Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Международные железнодорожные перевозки грузовТранспорт и связь
ИГНАТЬЕВ ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ
Международные железнодорожные перевозки грузов.
(Гражданско-правовой аспект)
Специальность № 12.00.03 - гражданское право;
предпринимательское право; семейное право;
международное частное право.
Автореферат
Диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
- САРАТОВ 2001 -
2
Работа выполнена на кафедре международного частного права Саратовской государственной академии права
3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена преобразованиями, происходящими в сфере международного перевозочного процесса, напрямую относящимися к РФ. Геополитическое положение России на Евразийском континенте обусловливает ее предназначение как великого транспортного пути, соединяющего страны Запада и Востока. В связи с этим, международный железнодорожный процесс оказывает большое влияние на экономику России, а именно, способствует развитию международных связей между странами, осуществляющими импорт и экспорт производимых ими товаров.
Однако, кризисное состояние Российских железных дорог в области международных перевозок грузов, а также необходимость совершенствования законодательства в области регулирования международного перевозочного процесса не позволяют использовать железные дороги РФ в качестве основного транспортного пути между Западом и Востоком. Международные перевозчики отказываются от услуг Российской железной дороги в области международных железнодорожных перевозок, предпочитая использовать другие международные пути перемещения грузов. В частности, к ним относится морской путь вокруг всего Евразийского континента с точкой назначения в Финляндии.
Из вышесказанного, можно выделить те моменты, совокупность которых не позволяет использовать на полную мощность потенциал Российских железных дорог в международном грузовом сообщении.
- во-первых, это перегрузка грузов на пограничных пунктах, вызывающая потери грузов, замедление перевозочного процесса;
во-вторых, несоответствие железнодорожного и таможенного законодательства, приводящее к увеличению времени прохождения таможни;
- в-третьих, длительная обработка документов на пограничных станциях;
4
- в-четвертых, сказываются и высокие ставки складского хранения грузов
на станциях российских железных дорог, которые в два раза дороже, чем
хранение груза на консигнационном складе в порту Котка в Финляндии.
Решение данных проблем требуют .не только соответствующего
нормативного регулирования, но и теоретического исследования, с целью
выявления необходимых изменений и дополнений к действующему
внутреннему и международному законодательству в области грузовых
перевозок. Совершенствование правового регулирования международных
перевозок грузов должно развиваться совместно с экономическими
способами воздействия на перевозки грузов с целью эффективной работы
железных дорог РФ в международном сообщении.
Правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении процесса международной перевозки грузов, подвергалось комплексному исследованию давно, хотя определенные теоретические выводы и положения предыдущих теоретических исследователей имеют и сейчас определенное значение для науки Международного частного права. Также необходимо отметить, что предыдущие исследования правовых проблем в области международной железнодорожной перевозки грузов проводились в период использования в РСФСР командно-административных методов руководства, плановой системы хозяйствования, в том числе и в международных перевозках, выполняемых железнодорожным транспортом СССР, что отразилось на выводах и предложениях исследователей.
В настоящее время, в юридической литературе уделяется внимание только отдельным вопросам международных железнодорожных перевозок грузов.
Указанные выше обстоятельства обусловили выбор темы диссертационной работы и ее актуальность (гражданско-правовой аспект).
Цели и задачи диссертационного исследования. Настоящая работа имеет своей целью, на основе анализа и сопоставления материалов, международного и внутреннего законодательства в области международных
5
перевозок грузов определить историко-правовой аспект развития международной перевозки грузов; рассмотреть теоретические вопросы касающиеся: определения и видов международной железнодорожной перевозки грузов, понятия договора перевозки и другие вопросы не получившие достаточного освещения в научной литературе; выявить проблемы в действующем законодательстве о международной железнодорожной перевозке грузов и выработать в рамках возможного, научно - обоснованные рекомендации по его совершенствованию.
Методологическая основа исследования. Основой настоящей работы, являются общенаучные методы исследования: диалектический, исторический, системный, классифицированный, а также юридические -коллизионный, сравнительно-правовой. Использовались достижения экономической, технической и правовой наук. Комплексный характер работы основан на действующем законодательстве, подзаконных нормативных актах, выводах общей теории права, анализа данных статистики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой диссертации послужили многие положения, изложенные в трудах ученых правоведов, таких как: С.С. Алексеев, Н.М. Артемьева, М.К. Александров-Дольник, М.М. Богуславского, М.И. Брагинский, В.А. Вятчин, М.В. Гордон, А.Г. Дмитриев, В.А. Егиазаров, В.Г. Ермолаев, • В.П. Звеков, В.Н. Изволенского, В.А. Кудрявцева, Л.А. Лунц, М.Г. Масевич, В.В. Меркулов, Ю.М. Неруш, ВТ. Осипов, В.В. Повороженко, Л.И. Рапопорт, А.Н. Романович, О.Н. Садиков, Г.П. Савичев, А.С. Скаридов, В.Т. Смирнов, О.В. Сиваков, В.А. Тархов, М.А. Тарасов, В.И. Троегубов, Т.А. Фадеева, В.А. Хохлов, К.К. Яичкова, а также труды иностранных ученых: Rodier R., Bonner G.A., G.Heimerl, P. Brewer.
При использовании традиционных положений гражданского права представляется необходимым исходить из того, что безусловное следование традиции порождает консерватизм, но и пренебрежение к теоретическому наследию прерывает преемственность в развитии науки, приводит к потере
6
ее ценных достижений. Поэтому автор в своей работе, опираясь на предшествующий опыт ученых-правоведов, пробует обосновать возможные нововведения в правовом регулировании в области международной железнодорожной перевозки грузов.
В диссертации рассматриваются основные международно-правовые нормативные акты: Соглашение о международном железнодорожном сообщении (СМГС) от 1951 года. Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 1980 года, Транспортный устав железных дорог РФ от 1998 года и другие.
Степень разработанности темы.
В данной диссертации впервые в юридической литературе на монографическом и диссертационном уровне проведен анализ международной железнодорожной перевозки грузов (гражданско-правовой аспект), современных международных соглашений и правовой литературы, дающих правовой обзор по вопросам международной железнодорожной перевозки грузов.
Имеющиеся в гражданско-правовой литературе разработки касались отдельных аспектов данной проблемы, что явно недостаточно для уяснения сути данного явления и его значения для науки и практики.
Научная новизна исследования.
Новизна состоит в самой постановке целей и задач исследования и их решении. Диссертация является комплексным исследованием положений выносимых на защиту и являющимися новыми в науке о международной железнодорожной перевозке грузов
Рассматриваются правовые основы принятия Всеобщего соглашения «О правовом регулировании международной железнодорожной перевозки грузов». Обосновываются предложения и определенные шаги, необходимые для успешной интеграции транспортной сети России в общеевропейскую транспортную систему и развитие международных и транзитных грузовых перевозок через территорию России.
7
Проводится комплексное исследование договора международной железнодорожной перевозки грузов, его правовая природа. В диссертации сделан ряд выводов и положений, а также вносятся предложения по современному действующему законодательству.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Вывод о том, что международная железнодорожная перевозка - это перевозка грузов и пассажиров осуществляемая между двумя и более государствами на основе заключенного между ними специального международного соглашения, или на основе отдельных договоров перевозки, заключенных по правилам стран следования груза.
2. Сформулировано положение о том, что для признания перевозки международной вовсе не обязательно, чтобы она фактически осуществлялась по территории двух или более стран, достаточно сдать груз к перевозке в соответствующем сообщении.
3. Обоснован вывод о том, что в настоящее время наиболее эффективными являются смешанные контейнерные перевозки, т.е. с участием двух и более видов транспорта.
4. На основе исследования правовых отношений, связанных с правовым регулированием международных железнодорожных перевозок грузов, вносится предложение о необходимости принятия Всеобщего соглашения "О правовом регулировании международной железнодорожной перевозки грузов".
5. Предлагается изменить редакцию п. 3. ст. 34 «Транспортного устава железных дорог РФ». Он должен звучать следующим образом: " В случае вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра, их пломбирование новыми запорно-пломбировочными устройствами
проводят таможенные органы, за счет грузополучателя .
6. Обосновывается положение о том, что для успешной интеграции транспортной сети России в общеевропейскую транспортную систему и развитие международных и транзитных грузовых перевозок через территорию России требуется сделать следующие шаги:
- введение глобальной компьютерной сети во всей системе российских железных дорог и таможен РФ;
- совместная работа органов МПС и ГТК РФ в области законотворчества;
- введение упрощенного таможенного оформления не только к контейнерным перевозкам, но и к по вагонным отправкам;
- усиление ответственности железных дорог и органов таможни при осуществлении международной железнодорожной перевозки;
- создание в России консигнационных складов конкурирующих с финскими складами;
7. Сформулировано определение понятия договора международной железнодорожной перевозки грузов как договора, в силу которого одна сторона, именуемая перевозчиком , принимает на себя обязательства принять груз , перевезти его в оговоренный сторонами срок, в целости и сохранности в указанное место назначения и выдать его грузополучателю, а другая сторона, грузоотправитель, передает груз перевозчику и обязуется уплатить ему определенную сумму , именуемую провозной платой.
8. Обосновывается положение о том, что договор перевозки грузов - это договор об исполнении третьему лицу, в котором грузополучатель, не являясь стороной в договоре, наделяется определенными правами и обязанностями в соответствие с нормами международных соглашений, регулирующих процесс перевозки.
9
9. Сделан вывод о том, что договор международной железнодорожной перевозки грузов является реальным договором, т.к. он считается заключенным только после передачи груза железной дороге вместе с накладной и принятием его железной дорогой от отправителя для перевозки.
10. Признать нецелесообразным в современных условиях отмену монополии на Российские железные дороги и дать свободный доступ к железнодорожным линиям всем третьим лицам, как это планируется в Европе.
11. Нормы СМГС следует дополнить институтом смешанной ответственности.
Практическое и теоретическое значение. Практическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в законодательной деятельности: при совершенствовании "Транспортного устава железных дорог РФ"; в законодательной деятельности железнодорожных и таможенных органов. В диссертации разработаны критерии для принятия международного нормативного акта, осуществляющего правовое регулирование международной железнодорожной перевозки грузов. Также предложения и выводы в диссертации могут быть использованы в учебно-методологической работе при преподавании курса Международного частного права в юридических ВУЗах.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертационная работа выполнена и обсуждена на кафедре Международного частного права Саратовской государственной академии права. Результаты исследования были использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий со студентами по курсу Международного частного права. Основные положения диссертации изложены в опубликованных автором научных статьях, а также
10
в докладе на научно-практической конференции 20-26 мая 2000 года «Правовая реформа в современной России: проблемы, тенденции, перспективы» (Астрахань, 2000 г.).
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, 9 параграфов, заключения и списка используемой литературы.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении обосновываются актуальность темы, степень ее разработанности, цель и задачи, методологическая основа, теоретическая база исследования, научная новизна, основные положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость работы.
Настоящая работа ставит своей задачей дать анализ основных правовых вопросов в области международной железнодорожной перевозки грузов. Главное внимание в диссертации уделяется проблематике грузовых перевозок, поскольку основная роль международного транспорта состоит в обеспечении доставки внешнеторговых и иных грузов.
Первая глава - «Теоретический аспект международной
ЖелеЗНОДОрОЖНОЙ перевОЗКИ грузов» включает четыре параграфа. В первом параграфе «Развитие международной железнодорожной перевозки (исторический и правовой аспекты)» анализируется исторический и правовой аспекты развития международной железнодорожной перевозки. Железнодорожный транспорт за более чем полутора вековой период своего существования доказал надежность, бесперебойность, безопасность, устойчивость к климатическим колебаниям и имеет хорошие экологические показатели. Все это делает наиболее приемлемым использование железных дорог в качестве транспортного обеспечения мировой системы хозяйствования.
11
Автором предлагается создать единую планетарную железнодорожную систему на базе трансконтинентальных и межконтинентальных железнодорожных линий, охватывающих Европу, Северную и Южную Америку, Азию, Африку и Австралию. Для этого необходимо преодолеть ряд трудностей, таких как разноколейность, разнотипность подвижного состава, различие правовых систем регулирующих процесс перевозки, конкуренцию с другими видами транспорта, осуществляющих международные перевозки и другие трудности. Несомненно, одно - в будущем ведущая роль в международных перевозках должна принадлежать железным дорогам.
Во втором параграфе «Понятие и виды международной железнодорожной перевозки грузов» дается понятие международной железнодорожной перевозки грузов. Под международной железнодорожной перевозкой понимается перевозка грузов и пассажиров осуществляемая между двумя и более государствами на основе заключенного между ними специального международного соглашения или на основе отдельных договоров перевозки, заключенных по правилам стран следования груза.
Для признания перевозки международной она должна содержать следующие признаки:
- перевозка осуществляется из страны отправления в страну назначения,
- груз пересекает границу одного или нескольких государств;
- присутствие иностранного элемента,
- обязательное прохождение таможенной процедуры.
Наряду с понятием международной железнодорожной перевозке грузов автором, рассматриваются различные виды международных перевозок, и выделяется наиболее перспективный в настоящее время вид перевозки. Это международная смешанная перевозка грузов.
Обосновывая значимость этого вида перевозки, диссертант указывает на следующие преимущества:
12
- транспортная инфраструктура любого развитого государства немыслима без смешанных перевозок,
- они активно используются на всех транспортных маршрутах,
- ускорение, удешевление и упрощение процесса движения грузов укрупненными грузовыми местами (в контейнерах и трейлерах) от изготовителя к потребителю по варианту "от двери до двери" привело к интегрированию транспортных систем
Именно этот вид перевозки должен получить наибольшее развитие в современных транспортных отношениях, как перевозка, в процессе выполнение которой существенно увеличивается скорость транспортировки, сокращается объем пути и расходы, связанные с перевозкой и дает повышенную защиту перевозимых грузов
В третьем параграфе «Правовое регулирование в области международной железнодорожной перевозки грузов» рассматриваются проблемы правового регулирования в области международной железнодорожной перевозки грузов
Транспортное право любого государства по своей природе должно являться открытой, международной системой или, по крайней мере, быть совместимой с международными нормами транспортного права '
В соответствии с вышеуказанной точкой зрения автор считает возможным и необходимым принять Всеобщее соглашение "О правовом регулировании международной железнодорожной перевозки грузов', которое, по его мнению, дает ряд преимуществ в правовом регулировании международной железнодорожной перевозки грузов, по сравнению с ныне действующими нормативными актами в области международного железнодорожного транспорта
- железнодорожная перевозка грузов будет осуществляться намного быстрее и качественнее, чем в настоящее время Это объясняется
1 В Якушев Общие тенденции развития современного права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование смешанных перевозок//Хозяйство и право 1996г №9, с 57
13
беспрепятственным прохождением груза через территорию любого государства, за счет единого регулирования. Не будет трат времени, связанного с прохождением груза между странами, в которых действуют различные международные железнодорожные соглашения
- увеличение роли железнодорожного транспорта по сравнению с другими видами перевозчиков
- появятся единые формы договоров перевозки грузов и других товарораспорядительных документов Это также благоприятно отразится на процессе осуществления перевозки
Далее автором в работе отмечается двойственный характер международного соглашения Оно содержит две группы норм, регулирующих международную перевозку
1 Нормы Международного публичного права, к ним относятся нормы определяющие взаимные права и обязанности государств (нормы об установлении железнодорожных сообщений между государствами, о порядке пересмотра соглашений)
2 Нормы Международного частного права, содержащие условия международных перевозок между государствами, которые осуществляются юридическими и физическими лицами Эти нормы помимо международно-правового характера имеют гражданско-правовое содержание (заключение договора перевозки, ответственность, разрешение споров и тд)
В диссертации рассматриваются нормы основных международных соглашений в области международных железнодорожных грузовых перевозок К ним относятся Бернская конвенция о перевозках грузов (МГК) заключенная в 1890 г, которая в 1980 г была пересмотрена, и было принято новое Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) и Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) между социалистическими странами принятое в 1950г
В заключении делается вывод, о том, что транспортный процесс должен быть предельно прост. Правовое регулирование, заключение договора
14
перевозки, процесс выполнения перевозки, права и обязанности сторон, ответственность за нарушения договора перевозки - все должно быть четко сформулировано, и не допускать других толкований. Все это можно осуществить с помощью принятия Всеобщего соглашения.
В четвертом параграфе «Правовые проблемы Российской железной дорог в международной железнодорожной перевозке Грузов» идет речь о роли Российских железных дорог в международной перевозке.
Геополитическое положение России на Евразийском континенте обусловливает ее предназначение как великого транспортного пути, соединяющего страны Запада и Востока. В связи с этим, необходимо предусмотреть развитие транспортной инфраструктуры не только в европейской части России, но и на азиатском направлении. Поэтому, весьма важным представляется своевременное налаживание транспортных связей между западными и азиатскими странами.
Везти грузы в Россию и транзитом через Россию сегодня невыгодно Не касаясь внешнеполитических аспектов уменьшения роли и значения Российских железных дорог в международных перевозках, остановимся на тех факторах, которые всецело зависят от решений государственных структур.
Несоответствие нормативно-правовых актов относительно быстроменяющихся условий экономической деятельности в России, неоднозначная трактовка приказов и распоряжений Государственного таможенного комитета (ГТК), таможенными органами на местах, громоздкость таможенных процедур на пограничных переходах и в таможнях назначения создают большие сложности для грузовладельцев в доставке грузов железнодорожным транспортом в Россию и транзитом в третьи страны. Все это вместе взятое заставляет их отдавать предпочтение автотранспортным и морским перевозкам в убыток железнодорожному транспорту.
15 Для решения вышеперечисленных проблем необходимо:
- усовершенствовать таможенное и транспортное законодательства, призванные в новых условиях обеспечить экономическую безопасность России, способствовать активизации связей российской экономики с мировым хозяйством и освоению международного рынка транспортных услуг,
- рассмотреть, с целью увеличения объемов перевозок внешнеторговых грузов, поступающих прямо в Россию, а также получения дохода от складской деятельности, возможность создания на базе существующих складов, в крупных региональных центрах России, консигнационных складов для обработки экспортно-импортных грузов;
- активно внедрять новые технологии ( Интернет, компьютерные сети, электронная передача данных по продвижению товара), что позволит оперативно получать и предоставлять правовую информацию , обо всех этапах железнодорожной перевозки международных грузов и перемещении их через границу. Это поможет оптимизировать все процессы , связанные с оформлением , отправкой и получением международных грузов в системе железнодорожного транспорта.
Успешное решение вышеперечисленных проблем приведет к интеграции транспортной сети России в общеевропейскую транспортную систему и развитию международных и транзитных грузовых перевозок через территорию России. Это повысит конкурентоспособность российских железных дорог перед другими видами транспорта, и как следствие, обеспечит увеличение объемов перевозок, и получение дополнительной прибыли.
Вторая глава диссертации «Договор международной
желеЗНОДОрОЖНОЙ ПереВОЗКИ ГруЗОВ» посвящена проблемам договора международной железнодорожной перевозки грузов и состоит из пяти параграфов.
16
В первом параграфе «Понятие, значение и правовая природа договора международной железнодорожной перевозки грузов» рассматриваются проблемы связанные с определением договора международной железнодорожной перевозки грузов. Под договором международной железнодорожной перевозки грузов понимается договор, в силу которого одна сторона, именуемая перевозчиком , принимает на себя обязательства принять груз , перевезти его в оговоренный сторонами срок, в целости и сохранности в указанное место назначения и выдать его грузополучателю, а другая сторона, грузоотправитель, передает груз перевозчику и обязуется уплатить ему определенную сумму , именуемую провозной платой.
Данное определение детализирует обязанности перевозчика и отправителя посредством введения более широкого перечня обязанностей у сторон по сравнению с другими вышеуказанными определениями договора перевозки груза.
Характеризуя правовое значение договора международной перевозки груза, автором выделяются следующие моменты:
1. Договор, является правовым основание возникновения обязательств по перевозке груза между грузоотправителем, железной дорогой и получателем груза. Без заключения договора перевозки, не будет самой перевозки, не возникнут обязательства между сторонами участвующими в процессе перевозки.
2. Для осуществления транспортного процесса необходима конкретизация условий перевозки, установленных международными соглашениями и правилами национального законодательства, с учетом потребностей и возможностей грузовладельцев и транспортных организаций, что также требует договорного оформления их отношений. В договоре должны найти свое отражение все стадии перевозочного процесса, начиная с предъявления груза к перевозке, процесс перевозки и выдача его грузополучателю. Во всех этих стадиях должны четко оговариваться
17
обязанности грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя. Чем больше и подробнее оговорены условия в договоре перевозки, тем легче будет исполнить его.
3. Договор международной перевозки груза является основанием имущественной ответственности железных дорог и клиентуры в случае невыполнения ими обязательств по перевозке. Отношения между перевозчиком и клиентурой имеют договорной характер Поэтому ответственность за неисполнение условий договора перевозки может строиться на основании условий содержащихся в договоре перевозки, т е. будет применяться договорная ответственность. Внедоговорная ответственность железных дорог и клиентуры может, разумеется, возникать при нарушении ими прав третьих лиц, лежащих вне рамок договора перевозки.
Что касается правовой природы договора перевозки грузов, то здесь отсутствует однозначная трактовка относительно места данного договора в системе договоров как российского, так и западного права.
Преобладающим является мнение, рассматривающее договор перевозки грузов в качестве самостоятельного договора гражданского права, условия которого определяются транспортным правом и не подчинены нормам о других договорах. (О.Н. Садиков)
Однако довольно распространенной остается трактовка договора перевозки грузов в качестве вида договора подряда или, как указывают некоторые авторы, "квалифицированного подряда", что характерно для западной литературы, в частности. Германии, Франции, Норвегии. Бельгии (А Г. Гусаков, Т.А. Фадеева, Н.М Артемьева)
Существует и третья точка зрения, в соответствии с которой договор перевозки грузов рассматривается как самостоятельный договор, содержащий вместе с тем элементы других договоров: поручения, подряда, хранения, имущественного найма. (М.И.Брагинский)
18
Диссертант считает, что договор перевозки грузов не является ни разновидностью договора подряда, ни так называемым "смешанным договором", включающим в себя элементы других договоров, можно с уверенностью сказать о том, что договор перевозки грузов - это совершенно самостоятельный договор, опосредующий отношения по перевозке грузов, в нашем случае железнодорожным транспортом.
Во втором параграфе «Стороны в договоре международной железнодорожной перевозки грузов» рассматриваются взаимоотношения грузополучателя, грузоотправителя и перевозчика. В российской и западной литературе существ>тот различные мнения, и данный вопрос продолжает оставаться спорным в настоящее время.
В правовой литературе одни авторы квалифицируют договор перевозки как договор в пользу третьего лица (В.Т Смирнов, С.С. Алексеев). Другие
*
ученые рассматривают грузоотправителя и грузополучателя как единую сторону в договоре перевозке (Я.И. Рапопорт, М.К. Александров-Дольник) Третьи, считают договор перевозки трехсторонним договором, в котором участники обладают как правами, так и соответствующими обязанностями (R. Rodiere, В.А. Егиазаров, М.Г. Масевич). В.А. Тархов полагает, что грузоотправитель является самостоятельным субъектом, а не третьим лицом К.К. Яичков считает, что договор перевозки грузов, заключенный с указанием в железнодорожной накладной в качестве получателя груза не его отправителя, а другого лица, следует признать не договором в пользу третьего лица, а договором об исполнении третьему лицу.
Диссертант считает, что мнение К.К. Яичкова наиболее точно определяе! место грузополучателя в договоре перевозки грузов.
По нашему мнению, договор международной перевозки грузов - это договор об исполнении третьему лицу, в котором грузополучатель, не являясь стороной в договоре, наделяется определенными правами и обязанностями в соответствие с нормами международных соглашений,
19
регулирующих процесс перевозки. Юридическим фактом, вызывающим обязательственное отношение между перевозчиком и получателем груза, является отправка груза в адрес получателя, его прибытие в пункт назначения или истечение срока доставки. Права и обязанности получателя груза при этом основаны не на договоре перевозке, а на нормативном акте, который непосредственно их регулирует, т.е. на нормах международного соглашения.
Необходимо отметить, что получатель не является стороной в договоре, он - третье лицо, наделенное правами и обязанностями, но закрепленными не в самом договоре, а в нормативных актах.
В этом параграфе раскрывается правовое положение грузоотправителя, собственника груза, грузополучателя и перевозчика.
Рассматривая правовое положение перевозчика груза, анализируются положения Постановления Правительства РФ " О концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта" от 15 мая 1998г. № 448.
Положительные черты реформы определяются следующими моментами:
- созданием условий для демонополизации отдельных сфер деятельности железнодорожного транспорта и развитие рыночной конкуренции;
- доступностью инфраструктуры железных дорог для пользователей различных форм собственности;
усилением государственного контроля за установлением 'экономически обоснованных тарифов на железнодорожном транспорте;
- недопущением злоупотребления монопольным положением на рынке транспортных услуг, а также на рынках производства товаров и услуг для железнодорожного транспорта.
Третий параграф «Заключение договора международной железнодорожной перевозки грузов» посвящен вопросам заключения договора международной перевозки груза. Автор отмечает, что
20
международные соглашения: СМГС и КОТИФ относят договор перевозки к числу реальных договоров, т.е. договор перевозки считается заключенным с момента приема станцией отправления груза и накладной к перевозке.
Указывается, в западной литературе имеется мнение, о том, чго доюнор перевозки имеет консенсуальный характер, т.е. договор перевозки грузов считается заключенным в момент достижения соглашения сторон по его существенным условиям до момента передачи груза к перевозке.
На наш взгляд проблема момента заключения договора перевозки грузов, т.е. признание договора реальным или консенсуальным вообще не должна вызывать споров в правовой литературе. В настоящее время для выполнения договора перевозки не имеет значение, кома б\.чет заключен дотвор перевозки: с момента передачи груза или с момента достижения соглашения, т.к. основные обязательства перевозчика возникают уже после передачи груза. Однако, для перевозчика не безразлично, когда договор б\дет заключен, так как все равно он начнет выполнять перевозку и нести нею ответственность только после получения в свой адрес груза. Далее, в западных странах перевозчик обязан заключить договор с любым обращающимся к нему лицом, т.е. публичный договор и момент принятия сторонами согласия по всем условиям договора совпадает с принятием гр\ sa к переводе. Наконец, тарифы, играющие большую роль для железнодорожных перевозок, требуют обяза!ельного оформления передачи груза и составления транспортной накладной и других необходимых документов, которые являются единственными доказательствами существования договора перевозки грузов.
Несмотря на наши высказывания о том, что договор перевозки может быть и реальным, и консенсуальным, диссертанту представляется наиболее предпочтительным считать договор международной железнодорожной перевозки грузов - реальным.
Также автором отмечается, что накладная является обязательной письменной формой договора перевозки и основным документом на
21
перевозку грузов, устанавливающих взаимные обязательства железной дороги и клиентуры.
В четвертом параграфе «Права и обязанности сторон по договору международной железнодорожной перевозки грузов», делается вывод о том, что прежде чем рассмотреть права и обязанности сторон, являющиеся содержанием договора перевозки грузов, необходимо выяснить, на что направлены эти права и обязанности, возникшие в момент заключения договора. Иными словами, определить предмет договора перевозки грузов.
Рассмотрев различные взгляды на предмет и цель договора перевозки грузов, автор пришел к выводу, что предметом договора перевозки грузов, является предоставление перевозчиком транспортных услуг, а целью договора будет процесс перевозки и выдачи груза в целости и сохранности уполномоченному грузополучателю.
По нашему мнению, при рассмотрении прав и обязанностей сторон договора не следует ограничивать рассмотрение содержания договора только со стороны обязанностей сторон. Для полного восприятия содержания договора, а также в практических целях следует рассматривать права и обязанности каждой стороны.
Права и обязанности сторон договора международной железнодорожной перевозке грузов исследуются, используя основные международные соглашения (СМГС, КОТИФ).
В пятом параграфе «Ответственность сторон по договору международной железнодорожной перевозки грузов» анализируется ответственность сторон по договору перевозки на основании Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашения о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).
Указывается, что регламентация ответственности перевозчика должна обеспечивать решение двух важных задач. Во-первых, давать достаточную
22
защиту организациям и лицам, пользующимися услугами транспорта. Во-вторых, стимулировать перевозчиков к надлежащей организации транспортного процесса и не порождать для них чрезмерных финансовых трудностей, которые могут поставить, под угрозу нормативное функционирование транспортных линий, осуществляющих перевозки.
Автором определяется временной предел, в котором железная дорога (перевозчик) несет ответственность за невыполнение своих обязанностей по договору. Отмечается, что перевозчик несет ответственность не только во время выполнения своей договорной обязанности, т.е. во время осуществления процесса перевозки, но и при осуществлении всех сопутствующих операций: погрузке, разгрузке, перевалке, хранении грузов.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формируются основные выводы, предложения, рекомендации, часть из которых изложена выше.
Основные положения диссертации использованы в следующих опубликованных работах:
1. Игнатьев Д.Ю. Теоретический аспект договора международной железнодорожной перевозки грузов. Учебное пособие. Саратов. «Научная книга». 2001.2,5 п.л.
2. Игнатьев Д.Ю.. Правовые проблемы Российской железной дороги в
международной железнодорожной перевозки грузов.// Правовая реформа в современной России: проблемы, тенденции, перспективы. Астрахань. 20-26 мая 2000г. 0,5 п.л.
3. Игнатьев Д.Ю. Стороны в договоре международной железнодорожной перевозки грузов. Вестник СТАЛ. Саратов. 2001. № 5 0,5 п.л. (в печати)
23
4. Игнатьев Д.Ю. Договор международной железнодорожной перевозки грузов: его понятие, значение и правовая природа. Правовая и философская мысль. Вып.1 Саратов-Санкт-Петербург 2001. 0.5 п.л.
Описание предмета: «Транспорт и связь»Транспорт - ведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт является основой
географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства.
По характеру перевозок транспорт подразделяется на грузовой и пассажирский.
По назначению транспорт подразделяется на:
- транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения товаров и население;
- транспорт необщего пользования - внутрипроизводственный, ведомственный;
- транспорт личного пользования - легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки, яхты и др.
По видам транспорт подразделяется на сухопутный, водный и воздушный. Особую группу составляет трубопроводный
транспорт. Видом транспорта являются ленточные транспортеры, конвейеры.
Связь - отрасль национальной экономики, обеспечивающая отправку и прием почтовых отправлений и сообщений,
передаваемых по электрическим и электронным, проводным и беспроводным линиям связи.
Литература - Сервис на транспорте. – М.: Академия, 2011. – 304 с.
- К.В. Холопов. Международное частное транспортное право. Анализ норм международного и российского транспортного права. – М.: Статут, 2010. – 704 с.
- Отдельные виды обязательств в международном частном праве. – М.: Статут, 2008. – 608 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|