Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Социальная функция современного российского государстваТеория государства и права
Мазаева Елена Сергеевна
Социальная функция современного российского государства
Специальность 120001 - теория и история права и
юсударства, история правовых учений
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Нижний Новгород 2001
Работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития Российского государства объективной реальностью стало обострение социальных проблем. В период экономических реформ и социально-политических преобразований произошло резкое ограничение деятельности государства в социальной сфере, что поставило большую часть населения на грань выживания. И это несмотря на то, что Конституция РФ 1993 года в статье 7 провозгласила Россию социальным государством. В связи с этим в ряду актуальных общетеоретических проблем, имеющих важное научно-практическое значение, существенное место принадлежит социальной функции государства.
Осуществление этой функции обеспечивает достойное существование и развитие каждого человека, создает условия для самореализации личности. Этим определяется ее особое положение в системе внутренних функций государства. В настоящее время социальная функция наполнилась новым содержанием, что связано с движением России к социальному правовому государству.
Социальный принцип государственности актуален как для мирового, так и для российского политического развития. Практика большинства демократических стран (Германия, Франция, Дания) показывает, что у государства есть реальные возможности обеспечить достойный уровень жизни своим гражданам в рамках функционирования социального государства.
Следует заметить, что социальная государственность в России должна строиться с учетом специфики страны. Важнейшей нашей особенностью в этой области является острое противоречие между сформировавшимися представлениями людей о высокой социальной защищенности, существовавшей во времена командного социализма, и ограниченными возможностями современного государства в выполнении социальной функции.
4
Поэтому необходимо выработать собственную модель социального государства, отвечающую национально-правовому, экономическому и культурному развитию нашей страны.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы государственных функций, в том числе социальной, затрагивались в работах Н.Г. Александрова, М.И. Байтина, Ф.М. Бурлацкого, А.П. Глебова, А.И. Денисова, Л.И. За-гайнова, Л.И. Каска, Г.Н. Манова, И.С. Самощенко, Н.В. Черноголовкина, В.М. Чхиквадзе. Однако большинство научных трудов не отражает современных реалий, так как опубликованы более 20 лет назад.
Отдельные аспекты данной проблемы нашли отражение в трудах юристов (С.С. Алексеева, П.П. Глушенко, Е.А. Лукашевой, Л.А. Морозовой, В.П. Саль-никова, Б.Н. Топорнина), а также специалистов в области политологии, социологии и экономики (В. Дзодзиева, Т.Н. Заславской, В.П. Милецкого, Л.С. Ржа-нициной, Н.М. Римашевской, В.О. Рукавишникова, С. Смирнова, В. Торлопо-ва).
Социальная функция государства до сих пор не становилась предметом монографических исследований.
В диссертации Е.М. Андреевой социальная функция демократического государства рассматривалась в рамках целостной системы управления обществом, но не получила должного освещения.
Таким образом, в настоящее время проблема социальной функции Российского государства не может считаться достаточно исследованной.
Цель и задачи исследования. Данная работа имеет целью наиболее полно и комплексно, с позиций системного подхода исследовать и охарактеризовать содержание социальной функции современного Российского государства, определить ее место и значение в системе иных функций государства, выявить основные тенденции ее развития, а также разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства в социальной сфере.
5 Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучение, обобщение и анализ имеющегося теоретического и эмпирического материала по данной проблеме с учетом тенденций развития российского общества;
- переосмысление традиционного учения о функциях государства; выработка общетеоретического определения функций государства и их классификация;
- определение места и значения социальной функции современного Российского государства в системе иных функций государства;
- определение понятия социальной функции государства и раскрытие ее содержания в современный период;
- изучение деятельности негосударственных формирований в социальной сфере и определение их роли в осуществлении социальной функции государства;
- выяснение характера воздействия социальных решений на мотивацию трудовой активности, предприимчивости и ответственности граждан;
- исследование перспектив развития социальной функции современного Российского государства в условиях формирования демократического правового социального государства;
- анализ современного российского социального законодательства с точки зрения его полноты, сопоставимости с законодательством других стран, соответствия потребностям реформирования государства;
- выработка рекомендаций и предложений, во-первых, по совершенствованию законодательства, регулирующего социальную деятельность государства, во-вторых, по повышению эффективности решений в области социальной политики.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в социальной сфере.
6
Предметом исследования выступают социальная функция современного оссийского государства; деятельность как государственных, так и негосудар-гвенных институтов в области социального обеспечении граждан.
Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектико-материалистический метод познания объективной действитель-гости и основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы (анализ, ;интез, обобщение, индукция, дедукция, логический, социологический, стати-Л'ический, системно-структурный, сравнительно-правовой, а также методы наблюдения и моделирования).
В целях более полного и достоверного выявления тенденций развития социальной функции современного Российского государства диссертантом было проведено анкетирование среди лиц, достигших пенсионного возраста и проживающих на территории Нижегородской области (около 100 человек).
Теоретической основой диссертации послужили работы специалистов в области теории государства и права, конституционного и международного права, других отраслевых юридических наук.
Для формулирования собственных научных положений и выводов, составивших концепцию социальной функции современного Российского государства, диссертант опирался на труды ученых-юристов: С.С. Алексеева, Г.В. Ата-манчука, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, А.Б. Венгерова, А.П. Гле-бова, В.Н. Карташова, В.М. Корельского, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, Л.С. Мамута, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, B.C. Нерсесянца, В.А. Толстика, С.В. Поленикой, В.Д. Перевалова, В.П. Салъ-никова, И.Н. Сенякина, Л.И. Спиридонова, Ю.А. Тихомирова, А.Г. Хабибулина, В.А. Четвернина, В.Е. Чиркина.
При проведении исследования использовались работы русских философов и юристов (С.И. Гессена, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина), западных ученых (Г. Брауна, Б. Дитца, И. Изензее, П. Кирххофа, Г.А. Риттера), а также труды по политологии, социологии, истории, экономике.
7 Теоретические, нормативные, прикладные и иные источники, взятые в
совокупности, стали той информационной базой, которая способствовала достижению научной обоснованности и достоверности формулируемых в диссертации положений.
Научная новизна диссертации определяется как выбором темы, так и подходом к ее исследованию с учетом степени разработанности отдельных аспектов.
В настоящей работе впервые на общетеоретическом уровне проведен комплексный анализ социальной функции современного Российского государства:
- показано ее место в системе функций Российского государства;
- выявлены признаки и содержание социальной функции в условиях реформирования российского общества и отказа государства от патерналистской роли;
- проанализирована роль государственных и негосударственных формирований в сфере социального обеспечения граждан;
- выделены тенденции развития социальной функции современного Российского государства в период становления демократического правового социального государства.
Новизна диссертационного исследования заключается также в том, что автором предпринята попытка анализа и систематизации действующих нормативно-правовых актов, регулирующих сферу пенсионного обеспечения граждан, сформулированы новые теоретические положения, внесены элементы новизны в трактовку ряда дискуссионных и неоднозначно рассматриваемых проблем.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. На современном этапе под функциями государства следует понимать рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства в конкретных исторических условиях развития общества, а также обесиечи-
вающие ее средства и способы. Данный подход дает возможность объяснения и понимания всего многообразия функций, позволяет выделить особенности каждой из них, а в будущем - открыть ранее неизвестные.
2. В деятельности государства реализация социальной функции занимает одно из ведущих мест. Посредством ее, во-первых, создаются достойные условия жизни каждому человеку и обеспечивается гражданский мир; во-вторых, осуществляется социальная защита безработных, пожилых, инвалидов, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов - беженцев и вынужденных переселенцев; в-третьих, происходит укрепление социальной справедливости и солидарности в обществе, а также демократического строя, охраняющего индивида. Успешная деятельность государства в социальной сфере является одним из условий эффективной реализации экономической, политической и других государственных функций.
3. Социальная функция представляет собой деятельность государства в области обеспечения достойных условий существования для каждого человека, создания равных и справедливых возможностей для развития личности.
Содержание указанной функции определяется новыми задачами государства в социальной сфере, которые обусловлены провозглашением России в качестве социального государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
4. В современной России постоянно урезаются рамки социальной защиты, а ее смысл ограничивается дополнительными денежными пособиями и выплатами определенным категориям граждан.
Социальная защита на современном этапе государственного развития должна представлять собой комплекс мер в сфере денежного, натурального и психологического обеспечения, льгот и услуг, направленных на удовлетворение потребностей нуждающихся граждан, создание условий для их самообеспечения. Указанные мероприятия должны осуществляться за счет федерального, регионального и местного бюджетов, а также за счет других источников, сверх традиционно реализуемых системой социального обеспечения. Необходимость единой трактовки социальной защиты обусловлена также тем, что последняя
9
осуществляется в рамках законопреднисаний как федерального, гак и регионального уровней.
Данное определение позволяет увидеть назначение и целевую направленность социальной защиты, совершенствовать ее виды и формы, обеспечить самостоятельность муниципальных органов власти в организации и осуществлении социально-правовой защиты населения.
5. С учетом национальных, экономических и культурных особенностей России предлагается собственная модель социальной государственности.
6. Становление социального государства требует выделения социальной политики в качестве приоритетного вида государственной политики. В ее осу-щесгвлении должны принимать участие к государственные, и негосударственные институты и учреждения.
7. На основе анализа правового обеспечения социальной функции современного Российского государства выделяются следующие тенденции ее развития:
- переход к взаимной солидарной ответственности всех субъектов социальной политики - государства, неправительственных объединений, предпринимателей, граждан - за результаты социального развития;
- активизация компенсаторной функции государства;
-'- защита трудоспособного населения от социальных рисков преимущественно на страховых принципах;
- добровольность и многообразие форм участия людей в формировании и реализации социальной политики;
- расширение источников финансирования социальных услуг за счет внебюджетных средств;
- поддержка негосударственных инфраструктур в системе социального обеспечения,
- стимулирование (через создание правовых, финансово-экономических и организационных условий) активного участия людей в формировании собственного благосостояния.
10
8. Необходимо совершенствование российского законодательства, регламентирующего деятельность государства в социальной сфере.
Теоретическое и практическое значение проведенного исследования
определяется его актуальностью, новизной и выводами как общетеоретического, так и практического характера. Материалы диссертации расширяют научные представления о природе и содержании социальной функции Российского государства в условиях формирования собственной модели социальной государственности; подчеркивают значимость деятельности государства в социальной сфере. Они могуг служить методологическими, теоретическими посылками для отраслевых исследований в юридической науке.
Проведенное исследование позволило также внести ряд предложений по совершенствованию российского законодательства.
Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы:
- в научно-исследовательской работе при анализе актуальных проблем функционирования государства:
- при подготовке лекций, учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы по некоторым разделам теории государства и права, политологии, конституционного, трудового, семейного права и права социального обеспечения;
- в практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД РФ. Основные положения нашли отражение в публикациях по теме проведенного исследования, а также излагались: на научно-методической конференции «Научное обеспечение образовательного процесса в ДВЮИ МВД РФ» (Южно-Сахалинск, 10 марта 2000 года); на ежегодной итоговой конференции адъюнктов и соискателей Нижегородской академии МВД РФ; на 5-й Нижегородской сессии молодых ученых (1-4 октября 2000 года); на научно-практической конференции «Государство и право: итоги XX века» (24-25 но-
11
ября 2000 года). Материалы исследования используются при подготовке лекций и проведении семинарских занятий.
Структура диссертации подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается представление о степени научной разработанности проблемы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, характеризуются методологическая и теоретическая основы работы, формулируются положения, выносимые на защиту, обосновываются их научная новизна и практическая значимость, раскрываются формы апробации и внедрения в практику результатов проведенной работы.
В первой главе «Социальная функция в системе функций современного Российского государства» рассматриваются многозначность понятия «функция государства» и классификация функций на современном этапе. Определяются роль и место социальной функции в системе иных функций Российского государства.
Анализ научных работ, посвященных деятельности государства, позволяет сделать вывод о том, что в теории государства и права оказались востребованными следующие определения понятия «функции государства»: «основные направления деятельности государства» (В.И. Гойман-Червонюк, С.А. Комаров, В.М. Корельский, Л.И. Спиридонов); «направления и стороны деятельности государства» (М.И. Байтин, Л.И. Загайнов, Н.Б. Пахоленко, Н.В. Черноголовкин); «практическая деятельность государства» (А.И. Денисов); «предмет и содержание деятельности государства» (А.Б. Венгеров); «содержание» (В.А. Владимиров); «особый механизм государственного воздействия» (Л.А. Морозова) и др.
12
Автором предлагается понимать иод функциями государства предмет и содержание деятельности государства в конкретных исторических условиях развития общества, а также обеспечивающие ее средства и способы.
Такое понимание функций позволяет глубже подойти к решению проблемы: во-первых, выявление неповторимости конкретного предмета и его свойств, предопределяемых cyiy6o специфическими отношениями, дает возможность выделить индивидуальность каждой функции, а в дальнейшем - открыть ранее неизвестные; во-вторых, позволяет связать правовые и организационные формы государственной деятельности с ее содержанием.
К основным признакам функций государства можно отнести: а) прочно сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; б) непосредственную связь между сущностными характеристиками государства и его социальным назначением; в) направленность деятельности государства на решение крупных социально-экономических, политических и иных задач, достижение целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества; г) деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) с применением властно-принудительных мер.
Особое внимание в диссертации уделяется вопросу о классификации функций государства, который до настоящего времени в юридической литературе остается дискуссионным. Автор исходит из того, что всякая классификация служит не только средством систематизации, но и предпосылкой научного анализа изучаемого объекта, и в ее основу должны быть положены наиболее существенные признаки, имеющие объективный характер и содействующие упорядочению материала сообразно его внутренней связи.
В юридической литературе выделяются основные и неосновные функции государства. По мнению диссертанта данное деление является условным поскольку: во-первых, отсутствует объективный критерий разграничения функций на основные и неосновные, а если опираться на различные критерии, то по законам логики результаты такого деления будут разными и неоднозначными, в силу чего мы не достигнем единообразия в понимании функций государства;
13
во-вторых, государственность --- явление исторически развивающееся, проходящее в своем развитии чередующиеся, противоположные относительно друг другу фазы, и некогда основная функция может стать неосновной и наоборот. Поэтому предложенная классификация является неопределенной, что препятствует раскрытию связей между изучаемыми объектами.
Что касается функций, вытекающих из природы всякого общества, то к ним можно отнести направления деятельности государства, имеющие своей целью обеспечение естественных условий жизни общества. Однако трудно привести их исчерпывающий перечень и утверждать, что они осуществляются любым государством, так как с изменением государственных целей и задач могут возникнуть новые функции или исчезнуть старые.
По мнению профессора Л.И. Спиридонова, существует генеральная функция государства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосьшки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внутренних функциях. Рассматривая это положение, диссертант приходит к выводу, что подобное выделение недостаточно обосновано, так как неясно, что такое «функция реализуемая в функциях» или «функция функции».
В работе отмечается, что одним из признаков современного государства является утрата им жесткой классовой организации. Поэтому далеко не всегда можно различить классовые и общесоциальные функции.
В диссертационном исследовании рассматривается классификация функций государства на внутренние и внешние. Такое деление является научно-обоснованным и позволяет выявить связь указанных функций любого государства, а также проследить за тем, как изменяются их объем и содержание, значимость и количество с появлением новых целей и задач государства. Подобная классификация не только дань традиционному подходу, но и возможность научного анализа и познания предмета и содержания деятельности государства как внутри страны, так и за ее пределами.
Однако даже среди авторов, признающих такой подход, нет единого мнения о перечнях внутренних и внешних функций государства.
14
Критический анализ существующих точек зрения позволил диссертанту отнести к внешним следующие функции Российского государства: обороны страны; обеспечения мира; интеграции в мировую экономику; сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. В числе внутренних функций выделяются: экономическая; социальная; финансовая; экологическая; охраны правопорядка, прав и свобод граждан; политическая; идеологическая и информационная.
Среди многообразия функций государства, социальная, учитывая ее большую роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей, занимает одно из ведущих мест. Посредством ее реализации: а) создаются достойные условия жизни каждому человеку и обеспечивается гражданский мир; б) осуществляется социальная защита безработных, пожилых, инвалидов, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов - беженцев и вынужденных переселенцев; в) происходит укрепление социальной справедливости и солидарности в обществе, а также гуманного демократического строя, охраняющего индивида.
Успешная деятельность государства в социальной сфере является одним из условий эффективной реализации экономической, политической и других государственных функций. Однако, обращаясь к российской социально-экономической действительности, приходится констатировать крайне низкую эффективность деятельности государства в этой области. Выход из создавшейся ситуации автор видит в обеспечении социальной ориентации российской экономики и создании развитого, адекватно отражающего состояние общества и потребности его граждан социального законодательства. Учитывая, что Конституция РФ - это база текущего законодательства, приводится характеристика важнейших социальных прав.
Так, анализируя положения пункта 1 статьи 37 Конституции РФ, диссертант приходит к выводу, что конституционная норма «Труд свободен» дает человеку возможность, помимо выбора рода занятий, вовсе не трудиться, а с государства фактически снимает обязанность создавать рабочие места. Обращаясь к зарубежному опыту регулирования отношений в этой сфере, автор пред-
15
лагает заменить в Российской Конституции формулу «Труд свободен» на «Право на труд», а также закрепить обязанность государства по защите этого права. Таким образом будет определена ответственность государства за регулирование трудовых ресурсов, а человека - за обеспечение своего материального благосостояния.
Несмотря на ряд критических замечаний, анализ действующей Конституции РФ позволяет утверждать, что развитие всей системы социального законодательства осуществляется в нужном русле, а перечень социальных прав соответствует международным стандартам.
В работе отмечается, что положения статьи 7 Конституции РФ, где Россия объявляется социальным государством, являются программными и ориентируют социальную политику на решение, с учетом имеющихся ресурсов, перспективных социально-экономических задач. Они также влияют на судебную практику и толкование норм права компетентными органами. Важным этапом в развитии социально-экономических прав граждан, интеграции системы внутригосударственных гарантий в систему международных стандартов по правам человека может стать присоединение Российской Федерации к Европейской социальной хартии^ принятой Советом Европы в 1961 году.
Учитывая большую роль социальной функции государства в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека; ее особое место среди иных функций государства; а также критическую ситуацию в области здравоохранения, образования, занятости и др., автор приходит к выводу о необходимости активизации деятельности государства в социальной сфере.
Во второй главе «Содержание и тенденции развития социальной функции современного Российского государства» раскрываются содержание и перспективы развишя социальной функции государства в условиях формирования
j
демократического правового социального государства в России. i Анализируя различные точки зрения на определение понятия «социальная '
функция государства», автор предлагает под социальной функцией современ-
i ного Российского государства понимать деятельность государства в области j
16
обеспечения достойных условий существования для каждого человека, создания равных и справедливых возможностей для развития личности.
Такой подход, во-первых, отражает предназначение государства социальной ориентации; во-вторых, совпадает с международными стандартами, которые закрепляют обязанность государства обеспечивать достойный уровень жизни своих граждан. Это закреплено и во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), и в Международном пакге о социальных, экономических и культурных правах (ст. 11).
В содержание социальной функции современного Российского государства диссертант включает:
во-первых, материальную поддержку нуждающихся;
во-вторых, психологическую помощь, направленную на сохранение самоуважения личности и оздоровление микроструктуры среды с целью восстановления самостоятельности;
в-третьих^ создание для каждого достойных условий существования и равных жизненных шансов в социальной сфере;
в-четвертых, гарантированность самореализации граждан в экономической деятельности для получения соответствующих материальных благ.
Автор связывает содержание социальной функции государства с движением России к правовому социальному государству, которое призвано не только обеспечивать интересы социально незащищенных слоев населения, но и заботиться о благополучии каждого человека, оставляя место для индивидуальной экономической инициативы.
На основе анализа положений Конституции, других нормативных актов, а также научных источников в работе предлагается концепция социальной государственности России с учетом ее экономических, культурных и национальных особенностей. Все сферы общественной жизни должны основываться на общечеловеческих принципах социальной справедливости, равенства и общественной солидарности. Необходимо принимать меры по обеспечению достойной жизни и развития человека, а также недопущению резкого социального рас-
17
слоения. Важно не только признавать, но и обеспечивать основные социальные '
I права человека; экономика должна быть социально ориентированной. !
В условиях формирования социального государства социальная политика 1
\
приобретает конституционно закрепленный статус приоритетного вида госу- j
I
дарственной политики. Эффективность решений в этой области, по мнению
диссертанта, будет зависеть от реализации следующих положений:
во-первых, социальную политику необходимо ориентировать на рыночное реформирование и свойственные ему индивидуальную ответственность и инициативу;
во-вторых, социальные расходы должны соответствовать реальным экономическим возможностям государства;
в-третьих, нужно установить в России независимую социалыгую экспертизу, что позволит предотвратить принятие социально неоправданных экономических решений;
в-четвертых, должна учитываться социально-экономическая неоднородность субъектов Российской Федерации;
в-пятых, в практическом воплощении социальной политики должны принимать участие государство, граждане, негосударственные институты.
Учитывая современные условия развития государства стратегическую цель социальной политики можно выразить формулой: «К стабильному развитию социальной сферы - - через взаимную ответственность государства и человека».
В работе особое внимание уделяется правовому обеспечению социальной функции Российского государства. Рассмотрение программных документов и законодательных актов, обеспечивающих развитие социальной сферы , позво-
1 См., например: «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения» 1995 г.; «Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 годов»; Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 сентября 1996 г.; Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г.; Закон РФ «О негосударспвенных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. и др.
18
лило автору выделить следующие тенденции развития социальной функции современного Российского государства:
- переход к взаимной солидарной ответственности всех субъектов социальной политики - государства, неправительственных объединений, предпринимателей, граждан - за результаты социального развития;
- активизация компенсаторной функции государства;
- защита трудоспособного населения от социальных рисков преимущественно на страховых принципах;
- добровольность и многообразие форм участия людей в формировании и реализации социальной политики;
- расширение источников финансирования социальных услуг за счет внебюджетных средств;
- поддержка негосударственных инфраструктур в системе социального обеспечения;
- стимулирование (через создание правовых, финансово-экономических и организационных условий) активного участия людей в формировании собственного благосостояния.
В диссертационном исследовании рассматриваются тенденции и перспективы развития социальной функции современного Российского государства на примере системы пенсионного обеспечения. Данная проблема всегда была в центре внимания государственной власти, но до настоящего времени ситуация оставалась критической. Нормативно-правовая база, регламентирующая эту сферу общественных отношений, закрепляет принципы новой пенсионной системы, переход к которой, на наш взгляд, должен сопровождаться следующими нововведениями:
1) принятием кодифицированного законодательного акта, объединяющего в себе нормативно-правовые документы, регламентирующие государственное пенсионное обеспечение, государственное пенсионное страхование и дополнительное пенсионное страхование. Речь идет о Пенсионном кодексе РФ;
19
2) реформированием структуры управления пенсионной системой с целью создания единой федеральной пенсионной службы РФ, которой подчинялись бы государственный Пенсионный фонд, а также инспекция по контролю за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.
Анализируя положительные и отрицательные результаты социально-экономических реформ, автор приходит к выводу, что были созданы некоторые благоприятные предпосылки для начала практического построения специфической российской модели социального государства.
Однако перспективы развития социальной функции современного Российского государства будут зависеть от выполнения следующих условий:
1) создания эффективного социального законодательства. По мнению диссертанта, появление отрасли социального права могло бы положительно повлиять на состояние социального законодательства;
2) оказания реальной и ощутимой социальной поддержки iex категорий населения, которые самостоятельно по определенным причинам не могут выжить в сложившихся условиях. Следует заметить, что при таком подходе важно выработать и законодательно закрепить жесткий критерий нуждаемости. Уже сегодня требуется федеральный закон о социальных трансфертах в Российской Федерации, который бы включал не только элементы адресной системы назначения социальных пособий, но и вопросы, определяющие назначение и контроль за правильностью предоставления социальных льгот;
3) проведения активной государственной политики в области адаптации трудоспособного населения к социальным аспектам рыночных отношений;
4) повышения эффективности формирования и использования финансовых, материальных, информационных и кадровых ресурсов социальной сферы.
В заключении формулируются основные выводы, представляющие, но мнению диссертанта, наибольший интерес, обобщаются предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, а также определяются некоторые актуальные направления дальнейшего исследования данной проблемы.
20 Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях
автора:
1. Понятие функций государства на современном этапе // Материалы конференции «Научное обеспечение образовательного процесса в ДВЮИ МВД РФ». - - Южно-Сахалинск, 2000. - С. 7-9.
2. Социальная функция Российского государства на этапе реформирования // Проблемы юридической науки и практики в исследованиях адъюнктов и соискателей: Сборник научных трудов. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД РФ, 2000. - - Вып. 6. - С. 169 -174.
3. Становление социального государства в России // Материалы 5-й Нижегородской сессии молодых ученых (гуманитарные науки). - Н. Новгород, 2001 (в печати).
4. Понятие и содержание социальной функции современного Российского государства // Материалы научно-практической конференции «Государство и право: итоги XX века». - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2001 (в печати).
Описание предмета: «Теория государства и права»Теория государств и права - это система общественных знаний об основных и общих закономерностях государства и
права, об их сущности, назначении и развитии в обществе.
Признаки науки теории государства и права:
- это общественная наука, предмет которой право и государство;
- это политико - юридическая наука, изучающая общественные явления, относящиеся к области политики, властной
деятельности государства;
- общественная наука, изучающая явления государства и права в целом;
- наука философского характера;
- творческая наука.
Предмет теории государства и права составляют основные закономерности государства и права, их сущность
назначение и развитие в обществе
Характерные направления, входящие в изучение предмета.
Теория государства и права концентрирует внимание на объективных закономерностях государства и права.
Закономерности - это реальные устойчивые связи, которые выражают сущность данных явлений. Они раскрывают самое
главное в явлениях, их глубины и тайны. Именно поэтому в теории изучают происхождение и сущность государства и
права, их связи с экономикой и другими общественными явлениями.
Предмет теории составляют основные закономерности государства и права вне зависимости от их принадлежности к
истори-ческим типам и эпохам.
Главное в теории это-
- государство и право, их основные и общие закономерности, сущность, назначение и развитие;
- теория рассматривает государство и право как части надстройки над экономическим базисом;
- теория изучает государство и право в их единстве и взаимодействии;
- в центре теории стоит индивид, конкретный человек.
http://distance.ru/index.shtml?uch_mat/umk
Литература - В.И. Кнорринг. Основы государственного и муниципального управления. – М.: Экзамен, 2005. – 416 с.
- М.С. Грачев. Налоговая система России. Закономерности развития и перспективы реформирования. – СпБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. – 204 с.
- Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 384 с.
- Дмитрий Артюхович. Государство и гражданство. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 252 с.
- Ирина Фан. Концепт гражданина в политической мысли. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 420 с.
- Виктория Кусмарцева. Долгосрочные целевые программы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 168 с.
- С.Г. Кара-Мурза. Вызовы и угрозы России. Лекции межфакультетского курса (1 семестр 2014/2015 уч. год). – М.: Научный эксперт, 2015. – 248 с.
- Восколович Нина Александровна, Еникеева Светлана Дмитриевна, Жильцов Евгений Николаевич. Экономика, организация и управление общественным сектором. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2018. – 324 с.
- Назаров В.М. Состояние государственно-частного партнерства в условиях трансформации российского общества(коммуникационное измерение). Монография. – М.: КноРус, 2016. – 160 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|