Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Правовые основы государственной защиты граждан российской федерации - участников боевых действий Общая теория права
ЛАЙКОВ Владимир Павлович
Правовые основы государственной защиты граждан российской федерации - участников боевых действий
12.00.02. Конституционное право, муниципальное право
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Москва - 2001
Работа выполнена на кафедре государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Демократические процессы, происходящие в Российской Федерации, показывают стремление к качественно новому этапу в развитии общественных отношений, отношений личности, общества и государства, где государство обязано стоять на защите прав и свобод человека и гражданина. Эти процессы затрагивают все социальные слои и группы, в том числе и такую социальную группу как государственных служащих и ее достаточно значимую часть - военнослужащих. Особый интерес представляют военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях по защите государственных интересов Российской Федерации. В последнее десятилетие их число пополнили сотрудники органов внутренних дел, участвующие в охране, защите и восстановлении конституционного порядка на территории России.
Эта группа находится в сложном правовом и социально-психологическом положении, связанном с тем, что за достаточно короткое время приходится несколько раз менять образ жизни: адаптироваться сперва к условиям боевых действий, а затем к мирной жизни (причем, и те и другие условия постоянно изменяются, а период реадаптации нередко связан с серьезным снижением социального статуса).
Основная проблема в совершенствовании правового и социального обеспечения лиц, выполнявших свой служебный и воинский долг по защите государственных интересов России, состоит в том, что с одной стороны, государство обязано проявлять социальную и правовую заботу о военнослужащих, выполняющих свой воинский долг (о чем свидетельствует длинный перечень принимаемых законов и указов Президента Российской Федерации о мерах по социальной и правовой защите военнослужащих и членов семей). Но с другой стороны, практика свидетельствует о том, что достаточно большое число участников боевых действий по защите государственных интересов России и восстановлению конституционного порядка на ее территории обращаются с жалобами на действия должностных лиц в вышестоящие органы и судебные инстанции на неправомерное применение или неприменение норм законодательства в части предоставления установленных льгот, задержках единовременных выплат, несвоевременном пенсионном обеспечении и т.п.
К сожалению, до настоящего времени нет четкой правовой регламентации форм государственной защиты участников боевых действий.
Порядок и процедура предоставления тех или иных льгот регламентируются различными по юридической силе нормативно-правовыми документами. Нет, например, четкой правовой регламентации порядка включения на льготных основаниях в выслугу лет для начисления пенсии срока несения службы военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел, в период постоянной дислокации их частей в зоне боевых действий, так называемой "горячей точке".
Ситуация усложняется еще и тем, что количество субъектов государственного управления, на которых возложена обязанность обеспечения социально- правовой защищенности участников боевых действий постоянно возрастает: это и Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная пограничная служба и др. Но, как известно, "у семи нянек дитя без глаза". Нарушения законодательства, ущемление прав и законных интересов участников боевых действий допускаются зачастую из-за слабого знания нормативно-правовых актов, регулирующих основания и порядок предоставления льгот, из-за неумения применять их в различных кадровых ситуациях, из-за несоблюдения установленных процедур юридического оформления отдельных видов правоотношений, складывающихся между субъектами служебных отношений в процессе государственной службы.
Указанные обстоятельства дают основание рассматривать исследование проблемы совершенствования правового обеспечения и механизма реализации правовой и социальной защиты участников боевых действий в государственных интересах России как актуальную в теоретическом и практическом отношениях тему.
Степень разработанности темы исследования. В работе предпринята попытка синтезировать, по проблеме правового положения граждан Российской Федерации - участников боевых действий, полученные по меньшей мере в трех её фундаментальных направлениях. Во-первых - это права и свободы человека и гражданина и правовой статус личности, во-вторых- формы и методы правовой, социальной, вообще говоря, государственной защиты граждан, и, в третьих-правовое регулирование государственной службы Российской Федерации. По этой причине работа, отличаясь новизной постановки темы и метода ее исследования, опирается на значительный научный потенциал теоретических результатов конституционного и административного права.
Тематика правового положения личности в обществе, особенно ее прав и свобод, была и остается одной из центральных в отечественной юриспруденции. Различным сторонам данной проблемы посвящены труды ученых-юристов: Е.В. Аграновской, С.С. Алексеева, B.C. Афанасьева, В.К. Бабаева, С.Н. Братуся, Н.В. Витрука, Н.А. Власенко, Л.Д. Воеводина, Н.Н. Вопленко, В.И. Гоймана, Н.Л. Гранат, Д.Л. Златопольского, В.П. Казимирчука, В.А. Карташкина, С.А. Комарова, В.А. Кучинского, В.В. Лазарева, Р.З. Лившица, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, Н.С. Малеина, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, В.В. Оксамытного, И.Л. Петрухина, А.С. Пиголкина, И.В. Ростовщикова, В.Г. Стрекозова, М.С. Строговича, Б.Н. Топорнина, И.Е. Фарбера, B.C. Шадрина, В.М. Чхиквадзе, Б.С. Эбзеева, Л.С. Явича и многих других.
Существенная основа теории государственной защиты как деятельности определенных субъектов - государственных органов, общественных организаций, физических лиц содержится в работах Н.Е. Автаевой, С.С. Алексеева, Б.Т. Базылева, Н.П. Волошина, В.И. Гоймана, С.Е. Донцова, А.Н. Завадской, О.В. Иванова, Р.У. Концелидзе, Ж.Н. Машутиной, П.П. Сертуна, В.А. Тарасовой, С.А. Чернышева и др.
Особое значение для проведения исследования составили труды в области административного права, государственной службы и государственного управления отечественных ученых-правоведов: Г.В. Атаманчука, С.Е. Вицина, Н.М. Казанцева, В.Н. Кудрявцева, Л.М. Колодкина, Б.М. Лазарева, Е.А. Лукашевой, В.М. Манохина, A.M. Омарова, А.С. Се-макина, Ю.П. Соловья, Ю.Н. Старилова, А.В. Стремоухова, Ю.А. Тихомирова, Г.А. Туманова и других.
Практика применения вооруженных сил в интересах защиты государства, общества и граждан затрагивает большинство отраслей законодательства. Предмет настоящего исследования - правоотношения государственной защиты самих участников боевых действий в интересах Российской Федерации - позволяет сконцентрировать анализ на проблематике конституционных оснований и административно-правовых форм, соединяющих в себе проблематику государственного управления и государственной службы. В последнее время появились работы по безопасности военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел. Однако вопросы социальной и правовой защищенности лиц, проходивших службу в условиях чрезвычайного положения или принимавших участие в боевых действиях, не нашли в них должного отражения.
Проблема осуществления социальной и правовой защищенности участников боевых действий по защите государственных интересов Российской Федерации не подвергалась самостоятельному научному исследованию, она, как правило, рассматривалась обобщенно, применительно к правовому статусу человека. Не изучена до сих пор деятельность субъекта управления в системе государственной службы по социально-правовой защите лиц, выполняющих свой служебный и воинский долг в условиях боевых действий и контртеррористических операций. В диссертационной работе на основе теоретического осмысления, обобщения и анализа практики социальной защиты участников боевых действий предпринята попытка выработать ряд предложений и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования и обеспечения социальной защиты участников боевых действий.
Объект исследования - правовые и организационные формы государственной защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации-участников боевых действий.
Предметом исследования являются публично-правовые отношения государственной защиты, возникающие при выполнении государственными органами и их должностными лицами обязанностей по исполнению за-конноустановленных мер правовой, социальной и иной защиты граждан Российской Федерации, принявших участие в боевых действиях в государственных интересах России, и применяемых к названным лицам как в период прохождения ими государственной или призывной службы, так и после её прекращения.
Целью настоящего диссертационного исследования является выявление проблем правового регулирования и организационного обеспечения мер правовой и социальной защиты участников боевых действий в государственных интересах России и определение возможных путей их решения на практике.
Для достижения данной цели диссертантом были поставлены и решены следующие задачи:
-провести теоретический анализ категорий: "государственная защита"; "социальная и правовая защита государственных служащих"; "социальная и правовая защищенность государственных служащих" и конкретизировать их применительно к участникам боевых действий;
-определить основные направления правового регулирования государственной защиты прав и законных интересов участников боевых действий;
-дать правовую оценку современного состояния правовой и социальной защищенности участников боевых действий в период прохождения государственной службы и после ее прекращения;
-выявить особенности реализации в системе государственных органов правоотношений правовой и социальной защиты служащих;
-определить специфику организационного обеспечения правовой и социальной защиты участников боевых действий;
-разработать предложения и дать рекомендации по совершенствованию мер правовой и социальной защиты участников боевых действий и механизма их реализации на практике.
Методологической основой диссертационного исследования является комплекс методов научного познания, включающий в себя диалектический метод и системный подход, научно-познавательные возможности которых позволяют всесторонне исследовать организационно-правовые отношения, складывающиеся при осуществлении социальной и правовой защиты участников боевых действий.
В процессе исследования были использованы как общенаучные, так и специальные методы исследования, в частности: историко-правовой и сравнительно-правовой (компаративный) методы; метод контент-анализа документов, соответствующих законов и иных нормативных правовых актов (указов Президента России, постановлений Правительства, документов Министерства обороны, Министерства внутренних дел России, Министерства чрезвычайных ситуаций России - директивы, приказы, указания и инструкции; отчеты, обзоры, аналитические справки о состоянии работы с кадрами и другие документы); статистический анализ данных, отражающих результаты деятельности кадровых аппаратов государственной службы; опрос (анкетирование) участников боевых действий (280 человек), специалистов кадровых аппаратов субъектов Российской Федерации (52 человека);
Применение в комплексе различных методов и научных достижений позволило раскрыть предмет диссертации в обобщающих закономерностях и в разнообразных ракурсах, а в конечном счете - решить поставленные задачи и обеспечить достоверность и обоснованность полученных научных результатов.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили научные положения конституционного права, военного и административного права, государственного управления, социологии права, социальной психологии и психологии личности, а также медицины.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляет практика деятельности должностных лиц государственных органов по реализации мер правовой и социальной защиты участников боевых действий в государственных интересах Российской Федерации.
Научная новизна исследования: впервые предпринята попытка комплексного изучения правовых и организационных форм государственной защиты участников боевых действий на основе синтеза конституционно-правовых и административно-правовых положений об общем и специальном статусах граждан Российской Федерации, защиты их прав и свобод, компенсации понесенного ими ущерба правового, социального, психологического или медицинского характера, а также форм и мер обеспечения защиты их законных прав и интересов.
В этом направлении учтены, с одной стороны, возможные случаи нарушения прав и законных интересов участников боевых действий, с другой - разработаны необходимые средства, вплоть до уголовно-правовых по их защите (например, за непринятие чиновниками необходимых мер социальной защиты к нуждающимся);
-исследован механизм социально-правовой защиты применительно к участникам боевых действий:
-выявлены факторы, влияющие на уровень социальной и правовой защищенности участников боевых действий;
-предпринята попытка изучения деятельности субъекта управления государственных органов по осуществлению правовой и социальной защиты участников боевых действий;
-выявлены и обоснованы основные направления совершенствования механизма социальной и правовой защиты участников боевых действий;
-обосновано, что процесс государственной защиты участников боевых действий должен иметь не дискретный, а постоянный характер; меры защиты должны применяться без предварительного рассмотрения обращения гражданина, если они предусмотрены законом;
-определено, что расширение института обстоятельств исключающих преступность деяния, а также стремление законодателя к четкости законодательных конструкций этого института, должно способствовать по-
вышению уровня гарантий защиты прав граждан, в том числе, применительно к лицам с особым социально-правовым статусом;
-установлено, что Общая часть УК РФ, и, в частности, институт обстоятельств, исключающих преступность деяния, предоставляет сотрудникам ОВД и военнослужащим нормативно закрепленные возможности для решительных и последовательных действий в обеспечении общественной безопасности и общественного порядка.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Государственная защита граждан - участников боевых действий по защите государственных интересов России - это особый вид государственной защиты, представляющий собой деятельность государства по установлению норм и осуществлению мер правового, экономического, организационного характера, направленных на создание условий для эффективного исполнения государственными служащими своих обязанностей и осуществления прав, для восстановления нарушенных прав либо устранения опасности их нарушения, для обеспечения личной безопасности, компенсации ограничений, связанных с прохождением службы в условиях боевых действий и чрезвычайного положения и поддержания достойного уровня жизни им и членам их семей.
2. Социально-правовая защита участников боевых действий как вид государственной защиты - это правотворческая и правоприменительная деятельность государственных органов по осуществлению защиты юридическими средствами прав и законных интересов участников боевых действий, направленная на восполнение утрат, возмещение ущерба, в том числе здоровью, имуществу, посредством мер компенсации, реабилитации и установления специального правового положения.
3. Социально-правовую защищенность участников боевых действий следует рассматривать и как цель, и как результат деятельности по их социально-правовой защите, т. е. достижение соответствия их правового статуса международным и внутригосударственным стандартам социально-правовой защищенности и его гарантированность.
4. Основными направлениями повышения эффективности социально-правовой защищенности участников боевых действий являются: совершенствование нормативного урегулирования форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за противоправные действия, совершенные в отношении участников боевых действий; устранение пробелов и противоречий в законодательстве; создание и совершенствование
10
существующих процедур осуществления прав участников боевых действий; определение форм и процедур контроля над деятельностью субъектов правовой защиты участников боевых действий.
5. Повышение уровня социально-правовой защищенности участников боевых действий в сфере внутрислужебных отношений осуществляется посредством совершенствования правового регулирования форм прохождения государственной службы, процедур должностного продвижения и разрешения споров, связанных с прохождением государственной службы, а также взаимодействия государственных органов с общественными организациями государственных служащих.
6. Система социально-правовой защиты участников боевых действий - это комплекс юридических средств, организационных форм и методов, при помощи которых обеспечиваются необходимые условия для реализации прав и льгот прохождения государственной службы, осуществления личных неимущественных прав военнослужащими. Механизм социально-правовой защиты выполняет охранительную, компенсационную, воспитательную, стимулирующую и контрольную функции.
Теоретическая значимость настоящего диссертационного исследования состоит в уточнении понятий "социально-правовая защита государственных служащих"; "социально-правовая защищенность государственных служащих"; "система социально-правовой защиты" применительно к участникам боевых действий; в разработке организационно-правового аспекта правовой защиты участников боевых действий; анализе управленческой деятельности по ее осуществлению.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования: а) в научно-исследовательской работе при анализе актуальных проблем социальной и правовой защиты служащих, выполняющих свой служебный и воинский долг в условиях боевых действий по защите государственных интересов; б) в преподавании учебных дисциплин по проблемам работы с кадрами: в) в практической деятельности органов государственной власти и управления по совершенствованию соответствующего законодательства и организации его эффективного применения; г) в практической деятельности субъектов государственного управления на разных уровнях управления.
Апробация результатов исследования и их внедрение. Основные положения диссертации были изложены в статьях и лекциях для слушателей Российской академии государственной службы при
11
Президенте РФ, в сообщениях на научных конференциях, в частности, на научно-практической конференции "Проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки специалистов МВД России" (Домодедово, 1999 г.), на Второй научно-практической конференции "Экстремальные ситуации, конфликты и социальное согласие" (Москва, Академия управления МВД России, 2000 г.).
Ряд предложений и рекомендаций диссертанта использованы администрацией и Советом народных депутатов Камчатской области. Выводы диссертации использовались при разработке методических рекомендаций по организации социально-правовой защиты и юридического консультирования участников боевых действий, проживающих в названной области.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (семь параграфов), заключения, библиографии и приложений.
II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются предмет, цели и задачи диссертационного исследования, характеризуются новизна и практическая значимость диссертации, раскрываются положения, выносимые на защиту, приводятся данные об апробации результатов диссертационного исследования.
В первой главе "Конституционно-правовые основы института государственной защиты участников боевых действий" рассматриваются вопросы комплексной защиты участников боевых действий. В пределах анализа предмета исследования определяется социально-правовой статус указанной категории лиц.
В первом параграфе отмечается, что целый ряд положений Конституции обращен, с одной стороны к защите прав граждан, с другой - указывает на необходимость "регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина" (п. "в" ст. 71); обращается также внимание на необходимость "...обеспечивать целостность и неприкосновенность территории" (п.З ст. 4); "защиту прав национальных меньшинств; обеспечение режима пограничных зон" (п. "б" ст. 72); противодействия возможным проявлениям против Российской Федерации непосредственной угрозы агрессии (п.2 ст. 87) и т.д.
12
В числе отмеченного, диссертант обращает внимание на положения Конституции (п. 2 ст. 19), где законодатель говорит о гарантиях равенства прав и свобод человека и гражданина. По мнению исследователя, использование силовых ведомств в необходимых случаях (при обязательном и неуклонном соблюдении законодательства Российской Федерации), это и есть одно из проявлений таких гарантий.
В своей работе диссертант делает попытку сформулировать правовой статус участника боевых действий и увязать необходимость формулирования такого статуса, с одной стороны, со случаями внешней агрессии со стороны иностранных государств, посягательством на общественный порядок и общественную безопасность со стороны незаконных вооруженных формирований, с попытками отдельных лиц подвергнуть нарушению территориальную целостность Российской Федерации и пр., с другой - с необходимостью защиты прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации, в том числе и самих участников боевых действий. По мнению автора, предоставление гарантий по эффективной защите конституционных прав и свобод соответствующим лицам и членам их семей определяют круг прав и обязанностей, как тех, кто должен реализовать гарантии по защите прав, так и тех, кто нуждается в такой защите.
Как считает диссертант, особым случаем статуса государственного служащего является статус военнослужащего, который определен Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Также показывается, что разделение государственной службы на гражданскую и военную при сохранении общих правовых рамок государственной службы позволяет ей придавать чувствительность к социальному контролю.
Правовой статус военнослужащего, может выражаться как в состоянии действительной службы, так и в иных состояниях, в том числе, откомандированного лица, прикомандированного к государственному органу, включая и гражданское ведомство, состояниях резерва, запаса, отставки и пропавшего без вести. Социальными правами помимо установленных государством для госслужащего, обладает участник боевых действий.
Как представляется диссертанту, правовое положение участника боевых действий до настоящего времени не приобрело на законодательном уровне статусного характера. Это, видимо, может быть объяснено несколькими причинами. Во-первых, в большинстве случаев конфликтные ситуации носят краткосрочный характер и по их завершении приоритеты в
13
области социальной защиты отмеченной категории лиц отходят, в представлениях законодателя, как бы на второй план. Во-вторых, большинство военных столкновений (Афганистан, Дагестан, Чечня и др.) далеко не всегда находит понимание у международной общественности. В-третьих, попытки урегулирования указанных правовых пробелов осуществляются большим числом ведомственных подзаконных актов, которые трудно унифицировать.
Тем не менее, статус участника боевых действий представляет собой специфическое правовое средство обеспечения программы формирования физических, служебных качеств, а также идеологических взглядов. Основные права и обязанности такого лица отражают объективные требования российского общества и государства в отношении того, что должно быть сделано в соответствии с коренными интересами общественного развития, а также конституционно необходимые образцы поведения по защите государственных интересов.
Успешная служебная деятельность государственного служащего возможна при наличии многих условий. Одним из них является уверенность в надежной защите со стороны государства его обязанностей, прав, свобод и как гражданина данного государства, и как лица, осуществляющего функции государственного органа, т.е. представителя власти. Вполне понятным становится стремление законодателя восполнить пробел в прежнем разрозненном законодательстве о государственной службе и закрепить в законе целый комплекс мер социально-правового характера, формируя, таким образом, систему государственной защиты государственных служащих.
Эта деятельность включает в себя:
а) восстановление нарушенного субъективного права; б) устранение опасности нарушения субъективного права; в) обеспечение возможности осуществления субъективного права; г) обеспечение исполнения юридической обязанности.
Как считает диссертант, государственная защита осуществляется посредством системы специфических юридических гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе: 1) судебной защиты прав и свобод и судопроизводственного порядка лишения специальных прав (в частности, лишение гражданина статуса государственного служащего должно совершаться исключительно в судебном порядке, а не вследствие увольнения его из государственного органа); 2) административно-правовой
14
защиты прав и свобод; 3) охраны законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью; 4) обеспечение прав на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; 5) обеспечение прав на квалифицированную юридическую помощь.
Таким образом, государственную защиту участников боевых действий автор формулирует как деятельность государства по установлению и применению мер правового, экономического, организационного характера, направленных на создание благоприятных условий для эффективного исполнения служащими своих обязанностей и осуществления прав, восстановления нарушенных прав и устранения опасности их нарушения, обеспечение личной безопасности, компенсацию ограничений, связанных с прохождением службы и поддержание достойного уровня жизни их и членов их семей.
Во втором параграфе анализируются предпосылки формирования социального заказа на выполнение исследований данной проблемы. Указанный вопрос, по мнению автора, напрямую связан с интересами самого государства, так как тесно корреспондируется с концепцией национальной безопасности России.
Исследование данной проблемы, по мнению диссертанта, обусловлено необходимостью создания приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, а также важностью сохранения целостности государства. Успешное противостояние внутренним и внешним угрозам, недопущение социальной напряженности, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения - все это вопросы так или иначе связанные с проблемой социальной защищенности личности, включая, в не меньшей степени, самих участников боевых действий.
Обеспечение социальных гарантий для всех без исключения слоев населения, как считает автор, представляет собой настолько важную функцию исполнительной власти, что ослабление этой функции отрицательно сказывается на других сторонах деятельности государства, а именно на управлении экономикой, финансами, культурой, образованием, социальной сферой и т.д.
В ходе изложения материала автором подчеркивается, что необходимым элементом системы обеспечения политической стабильности, а, в конечном счете, всей системы внутренней безопасности государства, яв-
15
ляются силовые ведомства, находящиеся под контролем государства и действующие в рамках соответствующих норм закона.
В любом государстве проблема обеспечения правопорядка силовыми методами, при возникновении внешних угроз и внутренних социальных конфликтов, всегда относилась к числу наиболее важных.
Автором отмечается, что в России, переживающей серьезный системный кризис, на всем протяжении переходного периода (по оценкам экспертов, это 20-30 лет) будет сохраняться вероятность возникновения ситуаций, выходящих за рамки их разрешения исключительно политическими средствами.
Отмечая роль и значение силовых структур государства для поддержания общественного порядка и общественной безопасности, особенно в зонах социальной напряженности, автор проводит контент-аналитическое исследование мотивации службы в Российской Армии или органах внутренних дел с проявлением ценностей патриотизма. Именно они, как показывают результаты данного социолого-правового исследования, являются основными мотивами участия в проведении различного рода войсковых операциях. Предмет настоящего исследования и распространение патриотических ценностей среди граждан обладают функциональной зависимостью.
В ходе исследования выявлялся уровень патриотических настроений населения, включая вопросы призыва в армию, ориентированность на учебу в юридических и военных институтах, эффективность и качество образования и контроля за ходом учебного процесса в отмеченных учебных подразделениях.
Результаты контент-анализа позволили установить, что патриотические настроения в обществе не обладают достаточной устойчивостью и зависят от ряда обстоятельств. К числу таких обстоятельств относятся, в первую очередь происходящие события, связанные с проведением Россией войсковых операций. Эффективность последних, как считает диссертант, может детерминировать патриотические настроения граждан как положительно, так и отрицательно. Соответствующая ориентированность, в свою очередь, зависит от результатов, полученных при проведении таких операций, включая число жертв как среди мирных граждан, так и со стороны военнослужащих. Как было установлено, вторым по значимости фактором, оказывающим влияние на патриотические настроения, является степень социальной защищенности граждан, включая и самих участников боевых
16
действий.
В работе также показано, что на формирование патриотических ценностей граждан влияют сообщения в СМИ. Тем более, что мнения, высказываемые на страницах печати о боевых действиях Российских войск нередко оказываются далеки от действительности.
В средствах массовой информации зачастую представляется, что социальный контроль за должностными лицами, в ведение которых входят обязанности по предоставлению различных льгот военнослужащим, осуществляется исключительно официальными органами власти. Неформальный контроль со стороны различных общественных организаций для средств массовой информации представляет гораздо меньший интерес. Кроме того, подмечено, что изображаемое СМИ негативное событие, как правило, изолируется от социальных и индивидуальных факторов. Вследствие этого, описываемые события препарируются в виде сенсации, представляются следствием произвола власти и поэтому остаются непонятными. Возникает необходимость государственной информационной защиты участников боевых действий - защиты от диффамации со стороны СМИ, защиты доброго имени самих защитников отечества.
Автор приходит к мнению о необходимости проведения систематических отчетов органов власти о реальном положении функционирования всей системы государственной защиты, привлечении к ним самих участников боевых действий. Как представляется диссертанту, соответствующая деятельность сможет оказать позитивное влияние на формирование чувства социальной защищенности у граждан, а также позволит стать неким информационным мостиком с обратной связью: государство - гражданин, гражданин - государство.
Все отмеченное приводит автора к выводу о необходимости говорить не просто об отдельных аспектах социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а о специальном государственно-защитном направлении социальной политики государства.
Основы такой политики, как представляется диссертанту, были заложены благодаря принятию за последние несколько лет пакета "военных законов", например, "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О милиции" и др. Сюда же следует добавить и целый ряд специальных инструкций в виде ведомственных нормативных актов.
Очевидно, что правопорядок и социальное благополучие страны,
17
отдельных категорий граждан не измеряются количеством федеральных законов и программ, принятых на период проведения очередной кампании. Никакие нормативные документы не могут заменить политической воли и практических действий исполнительной власти, которых до настоящего времени было явно недостаточно.
В военной науке общеизвестно, что для обеспечения надежности и боеспособности силовых ведомств самым главным является формирование у участников войсковых операций чувства уверенности и полного доверия к политическим, социальным и экономическим институтам государства в целом.
В третьем параграфе, в связи с достаточной важностью решения проблемы социальной адаптации ветеранов войны, делается попытка выработать их социально-правовую психологическую характеристику.
Обращается внимание, что для современного российского общества характерно проявление дисфункций во многих сферах общественной жизни. Как полагает диссертант, протекающие ныне в России социально-экономические процессы создают тот негативный фон, который сказывается на эффективности социальной защиты участников боевых действий. В результате пробелы государственно-защитного законодательства и пороки правоприменительной практики социальной защиты оказываются непосредственно связанными с безопасностью государства, общества и гражданина. В связи с этим упомянутые обстоятельства должны быть учтены при разработке специальных правовых процедур защиты данной категории лиц.
Исследовались участники боевых действий - представители самых различных слоев населения, в основном, проживающие на территории Дальнего Востока. В отдельных случаях полученные данные сопоставлялись с результатами обследования также ряда крупных городов Центральной полосы Российской Федерации.
Самой острой проблемой считают материальную необеспеченность фактически все группы работающего населения. Исключение составляют лишь предприниматели, для которых наибольшим социальным злом оказывается произвол и взяточничество чиновников. Отмеченные проблемы соседствуют с обеспокоенностью различных категорий граждан в части их неудовлетворительной социальной защищенности. Особую обеспокоенность данной проблемой высказали сотрудники силовых ведомств.
18
Низкий уровень благосостояния сотрудников как ныне проходящих службу, так и уже вышедших в отставку, ощущается ими тем болезненнее, чем нагляднее имущественная дифференциация населения. Обеспокоенность состоянием собственной социальной незащищенности повышает значимость неуверенности в своей безопасности и т. д. Согласно полученным данным, только 9 % опрошенных считают, что для них существует реальная возможность защитить свои права, а почти две трети (61 %) наличие такой возможности отрицают. Из числа респондентов, представляющих различные социальные группы, наибольший удельный вес тех, кто признает существование реальной возможности защитить свои права, принадлежит военнослужащим (17%) и предпринимателям (24%), а наименьший - пенсионерам и домохозяйкам (47%), рабочим (7%) и служащим (5%).
В то же время при интерпретации полученных данных, как считает диссертант, необходимо учитывать, что уверенность во всесилии "начальства" и невозможности защитить свои права - составная часть менталитета военнослужащих, отражающая не только дефекты функционирования правовой системы, но и общее отчуждение их от власти. Доля респондентов, затруднившихся с ответом по вопросу о нарушении их прав, сократилась почти на 11 %, а доля заявивших о том, что их права были нарушены, увеличилась на 14%. Последнее обстоятельство, по-видимому, не в последнюю очередь объясняется тем, что в 1997 г. приобрели массовый характер задержки с выплатой заработной платы, пенсий среди военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел. Наиболее высок удельный вес респондентов, заявивших о том, что их права в течение последних 2-3 лет нарушались, в Приморском крае (59%), Москве и Московской области (52%), а наименее - в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (34%).
В силу сказанного, результаты опроса нельзя рассматривать как полностью адекватное отражение существующего положения дел. В оценке последнего закономерно присутствует субъективный фактор, включающий в себя не только личный опыт и собственные представления респондента о подлежащих защите правах, но и уровень его юридической информированности, степень активности в отстаивании своих прав и т. п. Как и в 1998 году, недавно проведенное исследование указывает на то, что социальные и социально-экономические права личности являются для респондентов намного более значимыми, чем их политические права.
Отдельное внимание автором уделено исследованию психологиче-
19
ской стороны среднестатистического участника боевых действий. Полученные данные свидетельствует о том, что травматический стресс, возникший во время военных действий, является одним из главных внутренних барьеров на пути адаптации к мирной жизни. После возвращения к мирной жизни ветеран сталкивается с непониманием, осуждением, сложностями профессионального самоопределения, проблемой создания семьи, получения образования и многими другими. Особое значение имеет тот фактор, что в подавляющем большинстве участники боевых действий оказываются вне поля зрения не только психиатров, но и врачей общего профиля. Многие уклоняются от профилактических осмотров, избегают стационарного лечения в обычных больницах, остаются наедине со своими душевными ранами. Закрытые психиатрические больницы также неприемлемы для лечения пограничной патологии.
В соответствии с отмеченным, автор приходит к выводу о том, что все указанные выше процессы создают тот негативный фон, который необходимо учитывать при разработке различных социальных технологий, направленных на придание процессу социальной защиты участников боевых действий определенной разумности, организованности, системности.
Во второй главе - "Реализация норм социально-правовой защиты участников боевых действий" - рассматриваются вопросы правовой регламентации деятельности субъектов правоотношений, в обязанности которых входит осуществление государственной защиты участников боевых действий.
Первый параграф главы посвящен анализу правоотношений, складывающихся в процессе государственной защиты участников боевых действий. По мнению автора сами правоотношения представляют собой среду, в плоскости которой нормы закона воплощаются в жизнь. Иными словами, соответствующие правоотношения можно отнести к числу инструмента общих моделей поведения в плоскость конкретных мер поведения - субъективных прав и юридических обязанностей для субъектов указанных правоотношений.
Правоотношениям государственной защиты присущи общие для всех правоотношений признаки: 1) возникновение, изменение и прекращение его возможно только на основе правовых норм; 2) наличие субъективных прав и обязанностей, образующих юридическую связь субъектов; 3) волевой характер; 4) возможность применения принудительных мер осуществления прав и исполнения обязанностей субъектов правоотношения,
20
охрана государством; 5) индивидуализация субъектов правоотношения. В отличие от гражданских правоотношений, где по общему правилу наступает ответственность одной стороны перед другой, в правоотношениях в сфере государственной защиты наступает ответственность сторон перед государством, поскольку нарушаются публично-правовые интересы в сфере государственной службы. В то же время возможно применение всех четырех видов юридической ответственности: дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой.
Здесь же рассматриваются виды государственной защиты и показывается, что вопрос классификации видов государственной защиты в определенной мере разрешен законодателем в "Законе о государственной защите" (ст. 3). В его рамках определены следующие виды государственной защиты: обеспечение личной безопасности (физическая защита), социальная защита и правовая защита.
Второй параграф главы посвящен процедурным вопросам правозащитной деятельности. Соответствующее понятие автором было определено как установление алгоритма действий, с одной стороны, самого объекта защиты, с другой - государственной или негосударственной структуры по поводу осуществления правозащитной деятельности. Отмеченные административные процедуры должны быть предусмотрены, во-первых, с целью максимизации эффекта социальной защиты, во-вторых, с целью наиболее полного учета параметров защиты, в-третьих, соблюдения законности, в том числе и в процедурах защиты.
Вместе с тем, отмеченное, по мнению исследователя, все же не в полной мере отражает существо анализируемой проблемы. В данном случае "за кадром" остается вопрос о том, что процедуры социальной защиты включают не только обязательные меры, но и факультативные, которые также отчасти предусмотрены законодательными актами.
В результате исследования автор пришел к выводу, что процедура социально-правовой защиты участников боевых действий представляет собой официальный порядок действий граждан, общественных организаций и государственных ведомств, направленных на обеспечение гарантий и льгот материального и нематериального характера для соответствующих лиц и членов их семей, не только закрепленных в законе, но и определяемых правовыми нормами и правосознанием общества.
Анализируется комплекс гарантий и льгот установленных законодателем для участников боевых действий, таких как, выплата единовремен-
21
ного пособия при увольнении, в том числе, по болезни; назначение и выплата пенсии; выплата по обязательному государственному личному страхованию в случае смерти (гибели), болезни, получения травмы, ранения; льготы по медицинскому обслуживанию, оплате коммунальных услуг; снижение оплаты отдельных видов налогов, пошлин и некоторых других льгот, устанавливаемых органами власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Обращается внимание на процедуру обращения в суд как одному из гарантов защиты нарушенных прав и законных интересов участников боевых действий.
По мнению диссертанта, с системой судебного контроля тесно корреспондирует система привлечения профессиональных адвокатов для защиты чести и достоинства участника боевых действий. Об остроте названной проблемы свидетельствуют такие данные правовой статистики. Если в 1992 году на Дальнем Востоке было зарегистрировано 311 случаев неправомерных решений в отношении участников боевых действий, то в 1999 году уже 620 таких фактов. В связи с ними было возбуждено 13 уголовных дел, в том числе 17 - по поводу посягательств на честь и достоинство, причинении вреда здоровью и др.
Следуя сложившейся мировой практике, отмеченные конфликты и противоречия правозащитные организации Дальнего Востока стараются разрешить посредством привлечения профессиональных адвокатов. В то же время, основная причина неудач таких попыток, как показало исследование, связана с отсутствием у отмеченных общественных организаций возможности оплачивать труд адвокатов. В большинстве случаев адвокаты после завершения судебного процесса теряют интерес к делу. Все это настоятельно требует создания в правозащитных организациях института штатных адвокатов, которые бы знали специфику ситуаций, связанную с необходимостью социально-правовой защиты участника боевых действий.
В связи с процедурами социальной защиты участников боевых действий проанализирована система обязательного государственного страхования военнослужащих и лиц к ним приравненных, которая регламентируется Федеральным законом от 28.03.98г. №52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции".
В третьем параграфе рассматриваются особенно-правовые формы государственной защиты участников боевых действий. В данной части работы автор обращается к исследованию, во-первых, соотношения различных отраслей права при реализации задач, связанных с социальной защитой участников боевых действий; во-вторых, роли этих отраслей в обеспечении гарантий соблюдения прав и законных интересов указанной категории лиц.
В работе автор предостерегает от упрощенного понимания проблемы конституционного регулирования социальных отношений. По мнению диссертанта, сводить суть прямого действия норм Конституции лишь к судопроизводству по ним - значит сужать смысл прямого действия её норм. В работе резюмируется, что принцип непосредственного действия норм является составной частью принципа прямого действия норм, поскольку, непосредственно действующая норма не может не быть вместе с тем и нормой прямого действия.
Применительно к проблеме социальной защиты участников боевых действий, ориентация на те или иные отрасли права, как на специфический метод гарантирующий соблюдение прав и законных интересов, осуществляется в зависимости от того, какую сферу правоотношений затрагивает нарушение. Например, при анализе форм дисциплинарной ответственности, показывается, что неправомерные решения и действия органов военного управления и командиров первоначально должны быть обжалованы участниками боевых действий, проходящими службу, в порядке, предусмотренном общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
Уголовным и административным законодательством предусмотрена повышенная ответственность за противоправные действия против сотрудников силовых ведомств при исполнении ими своих служебных обязанностей. Закон предусматривает защиту прав таких лиц при возбуждении уголовного дела, в этом случае его отстраняют от должности, а не увольняют, как ранее практиковалось; увольнение допускается только лишь после вступления обвинительного приговора в законную силу. В случае задержания, например, сотрудника милиции по подозрению в совершении преступления или избрания в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу он содержится на гарнизонной вахте, а не в ИВС или СИЗО, как ранее. В Уголовный кодекс 1996 года включены составы о посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов или воен-
23
нослужащего. Существенно по сравнению с аналогичными составами по УК РСФСР возросли санкции, касающиеся такого вида наказания, как лишение свободы, от 12 до 20 лет. Санкциями указанных составов предусматриваются также альтернативно смертная казнь или пожизненное лишение свободы.
Общая часть УК РФ, и, в частности, институт обстоятельств, исключающих преступность деяния, являясь правовой базой для отмеченных мер, дает сотрудникам ОВД и военнослужащим нормативно закрепленные возможности для решительных и последовательных действий в обеспечении общественной безопасности и общественного порядка.
Закон содержит, как известно, шесть норм, отражающих специфические условия, при наличии которых причинение вреда не рассматривается как общественно опасное деяние и не содержит оснований для привлечения к уголовной ответственности.
Расширение института обстоятельств, исключающих преступность деяния, стремление законодателя к четкости законодательных конструкций этого института, на взгляд исследователя, должно способствовать повышению уровня защиты прав граждан, в том числе, применительно к лицам с особым социально-правовым статусом в экстремальных ситуациях.
Например, новыми, а, следовательно, нуждающимися в дальнейшей разработке являются обстоятельства, связанные с причинением вреда при исполнении приказа и распоряжения и обоснованном риске. Вместе с тем следует отметить необходимость более четкой законодательной регламентации пределов уголовной ответственности причинения вреда при этих условиях. Причинение вреда в процессе решения профессиональных задач, особенно в зонах боевых действий, становится гораздо чаще, чем этого бы хотелось, вынужденной и необходимой мерой. Указанное отражено в одном из проектов Федерального Закона "О борьбе с организованной преступностью". Законом о милиции также предусмотрена норма, ограждающая сотрудника милиции от ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю путем применения в предусмотренных данным законом случаях, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия (ч. 3 ст. 23). Тем не менее, Закон нуждается в доработке.
Многие нормы неконкретны, содержат большое количество бланкетных и отсылочных положений. Так, статья 27 Закона о милиции пре-
24
доставляет сотруднику милиции право на вневедомственное (судебное) обжалование только лишь после приказа об увольнении, а иные вопросы, связанные с дисциплинарной практикой, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел и Дисциплинарным уставом органов внутренних дел. Подчеркивается, что в рассматриваемом законе нет норм, отражающих процедуру разрешения неправомерных действий вышестоящих, непосредственных руководителей (начальников). Эффективная охрана нормальной деятельности органов внутренних дел и их представителей, в том числе участника боевых действий, требует установления уголовной ответственности не только за посягательство на их жизнь и здоровье, но и за деяния, затрагивающие честь и достоинство таких лиц.
В четвертом параграфе диссертационной работы рассматриваются вопросы, связанные с организационно-правовыми формами защиты участников боевых действий.
Отмечается, что без соответствующей привязки к организационным формам деятельности любые правоотношения могут быть отнесены к области "виртуальной реальности". Очевидно, лишь в указанном случае появляется возможность вдохнуть в сам процесс социальной защиты реальное содержание, наделив его волевыми установками и целеполаганием субъектов такой деятельности.
Показывается функциональная роль органов государственной власти и общественных организаций, связанных с осуществлением социально-правовой защиты участников боевых действий, целесообразность использования в правозащитных целях не только государственных органов, но и общественных организаций. По мнению диссертанта, роль общественных организаций складывается из вполне осязаемых черт и призвана заполнять неурегулированные пробелы социально-правового поля.
В то же время, как считает диссертант, главное здесь то, что в сфере социальной защиты нет и не может быть стопроцентной законодательной урегулированное(tm). В противном случае, как отмечает исследователь, мы сталкиваемся, с одной стороны, с парадоксом "заурегулированности" социальных отношений, с другой - с антидемократическим процессом сужения прав граждан на свободное волеизъявление, и в том числе, на новые общественные формы социальной защиты участников боевых действий в государственных интересах.
Широкое участие общественных организаций в защите прав и законных интересов участников боевых действий неизмеримо расширяет воз-
25
можности соответствующей деятельности, так как создается необходимый механизм для своевременного выявления обстоятельств, способных негативным образом сказаться на соблюдении прав и законных интересов соответствующей категории граждан. Тем самым, как считает автор, появляется возможность для общества и государства противостоять реальным и потенциальным конфликтам на ранней стадии и, как правило, организационными средствами без применения мер репрессивного характера. Общественные организации в определенном смысле "зорче" государственного аппарата, способны выявить различного рода отклонения еще тогда, когда они не могут быть выявлены государственными органами, либо не могут еще рассматриваться как предмет государственного реагирования.
Вместе с тем, эффект от правозащитной деятельности, по мнению автора, не может быть в полной мере получен без взаимодействия с различными государственными ведомствами, включая правоохранительные органы.
К основным направлениям деятельности общественных организаций автор относит следующие:
а) самостоятельная деятельность общественных правозащитных организаций по устранению условий, способствующих ущемлению прав и законных интересов участников боевых действий;
б) деятельность общественных организаций по оказанию помощи органам государственной власти путем включения на общественных началах своих представителей в различного рода совещательные органы;
в) оказание содействия в налаживании обратной связи путем передачи информации, необходимой для решения вопросов об административной и уголовной ответственности нарушителей;
г) оказание содействия в следственных и профилактических действиях и т. д.
В заключении в обобщенном виде представлены основные теоретические выводы и положения работы. В ходе изучения ряда вопросов, диктуемых предметом исследования, было установлено, что обеспечение гарантий социально-правовой защиты государственных служащих, в том числе участников боевых действий, играет первостепенную роль в жизни любого современного общества. В пределах анализа ситуации, связанной с характером и уровнем защищенности участников боевых действий в стране, дается социальная и правовая характеристика соответствующей деятельности со стороны органов государственной власти и общественных
26
правозащитных организаций. Делается вывод, что проблемы конструирования модели эффективной защиты участников боевых действий лежат в сфере управления определенными социально-экономическими и правовыми процессами, которые должны быть органически встроены в общий реестр прав и обязанностей должностных лиц.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:
1. Лайков В.П. Социально-правовые предпосылки государственной защиты участников боевых действий. Научно-аналитический обзор. - Петропавловск-Камчатский, Камчатский филиал Дальневосточного университета, 2000. -1 п.л.
2. Лайков В.П. Социальная и правовая защита военнослужащих, выполнявших служебный долг в ходе боевых действий по защите государственных интересов Российской Федерации. - Петропавловск-Камчатский, Издательство Камчатской областной научной библиотеки, 2000. -1 п.л.
3. Лайков В.П. Конституционная защита военнослужащих, выполнявших служебный долг в ходе боевых действий. Сборник научных статей « Экстремальные ситуации, конфликты, согласие в поисках стратегии управления кризисными ситуациями».- Москва, издательство Академии управления МВД России, 2001. -1 п.л.
Описание предмета: «Общая теория права»Общая теория права - это система общественных знаний об основных и общих закономерностях права, о его сущности,
назначении и развитии в обществе.
Признаки науки теории права:
- это общественная наука, предмет которой право;
- общественная наука, изучающая явления права в целом;
- наука философского характера;
- творческая наука.
Предмет теории права составляют основные закономерности права, его сущность назначение и развитие в обществе
Литература - П.И. Вахрин. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2003. – 344 с.
- Воздушный кодекс Российской Федерации. – М.: Ось-89, 2004. – 64 с.
- Государственная гражданская служба Российской Федерации. Нормативно-правовые акты. – М.: КноРус, 2008. – 616 с.
- Под редакцией С.Е. Чаннова, Э.Г. Липатова. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации". – М.: ТЕИС, 2005. – 512 с.
- А.И. Савченко. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". – М.: Деловой двор, 2009. – 136 с.
- Инструкция "Об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы". – М.: КноРус, 2010. – 32 с.
- Д.Ф. Аяцков, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев, А.А. Подсумкова. Правовые и организационные основы государственного и муниципального управления. – М.: Форум, 2012. – 448 с.
- С.В. Николюкин. Правовые основы торговой деятельности в Российской Федерации. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 224 с.
- А.Г. Чепурной. Правовые основы социальной защиты инвалидов боевых действий. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 160 с.
- Мария Киселева. государственные корпорациит в Российской Федерации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 96 с.
- А.А. Ларичев. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации и Канаде. – М.: Юридический Центр, 2015. – 208 с.
- Федеральный Закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". – М.: Рипол Классик, Омега-Л, 2016. – 64 с.
- О.М. Крылов. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации. – М.: Контракт, 2014. – 104 с.
- Е.С. Жилинский. Государственная собственность в Российской Федерации. Конституционно-правовая основа разграничения. – М.: Норма, 2010. – 128 с.
- Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Общие принципы служебного поведения государственных служащих. – М.: Норматика, 2017. – 64 с.
- Правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2014 года. № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". – М.: Статут, 2017. – 208 с.
- Н.А. Поветкина. Финансовая устойчивость Российской Федерации. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации,Контракт, 2016. – 344 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|