Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Система прямого налогообложения в 1920-е годы

Налоги и налогообложение

 

КОМИССАРОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Система прямого налогообложения в 1920-е годы

специальность 07. 00. 02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Иваново 2000

Работа выполнена в Ивановском государственном университете

 

 

1 Общая характеристика работы

Актуальность темы исследовании обусловлена местом налоюн и /киши государства и значительной ролью прямых платежей для каждого фажданина Судьба прямых податей в России представляет особый интерес, так как с первых лет советской власти, осуществление политики правительства в области налогообложения проходило на фоне господства властно-распределительных отношений Это послужило причиной формирования стереотипа -изначально официальною отношения к государственным податям не только со стороны населения, но и среди ученых, исследователей и практиков налогового дела. Сложившаяся в результате экономических преобразований в 20-е годы система прямых налогов во многом определила содержание политики государства в налоговой сфере на протяжении всей истории СССР, вплоть до начала 90-х годов. Обращение к опыту 1921 1929 гг. обусловлено необходимостью в объективном анализе истории налогообложения. В историографии, несмотря на обилие работ, до сих пор не было исследования, где бы прямые налоги рассматривались как целостная система. В трудах затрагивались лишь отдельные проблемы налогообложения в связи с изучением вопросов истории налогов вообще, или частных проблем финансов, экономики, промышленности и т.п.

Историография темы. Предваряя анализ исследований по истории прямых платежей в 20-е годы, следует отметить, что многоплановость налога как явления привлекла внимание значительного круга исследователей: экономистов, правоведов, политиков, историков. Важность налоговых реформ 20-х годов отмечалась всеми исследователями без исключения.

В историографии проблемы, несмотря на обилие работ, прямые платежи как-отдельная, целостная система не рассматривались. В трудах затрагиваются лишь отдельные проблемы в связи с изучением вопросов истории налогов вообще, или частных проблем финансов, экономики, промышленности и т.п.

Периодом активного изучения проблем прямого обложения были двадцатые юды В это время в периодических изданиях разного уровня появляются скпьи, заметки, обзоры состояния налогового дела в государстве. К теме финансов обращаются в первую очередь работники различных наркоматов, так или иначе заинтересованных в унификации обложения (НКЗ, НКФ, НКТорг, ВСНХ и др ) Несмотря на разнообразие точек зрения, можно выделить общие присущие всем работам этого периода черты: 1) большинство работ нельзя назвать чисто исследовательскими, они находятся на грани источник - исследование, в силу того, что были написаны в изучаемый период; 2) большая часть авторов, подходила к проблеме прямого обложения с точки зрения своих узких профессиональных интересов (как финансисты, аграрники, чиновники государственного аппарата); 3) цифры, на которые опирались исследователи в своих изысканиях, являются результатом соб-

сiвенных вычислений, предположений, в лучшем случае результатом статисгиче-ских обследований отдельных наркоманов, не обладающих полной кар i иной об ложения в стране; 4) большинство работ носит дескриптивный (описательный) характер, что может, как отражать истинное содержание описываемых процессов так и искажать их, 5) но всех статьях, опубликованных с 1921 по \{)2{) м помимо анализа существующего положения приводятся рекомендации по усовсршенсмш-ванию системы

Наибольший интерес с историографической точки зрения преде 1аь.тякм работы Петра Маслова, профессора А.Л. Соколова, сотрудников НКФ К) Ларина, П. Гензеля, Г.Я. Сокольникова, профессора Н Д. Кондратьева, А А Тривуса, и ряд сборников с трудами экономистов о налогах.

Для периода 20 х годов еще характерна альтернативность точек зрения Кондратьев оценивал сельскохозяйственный налог, в первую очередь как орудие финансовой политики, критиковал сложившуюся высоко прогрессивную шкалу обложения. Г Я Сокольников был сторонником разумных денежных налогов, он один из первых обратился к проблеме платежей, как главной статье дохода государственного бюджета. Занимался вопросами сравнения выгод для финансового хозяйства от использования налогов, а не денежной эмиссии. Для Ларина характерна бездоказательность большинства его положений и явная склонность к радикальным мерам. Труд «Прямые налоги. Очерки теории и практики» профессора Гензеля уникален с точки зрения историографии, так как это единственная работа, посвященная конкретно прямым налогам в двадцатые годы. Однако этим уникальность работы и ограничивается. Содержание исследования определено идеологическими рамками классового подхода. Своеобразный итог изучению проблемы обложения населения был подведен комиссией СП К СССР под председательством М.И. Фрумкина. Основываясь на многочисленных вычислениях работников ЦСУ, НКФ СССР и материалах заседания собственно комиссии, был опубликован совместный доклад. Комиссия пришла к выводу, что центр тяжести обложения всеми прямыми налогами постепенно переносился (с 1924 по 1927 годы) на несельскохозяйственное население, но при этом относительное понижение суммы отдельных налоговых платежей сельскохозяйственного населения не распространяется на верхушку деревни В целом существовавшая налоговая система оценена как отвечающая основным интересам государства. К 1929 году окончательно

1 Маслов II Основы экономической политики М I осvдарственное иишслыльо. 1926. ( око юн А \ Iсорим налогов Курс лекций М Московский рабочий, 1923; Ларин Ю. Уроки кризиса и экономическая политика. М Московский рабочий, 1924. Он же Частный капитал в СССР М Государственное издательство 1927 Сокольников Г.Я. Новая финансовая политика на путях к твердой валюте М Наука, 1991, Кондратьев Н Л К вопрос) о дифференциации деревни; Он же О принципах построения единого сельскохозяйственного налога // И (бранные сочинения М Экономика, 1991, Тривус А А Налоги как орудие экономической нолиIHKM Ииакмьеню РИОАСПС Баку, 1925

2 Тюкестъ обложения в СССР (социальный состав, доходы и налоговые шшсжи населения Сою ta ( ( l'i и 1924/1925, 1925/1926, 1926/1927 годах М Госфиниздат СССР. 1929

оформляется основной постулат: законы о налогах правильные и приняты во время, а причина всех недостатков системы в несовершенстве аппарата, недоучете и слабом контроле.

С начала 30-х годов появилась возможность проследить историю налоговой системы в годы нэпа, обобщить весь доступный материал, что послужило причиной обращения к теме не только узкого круга специалистов, но и историков Но в этот период исследователям закрыли доступ к целому ряду статистических материалов, поэтому в научном обиходе используют только опубликованные непроверенные данные 20 х годов и официально одобренные показатели, часто не отра-жающие действительного положения вещей. В это время выходят работы Г.В. Князева «Роль налогов в политике и экономике Советского Союза», М.Я. Залесского «Налоговая политика Советского государства в деревне»; В.Д. Дьяченко «Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства 1917 1925 гг.». Основной идеей исследования Князева является: «Все, что ни делала партия большевиков, было хорошо и главное во время и способствовало непрекращающемуся прогрессу в экономике и в отношениях между рабочими и крестьянами». Предметом исследования М Я. Залесского были налоговая политика советского государства в деревне. Многие из выдвинутых положений стали определяющими для следующих поколений исследователей. Так продналог, по мнению автора, это сумма отдельных натуральных налогов на различные виды сельскохозяйственной продукции и сырья. Множественность, которая устанавливалась при этом, с одной стороны тормозила развитие тех или иных отраслей и рост товарности сельского хозяйства, с другой не давала возможности в полной мере обеспечить принцип прогрессивности Монография В.П. Дьяченко вышла в свет в 1947 г. Но сути, это исследование стало учебником для историков, экономистов, юристов, заинтересовавшихся этой проблемой в последующие годы Налогам посвящена глава «Борьба за налоговые ресурсы. Налоги как метод регулирования доходов и накоплений». Автор признает за платежами одно из первых мест в деле ограничения частного сектора, а за налоговыми льготами важный элемент помощи социалистическому сектору в борьбе с частником, поэтому ввод подоходного обложения считает важнейшим достижением налоговой политики первой половины 20-х годов.

Итак, концептуальное содержание советской историографии последующих лет можно охарактеризовать несколькими основными положениями: 1 Налоговая политика советского государства вытекала из задач построения социализма, 2 Осуществление пой поли гики проходило в условиях ожесточенной классовой борьбы как в юроде, 1ак и в деревне, что послужило причиной придании сис1еме классового характера

В 1930 1940 п появились первые действительно исследовательские работы. Эти первые монофафии оказали большое влияние на формирование обшей

концепции налогообложения в последующие годы, но уфатили свою актуальность на современном лапе

1950-1960 гг. ознаменовались появлением работ такого крупного специалиста в области налоюв как МЛ. Марьяхин.1 Труд авюра первое крупное обобщающее исследование налоговой системы и прямых налогов как важной сосшв ляющей ее част. Марьяхин приходит к выводу, чю налоювая система 20 \ тлоь характеризуется: специфическими налоговыми платежами (промысловый налог. налог на сверхприбыль, поимущественный пало!), множественное то, широкой системой льгот; крутой прогрессией, отмеченными еще исследователями 20 х годов; особыми формами и методами взимания, без уточнения какими конкретно В целом Марьяхин придерживался всех сложившихся к тому времени стереотипов.

В 50-е годы выходит исследование К. Плотникова «Очерки истории бюджета Советского государства», где отдельно рассматривается вопрос о роли налогов в доходной части бюджета. В этот же период выходит еще одна историческая работа Н. Ципкина, опубликованная в журнале «Финансы СССР»2.

Накопленный до 1960 г. опыт позволил опубликовать коллективный 1руд, посвященный истории экономики, где налоги заняли свое достойное место, получили свое освещение, основываясь на работах таких исследователей, как Дьяченко и Марьяхин3.

В 60-е годы была снята часть запретов и открыты возможности для изучения новых тем. Благодаря этому налоги получили освещение со стороны специалистов, занимающихся вопросами социальной политики в городе и в деревне Появляются первые работы Л.Ф. Морозова4 о борьбе государства с нэпманской буржуазией и статьи Н.Г. Соколова5. Налоговые материалы в работах Морозова приобретают новое значение, так как налоговая статистика 20-х годов используется автором как главный источник по изучению состава капиталистических элементов в городе. К тому же прямые платежи признаются автором главным и эффективным орудием в борьбе государства с нэпманской буржуазией.

Подводя итоги изучению политики советского государства в облает прямо го налогообложения в 50-60 е годы, необходимо отметить, что в этот период времени появляются работы, которые можно назвать историческими исследованиями изучение проблемы принимает проблемный характер, расширяется icoi рафия

1 Марьяхин Г.Л. Очерки истории налоюв с населения в СССР. М Госфиниздат, 1964

2 Цнпшш Н. Из истории налогов в СССР // Финансы СССР 1957 № 9 С 45-53

3 История народного хозяйства СССР 1917-1959 гг. М. Высшая школа, 1964.

4 Морозов Л.Ф. К вопросу о периодизации истории борьбы с нэпманской буржуазией // Вопросы исюрии 1964 № 12. С. 3-18.; Решающий этап борьбы с нэпманской буржуазией. М. Издательство ВПШ, 1964 ' Соколов Н Г Налоговик нолшика советского государства и лсрсннс концу восстановительной) периода (19?» 1925 гг.)// Ученые записки Рязанского педагогического института. Т. 36. М, 1965

авторов, в оборот вводится ряд новых источников, благодаря более свободном) доступу к архивным материалам

Все эти тенденции сохранили свое значение и в 1970 1980 и ')ю вылилось в появление таких интересных авторов, как Калинин, Данилов, Архижш и не или ряд других, а также представителей различных региональных научных школ

К) С Калинин в своей статье предпринимает попытку осветить работл пар тии и правительства на пути создания принципов налогообложения деревенской буржуазии с 1926 г. до начала массовой коллективизации сельского хозяйства По мнению автора в практике обложения были допущены перегибы, сумму налога в 192871929г. определили слишком маленькую, так как сбор превысил все ожидания. Неправомерность этого вывода бала доказана другим ученым, историком В 11 Даниловым,2 его статья посвящена освещению основных этапов и принципов развития налоговой политики в деревне в 1917 1929 п Давая характеристику воз действия налогов на развитие производства и социальные сдвиги в крестьянских хозяйствах, автор обращается исключительно к прямым налогам, отмечая их непосредственное влияние на указанные процессы. Перегибы в налоговой практике 1928/1929 г Данилов определяет как серьезную ошибку, связанную с увеличением суммы налога с крестьян. Этот вывод выводит статью В.П. Данилова в ряд исследований, чьи положения не утеряли своей актуальности в историографии прямою обложения с течением времени.

В 70 е годы неослабевающий интерес к изучению роли прямых налогов в процессе вытеснения частника, обусловил появление целого ряда работ В.А. Архипова Первая публикация относится к 1978 г., совместно с уже упомянутым ученым Л.Ф. Морозовым в свет выходит монофафия «Борьба против капиталистических элементов в промышленности и торговле 20-е начале 30-х годов» В 1986 году выходит его самостоятельное исследование «Этапы и методы регулирования частно-торгового промышленного предпринимательства». Основополагающим моментом и для Морозова и для Архипова было отнесение факга ликвидации капиталистических элементов в промышленности и торговле к крупным политическим и социальным достижениям советского государства Налоги, в оценке Архипова, самое эффективное средство, им была введена формула в отношении частного капитала в промышленности и торговле: «От вытеснения к ликвидации»

Для 70-х годов характерно обращение к истории налогообложения с точки зрения правовых отношений Это были первые робкие попытки В I977i

1 Калинин ЮС Разработка органами Советского юсударства налоювой политики в отношении к> лачссша и ее осуществление в 1926-1929 гг //Ученые записки Горьковского университета Вып 192, 1972 С 9O-I51 Политика экономического вытеснения кулачества и ее отражение в советском законодательстве (I92(» 1^29 11 ) Автореф дис канд. ист наук М 1973

2 Данилов В II Налоговая политика в деревне //Октябрь и швсккос крестьянство М 197/ ( IM 191

И.А.Исаева1. 1978 г ЕМ Химович2 Их нельзя назвать удачными Во первых были привлечены не все доступные на лол момеш исгочники, во-ншрых. проблема получила одностороннее освещение.

В 80 е годы В. Я. Филимонов в своей статье пытается осмысли п> мел оды, государственного регулирования о i ношений между городом и деревней, а Э.А. Беркутов' проанализировал ход дискуссии при выработке декрет о сельхозналоге в 1926/1927 г., причину дискуссии видел в том, что налог к 1926 i переслал соответствовать уровню товарно-денежных отношений, что было ново для исло-риографии.

Разработка вопросов региональных особенностей налоговой полилики шла более удачно. О росте популярности проблем прямого налогообложения свидетельствует появление работ, освещающих региональную специфику осуществления налоговой политики в Сибири , на Дальнем Востоке1, в Казахстане , в Крыму', в районах Нечерноземья9. На местах среди исследователей наиболее популярны темы классовой направленности налоговой политики в доколхозной деревне. Общую направленность изучения и подходов к проблеме определяла общепринятая концепция с изначально положительной оценкой всех мероприятий. Однако изучение материалов местных архивов и ограниченность работ одним pci ионом позволила исследователям обозначить ряд аспектов, не затрагиваемых в изучении налогообложения в масштабах страны.

Перелом в изучении прямых налогов и исторической науке в целом наступил в 90 е годы. Этому не мало способствовали перемены в политическом cipne

1 Исаев И А Налоговое законодательство и частный капитал в первые годы нэпа // Вестник Ml У Серия Право 1977 №1 С 36-42

2 Химович ЕМ Развитие системы сельскохозяйственного налога в СССР (Краткий историко-правовой обзор 1923 1929м )//Социально-политическое и экономическое развитие советской деревни Вин ) Я|хк.лавль 1978 С 90--103.

3 Филимонов В.Я. Регулирование Советским государством отношений между юродом и деревней юрювля. налог, кредит (1921-1925 гг)//Вопросы истории 1985 № 12 С. 34-51, Взаимоотношение между юролом и деревней в 1921 1925 гг (обзор литературы) // История СССР 1988 № I. Г 106 118

4 Беркутов А. А Реформа системы единого сельскохозяйственного налсма в 1926 году и ее значение в ос\ шесть-лении налоговой политики коммунистической партии в деревне // Из истории борьбы КПСС м иобс.п социалистической революции и построения коммунистического обшества М . 1982 С 16 W

5 Боженко ЛИ Из истории осуществления налоговой политики в Сибири (1921 - 1927 гг ) / I р\лы I омскою университета, 1974 С. 3 16

6 Волошина Л М Классовая направленность налоговой политики Советской власти в лсревнс Дальнею Нои ока в период восстановления народного хозяйства // Социально политическое развитие дальневосючиой деревни (советский период) Владивосток, 1984 С 3-15

7 Дахшлейгер Г Ф Абылхожин Ж Б Налоговая политика Советского государства и ее особенности в ка миланском ауле (20-е годы) // Региональные особенности экономической политики переходного псриола в ( ГС р М 1983 С 102-118

8 Задовысвичка ЮМ Роль кредитно-HajToi овых мер советскою государства в борьбе с мастным капталом н промышленности и торговле Крыма (1921 1929 г г ) // Вопросы истории СССР Выи 29 Харьков 1984 С 38-45

9 Ревков В И Ленинская налоювая политика и се осуществление в Смоленской деревне в первые юлы н ша (1921 1925 if ) II Сельское хозяйство и крестьяне Нечерноземья в псрио;! сфоигсльсгва мшиа.чи ;ма государства и изменения в экономическом курсе. Тему правового урегулирования налогов продолжила Г. А. Кутьина1, для которой характерен отход от традиционных оценок, что повлекло за собой другую крайность, преувеличение влияния политики «военного коммунизма» на формирование налоговой системы в период tnua. И все же следует высоко оценить научный поиск автора и попытку принципиально по-новому подойти к изучению истории становления налоговой системы Ряд интересных работ Е.В. Демчика, посвящен вытеснению частного капитала в конце 20-х годов. . Автор отказывается от положения Архипова, что налоги были основным орудием в борьбе с частником, он отводит налогообложению лишь вспомогательную роль, а приоритет оставляет за репрессиями (обысками, арестами, конфискациями). Забывая при этом, что причина репрессий так называемое скрытое сопротивление частника, уклонение его от уплаты налогов, уход на черный рынок и т.п. Принципиально по-новому оценить практику налогообложения крестьянства пытается Серпинский Л.Н.3, он дает отрицательную оценку всего происходящего в 20-е годы в налоговой сфере. По мнению автора с самого своего появления продналог носил ярко выраженный классовый характер; регламентация развития крестьянских хозяйств была большей, чем в городе; право вносить налог в денежной форме было введено слишком поздно; сама система добилась только того, что крестьянину было выгодно быть бедным. Результатом такой налоговой политики стала принудительная коллективизация, голод и депортация населения. И все-таки, исследование Серпинского открыло ряд новых подходов, и, что не мало важно, сломало ряд стереотипных представлений.

Влияние налогов на восстановление отечественной промышленности в годы нэпа получило свое освещение в двух монографиях Лютова4, он обращает внимание на такой немаловажный момент, как налоги с рабочих и служащих частных предприятий. По мнению Лютова, эта категория наряду с предпринимателями оказалась в роли жертв налоговой системы. Тема налогов в деревне была продолжена в 1995-1999 гг. О.В. Плехановой5. Автор исходит из положения, что в условиях

1 Кутьина Г. А. Становление советской налоговой системы в период нэпа. Автореф. дне. ... канд. юрид наук. М, 1990

2 Демчнк ЕВ Частный капитал города 1927-1930 гг. Вытеснение или ликвидация (к изучению нэпа) // Вестник ЛГУ Серия История. Языкознание. Литературоведение. 1990. Вып. 1. С. 17-22. Он же. Частный капитал и налоговая политика советского государства в конце 20-х годов (на материалах Сибири) // Томский университет Проблемная научно - исследовательская лаборатория истории, археологии, этнографии Сибири Труды Вып 2 Томск, 1994 С 147-155

3 Серпинский Л Н НЭП практика налогообложения крестьянства // Вестник МГУ Серия экономика 1993 № 5. С 39-49

4 Лютов Л Н Частная промышленность в годы нэпа (1921-1929 гг .). Саратов 1994 , Государственная промышленность в годы нэпа (1921-1929 гг ) Саратов, 1996

5 Плеханова О В Усиление прогрессивно-подоходною обложения и налоговые перегибы в рязанской деревне в конце 20-х годов // Из прошлого и настоящего Рязанского края. Рязань. 1995. С. 111-119; Налоговая политика Советского государства в деревне в 1925-1929 гг. и ее осуществление в Московской, Рязанской, Тульской губерниях Автореф дне ... канд ист наук. Курск, 1997 ; Налогообложение в деревне: практика и уроки (по материалам Московской, Рязанской, Тульской губернии 20-х годов) // Отечественная история: люди, события, мысль Рязань 1998 С 148 162; Налоговая политика в деревне и развитие сельского хозяйства Рязанской iy бсрнии в середине 20 х годов // Из истории России: идеи, суждения, опыт Рязань 1998 С КМ» 116, Нсзсмлс

10

командно-административной системы, обострения внутрипартийной борьбы, налогообложение в деревне становиться одним и ч пу/сй получения среде! и необходимых для создания в стране крупной промышленной индустриализации.

Итак, 1990 е годы можно с уверенностью назвать началом ломки усюяв-шихся стереотипов, с одной стороны, и складывания новых с другой Гак, в начале 90 х годов в научной среде становится популярна идея о глобальном влиянии политики «военного коммунизма» на всю последующую историю, особенно связанную с именем Сталина, относительно интересующего автора диссертации периода- это вторая половина 20-х годов. Свобода доступа к любым архивным материалам позволила целому ряду ученых дать более объективную оценку событиям шестидесятилетней давности. Происходит отказ от целого ряда стереотипов (по ложительной оценке всех налоговых мероприятий советской власти) Однако ис следования в большинстве случаев основываются на критике официальной позиции. И придерживаются традиционной тематики, наибольшей популярностью пользуется история налогообложения в деревне.

Для западной историографии также характерно складывание стереотипных оценок мероприятий советской власти, в том числе в области налогов На формирование стереотипов оказала влияние точка зрения экономистов - эмигрантов, чья позиция подверглась критике в советской России В их число входили: С Проко-пович, Пумпянский, Шерман и ряд других.1 Специфика исследований жономи-стов - эмигрантов в том, что их анализ основан на критике советской налоговой системы. В число основополагающих положений входили: хозяйственная тяжесть налогового обложения в годы нэпа, значительно больше, чем до Первой Мировой войны, эта тяжесть из года в год увеличивалась, плюс общая запутанность финансовых отношений легко превращали коммерческую промышленность в убыточную; боязнь возрождения русского национального капитала повлекла политику реквизиции торговых капиталов, при помощи налогового пресса, что придало торговой системе уродливые формы и спровоцировало катастрофическую эволюцию цен.

Западные ученые проявляли особый интерес к советской истории 20 х годов, что обусловило появление обширной литературы как по политической истории, таки по социально-экономической, большая часть которой так и осталась непереведенной. Только исследования отдельных крупных зарубежных историков были опубликованы: Э. Карра, Дэвиса, Пайпса, Мерля, Льюиса 2

дельческие крестьянские доходы московских, ряшнских. 1>льски\ деревень и единый ссльскохо twite luciuibiii налог во второй половине 20-х годов // Сельская Россия прошлое н настоящее Доклады и сообщения 7 научно-практической конференции. Тула. Ноябрь 1999. М, 1999. С 97-98

1 Прокоповнч С. Что дал России НЭП; Пумпянский Л. Организация и работа советских трестов, Шерман С Внутренний рынок и торговый бит Советской России // НЭП: взгляд со стороны (работы русских экономистов-эмигрантов) М., 1991.

3 Карр Э. История Советской России. Книга 1. Т. 1,2. М. 1990; Дзвис Р Развитие советского общества в 20 с годы N проблема альтернативы//Россия в XX веке Историки миря спорят М.. 1994 С 311 119; Найме Р Рос-

В целом, зарубежная историография, посвященная 20-м годам XX столетия, весьма обширна Многие историки профессионалы подходят комплексно к изучению проблем экономики, социальной полигики, поэтому гак или иначе, затрагивают вопросы обложения Специфика и их исследований в том, что авторы официально не ограниченные идеологическими рамками, но и зависимости от времени выхода книги, советская экономика получала сдержанную оценку или резко отрицательную. Многим зарубежным исследователям, были мало доступны архипныс материалы, поэтому в большинстве своем все выводы основаны гга опубликованных источниках (печать, законы, стенограммы и т гг.), у целого ряда исследователей отмечены дискуссионные моменты между экономистами, наркоматами, политиками. Платежи рассматривались как экономическая категория, критиковалось стремление советского аппарата, предать ей классовый характер, эта тенденция в крайней своей форме нашла отражение в трудах Мерля., вообще отрицающею классовую роль налогов. Для зарубежных, впрочем, как и для отечественных историков, характерно проявление большего интереса к проблемам обложеггия деревни.

Итак, подводя итоги изучению проблем прямого налогообложения в 1920 е годы, необходимо отметить ряд существенных характеристик, свойственных как отечественной, так и зарубежной историографии: 1) заметное влияние на творчество ученых оказали стереотипные оценки; 2) исследователи уделяли больше внимания глобальным проблемам экономики и политики, прямые налоги рассматривались как важная составная часть того или иного процесса; 3) приоритет в изучении налогообложения был отдан деревне и платежам с крестьянского населения город и городские слои, интересовали ученых исключительно в ракурсе проблем вытеснения частника из советской экономики.

Таким образом, до настоящего времени отсутствует обобщающий труд, раскрывающий в комплексе опыт развития системы прямою обложения в 1920 е годы.

Объектом исследования - являются прямые налоги как составная часть экономического функционирования государства.

Предмет исследования - составляет изучение истории процесса поиска оптимального варианта налогообложения, его фискального и социального значения

Цель диссертации - исследовать историю формирования системы прямого налогообложения и ее влияние на экономическое и социальное развитие страны в 1920 е годы

сия при большевиках. М 1997; Мерль Ш. Аграрный рынок и новая экономическая политика Зарождение государственного управления сельским хозяйством в Советском Союзе 1925-1928 гт Вена 1981 / Реферат Современные концепции аграрного развития. Теоретический семинар //Огечсст венная история 1995 Nv 1 С 101 135; Льюис Э. Введение новых форм экономических отношений в Саратовской губернии (19211921 гг.) // История России: диалог Российских и американских историков. Саратов, 1994. С 109-119.

В этой связи в задачи исследования входит: рассмотреть процесс складывания основ системы прямого обложения с момента ввода продналога в 192 1 голу до конца 20-х годов; определить основные дискуссионные моменты в процессе ут-верждения декретов и положений о государственных прямых платежах; рассмотреть широкий круг проблем, связанных с приданием прямым налогам классового характера и споров вокруг этого между экономистами и политиками, определить соотношение фискальных и социальных компонентов в построении прямых налогов и их влияние на развитие отраслей народного хозяйства советскою государства.

Хронологические рамки диссертации охватывают период 20 х годов XX века, конкретнее с 1921 по 1929 годы. 1921 г. стал отправной точкой новой экономической политики, и ознаменовал себя, после полной отмены в 1920 году денежных налогов, вводом первого положения о прямом налоге (продналоге) С этого .декрета начинает складываться система прямого обложения, процесс формирования продолжался вплоть до 1929 года. К концу 1929 г. целый ряд сложившихся специфических характеристик обложения стал причиной налоговых реформ начала 30-х годов, содержанием которой стала ломка основ системы 20 х годов. Таким образом, 1921-1929 гг. время существования и функционирования налою вой системы новой экономической политики, от которой отказались в связи с «вступлением СССР в стадию развернутого социалистического строительства»

Территориальные рамки исследования - в диссертации рассматриваются общие тенденции развития системы обложения и выработка политики государства в этой области, дается общая оценка результатов и последствий этой политики Специально, задача исследования процесса налогообложения в отдельных per ионах не ставиться. Тем не менее, в ходе изучения результатов и последствий этой политики к исследованию были привлечены материалы по Центральггой части Российской Федерации, а так же фактические данные по другим per ионам в границах СССР тех лет, так как политика советского правительства в области налогов распространялась на всю территорию.

Методологическая база включает в себя принципы научной объективности и историзма, которые требуют анализировать всю совокупность фактов В работе использованы общенаучные (исторический, логический и метод классификации) и специально-исторические методы (сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, структурно-системный), а так же методы, позаимствованные из других наук (статистики, экономики). Это позволило показать роль прямых налогов в экономике страны, дать качественные и количественные характеристики отдельных видов платежей.

Научная новизна - диссертации состоит в том, что в ней на осггове анализа широкого круга источников впервые проведено комплексное исследование системы прямого обложения на всем протяжении 20-х годов, рассматривается содер-

жание и ход дискуссий между заинтересованными ведомствами, представлены все предлагаемые в процессе обсуждений проекты новых декретов о налогах и по унификации действующих, показаны дискуссионные моменты в обсуждении социальной роли налогов в 20-е годы, дана оценка влиянию прямых налогов на развитие экономики в целом, отношения между городом и деревней, роль платежей в хозяйстве плательщиков; характеристика структуры налогового аппарата, форм и методов проведения им налоговой практики, квалификации налоговых работников; проанализировано соотношение фискальных и социальных компонентов в построении прямых налогов на всем протяжении 20-х годов.

На защиту выносятся: проблема становления системы прямого налогообложения в условиях противоречивого периода 20-х годов; взаимоотношение государственных и экономических интересов в сфере построения налогов, эффективность проводимой политики в области прямого обложения, соотношение социальных и фискальных компонентов в построении системы в первой и второй половине 20-х годов.

Апробация работы. Основные материалы исследования были изложены на научных конференциях Ивановского государственного университета в 1998-2000 гг. и отражены в пяти публикациях общим объемом 2,5 п.л. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры новейшей отечественной истории Ивановского государственного университета.

Научно-практическое значение диссертации. Комплексный анализ опыта налогообложения первых лет советской власти способствует пониманию современных процессов в налоговой области и позволяет по-новому взглянуть на ряд традиционных оценок налогового опыта 1920-х годов, может быть полезен практикам и теоретикам налогового дела при подготовке налоговых реформ на современном этапе.

Исследование может быть использовано для создания обобщающих трудов исторической тематики (история нэпа, крестьянства, городских слоев населения, экономики, бюджетных отношений) и экономической при составлении учебных пособий, курсов лекций и специальных курсов по истории налогов.

Источники исследования. Основу диссертации составил комплекс источников, который можно разделить на 6 групп по их происхождению и функциональной принадлежности: 1) законодательный материал; 2) партийные документы и материалы сьсчдои и конференций (аеиограммы и протоколы заседаний партийных конференций, пленумов, резолюции ЦК); 3) материалы отраслевых конференций и совещаний, тексты выступлений докладов руководителей страны, экономистов, руководителей и сотрудников НКФ, ВСНХ, НКЗ и других органов власти; 4) письма крестьян в газеты и высшие органы власти о налогообложении; 5) статистические материалы; 6) периодические издания (газеты, журналы, еженедельники).

К первой fpymie источников относятся законодательные материалы лекре ты и постановления СНК, ЦИК о вводе в дейс/вие того или иною мало/а ;ю,жжения о государственных налогах, инструкции, циркуляры. В законодательных актах определялись: основная цель принятия налога, указывался срок начала действии постановления, субъекты и объекты платежа, размер выплат, MCI од и исчисления налога, лица, ответственные за своевременный сбор налога, меры наказания за не соблюдение правил обложения. Практиковался выпуск секретных циркуляров, где находили свое отражение действительные цели правительственных органов, часто содержались рекомендации к выявлению нарушителей и меры борьбы с недоимщиками.

Законодательные материалы в основном опубликованы в специализирован ных сборниках. «Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства» за 1920-1929 гг., «Вестник ЦИК СССР», помимо законодательных актов, содержит инструктивные статьи работников НКФ, сводки о состоянии финал сов по областям. С июня 1925 года стал выходить «Бюллетень финансового и хозяйственного законодательства». В этом сборнике в систематизированном виде собраны все налоговые распоряжения и постановления, имеющие всесоюзное и ведомственное значение. Текущие законопроекты печатались в официальном отделе газеты «Известия», законопроекты регламентирующие производство сельского хозяйства, печатались в газете «Беднота» с комментариями.

Внутриведомственные распоряжения, циркуляры отложились и в архивах государственном архиве Российской Федерации (далее: Г АРФ) в фондах СНК СССР, ЦИК СССР; в Российском государственном архиве экономики (далее РГАЭ) в фондах НКФ, НКЗ, НКП; В Ивановском государственном архиве в фонде финансового отдела Иваново-Вознесенского губернского исполнительного комитета.

В число партийных документов и материалов съездов, пленумов и ведомственных конференций вошли стенограммы заседаний, опубликованные как в 20 х годах, так и позднее. Материалы партийных съездов и пленумов почерпнуты из общеизвестного издания «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК» (тома 2-5), стенографических отчетов конференций и съездов ВКП/б/, опубликованные в издательстве «Политическая литература» в 60 е годы (9-12 съезд РКП/б/, 15 съезд ВКП/б/ и 16 конференция ВКП/б/). Помимо этого отчеты о съездах и конференциях в сокращенном виде печатались в rajeie «Известия».

Материалы ведомственных съездов, тематических конференций и совещаний (по сельхозналогу, проблемам торговли) публиковались в виде стенофафиче-ских отчетов (конференция финотделов отчеты за 1919, 1921, 1922 годы, отчет о Всероссийском съезде финансовых работников 1922 года, Всесоюзном финансовом совещании 1924 г., 1925 г., совещание уиолнаркомфинов апрель 1923 i , Ike-

15

союзное совещание по сельскохозяйственному налогу при НКФ СССР 1928г., 1929 i ) CiciioipaMMM совещаний, где обсуждались юкущис проблемы пакхопо ложения, структура аппарата, доклады инспекторов РКИ по обследованию порядка взимания тех или иных налогов и ряд других интересных сведений о ставках налогов, не в полном объеме сохранились в фондах РКИ (ГАРФ) и фондах НКФ и НКЗ(РГАЭ)

Письма крестьян являются интересным источником, так как содержа! жалобы на несправедливое обложение или неправильные действия местных властей, предложения по унификации системы и о необходимых переменах в государстве Используемые в исследовании письма были взяты из опубликованного издательством РОССПЭН сборника «Письма во власть 1917-1927 гг. Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и большевистским вождям», и в фонде «Крестьянская газета» (РГАЭ). Письма крестьян о налогах, опубликованные в сборнике, не многочисленны, представлены не за весь период. В фонде «Крестьянской газеты» хранятся все письма, поступавшие в редакцию, они систематизированы в хронологическом порядке по темам (налоги, самообложение, землепользование и т.п.). Автором диссертации были проанализированы подборки писем, поступившие в редакцию после крупных налоговых реформ или в периоды наибольшего напряжения отношений в стране между властью и крестьянами (1921 1922гг., 1928-1929 гг.).

К статистическим материалам в первую очередь относятся росписи доходов и расходов государственного бюджета СССР. Эти данные опубликованы во многих изданиях: «Исполнение единого государственного бюджета за 1925/1926 бюджетный год, 1926/1927 б.г., 1928/1929 б.г и «Статистический ежегодник НКФ СССР» за 1923/1924, 1924/1925, 1925/1926, 1926/1927 годы. Для сравнения можно пользоваться цифрами, опубликованными в периодической печати, а также в журналах «Вестник финансов», «Финансы и народное хозяйство», «Плановое хозяйство» и др.

Статистика недоимок по налогам, носит отрывочный характер, встречается в отдельных статьях, наиболее систематизировано представлена в отче i ах I осма-лога НКФ (РГАЭ), однако данные, как отмечали сами авторы отчетов, не полные Анализ этих показателей позволяет проследить лишь общую тенденцию недои-мочности по видам налогов.

Данные об обложении отдельных категорий населения, как в городе, так и в деревне, особенно в первые годы нэпа, также разрознены Частично их можно найти в РГАЭ в фондах НКФ, НКЗ, в публикациях экономистов, причем подсчеты проводились авторами самостоятельно, в официальной хронике в периодической печати.

Большой статистический материал содержится в ведомственных журналах где регулярно публиковались сводки о числе выданных натешов но разрядам

16

предприятий, о суммах уплаченных по категориям подоходного обложения. Эти данные также демонстрируют общую тенденцию, и не являются абсолютно достоверными.

В целом весь статистический материал носит условный характер, апеллировать цифрами необходимо с большой осторожностью, сравнивать данные рашых источников. Статистический материал дает представление об общих тенденциях развития обложения и его тяжести

Среди огромного количества периодических изданий, выходивших и 20 с годы, наибольший интерес представляю! журналы «Пестик финансов» «Финан сы и народное хозяйство», «Народное хозяйство» (с 1923 г. «Социалистическое хозяйство»), «На аграрном фронте», «Плановое хозяйство» и газеты: «Экономическая жизнь», «Беднота», «Известия», «Торгово-промышленная газета», «Финансовая газета». Для такого источника как периодическая печать характерно обилие и разнообразие материала и авторов. Для исследователя сложность обработки информации заключается, прежде всего, в ее объеме. Так как для формирования более или менее полной картины в динамике развития, необходим просмотр нерио дики хотя бы за несколько лет, а желательно за весь изучаемый период. В силу этого автором диссертации были выбраны только несколько изданий. Критерий этого выбора несколько: доступность, полнота этой подписки; внимание к определенным изданиям других исследователей, желание в целях сравнения, ознакомиться с изданиями разных направлений (ведомственные и центральные, офици- I альные и относительно независимые).

Подводя итог обзору источниковой базы диссертации необходимо отметить ъ ряд особенностей архивного материала. (В работе были использованы материалы J ГАРФ (фондов НК РКИ, СНК СССР, СНК РСФСР, ЦИК СССР); РГАЭ (фондов НКФ СССР, НКЗ СССР, НКП РСФСР, НКП СССР и фонда редакции «Крестьянской газеты»)). 1) Материал по прямым налогам распылен по многим фондам, гак как налоговыми вопросами занималось одновременно несколько наркоматов

2) Информация носит отрывочный характер, представлена не за весь период

3) В сохранившихся сводках о поступлении платежей практически отсутствую-! сводные таблицы за год, поэтому приходиться много заниматься собственными подсчетами. 4) Некоторые интересные сведения, например, о применении насильственных мер изъятия платежей, единичны, есть только за один год, месяц или содержат сведения от небольшого числа губерний и т.п., т.е. исследователю практически невозможно проследить динамику явления, хотя бы за один два года 5) Архивных материалов больше сохранилось за вторую половину двадцатых ю дов. 6) Ведомственный подбор статистики, других данных, т.е. в зависимости oi заказчика (НКФ, НКЗ или НК РКИ), и его взгляда на тот или иной налог производились обследования, подбирались данные

17

Итак, в диссертации используются источники разные по степени достоверности, глубине и широте содержащегося в них материала. Поэтому в ходе исследования применялся критический, сравнительный анализ различных ipyrm и комплексное их использование.

Структура диссертации. Работа сое гот из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка источников и литературы.

II. Основное содержание диссертации.

Во введении обоснована актуальность темы, историография проблемы, определены объект и предмет исследования, территориальные и хронологические рамки, обозначены цель, задачи и положения, выносимые на защиту, дана характеристика методологической и источниковедческой базы.

В первой главе «Становление структуры прямого налогообложения в первой половине 20-годов» дана характеристика процесса формирования системы прямых налогов с момента ввода продуктового налога в марте 1921 г. до реформы сельхозналога в 1925/1926 х.г., анализируется содержание дискуссий о налогах, рассматривается процесс восстановления и комплектации налогового аппарата.

Обзор положения в налоговой сфере до начала 1921 г. показал, что система прямых налогов к этому времени почти полностью распалась (на местах налоги не собирались и не поступали в бюджет), налоговый аппарат был практически расформирован. Логичным завершением сложившейся ситуации стало приостановление НКФ в феврале 1921 г. сбора денежных прямых налогов на всей территории государства.

Позиция СНК в отношении будущего налогов определилась только в феврале 1921 г., когда было решено заменить продразверстку продналогом. Па X съезде партии это решение было оформлено постановлением. В среднем нормы обложения были снижены в 1,9 раза, однако для отдельных районов и конкретных крестьянских хозяйств налог был тяжел, нередки были случаи превышения ставок налога над разверсткой. Причины тяжести продналога в неравномерном распределении заданий по районам, в неосведомленности центра о состоянии дел на местах, в насущной потребности государства в продуктах и средствах. В этот период времени продналог являлся главным источником доходов государства, его доля в бюджете составляла более 50 % от всех поступлений в казну. Однако первоначальное назначение по iiajioiy пришлось спиши», но и л о шдание не было выполнено (небольшое превышение выполнения над заданием было только в 4 районах Крыму, Ярославской области, Нижеюродской, Воронежской губерниях).1

1 РГА'З.Ф. 77 Г» Он I Д 5419 Л \2

18

Проект продналога, но сути, был компиляцией натурального налога 1918 i продразверстки и частично взя! w\ проекта единою подоходно-поимущественною налога и предложений, поступавших во ВЦИК и СНК от крестьян Основными дефинициями натурналога были множественность платежей (18 продуктовых и сырьевых налогов), объектов учета (посев, пашня, скот, едоки и г п.) и примитивный характер (под обложение попадали только те элементы крестьянского хозяйства, которые легко было сосчитать). Переход к взиманию продуктового налога положил начало изменениям в экономическом курсе правительства и процессу складывания системы прямою обложения.

Задача денежных налогов в это время заключалась в возмещении бюджету потерь не только от отмены продразверстки, но и от денежной эмиссии. Обстановка в стране диктовала необходимость учета и регулирования денежной массы и свободного оборота. Эту роль взял на себя промысловый налог - первый денежный налог и второй, принятый в условиях новой экономической политики Слрук-тура нового налога была позаимствована из положения о промысловом обложении царского правительства. НКФ внес свои коррективы в определение круга плательщиков, признаки обложения и разбивку предприятий на разряды Это заимствование освободило НКФ от объемной предварительной работы и позволило довольно оперативно опубликовать новый декрет. Новый денежный налог «акже как и натуральный продуктовый налог на сельское хозяйство характеризовался мно жественностью платежей (патентный и уравнительный сборы) и запутанностью учета объектов обложения. К недостаткам постановления относилось и малое число введенных разрядов, что позволяло значительной части потенциальных плательщиков, избежать платежа. Изымаемый при помощи налога средства, правительство, помимо покрытия расходов на его сбор, направляло на развитие и поддержку национализированных предприятий. Промысловый налог косвенным обра зон влиял на эмиссию, так как изымал из обращения денежные средства.

Итогом налоговой политики правительства в 1921 г. стало законодательное оформление основ налоговой системы новой экономической политики, сложилась структура налогового аппарата. В ведение НКФ входил сбор денежных платежей (промысловый и множество местных сборов). НКП осуществлял надзор за сбором натуральных налогов, а НКТруд, в лице подотдела по трудгужналогу занимался учетом выполнения крестьянами государственной трудовой повинности Помимо этого административный контроль за сбором всех налогов осуществляли советские исполнительные органы и революционные трибуналы. Факт привлечения воинских частей в качестве гарантов сбора налога свидетельствовал о сохранении специфических черт времен «военного коммунизма», когда все проблемы решались в первую очередь силовыми методами.

В начале 1922 г. происходит первая дискуссия о струю у ре налога с крестьян в условиях новой экономической политики. В ходе дискуссии определились ос-

новные участники этой и последующих дискуссий (НКФ, НЮ, ilKli, ('ilk и oi-дельные жономисгы, сотрудники тех или иных наркоматов), суть прс;иа; аемы^ проектов (обложение чистого дохода, приближение к подоходному обложению. земельная рента), приоритеты государства (явное предпочтение принципу подо-ходности, который отвечал классовым интересам советского правительства) Итогом дискуссии стал декрет о едином натуральном налоге, он мало что изменил. обложение осталось примитивным, сумма налога по-прежнему определялась директивно и* центра Натуральная форма сельскохозяйственного налога, лаже сведенная к единому платежу, уже с середины 1922 г. не соответствовала установившимся экономическим отношениям. Однако правительство пыталось заинтересовать производителя в увеличении своего хозяйства, размер налога не зависел от социальной принадлежности плательщика, проводились льготы, в том числе и для старательных (зажиточных) крестьян

В 1922г. стали давать результаты изменения в экономическом развитии. правительство приравняло государственные национализированные предприятия ь податных обязанностях к частным. Это значительно расширило круг плательщиков промыслового налога. Государство, ссылаясь на увеличение доходов частного сектора, обратилось к социальной функции налогов. Первым шагом в этом направлении стало дополнительное обложение торговли и производства предметами роскоши, далее НКФ было предъявлено требование рассмотреть вопрос о подоходном налоге. Для ввода этого платежа не было ни экономических, ни социальных, ни организационных оснований. НКФ и налоговому аппарату подоходный налог был буквально навязан.

Подводя итоги налоговой политике 1922 г., необходимо отметить ряд важных моментов. СНК и ВЦИК наглядно продемонстрировали НКФ и налоговом) аппарату, что государство, прежде всего, преследует свои интересы Развитие сие темы прямого обложения пошло по экстенсивному пути, т.е. вместо того, чтоб унифицировать уже существующие платежи, традиционной становиться практика принятия новых и увеличение ставок уже существующих платежей. Техника организации налогового дела перешла в разряд второстепенных задач. Не был готов к полноценной унификации системы обложения и неукомплектованный кадрами налоговый аппарат. Поэтому план фактического сбора налогов был выполнен только на 80 %. Хотя общая сумма прямых налогов в бюджете в 1922/1923 хозяйственном году значительно увеличилась и составила 106 524 653 рубля в золотом исчислении.1 В 1922 г. налоговая система советского государства по сути не являлась системой. Это был набор ничем не связанных платежей (ни общей идеей, ни органом сбора), разных по форме, назначению и характеру (денежные налоги, на

1 Государственные и местные налоги и доходы за 1922-1923 бюджетный год. Статистический сборник Но данным учета Госналога НКФ М 1924. Отдел I. Раздел А Таблица П. С 7

20

туральные и чрезвычайные). Единственным объединяющим звеном для всех податей были: примитивный характер и множественность основных платежей

В центре внимания НКФ весь 1923 г находилась проблема рационализации обложения и предания ей более стройной формы. В ходе преобразований было сокращено количество государственных налогов (трудгужналог, налог с лиц, получающих высокую заработную плату, об QIC граждане кие налоги на воспособление сельскому хозяйству и в помощь голодающим) и местных, в частности самый обременительный квартирный налог. Теперь в числе основных прямых налогов остались: сельскохозяйственный налог, промысловый налог, подоходный налог с государственных предприятий, подоходно-поимущественный налог, ряд местных налогов Уменьшение количества налогов происходило на фоне увеличения раз меров ставок во всех платежах и расширения круга плательщиков. Принятию каждого декрета предшествовало обсуждение в НКФ. Тенденция роста поступлений за счет увеличения ставок, не связанного с экономическим ростом, и расширение круга плательщиков носила временный характер, так уже к концу 1923 г к тем или иным платежам были привлечены практически все категории населения. В целом с 1923 г. налоги принимают вид системы. С этого времени споры вокруг социального назначения налогов принимают более острую форму. Речь идет не о системе в целом, а о социальной роли каждого платежа в отдельности. Широкая система льгот становиться характерной чертой налоговой политики. Единая система прямого обложения начала оформляться одновременно с развитием классового принципа в обложении. В 1923 г. только деревенское население облагалось на общих основаниях. Сбор налогов с этого года сосредоточился в НКФ, практически ушли в прошлое натуральные платежи, появился объединяющий принцип всеобщности, и относительно стабильный перечень основных прямых платежей

В 1924 году продолжилось совершенствование налоговой системы Вес платежи стали поступать в денежной форме и исчисляться в твердой валюте. Одновременно с этими процессами шло постепенное нарастание кризисных явлений в налоговой системе. Первым симптомом, стало обращение к практике обложения начала 20-х годов (ввод единовременного общегражданского налога на нужды населения, пострадавшего от неурожая). На XIII съезде партии в мае 1924 г о налогах говорили исключительно как об орудии социальной политики. С этого времени ставки единого сельскохозяйственного налога стали строить по социальному принципу, о поощрении старательных крестьян на государственном уровне уже никто не говорил. Однако эта практика еще не стала определяющей, в целом сохранилось общее бережное отношение к крестьянам. В городе самым стабильным был промысловый налог, самым обременительным подоходный. В 1924 г. и в том и в другом платежах были повышены ставки и общесоюзное задание по сбору Увеличение размеров налога, не могло происходить до бесконечности Обременительность и неустойчивость платежей голкали частника к спекулятивной торговле.

21

переходу на валютный рынок - все это сказывалось на устойчивости рубля и фис кальном результате прямых платежей.

К концу 1925 г структуру системы прямою обложения определяли: единый сельскохозяйственный налог, подоходный налог, промысловый налог и местные налоги. К числу второстепенных платежей относились: самообложение, налог с лиц, зачисленных в тыловое ополчение и налог на строительство рабочих жилищ

В ходе исследования выяснилось, что в первой половине 20-х гг. прямое обложение определяли множественность и приоритет государственных интересов над возможностями налоговою аппарата. Практически все предложения и проекты экономистов и сотрудников НКФ в этот период были или отвергнуты, или из них брались отдельные, не принципиальные положения, касающиеся того или иного элемента налога. Еще одной характерной чертой прямого обложения и в какой-то степени достижением этого периода являлась всеобщность, что в первую очередь объяснялось потребностью государства в денежных средствах.

В рассматриваемый период пока преобладающим была умеренная позиция, что было продиктовано чисто экономическими соображениями (неразвитый товарооборот, неустойчивый рынок, эмиссия, социальная напряженность в обществе) Для введения цивилизованных форм обложения лребовался опыт, которою больше всего не доставало. Необходим был гибкий аппарат и четкая система учет Период до 1926 г. рассматривался как подготовительный. На этой позиции стоял и нарком финансов Г.Я. Сокольников, что определяло ход налоговой политики.

Итак, прямые налоги решали две задачи: фискальную и социальную. В первой половине 20-х годов правительство отдавало предпочтение фискальной функции. Социальная сторона обложения еще только начала оформляться (через введение классовых прямых налогов, отказе от целого ряда льгот частному сектору и старательным крестьянам и протекционистская практика в отношении государственного сектора). И к 1926 г. были созданы все условия: экономические (подъем государственного сектора; политические (осознание устойчивости социалистического строя в СССР); социальные (продолжающаяся дифференциация населения); налоговые (наличие трудоспособного аппарата и системы классовых прямых налогов) для эволюции ее в социальную.

Во второй главе-«Система прямого налогообложения во второй половине 20-х годов» рассматриваются эволюция структуры прямых налогов в условиях развертывания «социалистической реконструкции» и использование правительством налогов в социальной и экономической политике В главе отмечается, что налоги в новых условиях должны были стать важным источником накопления, с их помощью перераспределяли средства в государственном бюджете между различными отраслями народного хозяйства.

1926 i. но i рад и ции начался с дискуссии о новом положении о сельхозналоге. Содержание дискуссии определялось двумя основными проблемами: общей, о

22

границах обложения сельского хозяйства вообще, и частными вопросами оо унификации су шест вуюшег о положения ('о ь'юрой половины 20 х юдов я'ынг.жче ские споры перешли в ранг политических дискуссий, коюрые особо острый харак тер принимали во время партийных съездов, конференций Всею оформилось гри взгляда на путь и темп развития индустриализации «аграрный», «индусгриалис! ческий», «сверхиндустриалистический». Официально признанным считался «ин дустриалистический». В зависимости от того, какой точки зрения придерживалось руководство тою или иного наркомата были предложены проекты положения о сельхозналоге на 1926/1927 х.г. (ИКФ, НКЗ, Госплана, и профессора Преображенского) Вариант НЮ не предусматривал классовою подхода к налогу и был отвергнут, проект Госплана предполагал здоровое накопление в ча стном хозяйстве, тоже был отвергнут, профессор Преображенский будущее налога в деревне видел в двойном обложении зажиточных крестьян, на данный момет времени это также не устраивало правительство Законом стал проект ПКФ, он не вносил принципиальных изменений в систему обложения деревни, все поправки касались общего усиления тяжести налога для крестьян за счет привлечения к об ложению ранее не учитываемых источников дохода. Одновременно с утверждены ем нового положения о сельхозналоге ЦИК и СНК предложили усилить репрессивные меры в отношении неплательщиков, в том числе предусматривающие уголовную ответственность для тех, кто не уплатил налогов в один из сроков Проведение классового принципа обложения деревни было осложнено тем, что деление хозяйств на государственные и частные не оправдывало себя, так как доля совет ских и коллективных хозяйств была слишком мала в сравнении с другой кагегори ей, а разделение на бедняков, середняков и кулаков носило субъективный характер, так как проводилось налоговыми комиссиями, которые состояли из тех же крестьян. Поэтому классовый подход к обложению в деревне проводился через систему льгот коллективным хозяйствам, освобождение от обложения бедноты и через поощрение наемного труда с одной стороны и наказание повышенными ставками налога тех, кто его применял.

В городе методы налоговой политики оказались наиболее доступны государственному аппарату для смягчения «товарного голода». СТО и административно-финансовая комиссия поручили НКФ разработать и внести законопроект о дополнительном обложении предпринимателей, НКФ заявил протест на это реше ние, в результате Сокольников был снят с должности наркома. С злою времени начинается налоговый прессинг в отношении частника. В 1926 г налоговая система пополнилась временным налогом на сверхприбыль, который являлся классовым платежом и практически не приносил дохода в бюджет. Изменения в промысловом, подоходном налогах не облегчали работы податного аппарата, но значительно повысили тяжесть обложения основной группы плательщиков. 1 осударст-во, стремясь к максимальному изъятию средств, шло на нарушение принципа все-

23

общности и справедливости. Увеличение общего числа налогов не приносило желаемого фискального результата, лак как основной налоговый нажим приходился на малочисленную ipynny плательщиков, представителей частного сен юра Целый ряд изменений, внесенных в налоговое законодательство на протяжении 1926 г с официальной точки зрения были следствием активизации частного каптала, а с экономической, рост цен, спекуляции, укрывательство доходов частным сект ром были не причиной, а следствием действующего налогового законодательства

В 1927 г. позиция государства в отношении частного сектора не была однозначной. Ряд политических деятелей отмечали, что частный капитал необходимо привлекать в те отрасли, где его деятельность можно было контролировать Однако на практике частные предприятия с 1926 г. на государственном уровне льгот не получали, хотя на местах эта практика еще имела место. В разработке всесоюзного законодательства наблюдается совсем другая тенденция, ожесточается практика взимания налогов не только в отношении крупных предпринимателей, но с 1927 г и для мелких полукапиталистических предпринимателей. К концу года капиталистическая группа стала выплачивать государству часть дохода, которая не только превышала ее долю в населении, но и была больше ее доли в доходах. Прямым следствием данной политики было сокращение числа частных предприятий, тор говых оборотов и объема продукции, что вело к ее удорожанию с одной стороны, и к дефициту с другой. Сокращение налоговой базы прямых платежей вело к росту недоимочное(tm) и недопоступлений в бюджет по этой статье дохода, фискальная роль прямых налогов на протяжении второй половины 20-х годов падает, на первый план выходит социальная функция

С 1927 г. подобные процессы проходят и в деревне: усиливается прогрессия, общая тяжесть налога, самообложение приобретает налоговый характер, ориентированный на верхушку деревни. В течении 1927 г. структура прямого обложения не претерпела принципиального изменения. Поправки, которые вносили в законодательство, носили частный характер и вели к усилению обложения представителей частного сектора и предприятий, которыми они владели. Таким образом, к окончанию года система прямых налогов в целом сформировалась, и на данный период времени приняла более или менее устойчивую форму. Ее основной характеристикой, связующей идеей с этого времени становится незамаскированный классовый подход, который находил свое отражение как в несущественных деталях, например размер штрафа за неподачу декларации, или начисление пени за недоимку. Так и в принципиальных вопросах (размер налога, определение дохода, сроки уплаты и т.п.), в практике начисления и организации техники сбора (недоверие к частнику, протекционизм по отношению к государственным предприятиям, рабочим и служащим), социальная функция прямых налогов приняла форму мер «внеэкономической эксплуатации» в отношении частного сектора. Тяжесть прямого обложения перешла черту, когда подать берут без ущерба для экономических и

24

социальных отношений. Влияние налоговой системы приобрело преимущественно отрицательный характер, в отношении частного сектора и в силу слабого ра зви гия социалистического сектора и на общее развитие народного хозяйства

Вопросу о реформе обложения государственного сектора во второй половине 20-х годов предавалось все большее значение. Очень многими иризнаналось, что обобществленный сектор шрает доминирующую роль в экономике, а налою вая система ориентирована на частный сектор. Разрешить эту проблему пытались через унификацию системы льгот, однако радикально ничего не изменили лишь рекомендовали сократить их число НКФ союзных республик. Сложность решения этой проблемы заключалась в том, что классовый принцип должен был остаться незыблемым, ряд экономистов выход видели в отмене обложения государственных предприятий, однако правительство не пошло на эту меру, так как не хотело потерять поступления в бюджет от этой категории плательщиков. К обсуждению этого вопроса вернулись только в конце 20-х годов, когда в результате нивелировки доходов населения, сокращения частного сектора налоговый аппарат слал настаивать на проведении коренной налоговой реформы. Цель реконструкции, по замыслу НКФ, заключалась в перераспределении налогового бремени и приспособлении сборов к уровню обобществленного сектора. До конца 1929г. все зги предложения остались на бумаге.

1928-1929 гг. тенденции на усиление обложения частного сектора и протек ционизм в отношении государственного сохранили свое значение, и были усилены через ввод изменений в налоговое законодательство. С этого времени ;UIH налою вых органов не существовало запретов при сборе сведений о частном каптале (для них были аннулированы секреты банковских счетов, переписки, посылок и др.), закрытие предприятия, или потеря источника дохода не могли стать причиной освобождения от уплаты налога. Очередное увеличение окладов всех прямых налогов и прогрессии привело к тому, что размер обложения владельцев и совладельцев предприятий стал равен получаемому ими доходу, а зачастую и превышал его. Существующая система прямого обложения перешла все пределы, у частника забирали все. Прямым следствием такого положения было массовое закрытие промышленных и торговых частных предприятий (в 1929 году реальное сокращение сети частника превысило бюджетные предположения в 2 раза) , разорение частных лиц, сокращение товарооборота и действующего производственного капитала, вытеснение частника как социального слоя из общества. Помимо этого ело жившаяся налоговая обстановка вызывала к жизни такие явления, как рост спекуляции, переход денежных средств на нелегальное положение, на черный рынок, в валютные вложения. Накопленные средства обрекались на домашнее хранение, т.е. абсолютно бесполезное для экономики страны. По сути, система сушествую-

1 РГАЭ Ф 7733 Оп 6 Д. 863 Л 118

щих платежей в городе потеряла статус налога, и стала конфискацией имущества, сбережений Правительство было вынуждено ноши на повышение тяжссж обло жения обобществленного сектора, и увеличение размеров косвенных налоюв. ко торые стали основным источником средств бюджета

В деревне с 1928 г. окончательно отказались от популистских, пропаганды стских мер, государство игнорировало потребности сельскою хозяйства, ужссто чение практики и увеличение объема обложения продолжались вопреки очевидному отрицательному влиянию налога на развитие экономики, в том числе сельского хозяйства. Если в первой половине 20 х годов, изменения в положение о сельскохозяйственном налоге вносили с целью улучшить ею, то с 1928 г цель вносимых поправок и исправлений была усилии» обложение

В экономике радикальная налоговая практика привела к массовому свертыванию сельскохозяйственного производства, падению его товарности, а в деревне дробление крестьянских хозяйств приобретает массовый характер. Но данным Госналога облагаемая площадь понизилась на 5 6%, общая сумма облагаемого дохода должна была повыситься на 7,8%, реально же она понизилась на 11 % ' Государство окончательно определилось в своем отношении к деревне, как к одному из важных источников средств для индустриализации, а к налогам как к «дани».

Налоги определяли для плательщиков широкий круг обязательств, не пре доставляя им традиционных прав, поэтому практика сбора податей была основана. на карательных мерах, полностью контролировалась государством, которое оставляло, за собой преимущественное право вносить изменения в законодательство в любое время, даже в разгар налоговой компании

Все это придает системе прямого обложения СССР во второй половине 20 х годов исключительный характер, а с точки зрения классовой политики совершен ный законченный вид, так как тот факт, что размер обложения был равен доходу плательщика, причем законодательно подтвержденный, делает ее уникальной и для мировой практики социально построенных налоговых систем.

В заключении подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы.

Прямые налоги с первых лет советской власти, являлись основой системы обложения в государстве. Однако в результате экономической политики периода «военного коммунизма» к началу 1921 г. налоговая система была полностью разрушена, а налоговый аппарат фактически распался. Поэтому с переходом к нэпу партийно-государственному аппарату пришлось заняться воссозданием налоговой системы Началом этой работы стало решение X съезда РКП/б/ о замене разверстки продналогом Продолжилась эта работа в течении всех 20 х годов

1 Г АРФ Ф 33 И> Оп 5 Д 91 Л 3 5, 39

Подводя обшие итоги развития системы прямого обложения периода новой экономической политики, в настоящей диссертации, среди обших харалчсричлик следует выделить: 1) Множественность платежей, количество, которых UMCCIC с местными налогами насчитывало более десятка, множественность объекта обложения, в число которых входили: земля, скот, предприятие, заведение, заработная luiaia, кшорары, доход, имущество и др. 2) Подвижноеп> налотж» (, j;iriM,;,,:;; тельства, структура платежа, размер ставок, круг, привлекаемых к нажну HJIL те ль щи ко в, мог меняться в течении одной налоговой компании несколько раз 3) Недоимочное гь по всем платежам и среди всех плательщиков. 4) Широкая сие тема льгот, как следствие, во-первых, социальной (протекционистской) пол тики государства, и, во-вторых, несовершенного налоговою законодательства. Стремление государства придать всем платежам социальный характер, исключили ети мулирующую роль налогов в экономике, и в целом отрицательно сказались на народном хозяйстве страны.

НКФ и существовавший при нем налоговый аппарат до 1926 г испытывали значительные затруднения в организации сбора налогов. Они неоднократно прел лагали свои проекты, основанные на собственных исследованиях, по рационализации обложения, которые отвергались правительством. Во второй половине 20 х годов НКФ практически перестает заниматься теоретической работ ой, и все свои усилия направляет на максимальный сбор налогов. Более того новые руководители НКФ не только придерживаются официальной позиции, но зачастую выступают инициатором повышения ставок, увеличения общих сумм налога

В целом, система прямого обложения в 20 е годы выполняла две основные функции социальную и фискальную. В первой половине 20-х годов преимущество отдавали значению налогов как источника доходов государства. Это способствовало развитию системы на принципах всеобщности обложения и стимулировало аппарат к унификации прямых платежей. Однако именно в первой половине 20 х годов была заложена основа к выходу со второй половины 20 х iодой на небыли план социального назначения прямых налогов, что в первую очередь сказалось на их поступлении в бюджет, нарушение социальной справедливости при обложении, застой в развитии системы. Это заставило правительство обратиться к увеличению косвенных налогов, которые ранее признавались социально несправедливыми и чуждыми природе советского строя. К концу 20 х годов косвенные налоги заняли ведущее мест среди государе!венных доходов, наибольший доход среди ни приносил акциз на спирт, что еще в начале 1918 г называли негативным пилением бюджета Российского государства до 1917 г.

Тем не менее, опыт налоговых исканий 20 х годов, включая и позитивные наработки, и грубейшие промахи могут послужить важным подспорьем в выработке оптимальной налоговой политики в современных условиях восстановления рыночной экономики в России.

опубликованы следующие

1. Прямое налогообложение и первой половине 20 х юдои и ею социальное назначение // Кооперация как компонент рыночных отношений. Проблемы теории и истории. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. ИвГУ. Иваново. 1997. (1,5 п.л.)

2. Система самообложения в 1924-1929 юлах // Проблема Отечественной и зарубежной истории. Тезисы докладов региональной научной конференции, посвященной 80-летию историческою факультета. ИьГУ. Иваново. 1998. (0,3 п.л.)

3. Классовый принцип в системе прямого обложения в 1926-1929 годах // ИвГУ. Юбилейный сборник тезисов статей молодых ученых. ИвГУ. Иваново. 1998. (0,1 п.л.)

4. Государственный налог на сверхприбыль в 1926-1929 гг.// Проблемы Отечественной и зарубежной истории. Тезисы докладов ежегодной научной конференции исторического факультета. ИвГУ. Иваново. 2000. (0,3 п.л.)

5. Единый натуральный налог (проекты). // В поисках истины. Духовные и идейные искания России XX века. Иваново. 2000. (0,3 п.л.)


Описание предмета: «Налоги и налогообложение»

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых отношений - это совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов РФ, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления. Порядок исчисления и взимания налогов определяет основные аспекты налогообложения.

Литература

  1. Т.В. Кушнаренко, Е.С. Цепилова. Бухгалтерский учет и контроль налогообложения в торговле. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 288 с.
  2. В.В. Лапин, Е.В. Дзюба, А.В. Кузьменко. Военная столица Российской Империи в фотографиях конца XIX - начала XX века. – М.: Лики России, 2010. – 232 с.
  3. О.В. Волох, Е.В. Безвиконная. Самоуправление в системе публичного управления в России. – М.: Логос, 2010. – 328 с.
  4. О.В. Волох, Е.В. Безвиконная. Самоуправление в системе публичного управления в России. – М.: Логос, 2010. – 0 с.
  5. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Считаем в пределах 10 весело. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2014. – 256 с.
  6. О.Л. Янушкявичене, Т.В. Комарова, Е.Ф. Теплова, Ю.С. Васечко. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Рабочая тетрадь к учебнику О. Н. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной, под редакцией И. В. Метлика, Е. Ф. Тепловой. – М.: Русское слово - учебник, 2014. – 104 с.
  7. О.В. Видякина, Е.М. Дмитриева. Система подготовки кадров для инновационной экономики России. – М.: Проспект, 2014. – 110 с.
  8. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Технология. 1 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой. – М.: Планета знаний, АСТ, Астрель, 2015. – 96 с.
  9. А.Е. Михалева, В.Ю. Панченко, И.В. Пикулева, А.М. Сабиров, А.В. Теплякова, Е.Эккерт. Страхование расходов на юридическую помощь. Сравнительно-правовое исследование. – М.: Проспект, 2016. – 80 с.
  10. Василенко Н.В., Морозова О.В., Яйленко Е.В. Знаменитые музеи Италии: шедевры живописи. Василенко Н. В., Морозова О. В., Яйленко Е. В. – М.: , 2016. –  с.
  11. Василенко Н.В.,Морозова О.В.,Яйленко Е.В. Знаменитые музеи Италии: шедевры живописи (шелк). Василенко Н.В.,Морозова О.В.,Яйленко Е.В. – М.: , 2016. –  с.
  12. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь к учебнику О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой. – М.: ДРОФА, Астрель, 2016. – 64 с.
  13. Юрьева Л.В., Долженкова Е.В., Казакова М. Управленческий учет затрат на промышленных предприятиях в условиях инновационной экономики. Монография. – М.: КноРус, 2017. – 296 с.
  14. Н.Ю. Горячева, С.В. Ларькина, Е.В. Насоновская. Английский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Н. Ю. Горячевой, С. В. Ларькиной, Е. В. Насоновской. – М.: Астрель,ДРОФА, 2017. – 80 с.
  15. О.В. Видякина, Е.М. Дмитриева. Система подготовки кадров для инновационной экономики России. – М.: Проспект, 2017. – 112 с.
  16. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Тесты по русскому языку. 3 класс. К учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой. – СПб.: Астрель, 2013. – 96 с.
  17. А.Е. Марон, С.В. Позойский, Е.А. Марон. Физика. Сборник вопросов и задач. 9 класс. Учебное пособие. К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник. – М.: ДРОФА, 2017. – 112 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Советская страна в 30-е годы
История Отечества
Реферат
13 стр.
Система косвенного налогообложения
Налогообложение
Диплом
100 стр.
Неоконсервативная модель общественных отношений. США в 1980-е годы
История Отечества
Реферат
18 стр.
Развитие СМИ России в 90-е годы
Реклама
Реферат
20 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
piehoney
Я хотела вас поблагодарить за то, что вы так мне помогли! защитилась на пять! без вас бы не смогла! спасибо огромное!