Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Направления сбалансированности факторов производства

Менеджмент

Российская Академия Наук Институт экономики

 

Латыпов Дмитрий Раисович

Направления сбалансированности факторов производства

Специальность 08.00.01 - Экономическая теория

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

 

Москва-2001

Работа выполнена в Центре политико-экономических исследований Института экономики РАН

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Стремление к сбалансированности элементов любой системы является непременным условием ее устойчивости и жизнеспособности1. В связи с этим аксиомой можно признать положение экономической науки, что сбалансированность факторов производства всегда была непременным условием высокой эффективности производства. Об этом писали многие представители теорий факторов производства, начиная с Ж. Б. Сэя и Дж. Ст. Милля. Этой же позиции придерживалась и советская экономическая наука: «Рациональное соотношение между комплексом факторов производства является важнейшей структурной детерминантой рационального использования национального богатства»2.

Сегодня проблема очевидна - процесс разбалансировки факторов производства на всех уровнях нарастает, какое-либо целеполагание в их развитии отсутствует. Поэтому разработка механизма обеспечения их полного соответствия, даже как теоретическая задача, не может быть выполнена. Проблему правильнее сформулировать следующим образом: «Возобновление процесса сбалансированного развития факторов производства, как основного условия воссоздания Единого народнохозяйственного комплекса (ЕНХК) -наиболее экономически эффективной, социально-приемлемой, геополитически целесообразной, исторически проверенной формы организации экономической жизнедеятельности России». В современных условиях, когда потенциал факторов производства в среднем по народному хозяйству используется не более, чем на 50% (о чем свидетельствуют факты падения объемов производства), безрезультатно сводить проблему сбалансированности факторов производства к традиционному направлению исследования в этой области -расчету количественной меры существующих несоответствий между ними. Необходимо преодолеть тенденцию нарастающей несбалансированности факторов производства, их автономного обособленного функционирования.

1 Богданов А А. Тектология (Всеобщая организационная наука) М., 1989,т. 1, с. 9, 99. 113-114. : Экономический строй социализма. М Экономика. 1984. с. 291-292.

2 Следует добиться того, чтобы факторы производства вновь развивались как

элементы общей системы (любое позитивное изменение в развитии одного из них должно стать моментом начала улучшения общей динамики). Таким образом, в практическом плане проблема сводится к восстановлению управления комплексным развитием факторов производства, прежде всего, в региональном разрезе. Отсутствие реальной возможности проведения централизованной интенсивной инвестиционной политики в решении этого вопроса предполагает включение так называемых «институциональных» резервов управления, обеспечивающих соответствующее экономическое поведение субъектов хозяйствования.

Цель исследования выработать направления повышения сбалансированности факторов производства как основы возрождения комплексного развития народного хозяйства отдельных регионов и страны в целом.

В процессе исследования решались следующие задачи: выявление особенностей развития факторов производства в современных условиях, обоснование критерия их соответствия и определение содержания функций этого процесса, разработка основных направлений преодоления несоответствия в развитии факторов производства, разработка системы мер, корректирующих ход перестройки экономики нефтегазового комплекса России, обеспечивающих развитие факторов производства, оценка степени влияния произошедших изменений на интересы основных участников этих процессов.

Объектом исследования является экономика России в целом и нефтегазовый комплекс в частности, отдельные нефтегазовые организации, а также территории с экстремальными условиями добычи нефти и газа.

Предмет исследования - практика использования факторов производства в нефтегазовом комплексе России.

Автор проанализировал ряд общетеоретических и специальных работ отечественных и зарубежных экономистов, посвященных проблемам

3 реформирования экономики, институциональной составляющей этого процесса,

а также использования факторов производства в экономике в целом, и в нефтегазовой промышленности, в частности, Л.И.Абалкина, А.И.Анчишкина, Л.В.Канторовича, В.А.Крюкова, Д.С.Львова, В.И.Маевского, А.Н.Нестеренко, Т.Веблена, Дж.Гэлбрейта, Р.Коуза.

Научная новизна. В диссертации выдвигаются и обосновываются новые постановки и решения, к числу которых относятся следующие:

1. Раскрыто содержание сбалансированности факторов производства, обеспечивающего реализацию именно стратегических, а не краткосрочных, общенациональных приоритетов социально-экономического развития страны. Показано, что условием сбалансированности факторов производства является комплексное решение воспроизводственных, экологических, организационных, институциональных, социальных задач. В диссертации выделены и обоснованы основные меры по достижению сбалансированности факторов производства в нефтегазовом комплексе.

2. Определены два направления достижения сбалансированности факторов производства:

осуществление мероприятий, обеспечивающих эффективное использование ресурсов и требующих дополнительных инвестиций (уменьшение потерь энергии и сырья, вызванных износом трубопроводов, электросетей);

использование институциональных мер и резервов, не требующих существенных инвестиций и основывающееся на организационных, институциональных, правовых и т.п. решениях (передача опыта по обучению персонала на производстве, поддержка градообразующих предприятий, предотвращение бесконтрольной миграции, «черного» экспорта, ошибок управления).

3. Критически рассматривается позиция о существовании в настоящее время для нефтегазового комплекса исключительно благоприятных условий

4 деятельности'; доказано, что фактически объем изъятия финансовых резервов

из отрасли существенно превосходит возможно допустимый уровень и осуществляется в ущерб решению технологических и социальных задач воспроизводственного характера.

4. Анализ практики функционирования нефтегазового комплекса с организационно-технологической точки зрения дополнен исследованием противоречий интересов участников рассматриваемых отношений, что позволяет разработать необходимые меры по достижению их согласия и эффективному использованию трудового фактора производства.

5. Разработана принципиально новая система обеспечения гарантий и компенсаций лицам, работающим и постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, не требующая дополнительных бюджетных расходов (кроме случаев компенсации инфляции), а действующая путем их перераспределения с учетом многообразия факторов неблагоприятности проживания и работы в экстремальных условиях.

Практическая значимость - результаты частично использованы и могут быть использованы в дальнейшем при разработке системы управления развитием социально-производственных комплексов, расположенных в местах экстремальной добычи нефти и газа.

Апробация и реализация результатов работы - ряд предложений, сформулированных в ходе исследование, приняты Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа, Советом Федерации. Автор выступал с соответствующими докладами на конференции молодых ученых "Россия на пороге XXI века: социально-экономический кризис и пути его преодоления", проведенной Институтом сравнительной политологии РАН (г. Москва, февраль 1999г.). на международной конференции "Россия - переход в новый век"(г. Москва, ноябрь 1999 г.), на совещаниях в Госкомсевере России (сентябрь 1999г, апрель 2000г.).

' Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ. Парламентский вестник №11 2000 г. с 21-22

Объем работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя 6 парафафов, заключения. Объем диссертации - 138 страниц машинописного текста, список использованной литературы включает в себя 104 наименования.

Структура работы

Введение

Глава 1. Методологические основы исследования проблемы соответствия факторов производства

1.1.Сущность, критерий, функции сбалансированного развития факторов производства

1.2.Опыт и проблемы реализации политики обеспечения сбалансированности факторов производства

Глава 2. Реформирование экономики как причина усиления несбалансированности в развитии факторов производства

2.1. Ухудшение возможностей в развитии и реализации материальных факторов производства

2.2 Влияние реформирования экономики на состояние личного фактора производства

Глава 3. Направления управленческого воздействия на повышение сбалансированности факторов производства

3.1.Изменение характера и содержания государственного управления на развитие нефтегазового комплекса

3.2. Меры институционального воздействия на совершенствование личного фактора производства

Заключение

Содержание работы

Экономическая наука, естественно, все еще не может ответить на все вопросы, рожденные практикой Однако, будучи все же единственно надежным компасом в мире экономики, она объясняет и прогнозирует изучаемые явления, постоянно проверяясь практикой Тут нельзя не согласиться со словами П Хейне «Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, механиков, словом, людей дела Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой»1 Только теоретические исследования дают новые возможности для решения возникающих экономических задач Именно игнорирование современных теоретических проблем практическими руководителями нашей страны и тиражирование непригодных теоретических постулатов дало в последнее десятилетие свои печальные результаты Это качество отметил корифей экономической науки Дж М Кейнс «Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого»2

Исходным моментом любого теоретического исследования выступает необходимость определения понятий, используемых в работе Под факторами производства понимаются природные ресурсы (земля, месторождения нефти и газа и дру(их полезных ископаемых), трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услу!и), капитал (в форме денег, т е денежного капитала и средств производства, т е реального капитала) Факторы производства имеют свою цену Она определяется на рынках факторов

Хейне П Экономический образ мьшления -М Новости 1991 с 699 Кейнс ДжМ Игранные произведения -М Экономика 1993 с 518 ' Козырев В М Основы современной экономики М Финансы и статистика 2000 г с 1 31

7 производства, где собственники продают их и получают от этого денежный

доход в виде платы за использование ресурсов Природных - ренту (земельную, горную, плату за воду и т д), трудовых - заработную плату, капитала - процент доход собственников капитала) и прибыль (как предпринимательский доход)

Под направлениями сбалансированности факторов производства мы понимаем комбинации специфических инструментов, обеспечивающих функционирование народного хозяйства (любого уровня) как единого организованного социально - экономического комплекса, действующего на основе принципа, сформулированного А А Богдановым «целое больше суммы своих частей», при этом чем больше целое отличается от суммы самих частей. тем более оно организовано (сбалансировано)1, а именно

Административные запреты, разрешения, принуждения - предполагают ограниченное и осторожное, практическое применение; в качестве приоритетного направления они неэффективны, достаточно разработаны, широко использовались в практической работе наукой

Экономические финансовые (бюджетная, таможенная, налогово-фискальная политика, ценообразование), денежно-кредитная (монетарная), инвестиционная политика, индикативное планирование и прогнозирование - пока не совсем эффективны, хотя и достаточно разработаны наукой, но все еще не выступают как достаточно стройная, внутренне не противоречивая конструкция

Институциональные использующие возможности различных структур и организаций в плане создания согласованных «правил игры», исходят из того, что в современном государстве экономические явления теряют случайность, на

' Богданов А А Текгология Всеобщая организационная наука к 1,М,1989, с 117

них накладывается сегь правовых и организационных норм и обычаев, недостаточно теоретически разработаны; на практике носят ограниченный, зачастую взаимонеувязанный, противоречивый характер.

Резервы сбалансированности факторов производства - возможности экономического роста, большинство из которых связанны с мерами, исправляющими ошибочные в области мобилизации и использования народнохозяйственных ресурсов решения (сегодняшние резервы - вчерашние ошибки). Среди них выделяем основные резервы, напрямую связанные с использованием факторов производства (энергопотери, дисбаланс производства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, потери вследствие старения технологий - реализация которых требует существенных дополнительных капвложений) и текущие резервы (бесконтрольная миграция, «черный» экспорт, ошибки управления - не требующие существенных инвестиций).

Изучение проблемы соответствия факторов производства является традиционным полем исследования для нашей экономической науки. Особенно интенсивно, с выходом на получение практического результата, эта работа осуществлялась в период с конца 60-х до начала 80-х годов. Существовало два основных направления: первое, имеющее межрегиональный характер, было связано с эффективностью размещения производительных сил, обслуживало крупные народнохозяйственные инвестиционные проекты; второе имело целью разработать методологию и найти практически пригодные методы обеспечения сбалансированности рабочих мест и рабочей силы с точки зрения приведения в соответствие их количественных и качественных характеристик. Однако плановое управление в существующей тогда форме не справлялось с постоянно усложняющейся структурой хозяйственных связей, поэтому всякого рода несоответствия, несогласования, просчеты и ошибки в управлении свое конечное материальное воплощение, в

9 условиях отсутствия экономического механизма адекватного реагирования на

неправильные управленческие решения, с неизбежностью нашли свое отражение в росте несбалансированности факторов производства, имеющей многообразные формы проявления в реальной хозяйственной практике.

Сущность данного явления заключается не в принципиальном неприятии плановых методов управления экономикой, а в подмене приоритетов при формировании пели государственной политики и соответственно в неверном обосновании критериев выбора управленческих решений: ориентация на локальный результат, попытки придать ему статус глобального и т.п.. В практике бытовало предположение, согласно которому сумма локальных эффектов обязательно должна вывести на соответствующее значение народнохозяйственного эффекта. Между тем, чаще всего, такое предположение оказывается неверным, и здесь ни при чем формы управления (плановая, рыночная т.д.). Например, если взять проблему получения народнохозяйственного эффекта, то можно обоснованно усомниться в правильности ныне доминирующего управленческого тезиса: «Что хорошо для нефтегазовой промышленности, то хорошо для России». Ведь самое лучшее, казалось бы, для нефтегазовой промышленности - это поднять внутренние цены до мирового уровня. Но это будет крайне невыгодно для других российских производителей и для народного хозяйства в целом.

Представляется, что многие недостатки экономики СССР были предопределены тем, что теоретическая проблема критерия сбалансированности факторов производства решалась, обычно исходя из краткосрочных, часто конъюнктурных соображений, или из ведомственного выбора приоритета в использовании какого-либо отдельного фактора производства (ранее в качестве доминирующего фактора выступал вещественный, ныне- денежный капитал).Мы предполагаем, что и в плановой, и в рыночной экономике любое хозяйственное решение должно опираться на такой критерий, который находится вне поля простого комбинирования

10 факторов производства и непосредственно связан с созданием возможностей

наиболее рационального использования национального богатства (в данном случае - рациональная подготовка и эксплуатация нефтегазовых месторождений) И здесь высвечивается одно из направлений роли государства в экономике Воздействие государства на экономику не должно сводиться к повсеместной и всеобъемлющей регламентации хозяйственной жизни, как было при плановой организации общественного производства. Но оно не должно и ограничиваться только созданием «правил игры» в экономике и контролю за их исполнением, как это прокламируется сегодня в либеральной концепции В основную задачу государственного управления, видимо, следует включить проблему формирования и использования показателей, определяющих развитие важнейших сфер жизнедеятельности общества и государства, которые должны быть тесно связаны именно с системой обеспечения национальных интересов. Тогда предложенный критерий обретает характеристики оптимальности и позволяет решать проблему соответствия факторов производства как политико-экономическую проблему, а не просто техническую, как это делается в функции «Кобба-Дугласа».

Нами выделено шесть функций сбалансированности факторов производства (т.е. объективных предназначений этого процесса в жизнедеятельности общества), которые позволяют подступиться к разработке направлений совершенствования управления с учетом выбранного критерия: производственная - только сбалансированность является условием минимизации потерь в использовании факторов; воспроизводственная - только в условиях сбалансированности возникает возможность полноценного перспективного развития как самих факторов производства, так и окружающей их социально - экономической среды, стимулирующая - сбалансированность, создавая предпосылки максимального развития каждого из факторов, обеспечивает рост общественной возможности получения будущего эффекта их взаимодействия, организационная - сбалансированность, означает достижение

11 высшего уровня организации системы и является предпосылкой

рационализации всей деятельности по управлению; общественно-политическая - сбалансированность факторов производства предполагает высокий уровень экономического развития - непременного и обязательного условия реализации интересов в обществе, соответственно, и его социально-политической стабильности; экологическая - сбалансированная система факторов производства не требует привлечения дополнительных ресурсов, компенсирующих недостаток какого-либо из них.

Экономическая реформа в России не снимает, а еще более актуализирует теоретическую проблему достижения баланса между факторами производства. При этом снятие проблемы в том смысле, в котором ее понимал Гегель, то есть изменение содержания и сохранение жизнеспособных элементов при переходе на более высокую ступень развития1, в процессе реформы отдалилось уже на достаточно длительную историческую перспективу, так как восстановление баланса факторов производства - длительный процесс, что показал опыт многих стран.

Экономика России за годы преобразований пострадала не от войн и природных катаклизмов, а от ошибочных институциональных решений Таким образом, как предлагал Т. Веблен, в экономике подобное нужно лечить подобным2, то есть вектор преодоления неблагоприятных последствий реформы должен быть направлен на использование институциональных мер (как правило, не требующих привлечения существенных дополнительных средств и ресурсов) прежде всего, со стороны государства, тем более, что невозможность принятия иных управленческих мер по преодолению кризиса в экономике объясняется нехваткой денежных средств.

' Гегель В Энциклопедия философских наук М 1987 с 235 Veblen Т Economic methods Boston 1986. р 4

12 В последние годы повысилась роль институционального подхода

в российской экономической науке. В российской научной среде складывается мнение о том, что институционализм может претендовать на место одного из теоретических источников постсоциалистической трансформации. Дело в том, что переход от социалистической экономической системы к рыночной может быть проанализирован как особый, частный случай институциональной динамики. Но, как это часто случается, проблема заключается не только в том, чтобы разработать теорию, но и в том, чтобы соединить ее с экономической практикой. Проблема использования достижений институциональной теории в наших условиях заключается в том, что в России, в отличие от западных стран, где широко изучаются возможности таких институтов, как властные структуры, профсоюзы, средний класс, институциональная теория все еще не в должной мере воспринимается политиками и управленцами.

Однако именно институциональная теория, в частности, помогает объяснить феномен монополизма на нефтяном рынке в форме вертикальной интеграции. Как известно из работ Р. Коуза, при расширении фирмы обычно преследуется цель снижения трансакционных издержек в условиях слабой защищенности контрактов'. Согласно институциональной теории, активы работают тем эффективнее, чем полнее определены и защищены права собственности и чем сильнее давление конкурентной среды. Однако государство не в полной мере и не в равной степени для различных участников экономических отношений формирует эти условия. Вместо взвешенного и гибкого регулирования и содействия в решении долгосрочных задач нефтегазовой промышленности государство обложило ее непомерными налогами, превратив комплекс в главного донора федерального бюджета.

' CoaseR Transactions theory Boston Free press 1990

13 Проблема функционирования нефтегазовой промышленной в

диссертации рассматривается как комплексная, потому что воссоздание нефтегазового комплекса (НТК) в его общественной форме как основы формирования всего единого народнохозяйственного комплекса (ЕНХК), наполненного новым содержанием рыночных отношений - исходная идеологическая посылка данной работы.

Несмотря на ухудшающее положение, нефтегазовый комплекс' в настоящее время все же остается наиболее организованной частью экономики страны. Его деятельность является важнейшим ресурсным средством народного хозяйства, а также средством реформирования экономики страны. Доля нефти в энергетическом балансе России, по данным Госкомстата на декабрь 1999 года, составляет 20,6%, а газа - 53,1%. Доля ТЭКа в налоговых поступлениях в бюджет России равна 68,7% (по данным на 01.01.2000г.), в товарной продукции промышленности - 30.3%, в стоимости основных промышленно-производственных фондов - 37,8%. Численность промышленно-производственного персонала составляет 10% от общей численности занятых в российской промышленности. Объемы добычи будут в перспективе возрастать: по прогнозам Минтопэнерго России, в 2005 г. добыча нефти с газовым конденсатом будет равна 300 млн. тонн, а природного газа -730 млрд. кубометров2.

Становление и наиболее полное развитие нефтегазового комплекса пришлось на 60 - 80-годы, те. в предреформенный период, когда он интегрировал в системе общественного разделения труда, помимо отраслей материального производства, также отрасли непроизводственной сферы -

D настоящее время гкиштие нефтегазовый комплекс (НТК) имеет достаточно условное содержание Если газовая промышленность, сохранив централизованное управление, сохранила также основные черты комплексности, то нефтяная промышленность в основном потеряла эти черты Поскольку исследование проблемы несбалансированности факторов производства, хотя и имеет общеэкономический характер, однако в наибольшей степени она проявляется на предприятиях и территориях нефтедобычи с экстремальными условиями труда и проживнния Поэтому примеры нега гивного проявления в развитии факторов производства в основном связаны именно с этими предприятиями Напротив, имеющиеся положительные примеры в большей степени характерны для газовой промышленности.

: Аналитический сборник Минтопэнерго РФ №3,2000, с. 43,98.

14 образование, науку, здравоохранение, культуру, что обеспечивало более полное

и комплексное удовлетворение потребностей населения, поддерживало достаточно высокий стандарт уровня жизни. Так, количество материальных благ, получаемых работниками нефтегазового комплекса СССР в 1982-85 гг., на 30-50% (в зависимости от региона проживания) превышало уровень материальной обеспеченности работников промышленности в среднем1. Нефтегазовый комплекс был органично вписан в единую систему народнохозяйственных пропорций, в единую энергетическую систему, в систему материально-технического снабжения, в нем был достигнут высокий уровень концентрации, комбинирования производства, общественного разделения труда, специализации.

Наряду с этим, в 1982-86 гг. возникли серьезные проблемы в функционировании нефтегазового комплекса СССР и управлении им, в частности, углубилось противоречие между централизмом и самостоятельностью низовых хозяйственных звеньев. Возросло отрицательное влияние нефтегазовой отрасли на окружающую среду: увеличивались вредные выбросы в атмосферу, загрязнялись водные объекты, отчуждались огромные массивы пастбищ и лесов под строительство объектов ТЭК, особенно в районах Западной Сибири. В этот же период возникла и проблема несоответствия уровня развития нефтегазовой промышленности СССР и уровня развития социально-трудовых отношений в нефтегазодобывающих районах СССР. Так, добыча нефти возросла за период 1970-1980 г.г. в 10 раз, а добыча газа - более чем в 16 раз2. В то же время развитие социальной базы в своих темпах уже отставало от темпов развития добычи нефти и газа. Начала формироваться тенденция абсолютного ухудшения жизненного уровня населения. Так, объем денежных средств для удовлетворения потребностей населения в жилье и объектах социальной инфраструктуры, в 1985-1986 гг. уменьшился по

1 Венетин С.А Проблемы нефтегатового комплекса. Томск ТП. 1997, с. 65. ! Громов В.И. Экономика Севера РФ. Новосибирск НС-пресс. 1999. с 5

15 сравнению с 1980-1981 гг. на 15 процентов. С 1987 года мировые цены на

основные виды энергоресурсов резко снизились. Вместе с тем в СССР уже в то время отчетливо проявилась тенденция к нарастанию удельных затрат на добычу и производство топлива и энергии, особенно на добычу нефти, доля которой в энергетическом балансе страны в 1988 году составляла ЗОД% '.

Безусловно, реформа требовалась, но тактика ее проведения оказалась непродуманной с теоретической точки зрения.

Алализ реформы нефтегазового комплекса, и соответственно условий развития факторов производства, проводился по следующим направлениям: приватизация, налогообложение, изменение условий инвестирования, соглашения о разделе продукции, реформа управления, условия недропользования, изменения отношений производителей и регионов, изменение условий найма и использования рабочей силы, ценообразование.

Исследование показало, что каждое направление реформирования имеет существенные недостатки, кумулятивное действие которых сыграло разрушающую роль на все составляющие организации деятельности нефтегазового комплекса, на развитие каждого фактора производства, следовательно, и на их сбалансированность. Основной причиной отмеченной разбалансированности является фактическая ликвидация механизма согласования интересов участников экономических отношений по поводу производства и реализации продукции комплекса, В настоящее время проблемы оптимизации воспроизводственного цикла, стабилизации социально-трудовых отношений, рационализации системы интересов территорий и производителей органами государственного управления как комплексная задача государственного управления не воспринимается, поэтому даже не ставится. Ныне цель участия государства в деятельности базовых нефтегазовых предприятий Севера состоит сугубо в сохранении их финансово-

' Громов В.И Экономика Севера РФ. Новосибирск. НС-пресс, 1999, с. 39

16 экономического потенциала как доноров федерального, регионального и

местного бюджетов. Такая политика является отражением широко распространенной точки зрения о существовании якобы исключительно благоприятных внешних условиях функционирования комплекса1. На самом деле - положение, особенно в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях, тяжелое, предкатострофическое, средств не хватает даже на реализацию обычных задач воспроизводственного характера (см. Таблица 1).

Таблица 1

Изменение состояния развития нефтедобывающей промышленности2 (в процентах)

Показатели

 

1989г.

 

1999 г.

 

Эксплуатационный фонд нефтяных скважин

 

100

 

92

 

Загрузка мощностей по переработке нефти

 

100

 

69

 

Численность занятых нефтедобычей

 

100

 

211

 

Запасы нефти в России

 

100

 

86

 

Переработка нефти на бензин

 

100

 

59

 

Переработка нефти на дизтопливо

 

100

 

59

 

Объем капвложений в отрасль

 

100

 

32

 

Проведенное исследование показало, что отсутствие комплексного управления развитием нефтяной промышленности привело к существенному ухудшению условий формирования развития и использования всех факторов производства как материальных, так и личного. Причиной этого негативного процесса как для нефтяной отрасли, так и для всей экономики весьма многообразны, начиная с консерватизма общественного сознания и противодействия значительных общественных сил, закостенелостью мышления

Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ Парламентский вестник №11 2000 г с.21-22 ' Аналитический сборник Минтопэнерго РФ. №1 2000 г с 17

17

и профессиональной неподготовленности к новым условиям руководителей и исполнителей, общей невосприимчивости к новациям, ранее созданной материальной базы народнохозяйственного комплекса, кончая непоследовательностью и некомплексностью проведения реформы. Вместе с тем, в комплексе совершенных ошибок есть такие, которые прямо связаны с используемым хозяйственным механизмом, в первую очередь с плохо продуманной стратегией и тактикой приватизации. Характер, содержание и методы проведения приватизации в принципе являются определяющими, задающими условия для развития многих других сопряженных негативных следствий.

Базовые предприятия нефтегазовой отрасли - это уже, как правило, негосударственные организации. Доля государства в собственности приватизированных предприятий последовательно падает, государственный контроль за их деятельностью отсутствует. К 01.08.2000 г. сложилось следующее положение с государственными пакетами акций нефтегазовых компаний:

Таблица 2. Количество акций, находящихся в собственности РФ

Наименование компаний

 

1994 г.

 

1995г.

 

1996 г.

 

2000 г.

 

Сиданко

 

100

 

85

 

51

 

0

 

Сибнефть

 

 

100

 

51

 

0

 

ЮКОС

 

86

 

53

 

од

 

0,1

 

Сургутнефтегаз

 

40,1

 

40,1

 

40,1

 

0

 

ЛУКойл

 

42,1

 

26

 

16,6

 

6,6

 

Татнефть

 

46,6

 

46,6

 

35,1

 

25

 

Транснефть

 

100

 

100

 

75

 

51

 

Роснефть

 

 

100

 

100

 

100

 

Утрата государством своей доли акций в большинстве приватизированных предприятий в столь краткий срок свидетельствует о потере

18 государством рычагов управления экономикой По состоянию на октябрь

2000 г государство способно контролировать только 11 процентов добычи нефти Можно сделать вывод, что важнейшей причиной разбалансированности, следовательно, и потери эффективности деятельности нефтегазового комплекса России (и его сущности как комплекса) является утрата государством через продаж}' и залоговые схемы такого механизма управления нефтегазовой компанией, как использование государственного пакета акций

Одна из проблем балансирования факторов производства в нефтегазовом комплексе, обострившаяся не только в связи с потерей централизованного управления, но и с уходом государства в качестве собственника, заключается в несистемности проведения отраслевой инвестиционной политики на всех уровнях хозяйственной иерархии В принципе, современная нефтегазовая промышленность России является значительно более привлекательным объектом для притока инвестиций по сравнению с другими отраслями экономики Главным преимуществом представляется "валютный" характер продукции отрасли, что может обеспечить наиболее быструю и гарантированную отдачу от инвестиций по сравнению с другими базовыми отраслями экономики С точки зрения роста инвестиционного потенциала нефтегазовая отрасль также занимает особое положение, поскольку подготавливает базу для привлечения инвестиций в другие отрасли экономики Однако отсутствие системы защиты прав инвесторов разрушает согласие, дезориентирует инвесторов, дестабилизирует партнерские отношения, нарушает доверительный инвестиционный климат Поэтому наличие четкой и логичной системы управления инвестиционной политикой является важным резервом управления процессом сбалансированного развития отрасли

Российская налоговая система, сложившаяся в отрасли после реформ, также lie решает задач повышения эффективности производства В частности, увеличить производство высококачественных светлых нефтепродуктов

19 возможно, путем предоставления налоговых льгот нефтеперерабатывающим

заводам за увеличение процента переработки нефти в нефтепродукты

По своей сути сложившаяся система отражает позавчерашний день налогообложения в практике мирового нефтяного бизнеса, поскольку характеризуется жесткостью и индифферентностью как к внешним условиям хозяйствования, так и к условиям отдельных экономических проектов, что не учитывает многообразия реально существующих обстоятельств и, в частности, подавляет интерес инвестора, сокращает общий потенциал инвестирования Требуется создать приемлемые и надежные стартовые условия для инвестора, обеспечить ему гарантии стабильности положений заключенного договора вне зависимости от возможного последующего изменения нормативно-правовой базы Только эти меры позволят использовать возможности фактора «капитал» При построении системы контроля за экспортом нефти и газа в период реформ была декларирована цель обеспечения эффективной общенациональной единой экспортной политики Однако ее проведение в существующей форме не решает вопрос увязки эффективности экспорта энергоресурсов с эффективностью использования валютных поступлений, что, собственно, является содержанием этой политики Повышение степени реализации такой политики властными структурами является важным текущим, не требующим дополнительного финансирования резервом управления, усиливающим возможность комплексного развития отрасли

В процессе деятельности нефтегазовой промышленности происходит чрезмерное загрязнение окружающей среды До реформы, когда добыча нефти и газа почти на 40 процентов превышала нынешние показатели, уровень экологической загрязненности в регионах добычи нефти и газа, по данным МЧС, на тридцать - сорок процентов был ниже, чем сейчас1 Не создан системный подход к решению экологических проблем В работе показано, что природоохранные мероприятия должны стать приоритетными и превентивными

Аналитический сборник МЧС РФ Официальное издание М 1999, с 45-47

20 в связи с тем, что экономические затраты как государственных и

муниципальных органов власти, так и самих нефтегазовых компаний на ликвидацию техногенных аварий многократно превышают расходы на проведение профилактических природоохранных мероприятий. Требуется увеличение использования природного газа как более экологичного вида топлива, повышение степени переработки нефти и газа, более полное использование попутного газа, безотходных технологий.

Проблема развития личного фактора производства заключается в том, что надежды, которые возлагали на формирование рынка труда, с его якобы эффективным саморегулированием, не оправдались. Труд в современной России недоплачен, что, по нашему мнению, выступает первопричиной общей несбалансированности рынка труда. Эта проблема важна не только по соображениям социальной справедливости, но еще и потому, что всякий недоплаченный фактор не может быть воспроизведен, он деградирует Деградация человеческого капитала ведет к общему подрыву перспектив экономического развития страны.

Главное, что отличает российский рынок труда от нормального - это отсутствие возможностей для свободной реализации рабочей силы на наиболее выгодных условиях, чему в значительной мере препятствует наличие административных, правовых и экономических ограничений. Сейчас считается, что в районах нефтегазодобычи, расположенных в северных регионах, крайне нежелательно привлечение большого числа работающих на постоянную работу из других регионов. Упор пытаются делать на вахтовую форму организации труда, ссылаясь на передовой опыт Запада. Однако у нас фактически нет системы вахтового метода, а существует практика незаконного завоза нелегальных работников, дестабилизирующих социальную обстановку, снижающих уровень организации производства и труда. Опыт показывает, что почти все вахтовые поселки постепенно превращаются в постоянные, но с минимальным уровнем развития социальной сферы, что отрицательно

21 сказывается на условиях жизни и снижает эффективность труда занятых (за

прошедшее десятилетие, при сокращении добычи нефти в два раза, численность персонала в нефтедобыче возросла более чем в два раза). Привлечение рабочих по договорам на определенное количество лет также порождает психологию временщиков, особенно ярко это показала практика освоения нефтегазовых месторождений Севера России Главную задачу -освоение новых экономических районов решить так нельзя. Мы считаем, что наиболее прогрессивный путь - закрепление человека в осваиваемом регионе

В настоящее время практика государственного регулирования развития личного фактора производства использует в основном зональный принцип для расчета «северных» надбавок, гарантий и компенсаций (в том числе и для начисления пенсий). Однако это приводит к тому, что нередко наблюдаются случаи, когда примерно в одних и тех же условиях (в соседних, даже граничащих населенных пунктах) используются различные коэффициенты, что приводит к крупным разрывам в доходах работников

В работе обоснована необходимость перехода от "зонального" принципа исчисления "северных" к методу разработки отдельных коэффициентов для каждого населенного пункта. В связи с этим, используя совокупность факторов "дискомфортное(tm) проживания", предлагается особая шкала исчисления "северных" выплат, готовая к практическому внедрению. При этом не потребуются дополнительные бюджетные затраты

В работе показано, что с усложнением социально-экономической ситуации все значимее начинают проявляться факты недостаточного влияния региональных рынков труда1 с одной стороны, наблюдается безработица, а с другой - все большее распространение начинают иметь случаи сокрытия использования рабочей силы (особенно мигрантов из «ближнего зарубежья»). В диссертации исследована эта проблема, указаны пути ее ограничения через улучшение системы регулирования миграционных процессов в нефтегазодобывающих районах России. При этом предложен метод

22 выявления нелегальных работников в нефтегазовых районах Российской

Федерации, готовый к практическому применению

Обычно при анализе процесса функционирования нефтегазовою комплекса он рассматривается с организационно-технологической точки зрения (функционально), при этом опускается или необоснованно снижается мера включенности в этот процесс других участников этого круга отношений (государство, посредники, партнеры по бизнесу, территории как зона добычи и проживания работников нефтегазового комплекса и другого населения) Однако этого недостаточно для раскрытия проблемы повышения сбалансированности факторов производства, которая всегда имеет адресный характер Поэтому, наряду с этим подходом, эта же деятельность нефтегазового комплекса может быть изучена как форма реализации обособленных интересов ее участников (содержательно) Это позволяет управлению разработать необходимые меры достижения согласия в системе мноюобразия интересов участников рассматриваемых отношений

Для изучения изменений, произошедших в структуре интересов участников деятельности нефтегазового комплекса в связи с проведением реформы, и оценки социально-экономической эффективности отдельных направлений ее осуществления, полученных от различных групп участников рассматриваемых отношений, предложена методика экспертного исследования по очерченному кругу вопросов Каждый опрошенный дает оценку реформы в целом и отдельных ее направлений, а также оценивает изменение возможности реализации своих интересов и интересов других участников, произошедшее в связи с реформированием отрасли В целом положительную оценку процессу реформирования дали только представители административных органов и руководи!ели предприятий Наиболее низкие оценки реформе в целом и ее составляющим дали рабочие, включая занятых на предприятиях отрасли, а также простые жители Крайне пессимистично абсолютное большинство опрошенных оценивает перспективы развития

23 производственного и трудового потенциалов, ожидают ухудшения состояния

социальной защиты населения Что касается изменения в возможностях реализации интересов у отдельных участников отношений по поводу функционирования отрасли, то обследование выявило факт деформации структуры этих интересов, выразившейся в существенном перераспределении возможной реализации интересов участников в направлении беспрецедентного роста возможностей у одних носителей интересов - представителей теневого сектора экономики, за счет резкого сокращения этой возможности у всех остальных участников, включая формальных собственников - акционеров Источниками этих диспропорций являются во-первых, незаконное присвоение экспортных доходов, во-вторых, незаконный экспорт нефтепродуктов Реальный объем продаж «русской нефти» на мировом рынке превысил в 1999г объем официального экспорта на 4,6 млн тонн, т е был получен неучтенный государством доход в размере около одного млрд долларов США'

Таким образом, соответствие факторов производства из научной проблемы, имеющей важное хозяйственное значение, переходит в аспект практической жизнедеятельности людей, так как превратилось в условие социально-политической стабильности общества

Учишвая исключительно важную роль нефтегазового комплекса в нормализации состояния экономики с граны и стабилизации социально-политической ситуации в обществе, необходимо повысить степень его управляемости, восстановить его статус как народнохозяйственного объекта, повысить ею мобилизационные возможности Это диктует необходимость разработки стратегически направленной государственной энергетической политики Премьер Касьянов ММ на заседании Правительства 24 ноября 2000 г заметил, что «необходимо сделать первый шаг в этом направлении»2

1 Рассчитано по World Energy Group 2000 г №4

' Правитечьствеиная газета № 203 25 ноября 2000 г

24 Основной управленческой задачей внутренней государственной

энергетической политики на данном этапе должна стать реформа отраслей топливно-энергетического комплекса, предусматривающая увеличение доли природного газа в суммарном производстве энергетических ресурсов. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие электрификации, в том числе за счет экономически и экологически обоснованного использования нетрадиционных источников энергии, следует увеличить производство высококачественных светлых нефтепродуктов.

Десятилетия неэффективного использования энергоресурсов создали в России огромный неиспользованный потенциал энергосбережения, достигающий 40-45 % современного российского энергопотребления (460-540 миллионов тонн условного топлива). Экономя такой объем энергоресурсов, можно существенно ускорить амортизационные процессы и заменить устаревшее оборудование, в том числе закупая передовое импортное оборудование, не привлекая обременительных кредитов.

В работе показано, что современная политика развития нефтегазовой промышленности России должна основываться на трех теоретических принципах:

1 .Продуктивность. Под которой понимается умение добыть и продать сырье на российском и внешнем рынках, не повлияв при этом отрицательно на другие отрасли промышленности и мировой уровень цен. При этом государство должно четко использовать рычаги влияния для обязательного направления части прибыли на переоборудование, внедрение передовых технологий и методов управления, добиться участия в принятии глобальных решений, влияющих на мировые цены на нефть и газ.

2.Качество. Уровень потерь вследствие разливов нефти должен быть сокращен. Глубина переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах должна быть увеличена на 10-15 %, для этого можно предусмотреть размер отчислений на переоборудование процессов переработки нефти и газа,

25 отчислений на переоборудование процессов переработки нефти и газа,

разрешив увеличить квоты на экспорт нефти и нефтепродуктов. Управление нефтегазовой промышленностью должно быть ориентировано на то, чтобы стимулировать экспорт нефтепереработки, а не углеводородного сырья, доля которого за десять лет выросла в 3 раза.' Разрешить использовать взаимозачеты тем нефтегазовым компаниям, которые увеличивают продажу продуктов переработки, а не сырой нефти.

3.Производительность и благоприятные условия труда. Введение повсеместно научных методов управления и увеличения производительности труда (уровень производительности труда в нефтеперерабатывающей промышленности России на 59,8 % ниже, чем в США и на 79,6 % ниже, чем в Германии)2.

Одна из ведущих функций государственного управления заключается в том, чтобы оно могло связывать интересы определенных социально-производственных субъектов. В условиях России можно выделить 3 институциональных уровня государственного воздействия на агентов экономической политики: федеральный, региональный и местный. Основные, нерешенные до сих пор вопросы совершенствования управления - согласование интересов Центра и периферии, а также взаимосвязи интересов отдельных регионов. В сфере организации политической власти создание Госсовета - это акт, логически завершающий структуру этой власти. В то же время, процесс создания аналогичной, логически завершенной структуры управления народным хозяйством, разработки и осуществления единой государственной экономической политики все еще не окончен - необходимо создание компетентного органа решающего эти вопросы. Естественно, что стержнем этой работы будет согласование многообразия интересов хозяйствующих субъектов и территорий вокруг энергетической политики и развития топливно -

1 Россия в цифрах. М. 2000 г.с.76

Аналитический сборник Минтопэнерго РФ.- М.№3 2000 гс.99

26 энергетического комплекса В работе показано, что без решения проблемы ею

реинтеграции в народнохозяйственный комплекс, не возможно восстановить цель деятельности ТЭКа- снабжение государства нефтью и газом

Эта практическая задача имеет теоретическую основу решения, которая состоит в нахождении резервов сбалансированности факторов производства нефтегазового комплекса в рамках общероссийской экономики Для того, чтобы реинтефировать нефтегазовый комплекс, необходимо вхождение данного комплекса в единый процесс формирования фондов возмещения, в процесс общероссийского разделения труда, в систему взаимосвязей всего хозяйства страны Наиболее перспективной формой реализации задачи реинтеграции нефтегазового комплекса является возрождение территориально-производственных комплексов (ТГЖ), для которых необходимы общие инвестиционные и инновационные планы Если сейчас государственная политика будет направлена на воссоздание межотраслевых и территориально-производственных комплексов, то это будет важно как для нефтегазового комплекса страны, так и для экономики в целом еще и потому, что позволит ослабить роль местных и узковедомственных интересов, повысит степень сбалансированности производства, рационализирует производственную и социальную инфраструктуру, позволит экономнее расходовать финансовые ресурсы

Исследование показало, что экономический кризис нельзя характеризовать как безвыходный Необходимы срочные усилия по использованию институциональных резервов управления в части вскрытия и использования тех текущих резервов, которые не требуют привлечения дополнительных капитальных вложений, реализация которых связана в основном с включением функций по разработке и внедрению корреюирующих предложений в состав постоянных обязанностей управленцев всех уровней

27 Основные положения диссертации нашли отражение в следующих

публикациях, общий объем которых около 4 п л

1 Российские экономические реформы положение среднего класса в нефтегазодобывающих районах России - В сб Россия на пороге XXI века Социально-экономический кризис и пути его преодоления- М Экономическая демократия, 1999, с 26-30 (0,25 п л )

2 Специфика рынка труда на Севере России Новая система оплаты труда - В сб Энергетическая политика -М 1999, с 14-16 (0,35 пл)

3 Пути преодоления кризиса в нефтегазовой промышленности Российской Федерации Издание СурГУ - Сургут 2000,21 с (1,1 пл)

4 Резервы управления нефтегазовым комплексом Издание СурГУ -Сургут 2000 г, 12с (0,8пл)

5 Методологические основы сбалансированное ги факторов производства Издание СурГУ - Сургут 2000 г,18с(1,1пл)

6 Пути преодоления кризиса в нефтегазовой промышленности - В сб

Россия Социальные силы и пути преодоления системного кризиса -М Экономическая демократия, 2000 г с 305-310 (0,5 п л )


Описание предмета: «Менеджмент»

В курсе «Менеджмент» рассматриваются методологические основы менеджмента, роль системного анализа, а также проблемы адекватного использования возможностей технологий управления.

Литература

  1. Ф.М. Матлин. Основы экономики строительного производства. – М.: Академия, 2003. – 112 с.
  2. С.В. Козлова. Развитие земельно-имущественных отношений в городах. – М.: Наука, 2007. – 184 с.
  3. В.А. Супрун. Интеллектуальный капитал. Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке. – М.: Либроком, 2010. – 192 с.
  4. Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2010. – 384 с.
  5. О.Особенков, В.Щегорцов, В.Таран, М.Щегорцов. Экономика России. Менеджмент и маркетинг. В 2 томах. Том 2. Маркетинг. – М.: ОАО "Типография "Новости", 2010. – 924 с.
  6. В.В. Ильяшенко. Микроэкономика. – М.: КноРус, 2012. – 288 с.
  7. Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2011. – 384 с.
  8. Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. Экономика. – М.: Инфра-М, 2011. – 384 с.
  9. Р.И. Хасбулатов. Международные экономические отношения. – М.: Юрайт, 2011. – 912 с.
  10. А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. Микроэкономика. 100 экзаменационных ответов. – М.: Флинта, МПСИ, 2012. – 232 с.
  11. Л.Г. Мельник, А.И. Каринцева. Экономика предприятия. Конспект лекций. – М.: Университетская книга, 2002. – 400 с.
  12. В.И. Кошкин. Рыночная экономика России. Путь к демократии. – М.: Экономика, 2013. –  с.
  13. Александр Александрович Кундицкий. Регулирование финансовой базы воспроизводства факторов производства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 656 с.
  14. Сергей Кузнецов. Векторный анализ факторов производства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 424 с.
  15. Б.Б. Логинов, А.О. Руднева. Международные факторы производства в национальных экономиках. – М.: Инфра-М, 2016. – 312 с.
  16. Экономика и организация производства. Учебник. – М.: Инфра-М, 2016. – 384 с.
  17. В.Е. Ториков, О.В. Мельникова. Производство продукции растениеводства. Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2017. – 512 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Разработка стратегии развития фирмы
Стратегический менеджмент
Диплом
77 стр.
Совершенствование управления предприятием на основе разработки стратегии развития на примере ЗАО НПФ «...»
Стратегический менеджмент
Диплом
91 стр.
Разработка стратегии развития фирмы ЗАО "..."
Стратегический менеджмент
Диплом
99 стр.
Совершенствование управления конкурентоспособностью предприятия в современных условиях
Экономика предприятия
Диплом
80 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Настя, 15.05
Юля добрый день!спасибо Вам за работу,у меня не было замечаний и сегодня я ее защитила на 4!)))