, соответствующих программных и вычислительных средств, а также современных информационных технологий.

7. Назрела необходимость в разработке единых критериев оценки целесообразности и эффективности при проведении контрольных мероприятий. Из этого следует, что контрольно-счетные органы необходимо укреплять кадрами, способными к аналитическому мышлению, развивать научный потенциал счетных органов.

8. В целях упорядочения системы государственного контроля первостепенной задачей является разработка и принятие федерального закона о государственном контроле. Закон о государственном контроле в первую очередь должен определить систему органов государственного контроля и механизм их взаимодействия. Должно быть четко законодательно определено, какие органы государственного контроля и кем создаются на федеральном уровне и в регионах, какова их компетенция, как они взаимодействуют между собой по вертикали и горизонтали. Необходимо разделить полномочия органов государственного контроля, определить степень защищенности как самих органов, так и их должностных лиц.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Государственный контроль: происхождение, цели, задачи, контроль и система управления. В сб. Стратегия ускоренного развития, методология, теория и практика. М.: РАГС, 2000. - 0,8 п.л.

2. Контрольно-счетные органы в системе управления регионом. -Владимир: Посад, 2000. - 2,5 п.л. (в соавторстве).

3. Необходимость и сущность государственного контроля. //Актуальные проблемы муниципального управления. (Тезисы межрегиональной научно-практической конференции). - Владимир: Носа ц, 2000.-0,1 п.л.

4. Роль органов местного самоуправления в проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства. //Муниципальное управление Сборник научных статей. - Владимир: Посад, 1999. - 0,3 пл. (в соавторстве)


Описание предмета: «Экономика»

К теоретическим истокам рыночной экономики прежде всего следует отнести региональный аспект экономической теории (политэкономии) . Только рассматривая экономику региона под углом зрения воспроизводственного процесса в целом, можно дать достоверные и экономические оправданные трактовки и объяснения различным процессам развития.

Изучение экономики невозможно без знания закономерностей воспроизводственного процесса в масштабах страны и присущих ему противоречий. Основное противоречие - противоречие между общественными потребностями и предпосылками их удовлетворения[16]. Суть этого противоречия и суть других противоречий регионального воспроизводственного процесса сегодня - в условиях рыночных отношений.

Экономика затрагивает области и других наук: экономические аспекты демографии, социологии, культурологии, политологии и других наук о человеке и обществе (социумах), а также геологии, биологии, экологии и т.д.

В целом место экономики в современной науке необходимо рассматривать в двух измерениях.

В структуре современной экономической науки и современного экономического образования есть два признанных центра притяжения, или полюса: макроэкономика и микроэкономика. Двухполюсная система не образует замкнутого ядра научных знаний.

Литература

  1. В.Р. Евстигнеев. Финансовый рынок в переходной экономике. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 240 с.
  2. Россия: Интеграция в мировую экономику. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 432 с.
  3. В.Д. Андрианов. Россия в мировой экономике. Учебник для ВУЗов. – М.: Владос, 1999. – 296 с.
  4. О.В. Кузнецова, А.В. Кузнецов. Системная диагностика экономики региона. – М.: Либроком, 2012. – 232 с.
  5. О.В. Галайда. Образовательные услуги в мировой экономике. – Воронеж: Научная Книга, 2008. – 184 с.
  6. И.Л. Туккель, С.Н. Яшин, С.А. Макаров, Е.В. Кошелев. Разработка и принятие решения в управлении инновациями. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 352 с.
  7. А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. Региональная экономика. – СПб.: Питер, 2012. – 464 с.
  8. В.В. Мануйленко, Т.А. Садовская. Управление прибылью в акционерных обществах региона. Теория и практика. Книга 1. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 240 с.
  9. Александр Асанов. Инновационная система управления экономикой региона. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 180 с.
  10. Марина Козлова. Управление экономикой региона на основе кластерного подхода:. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 192 с.
  11. М.А.Грязнова und В.А.Шабашев. Модификация экономики региона. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 164 с.
  12. М.В.Коршикова. Управление хозяйственными рисками в аграрном предпринимательстве. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 208 с.
  13. Азамат Сапиев. Информационные технологии в управлении АПК региона. – М.: , 2015. – 128 с.
  14. А.А. Угрюмова, Е.В. Ерохина, М.В. Савельева. Региональная экономика и управление. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 446 с.
  15. Б.Б. Логинов, А.О. Руднева. Международные факторы производства в национальных экономиках. – М.: Инфра-М, 2016. – 312 с.
  16. З.В. Брагина, Е.Н. Туманова. Методико-инструментальное обеспечение терминального управления экономикой региона. – М.: Инфра-М, 2017. – 160 с.
  17. Ю.К. Машунин. Управление экономикой региона. – М.: КноРус, 2017. – 344 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Экономическая безопасность
Экономика
Диплом
69 стр.
Экономическая безопасность
Экономическая безопасность
Диплом
81 стр.
Эффективность инвестирования средств федерального бюджета
Бюджетное право
Диплом
94 стр.
Повышение инвестиционной привлекательности регионов
Инвестиционный менеджмент
Дипломный проект
86 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Владимир, 11.10
Здравствуйте Юлия! Спасибо за работу, защитил на пять. Думаю скоро обратиться опять, правда, уже не с такими сжатыми сроками.