Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Конституционные основы интеграционных процессов Российской Федерации и стран-членов СНГ в таможенной сфере

Таможенное право

 

 

ШУВАЛОВ Евгений Николаевич

 

Конституционные основы интеграционных процессов Российской Федерации и стран-членов СНГ в таможенной сфере

 

Специальность 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва - 2001

Работа выполнена и рекомендована к защите на кафедре государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

 

 

 

I. Общая характеристика диссертационной работы

Актуальность темы исследования. Потребности социального, политического и экономического развития Российской Федерации и российского общества побуждают к поиску оптимальной модели разрешения сложных вопросов формирования и развития Содружества Независимых Государств, Таможенного союза (Евразийского экономического сообщества), Союза Беларуси и России. Рассмотрению противоречий и проблем, с которыми приходится сталкиваться в ходе реформирования постсоветского пространства в области конституционно-правового регулирования экономических взаимоотношений в целом и таможенных вопросов, в частности, посвящено настоящее исследование.

Среди основных задач, разрешение которых будет составлять важную часть дальнейшего развития Российской государственности, находится создание оптимальных правовых условий для развития экономической и политической интеграции стран-членов СНГ. Преодоление политической, правовой и социально-экономической дезинтеграции - одна из важнейших задач современного государственного развития страны. Существенным фактором, выступающим, с одной стороны, средством интеграции, а с другой, ее результатом, является интеграция государств-участников Содружества Независимых Государств в таможенной сфере. Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ В.В. Путиным в июле 2000 г., определяет приоритеты политики России следующим образом: «Исходя их концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках СНГ, Россия будет определять параметры и характер своего взаимодействия с государствами-участниками СНГ как в целом в СНГ, так и в более узких объединениях, в первую очередь, Таможенном союзе, Договоре о коллективной безопасности. Первостепенной задачей является укрепление Союза Беларуси и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств».'

Вопросы формирования общего рынка, единого экономического и таможенного пространства стран СНГ нуждаются в тщательном изучении

1 Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета, 2000. 11 июля.

не только экономистов и политологов, но и правоведов. Правовая наука призвана разработать и представить научно обоснованную с государственно-правовой точки зрения концепцию развития политической и экономической интеграции стран-членов СНГ. Поэтому изучение государственно-правовых (конституционных) основ участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях, складывающихся в рамках Содружества Независимых Государств, выявление положительных и негативных составляющих этого процесса, своевременная оценка возможных последствий, преодоление препятствий на пути интеграции обусловливают необходимость изучения вопросов сотрудничества Российской Федерации со странами-членами СНГ во всех областях, в том числе и в сфере таможенных отношений. Актуальность таможенного направления обусловлена тем, что именно на этом направлении стремление к интеграции сталкивается с объективными трудностями, вызванными неравномерностью экономического развития различных государств СНГ, существенными противоречиями их государственных интересов. Поиск путей оптимального взаимодействия в данной области содействует разрешению важнейших вопросов развития Содружества Независимых Государств, способствует выявлению государственных интересов России в СНГ, их адекватной оценке и защите.

Российское общество готово к прагматичному варианту развития интеграционных процессов, в том числе и в таможенной сфере. Однако необходимо обоснование и представление сконцентрированной программы, способной обеспечить защиту государственных интересов России, ее внутреннего финансового и промышленного рынков. Эта задача может быть решена в том случае, если процессы реформирования политической, социально-экономической и правовой систем Содружества Независимых Государств будут осуществляться на основе принципов взаимной выгоды и равноправия, при понимании, что альтернативы взаимодействию нет.

Это потребует пересмотра стратегии осуществления преобразований в стране. Можно констатировать, что современная Россия, в основном, преодолела тенденцию разрушения государства и вступает в эпоху восстановления своего авторитета в мире. Однако это невозможно без укрепления отечественной экономики, утверждения России в качестве

достойного партнера ведущих мировых держав, восстановления ее ведущей роли на евразийском пространстве.

Степень научной разработанности и круг использованных источников. Диссертационная работа выполнена на базе изучения и использования имеющейся научной монографической литературы по рассматриваемой проблеме. Исследования общих аспектов политической и экономической интеграции государств-участников СНГ представлены в отечественном правоведении значительным количеством работ. Однако эти исследования носят по большей части политологический и геополитический характер. Вопросы государственного регулирования интеграционных процессов, конституционных основ подобного регулирования в целом и такой составной части этого процесса, каким является таможенный аспект, отечественным правоведением практически не исследованы.

При подготовке диссертационной работы были использованы труды отечественных ученых-правоведов, философов, социологов, экономистов, изучавших различные аспекты интеграции государств-участников Содружества Независимых Государств: Р.Г. Абдулатипова, С.А. Авакьяна, И.П. Блищенко, Ю.А. Дмитриева, И.А. Исаева, Л.М. Карапетяна, Д.А. Керимова, Ю.М. Колосова, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, И.И. Лукашука, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Н.А. Михалевой, B.C. Нерсесянца, Г.В. Осипова, Э.А. Позднякова, В.В. Пустогарова, Б.А. Страшуна, Э.В. Тадевосяна, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, A.M. Турубинера, Р.А. Тузмухамедова, И.А. Умновой, Н.А. Ушакова, В.Е. Чиркина, О.И. Чистякова, И.В. Фисенко, Т.М. Шамбы, С.М. Шахрая, Б.С. Эбзеева, И.С. Яценко и других.

Особое внимание уделялось изучению работ авторов, которые в той или иной степени затрагивают вопросы государственного регулирования экономических взаимоотношений стран СНГ, таможенные аспекты интеграционных процессов: А.В. Бухтиярова, Б.Н. Габричидзе, В.Е. Зобова, Ю.Г. Кисловского, А.Н. Козырина, А.Ф. Лисова, В.А. Максимцева, Л.Н. Маркова, Е.Г. Моисеева, Ю.М. Петрова, Е.Т. Усенко, А.А. Шахмаметова, Ю.В. Шишкова и других.

Нормативная база исследования. Государственно-правовое регулирование интеграционных процессов в таможенной сфере с участием Российской Федерации, практические вопросы унификации

законодательств стран СНГ исследованы на основе анализа конституционных норм, действующего законодательства, нормативных актов Российской Федерации, международных договоров, подписанных Российской Федерацией в рамках СНГ, Таможенного союза (Евразийского экономического сообщества) и Союза Беларуси и России. В диссертации использованы материалы обсуждений в Федеральном Собрании Российской Федерации, Правительстве РФ, Государственном таможенном комитете РФ законопроектов и конкретных вопросов по осуществлению интеграции в таможенной сфере.

Помимо теоретических исследований в работе было использовано значительное количество нормативных правовых актов соответствующих ведомств стран, входящих в Таможенный союз, прежде всего, Российской Федерации и Республики Беларусь. Особое внимание уделяется противоречиям таможенного законодательства стран-членов СНГ, перспективам их устранения.

Методологическая и теоретическая основа. Рассмотрение вопросов государственно-правового обеспечения интеграции Российской Федерации в таможенной сфере и практики ее осуществления проводилось на основе использования принятых в отечественном правоведении методов научного анализа: системного, структурно-функционального, социологического, сравнительно-правового, формально-юридического, теоретико-прогностического.

При изучении конституционных и иных правовых норм применялись методы диалектического познания, основное предназначение которых автор видит в представлении влияния конституционных основ и правовых регуляторов на выявление политических и экономических приоритетов России в интеграционных процессах. Благодаря избранной методике комплексного системного анализа диссертант рассматривает государственно-правовое регулирование интеграции в законодательстве Российской Федерации не как самодостаточное, автономное явление, существующее изолированно от других элементов системы интеграции, а как неотъемлемую часть этой системы.

Системный метод позволил выработать представление об интеграционных процессах как о сложном явлении, нуждающемся в четком определении интересов Российской Федерации и четкой государственной политике, направленной на их достижение.

Сравнительно-правовой метод использован при рассмотрении современного состояния таможенного законодательства России и стран СНГ, проблем преодоления имеющихся противоречий; теоретико-прогностический метод - при анализе перспектив формирования единого таможенного пространства на территории СНГ, в ходе подготовки

; рекомендаций по осуществлению процессов унификации законодательств различных государств.

Теоретические и практические выводы сделаны на основе правового анализа нормативно-правовых документов, а также деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

Цель диссертационного исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в ходе интеграционных процессов в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве.

При достижении поставленной цели были поставлены и решались основные задачи исследования:

, - исследовать конституционно-правовые основы осуществления интеграции Российской Федерации в таможенной сфере;

" - проанализировать понятие, сущность и основные концепции

> интеграции России с государствами-участниками СНГ в таможенной сфере, участие Российской Федерации в таких межгосударственных

j Таможенный Союз (Евразийское экономическое сообщество) и Союз

i Беларуси и России;

- изучить формы организации таможенных территорий, вопросы правосубъектности Таможенного союза (Евразийского экономического сообщества) и Союза Беларуси и России;

- разработать пути разрешения имеющихся противоречий в законодательстве государств-членов Таможенного союза и проанализировать перспективы их преодоления;

- выявить основные направления и перспективы государственного регулирования развития взаимодействия России со странами-членами СНГ в таможенной сфере, выделить механизмы отношений России со странами-участниками СНГ в ходе экономической интеграции.

Объектом диссертационного исследования является совокупность правоотношений, складывающихся в сфере государственно-правового регулирования интеграционных процессов в таможенной сфере при осуществлении государственными органами Российской Федерации задач по правовому обеспечению интеграции в таможенном законодательстве и реализации государственной политики в данной сфере.

Предметом исследования выступили правовые вопросы и процессы становления Таможенного союза, Союза Беларуси и России как феноменов конституционного права, практические проблемы унификации таможенных законодательств стран СНГ, государственно-правовые аспекты объединения их таможенных территорий.

При рассмотрении развития интеграционных процессов России со странами Содружества Независимых Государств в целом и, прежде всего, в таможенной сфере особое внимание в настоящем исследовании уделялось Республике Беларусь. Это обусловлено признанием того неоспоримого факта, что именно с этим государством у Российской Федерации сложились наиболее тесные связи, и именно на примере Беларуси наиболее отчетливо видны проблемы и перспективы таможенного сближения государств, образовавшихся на постсоветском пространстве.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем обстоятельством, что она относится к числу первых работ, посвященных анализу механизмов государственного регулирования участия России в процессе политической и экономической интеграции со странами-членами Содружества Независимых Государств, прежде всего, таможенного аспекта интеграционных процессов.

В диссертационном исследовании автором сформулированы и обоснованы теоретические положения и практические выводы, предложения, результаты исследования, которые и выносятся на защиту:

- Участие Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств как конституционное явление базируется на положениях Конституции РФ, а также на положениях тех международных договоров и нормативных правовых актов Российской Федерации, которые по существу имеют конституционное значение. Государственно-правовыми основами развития интеграционных процессов в таможенной сфере являются, прежде всего, положения ст. ст. 10, 11, 18, 34, 54, 71, 72, 73, 74, 132

Конституции Российской Федерации. Принципиальный характер для практики применения норм таможенного права имеют конституционные положения, закрепленные в ст. 71 Конституции РФ, о нахождении в ведении Российской Федерации вопросов установления правовых основ единого рынка и, в особенности, финансовое, валютное, таможенное регулирование. Это предполагает централизованный (т.е. федеральный) правовой порядок такого регулирования, которое имеет правовые, экономические, организационные, материально-технические, статистические и иные аспекты, обладающие существенным значением для эффективного применения норм и положений таможенного права.

- Одним из основополагающих конституционных признаков является единство осуществления государственной политики, в том числе и в таможенной сфере, на всей территории Российской Федерации. Это исключает возможность споров между Российской Федерацией, в целом, и ее субъектами по вопросам, относящимся к таможенному делу. Конституция Российской Федерации и Таможенный кодекс РФ не предусматривают права совместного ведения и, тем самым, совместного регулирования вопросов таможенного дела, что существенно ослабляет возможности субъектов Российской Федерации по участию в таможенной деятельности и эффективной реализации норм Таможенного Кодекса РФ. Представляется, например, что такая составная часть таможенного дела, как таможенная инфраструктура, которая напрямую связана с органами государственной власти (законодательной, исполнительной) субъектов Российской Федерации, могла бы стать в определенных рамках и объеме предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

- На основе сопоставления нормативных правовых актов государств-членов Содружества Независимых Государств, Союза Беларуси и России в области внешнеэкономической деятельности и таможенного регулирования с положениями соглашений, касающихся создания и функционирования Таможенного союза, нормативными документами органов союза на предмет их соответствия друг другу подготовлены рекомендации по гармонизации и унификации данных документов. Предлагается технологическая схема формирования нормативных правовых документов, основанная на четком разграничении сфер действия модельных законов, договоров и соглашений, исключении

10

необоснованного дублирования одних и тех же положений, неадекватного подхода к одним и тем же вопросам, а также координации временного режима их принятия, определении последовательности принятия документов.

- Экономико-правовую основу белорусско-российского союза должен составить реальный, а не формально декларированный таможенный союз, нацеленный на его перерастание в полноценный экономический союз. Таможенный союз - это договорное объединение государств в целях создания общей таможенной территории и осуществления совместной торговой политики. Общая таможенная территория создается не только путем отмены таможенных пошлин и таможенной границы между членами союза, но и посредством установления единого таможенного тарифа и общей внешней таможенной границы союза со странами - не членами. В сложившихся условиях наиболее перспективным направлением является реализация содержащихся в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства» задач по формированию единого таможенного пространства, унификации гражданского и налогового законодательств, валютного регулирования и денежно-кредитной системы, формирования единого бюджета, проведения единой внешней политики, согласия в вопросах обороны и безопасности.

- Среди практических рекомендаций содержится предложение о проработке в рамках Таможенного союза механизма оперативного и адекватного реагирования на кризисные ситуации в экономической и таможенной сферах. В рамках Союза Беларуси и России приоритетным признается ускорение работы по завершению подготовки и принятию единого Таможенного кодекса, единого законодательного акта о таможенном тарифе, что позволит юридически закрепить функционирование единой таможенной территории, будет содействовать устранению существующих в этой области проблем и различий.

- Эффективная и отвечающая современному уровню интеграционных процессов деятельность Таможенного союза будет крайне затруднена без разрешения вопроса международной правосубъектности данного объединения государств. Диссертационное исследование содержит доводы в пользу принятия такого решения и механизмы его осуществления.

Практическая значимость и апробация результатов исследования. Содержащиеся в исследовании предложения могут способствовать выработке, обоснованию и развитию современной концепции интеграции Российской Федерации со странами-членами Содружества Независимых Государств в экономической и таможенной сферах, совершенствованию государственного регулирования указанными процессами. Ряд предложений автора могут быть использованы в ходе законопроектной деятельности как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов, а также в работе соответствующих министерств и ведомств.

Положения диссертации могут быть использованы в преподавании конституционного права Российской Федерации, теории и истории государства и права, таможенного права, политологии, некоторых других дисциплин, в частности, при разработке спецкурсов по актуальным проблемам интеграции России со странами-участниками СНГ и совершенствования таможенного законодательства.

Основные результаты диссертации были отражены в статьях и публикациях, а также в предложениях автора, направленных в комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Диссертант принимал участие в подготовке и обсуждении ряда законопроектов.

Важнейшие положения диссертационного исследования были обсуждены и одобрены на заседании методологического семинара и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура работы отражает логику исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованных нормативных правовых источников и литературы.

П.Основное содержание диссертационной работы

Во Введении обосновывается актуальность темы, определяются предмет, цели и задачи исследования, характеризуется состояние теоретической разработки проблемы, излагаются методологическая основа, научная новизна, практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

12

Глава I - «Конституционно-правовые основы осуществления интеграции Российской Федерации и стран-членов СНГ в таможенной сфере» - содержит анализ таможенного аспекта правового регулирования интеграции Российской Федерации со странами СНГ (§ 1), вопросов правосубъектности Таможенного союза (§ 2), проблем объединения таможенных территорий Российской Федерации и Беларуси в рамках Союзного государства (§ 3).

Несмотря на игнорирование в Конституции РФ участия Российской Федерации в интеграционных объединениях, государственно-правовые (конституционные) вопросы взаимоотношений Российской Федерации с государствами Содружества Независимых Государств заслуживают научного исследования в силу целого ряда взаимообусловленных причин. Среди них одной из важнейших является необходимость разработки концепции межгосударственной интеграции, отвечающей уровню развития процессов формирования общего экономического, культурного, информационного пространства.

Действующая в Российской Федерации таможенная система нуждается в поэтапном совершенствовании. Проблемы подобного совершенствования - предмет отдельного исследования. В представленном диссертационном исследовании основное внимание уделяется государственно-правовым основам развития интеграционных процессов в таможенной сфере и анализу таможенного законодательства стран Содружества Независимых Государств, проблемам его унификации и сближения.

Диссертант исходит из расширительного понимания термина «конституционные основы», обосновываемого, в частности, В.Т. Кабышевым: в конституционном плане термин «основы» подчеркивает особенности и специфику конституционного регулирования общественных отношений, указывает на источник, то главное, на чем базируется определенное явление2. В диссертации выделяются следующие составные части системы правового регулирования интеграционных процессов в таможенной сфере: ^конституционные нормы, прямо или косвенно регулирующие таможенное дело; 2) нормы законодательства (в узком смысле), т.е. собственно таможенные законы и нормы иных законов,

2 Конституционное право России: лекции / Отв. ред В.Т. Кабышев, Е.В. Колесников. Саратов, 1995. С. 523.

регулирующих таможенное дело; 3) нормативно-правовые акты, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, Государственным Таможенным комитетом РФ (самостоятельно или совместно с другими министерствами и ведомствами) по вопросам таможенного регулирования. Значительная часть указов Президента и постановлений Правительства по вопросам таможенного регулирования имеет, как показывает опыт, долговременный и фундаментальный характер; 4) акты органов Евразийского экономического сообщества (Таможенного союза), Союза Беларуси и России по вопросам межгосударственного таможенного сотрудничества.

Главной методологической посылкой диссертационного исследования является понимание, что при анализе таможенных аспектов интеграции, практики реализации Таможенного Кодекса РФ надлежит учитывать «ряд других принципиальных моментов, которые «вытекают» из содержания Конституции, имеют «сквозной» характер и непосредственно касаются Таможенного Кодекса, таможенного дела и права, а также практики реализации их норм»3.

При классификации конституционно-правовых мер воздействия на вопросы таможенного регулирования диссертант отмечает, что общедемократические концепции должны быть положены в основу как вопросов формирования таможенного дела и таможенного права, так и его реализации в различных правоотношениях. Конституция РФ 1993 г. гарантирует основы конституционного строя (в данном случае - единство экономического таможенного пространства Российской Федерации) через установление конкретных ограничений в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, правовой статус которых содержит полномочия по установлению таможенных границ, пошлин и сборов (п.п. «ж» и «з» ст. 71; п. «и» чЛ ст. 72; ст. 73 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

Ст. ст. 8 и 74 Конституции РФ толкуют территорию Российской Федерации именно как «таможенную территорию», то есть пространство в рамках таможенных границ. Обоснованность столь узкого, в сравнении со ст. 67 Конституции РФ, толкования понятия «территория» вытекает из

3 Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации // М.: Книжный мир, 1998. С. 14.

наличия общегосударственного таможенного регулирования (пункт «ж» ст. 71 Конституции РФ), а также общепринятой международной практики экономической защиты внутреннего рынка.

Обложение пошлинами и сборами товаров при перемещении между территориями различных субъектов Российской Федерации активно использовалось субъектами РФ вплоть до принятия действующей Конституции РФ в целях защиты местного товарного рынка от потребителей из соседних регионов. Само установление пошлин и сборов при перемещении товаров, услуг и финансовых средств между различными территориями Российской Федерации (за исключением, естественно, территорий свободных таможенных зон и свободных складов) можно рассматривать как введение отдельных элементов помещения их под таможенный режим. Подобные решения наиболее активно принимались органами государственной власти Российской Федерации в 1990-1992 гг. Ст. 74 Конституции РФ сделала незаконным принятие подобных решений органов государственной власти субъектов в будущем.

В диссертации подчеркивается значимость положений Конституции Российской Федерации, формулирующих принцип осуществления государственной власти Российской Федерации на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную; об осуществлении указанной власти высшими органами России, а также органами государственной власти в субъектах Российской Федерации; о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также конституционной нормы, что указанное разграничение осуществляется также и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

По мнению диссертанта, в связи с заключением пакета договоров между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации расширяется правовая основа предметов совместного ведения. В нее включаются, хотя и вполне обоснованно в ограниченном объеме, также и вопросы таможенного дела. На основе анализа заключенных между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации двусторонних договоров о разграничении полномочий (предметов ведения) между Российской Федерацией и соответствующими субъектами РФ проводится в правовом порядке идея об отнесении к совместному ведению

15

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросов реализации таможенной политики на территории данных субъектов РФ.

Такой подход усилит таможенный потенциал страны, активизирует роль органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении таможенного дела, решении многочисленных и сложных проблем таможенной инфраструктуры, кадровой политики и практики, организации системы обучения сотрудников таможенных органов, обеспечении гармоничного и системного взаимодействия и сотрудничества между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В диссертации исследуются основные начала осуществления таможенной политики, которыми выступают: 1) единство таможенной политики как составной части внешней политики; 2) единство системы государственного регулирования таможенной политики и контроля за ее | осуществлением; 3) единство политики таможенного контроля; 4) единство таможенной территории Российской Федерации; 5) приоритет экономических мер государственного регулирования таможенной деятельности; 6) равенство участников таможенного оборота и их недискриминация; 7) защита государством прав и законных интересов участников таможенной деятельности; 8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговый оборот, нанесения ущерба его участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Правовое регулирование интеграционных процессов изучается в диссертационном исследовании в трех плоскостях:

| во-первых, это всестороннее государственное сближение России и ' Беларуси, их межгосударственный союз, на котором могут и должны быть отработаны конкретные экономические, политические и правовые механизмы воссоединения. Речь идет о некоей модели, которая затем может быть использована другими государствами, желающими присоединиться к российско-белорусскому союзу;

во-вторых, Таможенный союз, образованный в соответствии с Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, подписанный 29 марта 1996 г. в Москве Российской Федерацией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией, который предполагает более гибкие формы межгосударственного взаимодействия в достаточно широком

' 16

спектре, вплоть до создания наднациональных органов в тех сферах, где это признано целесообразным и необходимым. Договор не привел к созданию в рамках СНГ некоего нового межгосударственного объединения. Сформированная договором интеграционная конструкция не только не обладает международной правосубъектностью, но до 10 октября 2000 г., когда в Алма-Ате был подписан договор о создании Евразийского экономического сообщества, даже не имела своего названия, позволяющего односложно ее идентифицировать. Так как основой этого объединения является сотрудничество в таможенной сфере, обычно его определяют как Таможенный союз;

в-третьих, перспективы взаимоотношений в рамках Содружества Независимых Государств, которое хотя и отличается на практике невысокой степенью интеграции, но еще не исчерпало всех своих потенциальных возможностей как промежуточная форма, призванная содействовать постепенному переходу государств-участников к более интегрированным отношениям.

Страны Содружества Независимых Государств в своем развитии находятся на различных уровнях. В силу исторических традиций, имеющегося производственного и научно-технического потенциала выступить лидером интеграционных процессов и взять на себя ведущую роль в поэтапном формировании таможенного и экономического союза смогла только Россия. На сегодняшний день уже создан определенный правовой фундамент сотрудничества со странами-членами СНГ. Однако далеко не каждое соглашение, направленное на межгосударственную интеграцию стран-членов СНГ, было реализовано.

В диссертации выделяются задачи интеграции в таможенной сфере:

1) Сохранение и укрепление единого экономического пространства стран-членов Содружества Независимых Государств. Выполнение этой задачи должно способствовать нормальному динамичному общению государств и таможенному перемещению товаров, транспортных средств через соответствующие границы.

2) Обеспечение в пределах этого пространства свободного движения товаров, которое стимулирует развитие внешнеэкономических связей и оживляет таможенный процесс.

3) Выработка общей политики в отношении третьих стран и сведение к минимуму противоречий при ее реализации. Поскольку

17

таможенный процесс охватывает множество стран и регионов, необходимо проводить взвешенную, сбалансированную таможенную политику в отношениях между одной группой стран по отношению к другой группе и даже к отдельной стране.

4) Унификация таможенного законодательства и таможенных процедур, что должно существенно упростить таможенное общение, а также перемещение товаров и транспортных средств через границы, помочь найти оптимальные варианты таможенного оформления и контроля, таможенно-тарифного регулирования, таможенной статистики и других средств реализации таможенной политики, сохранив при этом особенности национального элемента таможенных систем и служб. Разумная унификация ведет к гармонизации таможенных систем, к согласованию таможенного законодательства отдельных стран.

5) Создание Таможенного союза, который должен стать самостоятельным субъектом международного права.

6) Выработка общего таможенного тарифа и введение единообразного внутреннего налогообложения товаров и иных предметов, которые ввозятся на общую территорию и вывозятся с этой территории, а также освобождение от обложения таможенными пошлинами, налогами и сборами товаров, обращающихся внутри Таможенного союза.

7) Неустановление таможенных барьеров между государствами-участниками соглашений о таможенном союзе и регулярный пересмотр действующих количественных ограничений с тем, чтобы объем ограничений на вывоз товаров во взаимном объеме уменьшался.

Диссертант анализирует правовую основу взаимодействия стран-членов СНГ в экономической сфере, в частности, документы, регламентирующие отношения между Россией и Беларусью, наиболее важные соглашения, составляющих сегодня нормативную базу Таможенного Союза. При создании Таможенного Союза была заложена идея формирования единого экономического рынка, перехода к экономическому союзу и общему рынку. Из всех декларируемых и возможных союзов стран Содружества Независимых Государств -торгового в виде межгосударственной или многосторонней ассоциации свободной торговли; таможенного; общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; платежного и валютного (здесь последовательно перечислены все этапы углубления интеграции стран

18

Содружества, определенные Договором об экономическом союзе 1994 г.) -реально в настоящее время можно рассматривать и анализировать лишь Таможенный союз.

Функционирование Таможенного союза, как и любого другого международного образования, немыслимо без формирования действенной правовой базы, обеспечивающей единство подходов к проблемам интеграции государств, что проявляется в правовом регулировании внешнеэкономической деятельности, таможенных, валютно-финансовых отношений, вопросов налогообложения и т.д. Значительная роль в деле формирования правовой базы интеграции, в том числе и в таможенной сфере, принадлежит Межпарламентскому Комитету, определяемому как международная парламентская организация. Однако модельные законодательные акты, разрабатываемые Межпарламентским Комитетом, обладают лишь рекомендательным характером. Поэтому правовые нормы, предусматриваемые модельными законами, не имеют прямого действия. В то же время формирование единого экономического и таможенного пространства и его функционирование невозможно без универсальных правовых регуляторов.

Наиболее простой путь при этом - придание модельным законам, разрабатываемым Межпарламентским Комитетом, статуса правовых актов прямого действия. Но с точки зрения воплощения данного принципа следует отметить, что это займет длительный период и, скорее всего, его реализация станет возможна лишь после формирования общего представительного и законодательного органа - парламента государств-участников договора (по типу Европарламента), который будет избираться непосредственно гражданами государств-участников.

В ближайшей перспективе реален, по-видимому, другой путь: для обеспечения действенности модельных законодательных актов необходимо, чтобы парламенты государств-участников договора условились о порядке и правилах трансформации правовых норм модельных законов в национальное законодательство. Пока же наиболее эффективной формой нормотворческой деятельности следует признать подготовку и принятие на уровне Межгосударственного Совета международных договоров и соглашений по приоритетным направлениям интеграции.

19

Подводя итог анализу взаимоотношений в рамках Таможенного союза, в работе рассматривается ряд важных практических вопросов, ответы на которые позволяют в сконцентрированном виде представить, что представляет собой Таможенный союз с правовой точки зрения:

1) Создание таможенного союза означает замену таможенных территорий государств-участников единой таможенной территорией. Таможенный союз предполагает формирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами, которые не являются участниками союза (внешний аспект).

2) Формирование Таможенного союза означает создание единого внешнего таможенного тарифа в отношении торговли с третьими странами, то есть в данном случае пять национальных таможенных тарифа должны быть заменены одним, основанным на межгосударственном договоре, так называемом, «конвенциональным тарифом». Если этого единого конвенционального тарифа нет, то с точки зрения ГАТТ/ВТО подобное объединение не является таможенным союзом, а договор представляет собой документ о намерении создать таможенный союз (т.е. на языке ГАТТ/ВТО «interim agreement»).

На территории государства-участника Соглашения о Таможенном союзе действуют национальные таможенные тарифы, унификация которых должна произойти в соответствии с российским тарифом. Принятие единого конвенционального тарифа рассматривается как перспективная задача на заключительных этапах формирования Таможенного союза.

3) Таможенный союз предполагает проведение скоординированной внешнеторговой политики странами-участниками союза в отношении третьих стран. Создание Таможенного союза находится на начальной стадии. Его международная нотификация пока, к сожалению, является неоформленной.

4) Единая таможенная территория означает свободное перемещение в ее пределах товаров, происходящих не только в Российской Федерации, но и в Беларуси и Казахстане, других государствах-участниках соглашений.

5) На единой таможенной границе стран-участников Соглашения о таможенном союзе с третьими странами таможенными органами взимаются таможенные пошлины и другие таможенные платежи, поэтому

20

важен механизм распределения таможенных поступлений между бюджетами государств-участников Таможенного союза.

Создание белорусско-российского таможенного союза и отмена в 1995 г. таможенных пошлин в целом положительно сказались на состоянии внешней торговли между Россией и Беларусью. Беларусь получила экономические выводы от взаимной отмены экспортных и импортных пошлин, других платежей и таможенных процедур, в целом. С этим связывается удвоение доли России во внешнеторговом обороте Беларуси и заметный рост белорусского экспорта в Россию. Ликвидация таможенных границ увеличила экспортные поставки из России в другие страны Таможенного союза в 1,4 раза в течение двух лет (без учета реальных экспортных доходов, поскольку за часть экспорта Россия так и неполучила платежей). Объем российско-белорусской торговли возрос в 1,7 раза. Россия также получила преимущества в результате совместного пограничного и таможенного контроля на внешних границах таможенного союза.

Глава II - «Правовое обеспечение интеграции в таможенном законодательстве стран-членов СНГ» - посвящена анализу современного состояния таможенного законодательства стран-членов СНГ (§ 1), исследованию противоречий и перспектив сближения таможенного законодательства стран-членов СНГ (§ 2), изучению вопросов договорного регулирования унификации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь (§ 3).

Реформы, проводимые государствами-участниками СНГ, направлены прежде всего на развитие рыночных отношений, создание единого экономического пространства, что особенно четко прослеживается в подписанном 26 февраля 1999 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан Договоре о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве. При этом стороны, заключившие названный Договор, подчеркивают, что создание единого экономического пространства невозможно без проведения согласованной таможенной и тарифной политики, поэтому существенное значение приобретает процесс гармонизации таможенного законодательства, механизмов таможенного и нетарифного регулирования, упрощение таможенных процедур. Изменения, произошедшие в этом направлении, приводятся в ходе анализа

/•' 21

состояния таможенного законодательства участников соглашений о Таможенном союзе, прежде всего, таможенных кодексов.

Создание единой таможенной территории потребует значительных усилий, положение усугубляется недостаточно эффективным механизмом согласования мнений государств-участников, принятия решений и контроля за их выполнением. Несовпадение интересов участников Таможенного союза предопределяется различиями их экономических потенциалов, разной структурой экономики, неодинаковыми темпами проведения экономических реформ и существенными отличиями в их характере.

Анализ показывает, что динамизм был утрачен, начиная с середины 1996г., когда к таможенному союзу Беларуси, Казахстана и России присоединилась Киргизия. Наиболее отчетливо трудности в согласовании позиций государств-участников таможенного союза и последствий несогласованности в их позициях проявились на примере вступления Кыргызстана во Всемирную торговую организацию. Важная задача Таможенного союза - это обеспечение координации действий всех государств-участников при вступлении во Всемирную торговую организацию. Причем предназначение союза в данном вопросе -обеспечить согласованность и скоординировать действий с целью принятия таких обязательств, которые, во-первых, способствовали бы успешному становлению Таможенного союза, и во-вторых, позволили бы ему в дальнейшем эффективно функционировать.

Осуществление целей Таможенного союза проходит непросто, до сих пор декларацией остается задача создания единой таможенной территории, налицо явная несогласованность действий органов власти и управления стран-членов Таможенного союза. Шагом к созданию единого экономического пространства России и Беларуси может стать введение единого таможенного тарифа. Соглашение об унификации таможенных систем двух стран было подписано на заседании Правительства Союза в январе 2001 г. Хотя не все ставки были согласованы двумя странами, для России, которая значительную часть своего сырьевого экспорта направляет через территорию Беларуси, особенно важно согласие принять общий экспортный тариф на нефть и нефтепродукты. Если сравнивать ставки таможенных пошлин, установленных Россией и Беларусью, то расхождения можно выявить по нескольким десяткам позиций, при

22 ..'v •'.:.-'•

сравнении с Казахстаном - их количество превышает 600, а по Киргизии ставки вообще совпадают лишь по шестой части позиций. Поэтому первоочередная задача - установление единых таможенных тарифов, их унификация.

Трудности интеграционного процесса актуализировали идею разноскоростной и многоуровневой интеграции, в рамках которой могли быть реализованы модели двусторонней, в частности, российско-белорусской интеграции. В работе рассматриваются актуальные проблемы развития российско-белорусского союза на основе подходов, заложенных в Договоре о создании Союзного государства Беларуси и России от 8 декабря 1999 г. Приведенный анализ состояния российско-белорусских таможенных отношений показывает, что нет принципиальных препятствий для их дальнейшего укрепления и динамичного развития. Имеющиеся проблемы вполне разрешимы. Таможенные отношения России и Беларуси имеют большой потенциал развития, обладают многими реальными конкурентными преимуществами, позволяющими обоим государствам совместно более успешно интегрироваться в систему мировых связей. Для этого требуются энергичные, целенаправленные, адекватные имеющимся проблемам действия законодательных и исполнительных органов власти России и Беларуси, союзных структур.

Следует принять качественно новый документ, определяющий дальнейшее развитие таможенного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств - Соглашение о принципах таможенной политики стран-участников СНГ. Инициатива подобного документа должна исходить от Российской Федерации. Оформлением данной инициативы может стать принятие Декларации «Об основах таможенной политики и сотрудничества Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств». В Таможенный кодекс следует внести изменения и дополнения, выделив специальный самостоятельный раздел, посвященный сотрудничеству Российской Федерации со странами-членами СНГ в рамках Таможенного союза и реализации положений Договора о создании Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Это - актуальная и давно назревшая задача и практическая проблема совершенствования вопросов таможенного регулирования: перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств;

23

таможенные режимы; валютный контроль; таможенные льготы; ведение таможенной статистики и номенклатуры внешнеэкономической деятельности; разделы, касающиеся правоохранительной деятельности таможенных органов; информирование и консультирование; предварительное решение, обжалование и рассмотрение решений.

Из достигнутых результатов можно выделить: практическую унификацию ставок таможенных пошлин, соблюдение порядка взаимного согласования их изменений, проведение унификации процедур по взиманию акцизов и налога на добавленную стоимость при ввозе товаров из третьих стран. Необходимо выработать единую и взаимовыгодную позицию России и Беларуси в отношении применения единых принципов косвенного налогообложения их торговли с другими государствами. Экономическая целесообразность и интересы интеграции требуют применения принципа страны назначения при налогообложении торговли со всеми странами.

Однако не может состояться ни таможенный, ни платежный союз без союза политического, который как объединение государств, субъект международного права должен иметь: круг полномочий и предметов ведения, делегированных ему государствами-участниками; правовую систему, опирающуюся на прямое действие решений органов Союза, принятых в пределах делегированных им полномочий и предметов ведения; гражданство Союза как главный правовой институт, обеспечивающий устойчивую связь граждан государств-участников с Союзом и его институтами.

В любом случае будущее Таможенного союза, как в рамках Евразийского экономического сообщества, так и Союза Беларуси и России, будет продолжать оставаться неясным, пока страны - участницы рассматриваемых объединений не определятся в стратегии включения в мирохозяйственные связи, не выработают приоритеты своего экономического развития.

В Заключении кратко подводятся итоги диссертационного исследования, обобщаются сделанные в работе теоретические выводы и приводятся практические рекомендации по исследуемой теме. Основной вывод, к которому приходит автор диссертационного исследования, состоит в том, что серьезным изменениям должны быть подвергнуты все составные части государственно-правового регулирования

24

межгосударственных отношений: Россия - Беларусь; Россия - члены Таможенного союза, в том числе и вопросы, которые регулируются таможенным правом.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Союзное государство Беларуси и России. К вопросу об объединении таможенных территорий // Национальные интересы. 2000. №5/6.-0,8п.л.

2. Регулирование интеграционных процессов Российской Федерации со странами СНГ: таможенный аспект // Право и жизнь. 2001. - № 35. -0,8 п.л.

3. Таможенный союз: есть ли перспектива? // В Сб. «Проблемы государственного строительства и права». Вып. I. M.: Изд-во РАГС, 2001. -0,5 п.л.


Описание предмета: «Таможенное право»

Таможенное право – это отрасль законодательства РФ; совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих таможенно-правовые отношения

Литература

  1. Н.И. Ляхова, И.А. Понкратова, Н.В. Полищук. Управление бюджетным процессом муниципального образования. – М.: ООО "ТНТ", 2012. – 172 с.
  2. А.П. Ефремов, Г.Л. Адян, А.Н. Волкова, И.Н. Орлова, Е.В, Певницкая, Ю.А. Кутузов. Механика. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2008. – 220 с.
  3. О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. Государственные и муниципальные финансы. – М.: КноРус, 2012. – 480 с.
  4. И.А. Слобцов, О.В. Шашкова. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (поглавный). – М.: КноРус, Макет плюс, 2012. – 368 с.
  5. И.А. Приходько, А.В. Бондаренко, В.М. Столяренко. Комментарий к изменениям, внесенным в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 19 июля 2009 г. №205-ФЗ. – М.: Международные отношения, 2009. – 344 с.
  6. И.А. Приходько, А.В. Бондаренко, В.М. Столяренко. Комментарий к остановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. № 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции". – М.: Международные отношения, 2010. – 392 с.
  7. И.Г. Иутин, Н.В. Кичигин, Г.В. Пахарева, М.В. Пономарев, А.С. Широбоков. Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Постатейный комментарий к Федеральному закону. – М.: Юстицинформ, 2011. – 296 с.
  8. И.А. Губанов, К.В. Киселева, В.С. Новиков. Дикорастущие полезные растения. – М.: Издательство МГУ, 1993. – 302 с.
  9. И.А. Умнова, И.А. Алешкова, Л.В. Андриченко. Конституционное право Российской Федерации. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть. – М.: Юрайт, 2015. – 440 с.
  10. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. Тесты для определения развития ребенка. Задания повышенной трудности. Развитие речи. Основы грамоты и чтение. – М.: Экзамен, 2016. – 24 с.
  11. Некрасов С.И. , Зайцева-Савкович Е.В. , Питрюк А.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности (для бакалавров и СПО). Учебник. – М.: Юстиция, 2016. – 216 с.
  12. Н.Н. Блондина, И.А. Блондин, Т.В. Зубкова, И.В. Павлова. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 256 с.
  13. И.А. Умнова, И.А. Алешкова, Л.В. Андриченко. Конституционное право Российской Федерации. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть. – М.: Юрайт, 2017. – 440 с.
  14. И.А. Умнова , И.А. Алешкова, Л.В. Андриченко. Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 202 с.
  15. Н.Н. Загиров, И.Л. Константинов, Е.В. Иванов. Основы расчетов процессов получения длинномерных металлоизделий методами обработки металлов давлением. Учебное пособие. – М.: Инфра-М,Сибирский федеральный университет СФУ, 2018. – 312 с.
  16. Некрасов С.И. , Зайцева-Савкович Е.В. , Питрюк А.В. Основы права. Учебник. – М.: Юстиция, 2019. – 184 с.
  17. И.А. Василенко, Е.В. Василенко Елена, А.Н. Люлько. "Умный город" XXI века: возможности и риски смарт-технологий в городском ребрендинге. – М.: Международные отношения, 2018. – 256 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Правовые основы бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетное право
Диплом
67 стр.
Функции туроператора и турагента в мире и в России
Техника и организация коммерческой рекламы в туризме
Реферат
18 стр.
Преддипломная практика
Техника и организация коммерческой рекламы в туризме
Другое
30 стр.
Реклама как феномен правовой культуры
Техника и организация коммерческой рекламы в туризме
Другое
66 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ирина
Добрый вечер! Поздравляю с Новым годом и Рождеством!