Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Развитие российского федерализма на примере строительства органов власти в дальневосточных субъектах российской федерации

Государственное управление

 

Хачатурян Борис Григорьевич

Развитие российского федерализма на примере строительства органов власти в дальневосточных субъектах российской федерации

(1990 -1997гг.)

Специальность: 07.00.02. - отечественная история.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

ХАБАРОВСК 2000

 

Работа выполнена на кафедре политической истории XX века Хабаровского государственного педагогического университета.

 

 

 

Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных сложных условиях формирования в многонациональной России гражданского общества проблема построения институтов демократического, федеративного государства является одним из важнейших направлений изучения феномена власти, феномена который в современной общественной науке осмысливается представителями самых различных профессий, и, прежде всего историками, юристами, политологами и практическими политиками. И хотя каждый находит здесь свой предмет теоретических и прикладных интересов, проблема власти, как и проблема собственности, продолжает оставаться неисчерпаемым источником разнообразных переживаний и действий, оценок и теорий.

За время теоретического осмысления федеративных принципов и практического строительства российского федеративного государства цели и задачи российского федерализма прошли значительную эволюцию. Так, для большевиков главной целью строительства федерации (РСФСР, а затем и СССР) была задача разрешения национального вопроса, что в свою очередь привело к асимметричности в государственном устройстве как СССР, так и РСФСР, и в конечном итоге стало одной из причин развала СССР и поставило на грань распада и Российскую Федерацию. События 1991 - 1993 годов определили новые задачи для Российской Федерации в области государственного строительства - децентрализация власти и выравнивание асимметричного устройства государства, что привело к необходимости конституционной реформы.

Принятая в 1993 году Конституция РФ не смогла одномоментно справиться с этими проблемами. Заявив о равноправии субъектов федерации, она сохранила их разностатусность. В этой связи для дальневосточных ученых представляет значительный интерес то, как в результате конституционных реформ на территории Дальнего Востока были образованы пять видов равноправных субъектов (из шести предусмотренных Конституцией России) - республика, два края, четыре области, одна автономная область, один самостоятельный автономный округ, и один автономный округ, входящий в состав области, получивших совершенно новый конституционный статус. Происходящие в этих субъектах конституционные преобразования являются главным аргументом в пользу актуальности выбранной темы.

Важную учредительную роль в становлении дальневосточных краев, областей, автономных округов равноправными субъектами Российской Федерации играют Уставы субъектов Федерации и полученное регионами право на собственное законотворчество. В отличие от республик края, области, авто'номные округа в этой отрасли деятельности опыта не имели, но, тем не менее, с учредительной задачей справились. Проведение комплексного анализа уставного нормотворчества дальневосточных субъектов Российской Федерации позволяет проследить историю выравнивания асимметричного развития Российской Федерации, что в свою очередь может способствовать формированию концепции дальнейшего развития российского федерализма.

Федеративная децентрализация власти предполагает наделение субъектов; Федерации «всей полнотой государственной власти»1 по предметам собственного ведения, для выполнения которых субъектам необходима система органов государственной власти - органов с четко определенной компетенцией и разделением властных полномочий между представительной, исполнительной и судебной ветвями. Переход краевых и областных органов местного управления на качественно новый уровень, уровень органов государственной власти поставил перед субъектами Федерации ряд вопросов, в том числе: о системе органов государственной власти в конкретном субъекте; принципах их формирования, взаимодействия и степени подотчетности населению конкретного региона. Процесс формирования новых органов власти и управления на территории дальневосточных субъектов Российской Федерации представляет интерес не только для юристов, политологов, но и историков. В связи с этим и с учетом нового этапа развития российской государственности сегодня достаточно остро стоит вопрос об исторических исследованиях механизмов выравнивания асимметричности российского федерализма и государственного строительства в этих субъектах Российской Федерации.

Следует отметить, что на выбор темы исследования повлиял и факт изменения в научных кругах масштабов исторического анализа, сегодня историками все больше изучаются региональные и даже локальные проблемы, а не глобальные. Так, одной из основ современного федерализма является триединство - федерация, земля, коммуна. Система местного самоуправления - городского, районного, коммунального (общинного) - играет в этом триединстве особую роль. По нашему мнению, местное самоуправление составляет фундамент, на основе которого должна строиться российская государственность, в том числе и федеративные отношения. Можно без преувеличения сказать, что чем экономически сильнее, политически и социально стабильнее будут самоуправляющиеся территории, тем устойчивее и жизнеспособнее окажется Федерация. В отличие от строительства органов государственной власти в дальневосточных субъектах Российской Федерации, начинавшегося «с чистого листа», создание местного самоуправления на Дальнем Востоке имело под собой1 определенный исторический опыт, как в дореволюционный, так и в советский периоды государственного строительства. Но полностью удовлетворить потребности населения обе эти формы не смогли. В работе делается попытка на историческом анализе формирования правовой базы российского местного самоуправления дать практические рекомендации его совершенствования.

Историография и источниковедческая база. Данное исследование проведено' с использованием теоретического фундамента, созданного трудами отечественных и зарубежных ученых по истории, юриспруденции, политологии, философии, конституционному праву, государственному управлению и местному самоуправлению, в той или иной мере затрагивающими основы федерализма и государственного строительства.

1 Komtmytw P-кгцПеиой Федерации. - М, I99J. Ст. 77

Анализ научных работ последнего десятилетия XX века позволяет сделать вывод о том, что принципиально новым направлением в историографии стало изучение истории субъектов Российской Федерации, в том числе и дальневосточного региона. Но это, как правило, изучение истории периода до 90-х годов XX века. Рассматриваемый нами период историками в качестве предмета исследования еще не востребован, хотя события этого периода носят революционный характер. Малоизученность и многогранность проблемы исследования обусловили привлечение материала не только исторического характера, но и научной литературы по экономике, философии, общей теории государства и права, отечественному и зарубежному государствоведению. А потому включает самые разнотипные и разнородные источники, как опубликованные, так и неопубликованные, которые можно сформировать в следующие типологические группы.

Первую группу составляют архивные материалы. Их использование позволило воссоздать эволюцию правового статуса органов государственной власти и управления дальневосточных субъектов, показать их нормативную правовую деятельность. Архивные документы составили главную источниковую основу диссертации. Так, анализ документов, отложившихся в центральных архивах, позволяет изучить историю развития федеративных идей у политической элиты России. В частности, хранящаяся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), фонд 3, Государственная уставная грамота Российской империи - первый, дошедший до нас проект конституционного документа, предусматривающий возможность федеративного устройства России.

Интерес для историков представляет период начала XX века, времени неиспользованных возможностей, когда перед Россией встала проблема выбора вариантов и моделей государственного строительства. Для дальневосточников это имеет особое значение, так как этот период на Дальнем Востоке имел свои специфические черты (отсутствие крупного помещичьего землевладения и земства, образование ДВР и т.д.). Ощутить это время, понять те или иные действия властей позволяют как центральные архивы, так и архивы дальневосточных субъектов и, в частности, Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) фонд 372, оп. 1, Отчеты, циркуляры, протоколы и другие документы Дальбюро ЦК ВКП(б) за 1917-1930 гг., Государственный архив Хабаровского края (ГАХК) фонды 19,44,260.. . *

Основной источниковой базой для написания диссертации послужили материалы и документы текущих архивов, и в частности, текущий архив Центральной избирательной комиссии Российской Федерации за 1995-1997 гг.; текущие архивы государственных органов власти дальневосточных субъектов Российской Федерации за 1993-1997 г.г. (Законодательной Думы и администрации Хабаровского края, Думы и администрации Приморского края, Сбвета народных депутатов и администрации Камчатской области и !т.д.). ' !

Важную для изучения темы исследования группу источников составляет научная литература, характеризующая поиск Россией своего

6

государственного устройства. Здесь, прежде всего, необходимо назвать таких авторов как ИМ. Карамзин, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, Л.Н. Гумилев, Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, И.А. Умнова, А.В. Ремнев, рассматривающих государственное' строительство России на разных исторических этапах и с различных точек зрения.

Решение проблем современного федеративного строительства невозможно без изучения мирового опыта, который отражен в произведениях «отцов» американского федерализма А. Гамильтона, Дж, Мэдисона, Дж. Джейя, в трудах немецких ученых Ф. Эрмакора, Г. Фенске и, др., дающих анализ истории, специфики форм построения федеративных государств мира.

В последние годы, в связи с реформированием российской государственности, заметный интерес у юристов, политологов вызывают проблемы конституционно-правового, регулирования статуса субъекта Российской Федерации, анализ уставного нормотворчества, политологические аспекты становления местного самоуправления. Данные вопросы рассматриваются как дальневосточными учеными, так и учеными других субъектов, причем как в целом по России, так и по отдельным регионам РФ. В этой связи привлекают внимание научные исследования С.В. Нарутто в области конституционно-правового статуса дальневосточных субъектов Российской Федерации в качестве относительно самостоятельных государственных образований, Е.В. Буянова по государственному строительству на юге Дальнего Востока России в 1990-1997 гг., С.Д. Князева в вопросах формирования регионального избирательного права. Как правило, авторы рассматривают правовые и политологические вопросы новой Российской государственности, но в работах отсутствует анализ исторического процесса конституциирования субъектов Российской Федерации.

Наиболее многочисленной по разновидностям и количеству группой источников являются документы, освещающие процесс ломки Советских органов власти в 1993 - 1994 годах и историю формирования органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ в 1994 -1997 гг. Конституционные материалы, нормативные правовые акты, как РФ, так и её субъектов, протоколы и стенограммы заседаний представительных органов власти и их рабочих органов, отражающих ход обсуждения вопросов, аргументацию их участников, результаты голосования. Все это позволяет лучше ощутить и представить динамизм политической жизни региона. Использованы также материалы международных, межрегиональных научных практических конференций по' проблемам федерализма, строительства органов власти и управления. Имеющиеся там сведения достаточно полно отражают существующую картину современного государственного строительства Российской Федерации. Многие документы впервые вводятся в научный оборот. Анализ этой группы документов позволяет проследить процесс формирования органов власти (управления) и правового поля дальневосточных субъектов Российской Федерации.

Небольшую, но значимую группу источников составляют воспоминания участников, характеризующие процесс создания новой

федеративной России. К сожалению, в этих источниках нет целостного анализа генезиса исторического процесса формирования новой российской государственности, отдельные из них носят конъюнктурный характер, страдают субъективизмом в оценки тех или иных исторических событий.

Важным источником, позволяющим объединить все виды вышеназванных источников, является периодическая печать. Статьи журналистов, рецензии и критические отклики на те, или иные решения органов власти позволяют диссертанту почувствовать и передать исторический пульс рассматриваемых событий. Но, по сравнению с архивными и официальными документами, периодическая печать при исследовании темы имеет подчиненное значение, так как в ней встречаются субъективизм оценок и политическая заданность публикаций.

Таким образом, исходя из состояния историографии, можно отметить, что, во-первых, на современном этапе историческая наука обладает необходимым потенциалом для изучения . проблем реформирования государственного устройства дальневосточных субъектов РФ. Во-вторых, тема конституирования субъектов Российской Федерации вызывает интерес, как на уровне РФ, так и на уровне отдельных регионов. В-третьих, дальневосточная тематика в научной литературе, посвященной анализируемой теме, отражена очень слабо. Это позволяет говорить о том, что дальневосточные историки эту тему исследуют слабо, а политологи и юристы рассматривают её под другим ракурсом, что позволяет сделать вывод о том, что есть достаточные основания для изучения темы, а комплекс привлеченных источников позволяет автору решить задачи, поставленные в диссертационной работе.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является государственность в дальневосточных субъектах Российской Федерации. Предметом исследования является история становление дальневосточных краев, областей, автономных округов как государственности. Это предопределило выбор цели и задач диссертации.

Цели и задачи работы. Исходя из актуальности обозначенной темы, целями работы является: во-первых, изучение истории превращения краев, областей, автономных округов российского Дальнего Востока на коротком историческом отрезке времени из административных единиц с различным конституционным статусом и правами в равноправных субъектов Российской Федерации; во-вторых, исследование опыта государственного строительства, формирования нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации Дальнего Востока в период реформирования российского федеративного государства; в-третьих, обобщение их политико-правового опыта. Кроме того, до сих пор в исторической литературе полностью не раскрыто состояние права субъектов Российской Федерации. Необходимо перейти от исследования отдельных политических институтов в отдельных субъектах к комплексному изучению их государственно-правовой практики.

В соответствии с указанной целью, диссертантом поставлены следующие задачи:

g

1. Проанализировать развитие федеративных отношений в России и на основе анализа выявить современные проблемы федеративного строительства Российской Федерации.

2. Показать историю конституционных реформ в дальневосточных субъектах Российской Федерации.

3. Рассмотреть динамику формирования и становления, государственных органов власти субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и органов местного самоуправления с 1991 по 1997 годы. Для этого:

• исследовать историю формирования и создания органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации дальневосточного региона;

• выявить стратегию совершенствования деятельности органов власти;

• охарактеризовать нормотворческую деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти Дальнего Востока по реформированию органов власти и управления в субъектах Федерации (без учета реализации принятых решений).

4. Разработать на этой основе рекомендации, которые могут оказать влияние на совершенствование деятельности государственных органов России и её дальневосточных субъектов.

Методологической основой диссертационного исследования является комплекс научных методов познания. В основу исследования положены принципы историзма и объективности, что, прежде всего, означает отказ от упрощенчества и идеологизации в характеристике проводимых в России реформ государственного управления. Диссертация написана с использованием диалектического, исторического, социологического, системного и других методов исследования на основе историко-ситуационного и историко-ретроспективного подходов.

.Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1990 года по 1997 год. Именно в этот исторически короткий период времени в Российской Федерации была проведена конституционная реформа, целью которой была гармонизации формально-юридической модели федерализма и фактически действующих отношений между Центром и субъектами.

Кроме того, это был период коренной ломки органов власти и управления в краях и областях Российской Федерации. В связи с этим данный исторический отрезок времени характерен тем, что на смену полновластным местным Советам народных депутатов, созданным ,в начале XX века (организационным принципом которых было сосредоточение законодательной и исполнительной власти в едином властном органе - Совете), в конце XX века пришли новые органы власти - органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, основанные на принципах парламентаризма, децентрализации и разделения властных полномочий между Федеральным Центром и субъектами, между Центром, субъектами и органами местного самоуправления, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. По мнению автора, период децентрализации власти и

создания новых органов власти и управления начался в 1990 году принятием Союзного закона «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» возродившим понятие местного самоуправления, I Съездом народных депутатов (май - июнь 1990 г.) принявшим Декларацию о государственном суверенитете России и закончился в 1997 году выборами в органы государственной власти дальневосточных субъектов РФ и органы местного самоуправления, проведенными на основании региональных законов, что позволяет говорить о легитимации новых органов власти и управления.

Территориальные рамки исследования включают Дальний Восток в границах Дальневосточного федерального округа, в которых в настоящее время располагаются Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

Научная новизна и практическое значение исследования. Вопросы становления и совершенствования органов государственной власти," их организация и функциональные обязанности занимают важное место в истории государства. Ориентация на последовательное повышение уровня эффективности органов государственной власти заставляют постоянно обращаться к опыту организационных преобразований, накопленных в ходе эволюции государственных институтов.

Принятием Конституции Российской Федерации 1993 года в России начался новый этап федеративных отношений. Края, области, автономная область и автономные округа перешли в новое качество: из административно-территориальных и национально-территориальных единиц они конституционно стали равноправными субъектами Российской Федерации. Именно это положение, закрепленное в Конституции Российской Федерации, является новым, не имеющим аналогов в российской истории. Впервые было заявлено о передачи части государственных полномочий из Федерального центра - субъектам Федерации и о выполнении ими государственных функций. С этой целью в субъектах Федерации было предусмотрено создание собственной системы государственных органов власти; введены право принятия собственной конституции, устава и понятие законодательной деятельности органов государственной власти субъектов Федерации. Конституционно закреплено право населения России на местное самоуправление.

Все это позволяет выделить в Российской властной системе три уровня организации власти и управления, имеющие собственную компетенцию. I уровень - федеральное государственное управление. II уровень - государственное управление субъектов Российской Федерации. III уровень - местное самоуправление. В научной литературе сегодня можно найти аналитические материалы, освещающие с исторической точки зрения проблемы государственного строительства Российской Федерации (I уровень), местного самоуправления (III уровень). Вопросам, посвященным истории и проблематике государственного строительства субъектов

10

Российской Федерации (II уровень), их борьбе за выравнивание своего конституционно-правового статуса уделяется недостаточное внимание. Основная трудность в работе над диссертацией состояла в том, что исторической наукой история конституционных реформ в субъектах Российской Федерации в качестве отдельного предмета практически не исследована.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в раскрытии аспектов, недостаточно изученных современной отечественной исторической наукой. Так, автор делает попытку дать комплексную характеристику основных черт реформирования конституционных преобразований в дальневосточных субъектах Российской Федерации, а также представить наиболее актуальные проблемы их становления и развития. Диссертантом затрагиваются проблемы становления и развития системы разделения власти между государственными органами, субъектов, основываясь на принципах демократии и эффективности государственного управления.

Новизна диссертации заключается и в том, что по-новому рассмотрены современные проблемы уставного нормотворчества и правотворчество дальневосточных субъектов Российской Федерации в вопросах местного самоуправления, а также дается исторический анализ законотворческого процесса, основные оценки и характеристика этой сферы деятельности.

Научное и практическое значение исследования, по мнению автора, состоит в том, что:

во-первых, в диссертации обоснованы и выделены наиболее важные в методологическом и теоретическом плане исторические вопросы сущности и содержания, проводимых в субъектах Федерации конституционных реформ;

во-вторых, теоретические выводы диссертации и практические рекомендации могут быть использованы при совершенствовании нормотворческой деятельности органов власти Российской Федерации и её субъектов. Учет высказанных автором замечаний может способствовать повышению качества принимаемых субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов;

в-третьих, вычленение оптимальных моделей соотношения центра и регионов, а также дестабилизирующих факторов в государственном строительстве, будет полезно ученым и практикам, студентам, занимающимся вопросами федеративных отношений, при разработке курса лекций и преподавании истории, конституционного и муниципального права, для подготовки учебно-методических пособий по этим предметам;

в-четвертых, в работе использован широкий круг неопубликованных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот и будут интересны широкому кругу читателей, могут быть использованы в преподавательской работе и составлении спецкурсов на исторических и юридических факультетах.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы также для дальнейшей научной разработки данной темы, и в последующем

11

для написании истории государственных органов дальневосточных субъектов Российской Федерации.

Апробация работы. Многие положения диссертации нашли отражение в опубликованных статьях, а также в выступлениях на:

1. Парламентских слушаниях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу о ратификации Конвенции 169 МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (Москва, 1994). 2. IV Международном симпозиуме «Человеческое измерение в региональном развитии» (Биробиджан, 1998.). 3. Межрегиональных научно-практических конференциях: «Пограничная политика: практика и особенности её реализации в регионах Дальнего Востока» (Хабаровск, 1998); «Конституционные реформы в Дальневосточных субъектах Российской Федерации (историко-правовой аспект)» (Хабаровск, 1998); «Приоритеты и механизмы общественных преобразований на востоке России» (Хабаровск, 2000). 4.Региональной научно-практической конференции «Избирательный процесс: теория и практика» (Хабаровск, 1999). 5. Научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы становления местного самоуправления» (Хабаровск, 1999); «Россия и социализм накануне XXI века» (Хабаровск, 1999).

* Опыт работы диссертанта как депутата Хабаровской краевой Думы позволил апробировать выводы диссертации и реализовать их в процессе участия в подготовке ряда законов Хабаровского края по вопросам государственного строительства и местного самоуправления (Устав края, законы о краевых государственных органах, местном самоуправлении и т.д.) автором и соавтором которых является диссертант.

Материалы диссертации применяются автором в преподавании курсов конституционного (государственного) права РФ, муниципального права и избирательного права в Дальневосточной академии государственной службы.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. >.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении определена актуальность диссертации, её научная и практическая значимость, хронологические рамки исследования, формулируются объект, предмет, цели и задачи исследования, содержится историографический анализ и характеристика. источнАсовой базы, указываются способы апробации полученных результатов.

В первой главе «Ретроспективный анализ организационного и конституционно-правового формирования и становления органов государственной власти дальневосточных субъектов Российской Федерации» автор пытается найти ответ на основополагающие вопросы:

как разделить власть между Федеральным центром и его составными частями1, чтобы жизнь граждан протекала в эффективно функционирующем и стабильном государстве; ч

12

где границы децентрализации государственной власти, не разрушающие само государство, и каковы пределы её централизации, сохраняющие эффективность власти и близость её к народу?

Глава состоит из трех параграфов.

В первом параграфе - «Исторические предпосылки формирования федерализма в России: теория и практика» содержится ретроспективный анализ развития теоретической мысли и практического строительства российского федеративного государства. Проведенный анализ позволил автору выделить пять этапов развития российского федерализма:

первый, теоретический, характеризуется поиском Россией своего государственного устройства и попытками обоснования строительства федеративного государства (конец XVIII - начало XX века);

второй, создание основ социалистического (формального) федерализма (1918-1935 г.г.);

третий, утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937 - 1985 г.г.);

четвертый, реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.;

пятый, выравнивание асимметричного устройства Федерации (современный, с принятием Конституции 1993 г.).

Каждый из этих этапов характеризовался своим видением целей и задач, стоящих перед федеративным государством. Так, если в конце XVIII веке федерализм рассматривали, как демократическое противоставление абсолютизму (А.Н. Радищев, декабристы), в начале XX века, как способ разрешения национальных проблем (В.И. Ленин, И.В. Сталин), то в конце XX века федерализм связывают с децентрализацией власти, с распределением компетенции между федерацией и субъектами, для улучшения управляемости как государства в целом, так и. отдельных территорий (субъектов), в конечном счете, с главной целью - приблизить управление государственными делами к конкретному человеку (Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Бол^енкова, И.А. Умнова).

Это позволяет диссертанту сделать вывод о том, что переход России к федеративному устройству был неизбежен и этот факт является стабилизирующим на всем историческом пути развития российского государства.

Во втором параграфе - «Создание законодательных (представительных) органов государственной власти дальневосточных субъектов Российской Федерации» рассматривается история реформирования представительных органов местной власти в республике, краях, областях, автономных округах Дальнего Востока в 1990-1997 годах.

На основе анализа автором делается вывод о том, что этот процесс в дальневосточных краях, областях, автономных округах проходил в большинстве своем очень болезненно, зачастую с нарушением существующего правового поля, и имеет особенности: во-первых, реформирование представительных органов субъектов РФ, начавшееся на основе законов, на последнем своем этапе происходило в соответствии с

I *

13

постановлениями глав исполнительных органов (Президента РФ, глав администраций краев, областей, автономных округов). Предложенные исполнительной ветвью государственной власти правила создания, и функционирования представительных органов власти сказались на их формировании, в последующем на взаимоотношениях с исполнительными органами и, в конечном, итоге на работоспособности государственных органов в целом. А объем полномочий, определенный исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации для новых законодательных органов, наиболее отчетливо высвечивает тенденцию усиления роли исполнительной власти в управлении территориями. Во-вторых, реформирование органов власти связывалось с новой политической ситуацией в стране (демократизацией власти), но предложенные правила формирования представительных органов в дальневосточном регионе оставили ряд принципиальных вопросов, от которых уходили в 1991-1993 годах (формирование однопалатных парламентов, наличие представителей исполнительной власти в законодательных органах, возможность депутатам работать на непрофессиональной основе, малый срок полномочий и т.д.). Во многом это объясняется тем, что при реформировании органов власти и управления столкнулись различное понимание сути парламентаризма, принципа разделения властных полномочий; вопросов владения, пользования и распоряжения государственной собственностью. Немалое значение имели амбициозные устремлениями политических элит регионов, апатия и недопонимание сути данных органов населением дальневосточных субъектов РФ. В результате формирование новых органов законодательной (представительной) власти растянулся почти на два года, что позволило руководителям отдельных дальневосточных субъектов все это время действовать без парламентского контроля, что, конечно же, негативно сказалось на социально-экономическом положении в этих субъектах.

После формирования законодательных органов государственной власти дальневосточных субъектов Российской Федерации перед ними встал ряд задач, в том числе: законодательно закрепить новый государогвенно-правовой статус края, области, автономной области, автономного округа - статус равноправного субъекта Федерации; создать избирательную систему субъектов Федерации, а на её основе региональное избирательное право, тем самым легитимизировать новую государственную власть, что позволило бы установить объективные «правила игры» для всех ветвей власгги и поставить чиновников, стоящих во главе краев, областей, районов, городов и сел, под контроль избирателей; не превратиться в карманные органы власти, слепо выполняющие волю исполнительных органов. Конечным результатом всей этой работы должно было стать получение населением Дальнего Востока возможности непосредственно решать все жизненно важные вопросы регионов.

Ретроспективный анализ реформирования представительных органов власти в дальневосточных субъектах РФ позволяет сделать несколько выводов.

14

Во-первых, прежняя система Советов как структура государственного управления на уровне края, области, автономного округа прекратила свое существование.

Во-вторых, впервые за последние десятилетия власть исполнительная реформировала власть представительную, и это исключительное обстоятельство наложило соответствующий отпечаток на всю историю становления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации как в Хабаровском крае, на Дальнем Востоке, так и в целом по России.

В-третьих, в 1994-1995 годах на региональном уровне были созданы новые органы власти - законодательные (представительные) органы государственной власти.

В-четвертых, процесс формирования законодательных (представительных) органов государственной власти в дальневосточных субъектах Российской Федерации растянулся почти на два года и закончился в конце 1995 года. Все это время органы исполнительной власти в отдельных регионах работали без парламентского контроля.

В-пятых, в рассматриваемый период основательно уменьшилась численность депутатского корпуса, представительство женщин в законодательных структурах. Прослеживается тенденция увеличения среднего возраста («старения») депутатов.

В-шестых, в составе депутатского корпуса большое место занимали представители исполнительных структур, директорского корпуса, что крайне негативно сказалось на качестве работы новых по своей сути законодательных (представительных) органов государственной власти дальневосточных субъектов Российской Федерации.

В третьем параграфе - «Становление государственных органов исполнительной власти дальневосточных субъектов Российской Федерации» анализируется история эволюционного перехода республиканских, краевых, областных, окружных исполнительных комитетов Советов народных депутатов в исполнительные органы государственной власти дальневосточных субъектов РФ. В работе отмечается, что эта реконструкция, в отличие от коренной ломки представительных органов, отличалась постепенностью и расширением полномочий исполнительных органов. Поиск оптимальных форм организации исполнительных органов государственной власти субъектов растянулся, так же как и представительных, на годы и регулировался, до 1993 года в основном указами Президента РФ, после принятия в 1993 году Конституции РФ этот процесс переместился в русло нормотворчества субъектов Федерации.

Статьей 77 Конституции РФ определяется, что система органов государственной власти в субъектах Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. Федеральный закон был принят только в конце 1999 года, поэтому субъекты сами определяли эти принципы. В результате сложившиеся системы органов

15

исполнительной власти субъектов Федерации имеют существенные различия в количестве и формах составляющих их органов, и определяются на основе исторических и национальных традиций, стремления элитных политических групп прервать психологическую связь населения с прошлым, и, не в последнюю очередь, субъективными представлениями и «вкусами», их симпатиями к зарубежному опыту. Но в целом можно констатировать, что, несмотря на разнообразие форм, суть исполнительных органов дальневосточных субъектов РФ остается одинаковой - это органы общей и специальной компетенции субъекта с главной задачей обеспечение социально-экономического развития территории, исполнение федеральных и региональных нормативных правовых актов.

Анализ деятельности органов государственной власти дальневосточных субъектов РФ в 1993-1997 годах позволяет автору сделать вывод о том, что молодые государственные органы со своей задачей справились. Повсеместно были созданы правовые условия для функционирования законодательных, исполнительных и судебных (там, где они созданы) органов власти субъектов РФ; приняты учредительные нормативные правовые акты; созданы региональное избирательное право и нормативная база местного самоуправления; претерпела значительную модернизацию законодательная база социальной защиты населения; усилено внимание к правовому взгляду на экологические проблемы; подвергнута реформированию система законодательства в сфере воспитания подрастающего поколения. Одними государственными органами акцент был смещен на первую группу вопросов, другими - на вторую, или третью и так далее. В целом можно сказать, что свою учредительную задачу новые органы государственной власти дальневосточных субъектов Российской Федерации выполнили.

Во второй главе - «Генезис формирования правовой базы дальневосточных субъектов Российской Федерации в области государственного строительства и местного самоуправления», говорится о том, что федеративное построение государства предполагает наличие у территориальных единиц, именуемых субъектами федерации, определенных признаков государственности, выражающихся в возможности самостоятельно осуществлять государственную власть в пределах своей компетенции и территории, наделения правом учредительной власти, правом на собственное правовое регулирование и некоторыми другими правами. Для исполнения этих функций предполагается наличие в субъекте федерации региональных учредительных документов (конституций), региональных избирательных систем и избирательного права, правового регулирования вопросов местного значения.

Глава состоит из трех параграфов.

В первом параграфе - «Уставное нормотворчество дальневосточных субъектов Российской Федерации» рассматриваются исторические аспекты уставного нормотворчества. В нем делается акцент на то, что такой нормативный правовой акт как устав края, области, автономной области и автономного округа носит конституционный характер. Постановка вопроса

16

вызвана тем, что, хотя после принятия Конституции РФ в 1993 году, горячих споров по этому вопросу нет, но они были и - соответственно - могут возникнуть в любой момент, поскольку идеи «суверенизации» и унитаризма очень живучи.

Автором анализируются два этапа уставного нормотворчества в дальневосточных, субъектах.

Первый связан с Законом РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», который предоставил краям, областям возможность иметь устав края, области. После выхода Закона практически все дальневосточные регионы включились'в разработку проектов уставов краев и областей. То был период, когда закладывались традиции становления государственности краев и областей. Перед депутатами краевых, областных Советов стояла задача определить «лицо» края, области, оформить его статус в региональных нормативных правовых актах, которые позволили бы создать особое правовое поле, способное удержать регионы от разбегания и в то же время выравнить конституционно-правовое положение субъектов Федерации. Данный период работы над уставами краев и областей продолжался до октября 1993 г.

Второй этап разработки основных нормативных правовых актов российских субъектов начался после принятия Конституции РФ в 1993 году. Конституция значительно расширила конституционное поле. Субъекты Федерации получили возможность для законотворческой деятельности вплоть до приятия ими собственных конституций, уставов. Эти два термина здесь поставлены рядом не случайно. Конституция РФ (п.2 ст. 5) выделяет устав края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа из всего массива регионального законодательства, подчеркивая тем самым его учредительную, по отношению ко всем другим нормативно правовым актам субъекта Федерации, роль.. Эта роль заключается, прежде всего, в том, что устав - своеобразный каркас, как для организации власти, так и для строительства регионального законодательства и в него включаются нормы, закрепляющие государственно-правовой статус субъекта. Подготовка этих документов, их принятие на заседаниях законодательных органов в полной мере отражает тот период неопределенности, неустойчивости в жизни краев, областей и государства в целом, время непрерывного перераспределения властей, каким характеризовались рассматриваемые годы. И многие депутаты, региональные лидеры связывали свои надежды с принятием главного закона края, области, автономии - Устава, полагая, что этот документ должен исходно .служить законодательной оснрвой для организации достижения оптимального взаимодействия и сотрудничества краевого (областного) государственного аппарата, органов самоуправления на местах и всех персонально граждан региона с единой в данном случае задачей - привести региональную экономику в устойчивое хозяйственное и финансовое состояние для улучшения этим путем жизни его народонаселения.

Исследуется и история появления в конституционном праве термина «устав края (области)» уходящая корнями в Закон РСФСР «О краевом,

17

областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации». Особенность в наименовании данных актов обусловлена тем, что они не просто закрепляют самостоятельность краев областей, как субъекта Федерации, они еще отражают процесс их перехода из административно-территориальной единицы в ранг государственно-территориального образования на правах субъекта Федерации.

История разработки и принятия уставов в дальневосточных субъектах РФ, показывает, что коллизии хабаровчан были характерны и для других субъектов. Практически во всех дальневосточных краях, областях, автономных округах работа над уставами края, области, округа складывалась очень напряженно. Главная причина этой напряженности заключалась в том, что именно эти документы расставляли все точки над « i » в вопросах разделения властных полномочий, взаимодействия краевых ветвей государственной власти, отношения к краевой собственности и финансам и т.д. Вместе с тем эта работа осложнялась еще и тем, что, зачастую приступая к ней, депутаты, руководители законодательных органов не предполагали, что столкнутся с большими трудностями, а зачастую с недопониманием значения и сущности данных документов как со стороны отдельных депутатов, представителей исполнительных органов, так и жителей той или иной области или края.

Анализ уставного нормотворчества показывают, что поиск оптимальной модели разделения власти между законодательной и исполнительной ветвями осуществлялся в краях, областях, автономных округах весьма болезненно, имели место факты противостояния между ними, стремление органов перетянуть одеяло власти на себя. Нельзя не заметить следующую тенденцию: в тех краях, областях, автономных округах, где проекты уставов разрабатывались по инициативе исполнительной власти, баланс властей зачастую смещался в её пользу. Несмотря на такое противодействие со стороны исполнительной ветви власти и долгое отсутствие федерального закона об установлении общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Федерации, предусмотренного ст.ст. 72 и 77 Конституции РФ, к началу 1997 года в краях, областях, автономных округах Дальнего Востока работа по принятию уставов была закончена.

Анализ принятых уставов дальневосточных субъектов РФ показывает, что в основу их сущности было заложено понимание принципа: устав - это местная конституция, он выполняет функцию как государственного, так и социального документа, регулирующего в единстве государственное и общественное устройство, взаимоотношения между человеком, гражданином, народом, населением, с одной стороны, и государственной и местными властями, с другой. По структуре все уставы напоминают слепок с федеральной конституции с небольшими местными особенностями. Уставы определяют идеологию власти, главный признак которой - парламентаризм, предусматривающий особую систему организации государственной власти основанную на принципах разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви и их самостоятельность, верховенства

18

закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка.

Принятие Уставов дальневосточными субъектами Российской Федерации показало, что, несмотря на сравнительно короткий срок своего существования, молодые законодательные органы предприняли конкретные действия по укреплению единой системы государственной власти, созданию общего правового пространства, сумели накопить определенный опыт законотворческой работы. Это позволило сформировать прочную правовую базу, обеспечивающую функционирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации. За короткий исторический отрезок времени был сделан значительный шаг к выравниванию конституционно-правового статуса дальневосточных субъектов Российской Федерации.

Во втором параграфе - «Законодательная деятельность дальневосточных субъектов РФ по формированию региональных избирательных систем и избирательного права», анализируется история формирования избирательных систем и избирательного права в дальневосточных субъектах РФ. Автор считает, что только демократически сформированная избирательная система дает возможность населению непосредственно влиять на формирование органов государственной власти.

В работе отмечается, что на протяжении десятилетий выборы в краях, областях и автономных округах проводились в соответствии с едиными процедурами определенными законами РСФСР, не учитывающими федеративного устройства государства. И только в 1993 году края, области и автономные округа получили возможность самостоятельно определять существенные параметры избирательной системы в соответствии с рамочным регулированием, содержащимся в президентских указах. На основании указов Президента РФ, руководителями исполнительных органов субъектов Федерации были изданы соответствующие положения о формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Несмотря на то, что подобного нормотворческого опыта в субъектах Федерации не имелось, проведенные в эти годы выборы показали жизнеспособность указанных документов. И даже в тех регионах, где в ходе выборов и после их проведения участники избирательной кампании обращались в суды, последние, как правило, признавали данные нормативные акты соответствующими федеральному праву.

С принятием новой Конституции России в 1993 году указы Президента и разработанные. на их основе региональные положения о проведении выборов в представительные органы государственной власти субъектов и местного самоуправления вошли в противоречие с конституционными принципами федеративного устройства и избирательного права. Вот почему новые органы государственной власти дальневосточных субъектов РФ одной из главных задач видели задачу создания региональных избирательных систем и на их основе избирательного права субъектов Федерации.

Автор отмечает особенности избирательного законодательства дальневосточных субъектов:

19

во-первых, опыт проведения избирательных кампаний 1995 - 1997 годов показывает, что остается нерешенной проблема предоставления равных условий кандидатам в период предвыборных агитационных кампаний, в частности, обязательного ухода в отпуск всех без исключения лиц, баллотирующихся на выборах. Это позволяло отдельным депутатам, губернаторам, главам администраций городов и районов, под прикрытием объяснений о невозможности оставить руководство представительным органом, администрацией без их личного внимания, заниматься предвыборной агитацией с использованием преимуществ служебного положения;

во-вторых, отсутствие в федеральном законодательств норм регламентирующих порядок назначения выборов и обязательности их проведения для органов государственной власти, позволило отдельным региональным законодателям в этом вопросе взять на себя несколько больше полномочий, чем это подразумевает конституционный принцип разделения властей, что на практике привело к переносу выборов в отдельных регионах в 1996-1997 годах;

в-третьих, плавающая дата назначения выборов Позволяет отдельным главам администраций (как показывает опыт Москвы, Самары и Хабаровска) использовать этот недостаток регионального законодательства для получения личной «форы», при назначении досрочных выборов.

Большое значение для формирования на демократических принципах властных структур имеет вопрос создания специальных органов, занимающихся подготовкой, организацией и проведением выборов. С этой целью во всех субъектах были созданы специальные комиссии. - избирательные комиссия республик, краев, областей и автономий; окружные избирательные комиссии; районные, городские избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии, законодательно определен их правовой статус. Но только единственный законодательный органов Российской Федерации - Хабаровская краевая Дума - рассмотрела и приняла в 1995 году закон «О системе избирательных комиссий в Хабаровском крае»>

К концу своего срока деятельности (1996 г.) практически .все законодательные органы власти дальневосточных субъектов РФ сформировали основы избирательного права, которые предусматривали проведение всеобщих равных прямых альтернативных выборов при тайном голосовании, что позволило назначить и провести выборы в субъектах во все органы власти на базе регионального законодательства и тем самым легитимизировать власть в субъектах Дальнего Востока.

В третьем параграфе - «Законодательная деятельность дальневосточных субъектов РФ по формированию института местного самоуправления» уделяется пристальное внимание вопросу формирования региональной нормативной правовой базы местного самоуправления. Авторе^ отмечается, что эта деятельность включает в себя три этапа.

Первый этап начался в конце 80-х годов, когда в ходе перестройки делались попытки внедрения элементов самоуправления сначала в трудовых коллективах (хозрасчет, самофинансирование, выборность руководителей), а

20

затем в качестве эксперимента в региональные субъекты хозяйствования. Изменения в экономике потребовали изменений в управлении на местах. Первым практическим шагом реформирования местного управления стало принятие 9 апреля 1990 года союзного Закона «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который, несмотря на еще «советское» понимание его авторами самой сути самоуправления, был серьезным шагом вперед. Этим законом в Конституцию СССР включалось пЬнятие местного самоуправления, предпринималась попытка определить экономическую основу местного самоуправления введением понятия «коммунальная собственность». Только через год российский законодатель принял закон «О местном самоуправлении в РСФСР», который создал правовые механизмы для децентрализации государственного управления и привлечения граждан по месту жительства не только для обсуждения, но и для решения вопросов местного значения. Вместе с тем, из-за недостаточной проработанности и в силу ряда других причин, союзный и российский законы не сумели обеспечить формирование полноценной системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Второй, более радикальный этап строительства органов местного самоуправления связан, прежде всего, с выходом Указа Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», которым было рекомендовано реформировать представительные органы и органы местного самоуправления. Пунктом четыре этого указа устанавливалось, что прекращается только деятельность районных в городах, городских в районах, поселковых сельских Советов народных депутатов. Но, как и в случае с представительными органами краев и областей руководителями исполнительной власти была упразднена вся система местных Советов народных депутатов, в городах, районах, селах и поселках. И хотя вновь последовало разъяснение администрации Президента о том, что Указ о прекращении деятельности Советов не распространяется на деятельность районных Советов, во многих краях и областях (Приморский край, Амурская область) местная представительная власть была уничтожена полностью и восстанавливалась в течение многих лет.

Организация местного самоуправления в переходный период регулировалась указами Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», «Основными положениями о выборах в органы'местного самоуправления» и некоторыми другими. Эти указы послужили основой для принятия субъектами РФ собственных нормативных правовых актов по вопросам организации местного самоуправления в своих краях, областях, автономиях. На основании этих документов на территориях дальневосточных субъектов РФ были сформированы органы местного самоуправления, отличавшиеся широким разнообразием по структуре, функциям, способу формирования. Так, в Хабаровском крае и Амурской области с 1993 по 1996 годы действовали как избранные, так назначенные исполнительной ветвью власти, органы

21

местного самоуправления. Такое положение дел не могло долго устраивать население муниципальных образований. '

Третий этап строительства органов местного самоуправления связывается с принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году, которая вновь законодательно закрепила положение о местном самоуправлении как одной из форм осуществления власти народа в федеративном государстве. .Вступление в силу Конституции Российской Федерации 1993 года создало принципиально новую правовую ситуацию в области регулирования местного самоуправления. Во-первых, указы Президента о реформе местного самоуправления и принятые на их базе нормативные правовые акты в отдельных своих положениях вступили в противоречия с конституционными требованиями. Таким образом, новое здание местного самоуправления начали возводить на «ущербной», с точки зрения права и Конституции, основе. Во-вторых, Конституция внесла ряд существенных новаций, развивающих концепцию местного самоуправления. И, в-третьих, впервые за всю историю российского государства, позволила субъектам Федерации заняться нормотворчеством в области местного самоуправления исходя из исторических, национальных» и'т.д. особенностей регионов.

Концептуально новые конституционные подходы к вопросам местного самоуправления потребовали создания нового федерального нормативного правового акта о местном самоуправлении. В 1995 году федеральным законодателем был принят Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К сожалению системы местного самоуправления данный закон не создал, оставил неразрешенным большое количество вопросов, мало того еще и сузил законодательное поле для нормотворчества субъектов Федерации. Но закон стал тем документом, который подтолкнул регионального законодателя к более интенсивному законотворческому процессу по реформированию местного самоуправления в краях, областях, автономных округах. В результате за короткий исторический отрезок времени (год-полтора) во всех дальневосточных субъектах была создана нормативная база местного самоуправления, позволившая определить региональные принципы местного самоуправления, назначить и провести выборы в муниципальные органы власти.

Историческое значение данного этапа заключается в том, что в отличие от реформ местного самоуправления, проводившихся сверху (союзных и республиканских 1990-1992 г.г. и особенно президентской 1993 - 1994 г.г.) наличие краевых, областных и окружных законов о местном самоуправлении и создание избирательной системы в дальневосточных субъектах позволили населению Дальнего Востока в 1996 - 1997 годах провести выборы в органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на законодательной основе, разработанной самими жителями региона с учетом региональных особенностей. Тем самым был завершен третий этап реформирования местного самоуправления, и можио говорить о легитимности муниципальных органов власти.

22

Анализ принятых в 1996 - 1997 годах конституций, уставов и законов о местном самоуправлении дальневосточных субъектов Российской Федерации позволят сделать вывод о том, что в Дальневосточном регионе сформировалось три формы организации местного самоуправления.

Одни субъекты, исходя из конституционного определения о том, что в субъектах РФ имеются «высшие органы государственной власти» (п. «в» ст. 125 Конституции РФ) считали, что субъект имеет право на создание органов государственной власти не только на уровне республики, края, области, но и ниже. И создавали органы государственной власти на уровне города, района, села и т.д. На Дальнем Востоке это Республика Саха (Якутия) и Еврейская автономная область.

Вторая форма организации местного самоуправления заключалась в том, что муниципальное образование устанавливались на уровне района и в нем же осуществлялось местное самоуправление, при этом ни каких муниципальных образований в поселках, селах и т.д. не предусматривалось. Такая форма организации местного самоуправления была создана в отдельных районах Приморского края.

Третья, форма организации местного самоуправления по типу «корзинки» (Хабаровский край, Амурская и Сахалинской обл.), когда муниципальные образования создаются на уровне города, района, города с районом (первый территориальный уровень) и одновременно в него входят муниципальные образования сел, поселков и т.д. (второй территориальный уровень).

Сегодня нет однозначного ответа на юридическую правильность той или иной формы местного самоуправления, но можно с уверенностью сказать, что сформированные таким образом органы местного самоуправления приблизили население муниципальных образований к управлению местными делами.

В Заключении диссертации автор подводит основные итоги исследования и формулирует выводы на основе которых выдвигаются предложения и рекомендации по дальнейшему государственному реформированию дальневосточных субъектов Российской Федерации, а также отмечаются проблемы, нуждающиеся в дальнейшем, более глубоком изучении.

В частности делается вывод, что переход России к федеративному государственному устройству был неизбежен. Но созданная в начале XX века как национальная федерация Россия не смогла разрешить всех проблем государственного строительства, и вынуждена была в конце XX века вновь обратиться к этому вопросу. Конституционные реформы 90-х годов в этой области позволяют говорит о том, что Россией выбран путь выравнивания статусного положения всех субъектов (в ранг которых, вместе с республиками, введены края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Эти регионы за короткий исторический срок сумели принять учредительные документы, создать собственное правовое поле и тем самым законодательно закрепить свой статус равноправных субъектов Российской Федерации, что в конечном

23

итоге позволило населению дальневосточных субъектов непосредственно принять участие в формировании новых региональных органов власти и управления.

Вместе с тем автор отмечает, что отдельные вопросы требуют своего скорейшего разрешения, и предлагает своё видение этой проблемы.

В приложениях собран статистический материал, характеризующий процесс формирования органов государственной власти в дальневосточных субъектах Российской Федерации в 1993-1997 годах.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях:

1. Вопросы государственного протекционизма в области законодательного обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Дальнего Востока России. Тезисы выступления на парламентских слушаниях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросу «О ратификации Конвенции 169 МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» Москва. 22 ноября 1994 г.». - Москва: Изд-во Государственной Думы, 1994. • 0,25 пл.

2. Проблемы федерализма в свете договорного процесса: состояние и перспективы. /Сборник научных трудов. Социально-экономические проблемы развития Дальнего Востока России в системе АТР. Под ред. Б.В. Смирнова. Вып. 1. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. университета, 1997. - 0,25 пл.

3. К истории становления представительных (законодательных) органов Дальнего Востока и Забайкалья. Тезисы доклада на межрегиональной научно-практической конференции «Пограничная политика: практика и особенности её реализации в регионах Дальнего Востока». - Хабаровск: ДВАГС, 1998. - 0,25 пл.

4. Проблемы конституционализма дальневосточных субъектов Российской Федерации: к истории вопроса (1993-1997 гг.). Тезисы на IV Международном симпозиуме «Человеческое измерение в региональном развитии». Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 1998. //Сборник статей. Вопросы истории государственного строительства Хабаровского края как субъекта Российской Федерации. - Хабаровск, Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права (Хабаровакий филиал), Приамурское географическое общество, Дальневосточная ассоциация кооперативного движения, 2000. - 0,Лп.л.

5. История федерализации дальневосточных субъектов Российской Федерации. Доклад на межрегиональной научно-практической конференции «Конституционные реформы в Дальневосточных субъектах Российской Федерации (историко-правовой аспект)». - Хабаровск: ДВАГС, 1998 г. - 1,29 пл. /

6. i Избирательное право и избирательные системы в^дальневосточных субъектах Российской Федерации. В соавторстве с Сяваевой В.Ф. Тезисы доклада на межрегиональной научно-практической конференции

«Конституционные реформы в Дальневосточных субъектах РОССИЙСКОЙ Федерации (нсторико-правовой аспект)». - Хабаровск: ДВАГС, 1998. - 0,29 п.л.

7. Источники муниципального права субъектов Российской Федерации. В соавторстве с Кравченко Ю.Б. Тезисы выступления на межрегиональной научно-практической конференции «Конституционные реформы в Дальневосточных субъектах Российской Федерации (историко-правовой аспект)». - Хабаровск: ДВАГС, 1998. - 0,25 п.л.

8. К истории становления избирательных систем в дальневосточных субъектах Российской Федерации. Тезисы к региональной научно-практической конференции «Избирательный процесс: теория и практика». -Хабаровск: Избирательная комиссия Хабаровского края, ДВАГС, 1999. - 0,25 п.л.

9. О некоторых проблемах формирования законодательной базы местного самоуправления в дальневосточных субъектах Российской Федерации (историко-правовой аспект). //Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке, - 1999. № 2. - 0,25 п.л.

10. Последние дни советских органов власти на Дальнем Востоке (к истории вопроса). Выступление на краевой научно-практической конференции. /Сборник. Россия и социализм накануне XXI века. - Хабаровск: Хабаровское отделение общества «Российские ученые социалистической ориентации», Приамурское географическое общество, ДВАГС и др., 1999. -0,52 п.л.

11. Ратификация Европейской Хартии местного самоуправления и очередные задачи законодательной власти дальневосточных субъектов Российской Федерации. //Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке, - 1999. № 1(3). - 0.52 п.л.

12. О задачах государственных органов дальневосточных субъектов Российской Федерации. Выступление на межрегиональной научно-практической конференции «Приоритеты и механизмы общественных преобразований на востоке России». /Сборник. Восток России: проблемы и опыт преобразований. Выпуск 1-2. - Хабаровск: ДВАГС, 2000. - 0,25 п.л.


Описание предмета: «Государственное управление»

«Государственное управление» является учебной дисциплиной общеэкономического значения, тесно связанной с другими предметами, предусмотренными в учебных планах для студентов экономических специальностей вузов.

«Государственное управление и экономическая политика» опирается на экономическую теорию, статистику, конституционное и гражданское право, финансы, экономику предприятий.

Предметом изучения дисциплины «Государственное управление и экономическая политика» являются методы, формы, способы управления и регулирования экономики государственными структурами в разных аспектах деятельности общества. Объект изучения - экономические системы различного масштаба и уровня развития.

Елькин В.А., Елькина Н.В. Государственное управление и экономическая политика. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.- 304 с.

Литература

  1. И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 352 с.
  2. М.И. Яндиев. Теория финансов. Трансформация финансов органов власти. Учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2001. – 240 с.
  3. Фундаментальные проблемы пространственного развития макрорегиона при переходе к инновационной экономике (на примере Северо-Запада России). – М.: Наука, 2010. – 596 с.
  4. А.С. Малчинов. Доктрина регионального развития Российской Федерации (макет-проект). – М.: Научный эксперт, 2009. – 257 с.
  5. А.Е. Арменский, С.Э. Кочубей, А.Л. Судариков. Устойчивое инновационное развитие Российской Федерации и мировые финансы в XXI веке. – М.: Социальный проект, 2011. – 320 с.
  6. Сборник законов Российской Федерации. Книга 1. С изменениями и дополнениями на 1 января 2000 года. – М.: АСТ, 2000. – 624 с.
  7. Сборник законов Российской Федерации. Книга 2. С изменениями и дополнениями на 1 января 2000 года. – М.: АСТ, 2000. – 560 с.
  8. Бочарникова М.А. Время отдыха. Постатейный комментарий к разделу V Трудового кодекса Российской Федерации. – М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2004. – 109 с.
  9. Курс отечественной истории IX-XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе. – М.: ИТРК, 2002. – 544 с.
  10. Представительная власть в России: История и современность. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. – 592 с.
  11. Хабриева Т.Я., под ред. Муниципальная реформа в Российской Федерации. Правовое и экономическое исследование. – М.: Эксмо, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2010. – 414 с.
  12. Г.Безродная und С.Колпаков. Управление развитием социальных объектов на примере медицинского вуза. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 344 с.
  13. Наталья Шелковникова. Формирование органов власти в городах Дальнего Востока в 1987-2003 гг. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 204 с.
  14. Марина Гусева. Структура и функции городских органов власти в Англии в XIV-XV веках. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 140 с.
  15. Н.М. Сабитова. Бюджет и бюджетная политика субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан). – М.: Инфра-М, 2016. – 200 с.
  16. Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества. – М.: Проспект, 2016. – 656 с.
  17. П.В. Агапов, Г.В. Антонов-Романовский, В.К. Артеменко. Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества. – М.: Проспект, 2018. – 656 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Развитие экологического туризма в ивановской области на примере тура «Охота у Цесаревны Елизаветы»
Туризм
Диплом
90 стр.
Муниципальный займ
Государственное и муниципальное управление
Диплом
99 стр.
Эффективность инвестиционного проекта в ЖКХ на примере строительства
Инвестиционный менеджмент
Диплом
99 стр.
Стратегия развития корпорации на примере холдинга
Менеджмент стратегический
Дипломный проект
98 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Оксана
Спешу сказать Вам огромное бесконечное спасибо за помощь при сопровождении диплома Финансовая стратегия предприятия. Я защитила диплом после консультаций с вами на отлично, все прекрасно. Еще раз спасибо, удачи в дальнейшей деятельности, с уважением и благодарностью, Оксана.